Лирджет 35
Лирджет 35/36 | |
---|---|
Приземление самолета Air Alliance Learjet 35 | |
Роль | Бизнес-джет |
Производитель | Лирджет |
Первый полет | 22 августа 1973 г. |
Статус | Оперативный |
Произведено | 1973–1994 |
Количество построенных | 738 |
Разработано на основе | Лирджет 25 |
Learjet Model 35 и Model 36 — серия американских многоцелевых бизнес-джетов и военно-транспортных самолетов, выпускавшихся компанией Learjet в период с 1973 по 1993 год. [1] При использовании ВВС США они носят обозначение C-21A . Learjet была приобретена компанией Bombardier Aviation в 1990 году и теперь является дочерней компанией, поэтому самолет также известен как Bombardier Learjet 35 . [1]
Впервые выпущенный в 1973 году, Learjet 35 был одним из самых быстрых среднемагистральных самолетов своего времени. По состоянию на 2020 год было продано больше самолетов Learjet 35, чем любых других самолетов Learjet, многие из которых все еще находятся в эксплуатации спустя 50 лет.
Самолет оснащен двумя двигателями Garrett TFE731-2 турбовентиляторными . В его салоне могут разместиться шесть-восемь пассажиров. Модель 36 с большей дальностью полета имеет укороченную пассажирскую зону, чтобы обеспечить больше места в хвостовой части фюзеляжа для топливных баков.
Двигатели установлены в мотогондолах по бокам хвостовой части фюзеляжа. Крылья оснащены однощелевыми закрылками . Топливные баки на законцовках крыла отличают конструкцию от других самолетов, имеющих аналогичные функции.
Разработка
[ редактировать ]Концепция, которая стала LJ35, началась как Learjet 25BGF (где GF означает «Garrett Fan»), Learjet 25 с новым на тот момент турбовентиляторным двигателем TFE731, установленным с левой стороны вместо двигателя General Electric CJ610 турбореактивного в модели 25 . Этот испытательный самолет впервые поднялся в воздух в мае 1971 года. [2] В результате увеличения мощности и снижения шума нового двигателя компания Learjet еще больше усовершенствовала конструкцию и вместо того, чтобы быть просто вариантом 25-го двигателя, стала отдельной моделью 35-го.
К 2018 году стоимость Learjet 35A 1980-х годов будет начинаться с 500 000 долларов. [3]
Операционная история
[ редактировать ]Маркетинговые агентства Learjet, выпущенные в 1973 году, утверждали, что Learjet 35 был одним из самых быстрых бизнес-джетов в своем классе. [4] В 1976 году американский профессиональный игрок в гольф Арнольд Палмер на Learjet 36 установил новый рекорд кругосветного путешествия - 22 894 мили (36 990 км), пройденный за 57 часов 25 минут 42 секунды. [5]
Из-за его скорости и дальности полета лидеры многих стран покупали этот самолет в качестве основного или второстепенного самолета. В число стран, которые это сделали, входят: Бразилия, Чили, Финляндия, Швейцария и Саудовская Аравия и другие. [4]
Во время холодной войны финские ВВС использовали Learjet 35/36 в качестве самолета системы АВАКС меньшей дальности для наблюдения за советскими бомбардировщиками и истребителями, пролетавшими над Балтийским морем и Арктикой. [4] Learjet 35 совершили большую часть полетов аргентинских самолетов Escuadrón Fénix во время Фолклендской войны 1982 года , в основном выполняя отвлекающие и разведывательные полеты.
Производство серии 35/36 прекратилось в 1994 году. [6] В мире до сих пор находится более 500 самолетов Learjet 35, несмотря на то, что этой модели уже почти 50 лет. [4]
По состоянию на январь 2018 г. [update], Национального совета по безопасности на транспорте США. база данных [7] перечисляет 25 несчастных случаев со смертельным исходом для 35/35A и два для 36/36A.
Варианты
[ редактировать ]Лирджет 35
[ редактировать ]Первоначальная модель 35 была оснащена двумя двигателями TFE731-2-2A и была на 13 дюймов длиннее своей предшественницы, модели 25. Первый полет прототипа модели самолет был FAA. сертифицирован 35 состоялся 22 августа 1973 года, а в июле 1974 года Он мог перевозить до восьми пассажиров. Всего было построено 64 базовых модели 35. [6]
Лирджет 35А
[ редактировать ]Модель 35A представляет собой модернизированную модель 35 с двигателями TFE731-2-2B и дальностью полета 2789 миль, запасом топлива 931 галлон США (3524 л) с дозаправкой, осуществляемой на уровне земли через каждый бак на законцовках крыла. Он был представлен в 1976 году, заменив модель 35. В 1993 году было построено более 600 35A, производственная линия которых закончилась серийным номером 677. [6]
12 февраля 1996 г. самолет Learjet 35A, N10BD, [8] Принадлежащий основателю кабельного телевидения Биллу Дэниелсу и пилотируемый Марком Э. Калкинсом, Чарльзом Конрадом-младшим, Полом Тэйером и Д. Миллером, совершил кругосветный перелет за рекордные 49 часов 21 минуту и 8 секунд. Рекорд остается неизменным по состоянию на 2015 год. [update]. [9] Этот самолет сейчас выставлен в терминале C международного аэропорта Денвера. [10]
- Лирджет 36
- Модель 36 по сути идентична модели 35, за исключением того, что она имеет больший топливный бак в фюзеляже, что увеличивает дальность полета на 500 миль, но уменьшает длину пассажирского салона на 18 дюймов (0,46 м). Он был сертифицирован вместе с 35-м в июле 1974 года.
- Лирджет 36А
- Как и 35А, модель 36А имеет модернизированные двигатели и более высокую максимальную полную массу. Он был представлен в 1976 году, заменив 36. [6]
Военные варианты
[ редактировать ]- С-21А
- C -21A — это военное обозначение США для «готового» варианта Learjet 35A для ВВС США, с местом для восьми пассажиров и длиной 42 фута. 3 (1,26 м 3 ) груза. Помимо своей обычной роли, самолет способен перевозить мусор во время медицинской эвакуации. Поставка парка С-21А началась в апреле 1984 года и завершилась в октябре 1985 года.
- имеется 38 самолетов действительной службы ВВС и 18 самолетов ВВС Национальной гвардии В парке C-21A . 1 апреля 1997 года все базирующиеся на континентальной части США C-21A были переданы в подчинение Командования воздушной мобильности с 375-м авиакрылом на базе ВВС Скотт , штат Иллинойс, в качестве ведущего командования. C-21A, дислоцированные за пределами континентальной части США, закреплены за командирами театра военных действий. [11]
- У-36А
- Японское военное обозначение (не военное обозначение США). Коммунальный транспорт, учебная версия Learjet 36A. Оснащен имитатором ГСН ракеты, а также РЛС, БРЭО, приборами оценки огневой подготовки, эжекторным пилоном, системой специальной связи, системой буксировки цели и системой постановки помех. Шесть были построены для Морских сил самообороны Японии .
Успех и популярность
[ редактировать ]Впервые выпущенный в 1973 году, Learjet 35 был одним из самых быстрых среднемагистральных самолетов своего времени. По состоянию на 2020 год было продано больше Learjet 35, чем любого другого самолета Learjet. [4]
В качестве частного самолета Learjet 35 был популярен благодаря хорошей дальности полета (он может пролетать 2056 миль без остановок), характеристикам взлета и посадки (его двигатели Honeywell обеспечивают тягу 3500 фунтов и могут приземляться на короткие взлетно-посадочные полосы в региональных аэропортах), возможностям быстрого крейсерского полета. (он может развивать скорость до 451 узла истинной воздушной скорости (KTAS) или 424 узла с четырьмя пассажирами), хорошие характеристики управляемости, низкий расход топлива и комфортабельные кабины. [12] [1] [13] Вместе с Learjet 25, Learjet 35 стал фаворитом среди знаменитостей. [14] [12]
Learjet 35 является одним из самых успешных легких самолетов Bombardier и остается одним из самых быстрых в своей категории на рынке чартерных частных самолетов. [1]
Learjet 35 использовался для съемки воздушных сцен для фильмов. Оснащенный камерой Learjet 35 использовался для съемок некоторых воздушных сцен для фильма 1980 года « Последний отсчет» .
Learjet 35 также появлялся в фильмах «Между строк» (эпизод 3.05, 1994 г.), «Крыло и молитва» (телефильм 1998 г.), «Свободное падение» (1999), «Побег» (сезон 4) (эпизод 4.18, 2008 г.), «Наследие Борна» , «Форсаж 6» (2013) и многие другие. [12]
Опрос Corporate Jet Investor, проведенный в 2018 году , показал, что 14,9% американцев узнали бренд Learjet по сравнению с 12,5% у Boeing . [15]
Известные аварии и инциденты
[ редактировать ]- 7 июня 1982 года во время Фолклендской войны самолет Learjet 35 аргентинского эскадрона Феникс был сбит британским линкором « Эксетер » . Самолет участвовал в разведывательном задании, когда был поражен ракетой класса « земля-воздух » Sea Dart, выпущенной эсминцем. Все пять членов экипажа погибли. [16]
- 13 февраля 1983 года самолет Learjet 35A, на борту которого находился шри-ланкийский бизнес-магнат Упали Виджевардене, исчез над Малаккским проливом (Малайзия). Обломки так и не были найдены, как и никаких следов Виджевардене, его руководителей или команды. [17] [18] [19]
- 17 сентября 1994 года самолет Learjet 35A, принадлежащий Golden Eagle Aviation, был случайно сбит ВМС Китайской Республики во время использования в качестве буксира-мишени . Все четыре члена экипажа на борту погибли. [20] [21]
- 17 апреля 1995 года C-21 врезался в лесной массив недалеко от Александер-Сити, штат Алабама, в результате чего погибли два пилота и шесть пассажиров, в том числе Кларк Г. Фистер , помощник министра ВВС по закупкам, и генерал-майор Гленн А. Профитт II . [22]
- Крушение самолета Learjet 35A в Нью-Гэмпшире в 1996 году в канун Рождества, 24 декабря, привело к самому продолжительному поиску пропавшего самолета в истории этого штата, продолжавшемуся почти три года, и в конечном итоге привело к принятию Конгрессом законодательства, предписывающего улучшенные аварийные локаторные передатчики устанавливать в США (ELT). зарегистрированные бизнес-джеты.
- 29 августа 1999 года зарегистрированный в США самолет Learjet 35A, принадлежащий компании Corporate Jets, Inc., был сбит недалеко от Адвы , Эфиопия , во время полета из Луксора , Египет , в Найроби , Кения , в результате чего погибли три человека. [23]
- 25 октября 1999 года профессиональный игрок в гольф Пейн Стюарт и еще пять человек погибли в результате крушения самолета Learjet 35 . у самолета упало давление в салоне Судя по всему, в какой-то момент в начале полета . Предполагается, что все находившиеся на борту погибли от гипоксии и недостатка кислорода. Самолет, по-видимому, все еще на автопилоте, продолжал лететь, пока один двигатель не загорелся, скорее всего, из-за нехватки топлива. Он разбился недалеко от Абердина, Южная Дакота, после неконтролируемого снижения. Точная причина отказа герметизации и причина отказа или неспособности экипажа отреагировать на это окончательно не установлены. [24]
- 24 октября 2004 года самолет Learjet 35A, N30DK , вылетел с взлетно-посадочной полосы 08 Браун Филд в 00:23 после того, как высадил пациента, и возвращался в Альбукерке. Он поднялся прямо вперед, и диспетчер SoCAL TRACON проинструктировал пилотов развернуться на курс 020 градусов, соблюдать VFR (правила визуального полета) и ожидать разрешения по IFR на высоте более 5000 футов. Затем самолет вошел в слой облаков, где была облачность, и врезался в гору Отай на высоте 2300 футов, в результате чего погибли все пять пассажиров.
- 9 марта 2006 года серийный Т-21 Learjet 35A ВВС Аргентины врезался в землю и разбился вскоре после взлета из международного аэропорта Эль-Альто в Ла-Пасе, Боливия, в результате чего погибли все шесть человек на борту. Learjet был отправлен в Боливию для доставки гуманитарной помощи. [25]
- 4 ноября 2007 года самолет Learjet 35A разбился в Сан-Паулу , Бразилия , после неудачной попытки взлета. Он разрушил дом в жилом районе недалеко от аэропорта Кампо-де-Марте , в результате чего погибли пилот, второй пилот и шесть членов семьи, находившиеся в доме. [26]
- 24 июня 2014 года самолет Learjet 35A Gesellschaft für Flugzieldarstellung (GFD) столкнулся в воздухе с истребителем Eurofighter Typhoon ВВС Германии и разбился в Ольсберге, Германия .
- 9 ноября 2014 года частный самолет Learjet 36 разбился во Фрипорте, Гранд Багамы , Багамы. Самолет врезался в грузовой кран на судостроительной верфи Гранд-Багамы, взорвался при ударе и врезался в землю возле свалки. Самолет с девятью людьми на борту следовал из международного аэропорта Линден Пиндлинг в международный аэропорт Гранд Багама. Все девять человек погибли, включая Майлза Манро , багамского пастора. [27]
- 15 мая 2017 года самолет Learjet 35A N452DA выполнял повторный рейс из Филадельфии в аэропорт Тетерборо в Нью-Джерси, недалеко от Нью-Йорка. Два пилота погибли после того, как самолет заглох и врезался в склад при заходе на посадку. Расследование NTSB указало на ошибку пилота, связанную с продолжением нестабильного захода на посадку. [28]
- 27 декабря 2021 года самолет Learjet 35 N880Z направлялся в Гиллеспи-Филд (KSEE) в Эль-Кахоне, штат Калифорния, недалеко от Сан-Диего, когда он разбился на соседней улице, в результате чего погибли все четыре пассажира. [29]
- 1 июля 2022 года медицинский рейс Learjet 35A, регистрационный номер LV-BPA, потерпел катастрофу в Рио-Гранде -Гоб. Аэропорт Рамон Трехо Ноэль в провинции Огненная Земля, Антарктида и острова Южной Атлантики, Аргентина, погибли все четыре пассажира. [30]
- 1 ноября 2023 года самолет Learjet35A, выполнявший функцию санитарной авиации, вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы 20 аэропорта Куэрнавака в Морелосе , врезался в крутой овраг и загорелся. Два пилота, пассажир и пациент погибли. [31] [32]
- 23 июля 2024 года частный самолет Learjet 35, регистрационный PP-EER, разбился на эвкалиптовой плантации в Матупе , Бразилия, в результате чего погибли два члена экипажа, находившиеся на борту. [33] [34]
Операторы
[ редактировать ]Гражданские операторы
[ редактировать ]Learjet 35 эксплуатируется частными, корпоративными операторами и операторами воздушного такси.
Военные операторы
[ редактировать ]- ВВС Аргентины - по состоянию на декабрь 2016 года эксплуатируют один Learjet 35. [update]. [35]
- ВВС Бразилии - шесть на вооружении по состоянию на декабрь 2016 г. [update]. [36]
- Чилийские ВВС - двое на вооружении по состоянию на декабрь 2015 г. [update]. [37]
- ВВС Финляндии - три на вооружении по состоянию на декабрь 2016 г. [update]. [38]
- Морские силы самообороны Японии - четыре самолета Learjet 36 на вооружении по состоянию на декабрь 2016 г. [update]. [39]
- ВВС США - 19 C-21A на вооружении по состоянию на июнь 2019 г. [update]. [41]
- ВМС США - два самолета Learjet 35/36 по состоянию на декабрь 2016 г. [update]. [42]
- ВВС Уругвая - эксплуатировали один L-35A с 1981 по 1988 год. [43]
Технические характеристики (Лирджет 36А)
[ редактировать ]Данные Jane's All The World's Aircraft, 1980–81 гг. [44]
Общие характеристики
- Экипаж: два (пилот и второй пилот)
- Длина: 48 футов 8 дюймов (14,83 м)
- Размах крыла: 39 футов 6 дюймов (12,04 м) (над кончиками баков)
- Высота: 12 футов 3 дюйма (3,73 м)
- Площадь крыла: 253,3 кв. футов (23,53 м 2 )
- Соотношение сторон : 5,74:1
- Профиль крыла : NACA 64A-109 (мод.) [45]
- Пустой вес: 9154 фунтов (4152 кг)
- Максимальный взлетный вес: 18 000 фунтов (8 165 кг)
- Запас топлива: 1110 галлонов США (920 имп галлонов; 4200 л) полезного топлива.
- Силовая установка: 2 Garrett TFE731-2-2B турбовентиляторных двигателя с тягой 3500 фунтов силы (16 кН) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 471 узел (542 миль в час, 872 км/ч) на высоте 25 000 футов (7600 м)
- Крейсерская скорость: 418 узлов (481 миль в час, 774 км/ч) на высоте 45 000 футов (14 000 м) (экономичный крейсерский режим)
- Скорость сваливания: 96 узлов (110 миль в час, 178 км/ч) (колеса и закрылки опущены)
- Дальность действия: 2857 миль (3288 миль, 5291 км) (4 пассажира)
- Практический потолок: 45 000 футов (14 000 м)
- Скорость набора высоты: 4525 футов/мин (22,99 м/с) на уровне моря.
- Разбег до 30 футов (9 м): 4784 футов (1458 м)
- Разбег с высоты 50 футов (15 м): 2884 футов (879 м)
См. также
[ редактировать ]Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д aircharterservice.com. «Бомбардье Лирджет 35» . Проверено 21 апреля 2023 г.
- ^ Learjet 35, 36 и 31 на Airliners.net
- ^ Марк Хубер (декабрь 2018 г.). «Для многих моделей рынок достигает апогея» (PDF) . Международные авиационные новости . стр. 20–21, 24.
- ^ Jump up to: а б с д и Internationalaviationhq.com. «Learjet 35: самый успешный самолет Learjet» . Проверено 21 апреля 2023 г.
- ^ «Палмер гарантирует владение Cessna Citation X Jet - Новости Арнольда Палмера» . Архивировано из оригинала 06 марта 2016 г. Проверено 25 мая 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д Информация о серии Learjet 30 от Spectrajet
- ^ Запрос к базе данных NTSB
- ^ «Видео полета N10BD» .
- ^ «Мировые рекорды авиации общего назначения, подкласс C-1f, турбореактивный двигатель. Выполните поиск по номеру записи для 3113, щелкнув вкладку «Записи», кнопку «Дополнительные записи», а затем введя в поиск номер записи 3113» . Международная авиационная федерация.
- ^ «Монтаж N10BD в зале C международного аэропорта Денвера» .
- ^ C-21A Learjet на GlobalSecurity.org
- ^ Jump up to: а б с «Категория:Learjet 35/3» . База данных самолетов в Интернете . Проверено 21 апреля 2023 г.
- ^ «Learjet 35A – Описание» . Джет Эдвайзерс . Проверено 21 апреля 2023 г.
- ^ Джонатан Глэнси (13 августа 2015 г.). «Learjet: Частный самолет, изменивший путешествия» . BBC Культура . Проверено 21 апреля 2023 г.
- ^ Как летать на Learjet, как Арнольд Палмер, Фрэнк Синатра и Джеймс Браун: Как летать на Learjet, как Арнольд Палмер, Фрэнк Синатра и Джеймс Браун , дата доступа: 21 апреля 2023 г.
- ^ «Spyflight.co.uk Гейтс Learjet 35» . Архивировано из оригинала 10 марта 2007 г. Проверено 6 января 2018 г.
- ^ «Дайвинг-сообщество Малайзии» . Архивировано из оригинала 14 июля 2011 г. Проверено 11 июля 2009 г.
- ^ «Упали Виджевардена: Воспоминания о незабвенном магнате» . 17 февраля 2010 г.
- ^ «Помощь Австралии: Upali Wijewardene — Help.com» . Архивировано из оригинала 4 июня 2009 г. Проверено 11 июля 2009 г.
- ^ «Авиационная катастрофа ASN Learjet 35A B-98181 Taitung» . ASN Авиакатастрофа Learjet 35A B-98181 Taitung . Проверено 21 июля 2016 г.
- ^ «Артиллеристы ВМС Тайваня случайно убили экипаж» . Звездное знамя Окалы. 18 сентября 1994 года . Проверено 21 июля 2016 г.
- ^ Пресс-релиз DefenseLink об аварии C-21
- ↑ Краткая информация о происшествии NTSB о сбитии в Эфиопии.
- ^ Краткое описание авиационных происшествий, N47BA
- ^ «Авиакатастрофа ASN Learjet 35A T-21 в аэропорту Ла-Пас-Эль-Альто (LPB)» .
- ^ Folha Online - Повседневная жизнь - Авиакатастрофа разрушила два дома и закрыла два других в СП - 04.11.2007
- ^ «Доктор Майлз Манро и его жена погибли в авиакатастрофе» .
- ^ «Вылет из контролируемого рейса — Trans-Pacific Air Charter, LLC — Learjet 35A, N452DA — Тетерборо, Нью-Джерси — 15 мая 2017 г.» (PDF) . www.ntsb.gov . Национальный совет по безопасности на транспорте. 12 марта 2019 года . Проверено 19 марта 2022 г.
- ^ «Небольшой реактивный самолет разбился в окрестностях Эль-Кахона: власти» . FOX 5 Сан-Диего . 28 декабря 2021 г. Проверено 28 декабря 2021 г.
- ^ Медина, Фернандо (01 июля 2022 г.). «Подтверждено: медицинский самолет Lear разбился, все четверо пассажиров погибли» . Сводка полиции (на испанском языке) . Проверено 1 июля 2022 г.
- ^ «Авария на взлетно-посадочной полосе Learjet 35A XA-IRE» . Aviation-safety.net . Проверено 25 марта 2024 г.
- ^ «В Морелосе разбился самолет, погибли четыре человека» . www.elsiglodetorreon.com.mx (на испанском языке). 01.11.2023 . Проверено 25 марта 2024 г.
- ^ «Авария Learjet 35 PP-ERR, вторник, 23 июля 2024 г.» . asn.flightsafety.org . Проверено 26 июля 2024 г.
- ^ Вильярроэль, Рафаэль (23 июля 2024 г.). «Самолет разбился и загорелся в МТ; два человека погибли» . CNN Brasil (на бразильском португальском языке) . Проверено 26 июля 2024 г.
- ^ Hoyle Flight International , 6–12 декабря 2016 г., с. 29.
- ^ Hoyle Flight International , 6–12 декабря 2016 г., с. 31.
- ^ Hoyle Flight International , 8–14 декабря 2015 г., с. 35.
- ^ Hoyle Flight International , 6–12 декабря 2016 г., с. 35.
- ^ Hoyle Flight International , 6–12 декабря 2016 г., с. 39.
- ^ Hoyle Flight International , 6–12 декабря 2016 г., с. 44.
- ^ Боевой самолет . Стэмфорд , Линкольншир , Англия : Key Publishing Ltd. Сентябрь 2019. с. 11.
- ^ Hoyle Flight International , 6–12 декабря 2016 г., с. 52.
- ^ Марури, Хуан. История ВВС Уругвая (1953–2004 гг.) [ История ВВС Уругвая (1953–2004 гг.) ] (на испанском языке). Монтевидео, Уругвай. ISBN 978-9974-96-255-2 .
- ^ Тейлор 1980, стр. 342–343.
- ^ Тейлор 1980, стр. 340, 342.
- Гриффитс, Эндрю (лето 2022 г.). «Learjet – Конец эпохи». Мир авиации Air-Britain . стр. 130–135. ISSN 1742-996Х .
- Хойл, Крейг (8–14 декабря 2015 г.). «ВВС мира». Рейс Интернешнл . Том. 188, нет. 5517. стр. 26–53.
- Хойл, Крейг (6–12 декабря 2016 г.). «Справочник ВВС мира». Рейс Интернешнл . Том. 190, нет. 5566. стр. 22–53.
- Тейлор, Джон В.Р. (1980). Джейн «Все самолеты мира», 1980–81 . Лондон: Издательство Джейн. ISBN 0 7106-0705-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Learjet 35, на Викискладе?