Матери пустыни

«Матери-пустыни» — неологизм , придуманный в феминистской теологии как аналогия с «Отцами-пустынниками» для обозначения амм или женщин -христианских подвижниц, живших в пустынях Египта , Палестины и Сирии в 4-5 веках нашей эры. [ 1 ] Обычно они жили в монашеских общинах, которые начали формироваться в то время, хотя иногда они жили отшельниками . Монашеские общины действовали коллективно, имея ограниченные внешние связи с мирянами. Некоторые подвижники предпочитали отправляться в изолированные места, чтобы ограничить отношения с другими, углубить духовную связь и другие аскетические цели. Других женщин той эпохи, которые повлияли на ранние аскетические или монашеские традиции, живя за пределами пустыни, также называют Матерями пустыни. [ 2 ]
гораздо Отцы-пустынники более известны, потому что большинство ранних житий святых «были написаны мужчинами для мужской монашеской аудитории». [ 3 ] — случайные истории о «Матерях-пустынях» исходят от первых отцов-пустынников и их биографов. Из-за отсутствия мужского руководства, упомянутого в документальных текстах, предполагается, что женщины пустыни действовали отдельно, автономно от своих коллег-мужчин. [ 4 ] Многие женщины пустыни занимали руководящие должности в христианской общине. Apophthegmata Patrum , или Изречения отцов-пустынников , включает в себя сорок семь высказываний, которые на самом деле приписывают Матери-пустыне. посвященной «Матерям-пустыне» В «Лаузиакальной истории» Палладия , , есть несколько глав, в которых упоминаются 2975 женщин, живущих в пустыне. [ 3 ] Другие источники включают различные истории, рассказанные на протяжении многих лет о жизни святых той эпохи, традиционно называемые витэ («жизнь»). [ 5 ] Жития двенадцати святых женщин-пустынников описаны в Книге I Vitae Patrum ( «Жития отцов »). [ 6 ]
Христианский аскетизм
[ редактировать ]Христианский аскетизм предполагал самодисциплину и лишение телесных «мирских» желаний. Аскеты практиковали воздержание и почитали девственность, поскольку сексуальное поведение и похоть были «мирскими желаниями». [ 7 ] Подвижники также практиковали пост и лишение воды и сна, чтобы обеспечить сосредоточенность на дисциплине и целомудрии. Ценности аскетизма поощряли отказ от предметов «мирской» ценности; включая, помимо прочего, деньги, имущество, гигиену, жажду, голод и отдых. [ 7 ] Женщины-подвижницы были известны в обществе и назывались «девственницами» из-за целомудренного тела и ума. Существовали различные типы женского аскетизма, поскольку женщины могли вести домашний, монашеский или отшельнический образ жизни.
Яркие примеры
[ редактировать ]

Матери-пустыни были известны как аммы («духовные матери»), сравнимые с отцами-пустынниками ( аббас ), из-за уважения, которое они заслужили как духовные учителя и наставники. [ 8 ] Одной из самых известных «Матерей-пустынников» была Амма Синклетика из Александрии приписывалось двадцать семь высказываний , которой в «Изречениях отцов-пустынников» . Две другие аммы , Феодора Александрийская и Амма Сарра Пустынная , также содержали высказывания в этой книге. К матерям-пустыням, описанным в « Истории Лаузиака», относятся Мелания Старшая , Мелания Младшая , Олимпиада , Святая Паула и ее дочь Евстохия , а также несколько женщин, имена которых автор не называет. [ 9 ]
Согласно письменным источникам, Амма Синклетика могла родиться около 270 г. н. э., поскольку, как говорят, она дожила до восьмидесяти лет примерно в 350 г. н. э. в семье богатых родителей в Александрии и получила хорошее образование, включая раннее изучение сочинений Отца-пустыни. Евагрий Понтийский . После смерти родителей она продала все, что имела, и раздала деньги бедным. Отказ от имущества, денег и ценных вещей был вершиной аскетизма из-за мирской ценности, придаваемой таким вещам. [ 7 ] Переехав за город со своей слепой сестрой, она жила отшельницей среди гробниц за пределами Александрии. Постепенно вокруг нее выросла община женщин-подвижниц, которым она служила их духовной матерью. Хотя она была аскетой и отшельницей, Синклетика учила умеренности и тому, что аскетизм не был самоцелью. [ 10 ]
Феодора Александрийская была аммой женской монашеской общины близ Александрии. До этого она сбежала в пустыню под видом мужчины и присоединилась к общине монахов. Многие отцы-пустынники обращались к ней за советом - как сообщается, епископ Александрийский Феофил . к ней за советом приходил [ 11 ]
Изречения Сарры Пустынной указывают на то, что она была отшельницей, прожившей у реки шестьдесят лет. Ее резкие ответы некоторым старикам, бросившим ей вызов, демонстрируют явно сильную личность. [ 9 ] Согласно одной из историй, в пустыне ее посетили два мужчины-отшельника и решили: «Давайте унизим эту старуху». Они сказали ей: «Берегись, чтобы не зазнаться, думая про себя: «Посмотри, как отшельники приходят ко мне, простой женщине». Она ответила: «По природе я женщина, но не по моим мыслям». ." [ 12 ]
Мелания Старшая, дочь римского чиновника, в молодом возрасте овдовела и переехала в Александрию, а затем в Нитрийскую пустыню . Она встретила нескольких отцов-пустынников, сопровождала их в их путешествиях и служила им, используя свои собственные деньги. В какой-то момент ее бросили в тюрьму за их поддержку после того, как несколько отцов были изгнаны властями Палестины. В конце концов она основала монастырь в Иерусалиме, в котором проживало около пятидесяти монахинь. [ 13 ] Мелания Старшая является примером женской силы и лидерства в христианском аскетизме благодаря влиянию, которое она имела в регионе, основав монастыри и женские монастыри. Мелания Старшая также была образована и обладала способностью читать и писать, что отличало ее от других аскетических лидеров и женщин. Ее внучка Мелания Младшая вышла замуж в тринадцать лет и родила двух сыновей, оба умерли в молодом возрасте. Когда ей было двадцать, она и ее муж Пиниан отреклись от мира, основав монастыри и монастыри. [ 13 ]
По словам Аверила Кэмерона , женщины занимали довольно видное место в традициях пустыни, хотя в ранних источниках имена женщин часто оставляются безымянными. По мнению Кэмерона, нет различия между мудрыми высказываниями этих людей и высказываниями Аммы Сары и Аммы Синклетии. В одном тексте говорится о Феодоре, монахи которой слушали ее советы и задавали вопросы. Некоторые женщины превратили свои дома в религиозные учреждения, и появились смешанные по полу социальные/религиозные группы. Женщины не могли получить сан диакона или священника. [ 14 ]
Матери пустыни удостоены Малого праздника в литургическом календаре Епископальной Церкви в Соединенных Штатах Америки. [ 15 ] января 5 . [ 16 ]
Поговорки
[ редактировать ]- Амма Сара сказала: «Если бы я молилась Богу, чтобы все люди одобрили мое поведение, я бы обнаружила себя кающимся у дверей каждого из них, но я лучше буду молиться, чтобы мое сердце было чисто по отношению ко всем». [ 17 ]
- Амма Синклетика сказала: «Вначале происходит великое множество сражений и много страданий для тех, кто продвигается к Богу, а затем невыразимая радость. Это похоже на тех, кто хочет зажечь огонь: сначала они задыхаются от дым и плач, и этим путем получить то, что ищут... так и мы должны зажечь в себе божественный огонь слезами и трудом». [ 18 ]
- Амма Синклетика сказала: «Многие живут в горах и ведут себя так, как если бы они были в городе; они зря тратят время. Можно быть одиноким в своем уме, живя в толпе; и это возможно для одинокие живут в толпе своих мыслей». [ 19 ]
- Амма Феодора говорила, что ни аскетизм, ни бдения, ни какие-либо страдания не могут спасти. Только истинное смирение может сделать это. Жил-был отшельник, который смог изгнать демонов. И он спросил их: «Что заставляет вас уйти? Пост ли это?» Они ответили: «Мы не едим и не пьем». «Это бдения?» Они сказали: «Мы не спим». — Тогда какая сила отсылает тебя? Они ответили: «Ничто не может одолеть нас, кроме одного смирения». Амма Феодора сказала: «Видишь ли, как смирение побеждает бесов?» [ 20 ]
Происхождение неологизма «Матери пустыни».
[ редактировать ]Выражение «Матери пустыни», кажется, впервые было использовано в начале 1980-х годов. В 1984 году Марго Х. Кинг распространила исследовательский документ «Матери пустыни: обзор женской анхоретической традиции в Западной Европе» . Этот учебный доклад основан на лекциях, которые Марго Кинг прочитала в Мэдисоне, штат Висконсин, в 1980 году. В 1989 году издательство Peregrina Publishing в Торонто, Онтарио, Канада, опубликовало книгу Марго Кинг « Матери пустыни» .
К 1991 году книга Анри Нувена 1981 года «Путь сердца: духовность пустыни и современное служение» (Seabury Press, Нью-Йорк) была переименована в «Путь сердца: духовность отцов и матерей пустыни» (Bravo Press).
В своей исследовательской работе 1984 года Марго Кинг говорит, что она начала это исследование в 1980 году, и в третьем абзаце она пишет: Мой выбор термина «Матери пустыни» возник в результате слегка легкомысленной попытки компенсировать невольно близорукое видение. монашеских историков, которые, казалось бы, видели египетскую пустыню как населенную только мужчинами и, следовательно, всю историю монашества как мужское явление . Если мужских монашествующих в пустыне называют «patres», то почему бы не применить женский эквивалент «matres» к Саре, Синкетике и их последователям, пишет она. Марго Кингс говорит, что, продолжая обучение, она поняла, что мое кажущееся легкомыслие имеет под собой прочную основу .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Кардман 2000 , с. 373: Матери-пустыни — христианские женщины-подвижницы, которые жили в монашеских общинах или, реже, в одиночестве в четвертом и пятом веках нашей эры, главным образом в пустынях Египта, Палестины и Сирии.
- ^ Кардман 2000 , с. 373.
- ^ Jump up to: а б Король и .
- ^ Шредер, Кэролайн Т. (март 2014 г.). Женщины в анхоритском и полуанхоритском монашестве в Египте: переосмысление ландшафта (83-е изд.). История Церкви. стр. 1–17.
- ^ Кардман 2000 , стр. 373–374.
- ^ Бересфорд 2007 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б с Мартинес, Мария Хесус Альбарран (2015). Женский аскетизм и монашество в позднеантичном Египте по данным папирологических источников (17-е изд.). Журнал коптских исследований. стр. 1–31.
- ^ Эрл 2007 , стр. 1–2.
- ^ Jump up to: а б Кардман 2000 , с. 374.
- ^ Криссавгис 2008 , стр. 29–32.
- ^ Эрл 2007 , с. 41; Лебедь 2001 , с. 104.
- ^ Форман 2005 , с. 32.
- ^ Jump up to: а б Палладий 1918 г.
- ^ Кэмерон 1993 .
- ^ «Малые праздники и посты 2018» . Архивировано из оригинала 14 февраля 2019 г.
- ^ «Сара, Теодора и Синклетика: Матери пустыни» . satucket.com . Проверено 13 апреля 2021 г.
- ^ Лебедь 2001 , с. 43.
- ^ Лебедь 2001 , с. 39.
- ^ Криссавгис 2008 , с. 30.
- ^ Криссавгис 2008 , с. 73.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Бересфорд, Эндрю М. (2007). Легенды о святых блудницах: Таис и Пелагея в средневековой испанской литературе . Коллекция Темзы, Серия А: Монографии. Том. 238. Вудбридж, Саффолк, Англия: Tamesis Books. ISBN 978-1-85566-144-8 . ISSN 0587-9914 .
- Кэмерон, Аверил (1993). «Матери пустыни: женщины-аскеты в раннехристианском Египте». В Путтике, Элизабет; Кларк, Бернард (ред.). Женщины как учителя и ученики в традиционных и новых религиях . Льюистон, Нью-Йорк: Эдвин Меллен Пресс. стр. 11–24. ISBN 978-0-7734-9346-9 .
- Кардман, Франсин (2000). «Матери пустыни». В Джонстоне, Уильям М. (ред.). Энциклопедия монашества . Том. 1. Чикаго: Издательство Фицрой Дирборн. стр. 373–375. ISBN 978-1-57958-090-2 .
- Криссавгис, Джон (2008). В сердце пустыни: Духовность отцов и матерей пустыни (ред.). Блумингтон, Индиана: Мировая мудрость. ISBN 978-1-933316-56-7 .
- Эрл, Мэри К. (2007). Матери пустыни: духовные практики женщин пустыни . Нью-Йорк: Церковное издательство. ISBN 978-0-8192-2156-8 .
- Форман, Мэри (2005). Молитва с Матерями-пустынниками . Колледжвилл, Миннесота: Литургическая пресса. ISBN 978-0-8146-1522-5 .
- Кинг, Марго (н. д.). Матери-пустыни: обзор женской анхоретической традиции в Западной Европе . Издательство Перегрина. Архивировано из оригинала 14 августа 2014 года . Проверено 25 июня 2018 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: год ( ссылка ) - Кинг, Марго (март 1983 г.). Матери пустыни: от Джудит до Джулиана Норвичского (9-е изд.). Информационный бюллетень английских мистиков XIV века. стр. 12–25.
- Ларсен, Лилиан И. (2008). Apophthegmata Patrum: деревенские размышления или риторическое декламирование (23-е изд.). Патристический колледж Лондона. стр. 21–30.
- Мартинес, Мария Хесус Альбарран (2015). Женский аскетизм и монашество в позднеантичном Египте по данным папирологических источников (17-е изд.). Журнал коптских исследований. стр. 1–31.
- Миллер, Патрисия Кокс (2005). Женщины в раннем христианстве: переводы греческих текстов . Католический университет американской прессы. стр. 236–249.
- Палладий Галатийский (1918). История Лаузиака . Перевод Кларка, WKL, Лондон: SPCK. Архивировано из оригинала 14 августа 2014 года . Проверено 25 июня 2018 г. - из Интернет-справочника по средневековью.
- Шредер, Кэролайн Т. (март 2014 г.). Женщины в анхоритском и полуанхоритском монашестве в Египте: переосмысление ландшафта (83-е изд.). История Церкви. стр. 1–17.
- Лебедь, Лаура (2001). Забытые матери-пустыни: высказывания, жизни и истории ранних христианских женщин . Нью-Йорк: Паулист Пресс. ISBN 978-0-8091-4016-9 .
- Уорд, Бенедикта (1975). Изречения отцов-пустынников . Цистерцианские публикации.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уорд, Бенедикта (1985). «Апофтегмата матрум». В Ливингстоне, EA (ред.). Патристические исследования . Том. 16. Берлин: Академия Верлаг. стр. 63–66.