Теистический финитизм
Теистический финитизм , также известный как конечный теизм или конечный годизм , является верой в божество , которое ограничено. [ 1 ] [ 2 ] Некоторые философы и богословы предложили его решить проблему зла . Большинство фиников принимают абсолютную доброту Бога, но отвергают всемогущество . [ 3 ]
Определение
[ редактировать ]Финитистический теизм отрицает, что Бог всемогущий. [ 1 ] Рэй Харбо Доттерер в своей книге «Аргумент о финиалистском богословии» (1917) суммировал аргумент в пользу теистического финитизма:
Бог не может считаться одновременно всемогущим и совершенно хорошим. Если мы скажем, что он всемогущий, что его суверенитет завершен, что все события, которые происходят им; Затем следует, что он несет ответственность за фактический мир, который частично является злым, и, соответственно, он не очень хорош. Если мы начнем с другого конца и скажем, что Бог совершенно хорош, то мы должны отрицать, что Он всемогущий. [ 4 ]
Идея о том, что Бог является и должен быть бесконечным, была почти универсальной верой среди монотеистов. Только меньшинство мыслителей выдвинуло идею конечного божества. [ 5 ]
История
[ редактировать ]Идея конечного Бога была прослежена до Тимей Платона . Бог Платона был не всемогущим создателем, а демиургом, пытающимся контролировать непокорные «вещи» или «материя». Для Платона материя была заражена злом, не созданным Богом. [ 6 ]
Уильям Джеймс (1842–1910) был верующим в конечного Бога, который он использовал, чтобы объяснить проблему зла . [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Джеймс отверг божественное авторство Библии и идею совершенного Бога. Он определил Бога как «сочетание идеальности и (окончательной) эффективности» и предпочитал конечного бога, который в некотором роде является «осведомленным и отзывчивым». [ 10 ] [ 11 ] Конечный бог Джеймса не был всемогущим , вездесущим , всеведущим или создателем вселенной. [ 7 ] [ 11 ] [ 12 ]
Теолог Кларенс Беквит (1849–1931) предположил, что Гораций Бушнелл (1802–1876) был финистом. Согласно Беквиту «Одна из самых ранних попыток в Америке показать, что Бог был конечным, был сделан Горация Бушнелла в Его Боге во Христе (1849) . [ 13 ] [ 14 ]
Меньшинство исторических фритаристов и рационалистов выступало за конечного Бога в оппозиции Богу в Авраамических Религиях . Х.Г. Уэллс выступал за конечного Бога в своей книге , Бога, невидимого царя (1917). Ранни Белль Бейкер в своей книге «Концепция ограниченного Бога» (1934) определила Густава Фехнера , Чарльза Ренувье , Уильяма Джеймса и Джона Стюарта Милла как признания концепции конечного Бога. [ 15 ] FCS Schiller задумал конечного, развивающегося Бога, который ограничен властью. [ 16 ] [ 17 ]
Другим защитником теистического финитизма был Питер Берточчи (1910–1989), который предположил, что «Бог все-хороший, но не всемогущий». [ 1 ] Большинство фиников считали, что Бог личный , хотя некоторые, такие как Генри Нельсон Виман (1884–1975), заявили, что Бог безлично. [ 1 ]
Философ Эдгар С. Брайлман (1884–1953) защищал теистический финитизм в своей книге «Философия религии» , опубликованную в 1940 году. Брайтман заявил, что теистический финитизм начался с Платона , и он проследил эту идею в историю до Марциона , Мани и Манишаизма , Пьер Бэйл , Плато Джон Стюарт Милл, Х.Г. Уэллс и другие. [ 18 ] Брайтман разработал концепцию конечного Бога, чтобы решить проблему зла. Он придерживался мнения, что Бог - это бесконечный личный дух, но Его сила ограничена. [ 19 ] Брайтман предположил, что Уэллс был первым «посвятить целую книгу концепции Божьего ограничения». [ 18 ] Уэллс диссоциировал своего Бога в любом отношении от библейского Бога. [ 20 ] Альберт С. Кнудсон заявил, что Джон Стюарт Милл был первым современным писателем, который выступал за конечного Бога. [ 21 ]
Руфус Берроу -младший, профессор христианской мысли, утверждал (2012), что Брайтман отличается от большинства других финитистов, поскольку он придерживался мнения, что Бог остается бесконечным во многих отношениях. [ 22 ] Это было против Платона и Х.Г. Уэллса. Барроу отметил, что Брайтман охарактеризовал Бога как «конечного нефинитного Бога». [ 22 ] Чарльз Хартшорн , который отверг всемогущность, также выступал за бога конечного инфинита. [ 23 ] [ 24 ]
Другими сторонниками теистического финитизма были Хартли Бурр Александр , Джон Элоф Будин , ДеВитт Х. Паркер , Уильям Пепперэлл Монтегю и Стейс . [ 24 ] [ 25 ]
Недавний
[ редактировать ]Консервативный раввин Гарольд Кушнер защищал теистический финитизм в своей книге, когда плохие вещи случаются с хорошими людьми , опубликованные в 1981 году. [ 1 ] [ 26 ]
Философ Фрэнк Б. Дилли отметил в 2000 году, что теистический финитизм редко обсуждается в современной философской литературе. [ 27 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Geisler, Норман; Уоткинс, Уильям Д. (1989). Конечный годизм: мир с конечным богом . В Worls Apart: Справочник по мировоззрению . WIPF и издатели. С. 187-216. ISBN 1-59244-126-2
- ^ МакКим, Дональд К. (1996). Вестминстерский словарь богословских терминов . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 278 ISBN 0-664-22089-4
- ^ Сахакиан, Уильям С; Сахакян, Мейбл Льюис. (1974). Царства философии . Schenkman Publishing Company. п. 319. «Теистический финитизм подразумевается вера в то, что Бог ограничен в каком -то качестве или качестве, обычно власти или добра; либо ему не хватает абсолютной власти, либо абсолютной достоинства. Большинство финилистов принимают абсолютную доброту Бога, отказываясь от веры в его всемогущность» Полем
- ^ Dotterer, Рэй Харбо. (1917). Аргумент для финического богословия . Новая эра печатная компания. п. 23
- ^ Хадсон, Йегер. Всемогущность: должен ли Бог быть бесконечным? Полем В Крейтон Педен, Ларри Э. Аксель. (1989). Бог, ценности и эмпиризм: проблемы в философском богословии . Mercer University Press. п. 92 ISBN 0-86554-360-7
- ^ Кларк, Тед Р. (1955). «Доктрина конечного Бога» . Обзор и экспозитор . 52 (1): 21–43. doi : 10.1177/003463735505200103 .
- ^ Jump up to: а беременный Барнард, Джордж Уильям. (1997). Изучение невидимых миров: Уильям Джеймс и философия мистики . Государственный университет Нью -Йорк Пресс. п. 251. ISBN 0-7914-3223-8 «Теологический ответ Джеймса на проблему зла поразительно прост, но теологически смелый: Бог не всемогущий, всезнающий или всепроникающий, но скорее конечен».
- ^ Вейденбаум, Джонатан. (2013) Аргумент Уильяма Джеймса о конечном теизме . В Diller J., Kasher A. (Eds) Модели Бога и альтернативные конечные реалии . Спрингер. С. 323-331. ISBN 978-94-007-5218-4
- ^ Станенко, Уолтер Скотт (2018). «Джеймсан конечный теизм и проблемы страданий» . Европейский журнал «Философия религии» . 10 (4): 1–25. doi : 10.24204/ejpr.v10i4.1966 .
- ^ Камбер, Ричард. (2016). Уильям Джеймс: Эссе и лекции . Routledge. п. 159 ISBN 978-1138457393
- ^ Jump up to: а беременный Pomerlaeau, Wayne P. (1998). Западная философия религия . Ардсли Хаус издательство. п. 492. ISBN 978-1-880157-62-6
- ^ Шварц, Роберт. (2015). Переосмысление прагматизма: от Уильяма Джеймса до современной философии . Уайли. п. 25 ISBN 978-0-470-67469-7
- ^ Бушнелл, Гораций (2010) [1876]. Бог во Христе: три дискурса, доставленные в Нью -Хейвене, Кембридж и Андовере: с предварительной диссертацией на языке . Энн Арбор, Мичиган: научное издательское управление, Библиотека Мичиганского университета. ISBN 978-1-4255-3727-2 Полем OCLC 678632613 . , включает предварительную диссертацию, утверждающую, что язык неадекватен, чтобы выразить вещи духа.
- ^ Беквит, Кларенс Августин. (1922). Идея Бога: исторический, критический, конструктивный . Нью -Йорк: Макмиллан. п. 214
- ^ Уотерхаус, ES (1934). «Концепция ограниченного Бога: исследование в философии персонализма Ранни Белль Бейкер». Философия . 9 (36): 488–489. doi : 10.1017/s0031819100030357 .
- ^ Schiller, FCS (1917). «Всемогущность». Труды Аристотелевского общества . 18 : 247–270. JSTOR 4543943 .
- ^ Абель, Рувим. (1955). Прагматический гуманизм FCS Schiller . Королевская пресса. С. 132-133
- ^ Jump up to: а беременный Брайтман, Эдгар С. (1940). Исторический набросок теистического финитизма . В философии религии . Нью-Йорк: Prentice-Hall, Inc. с. 286-301
- ^ Эриксон, Миллард Дж. (1998). Финитизм: отказ от всемогущества . В христианском богословии . Бейкер книги. С. 439-442. ISBN 978-0-8010-2182-4
- ^ Вагар, В. Уоррен. (2004). HG Wells: время пересечения . Уэслианская университетская издательство. п. 154 ISBN 978-0819567253
- ^ Кнудсон, Альберт С. (1924). Настоящие тенденции в религиозной мысли . Абингдон Пресс. п. 306
- ^ Jump up to: а беременный Burrow, Rufus Jr. (2012). Конечно-инфинитный Бог . В Боге и человеческом достоинстве: персонализм, богословие и этика Мартина Лютера Кинга, младшего . Университет Нотр -Дам Пресс. ISBN 978-0-268-02194-8
- ^ Хартшорн, Чарльз (1967). «Дипольная концепция божества». Обзор метафизики . 21 (2): 273–289. JSTOR 20124563 .
- ^ Jump up to: а беременный Форд, Льюис С. (1978). «В каком смысле Бог бесконечен?: Перспектива процесса» (PDF) . Томист: спекулятивный ежеквартальный обзор . 42 (1): 1–13. doi : 10.1353/tho.1978.0033 .
- ^ Ферма, Вергилиус Туре Ансельм. (1959). Энциклопедия религии . Littlefield, Adams & Co. с. 279-280
- ^ Майкл, Мартин. (1990). Конечный бог Теодици . В атеизме: философское оправдание . Храмовая издательство Университета. С. 436-438. ISBN 0-87722-642-3
- ^ Дилли, Фрэнк Б. (2000). «Конечный Бог пересмотрел». Международный журнал по философии религии . 47 (1): 29–41. doi : 10.1023/a: 1003838717365 . JSTOR 40036433 . S2CID 169766359 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- HJ McCloskey . (1974). Бог как конечный и несовершенный: поклонение . В Боге и зле . Спрингер. С. 65–69. ISBN 978-94-015-0162-0
- PJ McGrath (1986). «Зло и существование конечного Бога» . Анализ . 46 (1): 63–64. doi : 10.1093/analys/46.1.63 .
- Р. Деннис Поттер (2000). «Финитизм и проблема зла» (PDF) . Диалог: журнал Мормона думал . 33 (4): 83–95. doi : 10.2307/45226740 . JSTOR 45226740 . S2CID 254320149 .
- Клемент Чарльз Джулиан Уэбб . (1920). Доктрина конечного Бога . В Боге и личности . Лондон: George Allen & Unwin Ltd. с. 134–155
- Роуз Уорнер. (1955). Теория конечного Бога и возникающая эволюция как решение проблемы зла . Университет Орегона.