Теистический финитизм
Теистический финитизм , также известный как финитистский теизм или конечный богизм , — это вера в божество . ограниченное [ 1 ] [ 2 ] Некоторые философы и богословы предлагали решить проблему зла . Большинство финитистов признают абсолютную доброту Бога, но отвергают всемогущество . [ 3 ]
Определение
[ редактировать ]Финитистский теизм отрицает всемогущество Бога. [ 1 ] Рэй Харбо Доттерер в своей книге «Аргумент в пользу финитистской теологии» (1917) резюмировал аргументы в пользу теистического финитизма:
Бога нельзя считать одновременно всемогущим и совершенно добрым. Если мы скажем, что он всемогущ, что его владычество полное, что все происходящие события происходят по его воле; тогда следует, что он ответственен за действительный мир, который отчасти злой, и, соответственно, что он не совсем добр. Если мы начнем с другого конца и скажем, что Бог совершенно благ, то нам придется отрицать его всемогущество. [ 4 ]
Идея о том, что Бог есть и должен быть бесконечным, была почти универсальным верованием среди монотеистов. Лишь меньшинство мыслителей выдвинуло идею конечного божества. [ 5 ]
История
[ редактировать ]Идея конечного Бога восходит к «Тимею» Платона . Бог Платона был не всемогущим Творцом, а Демиургом, пытающимся контролировать непокорные «вещества» или «материю». По мнению Платона, материя была заражена злом, не созданным Богом. [ 6 ]
Уильям Джеймс (1842–1910) верил в конечного Бога, которого он использовал для объяснения проблемы зла . [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Иаков отверг божественное авторство Библии и идею совершенного Бога. Он определял Бога как «комбинацию идеальности и (окончательной) эффективности» и предпочитал конечного Бога, который «в некотором роде сознателен и отзывчив». [ 10 ] [ 11 ] Конечный Бог Иакова не был всемогущим , вездесущим , всеведущим или творцом вселенной. [ 7 ] [ 11 ] [ 12 ]
Богослов Кларенс Беквит (1849–1931) предположил, что Гораций Бушнелл (1802–1876) был финитистом. По словам Беквита, «одна из первых попыток в Америке показать, что Бог конечен, была предпринята Горацием Бушнеллом в его книге «Бог во Христе» (1849) . [ 13 ] [ 14 ]
Меньшая часть исторических вольнодумцев и рационалистов выступала за конечного Бога в противовес Богу в авраамических религиях . Герберт Уэллс выступал за конечного Бога в своей книге «Бог-невидимый царь» (1917). Рэнни Белль Бейкер в своей книге «Концепция ограниченного Бога» (1934) определил Густава Фехнера , Шарля Ренувье , Уильяма Джеймса и Джона Стюарта Милля как признающих концепцию конечного Бога. [ 15 ] FCS Шиллер задумал конечного, развивающегося Бога, сила которого ограничена. [ 16 ] [ 17 ]
Другим сторонником теистического финитизма был Питер Берточчи (1910–1989), который предположил, что «Бог всеблаг, но не всемогущ». [ 1 ] Большинство финитистов считали, что Бог личностн , хотя некоторые, например Генри Нельсон Виман (1884–1975), утверждали, что Бог безличен. [ 1 ]
Философ Эдгар С. Брайтман (1884–1953) защищал теистический финитизм в своей книге «Философия религии» , опубликованной в 1940 году. Брайтман заявил, что теистический финитизм начался с Платона , и он проследил эту идею через историю до Маркиона , Мани и манихейства , Пьера Бэйля , Джон Стюарт Милль, Герберт Уэллс и другие. [ 18 ] Брайтман разработал концепцию конечного Бога, чтобы решить проблему зла. Он придерживался мнения, что Бог — это бесконечный личный дух, но его сила ограничена. [ 19 ] Брайтман предположил, что Уэллс был первым, кто «посвятил целую книгу концепции конечности Бога». [ 18 ] Уэллс в любом отношении отделил своего Бога от библейского Бога. [ 20 ] Альберт К. Нудсон заявил, что Джон Стюарт Милль был первым современным писателем, выступавшим в защиту конечного Бога. [ 21 ]
Руфус Берроу-младший, профессор христианской мысли, утверждал (2012), что Брайтман отличался от большинства других финитистов, поскольку придерживался мнения, что Бог остается бесконечным во многих отношениях. [ 22 ] Это противоречило Платону и Герберту Уэллсу. Берроу отметил, что Брайтман охарактеризовал Бога как «конечно-бесконечного Бога». [ 22 ] Чарльз Хартшорн , отвергавший всемогущество, также выступал за конечно-бесконечного Бога. [ 23 ] [ 24 ]
Другими сторонниками теистического финитизма были Хартли Берр Александер , Джон Элоф Будин , Девитт Х. Паркер , Уильям Пепперелл Монтегю и У. Т. Стейс . [ 24 ] [ 25 ]
Недавний
[ редактировать ]Консервативный раввин Гарольд Кушнер защищал теистический финитизм в своей книге «Когда с хорошими людьми случаются плохие вещи », опубликованной в 1981 году. [ 1 ] [ 26 ]
Философ Фрэнк Б. Дилли отметил в 2000 году, что теистический финитизм редко обсуждается в современной философской литературе. [ 27 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Гейслер, Норман; Уоткинс, Уильям Д. (1989). Конечный богизм: мир с конечным Богом . В разных мирах: Справочник по мировоззрению . Wipf и Stock Publishers. стр. 187-216. ISBN 1-59244-126-2
- ^ МакКим, Дональд К. (1996). Вестминстерский словарь теологических терминов . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 278. ISBN 0-664-22089-4
- ^ Саакян, Уильям С; Саакян, Мейбл Льюис. (1974). Царства философии . Издательство Шенкман. п. 319. «Теистический финитизм подразумевает веру в то, что Бог ограничен в некоторой способности или качестве, обычно силе или доброте; либо ему не хватает абсолютной силы, либо абсолютной доброты. Большинство финитистов принимают абсолютную доброту Бога, отказываясь при этом от веры в его всемогущество» .
- ^ Доттерер, Рэй Харбо. (1917). Аргумент в пользу финитистской теологии . Полиграфическая компания «Новая Эра». п. 23
- ^ Хадсон, Йегер. Всемогущество: Должен ли Бог быть бесконечным? . В Крейтон-Педене, Ларри Э. Аксель. (1989). Бог, ценности и эмпиризм: проблемы философской теологии . Издательство Университета Мерсера. п. 92. ISBN 0-86554-360-7
- ^ Кларк, Тед Р. (1955). «Доктрина конечного Бога» . Обзор и экспонент . 52 (1): 21–43. дои : 10.1177/003463735505200103 .
- ^ Jump up to: а б Барнард, Джордж Уильям. (1997). Исследование невидимых миров: Уильям Джеймс и философия мистицизма . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 251. ISBN 0-7914-3223-8 «Богословский ответ Джеймса на проблему зла поразительно прост, но богословски смел: Бог не всемогущ, всезнающ или всепроникающ, а, скорее, конечен».
- ^ Вайденбаум, Джонатан. (2013) Аргумент Уильяма Джеймса в пользу конечного теизма . В книге Диллер Дж., Кашер А. (ред.) Модели Бога и альтернативные конечные реальности . Спрингер. стр. 323-331. ISBN 978-94-007-5218-4
- ^ Степаненко, Вальтер Скотт (2018). «Джеймсов конечный теизм и проблемы страдания» . Европейский журнал философии религии . 10 (4): 1–25. дои : 10.24204/ejpr.v10i4.1966 .
- ^ Камбер, Ричард. (2016). Уильям Джеймс: Очерки и лекции . Рутледж. п. 159. ISBN 978-1138457393
- ^ Jump up to: а б Померло, Уэйн П. (1998). Западная философия Религия . Издательство Ардсли Хаус. п. 492. ISBN 978-1-880157-62-6
- ^ Шварц, Роберт. (2015). Переосмысление прагматизма: от Уильяма Джеймса к современной философии . Уайли. п. 25. ISBN 978-0-470-67469-7
- ^ Бушнелл, Гораций (2010) [1876]. Бог во Христе: три лекции, прочитанные в Нью-Хейвене, Кембридже и Андовере: с предварительной диссертацией о языке . Анн-Арбор, Мичиган: Научное издательство, Библиотека Мичиганского университета. ISBN 978-1-4255-3727-2 . OCLC 678632613 . , включает в себя предварительную диссертацию, в которой утверждается, что язык недостаточен для выражения духовных явлений.
- ^ Беквит, Кларенс Августин. (1922). Идея Бога: историческая, критическая, конструктивная . Нью-Йорк: Макмиллан. п. 214
- ^ Уотерхаус, ES (1934). «Концепция ограниченного Бога: исследование философии персонализма Ранни Белль Бейкер». Философия . 9 (36): 488–489. дои : 10.1017/S0031819100030357 .
- ^ Шиллер, ФКС (1917). «Всемогущество». Труды Аристотелевского общества . 18 : 247–270. JSTOR 4543943 .
- ^ Авель, Рубен. (1955). Прагматический гуманизм Ф.С. Шиллера . Кингс Краун Пресс. стр. 132-133
- ^ Jump up to: а б Брайтман, Эдгар С. (1940). Исторический очерк теистического финитизма . В «Философии религии» . Нью-Йорк: Prentice-Hall, Inc., стр. 286–301.
- ^ Эриксон, Миллард Дж. (1998). Финитизм: отказ от всемогущества . В христианской теологии . Книги Бейкера. стр. 439-442. ISBN 978-0-8010-2182-4
- ^ Вагар, В. Уоррен. (2004). Герберт Уэллс: Путешествие во времени . Издательство Уэслианского университета. п. 154. ISBN 978-0819567253
- ^ Кнудсон, Альберт К. (1924). Современные тенденции в религиозной мысли . Абингдон Пресс. п. 306
- ^ Jump up to: а б Берроу, Руфус младший (2012). Конечно-бесконечный Бог . В книге «Бог и человеческое достоинство: персонализм, теология и этика Мартина Лютера Кинга-младшего» . Издательство Университета Нотр-Дам. ISBN 978-0-268-02194-8
- ^ Хартшорн, Чарльз (1967). «Диполярная концепция божества». Обзор метафизики . 21 (2): 273–289. JSTOR 20124563 .
- ^ Jump up to: а б Форд, Льюис С. (1978). «В каком смысле Бог бесконечен?: С точки зрения процесса» (PDF) . Томист: спекулятивный ежеквартальный обзор . 42 (1): 1–13. дои : 10.1353/th.1978.0033 .
- ^ Ферм, Вергилий Туре Ансельм. (1959). Энциклопедия религии . Литтлфилд, Адамс и компания, стр. 279–280.
- ^ Майкл, Мартин. (1990). Теодицея конечного Бога . В книге «Атеизм: философское обоснование» . Издательство Университета Темпл. стр. 436-438. ISBN 0-87722-642-3
- ^ Дилли, Фрэнк Б. (2000). «Переосмысление конечного Бога». Международный журнал философии религии . 47 (1): 29–41. дои : 10.1023/A:1003838717365 . JSTOR 40036433 . S2CID 169766359 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Х. Дж. Макклоски . (1974). Бог как конечный и несовершенный: достойность поклонения . В Боге и Зле . Спрингер. стр. 65–69. ISBN 978-94-015-0162-0
- Пи Джей МакГрат (1986). «Зло и существование конечного бога» . Анализ . 46 (1): 63–64. дои : 10.1093/analys/46.1.63 .
- Р. Деннис Поттер (2000). «Финитизм и проблема зла» (PDF) . Диалог: Журнал мормонской мысли . 33 (4): 83–95. дои : 10.2307/45226740 . JSTOR 45226740 . S2CID 254320149 .
- Клемент Чарльз Джулиан Уэбб . (1920). Доктрина конечного Бога . В Боге и Личности . Лондон: George Allen & Unwin Ltd., стр. 134–155.
- Роуз Уорнер. (1955). Теория конечного Бога и эмерджентная эволюция как решение проблемы зла . Университет Орегона.