Jump to content

Теистический финитизм

(Перенаправлено с Конечного Бога )

Теистический финитизм , также известный как финитистский теизм или конечный богизм , — это вера в божество . ограниченное [ 1 ] [ 2 ] Некоторые философы и богословы предлагали решить проблему зла . Большинство финитистов признают абсолютную доброту Бога, но отвергают всемогущество . [ 3 ]

Определение

[ редактировать ]

Финитистский теизм отрицает всемогущество Бога. [ 1 ] Рэй Харбо Доттерер в своей книге «Аргумент в пользу финитистской теологии» (1917) резюмировал аргументы в пользу теистического финитизма:

Бога нельзя считать одновременно всемогущим и совершенно добрым. Если мы скажем, что он всемогущ, что его владычество полное, что все происходящие события происходят по его воле; тогда следует, что он ответственен за действительный мир, который отчасти злой, и, соответственно, что он не совсем добр. Если мы начнем с другого конца и скажем, что Бог совершенно благ, то нам придется отрицать его всемогущество. [ 4 ]

Идея о том, что Бог есть и должен быть бесконечным, была почти универсальным верованием среди монотеистов. Лишь меньшинство мыслителей выдвинуло идею конечного божества. [ 5 ]

Идея конечного Бога восходит к «Тимею» Платона . Бог Платона был не всемогущим Творцом, а Демиургом, пытающимся контролировать непокорные «вещества» или «материю». По мнению Платона, материя была заражена злом, не созданным Богом. [ 6 ]

Уильям Джеймс (1842–1910) верил в конечного Бога, которого он использовал для объяснения проблемы зла . [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Иаков отверг божественное авторство Библии и идею совершенного Бога. Он определял Бога как «комбинацию идеальности и (окончательной) эффективности» и предпочитал конечного Бога, который «в некотором роде сознателен и отзывчив». [ 10 ] [ 11 ] Конечный Бог Иакова не был всемогущим , вездесущим , всеведущим или творцом вселенной. [ 7 ] [ 11 ] [ 12 ]

Богослов Кларенс Беквит (1849–1931) предположил, что Гораций Бушнелл (1802–1876) был финитистом. По словам Беквита, «одна из первых попыток в Америке показать, что Бог конечен, была предпринята Горацием Бушнеллом в его книге «Бог во Христе» (1849) . [ 13 ] [ 14 ]

Меньшая часть исторических вольнодумцев и рационалистов выступала за конечного Бога в противовес Богу в авраамических религиях . Герберт Уэллс выступал за конечного Бога в своей книге «Бог-невидимый царь» (1917). Рэнни Белль Бейкер в своей книге «Концепция ограниченного Бога» (1934) определил Густава Фехнера , Шарля Ренувье , Уильяма Джеймса и Джона Стюарта Милля как признающих концепцию конечного Бога. [ 15 ] FCS Шиллер задумал конечного, развивающегося Бога, сила которого ограничена. [ 16 ] [ 17 ]

Другим сторонником теистического финитизма был Питер Берточчи (1910–1989), который предположил, что «Бог всеблаг, но не всемогущ». [ 1 ] Большинство финитистов считали, что Бог личностн , хотя некоторые, например Генри Нельсон Виман (1884–1975), утверждали, что Бог безличен. [ 1 ]

Философ Эдгар С. Брайтман (1884–1953) защищал теистический финитизм в своей книге «Философия религии» , опубликованной в 1940 году. Брайтман заявил, что теистический финитизм начался с Платона , и он проследил эту идею через историю до Маркиона , Мани и манихейства , Пьера Бэйля , Джон Стюарт Милль, Герберт Уэллс и другие. [ 18 ] Брайтман разработал концепцию конечного Бога, чтобы решить проблему зла. Он придерживался мнения, что Бог — это бесконечный личный дух, но его сила ограничена. [ 19 ] Брайтман предположил, что Уэллс был первым, кто «посвятил целую книгу концепции конечности Бога». [ 18 ] Уэллс в любом отношении отделил своего Бога от библейского Бога. [ 20 ] Альберт К. Нудсон заявил, что Джон Стюарт Милль был первым современным писателем, выступавшим в защиту конечного Бога. [ 21 ]

Руфус Берроу-младший, профессор христианской мысли, утверждал (2012), что Брайтман отличался от большинства других финитистов, поскольку придерживался мнения, что Бог остается бесконечным во многих отношениях. [ 22 ] Это противоречило Платону и Герберту Уэллсу. Берроу отметил, что Брайтман охарактеризовал Бога как «конечно-бесконечного Бога». [ 22 ] Чарльз Хартшорн , отвергавший всемогущество, также выступал за конечно-бесконечного Бога. [ 23 ] [ 24 ]

Другими сторонниками теистического финитизма были Хартли Берр Александер , Джон Элоф Будин , Девитт Х. Паркер , Уильям Пепперелл Монтегю и У. Т. Стейс . [ 24 ] [ 25 ]

Недавний

[ редактировать ]

Консервативный раввин Гарольд Кушнер защищал теистический финитизм в своей книге «Когда с хорошими людьми случаются плохие вещи », опубликованной в 1981 году. [ 1 ] [ 26 ]

Философ Фрэнк Б. Дилли отметил в 2000 году, что теистический финитизм редко обсуждается в современной философской литературе. [ 27 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и Гейслер, Норман; Уоткинс, Уильям Д. (1989). Конечный богизм: мир с конечным Богом . В разных мирах: Справочник по мировоззрению . Wipf и Stock Publishers. стр. 187-216. ISBN   1-59244-126-2
  2. ^ МакКим, Дональд К. (1996). Вестминстерский словарь теологических терминов . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 278. ISBN   0-664-22089-4
  3. ^ Саакян, Уильям С; Саакян, Мейбл Льюис. (1974). Царства философии . Издательство Шенкман. п. 319. «Теистический финитизм подразумевает веру в то, что Бог ограничен в некоторой способности или качестве, обычно силе или доброте; либо ему не хватает абсолютной силы, либо абсолютной доброты. Большинство финитистов принимают абсолютную доброту Бога, отказываясь при этом от веры в его всемогущество» .
  4. ^ Доттерер, Рэй Харбо. (1917). Аргумент в пользу финитистской теологии . Полиграфическая компания «Новая Эра». п. 23
  5. ^ Хадсон, Йегер. Всемогущество: Должен ли Бог быть бесконечным? . В Крейтон-Педене, Ларри Э. Аксель. (1989). Бог, ценности и эмпиризм: проблемы философской теологии . Издательство Университета Мерсера. п. 92. ISBN   0-86554-360-7
  6. ^ Кларк, Тед Р. (1955). «Доктрина конечного Бога» . Обзор и экспонент . 52 (1): 21–43. дои : 10.1177/003463735505200103 .
  7. ^ Jump up to: а б Барнард, Джордж Уильям. (1997). Исследование невидимых миров: Уильям Джеймс и философия мистицизма . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 251. ISBN   0-7914-3223-8 «Богословский ответ Джеймса на проблему зла поразительно прост, но богословски смел: Бог не всемогущ, всезнающ или всепроникающ, а, скорее, конечен».
  8. ^ Вайденбаум, Джонатан. (2013) Аргумент Уильяма Джеймса в пользу конечного теизма . В книге Диллер Дж., Кашер А. (ред.) Модели Бога и альтернативные конечные реальности . Спрингер. стр. 323-331. ISBN   978-94-007-5218-4
  9. ^ Степаненко, Вальтер Скотт (2018). «Джеймсов конечный теизм и проблемы страдания» . Европейский журнал философии религии . 10 (4): 1–25. дои : 10.24204/ejpr.v10i4.1966 .
  10. ^ Камбер, Ричард. (2016). Уильям Джеймс: Очерки и лекции . Рутледж. п. 159. ISBN   978-1138457393
  11. ^ Jump up to: а б Померло, Уэйн П. (1998). Западная философия Религия . Издательство Ардсли Хаус. п. 492. ISBN   978-1-880157-62-6
  12. ^ Шварц, Роберт. (2015). Переосмысление прагматизма: от Уильяма Джеймса к современной философии . Уайли. п. 25. ISBN   978-0-470-67469-7
  13. ^ Бушнелл, Гораций (2010) [1876]. Бог во Христе: три лекции, прочитанные в Нью-Хейвене, Кембридже и Андовере: с предварительной диссертацией о языке . Анн-Арбор, Мичиган: Научное издательство, Библиотека Мичиганского университета. ISBN  978-1-4255-3727-2 . OCLC   678632613 . , включает в себя предварительную диссертацию, в которой утверждается, что язык недостаточен для выражения духовных явлений.
  14. ^ Беквит, Кларенс Августин. (1922). Идея Бога: историческая, критическая, конструктивная . Нью-Йорк: Макмиллан. п. 214
  15. ^ Уотерхаус, ES (1934). «Концепция ограниченного Бога: исследование философии персонализма Ранни Белль Бейкер». Философия . 9 (36): 488–489. дои : 10.1017/S0031819100030357 .
  16. ^ Шиллер, ФКС (1917). «Всемогущество». Труды Аристотелевского общества . 18 : 247–270. JSTOR   4543943 .
  17. ^ Авель, Рубен. (1955). Прагматический гуманизм Ф.С. Шиллера . Кингс Краун Пресс. стр. 132-133
  18. ^ Jump up to: а б Брайтман, Эдгар С. (1940). Исторический очерк теистического финитизма . В «Философии религии» . Нью-Йорк: Prentice-Hall, Inc., стр. 286–301.
  19. ^ Эриксон, Миллард Дж. (1998). Финитизм: отказ от всемогущества . В христианской теологии . Книги Бейкера. стр. 439-442. ISBN   978-0-8010-2182-4
  20. ^ Вагар, В. Уоррен. (2004). Герберт Уэллс: Путешествие во времени . Издательство Уэслианского университета. п. 154. ISBN   978-0819567253
  21. ^ Кнудсон, Альберт К. (1924). Современные тенденции в религиозной мысли . Абингдон Пресс. п. 306
  22. ^ Jump up to: а б Берроу, Руфус младший (2012). Конечно-бесконечный Бог . В книге «Бог и человеческое достоинство: персонализм, теология и этика Мартина Лютера Кинга-младшего» . Издательство Университета Нотр-Дам. ISBN   978-0-268-02194-8
  23. ^ Хартшорн, Чарльз (1967). «Диполярная концепция божества». Обзор метафизики . 21 (2): 273–289. JSTOR   20124563 .
  24. ^ Jump up to: а б Форд, Льюис С. (1978). «В каком смысле Бог бесконечен?: С точки зрения процесса» (PDF) . Томист: спекулятивный ежеквартальный обзор . 42 (1): 1–13. дои : 10.1353/th.1978.0033 .
  25. ^ Ферм, Вергилий Туре Ансельм. (1959). Энциклопедия религии . Литтлфилд, Адамс и компания, стр. 279–280.
  26. ^ Майкл, Мартин. (1990). Теодицея конечного Бога . В книге «Атеизм: философское обоснование» . Издательство Университета Темпл. стр. 436-438. ISBN   0-87722-642-3
  27. ^ Дилли, Фрэнк Б. (2000). «Переосмысление конечного Бога». Международный журнал философии религии . 47 (1): 29–41. дои : 10.1023/A:1003838717365 . JSTOR   40036433 . S2CID   169766359 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 607d2c809d3c449299aa6705d99154a6__1721431200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/60/a6/607d2c809d3c449299aa6705d99154a6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Theistic finitism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)