Народная психология
В философии разума и когнитивной науке , народная психология или психология здравого смысла , — это человеческая способность объяснять и предсказывать поведение и психическое состояние других людей. [1] Процессы и явления, встречающиеся в повседневной жизни, такие как боль, удовольствие, волнение и тревога, используют общие лингвистические термины, а не технический или научный жаргон. [2] Народная психология позволяет лучше понять социальные взаимодействия и общение, тем самым увеличивая важность связи и того, как она переживается.
Традиционно изучение народной психологии фокусировалось на том, как обычные люди, не имеющие формального образования в различных академических областях науки, приписывают психические состояния. Эта область в первую очередь была сосредоточена на интенциональных состояниях, отражающих убеждения и желания человека; каждый из них описан с помощью повседневного языка и таких понятий, как «убеждения», «желания», «страх» и «надежда». [3]
Вера и желание были основной идеей народной психологии, поскольку оба предполагают психические состояния, в которых мы участвуем. Вера возникает из образа мышления о том, каким мы воспринимаем мир, а желание исходит из того, каким мы хотим, чтобы мир был. В обоих случаях интенсивность предсказания психических состояний других людей может иметь разные результаты. [4]
Народная психология рассматривается многими психологами с двух точек зрения: интенциональная позиция и регулятивная точка зрения. Регулятивный взгляд народной психологии настаивает на том, что поведение человека больше ориентировано на действие в соответствии с социальными нормами, тогда как интенциональная позиция заставляет человека вести себя в зависимости от обстоятельств того, как он должен себя вести. [5]
Ключевые народные понятия
[ редактировать ]Интенциональность
[ редактировать ]Воспринимая, объясняя или критикуя поведение человека , люди различают преднамеренные и непреднамеренные действия . [6] Оценка действия как обусловленного целенаправленным действием или случайными обстоятельствами является одним из ключевых факторов, определяющих социальное взаимодействие. Другие — это условия окружающей среды или пред-когнитивные вопросы. Например, критическое замечание, которое будет расценено как намеренное со стороны получателя сообщения, может рассматриваться как обидное оскорбление. И наоборот, если то же замечание считается непреднамеренным, его можно отклонить и простить.
Народная концепция преднамеренности используется в правовой системе для разграничения преднамеренного и непреднамеренного поведения. [7] Глядя на человека, можно обнаружить нетрадиционный способ объяснения поведения в праве. Рассматривая поведение и выражения лиц, народная психология используется для прогнозирования поведения, которое действовало в прошлом.
Важность этой концепции выходит за рамки почти всех аспектов повседневной жизни: эмпирические исследования в области социальной психологии и психологии развития изучают роль воспринимаемой интенциональности как посредника при агрессии, конфликтах в отношениях, суждениях об ответственности, вине или наказании. [8] [9]
Недавняя эмпирическая литература по народной психологии показала, что теории людей относительно намеренных действий включают четыре различных фактора: убеждения, желания, причинно-следственные связи и способствующие факторы. [10] Здесь убеждения и желания представляют собой центральные переменные, ответственные за народные теории намерения.
Желания воплощают результаты, к которым стремится человек, в том числе те, которых невозможно достичь. [11] Ключевое различие между желаниями и намерениями заключается в том, что желания могут быть чисто гипотетическими, тогда как намерения определяют результат, которого человек на самом деле пытается достичь. [11]
С точки зрения убеждений, существует несколько типов, которые имеют отношение к намерениям: убеждения о результате и убеждения о способностях. Убеждения о результате — это убеждения относительно того, приведет ли данное действие к достижению намерения, например, «покупка новых часов произведет впечатление на моих друзей». [6] Способность состоит из убежденности актера в своей способности выполнить действие, например: «Я действительно могу позволить себе новые часы». В свете этого Хайдер постулировал, что убеждения в способностях можно объяснить тем, что они побуждают людей ставить цели, которые в противном случае не были бы достигнуты. [12]
Регулятивный
[ редактировать ]Регулятивный взгляд народной психологии не совпадает с интенциональной позицией народной психологии. Эта точка зрения в первую очередь касается норм и моделей, соответствующих нашему поведению, и их применения в социальных ситуациях. [13] Наши мысли и поведение часто формируются народной психологией в нормативные формы, которые помогают другим предсказывать и понимать нас. [14]
Согласно регулятивной точке зрения, социальные роли, культурные нормы, обобщения и стереотипы основаны на эмпирических данных социальной психологии и психологии развития , на что и ссылаются нормативные структуры. [15] В зависимости от того, как человек себя ведет, такие вещи, как то, как вы относитесь к младенцам иначе, чем к взрослым, или к мальчикам иначе, чем к девочкам, могут предсказать, как люди будут вести себя или реагировать. Согласно этой регулятивной точке зрения, народная психология вызывает «состояние любопытства», а удовлетворительный ответ удовлетворяет потребности исследователя. [16]
Моральные суждения о характере играют важную роль в понимании народной психологии с регулятивной точки зрения. Выделяются три категории моральных качеств характера: навешивание добродетелей, моральная оценка, основанная на повествовании, а также сплетни о чертах характера, и они используют разные подходы к социальному познанию. Хотя суждение о характере является компонентом народной психологии, оно не учитывает другие процессы, в которых мы участвуем ежедневно. [17]
Понимание и предсказание
[ редактировать ]Контекстная модель
[ редактировать ]Народная психология имеет решающее значение для оценки и, в конечном итоге, понимания новых концепций и предметов. Контекстная модель, разработанная Медином, Альтомом и Мерфи. [18] выдвигает гипотезу о том, что благодаря ментальным моделям в форме прототипных и образцовых представлений индивиды способны более точно представлять и постигать окружающую их среду.
Согласно модели, общее сходство между прототипом и данным экземпляром категории оценивается на основе нескольких измерений (например, формы, размера, цвета). По мотивам этого явления была создана мультипликативная функция.
Здесь, представляет сходство между прототипом и этот образец, это нижний индекс размеров , и Сходство между прототипом и й экземпляр на е измерение.
Модель прогнозирования
[ редактировать ]Существуют и другие модели прогнозирования, когда речь идет о различных когнитивных мыслях, которые могут возникнуть у человека, пытаясь предсказать человеческое поведение или психические состояния. По словам Льюиса, одна банальность включает в себя людей, небрежно выражающих стимулы и поведение. Другая банальность включает в себя предположение о типе психического состояния, которое есть у другого человека. [19]
Последствия модели прогнозирования
[ редактировать ]Модель прогнозирования вызвала некоторые предостережения, поскольку идея народной психологии была частью идей Льюиса. В модели прогнозирования Льюиса были учтены общие утверждения о психическом здоровье, поэтому предполагалось отсутствие качественных научных исследований.
Объяснение
[ редактировать ]Разговорная модель
[ редактировать ]Учитывая, что народная психология представляет собой причинное знание ума , связанное с процессами категоризации , [20] следовательно, народная психология активно используется для объяснения повседневных действий. Разговорная модель Дениса Хилтона (1990) была создана с учетом этого причинного объяснения, причем модель обладала способностью генерировать конкретные прогнозы. Хилтон придумал свою модель «разговорную», потому что он утверждал, что как социальная деятельность, в отличие от прогнозирования, объяснение требует аудитории: которой человек объясняет событие или действие. [21] Согласно этой модели, причинные объяснения следуют двум конкретным разговорным максимам из моделей разговора Грайса (1975) — максиме манеры и максиме количества. Грайс отметил, что содержание разговора должно быть актуальным, информативным и соответствовать пробелам в знаниях аудитории. [22] Учитывая это, разговорная модель указывает на то, что объяснитель, оценив свою аудиторию, изменит свое объяснение, чтобы удовлетворить ее потребности. По сути, демонстрируя присущую ему потребность в мысленном сравнении и последующей модификации поведения при повседневных объяснениях.
Применение и функционирование
[ редактировать ]Модель убеждения-желания
[ редактировать ]Модель убеждения-желания в психологии иллюстрирует один из методов использования народной психологии в повседневной жизни. Согласно этой модели, люди совершают действие, если хотят результата и верят, что его можно получить, выполнив это действие. Однако убеждения и желания не являются причиной немедленных действий; намерение действует как посредник убеждения/желания и действия. [11] Другими словами, рассмотрим человека, который хочет достичь цели «G» и считает, что действие «А» поможет в достижении «G»; это приводит к намерению совершить «А», которое затем осуществляется для производства действия «А».
Шанк и Абельсон (1977) описали это включение типичных убеждений, желаний и намерений, лежащих в основе действия, как нечто вроде «сценария», согласно которому человек просто следует бессознательной структуре, которая приводит к окончательному решению о том, будет ли выполнено действие. [23] Точно так же Барсалу (1985) описал категорию разума как «идеал», согласно которому, если бы желание, убеждение и намерение присутствовали, они «рационально» привели бы к данному действию. Они назвали это явление «идеалом рационального действия». [24]
Модель целенаправленного действия
[ редактировать ]Существующая литература широко подтверждает тот факт, что на социальное поведение во многом влияют причины, которым люди приписывают действия. [12] В частности, было показано, что интерпретация человеком причин поведения отражает его ранее существовавшие убеждения относительно психического состояния действующего лица и мотивации его или ее действий. [25] Отсюда следует, что они опираются на предполагаемые намерения акторов, чтобы направлять свои собственные реакции на наказание или вознаграждение актора. Эта концепция расширена и включает случаи, когда поведенческие доказательства отсутствуют. Было показано, что в этих обстоятельствах человек снова будет опираться на предполагаемые намерения, чтобы предсказать действия третьей стороны. [12]
Хотя эти два компонента в просторечии часто используются как синонимы, между целями и намерениями существует важное различие. Это несоответствие заключается в том, что люди, намеревающиеся совершить действие, также укрепляют веру в то, что оно будет достигнуто, тогда как один и тот же человек, имеющий цель, не обязательно верит, что действие можно выполнить, несмотря на наличие сильной воли. желание это сделать.
Прогнозирование целей и действий, как и модель убеждений-желаний, предполагает управление переменными, которые определяют, будет ли выполнено действие. В модели целенаправленного действия предикторами целей и действий являются: убеждения действующих лиц о своих способностях и фактическое наличие у них предварительных условий, необходимых для выполнения действия. [26] Кроме того, предусловия состоят из различных условий, необходимых для реализации намерений. Сюда входят способности и навыки, а также переменные окружающей среды, которые могут сыграть роль. Шанк и Абельсон приводят пример посещения ресторана, где предварительным условием является возможность оплатить счет и добраться до нужного места, а также тот факт, что ресторан должен быть открыт для работы. [23] Традиционно люди предпочитают ссылаться на предварительные условия, чтобы объяснить действия, которые с высокой вероятностью могут оказаться недостижимыми, тогда как цели, как правило, описываются как широкий спектр общих действий.
Модель повседневных умозаключений
[ редактировать ]Модели повседневных умозаключений отражают народную психологию человеческого неформального мышления. Разработано множество моделей такого рода. Они выражают и уточняют наши народные психологические способы понимания того, как делаются выводы.
Например, одна модель [27] описывает повседневные рассуждения человека как комбинацию простых, прямых правил и процессов, основанных на сходстве. В результате взаимодействия этих простых механизмов возникают, казалось бы, сложные модели рассуждений. Модель использовалась для учета различных данных рассуждений.
Споры
[ редактировать ]Народная психология остается предметом многочисленных споров в академических кругах относительно ее масштабов, методов и значимости ее вклада в научное сообщество. [28] Большая часть этой критики проистекает из преобладающего впечатления, что народная психология — это примитивная практика, предназначенная для необразованных и неакадемических людей в обсуждении своей повседневной жизни. [29]
Ведутся серьезные споры о том, полезна ли народная психология для академических целей; в частности, может ли это иметь отношение к области научной психологии. Утверждалось, что механизм, используемый непрофессионалами для понимания, прогнозирования и объяснения действий друг друга, неприменим с точки зрения требований научного метода . [29] И наоборот, оппоненты призвали к терпению, считая, что механизм, используемый непрофессионалами для понимания действий друг друга, важен для формирования основ для будущих действий при столкновении с аналогичными ситуациями. Малле и Нобе приветствовали эту систематизацию повседневного понимания разума людьми как неизбежное продвижение к более всеобъемлющей области психологии. [6] Медин и др. обеспечивают еще одно преимущество концептуализации народной психологии с помощью их смешанной модели категоризации: [30] это выгодно, поскольку помогает прогнозировать действие.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Народная психология как теория (Стэнфордская энциклопедия философии)» . Plato.stanford.edu . Проверено 1 февраля 2013 г.
- ^ Веллман, Х. (1990). Детские теории разума . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
- ^ Арико, Адам (2010). «Народная психология, сознание и контекстные эффекты». Обзор философии и психологии . 1 (3): 317–393. дои : 10.1007/s13164-010-0029-9 . S2CID 30670774 . ПроКвест 888751000 .
- ^ «Народная психология — обзор | Темы ScienceDirect» . www.sciencedirect.com . Проверено 26 января 2024 г.
- ^ Фернандес Кастро, Виктор (01 февраля 2020 г.). «Регулирование, нормативность и народная психология» . Топои . 39 (1): 57–67. дои : 10.1007/s11245-017-9511-7 . ISSN 1572-8749 .
- ^ Jump up to: а б с Малле, Бетрам Ф; Нобе, Джошуа (март 1997 г.). «Народная концепция интенциональности». Журнал экспериментальной социальной психологии . 33 (2): 101–121. дои : 10.1006/jesp.1996.1314 . S2CID 14173135 .
- ^ Бранден Д. Юнг, эсквайр, Народная психологическая дилемма уголовного права: решение нейронаучных и философских проблем, связанных с требованием о добровольных действиях, 122 W. Va. L. Rev. (2019).
- ^ Карниол, Рэйчел (январь 1978 г.). «Использование детьми сигналов намерения при оценке поведения». Психологический вестник . 85 (1): 76–85. дои : 10.1037/0033-2909.85.1.76 .
- ^ Пиаже, Оксфорд (1932). «Язык и мышление ребенка», 1926; Суждение и рассуждение ребенка, 1928; Детское представление о мире, 1929; Детская концепция физической причинности, 1930; Моральное суждение ребенка, 1932 . Оксфорд, Англия: Харкорт, Брейс. стр. 54–93. ПроКвест 614996198 .
- ^ Малле, Бетрам Ф; Нобе (март 1997 г.). «Народная концепция интенциональности». Журнал экспериментальной социальной психологии . 33 (2): 101–121. дои : 10.1006/jesp.1996.1314 . S2CID 14173135 .
- ^ Jump up to: а б с Касима, Ёсихиса; Маккинтайр, Эллисон; Клиффорд, Пол (1 апреля 2000 г.). «Категория разума: Народная психология веры, желания и намерения. Автор». Азиатский журнал социальной психологии . 1. 1 (3): 289–313. дои : 10.1111/1467-839X.00019 .
- ^ Jump up to: а б с Хайдер, Ф (1958). Психология межличностных отношений . Нью-Йорк: Уайли.
- ^ Фернандес Кастро, Виктор (01 февраля 2020 г.). «Регулирование, нормативность и народная психология» . Топои . 39 (1): 57–67. дои : 10.1007/s11245-017-9511-7 . ISSN 1572-8749 .
- ^ Эндрюс, Кристин; Сполдинг, Шеннон; Вестра, Эван (01 декабря 2021 г.). «Введение в народную психологию: плюралистические подходы» . Синтезируйте . 199 (1): 1685–1700. дои : 10.1007/s11229-020-02837-3 . ISSN 1573-0964 .
- ^ Фернандес Кастро, Виктор (01 февраля 2020 г.). «Регулирование, нормативность и народная психология» . Топои . 39 (1): 57–67. дои : 10.1007/s11245-017-9511-7 . ISSN 1572-8749 .
- ^ Эндрюс, Кристин; Сполдинг, Шеннон; Вестра, Эван (01 декабря 2021 г.). «Введение в народную психологию: плюралистические подходы» . Синтезируйте . 199 (1): 1685–1700. дои : 10.1007/s11229-020-02837-3 . ISSN 1573-0964 .
- ^ Эндрюс, Кристин; Сполдинг, Шеннон; Вестра, Эван (01 декабря 2021 г.). «Введение в народную психологию: плюралистические подходы» . Синтезируйте . 199 (1): 1685–1700. дои : 10.1007/s11229-020-02837-3 . ISSN 1573-0964 .
- ^ Медин, Д.Л.; Альтом, МВт; Мерфи, Т.Д. (1984). «Данные и индуцированные представления категорий: использование информации о прототипах и образцах в классификации». Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание . 10 (333): 352. дои : 10.1037/0278-7393.10.3.333 . ПМИД 6235306 .
- ^ Рэйвенскрофт, Ян (22 сентября 1997 г.). «Народная психология как теория» . Архив Стэнфордской энциклопедии философии (выпуск лета 2020 г.).
- ^ Гельман, Сьюзен А.; Легар, Кристин Х. (21 октября 2011 г.). «Концепции и народные теории» . Ежегодный обзор антропологии . 40 (1): 379–398. doi : 10.1146/annurev-anthro-081309-145822 . ПМЦ 3579644 . ПМИД 23436950 .
- ^ Хилтон, Денис Дж. (январь 1990 г.). «Разговорные процессы и причинное объяснение». Психологический вестник . 107 (1): 65–81. CiteSeerX 10.1.1.391.7282 . дои : 10.1037/0033-2909.107.1.65 .
- ^ Грайс, Х. Пол (1979). «Логика и разговор». Коммуникации . 30 :7–72. дои : 10.3406/comm.1979.1446 .
- ^ Jump up to: а б Шанк, Р.К. (1977). Сценарии, планы, цели и понимание . Нью-Джерси: Эрибаум.
- ^ Барсалу, Лоуренс В. (октябрь 1985 г.). «Идеалы, центральная тенденция и частота реализации как определяющие факторы градуированной структуры категорий». Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание . 11 (4): 629–654. CiteSeerX 10.1.1.335.7172 . дои : 10.1037/0278-7393.11.1-4.629 . ПМИД 2932520 .
- ^ Вайнер, Б. (1986). Атрибутивная теория мотивации и эмоций . Нью-Йорк: Спрингер.
- ^ Бунзайер, А.; МакКлюр, Дж.; Саттон, РМ (2005). «Различие последствий убеждений и предварительных условий: народная психология целей и действий». Европейский журнал социальной психологии . 35 (6): 725–740. дои : 10.1002/ejsp.280 .
- ^ Сан, Р. (1994). Интеграция правил и коннекционизма для надежного рассуждения на основе здравого смысла . Нью-Йорк: Уайли.
- ^ Гольденвейзер, А.А. (1912). «Фолк-психология» . Психологический вестник . 9 (10): 373–380. дои : 10.1037/h0074365 .
- ^ Jump up to: а б Флетчер, Г. (1995). Научная достоверность народной психологии . Хилсдейл, Нью-Джерси: ISBN Lawrence Erlbaum Associates Inc. 978-0805815702 . OCLC 476199418 .
- ^ Медин, Д.Л.; Альтом, МВт; Мерфи, Т.Д. (1984). «Данные и индуцированные представления категорий: использование информации о прототипах и образцах в классификации». Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание . 10 (3): 333–352. дои : 10.1037/0278-7393.10.3.333 . ПМИД 6235306 .