Jump to content

Народная психология

(Перенаправлено из «Народной психологии »)

В философии разума и когнитивной науке , народная психология или психология здравого смысла , — это человеческая способность объяснять и предсказывать поведение и психическое состояние других людей. [1] Процессы и явления, встречающиеся в повседневной жизни, такие как боль, удовольствие, волнение и тревога, используют общие лингвистические термины, а не технический или научный жаргон. [2] Народная психология позволяет лучше понять социальные взаимодействия и общение, тем самым увеличивая важность связи и того, как она переживается.

Традиционно изучение народной психологии фокусировалось на том, как обычные люди, не имеющие формального образования в различных академических областях науки, приписывают психические состояния. Эта область в первую очередь была сосредоточена на интенциональных состояниях, отражающих убеждения и желания человека; каждый из них описан с помощью повседневного языка и таких понятий, как «убеждения», «желания», «страх» и «надежда». [3]

Вера и желание были основной идеей народной психологии, поскольку оба предполагают психические состояния, в которых мы участвуем. Вера возникает из образа мышления о том, каким мы воспринимаем мир, а желание исходит из того, каким мы хотим, чтобы мир был. В обоих случаях интенсивность предсказания психических состояний других людей может иметь разные результаты. [4]

Народная психология рассматривается многими психологами с двух точек зрения: интенциональная позиция и регулятивная точка зрения. Регулятивный взгляд народной психологии настаивает на том, что поведение человека больше ориентировано на действие в соответствии с социальными нормами, тогда как интенциональная позиция заставляет человека вести себя в зависимости от обстоятельств того, как он должен себя вести. [5]

Ключевые народные понятия

[ редактировать ]

Интенциональность

[ редактировать ]

Воспринимая, объясняя или критикуя поведение человека , люди различают преднамеренные и непреднамеренные действия . [6] Оценка действия как обусловленного целенаправленным действием или случайными обстоятельствами является одним из ключевых факторов, определяющих социальное взаимодействие. Другие — это условия окружающей среды или пред-когнитивные вопросы. Например, критическое замечание, которое будет расценено как намеренное со стороны получателя сообщения, может рассматриваться как обидное оскорбление. И наоборот, если то же замечание считается непреднамеренным, его можно отклонить и простить.

Народная концепция преднамеренности используется в правовой системе для разграничения преднамеренного и непреднамеренного поведения. [7] Глядя на человека, можно обнаружить нетрадиционный способ объяснения поведения в праве. Рассматривая поведение и выражения лиц, народная психология используется для прогнозирования поведения, которое действовало в прошлом.

Важность этой концепции выходит за рамки почти всех аспектов повседневной жизни: эмпирические исследования в области социальной психологии и психологии развития изучают роль воспринимаемой интенциональности как посредника при агрессии, конфликтах в отношениях, суждениях об ответственности, вине или наказании. [8] [9]

Недавняя эмпирическая литература по народной психологии показала, что теории людей относительно намеренных действий включают четыре различных фактора: убеждения, желания, причинно-следственные связи и способствующие факторы. [10] Здесь убеждения и желания представляют собой центральные переменные, ответственные за народные теории намерения.

Желания воплощают результаты, к которым стремится человек, в том числе те, которых невозможно достичь. [11] Ключевое различие между желаниями и намерениями заключается в том, что желания могут быть чисто гипотетическими, тогда как намерения определяют результат, которого человек на самом деле пытается достичь. [11]

С точки зрения убеждений, существует несколько типов, которые имеют отношение к намерениям: убеждения о результате и убеждения о способностях. Убеждения о результате — это убеждения относительно того, приведет ли данное действие к достижению намерения, например, «покупка новых часов произведет впечатление на моих друзей». [6] Способность состоит из убежденности актера в своей способности выполнить действие, например: «Я действительно могу позволить себе новые часы». В свете этого Хайдер постулировал, что убеждения в способностях можно объяснить тем, что они побуждают людей ставить цели, которые в противном случае не были бы достигнуты. [12]

Регулятивный

[ редактировать ]

Регулятивный взгляд народной психологии не совпадает с интенциональной позицией народной психологии. Эта точка зрения в первую очередь касается норм и моделей, соответствующих нашему поведению, и их применения в социальных ситуациях. [13] Наши мысли и поведение часто формируются народной психологией в нормативные формы, которые помогают другим предсказывать и понимать нас. [14]

Согласно регулятивной точке зрения, социальные роли, культурные нормы, обобщения и стереотипы основаны на эмпирических данных социальной психологии и психологии развития , на что и ссылаются нормативные структуры. [15] В зависимости от того, как человек себя ведет, такие вещи, как то, как вы относитесь к младенцам иначе, чем к взрослым, или к мальчикам иначе, чем к девочкам, могут предсказать, как люди будут вести себя или реагировать. Согласно этой регулятивной точке зрения, народная психология вызывает «состояние любопытства», а удовлетворительный ответ удовлетворяет потребности исследователя. [16]

Моральные суждения о характере играют важную роль в понимании народной психологии с регулятивной точки зрения. Выделяются три категории моральных качеств характера: навешивание добродетелей, моральная оценка, основанная на повествовании, а также сплетни о чертах характера, и они используют разные подходы к социальному познанию. Хотя суждение о характере является компонентом народной психологии, оно не учитывает другие процессы, в которых мы участвуем ежедневно. [17]

Понимание и предсказание

[ редактировать ]

Контекстная модель

[ редактировать ]

Народная психология имеет решающее значение для оценки и, в конечном итоге, понимания новых концепций и предметов. Контекстная модель, разработанная Медином, Альтомом и Мерфи. [18] выдвигает гипотезу о том, что благодаря ментальным моделям в форме прототипных и образцовых представлений индивиды способны более точно представлять и постигать окружающую их среду.

Согласно модели, общее сходство между прототипом и данным экземпляром категории оценивается на основе нескольких измерений (например, формы, размера, цвета). По мотивам этого явления была создана мультипликативная функция.

Здесь, представляет сходство между прототипом и этот образец, это нижний индекс размеров , и Сходство между прототипом и й экземпляр на е измерение.

Модель прогнозирования

[ редактировать ]

Существуют и другие модели прогнозирования, когда речь идет о различных когнитивных мыслях, которые могут возникнуть у человека, пытаясь предсказать человеческое поведение или психические состояния. По словам Льюиса, одна банальность включает в себя людей, небрежно выражающих стимулы и поведение. Другая банальность включает в себя предположение о типе психического состояния, которое есть у другого человека. [19]

Последствия модели прогнозирования

[ редактировать ]

Модель прогнозирования вызвала некоторые предостережения, поскольку идея народной психологии была частью идей Льюиса. В модели прогнозирования Льюиса были учтены общие утверждения о психическом здоровье, поэтому предполагалось отсутствие качественных научных исследований.

Объяснение

[ редактировать ]

Разговорная модель

[ редактировать ]

Учитывая, что народная психология представляет собой причинное знание ума , связанное с процессами категоризации , [20] следовательно, народная психология активно используется для объяснения повседневных действий. Разговорная модель Дениса Хилтона (1990) была создана с учетом этого причинного объяснения, причем модель обладала способностью генерировать конкретные прогнозы. Хилтон придумал свою модель «разговорную», потому что он утверждал, что как социальная деятельность, в отличие от прогнозирования, объяснение требует аудитории: которой человек объясняет событие или действие. [21] Согласно этой модели, причинные объяснения следуют двум конкретным разговорным максимам из моделей разговора Грайса (1975) — максиме манеры и максиме количества. Грайс отметил, что содержание разговора должно быть актуальным, информативным и соответствовать пробелам в знаниях аудитории. [22] Учитывая это, разговорная модель указывает на то, что объяснитель, оценив свою аудиторию, изменит свое объяснение, чтобы удовлетворить ее потребности. По сути, демонстрируя присущую ему потребность в мысленном сравнении и последующей модификации поведения при повседневных объяснениях.

Применение и функционирование

[ редактировать ]

Модель убеждения-желания

[ редактировать ]

Модель убеждения-желания в психологии иллюстрирует один из методов использования народной психологии в повседневной жизни. Согласно этой модели, люди совершают действие, если хотят результата и верят, что его можно получить, выполнив это действие. Однако убеждения и желания не являются причиной немедленных действий; намерение действует как посредник убеждения/желания и действия. [11] Другими словами, рассмотрим человека, который хочет достичь цели «G» и считает, что действие «А» поможет в достижении «G»; это приводит к намерению совершить «А», которое затем осуществляется для производства действия «А».

Схематическое изображение народной психологии веры, желания, намерения и действия.

Шанк и Абельсон (1977) описали это включение типичных убеждений, желаний и намерений, лежащих в основе действия, как нечто вроде «сценария», согласно которому человек просто следует бессознательной структуре, которая приводит к окончательному решению о том, будет ли выполнено действие. [23] Точно так же Барсалу (1985) описал категорию разума как «идеал», согласно которому, если бы желание, убеждение и намерение присутствовали, они «рационально» привели бы к данному действию. Они назвали это явление «идеалом рационального действия». [24]

Модель целенаправленного действия

[ редактировать ]

Существующая литература широко подтверждает тот факт, что на социальное поведение во многом влияют причины, которым люди приписывают действия. [12] В частности, было показано, что интерпретация человеком причин поведения отражает его ранее существовавшие убеждения относительно психического состояния действующего лица и мотивации его или ее действий. [25] Отсюда следует, что они опираются на предполагаемые намерения акторов, чтобы направлять свои собственные реакции на наказание или вознаграждение актора. Эта концепция расширена и включает случаи, когда поведенческие доказательства отсутствуют. Было показано, что в этих обстоятельствах человек снова будет опираться на предполагаемые намерения, чтобы предсказать действия третьей стороны. [12]

Хотя эти два компонента в просторечии часто используются как синонимы, между целями и намерениями существует важное различие. Это несоответствие заключается в том, что люди, намеревающиеся совершить действие, также укрепляют веру в то, что оно будет достигнуто, тогда как один и тот же человек, имеющий цель, не обязательно верит, что действие можно выполнить, несмотря на наличие сильной воли. желание это сделать.

Прогнозирование целей и действий, как и модель убеждений-желаний, предполагает управление переменными, которые определяют, будет ли выполнено действие. В модели целенаправленного действия предикторами целей и действий являются: убеждения действующих лиц о своих способностях и фактическое наличие у них предварительных условий, необходимых для выполнения действия. [26] Кроме того, предусловия состоят из различных условий, необходимых для реализации намерений. Сюда входят способности и навыки, а также переменные окружающей среды, которые могут сыграть роль. Шанк и Абельсон приводят пример посещения ресторана, где предварительным условием является возможность оплатить счет и добраться до нужного места, а также тот факт, что ресторан должен быть открыт для работы. [23] Традиционно люди предпочитают ссылаться на предварительные условия, чтобы объяснить действия, которые с высокой вероятностью могут оказаться недостижимыми, тогда как цели, как правило, описываются как широкий спектр общих действий.

Модель повседневных умозаключений

[ редактировать ]

Модели повседневных умозаключений отражают народную психологию человеческого неформального мышления. Разработано множество моделей такого рода. Они выражают и уточняют наши народные психологические способы понимания того, как делаются выводы.

Например, одна модель [27] описывает повседневные рассуждения человека как комбинацию простых, прямых правил и процессов, основанных на сходстве. В результате взаимодействия этих простых механизмов возникают, казалось бы, сложные модели рассуждений. Модель использовалась для учета различных данных рассуждений.

Народная психология остается предметом многочисленных споров в академических кругах относительно ее масштабов, методов и значимости ее вклада в научное сообщество. [28] Большая часть этой критики проистекает из преобладающего впечатления, что народная психология — это примитивная практика, предназначенная для необразованных и неакадемических людей в обсуждении своей повседневной жизни. [29]

Ведутся серьезные споры о том, полезна ли народная психология для академических целей; в частности, может ли это иметь отношение к области научной психологии. Утверждалось, что механизм, используемый непрофессионалами для понимания, прогнозирования и объяснения действий друг друга, неприменим с точки зрения требований научного метода . [29] И наоборот, оппоненты призвали к терпению, считая, что механизм, используемый непрофессионалами для понимания действий друг друга, важен для формирования основ для будущих действий при столкновении с аналогичными ситуациями. Малле и Нобе приветствовали эту систематизацию повседневного понимания разума людьми как неизбежное продвижение к более всеобъемлющей области психологии. [6] Медин и др. обеспечивают еще одно преимущество концептуализации народной психологии с помощью их смешанной модели категоризации: [30] это выгодно, поскольку помогает прогнозировать действие.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Народная психология как теория (Стэнфордская энциклопедия философии)» . Plato.stanford.edu . Проверено 1 февраля 2013 г.
  2. ^ Веллман, Х. (1990). Детские теории разума . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
  3. ^ Арико, Адам (2010). «Народная психология, сознание и контекстные эффекты». Обзор философии и психологии . 1 (3): 317–393. дои : 10.1007/s13164-010-0029-9 . S2CID   30670774 . ПроКвест   888751000 .
  4. ^ «Народная психология — обзор | Темы ScienceDirect» . www.sciencedirect.com . Проверено 26 января 2024 г.
  5. ^ Фернандес Кастро, Виктор (01 февраля 2020 г.). «Регулирование, нормативность и народная психология» . Топои . 39 (1): 57–67. дои : 10.1007/s11245-017-9511-7 . ISSN   1572-8749 .
  6. ^ Jump up to: а б с Малле, Бетрам Ф; Нобе, Джошуа (март 1997 г.). «Народная концепция интенциональности». Журнал экспериментальной социальной психологии . 33 (2): 101–121. дои : 10.1006/jesp.1996.1314 . S2CID   14173135 .
  7. ^ Бранден Д. Юнг, эсквайр, Народная психологическая дилемма уголовного права: решение нейронаучных и философских проблем, связанных с требованием о добровольных действиях, 122 W. Va. L. Rev. (2019).
  8. ^ Карниол, Рэйчел (январь 1978 г.). «Использование детьми сигналов намерения при оценке поведения». Психологический вестник . 85 (1): 76–85. дои : 10.1037/0033-2909.85.1.76 .
  9. ^ Пиаже, Оксфорд (1932). «Язык и мышление ребенка», 1926; Суждение и рассуждение ребенка, 1928; Детское представление о мире, 1929; Детская концепция физической причинности, 1930; Моральное суждение ребенка, 1932 . Оксфорд, Англия: Харкорт, Брейс. стр. 54–93. ПроКвест   614996198 .
  10. ^ Малле, Бетрам Ф; Нобе (март 1997 г.). «Народная концепция интенциональности». Журнал экспериментальной социальной психологии . 33 (2): 101–121. дои : 10.1006/jesp.1996.1314 . S2CID   14173135 .
  11. ^ Jump up to: а б с Касима, Ёсихиса; Маккинтайр, Эллисон; Клиффорд, Пол (1 апреля 2000 г.). «Категория разума: Народная психология веры, желания и намерения. Автор». Азиатский журнал социальной психологии . 1. 1 (3): 289–313. дои : 10.1111/1467-839X.00019 .
  12. ^ Jump up to: а б с Хайдер, Ф (1958). Психология межличностных отношений . Нью-Йорк: Уайли.
  13. ^ Фернандес Кастро, Виктор (01 февраля 2020 г.). «Регулирование, нормативность и народная психология» . Топои . 39 (1): 57–67. дои : 10.1007/s11245-017-9511-7 . ISSN   1572-8749 .
  14. ^ Эндрюс, Кристин; Сполдинг, Шеннон; Вестра, Эван (01 декабря 2021 г.). «Введение в народную психологию: плюралистические подходы» . Синтезируйте . 199 (1): 1685–1700. дои : 10.1007/s11229-020-02837-3 . ISSN   1573-0964 .
  15. ^ Фернандес Кастро, Виктор (01 февраля 2020 г.). «Регулирование, нормативность и народная психология» . Топои . 39 (1): 57–67. дои : 10.1007/s11245-017-9511-7 . ISSN   1572-8749 .
  16. ^ Эндрюс, Кристин; Сполдинг, Шеннон; Вестра, Эван (01 декабря 2021 г.). «Введение в народную психологию: плюралистические подходы» . Синтезируйте . 199 (1): 1685–1700. дои : 10.1007/s11229-020-02837-3 . ISSN   1573-0964 .
  17. ^ Эндрюс, Кристин; Сполдинг, Шеннон; Вестра, Эван (01 декабря 2021 г.). «Введение в народную психологию: плюралистические подходы» . Синтезируйте . 199 (1): 1685–1700. дои : 10.1007/s11229-020-02837-3 . ISSN   1573-0964 .
  18. ^ Медин, Д.Л.; Альтом, МВт; Мерфи, Т.Д. (1984). «Данные и индуцированные представления категорий: использование информации о прототипах и образцах в классификации». Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание . 10 (333): 352. дои : 10.1037/0278-7393.10.3.333 . ПМИД   6235306 .
  19. ^ Рэйвенскрофт, Ян (22 сентября 1997 г.). «Народная психология как теория» . Архив Стэнфордской энциклопедии философии (выпуск лета 2020 г.).
  20. ^ Гельман, Сьюзен А.; Легар, Кристин Х. (21 октября 2011 г.). «Концепции и народные теории» . Ежегодный обзор антропологии . 40 (1): 379–398. doi : 10.1146/annurev-anthro-081309-145822 . ПМЦ   3579644 . ПМИД   23436950 .
  21. ^ Хилтон, Денис Дж. (январь 1990 г.). «Разговорные процессы и причинное объяснение». Психологический вестник . 107 (1): 65–81. CiteSeerX   10.1.1.391.7282 . дои : 10.1037/0033-2909.107.1.65 .
  22. ^ Грайс, Х. Пол (1979). «Логика и разговор». Коммуникации . 30 :7–72. дои : 10.3406/comm.1979.1446 .
  23. ^ Jump up to: а б Шанк, Р.К. (1977). Сценарии, планы, цели и понимание . Нью-Джерси: Эрибаум.
  24. ^ Барсалу, Лоуренс В. (октябрь 1985 г.). «Идеалы, центральная тенденция и частота реализации как определяющие факторы градуированной структуры категорий». Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание . 11 (4): 629–654. CiteSeerX   10.1.1.335.7172 . дои : 10.1037/0278-7393.11.1-4.629 . ПМИД   2932520 .
  25. ^ Вайнер, Б. (1986). Атрибутивная теория мотивации и эмоций . Нью-Йорк: Спрингер.
  26. ^ Бунзайер, А.; МакКлюр, Дж.; Саттон, РМ (2005). «Различие последствий убеждений и предварительных условий: народная психология целей и действий». Европейский журнал социальной психологии . 35 (6): 725–740. дои : 10.1002/ejsp.280 .
  27. ^ Сан, Р. (1994). Интеграция правил и коннекционизма для надежного рассуждения на основе здравого смысла . Нью-Йорк: Уайли.
  28. ^ Гольденвейзер, А.А. (1912). «Фолк-психология» . Психологический вестник . 9 (10): 373–380. дои : 10.1037/h0074365 .
  29. ^ Jump up to: а б Флетчер, Г. (1995). Научная достоверность народной психологии . Хилсдейл, Нью-Джерси: ISBN Lawrence Erlbaum Associates Inc.  978-0805815702 . OCLC   476199418 .
  30. ^ Медин, Д.Л.; Альтом, МВт; Мерфи, Т.Д. (1984). «Данные и индуцированные представления категорий: использование информации о прототипах и образцах в классификации». Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание . 10 (3): 333–352. дои : 10.1037/0278-7393.10.3.333 . ПМИД   6235306 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 625f3c9dd897e3cbce313f241c4cd3f5__1714325820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/62/f5/625f3c9dd897e3cbce313f241c4cd3f5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Folk psychology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)