Список классов современных тяговых локомотивов British Rail
В этой статье перечислены все локомотивы, которым присвоена классификация TOPS , а также все современные тяговые средства (например, дизельные , электрические , газовые турбины , бензиновые ), используемые в магистральной сети с 1948 года (т.е. Британские железные дороги и после приватизации).
Тепловозы
[ редактировать ]Классы тепловозов 1955 года указаны в скобках, где это применимо.
и ее предшественники закупили большое количество различных типов маневровых поездов Компания British Rail , многие из которых были сняты с производства до введения TOPS . В таблицах ниже предпринята попытка перечислить различные типы и различные классификации, используемые для их максимально четкого описания:
Малые маневровые машины: до 300 л.с.
[ редактировать ]Классы маневровых транспортных средств перечислены по классам 1955 года, в которых классы TOPS располагаются в порядке возрастания, а классы 1948 и 1962 годов обычно располагаются в порядке возрастания. Неклассифицированные маневровые машины размещаются в начале таблицы; Класс 07 TOPS размещен таким образом, что его класс 1962 года находится на логичном месте.
ТОПС Класс | 1948 Сорт |
1955 Сорт |
1962 Сорт |
Числа 1948 года | Числа 1957 года | Цифры ТОПС | Годы) построен |
Количество построен |
Двигатель | Годы) отозван |
Примечания | Списано |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
— | — | — | — | — | 11104 | – | 1950 | 1 | 52 л.с. («По рельсам:» 39 л.с.) | 1967 | В 1953 году номер изменен на 52 в серии департаментов ER/NER . [ 1 ] | 1 |
— | — | — | — | — | 13000 | – | 1934 | 1 | 250 л.с. | 1949 | бывший маневровый дизель LMS 7058; Номер BR никогда не применялся [ 2 ] | 1 |
— | ДY1 | Д1/1 | 1/15 | 11500–11502 | Д2950–Д2952 | – | 1954–55 | 3 | 153 л.с. | 1966–67 | [ 3 ] [ 4 ] | Все |
Класс 01 | ДГ2 | Д1/2 | 1/12 | 11503–11506, 81 | Д2953–Д2956, Д2956 (ii) | 01 001–2 [ 5 ] [ 3 ] [ 6 ] | 1956–58 | 5 | 153 л.с. | 1966–81 | ![]() |
3 |
— | США5 | Д1/3 | 1/16 | 11507–11508 | Д2957–Д2958 | – | 1956 | 2 | 165 л.с. | 1967–68 | ![]() |
Оба |
Класс 02 | — | Д1/4 | 1/17 | — | Д2850–Д2869 | 02 001–4 [ 7 ] [ 8 ] | 1960–61 | 20 | 170 л.с. | 1969–75 | ![]() |
13 |
— | ДY11 | Д2/1 | 2/4А | 11700–11707 | Д2700–Д2707 | – | 1953–56 | 8 | 200 л.с. | 1964–68 | [ 9 ] | Все |
Класс 03 | DJ15 | Д2/2 | 2/1 | 11187–11211 | Д2000–Д2199 Д2370–Д2399 |
03004–03199, 03370–03399 (с пробелами) | 1957–61 | 230 | 204 л.с. | 1968–93 2008 |
![]() |
174 |
Класс 04 | DJ12/1 | Д2/4 | 2/13 | 11100–11115 | Д2200–Д2214 | Н/Д | (Д2341 1948 г.) 1952–62 |
142 | 204 л.с. | 1967–72 | ![]() [ 5 ] [ 11 ] D2341 заказан LNER , но передан в Южный регион. Четыре из них были экспортированы в Италию после вывода войск. |
124 (1 на консервации) |
DJ12/2 | Д2/13 | 11121–11229 | Д2215–Д2341 | Н/Д | ||||||||
— | DJ14 | Д2/5 | 2/12А | 11177–11186 | Д2400–Д2409 | – | 1956–57 | 10 | 204 л.с. | 1967–69 | ![]() |
Все |
— | — | Д2/7 | 2/14 | 11116–20, 11144–48 | Д2500–Д2509 | – | 1955–56 | 10 | 204 л.с. | 1967 | ![]() | |
Класс 05 | DJ13 | Д2/8 | 2/15А | 11136–43, 11161–76 | Д2550–Д2573 | 05001 [ 5 ] [ 14 ] | 1955–61 | 69 | 204 л.с. | 1966–68, 1983 | ![]() |
65 |
DJ13/2 | Д2/9 | 2/15 | — | Д2574–Д2618 | – | |||||||
Класс 06 | — | Д2/6 | 2/12 | — | Д2410–Д2444 | 06001–06010 [ 5 ] [ 12 ] | 1958–60 | 35 | 204 л.с. | 1967–84 | ![]() |
34 |
— | ДY11 | Д2/10 | 2/4 | 11708–11719 | Д2708–Д2719 | – | 1957 | 12 | 225 л.с. | 1967 | ![]() |
Все |
2/4Б | — | Д2720–Д2780 | – | 1958–61 | 61 | 225 л.с. | 1967–68 | 59 | ||||
— | — | Д2/11 | 2/2 | — | Д2999 | – | 1958 | 2 | 180 л.с. | 1967 | ![]() |
1 |
— | — | Д2/12 | 2/14А | — | Д2510–Д2519 | – | 1961 | 10 | 204 л.с. | 1967 | ![]() |
9 |
Класс 07 | — | – | 2/16 | — | Д2985–Д2998 | 07001–07014 | 1962 | 14 | 275 л.с. | 1973–77 | ![]() |
7 |
— | — | Д3/1 | – | 3/4 | Д2900–Д2913 | – | 1958–59 | 14 | 330 л.с. | 1967 | [ 18 ] [ 4 ] | Все |
- Связь между классами TOPS, 1948, 1955 и 1962 годов, а также номерами 1948, 1957 и TOPS: [ 5 ] [ 19 ]
Большие маневровые машины: 300–799 л.с.
[ редактировать ]СОРТ | ЦИФРЫ | Построен | Количество | Двигатель | снято | Примечания | Списано | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ТОПЫ | 1948 | 1955 | 1962 | 1948 | 1957 | ТОПЫ | ||||||
15107 | – | 1949 | 1 | 360 л.с. | 1958 [ 20 ] | По заказу GWR | 1 | |||||
11001 | – | 1949 | 1 | 500 л.с. | 1959 [ 21 ] | ![]() По заказу СР |
1 | |||||
Класс 08 | DEJ4 | Д3/2 | 3/1 | 13000–13366 | Д3000–Д4192 [ 22 ] кроме тех внесен в классы 09 и 10 |
08001–08958 | 1953 [ 23 ] –62 [ 22 ] | 996 | 350 л.с. | все еще используется [ 22 ] | ![]() |
899 (3 на консервации) |
Класс 09 | Д3665–71, Д3719–21, Д4099–Д4114 |
09001–09026 09101-09107 09201-09205 |
1959–62 [ 22 ] | 26 | 350 л.с. | все еще используется [ 22 ] | ![]() 10 перестроено из класса 08 |
2 | ||||
Д3/3 | 3/1Б | 13117–13126 | Д3117–Д3126 | 1955 | 10 | 350 л.с. | 1966–67 [ 24 ] | Все | ||||
10 класс | ДЕЛАТЬ 5 | Д3/4 | 3/1С | 13137–13151 [ 25 ] | Д3137–Д3151, Д3439–Д3453, Д3473–Д3502, Д3612–Д3651, Д4049–Д4094 |
Н/Д | 1955–62 [ 25 ] | 146 | 350 л.с. | 1967–72 [ 26 ] | 142 (1 на консервации) | |
DEJ7 | Д3/5 | 3/1D | 13152–13166 | Д3152–Д3166 | 1955 | 15 | 350 л.с. | 1967 [ 24 ] | Все | |||
Д3/6 | 12000–12002 | 1935 | 11 | 350 л.с. | 1956–62 [ 27 ] | ![]() бывший маневровый дизель LMS |
10 | |||||
Д3/7 | 3/8 | 12003–12032 | 1939–42 | 30 | 350 л.с. | 1966–67 [ 28 ] | Все | |||||
11 класс | ДЭЖ3 | Д3/8 | 3/8А | 12033–12138 | 01153 | 1945–52 | 136 | 350 л.с. | 1967–72 [ 29 ] | ![]() |
128 (1 на консервации) | |
ДЕЛАТЬ 1 | Д3/9 | 3/10 | 1944 | 4 | 350 л.с. | 1967 [ 20 ] | бывший класс LNER J45 или DES1 | Все | ||||
Д3/10 | 3/11А | 1936 | 1 [ 19 ] | 350 л.с. | 1965 [ 21 ] | Построен GWR | ||||||
Д3/11 | 3/11 | 15101–15106 | 1948 | 6 | 350 л.с. | 1967 [ 21 ] | По заказу GWR | |||||
Д3/12 | 3/9А | 15201–15203 | 1937 | 3 | 350 л.с. | 1964 [ 21 ] | ![]() бывшие SR Дизели 1–3 | |||||
12 класс | Д3/13 | 3/9 | 15211–15236 | Н/Д | 1949–52 | 24 | 350 л.с. | 1968–71 [ 21 ] | ![]() По заказу СР |
23 | ||
ДЭЖ2 | Д3/14 | 3/2 | 15004 | 1949 | 1 [ 19 ] | 360 л.с. | 1962 | По заказу ЛНЭР | Все | |||
13 класс | 7/1 | Д4500–Д4502 | 13001–13003 | 1965 | 3 [ 19 ] | 360 л.с. | 1983–1985 | ![]() Восстановлен из класса 08. |
- Связь между классами TOPS, 1948, 1955 и 1962 годов, а также номерами 1948, 1957 и TOPS: [ 5 ] [ 19 ]
Локомотивы 1-го типа: 800–1000 л.с.
[ редактировать ]СОРТ | цифры 1957 года | номера ТОПС | Представлено | Количество | Двигатель | снято | Примечания | Списано | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ТОПЫ | 1955 | 1962 | ||||||||
Класс 14 (Мишка Тедди) | Н/Д | 6/1 | Д9500–Д9555 | Н/Д | 1964–65 | 56 | 700 л.с. | 1968–69 [ 30 ] | ![]() |
32 |
10800 | 1950 [ 31 ] | 1 [ 31 ] | 827 л.с. (перестроен до 1400 л.с.) |
1959 [ 31 ] | ![]() Построен компанией LMS в 1946 году, принят на вооружение в 1948 году, продан Brush Traction , переоборудован в исследовательский локомотив Hawk . |
1 | ||||
15 класс | Д8/1 | 8/5 | Д8200-Д8243 | Н/Д | 1957–61 [ 19 ] | 44 [ 32 ] | 800 л.с. | 1968–71 [ 21 ] | ![]() как устройства предварительного подогрева электропоездов без двигателя D8203/33/37/43 просуществовали в Донкастере до 1981–1989 годов. |
43 |
16 класс | Д8/2 | 8/4 | Д8400-Д8409 | Н/Д | 1958 [ 33 ] | 10 | 800 л.с. | 1968 | ![]() |
Все |
Класс 17 (Клейтон Тип 1) | Н/Д | 9/18 | Д8500-Д8587 | Н/Д | 1962–65 | 117 [ 34 ] | 2× 450 л.с. | 1968–71 [ 34 ] | ![]() D8512/21/98 просуществовал в Исследовательском центре Дерби до 1978 года. |
87 |
9/19 | Д8588-Д8616 | Все | ||||||||
Класс 18 (И) | Н/Д | Н/Д | Н/Д | 1985 (Предложенный) |
Никогда не строился | Никогда не строился | ||||
Класс 18 (II) | Н/Д | Н/Д | Н/Д | 2021 г. (планируется) [ 35 ] | 15 (планируется) [ 35 ] | В разработке | ||||
19 класс | Н/Д | Н/Д | Н/Д | 19001 | 2018 | 1 | ТГВ | все еще используется | ![]() Построен в 1988 году как Mark 3 DVT , переоборудован в самоходный автомобиль в 2018 году. |
0 |
Класс 20 | Д10/3 | 10/3 [ 36 ] | Д8000-199, Д8300-27 [ 37 ] |
20001–20228 | 1957–68 [ 37 ] | 228 [ 34 ] | 1000 л.с. | все еще используется [ 22 ] | ![]() |
189 (1 на консервации) |
- Связь между классами TOPS, 1948, 1955 и 1962 годов, а также номерами 1948, 1957 и TOPS (если не указано иное): [ 5 ] [ 19 ]
Локомотивы типа 2: 1001 – 1499 л.с.
[ редактировать ]Класс локомотива указан по классу TOPS. На локомотивах классов 24 и 26 TOPS показаны исходные подклассы, поскольку каждый из них полностью состоит из локомотивов отдельного класса 1962 года. Класс 21 (II) имеет подклассы, поскольку это внешне похожие, но механически разные типы, сгруппированные в один класс.
СОРТ | цифры 1957 года | номера ТОПС | Представлено | Количество | Двигатель | снято | Примечания | Списано | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ТОПЫ | 1955 | 1962 | |||||||||
Класс 21 (I) (НБЛ) | Д10/1 | 10/4 | Д6100-Д6157 | Н/Д | 1958–60 [ 33 ] | 58 | 1000 л.с. | 1967–68 | ![]() 20 перестроены в класс 29 |
Все | |
Д11/2 | 11/4 | 1100 л.с. | |||||||||
Класс 21 (II) | 21/5 | Н/Д | Н/Д | Н/Д | 21544–21547 | 2004–05 | 4 | 2110 л.с. | все еще используется | ![]() |
0 |
21/6 | 21610–21611 | 2006 | 2 | 1500 л.с. | |||||||
21/9 | 21901–21910 | 1991–92 | 5 | 1270 л.с. | ![]() | ||||||
2010 | 2 | ||||||||||
2016 | 3 | ||||||||||
Класс 22 (Маленький военный корабль) | Д10/2А | 10/4А | Д6300-Д6305 | Н/Д | 1959–62 [ 33 ] | 58 [ 38 ] | 1000 л.с. | 1967–72 [ 38 ] | ![]() |
Все | |
Д11/5 | 11/4А | Д6306-Д6357 | 1100 л.с. | ||||||||
Класс 23 (Бэби Дельтик) | Д11/1 | 11/3 | Д5900-Д5909 | Н/Д | 1959 [ 33 ] | 10 | 1100 л.с. | 1968–71 | ![]() Д5901 просуществовал в ведомственном использовании Железнодорожного технического центра до 1975 года. | ||
Класс 24 | 24/0 | Д11/3 | 11/1 | Д5000-Д5049 | 24001–24047 | 1958–61 [ 33 ] | 50 | 1160 л.с. | 1967–80 | ![]() 24061 просуществовал в ведомственном использовании до 1987 года. |
49 |
24/1 | 11/1А | Д5050-5150 | 24051–24101 | 101 | 98 | ||||||
Класс 25 | Д12/1 | 12/1 | Д5151–Д5299, Д7500–Д7677 |
25001–25327 | 1961 [ 37 ] -67 | 323 | 1250 л.с. | 1984–87 [ 39 ] [ 40 ] | ![]() |
303 | |
Класс 26 | 26/0 | Д11/4 | 11/6 | Д5300-Д5319 [ 37 ] | 26001–26046 | 1958 [ 41 ] | 20 [ 41 ] | 1160 л.с. | 1975–94 [ 41 ] | ![]() |
13 |
26/1 | Н/Д [ 19 ] | 11/6А | Д5320-Д5346 [ 37 ] | 1958 [ 41 ] | 27 [ 41 ] | 21 | |||||
27 класс | Д12/3 | 12/6 | Д5347-Д5415 [ 37 ] | 27001–27066 | 1961–62 [ 19 ] | 69 | 1250 л.с. | 1987 | ![]() |
61 | |
Класс 28 | Д12/1 | 12/5 | Д5700-Д5719 | Н/Д | 1958–59 [ 33 ] | 20 | 1200 л.с. | 1967–68 [ 42 ] | ![]() D5705 использовался Исследовательским отделом до 1980 года. |
19 | |
Класс 29 | Н/Д | 13/4 | D6100-03/06-08/12-14/16/19/21/23-24/29-30/32-33/37 | Н/Д | 1958–60 Перестроен в 1965–1967 гг. [ 19 ] |
20 | 1350 л.с. | 1969–71 | ![]() Восстановлен из 21 класса. |
Все | |
Классы 30 и 31 | Д13/1, Д14/2 | 14/2 | Д5500-Д5699, Д5800-Д5862 |
31001–31970 | 1957 [ 33 ] -62 [ 37 ] | 263 плюс 81 конверсии |
1250 л.с. или 1365 л.с. | 1975-2017 [ 22 ] | 217 (10 на консервации) |
- Связь между классами TOPS, 1948, 1955 и 1962 годов, а также номерами 1948, 1957 и TOPS (если не указано иное): [ 5 ] [ 19 ]
Локомотивы 3-го типа: 1500–1999 л.с.
[ редактировать ]СОРТ | Пре-ТОПС цифры |
номера ТОПС | Представлено | Количество | Двигатель | снято | Примечания | Списано | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ТОПЫ | 1955 | 1962 | ||||||||
Классы 33 и 34 | Д15/1 | 15/6 | Д6500–Д6585 [ 19 ] [ 37 ] | 33001–33065 33101–33119 |
1960–62 [ 43 ] | 98 [ 43 ] | 1550 л.с. | все еще используется (с West Coast Railway Company ) [ 22 ] | ![]() |
59 |
Д15/2 | 15/6А | D6586-D6597 [ 19 ] [ 37 ] | 33201–33212 | 8 | ||||||
Класс 35 ( Химек [ 44 ] ) |
Д17/2 | 17/7 | Д7000–Д7100 [ 5 ] | Н/Д | 1961–64 [ 45 ] | 101 [ 45 ] | 1700 л.с. | 1971–1975 [ 46 ] | 97 | |
Класс 37 | Д17/1 | 17/3 | Д6600-Д6608 Д6700-Д6999 [ 37 ] |
37001–37308 | 1960–65 [ 47 ] | 309 [ 47 ] | 1750 л.с. | все еще используется [ 22 ] | ![]() |
177 |
Класс 38 | 1980-е годы (Предложенный) |
Никогда не строился | Никогда не строился | |||||||
Д16/1 | 16/8 | 10000-10001 [ 19 ] | 1947–48 [ 48 ] | 2 [ 48 ] | 1600 л.с. | 1963 1966 [ 48 ] |
![]() 1 построен LMS |
Все | ||
Д16/2 | 16/9 | 10201-10203 [ 19 ] | 1950 (2) 1954 (1) [ 33 ] |
3 [ 33 ] | 10201/2: 1750 л.с. (1600 л.с. с 1957 г.) 10203: 2000 л.с. |
1963 | ![]() По заказу СР |
- Связь между классами TOPS, 1955 и 1962 годов и номерами до TOPS и TOPS (если не указано иное): [ 5 ] [ 19 ]
Локомотивы 4-го типа: 2000–2999 л.с.
[ редактировать ]СОРТ | цифры 1957 года | номера ТОПС | Построен | Количество | Двигатель | снято | Примечания | Списано | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ТОПЫ | 1955 [ 19 ] | 1962 [ 19 ] | ||||||||
10100 | 1951 | 1 | 2000 л.с. | 1958 | ![]() По прозвищу «Упавший локомотив», по заказу LMS. |
1 | ||||
Класс 40 | Д20/1 | 20/3 | Д200-Д399 [ 37 ] | 40001-40199 | 1958–62 [ 37 ] [ 37 ] | 200 | 2000 л.с. | 1967 (1) 1975–85 [ 49 ] |
![]() 4 сохранились в ведомственном запасе до 1987 года. |
193 |
Класс 41 (I) (Военный корабль [ 50 ] ) | Д20/2 | 20/4 | Д600-Д604 [ 37 ] | Н/Д | 1958–59 [ 45 ] | 5 [ 45 ] | 2× 1000 л.с. | 1967 [ 45 ] | ![]() Отозвано до введения системы TOPS. |
Все |
Класс 41 (II) | Н/Д | 41001-41002 43000-43001 |
1972 [ 5 ] | 2 [ 5 ] | 2250 л.с. | 1982 | ![]() Силовые машины для прототипа HST |
1 | ||
Класс 41 (III) | Н/Д | 1990-е годы (Предложенный) |
Никогда не строился | Никогда не строился | ||||||
Класс 42 (Военный корабль) | Д22/1 | 22/1 | Д800-Д832, Д866-Д870 [ 5 ] |
Н/Д | 1958–61 [ 5 ] | 38 [ 45 ] | 2× 1135 л.с. | 1968–72 [ 45 ] | ![]() D818/32 просуществовал в Дерби и Суиндоне до 1985 года. |
36 |
Класс 43 (I) (Военный корабль) | Д22/2 | 22/2 | Д833-Д865 [ 5 ] | Н/Д | 1960–62 | 33 | 2× 1100 л.с. | 1969–1971 | ![]() |
Все |
Класс 43 (II) | Н/Д | 43002-43198 | 1975–82 [ 49 ] | 197 [ 49 ] | 1770 л.с. | Все еще используется [ 22 ] | Силовые автомобили для InterCity 125 HST комплектов |
6 | ||
Класс 44 ( Пик [ 51 ] ) |
Д23/1 | 23/1 | Д1-Д10 [ 5 ] | 44001-41010 | 1959–60 | 10 | 2300 л.с. | 1976–80 | ![]() |
8 |
Класс 45 ( Пик [ 51 ] ) |
Д25/1 | 25/1 | Д11-Д137 [ 37 ] | 45001-45077 45101-45150 |
1960–63 [ 37 ] | 127 | 2500 л.с. | 1981–89 [ 49 ] | ![]() |
115 |
Класс 46 ( Пик [ 51 ] ) |
Н/Д | 25/1А | Д138-Д193 [ 37 ] | 46001-46056 | 1961 [ 37 ] | 56 | 2500 л.с. | 1977–84 | ![]() 4 сохранились в ведомственном запасе до 1984–91 гг. |
53 |
Класс 47 | 27/2 | Д1100-Д1111, Д1500-Д1999 [ 37 ] |
47 001-47 981 | 1962–68 [ 37 ] | 512 | 2750 л.с. (позже снижена до 2580 л.с.) | все еще используется [ 22 ] | 492 | ||
Класс 48 | Д1702-Д1706 | 47114-47118 | 1965–66 [ 37 ] | 5 | 2650 л.с. | 1990–91 [ 22 ] | ![]() Модернизирован до класса 47, 1969–1971 гг. |
4 | ||
Класс 50 | 27/3 | Д400-Д449 [ 37 ] | 50001-50050 | 1967–68 [ 37 ] | 50 [ 37 ] | 2700 л.с. | до сих пор используется в железнодорожных перевозках Великобритании [ 52 ] | ![]() На основе прототипа DP2. |
32 | |
Класс 52 ( Западный [ 53 ] ) |
Д27/1 | 27/1 | Д1000-Д1073 [ 5 ] | Н/Д | 1961–1964 | 74 | 2 х 1350 л.с. | 1973–77 | ![]() |
67 |
Класс 53 Сокол [ 54 ] |
Н/Д | Н/Д | 1200 | Н/Д | 1961 | 1 | 2880 л.с. | 1975 | ![]() Прототип локомотива. Не классифицируется до тех пор, пока не будет включен в запас BR под номером 1200. |
1 |
57 класс | Н/Д | 57001-57012 57301-57316 57601-57605 |
1965–67 Реконструирован: 1997–2004 гг. [ 22 ] |
33 [ 22 ] | 2580 л.с. | все еще используется [ 22 ] | ![]() Восстановлен из класса 47. |
0 |
Локомотивы типа 5: более 3000 л.с.
[ редактировать ]СОРТ | цифры 1957 года | номера ТОПС | Построен | Количество | Двигатель | снято | Примечания | Списано | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ТОПЫ | 1955 [ 19 ] | 1962 [ 19 ] | ||||||||
51 класс (Супер Дельтик) |
Н/Д | 1960-е годы (Предложенный) |
Никогда не строился | Никогда не строился | ||||||
Класс 55 (Дельтик [ 55 ] ) |
Д33/1 | 33/1 | Д9000-Д9021 | 55001–55022 | 1961–62 [ 23 ] | 22 [ 23 ] | 2× 1650 л.с. | 1980–82 | ![]() На основе прототипа DP1 Deltic. |
16 |
Класс 56 | Н/Д | 56001-56135 | 1976–84 [ 56 ] | 135 [ 56 ] | 3250 л.с. | все еще используется | ![]() |
97 | ||
Класс 58 | Н/Д | 58001-58050 | 1983–87 [ 49 ] | 50 [ 49 ] | 3300 л.с. | 1999–2002 | Некоторые из них до сих пор используются во Франции (23) и Испании (13). [ 22 ] |
9 | ||
Класс 59 | Н/Д | 59001-59005 59101-59104 59201-59206 |
1985–95 [ 57 ] | 15 [ 57 ] | 3300 л.с. | все еще используется [ 22 ] | 0 | |||
Класс 60 | Н/Д | 60001-60015 60017-60100 60500 |
1989–93 [ 57 ] | 100 [ 57 ] | 3100 л.с. | все еще используется [ 22 ] | ![]() |
1 | ||
Класс 62 | Н/Д | 1990-е годы (Предложенный) |
Никогда не строился | Никогда не строился | ||||||
Класс 65 | Н/Д | |||||||||
Класс 66 | Н/Д | 66001-66249 66301-66305 66411-66434 66501-66599 66601-66625 66701-66789 66846-66850 66951-66957 |
1998–2015 [ 22 ] | 446 [ 22 ] | 3300 л.с. | все еще используется [ 22 ] | 2 | |||
Класс 67 | Н/Д | 67001-67030 | 1999–2000 [ 57 ] | 30 [ 57 ] | 3200 л.с. | все еще используется [ 22 ] | ![]() |
0 | ||
Класс 68 | Н/Д | 68001-68034 | 2013–2017 [ 58 ] | 34 [ 59 ] [ 58 ] | 3800 л.с. | все еще используется [ 58 ] | ![]() | |||
Класс 69 | Н/Д | 69001-69016 | 2020 (планируется) | 16 (планируется) | – | В разработке | ![]() | |||
Класс 70 (II) | Н/Д | 70001-70020 | 2009–2011 | 37 | 3300 л.с. | все еще используется | ![]() | |||
70801-70817 | 2011–2017 |
Электровозы
[ редактировать ]Класс ТОПС | Предварительный класс TOPS | Предварительные номера TOPS | номера ТОПС | Построен | Количество | Источник питания | Власть | снято | Примечания | Списано |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ЕВ1/EF1 | 26502-26511 | Н/Д | 1914–1919 | 10 | 1,5 кВ постоянного тока | 1100 л.с. | 1950–1951 1964 |
![]() Построен NER (позже LNER) |
Все | |
ЕЕ1 | 26600 | 1922 | 1 | 1,5 кВ постоянного тока | 1800 л.с. | 1950 г. (никогда не использовался) | ![]() | |||
ES1 | 26500–26501 | 1903–1904 | 2 | 600 В постоянного тока | 640 л.с. | 1964 | 1 | |||
Класс 70 (И) | Южная железная дорога Электрооборудование класса CC |
20001-20003 | 1941 1945 1948 |
3 | 660/750 В постоянного тока | 1470 л.с. | 1968 | ![]() |
Все | |
Класс 71 | ХА | Е5000–Е5023 позже E5001–E5024 |
71001–71014 | 1958–60 | 24 | 660/750 В постоянного тока | 2252 л.с. | 1976–77 | 13 | |
Классы 72 и 73 | JA или JB | Е6001–Е6049 | 73001–73006 73101–73142 | 1962 1965–67 |
49 | 660/750 V DC, diesel | 1600 л.с. (электрический), 600 л.с. (дизель) | все еще используется | ![]() |
10 |
Класс 74 | полупансион | Е6101–Е6110 | 74001–74010 | 1958–60 Восстановлен в 1967–1968 гг. |
10 | 660/750 V DC, diesel | 2500 л.с. (электрический), 650 л.с. (дизель) | 1976–1977 | ![]() Восстановлен из 71 класса. |
Все |
Класс 75 | 1960-е годы (Предложенный) |
660/750 V DC, diesel | Никогда не строился | Никогда не строился | ||||||
Класс 76 | ЕМ1 | 26000–26055 позже E26000–26057 |
76001–76057 | 1941 г. (прототип) 1950–53 |
58 | 1,5 кВ постоянного тока | 1300 л.с. | 1970 г. (прототип) 1981 |
Прототип построен LNER |
57 |
Класс 77 | ЕМ2 | 27000–27006 | Н/Д | 1953–54 | 7 | 1,5 кВ постоянного тока | 2490 л.с. | 1968 | Продан в Нидерланды как класс NS 1500. |
4 |
Класс 80 | Е1000 Е2001 с 1959 года. |
Н/Д | 1951 перестроен в 1958 году |
1 | 25 кВ переменного тока | 2500 л.с. | 1968 | ![]() |
1 | |
Класс 81 | АЛ1 | Е3001–Е3023, Е3096–Е3097 | 81001–81022 | 1959–1964 | 25 | 25 кВ переменного тока | 3680 л.с. | 1968 (2) 1971 (1) 1983–91 |
![]() |
24 |
Класс 82 | АЛ2 | Е3046–Е3055 | 82001–82008 | 1960–62 | 10 | 25 кВ переменного тока | 3300 л.с. | 1969 (1) 1971 (1) 1983 (6) 1987 (2) |
9 | |
Класс 83 | АЛ3 | E3024–E3035, E3098-E3100 | 83001–83015 | 1960–62 | 15 | 25 кВ переменного тока | 2950 л.с. | 1975 (1) 1978 (1) 1983 (10) 1989 (3) |
14 | |
Класс 84 | АЛ4 | Е3036–Е3045 | 84001–84010 | 1960–61 | 10 | 25 кВ переменного тока | 3560 л.с. | 1979–80 | 9 | |
Класс 85 | АЛ5 | Е3056–Е3095 | 85001–85040 | 1961–64 | 40 | 25 кВ переменного тока | 3200 л.с. | 1981–92 | ![]() |
39 |
Класс 86 | АЛ6 | Е3101–Е3200 | 86001–86048, 86201–86252 | 1965–66 | 100 | 25 кВ переменного тока | 3600, 4040 или 5000 л.с. | 2002-2021 | Некоторые из них до сих пор используются в Болгарии (7) и Венгрии (9). |
65 |
Класс 87 | E3201–E3234 (не имеется) | 87001–87035, 87101 | 1973–75 | 36 | 25 кВ переменного тока | 4850 или 5000 л.с. | 2003–6 | ![]() 27 до сих пор используются в Болгарии. |
12 | |
Класс 88 (И) | 1983–87 (планируется) |
25 кВ переменного тока | Никогда не строился | Никогда не строился | ||||||
Класс 88 (II) | 88001–88010 | 2015–16 | 10 [ 61 ] | 25 кВ переменного тока, дизель | 5400 л.с. (электрический) 940 л.с. (дизель) |
все еще используется | ![]() |
0 | ||
Класс 89 | 89001 | 1986 | 1 | 25 кВ переменного тока | 5748 л.с. | 2001 | Прототип локомотива | |||
Класс 90 | 90001–90050 | 1987–90 | 50 | 25 кВ переменного тока | 5000 л.с. | все еще используется | ![]() | |||
Класс 91 | 91001–91031 позже 91101–91122, 91124–91132 |
1988–91 | 31 | 25 кВ переменного тока | 6480 л.с. | 2019-дата все еще используется | ![]() |
5 | ||
Класс 92 | 92001–92046 | 1993–96 | 46 | 750 V DC, 25 kV AC | 5360 л.с. (750 В), 6760 л.с. (25 кВ) | все еще используется | ![]() |
0 | ||
Класс 93 (И) | 1992–95 (планируется) |
30 (планируется) |
25 кВ переменного тока | Никогда не строился | ![]() Планируемый Интерсити 250 локомотив ; проект отменен в 1992 году |
Никогда не строился | ||||
Класс 93 (II) | 93001–93010 | 2022–2024 | 10 | 25 кВ переменного тока, аккумуляторное, дизельное | 5400 л.с. (25 кВ), 540 л.с. (аккумулятор), 1200 л.с. (дизель) | В разработке | ![]() |
0 | ||
Класс 99 | 2025 г. (планируется) | 30 (планируется) | 25 кВ переменного тока, дизель | 8050 л.с. (электрический) | В разработке | 0 |
Разные локомотивы
[ редактировать ]Тип | Класс / номер(а) | Информация |
---|---|---|
Ла-Манш Туннель | Класс 22 (II) | ![]() SNCF Электровозы двойного напряжения класса класса BB 22200, использовавшиеся для грузовых перевозок через туннель под Ла-Маншем посредством железнодорожных перевозок в 1994–95 годах, до появления специальных локомотивов класса 92 . Отнесен к классу 22 согласно TOPS. |
Класс 9000 | ![]() Специальные локомотивы используются только на маршрутных автобусах Евротуннеля через туннель под Ла-Маншем между Фолкстоном и Кале. Нет классификации TOPS. | |
Класс 0001 | ![]() Дизель-электрические локомотивы, используемые для спасательных целей на сети туннеля под Ла-Маншем. Классифицирован как 21/9 согласно TOPS. | |
Класс 0031 | Тепловозы, используемые Евротуннелем для технического обслуживания сети туннеля под Ла-Маншем. Нет классификации TOPS | |
ведомственный | Класс 97 | ![]() Общеведомственные локомотивы, используемые для выполнения специальных или инженерных задач. Таким образом, они принадлежали к множеству разных классов, объединенных для целей нумерации. Сорок семи локомотивам присвоены номера класса 97, в том числе пять - подкласса 97/6. |
Класс 97/6 | ![]() Пять маневровых тепловозов, специально построенных для ведомственных работ в Западном регионе в 1953 году (номер 97650) и 1959 году (номера 97651-654), под первоначальным номером PWM650-4. Снят с производства в 1987–2005 гг. | |
Различные ведомственные локомотивы Pre-TOPS | ||
Пар | Класс 98 | ![]() Используется для обозначения всех паровозов, используемых на магистралях Великобритании. Особенно использовались три паровоза Vale of Rheidol Railway (и один VoR 0-6-0DH), которые остались в собственности BR после прекращения эксплуатации магистральной паровой тяги в августе 1968 года и имели номера 98007–98009, хотя на практике локомотивы сохранили их прежние (GWR) номера 7–9.
|
Бензин | 15097-15099 | ![]() Локомотивы с бензиновым двигателем, построенные компанией Simplex , представленные в 1919–1925 годах GER и NBR (позже LNER (1 построенный LNER)), и впоследствии унаследованные BR. |
Газовая турбина | 18000 | ![]() Прототип магистрального газотурбинного локомотива, построенный для BR в 1949 году компанией Brown Boveri . Был заказан GWR в 1940 году, но строительство было отложено из-за Второй мировой войны . |
18100 | ![]() Прототип магистрального газотурбовоза, построенного для BR в 1951 году на фирме Metropolitan-Vickers . Был заказан GWR в 1940-х годах, но строительство было отложено из-за Второй мировой войны. |
Класс 99
[ редактировать ]
Когда British Rail внедрила систему TOPS для управления своим эксплуатационным составом, суда, способные перевозить железнодорожные транспортные средства, были включены в систему как класс 99 . Чтобы обойти ограничения прикладного программного обеспечения, эти корабли были внесены в TOPS как локомотивы, «таскающие» поезда, которые они везли на борту. Класс 99 теперь отнесен к классу двухрежимных локомотивов.
Демонстранты строителей
[ редактировать ]Это были локомотивы, построенные и принадлежавшие частным фирмам, но использовавшиеся Британскими железными дорогами для их испытаний.
Локомотив | Строитель | Год | Судьба |
---|---|---|---|
Д0226 и Д0227 | Английский электрический | 1956–60 | ![]() D0226 сохранен |
D0260 Лев | БРЦВК | 1962-3 | ![]() Возвращен производителю и списан в 1964 году. |
10800 Ястреб См. 10800 выше. |
Кисть тяга | 1962-5 | ![]() Разобран в 1972–1976 годах и использовался в качестве стационарного генератора, списан в 1976 году. |
D0280 Сокол См. класс 53 выше. |
Кисть тяга | 1961-5 | ![]() Передан (а позже продан в 1970 году) BR; снят с производства в 1975 г., списан в 1976 г. |
Д9998 См. класс D2/11 выше. |
Кисть тяга | 1958 | Списано |
ДХП1 | Клейтон | 1963-5 | Списан в 1967 году. |
ДП1 Дельтик | Английский электрический | 1955–61 | Снят в 1961 г., |
ДП2 | Английский электрический | 1962-7 | ![]() Разрушен в результате столкновения в 1967 году, списан в 1970 году. |
ГТ3 (Газовая турбина) |
Английский электрический | 1961-2 | Вернулся на ВФ в 1962 г., турбина снята; списан в 1966 г. |
HS4000 Пустельга | Кисть тяга | 1967–71 | ![]() Продан Советским железным дорогам в 1971 г.; снят с производства в 1989 г., списан в 1993 г. |
Янус | Йоркширская моторная компания | 1956 | ![]() Продан компании Appleby-Frodingham. |
Телец | Йоркширская моторная компания | 1961 | ![]() Раздет 1962 г., |
Незастроенные локомотивы
[ редактировать ]Предложенным локомотивам, как дизельным, так и электрическим, был присвоен ряд номеров класса ТОПС , которые по многим причинам не были реализованы.
См. также
[ редактировать ]- Список классов British Rail
- Локомотивы British Rail, нумерация и классификация составных частей
- Паровозы Британских железных дорог
- Список классов дизельных электропоездов British Rail
- Список классов электропоездов British Rail
- Список классов подразделений British Rail, состоящих из нескольких единиц
- Коды типов вагонов British Rail
Сноски
[ редактировать ]- ^ Стрикленд (1983) , с. 140.
- ^ Стрикленд (1983) , с. 47.
- ^ Jump up to: а б с Уильямс и Персиваль (1962) .
- ^ Jump up to: а б Стрикленд (1983) , с. 45.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р «Постоянное руководство по британской системе классификации тяги, часть 2: локомотивы» (PDF) . Железнодорожный центр.org . 2 мая 2006 г. Архивировано из оригинала 28 ноября 2006 г. Проверено 18 февраля 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Стрикленд (1983) , с. 46.
- ^ TRC - Классификация: Часть 2 (2006) .
- ^ Стрикленд (1983) , с. 44–45.
- ^ Стрикленд (1983) , с. 43.
- ^ Стрикленд (1983) , с. 31–35.
- ^ Стрикленд (1983) , с. 35–39.
- ^ Jump up to: а б Стрикленд (1983) , с. 40.
- ^ Jump up to: а б Стрикленд (1983) , с. 41.
- ^ Стрикленд (1983) , с. 41–43.
- ^ Jump up to: а б Стрикленд (1983) , с. 43–44.
- ^ «Д2708-Д2780» . TheRailwayCentre.com . Архивировано из оригинала 7 февраля 2009 года . Проверено 22 февраля 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «Д2510-Д2519» . TheRailwayCentre.com . Архивировано из оригинала 7 февраля 2009 года . Проверено 22 февраля 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «Д2900-Д2913» . TheRailwayCentre.com . Архивировано из оригинала 7 февраля 2009 года . Проверено 22 февраля 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т «Постоянное руководство по системе классификации тягового усилия Великобритании, часть 1: системы класса Pre TOPS» (PDF) . Железнодорожный центр.org . 2 мая 2006 г. Архивировано из оригинала 28 ноября 2006 г. Проверено 18 февраля 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Стрикленд (1983) , с. 62.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Стрикленд (1983) , с. 63.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Фокс и Причард (2003) .
- ^ Jump up to: а б с Уильямс и Персиваль (1977) .
- ^ Jump up to: а б Стрикленд (1983) , с. 56.
- ^ Jump up to: а б «10 класс» . Железнодорожный центр.com . Архивировано из оригинала 13 сентября 2007 года . Проверено 3 марта 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Стрикленд (1983) , с. 56–57.
- ^ Стрикленд (1983) , с. 48.
- ^ Стрикленд (1983) , с. 49.
- ^ Стрикленд (1983) , с. 51–52.
- ^ Стрикленд (1983) , с. 65–68.
- ^ Jump up to: а б с «Дизель-электровоз Иватт мощностью 800 л.с.» . Южная электронная группа . 10 августа 2004 года . Проверено 17 февраля 2007 г.
- ^ «Информация о распознавании и оборудовании: класс 15» . Железнодорожный центр.com . Архивировано из оригинала 30 марта 2003 года . Проверено 17 февраля 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Кассерли (1962) .
- ^ Jump up to: а б с «Информация о распознавании и оборудовании: класс 17» . Железнодорожный центр.com . Архивировано из оригинала 30 марта 2003 года . Проверено 17 февраля 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б «Гибридные локомотивы Клейтона станут 18-м классом». Железнодорожный журнал . Март 2021.
- ^ «20 класс» . Железнодорожный центр.com . Архивировано из оригинала 14 сентября 2007 года . Проверено 17 февраля 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Марсден (1983) .
- ^ Jump up to: а б Джон Дэниел (19 февраля 2006 г.). «Введение в класс D6300» . Архив Западного региона . Проверено 17 февраля 2007 г.
- ^ «Вывод класса 25: первые пятьдесят выводов (май 1971 г. - октябрь 1980 г.)» . Британские железные дороги Зульцер Тип 2 . Проверено 17 февраля 2007 г.
- ^ «Последний год обучения в 25-м классе: март 1986 г. - март 1987 г.» . Британские железные дороги Зульцер Тип 2 . Проверено 17 февраля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Краткая история 26-го класса Британских железных дорог» . Центр нумерологии передвижения . 8 февраля 1997 года. Архивировано из оригинала 18 декабря 2006 года . Проверено 17 февраля 2007 г.
- ^ Марсден 1984 , стр. 190, 192.
- ^ Jump up to: а б Чепмен (2007) .
- ^ Ян Аллан (1969) , с. 42.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Рид (1974) .
- ^ Кауард, Энди (30 января 2008 г.). «Химекс: Большой класс с короткой жизнью». Железнодорожный . № 584. Великобритания: Bauer Media. стр. 56–59. ISSN 0953-4563 .
- ^ Jump up to: а б «Подвижной состав: английский электрический класс 37» . thejunction.org.uk . 17 августа 2006 г. Проверено 14 февраля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с Хант (2005) .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Вуд (1989) .
- ^ Марсден (2011) .
- ^ Jump up to: а б с Ян Аллан (1969) , с. 5.
- ^ Железнодорожные перевозки Великобритании
- ^ Ян Аллан (1969) , с. 13.
- ^ Локомотивы и другая движущая сила Британских железных дорог: общий объем . Лондон: Издательство Ian Allan Publishing . 1971. с. 17. ISBN 0-7110-0242-8 .
- ^ Ян Аллан (1969) , с. 51.
- ^ Jump up to: а б «Информация о локомотивах 56 класса» . Фотогалерея 56 класса . 8 февраля 2003 г. Проверено 17 февраля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Фокс, Вебстер и Холл (2000) .
- ^ Jump up to: а б с Железные дороги сегодня (5 января 2012 г.). «DRS заказывает 15 локомотивов Vossloh Eurolight» . Железные дороги сегодня.
- ^ «Новые локомотивные поезда для ТПЭ» . Железнодорожный журнал . 23 мая 2016 г.
- ^ «GB Railfreight на LinkedIn: «Мы рады объявить о нашем партнерстве с Progress Rail, компанией Caterpillar, которая будет переоборудовать наши локомотивы класса 56, выпущенные в июне прошлого года, в новый класс 69. Переоборудованные локомотивы дадут дополнительную мощность, чтобы помочь решить проблему. наш растущий спрос на тяжелые грузовые локомотивы по всей стране с уменьшенным расходом топлива и значительно меньшими выбросами. По сравнению с классом 56, реклассифицированные локомотивы класса 69 будут иметь улучшенную кабину водителя, а также улучшенную электронную систему управления. Первый прототип ожидается в мае 2020 года и, мы надеемся, позволит нам значительно расширить деятельность » . www.linkedin.com . Проверено 3 апреля 2019 г.
- ^ «DRS заказывает у Vossloh 10 электродизельных локомотивов» . Архивировано из оригинала 17 октября 2014 года . Проверено 8 октября 2013 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Кассерли, ХК (1962). Книга наблюдателя железнодорожных локомотивов Великобритании . Карманная серия наблюдателя № 23 (пересмотренная ред.). Лондон: Фредерик Уорн.
- Чепмен, Стивен (2007). «Британские железнодорожные дизели: «Кромптон» (класс 33)» . Проверено 14 февраля 2007 г.
- Фокс, Питер; Причард, Роберт (2003). Карманный справочник Британских железных дорог № 1: Локомотивы . Шеффилд: Платформа 5. ISBN 978-1-9023-3626-8 . OCLC 655364009 .
- Фокс, Питер; Вебстер, Нил; Холл, Питер (2000). Объединенный том British Rail Motive Power, 2000 г. Шеффилд: Платформа 5. ISBN 1-902336-13-5 .
- Хант, Дэвид (2005). Профили локомотивов LMS Vol. 9: Магистральные дизель-электрические агрегаты № 10000 и 10001 . Публикации Дикого Лебедя. ISBN 1-905184-04-2 .
- Ян Аллан (1969). Локомотивы и другая движущая сила Британских железных дорог: общий объем . Лондон: Издательство Ian Allan Publishing . ISBN 0-7110-0112-Х .
- Марсден, Колин Дж. (1983). Объединенный том British Rail Motive, 1983 год . Шеппертон: Издательство Ian Allan Publishing . ISBN 0-7110-1284-9 .
- Марсден, Колин Дж. (ноябрь 1984 г.). Нумерация локомотивов БР . Шеппертон: Ян Аллан . ISBN 0-7110-1445-0 . ЕХ/1184.
- Марсден, Колин Дж. (2011). Руководство по распознаванию дизельных и электровозов . Издательство Иэна Аллана . ISBN 978-0-7110-3637-6 .
- КПП - Классификация: Часть 2 (2 мая 2006 г.). «Постоянное руководство по британской системе классификации тяги, часть 2: локомотивы» (PDF) . Железнодорожный центр.org . Архивировано из оригинала 28 ноября 2006 года . Проверено 18 февраля 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - Рид, Брайан (1974). Дизель-гидравлические локомотивы Западного региона . Дэвид и Чарльз. ISBN 0-7153-6769-2 .
- Стрикленд, Дэвид К. (сентябрь 1983 г.). Справочник локомотивов: все, что когда-либо были . Кэмберли: Дизельная и электрическая группа. ISBN 978-0-906375-10-5 . OCLC 16601890 . ОЛ 27959920М . Викиданные Q105978499 .
- Уильямс, Алан; Персиваль, Дэвид (1962). Британские железнодорожные локомотивы, объединенный том, 1962 год . Лондон: Издательство Ian Allan Publishing .
- Уильямс, Алан; Персиваль, Дэвид (1977). Британские железнодорожные локомотивы и моторвагонные составы, включая консервированные локомотивы, 1977 г. Лондон: Издательство Ian Allan Publishing . ISBN 0-7110-0751-9 .
- Вуд, Роджер (январь 1989 г.). Объединенный том British Rail Motive Power, 1989 год . Лондон: Издательство Ian Allan Publishing . ISBN 0-7110-1849-9 .