Русская научная фантастика и фэнтези.
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Элементы фантастической или сверхъестественной фантастики вошли в основную русскую литературу с XVIII века. Русское фэнтези развилось из многовековых традиций славянской мифологии и фольклора . Русская научная фантастика возникла в середине 19-го века и достигла своего золотого века в советскую эпоху, как в кино, так и в литературе, благодаря таким писателям, как братья Стругацкие , Кир Булычев и Михаил Булгаков , среди других. Советские кинематографисты, такие как Андрей Тарковский , также сняли множество научно-фантастических и фэнтезийных фильмов. С падением « железного занавеса » современная Россия пережила ренессанс фэнтези. За пределами современных российских границ проживает значительное количество русскоязычных писателей и кинематографистов из Украины, Белоруссии и Казахстана, внесших заметный вклад в развитие этих жанров.
Терминология
[ редактировать ]В русском языке фэнтези, научная фантастика, ужасы и все другие родственные жанры считаются частью более широкого термина фантастика ( fantastika ), примерно эквивалентного « спекулятивной фантастике », и разделены меньше, чем на Западе. Русский термин для научной фантастики — научная фантастика ( научная фантастика ), что можно буквально перевести как «научная фантастика» или «научная спекулятивная фантастика». Поскольку в советские времена было очень мало фэнтезийной литературы, ориентированной на взрослых, русские не использовали специальный термин для этого жанра до перестройки . Хотя в русском языке есть дословный перевод слова «фантазия» — фантазия ( fantaziya ), это слово относится к сну или воображению, а не к литературному жанру. Сегодня российские издатели и литературные критики используют прямую английскую транскрипцию фэнтези ( fentezi ). Готику и сверхъестественную фантастику часто называют мистикой мистика ( ) .
Имперский период
[ редактировать ]18 и начало 19 веков
[ редактировать ]Хотя научная фантастика возникла в России как целостный жанр только в начале 20 века, многие ее аспекты, такие как утопия или воображаемое путешествие, можно найти в более ранних русских произведениях.
Fedor Dmitriev-Mamonov 's anti-clerical A Philosopher Nobleman. The Allegory (Дворянин-философ. Аллегория, 1769) is considered prototypical to science fiction. [ 1 ] [ нужна страница ] Это вольтеровская философская сказка, на которую оказал влияние Микромегас . [ 2 ]
Утопия была основным жанром ранней русской спекулятивной фантастики. Первой утопией на русском языке стал рассказ Александра Сумарокова «Сон о счастливом обществе» (1759). Двумя ранними утопиями в форме воображаемого путешествия являются » Василия Левшина ( «Новейшее путешествие 1784, также первый русский «полет» на Луну) и « Михаила Щербатова Путешествие в страну Офир» . Утопическими были и псевдоисторические героические романы в классических декорациях (по образцу Фенелона » «Телемаки ) Федора Эмина , Михаила Хераскова , Павла Львова и Петра Захарьина . «Древняя ночь Вселенной» (1807), эпическая поэма Семена Боброва , — первое произведение русского космизма . Действие некоторых сказок Фаддея Булгарина происходит в будущем, в других использованы темы полой Земли и космических полетов, как, например, в Осипа Сеньковского «Фантастических путешествиях барона Брамбеуса» .
Среди авторов готических рассказов были Александр Бестужев с его немецким колоритом , Сергей Любецкий , Владимир Олин , Алексей Константинович Толстой , Елизавета Кологривова и Михаил Лермонтов («Штосс»).
К середине XIX века воображаемые путешествия в космос стали популярными книжками , такими как «Путешествие к Солнцу и планете Меркурий и все видимые и невидимые миры » (1832 г.) Дмитрия Сигова, «Переписка лунного человека с землянином» (1842 г.) автора Петр Машков, «Путешествие на Луну на чудесной машине» (1844) Семена Дьячкова и «Путешествие по Солнцу » (1846) Демокрита Терпиновича. В популярной литературе использовались фантастические мотивы вроде демонов ( Рафаила Зотова » «Цин-Киу-Тонг ), невидимости Ивана Штевена ( «Волшебные очки» ) и уменьшающихся людей ( Василия Алферьева » «Картина ).
Фантастические сказки Гофмана оказали влияние на восточноевропейских писателей, в том числе на украинского писателя Николая Гоголя , русских писателей Антония Погорельского , Николая Мельгунова , Владимира Карлгофа, Николая Полевого , Алексея Томофеева , Константина Аксакова и Василия Ушакова . Сверхъестественные народные сказки стилизовали Орест Сомов , Владимир Олин , Михаил Загоскин и Николай Билевич . Владимир Одоевский , писатель-романтик, находившийся под влиянием Гофмана, писал о своем видении будущего и научного прогресса. [ 3 ] а также многие готические сказки.
Александр Вельтман , наряду со своими народными романсами ( «Кощей Бессмертный» , 1833) и гофманскими сатирическими сказками ( «Новая Емеля, или, Метаморфозы» , 1845), в 1836 году опубликовал «Предки Калимера: Александр, сын Филиппа Македонского» , первый русский роман, особенность путешествия во времени . [ 4 ] В книге главный герой едет в Древнюю Грецию на гиппогрифе, чтобы встретиться с Аристотелем и Александром Македонским . В 3448 (1833) году , гелиодорическом любовном романе, действие которого происходит в будущем, путешественник посещает воображаемую страну Босфоранию и видит социальные и технологические достижения 35-го века.
Конец 19 - начало 20 века.
[ редактировать ]Во второй половине 19 века наблюдается расцвет реализма . фантазии с научным обоснованием Николая Ахшарумова и Николая Вагнера Однако в этот период выделяются Ивана Тургенева , а также «таинственные сказки» и оккультная фантастика Веры Желиховской .
Рассказ Михаила Михайлова «За пределами истории» (опубликованный в 1869 году), додарвиновская фантазия о происхождении человека , является ранним примером доисторической фантастики . Художественные рассказы о первобытных людях написаны антропологами и научно-популярными писателями («Доисторический человек», 1890, Вильгельм Битнер , «Первый художник» , 1907, Дмитрий Пахомов, « Сказка о мамонте и ледяном человеке» , 1909, Петр Драверт). , «Жертвы дракона» 1910, автор Владимир Богораз ). В сатирах М. Салтыкова-Щедрина используется фантастический и гротескный элемент ( «История города» , прозаические басни). Сюжет «Мятежа животных» (опубликовано в 1917 году) историка Николая Костомарова аналогичен сюжету « Оруэлла » Скотного двора . [ 5 ]
Фэнтези используют и некоторые Федора Достоевского короткие произведения : «Сон смешного человека» (о развращенности утопического общества на другой планете), двойная повесть «Двойник: Петербургская поэма» , гипнотическая «Хозяйка» , комическая страшилка . Бобок . Журнал Достоевского «Время» первым опубликовал русские переводы Эдгара Аллана По рассказов Александра Кондратьева в 1861 году . Проза включала мифологический роман «Сатира» (1907) и сборник мифологических рассказов « Белая коза» (1908), основанные на греческих мифах . «Путешествия и приключения Никодима Старшего» (1917) Алексея Скалдина — гностическое фэнтези.
Утопии
[ редактировать ]Николая Чернышевского Влиятельная книга «Что делать?» (1863) включала в себя утопическую мечту о далеком будущем, ставшую прообразом многих социалистических утопий. Ярким примером является дилогия философа-марксиста Александра Богданова , Красной Звезды и Инженера Менни . Некоторые пьесы другого марксиста, Анатолия Луначарского , в фантастическом обличии предлагают его философские идеи. Среди других социалистических утопий — «Дневник Андрея» (1897) псевдонима А. Ва-ского, «На другой планете » (1901) Порфирия Инфантьева и «Весенний пир » (1910) Николая Олигера . Александр Куприн написал такой же рассказ « Тост» (1907).
Среди прочих Владимир Соловьев написал Сказание об антихристе» экуменическую утопию « (1900). «Земной рай» (1903) Константина Мерешковского — антропологическая утопия. «Великая война между мужчинами и женщинами » (1913) Сергея Соломина и «Женщины, восставшие и побежденные » (1914) польского писателя Фердинанда Антони Оссендовского (написаны и опубликованы на русском языке) посвящены феминистской революции. Среди других феминистских утопий — короткие фарсы «Женщины на Марсе» (1906) Виктора Билибина и «Женская проблема» (1913) Надежды Тэффи . «За полвека» (1902) Сергея Шарапова — это патриархальная славянофильская утопия, а «Земля блаженства » (1891) крымского татарина Исмаила Гаспринского — мусульманская утопия. «Томная сотворенная легенда» (1914) другого символиста Федора Сологуба – это утопия, полная научно-фантастических чудес, близких к волшебству.
Жанр фантастика
[ редактировать ]Развлекательная фантастика взяла на вооружение научные темы, такие как воскрешение древнего римлянина (« Необыкновенная история воскресшего Помпеянина» Василия Авенариуса ), глобальная катастрофа ( «Борьба миров» , 1900, Н. Холодный; «Под кометой» , 1910, Симон Бельский). , устройства для чтения мыслей (повторяющаяся тема в произведениях Андрея Зарина ), антарктические города-государства ( «Под стеклянным куполом» , 1914, Сергей Соломин ), эликсир долголетия ( «Братья Святого Креста» , 1898, Николай Шелонский), и Атлантида [ нужны разъяснения ] (1913, Лариса Рейснер ).
Космический полет оставался центральной темой научной фантастики с 1890-х годов в романах «В океане звезд» (1892) Анани Лякиде, « На Луне» (1893) и «Сонах о Земле и небе» (1895) Константина Циолковского , «Путешествии на Марс» (1901) Леонида. Богоявленского, «В космосе» (1908) Николая Морозова , «Парусный эфир» (1913) Бориса Красногорского и его продолжение «Острова эфирного океана» (1914, в соавторстве с астрономом Даниилом Святским ).
В 1910-е годы российского зрителя интересовали ужасы. «Огненный цвет» Популярностью пользовался сверхъестественный триллер Александра Амфитеатрова и оккультные романы Веры Крыжановской , сочетавший в себе научную фантастику и реакционную элитарную утопию. Брэма Стокера подражал Дракуле псевдоним «Б. Ольшеври» (= «больше лжи» по-русски) в «Вампирах » еще до того, как оригинал был переведен на русский язык. Ранние рассказы Александра Грина представляют собой в основном психологические ужасы (под влиянием Амброуза Бирса ), хотя позже он скатился к фэнтези.
Будущий прогресс был описан в художественной литературе учёных: «Чудеса электричества» (1884) инженера-электрика Владимира Чиколева , «Автоматическая подземная железная дорога » (1902) Александра Родных и «Завещание миллиардера» (1904) биолога Порфирия Бахметьева . Будущие военные сюжеты создавались военными ( Крейсер «Русская Надежда» (1887 г.) и «Роковая война 18.. » (1889 г.) отставного морского офицера Александра Беломора , «Большой кулак или Китайско-европейская война » (1900 г.) К. Голохвастова, королевы Мира (1908) и Короли Воздуха (1909) флотского офицера Владимира Семёнова , «Война народов 1921-1923» (1912) Икса, Война «Кольца» с «Союзом» (1913) П. Р-цкого и «Конец войны» (1915) Льва Жданова ). «Угроза миру » (1914) Ивана Ряпасова (назвавшего себя «Уральским Жюлем Верном») похожа на « Жюля Верна » Счастье Бегум . Жюль Верн был настолько популярен, что Антон Чехов написал на него пародию, а Константин Случевский выпустил продолжение — « Капитан Немо в России» (1898).
Советский период
[ редактировать ]Советская научная фантастика
[ редактировать ]Советская эпоха была золотым веком русской научной фантастики. [ 6 ] Советские писатели были новаторами, многочисленными и плодовитыми. [ 7 ] несмотря на ограничения, установленные государственной цензурой. Как российские, так и зарубежные писатели-фантасты пользовались в Советском Союзе широкой популярностью, многие книги были адаптированы для кино и анимации.
Ранняя советская эпоха
[ редактировать ]Рождение советской научной фантастики было стимулировано научной революцией , индустриализацией , массовым образованием и другими драматическими социальными изменениями, последовавшими за русской революцией . Ранние советские авторы 1920-х годов, такие как Александр Беляев , Григорий Адамов , Владимир Обручев и Алексей Н. Толстой , придерживались научной фантастики . [ 8 ] Они открыто использовали влияние западных классиков жанра, таких как Жюль Верн , Артур Конан Дойл и особенно Герберт Уэллс , который был социалистом и часто посещал Советскую Россию.
Научно-фантастические книги 1920-х годов включали научные предсказания, приключения и космические путешествия, часто с оттенком повестки дня рабочего класса и сатиры против капитализма. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] » Алексея Толстого В «Аэлите (1923), одной из самых влиятельных книг той эпохи, рассказывается о двух россиянах, поднимающих революцию на Марсе. В романе Толстого «Луч смерти инженера Гарина» (1926) рассказывается о безумном ученом, который планирует захватить мир, и в конечном итоге его приветствуют капиталисты. Точно так же главный антагонист «Продавца воздуха» Беляева (1929) — страдающий манией величия капиталист, замышляющий украсть всю мировую атмосферу. Беляева «Битва в эфире» (1928) рассказывает о будущей мировой войне между коммунистической Европой и капиталистической Америкой. Роман « Голова профессора Доуэлла» (1925), также написанный Беляевым, повествует о сумасшедшем докторе, который проводит экспериментальную пересадку головы на украденных телах в больнице, которой он управляет исключительно ради прибыли и где пациенты на самом деле совсем не больны.
Советских авторов также интересовало далекое прошлое. Беляев описал свой взгляд на «историческую» Атлантиду в «Последнем человеке из Атлантиды » (1926), а Обручев наиболее известен благодаря «Плутонии» (написанной в 1915 году, до революции, но опубликованной только в 1924 году), действие которой происходит внутри полой Земли , где обитали динозавры и другие вымершие существа. виды выжили, как и в другом его романе о «затерянном мире», « Земля Санникова » (1924).
Двумя заметными исключениями из советской «уэллсианской» традиции были Евгений Замятин , автор романа-антиутопии « Мы » (1924), и Михаил Булгаков , внесший вклад в научную фантастику с произведениями «Собачье сердце» (1925), «Роковые яйца» (1925) и «Иван Васильевич» (1925) . 1936). Эти двое использовали научную фантастику для социальной сатиры, а не для научных предсказаний, и бросили вызов традиционному коммунистическому мировоззрению. Некоторые из их книг были отклонены или даже запрещены, и официально они были опубликованы только в 1980-х годах. Тем не менее, Замятин и особенно Булгаков стали относительно известными благодаря распространению фанатских копий ( «Самиздат »).
Последующая сталинская эпоха, с середины 1930-х до начала 1950-х годов, стала периодом застоя в советской научной фантастике из-за жесткой цензуры, которая вынудила писателей принять социалистического реализма клише . Научная фантастика этого периода называется «близкая цель». Вместо далекого будущего оно было перенесено в «завтра» и ограничивалось ожиданием промышленных достижений, изобретений и путешествий по Солнечной системе. Лучшими писателями «ближней дистанции» стали Александр Казанцев , Георгий Мартынов , Владимир Савченко и Георгий Гуревич .
В кино эпоха «с близкого расстояния» длилась дольше, и в 1950-х и 1960-х годах было снято множество фильмов, основанных на книгах и сценариях «с близкого расстояния». Некоторые из этих фильмов, а именно «Планета бурь» (1962) и «Небо манит» (1959), были разграблены, отредактированы и выпущены на Западе под разными названиями. [ 12 ]
Поздняя советская эпоха
[ редактировать ]Альгис Будрис охарактеризовал послевоенную русскую научную фантастику как родственную стилю Хьюго Гернсбака : «Ах, товарищ, здесь, среди чудес 2000 года… мы можем обсуждать диалектический материализм в полном спокойствии». [ 13 ] Во второй половине ХХ века советские писатели-фантасты, вдохновленные периодом оттепели 1950-х и 1960-х годов и освоением космоса , разработали более разнообразный и сложный подход. Свобода жанра давала советским писателям лазейку для свободы самовыражения. Социально-научная фантастика , посвященная философии, этике , утопическим и антиутопическим идеям, стала преобладающим поджанром; [ 14 ] В 1968 году, рецензируя сборник, переведенный на английский язык, Будрис сказал, что русские авторы «открыли для себя Джона Кэмпбелла » с рассказами, которые «читаются так, как будто они были с последних страниц « Поразительных книг» примерно 1950 года». [ 13 ] Большинство советских писателей по-прежнему изображали будущее Земли оптимистично, как коммунистическую утопию — кто-то делал это откровенно, кто-то в угоду издателям и во избежание цензуры. Постапокалиптические и антиутопические сюжеты обычно размещались за пределами Земли — на слаборазвитых планетах, в далеком прошлом или в параллельных мирах . Тем не менее, декорации иногда содержали намеки на реальный мир и могли служить сатирой на современное общество.
Считается, что прорыв начался с Ефремова Ивана «Андромеды» (1957), утопии, действие которой происходит в очень отдаленном будущем. Ефремов прославился своими утопическими взглядами на будущее, а также на Древнюю Грецию в своих исторических романах . Вскоре за ним последовал дуэт братьев Аркадий и Борис Стругацкие , которые заняли более критический подход: их книги включали более мрачные темы и социальную сатиру. Стругацкие наиболее известны своими романами «Вселенная полудня» , такими как «Трудно быть Богом» (1964) и «Узники власти» (1969). Постоянной темой в произведениях Стругацких были прогрессоры : агенты утопической будущей Земли, которые тайно распространяли научный и социальный прогресс на слаборазвитые планеты. Прогрессоры часто терпели неудачу, с горечью признавая, что общество не готово к коммунизму. Братьям также приписывают первое советское научное фэнтези , трилогию «Понедельник начинается в субботу» (1964), а их постапокалиптический роман «Пикник на обочине» (1971), как часто полагают, был предсказанием Чернобыльская катастрофа . Еще одним известным позднесоветским писателем был Кир Булычев , в чьих книгах рассказывалось о путешествиях во времени и параллельных мирах , а также на такие темы, как антимилитаризм и защита окружающей среды .
Поджанр космической оперы был менее развит, поскольку к нему относились неблагосклонно как государственные цензоры, так и «интеллектуальные» писатели-интеллигенты. Тем не менее, были умеренно успешные попытки адаптировать космические вестерны на советской земле. Первым был Александр Колпаков с «Гриадой» (1960), за ним последовал Сергей Снегов с трилогией «Люди как боги» (1966–1977) и другие.
В среднесоветскую эпоху возникла особая ветвь как научной фантастики, так и детской литературы: детская научная фантастика. Целью игры было обучение детей и одновременное их развлечение. Звездой жанра был Булычев. [ 8 ] [ 15 ] который вместе со своими книгами для взрослых создал «Алису Селезневу» — детский космический приключенческий сериал о девочке-подростке из будущего. Среди других — Николай Носов с его книгами о карлике Незнайке , Евгений Велтистов, написавший о мальчике-роботе Электронике , Виталий Мелентьев, Ян Ларри, Владислав Крапивин и Виталий Губарев .
Фильмы и другие медиа
[ редактировать ]Советский кинематограф развил традицию научно-фантастических фильмов с такими режиссерами, как Павел Клушанцев , Андрей Тарковский , Константин Лопушанский , Владимир Тарасов , Ричард Викторов и Геннадий Тищенко .
По многим научно-фантастическим книгам, особенно детским, были сняты фильмы, анимация и телевидение. [ 12 ] Самым адаптированным русским писателем-фантастом был Булычев; Из многочисленных фильмов по рассказам Алисы Селезневой анимация «Тайна третьей планеты» (1981), пожалуй, самая популярная. Среди других фильмов Булычева - Per Aspera Ad Astra (1981), «Гостья из будущего» (1985), «Два билета в Индию» (1985), «Перевал» (1988) и «Пещера ведьм» (1990). » Андрея Тарковского ( «Сталкер 1979) был написан Стругацкими и во многом основан на их «Пикнике на обочине» ; были и менее успешные фильмы по мотивам «Отель мертвого альпиниста» (1979) и «Трудно быть богом» (1989). «Аэлита» (1924) была первым советским научно-фантастическим фильмом, а «Инженер Гарин» экранизировался дважды, в 1965 и в 1973 годах . «Человек-амфибия» (1962), «Туманность Андромеды» (1967), «Иван Васильевич» (1973), «Собачье сердце» (1988), «Земля Санникова» (1974) и «Электронник» Также были сняты (1980).
Выходили также многочисленные экранизации зарубежных научно-фантастических книг, чаще всего Жюля Верна , Станислава Лема и Рэя Брэдбери . Среди заслуживающих внимания фильмов, основанных на оригинальных сценариях, есть более комедийные или беззаботные названия, например, абсурдистская комедия «Кин-дза-дза!» (1986) и детские космические оперы-дилогии «Москва-Кассиопея» (1973) и «Подростки во Вселенной» (1974).
Несмотря на популярность этого жанра, в Советском Союзе было очень мало средств массовой информации, посвященных исключительно научной фантастике, и большинство из них представляли собой журналы для фанатов , выпускаемые фан-клубами научной фантастики. Рассказы НФ обычно присутствовали либо в научно-популярных журналах, таких как «Техника молодежи» , «Вокруг света» и «Уральский следопыт» , либо в литературных антологиях, таких как «Мир приключений» , которые также включали приключения, историю и детектив.
Советская сверхъестественная фантастика
[ редактировать ]Литература
[ редактировать ]Сверхъестественное в Советском Союзе было представлено преимущественно детскими сказками и спектаклями. Часть ранней советской детской прозы представляла собой вольные адаптации иностранных сказок, неизвестных в современной России. Алексей Н. Толстой написал «Буратино» — беззаботную и сокращенную экранизацию « » Карло Коллоди Пиноккио . Александр Волков представил советским детям больше западных сказок в своем вольном переводе « Фрэнка Л. Баума , Чудесного волшебника страны Оз» опубликованном под названием «Волшебник Изумрудного города» , а затем написал серию из пяти продолжений, творчески не связанных с Баумом. . Другим известным автором был Лазарь Лагин со «Старым Хоттабычем» , детской сказкой об арабском джинне Хоттабыче, вынужденном служить советскому школьнику.
Любая литература, серьезно затрагивающая сверхъестественное , будь то ужасы , фэнтези для взрослых или магический реализм , не приветствовалась советской цензурой. До 1980-х годов книг в этих жанрах было написано очень мало, а издано еще меньше, хотя более ранние книги, например Гоголя, не были запрещены. Из редких исключений Булгаков в «Мастере и Маргарите» (не опубликованном при жизни автора), Стругацкие в «Понедельник начинается в субботу» и Владимир Орлов в «Данилове», Альтист в сатирически-сказочной форме ввел волшебных и мистических существ в современную советскую действительность. Другим исключением был ранний советский писатель Александр Грин , писавший романтические сказки, как реалистические, так и фантастические. Магические и другие фэнтезийные темы время от времени появлялись в театральных пьесах Евгения Шварца , Григория Горина , Михаила Булгакова . Их пьесы представляли собой семейные басни , где сверхъестественные элементы служили аллегориями . Жанр сверхъестественного ужаса, напротив, был почти полностью уничтожен цензурными требованиями к каждому средству массовой информации быть скромными и скромными. семейный .
Фильмы
[ редактировать ]Фэнтези, мифология и фольклор часто присутствовали в советском кино и анимации, особенно детской. Большинство фильмов представляли собой экранизации традиционных сказок и мифов, как российских, так и зарубежных. Но было также множество экранизаций рассказов Александра Пушкина , Николая Гоголя , Редьярда Киплинга , Астрид Линдгрен , Алана Александра Милна и многих других.
Вышло множество художественных фильмов в жанре фэнтези Александра Роу ( «Кащей Бессмертный» , «Мария-волшебница-ткачиха» , «Королевство кривых зеркал » и др.) и Александра Птушко ( «Новый Гулливер» , «Садко» , «Илья Муромец» , «Сампо » и др.). Птушко также написал «Вий» — самый известный (и, пожалуй, единственный «правдивый») советский ужасов о сверхъестественном фильм . Фэнтезийные анимационные фильмы создавались такими режиссерами, как Лев Атаманов ( «Снежная королева» , «Аленький цветочек » и др.), Иван Иванов-Вано ( «Конек-Горбунок» , «Снегурочка » и др.), Александра Снежко-Блоцкая ( «Очарованный мальчик» , «Золотой петушок» , многочисленные адаптации греческой мифологии ).
В позднесоветское время появилось немало сказочных фильмов для взрослых, близких к магическому реализму . Их написали Шварц ( «Обыкновенное чудо» , «Каин XVIII» ), Горин ( «Формула любви» , «Тот самый Мюнхгаузен» ), Стругацкие ( «Чародеи» ); большинство из них были сняты Марком Захаровым .
Несколько советских фантастических фильмов были сняты совместно с зарубежными студиями. В частности, фильм «Мио в далекой стране» (1987, совместный продюсер США и Швеции) был снят советской съемочной группой на английском языке, в нем участвовали Кристофер Ли и Кристиан Бэйл . Другие примеры включают «Историю путешествий» (1983, совместное производство с Чехословакией и Румынией) и «Сампо» (1959, совместное производство с Финляндией).
Самые известные советские писатели
[ редактировать ]Постсоветский период
[ редактировать ]Литература
[ редактировать ]С 1990-х годов и по сей день фэнтези и научная фантастика входят в число самой продаваемой литературы в России.
Падение государственной цензуры в конце 1980-х годов позволило публиковать многочисленные переводы западных книг и фильмов, ранее не издававшиеся в России. Новая волна писателей заново открыла для себя высокое фэнтези и находилась под влиянием Джона Р. Р. Толкина , Роберта Э. Ховарда и, совсем недавно, Джорджа Р. Р. Мартина . В то время как большинство русских писателей-фантастов, такие как Ник Перумов , Вера Камша , Алексей Пехов и Тони Вильгоцкий , следовали западной традиции с ее архетипическими скандинавскими или англосаксонскими традициями, некоторые другие, в первую очередь Мария Семенова и Юрий Никитин , предпочитают русскую мифологию. как вдохновение. Комическое фэнтези также популярно у таких авторов, как Макс Фрей , Андрей Белянин и Ольга Громыко . Городское и готическое фэнтези , практически отсутствовавшее в Советском Союзе, стало заметным в современной России после успеха « Лукьяненко » Сергея Ночного дозора и Вадима Панова » «Тайного города . Магический реализм представляют Мария Галина и Людмила Петрушевская . Сергей Малицкий также известный автор со своим неповторимым стилем.
В научной фантастике после исчезновения коммунистической цензуры появилось множество различных изображений будущего, в том числе антиутопий. Постапокалиптическая фантастика , путешествия во времени и альтернативная история входят в число самых популярных жанров, представленных такими авторами, как Вячеслав Рыбаков , Юрий Никитин и Юлия Латынина , среди многих других. Чрезмерное использование сюжетов о вытаскивании рыбы из воды для путешествий во времени и параллельных миров привело к тому, что российские журналисты НФ&Ф придумали для таких персонажей иронический термин » попаданец « . Есть еще много авторов традиционной научной фантастики, связанной с космосом, включая космические оперы , такие как Александр Зорич ( сериал «Завтра война» ), Лукьяненко ( «Повелитель с планеты Земля ») и Андрей Ливадный и другие. В конце 2000-х и начале 2010-х годов наблюдался подъем российского стимпанка с появлением таких книг, как Алексея Пехова » « Пересмешник (2009), Вадима Панова » «Герметикон (2011) и «Цетополис » (2012) Грея Ф. Грина (коллективный псевдоним). ).
Часть современных русскоязычных SF&F написана на Украине . [ 16 ] особенно в своей «научно-фантастической столице» Харькове , [ 17 ] home to H. L. Oldie , Alexander Zorich , Yuri Nikitin and Andrey Valentinov . Many others hail from Kyiv , including Marina and Sergey Dyachenko [ 18 ] и Владимир Аренёв . В развитие жанра внесли свой вклад и белорусские авторы, такие как Ольга Громыко, Кирилл Бенедиктов, Юрий Брайдер и Николай Чадович. Некоторые авторы, а именно Камша, Дьяченко и Фрей, родились на Украине и в какой-то момент переехали в Россию. Большинство украинских и белорусских авторов научной фантастики пишут на русском языке, что дает им доступ к широкой русскоязычной аудитории постсоветских стран, и обычно публикуют свои книги через российские издательства, такие как Эксмо , Азбука и АСТ .
В постсоветском фэнтези и научной фантастике широкое изложение успешных формул стало обычным явлением. Наиболее примечательными являются две постапокалиптические серии книг, основанные на компьютерной игре «СТАЛКЕР» и романе «Метро 2033» , обе из которых характеризуются хорошо развитой вселенной. Особенностями серии книг «СТАЛКЕР » являются сильный брендинг и практически незначительное влияние реального имени писателя на отдельные романы (также в разработке находится телешоу). [ 19 ] И хотя «Метро 2033» принесла своему создателю Дмитрию Глуховскому всенародную известность, она быстро превратилась в франшизу, в которой было опубликовано более 15 книг разных авторов. [ 20 ] и охватывал видеоигру .
Фильмы
[ редактировать ]Производство научно-фантастических и фэнтезийных фильмов в современной России упало по сравнению с советским кино из-за высокой стоимости визуальных эффектов. На протяжении 1990-х годов фильмы этих жанров практически не снимались. Однако в 2000-х и 2010-х годах в России снова был снят ряд фильмов.
Большинство из них основано на книгах, в частности Сергея Лукьяненко ( «Ночной дозор» , «Дневной дозор» , «Асирис нуна» ), Булычева ( «День рождения Алисы» ), братьев Стругацких ( «Обитаемый остров» , «Гадкие лебеди » , «Трудно быть богом» ), Семеновой ( Волкодав рода Серой Гончей ) и Гоголь ( Вий ).
A stand-out in animation is the 2010 steampunk short "Invention of Love" (" Изобретение любви ") by Andrey Shushkov.
Ряд детских фильмов-сказок и мультфильмов основан на русской мифологии и истории, большинство из них созданы анимационной студией «Мельница» (в первую очередь, франшиза «Три богатыря» и «Князь Владимир» ). В 2014 году советскую классику «Кин-дза-дза» переделали в семейный анимационный фильм « Ку!». Кин-дза-дза .
До середины 2010 года фильмы по оригинальным сценариям были редкостью, но с тех пор ситуация изменилась. Оригинальные сюжеты включают псевдодокументальный фильм «Первые на Луне» , драму о путешествиях во времени « Мы из будущего» , киберпанк-боевик «Хардкорный Генри» , научно-фантастическую драму «Притяжение» , супергеройские фильмы «Чёрная молния» и «Защитники» . Тимур Бекмамбетов и Федор Бондарчук вошли в число самых влиятельных продюсеров и режиссеров последнего времени.
Другие СМИ
[ редактировать ]Российские разработчики видеоигр также внесли свой вклад в этот жанр. Примеры включают в себя фэнтезийную MMORPG Allods Online , пошаговую стратегическую игру Etherlords и научно-фантастическую игру RTS Perimeter , а также многие другие.
В современной России широкое распространение получили научно-фантастические и фэнтезийные журналы, сайты и другие средства массовой информации. Самый крупный журнал — «Мир Фантастики» , а «Если» и «Полден, XXI век» закрылись после Великой рецессии . Украинские журналы, такие как «РБГ-Азимут» или «Реальность Фантастики» , были в основном русскоязычными. Среди сайтов Fantlab.ru и Mirf.ru. наиболее влиятельными по версии Roscon Award считаются
Известные писатели
[ редактировать ]-
H. L. Oldie (Dmitry Gromov and Oleg Ladyzhensky)
-
Макс Фрей (Светлана Мартынчик)
Прием
[ редактировать ]В Польше популярна русская научная фантастика и фэнтези. [ 21 ]
Антологии
[ редактировать ]Существует ряд английских антологий русской научной фантастики и фэнтези:
- Советская научная фантастика , Collier Books, 1962, 189 стр.
- Еще советская научная фантастика , Collier Books, 1962, 190 стр.
- Русская научная фантастика , изд. Роберт Магидофф, издательство Нью-Йоркского университета, 1964.
- Русская фантастика, 1968 , изд. Роберт Магидофф, издательство Нью-Йоркского университета, 1968.
- Русская научная фантастика, 1969 , изд. Роберт Магидофф, издательство Нью-Йоркского университета, 1969.
- Новая советская фантастика , Макмиллан, 1979, ISBN 0-02-578220-7 , xi+297стр.
- Дореволюционная русская фантастика : Антология (Семь утопий и мечта), под ред. Леланд Фетцер, Ардис, 1982 г., ISBN 0-88233-595-2 , 253 стр.
- Раздельные миры : Антология русской фантастики и фэнтези, под ред. Александр Левицкий, «Обзор», 2007, ISBN 1-58567-819-8 , 656 стр.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дарко Сувин . Русская научная фантастика, 1956-1974: Библиография. Элизабеттаун, Нью-Йорк: Dragon Press, 1976.
- Дж. П. Глад, Экстраполяции антиутопии: критическое исследование советской научной фантастики, Принстон: Kingston Press, 1982. 223 стр.
- Скотт Р. Сэмюэл, Советская научная фантастика: новые критические подходы. Докторская диссертация, Стэнфордский университет, 1982. 134 стр.
- Надежда Л. Петресон, Фантазия и утопия в современном советском романе, 1976–1981. Докторская диссертация, Университет Индианы, 1986. 260 стр.
- Карла А. Круз. Советская научная фантастика, 1909-1926: символы, архетипы и мифы. Магистерская диссертация, Принстонский университет, 1988. 71 стр.
- Мэтью Д.Б. Роуз, Русская и советская научная фантастика: забытый жанр. Магистерская диссертация, Университет Альберты (Канада), 1988 год.
- Ричард Стайтс, Революционные мечты: утопическое видение и экспериментальная жизнь в русской революции. Оксфордский университет, 1989.
- Ричард П. Терра и Роберт М. Филмус. Русская и советская научная фантастика в английском переводе: Библиография, в: Science Fiction Studies № 54 = Том 18, Часть 2 = июль 1991 г.
- Аниндита Банерджи. Генезис и эволюция научной фантастики в России пятого века, 1880-1921 гг. Докторская диссертация, Калифорнийский университет, Лос-Анджелес, 2000. 324 стр.
- Виталий Каплан. Взгляд за стену: топография современной российской научной фантастики, Русские литературоведения 38(3): 62-84. Лето 2002 г. Также в: Russian Social Science Review 44(2): 82-104. Март/апрель 2003 г.
- Маттиас Шварц. Как создавалась «Научная фантастика»: Споры о жанре научной фантастики от НЭПа до высокого сталинизма, в: Славянское обозрение 72 (2) = Лето 2013, стр. 224–246.
- Научно-фантастические исследования №94 = Том 31, Часть 3 = Ноябрь 2004 г. СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК: СОВЕТСКАЯ НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА: ОТТЕПЕЛЬ И ПОСЛЕ.
- Пак Джун Сон. Литературные размышления о будущей войне: исследование межвоенной советской литературы, посвященной военным ожиданиям. Докторская диссертация, Мичиганский университет, 2004. 198 стр.
- Алексей Голубев. Аффективные машины или внутреннее Я? Рисование границ женского тела в социалистическом романтическом воображении. Канадские славянские документы 58, вып. 2 (2016)
- Александр Забирко, Волшебное заклинание реваншизма. Геополитические видения в постсоветской спекулятивной фантастике («Фантастика»). В журнале «Идеология и политика», выпуск 1(9)/2018, с. 66 – 134.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сувин, Дарко. «Русская научная фантастика и ее утопическая традиция», в книге Дарко Сувина, «Метаморфозы научной фантастики» (Йельский университет, 1979).
- ^ Федор Иванович Дмитриев-Мамонов biography at The Russian Philosophy Encyclopedia
- ^ Икона и топор: Интерпретационная история русской культуры Джеймса Биллингтона. Винтажные книги (Random House), 1970.
- ^ Yury Akutin, Александр Вельтман и его роман "Странник" (A.V. and his novel Strannik ), 1978 (in Russian).
- ^ Уважаемые звери (The Economist, 23 июля 1988 г.)
- ^ Дэниел Герульд. О советской научной фантастике , в: Science Fiction Studies # 31 = Том 10, Часть 3 = ноябрь 1983 г.
- ^ Макгуайр, Патрик Л. (1985). Красные звезды: политические аспекты советской фантастики. Выпуск 7 «Исследований по спекулятивной фантастике» . UMI Research Press.
«В Советском Союзе больше профессиональных писателей-фантастов, чем в любой стране мира, за исключением США и, возможно, Великобритании, и многие из этих писателей талантливы». - ^ Перейти обратно: а б Стейблфорд, Брайан (2004). Исторический словарь научно-фантастической литературы . Пугало Пресс.
- ^ Макгуайр, Патрик Л. (1985). Красные звезды: политические аспекты советской фантастики. Выпуск 7 «Исследований по спекулятивной фантастике» . UMI Research Press.
- ^ Тихий космический коммунизм: советская научная фантастика в кино
- ^ Андрей Лубенский. В Wikisource есть оригинальный текст, относящийся к этой статье:
- ^ Перейти обратно: а б The Guardian: Ракеты из России: великие научно-фантастические фильмы Восточного блока
- ^ Перейти обратно: а б Будрис, Альгис (сентябрь 1968 г.). «Книжная полка Галактика» . Галактическая научная фантастика . стр. 187–193.
- ^ Британская энциклопедия . научная фантастика
- ^ Россия-IC: Кир Булычев
- ^ Oldie, H.L.; Dyachenko, Marina and Sergey; Valentinov, Andrey (2005). Пять авторов в поисках ответа (послесловие к роману "Пентакль") [ Пять авторов в поисках ответов (послесловие к Пентаклю) ] (на русском языке). Москва: Эксмо. ISBN 978-5-699-09313-7 .
Г. Л. Олди: "Украиноязычная фантастика переживает сейчас не лучшие дни. ... Если же говорить о фантастике, написанной гражданами Украины в целом, независимо от языка (в основном, естественно, на русском), — то здесь картина куда более радужная. В Украине сейчас работают более тридцати активно издающихся писателей-фантастов, у кого регулярно выходят книги (в основном, в России), кто пользуется заслуженной любовью читателей; многие из них являются лауреатами ряда престижных литературных премий, в том числе и международных".
HL Oldie: "Секулятивная фантастика на украинском языке сегодня переживает не лучшие времена... Если говорить о художественной литературе, написанной гражданами Украины, независимо от языка (в первую очередь, русского, конечно), то здесь более яркая картина. Более 30 писателей-фантастов и фантастов здесь активны, их книги регулярно издаются (в основном в России), они пользуются заслуженной любовью читателей, многие являются лауреатами престижных литературных премий, в том числе международных». - ^ ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО УКРАИНЕ
- ^ Oldie, H.L.; Dyachenko, Marina and Sergey; Valentinov, Andrey (2005). Пять авторов в поисках ответа (послесловие к роману "Пентакль") [ Пять авторов в поисках ответов (послесловие к Пентаклю) ] (на русском языке). Москва: Эксмо. ISBN 978-5-699-09313-7 .
Марина Дяченко: "Я считаю себя носителем русского языка, живущим в Украине. По-украински говорю и пишу свободно, но книги сочиняю – на родном".
Марина Дьяченко: «Я считаю себя носителем русского языка, проживающего в Украине. Я могу свободно говорить и писать на украинском языке, но свои книги я пишу на родном языке». - ↑ Интервью с создателями и правообладателями франшизы СТАЛКЕР, девелоперской компании GSC.
- ↑ Официальный сайт серии «Метро Вселенная» (рус.)
- ^ Витецкий, Аркадиуш (2009). "РЕЦЕПЦИЯ НОВЕЙШЕЙ РУССКОЙ НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКОЙ И ФЭНТЕЗИ-ЛИТЕРАТУРЫ В ПОЛЬСКОЙ ПРЕССЕ "МНЕНИЯ" НА РУБЕЖЕ ВЕКА" . Przegląd Humanistyczny (на польском языке). 422 (1): 99–112. ISSN 0033-2194 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Полное веб-руководство по научной фантастике
- Советская научная фантастика в Britannica Online
- Вячеслав Иванов. Русская научная фантастика. Курс на факультете славянских языков и литератур Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, зима 2007 г.
- «В свете серебристого спутника». Заметки о советской научной фантастике, Советский обзор. Январь – март 1958 г. I - Прошлое и настоящее Уолтера З. Лакера; II -- Фантазия и реальность Веры Александровой; III - Восток и Запад Зеэва бен Шломо
- Элана Гомель. Научная фантастика в России: от утопии к нью-эйджу
- «Российские и восточноевропейские научно-фантастические ресурсы», 2010 – Славянская справочная служба