Китайская экономическая реформа
Китайская экономическая реформа | |||
---|---|---|---|
Упрощенный китайский | реформы и открытость | ||
Традиционный китайский | реформы и открытость | ||
Буквальный смысл | «Реформы и открытость» | ||
|
История Китайской Народной Республики |
---|
![]() |
![]() |
Part of a series on |
Neoauthoritarianism in China |
---|
![]() |
Китайская экономическая реформа или китайское экономическое чудо . [ 1 ] [ 2 ] также известный внутри страны как реформа и открытость ( китайский : 改革开放 ; пиньинь : Gigé kāifàng ), относится к множеству экономических реформ, называемых « социализмом с китайской спецификой » и « социалистической рыночной экономикой » в Китайской Народной Республике (КНР). это началось в конце 20 века, после смерти Мао Цзэдуна в 1976 году. Под руководством Дэн Сяопина , которого часто называют «главным архитектором», реформы были начаты реформистами внутри правящей Коммунистической партии Китая (КПК) 18 декабря 1978 года, в период « Болуань Фаньчжэн ». [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Реформы ненадолго застопорились после протестов и резни на площади Тяньаньмэнь в 1989 году , но были возрождены после турне Дэн Сяопина по югу в 1992 году. [ 7 ] Реформы привели к значительному экономическому росту Китая в последующие десятилетия; с тех пор это явление рассматривалось как «экономическое чудо». [ 1 ] [ 2 ] [ 8 ] [ 9 ] В 2010 году Китай обогнал Японию и стал второй по величине экономикой мира по номинальному ВВП . [ 10 ] [ 11 ] прежде чем обогнать США в 2016 году как крупнейшую экономику мира по ВВП (ППС) . [ 12 ] С другой стороны, параллельный набор политических реформ был начат Дэном и его союзниками в 1980-х годах, но в конечном итоге завершился в 1989 году из-за подавления протестов на площади Тяньаньмэнь , что остановило дальнейшую политическую либерализацию. [13][14]
History of the reforms
[edit]The Chinese Communist Party (CCP) carried out the market reforms in two stages. The first stage, in the late 1970s and early 1980s, involved the de-collectivization of agriculture, the opening up of the country to foreign investment, and permission for entrepreneurs to start businesses. However, a large percentage of industries remained state-owned. The second stage of reform, in the late 1980s and 1990s, involved the privatization and contracting out of much state-owned industry. The 1985 lifting of price controls was a major reform,[15] and the lifting of protectionist policies and regulations soon followed, although state monopolies in the commanding heights of the economy such as banking and petroleum remained.
In 2001, China joined the World Trade Organization (WTO). Not long after, the private sector grew remarkably, accounting for as much as 70 percent of China's gross domestic product (GDP) by 2005.[16] From 1978 until 2013, unprecedented growth occurred, with the economy increasing by 9.5% a year. Hu Jintao and Wen Jiabao's administration took a more conservative approach towards reforms, regulated and controlled the economy more heavily after 2005, reversing some reforms.[17]
Origin
[edit]Before Deng Xiaoping's reforms, China's economy suffered due to centrally planned policies, such as the Great Leap Forward and the Cultural Revolution, resulting in stagnation, inefficiency, and poverty.[18] Prior to the reforms, the Chinese economy was dominated by state ownership and central planning. From 1950 to 1973, Chinese real GDP per capita grew at a rate of 2.9% per year on average, albeit with major fluctuations.[19] This placed it near the middle of the Asian nations during the same period,[20] with neighboring countries such as Japan, South Korea, Singapore and then rival Chiang Kai-shek's Republic of China (ROC) outstripping mainland China's rate of growth.[21] Starting in 1970, the economy entered into a period of stagnation,[22] and after the death of Mao Zedong, the CCP leadership decided to abandon Maoism and turn to market-oriented reforms to salvage the stagnant economy.[23] In September 1976, Mao Zedong died, and in October, Hua Guofeng together with Ye Jianying and Wang Dongxing arrested the Gang of Four, putting an end to the Cultural Revolution. Hua's break with Cultural Revolution era economic policies were consistent with the 1975 reform agenda of Deng Xiaoping.[24] Hua made national economic development a matter of the highest priority and emphasized the need to achieve "liberation of productive forces."[24] He "combined Soviet-style big push industrialization with an opening up to the capitalist world" and under his leadership, China opened its first Special Economic Zone and launched major efforts to attract foreign direct investment.[24]
Economic reforms began in earnest during the "Boluan Fanzheng" period, especially after Deng and his reformist allies rose to power with Deng replacing Hua Guofeng as the paramount leader in December 1978. By the time Deng took power, there was widespread support among the elite for economic reforms.[25] From 1978 to 1992, Deng described reform and opening up as a "large scale experiment" requiring thorough "experimentation in practice" instead of textbook knowledge.[26]: 65 As the de facto leader, Deng's policies faced opposition from party conservatives but were extremely successful in increasing the country's wealth.
Major reforms (including rural decollectivization, SOE reform, and rural health care reform) almost always began first as decentralized local experiments subject to intervention from high level Communist Party officials before they were more widely adopted.[26]: 6
1979–1984
[edit]
In 1979, Deng Xiaoping emphasized the goal of "Four Modernizations" and further proposed the idea of "xiaokang", or "moderately prosperous society".[27][28][29] The achievements of Lee Kuan Yew to create an economic success in Singapore had a profound effect on the CCP leadership in China. Leaders in China made a major effort, especially under Deng Xiaoping, to emulate his policies of economic growth, entrepreneurship, and subtle suppression of dissent. Over the years, more than 22,000 Chinese officials were sent to Singapore to study its methods.[30]
Generally, reforms in this period started with local experiments that were adopted and expanded elsewhere once their success had been demonstrated.[31]: 127 Officials generally faced few penalties for experimenting and failing and those who developed successful programs received nation-wide praise and recognition.[31]: 127 The bottom-up approach of the reforms promoted by Deng, in contrast to the top-down approach of the Perestroika in the Soviet Union, is considered an important factor contributing to the success of China's economic transition.[32]
The first reforms began in agriculture. By the late 1970s, food supplies and production had become so deficient that government officials were warning that China was about to repeat the "disaster of 1959", the famines which killed tens of millions during the Great Leap Forward.[33] Deng responded by decollectivizing agriculture and emphasizing the household-responsibility system, which divided the land of the People's communes into private plots. Under the new policy, peasants were able to exercise formal control of their land as long as they sold a contracted portion of their crops to the government.[34] This move increased agricultural production by 25 percent between 1975 and 1985, setting a precedent for privatizing other parts of the economy.[34]
Reforms were also implemented in urban industry to increase productivity. A dual-price system was introduced, in which (State-owned enterprise reform 1979) state-owned industries were allowed to sell any production above the plan quota, and commodities were sold at both plan and market prices, allowing citizens to avoid the shortages of the Maoist era. Moreover, the adoption of Industrial Responsibility System 1980s further promote the development of state-owned enterprise by allowing individuals or groups to manage the enterprise by contract. Private businesses were allowed to operate for the first time since the CCP takeover, and they gradually began to make up a greater percentage of industrial output.[35] Price flexibility was also increased, expanding the service sector.[36]
At the same time, in December 1978, Deng announced a new policy, the Open Door Policy, to open the door to foreign businesses that wanted to set up in China.[37][38] For the first time since the Kuomintang era, the country was opened to foreign investment. Deng created a series of Special Economic Zones, including Shenzhen, Zhuhai and Xiamen, for foreign investment that were relatively free of the bureaucratic regulations and interventions that hampered economic growth. These regions became engines of growth for the national economy.[36] On January 31, 1979, the Shekou Industrial Zone of Shenzhen was founded, becoming the first experimental area in China to "open up".[39][40]
In July 1979, China adopted its first Law on Joint Venture Using Chinese and Foreign Investment.[41] This law was effective in helping to attract and absorb foreign technology and capital from advanced countries like the United States, facilitated China's exports to such countries, and thereby contributed to China's subsequent rapid economic growth.[41]
Under the leadership of Yuan Geng, the "Shekou model" of development was gradually formed, embodied in its famous slogan Time is Money, Efficiency is Life, which then widely spread to other parts of China.[39][42] In January 1984, Deng Xiaoping made his first inspection tour to Shenzhen and Zhuhai, praising the "Shenzhen speed" of development as well as the success of the special economics zones.[43][44]

Besides Deng Xiaoping himself, important high-ranking reformists who helped carry out the reforms include Hu Yaobang, then General Secretary of Chinese Communist Party, and Zhao Ziyang, then Premier of the People's Republic of China.[45][46] Other leaders who favored Deng's reforms include Xi Zhongxun (the father of Xi Jinping), Wan Li, Hu Qili and others.[47][48][49] Another influential leader was Chen Yun, regarded by some as the second most powerful person in China after Deng with more conservative ideology of the reforms.[50][51][52] Though Deng Xiaoping is credited as the architect of modern China's economic reforms, Chen was more directly involved in the details of its planning and construction, and led a force that opposed many of the reforms from Deng's side.[51][53] The two sides struggled over the general direction of the reforms until Chen died in 1995.[51][52][53] A key feature of Chen's ideas was to use the market to allocate resources, within the scope of an overall plan. Some reforms of the early 1980s were, in effect, the implementation of a program that Chen had outlined in the mid-1950s. Chen called this the "birdcage economy (鸟笼经济/鳥籠經濟)".[54][55] According to Chen, "the cage is the plan, and it may be large or small. But within the cage the bird [the economy] is free to fly as he wishes."[51][55] Chen and some other conservative leaders including Li Xiannian never visited Shenzhen, the leading special economic zone championed by Deng.[55]
1984–1993
[edit]
In October 1984, the Party adopted its Decision on the Reform of the Economic System, marking a major shift in the thinking of Chinese policymakers with regard to market mechanisms.[60]: 39–40 The Decision acknowledged that a planned economy was not the only way to develop socialism and that prior policies restricting the commodity economy had hindered socialist development.[60]: 40 After the Decision, reform focused on building a socialist planned commodity economy with Chinese characteristics.[60]: 40
Controls on private businesses and government intervention continued to decrease, notably in the agrifood sector which saw relaxation of price controls in 1985[15] and the establishment of the household responsibility system, and there was small-scale privatization of state enterprises which had become unviable. A notable development was the decentralization of state control, leaving local provincial leaders to experiment with ways to increase economic growth and privatize the state sector.[61] Township and village enterprises, firms nominally owned by local governments but effectively private, began to gain market share at the expense of the state sector.[62] With the help of Yuan Geng, the first joint-stock commercial bank in China, the China Merchants Bank, and the first joint-stock insurance company in China, the Ping An Insurance, were both established in Shekou. In May 1984, fourteen coastal cities in China including Shanghai, Guangzhou and Tianjin were named "Open Coastal Cities (沿海开放城市)".[63][64]
A significant economic debate during this period concerned the approach to price liberalization and whether China should adopt an approach consistent with shock therapy—sudden price liberalization – or a more gradual approach.[65] But in 1986, the latter approach won out.[65] "Confronted with the diverse, authoritative warnings about the unforeseeable risks of imposing the shock of price reform and the uncertainty about its benefits," Premier Zhao Ziyang and the leadership ultimately rejected shock price reform.[65] Zhao had accepted the argument that the basic concern in economic reform was energizing enterprises.[65] By late summer, what started under the rubric of "coordinated comprehensive package reform" had been diluted to an adjustment in the price of steel (although its price was both important had carried symbolic weight) as well as partial tax and financial reform.[65] Radical price reform again became a focus in 1988, and this time led to spiraling inflation (the first time it had done so since the 1940s) as well as a backlash that included local protests, bank runs, and panic buying.[66] The Chinese leadership halted these price liberalization plans in fall 1988 and instead focused on austerity, price reform, and retrenchment.[66]

Corruption and increased inflation increased discontent, contributing to the 1989 Tiananmen Square protests and massacre and a conservative backlash after that event which ousted several key reformers and threatened to reverse many of Deng's reforms.[67] The events of 1988 and 1989 led to the imprisonment or exile of many reformist officials.[66] However, Deng stood by his reforms and in 1992, he affirmed the need to continue reforms in his southern tour.[68] Thanks to his encouragement, in November 1990 the Shanghai Stock Exchange was reopened after being closed by Mao 40 years earlier, while the Shenzhen Stock Exchange was also founded in December 1990.[69][70]
In contrast to the approach of Deng, conservative elders led by Chen Yun called to strike a balance between too much laissez-faire market economy and retaining state control over key areas of the economy. Chen Yun helped preserve the economy by preventing policies that would have damaged the interests of special interest groups in the government bureaucracy.[68]
Although the economy grew quickly during this period, economic troubles in the inefficient state sector increased. Heavy losses had to be made up by state revenues and acted as a drain upon the economy.[71] Inflation became problematic in 1985, 1988 and 1992.[67] Privatizations began to accelerate after 1992, and the private sector grew as a percentage of GDP. China's government slowly expanded recognition of the private economy, first as a "complement" to the state sector (1988) and then as an "important component" (1999) of the socialist market economy.[72]
1993–2005
[edit]

In the 1990s, Deng allowed many radical reforms to be carried out. Deng also elevated reformer Zhu Rongji from Party secretary of Shanghai to Vice Premier in 1991, and later into Politburo Standing Committee in 1992. In 1993, the National People's Congress adopted the landmark Corporation Law.[73] It provides that in state owned enterprises, the state is no more than an investor and controller of stock and assets.[73] Pursuant to the Corporation Law, private and foreign investment in such enterprises must be below 49%.[73] The law also permitted state firms to declare bankruptcy in the event of business failure.[73]
In the beginning, Chen supported Deng, carried out and implemented many of the influential reforms that made a generation of Chinese richer. But later, Chen realized that the state still needed an active iron hand involvement in the market to prevent the private sector from becoming untamable. Chen's criticism of Deng's later economic reforms was widely influential within the CCP and was reflected in the policies of China's leaders after Deng. Chen's theories supported the efforts of Jiang Zemin and Hu Jintao to use state power to provide boundaries for the operation of the market, and to mediate the damage that capitalism can do to those who find it difficult to benefit from the free market. Chen's notion of the CPC as a "ruling party" was central to the redefinition of the role of the Party in Jiang Zemin's Three Represents. In 2005, on the occasion of the hundredth anniversary of Chen's birth, the Party press published, over the course of several weeks, the proceedings of a symposium discussing Chen's contributions to CCP history, theory and practice.[68]
Although Deng died in 1997, reforms continued under his handpicked successors, Jiang Zemin and Zhu Rongji, who were ardent reformers who also abided by Chen Yun advice to keep the reforms steady and keep the state still in charge of key areas. In 1997 and 1998, large-scale privatization occurred, in which all state enterprises, except a few large monopolies, were liquidated and their assets sold to private investors. Between 2001 and 2004, the number of state-owned enterprises decreased by 48 percent.[62] During the same period, Jiang and Zhu also reduced tariffs, trade barriers, and regulations; reformed the banking system; dismantled much of the Mao-era social welfare system; forced the Chinese army (PLA) to divest itself of military-run businesses;[74] reduced inflation; and joined the World Trade Organization. These moves invoked discontent among some groups, especially laid-off workers of state enterprises that had been privatized.[75]
The domestic private sector first exceeded 50% of GDP in 2005 and has further expanded since. Also in 1999, China was able to surpass Japan as the largest economy in Asia by purchasing power parity (PPP) values.[76] However, some state monopolies still remained, such as in petroleum and banking.[77]
2005–2012
[edit]CCP general secretary Hu Jintao and premier Wen Jiabao took a more conservative approach towards reforms, and began to reverse some of Deng Xiaoping's reforms in 2005. Observers note that the government adopted more egalitarian and populist policies.[78] It increased subsidies and control over the health care sector,[79] increased funding for education, halted privatization,[17] and adopted a loose monetary policy, which led to the formation of a U.S.-style property bubble in which property prices tripled.[80] The privileged state sector was the primary recipient of government investment, which, under the new administration, promoted the rise of large "national champions" which could compete with large foreign corporations.[17] Nevertheless, the share of SOEs in the total number of companies have continued to fall, dropping to 5%, though their share of total output remained at 26%. Exchange rates for the yuan were also liberalized and the peg to the U.S. dollar was broken, leading the yuan to rise by 31% against the dollar from 2005 to 2012.[81] China's economic growth has averaged around 10% under Hu, while the economy surpassed the United Kingdom, France, Germany and Japan.[82][81]
2012–2020
[edit]Under CCP general secretary Xi Jinping and his administration, the CCP has sought numerous reforms, with the Third Plenum of the 18th Central Committee announcing that "market forces" would begin to play a "decisive" role in allocating resources.[83] Xi launched the Shanghai Free-Trade Zone in August 2013, seen as part of the reforms.[84] He has additionally voiced support for SOEs,[85][86] and under him, at least 288 firms have revised their corporate charters by 2017 to allow the CCP greater influence in corporate management, and to reflect the party line.[87] This trend also includes Hong Kong listed firms, who have traditionally downplayed their party links, but are now "redrafting bylaws to formally establish party committees that previously existed only at the group level."[88] In other dimensions, according to Ray Dalio, the Xi era has also been marked by economic opening, greater market-oriented decision-making and discontinuation of support for poorly managed state-owned enterprises.[89]
Xi has increased the power of CCP bodies in economic decision-making, decreasing the influence of the State Council and the premier.[90] His administration made it easier for banks to issue mortgages, increased foreign participation in the bond market, and increased the national currency renminbi's global role, helping it to join IMF's basket of special drawing right.[91] His administration has also pursued a debt-deleveraging campaign, seeking to slow and cut the unsustainable amount of debt China has accrued during its economic growth.[92]
Xi's administration has also reoriented the economy to increase self-reliance, and accordingly launched two campaigns; Made in China 2025 and China Standards 2035, which have sought to scale up and displace US dominance in various high-tech sectors,[89] though publicly China de-emphasized these plans due to the outbreak of a trade war with the U.S in 2018.[93] This is alongside more aggressive pursuit of trade policies, in line with an outlook that sees China move towards taking a more active role in writing the rules of trade.
Some analysts have also added that the reform era has been scaled down significantly during the leadership of Xi when the reformists lost power,[94][95][96] citing that Xi has reasserted state control over different aspects of Chinese society,[97] including the economy.[19][98][99]
2020–present
[edit]Xi has circulated a policy called "dual circulation", meaning reorienting the economy towards domestic consumption while remaining open to foreign trade and investment.[100] Since 2021, his administration has formulated the "three red lines" policy that aimed to deleverage the heavily indebted property sector.[101]
In September 2020, the CCP announced that it would strengthen United Front work in the private sector by establishing more party committees in the regional federations of industry and commerce (FIC), and by arranging a special liaison between FIC and the CCP.[102]
Since 2021, Xi has promoted the term "common prosperity", a term which he defined as an "essential requirement of socialism", described as affluence for all and said entailed reasonable adjustments to excess incomes.[103][104] Common prosperity has been used as the justification for large-scale crackdowns and regulations towards the perceived "excesses" of several sectors, most prominently tech and tutoring industries.[105]
Effects of the reforms
[edit]Economic performance
[edit]
The success of China's economic policies and the manner of their implementation resulted in immense changes in Chinese society in the last 40 years, including greatly decreased poverty while both average incomes and income inequality have increased, leading to a backlash led by the more ideologically pure New Left. Scholars have debated the reason for the success of the Chinese "dual-track" economy, and have compared it to attempts to reform socialism in the Eastern Bloc and the Soviet Union; as well as to the growth of other developing economies. Additionally, these series of reforms have led to China's status as a great power and a shift of international geopolitical interests towards China, especially in matters relating to the ambiguous political status of Taiwan. Some analysts have also added that the reform era has been scaled down significantly during the leadership of current CCP General Secretary Xi Jinping when the reformists lost power,[94][95][96] citing that Xi has reasserted state control over different aspects of Chinese society,[97] including the economy.[19][98][99]
After three decades of reform, China's economy experienced one of the world's biggest booms. Agriculture and light industry have largely been privatized, while the state still retains control over some heavy industries. Despite the dominance of state ownership in finance, telecommunications, petroleum and other important sectors of the economy, private entrepreneurs continue to expand into sectors formerly reserved for public enterprise. Prices have also been liberalized.[106]
China's economic growth since the reform has been very rapid, exceeding the East Asian Tigers. Since the beginning of Deng Xiaoping's reforms, China's GDP has risen tenfold.[107] The increase in total factor productivity (TFP) was the most important factor, with productivity accounting for 40.1% of the GDP increase, compared with a decline of 13.2% for the period 1957 to 1978—the height of Maoist policies. For the period 1978–2005, Chinese GDP per capita increased from 2.7% to 15.7% of U.S. GDP per capita, and from 53.7% to 188.5% of Indian GDP per capita. Per capita incomes grew at 6.6% a year.[108] Average wages rose sixfold between 1978 and 2005,[109] while absolute poverty declined from 41% of the population to 5% from 1978 to 2001.[110] Some scholars believed that China's economic growth has been understated, due to large sectors of the economy not being counted.[111]
Impact on world growth
[edit]China is widely seen as an engine of world and regional growth.[112] Surges in Chinese demand account for 50, 44 and 66 percent of export growth of the Hong Kong SAR of China, Japan and Taiwan respectively, and China's trade deficit with the rest of East Asia helped to revive the economies of Japan and Southeast Asia.[112] Asian leaders view China's economic growth as an "engine of growth for all Asia".[113]
Effect on inequality
[edit]
Although the economic reforms has caused significant economic growth in China, it has also caused increased inequality, resulting in backlash and an attempt at pushing back the reforms by the Chinese New Left faction. Despite rapid economic growth which has virtually eliminated poverty in urban China and reduced it greatly in rural regions and the fact that living standards for everyone in China have drastically increased in comparison to the pre-reform era, the Gini coefficient of China is estimated to be above 0.45, comparable to some Latin American countries such as Argentina and Mexico as well as the United States.[114]
Increased inequality is attributed to the gradual withdrawal of the welfare state system in China and differences between coastal and interior provinces, the latter being burdened by a larger state sector.[115] Some Western scholars have suggested that reviving the welfare state and instituting a re-distributive income tax system is needed to relieve inequality,[116] while some Chinese economists have suggested that privatizing state monopolies and distributing the proceeds to the population can reduce inequality.[117]
Reforms in specific sectors
[edit]Agriculture
[edit]
В дореформенный период показатели сельского хозяйства Китая были крайне плохими, а нехватка продовольствия была обычным явлением. [118] После введения Дэн Сяопином системы хозяйственной ответственности объем производства сельскохозяйственной продукции увеличивался на 8,2% в год по сравнению с 2,7% в дореформенный период, несмотря на уменьшение площади используемых земель. [ 118 ] Цены на продукты питания упали почти на 50%, а доходы от сельского хозяйства выросли. [ 119 ]
Чжао Цзыян писал в своих мемуарах, что в годы после введения системы домашних контрактов «высвободившаяся энергия… была волшебной, превосходящей все, что можно было себе представить. Проблема, считавшаяся неразрешимой, разрешилась сама собой всего за несколько лет… [К] 1984 году у фермеров фактически было больше зерна, чем они могли продать. Государственные зернохранилища были переполнены из-за ежегодной программы закупок». [ 120 ]
Фундаментальной трансформацией стало растущее внедрение в экономике товарных культур вместо просто выращивания риса и зерна. [ 119 ] Производство овощей и мяса увеличилось до такой степени, что каждые два года китайское сельскохозяйственное производство прибавляло столько же, сколько овощная промышленность Калифорнии. После 1984 года рост этого сектора замедлился: доля сельского хозяйства упала с 40% ВВП до 16%; однако рост производительности сельского хозяйства позволил высвободить рабочих для работы в промышленности и сфере услуг, одновременно увеличивая сельскохозяйственное производство. [ 121 ] Торговля в сельском хозяйстве также была либерализована, и Китай стал экспортером продовольствия, что резко контрастирует с его предыдущими голодом и нехваткой. [ 122 ]
Промышленность
[ редактировать ]В дореформенный период промышленность находилась в значительной степени в застое, и социалистическая система представляла мало стимулов для повышения качества и производительности. С введением системы двойных цен и большей автономией менеджеров предприятий в начале 1980-х годов производительность значительно возросла. [ 123 ] Иностранные предприятия и недавно созданные поселковые и деревенские предприятия , принадлежавшие местным органам власти и часто де-факто частные фирмы, успешно конкурировали с государственными предприятиями. К 1990-м годам крупномасштабная приватизация сократила рыночную долю как поселковых и сельских предприятий, так и государственных предприятий, а также увеличила рыночную долю частного сектора. Доля государственного сектора в промышленном производстве упала с 81% в 1980 году до 15% в 2005 году. [ 124 ] Иностранный капитал контролирует большую часть китайской промышленности и играет важную роль. [ 62 ]
Из практически промышленного захолустья в 1978 году Китай сегодня является крупнейшим в мире производителем бетона, стали, кораблей и текстиля, а также имеет крупнейший в мире автомобильный рынок . Производство стали в Китае выросло в четыре раза в период с 1980 по 2000 год, а с 2000 по 2006 год выросло со 128,5 миллиона тонн до 418,8 миллиона тонн, что составляет одну треть мирового производства. [ 125 ] Производительность труда на некоторых китайских сталелитейных предприятиях превышает производительность труда на Западе. [ 125 ] С 1975 по 1992 год производство автомобилей в Китае выросло со 139 800 до 1,1 миллиона, а в 2008 году — до 9,35 миллиона. [ 126 ] В легкой промышленности, такой как текстильная, наблюдался еще больший рост благодаря уменьшению государственного вмешательства. Экспорт текстиля из Китая увеличился с 4,6% мирового экспорта в 1980 году до 24,1% в 2005 году. За тот же период производство текстиля увеличилось в 18 раз. [ 127 ]
Этот рост производства во многом является результатом устранения барьеров для входа и усиления конкуренции; число промышленных фирм выросло с 377 300 в 1980 году до почти 8 миллионов в 1990 и 1996 годах; Экономическая перепись 2004 года, которая исключила предприятия с годовым объемом продаж ниже 5 миллионов юаней, насчитала 1,33 миллиона производственных фирм, при этом в Цзянсу и Чжэцзяне зарегистрировано больше фирм, чем в целом по стране за 1980 год. [ 128 ] По сравнению с другими всплесками промышленного роста в Восточной Азии, промышленные показатели Китая превысили показатели Японии, но остались позади экономик Южной Кореи и Тайваня. [ 129 ]
Торговля и иностранные инвестиции
[ редактировать ]![]() | Этот раздел необходимо обновить . Причина: торговая война между Китаем и США . ( октябрь 2020 г. ) |
Некоторые ученые утверждают, что Китай сохранил высокую степень открытости, что необычно для других крупных и густонаселенных стран. [ сомнительно – обсудить ] с конкуренцией со стороны иностранных товаров практически во всех секторах экономики. Иностранные инвестиции помогли значительно повысить качество, знания и стандарты, особенно в тяжелой промышленности. Опыт Китая подтверждает утверждение о том, что глобализация значительно увеличивает благосостояние бедных стран. [ 128 ] На протяжении всего периода реформ правительство снижало тарифы и другие торговые барьеры, при этом общая ставка тарифов упала с 56% до 15%. К 2001 году менее 40% импорта облагались тарифами и только 9 процентов импорта подлежали лицензированию и импортным квотам. Даже в эпоху ранних реформ протекционистскую политику часто обходили контрабандой. [ 130 ] Когда Китай вступил в ВТО, он согласился на значительно более жесткие условия, чем другие развивающиеся страны. [ 131 ] За тот же период объем торговли увеличился с менее 10% ВВП до 64% ВВП. [ 132 ] Китай считается самой открытой большой страной; к 2005 году средний установленный законом тариф Китая на промышленную продукцию составил 8,9%. Средний показатель составил 30,9% для Аргентины, 27,0% для Бразилии, 32,4% для Индии и 36,9% для Индонезии. [ 133 ]
Некоторые в Соединенных Штатах считают, что положительное сальдо торгового баланса Китая угрожает американским рабочим местам. В 2000-х годах администрация Буша проводила протекционистскую политику, такую как тарифы и квоты, чтобы ограничить импорт китайских товаров. Некоторые ученые утверждают, что растущий торговый профицит Китая является результатом перемещения промышленности из более развитых азиатских стран в Китай, а не новым явлением. [ 113 ] Торговая политика Китая, которая позволяет производителям избежать уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) за экспорт и занижение курса валюты с 2002 года, привела к чрезмерному развитию экспортного сектора и искажению экономики в целом, что может замедлить будущий рост. [ 134 ]
После прихода к власти Дэна иностранные инвестиции также были либерализованы. Особые экономические зоны (СЭЗ) были созданы в начале 1980-х годов для привлечения иностранного капитала путем освобождения их от налогов и регулирования. Этот эксперимент оказался успешным, и СЭЗ были расширены и охватили все побережье Китая. Хотя ПИИ ненадолго сократились после студенческих протестов 1989 года, к 2004 году они снова выросли до 160 миллиардов. [ 135 ]
Услуги
[ редактировать ]

В 1990-е годы финансовый сектор был либерализован. [ 136 ] После вступления Китая во Всемирную торговую организацию (ВТО) сектор услуг был значительно либерализован и были разрешены иностранные инвестиции; ограничения на розничную, оптовую торговлю и распространение прекратились. [ 137 ] Банковское дело, финансовые услуги, страхование и телекоммуникации также были открыты для иностранных инвестиций. [ 138 ]
В банковском секторе Китая доминируют четыре крупных государственных банка, которые в значительной степени неэффективны и монополистичны. [ 139 ] Крупнейший банк Китая ICBC является крупнейшим банком в мире. Финансовый сектор широко рассматривается как тормоз экономики из-за неэффективного государственного управления. [ 140 ] Неработающие кредиты, в основном выданные местным органам власти и убыточным государственным предприятиям в политических целях. [ 141 ] особенно политическая цель по поддержанию низкого уровня безработицы, являются серьезными расходами для финансовой системы и экономики, достигнув более 22% ВВП к 2000 году с падением до 6,3% к 2006 году из-за государственной рекапитализации этих банков. В 2006 году общая сумма проблемных кредитов оценивалась в 160 миллиардов долларов. [ 142 ] Наблюдатели рекомендуют приватизировать банковскую систему, чтобы решить эту проблему, и этот шаг был частично осуществлен, когда четыре банка были размещены на фондовом рынке. [ 143 ] Финансовые рынки Китая, Шанхайская фондовая биржа и Шэньчжэньская фондовая биржа , относительно неэффективны в привлечении капитала, поскольку на них приходится лишь 11% ВВП. [ 144 ]
Из-за слабости банков компании привлекают большую часть своего капитала через неформальный, нестандартный финансовый сектор, развитый в 1980-х и 1990-х годах и состоящий в основном из подпольного бизнеса и частных банков. [ 145 ] Внутреннее финансирование является наиболее важным методом, который используют успешные фирмы для финансирования своей деятельности. [ 145 ]
К 1980-м годам большое внимание уделялось роли рекламы в достижении целей модернизации, продвигаемых Дэном. На словах по-прежнему сохранялись старые маоистские идеалы эгалитаризма, но это не препятствовало росту потребительства. [ 146 ]
Государственные финансы
[ редактировать ]В дореформенную эпоху правительство финансировалось за счет прибылей государственных предприятий , как и в Советском Союзе . [ 147 ] Поскольку значение и рентабельность государственного сектора упали, доходы правительства, особенно центрального правительства в Пекине, существенно упали, и правительство полагалось на запутанную систему налогов на запасы. Государственные доходы упали с 35% ВВП до 11% ВВП в середине 1990-х годов, без учета доходов государственных предприятий, при этом бюджет центрального правительства составлял всего 3% ВВП. [ 148 ] Налоговая система была реформирована в 1994 году, когда налоги на запасы были объединены в единый НДС в размере 17% на всю производственную, ремонтную и сборочную деятельность и акцизный налог на 11 статей, при этом НДС стал основным источником дохода, составляющим половину государственного дохода. доход. Реформа 1994 года также увеличила долю доходов центрального правительства, увеличив ее до 9% ВВП. [ 149 ]
Академические исследования
[ редактировать ]Причины успеха
[ редактировать ]
Ученые предложили ряд теорий, объясняющих успешный переход Китая от плановой к социалистической рыночной экономике. Это произошло, несмотря на неблагоприятные факторы, такие как неприятное наследие социализма, значительное разрушение трудовой этики, десятилетия антирыночной пропаганды и «потерянное поколение», чье образование распалось на фоне срыва Культурной революции. [ 150 ]
Одна из примечательных теорий заключается в том, что децентрализация государственной власти позволила местным лидерам экспериментировать с различными способами приватизации государственного сектора и активизации экономики. [ 61 ] Хотя Дэн не был инициатором многих реформ, он одобрил их. Другая теория фокусируется на внутренних стимулах внутри китайского правительства, при которых чиновники, возглавляющие регионы с высоким экономическим ростом, имели больше шансов получить повышение по службе. Это сделало местные и провинциальные правительства «жаждущими инвестиций», которые боролись за снижение регулирования и барьеров для инвестиций, чтобы стимулировать как экономический рост, так и свою карьеру. Такие реформы стали возможны, потому что Дэн культивировал в правительстве сторонников рынка. [ 151 ] Герман Кан утверждал, что конфуцианская этика сыграла «подобную, но более впечатляющую роль в модернизации Восточной Азии, чем протестантская этика в Европе». [ 152 ]
В совокупности Юэнь Юэнь Анг утверждает в журнале Foreignaffs , что политические реформы происходили вместе с экономическими реформами при Дэне, за исключением того, что первые не приняли западных форм. Она пишет: «Конечно, реформы Дэн Сяопина делали упор на грубое накопление капитала , а не на целостное развитие, что привело к деградации окружающей среды, неравенству и другим социальным проблемам. и способность реагировать на нужды бизнеса — качества, которые обычно ассоциируются с демократическими государствами». Но это относится только к эпохе Дэна. Анг отмечает, что с 2012 года, когда к власти пришел Си Цзиньпин, новый лидер отменил политические реформы Дэна и ограничения власти, «точно так же, как политические свободы стали обязательными для дальнейшего экономического роста». [ 153 ]

Успех Китая также обусловлен стратегией роста, основанной на экспорте, которая успешно использовалась «четырьмя азиатскими тиграми», начиная с Японии в 1960–1970-х годах и других новых индустриальных стран . [ 154 ] В 2001 году Китай вступил во Всемирную торговую организацию (ВТО). [ 155 ] По состоянию на 2006 год более 400 компаний из списка Fortune 500 вышли на китайский рынок , в то же время значительное количество китайских компаний открыло свои рынки за пределами Китая . [ 156 ] Иностранная помощь Китаю, в том числе из Гонконга, Макао и Тайваня, также сыграла важную роль. [ 157 ] [ 158 ] [ 159 ] С начала открытия Китай получил значительный объем помощи от крупных развитых стран, таких как США, Япония, Германия, Франция и Великобритания. [ 157 ] [ 158 ] Например, в рамках своей официальной помощи развитию (ОПР) Япония предложила Китаю различные формы помощи на сумму 3,65 триллиона иен по состоянию на 2018 год. [ 157 ] [ 160 ] С другой стороны, по состоянию на 2012 год помощь со стороны США достигла в общей сложности 556 миллионов долларов США и «помогла тибетским общинам улучшить средства к существованию, способствовать устойчивому развитию и охране окружающей среды, а также сохранить культурные традиции... а также поддерживает целевые программы, укрепляющие сотрудничество в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и других пандемий и новых заболеваний, а также программы верховенства закона ». [ 157 ] [ 159 ]
В отличие от неолиберальной точки зрения, которая подчеркивает выгоды от децентрализации, усиления приватизации и глобализации, профессор Линь Чунь заключает, что исследования продемонстрировали факторы дореформенного периода, которые являются, по крайней мере, столь же убедительными факторами успеха Китая. [ 161 ] Эти факторы включают в себя сильный «человеческий капитал», накопленный за десятилетия государственных инвестиций в основные нужды, включая здравоохранение и народное образование, коллективную собственность штатов и сельских районов на землю, сохранение государственным сектором стратегических отраслей, государственное спонсорство торговли и передачу технологий, и государственные расходы. [ 161 ]
Распад советского блока и централизованно планируемой экономики в 1989 году дал Китаю новый стимул для дальнейшего реформирования своей экономики с помощью различных политик, чтобы избежать подобной участи. [ 162 ] Китай также хотел избежать российских специальных экспериментов с рыночным капитализмом при Борисе Ельцине, которые привели к росту могущественных олигархов, коррупции и потере государственных доходов, что усугубило экономическое неравенство . [ 163 ]
Культурная революция в долгосрочной перспективе способствовала экономическому росту Китая. По словам Манкура Олсона , Культурная революция атаковала тех самых администраторов и менеджеров, от которых зависела китайская экономика, и непосредственным результатом стала нестабильность и административный хаос в краткосрочной перспективе. В долгосрочном плане в результате было не так много хорошо укоренившихся групп интересов, как в Советском Союзе и Восточном блоке , поэтому, когда Дэн Сяопин и другие прагматики пришли к власти, было мало групп интересов, лоббирование которых могло подорвать рынок Дэна. ориентированные на реформы, потому что Культурная революция разрушила узко укоренившиеся интересы, ориентированные на сохранение статус-кво . [ 164 ]
Сравнение с другими развивающимися экономиками
[ редактировать ]
Переход Китая от плановой экономики к социалистической рыночной экономике часто сравнивают с экономиками Восточной Европы, которые переживают аналогичный переход. Действия Китая получили высокую оценку за то, что он сумел избежать крупных потрясений и инфляции, от которых пострадал Восточный блок . [ 165 ] В странах Восточного блока в начале реформ наблюдалось снижение ВВП от 13% до 65%, в то время как в Китае рост был очень сильным с начала реформ. [ 166 ] Китаю также удалось избежать гиперинфляции от 200 до 1000%, которую испытала Восточная Европа. [ 167 ] Этот успех объясняется постепенным и децентрализованным подходом китайского правительства, который позволил рыночным институтам развиться до такой степени, что они могли заменить государственное планирование. Это контрастирует с подходом «большого взрыва» в Восточной Европе, где государственный сектор был быстро приватизирован с выкупом работников, но сохранил большую часть прежнего неэффективного управления. [ 168 ] Другими факторами, которые, как считается, объясняют эти различия, являются более высокая урбанизация экономик стран СНГ и различия в системе социального обеспечения и других институтах. [ 169 ] Другой аргумент заключается в том, что в странах Восточной Европы политические изменения иногда делают невозможными постепенные реформы, поэтому шоки и инфляция были неизбежны. [ 170 ]
Экономический рост Китая сравнивают с другими развивающимися странами, такими как Бразилия, Мексика и Индия. Рост ВВП в Китае опережает все другие развивающиеся страны, и только Индия после 1990 года приблизилась к опыту Китая. [ 171 ] Ученые полагают, что высокие темпы инвестиций, особенно увеличение капитала, вложенного в расчете на одного работника, способствовали превосходным экономическим показателям Китая. [ 171 ] Относительно свободная экономика Китая с меньшим государственным вмешательством и регулированием рассматривается учеными как важный фактор превосходства Китая по сравнению с другими развивающимися странами . [ 172 ]
Критика и проблемы развития
[ редактировать ]

Правительство сохраняет монополии в нескольких секторах, таких как нефтяной и банковский. Недавний отказ от некоторых реформ заставил некоторых наблюдателей назвать 2008 год «третьей годовщиной окончания реформ». [ 17 ] Тем не менее, наблюдатели [ ВОЗ? ] считают, что экономика Китая может продолжать расти темпами 6–8 процентов до 2025 года, [ 173 ] хотя некоторые считают, что сокращение государственного вмешательства необходимо для устойчивого роста. [ 174 ]
Сообщалось, в том числе Национальным бюро статистики , что с годами цифры ВВП и другие экономические данные местных правительств Китая могут быть завышены или иным образом манипулироваться. [ 175 ] [ 176 ] [ 177 ] [ 178 ] [ 179 ] Чиновники центрального правительства заявили, что чиновники местных органов власти иногда фальсифицируют экономические данные для достижения целей экономического роста или для личного продвижения по службе. [ 175 ] [ 180 ]
Несмотря на сокращение бедности и увеличение благосостояния Китая, реформы Дэна подверглись критике со стороны китайских новых левых за усиление неравенства и разрешение частным предпринимателям покупать государственные активы по сниженным ценам. Эти обвинения были особенно интенсивными во время спора Лан-Гу , в котором академик «Новых левых» Ларри Сянь Пин Лан обвинил предпринимателя Гу Суджуна в узурпации государственных активов, после чего Гу был заключен в тюрьму. [ 181 ] Администрация Ху-Вэнь приняла некоторые политики новых левых, такие как прекращение приватизации и повышение важности государственного сектора в экономике, а также кейнсианскую политику , которая подверглась критике со стороны некоторых китайских экономистов, таких как Чжан Вэйин , которые защищают политику дерегулирования и снижения налогов. и приватизация. [ 117 ]
Другая критика сосредоточена на влиянии быстрой индустриализации на здоровье населения и окружающую среду. Например, Китай является CO 2 крупнейшим в мире источником выбросов . [ 182 ] Однако ученые полагают, что проблемы общественного здравоохранения вряд ли станут серьезным препятствием для роста экономики Китая в ближайшие десятилетия, а исследования показали, что качество воздуха и другие экологические меры в Китае лучше, чем в развитых странах, таких как США. Штаты и Япония, на одном уровне развития. [ 183 ] Загрязнение воздуха достигло своего пика в начале 2010-х годов и с тех пор значительно снизилось. [ 184 ] [ 185 ]
Некоторые ученые также оспаривают утверждения о том, что реформа привела к столь же резкому сокращению бедности, как сообщалось. Резкое сокращение, о котором сообщается, основано на использовании черты бедности Всемирного банка в размере 1,90 доллара в день, которая, по мнению некоторых, является неточным средством измерения бедности в дореформенном Китае , как в эпоху Мао, так и в десятилетие после ее окончания. В Китае существовала далеко идущая система государственного обеспечения , которая поддерживала низкие цены, а также система нормирования продуктов питания, которая (за исключением лет Великого китайского голода ) эффективно гарантировала подавляющему большинству населения Китая доступ к продовольствию. [ 186 ] Используя китайскую «черту бедности по основным потребностям», рассчитанную на основе наборов данных ОЭСР , доля китайцев, неспособных позволить себе «прожиточный минимум» (основные потребности), увеличилась с момента ускорения темпов реформ в конце 1980-х и 1990-х годах. [ 187 ] [ 188 ]
Экономические реформы изначально сопровождались серией политических реформ 1980-х годов, поддержанных Дэн Сяопином. Однако многие из запланированных политических реформ завершились после протестов и резни на площади Тяньаньмэнь в 1989 году . [ 189 ] Отсутствие политических реформ способствовало возникновению серьезной проблемы коррупции в Китае . [ 190 ] Кроме того, экономический рост Китая привел к возникновению пузыря на рынке недвижимости с 2005 по 2011 год и кризису сектора недвижимости с 2020 года. [ 191 ]
С конца 1970-х годов Дэн и другие высокопоставленные лидеры, включая Чэнь Юня и Ли Сяньняня, поддерживали « политику одного ребенка », чтобы справиться с кризисом перенаселения . [ 192 ] Однако данные переписи 2010 года показали, что темпы прироста населения упали до низкого уровня. [ 193 ] Из-за финансового давления и других факторов многие молодые пары все чаще предпочитают откладывать или даже отказываться от плана воспитания второго ребенка даже после того, как китайское правительство в конце 2015 года в значительной степени смягчило политику одного ребенка. [ 194 ] [ 195 ] [ 196 ] Это привело к старению китайского населения, что, по мнению экономистов, потенциально может нанести вред экономике в будущем. [ 195 ] [ 197 ] [ 198 ]
См. также
[ редактировать ]- Китайская модель / Пекинский консенсус
- Теория Дэн Сяопина
- Политика выхода
- Политические реформы Китая в 1980-е годы
- Японское экономическое чудо
- Хрущевская оттепель
- Неоавторитаризм
- Тигровая экономика
- Потерянное десятилетие
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Рэй, Алок (2002). «Китайское экономическое чудо: уроки, которые следует усвоить» . Экономический и политический еженедельник . 37 (37): 3835–3848. ISSN 0012-9976 . JSTOR 4412606 .
- ^ Перейти обратно: а б Харрисон, Вирджиния; Палумбо, Даниэле (30 сентября 2019 г.). «Годовщина Китая: как страна стала мировым «экономическим чудом» » . Новости Би-би-си . Проверено 26 декабря 2022 г.
- ^ Фэйсон, Сет (20 февраля 1997 г.). «ДЭН СЯОПИН УМЕР В 92 ЛЕТ; АРХИТЕКТОР СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ (Опубликовано в 1997 г.)» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 12 января 2021 г.
- ^ Эйзенман, Джошуа. «Анализ | Что мы действительно знаем о реформах и открытости Китая» . Вашингтон Пост . ISSN 0190-8286 . Проверено 12 января 2021 г.
- ^ Эзра Ф. Фогель , Дэн Сяопин и трансформация Китая (2011).
- ^ «О подробностях звания «Генеральный архитектор»» [Подробности об имени «Генеральный архитектор»] People's Net (на китайском языке). Архивировано из оригинала 12 июля 2020 г. Проверено 12 января 2021 г.
- ^ «Внутренняя история пропагандистского сопротивления реформам Дэна» . Южно-Китайская Морнинг Пост . 14 ноября 2018 г. Архивировано из оригинала 13 ноября 2018 г. Проверено 1 мая 2020 г.
- ^ Лин, Джастин Ифу; Цай, Фанг; Ли, Чжоу (2003). Китайское чудо: стратегия развития и экономическая реформа (пересмотренная ред.). Китайский университет Гонконга Press. ISBN 978-962-201-985-0 . JSTOR j.ctv1fj84hd .
- ^ Наяр, Балдев Радж (декабрь 2007 г.). «Глава 10. Экономическое чудо Китая». Геополитика глобализации: последствия для развития . Издательство Оксфордского университета . стр. 181–216. ISBN 9780195672022 .
- ^ Барбоза, Дэвид (15 августа 2010 г.). «Китай обогнал Японию как вторую по величине экономику» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 3 мая 2020 г.
- ^ «Китай обгоняет Японию как вторую по величине экономику мира» . Хранитель . Ассошиэйтед Пресс. 16 августа 2010 г. ISSN 0261-3077 . Проверено 3 мая 2020 г.
- ^ Бергстен, К. Фред (2022). США против Китая: поиск глобального экономического лидерства . Кембридж. п. 86. ИСБН 978-1-5095-4735-7 . OCLC 1255691875 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Ву, Вэй (04 июня 2015 г.). «Почему политические реформы Китая провалились» . Дипломат . Архивировано из оригинала 13 апреля 2023 г. Проверено 3 мая 2020 г.
- ^ Миттер, Рана; Джонсон, Элсбет (01 мая 2021 г.). «Что Запад ошибается в Китае» . Гарвардское деловое обозрение . ISSN 0017-8012 . Проверено 24 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Лонгворт, Джон Уильям; Браун, Колин Г.; Уолдрон, Скотт А. (2001). Говядина в Китае: возможности и проблемы агробизнеса . Университет Квинсленда Пресс. п. 248. ИСБН 9780702232312 .
- ^ Энгардио, Питер (21 августа 2005 г.). «Китай — это экономика частного сектора» . Блумберг Бизнесуик . Архивировано из оригинала 29 января 2014 года . Проверено 30 сентября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ножницы, Дерек (май – июнь 2009 г.). «Дэн отменен: цена остановки рыночной реформы в Китае» . Иностранные дела . 88 (3). Архивировано из оригинала 21 апреля 2015 г. Проверено 30 сентября 2014 г.
- ^ "Политика реформ и открытости в Китае" . Свои в Китае (in Russian). 12 July 2023 . Retrieved 2023-07-12 .
- ^ Перейти обратно: а б с Нотон, Барри (2007). Китайская экономика: переходы и рост . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. стр. 3–5 . ISBN 978-0262640640 . OCLC 70839809 .
- ^ Уолдер 2015 , стр. 321.
- ^ Брандт 2008 , с. 8.
- ^ Уолдер 2015 , стр. 322.
- ^ Брандт 2008 , стр. 7–8.
- ^ Перейти обратно: а б с Вебер, Изабелла (2021). Как Китай избежал шоковой терапии: дебаты о рыночной реформе . Абингдон, Оксон: Рутледж . п. 106. ИСБН 978-0-429-49012-5 . OCLC 1228187814 .
- ^ Маркиз, Кристофер ; Цяо, Кунюань (15 ноября 2022 г.). Мао и рынки: коммунистические корни китайского предпринимательства . Издательство Йельского университета . дои : 10.2307/j.ctv3006z6k . ISBN 978-0-300-26883-6 . JSTOR j.ctv3006z6k . S2CID 253067190 .
- ^ Перейти обратно: а б Хайльманн, Себастьян (2018). Красный лебедь: как неортодоксальная политика способствовала подъему Китая . Издательство Китайского университета Гонконга . ISBN 978-962-996-827-4 .
- ^ «Встречайте «умеренно благополучный» Китай» . Экономист . 21 ноября 2019 г. Архивировано из оригинала 04 июня 2020 г. Проверено 26 мая 2020 г.
- ^ «Комментарий: Стремление к среднезажиточному обществу» . Синьхуанет . 04.03.2019. Архивировано из оригинала 04 марта 2019 г. Проверено 26 мая 2020 г.
- ^ Вонг, Джон (1 марта 1998 г.). «Сяо-кан: цель социально-экономического развития Китая, поставленная Дэн Сяопином» . Журнал современного Китая . 7 (17): 141–152. дои : 10.1080/10670569808724309 . ISSN 1067-0564 .
- ^ Бакли, К. (23 марта 2015 г.). «В Ли Куан Ю Китай увидел лидера, которому можно подражать» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 24 марта 2015 года.
- ^ Перейти обратно: а б Джин, Кейю (2023). Новый учебник Китая: за пределами социализма и капитализма . Нью-Йорк: Викинг. ISBN 978-1-9848-7828-1 .
- ^ Цитируется Сьюзен Л. Ширк в «Политической логике экономической реформы в Китае» , Калифорнийский университет, Беркли и Лос-Анджелес, 1993. ISBN 0-520-07706-7
- ^ Брандт 2008 , с. 8
- ^ Перейти обратно: а б Хант, Майкл Х. (2004). Преобразованный мир: с 1945 года по настоящее время . Бостон: Бедфорд/Сент. Мартина. п. 355. ИСБН 9780312245832 . LCCN 2003101700 . OCLC 1151774819 . ОЛ 3695802М .
- ^ Брандт 2008 , с. 10
- ^ Перейти обратно: а б Брандт 2008 , с. 11
- ^ «Политика открытых дверей» . Би-би-си. Архивировано из оригинала 25 июля 2017 г. Проверено 17 мая 2019 г.
- ^ Юн-Вин Сун (16 января 1992 г.). Связь между Китаем и Гонконгом: ключ к китайской политике открытых дверей . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521382458 .
- ^ Перейти обратно: а б «Невоспетый герой открытия Китая – звезда Шэньчжэньского музея» . Южно-Китайская Морнинг Пост . 27 декабря 2018 г. Проверено 05 сентября 2020 г.
- ^ «Промышленная зона Секоу — первая в реформах и открытости» . Китайская газета . Проверено 05 сентября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Чжао, Суйшэн (2023). Дракон ревет в ответ: трансформационные лидеры и динамика китайской внешней политики . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . стр. 54–55. ISBN 978-1-5036-3415-2 . OCLC 1332788951 .
- ^ Чеонг, Дэнсон (07 декабря 2018 г.). «Шэньчжэнь – от деревни к городу возможностей» . «Стрейтс Таймс» . Проверено 05 сентября 2020 г.
- ^ «24–29 января 1984 г.: Дэн Сяопин посещает Шэньчжэнь и Чжухай – Китай – Chinadaily.com.cn» . Китайская газета . Проверено 17 июня 2020 г.
- ^ Юань, Имин (15 марта 2017 г.). Исследования особых экономических зон Китая . Спрингер. ISBN 978-981-10-3704-7 .
- ^ «Ху Яобан: символ реформ Китая – и того, как мало изменилось» . Южно-Китайская Морнинг Пост . 14 апреля 2019 г. Проверено 12 января 2021 г.
- ^ «Чжао Цзыян: забытый архитектор экономических реформ Китая | DW | 14.01.2015» . Немецкая волна . 14 января 2015 г. Архивировано из оригинала 20 августа 2015 г. Проверено 12 января 2021 г.
- ^ Хорнби, Люси (15 ноября 2018 г.). «Си против Дэна, семейная вражда из-за реформ в Китае» . Файнэншл Таймс . Архивировано из оригинала 18 ноября 2018 г. Проверено 12 января 2021 г.
- ^ «Китайский политик-реформатор Ван Ли умер в возрасте 98 лет» . АП НОВОСТИ . 16 июля 2015 года . Проверено 12 января 2021 г.
- ^ «Ху Цили призвал людей по всей стране помочь изменить Китай с помощью AM-China, Bjt» . АП НОВОСТИ . Проверено 12 января 2021 г.
- ^ Бахман, Дэвид (1986). «Различные взгляды на экономику Китая после Мао: идеи Чэнь Юня, Дэн Сяопина и Чжао Цзыяна» . Азиатский опрос . 26 (3): 292–321. дои : 10.2307/2644194 . ISSN 0004-4687 . JSTOR 2644194 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Вуданн, Шерил (11 апреля 1995 г.). «Чэнь Юнь, китайский коммунистический патриарх, который способствовал медленным реформам, умер в возрасте 89 лет (опубликовано в 1995 году)» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 12 января 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «ЧЕНЬ ЮНЬ УМИРАЕТ» . Вашингтон Пост . ISSN 0190-8286 . Проверено 12 января 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Салливан, Лоуренс Р. (1988). «Нападение на реформы: консервативная критика политической и экономической либерализации в Китае, 1985–86» . Китайский ежеквартальный журнал . 114 (114): 198–222. дои : 10.1017/S030574100002676X . ISSN 0305-7410 . JSTOR 654442 . S2CID 154870609 .
- ^ Эксуполи. «Экономика птичьих клеток». Архивировано 8 декабря 2022 г. в Wayback Machine . Exupoli.net .
- ^ Перейти обратно: а б с Коуз, Рональд; Ван, Нин (2012), Коуз, Рональд; Ван, Нин (ред.), «Птица в клетке: рыночная реформа при социализме» , Как Китай стал капиталистическим , Лондон: Palgrave Macmillan UK, стр. 68–103, doi : 10.1057/9781137019370_4 , ISBN 978-1-137-01937-0 , получено 12 января 2021 г.
- ^ Риверс, Мэтт (23 ноября 2018 г.). «Внутри китайской Кремниевой долины: от подражателей к инновациям | CNN Business» . CNN . Проверено 19 сентября 2022 г.
- ^ Подъём китайской «Силиконовой долины» — CNN Video , 19 ноября 2018 г. , получено 25 мая 2020 г.
- ^ «В китайской Силиконовой долине скрывается состояние в 30 миллиардов долларов» . Bloomberg LP, 18 октября 2021 г.
- ^ «Заголовки новостей Синьхуа: подъем китайской Силиконовой долины» . Информационное агентство Синьхуа . Архивировано из оригинала 19 декабря 2019 года . Проверено 25 мая 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Лю, Цзунъюань Зоэ (2023). Суверенные фонды: как Коммунистическая партия Китая финансирует свои глобальные амбиции . Издательство Belknap Press издательства Гарвардского университета . ISBN 9780674271913 .
- ^ Перейти обратно: а б Брандт 2008 , стр. 17–18
- ^ Перейти обратно: а б с Равски 2008 , с. 573
- ^ Ли, Дина (25 ноября 1984 г.). «Прибрежные города Китая ищут иностранных инвесторов» . Вашингтон Пост . ISSN 0190-8286 . Проверено 19 сентября 2022 г.
- ^ Ян, Дали Л. (1991). «Китай приспосабливается к мировой экономике: политическая экономия стратегии развития прибрежных районов Китая» . Тихоокеанские дела . 64 (1): 42–64. дои : 10.2307/2760362 . ISSN 0030-851X . JSTOR 2760362 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Вебер, Изабелла (2021). Как Китай избежал шоковой терапии: дебаты о рыночной реформе . Абингдон, Оксон: Рутледж . п. 220. ИСБН 978-0-429-49012-5 . OCLC 1228187814 .
- ^ Перейти обратно: а б с Вебер, Изабелла (2021). Как Китай избежал шоковой терапии: дебаты о рыночной реформе . Абингдон, Оксон: Рутледж . п. 240. ИСБН 978-0-429-49012-5 . OCLC 1228187814 .
- ^ Перейти обратно: а б Нотон 2008 , с. 105
- ^ Перейти обратно: а б с Нотон 2008 , с. 114
- ^ Уолтер, Карл Э. (сентябрь 2014 г.). «Был ли Дэн Сяопин прав? Обзор фондовых рынков Китая» . Журнал прикладных корпоративных финансов . 26 (3): 8–19. дои : 10.1111/jacf.12075 . ISSN 1078-1196 . S2CID 153763863 .
- ^ «Взлёты и падения старика на фондовом рынке Китая» . Посольство Китайской Народной Республики в Республике Кения . Архивировано из оригинала 04 июня 2020 г. Проверено 2 мая 2020 г.
- ^ Брандт 2008 , с. 22
- ^ Брандт 2008 , с. 19
- ^ Перейти обратно: а б с д Линь, Чун (2006). Трансформация китайского социализма . Дарем [Северная Каролина]: Издательство Университета Дьюка. п. 259. ИСБН 978-0-8223-3785-0 . OCLC 63178961 .
- ^ Нотон 2008 , с. 116
- ^ Брандт 2008 , стр. 128.
- ^ Шенлебер, Х. (23 сентября 2006 г.). «Частная экономика Китая растет» . 8km.de. Архивировано из оригинала 31 августа 2010 года . Проверено 28 августа 2010 г.
- ^ Чжао, Хуаньсинь (19 декабря 2006 г.). «Китай назвал ключевые отрасли для государственного контроля» . Китайская газета . Архивировано из оригинала 11 октября 2017 года.
- ^ Нотон 2008 , с. 129
- ^ «Новое здравоохранение Китая может охватить миллионы людей». Архивировано 26 августа 2013 г. в Wayback Machine , журнал Time .
- ^ Чованец, Патрик (8 июня 2009 г.). «Загадка китайской недвижимости». Архивировано 14 июня 2009 г. в Wayback Machine . Дальневосточное экономическое обозрение . Проверено 13 марта 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Орлик, Том (16 ноября 2012 г.). «Схема экономики Китая: 10 лет под властью Ху» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 7 июня 2023 г.
- ^ «Китай обгоняет Японию как вторую по величине экономику мира» . Новости Би-би-си . 14 февраля 2011 г.
- ^ Кребер, Артур Р. (17 ноября 2013 г.). «Амбициозная программа экономических реформ в Китае Си Цзиньпина» . Брукингский институт . Архивировано из оригинала 27 июля 2014 года . Проверено 21 июля 2014 г.
- ^ Денайер, Саймон (25 августа 2013 г.). «Ползкие реформы, поскольку Китай дает добро на Шанхайскую зону свободной торговли» . Вашингтон Пост . Проверено 4 января 2023 г.
- ^ Ван, Оранжевый; Ленг, Сидней (28 сентября 2018 г.). «Демонстрация поддержки государственных компаний со стороны президента Китая Си Цзиньпина «неудивительна», говорят аналитики» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Проверено 31 января 2020 г.
- ^ Уайт, Мартин К. (15 марта 2021 г.). «История экономического развития Китая и «китайская мечта» Си Цзиньпина: обзор с личными размышлениями» . Китайское социологическое обозрение . 53 (2): 115–134. дои : 10.1080/21620555.2020.1833321 . ISSN 2162-0555 . S2CID 228867589 .
- ^ «Китайские предприятия прописали роль Коммунистической партии в уставах – Nikkei Asian Review» . asia.nikkei.com . Архивировано из оригинала 18 августа 2017 г. Проверено 18 августа 2017 г.
- ^ «Комментарий: Почему китайские государственные компании привлекают внимание Коммунистической партии» . Канал НовостиАзия. Архивировано из оригинала 18 августа 2017 г. Проверено 18 августа 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Далио, Рэй. «Принципы Рэя Далио» . Принципы.com . Архивировано из оригинала 6 января 2021 г. Проверено 03 января 2021 г.
- ^ Митчелл, Том (25 июля 2016 г.). «Китай Си Цзиньпина: подъем партийной политики» . Файнэншл Таймс . Архивировано из оригинала 11 декабря 2022 года . Проверено 31 января 2020 г.
- ^ Брэдшер, Кейт (4 марта 2017 г.). «Китай и экономическая реформа: послужной список Си Цзиньпина» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 5 марта 2017 года . Проверено 31 января 2020 г.
- ^ Тран, Хунг (14 марта 2023 г.). «Кампания Китая по сокращению долга добивается прогресса, но за это приходится платить» . Атлантический совет .
- ^ Файфилд, Анна (2 ноября 2018 г.). «Поскольку Китай готовится к торговой войне, лидер Си подчеркивает «опора на свои силы» » . Вашингтон Пост . Проверено 31 января 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ювэй (04.06.2019). «Конец реформ в Китае» . Иностранные дела: Америка и мир . ISSN 0015-7120 . Архивировано из оригинала 19 августа 2019 г. Проверено 19 августа 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Тиззи, Шеннон (4 апреля 2018 г.). «Карл Минцнер о постреформенной эпохе Китая» . Дипломат . Архивировано из оригинала 19 августа 2019 г. Проверено 19 августа 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Китай: эпоха Дэн Сяопина заканчивается с началом эры Си» . Э.Дж. Инсайт . 06.09.2018. Архивировано из оригинала 19 августа 2019 г. Проверено 19 августа 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Китайское государство ужесточает контроль спустя 40 лет после реформ Дэна» . Азиатский обзор Nikkei . Архивировано из оригинала 24 августа 2019 г. Проверено 23 августа 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уэсткотт, Бен; Ли, Лили (17 декабря 2018 г.). «Китай совершил экономическое чудо — теперь идет борьба за его наследие» . CNN Международное издание . Архивировано из оригинала 2 января 2019 года . Проверено 2 января 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Отход Си Цзиньпина с рынка ставит под угрозу рост Китая» . Файнэншл Таймс . 15 января 2019 г. Архивировано из оригинала 23 августа 2019 г. Проверено 23 августа 2019 г.
- ^ Вэй, Линлин (12 августа 2020 г.). «Си Цзиньпин ускоряет внутренние экономические сдвиги» . Уолл Стрит Джорнал . ISSN 0099-9660 . Проверено 13 августа 2022 г.
- ^ Лин, Энди; Хейл, Томас; Хадсон, Хадсон (8 октября 2021 г.). «Половина ведущих застройщиков Китая пересекла «красные линии» Пекина » . Файнэншл Таймс . Архивировано из оригинала 11 декабря 2022 года . Проверено 11 августа 2022 г.
- ^ Главный аппарат ЦК КПК. «Мнения об укреплении единого фронта частного хозяйства в новую эпоху» . Сеть Синьхуа (на китайском языке). Архивировано из оригинала 19 октября 2020 года . Проверено 15 сентября 2020 г.
- ^ «Полный текст: Речь Си Цзиньпина о повышении общего процветания – Caixin Global» . Кайсин Глобал . 19 октября 2021 г. Проверено 11 августа 2022 г.
- ^ Хасс, Райан (9 сентября 2021 г.). «Оценка кампании «общего процветания» Китая» . Брукингский институт . Проверено 11 августа 2022 г.
- ^ Шен, Сэмюэл; Ранганатан, Видья (3 ноября 2021 г.). «Китайские сборщики акций меняют портфели на основе «общего процветания» Си Цзиньпина » . Рейтер . Проверено 11 августа 2022 г.
- ^ Брандт 2008 , с. 3
- ^ В Китае существует социалистическая рыночная экономика (People's Daily Online, 2005).
- ^ Хестон 2008 , с. 28
- ^ Цай 2008 , стр. 184.
- ^ Брандт 2008 , с. 2
- ^ Перкинс 2008 , с. 834
- ^ Перейти обратно: а б Бранштеттер 2008 , с. 668
- ^ Перейти обратно: а б Бранштеттер 2008 , с. 669
- ^ Бенджамин 2008 , с. 730
- ^ Бенджамин 2008 , стр. 730–731
- ^ Бенджамин 2008 , с. 774
- ^ Перейти обратно: а б Вэйинь, Чжан, «Полностью похоронить кейнсианство». Архивировано 11 мая 2011 г. в Wayback Machine (17 февраля 2009 г.).
- ^ Перейти обратно: а б Хуан 2008 , с. 478
- ^ Перейти обратно: а б Хуан 2008 , с. 480
- ^ Вебер, Изабелла (2021). Как Китай избежал шоковой терапии: дебаты о рыночной реформе . Абингдон, Оксон: Рутледж . п. 164. ИСБН 978-0-429-49012-5 . OCLC 1228187814 .
- ^ Хуан 2008 , стр. 481–482.
- ^ Хуан 2008 , с. 483
- ^ Равски 2008 , с. 572
- ^ Перкинс 2008 , с. 862
- ^ Перейти обратно: а б Равски 2008 , с. 593
- ^ «Китай готов стать крупнейшим автомобильным рынком в мире» . Новости Эн-Би-Си. 04 февраля 2009 г.
- ^ Равски 2008 , с. 588
- ^ Перейти обратно: а б Брандт 2008 , с. 13
- ^ Равски 2008 , с. 570
- ^ Бранстеттер 2008 , стр. 635–638.
- ^ Бранштеттер 2008 , с. 655
- ^ Брандт 2008 , стр. 1–3
- ^ Бранштеттер 2008 , с. 656
- ^ Бранштеттер 2008 , с. 676
- ^ Бранстеттер 2008 , стр. 640–642.
- ^ Хаггард, Стивенс и др. (2008), 339.
- ^ Бранштеттер 2008 , с. 657
- ^ Бранстеттер 2008 , стр. 658–659.
- ^ Аллен 2008 , с. 522
- ^ Перкинс 2008 , с. 866
- ^ Аллен 2008 , с. 523
- ^ Аллен 2008 , с. 528
- ^ Аллен 2008 , с. 530
- ^ Аллен 2008 , с. 514
- ^ Перейти обратно: а б Аллен 2008 , с. 556
- ^ Синь Чжао и Рассел В. Белк, «Политизация потребительской культуры: присвоение рекламой политической идеологии в условиях социального перехода в Китае», Journal of Consumer Research (2008) 35 № 2, стр. 231–244
- ^ Вонг 2008 , с. 431
- ^ Вонг 2008 , с. 440
- ^ Вонг 2008 , с. 434
- ^ Калхун, Крейг; Вассерстром, Джеффри Н. (2003), «Культурная революция и демократическое движение 1989 года: сложность исторических связей» , в книге «Право», Кам-йи (редактор), «Переосмысление китайской культурной революции: за пределами чисток и холокоста» , Пэлгрейв Макмиллан. , с. 247, ISBN 978-0-333-73835-1 , получено 20 октября 2011 г.
- ^ Брандт 2008 , стр. 18–19
- ^ Кан 1979 , стр. 455.
- ^ Анг, Юэнь Юэнь (май – июнь 2018 г.). «Автократия с китайской спецификой» . Иностранные дела .
- ^ Шарма, Шалендра Д. (зима – весна 2007 г.). «Экономическая трансформация Китая» . Глобальный диалог . 9 (1–2). Архивировано из оригинала 13 мая 2013 г. Проверено 30 сентября 2014 г.
- ^ «ВТО | Китай – Информация о членах» . www.wto.org . Проверено 20 июня 2020 г.
- ^ Чжан, Цзяньпин; Лю, Хуань (09 марта 2019 г.). «40 лет реформ и открытости: «введение» и «выход» » Архивировано Цюши (на китайском языке). из оригинала 01.02.2021 г. 03 Проверено 19 июня 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Юань, Сяобинь. «Развитые страны не проявляют мягкости в помощи Китаю» . NetEase ( на китайском языке). Архивировано из оригинала 03.01.2021 . Проверено 18.06.2020 .
- ^ Перейти обратно: а б «Нужна ли Китаю государственная помощь со стороны развитых стран?» ) Phoenix Television . Архивировано из оригинала 18 июня г. 2021 (на китайском языке
- ^ Перейти обратно: а б «Китай | ForeignAssistance.gov» . www.foreignassistance.gov . Архивировано из оригинала 20 июня 2020 г. Проверено 18 июня 2020 г.
- ^ «Япония прекращает проекты помощи Китаю в целях развития: Таро Коно» . Джапан Таймс . 23 октября 2018 г. Проверено 18 июня 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Линь, Чун (2006). Трансформация китайского социализма . Дарем [Северная Каролина]: Издательство Университета Дьюка . п. 2. ISBN 978-0-8223-3785-0 . OCLC 63178961 .
- ^ Дорн, Джеймс А. (осень 2002 г.). «Экономическое развитие и свобода: наследие Питера Бауэра» (PDF) . Катонский журнал . 22 (2). Институт Катона . Архивировано (PDF) из оригинала 6 октября 2014 г. Проверено 30 сентября 2014 г.
- ^ Ремник, Дэвид (январь – февраль 1997 г.). «Может ли Россия измениться?» . Иностранные дела . 76 (1): 35–49. дои : 10.2307/20047908 . JSTOR 20047908 . Архивировано из оригинала 14 апреля 2014 г. Проверено 30 сентября 2014 г.
- ^ Олсон, Манкур (2000). Власть и процветание: перерастание коммунистических и капиталистических диктатур . Нью-Йорк: Основные книги. ISBN 978-0465051960 .
- ^ Свейнар 2008 , с. 68
- ^ Свейнар 2008 , с. 74
- ^ Свейнар 2008 , с. 76
- ^ Свейнар 2008 , стр. 69–70
- ^ Свейнар 2008 , с. 72
- ^ Нотон 2008 , с. 96
- ^ Перейти обратно: а б Хестон 2008 , с. 37
- ^ Хестон 2008 , с. 46
- ^ Перкинс 2008 , с. 879
- ^ Перкинс 2008 , с. 865
- ^ Перейти обратно: а б «Экономическая перепись Китая выявила еще больше фейковых данных» . Южно-Китайская Морнинг Пост . 20 июня 2019 г. Проверено 20 мая 2021 г.
- ^ «Исследование предполагает, что местные китайские чиновники манипулируют ВВП» . Йельский университет . 11 февраля 2020 г. Архивировано из оригинала 03 апреля 2020 г. Проверено 20 мая 2021 г.
- ^ Уоттс, Гордон (18 октября 2019 г.). «Фальшивые цифры затуманивают экономические данные Китая» . Азия Таймс . Проверено 20 мая 2021 г.
- ^ «Темпы роста ВВП Китая были завышены в течение девяти лет, как показало исследование» . Bloomberg.com . 8 марта 2019 г. Архивировано из оригинала 8 марта 2019 г. Проверено 20 мая 2021 г.
- ^ «Почему резкое восстановление экономики Китая может не совпасть» . Хранитель . 2020-10-25 . Проверено 20 мая 2021 г.
- ^ Фам, Шерисс (18 января 2017 г.). «Китайская провинция признает, что фальсифицировала экономические данные на протяжении многих лет» . CNNMoney . Проверено 20 мая 2021 г.
- ^ Ван, Цзин (30 октября 2008 г.). Споры о Лан-Гу: дебаты, которые еще далеки от завершения [Дебаты Лан-Гу: дебаты, которые еще не закончились]. Хексун (на китайском языке). Архивировано из оригинала 23 июля 2011 года.
- ^ «Доля выбросов CO2 в каждой стране [ sic ] | Союз обеспокоенных ученых» . www.ucsusa.org . Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ Перкинс 2008 , стр. 870–871.
- ^ Джаярам, Крипа; Кей, Крис; Мерто, Дэн (14 июня 2022 г.). «Китай сократил загрязнение воздуха за 7 лет настолько, насколько это сделали США за три десятилетия» . Новости Блумберга . Проверено 7 июня 2023 г.
- ^ «Китай быстро и резко сократил загрязнение после принятия строгой политики» . ЭПИК . Проверено 7 июня 2023 г.
- ^ Дрез, Дж., и Сен, А., 1989. Голод и общественные действия, стр. 209. Оксфорд: Кларендон Пресс.
- ^ Салливан, Дилан; Моатсос, Михаил; Хикель, Джейсон (2023). «Капиталистические реформы и крайняя бедность в Китае: беспрецедентный прогресс или дефляция доходов?» . Новая политическая экономия . 29 : 1–21. дои : 10.1080/13563467.2023.2217087 . S2CID 259664228 .
- ^ Моатсос, М., 2021. Глобальная крайняя бедность: настоящее и прошлое с 1820 года. В: ОЭСР, под ред. Как прошла жизнь? Том. II: новые взгляды на благосостояние и глобальное неравенство с 1820 года. Париж: Издательство ОЭСР, 186–212.
- ^ Ван, Юхуа. «Анализ | Как площадь Тяньаньмэнь изменила Китай?» . Вашингтон Пост . ISSN 0190-8286 . Архивировано из оригинала 4 июня 2019 года . Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ Он, Цзэнке (1 июня 2000 г.). «Коррупция и борьба с коррупцией в реформируемом Китае» . Коммунистические и посткоммунистические исследования . 33 (2): 243–270. дои : 10.1016/S0967-067X(00)00006-4 . ISSN 0967-067X .
- ^ Берд, Стелла Ифань Се и Майк (17 июля 2020 г.). «Пузырь в 52 триллиона долларов: Китай борется с эпическим бумом недвижимости» . Уолл Стрит Джорнал . ISSN 0099-9660 . Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ Гринхал, Сьюзен (2005). «Ракетная наука, демографическая наука: истоки китайской политики одного ребенка» . Китайский ежеквартальный журнал . 182 (182): 253–276. дои : 10.1017/S0305741005000184 . ISSN 0305-7410 . JSTOR 20192474 . S2CID 144640139 .
- ^ Цай, Ён (1 сентября 2013 г.). «Новая демографическая реальность Китая: уроки переписи 2010 года» . Обзор народонаселения и развития . 39 (3): 371–396. дои : 10.1111/j.1728-4457.2013.00608.x . ISSN 0098-7921 . ПМК 4302763 . ПМИД 25620818 .
- ^ Чжоу, К. (3 февраля 2018 г.). «Взгляд внутрь борьбы и преимуществ поколения «маленьких императоров» Китая» . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Как демографическая бомба замедленного действия Китая угрожает его экономике» . Уортон Бизнес . Архивировано из оригинала 21 августа 2018 г. Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ Пак, Дженнифер (09 октября 2020 г.). «Затраты на воспитание детей в Китае препятствуют бэби-буму» . Рынок . Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ Майерс, Стивен Ли; Ву, Джин; Фу, Клэр (17 января 2019 г.). «Надвигающийся кризис в Китае: сокращение населения» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ «Может ли демографический кризис в Китае достичь точки невозврата?» . Южно-Китайская Морнинг Пост . 25 марта 2021 г. Проверено 5 мая 2021 г.
Общие и цитируемые источники
[ редактировать ]- Аллен, Франклин; и др. (2008), «Финансовая система Китая: прошлое, настоящее и будущее», Брандт, Лорен; Равски, Г. Томас (ред.), Великая трансформация Китая , Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета.
- Кардинал Хуан Пабло ; Араужо, Эриберто (2011), Тихое китайское завоевание (на испанском языке), Барселона: критика, ISBN 9788498922578
- Бенджамин, Дуэйн; и др. (2008), «Неравенство доходов во время экономического перехода Китая», Брандт, Лорен; Равски, Г. Томас (ред.), Великая трансформация Китая , Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Брандт, Лорен; и др. (2008), Брандт, Лорен; Равски, Дж. Томас (ред.), Великая экономическая трансформация Китая , Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Бранстеттер, Ли; и др. (2008), «Принятие Китаем глобализации», Брандт, Лорен; Равски, Дж. Томас (ред.), Великая трансформация Китая , Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Цай, Фанг; и др. (2008), «Китайский рынок труда в эпоху реформ», Брандт, Лорен; Равски, Г. Томас (ред.), Великая трансформация Китая , Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Диллон, Майкл. Дэн Сяопин: человек, который создал современный Китай (Bloomsbury Publishing, 2014).
- Хаггард, Стивенс; и др. (2008), «Политическая экономия развития частного сектора в Китае», Брандт, Лорен; Равски, Г. Томас (ред.), Великая трансформация Китая , Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Хестон, Алан; и др. (2008), «Китай и экономика развития», Брандт, Лорен; Равски, Г. Томас (ред.), Великая трансформация Китая , Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Хуан, Цзикунь; и др. (2008), «Сельское хозяйство в развитии Китая: прошлые разочарования, недавние успехи и будущие вызовы», Брандт, Лорен; Равски, Г. Томас (ред.), Великая трансформация Китая , Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Кан, Герман (24 мая 1979 г.). Мировое экономическое развитие: 1979 год и далее . Издательство Авалон. ISBN 978-0-89158-392-9 .
- Кау, Майкл Ю.М. Китай в эпоху Дэн Сяопина: десятилетие реформ (Routledge, 2016).
- Нотон, Барри; и др. (2008), «Политическая экономия экономического перехода Китая в условиях великой трансформации Китая», Брандт, Лорен; Равски, Г. Томас (ред.), Великая трансформация Китая , Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Перкинс, Дуайт; и др. (2008), «Прогнозирование роста Китая до 2025 года», Брандт, Лорен; Равски, Г. Томас (ред.), Великая трансформация Китая , Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Равски, Г. Томас; и др. (2008), «Промышленное развитие Китая», Брандт, Лорен; Равски, Г. Томас (ред.), Великая трансформация Китая , Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Свейнар, Ян; и др. (2008), «Китай в свете других стран с переходной экономикой», Брандт, Лорен; Равски, Г. Томас (ред.), Великая трансформация Китая , Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Фогель, Эзра Ф. Дэн Сяопин и трансформация Китая (Гарвардский университет, 2011).
- Уолдер, Эндрю Г. (2015). Китай при Мао . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-05815-6 .
- Вонг, П.В. Кристина; и др. (2008), «Бюджетная система Китая: работа в стадии разработки», Брандт, Лорен; Равски, Г. Томас (ред.), Великая трансформация Китая , Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Чжао, Синь; Рассел В. Белк (август 2008 г.). «Политизация потребительской культуры: присвоение рекламы политической идеологии в условиях социального перехода в Китае». Журнал потребительских исследований . 35 (2): 231–244. дои : 10.1086/588747 . ISSN 0093-5301 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гевирц, Джулиан. 2022. Никогда не поворачивай назад: Китай и запретная история 1980-х годов . Белнап Пресс.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Цитаты, связанные с китайской экономической реформой, на Wikiquote