Атеистический экзистенциализм
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2009 г. ) |
Часть серии о |
Атеизм |
---|
Атеистический экзистенциализм — разновидность экзистенциализма , сильно расходившаяся с христианскими экзистенциальными произведениями Серена Кьеркегора и развивавшаяся в контексте атеистического мировоззрения . [1] Философия Сёрена Кьеркегора и Фридриха Ницше обеспечила теоретическую основу экзистенциализма в XIX веке, хотя их разные взгляды на религию оказались существенными для развития альтернативных типов экзистенциализма. Атеистический экзистенциализм был официально признан после публикации в 1943 году книги «Бытие и ничто» Жан -Поля Сартра , а Сартр позже прямо упомянул об этом в своей книге «Экзистенциализм — это гуманизм» в 1946 году.
Мысль
[ редактировать ]Атеистический экзистенциализм — это исключение любых трансцендентальных , метафизических или религиозных убеждений из философской экзистенциалистской мысли (например, страдания или бунт в свете человеческой конечности и ограничений). Тем не менее, он имеет общие элементы с религиозным экзистенциализмом (например, философией Сёрена Кьеркегора ) и с метафизическим экзистенциализмом (например, через феноменологию и работы Хайдеггера ). Атеистический экзистенциализм противостоит страху смерти, не апеллируя к надежде каким-то образом быть спасенным Богом (т.е. к вечной жизни ) и часто не апеллируя к альтернативным формам сверхъестественного спасения, таким как реинкарнация . Для некоторых мыслителей экзистенциальное недомогание носит преимущественно теоретический характер (как в случае с Жан-Полем Сартром ), в то время как на других весьма влияет экзистенциальная тоска (например, Альбер Камю и его обсуждение абсурда и Фридрих Ницше , сформулировавший волю к власти ).
Известные сторонники
[ редактировать ]Жан-Поль Сартр
[ редактировать ]Жан-Поль Сартр был известным французским философом, который интересовался человеческой подлинностью и индивидуальностью. Его роман «Тошнота» в некотором смысле является манифестом атеистического экзистенциализма. В нем рассказывается об удрученном исследователе (Антуан Рокантен) в анонимном французском городке, где Рокантен осознает тот факт, что природа, как и любой неодушевленный предмет, безразлична к нему и его мучительному существованию. Экзистенциальная тревога, которую испытывает главный герой, позволяет ему в конечном итоге понять, что смысл существует только тогда, когда он создает его для себя. Сартр однажды сказал: «Существование предшествует сущности». Он имел в виду, что «прежде всего человек существует, появляется, появляется на сцене и только потом определяет себя. Если человек, как его понимает экзистенциалист, неопределим, то это потому, что сначала он есть ничто». Только после этого он станет чем-то и сам сделает то, чем он будет. Таким образом, нет человеческой природы, поскольку нет Бога, который мог бы ее помыслить. также только то, чем он хочет стать после этого рывка к существованию» (Жан-Поль Сартр, Экзистенциализм , пер. Бернард Фрехтман (Нью-Йорк, 1947)). Сартр написал и другие произведения в духе атеистического экзистенциализма (например, рассказы в сборнике «Стена » 1939 года ).
Альбер Камю
[ редактировать ]Альбер Камю пишет о дуализме – между счастьем и печалью, а также о жизни и смерти. В «Мифе о Сизифе» такой дуализм становится парадоксальным, поскольку люди очень ценят свое существование и в то же время осознают свою смертность . Камю считает, что человеческой природе свойственно испытывать трудности с примирением этих парадоксов; и действительно, он считал, что человечество должно принять то, что он называл Абсурдом . С другой стороны, Камю не является строго экзистенциальным атеистом, поскольку принятие Абсурда не подразумевает ни существования Бога, ни несуществования Бога (сравните агностицизм ).
Фридрих Ницше
[ редактировать ]считающийся одним из отцов-основателей экзистенциализма, Немецкий философ Фридрих Ницше, был критиком христианской теологии. [2] Утверждая, что мораль сама по себе является человеческой конструкцией в отличие от законов природы, которые по своей сути морально нейтральны, Ницше разделил мораль на два типа: мораль раба и мораль господина. [3] Именно этот первый тип, рабскую мораль, он связывает с религией, в частности с христианством. [3] В своей книге «Веселая наука » Ницше произносит свое знаменитое заявление « Бог мертв », которое относится к его вере в то, что мораль больше не может разумно диктоваться религией. [4] Именно по этой причине многие связывают философию Ницше с нигилизмом . [5] Напротив, другие утверждают, что его утверждение о том, что за пределами этой жизни ничего не существует, просто требует от нас переосмысления принципов морали, а не выбрасывания самой концепции морали в окно. Более того, они утверждают, что, хотя Ницше верил, что человечество находится на пути к нигилизму, он не отстаивал его напрямую как направление, в котором нам следует двигаться. [6]
См. также
[ редактировать ]- Абсурдизм - Теория о том, что жизнь в целом бессмысленна.
- Антитеизм - Оппозиция теизму и обычно религии.
- Христианский экзистенциализм - Экзистенциалистский подход к христианскому богословию.
- Существование предшествует сущности - центральное утверждение экзистенциализма, сформулированное Сартром.
- Экзистенциалистский анархизм
- Экзистенциальный нигилизм - теория, согласно которой жизнь не имеет внутреннего смысла.
- Еврейский экзистенциализм - еврейское богословие
- Секуляризм - позиция, согласно которой религия не должна влиять на гражданские и государственные дела.
- Смысл (экзистенциальный) – описание (а не предписание) значения жизни.
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Христианский экзистенциализм» . Изучайте религии . Проверено 14 июля 2022 г.
- ^ Уикс, Роберт, «Фридрих Ницше», Стэнфордская энциклопедия философии (зимнее издание 2014 г.), Эдвард Н. Залта (ред.).
- ^ Jump up to: а б Уайлдман, Уэсли. «Глубокий атеизм: Фридрих Ницше (1844–1900)», Бостонский университет.
- ^ Самуэль, Адриан. «Ницше и Бог (Часть 1)», Ричмондский философский журнал (выпуск весной 2007 г.).
- ^ Пратт, Алан. «Нигилизм», Интернет-энциклопедия философии.
- ^ Михелс, Стивен. «Ницше, нигилизм и добродетель природы», Догма: Revue de Philosophie et de Sciences Humaines (октябрь 2004 г.).