Jump to content

Сталинская архитектура

Главный корпус МГУ

сталинская архитектура , [1] Наиболее известная в бывшем Восточном блоке как сталинский стиль ( русский : Сталинский стиль , латинизированный : Сталинский стиль ) или социалистический классицизм , это архитектура Советского Союза под руководством Иосифа Сталина в период с 1933 года (когда Борис Иофан разработал проект был официально утвержден Дворец Советов ) и 1955 год (когда Никита Хрущев осудил «перегибы» прошлых десятилетий и распустил Советскую Архитектурную Академию). Сталинская архитектура связана со соцреализма школой искусства и архитектуры .

Особенности [ править ]

В рамках советской политики рационализации страны все города строились по генеральному плану развития . Каждый из них был разделен на районы с наделами в зависимости от географии города. Проекты будут разрабатываться для целых районов, заметно меняя архитектурный облик города. [ нужна ссылка ]

Взаимодействие государства с архитекторами оказалось одной из особенностей этого времени. Это же здание можно было объявить формалистическим кощунством, а затем в следующем году получить величайшую похвалу, как это случилось с Иваном Жолтовским и его Большой Калужской в ​​1949–50 годах. [ нужна ссылка ] . Жолтовского Аутентичные стили, такие как возрождение , Ивана Фомина петербургская неоклассическая архитектура и ар-деко адаптация Алексея Душкина и Владимира Щуко , сосуществовали с имитациями и эклектизмом , которые стали характерными для той эпохи. [ нужна ссылка ]

Сталинские высотки [ править ]

Гостиница Украина , одна из «сталинских высоток»

Высотки в Москве , или Сталинские Высотки ( Сталинские высотки ) — группа небоскрёбов спроектированных в сталинском стиле. Их англоязычное прозвище — « Семь сестер ». [ нужна ссылка ] . Официально они были построены с 1947 по 1953 год (некоторые работы продлились на годы после официальных дат завершения) в тщательно продуманном сочетании стилей русского барокко и готики и технологий, используемых при строительстве американских небоскребов.

Семь небоскребов — это гостиница «Украина» , здание на Котельнической набережной , здание на Кудринской площади , гостиница «Ленинградская» , главное здание МИД России , главное здание МГУ и здание «Красные ворота» .

Технология [ править ]

Часть желтого жилого дома с небольшим балконом
Мокрая штукатурка по каменной кладке. Ранний элитный квартал, Патриаршие пруды , Москва. Адаптация арт-деко Владимира Владимирова.

Что касается методов строительства, то большинство построек под мокрыми оштукатуренными стенами представляют собой простую кирпичную кладку . блоков Андрея Бурова среднего размера Исключением были панельные дома из бетонных (такие как здание «Кружева», 1939–41) и большие здания, такие как « Семь сестер» , что потребовало использования бетона. Каменная кладка, естественно, требовала узких окон, оставляя большую площадь стены для украшения. Огнестойкая терракотовая отделка появилась в начале 1950-х годов. [2] хотя за пределами Москвы это использовалось редко. [3] Большая часть крыши представляла собой традиционные деревянные фермы , покрытые металлическими листами.

Примерно в 1948 году строительные технологии улучшились – по крайней мере, в Москве – поскольку стали доступны более быстрые и дешевые процессы. Дома также стали безопаснее за счет устранения деревянных потолков и перегородок. Типовые дома 1948–1955 годов имели такое же качество жилья, как и сталинская классика, и агенты по недвижимости классифицируют их как таковые, но исключают из сферы сталинской архитектуры. Идеологически они принадлежат к массовому жилью, промежуточному этапу перед Никиты Хрущева, стандартизированными домами известными как хрущевки .

Область применения [ править ]

Канал имени Москвы

Сталинская архитектура не приравнивается ко всему, что было построено в сталинскую эпоху. Он основывался на трудоемкой и трудоемкой кладке и не мог быть адаптирован к потребностям массового строительства. [ нужна ссылка ] Эта неэффективность во многом положила конец сталинской архитектуре и привела к методам массового строительства, которые начались еще при жизни Сталина. [ нужна ссылка ]

Хотя Сталин отверг конструктивизм , завершение строительства конструктивистских зданий продолжалось до 1930-х годов. Промышленное строительство, одобренное Альбертом Каном и позднее курируемое Виктором Весниным , [4] находился под влиянием модернистских идей. Это не было так важно для городских планов Сталина, поэтому большинство промышленных зданий (за исключением мегапроектов, таких как канал имени Москвы ) не относятся к сталинской категории. Даже первая очередь Московского метрополитена , построенная в 1935 году, не была тщательно изучена Сталиным и поэтому имела существенное конструктивистское влияние. [5]

Таким образом, сфера сталинской архитектуры обычно ограничивается городскими общественными и жилыми зданиями хорошего и среднего качества, за исключением массового жилья, а также отдельных инфраструктурных проектов, таких как канал имени Москвы, Волго-Донской канал и последние очереди Московского метрополитена.

История [ править ]

( Предыстория 1900–1931 )

До 1917 года российская архитектурная сцена была разделена на «Русский модерн» (местная интерпретация модерна , более выраженная в Москве) и «Неоклассическое возрождение» (сильнее в Санкт-Петербурге ). [6] Неоклассическая школа дала зрелых архитекторов, таких как Алексей Щусев , Иван Жолтовский , Иван Фомин , Владимир Щуко и Александр Таманян ; ко времени революции 1917 года они стали признанными профессионалами со своими компаниями, школами и последователями. Эти люди в конечном итоге стали старейшинами архитектуры сталинизма и создали лучшие образцы того периода.

Другая школа, возникшая после революции, теперь известна как конструктивизм . Некоторые из конструктивистов (например, братья Веснины ) были молодыми специалистами, зарекомендовавшими себя до 1917 года, другие же только что завершили профессиональное образование (как Константин Мельников ) или не имели его. Они ассоциировали себя с группами современных художников, компенсируя отсутствие опыта публичного выступления. Когда началась новая экономическая политика , их гласность привела к созданию архитектурных комиссий. Опыт приобретался не быстро, и многие конструктивистские здания справедливо критиковались за нерациональные планировки , перерасход средств и низкое качество. [7] [8]

В течение короткого времени в середине 1920-х годов архитектурная профессия действовала по старинке, с частными компаниями, международными конкурсами, конкурентными торгами и спорами в профессиональных журналах. Иностранных архитекторов приветствовали, особенно ближе к концу этого периода, когда Великая депрессия сократила их рабочие места дома. Среди них были Эрнст Мэй , Альберт Кан , Ле Корбюзье , Бруно Тот и Март Стам . [9] Разница между традиционалистами и конструктивистами не была четко определена. Жолтовский и Щусев наняли модернистов в качестве младших партнеров для своих проектов. [10] и в то же время включили конструктивистские новинки в свои разработки. [11] В 1930 году при помощи компании «Альберт Кан Инк» был создан Госпроектстрой в составе Строительной комиссии Весенхи . В нем работало 3000 проектировщиков с бюджетом 417 млн ​​руб . [ нужна ссылка ]

Городское планирование развивалось отдельно. Жилищный кризис в крупных городах и индустриализация отдаленных районов потребовали массового жилищного строительства, освоения новых территорий и реконструкции старых городов. Теоретики разработали множество стратегий, которые создали политизированные дискуссии без особого практического результата; Вмешательство государства было неизбежным.

Начало (1931–1933) [ править ]

Текстильный институт (Москва), конструктивистский корпус постройки 1938 г.
Сталинизм конструктивиста Ильи Голосова : Москва, завершено в 1941 году.
Театр Красной Армии в Москве, спроектированный в форме советской красной звезды.

Личные архитектурные предпочтения Сталина и степень его собственного влияния остаются по большей части вопросом умозаключений, догадок и неофициальных свидетельств. Факты или их отражение в публичных советских документах в основном касаются конкурса Дворца Советов 1931–33 годов: [12]

  • Февраль 1931 г. - Крупнейшие советские архитекторы получают приглашение принять участие в тендере на проект Дворца Советов.
  • Июнь 1931 года — Пленум партии утверждает три мегапроекта: реконструкцию Москвы, канала имени Москвы и Московского метрополитена .
  • Июль 1931 г. - Архитекторы представляют пятнадцать проектов на первый конкурс, и объявляется второй конкурс, который будет открыт для иностранных заявок.
  • Февраль 1932 г. - Премия второго конкурса присуждается трем шашкам (Иофану, Жолтовскому, Гектору Гамильтону). Все модернистские проекты отвергаются.
  • Март 1932 г. – 12 архитекторов получают приглашение на третий конкурс.
  • Апрель 1932 г. – Партия объявляет вне закона все независимые художественные объединения. Виктору Веснину поручено возглавить официальный Союз советских архитекторов.
  • Июль 1932 г. – пять архитекторов получают приглашение на четвертый конкурс.
  • Август 1932 года — Сталин (тогда в Сочи ) пишет докладную записку Ворошилову , Молотову и Кагановичу . В меморандуме излагается его мнение о конкурсных работах, отбирается проект Иофана и предлагаются конкретные изменения к нему. Этот меморандум, впервые опубликованный в 2001 году, является основой для большинства предположений относительно личного влияния Сталина.
  • Февраль 1933 г. - Четвертое соревнование закрывается, победитель не объявлен.
  • Май 1933 г. – Общественное одобрение проекта Иофана.
  • Сентябрь 1933 г. - Все московские архитекторы распределены по двадцати мастерским Моссовета , большинством из которых руководят архитекторы-традиционалисты (Щусев, Жолтовский и др.).

В число архитекторов, приглашенных руководить этими мастерскими, входили традиционалисты Иван Жолтовский, Алексей Щусев, Иван Фомин, Борис Иофан, Владимир Щуко, а также практикующие конструктивисты: Илья Голосов , Пантелеймон Голосов , Николай Колли , Константин Мельников , Виктор Веснин , Моисей Гинзбург и Николай Ладовский . Это положило начало важной тенденции, которая продолжалась до 1955 года. Сталин выбрал Иофана для одного проекта, но оставил у себя всех конкурирующих архитекторов.

Довоенная сталинская архитектура 1933–1941 ) (

( 1933–1935 ) Ранний сталинизм

Статуя рабочего перед коричневым жилым домом
Socialist realism statue in front of Ilya Golosov's building

Первые годы сталинской архитектуры характеризуются отдельными зданиями или, в лучшем случае, моноблочными застройками. Восстановить огромные пространства Москвы оказалось гораздо сложнее, чем снести исторические районы. Три самых важных московских здания того времени расположены на одной площади, все они построены между 1931 и 1935 годами, однако каждый проект развивался независимо, без особого внимания к общему ансамблю (см. кадры из довоенных фильмов 1936, 1938, 1939 годов ). Каждая задала свой вектор развития на ближайшие два десятилетия.

  • Дом на Моховой улице Жолтовского, итальянская архитектурная фантазия эпохи Возрождения, является прямым предшественником послевоенной внешней роскоши (стиля сталинского «ампира»). Однако его размер соответствует близлежащим зданиям 19 века.
  • Гостиница «Москва» Алексея Щусева. Такая линия застройки была необычной для Москвы (башня на вершине Зала Чайковского так и не была достроена), но подобные величественные здания были построены в Баку и Киеве . Тонкие римские арки балконов «Москвы» были распространены по всей стране в 1930-е годы. После войны они сохранились в южных городах, но исчезли из Москвы.
  • Наконец, здание СТО Аркадия Лангмана (позже Госплан , ныне Госдума ): скромное, но не мрачное строение с ярко выраженной вертикальной детализацией. Этот стиль, умная адаптация американского ар-деко , требовал дорогой отделки из камня и металла, поэтому имел ограниченное влияние – Дом Советов в Ленинграде , законченный в 1941 году, и Тверская улица в Москве.

Отдельный тип развития, известный как «ранний сталинизм» или постконструктивизм . [13] развивался с 1932 по 1938 год. Его можно проследить как до упрощенного ар-деко (через Щуко и Иофана), так и до коренного конструктивизма, медленно превращающегося в неоклассицизм (Илья Голосов, Владимир Владимиров). Эти здания сохраняют простые прямоугольные формы и большие стеклянные поверхности конструктивизма, но с богато украшенными балконами , портиками и колоннами (обычно прямоугольными и очень легкими). К 1938 году он вышел из употребления.

план Москвы (1935 Генеральный г. )

В июле 1935 года государство оценило результаты и наконец издало постановление о Генеральном плане Москвы. В План, среди прочего, вошли сталинские градостроительные идеи:

  • Новое развитие должно идти целыми ансамблями , а не отдельными зданиями.
  • Размер городского квартала должен увеличиться с нынешних 1,5–2 га (4–5 акров) до 9–15 га (22–37 акров).
  • Плотность новой застройки должна быть ограничена до 400 человек на 1 га (160 человек на акр).
  • Здания должны быть высотой не менее 6 этажей; 7-10-14 этажей на первоклассной улице.
  • Набережные — это первоклассные улицы, предназначенные только для первоклассного жилья и офисов. [14]

Эти правила фактически запрещали дешевое массовое строительство в старом городе и на «первоклассных» улицах, а также жилищное строительство на одну семью. Недорогое строительство продолжалось в отдаленных районах, но большая часть средств была направлена ​​на новые дорогостоящие «ансамблевые» проекты, в которых фасады и величие ценились больше, чем потребности перенаселенных городов.

Генеральный план Москвы также предусматривал сохранение старых центров города в качестве административных районов и одновременное строительство промышленности на окраинах города с зелеными насаждениями и жилыми домами между ними. [15] : 68 

Канал имени Москвы (1932–1938) [ править ]

Канал соединяет Москву-реку с главной транспортной артерией европейской части России рекой Волгой . Он расположен в самой Москве и в Московской области . Канал соединяется с Москвой-рекой в ​​191 км от ее устья в Тушино (район на северо-западе Москвы) и с рекой Волгой в городе Дубне , чуть выше плотины Иваньковского водохранилища . Длина канала составляет 128 км.

Он был построен с 1932 по 1937 год ГУЛАГа . узниками [16] в ранне-серединную сталинскую эпоху.

проспекты ( 1938–1941 ) Московские

Карта Москвы с изображением « Семи сестер» и кольцевых дорог города.

В конце 1930-х годов строительная отрасль имела достаточно опыта для строительства крупных многоквартирных городских перестроек, хотя все они находились в Москве. Тремя наиболее важными московскими проектами стали:

  • Улица Горького ( Тверская ), где Аркадий Мордвинов апробировал так называемый «поточный метод» одновременного управления стройками разной стадии готовности. С 1937 по 1939 год Мордвинов завершил перестройку центрального участка улицы Горького до Бульварного кольца (за некоторыми исключениями, такими как штаб-квартира Моссовета ).
  • Дорогомилово (включая часть нынешнего Кутузовского проспекта ). В отличие от однообразных, плотных рядов домов на улице Горького, Дорогомиловская дорога была застроена совсем разными зданиями, с большими промежутками между ними. Это была экспериментальная площадка для Бурова, Розенфельда и других молодых архитекторов. Эти здания не были так тщательно спроектированы, как на Тверской, а деревянные потолки и перегородки, а также наружная штукатурка с мокрой штукатуркой в ​​конечном итоге привели к увеличению затрат на техническое обслуживание. Однако именно здесь получил широкое развитие канон «сталинской империи».
  • Большая Калужская (ныне Ленинский проспект), аналогичная застройка стандартных многоквартирных домов к востоку от Парка Горького.

Всесоюзная сельскохозяйственная выставка ( г. 1939 )

Современный павильон «Космос» — один из оригиналов 1939 года, реконструированный в 1950-х годах. Форма ракеты заменила фигуру Сталина (примерно такого же размера). [17]

В 1936 году ежегодная сельскохозяйственная выставка была перенесена на пустое поле к северу от Москвы. К 1 августа 1939 года на площади 136 гектаров (340 акров) было построено более 250 павильонов. статуя Веры Мухиной « Рабочий и колхозница» 1937 года , установленная на павильоне СССР на Международной выставке искусств и техники в современной жизни (1937) У входных ворот была перестроена (Парижская выставка 1937 года). Павильоны созданы в национальных стилях советских республик и областей; прогулка по выставке воссоздала экскурсию по огромной стране. Центральный павильон Владимира Щуко был немного основан на неудачном проекте Дворца Советов 1932 года Жолтовского. [18] В отличие от «национальных» построек он не сохранился (центральные ворота и основные павильоны были перестроены в начале 1950-х годов).

Сохранившиеся павильоны 1939 года являются последним и единственным примером монументальной сталинской пропаганды в ее первоначальном оформлении. Такие пропагандистские объекты не были рассчитаны на длительный срок (как, например, «Ангар военных трофеев» Щусева в парке Горького); некоторые были снесены во время десталинизации 1956 года.

Послевоенный (1944–1950) [ править ]

Сталинские дома на Кутузовском проспекте в Москве.

Послевоенная архитектура, иногда воспринимаемая как единый стиль, была разбита как минимум на четыре вектора развития:

Жилое строительство в послевоенных городах было разделено по рангам жильцов. Не было предпринято никаких усилий, чтобы скрыть роскошь; Иофана иногда они были очевидны, иногда намеренно преувеличены (в отличие от неказистого Дома на набережной ). Загородные резиденции сталинских чиновников находились на высшем уровне; так же был Дом Львов 1945 года Ивана Жолтовского (Дом Львов был спроектирован Николаем Гайгаровым и М. М. Дзиско из Жолтовской мастерской. Жолтовский руководил и продвигал проект), роскошную резиденцию в центре города для маршалов Красной Армии . Апартаменты «Маршалы» 1947 года Льва Руднева , расположенные в том же квартале, имеют менее экстравагантный внешний вид. Для каждого ранга сталинской иерархии был свой тип здания. [19]

Здания высокого класса можно легко идентифицировать по характерным деталям, таким как расстояние между окнами, пентхаусы и эркеры . Иногда относительный ранг и род занятий арендаторов обозначаются орнаментами, иногда мемориальными досками. Обратите внимание, что это все московские особенности. В небольших городах социальная элита обычно состояла всего из одного или двух классов; В Петербурге всегда был запас дореволюционного элитного пространства.

Волго-Донской канал 1948–1952 ( )

Строительство нынешнего Волго-Донского канала Сергея Жука по проекту института «Гидропроект» началось еще до Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, которая прервала этот процесс. В 1948–1952 годах строительство было завершено. Навигация началась 1 июня 1952 года. Канал и его сооружения строились преимущественно за счет заключенных, содержавшихся в нескольких специально организованных исправительно-трудовых лагерях . В 1952 число осужденных, занятых на строительстве, превысило 100 тысяч.

метро ( 1938–1958 ) Подземное

Первая очередь Московского метрополитена (1931–1935) начиналась как обычное городское предприятие. Про его строительство велось много пропаганды, но само метро как пропаганду не воспринималось. «В отличие от других проектов, московский метрополитен никогда не назывался сталинским метрополитеном ». [20] Старые архитекторы [21] избежал комиссий метро. Отношение изменилось, когда в 1935 году начались работы по второму этапу. На этот раз метро стало политическим заявлением и получило гораздо лучшее финансирование. [22] The second stage produced such different examples of Stalinist style as Mayakovskaya (1938), Elektrozavodskaya and Partizanskaya (1944). [23]

На завершение первой послевоенной линии метро (участок Кольцевой линии длиной 6,4 км ) потребовалось шесть лет. Эти станции были посвящены «Победе». Никакого больше Коминтерна (станция метро «Коминтерн» была переименована в «Калининскую» в декабре 1946 года), никакой мировой революции , а утверждение победоносного националистического сталинизма. Станция «Октябрьская» Леонида Полякова была построена как храм в стиле классицизма, с блестящим бело-голубым алтарем за железными воротами – полный отход от довоенного атеизма. Чтобы увидеть этот алтарь, всаднику нужно было проехать длинный ряд гипсовых знамен, бронзовых подсвечников и различных военных изображений. В Парке Культуры были представлены настоящие готические люстры – еще одно отличие. Метрострой имел собственные мраморные и столярные заводы, изготовив для этого короткого участка 150 массивных цельноблочных мраморных колонн. Второй участок Кольцевой линии был данью «Богатырскому труду» (за исключением «Комсомольской» Щусева , построенной как пересказ речи Сталина от 7 ноября 1941 года). [24]

Широкий коридор с круглым потолком станции метро ВДНХ.
ВДНХ , открытая в 1958 году, лишена «излишеств». Зеленая масляная краска заменила мозаику Фаворского.

4 апреля 1953 года общественность узнает, что участок 1935 года от Александровского сада , затем Калининской , до Киевской закрыт навсегда и заменен совершенно новой, глубокой линией. Официального объяснения этого дорогостоящего изменения не существует; все предположения касаются функции бомбоубежища. Одна из станций — «Арбатская» (2) Леонида Полякова — стала самой длинной станцией системы — 250 метров вместо стандартных 160 — и, пожалуй, самой экстравагантной. «В какой-то степени это московское петровское барокко, но, несмотря на цитаты из исторического наследия, эта станция гиперболична, неземна и нереальна». [25]

Сталинский канон был официально осужден, когда еще два участка — до Лужников и ВДНХ строились . Эти станции, построенные в 1957 и 1958 годах, по большей части были лишены излишеств , но архитектурно они все еще принадлежат сталинской линии. Дата 1 мая 1958 года, когда открылась последняя из этих станций, знаменует собой конец всего позднего сталинского строительства.

сестер ( Семь 1947–1955 )

Идея Сталина 1946 года о строительстве множества небоскребов в Москве привела к принятию в январе 1947 года указа, положившего начало шестилетней рекламной кампании. К моменту официальной закладки фундамента, сентябрю 1947 года, было определено восемь строительных площадок (« Восьмая сестра » в «Зарядье » будет отменена). Восемь проектных групп под руководством нового поколения главных архитекторов (от 37 до 62 лет) подготовили множество эскизов; не было ни открытого конкурса, ни оценочной комиссии, что является показателем личного руководства Сталина.

В апреле 1949 года все крупные архитекторы были удостоены Сталинских премий за предварительные проекты; исправления и поправки следовали до самой поздней стадии завершения. Все здания имели перепроектированные стальные каркасы с бетонными потолками и каменным заполнением на фундаменте из бетонных плит (что иногда требовало хитроумной технологии удержания воды).

Проекты небоскребов требовали новых материалов (особенно керамики) и технологий; решение этих проблем способствовало дальнейшему развитию жилья и инфраструктуры. Однако за это пришлось замедлить регулярное строительство в то время, когда страна лежала в руинах. О том, как этот проект отразился на реальных городских нуждах, можно судить по следующим цифрам:

  • В 1947, 1948, 1949 годах в Москве было построено 100 000, 270 000 и 405 000 квадратных метров жилья.
  • Проект небоскрёбов превысил 500 000 квадратных метров (при большей стоимости за метр) [26]

Подобные небоскребы были построены в Варшаве , Бухаресте и Риге ; башня в Киеве была завершена без венца и шпиля.

Взлет высотных зданий, о котором стало известно с 1947 года, был воссоздан многочисленными меньшими зданиями по всей стране. Башни высотой от восьми до двенадцати этажей составляли 4–5-этажные ансамбли послевоенных райцентров. Центральный павильон ВВЦ , вновь открытый в 1954 году, имеет высоту 90 метров, имеет соборный главный зал высотой 35 метров, шириной 25 метров со сталинской скульптурой и фресками. [27]

в Минске ( Проспект Независимости 1944–1959 )

Проспект Независимости в Минске.

Городской архитектурный ансамбль проспекта Независимости в Минске является примером комплексного подхода в организации среды города путем гармоничного сочетания его архитектурных памятников, планировочной структуры, ландшафта и природных или рукотворных мест растительности. Ансамбль был построен в течение пятнадцати лет после Второй мировой войны. Его длина составляла 2900 метров, хотя сейчас он простирается до окраины города на общую длину почти 16 км (что делает его одним из самых длинных в Европе). Ширина дороги с учетом тротуаров варьируется от 42 до 48 метров.

Работы над генеральным планом бывшей улицы Советской начались в 1944 году, вскоре после освобождения Минска от немецко-фашистских войск. К проекту привлекались ведущие архитекторы Москвы и Минска. В 1947 году по итогам конкурса для реализации был выбран проект, разработанный под руководством академика архитектуры М. Парусникова.

Хорошим примером является проектный план ансамбля проспекта Независимости. В планировке были учтены основные особенности градостроительного ансамбля – длина фасадов зданий, их силуэты, основные подразделения и общий архитектурный рисунок. Комплексный план здания был основан на сочетании новаторских идей с классической архитектурой. В архитектурный ансамбль вошли сохранившиеся довоенные постройки и парковые зоны.

Интерьер сталинского дворца культуры в Нижнем Тагиле.

В настоящее время здания, образующие ансамбль проспекта Независимости, внесены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь . Сам архитектурный ансамбль с его зданиями и сооружениями, планировкой и ландшафтом охраняется государством и внесен в Перечень как комплекс историко-культурных ценностей. В 1968 году была учреждена Национальная премия в области архитектуры, которую завоевал коллектив архитекторов, представляющих архитектурные школы Москвы и Минска (М.Парусников, Г.Баданов, И.Барш, С.Ботковский, А.Войнов, В.Король). , С.Мусинскому, Г.Сысоеву, Н.Трахтенбергу, Н.Шпигельману) за проектирование и строительство ансамбля проспекта Независимости. [28]

Самые известные сталинские архитектурные ансамбли Минска также находятся на улице Ленина, Камсамольской, Коммунистической улице, Привакзальной площади и других.

Киева ( Восстановление 1944–1955 )

Один из 22 отвергнутых проектов Киева реконструкции

Центр Киева был разрушен во время Второй мировой войны, когда Красная Армия покинула город и применила дистанционные взрывные устройства для взрыва бомб, лишив его немецких войск. После освобождения Киева улицы и площади города были очищены от руин. Символично (в ознаменование операции «Барбаросса » — немецкого вторжения в СССР) 22 июня 1944 года горсовет организовал конкурс для архитекторов из Киева, а также других городов республики и Союза на разработку нового проекта полной реконструкции города. центральный город.

Сталинская премия 1949 года [ править ]

Zemlyanoy Val 46–48, MGB Apartments by Yevgeny Rybitsky, 1949

Сталинская премия за 1949 год, объявленная в марте 1950 года, продемонстрировала четкое и существующее разделение сталинской архитектуры: экстравагантные, дорогие здания все еще восхваляются, но также и попытки сделать сталинский стиль доступным. Премия 1949 года вручалась исключительно за построенные многоквартирные дома, что является признаком приоритета. Это также демонстрирует классовое расслоение подходящих арендаторов того времени. Три московских здания получили награды:

  • Земляной Вал, 46–48 Евгения Рыбицкого превосходит по внешней роскоши даже по меркам 1949 года. Помимо эркеров, он имеет сложные обелиски на крыше, портики и сложные карнизы. Еще больше скрыто внутри. Он был построен для крупных сотрудников МГБ , с 200-метровыми квартирами и охраняемым двухуровневым двором. В состав рабочей силы входили немецкие военнопленные ; в электропроводке, сантехнике и отделке использованы реквизированные немецкие материалы. [29] В 1949 году его хвалили, в 1952 году критиковали, [30] а в 1955 году Хрущев осудил его за «особо крупные эксцессы». [31]
  • Садово-Триумфальная, 4 Розенфельда и Суриса по качеству почти не хуже. Стены, прорезанные глубокими эркерами и горизонтальными карнизами, отделаны гранитом и терракотой. Общий имидж настолько тяжёлый, что он демонстрирует роскошь так же эффектно, как и работы Рыбицкого. Приятная особенность дизайна — вторая лестница для прислуги .
  • Большая Калужская, 7 по Жолтовскому — одна из первых признанных попыток снизить себестоимость единицы жилья, сохранив сталинские стандарты качества и технологии кладки. Двухкомнатные квартиры небольшие по сталинским меркам, но в них много места для хранения вещей и продуманная планировка, которая не способствовала преобразованию одноквартирных квартир в многоквартирные коммуналки . Внешне это плоская плита со скромными украшениями по флорентийскому канону Жолтовского; ни статуй, ни обелисков, ни эркеров.

снизить затраты ( Попытки 1948–1955 )

Переход от сталинской архитектуры к стандартному сборному железобетону обычно связывают с правлением Хрущева и, в частности, с декретом ноября 1955 г. « О ликвидации излишеств...» (ноябрь 1955 г.). [31] Действительно, Хрущев участвовал в кампании по сокращению расходов, но она началась в 1948 году, еще при жизни Сталина. Переход к массовому строительству очевиден в экономичных сталинских зданиях, таких как Большая Калужская, 7 Жолтовского. Основанные на каменной кладке, они давали лишь незначительную выгоду; должны были появиться новые технологии. В 1948–1955 годах различные архитектурные бюро провели огромное технико-экономическое обоснование , разрабатывая и тестируя новые технологии. [32]

Каркасно-панельный эксперимент 1948–1952 ( )

Большое серое многоэтажное здание, перед которым припаркованы деревья и автомобили.
Блок Лагутенко -Посохина, Москва, 1948–1952. Выглядит как каменная кладка, но на самом деле представляет собой сборный железобетонный каркас с обшивкой из бетонных панелей.

В 1947 году инженер Виталий Лагутенко был назначен руководителем опытного Промышленно-строительного бюро с целью изучения и разработки малозатратной технологии, подходящей для быстрого массового строительства. Лагутенко сделал акцент на больших сборных бетонных панелях. Он присоединился к архитекторам Михаилу Посохину. [33] и Ашота Мндоянца, и в 1948 году эта бригада построила свой первый бетонный каркасно-панельный дом возле нынешней станции метро «Полежаевская» . Рядом следовали четыре одинаковых здания; подобные здания были построены в 1949–1952 годах по всей стране. [34] Это все еще был эксперимент, не подкрепленный промышленными мощностями или ускоренными графиками реализации проекта. Посохин также разработал различные псевдосталинские конфигурации тех же строительных блоков с декоративными излишествами ; они не были реализованы. Бетонные каркасы стали обычным явлением для промышленного строительства, но оказались слишком дорогими для массового жилищного строительства.

г.: Московская Январь 1951 . конференция

Достоверно неизвестно, кто из партийных лидеров лично инициировал кампанию по сокращению расходов. Необходимость была насущной. Известно лишь, что в январе 1951 года Хрущев – тогдашний партийный руководитель города Москвы – провел профессиональную конференцию по проблемам строительства. [35] Конференция приняла решение о переходе на заводские крупногабаритные бетонные детали, строительстве новых заводов по производству сборного бетона и других материалов, замене технологии мокрой кладки быстрой сборкой сборных элементов. Отрасли еще предстояло решить – использовать большие, многоэтажные панели или поменьше, а может, и двухэтажные, как попробовал Лагутенко в Кузьминках ? [36] Была задана базовая технология, продолжались технико-экономические обоснования. Год спустя эта линия действий – создание заводов сборных железобетонных изделий – была принята законом XIX съездом партии, на котором присутствовал Сталин. Крупные общественные здания и элитное жилье пока не пострадали.

Peschanaya Square (1951–1955) [ edit ]

Проект Розенфельда «Улица Песчаная», Москва, 1951–1955; каменная кладка с наружными деталями из сборного бетона

Другой тип эксперимента касался улучшения управления проектом, перехода от масштаба проекта с одним зданием к многоблочному. Это апробировано на примере застройки Песчаной площади (территория к северу от квартала Посохина-Лагутенко 1948 года). Использование «метода потока» [37] Благодаря перемещению бригад через последовательность зданий на разных стадиях завершения и умеренному применению сборного бетона на традиционной каменной кладке строителям удалось построить типичные 7-этажные здания за пять-шесть месяцев. [38] Вместо мокрой штукатурки (которая вызвала задержку как минимум на два месяца) эти здания отделаны открытой кирпичной кладкой снаружи и гипсокартоном внутри; с точки зрения качества жизни это настоящие сталинские здания.

Конец сталинской архитектуры (ноябрь 1955 ) г.

Когда был жив Сталин, империя роскоши и массовое строительство сосуществовали; Поддержка Лагутенко не означала кончину Рыбицкого. Ситуация изменилась в ноябре 1954 года, когда критики открыто раскритиковали «перегибы» и желание построить 10–14-этажные дома по собственной воле Сталина; По словам Хмельницкого, [39] Должно быть, это начал лично Хрущев. В течение следующего года кампания разрасталась, готовя общественность к концу сталинизма.

В декрете « О ликвидации перегибов…» (4 ноября 1955 г.) приводятся некоторые данные о стоимости сталинских перегибов, оцениваемой в 30–33% общих затрат. Конечно, эти примеры подбирались тщательно, но они разумны. Особую критику получили Алексей Душкин и Евгений Рыбицкий за тройной перерасход средств и роскошные планировки; Рыбицкого и Полякова лишили Сталинских премий. После этого последовало конкретное указание разработать типовые проекты и создать на месте бывшей Академии Институт типовых зданий. [31]

Сталинская архитектура продолжалась еще пять лет – работа над старыми зданиями больше не была главным приоритетом. Некоторые из них были переработаны; некоторые, структурно завершенные, лишились «излишеств». Последнее сталинское здание, гостиница «Украина» в Киеве, было построено в 1961 году.

сорта Региональные

Ереванский железнодорожный вокзал

Национальные республики СССР имели право развивать свои собственные сталинистские стили с большей или меньшей свободой. Когда местных сил оказалось недостаточно, были вызваны русские архитекторы (Щусев спроектировал театр в восточном стиле в Ташкенте и др.). Александр Таманян, назначенный главным архитектором Еревана , во многом ответственен за армянскую разновидность сталинской архитектуры. Ярким примером является Ереванский железнодорожный вокзал , строительство которого было завершено в 1956 году.

Сталинистская архитектура примерно с 1948 по 1956 год использовалась послевоенными «народными демократиями» Восточного блока, обычно после победы над внутренней модернистской оппозицией. Иногда это проявляло определенное местное влияние, хотя часто рассматривалось как советский импорт.

Польша [ править ]

Дворец культуры и науки в Варшаве , прозванный «подарком советского народа», возможно, самый противоречивый символ сталинской архитектуры.
Plac Konstytucji - часть МДМ в Варшаве.
Нова Гута в Кракове

Льва Руднева Дворец культуры и науки , который называли «подарком советского народа», был, пожалуй, самым спорным из образцов сталинской архитектуры. Эта огромная высокая башня, которая до сих пор является четвертым по величине зданием в Европейском Союзе, доминировала над городом. Однако более ранним примером неоклассицизма был большой бульвар МДМ, который развивался параллельно с точной реконструкцией старого центра города. МДМ представлял собой типичную сталинскую «Магистраль» с большой шириной улицы, по слухам, часто предназначавшейся для движения танков. Планируемый город Нова Гута за пределами Кракова также был спроектирован в сталинском стиле в конце 1940-х годов.

Восточная Германия [ править ]

Берлин, Франкфуртер-Тор

После советской победы в Берлине были построены различные грандиозные военные мемориалы, в том числе один в Тиргартене и еще один, более крупный, в Трептове . Первым крупным сталинским зданием в Германии было советское посольство в Унтер-ден-Линден . Первоначально над этим высмеивали модернисты, такие как Герман Хенсельманн , и примерно до 1948 года городское планирование Восточного Берлина (под руководством Ганса Шаруна ) было модернистским, как и в квартирах-галереях, которые составляют первую часть запланированной Сталинской аллеи . Однако правительство осудило эти эксперименты и приняло русский стиль, а остальная часть Сталинской аллеи была спроектирована Хензельманом и бывшими модернистами, такими как Рихард Паулик, в стиле, который неуважительно окрестили Zuckerbäckerstil («стиль свадебного торта»).

Из-за своей репутации города в стиле барокко сталинская архитектура Дрездена была смешана с элементами дрезденского барокко. [40] Точно так же сталинские здания в портовом городе Росток содержат элементы кирпичной готики как символа местной идентичности. [41]

Подобные памятники были спроектированы и в других городах, таких как Лейпциг , Магдебург и новый город Сталинштадт (основан в 1950 году, переименован в Айзенхюттенштадт в 1960 году, во время десталинизации ). [42]

Румыния, Болгария, Албания, Чехия, Словакия, Венгрия и Латвия

Гранд Отель Интернешнл Прага в Чехии
Латвийская академия наук в Риге, Латвия

Сталинские высотки, подобные « Семи сестрам», были построены также в Бухаресте в Румынии ( Дом свободной прессы ), Праге в Чехии ( Гранд-отель International Prague ) и в Риге в Латвии ( Латвийская академия наук ).

Среди других зданий, построенных в сталинском стиле, также был комплекс Ларго в Софии в Болгарии. В Словакии таких примеров было меньше. Примером в Албании является бывшая киностудия «Новая Албания» в Тиране. В Венгрии в 1950-х годах сталинский стиль был принят для строительства нового города Шталинварош и многих других жилищных, государственных и инфраструктурных проектов.

Как и в СССР, модернизм вернулся в большую часть Восточной Европы после середины 1950-х годов, хотя в наиболее жестких режимах из этого правила были исключения: огромный Дворец Парламента в Бухаресте представляет собой очень поздний пример неоклассицизма , начавшийся еще в 1984 г. и завершено в 1997 г., вскоре после падения режима Николае Чаушеску в 1989 г.

Другие регионы [ править ]

В Восточной Азии некоторые примеры можно найти в Северной Корее и Китае, например, Пекинский выставочный центр , Шанхайский выставочный центр , первоначально построенный как Дворец китайско-советской дружбы, и ресторан «Москва» в Пекине . Примеры также можно найти в Улан-Баторе , Монголия. Сталинские стили использовались для оформления советских посольств за пределами Восточного блока, особенно посольства (1952 г.) в Хельсинки , Финляндия. Здание, спроектированное архитектором Е.С. Гребенщиковым, имеет определенное сходство с Букингемским дворцом в Лондоне; Говорят, что это связано с симпатией тогдашнего советского министра иностранных дел Вячеслава Молотова к официальной резиденции британского монарха. [ нужна ссылка ]

и Наследие возрождение

Белый дом России

Некоторые здания эпохи Брежнева , в частности « Белый дом России », можно отнести к наследию Сталина. [ нужна ссылка ] в то время как неосталинистский режим Румынии Чаушеску создал обширный поздний образец этого стиля в своем Дворце Парламента , строительство которого было начато в 1984 году. или как отдельные разработки. Некоторые находятся под влиянием чистого неоклассицизма или ар-деко; за некоторыми исключениями, их архитектурное качество и роль в городском развитии оспариваются. Примеры наименее спорного вида:

  • Триумфальный дворец в Москве — одно из самых выдающихся зданий, силуэт которого идентичен сталинским постройкам.
  • «Римский двор» (Римский двор, 2005) Михаила Филиппова; вероятно, лучше классифицировать как неоклассический, но связанный с ранними сталинскими зданиями. [43]
  • Башня ГАЛС (Cistema ГАЛС, 2001) команды архитекторов «Цеха 14» заполняет пробел между среднеэтажными зданиями на Тверской . Он не предназначен для доминирования района, он просто отмечает угол квартала. Несмотря на неоднозначные отсылки к модерну и ар-деко , он хорошо сочетается с обстановкой на Тверской улице. [44]
  • Преображенская застава (Преображенская Застава, 2003) представляет собой целый квартал (308 квартир и торговых магазинов), спроектированный в начале 1930-х годов в стиле, схожем с обработками ар-деко Иофана и Владимирова. Необычный экземпляр, который на самом деле выглядит как старинный предмет, а не как современная копия.

в Наследие Китае

Городское планирование Китая находилось под сильным влиянием Советского Союза в период первой пятилетки (1953–1957). [15] : 68  В начале 1950-х годов планы города также следовали принципам социалистического городского планирования, закрепленным в Генеральном плане Москвы 1935 года. [15] : 68 

См. также [ править ]

Сноски [ править ]

  1. ^ сталинский ампир stalinskiy ampir – Stalin's Empire style or сталинский неоренессанс stalinskiy neorenessans – Stalin's Neo-renaissance
  2. ^ «Небоскреб», Fortune , июль – август 1930 г.
  3. ^ Кучинский керамический завод был построен специально для проекта небоскреба 1947 года; Русский: Московские небоскребы. Архивировано 4 августа 2020 г. в Wayback Machine.
  4. Виктор Веснин, который помимо своих званий руководителя Союза советских архитекторов и Академии архитекторов, был еще и главным архитектором Наркомата тяжелой промышленности (с 1934 г.). Он был формальным куратором всех промышленных проектов, которыми Сталин не сильно интересовался, хотя личное влияние Веснина на отдельные проекты должным образом не изучено.
  5. ^ Russian: "Московскому метро 70 лет", World Architecture Magazine, no. 14, 2005, стр. 30–52 ( Moscow Metro, 70 Years , pp.30–52) WAM Archived 2010-02-18 at the Wayback Machine
  6. ^ Х
  7. ^ Школы. 1954 год (см. ссылку ниже) представляет собой пример новой школы 1928 года в Филях , в которой соотношение классных комнат к общей площади составляло всего 30%. Объем на одного студента приближается к 40 кубическим метрам, тогда как национальный стандарт 1935 года устанавливает его на уровне 16,5 кубических метров на одного студента. Это излишество само по себе неплохо, однако оно произошло за счет того, что еще одну школу не построили.
  8. ^ Russian: Школы. Архитектура и строительство школьных зданий, Госстройиздат, М., 1954, стр.12 ( Schools, 1954 , p.12)
  9. ^ Русский: Краткое исследование иностранных архитекторов в России, автор Дмитрий Хмельницкий www.archi.ru. Архивировано 6 апреля 2007 г. в Wayback Machine.
  10. Жолтовский нанял Мельникова своим младшим партнёром для масштабного жилищного проекта завода АМО (1923). Жолтовский и Щусев руководили Всероссийской сельскохозяйственной выставкой 1923 года, распределяя работы по строительству павильонов среди младших архитекторов всех стилей.
  11. ^ Жолтовский - Московская электростанция (МОГЭС-1, 1927 г.); Щусев – канцелярия Наркомзема, 1928–1933 гг.
  12. Этот раздел основан на книге Дмитрия Хмельницкого «Сталин и архитектура» (рус. www.archi.ru ).
  13. ^ Russian: Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда. — М.: 1996.
  14. ^ Russian: Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 10 июля 1935 г. N 1435 "О генеральном плане реконструкции города Москвы" text Archived 2007-09-27 at the Wayback Machine
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хоу, Ли (2021). Строительство нефти: Дацин и формирование китайского социалистического государства . Серия монографий Гарвардского института Йенчин . Кембридж, Массачусетс: Азиатский центр Гарвардского университета . ISBN  978-0-674-26022-1 .
  16. ^ Рудер, Синтия А. (2018). «Как ГУЛАГ строил канал имени Москвы». Строительство сталинизма: канал имени Москвы и создание советского пространства . ИБТаурис. стр. 59–111. дои : 10.5040/9781350985612 . ISBN  978-1-78673-356-6 .
  17. ^ см . довоенный фильм, все еще заархивированный 26 сентября 2007 г. в Wayback Machine .
  18. Эта и другие фотографии с комментариями на русском языке доступны на сайте www.bcxb.ru. Архивировано 18 ноября 2006 г. в Wayback Machine.
  19. ^ Недавнее исследование стратификации элитного жилья, проведенное Татьяной Корепановой на русском языке, частично доступно на сайте www.glazychev.ru. Архивировано 6 марта 2007 г. на Wayback Machine.
  20. Московский метрополитен, 70 лет , стр.30.
  21. В частности, Жолтовский отказался работать в метро и никогда не подавал заявления, хотя консультировал многих младших архитекторов метрополитена – Московский метрополитен, 70 лет с. 30
  22. ^ Киевская (1938) была первой, кто применил мозаичные каменные полы. Позже ее переоборудовали на старых станциях, например, на «Кропоткинской» (1935 г.), построенной с простым асфальтовым полом.
  23. ^ Этот раздел основан на российском издании журнала World Architecture Magazine «70 лет Московскому метрополитену», 2005 г. Все названия станций актуальны, если не указано иное.
  24. ^ Московский метрополитен, 70 лет , стр.93-101.
  25. Московский метрополитен, 70 лет , стр.103.
  26. ^ Russian: Горин, С.С., "Вершины сталинской архитектуры в Москве", "Строительный мир", N4/2001 ( Gorin, S.S. , Stalin's architectural summits), www.stroi.ru Archived 2007-09-27 at the Wayback Machine
  27. ^ Русские: История и изображения Центрального зала 1954 года www.bcxb.ru. Архивировано 21 июня 2006 г. в Wayback Machine.
  28. ^ «Архитектурный ансамбль проспекта Франциска Скорины в Минске (1940-1950-е годы) – Центр всемирного наследия ЮНЕСКО» . Whc.unesco.org. 30 января 2004 г. Проверено 11 июня 2011 г.
  29. ^ Русский: «Репрессированный дом»; возможно, неподтвержденные факты, но очень убедительные www.moskva.kotoroy.net. Архивировано 3 января 2007 г. в Wayback Machine.
  30. ^ Russian: Цапенко, М.П., "О реалистических основах советской архитектуры", М, Госархстройиздат, 1952, стр.240–257 ( Tsapenko , 1952, p.240-254)
  31. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Russian: Постановление ЦК КПСС и СМ СССР "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве", 04.11.1955. Give a better English version if you would...
  32. ^ Немецкие военнопленные использовались в послевоенном сталинском строительстве; Немецкий дом остается знаком отличного качества, как и дом МГБ Рыбицкого на Земляном валу. Степень немецкого влияния и потери строительного процесса, вызванные репатриацией военнопленных рабов, еще не изучены. Но это было одним из факторов, приведших к политике сокращения затрат 1948–1951 годов.
  33. Посохин (старший) был главным архитектором Москвы в 1961–1980 годах. Его сын Михаил Посохин (младший) с 1982 года управляет крупнейшей московской компанией "Моспоект-2".
  34. ^ Цапенко , стр.217, называет Магнитогорск, Свердловск, Киев "и другие города".
  35. ^ Russian: Научно-техническое совещание по жилищно-гражданскому строительству, строительным материалам и проектно-изыскательским работам, М, январь 1951 (Conference on residential and civil construction, construction materials, and design, Moscow, January 1951)
  36. ^ Russian: "Комбинат, который открыл эпоху", Московская перспектива, N21, 29.05.2001. Lagutenko experimented with so-called rolled concrete panels , which indeed were two storeys high. Experiment failed.
  37. ^ «Поточный метод» (проточный метод), опробованный перед Великой Отечественной войной Аркадием Мордвиновым (реконструкция улицы Горького). Однако масштаб проекта Мордвинова был ограничен, поскольку он был намного меньше, чем требовалось для массового жилья.
  38. ^ Цапенко , стр.219
  39. ^ Dmitry Khmelnitsky (Дмитрий Хмельницкий) (2005-03-27). " "Конец стиля. К пятидесятилетию гибели сталинской архитектуры", XIII-MMV" [The end of a style. To the fiftieth anniversary of the perishment of Stalinist architecture] (in Russian). Project Classica.
  40. ^ «Маленькие сестры Москвы: сталинские города в ГДР» . ШПИГЕЛЬ (на немецком языке). 31 августа 2018 г. Проверено 1 августа 2020 г.
  41. ^ «Образ дома и нации. Лангештрассе в Ростоке (1953-1958)» . Сохранение государственного памятника земли Мекленбург-Передняя Померания (на немецком языке) . Проверено 1 августа 2020 г.
  42. ^ Энгманн, Бирк: Здание для вечности: монументальная архитектура двадцатого века и городское развитие в Лейпциге в пятидесятые годы. Издательство Сакс. Беуча. 2006. ISBN   3-934544-81-9 немецкий
  43. Больше фотографий, Roman Building Project Classica. Архивировано 9 марта 2007 г. в Wayback Machine.
  44. ^ Больше фотографий, GALS Tower Project Classica. Архивировано 14 ноября 2022 г. в Wayback Machine.

Дальнейшее чтение [ править ]

Англоязычные книги:

  • Архитектура сталинской эпохи , Алексей Тарханов (соавтор), Сергей Кавтарадзе (соавтор), Михаил Аникст (дизайнер), 1992 г., ISBN   978-0-8478-1473-2
  • Архитектура в эпоху Сталина: культура вторая , Владимир Паперный (автор), Джон Хилл (переводчик), Роанн Баррис (переводчик), 2002 г., ISBN   978-0-521-45119-2
  • «Комплекс зданий: как богатые и влиятельные формируют мир» , Деян Суджич, 2004 г., ISBN   978-1-59420-068-7

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b4cbc157cd52818bd3d2a56eb7c50abd__1719182040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b4/bd/b4cbc157cd52818bd3d2a56eb7c50abd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Stalinist architecture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)