Внутри тебя, без тебя
«Внутри тебя без тебя» | |
---|---|
Песня Битлз | |
из альбома сержант. Группа клуба одиноких сердец Пеппера | |
Выпущенный | 26 мая 1967 г. [ 1 ] |
Записано | 15 и 22 марта, 3 апреля 1967 г. |
Студия | ЭМИ , Лондон |
Жанр | Индийская классика , психоделия , рага-рок [ 2 ] |
Длина | 5 : 05 |
Этикетка | Парлофон |
Автор(ы) песен | Джордж Харрисон |
Продюсер(ы) | Джордж Мартин |
Аудио образец | |
«Внутри тебя без тебя» |
« Within You Without You » — песня английской рок-группы The Beatles из их альбома Sgt. Группа клуба одиноких сердец Пеппера . Написанная ведущим гитаристом Джорджем Харрисоном , это была его вторая композиция в индийском классическом стиле после " Love You To ", вдохновленная его пребыванием в Индии в конце 1966 года со своим наставником и игры на ситаре учителем Рави Шанкаром . Записанный в Лондоне без участия других «Битлз», он включает в себя индийские инструменты, такие как ситар, тамбура , дилруба и табла , и был исполнен Харрисоном и членами Азиатского музыкального кружка . Запись ознаменовала собой значительный отход от предыдущих работ Битлз; в музыкальном плане он напоминает индийскую религиозную традицию, а откровенно духовное качество текстов отражает увлеченность Харрисона индуистской философией и учениями Вед .
Эта песня была единственной композицией Харрисона на Sgt. Пеппер , хотя его поддержка индийской культуры была дополнительно отражена в включении йогов, таких как Парамаханса Йогананда, в толпу, изображенную на обложке альбома. Благодаря всемирному успеху альбома, "Within You Without You" представил индийскую классическую музыку новой аудитории на Западе и способствовал пику международной популярности этого жанра. Это также повлияло на философское направление многих сверстников Харрисона в эпоху утопического идеализма, отмеченную Летом любви . Песня традиционно получила неоднозначную реакцию музыкальных критиков, некоторые из которых считают ее тусклой и претенциозной, в то время как другие восхищаются ее музыкальной аутентичностью и считают ее послание наиболее значимым на Sgt. Перец . В своей статье для Rolling Stone Дэвид Фрике описал трек как «одновременно красивый и суровый, магнетическая проповедь о материализме и общественной ответственности в середине пластинки, посвященной нежной анархии Technicolor». [ 3 ]
Для альбома ремиксов группы «Битлз» 2006 года «Love » песня была смешана с написанной Джоном Ленноном песней « Tomorrow Never Knows этого проекта », в результате чего некоторые рецензенты считают самую успешную смесь . Sonic Youth , Райнер Птачек , Oasis , Патти Смит , Cheap Trick и The Flaming Lips входят в число артистов, сделавших кавер на "Within You Without You".
Предыстория и вдохновение
[ редактировать ]Джордж Харрисон начал писать «Внутри тебя без тебя» в начале 1967 года. [ 4 ] находясь в доме музыканта и художника Клауса Вурманна , [ 5 ] в северном пригороде Лондона Хэмпстед . [ 6 ] Непосредственное вдохновение Харрисона для создания песни пришло из разговора, которым они поделились за ужином, о метафизическом пространстве, которое мешает людям осознать естественные силы, объединяющие мир. [ 7 ] [ 8 ] После этого обсуждения Харрисон разработал мелодию песни на фисгармонии и придумал вступительную строчку: «Мы говорили о пространстве между нами всеми». [ 9 ]
Эта песня стала второй композицией Харрисона, на которую явно повлияла индийская классическая музыка , после « Love You To », в которой использовались такие индийские инструменты, как ситар , табла и тамбура . [ 11 ] [ 12 ] С момента записи последнего трека для группы Beatles « Revolver» в апреле 1966 года Харрисон продолжал выходить за рамки своей роли ведущего гитариста группы, все больше погружаясь в изучение игры на ситаре, частично под руководством мастера-ситариста Рави Шанкара . [ 13 ] [ 14 ] Харрисон сказал, что мелодия «Внутри тебя без тебя» возникла благодаря его регулярному исполнению музыкальных упражнений, известных как саргам , в которых используются те же гаммы , что и в индийских рагах . [ 15 ]
«Внутри тебя без тебя» - первая из многих песен Харрисона, включены индуистские духовные концепции. в тексты которой [ 16 ] [ 17 ] Включив в «Love You To» элементы восточной философии, [ 18 ] Харрисон увлекся древними индуистскими учениями. [ 19 ] [ 20 ] после того, как он и его жена Патти Бойд посетили Шанкар в Индии в сентябре – октябре 1966 года. [ 21 ] [ 22 ] Намереваясь освоить игру на ситаре, Харрисон сначала присоединился к другим ученикам Шанкара в Бомбее . [ 23 ] [ 24 ] пока о его приезде не узнали местные фанаты и пресса. [ 25 ] [ номер 1 ] Харрисон, Бойд, Шанкар и партнерша последнего, Камала Чакраварти , затем переехали в плавучий дом на озере Дал. [ 30 ] в Шринагаре , Кашмир. [ 27 ] [ 31 ] Там Харрисон получил личное обучение у Шанкара, одновременно изучая религиозные тексты, такие как Парамахансы Йогананды «Автобиография йога» и « Свами Вивекананды » Раджа-йога . [ 32 ] [ 33 ] [ номер 2 ] Этот период совпал с его знакомством с медитацией. [ 9 ] и во время их визита во Вриндаван он стал свидетелем совместного пения . впервые [ 37 ]
Харрисон и Бойд вернулись в Англию 22 октября. [ 38 ] и продолжали придерживаться индуистского образа жизни йоги, медитации и вегетарианства в своем доме в Эшере . [ 39 ] [ 40 ] [ кол. 3 ] Образование, полученное Харрисоном в Индии, особенно в отношении иллюзорной природы материального мира, перекликалось с его опытом употребления галлюциногенного наркотика ЛСД (широко известного как «кислота»). [ 43 ] и включил его текст в "Внутри тебя без тебя". [ 44 ] Рассмотрев возможность ухода из The Beatles после завершения их третьего турне по США 29 августа 1966 года, [ 45 ] вместо этого он приобрел философский взгляд на последствия международной известности группы. [ 46 ] [ номер 4 ] Позже он объяснил «Внутри тебя без тебя» тем, что «попал под чары страны». [ 48 ] после знакомства с «чистой сущностью Индии» под руководством Шанкара. [ 49 ]
Состав
[ редактировать ]Музыка
[ редактировать ]«Внутри тебя без тебя» — это песня, которую я написал на основе музыкального произведения Рави [Шанкара], которое он записал для Всеиндийского радио. Это было очень длинное произведение – минут тридцать или сорок… Я написал его мини-версию, используя звуки, похожие на те, которые я обнаружил в его произведении. [ 48 ]
- Джордж Харрисон обсуждает композицию в 2000 году.
Песня следует нотам Хамадж Таат , индийского эквивалента миксолидийского лада . [ 15 ] Написанный и исполненный в тонике C (но впоследствии ускоренный до C ♯ «коренной пятой» компьютерной графики на официальной записи), он представляет собой то, что музыковед Доминик Педлер называет «экзотической» мелодией поверх постоянного гудения , что не является ни основным, ни тем более ни второстепенный в режиме. [ 50 ] Основано на статье, которую Шанкар написал для Всеиндийского радио . [ 51 ] структура композиции соответствует хиндустани. музыкальной традиции [ 15 ] и демонстрирует достижения Харрисона в индийском классическом жанре со времен "Love You To". [ 52 ]
После краткого алапа , который служит для представления основных музыкальных тем песни, "Within You Without You" состоит из трех отдельных частей: двух куплетов и припева; расширенный инструментальный отрывок; и последний куплет и припев. [ 53 ] Алап состоит из гудения тамбуры, поверх которого на дильрубе выделяется основная мелодия . [ 51 ] струнный инструмент, на котором играют на смычке, которому Бойд начал учиться в Индии. [ 54 ] [ 55 ] На протяжении всей вокальной части песни – гат , в традиционных индийских терминах – ритм представляет собой 16-битный тинтал в мадхья-лайе (среднем темпе). Вокальную линию повсюду поддерживает дилруба, напоминающая саранги, перекликающуюся с мелодией пьесы кьял . [ 51 ] Первые три слова каждого куплета («Мы говорили») имеют тритоновый интервал (от E до B ♭ ), что, по мнению Педлера, усиливает духовный диссонанс, который Харрисон выражает в своих текстах. [ 56 ]
Во время инструментального пассажа ритм таблы переключается на 10-битный цикл джаптала . Завязывается музыкальный диалог. 5
4 раза, сначала между дилрубой и ситаром, затем между струнной частью Western и ситаром. [ 57 ] Взаимодействие между этими инструментами следует традиции индийской классической музыки, основанной на вызове и ответе. [ 58 ] известный как ответ-савал. [ 59 ] Отрывок завершается мелодичным унисоном, когда инструменты вместе образуют ритмическую каденцию , или тихай , чтобы закрыть средний сегмент. После этого гул снова становится заметным, поскольку ритм возвращается к 16-битному тинталу в финальном куплете и припеве. В готовой записи тональное и духовное напряжение снимается за счет приглушенного смеха . [ 57 ]
В своей книге «Индийская музыка и Запад » Джерри Фаррелл пишет о «Внутри тебя без тебя»: «Общий эффект состоит в том, что несколько разрозненных направлений индийской музыки сплетаются вместе, чтобы создать новую форму. Это квинтэссенция слияния поп-музыки и индийской музыки. музыка." [ 60 ] Питер Лавеццоли, автор книги «Рассвет индийской музыки на Западе », описывает эту песню как «обзор индийских классических и полуклассических стилей», в котором «разнообразные элементы… умело переплетаются в интересный гибрид. Ближайшее сравнение, которое можно было бы провести, — это форма индуистской религиозной песни, известная как бхаджан ». [ 51 ]
Тексты песен
[ редактировать ]По словам писателя Службы новостей религии Стива Раби, «Внутри тебя без тебя» «контрастирует западный индивидуализм с восточным монизмом ». [ 61 ] Тексты песен передают основные положения философии Веданты , особенно в отношении Харрисона к концепции майи (иллюзорной природы существования). [ 62 ] в строках «И люди, которые прячутся за стеной иллюзий / Никогда не видят правды». [ 51 ] Автор Джошуа Грин перефразирует послание всей песни так: «Стена иллюзий отделяет нас друг от друга... которая только делает нашу любовь друг к другу холодной. Мир наступит, когда мы научимся видеть сквозь иллюзию различий и прийти к знай, что мы одно..." [ 63 ] Решение, которого придерживается Харрисон, состоит в том, чтобы люди могли смотреть за пределы себя и каждый искал перемен внутри себя. [ 64 ] в дополнение к утверждению Вивекананды в «Раджа-йоге» о том, что «Каждая душа потенциально божественна. Цель состоит в том, чтобы проявить эту божественность…» [ 65 ] По словам этномузыковеда Дэвида Река, помимо упоминания майи, тексты песен передают индийские философские концепции, такие как адвайт (единственная реальность), сатья (восприятие истины) и, в строке «С нашей любовью мы могли бы спасти мир». , всеобщая любовь. [ 66 ]
Временами в песне Харрисон дистанцируется от тех, кто живет в неведении об этих очевидных истинах, говоря: «Если бы они только знали» и спрашивая слушателя: «Вы один из них?» [ 67 ] В последнем стихе [ 68 ] он цитирует Евангелия от Матфея и Марка , оплакивая тех, кто «обретает мир и теряет душу». [ 69 ] Автор Ян Макдональд защищает «обвинительный палец», стоящий за такими заявлениями, говоря, что в рамках идеологии зарождающейся контркультуры 1960-х годов «это символ того, что тогда считалось происходящей революцией: внутренней революцией против материализма». [ 70 ]
Трансцендентальная тема текстов Харрисона соответствует философии Лета любви 1967 года , а именно поиску универсальности и существованию без эго. [ 71 ] Автор Ян Инглис считает строчку «С нашей любовью мы могли бы спасти мир» «убедительным отражением» идеала «Лета любви», предвосхищая утопическое послание композиции Харрисона « Это все слишком много » и Джоном Ленноном написанного ». Все, что тебе нужно - это любовь ". [ 72 ] [ кол. 5 ] Инглис добавляет, говоря о припеве: «Лирике придается большая глубина благодаря двойному значению слов «без» – «в отсутствии» и «снаружи» – каждое из которых прекрасно соответствует настроениям песни». [ 74 ]
Производство
[ редактировать ]Запись
[ редактировать ]Харрисон записал «Внутри тебя без тебя» для Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band — альбом, основанный на представлении Пола Маккартни о вымышленной группе, которая станет альтер-эго Битлз после их решения прекратить гастроли. [ 75 ] [ 76 ] Харрисона мало интересовала концепция Маккартни; [ 77 ] Позже он признался, что после его возвращения из Индии «моё сердце все еще было там», и снова работать с «Битлз» «было похоже на движение назад». [ 78 ] Песню он представил после того, как было решено исключить его композицию « Only a Northern Song », которую «Битлз» записали в феврале 1967 года. [ 79 ] В отличие от его известности как автора песен на Revolver , "Within You Without You" была единственной композицией Харрисона на Sgt. Перец . [ 51 ] [ 71 ]
Джордж сделал отличный индийский фильм. Однажды вечером мы пришли, и там играло около 400 индийских парней... как говорится, это был отличный вечер свинга. [ 48 ]
– Джон Леннон вспоминает запись «Внутри тебя без тебя», 1967 год.
В записи использованы музыкальные произведения только Харрисона, помощника Битлз Нила Аспиналла и группы индийских музыкантов из Лондона. [ 6 ] [ 70 ] Как и в случае со своими индийскими аккомпаниаторами на "Love You To", Харрисон нашел этих участников через Азиатский музыкальный кружок в северном Лондоне. [ 80 ] Харрисон пропустил запись Beatles, чтобы посетить один из лондонских концертов Шанкара, отсутствие которого послужило частью его подготовки к записи "Within You Without You". [ 7 ]
Макдональд описывает эту песню как «Стилистически… самое далекое отклонение от основного звучания Beatles в их дискографии». [ 81 ] [ номер 6 ] Основной трек был записан 15 марта 1967 года в EMI студии Abbey Road 2 в Лондоне. [ 4 ] Участники сидели на ковре в студии, стены которой были украшены индийскими гобеленами. [ 57 ] с приглушенным светом и горящими благовониями. [ 82 ] Харрисон и Аспиналл играли на тамбуре, а индийские музыканты играли на табле, дилрубе и тамбуре. [ 4 ] [ номер 7 ] Музыковед Майкл Ханнан отмечает, что по сравнению со стандартной индийской практикой использование трех тамбур дает «более плотный, чем обычно, пульсирующий дживари » (или «жужжащий звук»), подчеркивая естественно богатые гармоники инструмента. [ 85 ]
На сессии также присутствовал Леннон, [ 48 ] художник Питер Блейк , [ 86 ] и Джон Бархэм , английский классический пианист и ученик Шанкара, который разделял желание Харрисона продвигать индийскую музыку среди западной аудитории. [ 87 ] По воспоминаниям Бархэма, Харрисон «продумал всю структуру песни в своей голове» и спел мелодию, которой, как он хотел, следовал исполнитель на дилрубе. [ 88 ] Двойные ручные барабаны таблы были записаны микрофонами инженером звукозаписи Джеффом Эмериком . [ 57 ] чтобы передать то, что он позже назвал «текстурой и прекрасными низкими резонансами» инструмента. [ 4 ]
Наложение и сведение
[ редактировать ]Первая из двух сессий наложения на "Within You Without You" состоялась в Abbey Road 22 марта. [ 89 ] [ 90 ] В тот же день были добавлены еще две партии дилрубы, после чего сокращение было выполнено , чтобы обеспечить возможность дальнейших наложений на четырехдорожечную запись. [ 91 ] Завершенный трек также включает в себя индийскую цитру или арфу, известную как свармандал . [ 51 ] В исполнении Харрисона [ 92 ] роймандал обеспечивает расцветки глиссандо , которые представляют таблу во время алапа песни [ 15 ] [ 58 ] и сигнализируйте о возвращении к 16-битному тинталу перед финальным куплетом. [ 93 ] [ номер 8 ]
Затем продюсер Джордж Мартин аранжировал струнную оркестровку для восьми скрипок и трех виолончелей. [ 70 ] на основе инструкций Харрисона. [ 99 ] Пара усердно работала над аранжировкой. [ 71 ] гарантируя, что партитура Мартина имитирует скольжение и изгибы дилрубас. [ 15 ] [ номер 9 ] Оркестровые партии в исполнении участников Лондонского симфонического оркестра . [ 101 ] были добавлены 3 апреля. [ 51 ] Во время той же сессии Харрисон записал свой вокал и партию ситара, соло которой, по описанию музыкального критика Дэвида Фрике , «поет и качается с ясностью и фразировкой его лучших рокабилли ». гитарных произведений, вдохновленных [ 102 ] [ кол. 10 ] Харрисон также периодически дублировал междометия на акустической гитаре. [ 99 ]
4 апреля, готовя финальные миксы песни в стерео и моно, [ 99 ] Харрисон добавил смех толпы, взятый из кассеты со звуковыми эффектами в библиотеке Abbey Road. [ 3 ] Мартин и Эмерик оба были против этого дополнения, но уступили место Харрисону. [ 104 ] который позже сказал, что смех принес «некоторое облегчение», добавив: «Вы все равно должны были слышать публику, когда они слушают шоу сержанта Пеппера». [ 105 ] Завершенная запись была улучшена в миксах за счет широкого применения автоматического двойного трекинга . [ 81 ] Прежде чем Харрисон записал свой вокал накануне, трек был отредактирован, а затем ускорен, так что его продолжительность сократилась с 5:25 до 5:05. [ 106 ] При этом тональность песни была повышена на полтона , до C ♯ . [ 107 ]
Выпускать
[ редактировать ]Дискурс Харрисона о майе [в песне «Внутри тебя без тебя»] закладывает основу для утопических настроений Битлз, которые в конечном итоге способствуют возникновению Лета любви: «С нашей любовью мы могли бы спасти мир», - поет Харрисон. [ 108 ]
– Кеннет Вомак , 2014 г.
сержант Группа Pepper's Lonely Hearts Club Band была выпущена 26 мая 1967 года. [ 109 ] с песней "Within You Without You" в качестве вступительного трека на второй стороне пластинки . [ 110 ] [ 111 ] Грин отмечает, что для многих слушателей в то время эта песня стала «первым значимым контактом с медитативным звуком». [ 112 ] В своей книге 1977 года «Битлз навсегда » Николас Шаффнер сравнил «Внутри тебя без тебя» с Гессе » Германа «Сиддхартхой – влиятельным романом в контркультуре «Лета любви» – с точки зрения отражения в песне «идеализации индивидуальности» Гессе и «Видение загадочного Востока». [ 113 ] Стремясь отделить послание песни от опыта ЛСД в то время, когда популярность и влияние этого наркотика росли, Харрисон сказал в интервью: «Это не имеет ничего общего с таблетками… Это просто ваше осознание в голове». [ 71 ]
Хотя позже Харрисон пренебрежительно отзывался о сержанте. Проект Pepper и его наследие, [ номер 11 ] пластинки он признал, что ему понравилось работать над культовой обложкой . [ 115 ] [ 116 ] Для этого он попросил Блейка включить фотографии четырех индийских йогов — Йогананды, Махаватара Бабаджи , Лахири Махасая и Шри Юктешвара. [ 117 ] – среди толпы, окружающей «Битлз»; [ 118 ] четырехрукий идол индуистской богини Лакшми . В качестве еще одной индийской детали в гирляндах цветов внизу изображения был помещен [ 119 ] Среди текста песни, напечатанного на задней обложке, расположение слов «Without You» рядом с головой Маккартни послужило ключом к слухам о том, что Пол мертв . [ 107 ] [ 120 ] который вырос в Соединенных Штатах отчасти из-за того, что Битлз не смогли выступать вживую после 1966 года. [ 121 ]
В 1971 году песня была выпущена как заглавная песня EP , выпущенного в Мексике. [ 107 ] Входящий в серию релизов Beatles, записанных Ленноном, EP также включал написанные Харрисоном треки "Love You To", " The Inner Light " и " I Want to Tell You ". [ 122 ] В 1978 году "Within You Without You" появилась как сторона B к попурри " Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band "/" With a Little Help from My Friends " на синглах, выпущенных в Западной Германии и некоторых других европейских странах. [ 123 ] Инструментальная версия трека в исходной скорости и в тональности C появилась на отрывков сборнике группы Beatles 1996 года Anthology 2 . [ 124 ]
Критический прием
[ редактировать ]Современные обзоры
[ редактировать ]Вспоминая выпуск песни в своей книге «Дневник Битлз» , Барри Майлз пишет: «Некоторые считали ее шедевром, некоторые — ярким примером ложно-философской болтовни. В любом случае, это был чистый Харрисон». [ 125 ] Дэвид Гриффитс из Record Mirror высоко оценил музыкальный и лирический объем альбома, который включает в себя «философию, улучшающую жизнь», и добавил: «Песня Джорджа Харрисона «Within You Without You» - это чрезвычайно успешное и авантюрное заявление в песне об истине йоги». [ 126 ] Музыкальный критик The Times of India также восхищался «Битлз» за «исследование более дальних границ музыкального небосклона» и охарактеризовал композицию Харрисона как «запоминающийся» трек. [ 127 ] В одном из немногих неблагоприятных отзывов о Sgt. Пеппер и Ричард Гольдштейн в статье для The New York Times назвали эту песню «замечательной» в музыкальном плане и являющейся ярким моментом альбома. [ 128 ] тем не менее, он считал тексты «мрачными» и полными «тех самых клише, которые Битлз помогли похоронить». [ 129 ] [ номер 12 ] Аллен Эванс из NME нашел «глубокий, богатый ритм» таблы «наиболее привлекательным», хотя и сетовал на то, что трудно расшифровать тексты, «потому что они так тесно сливаются с ситарной музыкой». [ 131 ] [ 132 ]
По словам официального биографа Битлз Хантера Дэвиса , писавшего в 1968 году, некоторые современные рецензенты предположили, что взрыв смеха в конце «Within You Without You» был вставлен товарищами Харрисона по группе, чтобы высмеять песню. Дэвис исправил это заблуждение, сказав: «Это была полностью идея Джорджа». [ 105 ] [ номер 13 ] В обзоре, опубликованном через пять месяцев после выхода Sgt. Пеппер , Hit Parader посчитал, что альбом не сохранился так хорошо, как предыдущие работы Битлз, и высказал мнение: «Харрисон создал успокаивающее, извилистое, экзотическое звучание для «Within You Without You». Дальневосточная философия, вероятно, призвана отразить бесконечность вселенной, вскоре она становится немного монотонной. Смех в конце, кажется, сглаживает претенциозность лирики». [ 134 ]
Ретроспективная оценка
[ редактировать ]Песня по-прежнему вызывает самые разные мнения. [ 135 ] [ 136 ] Среди наиболее неблагоприятных оценок [ 136 ] автор и критик Тим Райли , написавший в 1988 году, назвал «Внутри тебя без тебя» «бесцельным», добавив, что трудно представить, как «такие строки, как «Жизнь течет внутри тебя и без тебя», воспринимались всерьез». [ 137 ] Он также сказал, что эта песня была «самым устаревшим произведением на пластинке… [и] ее легко можно было бы исключить, практически не оказав никакого влияния» на альбом. [ 138 ] В обзоре 2009 года Алекс Янг из Consequence of Sound сгруппировал его с «серьезными неудачниками» на Sgt. Перец . [ 139 ] И наоборот, Ян Инглис считает, что эта песня «абсолютно занимает центральное место в форме и содержании» родительского альбома. [ 74 ] и Ян Макдональд рассматривает это как «совесть» сержанта. Пеппер и «необходимая проповедь, сопровождаемая пением общины». [ 70 ] [ номер 14 ] Музыковед Рассел Райзинг пишет, что песня Харрисона является исключением из песни Sgt. Pepper , где «Битлз» в остальном «лирически отступили к преимущественно банальным, иногда сентиментальным и часто тривиальным эпизодам». [ 141 ] Автор и критик Кеннет Вомак называет это «вполне возможно, этической душой альбома». [ 142 ]
Крис Ингхэм, пишущий для Rough Guides , восхищается треком как «красиво составленным»; он описывает ее как «одну из самых экзотических музыкальных композиций, выпущенных под именем The Beatles», и как «философскую медитацию о жизни и любви за пределами себя… [которая], однажды покорившись, становится центральной частью опыта Пеппера ». . [ 143 ] В своей книге по истории эмбиент-музыки Марк Прендергаст включил "Within You Without You" в число "трех выдающихся треков" альбома и назвал его "самым вневременным произведением дрональной психоделии, когда-либо записанным". [ 144 ] AllMusic Критик Ричи Унтербергер восхищается мелодией, но считает трек слишком длинным и отмечает возможность оскорбления в этой «первой песне Битлз, в которой индийские религиозные убеждения [Харрисона] повлияли на текст с полной силой». [ 145 ]
Музыковед Аллан Мур говорит, что Харрисон «владеет квазииндийской средой очень высокого уровня», а что касается послания песни, он пишет: «В ее явном, пророческом призыве к моему поколению , возможно, «Внутри тебя» «Без тебя» — ключевой трек [на альбоме]… выражающий глубочайшую приверженность контркультуре». [ 146 ] PopMatters Росс Лангагер из придал треку такое же значение:
сержант «Пеппер» — о Британии, а «Лето любви» — всегда об Америке. Единственной песней на альбоме, которая приближалась к идеологии и риторике контркультуры хиппи, был единственный вклад Джорджа Харрисона, пышная ситарная песня «Within You Without You», и из этого следует, что Харрисон был единственным битлом, посетившим Хейт-Эшбери в пик сцены. Даже тогда восточная философия наполнила лирику более глубоко, чем кислотная культура, и это по-прежнему плотная и потрясающая композиция, независимо от ее идеологии. [ 147 ]
В 2002 году, написав для журнала Rolling Stone , Дэвид Фрике включил «Внутри тебя без тебя» в свой список «25 основных выступлений Харрисона». [ 148 ] Он описал это как, по-разному, «чистейшее путешествие Битлз ... в рагу» и «одновременно красивое и суровое, магнетическое проповедь о материализме и общественной ответственности в середине пластинки, посвященной нежной анархии Technicolor». [ 102 ] В своем обзоре юбилейного 50-летнего издания Sgt. Пеппер для той же публикации Микал Гилмор » Леннона сказал, что только «Внутри тебя без тебя» и « A Day in the Life превосходят наследие альбома как «гештальт: целое, которое было больше, чем сумма его частей». [ 149 ] В 2017 году «Внутри тебя без тебя» заняла 50-е место в списке лучших песен Битлз, составленном музыкальным коллективом Time Out London . [ 150 ]
Культурное влияние и наследие
[ редактировать ]сержант Пеппера Песня «Внутри тебя, без тебя» стала примером трансформации – смешения индийской мелодии и инструментов, которое уловило дух времени миллионов причудливых молодых людей, сидящих и обсуждающих сознание. Излишне говорить, что продажи ситара резко возросли, как и спрос на гуру . [ 151 ]
– Майкл Симмонс, Моджо , 2011 г.
Интерес Харрисона к индийской культуре был быстро принят его сверстниками, а также их аудиторией. [ 152 ] Автор Саймон Ленг пишет, что «« Внутри тебя без тебя » и руководство Харрисоном Битлз в ведической философии породили всю моду на индийскую музыку и миллионы паломничеств туристов в Кашмир ...» [ 88 ] Хуан Маскаро , профессор санскритских исследований в Кембриджском университете , написал Харрисону после выхода песни: [ 153 ] говоря: «Это трогательная песня, и пусть она тронет души миллионов. И это еще не все, поскольку вы только начинаете великое путешествие». [ 154 ] [ кол. 15 ]
По словам New Yorker журналиста Марка Хертсгаарда , текст песни «Within You Without You» «содержал самое явное на альбоме выражение общей веры Битлз в духовное осознание и социальные изменения». [ 158 ] К середине 1967 года во внеклассной деятельности группы доминировала поддержка Харрисоном восточной философии. [ 159 ] и его влияние внутри группы продолжало расти. [ 160 ] [ 161 ] Битлз. Это привело к одобрению Трансцендентальной Медитации [ 162 ] [ 163 ] и их широко разрекламированное посещение духовного ретрита Махариши Махеша Йоги в Ришикеше , Индия, в начале следующего года. [ 61 ]
Среди других современных рок-музыкантов, Стивен Стиллз был настолько увлечен песней, что высек ее текст на каменном памятнике во дворе. [ 8 ] Леннон тоже восхищался этим треком: [ 57 ] высказывание о Харрисоне: «Его ум и его музыка ясны. Это его врожденный талант, он соединил это звучание воедино». [ 48 ] [ номер 16 ] Дэвид Кросби , который познакомил Харрисона с музыкой Шанкара в 1965 году, [ 166 ] [ 167 ] охарактеризовал сплав идей Харрисона как «совершенно блестящий», добавив: «Он сделал это красиво и со вкусом… Он сделал это абсолютно на самом высоком уровне, на котором только мог, и я чрезвычайно гордился им за это». [ 168 ] В 2006 году в выпуске Classic Rock «100 Rock Icons» певец Пол Роджерс процитировал этот трек, чтобы поддержать репутацию Харрисона как того, кого журнал назвал «музыкальным знахарем Битлз». Роджерс сказал: «Он познакомил меня и поколение людей во всем мире с мудростью Востока. Его заставляющая задуматься песня «Внутри тебя без тебя» – с ситарами, таблами и глубокими текстами – была чем-то совершенно другим, даже в мире, полном уникальная музыка». [ 169 ] [ номер 17 ]
Музыкальный критик Кен Хант описывает эту песню как «раннюю веху» в защите Харрисоном Шанкара и индийской классической музыки в целом, которая впервые привлекла «настоящее мировое внимание» благодаря приверженности Битлз. [ 171 ] [ номер 18 ] Питер Лавеццоли также подчеркивает влияние сержанта. Pepper и его «духовной центральной частью ['Within You Without You']» о популярности Шанкара, в течение года, который послужил « annus mirabilis » для индийской музыки и «переломным моментом на Западе, когда начался поиск высшего сознания и альтернативы». мировоззрение достигло критической массы». [ 175 ] В своем некрологе Харрисона для Salon в декабре 2001 года Айра Роббинс назвал «Within You Without You» «песней, которая наиболее четко выразила его преданность Индии, как художественную, так и философскую», с лирикой, которая «сочетает в себе мировоззрение и личность». в строках, которые сейчас кажутся пророческими». [ 176 ]
В своей статье в 2013 году этномузыколог Джеффри Купчик сказал, что песни Харрисона с индийским влиянием, особенно «Внутри тебя без тебя», «ознаменовали начало нового« гибридного » восточно-западного стиля музыкальной композиции - стиля, который сегодня чрезвычайно широко распространен». [ 177 ] Музыковед Уолтер Эверетт называет Spirit "Mechanical World" группы и "Maya" группы Incredible String Band , выпущенные в 1968 году, а также большую часть альбома Moody Blues 1969 года To Our Children's Children's Children как произведения, на которые эта песня оказала непосредственное влияние. . [ 178 ] группы Dead Can Dance 1996 года В альбом Spiritchaser входит трек "Indus". [ 179 ] мелодия которого оказалась очень похожей на мелодию «Внутри тебя без тебя». [ 180 ] Певица дуэта, Лиза Джеррард , рассказала The Boston Globe , что они получили благословение Харрисона, но «[звукозаписывающая компания] подтолкнула его», в результате чего они были вынуждены отдать бывшему «Битлу» частичную заслугу в написании песен. [ 180 ] В своем телевизионном фильме 1978 года, высмеивающем историю Битлз, All You Need Is Cash , Ратлз пародировали песню «Within You Without You» на трек «Nevertheless», исполненную Рикки Фатааром в роли Стига О'Хары. [ 181 ] [ номер 19 ] Сам Харрисон включил музыкальные цитаты из «Внутри тебя без тебя» в свою песню 1987 года « Когда мы были потрясающими ». [ 183 ] и в инструментальной " Marwa Blues ", выпущенной в 2002 году на его последнем студийном альбоме Brainwashed . [ 184 ]
Приурочено к 50-летию сержанта. Группа Pepper's Lonely Hearts Club , Королевский филармонический оркестр Ливерпуля (RLPO), организовала мероприятие под названием «Джордж Харрисон «Внутри тебя без тебя»: история The Beatles и индийской музыки» в Ливерпульской филармонии . [ 185 ] Проводя исследования для этого проекта, ученые из Ливерпульского университета и Университета Шеффилда обнаружили личности индийских музыкантов на записи 1967 года. [ 186 ] Два выживших игрока, Буддхадев Кансара и Натвар Сони, были среди участников мероприятия RLPO. [ 185 ] [ 187 ]
Любовный ремикс
[ редактировать ]«Внутри тебя без тебя» была включена в ремиксов альбом Love 2006 года . [ 188 ] который был создан для Цирка дю Солей одноименного шоу . [ 189 ] Вокал Харрисона звучит поверх ритм-секции из « Tomorrow Never Knows ». [ 188 ] после того, как трек открывается словами Леннона из последней песни. [ 190 ] В рецензии на альбом для PopMatters Зет Ланди пишет: «Мэшап «Within You Without You»/«Tomorrow Never Knows», пожалуй, самый захватывающий и эффектный трек на всем диске, объединяет две особенно трансцендентные песни в одну: .. . союз двух двусмысленных, открытых деклараций духовного поиска». [ 191 ] [ кол. 20 ] Пол Муди из Uncut также считает, что это «лучший из всех» мэшапов на Love , в котором «космические дроны двух треков… подходят друг к другу как влитые». [ 194 ] В главе о психоделическом периоде Битлз в книге «Кембриджский компаньон Битлз » авторы Рассел Райзинг и Джим ЛеБлан описывают «Внутри тебя без тебя/Завтра никогда не знает» как «самый потрясающий в музыкальном и визуальном отношении отрывок» шоу Цирка дю Солей. . [ 195 ]
Ремикс и ремастеринг Джорджа Мартина и его сына Джайлза . [ 196 ] «Внутри тебя без тебя»/«Tomorrow Never Knows» стал первым треком, подготовленным для Love . [ 197 ] В разговоре с журналом Mojo в декабре 2006 года Джайлз Мартин сказал, что сначала он создал демо, объединившее две песни, которое затем нервно представил Маккартни и Ринго Старру на одобрение. По воспоминаниям Мартина, «им это понравилось», что позволило проекту продолжиться. [ 198 ] Видеоклип на готовый трек был снят для продвижения альбома и вошел в DVD 1+ 2015 года . [ 199 ] The Love remix — одна из песен альбома The Beatles: Rock Band . [ 200 ]
Кавер-версии
[ редактировать ]Большой Джим Салливан , британский сессионный гитарист, освоивший игру на ситаре. [ 201 ] включил "Внутри тебя без тебя" в свой альбом записей в индийском музыкальном стиле, [ 202 ] под названием Sitar Beat и впервые выпущен в 1967 году. [ 203 ] В том же году Soulful Strings записали песню для своего альбома Groovin' with the Soulful Strings . [ 204 ] версия, которая также появилась на стороне B их самого успешного сингла "Burning Spear". [ 205 ]
В 1988 году Youth записали «Within You Without You» для Sgt Sonic трибьюта . Пеппер знала моего отца . [ 206 ] Фрике выделяет эту запись как пример того, как, независимо от ее индийского происхождения, композицию можно эффективно и «с транспортирующей силой» интерпретировать на электрогитаре. [ 207 ] В 2007 году сотрудники сайта поп-культуры Vulture поместили версию Sonic Youth на второе место в своем списке «Десять наших любимых каверов Beatles всех времен». [ 208 ]
Big Daddy перепел песню на своем альбоме Sgt. Трибьют-альбом Pepper , релиз, который Мур считает «самым смелым» из многих интерпретаций пластинки Битлз 1967 года. Мур говорит, что "Within You Without You" является "самой умной стилизацией" альбома, исполненной в стиле фри-джаза, напоминающем Орнетт Коулман или Дона Черри . [ 209 ] Другие исполнители, сделавшие кавер на песню Sgt. Пеппера Трибьюты включают Oasis в проекте BBC Radio 2, посвященном 40-летию альбома (2007); [ 108 ] Easy Star All-Stars (с участием Матисьяху ) в даб-группе Easy Star's Lonely Hearts (2009); [ 210 ] Дешевый трюк на их Sgt. DVD «Пеппер Live» (2009); [ 211 ] и The Flaming Lips с приглашенными гостями Бердфлауэр и Морган Дельт в фильме « С небольшой помощью моих друзей» (2014). [ 212 ] Запись Big Head Todd and the Monsters появилась в трибьюте Харрисона Songs from the Material World в 2003 году . [ 213 ]
Гитарист Райнер Птачек открыл свой альбом Nocturnes 1994 года тем, что критик AllMusic Боб Готлиб описывает как «потрясающее инструментальное» прочтение песни: [ 214 ] записано вживую в часовне в Тусоне, штат Аризона . [ 215 ] В статье для того же веб-сайта Брайан Даунинг считает версию Птачека 1997 года, выпущенную на его посмертном альбоме Live at the Performance Center , «возможно, одним из лучших необъявленных каверов Битлз всех времен». [ 216 ] Патти Смит включила его в свой альбом каверов Twelve 2007 года . [ 217 ] версия, которая, по мнению музыкального критика BBC Криса Джонса, «звучит так, будто [песня] могла быть написана для нее». [ 218 ] Среди других артистов, записавших "Within You Without You", - Питер Найт и его оркестр , Firefall , Гленн Мерсер из Feelies , [ 107 ] Ангелы Венеции [ 219 ] и Воровская корпорация . [ 220 ]
Персонал
[ редактировать ]По словам Яна Макдональда [ 221 ] и подробности, опубликованные Ливерпульским университетом в июне 2017 г. (если не указано иное): [ 83 ]
- Джордж Харрисон — вокал, тамбура , ситар , свармандал , [ 92 ] [ 118 ] акустическая гитара
- Анна Джоши — дилруба
- Амрит Гаджар — Дилруба
- Натвар Сони — табла
- Буддхадев Кансара – тамбура
- Нил Аспиналл — тамбура
- Эрих Грюнберг , Алан Лавдей , Жюльен Гайяр, Пол Шерман, Ральф Элман, Дэвид Вольфстал, Джек Ротштейн , Джек Грин — скрипки
- Реджинальд Килби, Аллен Форд, Питер Биван — виолончели
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Пытаясь скрыть свою личность, по предложению Шанкара Харрисон отрастил усы. [ 26 ] [ 27 ] – изменение имиджа, которому последуют и другие «Битлз» к концу 1966 года. [ 28 ] [ 29 ]
- ↑ Шанкар доверил большую часть обучения Харрисона в Бомбее своему протеже Шамбху Дасу , [ 34 ] который также сопровождал группу до озера Дал. [ 35 ] [ 36 ]
- ↑ 26 октября того же года в Хитроу аэропорту [ 41 ] Британская пресса сообщила о нелепом виде Харрисона в традиционной индийской одежде, приветствующего вновь прибывшего Шанкара, одетого в костюм в стиле вестерн. [ 42 ]
- ↑ Говоря о взрослении Харрисона, музыкальный журналист Нил Спенсер написал в 2002 году: «Это была не просто Индия, ее музыка и его вновь обретенный энтузиазм в отношении религии и философии. Теперь он знал, каково это — не быть Битлом. у других было то же самое». [ 47 ]
- ↑ На пресс-конференции Битлз в Нью-Йорке 22 августа 1966 года Харрисона попросили назвать самый важный аспект жизни, на что он ответил: «Любовь». Когда его затем спросили о его «личной цели», он ответил: «Делать все, что я могу, во всем, что я пытаюсь, и когда-нибудь умереть со спокойной душой». [ 73 ]
- ↑ Лавеццоли также считает инструментальный сегмент размером 5/4 «безусловно самым радикальным отклонением от обычных стилистических параметров записи Битлз». [ 57 ]
- ↑ Личности индийских игроков оставались неизвестными в течение нескольких десятилетий. Исследования, проведенные кафедрой музыки Ливерпульского университета, с тех пор идентифицировали четырех музыкантов: Анну Джоши, Амрит Гаджар (оба дилруба), Буддхадева Кансару (тамбура) и Натвар Сони (табла). [ 83 ] [ 84 ]
- ↑ Хотя его вклад как автора песен был минимальным, Харрисон добавил индийский музыкальный стиль к нескольким другим песням во время сессий Sgt. Перец . [ 94 ] К ним относится Swarmandal на " Strawberry Fields Forever ". [ 95 ] и ситар [ 96 ] и тамбура на " Люси в небе с бриллиантами ", [ 66 ] в котором также есть партия соло-гитары, в которой он имитирует саранги за вокальной партией Леннона. [ 97 ] [ 98 ]
- ↑ По мнению музыкального журналиста Марка Прендергаста, западные струны предполагают карнатическое (или южноиндийское) качество, контрастируя с приверженностью песни музыкальной традиции хиндустани (североиндийской). [ 100 ]
- ↑ Обсуждая "Within You Without You" в интервью 1979 года, Харрисон отметил, что песня "сейчас, оглядываясь назад, звучит немного скучно", но выразил удовлетворение своим соло на ситаре. [ 103 ]
- ↑ Говоря в 1980-х годах о влиянии альбома, Харрисон назвал его «вехой и жерновом в истории музыки». [ 114 ]
- ↑ По словам Роберта Кристгау в его колонке в журнале Esquire в декабре 1967 года , Гольдштейна критиковали за его взгляды на сержанта. Перец . Среди множества писем, отправленных в The New York Times , одна из наиболее частых жалоб касалась отклонения Гольдштейном текста песни «Within You Without You». [ 130 ]
- ↑ Макдональд приводит использование смеха Харрисоном как ключевой пример склонности Битлз к «оттенку иронии ... даже в моменты мнимого приличия». Он предполагает, что эта особенно ливерпульская черта часто неправильно понималась слушателями группы за пределами Англии, особенно в Америке. [ 133 ]
- ↑ Сравнивая песню с «All You Need Is Love» — «трансцендентным заявлением» из «Лета любви», которое также было бы неверно истолковано в «материалистических восьмидесятых», — Макдональд полагает: «Описано теми, кто не понимает духа 1967 год, пятно на классической пластинке, «Within You Without You» занимает центральное место в мировоззрении, сформировавшем Sgt. Pepper – точка зрения, которая тогда была оправдана. оправдано сейчас». [ 140 ]
- ↑ К тому же письму Маскаро приложил копию своей книги « Огненные лампы». [ 7 ] и предположил, что отрывок, который он перевел из « Дао Дэ Цзин», мог бы стать подходящей темой для песни. [ 155 ] Харрисон правильно использовал этот отрывок в тексте песни «The Inner Light». [ 156 ] его третий трек Битлз, полностью выполненный в индийском стиле. [ 157 ]
- ↑ В интервью 1973 года Леннон сказал, что это его любимая песня Харрисона. [ 164 ] [ 165 ] Не менее впечатленный Ринго Старр сказал в 2000 году: «"Внутри тебя без тебя" великолепен. Мне он нравится». [ 48 ]
- ↑ Американский музыкант Гэри Райт вспоминает, как неоднократно слушал "Within You Without You" летом 1967 года во время первого турне по Европе, и говорит: "Я перенесся в другое место сознания. Я никогда не слышал таких звуковых текстур. до." [ 170 ]
- ↑ В своей автобиографии « Рага Мала » Шанкар цитирует сообщение средств массовой информации о том, что он преподавал Харрисону игру на ситаре в Бомбее, как причину его повышенного статуса до статуса «суперзвезды». [ 172 ] что привело к его громким выступлениям на фестивалях рок-музыки в США, таких как Монтерей (в июне 1967 года). [ 173 ] и Вудсток (август 1969 г.). [ 174 ]
- ↑ Фильм, снятый при участии Харрисона, также высмеивал его духовные озабоченности, поскольку после распада Ратлз Стиг уходит из центра внимания, чтобы стать стюардессой в Air India . [ 182 ]
- ↑ Часть таблы из «Within You Without You» снова была использована в «Love» , смешанная с началом « Here Comes the Sun ». [ 192 ] Затем трек переходит в переходную часть с индийскими инструментами из "The Inner Light". [ 193 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эверетт 1999 , с. 123: «В Соединенном Королевстве сержант Пеппер ... был срочно освобожден на шесть дней раньше официальной даты, 1 июня».
- ^ Шаффнер 1978 , с. 79.
- ^ Перейти обратно: а б Редакторы журнала Rolling Stone 2002 , с. 175.
- ^ Перейти обратно: а б с д Льюисон 2005 , с. 103.
- ^ Эверетт 1999 , с. 111.
- ^ Перейти обратно: а б Редакторы журнала Rolling Stone 2002 , с. 174.
- ^ Перейти обратно: а б с Клейсон 2003 , с. 213.
- ^ Перейти обратно: а б Тиллери 2011 , с. 59.
- ^ Перейти обратно: а б Харрисон 2002 , с. 112.
- ^ Шанкар 1999 , с. 195.
- ^ Эверетт 1999 , стр. 40, 112.
- ^ Рек 2016 , с. 65.
- ^ Ленг 2006 , стр. 27–28.
- ^ Лавеццоли 2006 , стр. 175, 176.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Эверетт 1999 , с. 112.
- ^ Инглис 2010 , стр. 28, 139.
- ^ Тиллери 2011 , стр. 59, 87.
- ^ Родригес 2012 , стр. 70–71.
- ^ Клейсон 2003 , стр. 206–08.
- ^ Тиллери 2011 , стр. 56–58.
- ^ Ленг 2006 , с. 24.
- ^ Лавеццоли 2006 , с. 177.
- ^ Бойд 2007 , с. 87.
- ^ Харрисон 2002 , с. 56.
- ^ Шанкар 1999 , с. 192–93.
- ^ Битлз 2000 , с. 236.
- ^ Перейти обратно: а б Шанкар 1999 , с. 193.
- ^ Эверетт 1999 , с. 71.
- ^ Клейсон 2003 , с. 222.
- ^ Бойд 2007 , с. 88.
- ^ Грин 2006 , с. 127.
- ^ Шанкар 1999 , с. 193, 195.
- ^ Тиллери 2011 , стр. 56–57.
- ^ Клейсон 2003 , с. 206.
- ^ Кларфилд, Джеффри (15 ноября 2010 г.). «Достаточно хорош, чтобы учить Битлз, но не записывать» . Национальная почта . Проверено 31 мая 2017 г.
- ^ Тернер 2016 , с. 494.
- ^ Тиллери 2011 , с. 57.
- ^ Тернер 2016 , с. 659.
- ^ Клейсон 2003 , с. 208.
- ^ Тиллери 2011 , с. 58.
- ^ Майлз 2001 , с. 245.
- ^ Клейсон 2003 , с. 210.
- ^ Битлз 2000 , с. 233.
- ^ Грин 2006 , стр. 71–72, 76–77.
- ^ Макдональд 1998 , стр. 189, 386.
- ^ Редакторы журнала Rolling Stone 2002 , стр. 34, 36; Лавеццоли 2006 , стр. 176, 177–78; Родригес 2012 , стр. 179, 181.
- ^ Спенсер, Нил (2002). «Восточное восстание». Специальное ограниченное издание Mojo: 1000 дней, которые потрясли мир (The Psychedelic Beatles – с 1 апреля 1965 г. по 26 декабря 1967 г.) . Лондон: Emap. стр. 78–79.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Битлз 2000 , с. 243.
- ^ Шанкар 1999 , с. 195–96.
- ^ Педлер 2003 , с. 262.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Лавеццоли 2006 , с. 178.
- ^ Ленг 2006 , стр. 30–31.
- ^ Поллак, Алан В. (1996). «Заметки о« Внутри тебя без тебя » » . soundscapes.info. Архивировано из оригинала 6 ноября 2015 года . Проверено 28 октября 2015 г.
- ^ Клейсон 2003 , с. 201.
- ^ Эверетт 1999 , стр. 71, 112.
- ^ Педлер 2003 , с. 523.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Лавеццоли 2006 , с. 179.
- ^ Перейти обратно: а б Ханнан 2016 , с. 55.
- ^ Лавеццоли 2006 , стр. 38, 441.
- ^ Фаррелл 1997 , с. 185.
- ^ Перейти обратно: а б Раби, Стив (9 октября 2011 г.). «Джордж Харрисон, «Жизнь в материальном мире» » . Хаффингтон Пост . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 30 октября 2015 г.
- ^ Эллисон 2006 , стр. 63, 64.
- ^ Грин 2006 , с. 78.
- ^ Эллисон 2006 , стр. 64, 96.
- ^ Тиллери 2011 , стр. 58, 59.
- ^ Перейти обратно: а б Рек 2016 , с. 69.
- ^ Эллисон 2006 , с. 96.
- ^ Харрисон 2002 , с. 111.
- ^ Эллисон 2006 , стр. 57, 96.
- ^ Перейти обратно: а б с д Макдональд 1998 , с. 215.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ингхэм 2006 , с. 199.
- ^ Инглис 2010 , стр. 10–11, 139.
- ^ Тернер 2016 , с. 487.
- ^ Перейти обратно: а б Инглис 2010 , с. 8.
- ^ Эверетт 1999 , стр. 99, 100.
- ^ Ингхэм 2006 , стр. 46–47.
- ^ Грин 2006 , с. 76.
- ^ The Beatles 2000 , стр. 241, 242.
- ^ Макдональд 1998 , стр. 209, 215.
- ^ Лавеццоли 2006 , стр. 176, 178.
- ^ Перейти обратно: а б Макдональд 1998 , с. 216.
- ^ Макдональд 1998 , стр. 215–16.
- ^ Перейти обратно: а б «Непризнанные индийские музыканты сержанта Пеппера выступят после того, как их выследил ливерпульский академик» . Университет Ливерпуля . 6 июня 2017 года. Архивировано из оригинала 27 марта 2018 года . Проверено 12 июня 2017 г.
- ↑ Штатный корреспондент (9 июня 2017 г.). «Забытые индейцы в альбоме Beatles записаны». Архивировано 27 марта 2018 года на Wayback Machine . Телеграф (Калькутта). Проверено 14 июня 2017 г.
- ^ Ханнан 2016 , с. 54.
- ^ Вомак 2014 , с. 1010.
- ^ Ленг 2006 , стр. 26–27, 31.
- ^ Перейти обратно: а б Ленг 2006 , с. 31.
- ^ Льюисон 2005 , стр. 103, 104.
- ^ Майлз 2001 , с. 260.
- ^ Льюисон 2005 , с. 104.
- ^ Перейти обратно: а б Элвуд, Филип (3 июня 1967 г.). «Последний поклон Битлз в альбоме, который включается». Ревизор Сан-Франциско . Доступно на Backpages Rock (требуется подписка).
- ^ Лавеццоли 2006 , стр. 178, 179.
- ^ Грин 2006 , стр. 76–77.
- ^ Макдональд 1998 , стр. 188, 194.
- ^ Ленг 2006 , с. 30.
- ^ Битлз 2000 , стр. 242–43.
- ^ Лавеццоли 2006 , стр. 179–80.
- ^ Перейти обратно: а б с Льюисон 2005 , с. 107.
- ^ Прендергаст 2003 , с. 194.
- ^ Макдональд 1998 , с. 215фн.
- ^ Перейти обратно: а б Редакторы журнала Rolling Stone 2002 , стр. 175, 200.
- ^ Браун, Мик (19 апреля 1979 г.). «Разговор с Джорджем Харрисоном» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 14 августа 2015 г.
- ^ Эмерик и Мэсси 2006 , с. 187.
- ^ Перейти обратно: а б Дэвис 2009 , стр. 321.
- ^ Эверетт 1999 , стр. 111–12.
- ^ Перейти обратно: а б с д Фонтено, Роберт. «Песни Битлз: «Внутри тебя без тебя» - история этой классической песни Битлз» . oldies.about.com . Архивировано из оригинала 6 сентября 2015 года . Проверено 14 марта 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Вомак 2014 , с. 1011.
- ^ Эверетт 1999 , с. 123. «В Соединенном Королевстве сержант Пеппер ... был срочно освобожден на шесть дней раньше официальной даты, 1 июня».
- ^ Льюисон 2005 , стр. 114, 200.
- ^ Reising & LeBlanc 2016 , с. 109.
- ^ Грин 2006 , с. 77.
- ^ Шаффнер 1978 , стр. 73, 82.
- ^ Клейсон 2003 , стр. 214–15.
- ^ Битлз 2000 , с. 241.
- ^ Клерк, Кэрол (февраль 2002 г.). «Джордж Харрисон 1943–2001». Необрезанный . п. 46. Доступно на Rock's Backpages. Архивировано 15 декабря 2014 г. на Wayback Machine (требуется подписка).
- ^ Тиллери 2011 , с. 81.
- ^ Перейти обратно: а б Клейсон 2003 , с. 212.
- ^ Рек 2016 , с. 68.
- ^ Флеминг, Колин (30 марта 2017 г.). «Обложка Битлз «Сержант Пеппер»: 10 вещей, которые вы не знали» . Rollingstone.com . Архивировано из оригинала 13 ноября 2018 года . Проверено 13 ноября 2018 г.
- ^ Шаффнер 1978 , стр. 127–28.
- ^ Спайзер 2003 , стр. 95, 96.
- ^ Bagirov 2008 , pp. 155, 923.
- ^ Макдональд 1998 , с. 216сн.
- ^ Майлз 2001 , с. 268.
- ^ Гриффитс, Дэвид (6 января 1968 г.). «Рекорды года: The Beatles, The Beach Boys». Запись зеркала . Доступно на Rock's Backpages. Архивировано 6 сентября 2015 г. на Wayback Machine (требуется подписка).
- ^ Штатный писатель (14 октября 1967 г.). « Таймс оф Индия и сержант Пеппер ». Запись зеркала . Доступно на Rock's Backpages. Архивировано 6 сентября 2015 г. на Wayback Machine (требуется подписка).
- ^ Мур 1997 , стр. 45, 57–58.
- ^ Гольдштейн, Ричард (18 июня 1967 г.). «Записи: Битлз нам все еще нужны, но…». Нью-Йорк Таймс . п. 104.
- ^ Кристгау, Роберт (декабрь 1967 г.). «Колонны» . Эсквайр . robertchristgau.com . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 5 апреля 2016 г.
- ^ Эванс, Аллен (20 мая 1967 г.). «Что-то другое, чтобы заставить мозг работать». НМЕ . п. 4.
- ^ Сазерленд, Стив, изд. (2003). Оригиналы NME: Леннон . Лондон: IPC Ignite!. п. 48.
- ^ Макдональд 1998 , стр. xvi – xvii.
- ^ Штатный писатель (ноябрь 1967 г.). «Битлз: Группа клуба одиноких сердец сержанта Пеппера ». Хит-парадер . Доступно на Rock's Backpages. Архивировано 10 сентября 2015 г. на Wayback Machine (требуется подписка).
- ^ Мур 1997 , с. 45.
- ^ Перейти обратно: а б Рейзинг и ЛеБлан, 2016 , с. 108.
- ^ Райли 1988 , с. 220.
- ^ Райли 1988 , стр. 220–21.
- ^ Янг, Алекс (22 сентября 2009 г.). "The Beatles - Группа Клуба одиноких сердец сержанта Пеппера [обновленный]" . Последствие звука . Архивировано из оригинала 30 сентября 2015 года . Проверено 2 августа 2015 г.
- ^ Макдональд 1998 , стр. 215, 231.
- ^ Путешествие 2006 , с. 127.
- ^ Вомак 2007 , с. 176.
- ^ Ингхэм 2006 , стр. 47, 199.
- ^ Прендергаст 2003 , стр. 193–94.
- ^ Унтербергер, Ричи. «Битлз «Внутри тебя без тебя» » . Вся музыка . Архивировано из оригинала 29 июля 2015 года . Проверено 2 августа 2015 г.
- ^ Мур 1997 , стр. 45, 61.
- ^ Лангагер, Росс (23 ноября 2009 г.). « С нашей любовью мы можем спасти мир»: «Битлз» внутри и без духа времени конца 60-х (Часть 2: «Сержант Пеппер» и социология имперской ностальгии)» . ПопМатерс . Архивировано из оригинала 3 августа 2018 года . Проверено 1 августа 2015 г.
- ↑ Редакторы журнала Rolling Stone 2002 , стр. 196, 200.
- ^ Гилмор, Микал (26 мая 2017 г.). «Обзор: юбилейные издания группы The Beatles «Сержант Пеппер» раскрывают чудеса» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 3 июня 2017 года . Проверено 2 июня 2017 г.
- ^ Time Out London Music (24 мая 2018 г.) [2017]. «50 лучших песен Битлз» . Тайм-аут в Лондоне . Архивировано из оригинала 15 декабря 2018 года . Проверено 11 декабря 2018 г.
- ^ Симмонс, Майкл (ноябрь 2011 г.). «Плач по тени». Моджо . п. 79.
- ^ Редакторы журнала Rolling Stone 2002 , с. 36.
- ^ Лавеццоли 2006 , стр. 182–83.
- ^ Харрисон 2002 , стр. 118, 119.
- ^ Макдональд 1998 , с. 240.
- ^ Эверетт 1999 , стр. 152–53.
- ^ Лавеццоли 2006 , с. 182.
- ^ Хертсгаард 1996 , с. 219.
- ^ Макдональд 1998 , с. 185.
- ^ Доггетт, Питер (2003). «Бой до финиша». Специальное ограниченное издание Mojo: 1000 Days of Revolution (Последние годы The Beatles - с 1 января 1968 г. по 27 сентября 1970 г.) . Лондон: Emap. п. 136.
- ^ Тиллери 2011 , стр. 151–52.
- ^ Джонс, Ник (16 декабря 1967 г.). «Битл Джордж и где он находится». Создатель мелодий . стр. 8–9. Доступно на Rock's Backpages. Архивировано 5 сентября 2015 г. на Wayback Machine (требуется подписка).
- ^ Гермес, Уилл (февраль 2002 г.). «Джордж Харрисон 1943–2001» . Вращаться . п. 22 . Проверено 17 августа 2015 г.
- ^ Чарльзуорт, Крис (3 ноября 1973 г.). «Леннон сегодня». Создатель мелодий . п. 37.
- ^ Хант, Крис, изд. (2005). NME Originals: Beatles – Годы соло, 1970–1980 . Лондон: IPC Ignite!. п. 73.
- ^ Родригес 2012 , с. 41.
- ^ Тернер 2016 , с. 81.
- ^ Лавеццоли 2006 , с. 165.
- ^ Роули, Скотт, изд. (декабрь 2006 г.). «100 икон рока – по выбору звезд». Классический рок . п. 64.
- ^ Райт 2014 , с. 43.
- ^ Мировая музыка: The Rough Guide 2000 , стр. 109.
- ^ Крут 2015 , с. 73.
- ^ Куберник, Харви (2012). «Интервью Рави» . Montereyinternationalpopfestival.com. Архивировано из оригинала 8 августа 2015 года . Проверено 22 августа 2015 г.
- ^ Шанкар 1999 , с. 193, 196, 198, 211.
- ^ Лавеццоли 2006 , стр. 6–7, 180–81.
- ^ Роббинс, Ира (3 декабря 2001 г.). «Джордж Харрисон: И жизнь течет дальше». Салон . Доступно на Rock's Backpages. Архивировано 5 сентября 2015 г. на Wayback Machine (требуется подписка).
- ^ Купчик, Джеффри В. (январь 2013 г.). «Многоголосность и забытые пословицы (и личности): Рави Шанкар, Джордж Харрисон и Шамбху Дас». История популярной музыки . 8 (1): 87. Доступно на сайте academia.edu .
- ^ Эверетт 1999 , с. 334.
- ^ Рэггетт, Нед. «Мертвые могут танцевать охотника за духами » . Вся музыка . Архивировано из оригинала 1 января 2016 года . Проверено 1 ноября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Морс, Стив (12 июля 1996 г.). «Global Spirits: Dead Can Dance делает мировую музыку мистической». Бостон Глобус . п. 59.
- ^ Планер, Линдси. «Тем не менее, Ратлз » . Вся музыка . Архивировано из оригинала 21 апреля 2017 года . Проверено 15 августа 2015 г.
- ^ Хантли 2006 , с. 155.
- ^ Лавеццоли 2006 , с. 197.
- ^ Хантли 2006 , стр. 329–30.
- ^ Перейти обратно: а б «Ливерпульский филармонический оркестр представляет: Джордж Харрисон «Внутри тебя без тебя». История The Beatles и индийской музыки» . www.liverpoolphil.com . 5 июня 2017 года. Архивировано из оригинала 15 июня 2017 года . Проверено 13 июня 2017 г.
- ^ Press Trust of India (10 июня 2017 г.). «Найдены неизвестные индийские музыканты из альбома Beatles «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band»» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 22 августа 2018 года . Проверено 13 июня 2017 г.
- ^ «Таинственный индийский музыкант из альбома Sgt Pepper раскрывает свои воспоминания после того, как его наконец опознали» . Ирландские новости . 2 июня 2017 года. Архивировано из оригинала 30 июня 2017 года . Проверено 14 июня 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уиллман, Крис (17 ноября 2006 г.). «Любовь: Музыкальное обозрение» . Развлекательный еженедельник . Архивировано из оригинала 4 декабря 2008 года . Проверено 19 августа 2015 г.
- ^ Уотсон, Грейг (17 ноября 2006 г.). «Любовь открывает новый взгляд на Битлз» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 27 марта 2012 года . Проверено 31 октября 2015 г.
- ^ «Битлз/Цирк дю Солей «Внутри тебя без тебя/Завтра никогда не знает» » . Вся музыка . Архивировано из оригинала 13 марта 2016 года . Проверено 14 июня 2015 г.
- ^ Ланди, Зет (15 декабря 2006 г.). «Битлз: Любовь – Музыкальный обзор PopMatters» . ПопМатерс . Архивировано из оригинала 31 января 2007 года . Проверено 4 августа 2015 г.
- ^ Книга, Джон (9 марта 2007 г.). Битлз « Любовь » . Хорошо, игрок . Архивировано из оригинала 9 марта 2007 года . Проверено 27 сентября 2015 г.
- ^ Коул, Дженни (5 декабря 2006 г.). «Битлз – Любовь (EMI)» . музыкаOMH . Архивировано из оригинала 5 декабря 2006 года . Проверено 27 сентября 2015 г.
- ^ Муди, Пол (декабрь 2006 г.). «The Beatles – прочтите и выскажите свое мнение о самом противоречивом альбоме года» . uncut.co.uk . Архивировано из оригинала 3 января 2007 года . Проверено 27 августа 2015 г.
- ^ Райзинг и ЛеБлан 2009 , стр. 105.
- ^ Холмс, Билл (10 марта 2010 г.). «Теперь все вместе» . ПопМатерс . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 4 августа 2015 г.
- ^ Гундерсен, Эдна (13 ноября 2006 г.). «Вероятное сожаление: «Вы не можете поступить так с The Beatles» » . США сегодня . Архивировано из оригинала 25 октября 2012 года . Проверено 15 февраля 2016 г.
- ^ Ирвин, Джим (декабрь 2006 г.). Битлз « Любовь ». Моджо . п. 100.
- ^ «Видеоклипы и лучшие хиты The Beatles впервые собраны вместе» . thebeatles.com. Архивировано из оригинала 18 мая 2017 года . Проверено 20 апреля 2017 г.
- ^ Фруштик, Расс (21 июля 2009 г.). « The Beatles: Rock Band» расширяет список песен» . МТВ . Архивировано из оригинала 19 сентября 2009 года . Проверено 14 июня 2015 г.
- ^ Суонсон, Дэйв (2 октября 2012 г.). «Гитарист «Большой Джим» Салливан умер в 71 год» . Абсолютный классический рок . Проверено 12 августа 2015 г.
- ^ Унтербергер, Ричи. Джима Салливана « Ситарный бит » . Вся музыка . Архивировано из оригинала 4 октября 2015 года . Проверено 12 августа 2015 г.
- ^ Бренд 2005 , с. 152.
- ^ Гобл, Райан Рэндалл. «Душевные струны играют с душевными струнами » . Вся музыка . Архивировано из оригинала 4 октября 2015 года . Проверено 30 сентября 2015 г.
- ^ Гроган, Ларри (8 октября 2014 г.). «Ричард Эванс 1932–2014» . Funky16Corners . Проверено 1 ноября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Миллс, Тед. «Различные художники: сержант Пеппер знал моего отца » . Вся музыка . Архивировано из оригинала 22 сентября 2015 года . Проверено 14 июня 2015 г.
- ^ Редакторы журнала Rolling Stone 2002 , с. 200.
- ^ Посох-стервятник (14 сентября 2007 г.). «Десять наших любимых каверов Битлз всех времён» . Стервятник . Архивировано из оригинала 29 января 2017 года . Проверено 20 апреля 2017 г.
- ^ Мур 1997 , с. 67.
- ^ Карр, Майкл (2009). "Easy Star All Stars Даб-группа Lonely Hearts Easy Star " . Музыкальные каналы . Архивировано из оригинала 13 ноября 2017 года . Проверено 12 августа 2015 г.
- ^ Рой, Пол (3 октября 2009 г.). «Обзор музыкального DVD: дешевый трюк – сержант Пеппер вживую » . Блогкритики . Архивировано из оригинала 19 апреля 2017 года . Проверено 12 августа 2015 г.
- ^ Линч, Джо (22 октября 2014 г.). «Пылающие губы, 'с небольшой помощью моих друзей': пошаговый обзор» . Billboard.com . Архивировано из оригинала 22 августа 2015 года . Проверено 14 августа 2015 г.
- ^ Лофтус, Джонни. « Песни различных исполнителей из материального мира: дань уважения Джорджу Харрисону » . Вся музыка . Архивировано из оригинала 2 марта 2016 года . Проверено 14 июня 2015 г.
- ^ Готлиб, Боб. Райнера Птачека « Ноктюрны » . Вся музыка . Архивировано из оригинала 11 октября 2015 года . Проверено 5 октября 2015 г.
- ^ « Пока моя гитара нежно плачет : ваш путеводитель по бесплатному компакт-диску этого месяца…». Необрезанный . Август 2008. с. 48.
- ^ Даунинг, Брайан. «Райнер Птачек Концерт в Центре выступлений » . Вся музыка . Архивировано из оригинала 10 января 2017 года . Проверено 20 апреля 2017 г.
- ↑ Спенсер, Нил (19 марта 2007 г.). «Патти Смит, Двенадцать» . The Observer / theguardian.com . Архивировано . 5 марта 2016 года. Проверено 22 августа 2015 года
- ^ Джонс, Крис (2007). « Двенадцать обзоров Патти Смит» . Би-би-си . Архивировано из оригинала 25 сентября 2015 года . Проверено 12 августа 2015 г.
- ^ Верна, Пол (редактор обзоров) (7 августа 1999 г.). «Обзоры и превью: Альбомы» > «Новый век» . Рекламный щит . п. 19 . Проверено 1 ноября 2015 г.
- ^ Джеффайрес, Дэвид. «Воровская корпорация The Outernational Sound » . Вся музыка . Архивировано из оригинала 21 августа 2015 года . Проверено 10 августа 2015 г.
- ^ Макдональд 1998 , с. 214.
Источники
[ редактировать ]- Эллисон, Дейл С. младший (2006). Любовь там, которая спит: искусство и духовность Джорджа Харрисона . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Континуум. ISBN 978-0-8264-1917-0 .
- Багиров, Алекс (2008). Антология пластинок Битлз . Росток: Что-то Книги. ISBN 978-3-936300-44-4 .
- Битлз (2000). Антология Битлз . Сан-Франциско, Калифорния: Chronicle Books. ISBN 0-8118-2684-8 .
- Бойд, Патти; с Джунором Пенни (2007). Сегодня чудесно: Автобиография . Лондон: Обзор заголовков. ISBN 978-0-7553-1646-5 .
- Бренд, Марк (2005). Странные звуки: необычные инструменты и звуковые эксперименты в поп-музыке . Сан-Франциско, Калифорния: Backbeat Books. ISBN 9-780879-308551 .
- Клейсон, Алан (2003). Джордж Харрисон . Лондон: Святилище. ISBN 1-86074-489-3 .
- Дэвис, Хантер (2009) [1968]. Битлз (ред. Ред.) . Нью-Йорк, Нью-Йорк: WW Нортон. ISBN 978-0-393-33874-4 .
- Редакторы журнала Rolling Stone (2002). Харрисон . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Rolling Stone Press. ISBN 978-0-7432-3581-5 .
- Эмерик, Джефф; Мэсси, Ховард (2006). Здесь, там и повсюду: Моя жизнь при записи музыки Битлз . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Gotham Books. ISBN 978-1-59240-269-4 .
- Эверетт, Уолтер (1999). Битлз как музыканты: Револьвер в антологии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-512941-5 .
- Фаррелл, Джерри (1997). Индийская музыка и Запад . Лондон: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-816717-4 .
- Грин, Джошуа М. (2006). А вот и солнце: духовное и музыкальное путешествие Джорджа Харрисона . Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons. ISBN 978-0-470-12780-3 .
- Ханнан, Майкл (2016) [2008]. «Звуковой дизайн оркестра Клуба одиноких сердец сержанта Пеппера ». В Жюльене, Оливье (ред.). сержант Пеппер и Битлз: Сегодня это было сорок лет назад . Абингдон, Великобритания: Рутледж. ISBN 978-0-7546-6708-7 .
- Харрисон, Джордж (2002) [1980]. Я, Я, Мой . Сан-Франциско, Калифорния: Chronicle Books. ISBN 978-0-8118-5900-4 .
- Хертсгаард, Марк (1996). Один день из жизни: Музыка и артистизм Битлз . Лондон: Пан Книги. ISBN 0-330-33891-9 .
- Хантли, Эллиот Дж. (2006). Мистический номер: Джордж Харрисон – После распада Битлз . Торонто, Онтарио: Guernica Editions. ISBN 1-55071-197-0 .
- Ингхэм, Крис (2006). Грубый путеводитель по Битлз (2-е изд.) . Лондон: Rough Guides/Penguin. ISBN 978-1-84836-525-4 .
- Инглис, Ян (2010). Слова и музыка Джорджа Харрисона . Санта-Барбара, Калифорния: Прегер. ISBN 978-0-313-37532-3 .
- Крут, Джон (2015). Эта птица полетела: непреходящая красота Rubber Soul пятьдесят лет спустя . Милуоки, Висконсин: Книги Backbeat. ISBN 978-1-61713-573-6 .
- Лавеццоли, Питер (2006). Рассвет индийской музыки на Западе . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Континуум. ISBN 0-8264-2819-3 .
- Ленг, Саймон (2006). Пока моя гитара тихо плачет: Музыка Джорджа Харрисона . Милуоки, Висконсин: Хэл Леонард. ISBN 978-1-4234-0609-9 .
- Льюисон, Марк (2005) [1988]. Полное собрание записей Beatles: официальная история Abbey Road в 1962–1970 годы . Лондон: Книги Баунти. ISBN 978-0-7537-2545-0 .
- Макдональд, Ян (1998). Революция в голове: пластинки Битлз и шестидесятые . Лондон: Пимлико. ISBN 978-0-7126-6697-8 .
- Майлз, Барри (2001). Дневник Битлз, том 1: Годы Битлз . Лондон: Омнибус Пресс. ISBN 0-7119-8308-9 .
- Мур, Аллан Ф. (1997). Битлз: сержант. Группа клуба одиноких сердец Пеппера . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-57484-6 .
- Педлер, Доминик (2003). Секреты написания песен Битлз . Лондон: Омнибус Пресс. ISBN 978-0-7119-8167-6 .
- Прендергаст, Марк (2003). Эмбиентный век: от Малера до Моби – эволюция звука в эпоху электроники . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Блумсбери. ISBN 1-58234-323-3 .
- Рек, Дэвид (2016) [2008]. «Битлз и индийская музыка». В Жюльене, Оливье (ред.). сержант Пеппер и Битлз: Сегодня это было сорок лет назад . Абингдон, Великобритания: Рутледж. ISBN 978-0-7546-6708-7 .
- Райзинг, Рассел (2006). « Васио Луминосо : «Завтра никогда не знает» и последовательность невозможного». В Вомаке, Кеннет; Дэвис, Тодд Ф. (ред.). Чтение «Битлз»: культурологические исследования, литературная критика и великолепная четверка . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-7914-6716-3 .
- Райзинг, Рассел; ЛеБлан, Джим (2009). «Магические таинственные туры и другие путешествия: желтые подводные лодки, газетные такси и психоделические годы Битлз». В Вомаке, Кеннет (ред.). Кембриджский компаньон Битлз . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-68976-2 .
- Райзинг, Рассел; ЛеБлан, Джим (2016) [2008]. «Внутри и снаружи: оркестр Клуба одиноких сердец сержанта Пеппера и психоделическое понимание». В Жюльене, Оливье (ред.). сержант Пеппер и Битлз: Сегодня это было сорок лет назад . Абингдон, Великобритания: Рутледж. ISBN 978-0-7546-6708-7 .
- Райли, Тим (1988). Скажи мне, почему: The Beatles: альбом за альбомом, песня за песней, шестидесятые и после . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. ISBN 978-0-394-55061-9 .
- Родригес, Роберт (2012). Револьвер: Как Битлз переосмыслили рок-н-ролл . Милуоки, Висконсин: Книги Backbeat. ISBN 978-1-61713-009-0 .
- Шаффнер, Николас (1978). Битлз навсегда . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. ISBN 0-07-055087-5 .
- Шанкар, Рави (1999). Рага Мала: Автобиография Рави Шанкара . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Добро пожаловать, дождь. ISBN 1-56649-104-5 .
- Спайзер, Брюс (2003). Битлз на Apple Records . Новый Орлеан, Луизиана: 498 производств. ISBN 0-9662649-4-0 .
- Тиллери, Гэри (2011). Мистик рабочего класса: духовная биография Джорджа Харрисона . Уитон, Иллинойс: Книги квестов. ISBN 978-0-8356-0900-5 .
- Тернер, Стив (2016). Битлз '66: Революционный год . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: HarperLuxe. ISBN 978-0-06-249713-0 .
- Вомак, Кеннет (2007). Длинные и извилистые дороги: развивающееся артистизм Битлз . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Континуум. ISBN 978-0-8264-1746-6 .
- Вомак, Кеннет (2014). Энциклопедия Битлз: Вся великолепная четверка . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. ISBN 978-0-313-39171-2 .
- Мировая музыка: The Rough Guide (Том 2: Латинская и Северная Америка, Карибский бассейн, Индия, Азия и Тихий океан) . Лондон: Rough Guides/Penguin. 2000. ISBN 1-85828-636-0 .
- Райт, Гэри (2014). Ткач снов: Мемуары; Музыка, медитация и моя дружба с Джорджем Харрисоном . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Тарчер/Пингвин. ISBN 978-0-399-16523-8 .