Аэрокосмический производитель
Производитель аэрокосмической продукции — это компания или частное лицо, занимающееся различными аспектами проектирования , строительства, испытаний, продажи и обслуживания самолетов , частей самолетов , ракет , ракет или космических кораблей . Аэрокосмическая отрасль – это наукоемкая отрасль.
Авиационная промышленность — это отрасль , поддерживающая авиацию путем строительства самолетов и производства авиационных частей для их обслуживания . Сюда входят самолеты и их части, используемые для гражданской и военной авиации . Большая часть производства осуществляется в соответствии с сертификатами типа и оборонными стандартами, выданными государственным органом. Этот термин в значительной степени был включен в состав более широкого термина: « аэрокосмическая промышленность».
Рынок
[ редактировать ]В 2015 году объем производства самолетов составил 180,3 миллиарда долларов США: 61% авиалайнеров , 14% деловой авиации и авиации общего назначения , 12% военных самолетов , 10% военных вертолетов и 3% гражданских вертолетов; в то время как их MRO стоил $135,1 млрд или $315,4 млрд вместе взятых. [1]
В 2017 году мировая аэрокосмическая отрасль оценивалась в 838,5 млрд долларов США: производители самолетов и двигателей представляли 28% (235 млрд долларов США), ТОиР и модернизация гражданского и военного назначения 27% (226 млрд долларов США), производство авиационных систем и компонентов 26% (218 млрд долларов США), спутники и космос 7% (59 миллиардов долларов), ракеты и БПЛА 5% (42 миллиарда долларов) и другая деятельность, включая авиасимуляторы , оборонную электронику, государственные исследования, составили 7% (59 миллиардов долларов). [2] Среди стран с крупнейшей промышленностью лидировали США с 408,4 млрд долларов (49%), за ними следовала Франция с 69 млрд долларов (8,2%), затем Китай с 61,2 млрд долларов (7,3%), Великобритания с 48,8 млрд долларов (5,8%). ), Германия с $46,2 млрд (5,5%), Россия с $27,1 млрд (3,2%), Канада с $24 млрд (2,9%), Япония с $21 млрд (2,5%), Испания с $14 млрд (1,7%) и Индия с $11 млрд. Бн (1,3%). Топ-10 стран представляют $731 млрд или 87,2% всей отрасли. [2]
В 2018 году стоимость новых коммерческих самолетов прогнозируется на уровне $270,4 млрд, бизнес-самолетов - $18 млрд, гражданских вертолетов - $4 млрд. [3]
Крупнейшие аэрокосмические компании
[ редактировать ]Компания | 2022 [4] | 2019 [5] | 2018 [6] | 2017 [7] | 2016 [8] | 2015 [9] | 2014 [10] | Страна |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Корпорация РТХ | 67.1 | Соединенные Штаты | ||||||
Боинг [а] | 66.6 | 76.6 | 101.0 | 93.4 | 94.6 | 96.1 | 90.8 | Соединенные Штаты |
Локхид Мартин | 66.0 | 59.8 | 53.8 | 51.0 | 47.2 | 40.5 | 45.6 | Соединенные Штаты |
Аэробус [а] | 61.8 | 78.9 | 75.1 | 72.3 | 70.8 | 68.8 | 80.6 | Франция Германия Испания |
Нортроп Грумман | 36.6 | 33.8 | 30.1 | 25.8 | 24.5 | 23.5 | 24.0 | Соединенные Штаты |
Ростех | 30.0 | Россия | ||||||
БАЕ Системы | 27.0 | 22.8 | 12.8 | 13.4 | 13.4 | 13.9 | 13.7 | Великобритания |
GE Аэроспейс | 26.1 | 30.6 | 27.4 | 26.3 | 24.7 | 24.0 | Соединенные Штаты | |
Сафран | 20.0 | 25.2 | 17.9 | 16.8 | 16.6 | 18.3 | Франция | |
Роллс-Ройс Холдингс | 17.2 | 15.0 | 12.7 | 12.0 | 13.2 | 14.7 | Великобритания | |
L3Харрис | 17.1 | Соединенные Штаты | ||||||
Леонардо (Финмекканика) | 15.5 | 14.4 | 12.5 | 12.8 | 13.9 | 17.2 | Италия | |
Объединенные Технологии [б] | 46.9 | 36.0 | 30.9 | 29.0 | 33.1 | 36.2 | Соединенные Штаты | |
Компания Рэйтеон [б] | 27.1 | 25.3 | 24.1 | 23.2 | 22.8 | Соединенные Штаты |
Компания | 2022 [4] | 2019 [5] | 2018 [6] | 2017 [7] | 2016 [8] | 2015 [9] | 2014 [10] | Страна |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Локхид Мартин | 8.35 | 8.55 | 7.33 | 5.90 | 5.55 | 4.71 | 5.59 | Соединенные Штаты |
Аэробус [а] | 5.60 | 1.5 | 5.95 | 3.70 | 2.40 | 4.34 | 4.50 | Франция Германия Испания |
Корпорация РТХ | 5.41 | Соединенные Штаты | ||||||
GE Аэроспейс | 4.78 | 6.47 | 6.64 | 6.12 | 5.51 | 5.00 | Соединенные Штаты | |
Нортроп Грумман | 3.60 | 3.97 | 3.78 | 3.30 | 3.19 | 3.08 | 3.20 | Соединенные Штаты |
Ростех | 3.18 | Россия | ||||||
Сафран | 2.06 | 3.43 | 2.58 | 2.54 | 1.71 | 2.74 | Франция | |
L3Харрис | 1.27 | Соединенные Штаты | ||||||
Леонардо (Финмекканика) | 0.87 | 0.59 | 0.90 | 1.05 | 0.94 | 0.72 | Италия | |
Боинг [а] | -3.55 | -1.98 | 12.00 | 10.30 | 4.90 | 5.18 | 7.47 | Соединенные Штаты |
БАЕ Системы | - | - | - | - | - | - | Великобритания | |
Роллс-Ройс Холдингс | 0.44 | 1.11 | 0.98 | 1.77 | 2.15 | Великобритания | ||
Объединенные Технологии [б] | 5.77 | 3.57 | 3.83 | 3.84 | 3.00 | 4.57 | Соединенные Штаты | |
Компания Рэйтеон [б] | 4.54 | 3.32 | 3.24 | 3.01 | 3.18 | Соединенные Штаты |
- ^ Перейти обратно: а б с д В 2019 году Airbus сместил Boeing с позиции крупнейшей аэрокосмической компании по выручке из-за приостановки эксплуатации самолетов Boeing 737 MAX , при этом операционные убытки составили 2 миллиарда долларов по сравнению с прибылью в 12 миллиардов долларов в предыдущем году. [5]
- ^ Перейти обратно: а б с д В апреле 2020 года United Technologies объединилась с компанией Raytheon и образовала Raytheon Technologies (RTX Corporation) . [11]
География
[ редактировать ]В сентябре 2018 года PwC оценил привлекательность аэрокосмической промышленности: самой привлекательной страной оказались США с объемом продаж в 240 миллиардов долларов в 2017 году из-за огромных размеров отрасли (№1) и образованной рабочей силы (№1), низкого геополитического риска . (№4, №1 — Япония ), развитая транспортная инфраструктура (№5, №1 — Гонконг ), здоровая экономика (№10, №1 — Китай ), но высокие затраты (№7, №1 — Дания ) и средняя налоговая политика (№36, №1 – Катар ).Следом шли Канада , Сингапур , Швейцария и Великобритания . [12]
В США наиболее привлекательным оказался штат Вашингтон благодаря лучшей промышленности (№1), ведущей инфраструктуре (№4, Нью-Джерси — №1) и экономике (№4, Техас — №1), хорошей рабочей силе (№9). Массачусетс — №1), средняя налоговая политика (№17, Аляска — №1), но является дорогостоящей (№33, Монтана — №1).Вашингтон связан с компанией Boeing Commercial Airplanes , зарабатывающей 10,3 миллиарда долларов, является домом для 1400 предприятий, связанных с аэрокосмической отраслью, и имеет самую высокую концентрацию рабочих мест в аэрокосмической отрасли.Следом идут Техас, Джорджия , Аризона и Колорадо . [12]
В США Министерство обороны и НАСА являются двумя крупнейшими потребителями аэрокосмических технологий и продукции. [ нужна ссылка ] Бюро статистики труда США сообщило, что в 2004 году в аэрокосмической отрасли было занято 444 000 оплачиваемых рабочих мест, многие из которых находились в Вашингтоне и Калифорнии. [ нужна ссылка ] это ознаменовало резкое снижение по сравнению с пиковыми годами правления администрации Рейгана , когда общая занятость превышала 1 000 000 работников аэрокосмической промышленности. [13]
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2023 г. ) |
В этот период восстановления специальная программа по восстановлению конкурентоспособности США во всех отраслях промышленности США «Проект Сократ » способствовала росту занятости, поскольку аэрокосмическая промышленность США захватила 72 процента мирового аэрокосмического рынка. К 1999 году доля США на мировом рынке упала до 52 процентов.
В Европейском Союзе такие аэрокосмические компании, как Airbus , Safran , BAE Systems , Thales , Dassault , Saab AB , Terma A/S , Patria Plc и Leonardo, являются участниками глобальной аэрокосмической промышленности и исследовательской деятельности.
В России крупные аэрокосмические компании, такие как «Оборонпром» и Объединенная авиастроительная корпорация (в которую входят Микоян , Сухой , Ильюшин , Туполев , Яковлев и «Иркут » , в который входит Бериев ), входят в число крупнейших мировых игроков в этой отрасли.
Города
[ редактировать ]Важные места гражданской аэрокосмической промышленности во всем мире включают Сиэтл , Уичито, Канзас , Дейтон, Огайо и Сент-Луис в США ( Боинг ), Монреаль и Торонто в Канаде ( Бомбардье , Пратт и Уитни Канада ), Тулузу и Бордо во Франции ( Airbus , Dassault , ATR ), Севилья в Испании и Гамбург в Германии ( Airbus ), Северо-Запад Англии и Бристоль в Британии ( Airbus и AgustaWestland ), Комсомольск-на-Амуре и Иркутск в России ( «Сухой» , Бериев ), Киев и Харьков в Украине ( «Антонов» ), Нагоя в Японии ( Mitsubishi Heavy Industries Aerospace и Kawasaki Heavy Industries Aerospace ), а также Сан-Жозе-дус-Кампус в Бразилии, где Embraer . базируется [ нужна ссылка ]
Консолидация
[ редактировать ]За последние несколько десятилетий в аэрокосмической и оборонной промышленности произошло несколько консолидаций.
Airbus стал ярким примером консолидации производства авиалайнеров в Европе в конце 1960-х годов. [14]
В период с 1988 по 2010 год во всем мире было объявлено о более чем 5452 слияниях и поглощениях общей известной стоимостью 579 миллиардов долларов США. [15]
В 1993 году тогдашний министр обороны США Лес Аспин и его заместитель Уильям Дж. Перри устроили «Тайную вечерю» в Пентагоне с руководителями подрядчиков, которым сказали, что военных поставщиков вдвое больше, чем он хотел видеть: 55 миллиардов долларов США. слияния военной промышленности произошли с 1992 по 1997 год, в результате чего остались в основном Boeing , Lockheed Martin , Northrop Grumman и Raytheon . [16] В 1996 году компания Boeing купила McDonnell Douglas за 13,3 миллиарда долларов США. [17] Raytheon приобрела Hughes Aircraft Company за 9,5 миллиардов долларов в 1997 году. [18]
BAE Systems является преемником многочисленных британских производителей самолетов, которые объединились во второй половине 20 века. Многие из этих слияний последовали за Белой книгой Министерства обороны 1957 года . [ нужна ссылка ] Marconi Electronic Systems , дочерняя компания General Electric Company plc , была приобретена British Aerospace за 12,3 миллиарда долларов США в результате слияния в 1999 году. [19] с целью создания BAE Systems .
В 2002 году, когда Fairchild Dornier обанкротилась , Airbus, Boeing или Bombardier отказались принять 728JET /928JET программу крупных региональных самолетов , поскольку производители магистральных и региональных самолетов были разделены, а Airbus переваривал свое злополучное приобретение Fokker десятилетием ранее. [14]
4 сентября 2017 года United Technologies приобрела Rockwell Collins наличными и акциями за 23 миллиарда долларов, 30 миллиардов долларов, включая чистый долг Rockwell Collins, за синергию на сумму более 500 миллионов долларов, ожидаемую к четвертому году. [20]
Цель | Покупатель | Закрыто | млрд США | Ссылка |
---|---|---|---|---|
Прецизионные литые детали | Беркшир Хэтэуэй | Январь 2016 г. | 37.2 | |
Рокуэлл Коллинз | Объединенные Технологии | ноябрь 2018 г. | 30.0 | |
Гудрич | Объединенные Технологии | июль 2012 г. | 18.3 | |
Орбитальная АТК | Нортроп Грумман | июнь 2018 г. | 9.2 | [21] |
Сикорский | Локхид Мартин | ноябрь 2015 г. | 9.0 | |
Б/Е Аэрокосмическая промышленность | Рокуэлл Коллинз | апрель 2017 г. | 8.6 | |
Alliant Techsystems Группа A&D | Орбитальная АТК | февраль 2015 г. | 5.0 | |
Компания Exiles Inc. | Компания Харрис | май 2015 г. | 4.75 | |
Avio SpA Авиационный бизнес | Дженерал Электрик | август 2013 г. | 4.3 | |
Титановые Металлы Корпорация | Прецизионные литые детали | декабрь 2012 г. | 3.0 | |
Ферт Риксон | Алкоа | июль 2015 г. | 2.85 |
Объявление 16 октября 2017 года о партнерстве CSeries между Airbus и Bombardier Aerospace может спровоцировать цепочку реакций на новый заказ. Airbus получает новую, эффективную модель в нижней части рынка узкофюзеляжных самолетов , которая обеспечивает основную часть прибыли авиалайнеров и может отказаться от медленно продаваемого A319 , в то время как Bombardier извлекает выгоду из роста этого расширенного рынка, даже если у нее остается меньшая остаточная доля.Boeing мог бы создать аналогичный альянс либо с Embraer с его E-jet E2, либо с Mitsubishi Heavy Industries и его MRJ . [22]
21 декабря Boeing и Embraer подтвердили, что обсуждают потенциальное объединение со сделкой, которая подлежит одобрению бразильских государственных регулирующих органов, советов директоров компаний и акционеров. [23] Вес Airbus и Boeing мог бы помочь продажам E2 и CSeries, но рынок на 100-150 мест кажется медленным. [24] Поскольку CSeries, переименованный в A220, и E-jet E2 более функциональны, чем их предшественники, они переместились ближе к нижней части узкофюзеляжных самолетов .В 2018 году четыре западных авиалайнера за девять месяцев объединились в два, поскольку 5 июля Boeing приобрела 80% авиалайнеров Embraer за 3,8 миллиарда долларов. [14]
3 апреля 2020 года Raytheon и United Technologies Corporation (за исключением Otis Worldwide , оставив Rockwell Collins и производителя двигателей Pratt and Whitney ) объединились в Raytheon Technologies Corporation с совокупным объемом продаж в 79 миллиардов долларов в 2019 году. [25]
К наиболее известным профсоюзам в период с 1995 по 2020 год относятся профсоюзы Boeing и McDonnell Douglas; французская, немецкая и испанская части EADS; и United Technologies с Rockwell Collins, затем с Raytheon, но многие проекты слияний не состоялись: Textron-Bombardier, EADS-BAE Systems, Hawker Beechcraft-Superior Aviation, GE-Honeywell, BAE Systems-Boeing (или Lockheed Martin), Dassault-Aerospatiale , Safran-Thales, BAE Systems-Rolls-Royce или Lockheed Martin-Northrop Grumman. [26]
Поставщики
[ редактировать ]Крупнейшими поставщиками аэрокосмической продукции являются United Technologies с доходом в 28,2 миллиарда долларов, за ними следуют GE Aviation с 24,7 миллиарда долларов, Safran с 22,5 миллиарда долларов, Rolls-Royce Holdings с 16,9 миллиарда долларов, Honeywell Aerospace с 15,2 миллиарда долларов и Rockwell Collins , включая B/E Aerospace с 8,1 миллиарда долларов. . [27] Разработка электрических самолетов может привести к большим изменениям для поставщиков аэрокосмической отрасли. [28]
26 ноября 2018 года United Technologies объявила о завершении приобретения Rockwell Collins, переименовав поставщика систем UTC Aerospace Systems в Collins Aerospace с объемом продаж в 23 миллиарда долларов в 2017 году и 70 000 сотрудников, а также объемом продаж в 39,0 миллиарда долларов в 2017 году в сочетании с производителем двигателей Pratt & Уитни . [29]
Цепочка поставок
[ редактировать ]До 1980-1990-х годов производители самолетов и авиационных двигателей были вертикально интегрированы .Затем самолеты Douglas передали на аутсорсинг крупные авиационные конструкции , а Bombardier Global Express «Уровня 1» впервые внедрила модель цепочки поставок , вдохновленную автомобильной промышленностью , с 10-12 партнерами с ограниченной ответственностью, разделяющими риски , финансирующими около половины затрат на разработку. В конце 1990-х годов за ним последовал Embraer E-Jet, у которого было менее 40 основных поставщиков. Среди поставщиков первого уровня возглавляли Honeywell , Safran , Goodrich Corporation и Hamilton Sundstrand . [30]
В 2000-х годах Rolls-Royce сократила количество поставщиков после привлечения руководителей цепочки поставок автомобилей.Что касается Airbus A380 , то менее 100 крупных поставщиков передают на аутсорсинг 60% его стоимости, а в случае с A350 — даже 80% . Компания Boeing приняла агрессивную модель уровня 1 для 787, но из-за ее трудностей начала задаваться вопросом, почему она получает меньшую прибыль, чем ее поставщики, в то время как она, казалось, брала на себя весь риск, что последовало за инициативой « Партнерство ради успеха » 2011 года , когда Airbus инициировал собственную Scope + инициативу . для А320 .Консолидация первого уровня также затрагивает производителей двигателей: GE Aerospace приобрела Avio в 2013 году, а Rolls-Royce взяла под свой контроль ITP Aero . [30]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кевин Майклс (28 апреля 2016 г.). «Перспективы отрасли MRO» (PDF) . ИКФ Интернешнл.
- ^ Перейти обратно: а б Ричард Абулафия ; Кевин Майклс (16 июля 2018 г.). «Размер мировой аэрокосмической отрасли и рейтинг стран» (PDF) . Бирюзовая группа / AeroDynamic Advisory.
- ^ Ли Энн Шэй (2 января 2018 г.). «Коммерческие расходы будут лидировать в сфере MRO в 2018 году» . Неделя авиации и космических технологий . Сравнение прогнозов ТОиР гражданской, вертолетной, деловой авиации и военной авиации на 2018 год.
- ^ Перейти обратно: а б Мердо Моррисон (18 августа 2023 г.). «100 крупнейших аэрокосмических компаний по выручке в 2022 году» . FlightGlobal .
- ^ Перейти обратно: а б с Мердо Моррисон (15 сентября 2020 г.). «Airbus вытесняет Boeing с позиции крупнейшей аэрокосмической компании» . FlightGlobal .
- ^ Перейти обратно: а б «100 крупнейших аэрокосмических компаний по выручке в 2018 году» (PDF) . Рейс Интернешнл . 3 сентября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Топ-100 аэрокосмических компаний по выручке 2017» . Рейс Интернешнл . 3 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «100 крупнейших аэрокосмических компаний становятся более прибыльными» . Рейс Интернешнл . 1 сентября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Специальный репортаж «100 лучших» . Рейс Интернешнл . 13 сентября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «100 крупнейших аэрокосмических компаний» (PDF) . Рейс Интернешнл . 15–21 сентября 2015 г.
- ^ «United Technologies и Raytheon завершили сделку о слиянии равных» . www.rtx.com (пресс-релиз). Рэйтеон Технологии. 3 апреля 2020 г. Проверено 3 апреля 2020 г. .
- ^ Перейти обратно: а б «Рейтинг привлекательности аэрокосмического производства» (PDF) . ПвК. Сентябрь 2018.
- ^ Паркер, Дана Т. Строительство Победы: Производство самолетов в районе Лос-Анджелеса во время Второй мировой войны, стр. 131-2, Сайпресс, Калифорния, 2013.
- ^ Перейти обратно: а б с Йенс Флоттау (12 июля 2018 г.). «Новая консолидация аэрокосмической отрасли: теперь дело за коммерческими авиастроителями» . Неделя авиации и космических технологий .
- ^ «Слияния и поглощения – аэрокосмическая и оборонная промышленность» . Thomson Financial, Институт слияний, поглощений и альянсов .
- ^ Лесли Уэйн (27 февраля 1998 г.). «Сокращение военного комплекса; после холодной войны Пентагон стал просто еще одним клиентом» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Boeing предлагает 13 миллиардов долларов за покупку McDonnell Douglas» . Нью-Йорк Таймс . 16 декабря 1996 г.
- ^ «Raytheon выигрывает тендерную войну за Hughes Aircraft» . Рейс Интернешнл . 22 января 1997 г.
- ^ «Общебританское слияние приводит в замешательство европейскую оборону» . Рейс Интернешнл . 27 января 1999 г.
- ^ «United Technologies приобретет Rockwell Collins за 30 миллиардов долларов» (пресс-релиз). Объединенные технологии. 4 сентября 2017 г.
- ^ Майкл Бруно (18 сентября 2017 г.). «Northrop купит орбитальную станцию более чем за 9 миллиардов долларов» . Неделя авиации и космических технологий .
- ^ Джеррольд Т. Лундквист (18 октября 2017 г.). «Мнение: сделка по серии C положила конец статус-кво в аэрокосмической отрасли» . Неделя авиации и космических технологий .
- ^ Майкл Бруно и Гай Норрис (21 декабря 2017 г.). «Boeing и Embraer рассматривают возможность объединения, которое могло бы перезагрузить индустрию OEM» . Сеть «Авиационная неделя» .
- ^ Джон Хеммердингер (6 июня 2018 г.). «Слияния могут способствовать долгожданному росту продаж E2 и CSeries» . Флайтглобал .
- ^ Джон Хеммердингер (3 апреля 2020 г.). «Слияние United Technologies и Raytheon завершится сегодня» . Флайтглобал .
- ^ Мердо Моррисон (9 апреля 2020 г.). «Неудачные браки: 10 крупнейших слияний в аэрокосмической отрасли, которых никогда не было» . Флайтглобал .
- ^ Тьерри Дюбуа и Йенс Флоттау (20 января 2017 г.). «Консолидация первого уровня продолжается, поскольку Safran берет на себя управление Zodiac» . Неделя авиации и космических технологий .
- ^ Майкл Бруно (6 декабря 2017 г.). «Промышленность может перезагрузиться при электрификации самолетов» . Неделя авиации и космических технологий .
- ^ «United Technologies объявляет о намерении разделиться на три независимые компании; завершает приобретение Rockwell Collins» (пресс-релиз). Объединенные технологии. 26 ноября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кевин Майклс (18 мая 2017 г.). «Осторожно, отношения OEM-поставщиков меняются» . Неделя авиации и космических технологий .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хартли, Кейт. Политическая экономия аэрокосмической промышленности: ключевой драйвер роста и международной конкурентоспособности? (Эдвард Элгар, 2014 г.); 288 страниц; промышленности Великобритании, континентальной Европы и США на примере BAE Systems.
- Ньюхаус, Джон. Спортивная игра: конкурентный бизнес высокого риска по производству и продаже коммерческих авиалайнеров. Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 1982. ISBN 978-0-394-51447-5 .
- Уиллс, Джоселин. Перетягивание каната: надзорный капитализм, военные контракты и рост государства безопасности (McGill-Queen's University Press, 2017), научная история MDA в Канаде. онлайн-обзор книги
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Ассоциация аэрокосмической промышленности США» .
- «Аэрокосмическая, оборонная и государственные услуги – слияния и поглощения (январь 1993 г. – декабрь 2016 г.)» (PDF) . Консультации Грундман. 6 апреля 2017 г.
- Йенс Флоттау (22 февраля 2018 г.). «Мнение: авиастроителям следует следить за тем, где они вытесняют поставщиков» . Неделя авиации и космических технологий .
- Аэрокосмические корабли и структурные компоненты