Кайчу типа подводная лодка
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Кайчу типа подводные лодки |
Строители | |
Операторы | ![]() |
Подклассы |
|
Построенный | 1917-1944 |
В комиссии | 1919-1945 |
Подводная Кайчу лодка типа Кайчу ( ) Сендуикана подводной среднего размера среднего японского Второй мировой . размера подводной лодкой была -гата Имперского в подводная лодка флота войне .
Существовало несколько вариантов. тип K6 ( класс RO-33 ) и тип K7 (Senchū, класс RO-35 С 1934 по 1944 год были построены ). Они были оснащены 76,2 мм (3,00 дюйма) L/40 и четырьмя торпедными трубками 53 см для десяти копья 95 длинных .
Большинство из этих подводных лодок были уничтожены в бою, страдая от межоборудованных мер по борьбе с союзниками, и только RO-50 пережил войну.
Классовые варианты
[ редактировать ]были Подводные лодки типа Кайчу разделены на семь классов:
- Kaichū I ( Sea Type 1 ( Lu Yi Yi Type ) , Kaichū-ichi-gata, Ro-11 -класс )
- Kaichū II ( морской тип 2 ( тип Lu Yi-3 ) , Kaichū-ni-gata, Ro-13 -класс )
- Кайчу III ( Sea 3 Type ( Lu Yiliu Type ) , Kaichū-san-gata, Ro-16 -класс )
- Kaichū IV ( Sea 4 Type ( Lu Erliu Type ) , Kaichū-Yon-Gata, Ro-26 -Class )
- Toku-chū/kaichū V ( специальный средний/морский средний тип 5 ( Lu er jiu тип ) , Toku-chū-gata/kaichū-go-gata, ro-29 -class )
- Kaichū Vi ( Sea 6 Type ( Lu San San ) , Kaichū-Roku-Gata, Ro-33 -Class )
- Sen-chū/Kaichū VII ( диммерсома/морской тип 7 ( тип Lu Sanwu ) , Sen-chū-gata/kaichū-nana-gata, ro-35 -class )
Кайчу I (класс RO-11)
[ редактировать ]
Номер проекта S7 . В 1910 -х годах Императорский японский флот (IJN) купил лицензию на подводную лодку Schneider -laubeuf Design. IJN использовал дизайн в качестве модели и создал подводную лодку типа S Schneider) , HA-9 и HA-10 . Kaichū I - это подводная лодка, которая сняла типа S. подводные лодки
- Лодки в классе
Лодка | Строитель | Заложено | Запущен | Завершенный | Судьба |
---|---|---|---|---|---|
Подводная лодка № 19 RO-11 [ 1 ] |
Удаляется | 25-04-1917 | 25-10-1917 | 31-07-1919 в качестве подводной лодки № 19 | Переименовано в RO-11 01-11-1924. Выводят из эксплуатации 01-04-1932. |
Подводная лодка № 20 RO-12 |
Удаляется | 25-04-1917 | 01-12-1917 | 18-09-1919 в качестве подводной лодки № 20 | Переименовано в RO-12 01-11-1924. Выводят из эксплуатации 01-04-1932. |
Кайчу II (класс RO-13)
[ редактировать ]
Номер проекта S18 . Кайчу II имел повышенный диапазон по сравнению с кайчу I , и переворачиваемые торпедные трубки были удалены.
- Лодки в классе
Лодка | Строитель | Заложено | Запущен | Завершенный | Судьба |
---|---|---|---|---|---|
Подводная лодка № 23 RO-13 |
Удаляется | 14-09-1918 | 26-08-1919 | 30-09-1920 в качестве подводной лодки № 23 | Переименовано в RO-13 01-11-1924. Выводят из эксплуатации 01-04-1932. |
Подводная лодка № 22 RO-14 |
Удаляется | 14-09-1918 | 31-03-1919 | 17-02-1921 в качестве подводной лодки № 22 | Переименован в RO-14 01-11-1924. Выводят из эксплуатации 01-09-1933. |
Подводная лодка № 24 RO-15 |
Удаляется | 12-06-1920 | 14-10-1920 | 30-06-1921 в качестве подводной лодки № 24 | Переименовано в RO-15 01-11-1924. Выводят из эксплуатации 01-09-1933. |
Кайчу III (класс RO-16)
[ редактировать ]
Номер проекта S18 . Их номер проекта был таким же, как на подводной лодке типа Kaichū II , однако их производительность была улучшена.
- Лодки в классе
Лодка | Строитель | Заложено | Запущен | Завершенный | Судьба |
---|---|---|---|---|---|
Подводная лодка № 37 RO-16 |
Удаляется | 18-11-1920 | 22-04-1921 | 29-04-1922 в качестве подводной лодки № 37 | Переименовано в RO-16 01-11-1924. Выводят из эксплуатации 01-09-1933. |
Подводная лодка № 34 RO-17 |
Удаляется | 24-09-1920 | 24-02-1921 | 20-10-1921 в качестве подводной лодки № 34 | Переименовано в RO-17 01-11-1924. Выводят из эксплуатации 01-04-1936. |
Подводная лодка № 35 RO-18 |
Удаляется | 20-10-1920 | 25-03-1921 | 15-12-1921 в качестве подводной лодки № 35 | Переименовано в RO-18 01-11-1924. Выводят из эксплуатации 01-04-1936. |
Подводная лодка № 36 RO-19 |
Удаляется | 09-09-1920 | 28-12-1920 | 15-03-1922 в качестве подводной лодки № 36 | Переименовано в RO-19 01-11-1924. Выводят из эксплуатации 01-04-1936. |
Подводная лодка № 38 RO-20 |
Йокосука военно -морской арсенал | 28-07-1919 | 26-10-1920 | 01-02-1922 в качестве подводной лодки № 38 | Переименовано в RO-20 01-11-1924. Выводят из эксплуатации 01-04-1934. |
Подводная лодка № 39 RO-21 |
Йокосука военно -морской арсенал | 28-07-1919 | 26-10-1920 | 01-02-1922 в качестве подводной лодки № 39 | Переименовано в RO-21 01-11-1924. Выводят из эксплуатации 01-04-1934. |
Подводная лодка № 40 RO-22 |
Йокосука военно -морской арсенал | 22-01-1921 | 15-10-1921 | 10-10-1922 в качестве подводной лодки № 40 | Переименован в RO-22 01-11-1924. Выводят из эксплуатации 01-04-1934. |
Подводная лодка № 41 RO-23 |
Йокосука военно -морской арсенал | 22-01-1921 | 15-10-1921 | 28-04-1923 в качестве подводной лодки № 41 | Переименовано в RO-23 01-11-1924. Выводят из эксплуатации 01-04-1935. |
Подводная лодка № 42 RO-24 |
Sasebo Naval Arsenal | 21-04-1919 | 08-12-1919 | 30-11-1920 в качестве подводной лодки № 42 | Переименовано в RO-24 01-11-1924. Выводят из эксплуатации 01-04-1935. |
Подводная лодка № 43 RO-25 |
Sasebo Naval Arsenal | 19-02-1920 | 17-07-1920 | 25-10-1921 в качестве подводной лодки № 43 | Переименовано в RO-25 01-11-1924. Выводят из эксплуатации 01-04-1936. |
Кайчу IV (класс RO-26)
[ редактировать ]
Номер проекта S18A . Улучшенная модель из типа Kaichū III .
- Лодки в классе
Лодка | Строитель | Заложено | Запущен | Завершенный | Судьба |
---|---|---|---|---|---|
Подводная лодка № 45 RO-26 |
Sasebo Naval Arsenal | 10-03-1921 | 18-10-1921 | 25-01-1923 в качестве подводной лодки № 45 | Переименовано в RO-26 01-11-1924. Выводят из эксплуатации 01-04-1940. Сброшен в 1948 году. Ее якорь отображается на военно -морской базе Йокосука . |
Подводная лодка № 58 RO-27 |
Йокосука военно -морской арсенал | 16-07-1921 | 22-07-1922 | 31-07-1924 в качестве подводной лодки № 58 | Переименовано в RO-27 01-11-1924. Выводят из эксплуатации 01-04-1936. Сброшен в 1948 году. |
Подводная лодка № 62 RO-28 |
Sasebo Naval Arsenal | 10-11-1921 | 13-04-1922 | 30-11-1923 в качестве подводной лодки № 62 | Переименован RO-28 01-11-1924. Выводят из эксплуатации 01-04-1940. Сброшен в 1948 году. |
Kaichū V (Toku-Chū, Ro-29 class)
[ редактировать ]
Номер S18B . проекта
- Лодки в классе
Лодка | Строитель | Заложено | Запущен | Завершенный | Судьба |
---|---|---|---|---|---|
Подводная лодка № 68 RO-29 |
Кавасаки - верфь Kōbe | 02-06-1921 | 05-12-1922 | 15-09-1923 в качестве подводной лодки № 68 | Переименовано в RO-29 01-11-1924. Выводят из эксплуатации 01-04-1936. |
Подводная лодка № 69 RO-30 |
КАВАСАКИ-КОБЕР | 27-06-1921 | 18-01-1923 | 29-04-1924 в качестве подводной лодки № 69 | Переименован в RO-30 01-11-1924. Выводят из эксплуатации 01-04-1942. Сброшен в 1945 году. |
Подводная лодка № 70 | КАВАСАКИ-КОБЕР | 25-09-1921 | 15-02-1923 в качестве подводной лодки № 70 | Проиграл в результате аварии у острова Аважи 21-08-1923. Спасенные и сбрасывались в октябре 1923 года. Ее материалы использовались для RO-31 . | |
RO-31 | КАВАСАКИ-КОБЕР | 20-12-1924 | 25-09-1926 | 10-05-1927 | Выводят из эксплуатации 25-05-1945. Вышел из Sasebo 05-04-1946. |
Подводная лодка № 71 RO-32 |
КАВАСАКИ-КОБЕР | 24-10-1921 | 19-03-1923 | 21-05-1924 в качестве подводной лодки № 71 | Переименован RO-32 01-11-1924. Выводят из эксплуатации 01-04-1942. Сброшен в 1945 году. |
Кайчу VI (класс RO-33)
[ редактировать ]
Номер проекта S30 . Они были запланированы в качестве прототипа для массовых производственных подводных лодок в военном времени в рамках программы Maru 1 .
- Лодки в классе
Лодка | Строитель | Заложено | Запущен | Завершенный | Результаты | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|
RO-33 | Удаляется | 08-08-1933 | 10-10-1934 | 07-10-1935 | Затонувший австралийский торговый корабль MV Mamutu 07-08-1942 | Потол HMAS Arunta и Patrol Patrol самолеты у Порт-Морсби 29-08-1942. |
RO-34 | Mitsubishi -Kōbe Shipyard | 25-04-1934 | 12-12-1935 | 31-05-1937 | Потол USS O'Bannon и USS STRONG возле Острова Рассел 06-04-1943. |
Кайчу VII (Sen-Chū, класс RO-35)
[ редактировать ]
Номер проекта S44 . Финальный дизайн в серии Кайчу . Они были оснащены кондиционером Freon, потому что IJN принял во внимание, что они должны были быть активными в области экватора. Официальным обозначением этих лодок была подводная лодка среднего типа ( 中型潜水艦 , Чуга-Гата Сенсуйкан ) , также призванной для короткого, среднего типа ( 中型 , чо-гата ) или типа подводной системы ( 潜中型 , Sen-chū-gata ) Полем
IJN планировал построить эти лодки в рамках следующих программ дополнений военно -морских вооружений:
- 9 лодок в программе Мару Рин (лодка № 201 - 209)
- 12 лодок в программе Мару Кю (лодка № 385 - 396)
- 15 лодок в программе Maru Tui (лодка № 640 - 654)
- 43 лодки в программе Kai -Maru 5 (лодка № 5181 - 5223)
Однако некоторые лодки были отменены, а их военно-морские бюджеты, материалы и персонал были переведены на I-201 подводные лодки класса .
- Лодки в классе
Лодка № | Лодка | Строитель | Заложено | Запущен | Завершенный | Результаты | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|---|
201 | RO-35 | Mitsubishi-kōbe Shipyard | 09-10-1941 | 09-06-1942 | 25-03-1943 | Потонул USS Patterson возле Эспириту Санто 25-08-1943. | |
202 | RO-36 | Mitsubishi-kōbe Shipyard | 07-03-1942 | 14-10-1942 | 27-05-1943 | Потол USS Melvin к северу от Сайпана 13-06-1944. | |
203 | RO-37 | Sasebo Naval Arsenal | 09-10-1941 | 30-06-1942 | 30-06-1943 | Поврежденный USS Cache 22-01-1944 | Потол USS Buchanan возле острова Санта -Крус 11 ° 47 'с 164 ° 17′E / 11,783 ° S 164,283 ° E 22-01-1944. |
204 | RO-38 | Mitsubishi-kōbe Shipyard | 20-06-1942 | 24-12-1942 | 24-07-1943 | Исчез после 19-11-1943. | |
205 | RO-39 | Mitsubishi-kōbe Shipyard | 08-08-1942 | 06-03-1943 | 12-09-1943 | Потол USS Charrette и USS FAIR к востоку от Atoll Wotje 06 ° 48′N 168 ° 08′E / 6,800 ° N 168,133 ° E 03-02-1944. | |
206 | RO-40 | Mitsubishi-kōbe Shipyard | 08-08-1942 | 06-03-1943 | 28-09-1943 | Потол USS Phelps к северу от Маршалл -Острова 09°50′N 166°35′E / 9.833°N 166.583°E 16-02-1944. | |
207 | RO-41 | Mitsubishi-kōbe Shipyard | 06-10-1942 | 05-05-1943 | 26-11-1943 | Утолкнул USS Shelton 03-10-1944 | Потол из USS натяжения к югу от Окинавы 22 ° 57′N 132 ° 19′E / 22,950 ° N 132,317 ° E 23-03-1945. |
208 | RO-42 | Sasebo Naval Arsenal | 27-04-1942 | 25-10-1942 | 31-08-1943 | Потол USS Bangust к северо -востоку от Маршалл -Острова 10 ° 05′N 168 ° 22′E / 10,083 ° N 168,367 ° E 10-06-1945. | |
209 | RO-43 | Mitsubishi-kōbe Shipyard | 06-10-1942 | 05-06-1943 | 16-12-1943 | Поврежден USS Renshaw 21-02-1945 | Потол самолетом от USS Anzio от Iwo Jima 25 ° 07ISN 140 ° 19'e / 25,117 ° N 140,317 ° E 27-02-1945. |
385 | RO-44 | Mitsui - верфь Тамано | 14-02-1942 | 11-11-1942 | 13-09-1943 | Потол USS Burden R. Hastings возле Enewetak 11 ° 13′N 164 ° 15′E / 11,217 ° N 164,250 ° E 16-06-1944. | |
386 | RO-45 | Mitsubishi-kōbe Shipyard | 20-10-1942 | 21-07-1943 | 11-01-1944 | Потол USS Macdonough , USS Стивен Поттер и самолеты из USS Monterey к югу от Трука 06 ° 13 N 15'e / 6,217 ° EHA 01-04-1944. | |
387 | RO-46 | Mitsui-Tamano Shipyard | 13-06-1942 | 23-04-1943 | 19-02-1944 | Поврежден USS Cavalier 29-01-1945 | Потонул самолетами из USS Tulagi возле Оки Дайтё 24 ° 15 ° ° CEN / 24 250 N A06 ° II 29-04-1945. |
388 | RO-47 | Mitsubishi-kōbe Shipyard | 28-12-1942 | 20-08-1943 | 31-01-1944 | Потол USS McCoy Reynolds к северо -востоку от Палау 09 ° 19´N 136 ° 444IBRATED / 9,317 ° N 136,733 ° E 26-09-1944. | |
389 | RO-48 | Mitsubishi-kōbe Shipyard | 17-03-1943 | 15-10-1943 | 31-03-1944 | (1) Потол USS William C. Miller к северо-западу от Сайпана 14-07-1944. (2) Потол USS Wyman к северо-западу от Сайпана 18-07-1944. | |
390 | RO-49 | Mitsui-Tamano Shipyard | 16-11-1942 | 03-08-1943 | 19-05-1944 | Потол USS Hudson . | |
391 | RO-50 | Mitsui-Tamano Shipyard | 18-02-1943 | 27-11-1943 | 31-07-1944 | Snash USS LST-577 11-02-1945 | Выводят из эксплуатации 30-11-1945. Потол как цель с острова Гото 01-04-1946. |
392 - 395 | Отменено в 1943 году. | ||||||
396 | RO-55 | Mitsui-Tamano Shipyard | 05-08-1943 | 23-04-1944 | 30-09-1944 | Потол USS Thomason West от Лусона 15 ° 27′N 119 ° 25′E / 15,450 ° N 119,417 ° E 07-02-1945. | |
640 - 644 | Отменено в 1943 году. | ||||||
645 | RO-56 (ex- ro-75 ) |
Mitsui-Tamano Shipyard | 02-12-1943 как RO-75 | 05-07-1944 | 15-11-1944 | Потол USS Mertz и USS Monssen недалеко от Оки Дайтё 26 ° 09 ′ N 130 ° 21ste / 26,150 ° N 130,350 ° E 09-04-1945. | |
646 - 654 | Отменено в 1943 году. | ||||||
5181 - 5223 | Отменено в 1943 году. |
Характеристики
[ редактировать ]Тип | Кайчу I ( RO-11 ) | Кайчу II ( RO-13 ) | Кайаку III ( ROM-16 ) | Кайчуив ( RO-26 ) | |
Смещение | Всплыл | 720 длинных тонн (732 т) | 740 длинных тонн (752 т) | 740 длинных тонн (752 т) | 750 длинных тонн (762 т) |
Погружено | 1000 длинных тонн (1016 т) | 1 003,1 длинные тонны (1019 т) | 997 длинных тонн (1013 т) | 1 080 длинных тонн (1097 т) | |
Длина (в целом) | 69,19 м (227 футов 0 дюймов) | 70,10 м (230 футов 0 дюймов) | 70,10 м (230 футов 0 дюймов) | 74,22 м (243 фута 6 дюймов) | |
Луч | 6,35 м (20 футов 10 дюймов) | 6,10 м (20 футов 0 дюймов) | 6,12 м (20 футов 1 дюйма) | 6,12 м (20 футов 1 дюйма) | |
Черновик | 3,43 м (11 футов 3 дюйма) | 3,68 м (12 футов 1 дюйма) | 3,70 м (12 футов 2 дюйма) | 3,73 м (12 футов 3 дюйма) | |
Электростанция и вал | 2 × Sulzer Mk.2 Дизели 2 валы |
2 × Sulzer Mk.2 Дизели 2 валы |
2 × Sulzer Mk.2 Дизели 2 валы |
2 × Sulzer Mk.2 Дизели 2 валы | |
Власть | Всплыл | 2900 л.с. | 2900 л.с. | 2900 л.с. | 2900 л.с. |
Погружено | 1200 Shp | 1200 Shp | 1200 Shp | 1200 Shp | |
Скорость | Всплыл | 18,2 узлов (33,7 км/ч) | 16,5 узлов (30,6 км/ч) | 16,5 узлов (30,6 км/ч) | 16,0 узлов (29,6 км/ч) |
Погружено | 9,1 узлов (16,9 км/ч) | 8,5 узлов (15,7 км/ч) | 8,5 узлов (15,7 км/ч) | 8,5 узлов (15,7 км/ч) | |
Диапазон | Всплыл | 4000 млн. (7400 км) со скоростью 10 узлов (19 км/ч) | 6000 нми (11 000 км) со скоростью 10 узлов (19 км/ч) | 6000 нми (11 000 км) со скоростью 10 узлов (19 км/ч) | 6000 нми (11 000 км) со скоростью 10 узлов (19 км/ч) |
Погружено | 85 нми (157 км) со скоростью 4 узла (7,4 км/ч) | 85 нми (157 км) со скоростью 4 узла (7,4 км/ч) | 85 нми (157 км) со скоростью 4 узла (7,4 км/ч) | 85 нми (157 км) со скоростью 4 узла (7,4 км/ч) | |
Глубина испытания | 30 м (98 футов) | 30 м (98 футов) | 45,7 м (150 футов) | 45,7 м (150 футов) | |
Топливо | 58,4 тонны | 75 тонн | 75 тонн | 75 тонн | |
Дополнение | 43 | 43 | 46 | 46 | |
Вооружение (начальное) | • 6 × 450 мм (18 дюймов) TTS (4 × спереди, 2 × башня) • Торпеды 10 × типа 44 • 1 × 76,2 мм (3,00 дюйма) L/23,5 5 -й год тип AA пистолет |
• 6 × 450 мм (18 дюймов) TTS (4 × спереди, 2 × верхняя палуба) • Торпеды 10 × типа 44 • 1 × 76,2 мм (3,00 дюйма) L/23,5 5 -й год тип AA пистолет |
• 6 × 450 мм (18 дюймов) TTS (4 × спереди, 2 × верхняя палуба) • Торпеды 10 × типа 44 • 1 × 76,2 мм (3,00 дюйма) L/23,5 5 -й год тип AA пистолет |
• 4 × 533 мм (21 дюйм) TTS (4 × спереди) типа 8 × 6 лет • Торпеды • 1 × 76,2 мм (3,00 дюйма) L/23,5 5 -й год тип AA пистолет |
Тип | Кайчу V ( RO-29 ) | Кайчу VI ( RO-33 ) | Кайчу VII ( RO-35 ) | |
Смещение | Всплыл | 852 длинные тонны (866 т) | 700 длинных тонн (711 т) | 960 длинных тонн (975 т) |
Погружено | 1 030 длинных тонн (1047 т) | 1200 тонн (1219 т) | 1447 длинных тонн (1470 т) | |
Длина (в целом) | 74,22 м (243 фута 6 дюймов) | 73,00 м (239 футов 6 дюймов) | 80,50 м (264 фута 1 дюйма) | |
Луч | 6,12 м (20 футов 1 дюйма) | 6,70 м (22 фута 0 дюймов) | 7,05 м (23 фута 2 дюйма) | |
Черновик | 3,73 м (12 футов 3 дюйма) | 3,25 м (10 футов 8 дюймов) | 4,07 м (13 футов 4 дюйма) | |
Электростанция и вал | 2 × Sulzer Mk.1 дизели 2 валы |
2 × Campon Mk.21 Модель 8 дизелей 2 валы |
2 × Campon Mk.22 Модель 10 дизелей 2 валы | |
Власть | Всплыл | 1200 л.с. | 3000 л.с. | 4200 л.с. |
Погружено | 1200 Shp | 1200 Shp | 1200 Shp | |
Скорость | Всплыл | 13,0 узлов (24,1 км/ч) | 19,0 узлов (35,2 км/ч) | 19,8 узлов (36,7 км/ч) |
Погружено | 8,5 узлов (15,7 км/ч) | 8,2 узла (15,2 км/ч) | 8,0 узлов (14,8 км/ч) | |
Диапазон | Всплыл | 6000 нми (11 000 км) со скоростью 10 узлов (19 км/ч) | 8000 млн. (15 000 км) на 12 узлов (22 км/ч) | 5000 млн. (9 300 км) со скоростью 16 узлов (30 км/ч) |
Погружено | 85 нми (157 км) со скоростью 4 узла (7,4 км/ч) | 90 нми (170 км) в 3,5 узлах (6,5 км/ч) | 45 нми (83 км) при 5 узлах (9,3 км/ч) | |
Глубина испытания | 45,7 м (150 футов) | 75 м (246 футов) | 80 м (260 футов) | |
Топливо | 143 тонны | 109 тонн | 218 тонн | |
Дополнение | 44 | 61 | 61 | |
Вооружение (начальное) | • 4 × 533 мм (21 дюйм) TTS (4 × спереди) • Торпеды типа 8 × 6 лет • 1 × 120 мм (4,7 дюйма) L/45 11 -й год. • Пулемет 1 × 6,5 мм |
• 4 × 533 мм (21 дюйм) TTS (4 × спереди) • Торпеды 8 × типа 89 • 1 × 76,2 мм (3,00 дюйма) L/40 11 -й год типа AA пистолет • 1 × 13,2 мм (0,52 дюйма) тип 93 АА пистолет |
• 4 × 533 мм (21 дюйм) TTS (4 × спереди) • Торпеды типа 95 типа 95 • 1 × 76,2 мм (3,00 дюйма) L/40 11 -й год типа AA пистолет • 2 × тип 96 25 мм AA Guns |
Библиография
[ редактировать ]- "Rekishi Gunzō " , История Тихоокеанской войны Vol.17 I-Gō Submarines , Gakken (Япония), январь 1998 г. ISBN 4-05-601767-0
- Рекиши Ганзо, История Тихоокеанской войны, «Идеальный гид, подводные лодки имперских японских сил» , Гаккен (Япония), март 2005 г. ISBN 4-05-603890-2
- Special Maru, японские военно-морские суда № 43 Японские подводные лодки III , Ushio Shobō (Япония), сентябрь 1980 г., Код книги 68343-44
- Специальные японские военно-морские суда № 132 Японских подводных лодок I
- Специальные, японские военно-морские суда № 133 Японские подводные лодки II «Пересмотренное издание» , Ushio Shobō (Япония), март 1988 г., Кодекс книги 68344-37
- Special Maru, японские военно-морские суда № 135 Японские подводные лодки IV , Ushio Shobō (Япония), май 1988 г., Код книги 68344-39
Ссылки
[ редактировать ]- ^ sensuikan Ro dai -11 . -gō