Берсеркер
В древнескандинавском письменном корпусе берсерками ( древнескандинавское : berserkir ) были те, кто, как говорили, сражался в ярости, похожей на транс , характеристика, которая позже дала начало современному английскому слову «берсерк» (означающему «яростно жестокий или вышедший из-под контроля»). '). Берсерки упоминаются во многих древнескандинавских источниках.
Этимология
[ редактировать ]Древнескандинавская форма этого слова была «берсерк» (множественное число « берсеркир »). Вероятно, оно означает « медвежья рубашка» (сравните среднеанглийское слово « serk », означающее «рубашка»), «тот, кто носит пальто, сделанное из медвежьей шкуры ». [ 2 ] Историк тринадцатого века Снорри Стурлусон интерпретировал это значение как «голая рубашка», то есть воины шли в бой без доспехов . [ 3 ] но от этой точки зрения в основном отказались из-за противоречий и отсутствия подтверждающих доказательств. [ 2 ] [ 4 ]
Раннее начало
[ редактировать ]Некоторые авторы предполагают, что северная воинская традиция возникла из охотничьей магии. [ 5 ] [ 6 ] три основных культа По-видимому, сложились животных: культ медведя , волка и кабана . [ 5 ]
Германские наемники в римской армии
[ редактировать ]
Барельефы в на колонне Траяна Риме (завершены в 113 г. н.э.) изображают сцены Дакии завоевания Траяном в 101–106 гг . н.э. В сценах показаны его римские солдаты, а также вспомогательные силы и союзники из приграничных регионов Рима, в том числе воины племен с обеих сторон Рейна. Есть воины, изображенные босыми, с обнаженной грудью, с оружием и шлемами, которые ассоциируются с германцами . Сцена 36 на колонне показывает, как некоторые из этих воинов стоят вместе, некоторые в медвежьих шапках, а некоторые в волчьих. Нигде больше в истории германские воины-медведи и воины-волки не сражались вместе до 872 года нашей эры с описанием Турбьёрном Хорнклофи битвы при Хафрсфьорде , когда они вместе сражались за короля Харальда Прекрасноволосого . Норвегии [ 7 ]
Изображения периода миграции
[ редактировать ]В 1639 и 1734 годах соответственно два богато украшенных рога из листового золота, Золотые рога Галлехуса , были обнаружены в Южной Ютландии, Дания. В качестве украшения первый рог, больший из двух, изображает двух вооруженных мужчин с головами животных, обращенных друг к другу. Эти изображения, датированные началом V века, могут изображать медвежьих охотников или что-то в этом роде.
Весной 1870 года четыре эпохи Венделя литые бронзовые штампы , пластины Торслунда , были найдены Эриком Густавом Петтерссоном и Андерсом Петтером Нильссоном в пирамиде из камней на землях фермы № 5 Бьернховда в приходе Торслунда, Эланд, Швеция, одном из они показывают то, что похоже на ритуал берсерка. [ 8 ] [ 9 ]
В 1887 году могилы двух мужчин -алеманнов VII века были обнаружены во время строительных работ в непосредственной близости от церкви Святого Галла в районе Гутенштейн города Зигмаринген , Германия. В одной из могил, среди прочего, находились серебряные ножны для меча, ножны Гутенштейна . На нем изображена фигура воина с волчьей головой, держащая меч и копье. Считается, что на нем изображен ульфхединн (воин-волк), поскольку дохристианская Центральная Европа была частью той же традиции, что и скандинавские. [ 10 ]
Были также найдены другие фигуры с головами животных, такие как фигура с рогами на котле Гундеструпа , найденная в северной Ютландии, Дания, в 1891 году и датированная 200 г. до н.э. - 300 г. н.э.
-
Воины с головами животных на рогах Галлехуса . [ 10 ]
-
Воин с головой животного и одноглазый персонаж на одной из пластин Торслунда .
-
Воин с головой волка на ножнах Гутенштейна .
-
Рогатая фигура на котле Гундеструпа .
Типы
[ редактировать ]Берсерки – воины-медведи
[ редактировать ]- Изображение слева: рунный камень Vg 56 из Вестергётланда , Швеция, возможно, изображающий берсерка в шкуре животного. [ 11 ]
- Изображение справа: Умозрительный церемониальный головной убор из медвежьей шкуры современного реконструктора- берсерка .
Некоторые авторы предполагают, что берсерки черпали свою силу от медведя и были приверженцами медвежьего культа , некогда широко распространенного в северном полушарии. [ 6 ] [ 12 ] Берсерки сохраняли свои религиозные обряды, несмотря на свое боевое мастерство, поскольку в саге о Сварфдале рассказывается о вызове на единоборство, который берсерк отложил на три дня после Йоля. [ 5 ] Тела погибших берсерков перед погребальными обрядами клали в медвежьи шкуры. [ 13 ] Символика медведя-воина сохранилась и по сей день в виде шапок из медвежьей шкуры, которые носили гвардейцы датских монархов. [ 5 ]
В бою берсерки были подвержены приступам безумия. Они выли, как дикие звери, с пеной у рта и грызли края своих щитов. По поверью, во время этих припадков они были невосприимчивы к стали и огню и вносили большой хаос в ряды противника. Когда лихорадка утихла, они стали слабыми и ручными. Счета можно найти в сагах. [ 14 ] [ 15 ]
«Прийти в ярость» означало « хамаскировать », что переводится как «изменить форму», в данном случае как в значении «войти в состояние дикой ярости». Некоторые ученые интерпретировали тех, кто мог превращаться в берсерка, как « хамраммра » или «сильного по форме» — буквально способного принимать форму медведя. [ 16 ] : 126 Например, группа людей, которые идут со Скаллагримом в «Саге об Эгиле», чтобы увидеть короля Харальда по поводу убийства его брата Торольфа, описывается как «самый жестокий из людей, с оттенком сверхъестественного в некоторых из них… они [были] построены и по форме больше похожи на троллей, чем на людей». Иногда это интерпретируется как группа мужчин, являющихся « хамраммром », хотя единого мнения нет. [ 17 ] [ 18 ] Другой пример « хамрамма » взят из « Саги о Хрольфе Краки» . Одна из историй рассказывает историю Бодвара Бьярки , берсерка, который способен превращаться в медведя и использует эту способность, чтобы сражаться на стороне короля Хролфра Краки . «Люди увидели, что перед людьми короля Хрольфа шел огромный медведь, всегда держась рядом с королем. Он убил своими передними лапами больше людей, чем любые пятеро королевских защитников». [ 19 ]
Ульфхеднар – воины-волки
[ редактировать ]- Изображение слева: вероятный Ульфхединн на одной из пластин Торслунда .
- Изображение справа: возможный ульфедин на ножнах Гутенштейна (копия).
Воины-волки появляются в легендах индоевропейцев, тюрков, монголов и индейских культур. [ 20 ] Германские воины-волки оставили свой след через щиты и штандарты, захваченные римлянами и выставленные в армилустрии в Риме. [ 21 ] [ 22 ]
Безумные воины, носящие волчьи шкуры, называемые ulfheðnar («волчьи шкуры» или, возможно, «волчьи язычники»; единственное число ulfheðinn ), упоминаются в саге о Vatnsdæla , Haraldskvæði и саге о Греттисе и постоянно упоминаются в сагах. как группа берсерков, всегда представленных как элитные последователи первого норвежского короля Харальда Прекрасноволосого . Говорят, что они носили волчью шкуру поверх кольчуги, когда вступали в бой. В отличие от берсерков, прямые ссылки на Ульфхеднара скудны. В «Саге об Эгиле» рассказывается о человеке по имени Квельдульф ( «Вечерний волк» ), который, как говорят, ночью превращался в волка. Этот Квельдульф описывается как берсерк, в отличие от ульфхединна . [ 22 ] [ 23 ] Ульфхеднара иногда называют особыми воинами Одина : «Люди [Одина] ходили без кольчуг и были безумны, как собаки или волки, кусали свои щиты... они убивали людей, но ни огонь, ни железо не действовали на них. Это называется «сходить с ума». [ 16 ] : 132 Кроме того, на шлемном прессе из Торслунды изображена сцена одноглазого воина в шлеме с птичьим рогом, предположительно Одина, рядом с воином с волчьей головой, вооруженным копьем и мечом в качестве отличительных черт, предположительно берсерк с волчьей шкурой: «воин с волчьей шкурой и очевидно одноглазым танцором в шлеме с птичьими рогами, который обычно интерпретируется как показ сцены, указывающей на отношения между бандой берсерков... и богом Одином». [ 24 ] [ 25 ]
«Джефурр» - предложенные воины-кабаны.
[ редактировать ]- Изображение слева: Воины в шлемах с кабаньими гребнями на одной из пластин Торслунда .
- Изображение справа: воин в шлеме с кабаньим гребнем на котле Гундеструпа .
В скандинавской поэзии слово j?furr , которое первоначально означало «дикий кабан», используется метафорически для обозначения «принц, монарх или воин», что, вероятно, связано с обычаем носить головы кабана в качестве шлемов или шлемов с кабаньим хохлатом в бою. [ 26 ]
Свиньи играли центральную роль в германском язычестве , проявляясь как в мифологии , так и в религиозной практике, особенно в сочетании с ванами , Фрейрами и Фрейей . Было высказано предположение, что, как и берсерки, воины могут ритуально превращаться в кабанов, чтобы обрести силу, храбрость и защиту в бою. Было высказано предположение, что этот процесс был связан с ношением кабаньих шлемов в качестве ритуального костюма. [ 27 ] [ 28 ]
Сертификаты
[ редактировать ]Берсерки занимают видное место во множестве других саг и поэм . Во многих более ранних сагах берсерки изображались телохранителями, элитными солдатами и защитниками королей. [ 29 ] Со временем этот образ изменится, и в сагах берсерки начнут описываться как хвастуны, а не как герои, и как хищные люди, которые грабят , грабят и убивают без разбора. [ 30 ] [ 29 ] В сагах Берсерков можно сузить до четырех разных типов. Королевский Берсерк, бросающий вызов Залу Берсерк, , Холмгангумад и Берсерк викингов . [ 29 ] Позже христианские толкователи считали берсерка «языческим дьяволом». [ 31 ]
Самое раннее сохранившееся упоминание термина «берсеркер» находится в «Харальдсквёди » , скальдической поэме, написанной Турбьёрном Хорнклофи в конце 9-го века в честь короля Харальда Прекрасноволосого , как ulfheðnar («люди, одетые в волчьи шкуры»). В этом переводе саги о Харальдсквёди описываются берсерки Харальда: [ 32 ]
Я спрошу у берсерков, вы, вкусители крови,
Эти бесстрашные герои, как с ними обращаются,
Те, кто вступает в бой?
Их называют волчьими. В бою
Они несут кровавые щиты.
Красны от крови их копья, когда они вступают в бой.
Они образуют закрытую группу.
Князь в своей мудрости доверяет таким людям
Кто пробивает вражеские щиты.
«Вкусителями крови» (кеннинг ) в этом отрывке считаются вороны, которые пировали убитыми. [ 32 ]
Исландский историк и поэт Снорри Стурлусон дал следующее описание берсерков (1179–1241) в своей «Саге об Инглингах» :
Его ( Одина ) люди бросались вперед без доспехов, были безумны, как собаки или волки, кусали свои щиты, были сильны, как медведи или дикие быки, и убивали людей одним ударом, но ни огонь, ни железо не действовали на них. Это называлось Берсеркерганг . [ 33 ]
Использование королем Харальдом Прекрасноволосым берсерков в качестве « ударных войск » расширило сферу его влияния. [ нужна ссылка ] Другие скандинавские берсерков как часть своей армии хирдменов короли использовали и иногда приравнивали их к королевским телохранителям . [ 29 ] Возможно, некоторые из этих воинов лишь переняли организацию или ритуалы берсерков Мэннербюнде или использовали это имя как сдерживающий фактор или заявление о своей свирепости.
Акцент сделан на бешеной натуре берсерков, отсюда и современный смысл слова «берсерк». Однако источники описывают несколько других характеристик, которые игнорируются или игнорируются современными комментаторами. Утверждение Снорри о том, что «ни огонь, ни железо не подействовали на них», повторяется раз за разом. В источниках часто указывается, что на берсерков не действовало ни холодное оружие, ни огонь, хотя они не были застрахованы от дубинок и других тупых инструментов. Например:
Эти люди попросили Хальвдана атаковать Хардбина и его защитников поодиночке; и он не только обещал сражаться, но и самым уверенными словами заверил себя в победе. Когда Хардбин услышал это, его внезапно охватило демоническое безумие; он яростно кусал и пожирал края своего щита; он все глотал горящие угли; он хватал ртом горящие угли и пускал их в свои внутренности; он мчался сквозь опасности потрескивающего огня; и наконец, когда он преодолел все виды безумия, он яростной рукой направил свой меч на сердца шести своих защитников. Сомнительно, было ли это безумие вызвано жаждой битвы или природной свирепостью. Затем с оставшимся отрядом своих защитников он напал на Хальвдана, который раздавил его молотом невероятных размеров, так что он лишился и победы, и жизни; заплатив наказание как Хальвдану, которому он бросил вызов, так и королям, чьих потомков он жестоко изнасиловал... [ 34 ]
Точно так же защитники Хрольфа Краки отказываются отступать «от огня или железа». Другой частый мотив относится к берсеркам, притупляющим клинки врага заклинаниями или взглядом злых глаз. Это появляется еще в «Беовульфе» , где эту характеристику приписывают Гренделю . И поедание огня , и невосприимчивость к холодному оружию напоминают трюки, в народе приписываемые факирам . В 1015 году ярл Эйрик Хаконарсон из Норвегии объявил берсерков вне закона. Грагас , средневековый исландский свод законов , приговаривал воинов-берсерков к объявлению вне закона . К XII веку организованные отряды берсерков исчезли.
Шахматные фигуры Льюиса , найденные на острове Льюис ( Внешние Гебриды , Шотландия ), но предположительно изготовленные скандинавами, включают берсерков, изображенных кусающими свои щиты .
Теории
[ редактировать ]
Ученый Хильда Эллис-Дэвидсон проводит параллель между берсерками и упоминанием византийского императора Константина VII (905–959 гг. н.э.) в его книге De cerimoniis aulae byzantinae («Книга церемоний византийского двора») об « готического исполнении танца». членами его Варяжской гвардии (скандинавские воины на службе Византийской империи ), которые принимали участие в шкурах животных и масках: она считает, что это могло быть связано с обрядами берсерков. [ 36 ]
Ярость, которую испытывал берсерк, называлась берсеркерганг («приступ берсерка/безумие» или «движение берсерка»). Это состояние было описано следующим образом:
Эта ярость, которую называли берсеркергангом , возникала не только в пылу боя, но и во время кропотливой работы. Схваченные таким образом люди совершали вещи, которые иначе казались невозможными для человеческих сил. Говорят, что это состояние началось с дрожи, стука зубов и озноба в теле, а затем лицо опухло и изменило свой цвет. С этим было связано большое вспыльчивость, перешедшая наконец в великую ярость, под которой они выли, как дикие звери, кусали края своих щитов и рубили все, что встречалось, не различая друга и врага. Когда это состояние прекратилось, последовало сильное притупление ума и слабость, которые могли длиться один или несколько дней. [ 37 ]
Когда деревни викингов дружно вступали в войну, берсерки часто носили специальную одежду, например, меха волка или медведя, чтобы указать, что этот человек был берсерком и не мог отличить друга от врага, находясь в « берсеркерганге ». Таким образом, другие союзники будут знать, что нужно держаться на расстоянии. [ 38 ]
Некоторые ученые предполагают, что определенные примеры ярости берсерка были вызваны добровольным употреблением наркотиков, таких как галлюциногенные грибы. [ 37 ] [ 39 ] [ 40 ] или большое количество алкоголя . [ 41 ] Это очень обсуждается [ 42 ] но эта теория дополнительно подтверждается обнаружением семян белены черной ( Hyoscyamus niger ) в могиле викингов, раскопанной недалеко от Фирката, Дания, в 1977 году. [ 43 ] Анализ симптомов, вызываемых Hyoscyamus niger, также аналогичен симптомам, приписываемым состоянию берсерка, что позволяет предположить, что оно могло использоваться для создания воинственного настроения. [ 44 ] Другие объяснения безумия берсерка, которые были выдвинуты, включают в себя, среди других причин, вызванную им истерию , эпилепсию или психическое заболевание . [ 45 ]
Одна из теорий берсерков предполагает, что физические проявления берсерков наряду с их яростью были формой самоиндуцированной истерии. Инициируется перед битвой посредством ритуального действия, направленного на эффект, которое включает в себя такие действия, как кусание щита и животный вой. [ 46 ]
Джонатан Шэй проводит явную связь между яростью солдат и гипервозбуждением посттравматического стрессового расстройства . [ 47 ] В «Ахиллесе во Вьетнаме » он пишет:
Если солдат выживает в состоянии берсерка, это придает его психологии эмоциональную неподвижность и уязвимость перед взрывной яростью и постоянное гипервозбуждение его физиологии — отличительные черты посттравматического стрессового расстройства у ветеранов боевых действий. Мой клинический опыт работы с ветеранами вьетнамских боевых действий подсказывает мне, что состояние берсерка лежит в основе их самых тяжелых психологических и психофизиологических травм. [ 48 ]
Было высказано предположение, что поведение берсерков вдохновило легенду об оборотне . [ 49 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]
- Дж. Р. Р. Толкин , в значительной степени опирается на скандинавскую мифологию в своих рассказах о Средиземье , включая «Хоббит» . Там берсерк Беорн может превратиться в огромного медведя, опасного как для друзей, так и для врагов. [ 50 ]
- В The Witcher 3: Wild Hunt берсерки предстают в виде людей, превратившихся в медведей. [ 51 ]
- В Assassin's Creed Valhalla берсерки упоминаются на протяжении всей игры, а бонусный квест предварительного заказа «Путь берсерка» сосредоточен вокруг берсерка по имени Бьорн. [ 52 ]
- Класс «берсеркер» появляется в Path of Exile . [ 53 ]
- В Gears of War есть враг, известный как Саранча. В касту Саранчи входят дроны , а женщин называют берсерками. [ 54 ] [ нужен неосновной источник ]
- Тор Одинсон был изображен в состоянии, похожем на ярость берсерка, под названием «Безумие воина», которое увеличивает его силу, скорость, стойкость и выносливость на несколько месяцев, хотя Тор имеет очень мало контроля в этом состоянии. «Посох Берсерка» показан в телешоу Marvel «Агенты ЩИТА» . [ 55 ]
- «Рухнувшие небеса» — научно-фантастический сериал Стивена Спилберга , в котором оставшееся после резни человечество оказывает вооруженное сопротивление инопланетному вторжению. Небольшая фракция бойцов-наемников в составе человеческой когорты, которая находится в центре событий сериала, известна как Берсеркеры. [ 56 ]
- В фильме 2022 года «Северянин » главный герой Амлет ( Александр Скарсгард ) воспитывается в составе группы берсерков. В фильме также показан ритуал берсерка. [ 57 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кершоу 1997 , с. 13.
- ^ Jump up to: а б Асгейр Блёндал Магнуссон (1989). «Исландский этимологический словарь» (на исландском языке). Архивировано из оригинала 12 апреля 2021 года . Проверено 2 ноября 2019 г.
- ^ Блейни, Бенджамин (1972). Берсеркер: его происхождение и развитие в древнескандинавской литературе . доктор философии Дисс. Университет Колорадо. п. 20.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Симек 1995 , с. 47.
- ^ Jump up to: а б с д Пруденс Джонс и Найджел Пенник (1997). «Поздняя германская религия». История языческой Европы . Рутледж; Переработанное издание. стр. 154–56. ISBN 978-0415158046 .
- ^ Jump up to: а б А. Ирвинг Хэллоуэлл (1925). «Медвежий обряд в Северном полушарии» . Американский антрополог . 28 :2. дои : 10.1525/aa.1926.28.1.02a00020 .
- ^ Speidel 2004 , стр. 3–7.
- ^ MedievHistories (12 июня 2014 г.). «Один из Левиде» . Средневековые истории . Архивировано из оригинала 3 июля 2018 года . Проверено 1 декабря 2017 г.
- ^ «Шлемы и мечи в Беовульфе» Кнута Стьерны из праздничного письма Оскару Монтелиусвагену, опубликованного в 1903 году.
- ^ Jump up to: а б Цена 2019 , с. 308.
- ^ Цена 2019 , с. 309.
- ^ Ниорадзе, Георгий. «Шаманизм у сибирских народов», Стретчер и Шредер, 1925.
- ^ Даниэлли, М., «Церемониал инициации из скандинавской литературы», Folk-Lore, v56, 1945, стр. 229–45.
- ^ Исландско-английский словарь, заархивированный 29 марта 2017 года в Wayback Machine Ричардом Клисби и Гудбрандом Вигфуссоном (1874), с. 61
- ^ «Берсерки» . Национальный музей Дании . Архивировано из оригинала 24 мая 2022 года . Проверено 20 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Дэвидсон, Хильда Р.Э. (1978). Изменение формы в древнескандинавских сагах . Кембридж: Брюэр; Тотова: Роуман и Литтлфилд.
- ^ Стурлусон, Снорри (1976). Сага об Эгиле . Хармондсворт (Пингвин). п. 66 . ISBN 9780140443219 .
- ^ Якобссон, Арманн (2011). «Зверь и человек: Реализм и оккультизм в саге об Эгилсе ». Скандинавские исследования . 83 (1): 34. doi : 10.1353/scd.2011.0013 . S2CID 162375667 .
- ^ Джонс, Гвин (1961). Эйрик Рыжий и другие исландские саги . Лондон: Издательство Оксфордского университета. п. 313. ИСБН 978-0192505828 . OCLC 184742664 .
- ^ Спейдель 2004 , с. 10.
- ^ Спейдель 2004 , с. 15.
- ^ Jump up to: а б Шпайдель 2002 , с. 15.
- ^ Симек 1995 , с. 435.
- ^ Гранди, Стефан (1998). Оборотни и Берсеркганг . Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета. п. 18.
- ^ Симек 1995 , с. 48.
- ^ «Йофурр» . cleasby-vigfusson-dictionary.vercel.app . Проверено 19 апреля 2024 г.
- ^ Бек, Х. 1965 Ebersignum на германском языке. Вклад в германскую животную символику. Берлин: В. де Грюйтер.
- ^ Коваржова, Л. (2011). «Свинья в древней скандинавской религии и мировоззрении». Острова Хаскола . S2CID 154250096 .
- ^ Jump up to: а б с д Дункан, Дейл, Родерик Томас (10 декабря 2014 г.). «Берсеркир: новый взгляд на явление в литературе и жизни» . eprints.nottingham.ac.uk . Архивировано из оригинала 12 апреля 2021 года . Проверено 3 декабря 2018 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Кершоу 1997 , с. 70.
- ^ Блейни, Бенджамин (1972). Берсерк: его происхождение и развитие в древнескандинавской литературе . доктор философии Дисс. Университет Колорадо. п. iii.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Пейдж, Род-Айленд (1995). Хроники викингов . Торонто, Канада: Университет Торонто Press. п. 109. ИСБН 9780802071651 . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 13 августа 2021 г.
- ^ Лэнг, Сэмюэл (1889). Саги о скандинавских королях Лондон: Джон. К. Нимо. п. 276
- ^ Элтон, Оливер (1905) Девять книг датской истории Саксона Грамматика . Нью-Йорк: Общество Норроены. см . в выпуске № 28a библиотеки средневековой и классической литературы, заархивировано 5 августа 2017 г. на Wayback Machine . Полный текст
- ^ Цена 2019 , с. 307.
- ^ Эллис-Дэвидсон, Хильда Р. (1967) Языческая Скандинавия , с. 100. Издательство Фредерика А. Прегера ASIN B0000CNQ6I.
- ^ Jump up to: а б Фабинг, Ховард Д. (1956). «В состоянии бешенства: нейрохимическое исследование». Научный ежемесячник . 83 (5): 232–37. Бибкод : 1956SciMo..83..232F . JSTOR 21684 .
- ^ Мир викингов. Эльза Россдал. Гильдендаль 2001 г.
- ^ Хоффер, А. (1967). Галлюциногены . Академическая пресса. стр. 443–54. ISBN 978-1483256214 .
- ^ Ховард, Фабинг (ноябрь 1956 г.). «В состоянии бешенства: нейрохимическое исследование». Научный ежемесячник . 113 (5): 232. Бибкод : 1956SciMo..83..232F .
- ^ Верник, Роберт (1979) Викинги . Александрия, Вирджиния: Книги Time-Life . п. 285
- ^ Фатур, Карстен (15 ноября 2019 г.). «Саги о пасленовых: умозрительные этноботанические взгляды на скандинавских берсерков » Журнал этнофармакологии . 244 : 112151. doi : 10.1016/j.jep.2019.112151 . ПМИД 31404578 .
- ^ С., Прайс, Нил (2002). Путь викингов: религия и война в Скандинавии позднего железного века . Уппсальский университет. Уппсала: Кафедра археологии и древней истории. ISBN 978-9150616262 . OCLC 52987118 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Фатур, Карстен (15 ноября 2019 г.). «Саги о пасленовых: умозрительные этноботанические взгляды на скандинавских берсерков » Журнал этнофармакологии . 244 : 112151. doi : 10.1016/j.jep.2019.112151 . ISSN 0378-8741 . ПМИД 31404578 .
- ^ Фут, Питер Г. и Уилсон, Дэвид М. (1970) Достижения викингов . Лондон : Сиджвик и Джексон. п. 285.
- ^ Либерман, Анатолий (1 января 2005 г.). «Берсерки в истории и легендах». Русская история . 32 (1): 401–411. дои : 10.1163/187633105x00213 . ISSN 0094-288X .
- ^ Шэй, Дж. (2000). «Убийственная ярость: физис или номос - или и то, и другое», стр. 31–56 в книге « Война и насилие в Древней Греции» . Дакворт и классическая пресса Уэльса. ISBN 0715630466
- ^ Шэй, Джонатан (1994). Ахиллес во Вьетнаме . Нью-Йорк: Скрибнер. п. 98 . ISBN 978-0-689-12182-1 .
- ^ «Берсеркер» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 12 апреля 2021 года . Проверено 16 января 2019 г.
- ^ Атертон, Марк (2012). Туда и обратно: Дж.Р.Р. Толкин и истоки Хоббита . Издательство Блумсбери. п. 37. ИСБН 9780857721662 .
- ^ «Ведьмак 3: 10 вещей, которые вы не знали о берсерках» . Геймер. Архивировано из оригинала 21 марта 2023 года . Проверено 21 марта 2023 г.
- ^ «Только один из бонусных квестов Assassin's Creed Valhalla хорош» . Котаку . 16 ноября 2020 года. Архивировано из оригинала 24 апреля 2022 года . Проверено 24 апреля 2022 г.
- ^ Мел, Энди (28 января 2016 г.). «Новый класс Восхождения в Path of Exile — Берсеркер» . ПК-геймер . Архивировано из оригинала 12 декабря 2023 года . Проверено 12 декабря 2023 г.
- ^ «берсеркер» . Механизмы войны . Архивировано из оригинала 4 февраля 2020 года . Проверено 4 февраля 2020 г.
- ^ «Агенты ЩИТА: Цель в машине» . Развлекательный еженедельник. Архивировано из оригинала 20 марта 2023 года . Проверено 20 марта 2023 г.
- ^ «Обзор 6 серии 3 сезона «Рухнувшие небеса»: Молчи и выходи» . Логово Компьютерщика. Архивировано из оригинала 21 марта 2023 года . Проверено 21 марта 2023 г.
- ^ «Объяснение концовки северянина (подробно)» . Экранная ругань . 22 апреля 2022 года. Архивировано из оригинала 23 апреля 2022 года . Проверено 24 апреля 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бек, Х. (1965). Знак кабана на германском языке. Вклад в германскую животную символику . Берлин: В. де Грюйтер.
- Кершоу, Присцилла К. (1997). Одноглазый Бог: Один и (индо-)германское Männerbünde . Серия монографий. Том. 36. Журнал индоевропейских исследований. ISBN 978-0941694742 . Архивировано из оригинала 11 июля 2023 года . Проверено 13 августа 2021 г.
- Спайдел, Майкл П. (2002). «Берсерки: история индоевропейских безумных воинов». Журнал всемирной истории . 13 (2): 253–290. ISSN 1045-6007 . JSTOR 20078974 .
- Шпайдель, Майкл П. (2004), Древние германские воины: стили воинов от колонны Траяна до исландских саг , Лондон: Routledge, ISBN 978-0415486828
- Прайс, Нил (2019). Путь викингов, магия и разум в Скандинавии позднего железного века (2-е изд.). Oxbow Books, Оксфорд и Филадельфия. ISBN 9781842172605 .
- Симек, Рудольф (1995), Лексикон германской мифологии , Штутгарт: Альфред Кренер, ISBN 978-3-520-36802-7
- Меркельбах, Ребекка. 2018. Eigi í mannligu eðli: Форма, чудовищность и берсеркизм в сагах исландцев. Оборотни в средневековой североатлантической литературе , Сантьяго Франсиско Баррейро и Лусиана Мейбл Кордо Руссо, ред., 83–106. Издательство Амстердамского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Шлем Вандл с бронзовыми пластинами, изображающими воинов-кабанов, Свинфилкинг, 8 век нашей эры. Вальсгарде, Швеция
- Берсерки – что с ними случилось? (Йон Гейр Хойерстен: Журнал Норвежской медицинской ассоциации)
- Берсеркерганг (Леди-ответник викингов)
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- Берсерки-волки-люди