Jump to content

Берсеркер

(Перенаправлено с Ульфеднара )

Берсерк / Ульфхединн
Одна из эпохи Венделя тарелок Торслунда найденная на острове Эланд , в Швеции . Вероятно, на нем изображен одноглазый Один, ведущий берсерка или Ульфхедина . [ 1 ]

В древнескандинавском письменном корпусе берсерками ( древнескандинавское : berserkir ) были те, кто, как говорили, сражался в ярости, похожей на транс , характеристика, которая позже дала начало современному английскому слову «берсерк» (означающему «яростно жестокий или вышедший из-под контроля»). '). Берсерки упоминаются во многих древнескандинавских источниках.

Этимология

[ редактировать ]

Древнескандинавская форма этого слова была «берсерк» (множественное число « берсеркир »). Вероятно, оно означает « медвежья рубашка» (сравните среднеанглийское слово « serk », означающее «рубашка»), «тот, кто носит пальто, сделанное из медвежьей шкуры ». [ 2 ] Историк тринадцатого века Снорри Стурлусон интерпретировал это значение как «голая рубашка», то есть воины шли в бой без доспехов . [ 3 ] но от этой точки зрения в основном отказались из-за противоречий и отсутствия подтверждающих доказательств. [ 2 ] [ 4 ]

Раннее начало

[ редактировать ]

Некоторые авторы предполагают, что северная воинская традиция возникла из охотничьей магии. [ 5 ] [ 6 ] три основных культа По-видимому, сложились животных: культ медведя , волка и кабана . [ 5 ]

Германские наемники в римской армии

[ редактировать ]
Германские воины в медвежьих капюшонах на колонне Траяна

Барельефы в на колонне Траяна Риме (завершены в 113 г. н.э.) изображают сцены Дакии завоевания Траяном в 101–106 гг . н.э. В сценах показаны его римские солдаты, а также вспомогательные силы и союзники из приграничных регионов Рима, в том числе воины племен с обеих сторон Рейна. Есть воины, изображенные босыми, с обнаженной грудью, с оружием и шлемами, которые ассоциируются с германцами . Сцена 36 на колонне показывает, как некоторые из этих воинов стоят вместе, некоторые в медвежьих шапках, а некоторые в волчьих. Нигде больше в истории германские воины-медведи и воины-волки не сражались вместе до 872 года нашей эры с описанием Турбьёрном Хорнклофи битвы при Хафрсфьорде , когда они вместе сражались за короля Харальда Прекрасноволосого . Норвегии [ 7 ]

Изображения периода миграции

[ редактировать ]

В 1639 и 1734 годах соответственно два богато украшенных рога из листового золота, Золотые рога Галлехуса , были обнаружены в Южной Ютландии, Дания. В качестве украшения первый рог, больший из двух, изображает двух вооруженных мужчин с головами животных, обращенных друг к другу. Эти изображения, датированные началом V века, могут изображать медвежьих охотников или что-то в этом роде.

Весной 1870 года четыре эпохи Венделя литые бронзовые штампы , пластины Торслунда , были найдены Эриком Густавом Петтерссоном и Андерсом Петтером Нильссоном в пирамиде из камней на землях фермы № 5 Бьернховда в приходе Торслунда, Эланд, Швеция, одном из они показывают то, что похоже на ритуал берсерка. [ 8 ] [ 9 ]

В 1887 году могилы двух мужчин -алеманнов VII века были обнаружены во время строительных работ в непосредственной близости от церкви Святого Галла в районе Гутенштейн города Зигмаринген , Германия. В одной из могил, среди прочего, находились серебряные ножны для меча, ножны Гутенштейна [ де ] . На нем изображена фигура воина с волчьей головой, держащая меч и копье. Считается, что на нем изображен ульфхединн (воин-волк), поскольку дохристианская Центральная Европа была частью той же традиции, что и скандинавские. [ 10 ]

Были также найдены другие фигуры с головами животных, такие как фигура с рогами на котле Гундеструпа , найденная в северной Ютландии, Дания, в 1891 году и датированная 200 г. до н.э. - 300 г. н.э.

Берсерки – воины-медведи

[ редактировать ]

Некоторые авторы предполагают, что берсерки черпали свою силу от медведя и были приверженцами медвежьего культа , некогда широко распространенного в северном полушарии. [ 6 ] [ 12 ] Берсерки сохраняли свои религиозные обряды, несмотря на свое боевое мастерство, поскольку в саге о Сварфдале рассказывается о вызове на единоборство, который берсерк отложил на три дня после Йоля. [ 5 ] Тела погибших берсерков перед погребальными обрядами клали в медвежьи шкуры. [ 13 ] Символика медведя-воина сохранилась и по сей день в виде шапок из медвежьей шкуры, которые носили гвардейцы датских монархов. [ 5 ]

В бою берсерки были подвержены приступам безумия. Они выли, как дикие звери, с пеной у рта и грызли края своих щитов. По поверью, во время этих припадков они были невосприимчивы к стали и огню и вносили большой хаос в ряды противника. Когда лихорадка утихла, они стали слабыми и ручными. Счета можно найти в сагах. [ 14 ] [ 15 ]

«Прийти в ярость» означало « хамаскировать », что переводится как «изменить форму», в данном случае как в значении «войти в состояние дикой ярости». Некоторые ученые интерпретировали тех, кто мог превращаться в берсерка, как « хамраммра » или «сильного по форме» — буквально способного принимать форму медведя. [ 16 ] : 126  Например, группа людей, которые идут со Скаллагримом в «Саге об Эгиле», чтобы увидеть короля Харальда по поводу убийства его брата Торольфа, описывается как «самый жестокий из людей, с оттенком сверхъестественного в некоторых из них… они [были] построены и по форме больше похожи на троллей, чем на людей». Иногда это интерпретируется как группа мужчин, являющихся « хамраммром », хотя единого мнения нет. [ 17 ] [ 18 ] Другой пример « хамрамма » взят из « Саги о Хрольфе Краки» . Одна из историй рассказывает историю Бодвара Бьярки , берсерка, который способен превращаться в медведя и использует эту способность, чтобы сражаться на стороне короля Хролфра Краки . «Люди увидели, что перед людьми короля Хрольфа шел огромный медведь, всегда держась рядом с королем. Он убил своими передними лапами больше людей, чем любые пятеро королевских защитников». [ 19 ]

Ульфхеднар – воины-волки

[ редактировать ]

Воины-волки появляются в легендах индоевропейцев, тюрков, монголов и индейских культур. [ 20 ] Германские воины-волки оставили свой след через щиты и штандарты, захваченные римлянами и выставленные в армилустрии в Риме. [ 21 ] [ 22 ]

Безумные воины, носящие волчьи шкуры, называемые ulfheðnar («волчьи шкуры» или, возможно, «волчьи язычники»; единственное число ulfheðinn ), упоминаются в саге о Vatnsdæla , Haraldskvæði и саге о Греттисе и постоянно упоминаются в сагах. как группа берсерков, всегда представленных как элитные последователи первого норвежского короля Харальда Прекрасноволосого . Говорят, что они носили волчью шкуру поверх кольчуги, когда вступали в бой. В отличие от берсерков, прямые ссылки на Ульфхеднара скудны. В «Саге об Эгиле» рассказывается о человеке по имени Квельдульф ( «Вечерний волк» ), который, как говорят, ночью превращался в волка. Этот Квельдульф описывается как берсерк, в отличие от ульфхединна . [ 22 ] [ 23 ] Ульфхеднара иногда называют особыми воинами Одина : «Люди [Одина] ходили без кольчуг и были безумны, как собаки или волки, кусали свои щиты... они убивали людей, но ни огонь, ни железо не действовали на них. Это называется «сходить с ума». [ 16 ] : 132  Кроме того, на шлемном прессе из Торслунды изображена сцена одноглазого воина в шлеме с птичьим рогом, предположительно Одина, рядом с воином с волчьей головой, вооруженным копьем и мечом в качестве отличительных черт, предположительно берсерк с волчьей шкурой: «воин с волчьей шкурой и очевидно одноглазым танцором в шлеме с птичьими рогами, который обычно интерпретируется как показ сцены, указывающей на отношения между бандой берсерков... и богом Одином». [ 24 ] [ 25 ]

«Джефурр» - предложенные воины-кабаны.

[ редактировать ]

В скандинавской поэзии слово j?furr , которое первоначально означало «дикий кабан», используется метафорически для обозначения «принц, монарх или воин», что, вероятно, связано с обычаем носить головы кабана в качестве шлемов или шлемов с кабаньим хохлатом в бою. [ 26 ]

Свиньи играли центральную роль в германском язычестве , проявляясь как в мифологии , так и в религиозной практике, особенно в сочетании с ванами , Фрейрами и Фрейей . Было высказано предположение, что, как и берсерки, воины могут ритуально превращаться в кабанов, чтобы обрести силу, храбрость и защиту в бою. Было высказано предположение, что этот процесс был связан с ношением кабаньих шлемов в качестве ритуального костюма. [ 27 ] [ 28 ]

Сертификаты

[ редактировать ]

Берсерки занимают видное место во множестве других саг и поэм . Во многих более ранних сагах берсерки изображались телохранителями, элитными солдатами и защитниками королей. [ 29 ] Со временем этот образ изменится, и в сагах берсерки начнут описываться как хвастуны, а не как герои, и как хищные люди, которые грабят , грабят и убивают без разбора. [ 30 ] [ 29 ] В сагах Берсерков можно сузить до четырех разных типов. Королевский Берсерк, бросающий вызов Залу Берсерк, , Холмгангумад и Берсерк викингов . [ 29 ] Позже христианские толкователи считали берсерка «языческим дьяволом». [ 31 ]

Самое раннее сохранившееся упоминание термина «берсеркер» находится в «Харальдсквёди » , скальдической поэме, написанной Турбьёрном Хорнклофи в конце 9-го века в честь короля Харальда Прекрасноволосого , как ulfheðnar («люди, одетые в волчьи шкуры»). В этом переводе саги о Харальдсквёди описываются берсерки Харальда: [ 32 ]

Я спрошу у берсерков, вы, вкусители крови,
Эти бесстрашные герои, как с ними обращаются,
Те, кто вступает в бой?
Их называют волчьими. В бою
Они несут кровавые щиты.
Красны от крови их копья, когда они вступают в бой.
Они образуют закрытую группу.
Князь в своей мудрости доверяет таким людям
Кто пробивает вражеские щиты.

«Вкусителями крови» (кеннинг ) в этом отрывке считаются вороны, которые пировали убитыми. [ 32 ]

Исландский историк и поэт Снорри Стурлусон дал следующее описание берсерков (1179–1241) в своей «Саге об Инглингах» :

Его ( Одина ) люди бросались вперед без доспехов, были безумны, как собаки или волки, кусали свои щиты, были сильны, как медведи или дикие быки, и убивали людей одним ударом, но ни огонь, ни железо не действовали на них. Это называлось Берсеркерганг . [ 33 ]

Использование королем Харальдом Прекрасноволосым берсерков в качестве « ударных войск » расширило сферу его влияния. [ нужна ссылка ] Другие скандинавские берсерков как часть своей армии хирдменов короли использовали и иногда приравнивали их к королевским телохранителям . [ 29 ] Возможно, некоторые из этих воинов лишь переняли организацию или ритуалы берсерков Мэннербюнде или использовали это имя как сдерживающий фактор или заявление о своей свирепости.

Акцент сделан на бешеной натуре берсерков, отсюда и современный смысл слова «берсерк». Однако источники описывают несколько других характеристик, которые игнорируются или игнорируются современными комментаторами. Утверждение Снорри о том, что «ни огонь, ни железо не подействовали на них», повторяется раз за разом. В источниках часто указывается, что на берсерков не действовало ни холодное оружие, ни огонь, хотя они не были застрахованы от дубинок и других тупых инструментов. Например:

Эти люди попросили Хальвдана атаковать Хардбина и его защитников поодиночке; и он не только обещал сражаться, но и самым уверенными словами заверил себя в победе. Когда Хардбин услышал это, его внезапно охватило демоническое безумие; он яростно кусал и пожирал края своего щита; он все глотал горящие угли; он хватал ртом горящие угли и пускал их в свои внутренности; он мчался сквозь опасности потрескивающего огня; и наконец, когда он преодолел все виды безумия, он яростной рукой направил свой меч на сердца шести своих защитников. Сомнительно, было ли это безумие вызвано жаждой битвы или природной свирепостью. Затем с оставшимся отрядом своих защитников он напал на Хальвдана, который раздавил его молотом невероятных размеров, так что он лишился и победы, и жизни; заплатив наказание как Хальвдану, которому он бросил вызов, так и королям, чьих потомков он жестоко изнасиловал... [ 34 ]

Точно так же защитники Хрольфа Краки отказываются отступать «от огня или железа». Другой частый мотив относится к берсеркам, притупляющим клинки врага заклинаниями или взглядом злых глаз. Это появляется еще в «Беовульфе» , где эту характеристику приписывают Гренделю . И поедание огня , и невосприимчивость к холодному оружию напоминают трюки, в народе приписываемые факирам . В 1015 году ярл Эйрик Хаконарсон из Норвегии объявил берсерков вне закона. Грагас , средневековый исландский свод законов , приговаривал воинов-берсерков к объявлению вне закона . К XII веку организованные отряды берсерков исчезли.

Различные ладейные фигуры из шахматных фигур Льюиса , изображенные в виде воина, кусающего свой щит.

Шахматные фигуры Льюиса , найденные на острове Льюис ( Внешние Гебриды , Шотландия ), но предположительно изготовленные скандинавами, включают берсерков, изображенных кусающими свои щиты .

Фреска 11 в. Софийский собор в Киеве, на котором изображен ритуал берсерков, совершаемый варягами (скандинавами). [ 35 ]

Ученый Хильда Эллис-Дэвидсон проводит параллель между берсерками и упоминанием византийского императора Константина VII (905–959 гг. н.э.) в его книге De cerimoniis aulae byzantinae («Книга церемоний византийского двора») об « готического исполнении танца». членами его Варяжской гвардии (скандинавские воины на службе Византийской империи ), которые принимали участие в шкурах животных и масках: она считает, что это могло быть связано с обрядами берсерков. [ 36 ]

Ярость, которую испытывал берсерк, называлась берсеркерганг («приступ берсерка/безумие» или «движение берсерка»). Это состояние было описано следующим образом:

Эта ярость, которую называли берсеркергангом , возникала не только в пылу боя, но и во время кропотливой работы. Схваченные таким образом люди совершали вещи, которые иначе казались невозможными для человеческих сил. Говорят, что это состояние началось с дрожи, стука зубов и озноба в теле, а затем лицо опухло и изменило свой цвет. С этим было связано большое вспыльчивость, перешедшая наконец в великую ярость, под которой они выли, как дикие звери, кусали края своих щитов и рубили все, что встречалось, не различая друга и врага. Когда это состояние прекратилось, последовало сильное притупление ума и слабость, которые могли длиться один или несколько дней. [ 37 ]

Когда деревни викингов дружно вступали в войну, берсерки часто носили специальную одежду, например, меха волка или медведя, чтобы указать, что этот человек был берсерком и не мог отличить друга от врага, находясь в « берсеркерганге ». Таким образом, другие союзники будут знать, что нужно держаться на расстоянии. [ 38 ]

Некоторые ученые предполагают, что определенные примеры ярости берсерка были вызваны добровольным употреблением наркотиков, таких как галлюциногенные грибы. [ 37 ] [ 39 ] [ 40 ] или большое количество алкоголя . [ 41 ] Это очень обсуждается [ 42 ] но эта теория дополнительно подтверждается обнаружением семян белены черной ( Hyoscyamus niger ) в могиле викингов, раскопанной недалеко от Фирката, Дания, в 1977 году. [ 43 ] Анализ симптомов, вызываемых Hyoscyamus niger, также аналогичен симптомам, приписываемым состоянию берсерка, что позволяет предположить, что оно могло использоваться для создания воинственного настроения. [ 44 ] Другие объяснения безумия берсерка, которые были выдвинуты, включают в себя, среди других причин, вызванную им истерию , эпилепсию или психическое заболевание . [ 45 ]

Одна из теорий берсерков предполагает, что физические проявления берсерков наряду с их яростью были формой самоиндуцированной истерии. Инициируется перед битвой посредством ритуального действия, направленного на эффект, которое включает в себя такие действия, как кусание щита и животный вой. [ 46 ]

Джонатан Шэй проводит явную связь между яростью солдат и гипервозбуждением посттравматического стрессового расстройства . [ 47 ] В «Ахиллесе во Вьетнаме » он пишет:

Если солдат выживает в состоянии берсерка, это придает его психологии эмоциональную неподвижность и уязвимость перед взрывной яростью и постоянное гипервозбуждение его физиологии — отличительные черты посттравматического стрессового расстройства у ветеранов боевых действий. Мой клинический опыт работы с ветеранами вьетнамских боевых действий подсказывает мне, что состояние берсерка лежит в основе их самых тяжелых психологических и психофизиологических травм. [ 48 ]

Было высказано предположение, что поведение берсерков вдохновило легенду об оборотне . [ 49 ]

[ редактировать ]
Колдуны Николая Рериха , на котором изображен Ульфхеднар , совершающий ритуал.
  • Дж. Р. Р. Толкин , в значительной степени опирается на скандинавскую мифологию в своих рассказах о Средиземье , включая «Хоббит» . Там берсерк Беорн может превратиться в огромного медведя, опасного как для друзей, так и для врагов. [ 50 ]
  • В The Witcher 3: Wild Hunt берсерки предстают в виде людей, превратившихся в медведей. [ 51 ]
  • В Assassin's Creed Valhalla берсерки упоминаются на протяжении всей игры, а бонусный квест предварительного заказа «Путь берсерка» сосредоточен вокруг берсерка по имени Бьорн. [ 52 ]
  • Класс «берсеркер» появляется в Path of Exile . [ 53 ]
  • В Gears of War есть враг, известный как Саранча. В касту Саранчи входят дроны , а женщин называют берсерками. [ 54 ] [ нужен неосновной источник ]
  • Тор Одинсон был изображен в состоянии, похожем на ярость берсерка, под названием «Безумие воина», которое увеличивает его силу, скорость, стойкость и выносливость на несколько месяцев, хотя Тор имеет очень мало контроля в этом состоянии. «Посох Берсерка» показан в телешоу Marvel «Агенты ЩИТА» . [ 55 ]
  • «Рухнувшие небеса» — научно-фантастический сериал Стивена Спилберга , в котором оставшееся после резни человечество оказывает вооруженное сопротивление инопланетному вторжению. Небольшая фракция бойцов-наемников в составе человеческой когорты, которая находится в центре событий сериала, известна как Берсеркеры. [ 56 ]
  • В фильме 2022 года «Северянин » главный герой Амлет ( Александр Скарсгард ) воспитывается в составе группы берсерков. В фильме также показан ритуал берсерка. [ 57 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Кершоу 1997 , с. 13.
  2. ^ Jump up to: а б Асгейр Блёндал Магнуссон (1989). «Исландский этимологический словарь» (на исландском языке). Архивировано из оригинала 12 апреля 2021 года . Проверено 2 ноября 2019 г.
  3. ^ Блейни, Бенджамин (1972). Берсеркер: его происхождение и развитие в древнескандинавской литературе . доктор философии Дисс. Университет Колорадо. п. 20. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  4. ^ Симек 1995 , с. 47.
  5. ^ Jump up to: а б с д Пруденс Джонс и Найджел Пенник (1997). «Поздняя германская религия». История языческой Европы . Рутледж; Переработанное издание. стр. 154–56. ISBN  978-0415158046 .
  6. ^ Jump up to: а б А. Ирвинг Хэллоуэлл (1925). «Медвежий обряд в Северном полушарии» . Американский антрополог . 28 :2. дои : 10.1525/aa.1926.28.1.02a00020 .
  7. ^ Speidel 2004 , стр. 3–7.
  8. ^ MedievHistories (12 июня 2014 г.). «Один из Левиде» . Средневековые истории . Архивировано из оригинала 3 июля 2018 года . Проверено 1 декабря 2017 г.
  9. ^ «Шлемы и мечи в Беовульфе» Кнута Стьерны из праздничного письма Оскару Монтелиусвагену, опубликованного в 1903 году.
  10. ^ Jump up to: а б Цена 2019 , с. 308.
  11. ^ Цена 2019 , с. 309.
  12. ^ Ниорадзе, Георгий. «Шаманизм у сибирских народов», Стретчер и Шредер, 1925.
  13. ^ Даниэлли, М., «Церемониал инициации из скандинавской литературы», Folk-Lore, v56, 1945, стр. 229–45.
  14. ^ Исландско-английский словарь, заархивированный 29 марта 2017 года в Wayback Machine Ричардом Клисби и Гудбрандом Вигфуссоном (1874), с. 61
  15. ^ «Берсерки» . Национальный музей Дании . Архивировано из оригинала 24 мая 2022 года . Проверено 20 июня 2022 г.
  16. ^ Jump up to: а б Дэвидсон, Хильда Р.Э. (1978). Изменение формы в древнескандинавских сагах . Кембридж: Брюэр; Тотова: Роуман и Литтлфилд.
  17. ^ Стурлусон, Снорри (1976). Сага об Эгиле . Хармондсворт (Пингвин). п. 66 . ISBN  9780140443219 .
  18. ^ Якобссон, Арманн (2011). «Зверь и человек: Реализм и оккультизм в саге об Эгилсе ». Скандинавские исследования . 83 (1): 34. doi : 10.1353/scd.2011.0013 . S2CID   162375667 .
  19. ^ Джонс, Гвин (1961). Эйрик Рыжий и другие исландские саги . Лондон: Издательство Оксфордского университета. п. 313. ИСБН  978-0192505828 . OCLC   184742664 .
  20. ^ Спейдель 2004 , с. 10.
  21. ^ Спейдель 2004 , с. 15.
  22. ^ Jump up to: а б Шпайдель 2002 , с. 15.
  23. ^ Симек 1995 , с. 435.
  24. ^ Гранди, Стефан (1998). Оборотни и Берсеркганг . Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета. п. 18.
  25. ^ Симек 1995 , с. 48.
  26. ^ «Йофурр» . cleasby-vigfusson-dictionary.vercel.app . Проверено 19 апреля 2024 г.
  27. ^ Бек, Х. 1965 Ebersignum на германском языке. Вклад в германскую животную символику. Берлин: В. де Грюйтер.
  28. ^ Коваржова, Л. (2011). «Свинья в древней скандинавской религии и мировоззрении». Острова Хаскола . S2CID   154250096 .
  29. ^ Jump up to: а б с д Дункан, Дейл, Родерик Томас (10 декабря 2014 г.). «Берсеркир: новый взгляд на явление в литературе и жизни» . eprints.nottingham.ac.uk . Архивировано из оригинала 12 апреля 2021 года . Проверено 3 декабря 2018 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  30. ^ Кершоу 1997 , с. 70.
  31. ^ Блейни, Бенджамин (1972). Берсерк: его происхождение и развитие в древнескандинавской литературе . доктор философии Дисс. Университет Колорадо. п. iii. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  32. ^ Jump up to: а б Пейдж, Род-Айленд (1995). Хроники викингов . Торонто, Канада: Университет Торонто Press. п. 109. ИСБН  9780802071651 . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 13 августа 2021 г.
  33. ^ Лэнг, Сэмюэл (1889). Саги о скандинавских королях Лондон: Джон. К. Нимо. п. 276
  34. ^ Элтон, Оливер (1905) Девять книг датской истории Саксона Грамматика . Нью-Йорк: Общество Норроены. см . в выпуске № 28a библиотеки средневековой и классической литературы, заархивировано 5 августа 2017 г. на Wayback Machine . Полный текст
  35. ^ Цена 2019 , с. 307.
  36. ^ Эллис-Дэвидсон, Хильда Р. (1967) Языческая Скандинавия , с. 100. Издательство Фредерика А. Прегера ASIN B0000CNQ6I.
  37. ^ Jump up to: а б Фабинг, Ховард Д. (1956). «В состоянии бешенства: нейрохимическое исследование». Научный ежемесячник . 83 (5): 232–37. Бибкод : 1956SciMo..83..232F . JSTOR   21684 .
  38. ^ Мир викингов. Эльза Россдал. Гильдендаль 2001 г.
  39. ^ Хоффер, А. (1967). Галлюциногены . Академическая пресса. стр. 443–54. ISBN  978-1483256214 .
  40. ^ Ховард, Фабинг (ноябрь 1956 г.). «В состоянии бешенства: нейрохимическое исследование». Научный ежемесячник . 113 (5): 232. Бибкод : 1956SciMo..83..232F .
  41. ^ Верник, Роберт (1979) Викинги . Александрия, Вирджиния: Книги Time-Life . п. 285
  42. ^ Фатур, Карстен (15 ноября 2019 г.). «Саги о пасленовых: умозрительные этноботанические взгляды на скандинавских берсерков » Журнал этнофармакологии . 244 : 112151. doi : 10.1016/j.jep.2019.112151 . ПМИД   31404578 .
  43. ^ С., Прайс, Нил (2002). Путь викингов: религия и война в Скандинавии позднего железного века . Уппсальский университет. Уппсала: Кафедра археологии и древней истории. ISBN  978-9150616262 . OCLC   52987118 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  44. ^ Фатур, Карстен (15 ноября 2019 г.). «Саги о пасленовых: умозрительные этноботанические взгляды на скандинавских берсерков » Журнал этнофармакологии . 244 : 112151. doi : 10.1016/j.jep.2019.112151 . ISSN   0378-8741 . ПМИД   31404578 .
  45. ^ Фут, Питер Г. и Уилсон, Дэвид М. (1970) Достижения викингов . Лондон : Сиджвик и Джексон. п. 285.
  46. ^ Либерман, Анатолий (1 января 2005 г.). «Берсерки в истории и легендах». Русская история . 32 (1): 401–411. дои : 10.1163/187633105x00213 . ISSN   0094-288X .
  47. ^ Шэй, Дж. (2000). «Убийственная ярость: физис или номос - или и то, и другое», стр. 31–56 в книге « Война и насилие в Древней Греции» . Дакворт и классическая пресса Уэльса. ISBN   0715630466
  48. ^ Шэй, Джонатан (1994). Ахиллес во Вьетнаме . Нью-Йорк: Скрибнер. п. 98 . ISBN  978-0-689-12182-1 .
  49. ^ «Берсеркер» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 12 апреля 2021 года . Проверено 16 января 2019 г.
  50. ^ Атертон, Марк (2012). Туда и обратно: Дж.Р.Р. Толкин и истоки Хоббита . Издательство Блумсбери. п. 37. ИСБН  9780857721662 .
  51. ^ «Ведьмак 3: 10 вещей, которые вы не знали о берсерках» . Геймер. Архивировано из оригинала 21 марта 2023 года . Проверено 21 марта 2023 г.
  52. ^ «Только один из бонусных квестов Assassin's Creed Valhalla хорош» . Котаку . 16 ноября 2020 года. Архивировано из оригинала 24 апреля 2022 года . Проверено 24 апреля 2022 г.
  53. ^ Мел, Энди (28 января 2016 г.). «Новый класс Восхождения в Path of Exile — Берсеркер» . ПК-геймер . Архивировано из оригинала 12 декабря 2023 года . Проверено 12 декабря 2023 г.
  54. ^ «берсеркер» . Механизмы войны . Архивировано из оригинала 4 февраля 2020 года . Проверено 4 февраля 2020 г.
  55. ^ «Агенты ЩИТА: Цель в машине» . Развлекательный еженедельник. Архивировано из оригинала 20 марта 2023 года . Проверено 20 марта 2023 г.
  56. ^ «Обзор 6 серии 3 сезона «Рухнувшие небеса»: Молчи и выходи» . Логово Компьютерщика. Архивировано из оригинала 21 марта 2023 года . Проверено 21 марта 2023 г.
  57. ^ «Объяснение концовки северянина (подробно)» . Экранная ругань . 22 апреля 2022 года. Архивировано из оригинала 23 апреля 2022 года . Проверено 24 апреля 2022 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 502e74087987405afb1dd7d5485ba35b__1722502080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/50/5b/502e74087987405afb1dd7d5485ba35b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Berserker - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)