Список еврейских претендентов на мессию
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Часть серии о |
иудаизм |
---|
Мессия иудаизме означает помазанник ; в в него входили еврейские священники , пророки и цари, такие как Давид и Кир Великий . [ 1 ] Позже, особенно после краха Хасмонейского царства (37 г. до н.э.) и иудейско-римских войн (66–135 гг. н.э.), фигурой еврейского Мессии стал тот, кто избавит евреев от угнетения и возвестит Олам ХаБа («Олам ХаБа» («Олам ХаБа»). мир грядущий») или Мессианский век .
Некоторые люди с нетерпением ждали военачальника, который победит Селевкидов или римских врагов и создаст независимое еврейское королевство. Другие, например автор «Псалмов Соломона» , заявляли, что Мессия был харизматическим учителем, который даст правильное толкование закона Моисея , восстановит монархию Израиля и осудит человечество. [ 2 ]
были названы Мессией бен Давидом Это список известных людей , которые сами по себе или их последователи . Список разделен на категории, которые отсортированы по дате рождения (если она известна).
1 век
[ редактировать ]- Иисус из Назарета (ок. 4 г. до н. э. – 30/33 г. н. э.), в Галилее и римской провинции Иудея . Иудеи , которые считали его Мессией , были первыми христианами , также известными как евреи-христиане . По оценкам, по состоянию на 2015 год в мире насчитывается 2,3 миллиарда христиан. [ 3 ] что сделало Иисуса из Назарета самым широко известным и самым известным еврейским претендентом на Мессию в истории человечества . Помимо христиан, мусульмане также верят, что Иисус был еврейским Мессией , но не Сыном Божьим . Помимо Нового Завета, Иисус из Назарета упоминается Иосифом Флавием в « Иудейских древностях» и Тацитом в его «Анналах» .
- Несколько еврейских повстанцев и военачальников жили в I веке, в том числе Иуда из Галилеи , Феуда , Симон из Переи и Атронг , все из которых задокументированы только Иосифом Флавием в сохранившихся отчетах. Ни об одном из них прямо не говорилось, что его считали Мессией, но некоторые ученые делают это как вывод. [ 4 ]
2 век
[ редактировать ]С разрушением Храма в Иерусалиме появление претендентов на Мессию на время прекратилось. Шестьдесят лет спустя произошло широкомасштабное политико-мессианское движение.
- Симон бар Кохба (также: Бар Косиба) (? – умер около 135 г.) возглавил восстание против Римской империи в 132–135 гг. Н. Э. Бар-Кохба был провозглашен царем-Мессией рабби Акивой , который называл его в Числах XXIV. 17: «Восходит звезда от Иакова, и поднимется скипетр от Израиля , и поразит пределы Моава » и Аг. ii. 21, 22: «Я потрясу небеса и землю и свергну престолы царств…» (Талмуд, трактат Синедрион 97б). Некоторые сомневались в его мессианстве, но Бар-Кохба возглавил восстание и основал недолговечное еврейское государство. Он был убит во время осады Бетара , которая стала последней битвой Третьей иудейско-римской войны , опустошившей Иудею.
5 век
[ редактировать ]- Моисей Критский . Неудачное завершение восстания Бар-Кохбы на время положило конец мессианским движениям, но мессианские надежды тем не менее лелеялись. Согласно расчетам Талмуда, появление Мессии должно было произойти в 440 (Санх. 97б) или 471 году (Аб Зара 9б). Это ожидание в связи с волнениями в Римской империи, сопровождавшими вторжения, возможно, породило надежду на Мессию. Примерно в это же время появился Моисей с Крита и привлек в свое движение многих евреев. Он обещал провести народ, подобно древнему Моисею , через море обратно в Израиль . Примерно в 440–470 годах его последователи, убежденные им, оставили свои владения и стали ждать обещанного дня, когда по его приказу многие бросились в море, чтобы вернуться в Израиль, многие нашли смерть, а другие были спасены. Сам предполагаемый Мессия исчез. [ 5 ] Сократ Константинопольский утверждает, что Моисей с Крита бежал, а Хроника Иоанна Никийского утверждает, что он погиб в море. Хотя он называл себя Моисеем, в Хрониках его настоящее имя - Фискис. [ 6 ]
7 век
[ редактировать ]В «Хрониках Хузестана » упоминается ранее неизвестный мессианский претендент, который появился на свет одновременно с мусульманским завоеванием Хузестана . Этот Мессия привел евреев к разрушению многочисленных христианских церквей в Ираке и прибрежном Иране. [ 7 ] [ 8 ]
8 век
[ редактировать ]Последующие заявители сыграли свою роль на Востоке и в то же время были религиозными реформаторами, чья работа повлияла на караимский иудаизм . Появление в первой половине VIII века в Персии :
- Абу Иса . [ 9 ] Он жил во времена правления Марвана II (744–750). [ 10 ] Известный как Абу Иса, он утверждал, что является последним из пяти предшественников Мессии и что Бог избрал его, чтобы освободить Израиль. Собрав большое количество последователей, он восстал против халифа в Персии. [ 11 ] Он потерпел поражение и был убит при Рае . Его последователи утверждали, что он был вдохновлен, приводя в качестве доказательства тот факт, что он писал книги, хотя и был неграмотен. Он основал первую секту, возникшую в иудаизме после разрушения Храма , — Исавийа.
- Юдган , по прозвищу «Ар-Раи» («пастух стада своего народа»), живший и учивший в Персии в первой половине VIII века. Он объявил себя пророком, и его ученики считали его Мессией. Он пришел из Хамадана и учил доктринам, которые, как он утверждал, получил через пророчество. По словам Шахристани , он выступал против антропоморфизма , учил доктрине свободной воли и считал, что Тора помимо буквального имеет аллегорическое значение. Он увещевал своих последователей вести аскетический образ жизни, воздерживаться от мяса и вина, часто молиться и поститься, следуя в этом своему учителю Абу Исе. Он считал, что соблюдение субботы и праздников было просто вопросом поминовения. После его смерти его последователи сформировали секту юдганитов , которые считали, что он не умер, но вернется в будущем.
- Светлый (его имя в источниках приводится по-разному: Шерини, Шерия, Серен, Зонория, Саура, Северус) Сириец родился христианином. Он проповедовал в районе Мардина между 720 и 723 годами. Христианские источники, основанные на исторических сведениях Теофила, сообщают, что «Северус» провозгласил себя Мессией; [ 12 ] Хроника Зукнина сообщает, что он провозгласил себя Моисеем «снова посланным для спасения Израиля». [ 13 ] Серена пообещала «отвести вас в пустыню, чтобы познакомить вас с наследием Земли Обетованной, которой вы будете владеть, как и раньше»; [ 14 ] больше как «пророк, подобный Моисею», чем как Давидов «помазанник» как таковой. Непосредственным поводом для его появления могло стать ограничение свобод евреев халифом Омаром II (717–720) и его усилия по прозелитизму. [ 15 ] У Серена были последователи даже в Испании , где евреи страдали от репрессивных налогов новых арабских правителей, которых они с энтузиазмом приветствовали, и многие покинули свои дома ради нового Моисея. [ 16 ] Вместо этого эти евреи заплатили Серене десятину. [ 17 ] Подобно Абу Исе и Юдгану, Серен также была религиозным реформатором. По словам Натронаи б. Неемия , гаон Пумбедиты (719–730), Серен враждебно относился к раввинским законам иудаизма . Его последователи игнорировали диетические законы , установленные раввинами молитвы и запрет на «вино возлияния»; они работали во второй день фестивалей; они не писали документов о браке и разводе согласно предписаниям Талмуда и не принимали талмудического запрета на браки близких родственников. [ 18 ] Серену арестовали. Приведенный к халифу Язиду II , он заявил, что действовал только в шутку, после чего был передан евреям для наказания. [ 19 ] Натронай изложил критерии, по которым последователи Серены могли вернуться в синагогу; большинство из упомянутых последователей тогда, по-видимому, так и сделали. [ 20 ]
12 век
[ редактировать ]Под влиянием крестовых походов число еврейских претендентов на Мессию увеличилось, и многие из них зафиксированы в XII веке;
- Один появился во Франции (ок. 1087 г.) и был убит французами. [ 21 ]
- Моисей бен Авраам Дари , марокканский учитель, приобрел большое количество последователей. Он был убежден, что Мессия освободит евреев в странах Альморавидов на Песах 1127 года. [ 22 ]
- Дэвид Алрой или Алруи, родившийся в Амадии , появился в Персии около 1160 года, объявив себя Мессией. Воспользовавшись своей личной популярностью, расстроенным и ослабленным состоянием халифата и недовольством евреев, обремененных тяжелым подушным налогом, он приступил к реализации своих политических планов, утверждая, что он послан Богом освободить евреев от мусульманского ига и вернуть их в Иерусалим . С этой целью он призвал воинственных евреев северной Персии и своих единоверцев из Мосула и Багдада прийти ему на помощь с оружием и помочь в захвате Амадии. С этого момента его карьера овеяна легендой. Его движение провалилось, и, как говорят, он был убит во сне своим тестем. За это восстание с евреев был взыскан крупный штраф. У Алроя было много последователей в Хое , Салмасе , Тебризе и Мараге , и после его смерти они образовали секту, названную Менахемистами , от мессианского имени «Менахем», принятого их основателем. Бенджамин Дизраэли написал роман «Элрой», основанный на жизни Элроя. [ нужна ссылка ]
- Йеменский Мессия был анонимным предполагаемым предшественником Мессии из Йемена , который появился в Фесе . Мусульмане . предпринимали решительные усилия по обращению живущих там евреев Он объявил несчастья того времени предсказаниями грядущего Мессианского царства и призвал евреев разделить свое имущество с бедными, проповедуя покаяние в том, что те, кто отдал свое мирское имущество бедным, обретут сокровище на небесах. Этот анонимный кандидат в Мессии был героем книги Маймонида « Иггерет Теман ». Он продолжал свою деятельность в течение года, когда был арестован мусульманскими властями и обезглавлен по его собственному предложению, как говорят, для того, чтобы он мог доказать истинность своей миссии, вернувшись к жизни. [ 23 ] Ничего не известно, кроме упоминания о нем в » Маймонида « Иггерет Теман (Йеменское послание).
13 век
[ редактировать ]- Авраам бен Самуил Абулафия (р. 1240 – после 1291), каббалист , начал серию предполагаемых Мессий, на деятельность которых глубоко повлияли их каббалистические спекуляции. Благодаря своим мистическим исследованиям Абулафия сначала поверил, что он пророк; и в пророческой книге, которую он опубликовал в Урбино (1279 г.), он заявил, что с ним говорил Бог. Считается, хотя и не доказано, что в Мессине , на острове Сицилия , где его хорошо приняли и приобрели учеников, он объявил себя Мессией и объявил 1290 год годом начала мессианской эры. Соломон бен Адрет , к которому обратились по поводу претензий Абулафии, осудил его, и некоторые общины выступили против него. Преследуемый на Сицилии, он отправился на остров Комино близ Мальты (ок. 1288), до сих пор утверждая в своих трудах свою миссию. Его конец неизвестен. Двое его учеников, Джозеф Гикатилла и Самуил, оба из Мединасели , позже утверждали, что они пророки и чудотворцы. Последнее было предсказано на мистическом языке в Эйллон в Сеговии, пришествие Мессии. Абулафия получила большую современную известность как имя компьютера персонажа из Умберто Эко « романа Маятник Фуко» .
- Ниссим бен Авраам (?), еще один человек, заявлявший о пророчестве, действовавший в Авиле около 1295 года. Его последователи рассказывали о нем, что, хотя он и был невежественным, ангел внезапно наделил его силой написать мистический труд « Чудо Мудрость с комментарием к ней. Снова было обращение к Соломону бен Адрету , который усомнился в пророческих притязаниях Ниссима и призвал к тщательному расследованию. Тем не менее пророк продолжал свою деятельность и даже назначил последний день четвертого месяца, таммуз 1295 года, датой пришествия Мессии. Легковерные приготовились к событию постом и милостыней и собрались в назначенный день. Вместо того, чтобы найти Мессию, некоторые видели на своей одежде маленькие кресты, возможно, приколотые неверующими, чтобы высмеять это движение. Говорят, что в результате разочарования некоторые из последователей Ниссима перешли в христианство .
15 век
[ редактировать ]- Моисей Ботарел из Сиснероса (?), действовавший около 1413 года. По прошествии столетия выступил еще один претендент с мессианскими претензиями. По данным Х. Греца (lc VIII. 404), идентифицируется как Моисей Ботарел. Он утверждал, что является колдуном, способным сочетать имена Бога.
16 век
[ редактировать ]- Ашер Ламмляйн , Ашер Кей (Кяи) (?), немец, провозгласивший себя предшественником Мессии, появился в Истрии, недалеко от Венеции , в 1502 году и объявил, что, если евреи будут раскаиваться и заниматься благотворительностью, Мессия придет через полторы минуты. году, и столп облачный и дымовой будет предшествовать иудеям по их возвращению в Иерусалим. Он нашел верующих в Италии и Германии , даже среди некоторых христиан. Повинуясь его проповеди, люди постились, молились и раздавали милостыню, чтобы подготовиться к пришествию Мессии, так что этот год стал известен как «год покаяния». Однако к концу года покаяния Ламмлейн либо умер, либо исчез.
- Давид Рубени (1490–1541?) и Соломон Молчо (1500–1532) были авантюристами, путешествовавшими по Португалии , Италии и Османской Турции . Он выдавал себя за посла и брата царя Хайбара , города и бывшего округа Аравии потомки «потерянных колен» Рувима и Гада , в котором должны были проживать . Он утверждал, что его послали к Папе и властям Европы, чтобы получить пушки и огнестрельное оружие для войны против мусульман , которые препятствовали объединению евреев, живущих по обе стороны Красного моря . Он категорически отрицал, что он был Мессией или пророком (ср. Фуэнн , Кенесет Исраэль, стр. 256), утверждая, что он был просто воином. Доверие, которое он нашел при папском дворе в 1524 году, прием, оказанный ему в 1525 году при португальском дворе (куда он приехал по приглашению Иоанна III и где он сначала получил обещание помощи), и временное прекращение о преследовании марранов ; все это дало португальским и испанским марранам повод полагать, что Реувени был предшественником Мессии. Селайя, инквизитор Бадахоса обратно , жаловался королю Португалии, что еврей, пришедший с Востока (имеется в виду Реувени), вселил в испанских марранов надежду, что Мессия придет и приведет Израиль со всех земель в Израиль , и что он даже поощрял их к овертам (ср. H. Grätz , lc ix. 532). Реувени встретился с раввином Соломоном Молчо , бывшим испанским христианином, вернувшимся в иудаизм. Реувени и Молхо были арестованы в Регенсбурге по приказу Карла V, императора Священной Римской империи и короля Испании. Его отвезли в Мантую , в Италии, где, приняв католикическое крещение, он был признан виновным в ереси и сожжен на костре в ноябре 1532 года. Пребывание Реувени в Португалии пробудило дух ожидания. В Эррера-дель-Дуке , недалеко от Пуэбла-де -Алькосер (Бадахос, Эстремадура ), еврейская девочка 15 лет описала экстатические видения, в которых она разговаривала с Мессией, который взял ее на небеса, где она увидела сожженных, сидящих на тронах золото, и который заверил ее в своем скором возвращении. Ее (известную только как Деву Эрреры) с энтузиазмом провозгласили пророчицей, и ее предполагаемые видения вызвали такой переполох, что Толедо Инквизиция немедленно арестовала ее.
17 век
[ редактировать ]- Саббатай Цви ( иврит : שַׁבְּתַי צְבִי , латинизированный : Шаббеай Цеви ; родился в Смирне , 1626; умер в Дульчиньо , 1676), сефардский еврейский раввин и каббалист, который был провозглашен еврейским Мессией в 1666 году Натаном Газа , а потом насильно принял ислам , чтобы избежать исламской смертной казни при османском султане . [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] У него до сих пор есть последователи среди дёнме (по -турецки : «отступники»). [ 24 ] которые являются современными потомками саббатеев , которые были одним из самых важных мессианских движений в истории иудаизма и чье влияние было широко распространено во всем европейском и османском еврействе. [ 27 ] После его смерти за Саббатаем Цви последовал ряд предполагаемых последователей, которые объявили себя Мессиями и иногда группировались как «Саббатайские Мессии». [ 27 ]
- Барухия Руссо (1695–1740; Осман Баба), преемник Саббатая Цви.
- Мордехай Мокиа (1650–1729), («Обличитель») из Эйзенштадта , другой последователь Саббатая Цви, оставшийся верным ему, Мордехай Мокиах («Обличитель») из Эйзенштадта, также выдавал себя за Мессию. Период его деятельности длился с 1678 по 1682 или 1683 годы. Сначала он проповедовал, что Саббатай Цви был истинным Мессией, что его обращение было необходимо по мистическим причинам, что он не умер, а проявит себя через три года после своей предполагаемой смерти. и указал на преследование евреев в Оране (Испанией), в Австрии и во Франции , а также на эпидемию в Германии как на предсказание его прихода. Он нашел последователей среди венгерских , моравских и чешских евреев. Сделав еще один шаг вперед, он объявил себя Мессией Давида . Шаббатай, по его мнению, был всего лишь Мессией Ефрема, к тому же был богат и поэтому не мог совершить искупление Израиля. Он (Мардохей), будучи бедным, был настоящим Мессией и в то же время воплощением души Ефремового Мессии. Итальянские евреи услышали о нем и пригласили его Италия . Он отправился туда около 1680 года и был тепло принят в Реджо и Модене . Он говорил о мессианских приготовлениях, которые ему пришлось совершить в Риме , и намекал на то, что, возможно, ему придется принять христианство внешне. Когда его донесли инквизиции или посоветовали покинуть Италию, он вернулся в Богемию, а затем отправился в Польшу , где, как говорят, сошел с ума. С его времени там начала формироваться секта, существовавшая еще в начале мендельсоновской эпохи.
- Якоб Керидо (умер в 1690 г.), сын Иосифа Философа и брат четвертой жены Саббатая Цви, стал главой саббатаянцев в Салониках, считая их новым воплощением самого Цви. Он выдал себя за сына Шабтая и взял имя Иаков Цви. Имея 400 последователей, предположительно принявших ислам в 1687 году, после насильственного обращения самого Цви , образовав секту под названием Дёнме (по -турецки : «Отступники»). [ 24 ] Сам он даже совершил паломничество в Мекку (ок. 1690 г.). После его смерти во время паломничества ему наследовал его сын Берехия или Берокия (ок. 1695–1740).
- Мигель (Авраам) Кардозу (1630–1706), рожденный от родителей Маррано , возможно, был инициирован в субботнее движение Моисеем Пиньейру в Ливорно . Он стал пророком Мессии, а когда последний принял ислам, оправдал это предательство, сказав, что Мессию необходимо причислить к грешникам, чтобы искупить идолопоклонство Израиля. Он применил Ис. лиии. к Шаббатаю и разослал послания, доказывающие, что Шаббатай был истинным Мессией, и даже подвергся гонениям за защиту своего дела. Позднее он считал себя ефремлянским Мессией, утверждая, что на его теле были отметки, являющиеся доказательством этого. Он проповедовал и писал о скором пришествии Мессии, устанавливая разные даты до его смерти (см. Кардозо, Мигель).
- Лёбеле Просниц (Иосиф бен Якоб) (?–1750), (начало 18 века). Он учил, что Бог дал власть над миром «благочестивому», т. е. тому, кто вошел в глубины Каббалы . Таким представителем Бога был Саббатай Цви, душа которого перешла в других «благочестивых» людей, в Йонатана Эйбешюца и в него самого. Другой, Исайя Хасид (шурин саббатайского Иуды-хасида), живший в Мангейме , тайно утверждал, что он воскресший Мессия, хотя публично он отрекся от саббатайских верований. Он был доказанным мошенником, который, тем не менее, приобрел некоторых последователей среди бывших последователей Саббатая, называя себя «Мессией бен Иосифом».
18 век
[ редактировать ]- Якоб Джозеф Франк (родился в 1726 году на Подолье; умер в 1791 году), основатель франкистского движения , также претендовал на роль мессии. [ 28 ] В юности он вступил в контакт с донме , тайными последователями предыдущего претендента на Мессию Саббатая Цви . Он учил, что является реинкарнацией царя Давида и патриарха Иосифа . [ нужна ссылка ] Заручившись поддержкой среди некоторых евреев в Турции и Валахии , он в 1755 году прибыл в Подолье , где саббатиане нуждались в лидере , и открылся им как реинкарнация души Берехии . Его последователи утверждали, что он творил чудеса; и они даже молились ему. Его целью, как и целью его секты, было искоренить раввинистический иудаизм . [ 29 ] Он был вынужден покинуть Подолье; и его последователи подвергались преследованиям. Вернувшись в 1759 году, он посоветовал своим последователям принять христианство, и около 1000 человек обратились в христианство и стали польскими шляхтичами еврейского происхождения. Сам он принял христианство в Варшаве в ноябре 1759 года. Но он вступил в конфликт с католической церковью и какое-то время был заключен в тюрьму за ересь. Однако даже в тюрьме он оставался главой своей секты.
- Ева Франк (1754–1816/1817) была дочерью Джейкоба Франка . В 1770 году Ева была объявлена воплощением Шекины , женского аспекта Бога, а также реинкарнацией Девы Марии и, таким образом, сама стала объектом религиозного субкульта в Ченстохове . [ 30 ] Историк Джерри Рабоу считает ее единственной женщиной, объявленной еврейским мессией. [ 31 ]
19 век
[ редактировать ]- Шукр Кухайл I , йеменский еврейский претендент на Мессию XIX века.
- Иуда бен Шалом (Шукр Кухайл II), йеменский еврейский претендент на Мессию XIX века.
20 век
[ редактировать ]- Мозес Гиббори (1899–1985), лидер британско-израильского культа в Соединенных Штатах. [ 32 ]
- Менахем Мендель Шнеерсон (1902–1994), седьмой Ребе Хабад-Любавич [ 33 ] и зять шестого Ребе Йосеф-Ицхак Шнеерсон (1880–1950); некоторые из его последователей верили, что он был еврейским Мессией при жизни, а некоторые продолжают верить в это после его смерти в 1994 году. [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] После его смерти число верующих возросло. [ 37 ] Некоторые из его последователей считают, что Шнеерсон никогда не умирал. [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] Хотя Шнеерсон оставался загадочным в отношении таких утверждений, многие из его последователей действительно верят, что он был еврейским Мессией. [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] Этот вопрос остается спорным как внутри движения Хабад, так и среди более широкой еврейской общины. [ 38 ] [ 39 ] : 420 [ 40 ] [ 41 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Еврейская энциклопедия: Мессия : «В Ис. xlv. 1 Кир назван «Помазанником Божьим» ...:
- ^ Мессия (обзор) на livius.org
- ^ «Изменение глобального религиозного ландшафта» . Исследовательский центр Пью . 05.04.2017 . Проверено 10 марта 2022 г.
- ^ Майкл Золондек, Мы нашли Мессию, Wipf and Stock, 2016, стр. 25–78.
- ^ (Сократ, «Церковная история», VII. 38; Грец, «Gesch». 3-е изд., IV. 354–355)
- ^ (Иоанн Никиу, «Хроника», LXXXVI.1–11)
- ^ Роберт Хойланд, Видя ислам так, как его видели другие (Принстон: Darwin Press, 1997), 28
- ^ Хроники Хузистана
- ^ другие формы его имени и его секты см. в «JQR» xvi. 768, 770, 771; Grätz, lcv, примечания 15 и 17.
- ^ Это датировка мусульманского ересиолога Шахрастани. По состоянию на 1997 год караиму Киркисани приписывалась альтернативная датировка: Роберт Хойланд, 28 лет. В примечании 60 цитируется: Л. Немой, «Отчет Аль-Киркисани о еврейских сектах», Annual 7 Jewish Union College (1930), 317– 397; 328. Стивен М. Вассерстром, «Возвращение к Исавии», StudiaИсламика 75 (1992), 57–80; EIr, «Абу Иса Исфахани», Йорам Эрдер, «Доктрина Абу Исы аль-Исфахани и ее источники», JSAI 20 (1996), 162-199. К этому теперь мы можем добавить Халила Ибрагима Булута, «ISEVYYE (Ислам Дуньясинда Ортая Чикан Илк Яхуди Межеби)», Ekev Academic Review , 8.18 (январь 2004 г.) 297–318; 300–301.
- ^ Хойланд, там же.
- ^ Hoyland, 654. Также Феофан, пер. Гарри Горлица (Университет Пенсильвании, 1982), 93 года, но без его имени.
- ^ Хойланд, 28; о публикациях этой Хроники до 1997 г.: Hoyland, 739.
- ^ Еще одна хроника apud Hoyland.
- ^ Еврейская энциклопедия 1901–1905. Вместо этого Хойланд ссылается на принудительное крещение евреев Львом III, но если бы это было так, то Серене следовало бы вести агитацию против Константинополя, а не против мусульманского эмирата.
- ^ Еврейская энциклопедия
- ^ Хойланд, цитируя Теофила. Должно быть, это из синопсиса Агапия, Летописи 1234 года, и Михаила Сирина. Феофан говорит лишь, что он их «обманул».
- ^ Генрих Грец , История евреев , примечание 14. Это источник Еврейской энциклопедии 1901–1906 годов; [1] Натронаи . Грец получил эту информацию из Gaonic Responsa [Moda'i]
- ↑ Теофил в Хойланде, 654, просто говорит, что Язид казнил его.
- ^ Hoyland 28 n. 59 cites Gaonic Responsa 3.V.10.
- ^ Кон-Шербок, Дэн (1997). Еврейский Мессия . А&С Черный. п. 107 . ISBN 9780567085863 .
- ^ Моисей ад-Дари (около 1127 г.) на livius.org
- ^ Йеменский Мессия (около 1172 г.) на livius.org
- ^ Jump up to: а б с «Иудаизм - Лурианская Каббала: Шаббатианство» . Британская энциклопедия . Эдинбург : Британская энциклопедия, Inc., 23 января 2020 г. Проверено 6 октября 2020 г.
Раввин Шабтай Цви из Смирны (1626–1676 гг.), провозгласивший себя мессией в 1665 году. Хотя «мессия» был насильно обращен в ислам в 1666 году и закончил свою жизнь в изгнании 10 лет спустя, он продолжал иметь верных последователей. Таким образом, секта родилась и выжила, во многом благодаря деятельности Натана из Газы (ок. 1644–1690), неутомимого пропагандиста, который оправдывал действия Шабтая Цви, включая его окончательное отступничество, теориями, основанными на лурианском учении « ремонт" . Действия Цви, по мнению Натана, следует понимать как нисхождение праведного в бездну «оболочек», чтобы освободить плененные частицы божественного света. Субботний кризис длился почти столетие, а некоторые его последствия длились еще дольше. Это привело к формированию сект, члены которых были обращены в ислам извне, например, Дёнме (по-турецки: «Отступники») из Салоник , чьи потомки до сих пор живут в Турции — или в католицизме — например, польские сторонники Якоба Франка (1726–1791), самопровозглашенного мессии и новообращенного католика (в Богемии-Моравии). (однако франкисты внешне оставались евреями). Этот кризис не дискредитировал каббалу, но заставил еврейские духовные власти контролировать и строго ограничивать ее распространение, а также применять цензуру и другие репрессивные меры против любого человека — даже человека проверенного благочестия и признанных знаний — которого подозревали в симпатиях к Шаббату или в мессианские претензии.
- ^ Карп, Авраам Дж. (2017). " "Свидетели истории": Шабтай Цви - Лжемессия (Сокровища иудаизма)" . Еврейская виртуальная библиотека . Американо-израильское кооперативное предприятие (AICE). Архивировано из оригинала 16 октября 2017 года . Проверено 6 октября 2020 г.
Родившийся в Смирне в 1626 году, он рано проявил многообещающие способности как знаток Талмуда и еще больше как студент и приверженец Каббалы . Более выраженными, чем его ученость, были его странные мистические размышления и религиозные экстазы. Он путешествовал по разным городам, его сильная личность и его то аскетическое , то потворство своим желаниям поведение одинаково привлекали и отталкивали как раввинов, так и население. Он был изгнан из Салоник раввинами за то, что устроил свадебную службу, в которой он был женихом, а Тора - невестой. Его беспорядочное поведение продолжалось. В течение длительного времени он был уважаемым учеником и преподавателем Каббалы; в других случаях он был склонен к мессианским фантазиям и причудливым поступкам. В какой-то момент, живя в Иерусалиме в поисках «мира для своей души», он разыскал самопровозглашенного «человека Божьего». Натан из Газы , провозгласивший Шабтая Цви Мессией. Затем Шабтай Цви начал играть эту роль [...] 15 сентября 1666 года Шабтай Цви, предстал перед султаном и получил выбор: смерть или отступничество, благоразумно выбрал последнее, надев на голову тюрбан в знак своего обращения. принял ислам, за что был удостоен почетного звания «Хранитель дворцовых ворот» и пенсии в размере 150 пиастров в день. Отступничество потрясло еврейский мир. И лидеры, и последователи отказывались в это верить. Многие продолжали ожидать второго пришествия, и вера в ложных мессий сохранялась на протяжении всего восемнадцатого века. У подавляющего большинства верующих возникли отвращение и раскаяние, а также активное стремление стереть все свидетельства, даже упоминания о псевдомессии. Страницы из коммунальных реестров были изъяты, а документы уничтожены. Лишь немногие экземпляры книг, прославляющих Шабтай Цви, сохранились, а те, что все же, стали раритетами, пользующимися большим спросом среди библиотек и коллекционеров.
- ^ Колер, Кауфманн ; Мальтер, Генри (1906). «Шаббатай Цеви» . Еврейская энциклопедия . Фонд Копельмана . Проверено 6 октября 2020 г.
По приказу [султана] Шабтай был доставлен из Абидоса в Адрианополь , где врач султана, бывший еврей, посоветовал Шаббетаю принять ислам как единственное средство спасения его жизни. Шаббетай осознал опасность своего положения и последовал совету врача. На следующий день [...] предстал перед султаном, он сбросил свою еврейскую одежду и надел на голову турецкий тюрбан; и таким образом его обращение в ислам было завершено. Султан был очень доволен и наградил Шабтая, присвоив ему титул (Махмеда) «Эффенди» и назначив его своим привратником с высокой зарплатой. [...] Чтобы завершить принятие магометанства, Шабтаю было приказано взять дополнительную жену , рабыню -мусульманку , и он подчинился этому приказу. [...] Тем временем Шабтай тайно продолжал свои заговоры, ведя двойную игру. Временами он брал на себя роль благочестивого мусульманина и поносил иудаизм; в других случаях он вступал в отношения с евреями как с единоверцами. Таким образом, в марте 1668 года он вновь заявил, что наполнен Святого Духа на Пасху и получил откровение. Он или один из его последователей опубликовал мистический труд, адресованный евреям, в котором излагались самые фантастические идеи, например, что он был истинным Искупителем, несмотря на свое обращение, и его цель состояла в том, чтобы привести тысячи мусульман к иудаизму. Султану он сказал, что его деятельность среди евреев заключалась в том, чтобы привлечь их в ислам. Поэтому он получил разрешение общаться со своими бывшими единоверцами и даже проповедовать в их синагогах. Таким образом, ему удалось склонить ряд мусульман к своим каббалистическим взглядам и, с другой стороны, обратить многих евреев в ислам, сформировав таким образом иудео-турецкую секту (см. Дёнме ), последователи которой безоговорочно верили в него [как Еврейский Мессия ]. Однако эта двойная игра с евреями и мусульманами не могла продолжаться долго. Постепенно туркам надоели замыслы Шаббтая. Его лишили жалованья и сослали из Адрианополя в Константинополь . В деревне недалеко от последнего города он однажды был застигнут врасплох, когда пел псалмы в шатре с евреями, после чего великий визирь приказал сослать его в Дульчиньо , небольшой городок в Албании , где он умер в одиночестве и безвестности.
- ^ Jump up to: а б Гершом Шолем , Саббатай Севи: Мистический Мессия: 1626-1676 , Рутледж Кеган Пол, Лондон, 1973 ISBN 0-7100-7703-3 , американское издание, Princeton University Press, Принстон, 1973 г. ISBN 0-691-09916-2 (изд. в твердом переплете); Гершом Шолем, «Шаббетай Цви», в Энциклопедии иудаики, второе издание, Фармингтон-Хиллз, Мичиган, 2007, том. 18, стр. 340–359. ISBN 978-0-02-865946-6 .
- ^ «Еврейская виртуальная библиотека — Якоб Франк» .
- ^ «Archive.org — Сборник слов лорда Джейкоба Франка» .
- ^ Мацейко, Павел. Смешанное множество: Джейкоб Франк и франкистское движение, 1755–1816 гг. Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета, 2011: 170-6.
- ↑ Телушкин, Шира, Знакомьтесь, Ева Франк: первая еврейская женщина-мессия , Jstor Daily, Jstor , 27 апреля 2022 г.
- ^ Гарри Нейгер (6 ноября 1949 г.). «Загадка Боака Картера, разгаданная бывшим помощником» . Воскресный вестник . п. 33.
- ^ Таким образом, Любавичский хасидизм смог передать тайны Каббалы простым способом для всех тех, кто имел к этому желание, совместимым с действием заповедей и изучением Торы , простым по своей внутренней природе, потому что они также доступный для еврейских женщин и детей. В противном случае все свелось бы к сектантской и новаторской религии, нерелигии, подобной многим другим, которые мы видели в ходе чрезмерного эмоционального подъема, перешедшего в полурелигиозные движения, которые, конечно, не являются традиционными, а иногда даже незаконными для Таким образом, радикально новый дух выходит за рамки морали и открыто восстает против известных законов: это секты псевдо- нового века , которые неправильно присваивают эзотерические доктрины, делая их ритуалами и догмами:
ИММАНУЭЛ ЭТКЕС, ПЕРЕВОД ДЖЕФФРИ М. ГРИНА Виленский Гаон - ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОБРАЗ. КАЛИФОРНИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРЕСС Беркли, Лос-Анджелес, Лондон, 2002 г.Я открою тебе в этом деле то, что было погребено и сокрыто в моем сердце навеки,... и я никогда никому этого не открывал... кроме моего тестя и моего деда, пусть их души упокоились с миром [это «Старый раввин», раввин Шнеур Залман из Ляд и его сын, средний ребе]: и это то, что наши товарищи... не знают и не способны оценить ценности и великой пользы и великой милости, которую оказал нам Виленский Гаон , несогласный с нами... Потому что, если бы не этот спор, был бы повод и место для беспокойства и страх, что новая система, которую мы проложили для себя... медленно, шаг за шагом, выведет нас вперед за пределы, предназначенные для наследия Торы и заповедей... Ибо благодаря силе энтузиазма и рвения души и возвышения духа в ходе новой системы, охватившей бурей сердца ее создателей... в конце концов талмудический дух мог бы сгореть в пламени огня Каббалы, и эта скрытая Тора уменьшила бы большую часть образа явной Торы, а практические заповеди могли бы потерять свою ценность перед сожжением. возбуждение тайных намерений (Эта аскетическая черта рабби Элиягу отражала потребность часа. Многие события, течения и движения привели к определенному краху в жизни народа... Саббатианство и различные другие мессианские движения, которые провозглашали ложных мессий, искажали дух народа в диаспоре. Появление хасидизма изменило подход к богослужению и к ряду фундаментальных проблем. С другой стороны, возникла Хаскала, ставившая под сомнение традиционную веру, нанося вред священным ценностям. Чтобы подготовить массы евреев к продолжению традиционного пути, вернуть хасидскому движению новое уважение к изучению Торы и противостоять Хаскале... существовала огромная необходимость в появлении такого сурового движения. личность, возвышенная, сосредоточенная, бескомпромиссная и бесстрашная, как Гаон)
- ^ Jump up to: а б с Магид, Шауль (3 июля 2019 г.). «Другая сторона Любавичского Ребе» . Планшетный журнал . Архивировано из оригинала 6 сентября 2022 года . Проверено 3 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Надлер, Аллан (1 июня 2010 г.). «Полемика историка против «безумия ложного мессианства» » . Форвард . Нью-Йорк . ISSN 1051-340X . Архивировано из оригинала 2 декабря 2022 года . Проверено 21 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Садка, Саул (10 февраля 2007 г.). «Любавичский Ребе как Бог» . Гаарец . Тель-Авив . Архивировано из оригинала 2 января 2023 года . Проверено 3 мая 2023 г.
- ^ «Псак Дин Ребе Мошиах обрезан» . errormessiah.typepad.com . Проверено 11 октября 2018 г.
- ^ Бергер, Дэвид (2008). Ребе, Мессия и скандал ортодоксального безразличия (1-е издание). Лондон: Библиотека еврейской цивилизации Литтмана. ISBN 978-1-904113-75-1 . Проверено 16 июня 2016 г.
- ^ Телушкин, Иосиф (2014). Ребе: Жизнь и учение Менахема М. Шнеерсона, самого влиятельного раввина в современной истории . Харпер Коллинз. ISBN 978-0-06-231900-5 .
- ^ Мессианский избыток , раввин профессор Дэвид Бергер (Университет Ешива), Еврейская неделя, 25 июня 2004 г.
- ^ Питер Шефер, Марк Р. Коэн, редакторы (1998) На пути к тысячелетию: мессианские ожидания от Библии до Уэйко БРИЛЛ, ISBN 9789004110373 , с. 399
Библиография
[ редактировать ]- Примечание . Для отдельных цифр проверьте соответствующие записи, если они указаны. Эта библиография посвящена общей концепции и историческим исследованиям, связанным с еврейским мессианизмом.
- Чарльз, Роберт Х. (2007) [1916]. Хроника Иоанна, епископа Никиу: Перевод с эфиопского текста Зотенберга . Мерчантвилл, Нью-Джерси: Издательство Evolution. ISBN 9781889758879 .
- Джулиус Гринстоун: Мессианская идея в еврейской истории: Вестпорт: Гринвуд: 1972: ISBN 0-8371-2606-1
- Харрис Леновиц: Еврейские мессии: от Галилеи до Краун-Хайтс : Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета: 1998: ISBN 0-19-511492-2
- Иегуда Либес : Исследования еврейского мифа и мессианства : Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка: 1993: ISBN 0-7914-1194-X
- Джейкоб Нойснер, Уильям Скотт Грин и Эрнест Франкс (ред.) Иудаизм и их мессии на рубеже христианской эры: Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета: 1987: ISBN 0-521-34146-9
- Рафаэль Патай: Тексты Мессии : Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна: 1979: ISBN 0-8143-1652-2 Также: Нью-Йорк: Эйвон: 1979: ISBN 0-380-46482-9
- Рабоу, Джерри (2002). 50 еврейских мессий: нерассказанные истории жизни 50 еврейских мессий со времен Иисуса и как они изменили еврейский, христианский и мусульманский миры . ООО Издательский дом «Гефен» ISBN 978-965-229-288-9 .
- Джейкоб Шохет: Машиах: Принцип Машиаха в мессианскую эпоху в еврейском законе и традиции : Нью-Йорк: SIE: 1992: ISBN 1-881400-00-X
- Гершом Шолем : Мессианская идея в иудаизме : Нью-Йорк: Schocken Books: 1995: 0805210431
- Роберт Вулф: Истоки мессианской идеи : Нью-Йорк: Центр печати JREP: 2003: ISBN 0-9642465-3-8
- Уорт, Роланд Х. (30 июля 2005 г.). Мессии и мессианские движения до 1899 года . МакФарланд. ISBN 978-0-7864-2311-8 .