Королевство Иуда
Королевство Иуда 𐤉𐤄𐤃 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
в 930 г. до н.э. [ 1 ] - c. 587 г. до н.э. | |||||||
Печать LMLK (700–586 г. до н.э.)
| |||||||
![]() Царства Иудеи и Израиль , созданные Эдвардом Веллером c. 1890 | |||||||
Статус | Королевство | ||||||
Капитал | Иерусалим | ||||||
Общие языки | Библейский иврит | ||||||
Религия |
| ||||||
Демоним (ы) | Иудейт, Иудев | ||||||
Правительство | Монархия | ||||||
Король | |||||||
• c. 931–913 г. до н.э. | Rehoboam (первое) | ||||||
• c. 597–587 г. до н.э. | Зедекия (последний) | ||||||
Историческая эра | Железный век | ||||||
в 930 г. до н.э. [ 1 ] | |||||||
в 587 г. до н.э. | |||||||
|
Королевство Иуда [ А ] было израильским королевством южного леванта во время железного века . сосредоточенная на высокогорье к западу от Мертвого моря Столица Королевства, , была Иерусалим . [ 3 ] Это управлялось линией Давида в течение четырех веков. [ 4 ] Евреи названы в честь Иудеи и в первую очередь происходят от людей, которые жили в регионе. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Еврейская Библия изображает Королевство Иуда как одно из двух преемников Соединенного Королевства Израиля , термин, обозначающий Объединенную монархию при библейских королях Саул , Давиде и Соломоне и охватывающий территорию Иудеи и Израиля . Однако в течение 1980 -х годов некоторые библейские ученые начали утверждать, что археологические данные об обширном королевстве до конца 8 -го века до н.э. слишком слаба, и что методология, используемая для получения доказательств, ошибочна. [ 8 ] [ 9 ] В 10 -м и начале 9 -го веков до н.э. территория Иудеи, по -видимому, была малонаселенной, ограниченной небольшими сельскими поселениями, большинство из которых не умирали. [ 10 ] Тель Дэн Стела , обнаруженная в 1993 году, показывает, что королевство существовало в той или иной форме к середине 9 -го века до нашей эры, [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Но это не указывает на степень его силы. Однако недавние раскопки в Хирбете Кейяфу подтверждают существование централизованного и урбанизированного королевства 10 -го века до нашей эры, согласно экскаваторам. [ 8 ] [ 14 ]
В 7-м веке до н.э. население Королевства значительно увеличилось, процветая под нео-ассирийским вассалсом , несмотря на восстание Езекии против ассирийского короля Сеннахериба . [ 15 ] Иосия воспользовался политическим вакуумом, в результате которого произошел спад Ассирии и появление египетского правления Саита над областью для принятия его религиозных реформ. Второзаконная история , в которой рассказывается об истории народа Израиля от Иисуса Иисуа до Иосии и выражает мировоззрение, основанное на юридических принципах, найденных в Книге Второзакония , предполагается, что в тот же период был написан и подчеркивает значение поддержки их. [ 16 ]
С последним падением нео-ассирийской империи в 605 году до н.э. появилась конкуренция между Сайте Египтом и нео-бабилонской империей за контроль над Левантом , что в конечном итоге привело к быстрому снижению Иудеи. В начале 6-го века до нашей эры видела волна египетских восстаний иудаита против вавилонского правления, которые были раздавлены. В 587 году до н.э. Навуходоносор II участвовал в осаде Иерусалима , в конечном итоге разрушив город и заканчивая королевство. [ 17 ] [ 16 ] Большое количество иудеев было изгнано в Вавилон , а затем падшее королевство было аннексировано как вавилонская провинция . [ 16 ]
После падения Вавилона в Империю Ахеменидов , король Ахеменидов Сайрус великий позволил евреям, которые были депортированы после завоевания Иудеи. Им разрешили автономное правление под персидским управлением . Только спустя 400 лет после восстания в Маккабеу иудеи полностью восстановили независимость.
География
Королевство Иуда было расположено в иудейских горах , простирающихся от Иерусалима до Хеврона и в пустыню Негева . Центральный хребет, начиная от лесных и покрытых кустарниками гор, мягко наклоняющихся к холмам Шефелы на западе, до сухих и засушливых пейзажей иудской пустыни, спускающихся в долину Иордан на востоке, сформировал ядро королевства. [ 18 ]
Северная граница Иудеи простиралась восток-запад от северо-западного берега Мертвого моря , проходящей недалеко от Иерихона до района Гизера . На западе граница пробежала от Гезера через Шефела до Беерсебы в северном Негеве. На востоке границы Иудеи последовали за Арой до западного берега Мертвого моря. В процветающие периоды влияние Иудеи расширилось, растянувшись на юг до пивейбы и за его пределами, включая Кадеш Барнеа и, вероятно, Кунтелт Аджруд . Его влияние, возможно, распространилось на Эйлат на юге, его влияние, [ 18 ] а также прибрежная равнина на западе в Месад Хашавьяху крепости .
Археологическая запись
Формирование Королевства Иудеи является предметом тяжелых дебатов среди ученых, с спором между библейскими минималистами и библейскими максималистами по этой конкретной теме. [ 19 ] Из-за геополитических факторов, таких как проблемы безопасности, изоляция и политические изменения, основная область Королевства Иудейского на юго-центральном высокогорье наблюдается ограниченное археологическое исследование по сравнению с регионами к западу от реки Иордан . Там было проведено несколько раскопок и опросов, создав заметный разрыв в знаниях по сравнению с широко изученным Шефелой на Западе, который провел систематические исследования и многочисленные научные раскопки. [ 20 ]
Хотя в целом согласно с тем, что повествования о Давиде и Соломоне в 10 -м веке до нашей эры мало рассказывают о происхождении Иудеи, в настоящее время нет никакого мнения относительно того, развился ли Иуда как отделение от единого королевства Израиля (как говорит Библия) или независимо. [ 21 ] [ 22 ] Некоторые ученые предположили, что Иерусалим, столица королевства, не стал важным административным центром до конца 8 -го века до нашей эры. До этого археологические данные свидетельствуют о том, что его население было слишком мала, чтобы выдержать жизнеспособное королевство. [ 23 ] Другие ученые утверждают, что недавние открытия и радиоуглеродные тесты в городе Давида , по -видимому, указывают на то, что Иерусалим уже был значительным городом 10 -го века до нашей эры. [ 24 ] [ 25 ]
Большая часть дебатов вращается вокруг того, должны ли археологические открытия, традиционно датируемые 10 -м веком, вместо этого датируется 9 -м веком, как предложено Израиль Финкельштейн . [ 26 ] Недавние археологические открытия Эйлата Мазара в Иерусалиме и Йосеф Гарфинкель в Хирбет Кейяфу были интерпретированы как поддержка существования Объединенной монархии, но даты и идентификации не общеприняты. [ 27 ] [ 28 ]

В Тель -Дэн Стела показывает исторический « Дом Давида », управлял королевством к югу от земель Самарии в 9 -м веке до нашей эры, [ 29 ] и подтверждения нескольких иудейских царей 8 -го века до н.э. были обнаружены, были обнаружены, [ 30 ] Но они мало что делают, чтобы указать, насколько развито состояние на самом деле. Таблетка Nimrud K.3751 , датированная c. 733 г. до н.э., является самой ранней известной записью имени «Иуда» (написано в ассирийской клинописи как Яауда или Кур. [ 31 ] В то время как более ранняя ссылка на посланник иудаита, по -видимому, появляется в винной карте от Nimrud, датированной 780 -х годов до нашей эры. [ 32 ]
Иерусалим
Статус Иерусалима в 10 веке до нашей эры является основным предметом дебатов. [ 10 ] Самая старая часть Иерусалима и его первоначальное городское ядро - город Давида , который показывает доказательства значительной израильской жилой деятельности около 10 -го века. [ 33 ] Некоторые уникальные административные структуры, такие как структура ступенчатого камня и большая каменная структура , которая первоначально образовала одну структуру, содержат материаловую культуру, датированную железом I. [ 10 ] Из -за предполагаемого отсутствия урегулирующей деятельности в 10 -м веке до нашей эры Израиль Финкельштейн утверждает, что Иерусалим был тогда маленькой деревней страны на иудейских холмах, а не национальной столицей, а Уссишкин утверждает, что город был совершенно необитаемы. Amihai Mazar утверждает, что если Iron I / Iron II, то знакомство административных сооружений в городе Давида верна, что, по его мнению, имеет место »,« Иерусалим был довольно маленьким городом с могучей цитаделью, которая могла быть центром существенной региональной политики ". [ 10 ] Уильям Дж. Девер утверждает, что Иерусалим был небольшим и укрепленным городом, вероятно, населенным только Королевским двором, священниками и клерками. [ 34 ]
Грамотность
Сборник военных распоряжений, найденных в руинах военной крепости в Негеве , датируемом периодом Королевства Иуда, указывает на широкую грамотность, основанная на надписях, способность читать и писать продленную по всей цепочке командных команд. офицеры. По словам профессора Элиэзера Пиашского, который участвовал в анализе текстов, «грамотность существовала на всех уровнях административных, военных и священнических систем Иудеи. Чтение и письмо не ограничивались крошечной элитой». Это указывает на наличие существенной образовательной инфраструктуры в Иудее в то время. [ 35 ]
Археологические исследования вблизи весны Гихона в городе Давида показали многие анепиграфические буллы (то есть буллы, несущие только иконографию, без надписей), датируемых 11-м/10-9-м веками, в которых изображены «линии папируса» на их спине. Утверждалось, что эти тюленей предоставляют доказательства того, что тексты папируса были написаны и использованы в Иерусалиме уже с 10 -го (возможно, 11 -го) века до нашей эры. [ 36 ]
LMLK Seals
Уплотнения LMLK - это архаичные еврейские печать на ручках больших банок для хранения, датируемых правлением короля Езекии (около 700 г. до н.э.), обнаруженных в основном в Иерусалиме и его окрестностях . Несколько полных банок были найдены in situ, похороненными под слоем разрушения, вызванным Сеннахирибом в Тель -Лачиш . [ 37 ] Ни одно из первоначальных печатей не было найдено, но было опубликовано около 2000 впечатлений, сделанных как минимум 21 типа печати. [ 38 ]
LMLK выступает за еврейские буквы LAMEDH MEMAMADH KAPH ), который (иврит: לְמֶלֶךְ , Романизированный: Ləmeleḵ можно перевести как:
- "[принадлежит] королю" [Иудеи]
- «[принадлежит] королю» (имя человека или божества)
- «[принадлежит] правительству» [Иудеи]
- "[чтобы быть отправленным] королю"
Повседневная жизнь
Согласно исследованию 2022 года, следы ванили, найденные в винных банках в Иерусалиме, могут указывать на то, что местная элита наслаждается вином, приправленным ванили в течение 7–6 -го веков до нашей эры. До недавнего времени Vanilla не была совсем не была доступна в Старом Свете. Археологи предположили, что это открытие может быть связано с международным маршрутом, который пересекал Негев в течение этого периода, вероятно, при ассирийском, а затем и третьем промежуточном периоде Египетского правления. [ 39 ]
Города
По словам Йосефа Гарфинкеля , укрепленные города Королевства Иуда в течение 10-го века до н.э. были расположены в Хирбет Кейяфу , расскажите En-Nasbeh , Khirbet El-Dawwara ( Halhul ), Тел Бейт Шимш и расскажите Лахиш. [ 40 ]
Тел Бэер Шева , который, как полагают, является местом древнего библейского города Беер-Шеба , был главным центром иудаитов в Негеве в 9-м и 8-м веках до н.э. [ 41 ]
Форты
и Иудейские горы Шефела видели открытие нескольких крепостей и башни иудеитов. Укрепления имели большой центральный двор, окруженный стенами каземата с камерами на внешней стене, и они были квадратными или прямоугольными по форме. [ 41 ] Khirbet Abu et-Twein , расположенный в иудейских горах между современной летучей мышью Айин и Джаб'а , является одной из самых примечательных крепостей с того периода. Великие взгляды на Шепела, в том числе города иудеитов Азека, Сочо, Боги, Лахиш и Мареша, можно было увидеть из этого форта. [ 42 ]
В северном Негеве Тель -Арад служил ключевым административным и военным оплотом. Он защищал маршрут от иудских гор до Аравии и в Моаве и Эдоме . Он подвергся многочисленным ремонтным и расширениям. В Негеве есть несколько других фортов иудеитов, в том числе Хурват Уза , Тель -Ира, Ароэр, Тел Масос и Тель -Малхата. Основное укрепление иудаита в иудейской пустыне было найдено в Vered Yeriho ; Он защитил дорогу от Иерихона до Мертвого моря . [ 41 ] Несколько отдельно стоящих, возвышенных, изолированных охранных башни того периода были найдены вокруг Иерусалима; Башни такого типа были обнаружены на французском холме и на юге до Гило . [ 41 ]
Из положения иудеи ясно, что одной из их основных целей было облегчение связи с помощью пожарных сигналов по всему королевству, методу, хорошо документированный в книге Иеремии и лахишами. [ 41 ]
Библейский повествование
Восстание Джеробоама и разделение Объединенной монархии
История Палестины |
---|
![]() |
История Израиля |
---|
![]() |
![]() |
Согласно библейскому рассказу, Соединенное Королевство Израиль было основано Саулом в конце 11-го века до нашей эры и достиг своего пика во время правления Давида и Соломона . После смерти Соломона около 930 г. до н.э. израильтяне собрались в Шехеме для коронации сына и преемника Соломона Рехобоама . До того, как произошла коронация, северные племена, возглавляемые Джеробоамом , попросили нового короля снизить тяжелые налоги и требования к труду, которые наложил его отец Соломон. Рехобом отверг их ходатайство: «Я добавлю к твоему иму: мой отец наказывал тебя кнутами, я наказал тебе скорпионы» ( 12:11 ). Царств 1 Северное Израиля . Их формируя царство , король не было беспокойно после раскола до разрушения Царство Израиль Ассирией в 722/721 .
Отношения с Королевством Израиль
В течение первых 60 лет короли Иуды пытались восстановить свою власть над Израилем, и была постоянная война между ними . Израиль и Иуда вошли на протяжении всего Рехобома 17-летнего правления . Rehoboam построил сложную защиту и оплот, наряду с обогащенными городами. На пятом году правления Рехобома Шишак , которого опознали как фараон Шошенк I 22 -й династии Египта , принес огромную армию и взял много городов. В мешке Иерусалима (10 века до нашей эры) Рехобом дал им все сокровища из храма как дань, а Иуда стал вассальным государством Египта.
Сын и преемник Рехобома, Абиджа Иудеи , продолжил усилия своего отца, направленные под его контролем. Он сражался в битве при Маунт -Земараиме против Иеровоама Израиля и победил с тяжелой потерей жизни на стороне Израиля. Согласно книгам «Хроники» , Абиджа и его народ победили их с большой бойней, так что 500 000 человек израиль упали, убитых, [ 43 ] И Иеровоам представлял небольшую угрозу Иудее до конца его правления. Граница племени Бенджамина была восстановлена на первоначальной племенной границе. [ 44 ]
Аса Сын и преемник Абиджи, Иудеи , сохранял мир в течение первых 35 лет своего правления, [ 45 ] и он обновил и укрепил крепости, которые первоначально построены его дедушкой Рехобомом. II Хроники утверждают, что в битве при Зефате , поддерживаемой египетской вождем , Эфиопияна и его миллионов человек и 300 колесниц были побеждены 580 000 человек Асы в долине Зефата недалеко от Мареши . [ 46 ] В Библии не указывается, была ли Зера фараоном или генералом армии. Эфиопы преследовали в Гераре , на прибрежной равнине, где они остановились от явного истощения. Полученный мир не допустил вторжения в египетские вторжения до времени Иосии , на несколько веков спустя.

На своем 36 -м году Аса столкнулся с Баашей из Израиля , [ 45 ] который построил крепость в Раме на границе, менее чем в десяти милях от Иерусалима. Капитал оказался под давлением, и военная ситуация была ненадежной. Аса взяла золото и серебро из храма и отправила их в Бен-Хадад I , король Арам-Дамаска , в обмен на то, что король Дамаскенского, отменивший свой мирный договор с Баашей. Бен-Хадад напал на Иджона, Дэна и многих важных городов племени Нафтали , и Бааша был вынужден уйти из Рамы. [ 47 ] Аса сорвала незаконченную крепость и использовала свое сырье, чтобы укрепить Гебу и Мизпа в Бенджамине на его стороне границы. [ 48 ]
Преемник Асы, Иошафат , изменил политику в отношении Израиля и вместо этого преследовал альянсы и сотрудничество с ним. Альянс с Ахавом был основан на браке. Альянс привел к катастрофе для королевства с битвой при Рамоте-Гиаде в соответствии с 1 царями 22 . Затем он связан с Ахазией Израиля, чтобы продолжить морскую торговлю с Офиром . Тем не менее, флот, оснащенный в Эзионе-Гебер, был немедленно разрушен. Новый флот был оснащен без сотрудничества царя Израиля. Хотя это было успешным, торговля не была привлечена к ответственности. [ 49 ] [ 50 ] Он присоединился к Иораму из Израиля в войне против Моавитян , которые были под отдачей Израиля. Эта война была успешной, и моавиты были подавлены. Однако, увидев человеческую акт Меши, предлагая своему сыну в жертву на стенах Кира Моава (ныне аль-Карак ), наполнил Иошафат ужасом, он ушел и вернулся на свою землю. [ 51 ]
Иорам Преемник Иошафата, из Иуды , сформировал союз с Израилем, женившись на Аталии , дочери Ахава. Несмотря на союз с более сильным северным королевством, правление Иорама Иудеи было шатким. Эдом восстал, и он был вынужден признать ее независимость. Рейд филистимлян и арабов или, возможно, южных аравийцев, разграбил дом короля и унесла всю свою семью, за исключением его младшего сына Ахазии Иуды .
Столкновение империй

После того, как Езекия стал единственным правителем в. 715 г. до н.э., он сформировал альянсы с Ашкелоном и Египтом и выступил против Ассирии, отказываясь отдать дань. [ 52 ] [ 53 ] В ответ Сеннахириб из Ассирии атаковал укрепленные города Иудеи. [ 54 ] Езекия заплатил триста таланта серебряного и тридцати талантов золота в Ассирию, что потребовало от него опорожнить храм и королевскую сокровищницу серебра и лишить золото из дверных храмов Соломона . [ 55 ] [ 52 ] Тем не менее, Сеннахериб осадил Иерусалим [ 56 ] [ 57 ] В 701 году до н.э., хотя город никогда не был взят.

Во время длительного правления Манассе (ок. 687/686 - 643/642 г. до н.э.), [ 58 ] Иуда была вассалом ассирийских правителей: Сеннахериб и его преемники, Эсархаддон [ 59 ] и ашбурбанипал после 669 г. до н.э. Manasseh указан как необходимый для предоставления материалов для строительных проектов Эсархаддона и одного из ряда вассалов, которые помогали Ашрубанипала против Египта. кампании [ 59 ]


Когда Иосия стал королем Иудеи в c. 641/640 г. до н.э., [ 58 ] Международная ситуация была в изменении. На востоке неоассирийская империя начала распадаться, нео-бабилонийская империя еще не поднялась, чтобы заменить ее, и Египет на Запад все еще восстанавливался от ассирийского правления. В вакууме власти Иуда может на какое -то время управлять себя без иностранного вмешательства. Однако весной 609 г. до н.э. фараон Нечо II лично привел к Эвфрату значительную армию , чтобы помочь ассирийцам . [ 60 ] Взяв прибрежный маршрут в Сирию во главе крупной армии, Нечо прошел низкие участки Филистистии и Шарона . Однако проход через хребет холмов, который закрывается на юге Великой Иезрил -Вэлли , был заблокирован иудейской армией во главе с Иосией, который, возможно, считал, что ассирийцы и египтяне были ослаблены смертью фараона Псамтика Я всего год назад (610 г. до н.э.). [ 60 ] Предположительно, пытаясь помочь вавилонянам, Иосия попытался заблокировать продвижение в Мегиддо ожесточенная , где велась битва , и Иосия был убит. [ 61 ] Затем Нечо объединила усилия с ассирийским ашур-обруалитом II , и они пересекли Евфрат и осадили Харран . Объединенные силы не смогли удержать город после временного захвата, и Нечо отступил обратно в северную Сирию . Мероприятие также ознаменовало распад ассирийской империи.
Во время возвращения в Египет в 608 г. до н.э. Нечо обнаружил, что Иохахаз был выбран, чтобы сменить его отца, Иосию. [ 62 ] Нече сверг Джехохаз, который был королем всего три месяца, и заменил его своим старшим братом, Иоакимом . Нечо наложил на Иуду налог из сотен талантов серебра (около 3 3 ~ 4 тонны или около 3,4 метрических тонн) и талант золота (около 34 килограммов (75 фунтов)). Затем Нечо вернул Джехоахаз в Египет в качестве своего заключенного, [ 63 ] никогда не возвращаться.
Иоаким изначально управлял в качестве вассала египтян, отдавая сильную дань. Однако, когда египтяне потерпели поражение вавилонянами в Кархимисе в 605 г. до н.э., Иоаким изменил верность, чтобы отдать дань Навуходоносору II Вавилона . В 601 году до нашей эры, на четвертом году своего правления, Навуходоносор попытался вторгнуться в Египет, но был отбит тяжелыми потерями. Отказ привел к многочисленным восстаниям среди государств Леванта , которые были обязаны верности Вавилону. Jehoiakim также прекратил отдать дань уважения Nebuchandzzar [ 64 ] и занял про-Египетскую позицию. Навуходоносой вскоре справился с восстаниями. Согласно вавилонским хроникам , после вторжения "Земля Хатти (Сирия/Палестина)" [ 65 ] [ 66 ] В 599 г. до н.э. он осадил в Иерусалим . Иоаким умер в 598 году до нашей эры [ 67 ] Во время осады и сменил его сын Джекония в возрасте восьми или восемнадцати. [ 68 ] Город упал примерно через три месяца, [ 69 ] [ 70 ] 2 адара (16 марта) 597 г. до н.э. Навуходоносор разграбил и Иерусалим, и храм и перевезти все свои добычи в Вавилон. Джекония и его суд и другие выдающиеся граждане и мастера, а также значительную часть еврейского населения Иудеи, насчитывая около 10 000 человек. [ 71 ] были депортированы с земли и рассеяны по всей вавилонской империи . [ 72 ] Среди них был Иезекииль . Навуходоносор назначил Зедекии , брата Иоакима, царя сокращенного королевства, который был притоком Вавилона.
Разрушение и рассеяние

Несмотря на сильные протесты Иеремии и других, Зедекия восстал против Навуходоносора, переставая отдать дань ему и вступил в альянс с фараоном Хофрой . В 589 году до н.э. Навуходоносор II вернулся в Иуду и снова осадил Иерусалим . Многие евреи бежали в окружающий Моав , Аммон , Эдом и другие страны, чтобы добиться убежища. [ 73 ] Город упал после осады, которая длилась восемнадцать или тридцать месяцев, [ 74 ] и nebuchadnezzar снова разграбил и Иерусалим, и храм [ 75 ] а затем уничтожил оба. [ 76 ] После убийства всех сыновей Зекейи, Навуходоносор отвез Зедекии в Вавилон [ 77 ] и так положил конец Независимому царству Иудеи. Согласно книге Иеремии , в дополнение к погибшим во время осады, около 4600 человек были депортированы после падения Иудеи. [ 78 ] К 586 г. до н.э. большая часть Иудеи была опустошена, и бывшее королевство получило резкое снижение как экономики, так и населения. [ 79 ]
Последствия
Вавилонский Иегуд
Иерусалим, очевидно, оставался необитаемым на протяжении большей части 6 -го века, [ 79 ] и центр гравитации перешел к Бенджамину, относительно невредитой северной части Королевства, где город Мизпа стал столицей Новой Вавилонской провинции Иехуд для остатка еврейского населения в части бывшего королевства. [ 80 ] Это была стандартная вавилонская практика. Когда филистимский город Ашкелон был завоеван в 604 году до нашей эры, политическая, религиозная и экономическая элита (но не основная часть населения) была изгнана, и административный центр перешел на новое место. [ 81 ]
Гедалия был назначен губернатором провинции Иегуд, поддерживаемой вавилонской гвардией. Административный центр провинции был Мизпа в Бенджамине , [ 82 ] не Иерусалим. Услышав о назначении, многие из иудеев, которые укрылись в окружающих странах, были убеждены вернуться в Иудею. [ 83 ] Тем не менее, Гедалия вскоре был убит членом Королевского дома, и халдейские солдаты убили. Население, которое осталось на земле, и тех, кто вернулся в Египет, из -за боязни вавилонской репрессии под руководством Йоханана Бена Кареа . Они проигнорировали настоящие побуждения Пророка Иеремии против движения. [ 84 ] Беженцы устроились Tahpanhes, Noph and Pathros, [ 85 ] и, возможно, слонный , и Иеремия пошла с ними как моральным опекуном.
Изгнание в Вавилон
Цифры, которые были депортированы в Вавилон, и которые пробились в Египет, и остаток, который остался на земле и в окружающих странах, подвергаются академическим дебатам. Книга Иеремии сообщает, что 4600 были изгнаны в Вавилонию . [ 78 ] Две книги королей предполагают, что это было 10 000, а затем 8 000.
Персидский Иегуд и эллинистический период.
В 539 году до н.э. империя Ахеменидов завоевала Вавилонию и позволила изгнанию вернуться в Иегуд Мединату и восстановить храм, который был завершен на шестом курсе Дария (515 г. до н.э.) [ 86 ] При Зеруббабеле , внук второго по последнюю королю Иудеи, Джекония . Иехуд Медината был мирной частью империи Ахеменидов до его падения в c. 333 н.э. до Независимость Иудея была восстановлена после восстания в Маккабеун и установление Хасмонея -королевства во 2 -м веке до нашей эры.
Евреи названы в честь Иудеи и в первую очередь происходят от людей, которые жили в бывшем королевстве. [ 87 ] [ 88 ] [ 89 ]
Религия
Основной темой повествования ивритской Библии является верность Иудеи, особенно его царях, к Яхве , который, по его словам, является богом Израиля . Соответственно, все цари Израиля (за исключением того, что в некоторой степени Иеху ) и многие из королей Иудеи были «плохими» с точки зрения библейского повествования, не смогли обеспечить соблюдение монотеизма . Из «хороших» царей, Езекия (727–698 гг. До н.э.) отмечается за его усилия по отчистке идолопоклонства (в его случае поклонение Баале и Ашере , среди других традиционных ближневосточных божеств), [ 90 ] Но его преемники, Манассии Иудеи (698–642 гг. До н.э.) и Амон (642–640 гг. До н. Король Иосия (640–609 гг. Б.К.) вернулся к поклонению только Яхве, но его усилия были слишком поздно, и неверность Израиля заставила Бога разрешить разрушение Царства нео-бабилонской империей в осаде Иерусалима (587/586 BCE) BCE) BCE) BCE) BCE) в осаде (587/586 BCE) BCE) в осаде (587/586 BCE) BCE) Полем
В настоящее время среди академических ученых широко согласовано, что книги царей не являются точным изображением религиозных взглядов в Иудее или Израиле того времени. [ 91 ] [ 92 ] Тем не менее, эпиграфические доказательства подтверждают известность Яхве в религии иудаита. [ 93 ]
Доказательства остатков каннабиса были обнаружены на двух алтарях в Тель -Араде, датируемом 8 -м веком до нашей эры. Исследователи считают, что каннабис мог быть использован для ритуальных психоактивных целей в Иудеи. [ 94 ]
Примечания
Смотрите также
- Короли Иуды
- Список артефактов в библейской археологии
- Список еврейских государств и династий
- Соединенное Королевство Израиля , Королевство перед расколом
- Королевство Израиль , Северное царство
- Израиль , современная страна
Ссылки
Цитаты
- ^ Пиоске, Даниэль (2015). «Иерусалим Давида: начало 10 -го века до н.э. Часть I: аграрная община» . Иерусалим Дэвида: между памятью и историей . Рутледж исследования в религии. Тол. 45. Routledge. п. 180. ISBN 978-1-317-54891-1 .
- ^ Финкельштейн, Израиль; Silberman, Neil Asher (2001). Библия обнаружила: новое видение археологии древнего Израиля и происхождение священных текстов . Свободная пресса. С. 240 –243. ISBN 978-0-743-22338-6 .
- ^ Финкельштейн, Израиль (2001). «Рост Иерусалима и Иудеи: пропавшее звено». Левант . 33 (1): 105–115. doi : 10.1179/lev.2001.33.1.105 . ISSN 0075-8914 . S2CID 162036657 .
- ^ Лемейр, Андре (2018). «Израиль и Иуда». Оксфорд иллюстрировал историю Святой Земли . Роберт Дж. Хойланд, HGM Уильямсон (1 -е изд.). Издательство Оксфордского университета. С. 61–85. ISBN 978-0-19-872439-1 Полем OCLC 1017604304 .
- ^ Spielvogel, Jackson J. (2008). Западная цивилизация: том A: до 1500 . Wadsworth Publishing. п. 36. ISBN 978-0-495-50288-3 Полем
Народ Иудеи выжил, в конечном итоге становясь известным как евреи и дал свое имя иудаизму, религии Яхве, израильского Бога.
- ^ Наследие: генетическая история еврейского народа . Гарри Остр. Издательство Оксфордского университета. 2012. ISBN 978-1-280-87519-9 .
{{cite book}}
: Cs1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Адамс, Ханна (1840). История евреев: от разрушения Иерусалима до настоящего времени . Продается в лондонском обществе, а также Дунканом и Малком и Вертхаймом. OCLC 894671497 .
- ^ Jump up to: а беременный Гарфинкель, Йосси; Ганор, Саар; Хасель, Майкл (19 апреля 2012 г.). «Журнал 124: Предварительный отчет Хирбат Qeiyafa» . Hadashot arkheologiyot: раскопки и опросы в Израиле . Управление древностей Израиля. Архивировано из оригинала 23 июня 2012 года . Получено 12 июня 2018 года .
- ^ Финкельштейн, Израиль; Fantalkin, Александр (май 2012 г.). «Хирбет Qeiyafa: невыразирующая археологическая и историческая интерпретация» (PDF) . Тель -Авив . 39 : 38–63. doi : 10.1179/033443512x13226621280507 . S2CID 161627736 . Получено 12 июня 2018 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Мазар, Амихай. «Археология и библейское повествование: случай Объединенной монархии» . Один Бог - один культ - одна нация. Археологические и библейские перспективы, под редакцией Рейнхарда Г. Краца и Германа Спикермана в сотрудничестве с Бьорн Корзилиусом и Танджей Пилгером (дополнение к журналу для науки о Ветхом Завете 405) . Берлин/ Нью -Йорк: 29–58 . Получено 12 октября 2018 года .
- ^ Grabbe, Lester L. (2007-04-28). Агонисты ахава: подъем и падение династии Омри . Блумсбери. ISBN 978-0-567-25171-8 Полем
Надпись в Тель -Дане вызвала много дебатов и шквал статей, когда она впервые появилась, но в настоящее время она широко рассматривается (а) как подлинное и (б), ссылаясь на династию Давида и арамейское царство Дамаска.
- ^ Клайн, Эрик Х. (2009-09-28). Библейская археология: очень короткое введение . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-199-71162-8 Полем
Сегодня, после долгих дальнейших обсуждений в академических журналах, большинство археологов признают, что надпись не только подлинна, но и что ссылка действительно для Палаты Давида, что представляет собой первое намек, найденное за пределами Библии для Библейского Давида.
- ^ Mykytiuk, Lawrence J. (2004). Определение библейских лиц в северо -западных семитских надписях 1200–539 гг. До н.э. ISBN 978-1-589-83062-2 Полем
Некоторые необоснованные обвинения в подделке практически не влияли на научное принятие этой надписи как подлинную.
- ^ Гарфинкель, Йосеф (май - июнь 2011 г.). «Рождение и смерть библейского минимализма» . Библейский археологический обзор . 37 (3). Архивировано с оригинала 2011-09-08 . Получено 2012-07-05 .
- ^ Бен-Сассон, Хаим Хиллет , изд. (1976). История еврейского народа . Гарвардский университет издательство. п. 142. ISBN 978-0-674-39731-6 Полем Получено 12 октября 2018 года .
Наследник Саргона, Сеннахериб (705–681), не мог иметь дело с восстанием Езекии, пока он не получил контроль над Вавилоном в 702 году до нашей эры.
- ^ Jump up to: а беременный в Lipschits, Oded (2005). Падение и рост Иерусалима: Иуда под вавилонским правлением . Penn State University Press. С. 361–367. doi : 10.5325/j.ctv1bxh5fd . ISBN 978-1-575-06297-6 .
- ^ Липиньский 2020 , с.
- ^ Jump up to: а беременный Хардин 2014 , с. 743.
- ^ «Максималисты и минималисты» . livius.org . Получено 2021-07-18 .
- ^ Faust 2018 , p. 337.
- ^ Кац 2015 , с. 27
- ^ Мазар, Амихай (2010). «Археология и библейское повествование: случай Объединенной монархии» . Археологические и библейские перспективы .
Для консервативных подходов, определяющих Объединенную монархию как государство «от Дэна до пивного сабба», включая «завоеванные королевства» (Аммон, Моаб, Эдом) и «сферы влияния» в Гешуре и Хамат С.Ф. Например, Ahlström (1993), 455–542; Мейерс (1998); Lemaire (1999); Masters (2001); Стагер (2003); Рейни (2006), 159–168; Кухня (1997); Миллард (1997; 2008). Для полного отрицания историчности Объединенной монархии ср. Например, Дэвис (1992), 67–68; Другие предложили «вождь», включающий небольшой регион вокруг Иерусалима, ср. Knauf (1997), 81–85; Niemann (1997), 252–299 и Finkelstein (1999). Для подхода к «середине дороги» предполагает объединенную монархию более крупного территориального охвата, хотя и меньше библейского описания ср. Например, Миллер (1997); Halpern (2001), 229–262; Ливерни (2005), 92–101. Последний недавно предложил государство, входящее в территории Иудеи и Ефрема во время Давида, которое впоследствии было расширено, чтобы включить районы северной Самарии и влияния на районы Галилеи и Трансхардан. Нааман (1992; 1996) однажды принял основную биографию Давида как подлинную, а затем отверг единую монархию как государство, ср. идентификатор. (2007), 401–402.
- ^ Мур и чей 2011 , с. 302
- ^ Серги 2023 , стр. 187–195, 197.
- ^ Регев, Йоханна; Гадо, Юваль; Узил, Джо; Чалаф, Орталь; Шалев, иньфта; Рот, Хелена; Шаллом, Нисан; Шунтон, Нахшон; Бохер, Эфрат; Пирсон, Шарлотта Л.; Браун, Дэвид М.; Минц, Евгения; Режим, Лиор; Boaretto, Элизабетта (2024-04-29). «Радиоуглеродная хронология железного века Иерусалима выявляет калибровочные смещения и архитектурные разработки » Труды Национальной академии наук 121 (19): E2321024121. Doi : 10.1073/pnas.2321024121 . ISSN 0027-8 PMID 38683984 .
- ^ Finkelstein & Silberman 2002 .
- ^ Томас, Захари (2016-04-22). «Обсуждение Объединенной монархии: давайте посмотрим, как далеко мы продвинулись» . Бюллетень библейского богословия: журнал Библии и культуры . 46 (2): 59–69. doi : 10.1177/0146107916639208 . ISSN 0146-1079 . S2CID 147053561 .
- ^ «Плачущий царь Давид: действительно ли руины в Израиле его дворец?» Полем Хаарец . Получено 2021-07-18 .
Не все согласны с тем, что руины, найденные в Хирбет Кейяфу, принадлежат библейскому городу Шаарайм, не говоря уже о дворце древнего Израильского самого знаменитого короля
- ^ Pioske 2015 , с.
- ^ Корпус Западных Семитских Печать Печать. Н. Авигад и Б. Сасс. Иерусалим: Израильская академия наук и гуманитарных наук, 1997, №. 4 и 3 соответственно; Определение библейских лиц в северо -западных семитских надписях 1200–539 гг. До н.э. Лоуренс Дж. Микитюк. SBL Academia Biblica 12. Atlanta, 2004, 153–59, 219.
- ^ Холлоуэй, Стивен У.; Handy, Лоуэлл К., ред. (1995). Кувшин сломан: мемориальные эссе для Гёста В. Алстрём . Bloomsbury Publishing. ISBN 978-0-567-63671-3 Полем Получено 12 октября 2018 года .
Для Израиля описание битвы при каркаре в Куркх Монолите Шалманерера III (середина девятого века) и для Иудеи, текст Тиглат-Пилесер III, упомянутый (Jeho-) Ахаз Иудеи (IIR67 = K. 3751) 734–733, самые ранние опубликованные на сегодняшний день.
- ^ Нааман, Надав (2019). «Самария и Иуда в ассирийской карте ассирийской карты в начале 8-го века» . Тель -Авив . 46 (1): 12–20. doi : 10.1080/03344355.2019.1586380 . ISSN 0334-4355 . S2CID 166481059 .
- ^ Серги 2023 , с. 197
- ^ Девер, Уильям Г. (2020-08-18). Археология похоронила Библию? Полем Wm. B. Eerdmans Publishing. ISBN 978-1-4674-5949-5 .
- ^ Pileggi, Tamar (12 апреля 2016 г.). «Новый взгляд на древние осколки предполагает Библию даже старше думать». Архивированный 2018-12-10 в The Wayback Machine Times of Israel . Получено с Timesofisrael.com, 30 января 2019 года.
- ^ Richelle 2024 , с. 116
- ^ USSSISHKIN (2004), Обновленные археологические раскопки в Lachish , p. 89 («Поскольку работа по обновленным раскопкам стало ясно, что разрушение уровня III должно быть назначено для атаки Сеннахириба в 701 году до нашей эры»).
- ^ «Сайт исследования LMLK» . www.lmlk.com .
- ^ Амир, А.; Финкельштейн, я.; Shalev, Y.; Uziel, J.; Чалаф, О.; Фрейд, Л.; Нейман, Р.; Гадо, Ю. (2022). «Анализ остатков доказательства вина, обогащенного ванилью, потребляемым в Иерусалиме накануне вавилонского разрушения в 586 г. до н.э. PLOS One 17 (3)» . Plos один . 17 (3): E0266085. doi : 10.1371/journal.pone.0266085 . PMC 8963535 . PMID 35349581 .
- ^ Гарфинкель, Йосеф (2023). «Раннее городское планирование в Королевстве Иудеи: Хирбет Кейяфа, Бет Шемш 4, Расскаль Эн-Нахабе, Хирбет Эд-Даввара и Лахиш В. Иерусалимский журнал археологии . 4 : 87-107. Doi : 10.52486/01.00004.4 . S2CID 25896023 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Рокка, Самуил (2010). Укрепления древнего Израиля и Иудеи, 1200–586 гг . До н.э. Адам Хук. Оксфорд: Osprey. С. 29–40. ISBN 978-1-84603-508-1 Полем OCLC 368020822 .
- ^ Мазар, Амихай; Мазар А. (1981). «Раскопки в Хирбет Абу и Твейн и Система Железного века вступают в Иудею (пожалуйста, к чему) / раскопки в Кхбат Абу-А-Муин и израильских крепостях в Иудейских горах » . Эрец -Исраэль: археолог, исторические и географические исследования / Палестина: исследования со знанием земли и ее древностей . ТУ : 229-249. ISSN 0071-108X . JSTOR 23619437 .
- ^ 2 Хроники 13:17
- ^ 2 Хроники 13:20
- ^ Jump up to: а беременный 2 Хроники 16: 1
- ^ 2 Хроники 14: 9–15
- ^ 2 Хроники 16: 2–6
- ^ 2 Хроники 16: 1–7
- ^ 2 Царств 20: 35–37
- ^ 1 Царств 22: 48–49
- ^ 2 Царств 3: 4–27
- ^ Jump up to: а беременный Leithart, Peter J. (2006). 1 и 2 короли (теологический комментарий к Библии Бразоса) . Baker Publishing Group . С. 255–256. ISBN 978-1-4412-3560-2 Полем Получено 12 октября 2018 года .
- ^ Исаия 30–31 ; 36: 6–9
- ^ 2 Царств 18:13
- ^ 2 Царств 18: 14–16
- ^ Джеймс Б. Причард, изд., Древние ближневосточные тексты, связанные с Ветхим Заветом (Принстон, Нью -Джерси: издательство Принстонского университета, 1965) 287–88.
- ^ 2 Царств 18:17
- ^ Jump up to: а беременный Тиле, Эдвин (1951). Таинственные числа еврейских королей (1 -е изд.). Нью -Йорк: Макмиллан. ISBN 978-0-8254-3825-7 .
- ^ Jump up to: а беременный Bright 2000 , p. 311
- ^ Jump up to: а беременный 2kings 23:29
- Куган, Майкл Дэвид (2001). Оксфордская история библейского мира . Издательство Оксфордского университета. п. 261. ISBN 978-0-19-513937-2 Полем Получено 12 октября 2018 года .
- ^ 2 Царств 23:29 , 2 Хроники 35: 20–24
- ^ 2 Царств 23:31
- ^ 2 Хроники 36: 1–4
- ^ Доктор Ширли Роллинсон. «Разделенная монархия - ок. 931–586 до н.э.» . Получено 12 октября 2018 года .
- ^ № 24 WA21946, Вавилонские хроники, Британский музей
- ^ Вигодер, Джеффри (2006). Иллюстрированный словарь и согласие Библии . Sterling Publishing Company, Inc.
- ^ Cohn-Sherbok, Dan (1996). Еврейская Библия . Continuum International. п. х ISBN 978-0-304-33703-3 .
- ^ Робертс 2016 , с. 210.
- ^ Кинг, Филипп Дж. (1993). Иеремия: археологический спутник . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 23
- ^ 2 Хроники 36: 9
- ^ Куган, Майкл Д., изд. (1999). Оксфордская история библейского мира . Издательство Оксфордского университета. п. 350.
- ^ 2 Царств 24:14
- ^ Иеремия 40: 11–12
- ^ Маламат, Авраам (1968). «Последние цари Иудеи и падение Иерусалима: историческое хронологическое исследование». Израильский исследование журнала . 18 (3): 137–156. JSTOR 27925138 .
Расхождение между продолжительностью осады в соответствии с Ресвла -годами Зедекии (годы 9–11), с одной стороны, и ее длиной в соответствии с изгнанием Иоахина (годы 9–12), с другой. Предположим, что первые считались на основе Тишри, а второй - на низанской основе. Разница в одном году между ними учитывается тем фактом, что прекращение осады упало летом, между Нисаном и Тишри, уже на 12 -й год, согласно расчету в Иезекииле, но все еще на 11 -м году Зедекии, который был Заканчиваться только в Тишри.
- ^ Эзра 5:14
- ^ Иеремия 52: 10–13
- ^ Иеремия 52: 10–11
- ^ Jump up to: а беременный Иеремия 52: 29–30
- ^ Jump up to: а беременный Grabbe, Lester L. (2004). История евреев и иудаизма во втором периоде храма . T & T Clark International. п. 28. ISBN 978-0-567-08998-4 .
- ^ Дэвис 2009 .
- ^ Липшиц 2005 , с. 48
- ^ 2 Царств 25: 22–24 , Иеремия 40: 6–8
- ^ Суини, Марвин А. (2010). Пророческая литература: интерпретация серии библейских текстов . Abingdon Press. ISBN 978-1-4267-3003-0 .
- ^ 2 Царств 25:26 , Иеремия 43: 5–7
- ^ Иеремия 44: 1
- ^ Эзра 6:15
- ^ Наследие: генетическая история еврейского народа . Гарри Остр. Издательство Оксфордского университета. 2012. ISBN 978-1-280-87519-9 .
{{cite book}}
: Cs1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Адамс, Ханна (1840). История евреев: от разрушения Иерусалима до настоящего времени . Продается в лондонском обществе, а также Дунканом и Малком и Вертхаймом. OCLC 894671497 .
- ^ Spielvogel, Jackson J. (2008). Западная цивилизация: том A: до 1500 . Wadsworth Publishing. п. 36. ISBN 978-0-495-50288-3 Полем
Народ Иудеи выжил, в конечном итоге становясь известным как евреи и дал свое имя иудаизму, религии Яхве, израильского Бога.
- ^ Боровский, Одид. « Реформы Езекии и восстание против Ассирии » . Архивировано из оригинала 23 июля 1997 года . Получено 12 октября 2018 года . , Emory University, 1997
- ^ Handy, Lowell K. (1995). «Появление Пантеона в Иудее» . В Эдельмане, Диана Викандер (ред.). Триумф Элохима . Гранд -Рапидс, Мичиган: WB Eerdmans. п. 27. ISBN 978-0-8028-4161-2 Полем Получено 13 января 2020 года - через интернет -архив .
Довольно хорошо известно, что повествование о Книге царей не может быть воспринято как точное отражение религиозного мира народов Иудеи и Израиля. 1 {...} 1 Историчность некоторых разделов повествования в течение долгого времени подвергался сомнению в научных кругах, хотя большая часть текста считается исторически заслуживающим доверия; Это особенно верно в отношении аспектов изображения Северного Царства, Израиля.
- ^ Джеймс Алан Монтгомери (1951). Критический и экзегетический комментарий Книги королей . Т. и Т. Кларк . п. 41 - через интернет -архив .
Оставшиеся пророческие истории Севера являются Мидраш в нынешнем смысле слова, сомнительной исторической ценности.
- ^ Lemaire 2024 , с. 44–46.
- ^ Эран Ари; Барух Розы; DVORY MEMDAR (2020). Мьян " Тель -Авив . 47 (1): 5–2 doi : 10.1080/0334435.2020.1732046 .
Источники
- Albertz, Rainer (1994) [Vanderhoek & Ruprecht 1992]. История израильской религии, том I: от начала до конца монархии . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22719-7 .
- Albertz, Rainer (1994) [Vanderhoek & Ruprecht 1992]. История израильской религии, том II: от изгнания до Маккавеев . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22720-3 .
- Albertz, Rainer (2003). Израиль в изгнании: история и литература Общества библейской литературы шестого века. ISBN 978-1-58983-055-4 .
- Амит, Яйра; и др., ред. (2006). Эссе о древнем Израиле в его ближневосточном контексте: дань Надаву Нааману . Эйзенбрауны. ISBN 978-1-57506-128-3 .
- Барстад, Ханс М. (2008). История и еврейская Библия . Мохр Зибек. ISBN 978-3-16-149809-1 .
- Бен-Сассон, HH (1976). История еврейского народа . Гарвардский университет издательство. ISBN 978-0-674-39731-6 .
- Blenkinsopp, Джозеф; Lipschits, Oded, eds. (2003). Иуда и иудеи в нео-бабилонский период . Эйзенбрауны. ISBN 978-1-57506-073-6 .
- Blenkinsopp, Joseph (2009). Иудаизм, первый этап: место Эзры и Неемии в происхождении иудаизма . Eerdmans. ISBN 978-0-8028-6450-5 .
- Бретт, Марк Г. (2002). Этническая принадлежность и Библия . Брилль ISBN 978-0-391-04126-4 .
- Брайт, Джон (2000). История Израиля . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22068-6 .
- Куган, Майкл Д., изд. (1998). Оксфордская история библейского мира . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-513937-2 .
- Кук, Стэнли Артур (1911). " Иуда ". Encyclopædia Britannica . Тол. 15 (11 -е изд.). п. 535.
- Дэвис, Филипп Р. (1992). В поисках древнего Израиля . Шеффилд. ISBN 978-1-85075-737-5 .
- Дэвис, Филипп Р. (2009). «Происхождение библейского Израиля» . Журнал еврейских писаний . 9 (47). Архивировано из оригинала 2008-05-28.
- Девер, Уильям (2001). Что знали библейские писатели, и когда они это узнали? Полем Eerdmans. ISBN 978-0-8028-2126-3 .
- Девер, Уильям (2003). Кто были ранними израильтянами и откуда они взялись? Полем Eerdmans. ISBN 978-0-8028-0975-9 .
- Девер, Уильям (2017). Помимо текстов: археологический портрет древнего Израиля и Иуды . SBL Press. ISBN 978-0-88414-217-1 .
- Данн, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон У., ред. (2003). Eerdmans Комментарий к Библии . Eerdmans. ISBN 978-0-8028-3711-0 .
- Эдельман, Диана, изд. (1995). Триумф Элохима: от Yahwisms до иудаизмов . Кок Фарос. ISBN 978-90-390-0124-0 .
- Эванс, Пол С. (2020). «Более поздняя монархия в истории и библейской историографии» . В Келле, Брэд Э.; Strawn, Brent A. (ред.). Оксфордский справочник исторических книг еврейской Библии . Издательство Оксфордского университета. С. 109–129. ISBN 978-0-19-026116-0 .
- Faust, Avraham (2018). «Социальная археология Королевства Иудеи: десятый - шестой века до н.э.» . В Ясур-Ландау, Ассаф; Клайн, Эрик Х.; Роуэн, Йорк (ред.). Социальная археология Леванта: от предыстории до настоящего . Издательство Кембриджского университета. С. 337–353. ISBN 978-1-108-66824-8 .
- Финкельштейн, Израиль; Silberman, Neil Asher (2002). Библия обнаружилась . Саймон и Шустер. ISBN 978-0-7432-2338-6 .
- Финкельштейн, Израиль; Мазар, Амихей; Шмидт, Брайан Б. (2007). Поиск исторического Израиля . Общество библейской литературы. ISBN 978-1-58983-277-0 .
- Голден, Джонатан Майкл (2004a). Древние Ханаан и Израиль: введение . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-537985-3 .
- Голден, Джонатан Майкл (2004b). Древние Ханаан и Израиль: новые перспективы . ABC-Clio. ISBN 978-1-57607-897-6 .
- Хардин, Джеймс У. (2014). «Иуда в период железного века II» . В Штайнере, Маргрит Л.; Killebrew, Ann E. (Eds.). Оксфордский справочник по археологии Леванта: c. 8000-332 до н.э. Издательство Оксфордского университета. С. 743–756. ISBN 978-0-19-166254-6 .
- Кац, Рейнхард Грегор (2015). Исторический и библейский Израиль . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-872877-1 .
- Killebrew, Ann E. (2005). Библейские народы и этническая принадлежность: археологическое исследование египтян, ханаанцев и раннего Израиля, 1300–1100 гг. До н.э. Общество библейской литературы. ISBN 978-1-58983-097-4 .
- Король, Филипп Дж.; Стагер, Лоуренс Э. (2001). Жизнь в библейском Израиле . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22148-5 .
- Kuhrt, Amélie (1995). Древний Ближний Восток c. 3000–330 до н.э. Routledge. ISBN 978-0-415-16763-5 .
- Лемейр, Андре (2024). «Иудейт -еврейский эпиграфия и культ» . Иерусалимский журнал археологии . 7 : 43–72. doi : 10.52486/01.00007.3 . ISSN 2788-8819 .
- Лемче, Нильс Питер (1998). Израильтяне в истории и традициях . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22727-2 .
- Леви, Томас Э. (1998). Археология общества в Святой Земле . Continuum International Publishing. ISBN 978-0-8264-6996-0 .
- Липиньский, Эдвард (2020). История королевства Иерусалима и Иудеи . Orientalia lovaniensia analecta. Тол. 287. Питерс. ISBN 978-90-429-4212-7 .
- Lipschitz, Oded (2005). Падение и рост Иерусалима . Эйзенбрауны. ISBN 978-1-57506-095-8 .
- McNutt, Paula (1999). Восстановление общества древнего Израиля . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22265-9 .
- Middlemas, Джилл Энн (2005). Проблемы без храмея Иудеи . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-928386-6 .
- Миллер, Джеймс Максвелл; Хейс, Джон Харалсон (1986). История древнего Израиля и Иудеи . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-21262-9 .
- Миллер, Роберт Д. (2005). Вождь кланов Хайленда: история Израиля в 12 и 11 веках до н.э. ISBN 978-0-8028-0988-9 .
- Мур, Меган Бишоп; Келл, Брэд Э. (2011). Библейская история и прошлое Израиля . Eerdmans. ISBN 978-0-8028-6260-0 .
- Richelle, Matthieu (2024). «Грамотность в Королевстве Иудеи: типология подходов и критика количественных перспектив» . Иерусалимский журнал археологии . 7 : 100–126. doi : 10.52486/01.00007.6 . ISSN 2788-8819 .
- Робертс, JJM (2016). «Разделенная монархия» . В Нидич, Сьюзен (ред.). Компаньон Wiley Blackwell в древний Израиль . Джон Уайли и сыновья. С. 197–212. ISBN 978-0-470-65677-8 .
- Сержи, Омер (2023). Два дома Израиля: государственное образование и происхождение панраильской идентичности . SBL Press. ISBN 978-1-62837-345-5 .
- Сильберман, Нил Ашер; Маленький, Дэвид Б., ред. (1997). Археология Израиля: построение прошлого, интерпретация настоящего . Шеффилдская академическая пресса. ISBN 978-1-85075-650-7 .
- Соггин, Альберто Дж. (1999). Введение в историю Израиля и Иудеи . Гимны Древние и современные Ltd. ISBN 978-0-334-02788-1 .
- Ван дер Тёрн, Карел (1996). Семейная религия в Вавилонии, Сирии и Израиле . Брилль ISBN 978-90-04-10410-5 .
- Zevit, Ziony (2001). Религии древнего Израиля: синтез параллактических подходов . Континуум. ISBN 978-0-8264-6339-5 .
Внешние ссылки
СМИ, связанные с Королевством Иудеи в Wikimedia Commons
- Королевство Иуда
- 586 г. до н.э.
- 6-го века до н.э.
- 10-й век BC Centrics
- Древний Израиль и Иуда
- Древний Левант
- Книги королей
- Бывшая монархии Западной Азии
- История Палестины (регион)
- Исторические еврейские общины
- Политические сущности на земле Израиля
- Государства и территории раскрыты в 6 веке до нашей эры
- Штаты и территории, учрежденные в 10 веке до нашей эры
- Еврейские государства
- Бывшие королевства