Jump to content

Хайнер Мюллер

(Перенаправлено с Хайнера Мюллера )

Хайнер Мюллер
Хайнер Мюллер выступает на демонстрации на Александерплац в Восточном Берлине (4 ноября 1989 г.).
Хайнер Мюллер выступает на
демонстрация на Александерплац
в Восточном Берлине (4 ноября 1989 г.).
Рожденный ( 1929-01-09 ) 9 января 1929 г.
Эппендорф , Саксония , Германия
Умер 30 декабря 1995 г. ( 1995-12-30 ) (66 лет)
Берлин , Германия
Занятие Драматург
Режиссер театра
Драматург
Поэт
Эссеист
Автор коротких рассказов
Жанр Постдраматический театр
Неаристотелевская драма
Диалектический театр
Поэзия
Короткие рассказы
Интервью
Литературное движение Постмодерн
Постдраматический театр
Известные работы Гамлетмашина
Миссия
Квартет
Супруг Розмари Фриче
(1951–1953, 1953–1954)
Инге Мюллер (1954–1966)
Гинка Чолакова
(1967–1986)
Бриджит Мария Майер [ де ]
(1992–1995)

Хайнер Мюллер (англ. Немецкий: [haɪnɐ mʏlɐ] ; 9 января 1929 — 30 декабря 1995) — немецкий (ранее восточногерманский ) драматург , поэт, писатель, публицист и театральный режиссёр. Его «загадочные, фрагментарные пьесы» — значительный вклад в постмодернистскую драму и постдраматический театр . [ 1 ]

Биография

[ редактировать ]

Мюллер родился в Эппендорфе, Саксония . Он присоединился к Социал-демократической партии Германии в 1946 году, которая в ходе принудительного слияния КПГ и СДПГ вошла в Социалистическую единую партию Германии (Sozialistische Einheitspartei Deutschlands, SED). Вскоре его исключили за отсутствие энтузиазма и неуплату взносов. В 1954 году он стал членом Ассоциации немецких писателей ( Deutscher Schriftstellerverband ). Мюллер стал одним из самых выдающихся драматургов Германской Демократической Республики и получил премию Генриха Манна в 1959 году и премию Клейста в 1990 году.

Однако его отношения с восточногерманским государством начали ухудшаться после его драмы Die Umsiedlerin [ de ] ( «Женщина-переселенка» ), которая была подвергнута цензуре в 1961 году после всего лишь одного выступления. В том же году Мюллер был исключен из Союза писателей. Правительство Восточной Германии продолжало опасаться Мюллера в последующие годы, предотвратив премьеру « Дер Бау» ( «Строительная площадка ») в 1965 году и подвергая цензуре его «Маузер [ де в начале 1970-х годов. Тем не менее, несмотря на эти трудности, работы Мюллера в это время начали набирать популярность как в Западной Германии, так и за рубежом. Премьеры многих из его самых известных пьес этого периода состоялись на Западе: в том числе «Германия Смерть» в Берлине , которая впервые была исполнена в 1978 году в мюнхенской «Каммершпиле» . Сам Хайнер Мюллер поставил постановку «Миссии» ( Der Auftrag ) в Бохуме в 1982 году. В Париже Жан Журдей [ фр ] поставил мировую премьеру «Гамлетмашины» ( «Гамлетмашина» ) в 1979 году. Английские переводы, сначала Хелен Фехервари и Марк Зильберман. , затем Карл Вебер представил Мюллера англоязычному миру в середине и конце 1970-х годов; Спорная пьеса Мюллера «Маузер» впервые была показана в 1975 году в Остине, штат Техас . [ 2 ]

17 ноября 1976 года Мюллер вместе с одиннадцатью другими писателями и художниками подписал петицию против изгнания Вольфа Бирмана . Как и некоторые другие подписавшие стороны, Мюллер отозвал свою подпись 25 ноября. [ 3 ] по словам Бирмана, при условии, что Штази сохранит это в секрете. [ 4 ]

Благодаря своей растущей всемирной известности Мюллер смог вернуть себе признание в Восточной Германии. ГДР Он был принят в Академию искусств в Берлине в 1984 году – всего за два года до того, как он стал членом параллельной академии Западного Берлина. Несмотря на предыдущие награды, Мюллер не был повторно принят в Ассоциацию писателей Восточной Германии до 1988 года, незадолго до распада ГДР. После падения Стены Мюллер стал последним президентом Академии искусств ГДР с 1990 года до ее слияния с западной академией в 1993 году.

В 1993 году утверждалось, что Мюллер с 1979 по 1990 год работал неофициальным сотрудником ( информатором ) под кодовым именем «Хайнер» для восточногерманской Штази . [ 5 ] Мюллер, который в то время не был членом Коммунистической партии Восточной Германии или восточногерманского Deutscher Schriftstellerverband , признал, что имел контакты с чиновниками Штази, но так и не предоставил никаких материалов. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]

В 1992 году его пригласили присоединиться к дирекции Берлинского ансамбля , Брехта бывшей труппы в Театре на Шиффбауэрдамме , в качестве одного из его пяти членов вместе с Петером Цадеком , Питером Паличем , Фрицем Марквардтом [ де ] и Матиасом Лангхоффом [ де ] . В 1995 году, незадолго до своей смерти, Мюллер был назначен единоличным художественным руководителем театра. [ 8 ]

Могила Хайнера Мюллера в Берлине

В течение последних пяти лет своей жизни Мюллер продолжал жить в Берлине и работать по всей Германии и Европе, в основном руководя постановками своих произведений. За это время он написал мало новых драматических текстов, хотя, как и Брехт, в последние годы своей жизни он написал много стихов. В последние полдесятилетия своей жизни Мюллер также работал над превращением интервью в литературный жанр.

кроме уже упомянутых, — , «Материальный пейзаж Разорённого «Материальный пейзаж Разорённого Волоколамское шоссе « » , части I–V, берега Медеи с аргонавтами» Среди его наиболее известных работ , берега Медеи с аргонавтами» , «Филоктет» ( «Филоктет» ), « Цемент » ( «Цемент» ), картины Описание « ) Взрыв памяти» и «Квартет» .

В 1994 году ему была присуждена IV Театральная премия Европы . [ 9 ]

Мюллер умер от рака горла в возрасте 66 лет в больнице Берлина 30 декабря 1995 года. [ 10 ] Похоронен на Доротеенштадтском кладбище в Берлине . Могилу Мюллера спроектировал его последний сценограф Марк Ламмерт .

Наследие

[ редактировать ]

Спустя более десяти лет после своей смерти Мюллер продолжает оказывать огромное влияние на европейскую драматургию, драматургию и перформанс. В 1998 году журнал New German Critique посвятил его творчеству специальный выпуск. Он единственный драматург, когда-либо удостоенный такой чести. [ 11 ] В 2009 году одно из ведущих интеллектуальных издательств Европы Suhrkamp выпустило последние три тома двенадцатитомного собрания сочинений Мюллера.

Мюллер также проложил путь новому поколению режиссеров, драматургов и драматургов , считающих себя «пробниками». [ 12 ] Мюллер принял идею Брехта о Kopien (по-немецки «копирование»), практике рассмотрения текстов других людей как материала, который можно использовать, имитировать и переписывать. Что касается собственного творчества Брехта, Мюллер заявил: «Использовать Брехта без его критики - это измена». [ 11 ] Для Мюллера работы других писателей и художников не рассматривались как частная собственность; его предполагалось использовать в качестве сырья для его собственной работы. Таким образом, работа Мюллера в театре знаменует собой начало традиции густопоэтической драматургии, основанной на логике ассоциации, а не на линейном «драматическом» повествовании.

Джонатан Кальб , театральный критик газеты «Нью-Йорк Таймс» , описывает наследие Мюллера в театре как замену «закрытой» дидактической формы брехтианской притчи «открытыми» драматическими формами, предлагающими множество значений, основанными, по словам Ганса-Тиса Лемана, на сюрреалистическом » монтажный драматург... в котором уровень реальности персонажей и событий смутно колеблется между жизнью и сном, а сцена становится рассадником духов и цитат вне какой-либо однородной понятие пространства и времени». [ 13 ] Говоря о Мюллере, Тони Кушнер заявил: «Пиши в пустоту, научись принимать изоляцию, в которой мы сможем, не отвлекаясь, начать наш ужасный, но чрезвычайно важный диалог с мертвыми. Забудь о любви и обратись лицом к истории». [ 14 ] Благодаря работам Мюллера театр стал форумом для изучения истории; это «диалог с мертвыми».

Музыкальные настройки

[ редактировать ]

Тексты Хайнера Мюллера неоднократно ставились композиторами. Одним из композиторов, особенно сильно связанных со своим творчеством, является Хайнер Геббельс , который сотрудничал с ним напрямую. [ 15 ] [ 16 ] Настройки Мюллера Геббельса включают радиопьесы «Опустошенный берег» ( Verkommenes Ufer , 1984), [ 17 ] Освобождение Прометея ( Die Befreiung des Prometheus , 1985), Волоколамское шоссе ( Wolokolamsker Chausse , 1989/90) [ 18 ] и «Человек в лифте» 1988 ( ). [ 19 ]

Что касается пьес, превращенных в оперы , Вольфганг Рим создал свою версию «Гамлетмашины» в 1987 году. [ 20 ] Паскаль Дюсапен написал « Медеаматериал » ( фр .) в 1992 году. [ 21 ] а ) Луки Франческони премьера адаптации «Квартета» ( де состоялась в 2011 году. [ 22 ]

Словенская также сотрудничала с Мюллером при его жизни и в 2022 году выпустила индустриальная музыкальная группа Laibach альбом на основе его текстов под названием Wir sind das Volk . [ 23 ] [ 24 ]

Награды и почести

[ редактировать ]

Основные работы

[ редактировать ]

(Там, где ниже указаны две даты, первая указывает дату создания композиции, вторая - дату первой театральной постановки.) [ 26 ]

Название на немецком языке Название на английском языке Даты Подробности
Десять дней, которые потрясли мир Десять дней, которые потрясли мир (1957) В соавторстве с Хагеном Мюллером-Шталем [ де ] по Джона Рида . одноименной книге
Депрессор заработной платы Парша (1958) с Инге Мюллер
Исправление Исправление (1958) с Инге Мюллер
Переселенец [ де ] Переселенная женщина (1961) комедия, из-за которой Мюллера исключили из Союза писателей
Строительство Строительная площадка (1965/1980)
Софокл: Эдип Тиран Софокл: Царь Эдип (1967) экранизация Софокла » « Царя Эдипа
Филоктет Филоктет (1968) Лерштук Софокла. — экранизация одноименной трагедии
Горации Гораций (1968/1973) Лерштук основан на той же римской легенде, которую Брехт использовал в своих «Горациях и куриатах».
Ланзелот Ланселот (1969) Либретто с Гинкой Чолаковой к опере Поля Дессау
Прометей Прометей (1969) перевод трагедии, приписываемой Эсхилу
Маузер [ де ] Маузер (1970/1975) Лерштук , который «отвечает» Брехта » на «Решение
Макбет Макбет (1971) экранизация Шекспира пьесы
Германия Тод в Берлине Германия Смерть в Берлине (1971/1978) первое использование « синтетического фрагмента »
Земент [ де ] Цемент (1972/1973) adaptation of Feodor Gladkov 's 1925 novel
Трактор Трактор (1974/1975) пересмотр текста, впервые написанного между 1955 и 1961 годами
Битва [ де ] Битва: сцены из Германии (1974/1975) пересмотр текста, впервые написанного в начале 1950-х годов; «ответ» на Брехта книгу «Страх и страдания Третьего рейха»
Жизнь Гундлинга Фридриха Прусского Лессинг Сон Сон Крик Жизнь Гундлинга Фредерик Прусский Крик во сне Лессинга: история ужасов (1976/1979)
Машина Гамлета Гамлетмашина (1977/1979)
Порядок Миссия (1979/1980)
квартет Квартет (1981/1982) по мотивам Лакло . » «Опасных связей
Веркоммен Уфер Медея материал Пейзаж с аргонавтами Опустошенный берег Материальный ландшафт Медеи с аргонавтами (1982/1983) использует структуру « синтетического фрагмента » в версии истории Медеи
[по-английски] ГРАЖДАНСКИЕ ВОЙНЫ дерево лучше всего измерять, когда оно повалено (1984) вклад в Роберта Уилсона к либретто опере Филипа Гласса
Описание изображения Взрыв памяти / Описание картины (1984/1985) повествование во сне с использованием автоматического письма по частям композиции
Анатомия Тита Падение Рима Комментарий Шекспира Анатомия Тита Падение Рима Комментарий Шекспира (1985) экранизация шекспировского «Тита Андроника»
[по-английски] Описание картины или взрыв воспоминания (1986) Роберта Уилсона Пролог к ​​версии Алкестиды
[по-английски] Death Destruction и Детройт II (1987) вклад в либретто оперы Роберта Уилсона
Волоколамское шоссе Volokolomsk Highway (1984–1987 / 1988) цикл пьес, также известный как «Дорога танков»
Гамлет/Машина Гамлет/Машина (1989 / 1990) сочетание перевода «Гамлета Мюллера » Шекспира и собственной «Гамлетмашины»
Блок Моммзена [ де ] Блок Моммзена (1992/1994) «текст стихотворения/спектакля»
Германия 3 Призраки мертвеца Германия 3: Призраки мертвеца (1995/1996) произведено посмертно

Постановки режиссера Хайнера Мюллера

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Мюллер, Хайнер. 1984. Гамлет-машина и другие тексты для сцены. Эд. и транс. Карл Вебер . Нью-Йорк: Публикации журнала исполнительского искусства. ISBN   0-933826-45-1 .
  • Мюллер, Хайнер. 1989а. Взрыв памяти: сочинения Хайнера Мюллера . Эд. и транс. Карл Вебер. Нью-Йорк: Публикации журнала исполнительского искусства. ISBN   1-55554-041-4 .
  • Мюллер, Хайнер. 1989б. Битва: пьесы, проза, стихи Хайнера Мюллера . Эд. и транс. Карл Вебер. Нью-Йорк: Публикации журнала исполнительского искусства. ISBN   1-55554-049-X .
  • Мюллер, Хайнер. 1990. Германия . Пер. Бернард Шютце и Кэролайн Шютце. Эд. Сильвер Лотренже . Полутекст(д) Иностранные агенты Сер. Нью-Йорк: Полутекст (ы). ISBN   0-936756-63-2 .
  • Мюллер, Хайнер. 1995. Театр-машина. Эд. и транс. Марк фон Хеннинг . Лондон и Бостон: Фабер. ISBN   0-571-17528-7 .
  • Мюллер, Хайнер. 2001. Читатель Хайнера Мюллера: Пьесы | Поэзия | Проза . Эд. и транс. Карл Вебер. PAJ Книги Сер. Балтимор и Лондон: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN   0-8018-6578-6 .
  • Мюллер, Хайнер. 2011. Три пьесы: «Филоктет», «Горатиан», «Маузер» . Пер. Натаниэль МакБрайд. Лондон: Книги Чайки. ISBN   1-906497-82-6 .
  • Мюллер, Хайнер. 2012. Хайнер Мюллер по Шекспиру . Пер. Карл Вебер и Пол Дэвид Янг. Нью-Йорк: Публикации журнала исполнительского искусства. ISBN   978-1-55554-152-1 .
  1. ^ «После смерти Беккета Мюллер становится величайшим из ныне живущих поэтов театра». The Village Voice , цитата на обложке «Театральной машины» Мюллера (1995). Фраза «загадочные и фрагментарные пьесы» взята из статьи о Мюллере в «Кембриджском путеводителе по театру» (Banham 1995, 765). Среди прочего, Элизабет Райт оценивает вклад Мюллера в постмодернистскую драму в «Постмодернистском Брехте» (1989).
  2. ^ Историю постановки пьес Мюллера можно найти в Heiner Müller Handbuch под редакцией Ханса-Тиса Лемана [ de ] .
  3. ^ «Экспатриация» Вольфа Бирмана , Der Spiegel , No. 45, 4 ноября 2001 г., стр. 60–78, отказ Мюллера на стр. 68
  4. ^ Аксель Брюггеманн (11 ноября 2001 г.). « Волк, ты ездишь в стиле Штази» (2)» . Мир . Проверено 4 апреля 2021 г.
  5. ^ Jump up to: а б ИТ (15 января 1993 г.). «Новые серьезные обвинения против Хайнера Мюллера» . Ежедневная газета (на немецком языке). п. 2 . Проверено 4 апреля 2021 г.
  6. «Многое возможно» , Der Spiegel , 17 января 1993 г.
  7. ^ «Хайнер Мюллер 1929–1995» , Живой музей онлайн [ de ] (на немецком языке)
  8. ^ Вебер 2001 , стр. 243–244.
  9. ^ «IV ИЗДАНИЕ» . Европейская театральная премия (на итальянском языке) . Проверено 19 декабря 2022 г.
  10. ^ Эрик Пейс (3 января 1996 г.). «Хайнер Мюллер, драматург и социальный критик, умер в возрасте 66 лет» . Нью-Йорк Таймс .
  11. ^ Jump up to: а б «С днем ​​рождения, Хайнер Мюллер – The Local» . Thelocal.de . Проверено 11 февраля 2014 г.
  12. ^ «80 лет Хайнера Мюллера: никакой драмы на Земле» Юргена Бергера, перевод Эйлин Флюгель, Goethe-Institut , 2009. «Гёте-Институт – Темы – Обсуждаются» . Архивировано из оригинала 22 апреля 2009 года . Проверено 30 марта 2009 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  13. ^ Калб 2001 , стр. 19.
  14. ^ Тони Кушнера Предисловие к книге «Читатель Хайнера Мюллера»
  15. ^ Геббельс, Хайнер (реж.) (2009). Выступает Хайнер Мюллер (на немецком языке). Театр того времени. ISBN  978-3940737380 .
  16. ^ «Хайнер Геббельс, rencontres croisées» . Le Monde.fr (на французском языке). 18 сентября 1999 года . Проверено 20 декабря 2023 г.
  17. ^ SWR2 (21 сентября 2021 г.). «Развратный берег», радиоспектакль по тексту Хайнера Мюллера . swr.online (на немецком языке) . Проверено 20 декабря 2023 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  18. ^ Грилло, Тиран (21 июня 2012 г.). «Хайнер Геббельс: Хёрстюке (ECM 1452-54)» . Между звуком и пространством: ECM Records и за его пределами . Проверено 20 декабря 2023 г.
  19. ^ Грилло, Тиран (17 января 2012 г.). «Хайнер Геббельс: Der Mann im Fahrstuhl/Человек в лифте (ECM 1369)» . Между звуком и пространством: ECM Records и за его пределами . Проверено 20 декабря 2023 г.
  20. ^ Сервис, Том (24 сентября 2012 г.). «Путеводитель по музыке Вольфганга Рима» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 20 декабря 2023 г.
  21. ^ «Медея Дюзапена и Вальса в Ла Монне - MusicalCriticism.com (обзор оперы)» . www.musicalcriticism.com . Проверено 20 декабря 2023 г.
  22. ^ Холл, Джордж (20 июня 2014 г.). «Обзор «Квартета» — суровый и неприятный, но в конечном итоге полезный» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 20 декабря 2023 г.
  23. ^ «Лайбах о «Wir sind das Volk», посмертном сотрудничестве с драматургом Хайнером Мюллером» . Опасные умы . 18 мая 2022 г. . Проверено 20 декабря 2023 г.
  24. ^ Мустроф, Том (4 апреля 2022 г.). «Лайбах: «Мы принадлежим не только одному государству – мы принадлежим всем» » . См. Стадия . Проверено 20 декабря 2023 г.
  25. ^ «Театральная премия Европы – IV издание – Причины» . 19 октября 2021 года. Архивировано из оригинала 19 октября 2021 года . Проверено 19 декабря 2022 г.
  26. ^ Вебер 2001 .
  27. ^ Стефан, Сушке. Театр Мюллера Махта: Десять постановок и эпилог . Театр Времени, 2003.

Источники

  • Калб, Джонатан (2001) [1998]. Театр Хайнера Мюллера (2-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-87910-965-3 .
  • Вебер, Карл (2001). "Хронология". Читатель Хайнера Мюллера: пьесы – поэзия – проза . Книги ПАЖ. Балтимор и Лондон: Издательство Университета Джонса Хопкинса. стр. 239–244. ISBN  978-0-8018-6578-7 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бэнэм, Мартин. 1995. Кембриджский путеводитель по мировому театру. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN   0-521-43437-8 .
  • Фридман, Дэн, изд. 2003. Мюллер в Америке: американские произведения Хайнера Мюллера, том 1. Нью-Йорк: Замок. ISBN   0-9662471-1-6 .
  • Кушнер, Тони . 2001. Предисловие. В читателе Хайнера Мюллера: Пьесы | Поэзия | Проза. Хайнер Мюллер. PAJ Книги Сер. Балтимор и Лондон: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN   0-8018-6578-6 . п. xi – xvii.
  • Вуд, Майкл. 2017. Демократический театр Хайнера Мюллера: политика заставить аудиторию работать. Рочестер, Нью-Йорк: Камден Хаус. ISBN   978-1-57113-998-6 .
  • Райт, Элизабет. 1989. Постмодерн Брехт: перепрезентация. Критики серии двадцатого века. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN   0-415-02330-0 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 78f4ffb1a12a78b02e0ad48f407eeff5__1715137440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/78/f5/78f4ffb1a12a78b02e0ad48f407eeff5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Heiner Müller - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)