Мартин Лютер и антисемитизм
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на немецком языке . (сентябрь 2023 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Часть серии о |
Антисемитизм |
---|
Категория |
Мартин Лютер (1483–1546) был немецким профессором богословия, священником и выдающимся лидером Реформации . Его позиция по иудаизму продолжает оставаться противоречивой. Ситуация резко изменилась с начала его карьеры, когда он проявлял беспокойство о тяжелом положении европейских евреев , до более поздних лет, когда, озлобленный своей неспособностью обратить их в христианство , он стал откровенным антисемитом в своих заявлениях и трудах.
Эволюция его взглядов
[ редактировать ]Отношение Лютера к евреям менялось на протяжении его жизни. В начале карьеры на него оказал влияние Иоганн Рейхлин , двоюродный дедушка его друга Филиппа Меланхтона . Лютер полагался на Рейхлина в ответах на вопросы об иврите и использовал одну из своих каббалистических книг, чтобы помочь своим аргументам в дебатах. Рейхлин успешно помешал Священной Римской Империи сжечь еврейские книги, но в результате был потрясен судебными разбирательствами по поводу ереси. На раннем этапе карьеры Лютера — примерно до 1536 года — он выражал обеспокоенность их тяжелым положением в Европе и с энтузиазмом относился к перспективе обращения их в христианство посредством своих религиозных реформ. Потерпев неудачу в этом, Лютер в своей дальнейшей карьере осудил иудаизм и призвал к жестоким преследованиям его последователей, чтобы им не разрешили преподавать. В абзаце из своей книги «О евреях и их лжи» он сожалеет о том, что христианский мир не смог их изгнать. [ 1 ] Более того, он предложил: «Что нам, христианам, делать с этим отвергнутым и осужденным народом, евреями»: [ 1 ]
- «Во-первых, поджечь их синагоги или школы… Это должно быть сделано в честь нашего Господа и христианского мира, чтобы Бог увидел, что мы христиане…»
- «Во-вторых, я советую снести и уничтожить их дома».
- «В-третьих, я советую забрать у них все их молитвенники и талмудические писания, в которых учат такому идолопоклонству, лжи, проклятиям и богохульству».
- «В-четвертых, я советую впредь запретить их раввинам преподавать под страхом потери жизни и здоровья...»
- «В-пятых, я советую полностью отменить охрану на дорогах для евреев. Ибо им нечего делать в деревне…»
- «В-шестых, я советую запретить им ростовщичество и отобрать у них всю наличность и сокровища из серебра и золота...»
- «В-седьмых, я рекомендую дать в руки молодых, сильных евреев и еврейок цеп, топор, мотыгу, лопату, прялку или веретено и дать им возможность в поте лица зарабатывать себе на хлеб... Но если мы боимся, что они могут причинить вред нам или нашим женам, детям, слугам, скоту и т. д., ... тогда давайте подражать здравому смыслу других наций, таких как Франция, Испания, Богемия и т. д., ... тогда выбросить их навсегда из страна..."
Ранние годы
[ редактировать ]Первый известный комментарий Лютера о евреях содержится в письме, написанном Георгу Спалатину в 1514 году:
Обращение евреев будет делом Бога, действующего изнутри, а не человека, действующего – или, скорее, играющего – извне. Если эти преступления устранить, последует еще худшее. Ибо гневом Божиим они таким образом предаются осуждению, чтобы стать неисправимыми, как говорит Екклезиаст , ибо всякий неисправимый через исправление делается скорее хуже, чем лучше. [ 2 ]
В 1519 году Лютер бросил вызов доктрине Servitus Judaeorum («Рабство евреев»), установленной в Corpus Juris Civilis Юстинианом I с 529 по 534 год. Он писал: «Абсурдные богословы защищают ненависть к евреям... На что согласится еврей? вступить в наши ряды, когда увидит, какую жестокость и вражду мы им причиняем, - что в своем поведении по отношению к ним мы меньше похожи на христиан, чем на зверей?" [ 3 ]
В своем эссе 1523 года «Иисус Христос родился евреем » Лютер осудил бесчеловечное обращение с евреями и призвал христиан относиться к ним по-доброму. Страстным желанием Лютера было, чтобы евреи услышали ясное провозглашение Евангелия и побудились обратиться в христианство. Так он утверждал:
Если бы я был евреем и видел, как такие болваны и болваны управляют христианской верой и обучают ее, я бы скорее стал свиньей, чем христианином. Они обращались с евреями так, как если бы они были собаками, а не людьми; они мало что сделали, кроме как высмеивали их и конфисковывали их собственность. Когда они крестят их, они не показывают им ничего из христианского учения или жизни, а только подвергают их папизму и насмешкам... Если бы апостолы, которые также были евреями, обращались с нами, язычниками, так, как мы, язычники, обращаемся с евреями, никогда бы не было были христианином среди язычников... Когда мы склонны хвалиться своим положением [как христиан], мы должны помнить, что мы всего лишь язычники, в то время как евреи происходят из рода Христа. Мы чужие и родственники мужа; они кровные родственники, двоюродные братья и братья нашего Господа. Поэтому, если кто-то хвалится плотью и кровью, то евреи на самом деле ближе ко Христу, чем мы... Если мы действительно хотим им помочь, мы должны руководствоваться в наших отношениях с ними не папским законом, а законом Христианская любовь. Мы должны принять их радушно и позволить им торговать и работать с нами, чтобы у них была возможность и возможность общаться с нами, слышать наше христианское учение и быть свидетелями нашей христианской жизни. Если некоторые из них окажутся упрямыми, что из этого? Ведь и мы сами не все хорошие христиане. [ 4 ]
Антиеврейская агитация
[ редактировать ]Лютер успешно вел кампанию против евреев в Саксонии, Бранденбурге и Силезии. В августе 1536 года принц Лютера, курфюрст Саксонии Иоанн Фридрих , издал указ, запрещавший евреям проживать, заниматься бизнесом или проходить через его владения. Эльзасский подойти к Лютеру , штатан , раввин Йозель из Росхайма , попросил реформатора Вольфганга Капитона чтобы добиться аудиенции у принца, но Лютер отказался от любого ходатайства. [ 5 ] В ответ на слова Иозеля Лютер упомянул о своих безуспешных попытках обратить евреев в свою веру: «...Я бы охотно сделал все возможное для вашего народа, но я не буду способствовать вашему [еврейскому] упрямству своими добрыми действиями. Вы должны найти другого посредник с моим добрым господином». [ 6 ] Хейко Оберман отмечает это событие как важное в отношении Лютера к евреям: «Даже сегодня этот отказ часто рассматривается как решающий поворотный момент в карьере Лютера от дружелюбия к враждебности по отношению к евреям». [ 7 ]
Иозель Рошаймский, который пытался помочь евреям Саксонии, писал в своих мемуарах, что их положение произошло «из-за того священника, которого звали Мартин Лютер – пусть его тело и душа будут связаны в аду!! – который написал и издал множество еретические книги, в которых он говорил, что всякий, кто поможет евреям, обречен на погибель ». [ 8 ] Роберт Майкл, почетный профессор европейской истории Массачусетского университета в Дартмуте, пишет, что Джозель просил город Страсбург запретить продажу антиеврейских произведений Лютера; Сначала они отказались, но уступили, когда лютеранский пастор в Хохфельдене заявил в проповеди, что его прихожане должны убивать евреев. [ 9 ]
Антиеврейские произведения
[ редактировать ]Основными работами Лютера о евреях были его трактаты Von den Juden und Ihren Lügen (« О евреях и их лжи ») объемом 65 000 слов и Vom Schem Hamphoras und vom Geschlecht Christi (« О непознаваемом имени и поколениях Христа »), переизданные пять раз в течение при жизни — оба написаны в 1543 году, за три года до его смерти. [ 10 ] Считается, что на Лютера повлияла Антона Маргариты книга Der gantze Jüdisch Glaub ( «Вся еврейская вера »). [ 11 ] Маргарита, принявшая христианство и ставшая лютеранкой , опубликовала в 1530 году свою антисемитскую книгу, которую Лютер прочитал в 1539 году. В 1539 году Лютер взял книгу в свои руки и сразу же полюбил ее: «Материалы, представленные в этой книге, подтвердил для Лютера, что евреи в своей слепоте не хотят иметь ничего общего с верой и оправданием через веру». [ 12 ] Книга Маргариты была решительно дискредитирована Жозелем Рошеймским в ходе публичных дебатов в 1530 году перед Карлом V и его двором. [ 13 ] что привело к изгнанию Маргариты из Империи.
Комментарий к псалмам
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( январь 2024 г. ) |
О евреях и их лжи
[ редактировать ]В 1543 году Лютер опубликовал книгу «О евреях и их лжи» , в которой он говорит, что евреи — «низкий, блудный народ, то есть не народ Божий, и их похвальбу своим происхождением, обрезанием и законом следует считать грязью». [ 14 ] Они полны «дьявольских фекалий… в которых они валяются, как свиньи». [ 15 ] Синагога была «невестой оскверненной, да блудницей неисправимой и неряхой злой...» [ 16 ] Он утверждает, что их синагоги и школы должны быть подожжены, их молитвенники уничтожены, раввинам запрещено проповедовать, дома снесены, а имущество и деньги конфискованы. К ним не следует проявлять ни милосердия, ни доброты, [ 17 ] не предоставил никакой правовой защиты, [ 18 ] и этих «ядовитых червей-отравителей» следует призвать на принудительные работы или изгнать навсегда. [ 19 ] Он также, кажется, защищает их убийство, написав: «[мы] виноваты в том, что не убили их». [ 20 ] Лютер утверждает, что еврейская история «была поражена множеством ересей», и что Христос смел еврейскую ересь и продолжает делать это, «как это до сих пор происходит ежедневно на наших глазах». Он клеймит еврейскую молитву как «кощунственную» и ложную, а евреев в целом поносит как духовно «слепых» и «несомненно одержимых всеми дьяволами ». У Лютера есть особая духовная проблема, связанная с еврейским обрезанием . [ 21 ] [ самостоятельно опубликованный источник? ] [ 22 ] Полный контекст, в котором Мартин Лютер, по-видимому, выступает за убийство евреев в своей книге « О евреях и их лжи», по словам самого Лютера, выглядит следующим образом:
Нет другого объяснения этому, кроме приведенного ранее у Моисея, а именно, что Бог поразил [иудеев] «безумием, слепотой и смятением ума» [Второзаконие 28:28]. Так что мы даже виноваты в том, что не отомстили за всю эту невинную кровь Господа нашего и христиан, которую они проливали в течение трехсот лет после разрушения Иерусалима, и кровь детей, пролитую ими с тех пор (которая до сих пор сияет из их глаза и их кожа). Мы виноваты, что не убили их. [ 23 ]
Из Сим-Хамфоры
[ редактировать ]Через несколько месяцев после публикации «О евреях и их лжи » Лютер написал 125-страничную книгу «Vom Schem Hamphoras und vom Geschlecht Christi» (« О непознаваемом имени и поколениях Христа »), в которой он приравнял евреев к Дьяволу:
Здесь, в Виттенбурге, в нашей приходской церкви, есть высеченная в камне свинья, под которой лежат поросята и сосущие евреи; позади свиноматки стоит раввин, который, подняв правую ногу свиноматки, приподнимается за спиной свиноматки, кланяется и с большим усилием смотрит в Талмуд под свиноматкой, как будто он хочет прочитать и увидеть что-то самое трудное и исключительное; без сомнения, они получили свои Шем-Хамфоры именно из этого места.
Английский перевод Vom Schem Hamphoras содержится в книге «Еврей в христианской теологии» Герхарда Фалька (1992).
Предупреждение против евреев
[ редактировать ]Незадолго до своей смерти 18 февраля 1546 года Лютер произнес четыре проповеди в Эйслебене. [ 24 ] Ко второму и последнему посту он добавил то, что назвал своим «последним предостережением» против евреев. [ 25 ] Основная мысль этой короткой работы заключается в том, что власти, которые могли бы изгнать евреев со своих земель, должны были бы сделать это, если бы они не обратились в христианство. В противном случае, указывал Лютер, такие власти сделали бы себя «соучастниками в чужих грехах». [ 26 ]
Лютер начал со слов:
Мы хотим теперь поступить с ними по-христиански. Предложите им христианскую веру в то, что они примут Мессию, который даже является их двоюродным братом и родился от их плоти и крови; и по праву является Семенем Авраама, которым они хвалятся. Несмотря на это, я обеспокоен тем, что еврейская кровь больше не может стать водянистой и дикой. Прежде всего вам следует предложить им обратиться в Мессию и позволить себе креститься, чтобы можно было увидеть, что для них это серьезное дело. Если нет, то мы не позволили бы им [жить среди нас], ибо Христос повелевает нам креститься и уверовать в Него, хотя мы и не можем теперь верить так сильно, как следовало бы, но Бог по-прежнему терпелив с нами. [ 27 ]
Лютер продолжал: «Однако, если они обратятся, откажутся от ростовщичества и примут Христа, тогда мы охотно будем считать их своими братьями. В противном случае из этого ничего не выйдет, потому что они делают это чрезмерно». [ 27 ] Лютер последовал за этим с обвинениями:
Они наши враги общества. Они не перестают хулить Господа нашего Христа, называя Деву Марию шлюхой, Христа – ублюдком, а нас – подменышами или абортами (Mahlkälber: «еда телят»). Если бы они могли убить нас всех, они бы с радостью это сделали. Они делают это часто, особенно те, кто выдает себя за врачей, хотя иногда и помогают, потому что в конце концов дьявол помогает закончить дело. Они также могут заниматься медицинской практикой, как во Французской Швейцарии. Человеку вводят яд, от которого он может умереть через час, месяц, год, десять или двадцать лет. Они способны практиковать это искусство. [ 27 ]
Затем он сказал:
Тем не менее, мы проявим к ним христианскую любовь и помолимся за них, чтобы они обратились и приняли Господа, которого они должны почтить должным образом перед нами. Кто не сделает этого, тот, несомненно, злостный иудей, который не перестанет хулить Христа, высушивать вас и, если сможет, убивать [вас]. [ 27 ]
Эта работа была недавно переведена и опубликована в 58-м томе (Проповеди V) Сочинений Лютера , страницы 458–459. [ 28 ]
Влияние взглядов Лютера
[ редактировать ]В 1543 году принц Лютера Иоанн Фридрих I, курфюрст Саксонии , отменил уступки, которые он сделал евреям в 1539 году. [ 29 ] Влияние Лютера сохранилось и после его смерти. Иоанн Бранденбург - Кюстрин , маркграф Новой Марши , отменил охранное поведение евреев на своих территориях. Филипп Гессенский добавил ограничения к своему Приказу о евреях . Последователи Лютера разграбили синагогу в Берлине в 1572 году, а в следующем году евреи были изгнаны из всего маркграфства Бранденбург . [ 30 ] В 1580-х годах беспорядки привели к изгнанию евреев из нескольких немецких лютеранских государств. [ 9 ]
Тем не менее, ни один правитель не выполнил все антиеврейские рекомендации Лютера. [ 31 ]
По словам Михаэля, труд Лютера приобрел статус Священного Писания в Германии, и он стал самым читаемым автором своего поколения, отчасти из-за грубого и страстного характера его написания. [ 9 ] В 1570-х годах пастор Георг Нигринус опубликовал книгу «Враждебный еврей» , в которой повторял программу Лютера в книге «О евреях и их лжи» , а Николаус Зельнекер , один из авторов «Формулы согласия» , перепечатал книги Лютера «Против субботников» , «О евреях и их лжи» , и Вом Шем Хамфорас .
Трактаты Лютера против евреев были снова переизданы в начале 17 века в Дортмунде , где они были конфискованы императором. В 1613 и 1617 годах они были опубликованы во Франкфурте-на-Майне в поддержку изгнания евреев из Франкфурта и Вормса . Винченц Фетмильх , кальвинист , переиздал «О евреях и их лжи» в 1612 году, чтобы разжечь ненависть к евреям Франкфурта. Два года спустя в результате беспорядков во Франкфурте погибли 3000 евреев и были изгнаны остальные. Феттмильх был казнен лютеранскими городскими властями, но Михаил пишет, что его казнили за попытку свергнуть власть, а не за преступления против евреев.
Эти перепечатки были последней популярной публикацией этих произведений, пока они не были возрождены в 20 веке. [ 32 ]
Влияние на современный антисемитизм
[ редактировать ]Преобладающая точка зрения [ 33 ] среди историков считается, что антиеврейская риторика Лютера в значительной степени способствовала развитию антисемитизма в Германии, [ 34 ] а в 1930-х и 1940-х годах они представляли собой идеальную основу для нападений нацистской партии на евреев. [ 35 ] Рейнхольд Левин пишет, что «тот, кто писал против евреев по какой-либо причине, считал, что имеет право оправдаться, торжествующе ссылаясь на Лютера». По словам Майкла, почти каждая антиеврейская книга, напечатанная в Третьем рейхе, содержала ссылки и цитаты из Лютера. Диармайд МакКаллох утверждает, что брошюра Лютера 1543 года «О евреях и их лжи» была «планом» Хрустальной ночи . [ 36 ] Вскоре после Хрустальной ночи Мартин Зассе, епископ Евангелическо-лютеранской церкви в Тюрингии , опубликовал сборник сочинений Лютера; Зассе «аплодировал сожжению синагог» и совпадению дней, написав во введении: «10 ноября 1938 года, в день рождения Лютера, в Германии горят синагоги». Немецкий народ, убеждал он, должен прислушаться к этим словам «величайшего антисемита своего времени, предостерегающего свой народ от евреев». [ 37 ]
Кристофер Дж. Пробст в своей книге « Демонизация евреев: Лютер и протестантская церковь в нацистской Германии» (2012) показывает, что большое количество немецкого протестантского духовенства и богословов во время нацистского Третьего рейха использовали враждебные публикации Лютера по отношению к евреям и их еврейским народам. религия, чтобы оправдать, по крайней мере частично, антисемитскую политику национал-социалистов. [ 38 ] Опубликовано в 1940 году. Генрих Гиммлер с восхищением писал о произведениях и проповедях Лютера о евреях. [ 39 ] Город Нюрнберг подарил первое издание книги «О евреях и их лжи» Юлиусу Штрайхеру , редактору нацистской газеты « Дер Штюрмер» , в день его рождения в 1937 году; газета назвала его самым радикально антисемитским трактатом из когда-либо опубликованных. [ 40 ] Он был публично выставлен в стеклянной витрине на митингах в Нюрнберге и процитирован в 54-страничном объяснении арийского закона доктором Э. Х. Шульцем и доктором Р. Фрерксом. [ 41 ] 17 декабря 1941 года семь лютеранских региональных церковных конфедераций выступили с заявлением, в котором согласились с политикой принуждения евреев к ношению желтого значка, «поскольку после своего горького опыта Лютер [настойчиво] предложил превентивные меры против евреев и их изгнание с территории Германии. ."
Майкл заявляет: «Лютер писал о евреях так, как если бы они были расой, которая не могла по-настоящему обратиться в христианство. Действительно, как и многие христианские писатели до него, Лютер, сделав евреев народом дьявола, лишил их возможности обращения». Он отмечает, что в проповеди от 25 сентября 1539 года «Лютер пытался на нескольких примерах продемонстрировать, что отдельные евреи не могут обратиться навсегда, и в нескольких отрывках из книги «Евреи и их ложь» Лютер, по-видимому, отвергал возможность того, что евреи могли бы или мог бы конвертировать». [ 42 ]
Франклин Шерман, редактор 47-го тома американского издания сочинений Лютера , в котором публикуется «О евреях и их лжи» , [ 43 ] В ответ на утверждение, что «антипатия Лютера к евреям носила скорее религиозный, чем расовый характер», сочинения Лютера против евреев, объясняет он, не являются «просто набором хладнокровных, спокойных и собранных богословских суждений. Его сочинения полны ярости». и даже ненависть против определенной человеческой группы , а не только против религиозной точки зрения, именно против этой группы направлены его предложения действий». Шерман утверждает, что Лютера «нельзя полностью дистанцировать от современных антисемитов». По поводу трактата Лютера « О евреях и их лжи » немецкий философ Карл Ясперс писал: «Вот вам уже вся нацистская программа». [ 44 ]
Другие ученые утверждают, что антисемитизм Лютера, выраженный в книге «О евреях и их лжи», основан на религии. Бейнтон утверждает, что позиция Лютера была «полностью религиозной и ни в коем случае не расовой. Высшим грехом для него было упорное неприятие Божьего откровения о себе во Христе. Столетия еврейских страданий сами по себе были признаком божественного недовольства. Их следует заставить уйти и отправиться на свою собственную землю. Это была программа принудительного сионизма. Но если бы это было невозможно, тогда Лютер рекомендовал бы заставить евреев жить на земле. невольно предлагая вернуться к состоянию раннего средневековья, когда евреи были вынуждены покинуть землю, они занялись торговлей, а, будучи изгнанными из торговли, Лютер хотел повернуть этот процесс вспять и. тем самым непреднамеренно предоставило бы евреям более безопасное положение, чем они имели в его дни». [ 45 ]
Пол Хэлсолл утверждает, что взгляды Лютера сыграли роль в закладывании основы расового европейского антисемитизма девятнадцатого века. Он пишет, что «хотя комментарии Лютера кажутся протонацистскими, их лучше рассматривать как часть традиции [sic] средневекового христианского антисемитизма. Хотя нет никаких сомнений в том, что христианский антисемитизм заложил социальную и культурную основу современного антисемитизм, современный антисемитизм действительно отличается тем, что основан на псевдонаучных представлениях о расе. Нацисты заключали в тюрьмы и убивали даже тех этнических евреев, которые обратились в христианство: Лютер приветствовал бы их. конверсии». [ 46 ]
В своей статье в Lutheran Quarterly Вальманн утверждал, что книги Лютера «О евреях и их лжи» , «Против субботников » и «Vom Schem Hamphoras» в значительной степени игнорировались антисемитами конца восемнадцатого и начала девятнадцатого веков. Он утверждал, что Иоганн Андреас Эйзенменгер и его книга «Иудаизм без маски» , опубликованная посмертно в 1711 году, были «основным источником доказательств для антисемитов девятнадцатого и двадцатого веков» и «предали антиеврейские сочинения Лютера безвестности». В этом 2000-страничном томе Эйзенменгер вообще не упоминает Лютера. [ 47 ]
Лютеранский придворный капеллан кайзера Вильгельма I Адольф Штекер основал в 1878 году антисемитскую и антилиберальную партию под названием Христианско-социальная партия (Германия) . Однако эта партия не пользовалась той массовой поддержкой, которую получили нацисты в 1930-е годы, когда Великая депрессия особенно сильно ударила по Германии.
Дебаты о влиянии Лютера на нацистов
[ редактировать ]В основе дебатов о влиянии Лютера лежит вопрос о том, является ли рассматривать его работу как предшественника расового антисемитизма нацистов анахронизмом . Некоторые ученые полагают, что влияние Лютера ограничено, и считают, что нацисты использовали его работы оппортунистически.
Преобладающая научная точка зрения [ 48 ] Со времени Второй мировой войны заключается в том, что этот трактат оказал большое и стойкое влияние на отношение Германии к своим еврейским гражданам в течение столетий между Реформацией и Холокостом . Через четыреста лет после его написания нацистская партия представила «О евреях и их лжи» на митингах в Нюрнберге , а город Нюрнберг представил первое издание Юлиусу Штрайхеру , редактору нацистской газеты « Дер Штюрмер» , газета назвала его самым радикально антисемитский трактат, когда-либо опубликованный. [ 49 ] Против этой точки зрения теолог Йоханнес Вальманн пишет, что трактат не имел постоянного влияния в Германии и фактически игнорировался в 18 и 19 веках. [ 47 ]
Мартин Брехт утверждает, что существует огромная разница между верой Лютера в спасение, которая зависела от веры в то, что Иисус был мессией – убеждением, за отрицание которого Лютер критиковал евреев – и нацистской идеологией расового антисемитизма. [ 50 ] Йоханнес Вальманн нет никакой преемственности утверждает, что сочинения Лютера против евреев в основном игнорировались в 18 и 19 веках, а также утверждает, что между мыслью Лютера и нацистской идеологией . [ 51 ] Уве Симон-Нетто соглашается, утверждая, что нацисты переиздали сочинения Лютера, потому что они уже были антисемитами. [ 52 ] [ 53 ] Ганс Й. Хиллербранд утверждает, что точка зрения, согласно которой «Лютер значительно способствовал развитию немецкого антисемитизма… слишком много внимания уделяет Лютеру и недостаточно — более широким особенностям немецкой истории». [ 54 ] [ 55 ] Другие ученые утверждают, что, хотя его взгляды были просто антииудаистскими , их насилие придало новый элемент стандартному христианскому подозрению в отношении иудаизма. Рональд Бергер пишет, что Лютеру приписывают «германизацию христианской критики иудаизма и утверждение антисемитизма как ключевого элемента немецкой культуры и национальной идентичности». [ 56 ] Пол Роуз утверждает, что он вызвал «истерический и демонизирующий менталитет» в отношении евреев в немецкой мысли и дискурсе, менталитет, который в противном случае мог бы отсутствовать. [ 57 ]
Линию «антисемитского происхождения» от Лютера к Гитлеру «провести легко». [ 58 ] по мнению американского историка Люси Давидович . В своей книге «Война против евреев, 1933–1945 » она пишет, что и Лютер, и Гитлер были одержимы «демонологизированной вселенной», которая, по их мнению, была населена евреями, при этом Гитлер утверждал, что более поздний Лютер, автор книги « О евреях », и Их ложь » был «настоящим» Лютером. [ 58 ]
Давидович пишет, что сходство между антиеврейскими сочинениями Лютера и современным антисемитизмом не случайно, поскольку они вытекают из общей истории Юденхасса , которую можно проследить до Амана совета Артаксерксу . Хотя современный немецкий антисемитизм также имеет свои корни в немецком национализме и христианском антисемитизме , она утверждает, что еще один фундамент его был заложен Римско-католической церковью , «на которой строил Лютер». [ 58 ] Майкл утверждал, что ученые Лютера, которые пытаются смягчить взгляды Лютера на евреев, игнорируют убийственные последствия его антисемитизма. Майкл утверждает, что существует «сильная параллель» между идеями Лютера и антисемитизмом большинства немецких лютеран во время Холокоста. [ 59 ] Он пишет, что, как и нацисты, Лютер мифологизировал евреев как зло. Они могли быть спасены, только если обратились в христианство, но их враждебность к этой идее делала это немыслимым. [ 59 ]
Настроения Лютера нашли широкое распространение в Германии 1930-х годов, особенно внутри нацистской партии. слова гитлеровского министра образования Бернхарда Руста цитирует Газета Völkischer Beobachter : «С тех пор, как Мартин Лютер закрыл глаза, ни один такой сын нашего народа больше не появлялся. Было решено, что мы будем первыми свидетелями его нового появления. .. Я думаю, что прошло то время, когда нельзя было произносить имена Гитлера и Лютера одновременно. Они принадлежат одному и тому же старому штампу [ Schrot und Korn ]». [ 60 ]
Ханс Хинкель , редактор Лиги Лютера журнала Deutsche Kultur-Wacht и лидер берлинского отделения Кампфбунда , отдал дань уважения Лютеру в своей приветственной речи на посту главы как еврейской секции, так и киноотдела Йозефа Геббельса. Российская палата культуры и Министерства пропаганды. «Своими действиями и своим духовным отношением он начал борьбу, которую мы будем вести сегодня; с Лютера началась революция немецкой крови и чувств против чуждых элементов народа. Чтобы продолжить и завершить его протестантизм , национализм должен составить картину Лютера, немецкого бойца, живите примером «над барьерами исповеди» для всех немецких кровных товарищей». [ 61 ]
По словам Дэниела Голдхагена , епископ Мартин Сасс, ведущий протестантский церковник, опубликовал сборник сочинений Лютера вскоре после Хрустальной ночи , для которого Диармайд МакКаллох , профессор истории церкви в Оксфордском университете, утверждал, что сочинения Лютера были «планом». . [ 36 ] Зассе «аплодировал поджогу синагог и совпадению этих дней, написав во введении: «10 ноября 1938 года, в день рождения Лютера, в Германии горят синагоги». слова «величайшего антисемита своего времени, предостерегающего свой народ от евреев». [ 62 ]
Уильям Николс, профессор религиоведения, вспоминает: «На суде в Нюрнберге после Второй мировой войны Юлиус Штрайхер , печально известный нацистский пропагандист, редактор непристойного антисемитского еженедельника Der Stürmer , утверждал, что, если он будет стоять там и быть привлеченным к ответственности подобные обвинения следует поступать и Мартину Лютеру. Прочитав такие отрывки, нетрудно согласиться с его предложениями. читать как программу для нацистов». [ 63 ] Именно выражение Лютера «Евреи — наше несчастье» столетия спустя повторит Генрих фон Трейчке и появится в качестве девиза на первой полосе « Штурмера » Юлиуса Штрайхера .
Некоторые ученые прямо приписывают нацистское « Окончательное решение » Мартину Лютеру. [ 64 ] Другие оспаривают эту точку зрения, демонстративно оспаривая тезис, выдвинутый Уильямом Л. Ширером и другими. [ 65 ]
Лютер Дэй
[ редактировать ]В ходе празднования Лютертага (Дня Лютера) нацисты подчеркивали свою связь с Лютером как с националистическими революционерами, так и с наследниками немецкого традиционалистского прошлого. В статье в Chemnitzer Tageblatt говорилось, что «немецкий народ объединен не только верностью и любовью к отечеству, но и еще раз в старых немецких верованиях Лютера [ Лютерглаубена ]; новая эпоха сильной, сознательной религиозной жизнь зародилась в Германии». Рихард Штайгманн-Галл пишет в своей книге 2003 года «Святой Рейх: нацистские концепции христианства, 1919–1945» :
Аналогичной точки зрения придерживалось и руководство Протестантской лиги. Фаренхорст, входивший в плановый комитет Лютертага, называл Лютера «первым немецким духовным фюрером », который обращался ко всем немцам, независимо от клана или вероисповедания. В письме Гитлеру Фаренхорст напомнил ему, что его «старые бойцы» были в основном протестантами, а также написал, что именно в протестантских регионах нашего Отечества «нацизм нашел свою наибольшую силу». Обещая, что празднование дня рождения Лютера будет Не превращаясь в исповедальное дело, Фаренхорст предложил Гитлеру стать официальным покровителем Лютертага. В последующих переписках Фаренхорст неоднократно высказывал мысль о своем благоговении перед Лютером. мог каким-то образом пересечь конфессиональные границы: «Лютер поистине не только основатель христианской конфессии; гораздо более того, его идеи оказали плодотворное влияние на все христианство в Германии». [ 66 ]
Утверждение Фаренхорста о том, что нацисты нашли свою наибольшую силу в протестантских районах Германии, было подтверждено учеными, изучавшими модели голосования в Германии с 1928 по 1933 год. Ричард (Дик) Гири, профессор современной истории Ноттингемского университета в Англии и автор книги «Гитлер и нацизм» (Routledge 1993) написал статью о людях, голосовавших за нацистов в «Истории сегодня» , в которой указал Выяснилось, что нацисты получили непропорционально больше голосов в протестантских, чем в католических районах Германии. [ 67 ]
Слова Лютера и стипендия
[ редактировать ]В своей книге «Взлет и падение Третьего рейха» Ширер писал:
Трудно понять поведение большинства немецких протестантов в первые годы нацизма, если не знать двух вещей: их истории и влияния Мартина Лютера. Великий основатель протестантизма был одновременно страстным антисемитом и ярым сторонником абсолютного подчинения политической власти. Он хотел, чтобы Германия избавилась от евреев. Четыре столетия спустя совету Лютера буквально последовали Гитлер, Геринг и Гиммлер. [ 68 ]
Роланд Бейнтон , известный церковный историк и биограф Лютера, писал по поводу книги « О евреях и их лжи »: «Можно было бы пожелать, чтобы Лютер умер до того, как был написан этот трактат. Его позиция была полностью религиозной и ни в коем случае не расовой». [ 69 ] Ричард Мариус утверждает, что, делая это «заявление», «усилия Роланда Бейнтона направлены на то, чтобы попытаться «извлечь лучшее из Лютера» и «взгляда Лютера на евреев»». [ 70 ]
Точку зрения Бэйнтона позднее поддержал Джеймс М. Киттельсон, написавший о переписке Лютера с еврейским ученым Джозелем из Рошейма: «В этом ответе не было никакого антисемитизма. Более того, Лютер никогда не становился антисемитом в современном, расовом смысле этого слова». ." [ 71 ]
Пол Холсолл утверждает: [ 72 ] «В его письмах к Спалатину мы уже можем видеть, что ненависть Лютера к евреям, лучше всего проявившаяся в письме 1543 года «О евреях и их лжи», не была какой-то притворной старостью, а присутствовала очень рано. Лютер ожидал, что евреи обратятся в христианство. к своему очищенному христианству. Когда они этого не сделали, он яростно обратился против них». [ 73 ]
Гордон Рупп дает такую оценку книге «О евреях и их лжи »: «Признаюсь, мне стыдно, как стыдно за некоторые письма святого Иеронима, некоторые абзацы из книги сэра Томаса Мора и некоторые главы в Книге Откровения, и должны сказать, как и о других делах в христианской истории, что их авторы не так познали Христа». [ 74 ]
По словам Хейко Обермана , «основой антииудаизма Лютера было убеждение, что с момента появления Христа на земле у евреев больше не было будущего как евреев». [ 75 ]
Ричард Мариус рассматривает высказывания Лютера как часть серии подобных заявлений о различных группах, которых Лютер считал врагами христианства. Он заявляет:
Хотя евреи для него были лишь одним из многих врагов, которых он бичевал с таким же пылом, хотя он не опустился до ужасов испанской инквизиции, направленной против евреев, и хотя он, конечно, не был виноват в Адольфе Гитлере, ненависть Лютера к евреям печальная и бесчестная часть его наследия, и это не второстепенная проблема. Это лежало в центре его концепции религии. Он видел в евреях сохраняющуюся моральную развращенность, которой не видел в католиках. Он не обвинял папистов в преступлениях, которые он возложил на ноги евреев. [ 76 ]
Роберт Уэйт в своей психоистории Гитлера и нацистской Германии посвятил целый раздел влиянию Лютера на Гитлера и нацистскую идеологию . Он отметил, что в «Майн кампф » Гитлер называл Лютера великим воином, настоящим государственным деятелем и великим реформатором, наряду с Рихардом Вагнером и Фридрихом Великим . [ 77 ] Уэйт цитирует Вильгельма Рёпке , писавшего после Холокоста Гитлера, который пришел к выводу, что «без всякого сомнения, лютеранство повлияло на политическую, духовную и социальную историю Германии таким образом, что после тщательного рассмотрения всего этого можно назвать только как роковое». [ 78 ]
Уэйт также сравнил свой психоанализ с » Эрика Эриксона собственной психоисторией Лютера « Молодой человек Лютер и пришел к выводу, что, если бы Лютер был жив в 1930-е годы, он, скорее всего, высказался бы против нацистского преследования евреев, даже если бы это поставило его жизнь под угрозу. в опасности, как это сделал Дитрих Бонхеффер (лютеранский пастор). [ 79 ]
Мартин Брехт в своей обширной трехтомной биографии Лютера пишет, что «необходимо дать оценку отношениям Лютера с евреями». [ 80 ] Он замечает:
Оппозиция [Лютера] евреям, которая в конечном итоге считалась непримиримой, имела по своей сути религиозно-теологическую природу, связанную с верой во Христа и оправданием, и была связана с пониманием народа Божьего и толкование Ветхого Завета. Экономические и социальные мотивы играли лишь второстепенную роль. Враждебность Лютера к евреям нельзя интерпретировать ни психологически как патологическую ненависть, ни политически как продолжение антииудаизма территориальных князей. Но он, конечно, требовал, чтобы меры, предусмотренные в законах против еретиков, были применены для изгнания евреев - аналогично их использованию против анабаптистов - потому что, ввиду еврейской полемики против Христа, он не видел возможности для религиозного сосуществования. Советуя применять силу, он защищал средства, которые по сути были несовместимы с его верой во Христа. Кроме того, его критика раввинистической интерпретации Священного Писания частично нарушала его собственные экзегетические принципы. Следовательно, его отношение к евреям можно уместно подвергнуть критике как с точки зрения его методов, так и с точки зрения его богословия. [ 81 ]
Брехт заканчивает свою оценку:
Лютер, однако, не был связан с более поздним расовым антисемитизмом. Существует огромная разница между его верой в спасение и расовой идеологией. Тем не менее, его ошибочная агитация имела тот зловещий результат, что Лютер роковым образом стал одним из «отцов церкви» антисемитизма и, таким образом, предоставил материал для современной ненависти к евреям, прикрывая ее авторитетом реформатора. [ 82 ]
В 1988 году теолог Стивен Вестерхольм утверждал, что нападки Лютера на евреев были неотъемлемой частью его нападок на католическую церковь - что Лютер применял Павлом критику фарисейства к католической церкви как законнического и лицемерного. Вестерхольм отвергает интерпретацию иудаизма Лютером и его очевидный антисемитизм, но указывает, что, какие бы проблемы ни существовали в аргументах Павла и Лютера против евреев, то, за что выступал Павел, а позже и Лютер, было и продолжает оставаться важным видением христианства. [ 83 ]
Майкл Беренбаум пишет, что опора Лютера на Библию как на единственный источник христианского авторитета питала его более позднюю ярость по отношению к евреям из-за их неприятия Иисуса как мессии. [ 84 ] Для Лютера спасение зависело от веры в то, что Иисус был сыном Бога, — веры, которую не разделяют приверженцы иудаизма. В начале своей жизни Лютер утверждал, что евреям помешало обратиться в христианство из-за провозглашения католической церковью того, что он считал нечистым евангелием , и он считал, что они положительно отреагируют на евангелическое послание, если оно будет представлено. к ним нежно. Он выразил обеспокоенность плохими условиями, в которых они были вынуждены жить, и настаивал на том, что любой, кто отрицает, что Иисус родился евреем, совершает ересь . [ 84 ]
Грэм Ноубл пишет, что Лютер хотел, по его собственным словам, спасти евреев, а не истребить их, но за его очевидной разумностью по отношению к ним скрывалась «острая нетерпимость», которая вызывала «еще более яростные требования их обращения в его собственную разновидность Христианство» (Благородный, 1–2). Когда им не удалось обратиться, он напал на них. [ 85 ]
В своем комментарии к Магнификату Лютер критикует то внимание, которое иудаизм уделяет Торе , первым пяти книгам Ветхого Завета . Он заявляет, что они «обязались соблюдать закон своими силами и не смогли извлечь из него уроки своего бедного и проклятого состояния». [ 86 ] Тем не менее, он заключает, что Божья благодать будет продолжаться для евреев как потомков Авраама во все времена, поскольку они всегда могут стать христианами. [ 87 ] «Мы не должны... не обращаться с евреями так недоброжелательно, ибо среди них есть будущие христиане». [ 88 ]
Пол Джонсон пишет, что «Лютер не довольствовался словесными оскорблениями. Еще до того, как он написал свою антисемитскую брошюру, он добился изгнания евреев из Саксонии в 1537 году, а в 1540-х годах он изгнал их из многих немецких городов; он безуспешно пытался добиться курфюрста изгнать их из Бранденбурга в 1543 году». [ 30 ]
Михаил пишет, что Лютера всю жизнь волновал еврейский вопрос, несмотря на то, что он посвятил ему лишь небольшую часть своей работы. [ 89 ] Как христианский пастор и богослов Лютер был обеспокоен тем, чтобы люди верили в Иисуса как в мессию спасения. Отвергнув такой взгляд на Иисуса, евреи стали «типичным другим ». [ 90 ] модель оппозиции христианскому взгляду на Бога. В своей ранней работе «Иисус Христос родился евреем » Лютер пропагандировал доброту по отношению к евреям, но только с целью обращения их в христианство: то, что называлось юденмиссией . [ 91 ] Когда его усилия по обращению потерпели неудачу, он становился все более ожесточенным по отношению к ним. [ 41 ]
Отказ лютеранских церквей
[ редактировать ]Наряду с антисемитизмом в целом, «О евреях и их лжи» и другие антисемитские сочинения Лютера были отвергнуты различными лютеранскими церквями по всему миру.
Опрос 4745 лютеран Северной Америки в возрасте 15–65 лет, проведенный Стромменом и др. в 1970 году, показал, что по сравнению с другими группами меньшинств, которые рассматривались, лютеране были наименее предвзяты по отношению к евреям. [ 92 ]
С 1980-х годов некоторые лютеранские церковные организации официально осудили сочинения Лютера о евреях, а также отмежевались от них:
В 1982 году Всемирная лютеранская федерация опубликовала консультацию, в которой говорилось, что «мы, христиане, должны очистить себя от любой ненависти к евреям и любого рода учений о презрении к иудаизму ».
В 1983 году Синод Лютеранской церкви и штата Миссури осудил «враждебное отношение» Лютера к евреям. [ 93 ] В то же время съезд LCMS также отверг использование заявлений Лютера для разжигания «антилютеранских настроений». [ 94 ]
Евангелическо -лютеранская церковь в Америке в эссе о лютеранско-еврейских отношениях отметила, что «На протяжении многих лет антиеврейские сочинения Лютера продолжали воспроизводиться в брошюрах и других произведениях неонацистскими и антисемитскими группами, такими как Ку Кулукс-Клан ». [ 95 ]
В статье в Lutheran Quarterly в 1987 году доктор Йоханнес Вальманн заявил:
Утверждение о том, что выражения Лютером антиеврейских настроений имели большое и постоянное влияние на протяжении столетий после Реформации и что существует преемственность между протестантским антииудаизмом и современным расово-ориентированным антисемитизмом, в настоящее время широко распространено в литература; после Второй мировой войны это мнение, по понятным причинам, стало преобладающим. [ 47 ]
В 1994 году Церковный совет Евангелическо-лютеранской церкви в Америке публично отверг антисемитские сочинения Лютера. [ 96 ] говоря: «Мы, носящие его имя и наследие, должны с болью признать антииудейские обличительные речи, содержащиеся в более поздних произведениях Лютера. Мы отвергаем эти жестокие оскорбления, как и многие из его товарищей в шестнадцатом веке, и мы испытываем глубокую и непреходящую скорбь по поводу его трагические последствия для последующих поколений евреев».
В 1995 году Евангелическо-лютеранская церковь в Канаде. [ 97 ] аналогичные заявления сделала и Австрийская евангелическая церковь в 1998 году. В том же году Земельный синод евангелическо- лютеранской церкви в Баварии к 60-летию Хрустальной ночи издал декларацию [ 98 ] говоря: «Крайне важно, чтобы Лютеранская церковь, которая знает, что она в долгу перед работой и традициями Мартина Лютера, серьезно относилась также к его антиеврейским высказываниям, признавала их богословскую функцию и размышляла над их последствиями. должен дистанцироваться от любого [выражения] антииудаизма в лютеранском богословии». [ 99 ]
(LEPC) (GCEPC) выступила с решительным заявлением Лютеранская евангелическая протестантская церковь , в котором говорилось: «Еврейский народ — избранный Богом народ. Верующие должны благословлять его, поскольку Священное Писание говорит, что Бог благословит тех, кто благословляет Израиль, и проклянет тех, кто проклинает Израиль. LEPC/EPC/GCEPC отрекаются от работ и слов Мартина Лютера, касающихся еврейского народа. Молитва возносится за исцеление еврейского народа, его мир и его процветание. Молитва за мир в Иерусалиме. С глубокой скорбью и сожалением приносится покаяние еврейскому народу за вред, причиненный Мартином Лютером, и от еврейского народа требуется прощение за эти действия. сначала иудей, а затем язычник (верующие во Христа, кроме евреев) были привиты к лозе. Во Христе нет ни еврея, ни язычника, но желание Господа состоит в том, чтобы из двух был один новый человек. ибо Христос Своим телом разрушил стену разделения (Ефесянам 2:14–15). LEPC/EPC/GCEPC благословляет Израиль и еврейский народ». [ 100 ]
Европейская лютеранская комиссия по делам церкви и еврейского народа ( Lutherische Europäische Kommission Kirche und Judentum ), головная организация, представляющая двадцать пять лютеранских церковных организаций в Европе, опубликовала 12 мая 2003 г. Ответ Дабру Эмету :
- В своей Дрибергенской декларации (1991 г.) Европейская лютеранская комиссия по делам церкви и еврейского народа... отвергла традиционное христианское «учение о презрении» к евреям и иудаизму и, в частности, антиеврейские сочинения Мартина Лютера, и он призвал к реформированию церковной практики в свете этих идей. На этом фоне LEKKJ приветствует выпуск « Дабру Эмет: еврейское заявление о христианах и христианстве» . Мы видим в этом заявлении подтверждение нашей собственной работы последних лет... Мы знаем, что должны пересмотреть темы лютеранского богословия, которые в прошлом неоднократно вызывали враждебность по отношению к евреям... Полностью осознавая, что Дабру Эмет является, прежде всего, внутриеврейским приглашением к диалогу, мы видим в этом заявлении также помощь нам в выражении и воплощении в жизнь нашей веры таким образом, чтобы мы не принижали евреев, а, скорее, уважали их в их инаковости, и имеют возможность дать более четкое представление о нашей собственной идентичности, когда мы внимательно изучаем ее в свете того, как нас видят другие.
6 января 2004 года Консультативная группа по лютеранско-еврейским отношениям Евангелическо- лютеранской церкви в Америке опубликовала заявление, призывающее любую лютеранскую церковь, представляющую «Страсти», придерживаться своих «Руководств по лютеранско-еврейским отношениям» , заявив, что «Новый Завет. .. не должно использоваться в качестве оправдания враждебности по отношению к современным евреям», и что «вина в смерти Иисуса не должна быть возложена на иудаизм». или еврейский народ». [ 101 ]
См. также
[ редактировать ]- Антисемитизм в христианстве
- Христианско-еврейское примирение
- Христианство и иудаизм
- О войне с турками
- Религиозный антисемитизм
- Суперсессионизм , также известный как «теология замещения».
- Liber Vagatorum с предисловием Лютера
Ссылки и примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Лютер, Мартин» , JewishEncyclepedia.com ; ср. Произведения Лютера , американское издание, 55 томов (Сент-Луис и Филадельфия: издательство Concordia и Fortress Press, 1955–86) 47:267.
- ^ Мартин Лютер, « Лютер Джорджу Спалатину, архивировано 2 июля 2007 г. в Wayback Machine », в « Переписке Лютера и других письмах того времени» , пер. Генри Пресервед Смит (Филадельфия: Лютеранское издательское общество, 1913), 1:29.
- ^ Лютер цитирует Эллиота Розенберга, « Но были ли они хороши для евреев?» (Нью-Йорк: Birch Lane Press, 1997), стр.65.
- ^ Мартин Лютер, «Иисус Христос родился евреем», Пер. Уолтер И. Брандт, в трудах Лютера (Филадельфия: Fortress Press, 1962), стр. 200–201, 229.
- ^ Мартин Брехт, Мартин Лютер (Миннеаполис: Fortress Press, 1985–1993), 3:336.
- ↑ Письмо Лютера раввину Джозелю, цитируемое Гордоном Руппом, Мартином Лютером и евреями (Лондон: Совет христиан и евреев, 1972), 14. Согласно «Лютер и евреи» . Архивировано из оригинала 4 ноября 2005 г. Проверено 21 марта 2017 г. , этого абзаца нет в английском издании сочинений Лютера.
- ^ Хейко Оберман , Лютер: Человек между Богом и дьяволом (Нью-Йорк: Image Books, 1989), стр.293.
- ^ Маркус, Джейкоб Рейдер. Еврей в средневековом мире , с. 198, цитируется по Michael, Robert. Святая ненависть: христианство, антисемитизм и Холокост . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2006, с. 110.
- ^ Перейти обратно: а б с Майкл, Роберт. Святая ненависть: христианство, антисемитизм и Холокост . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2006, с. 117.
- ^ Майкл, Роберт. Святая ненависть: христианство, антисемитизм и Холокост . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2006, с. 110.
- ^ [1] Архивировано 28 сентября 2007 г. в Wayback Machine, стр.18.
- ^ Сюдов, Майкл (1999). «Мартин Лютер, теолог Реформации и педагог» (PDF) . Журнал богословия . 39 (4): 18. Архивировано из оригинала (PDF) 28 сентября 2007 г. Проверено 29 марта 2008 г.
- ^ Jewishencyclepedia.Com - Иозель (Йозельманн, Джозелин) из Рошайма (Джозеф Бен Гершон Лоанц):
- ^ Лютер, Мартин . «О евреях и их лжи» , 154, 167, 229, цитируется по книге Майкла Роберта. Святая ненависть: христианство, антисемитизм и Холокост . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2006, с. 111.
- ^ Оберманн, Хайко . Работы Лютера . Erlangen 1854, 32:282, 298, в Grisar, Hartmann. Лютер . Сент-Луис 1915, 4:286 и 5:406, цитируется у Майкла, Роберта. Святая ненависть: христианство, антисемитизм и Холокост . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2006, с. 113.
- ^ Майкл, Роберт. Святая ненависть: христианство, антисемитизм и Холокост . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2006, с. 112.
- ^ Майкл, Роберт. «Лютер, ученые Лютера и евреи», Encounter 46:4, (осень 1985 г.), стр. 342.
- ^ Майкл, Роберт. «Лютер, ученые Лютера и евреи», Encounter 46:4, (осень 1985 г.), стр. 343.
- ^ Лютер, Мартин . О евреях и их лжи , Лютерс Верке . 47:268–271; Пер. Мартин Х. Бертрам, в трудах Лютера . (Филадельфия: Fortress Press, 1971).
- ^ Лютер, Мартин . О евреях и их лжи , цитируется в книге Майкла Роберта. «Лютер, ученые Лютера и евреи», Encounter 46 (осень 1985 г.), № 4: 343–344.
- ^ Лютер, Мартин (18 февраля 2009 г.). Райди, Коулман (ред.). О евреях и их лжи . lulu.com. ISBN 978-0557050239 . Проверено 9 февраля 2015 г. [ самостоятельный источник ]
- ^ Певица Товия (2010). Давайте по-библейски . Издательство РНБН; 2-е издание (2010 г.). ISBN 978-0615348391 . , Певица Товия (2010). Давайте займемся Библией — Подробное учебное пособие . Пропагандистский иудаизм (1998). АСИН B0006RBS3K .
- ^ Лютер, Мартин. «О евреях и их лжи» , перевод Мартина Х. Бертрама, в трудах Лютера (Филадельфия: Fortress Press, 1971), 47:267.
- ^ Мартин Брехт, Мартин Лютер , 3 тома. (Миннеаполис: Fortress Press, 1993), 3:371.
- ^ Мартин Брехт, Мартин Лютер , 3 тома. (Миннеаполис: Fortress Press, 1993), 3:350.
- ^ Веймарский выпуск 51: 194–196; Дж. Вальх, доктор. Полное собрание сочинений Мартина Лютера , 23 тома. (Сент-Луис: Конкордия, 1883), 12: 1264–1267.
- ^ Перейти обратно: а б с д Веймарский выпуск 51: 194–196; Дж. Вальх, доктор. Полное собрание сочинений Мартина Лютера, 23 тома. (Сент-Луис: Конкордия, 1883), 12: 1264–1267.
- ^ Работы Лютера , Ярослав Пеликан, Хельмут Т. Леманн, Кристофер Бойд Браун, Бенджамин Т.Г. Мэйес, ред., 75 томов, (Миннеаполис: Augsburg Fortress Press; Сент-Луис: Издательство Concordia, 1955–), 58: 458–459 . 20-томное расширение 55-томного собрания сочинений Лютера : вышли в свет 58, 60 и 68 тома. Издательство «Конкордия» начало
- ^ Лоуэн, Гарри (2015). Чернила против дьявола: Лютер и его противники . Ватерлоо, Онтарио: Издательство Университета Уилфрида Лорье. стр. 234–235. ISBN 9781771121354 .
- ^ Перейти обратно: а б Джонсон, Пол . История евреев , с. 242.
- ^ Марк У. Эдвардс-младший. Последние битвы Лютера: политика и полемика, 1531–1546 (Итака, Нью-Йорк: издательство Корнеллского университета, 1983), стр. 135–136.
- ^ Уоллман, с. 78.
- ^ «Утверждение о том, что выражения Лютера антиеврейских настроений имели большое и постоянное влияние на протяжении столетий после Реформации и что существует преемственность между протестантским антииудаизмом и современным расово-ориентированным антисемитизмом, в настоящее время широко распространено в в литературе; после Второй мировой войны оно, по понятным причинам, стало преобладающим мнением». Йоханнес Вальманн, «Рецепция сочинений Лютера о евреях от Реформации до конца XIX века», Lutheran Quarterly , ns 1 (весна 1987 г.) 1:72–97.
- ^ Похожие мнения см.:
- Бергер, Рональд. Понимание Холокоста: подход к социальным проблемам (Нью-Йорк: Альдин Де Грюйтер, 2002), 28.
- Роуз, Пол Лоуренс . «Революционный антисемитизм в Германии от Канта до Вагнера» (Princeton University Press, 1990), цитируется по Berger, 28;
- Ширер, Уильям . Взлет и падение Третьего рейха (Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1960).
- Джонсон, Пол . История евреев (Нью-Йорк: издательство HarperCollins, 1987), 242.
- Поляков, Леон . История антисемитизма: от времен Христа до придворных евреев . (НП: Издательство Пенсильванского университета, 2003), 216.
- Беренбаум, Майкл . Мир должен знать . (Балтимор: Издательство Университета Джона Хопкинса и Мемориальный музей Холокоста США , 1993, 2000), 8–9.
- ^ Грюнбергер, Ричард . 12-летний Рейх: Социальная история нацистской Германии 1933–1945 (NP: Холт, Райнхарт и Уинстон, 1971), 465.
- ^ Перейти обратно: а б Диармайд МакКаллох , Реформация: разделенный дом Европы, 1490–1700 гг . Нью-Йорк: Penguin Books Ltd, 2004, стр. 666–667.
- ^ Бернд Неллессен, «Безмолвная церковь: католики и преследование евреев», в Бюттнере (ред.), Немцы и преследование евреев в Третьем рейхе , стр. 265, цитируется в книге Дэниела Гольдхагена « Готовые палачи Гитлера» (Vintage, 1997).
- ^ Кристофер Дж. Пробст, Демонизация евреев: Лютер и протестантская церковь в нацистской Германии , Издательство Университета Индианы совместно с Мемориальным музеем Холокоста США, 2012, ISBN 978-0-253-00100-9
- ↑ Гиммлер писал: «То, что Лютер говорил и писал о евреях. Никакое суждение не могло быть более резким».
- ^ Эллис, Марк Х. , Гитлер и Холокост, христианский антисемитизм" «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 10 июля 2007 г. Проверено 4 июня 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: archived copy as title (link), (NP: Baylor University Center for American and Jewish Studies, Spring 2004), Slide 14. «Гитлер и Холокост - Центр американских и еврейских исследований Университета Бэйлора» . Архивировано из оригинала 22 апреля 2006 года . Проверено 22 апреля 2006 г. - ^ Перейти обратно: а б Благородно, Грэм. «Мартин Лютер и немецкий антисемитизм», History Review (2002), № 42: 1–2.
- ↑ Майкл, Роберт, «Христианский расизм, часть 2». Архивировано 9 ноября 2017 г. в Wayback Machine , H-Net Дискуссионные сети , 2 марта 2000 г.
- ^ Хельмут Т. Леманн, ген. изд., Сочинения Лютера , Том. 47: Христианин в обществе IV, под редакцией Франклина Шермана (Филадельфия: Fortress Press, 1971), iii.
- ^ цитируется по Франклину Шерману, «Преобразованная вера: встречи христиан с евреями и иудаизмом » под редакцией Джона Меркла (Колледжвилл, Миннесота: Liturgical Press, 2003), 63–64.
- ^ Бейнтон, Роланд. Здесь я стою: Жизнь Мартина Лютера (Нэшвилл: Abingdon Press, 1978), 299.
- ^ Представление Пола Холсолла отрывков из книги « О евреях и их лжи», заархивированных 28 мая 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б с Вальманн, Йоханнес. «Рецепция сочинений Лютера о евреях от Реформации до конца XIX века», Lutheran Quarterly , № 1, весна 1987 г., 1:72–97.
- ^
- Вальманн, Йоханнес. «Рецепция сочинений Лютера о евреях от Реформации до конца XIX века», Lutheran Quarterly , ns 1 (весна 1987 г.) 1:72–97. Вальманн пишет: «Утверждение о том, что выражения Лютером антиеврейских настроений имели большое и постоянное влияние на протяжении столетий после Реформации и что существует преемственность между протестантским антииудаизмом и современным расово-ориентированным антисемитизмом, в настоящее время широко распространено. распространившись в литературе; после Второй мировой войны оно, по понятным причинам, стало преобладающим мнением».
- Майкл, Роберт. Святая ненависть: христианство, антисемитизм и Холокост . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2006; см. главу 4 «Германия от Лютера до Гитлера», стр. 105–151.
- Хиллербранд, Ганс Дж. «Мартин Лютер», Британская энциклопедия , 2007. Хиллербранд пишет: «[Е] резкие заявления против евреев, особенно ближе к концу его жизни, подняли вопрос о том, значительно ли Лютер поощрял развитие немецкого языка. антисемитизм. Хотя многие учёные придерживаются этой точки зрения, эта точка зрения уделяет слишком много внимания Лютеру и недостаточно — более широким особенностям немецкой истории».
- ^ Эллис, Марк Х. Гитлер и Холокост, христианский антисемитизм». Архивировано 10 июля 2007 г. в Wayback Machine , Центр американских и еврейских исследований Университета Бэйлора, весна 2004 г., слайд 14. См. Также « Нюрнбергские судебные разбирательства» , архивированные 21 марта 2006 г. в Wayback. Машина , Том 12, стр. 318, Проект Авалон, Йельская школа права, 19 апреля. 1946 год.
- ^ Брехт 3:351.
- ^ Йоханнес Вальманн, «Рецепция сочинений Лютера о евреях от Реформации до конца XIX века», Lutheran Quarterly , ns 1 (весна 1987 г.) 1:72–97.
- ^ Симон-Нетто , Фальсифицированный Лютер , 17–20.
- ^ Симон-Нетто , «Лютер и евреи», The Lutheran Witness 123 (2004) № 4:19, 21.
- ↑ Хиллербранд, Ганс Дж. «Мартин Лютер», Британская энциклопедия , 2007. Хиллербранд пишет: «Его резкие заявления против евреев, особенно ближе к концу его жизни, подняли вопрос о том, значительно ли Лютер поощрял развитие немецкой анти-еврейской политики. Семитизм Хотя многие учёные придерживаются этой точки зрения, эта точка зрения уделяет слишком много внимания Лютеру и недостаточно — более широким особенностям немецкой истории».
- ^ Похожие мнения см.:
- Бейнтон, Роланд, 297 лет;
- Бриз, Рассел. «Мартин Лютер и евреи», Лютеранский форум (лето 2000 г.): 32;
- Брехт, Мартин Лютер , 3:351;
- Эдвардс, Марк У. Последние битвы Лютера-младшего: политика и полемика 1531–1546 гг . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнеллского университета, 1983, 139;
- Грич, Эрик . «Был ли Лютер антисемитом?», «Христианская история» , № 3:39, 12;
- Киттельсон, Джеймс М., Лютер Реформатор , 274;
- Мариус, Ричард. Мартин Лютер , 377 лет;
- Оберман, Хейко. Корни антисемитизма: в эпоху Возрождения и Реформации . Филадельфия: Крепость, 1984, 102;
- Рупп, Гордон. Мартин Лютер , 75 лет;
- Симон-Нетто, Уве. Лютеранский Свидетель , 19.
- ^ Бергер, Рональд. Понимание Холокоста: подход к социальным проблемам (Нью-Йорк: Альдин Де Грюйтер, 2002), 28.
- ^ Роуз, Пол Лоуренс . Революционный антисемитизм в Германии от Канта до Вагнера . Издательство Princeton University Press, 1990. Цитируется по Бергеру, Рональду. Понимание Холокоста: подход к социальным проблемам . Нью-Йорк: Альдин Де Грюйтер, 2002, 28.
- ^ Перейти обратно: а б с Люси Давидович . Война против евреев, 1933–1945 гг . Впервые опубликовано в 1975 г.; это издание Bantam, 1986 г., стр. 23. ISBN 0-553-34532-X
- ^ Перейти обратно: а б Роберт Майкл, «Лютер, ученые Лютера и евреи», Encounter 46:4 (осень 1985 г.), стр. 339–56.
- ↑ Völkischer Observer , 25 августа 1933 г., цитируется по Steigmann-Gall, Richard. Святой Рейх: нацистские концепции христианства , 1991–1945. Издательство Кембриджского университета, 2003, стр. 136–7. ISBN 0-521-82371-4
- ^ Стейгманн-Галль 2003, стр. 137.
- ^ Бернд Неллессен, «Безмолвная церковь: католики и преследование евреев», в Бюттнере (ред.), Немцы и преследование молодежи в Третьем рейхе , стр. 265, цитируется в книге Дэниела Гольдхагена « Готовые палачи Гитлера» (Vintage, 1997).
- ^ Уильям Николс, Христианский антисемитизм: история ненависти (Нортвейл, Нью-Джерси: Джейсон Аронсон, 1995), с. 271.
- ^ Уильям Ширер, Взлет и падение Третьего Рейха (Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1990), 91, 236.
- ^ Уве Симон-Нетто, Сфабрикованный Лютер: Взлет и падение мифа о Ширере , (Сент-Луис: Издательство Concordia, 1995), 17–20.
- ^ Ричард Стейгманн-Галл, Святой Рейх: нацистские концепции христианства, 1919–1945 , (Cambridge University Press, 2003), стр.138.
- ^ Ричард (Дик) Гири, Кто голосовал за нацистов? (избирательная история Национал-социалистической немецкой рабочей партии , в журнале History Today, 1 октября 1998 г., том 48, выпуск 10, стр. 8–14.
- ^ Уильям Л. Ширер , Взлет и падение Третьего Рейха , (Нью-Йорк: Simon & Schuster, 1990), стр.236.
- ^ Роланд Бейнтон , Вот я стою: жизнь Мартина Лютера (Нэшвилл: Abingdon Press, 1978), стр. 297.
- ^ Ричард Мариус. Мартин Лютер: Христианин между Богом и смертью (Издательство Гарвардского университета, 1999), 377.
- ^ Джеймс М. Киттельсон, Лютер Реформатор: История этого человека и его карьеры (Миннеаполис: Издательство Аугсбурга, 1986), стр. 274.
- ^ Холсолл, Пол, изд., Проект «Справочники по истории Интернета» . (Проверено 25 апреля 2006 г.)
- ^ Холсолл, Пол, Справочник по средневековью: Мартин Лютер (1483–1546). Архивировано 28 мая 2007 г. в Wayback Machine , Проект справочников по истории Интернета , Университет Фордхэма . (Проверено 4 января 2005 г.)
- ^ Рупп, с. 76.
- ^ Хейко Оберман , Корни антисемитизма в эпоху Возрождения и Реформации (Филадельфия: Fortress Press, 1984), стр.46.
- ^ Ричард Мариус , Мартин Лютер: Христианин между Богом и смертью (Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1999), стр.482.
- ^ Гитлер, Адольф, Майн Кампф , Том 1, Глава VIII
Среди них следует причислить великих воинов этого мира, которые, хотя и не поняты современностью, тем не менее готовы довести борьбу за свои идеи и идеалы до конца. Это люди, которые когда-нибудь окажутся ближе всего к сердцу народа; почти кажется, что каждый человек чувствует себя обязанным возместить в прошлом грехи, которые настоящее когда-то совершило против великих. За их жизнью и работой следят с восхищенной благодарностью и эмоциями, и особенно в дни уныния они обладают силой поднимать разбитые сердца и отчаявшиеся души. К ним принадлежат не только поистине великие государственные деятели, но и все другие великие реформаторы. Рядом с Фридрихом Великим стоит Мартин Лютер, а также Рихард Вагнер. - ^ Вильгельм Рёпке (1946). Решение немецкой проблемы . Сыновья ГП Патнэма. п. 117. Цитируется по книге Уэйт, Роберт Г.Л. Психопатический Бог: Адольф Гитлер , стр. 251, Da Capo Press, 1993, ISBN 0-306-80514-6
- ^ Уэйт, Роберт Г.Л. Психопатический Бог: Адольф Гитлер. Нью-Йорк: Первое издание DaCapo Press, 1993 (первоначальный паб, 1977). ISBN 0-306-80514-6 .
- ^ Мартин Брехт, Мартин Лютер , 3 тома, Том третий: Сохранение церкви 1532–1546 , (Миннеаполис: Fortress Press, 1993), 3:350.
- ^ Брехт, 3: 350–351.
- ^ Брехт, 3:351.
- ^ Закон Израиля и вера церкви: Павел и его недавние толкователи . Гранд-Рапидс: Эрдманс, 1988.
- ^ Перейти обратно: а б Беренбаум, Майкл . Мир должен знать , Мемориальный музей Холокоста США , стр. 8–9.
- ^ Майкл, Роберт. «Лютер, ученые Лютера и евреи», Encounter 46 (осень 1985 г.), № 4: 343–344.)
- ^ Мартин Лютер, Магнификат , Пер. ATW Steinhaeuser, в трудах Лютера (Сент-Луис: издательство Concordia, 1956), 21:354.
- ^ Рассел Бриз, «Мартин Лютер и евреи», Lutheran Forum 34 (2000) № 2:32.
- ^ Лютер, Магнификат , 21:354f.
- ^ Штер, Мартин. «Евреи и Мартин Лютер», Кремерс, Хайнц и др. (ред.) Евреи и Мартин Лютер; Мартин Лютер и евреи . Издательство Neukirchener, Neukirchen Vluyn 1985, 1987 (второе издание). п. 90. Взято у Майкла Роберта. Святая ненависть: христианство, антисемитизм и Холокост . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2006, с. 109. См. также Оберман, Хейко . Лютер: Между человеком и дьяволом . Нью-Хейвен, 1989 год.
- ^ Ся, Р. По-цзя. «Евреи как волшебники в реформационной Германии», Гилман, Сандер Л. и Кац, Стивен Т. Антисемитизм во времена кризиса , Нью-Йорк: New York University Press, 1991, стр. 119–120, цитируется в книге Майкл, Роберт. . Святая ненависть: христианство, антисемитизм и Холокост. Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2006, с. 109.
- ^ Майкл, Роберт. Святая ненависть: христианство, антисемитизм и Холокост . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2006, с. 109.
- ^ См. Мертон П. Строммен и др., Исследование поколений (Миннеаполис: Augsburg Publishing, 1972), стр. 206. В стр. 208 также говорится: «Духовенство [ALC, LCA или LCMS] с меньшей вероятностью будет проявлять антисемитские или расовые предрассудки [по сравнению с мирянами]».
- ^ Каков ответ Синода штата Миссури на антисемитские заявления Лютера? В подразделе часто задаваемых вопросов «Конфессиональные различия – другие конфессии», стр. 18–19. Доступ в мае 2012 г.
- ^ из краткого изложения официальных доктринальных заявлений Синода Миссури, заархивированных 25 февраля 2009 г. в Wayback Machine.
- ↑ Евангелическо-лютеранская церковь в Америке, «Понимание наших отношений с иудаизмом и евреями». Архивировано 15 ноября 2006 г. в Wayback Machine , Раздел I, Страница 9, (без даты).
- ^ Декларация Евангелическо-лютеранской церкви в Америке еврейской общине. Архивировано 29 июля 2012 г. в archive.today , 18 апреля 1994 г. Проверено 15 декабря 2005 г.
- ^ Заявление Евангелическо-лютеранской церкви в Канаде. Архивировано 13 марта 2016 г. в Wayback Machine для еврейских общин в Канаде. 5-й съезд ELCIC, проводимый раз в два года, 12–16 июля 1995 г. Дата обращения 20 декабря 2005 г.
- ^ Христиане и евреи. Архивировано 4 октября 2018 г. в Wayback Machine. Декларация Лютеранской церкви Баварии (24 ноября 1998 г.). Проверено 18 декабря 2005 г. Также напечатано в Freiburger Rundbrief , vol. 6, нет. 3 (1999), стр. 191–197.
- ^ «Христиане и евреи: Декларация Лютеранской церкви Баварии». Архивировано 4 октября 2018 г. в Wayback Machine , 24 ноября 1998 г., также напечатано в Freiburger Rundbrief , 6:3 (1999), стр. 191–197.
Другие заявления лютеранских организаций см.:
- «Вопросы и ответы: антисемитизм Лютера». Архивировано 26 декабря 2003 г. в Wayback Machine , Лютеранская церковь – Синод Миссури;
- «Декларация Евангелическо-лютеранской церкви в Америке еврейской общине. Архивировано 29 июля 2012 г. в archive.today », Евангелическо-лютеранская церковь в Америке, 18 апреля 1994 г.;
- «Заявление Евангелическо-лютеранской церкви Канады к еврейским общинам в Канаде». Архивировано 13 марта 2016 г. в Wayback Machine , Евангелическо-лютеранская церковь в Канаде, 12–16 июля 1995 г.;
- «Время повернуться». Архивировано 11 марта 2016 г. в Wayback Machine , Евангелические [протестантские] церкви в Австрии и евреи. Декларация Генерального Синода Евангелической Церкви AB и HB, 28 октября 1998 г.
- ^ «Мы верим – Заявление о позиции: Израиль и еврейский народ» . Лютеранская евангелическая протестантская церковь. Архивировано из оригинала 12 ноября 2007 г. Проверено 23 сентября 2007 г.
- ^ «Лютеранское заявление о Страстях Христовых». Архивировано 6 июня 2008 г. в Wayback Machine , 6 января 2004 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бейнтон, Роланд . Вот я стою: Жизнь Мартина Лютера . Нэшвилл: Абингдон Пресс, 1978. ISBN 0-687-16894-5 .
- Брехт, Мартин. Мартин Лютер , 3 тт. Миннеаполис: Fortress Press, 1985–1993. ISBN 0-8006-0738-4 , ISBN 0-8006-2463-7 , ISBN 0-8006-2704-0 .
- Гавриэль, Марделл Дж. Антисемитизм Мартина Лютера: психоисторическое исследование . доктор философии дисс., Чикагская школа профессиональной психологии, 1996.
- Гольдхаген, Дэниел . Добровольные палачи Гитлера . Винтаж, 1997 год. ISBN 0-679-77268-5 .
- Хальперен, Жан и Арне Совик, ред. Лютер, лютеранство и евреи: отчет второй консультации между представителями Международного еврейского комитета межрелигиозных консультаций и Всемирной лютеранской федерации, состоявшейся в Стокгольме, Швеция, 11–13 июля 1983 г. Женева: LWF, 1984.
- Джонсон, Пол . История евреев . Нью-Йорк: Издательство HarperCollins, 1987. ISBN 0-06-091533-1 .
- Кеннел, Люси. Был ли Лютер антисемитом? ( Лютер: Был ли он антисемитом? ). Вход свободный, № 38. Женева: Labor et Fides, 1997. ISBN 2-8309-0869-4 .
- Киттельсон, Джеймс М. Лютер Реформатор: история этого человека и его карьеры . Миннеаполис: Издательство Аугсбурга, 1986. ISBN 0-8066-2240-7 .
- Лютер, Мартин. «О евреях и их лжи, 1543 г.». Мартин Х. Бертрам, пер. В трудах Лютера . Филадельфия: Fortress Press, 1971. 47:137–306.
- Макговерн, Уильям Монтгомери (1 января 1941 г.). От Лютера до Гитлера: история фашистско-нацистской политической философии (1-е изд.). Хоутон Миффлин.
- Оберман, Хейко А. Корни антисемитизма в эпоху Возрождения и Реформации . Джеймс И. Портер, пер. Филадельфия: Fortress Press, 1984. ISBN 0-8006-0709-0 .
- Пробст, Кристофер Дж. «Демонизация евреев: Лютер и протестантская церковь в нацистской Германии», Indiana University Press совместно с Мемориальным музеем Холокоста США, 2012 г., ISBN 978-0-253-00100-9 .
- Розенберг, Эллиот, Но были ли они хороши для евреев? (Нью-Йорк: Birch Lane Press, 1997). ISBN 1-55972-436-6 .
- Ройнесдаль, Олаф. Мартин Лютер и евреи . доктор философии дисс., Университет Маркетта, 1986.
- Рупп, Гордон. Мартин Лютер: причина Гитлера или лекарство? В ответ Питеру Ф. Винеру . Лондон: Латтерворт Пресс, 1945.
- Симон-Нетто, Уве . Сфабрикованный Лютер: взлет и падение мифа о Ширере . Питер Л. Бергер, Предисловие. Сент-Луис: Издательство Конкордия, 1995. ISBN 0-570-04800-1 .
- Симон-Нетто, Уве. «Лютер и евреи» . Лютеранский Свидетель 123 (2004) Нет. 4:16–19. (PDF)
- Стейгманн-Галль, Рихард. Святой Рейх: нацистские концепции христианства, 1919–1945 гг . Издательство Кембриджского университета, 2003. ISBN 0-521-82371-4 .
- Тьернагель, Нилак С. Мартин Лютер и еврейский народ . Милуоки: Северо-западное издательство, 1985. ISBN 0-8100-0213-2 .
- Вальманн, Йоханнес. «Рецепция сочинений Лютера о евреях от Реформации до конца XIX века». Лютеранское ежеквартальное издание 1 (весна 1987 г.) 1:72–97.
- Вестерхольм, Стивен. Закон Израиля и вера церкви: Павел и его недавние истолкователи . Гранд-Рапидс: Эрдманс, 1988.
- Винер, Питер Ф. Мартин Лютер: духовный предок Гитлера , Hutchinson & Co. (Publishers) Ltd., 1945; [2]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Антисемитизм – Реформация из Музея Холокоста во Флориде.
- Статья Мартина Лютера в Еврейской энциклопедии (изд. 1906 г.), автор Gotthard Deutsch
- Отношение Мартина Лютера к евреям Джеймс Свон
- Мартин Лютер и евреи автора Марк Альбрехт
- Письмо Лютера Бернхарду, обращенному еврею (1523 г.)
- Евреи и их ложь (сокращенная английская версия опубликована издательством CPA Book Publisher, Боринг, Орегон, на archive.org)