Кертисс SBC Хеллдайвер
SBC Хеллдайвер | |
---|---|
![]() SBC-4 BuNo 1813 был одним из самолетов, позже проданных Франции. | |
Общая информация | |
Тип | Пикирующий бомбардировщик |
Производитель | Кертисс-Райт |
Основные пользователи | ВМС США |
Количество построенных | 257 |
История | |
Дата введения | 1938 |
Первый полет | 9 декабря 1935 г. |
Ушедший на пенсию | 1943 |
Curtiss SBC Helldiver — двухместный бомбардировщик-разведчик и пикирующий бомбардировщик, построенный корпорацией Curtiss-Wright . Это был последний боевой военный биплан , закупленный ВМС США . Поставленный в 1937 году, он устарел еще до Второй мировой войны и использовался вдали от боевых действий с истребителями Оси . [ 1 ]
Разработка
[ редактировать ](BuAer) возникли разногласия ВМС США В начале 1930-х годов в Бюро аэронавтики по поводу двухместных истребителей, монопланов и убирающегося шасси. [ 2 ] В 1931 году ВМС выпустили проектную спецификацию № 113, в которой подробно описывались требования к высокопроизводительному истребителю с фиксированной ходовой частью, оснащенному двигателем Wright R-1510. [ 3 ] или R-1535 компании Pratt & Whitney радиальный двигатель . [ 4 ] Семь компаний представили предложения, а две компании, Douglas Aircraft, со своим XFD-1. [ 5 ] и « Чанс Воут» со своим XF3U-1 [ 6 ] получили контракты на по одному прототипу каждый. Оба эти самолета представляли собой двухместные бипланы. Затем ВМС обратились к компании Curtiss с просьбой предоставить прототип двухместного моноплана, который был бы технически более совершенным.
30 июня 1932 года BuAer подписала контракт с Curtiss на разработку двухместного моноплана с зонтичным крылом и убирающейся ходовой частью, оснащенного Wright R-1510-92 четырнадцатицилиндровым двухрядным двигателем воздушного охлаждения мощностью 625 л.с. (466 кВт). радиальный двигатель, приводящий в движение двухлопастной воздушный винт. Этот истребитель получил обозначение XF12C-1.
Дизайн
[ редактировать ]SBC представлял собой цельнометаллический двухместный биплан-разведчик-бомбардировщик с межплоскостными стойками типа «I». Это был последний боевой биплан, закупленный ВМФ, и последний боевой биплан, произведенный в США. Два члена экипажа, пилот и радист/наводчик, размещались в тандемных кабинах, закрытых сдвижным фонарем, а черепаховая палуба за задней кабиной могла складываться, чтобы наводчик мог использовать свой пулемет. Крылья, рули направления, рули высоты и закрылки были обтянуты тканью. Основные стойки шасси убирались в ниши для колес фюзеляжа прямо перед нижним крылом, а хвостовое колесо убиралось в фюзеляж. [ 7 ]
XF12C-1 (Кертисс Модель 73)
[ редактировать ]
Первоначально этот самолет был оснащен двигателем Wright R-1510-92, но он оказался непригоден, поэтому на самолет был установлен Wright R-1670 четырнадцатицилиндровый двухрядный радиальный двигатель воздушного охлаждения мощностью 775 л.с. (578 кВт), который также было неудовлетворительным. Оба эти двигателя были прототипами и ни один из них не пошел в производство. Наконец, Wright R-1820-80 мощностью 700 л.с. (520 кВт). девятицилиндровый однорядный радиальный двигатель с воздушным охлаждением [ 3 ] был установлен, и полученный самолет, получивший обозначение XF12C-1, поднялся в воздух в 1933 году. Разработанный для использования на авианосце, крыло-зонтик складывалось назад, что было новой особенностью ВМФ, для хранения, а самолет имел открытый хвостовой крюк для посадки на авианосец. Первый полет состоялся в июле 1933 года, но в сентябре 1934 года крыло-зонтик не выдержало испытаний пикирующего бомбардировщика. [ 8 ]
XS4C-1 (Кертисс Модель 73)
[ редактировать ]После испытаний XF12C-1 был отвергнут как истребитель, а 7 декабря 1933 года этот самолет был переименован в категорию разведчиков как XS4C-1 и оснащен радиальным двигателем Wright R-1820-80 мощностью 700 л.с. (520 кВт). двигатель [ 9 ] вождение двухлопастного воздушного винта. В качестве самолета-разведчика необходимо было спроектировать и предоставить бомбардировочное оборудование для бомбы массой 500 фунтов (230 кг).
XSBC-1 (Кертисс Модель 73)
[ редактировать ]В январе 1934 года было введено обозначение «Бомбардировщик-разведчик» (SB), и самолет окончательно получил новое обозначение XSBC-1. В начале 1934 года начались летные испытания, особенно бомбометания с пикирования. 14 июня 1934 года этот самолет разбился из-за отказа крыла. [ кем? ] в Ланкастере, штат Нью-Йорк , примерно в 6 милях (9,7 км) от завода Curtiss, во время одного из испытаний он был разрушен. [ нужна ссылка ]
XSBC-2 (Кертисс Модель 77)
[ редактировать ]Кертисс-Райт сделал ВМФ предложение построить один самолет на замену, который будет представлять собой биплан с шахматным расположением крыла, не будет иметь складных крыльев, но будет иметь прорези на передней кромке, а нижнее крыло будет иметь полноразмахные закрылки. Это был цельнометаллический самолет с тканевым покрытием рулей. Он был оснащен четырнадцатицилиндровым двухрядным двигателем воздушного охлаждения Wright XR-1510-12 мощностью 700 л.с. (520 кВт) с трехлопастным винтом Curtiss Electric с постоянной скоростью, а также имел увеличенный фонарь и увеличенную вертикальную конструкцию. плавник и руль направления, а также выдвижной хвостовой крюк. XSBC-2 должен был участвовать в конкурентных испытаниях против XB2G-1 компании Great Lakes Aircraft. [ 10 ] и XSBF-1 компании Grumman Aircraft Engineering. [ 11 ] XSBC-2 победил, и контракт на этот самолет был подписан в апреле 1935 года; Свой первый полет он совершил 9 декабря 1935 года.
XSBC-3 (Кертисс Модель 77)
[ редактировать ]Двигатель Wright XR-1510-12 на XSBC-2 оказался механически ненадежным. [ нужна ссылка ] В марте 1936 года этот самолет был модернизирован четырнадцатицилиндровым двухрядным двигателем воздушного охлаждения Pratt & Whitney R-1535-82 мощностью 700 л.с. (520 кВт) с трехлопастным винтом и переименован в XSBC-3. На эту новую конфигурацию ВМФ разместил производственный заказ.
SBC-3 (Кертисс Модель 77А)
[ редактировать ]
Основным отличием прототипа XSBC-3 от серийного самолета был двигатель. Контракт на 83 самолета был подписан в августе 1936 года, а поставки начались 17 июля 1937 года. Серийный самолет был оснащен четырнадцатицилиндровым двухрядным двигателем воздушного охлаждения Pratt & Whitney R-1535-94 мощностью 825 л.с. (615 кВт). двигатель с трехлопастным воздушным винтом. Вооружение состояло из двух пулеметов калибра 0,3 дюйма (7,62 мм), одного стационарного пулемета в правой части фюзеляжа перед пилотом и гибкого пулемета в задней кабине. Самолет имел поворотный механизм смещения бомбы, расположенный по средней линии фюзеляжа для бомбы массой 500 фунтов (230 кг) или топливного бака емкостью 45 галлонов США (170 л).
XSBC-4 (Кертисс Модель 77B)
[ редактировать ]76-й SBC-3 был модернизирован девятицилиндровым однорядным радиальным двигателем воздушного охлаждения Wright R-1820-22 мощностью 950 л.с. (710 кВт) с трехлопастным винтом Hamilton Standard и переименован в XSBC-4. Вооружение самолета было изменено на один стационарный пулемет калибра 0,5 дюйма (12,70 мм) в правой части фюзеляжа перед пилотом, при этом гибкий пулемет калибра 0,3 дюйма (7,62 мм) остался в задней кабине. Благодаря более мощному двигателю этот самолет мог нести бомбу массой 1000 фунтов (450 кг) на поворотном механизме смещения бомбы, расположенном по средней линии фюзеляжа. Второй SBC-3 был переименован в XSBC-4 и использовался для тестовых работ. [ нужна ссылка ]
SBC-4 (Кертисс Модель 77B)
[ редактировать ]Контракт на производство 124 серийных самолетов XSBC-4 был подписан 5 января 1938 года, а поставки начались с марта 1939 года по апрель 1941 года. [ нужна ссылка ]
Операционная история
[ редактировать ]ВМС США
[ редактировать ]В августе 1936 года ВМС подписали контракт на поставку 83 SBC-3 (Curtiss Model 77A). Поставка SBC-3 флоту началась 17 июля 1937 года, когда первые самолеты были переданы пятой разведывательной эскадрилье (VS-5), служившей на авианосце «Йорктаун» (CV-5) , однако «Йорктаун» не был введен в эксплуатацию до 30 сентября 1937 года, и Затем корабль приступил к ходовым испытаниям. 10 декабря 1937 года VS-5 поднялся на борт «Йорктауна» и служил на нем, пока в 1940 году его не заменил Дуглас SBD-3 Dauntlesses .
К июню 1938 года три из пяти разведывательных эскадрилий, служивших на авианосцах, были оснащены SBC-3, а две другие — Vought SBU-1 . Три корабля с SBC-3 были:
- USS Enterprise (CV-6) : Шестая боевая эскадрилья (VF-6) имела SBC-3, а VS-6 - 20 Helldivers.
- Военный корабль США Саратога (CV-3) : третья бомбардировочная эскадрилья (VB-3) имела один SBC-3, VF-3 - SBC-3, а VS-3 - 21 Helldivers.
- Военный корабль США «Йорктаун» (CV-5) : VS-5 имел десять SBC-3. [ 12 ]
Один из SBC-3 остался на заводе и получил новое обозначение XSBC-4 (Curtiss Model 77B). Этот самолет был модернизирован с использованием девятицилиндрового однорядного радиального двигателя воздушного охлаждения Wright R-1820-22 мощностью 750 л.с. (560 кВт).
Первоначальный контракт на 58 SBC-4 был подписан 5 января 1938 года. За ним последовали два дополнительных контракта: один на 31 Helldivers 27 июля 1938 года и третий контракт на 35 самолетов 13 августа 1938 года. Всего по контракту было 124 самолета. Самолет был оснащен двигателем Wright R-1820-24 мощностью 850 л.с. (630 кВт).
Первой эскадрильей, получившей SBC-4, была VS-2 на авианосце USS Lexington (CV-2), пришедшая на смену Vought SBU-1. К 26 июня 1939 года ВС-2 был полностью укомплектован 21 самолетом. Это был единственный авианосец, на котором летали SBC-4, и в 1941 году их заменили Douglas SBD-2 и Dauntless -3 .
Из-за расширения программы авиационной подготовки большинство SBC-4 и других учебных самолетов были переданы на резервные авиабазы ВМС (NRAB), чтобы позволить резервным летчикам ВМФ и морской пехоты, приписанным к резервным разведывательным эскадрильям (VS и VMS), выполнять поддерживать свою квалификацию. К июню 1940 года 11 НРАБ имели следующие SBC-4:
- NRAB Анакостия, округ Колумбия: 3 SBC-4 закреплены за VS-6R и VMS-3R,
- NRAB Бостон, Массачусетс: 3 SBC-4 закреплены за VS-1R, VS-2R и VMS-1R,
- NRAB Детройт, Мичиган: 3 SBC-4 закреплены за VS-8R и VMS-5R,
- NRAB Гленвью, Иллинойс: .4 SBC-4 закреплены за VS-9R,
- NRAB Канзас-Сити, Канзас: 4 SBC-4 закреплены за VS-12R и VMS-10R,
- NRAB Лонг-Бич, Калифорния: 4 SBC-4 закреплены за VS-13R, VS-14R и VMS-7R,
- NRAB Миннеаполис, Миннесота: 3 SBC-4 закреплены за VS-10R и VMS-6R,
- NRAB Нью-Йорк, Нью-Йорк: 4 SBC-4 закреплены за VS-3R, VS-4R и VMS-2R,
- NRAB Окленд, Калифорния: 4 SBC-4 закреплены за VS-15R и VMS-8R,
- NRAB Сиэтл, Вашингтон: 4 SBC-4 закреплены за VS-16R и VMS-9R,
- NRAB Сент-Луис, штат Миссури: 3 SBC-4 закреплены за VS-11R. [ 13 ]
Со временем ВМС приобрели более новые, более современные самолеты, а SBC-3 были заменены Douglas SBD Dauntless. К 7 декабря 1941 года ВМС и Корпус морской пехоты США имели на вооружении 69 SBC-3 и 118 SBC-4, базирующихся на NAS, NRAB и на заводе военно-морских самолетов (NAF) в Филадельфии, штат Пенсильвания. Наибольшее их количество находилось в ВМС Майами, Флорида, где они использовались для тренировок среднего уровня и бомбардировок с пикирования.
В декабре 1941 года СБК базировались по адресу:
- NAF, Филадельфия, Пенсильвания: 1 XSBC-1 и 1 SBC-3,
- NAS Корпус-Кристи, Техас: 34 SBC-4,
- ВМС Майами, Флорида: 55 SBC-3,
- NAS Норфолк, Вирджиния: 4 SBC-3 и 10 SBC-4,
- NAS Сан-Диего, Калифорния: 9 SBC-3 и 11 SBC-4,
- Военно-морская миссия, Лима, Перу: 1 SBC-4,
- Военный корабль США « Хорнет » (CV-8)
- Восьмая бомбардировочная эскадрилья (VB-8): 19 SBC-4,
- Восьмая разведывательная эскадрилья (VS-8): 20 SBC-4 [ 14 ]
«Хорнет» проходил ходовые испытания в Атлантике 7 декабря, и обе эскадрильи сохраняли свои SBC-4 до тех пор, пока корабль не отплыл в Сан-Диего, Калифорния, в марте 1942 года. В то время две эскадрильи перешли на SBD-3 Dauntless, и она стал последним авианосцем, эксплуатирующим SBC.
Дополнительные 50 SBC-4, первоначально заказанные французами, были построены в период с февраля по май 1941 года взамен отправленных за границу. Основным изменением была замена фюзеляжного топливного бака емкостью 135 галлонов США (510 л) на самоуплотняющийся топливный бак емкостью 126 галлонов США (480 л). Последний SBC-4 был поставлен в мае 1941 года.
К 1944 году необходимость в SBC-3 отпала, и их сняли с вооружения. Дольше всех уцелели 12 самолетов в авиабазе NAS Джексонвилл, Флорида , которые были сбиты 31 октября 1944 года.
Корпус морской пехоты США
[ редактировать ]
Морские пехотинцы США получили один SBC-3 в 1938 году, который был передан во вторую истребительную эскадрилью морской пехоты (VMF-2, переименованную в VMF-211 1 июля 1941 года) в NAS Сан-Диего, Калифорния. [ 15 ] Его отправили в пул боевого флота в июне 1939 года.
В январе 1940 года в составе морской пехоты было четыре SBC-4. [ 16 ] Два базировались на авиабазе морской пехоты (MCAS), Квантико, Вирджиния; один был приписан к VMF-1 (переименован в VMF-111 1 июля 1941 года), а второй, XSBC-4, был приписан к первой эскадрилье морской пехоты (VMJ-1 переименован в VMJ-152 7 июля 1941 года). Два других самолета базировались в NAS, Сан-Диего, Калифорния; один SBC-4 был присвоен VMF-2, а второй - VMJ-2 (переименован в VMJ-252 1 июля 1941 г.).
На 7 декабря 1941 года на вооружении Корпуса морской пехоты имелось 23 SBC-4. Двенадцать из них были приписаны к наблюдательной эскадрилье морской пехоты (ВМО):
- MCAS Куантико, Вирджиния: 1 XSBC-4 и 5 SBC-4,
- NAS Сан-Диего, Калифорния: 5 SBC-4 и
- VMO-151, MCAS Квантико, Вирджиния: 12 SBC-4. [ 17 ]
VMO-151 переброшены в Тафуну (ныне международный аэропорт Паго-Паго ), остров Тутуила, Американское Самоа , 9 мая 1942 года со своими SBC-4. 15 сентября 1942 года эскадрилья была переименована в Сто пятьдесят одну бомбардировочную эскадрилью морской пехоты (VMSB-151). Вторая наблюдательная эскадрилья, VMO-155, была введена в строй в Американском Самоа 1 октября 1942 года, взяв половину личного состава и оборудования VMSB-151. . VMO-155 получил десять SBC-4 и Grumman J2F-5 Goose , однако шесть офицеров и 15 рядовых эскадрильи вернулись в США 8 декабря 1942 года в качестве ядра для формирования нового VMO-155, а оставшийся личный состав был переведен. на остров Гуадалканал на Соломоновых островах . [ 18 ]
В декабре 1942 года VMSB-151 SBC-4 были заменены на Douglas SBD Dauntlesses, а к июню 1943 года эскадрилья была полностью оснащена SBD-4 и перебралась на остров Увеа в группе Уоллис , оставив свои SBC-4. [ нужна ссылка ]
Последним SBC, находящимся на вооружении эскадрильи морской пехоты, был SBC-4 в Американском Самоа, находившийся на вооружении VMSB-151 1 июня 1943 года. [ 19 ]
Французский флот
[ редактировать ]
Когда в 1939 году началась Вторая мировая война, Великобритания и Франция приехали в США за военными самолетами . В начале 1940 года французское правительство разместило у Curtiss-Wright заказ на 90 SBC-4. Чтобы помочь французам, 6 июня 1940 года администрация Рузвельта приказала ВМС США перебросить 50 самолетов SBC-4 из военно-морского резерва, которые в настоящее время используются ВМФ, на завод Кёртисс-Райт в Буффало, штат Нью-Йорк, где 50 самолетов SBC-4 находились на вооружении французов. самолеты будут отремонтированы по французским стандартам. Это включало удаление всей американской маркировки с приборов и оборудования, замену американских пулеметов на французские 7,7-мм (0,303 дюйма) пулеметы Дарна и перекраску самолета во французский камуфляж. После переоборудования самолеты должны были быть доставлены на станцию RCAF Дартмут, Новая Шотландия, Канада , где они будут погружены на французский авианосец «Беарн» .
Несколько законов о нейтралитете были приняты Конгрессом США и подписаны в качестве закона, а Закон о нейтралитете 1939 года разрешил торговлю оружием с воюющими странами (Великобританией и Францией) на условиях « наличного и ношения ». «Наличные и перенос» позволяли продавать материальные средства воюющим сторонам при условии, что получатели организовали транспортировку на своих собственных кораблях или самолетах и немедленно заплатили наличными. Из-за этого положения США не могли направлять военные самолеты в Канаду; им пришлось приземлиться в США и отбуксироваться через границу Канады и США. 50 самолетов должны были вылететь из Буффало, штат Нью-Йорк, в аэропорт Хоултон, штат Мэн, через Берлингтон, штат Вермонт, и Огасту, штат Мэн. Аэропорт Хоултона, штат Мэн , находился на границе Канады и США, и местные фермеры использовали свои тракторы, чтобы буксировать самолеты в Нью-Брансуик, Канада, где канадцы закрыли шоссе Вудсток, чтобы самолеты могли использовать его в качестве взлетно-посадочной полосы и долететь до станции RCAF в Дартмуте. . [ 20 ]
50 SBC-4 должны были полететь на базу RCAF в Дартмуте группами по три человека. Одна из первых вышедших групп столкнулась с дождем и туманом во время полета между Буффало и Олбани, штат Нью-Йорк, и один из самолетов разбился. Остальные 49 самолетов были успешно доставлены в Новую Шотландию для погрузки на Беарн и легкий крейсер «Жанна д'Арк» . можно было перевозить только 44 SBC-4 Из-за нехватки места на FR Béarn ; у нее также было 25 самолетов Stinson Model HW-75 (также известных как Stinson 105 армейского авиакорпуса США ), 17 самолетов Curtiss H75-A1 ( P-36 и шесть самолетов Brewster F2A-2 Buffalo для ВВС Бельгии. На борту «Жанны д'Арк» было 14 самолетов. самолеты в ящиках в разобранном виде: восемь Stinson Model HW-75 и шесть Curtiss. H75-А1с.
Два корабля отплыли из Галифакса 16 июня 1940 года в Брест, Франция . Два дня спустя Брест попал в руки немцев, и оба корабля были отправлены в Форт-де-Франс, Мартиника, Французская Вест-Индия , остров на Малых Антильских островах в восточной части Карибского моря. Они прибыли 27 июня, через пять дней после капитуляции Франции перед немцами. SBC-4 были выгружены, вывезены на поле в районе Пуэнт-де-Сабль и хранились под открытым небом. В условиях тропического климата самолеты, хранившиеся под открытым небом, медленно гнили, были непригодны к полетам и в конечном итоге были списаны. [ нужна ссылка ]
Королевские ВВС
[ редактировать ]
Пять французских самолетов не поместились на FR Béarn и были оставлены на базе RCAF в Дартмуте. В августе 1940 года их приобрели Королевские ВВС , обозначили как «Cleveland Mk. Is» и отправили в Англию на авианосце HMS Furious . [ 21 ] Они были собраны в Королевских ВВС Бертонвуд , Ланкашир, и доставлены в Королевские ВВС Литтл Риссингтон , Глостершир, а затем использовались 24-й эскадрильей (связь) в Королевских ВВС Хендон , Миддлсекс. [ 22 ] Эти самолеты никогда не использовались в эксплуатации и стали учебно-тренировочными. [ 23 ]
Варианты
[ редактировать ]- XF12C-1
- Прототип истребителя с парасольным крылом и звездообразным двигателем Р-1510-92 мощностью 625 л.с. (466 кВт); один построен, позже преобразован в биплан как XS4C-1.
- XS4C-1
- Прототип был переименован в категорию «разведчик», а затем снова переименован в XSBC-1.
- XSBC-1
- Прототип переименован из XS4C-1, биплана с двигателем Р-1820-80.
- XSBC-2
- Модернизированный биплан на базе XSBC-1 с двигателем XR-1510-12 мощностью 700 л.с. (520 кВт); один построен.
- XSBC-3
- XSBC-2 с модернизированным двигателем Р-1535-82 мощностью 750 л.с. (560 кВт).
- СБК-3
- Серийный вариант с двигателем Р-1534-94 мощностью 825 л.с. (615 кВт); построено 83.
- XSBC-4
- СБК-3 с модернизированным двигателем Р-1820-22 мощностью 950 л.с. (710 кВт); одно преобразование.
- СБК-4
- Серийный вариант с двигателем Р-1820-34 мощностью 950 л.с. (710 кВт); Построено 174 корабля, в том числе 50 переданы ВМС Франции.
- Кливленд Mk.I
- Британское обозначение пяти SBC-4.
Операторы
[ редактировать ]Технические характеристики (СБК-4)
[ редактировать ]Данные Curtiss Aircraft 1907–1947 гг. [ 24 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 28 футов 1 + 9 ⁄ 16 дюймов (8,574 м)
- Размах крыльев: 34 фута 0 дюймов (10,36 м)
- Высота: 10 футов 5 дюймов (3,18 м)
- Площадь крыла: 317 кв. футов (29,5 м 2 )
- Профиль крыла : NACA 2212. [ 25 ]
- Пустой вес: 4552 фунта (2065 кг)
- Полная масса: 7080 фунтов (3211 кг)
- Силовая установка: 1 Wright R-1820-34 мощностью радиальный двигатель 850 л.с. (630 кВт)
Производительность
- Максимальная скорость: 234 миль в час (377 км/ч, 203 узла) на высоте 15 200 футов (4600 м)
- Крейсерская скорость: 175 миль в час (282 км/ч, 152 узла)
- Диапазон: 405 миль (652 км, 352 морских миль)
- Практический потолок: 24000 футов (7300 м)
- Скорость набора высоты: 1630 футов/мин (8,3 м/с).
Вооружение
- Оружие:
- , стреляющий вперед 1 × 0,30 дюйма (7,62 мм) пулемет M1919 Browning
- 1 × 0,30 дюйма (7,62 мм) гибкий пулемет, стреляющий назад
- Бомбы: 1 бомба массой до 1000 фунтов (450 кг).
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Список самолетов Второй мировой войны
- Список обозначений самолетов ВМС США (до 1962 г.)
- Список самолетов Авиации флота
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Уилер 1992, с. 27.
- ^ Фланаган, майор Уильям А. (май – июнь 1981 г.). «Истребительная сила, сколько мест» . Обзор воздушного университета . Архивировано из оригинала 06.11.2016.
- ^ Jump up to: а б Ганстон с.199
- ^ Ганстон стр.130
- ^ Франсильон, стр. 138–140.
- ^ Моран стр.59
- ^ Тейлор стр.111
- ^ Суонборо стр.162
- ^ Джейн, стр.88d-92d.
- ^ Джонсон, стр. 37–39.
- ^ Джонсон, стр. 39–41.
- ^ Ларкинс, ВМС США, стр.229.
- ^ Ларкинс, ВМС США, стр. 275.
- ^ Ларкинс ВМС США, стр. 309–310.
- ^ Ларкинс, Морская пехота США, стр.70 и 75.
- ^ Ларкинс, Морская пехота США, стр. 86 и 87.
- ^ Шеррод стр.33.
- ^ Шеррод, стр. 48 и 216–217.
- ↑ Военно-морской исторический центр стр.493.
- ^ Кукла, стр. 34.
- ^ Кукла стр.36
- ^ Тетфорд стр.579
- ^ Галлей, стр. 64–65.
- ^ Бауэрс 1979, с. 372.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Анджелуччи, Энцо (1987). Американский истребитель . Нью-Йорк: Книги Ориона. ISBN 0-517-56588-9 .
- Бауэрс, Питер М. (1979). Самолет Curtiss, 1907–1947 гг . Лондон: Патнэм и компания. ISBN 0-370-10029-8 .
- Долл, Томас Э. (1995). SBC Helldiver в действии, самолет номер 151 . Кэрроллтон, Техас: ISBN Squadron/Signal Publications, Inc. 0-89747-331-0 .
- Франсильон, Рене Дж. (1988). McDonnell Douglas Aircraft с 1920 года, Том I. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 087021-428-4 .
- Ганстон, Билл (1998). Всемирная энциклопедия авиационных двигателей . Ньюбери-Парк, Калифорния: Хейнс, Северная Америка. ISBN 1-85260-597-9 .
- Халли, Джеймс Дж. (1988). Эскадрильи Королевских ВВС и Содружества 1918–1988 гг . Тонбридж, Кент, Англия: ISBN Air Britain (Historians) Ltd. 0-85130-164-9 .
- Джейн, Фред Т. (1946). Джейн «Все самолеты мира», 1945/6 . Нью-Йорк: Издательская компания Arco. ISBN 0-668-02390-2 .
- Джонсон, скорая помощь (2011). Военно-морская авиация США 1919–1941 гг . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company, Inc. ISBN 978-0-7864-4550-9 .
- Ларкинс, Уильям Т. (1959–1961). Самолеты ВМС США 1921–1941 гг.; Самолеты Корпуса морской пехоты США, 1914–1959 гг . Нью-Йорк: Книги Ориона. ISBN 0-517-56920-5 .
- Лоуренс, Джозеф (1945). Книга самолетов наблюдателя . Лондон и Нью-Йорк: Фредерик Уорн и компания.
- Мораро, Люсьен (сентябрь 1998 г.). «Забытые с Антильских островов». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке) (66): 30–37. ISSN 1243-8650 .
- Моран, Джеррард П. (1991). КОРСАР И ДРУГИЕ САМОЛЁТЫ, ГОТОВЫЕ 1917–1977 гг . Терре-Хот, Индиана: Книги авиационного наследия. ISBN 0-911852-83-2 .
- Военно-морской исторический центр (1997). Военно-морская авиация США, 1910–1995 гг . Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США. ISBN 0-945274-34-3 .
- Шеррод, Роберт (1952). История авиации морской пехоты во Второй мировой войне . Сан-Рафаэль, Калифорния: Presidio Press. ISBN 0-89141-111-9 .
- Суонборо, Гордон; Бауэрс, Питер М. (1976). Самолеты ВМС США с 1911 года . Лондон: Патнэм. ISBN 0-370-10054-9 .
- Тейлор, Джон В.Р. (1991). Американский боевой самолет Джейн 20-го века . Нью-Йорк: Mallard Press. ISBN 0-7924-5627-0 .
- Тетфорд, Оуэн (1979). Самолеты Королевских ВВС с 1918 года . Лондон: Патнэм и компания. ISBN 0-370-30186-2 .
- Вагнер, Рэй (2004). Американские боевые самолеты 20 века . Рино, Невада: Джек Бэкон и компания. ISBN 0-930083-17-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Информация SBC Хеллдайвер» . daveswarbirds.com . [ циклическая ссылка ]