Коренные народы Калифорнии
Часть серии о |
Коренные американцы в Соединенных Штатах |
---|
Коренные народы Калифорнии европейской , широко известные как коренные калифорнийцы или коренные калифорнийцы , представляют собой разнообразную группу наций и народов, которые являются коренными жителями географической области в пределах нынешних границ Калифорнии до и после колонизации . В настоящее время в штате насчитывается 109 признанных на федеральном уровне племен и более сорока самоидентифицированных племен или племенных групп, которые подали заявки на федеральное признание . [ 1 ] Калифорния занимает второе место по численности индейского населения в Соединенных Штатах. [ 2 ]
Большинство племен практиковали лесное садоводство или пермакультуру и контролировали сжигание, чтобы обеспечить наличие продуктов питания и лекарственных растений , а также баланс экосистемы. [ 3 ] [ 4 ] Археологические раскопки указывают на заселение Калифорнии человеком на протяжении тысячелетий. Европейские поселенцы начали осваивать свою родину в конце 18 века. Это началось с прибытия испанских солдат и миссионеров, которые основали францисканские миссии, что привело к огромному уровню смертности и культурному геноциду . [ 5 ]
После обретения Калифорнии статуса штата в отношении ее аборигенов была проведена санкционированная государством политика уничтожения, известная как геноцид Калифорнии в ходе установления англо-американского поселенческого колониализма . [ 6 ] [ 7 ] Численность коренного населения достигла своего минимума в начале 20-го века, в то время как культурная ассимиляция в белое общество стала навязываться через индейские школы-интернаты . [ 8 ] [ 9 ] Коренные жители Калифорнии продолжают защищать свою культуру, родину, священные места и свое право на жизнь. [ 10 ] [ 11 ]
В 21 веке началось возрождение языка среди некоторых калифорнийских племен. [ 12 ] племенам . В штате оформилось движение «За возвращение земель», получившее большую поддержку за возвращение земель [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] В Калифорнии растет признание экологических знаний коренных народов, позволяющих улучшить экосистемы и смягчить последствия лесных пожаров . [ 16 ]
Классификация
[ редактировать ]Традиционные родины многих племенных народов могут не точно соответствовать границам штата Калифорния. Многие племена на восточной границе с Невадой были отнесены к племенам Большого Бассейна . [ 17 ] в то время как некоторые племена на границе с Орегоном классифицируются как племена плато . Племена Нижней Калифорнии, не пересекающие территорию Калифорнии, классифицируются как коренные народы Мексики . [ 18 ] : 112 Нация Кумеяай разделена границей Мексики и США . [ 19 ]
История
[ редактировать ]Местный
[ редактировать ]Свидетельства заселения Калифорнии человеком датируются как минимум 19 000 лет назад. [ 21 ] Археологические памятники с датами, подтверждающими человеческое поселение в период 12 000–7 000 лет назад, включают: озеро Боракс , участок Кросс-Крик, Нормандские острова Санта-Барбары , Внезапные равнины побережья Санта-Барбары и участок Скоттс-Вэлли, CA-SCR-177 . « Человек из Арлингтон-Спрингс» — это раскопки человеческих останков возрастом 10 000 лет на Нормандских островах. Останки морских моллюсков, связанные с лесами водорослей, были обнаружены на участках Нормандского острова и в других местах, таких как Дейзи-Кейв и Кардвелл-Блаффс, датируемые периодом от 12 000 до 9 000 кал. лет назад.
До контакта с европейцами коренные жители Калифорнии имели 500 отдельных подплемен или групп, каждая из которых состояла из 50–500 отдельных членов. [ 18 ] : 112 Сегодня численность калифорнийских племен невелика по сравнению с племенами в других регионах Соединенных Штатов. До контакта с европейцами в регионе Калифорнии была самая высокая плотность населения коренных американцев к северу от территории нынешней Мексики . [ 18 ] : 112 Из-за умеренного климата и легкого доступа к источникам пищи примерно треть всех коренных американцев в Соединенных Штатах проживала в районе Калифорнии. [ 22 ]
Ранние коренные жители Калифорнии были охотниками-собирателями , а сбор семян стал широко распространен примерно в 9000 году до нашей эры. [ 18 ] : 112 Две ранние культурные традиции Южной Калифорнии включают комплекс Ла-Хойя и комплекс Паума , датируемые ок. 6050–1000 гг. до н.э. С 3000 по 2000 год до нашей эры региональное разнообразие развивалось, и народы тонко адаптировались к местной среде. Черты, узнаваемые историческими племенами, возникли примерно к 500 г. до н.э. [ 18 ] : 113
Коренные жители практиковали различные формы сложного лесного садоводства в лесах, на лугах, в смешанных лесах и водно-болотных угодьях, чтобы обеспечить наличие пищевых и лекарственных растений. Они контролировали пожар в региональном масштабе, чтобы создать пожарную экологию низкой интенсивности ; это предотвратило более крупные катастрофические пожары и поддерживало «дикое» сельское хозяйство с низкой плотностью населения и рыхлым севооборотом. [ 23 ] [ 4 ] [ 3 ] [ 24 ] Сжигая подлесок и траву, туземцы оживляли участки земли и давали свежие побеги для привлечения животных. Форма земледелия с использованием огненных палочек использовалась для расчистки участков старой заросли, чтобы стимулировать появление новых в повторяющемся цикле; пермакультура . [ 3 ]
Контакт с европейцами
[ редактировать ]Разные племена сталкивались с исследователями и поселенцами, не являющимися коренными европейцами, в разное время. Южные и центральные прибрежные племена столкнулись с европейскими исследователями в середине 16 века. Такие племена, как индейцы кечан или юман на территории современной юго-восточной Калифорнии и юго-западной Аризоны, впервые столкнулись с испанскими исследователями в 1760-х и 1770-х годах. Племена на побережье северо-западной Калифорнии, такие как мивок , юрок и йокут , имели контакты с русскими исследователями и мореплавателями в конце 18 века. [ 25 ] В отдаленных внутренних регионах некоторые племена не встречались с инородцами до середины XIX века. [ 18 ] : 114
Конец 18 века: Миссии и упадок
[ редактировать ]По самым распространенным оценкам, на момент основания первой испанской миссии в 1769 году коренное население Калифорнии составляло около 340 000 человек, а возможно, и больше. Коренные народы Калифорнии были чрезвычайно разнообразны и состояли из десяти различных языковых семей, говорящих как минимум на 78 различных языках. В дальнейшем они распадаются на множество диалектов, в то время как люди были организованы в оседлые и полуоседлые деревни, состоящие из 400-500 микроплемён. [ 28 ]
Испанцы начали свою долгосрочную оккупацию Калифорнии в 1769 году с основания миссии Сан-Диего-де-Алькала в Сан-Диего . Испанцы построили в Калифорнии еще 20 миссий, большинство из которых были построены в конце 18 века. [ 29 ] [ 30 ] С 1769 по 1832 год в миссиях было проведено в общей сложности 87 787 крещений и 24 529 браков. За тот же период было зарегистрировано 63 789 смертей в миссиях, что указывает на огромный уровень смертности . [ 5 ] Такое массовое сокращение численности населения объясняется появлением болезней, которые быстро распространялись, когда коренные жители были вынуждены жить в тесноте в миссиях, а также пытками, переутомлением и недоеданием в миссиях. [ 31 ]
В ходе миссий также были представлены европейские инвазивные виды растений , а также методы выпаса скота , которые существенно изменили ландшафт Калифорнии, изменив отношение коренных жителей к земле, а также ключевые виды растений и животных, которые были неотъемлемой частью их образа жизни и мировоззрения на протяжении тысячелетий. годы. [ 31 ] [ 32 ] Миссии еще больше увековечили культурный геноцид против коренного населения посредством насильственного обращения в христианство и запрета многочисленных культурных практик под угрозой насилия и пыток, которые были обычным явлением в миссиях. [ 31 ] [ 33 ] [ 34 ]
19 век: Геноцид
[ редактировать ]Население коренной Калифорнии сократилось на 90% в течение 19 века - с более чем 200 000 в начале 19 века до примерно 15 000 в конце века. [ 18 ] : 113 Большая часть этого сокращения населения произошла во второй половине века, во время американской оккупации. Если в 1848 году численность коренного населения составляла около 150 000 человек, то к 1870 году она упала до 30 000, а к концу века упала до 16 000. [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ]
Массовое сокращение численности населения объясняют болезнями и эпидемиями, охватившими испанские миссии в начале века, такими как эпидемия малярии в 1833 году. [ 18 ] : 113-14 среди других факторов, включая санкционированные государством массовые убийства, которые ускорились при англо-американском правлении. [ 38 ]
Русские контакты (1812–1841)
[ редактировать ]В начале 19 века освоение русскими Калифорнии и контакты с коренным населением обычно связывались с деятельностью Русско -Американской компании . Русский исследователь барон Фердинанд фон Врангель посещал Калифорнию в 1818, 1833 и 1835 годах. [ 39 ] : 10 В поисках потенциального места для нового аванпоста компании в Калифорнии на месте Форта Росс экспедиция Врангеля столкнулась с коренными жителями к северу от залива Сан-Франциско . Он отметил, что местные женщины, привыкшие к физическому труду, оказались более крепкого телосложения, чем мужчины, основным занятием которых была охота. Он обобщил свои впечатления об индейцах Калифорнии как о народе с природной склонностью к независимости, изобретательским духом и уникальным чувством прекрасного. [ 39 ] : 11
Другой заметной русской экспедицией в Калифорнию стал 13-месячный визит учёного Ильи Вознесенского в 1840–1841 годах. Целью Вознесенского было собрать этнографические, биологические и геологические материалы для коллекции Императорской Академии наук . Он описал местных жителей, которых встретил во время поездки на мыс Мендосино, как «неприрученные индейские племена Нового Альбиона , которые бродят, как животные, и, защищенные непроходимой растительностью, удерживаются от порабощения испанцами». [ 39 ] : 12
Мексиканская секуляризация (1833–1848)
[ редактировать ]Примерно после десятилетия консервативного правления в Первой Мексиканской республике , которая образовалась в 1824 году после того, как Мексика получила независимость от Испанской империи в 1821 году, либеральная секта Первой Мексиканской республики приняла закон о секуляризации миссий , который фактически положил конец религиозной власти над коренные жители Альты Калифорнии . Законодательство в основном было принято либеральными сектами в мексиканском правительстве, в том числе Хосе Марией Луисом Морой , который считал, что миссии не позволяют коренным народам получить доступ к «ценности индивидуальной собственности». [ 40 ]
Мексиканское правительство не вернуло земли племенам, но предоставило землю поселенцам, по крайней мере частичного европейского происхождения, превратив оставшиеся части миссионерских земель в крупные земельные гранты или ранчо . Секуляризация предоставила коренным народам возможность выйти из миссионерской системы, [ 40 ] тем не менее, многие люди остались без земли , которые были вынуждены работать по найму на ранчо. [ 18 ] : 114 Те немногие коренные народы, которые получили земельные гранты, были теми, кто доказал свою латиноамериканизацию и христианизацию . Это было отмечено при приобретении земли Викторией Рид , женщиной из числа коренного населения, родившейся в деревне Комикранга . [ 41 ]
Американский поселенческий колониализм (1848–)
[ редактировать ]Первым губернатором Калифорнии как штата США был Питер Харденман Бернетт , пришедший к власти в 1848 году после победы США в американо-мексиканской войне . [ 7 ] Когда американские поселенцы получили контроль над Калифорнией после подписания Договора Гуадалупе-Идальго , ее администраторы соблюдали некоторые мексиканские права на землю, но не соблюдали право собственности на землю аборигенов . [ 18 ] : 114
После этой смены власти правительство США ввело политику уничтожения коренного населения Калифорнии. В своем втором обращении к государству в 1851 году Бернетт сформулировал исключающую позицию по отношению к коренным народам как защиту собственности белых поселенцев : [ 42 ]
Белый человек, для которого время — деньги и который весь день усердно трудится, чтобы создать жизненный комфорт, не может сидеть всю ночь и охранять свою собственность; и после того, как его несколько раз ограбили, он впадает в отчаяние и решает начать войну на истребление. Это общее чувство среди наших людей, живших на границе с Индией ... Следует ожидать, что истребительная война между расами будет продолжаться до тех пор, пока индийская раса не вымрет. Хотя мы не можем предвидеть этот результат, но с болезненным сожалением, неизбежная судьба расы находится за пределами человеческих сил и мудрости, чтобы предотвратить ее. [ 42 ]
Государство сформировало различные группы ополченцев , которым было поручено вести «войну на истребление», санкционировавшую убийство коренных жителей в обмен на плату за их скальпы и головы. Например, город Шаста санкционировал «пять долларов за каждую голову индейца». [ 6 ] За этот период поселенцами были сформированы 303 отряда добровольческого ополчения численностью 35 000 человек. [ 6 ]
В 1851–1852 финансовом году Калифорния заплатила около 1 миллиона долларов на создание групп ополчения, которые будут уничтожать коренное население. Группы добровольческих ополчений также субсидировались федеральным правительством США, которое возмещало государству деньги на достижение этой цели по ликвидации. [ 6 ]
Калифорнийская золотая лихорадка и принудительный труд (1848–1855)
[ редактировать ]Большая часть внутренней Калифорнии, включая калифорнийские пустыни и Центральную долину, находилась во владении коренных жителей до приобретения Альта-Калифорнии Соединенными Штатами. Открытие золота на мельнице Саттера в 1848 году вдохновило массовую миграцию англо-американских поселенцев в районы, где коренные жители избегали постоянных столкновений с захватчиками. Калифорнийская золотая лихорадка включала в себя серию массовых убийств и конфликтов между поселенцами и коренными народами Калифорнии, продолжавшуюся примерно с 1846 по 1873 год, которую обычно называют калифорнийским геноцидом . [ 7 ]
Негативное воздействие Калифорнийской золотой лихорадки как на местных коренных жителей, так и на окружающую среду было существенным, уничтожая все еще оставшихся людей. [ 45 ] Только за первые два года золотой лихорадки погибло 100 000 местных жителей. [ 7 ]
Поселенцы брали землю как для своих лагерей, так и для ведения сельского хозяйства и снабжения своих лагерей продовольствием. Рост горнодобывающего населения привел к исчезновению многих источников пищи. Токсичные отходы их деятельности привели к гибели рыбы и разрушению среды обитания. Поселенцы рассматривали коренное население как препятствие на пути к золоту, поэтому активно заходили в деревни, где насиловали женщин и убивали мужчин. [ 45 ]
Сексуальное насилие в отношении местных женщин и молодых девушек было нормальной частью жизни белых поселенцев, которых часто принуждали к проституции или сексуальному рабству . Сообщалось, что похищения и изнасилования местных женщин и девочек происходили «ежедневно и каждую ночь». Такое насилие в отношении женщин часто провоцировало нападения местных мужчин на белых поселенцев. [ 6 ]
Принудительный труд также был обычным явлением во время золотой лихорадки, что разрешено Законом 1850 года о правительстве и защите индейцев . [ 43 ] Часть этого закона установила в качестве юридической практики следующее: [ 46 ]
Любой человек мог обратиться к мировому судье с просьбой получить индийских детей в качестве залога. Судья определил, были ли использованы принудительные средства для получения ребенка. Если судья убедился, что принуждения не было, человек получает сертификат, который разрешает ему заботиться, опекать, контролировать и зарабатывать индейца до его совершеннолетия (для мужчин - восемнадцать лет, для женщин - пятнадцать лет). [ 46 ]
Набеги на родные деревни были обычным явлением, когда взрослым и детям угрожали фатальными последствиями за отказ от того, что по сути было рабством . Хотя с юридической точки зрения это было незаконно , закон был создан не для того, чтобы помочь защитить коренное население, поэтому редко принимали меры по прекращению похищений и вывоза украденных детей на рынок. правоохранительные органы [ 46 ] Фактически происходили аукционы рабов , на которых рабочих можно было «купить» всего за 35 долларов. [ 47 ]
Центральным местом проведения аукционов был Лос-Анджелес , где городское постановление 1850 года, принятое городским советом Лос-Анджелеса, разрешало «продавать заключенных с аукциона тому, кто предложит самую высокую цену за частную услугу». [ 48 ] Историк Роберт Хейзер назвал это «тонко замаскированной заменой рабства». [ 48 ] Аукционы продолжались еженедельно в течение почти двадцати лет, пока не осталось ни одного коренного населения Калифорнии, которое можно было бы продать. [ 48 ]
Американские нератифицированные договоры (1851–1852 гг.)
[ редактировать ]Сенат Соединенных Штатов направил группу консультантов, Оливера Возенкрафта , Джорджа Барбура и Редика Макки , для заключения договоров с коренными народами Калифорнии в 1851 году. Лидеры всего штата подписали 18 договоров с правительственными чиновниками, которые гарантировали 7,5 миллионов акров земли ( или около 1/7 Калифорнии) [ 49 ] в попытке обеспечить будущее своих народов в условиях наступающего поселенческого колониализма . Англо-американские поселенцы в Калифорнии отреагировали на договоры с недовольством и презрением, полагая, что коренным народам зарезервировано слишком много земли. Несмотря на заключение соглашений, правительство США встало на сторону поселенцев и представило договоры, не уведомив об этом подписавших их лиц. Они остались отложенными и так и не были ратифицированы. [ 38 ]
Геноцид в Калифорнии (1846–1873)
[ редактировать ]Геноцид в Калифорнии продолжился после периода Калифорнийской золотой лихорадки . К концу 1850-х годов англо-американские ополченцы вторгались на родину коренных жителей в северных и горных районах штата, которым удалось избежать некоторых более ранних волн насилия из-за их более отдаленного местоположения. [ 50 ] Ближе к концу периода, связанного с геноцидом в Калифорнии, заключительный этап кампании Модока начался, когда люди Модока во главе с Кинтпуашем (он же капитан Джек) убили генерала Кэнби в палатке мира в 1873 году. Однако мало кто знает, что между В 1851 и 1872 годах население Модока сократилось на 75–88% в результате семи антимодокских кампаний, начатых белыми. [ 51 ] : 95
Есть сведения, что первая резня модоков инородцами произошла еще в 1840 году. Согласно рассказу вождя племени ачумави остановилась группа охотников с севера. (соседнего с модоками), у туле озеро около 1840 года и пригласил модоков на пир. Когда они сели есть, раздался выстрел из пушки, и многие индейцы были убиты. Отец капитана Джека был среди выживших после нападения. С тех пор модоки активно сопротивлялись злоумышленникам. Кроме того, когда в 1846 году тропа Эпплгейт пересекала территорию Модока , мигранты и их домашний скот повредили и истощили экосистему, от которой зависело выживание Модока. [ 51 ] : 95-96
20 век: Принудительная ассимиляция
[ редактировать ]К 1900 году численность коренных жителей, переживших политику и действия, проводимые в XIX веке, оценивалась в 16 000 человек. [ 35 ] Оставшиеся коренные жители продолжали подвергаться политике культурного геноцида США на протяжении всего 20 века. Многие другие коренные жители сталкивались с ложными утверждениями о том, что они «вымерли» как народ на протяжении столетия. [ 8 ]
Переселение индейцев в Калифорнию (1903 г.)
[ редактировать ]Хотя американская политика переселения индейцев с целью вытеснения коренных народов с их родных земель началась в Соединенных Штатах гораздо раньше, в 1813 году, она все еще осуществлялась в Южной Калифорнии вплоть до 1903 года. [ 52 ] Последнее переселение коренных жителей в истории США произошло в так называемой « тропе слез Купеньо» , когда люди были изгнаны со своей родины белыми поселенцами, которые стремились завладеть тем, что сейчас называется Уорнер-Спрингс . Люди были вынуждены переехать на 75 миль из своей родной деревни Купа в Палу, штат Калифорния . [ 53 ] Принудительное выселение под угрозой насилия также затронуло расположенные в этом районе деревни Луисеньо и Кумеяай . [ 53 ]
Индийские школы-интернаты в Калифорнии (1892–1935)
[ редактировать ]В конце 19 — начале 20 веков правительство пыталось заставить коренные народы и дальше разрывать связи с родной культурой и ассимилироваться в белом обществе. В Калифорнии федеральное правительство установило такие формы образования, как дневные школы в резервациях и школы-интернаты для американских индейцев . [ 54 ] Три из двадцати пяти индейских школ-интернатов, расположенных за пределами резерваций, находились в Калифорнии. [ 8 ] и всего десять школ. [ 9 ]
Новых студентов по прибытии обычно купали в керосине и стригли волосы. [ 8 ] Плохая вентиляция, питание и болезни были типичными проблемами школ. Вдобавок к этому, большинство родителей не согласились с идеей, что их детей воспитывают как белых, при этом учеников заставляют носить европейскую одежду и прически, давать им европейские имена и строго запрещают говорить на языках коренных народов. [ 54 ] Сексуальное и физическое насилие в школах было обычным явлением. [ 8 ]
К 1926 году 83% всех детей коренных американцев посещали школы-интернаты. [ 9 ] Коренные жители признали школы-интернаты американских индейцев институционализированными силами уничтожения их родной культуры . Они потребовали права своих детей посещать государственные школы. В 1935 году были сняты ограничения, запрещавшие коренным жителям посещать государственные школы. [ 54 ]
Лишь в 1978 году коренные жители получили законное право предотвращать разлучение семей , которое было неотъемлемой частью помещения коренных детей в школы-интернаты. [ 8 ] Это разделение часто происходило без ведома родителей или из-за заявлений белых о том, что местные дети находились «без присмотра» и, таким образом, были обязаны посещать школу, а иногда и при угрожающих обстоятельствах семьям. [ 9 ]
Возмещение расходов по нератифицированным договорам (1944–1946)
[ редактировать ]С 1920-х годов различные группы индийских активистов требовали от федерального правительства выполнения условий 18 договоров 1851–1852 годов, которые так и не были ратифицированы и были засекречены. [ 55 ] В 1944 и 1946 годах коренные народы предъявляли иски о возмещении ущерба, требуя компенсаций за земли, затронутые договорами, и мексиканские земельные гранты. Они выиграли 17,5 миллионов долларов и 46 миллионов долларов соответственно. Однако земля, оговоренная в договорах, не была возвращена. [ 54 ]
Закон о свободе вероисповедания в Калифорнии (1978–)
[ редактировать ]Закон о свободе вероисповедания американских индейцев был принят правительством США в 1978 году, который дал коренным народам некоторые права исповедовать свою религию. На практике это не распространяло и не включало свободу вероисповедания в отношении религиозного отношения коренных народов к объектам окружающей среды или их отношений с экосистемами. Религия, как правило, понимается отдельно от земли в американских иудео-христианских терминах, что отличается от терминов коренных народов. Хотя теоретически свобода вероисповедания была защищена, на практике религиозные или церемониальные места и обряды не были защищены. [ 56 ]
В 1988 году встал Верховный суд США на сторону Лесной службы США, чтобы построить дорогу через лес, используемый в религиозных целях тремя соседними племенными народами на северо-западе Калифорнии. И это несмотря на рекомендации свидетеля-эксперта по этому вопросу, который заявил, что строительство дороги уничтожит религии трех племен. Однако Закон о свободе вероисповедания не обеспечил никакой защиты. [ 56 ]
Служба национальных парков требует запрета на сборы в культурных или религиозных целях, а Лесная служба США (USFS) требует специального разрешения и платы, что запрещает религиозную свободу коренных жителей. Мандат 1995 года, который предоставлял бы условные возможности для проведения собраний с этой целью, не был принят. Использование пестицидов в лесах, такое как сброс 11 000 фунтов гранулированного гексазинона на 3075 акров национального леса Станислав в 1996 году, привело к деформации растений и поражению диких животных, которые имеют культурное и религиозное значение для коренных жителей. USFS [ 56 ]
21 век
[ редактировать ]В Калифорнии проживает самое большое население коренных американцев из всех штатов: 1 252 083 человека идентифицируют племя «американских индейцев или коренных жителей Аляски» как компонент своей расы (14,6% от общего числа по стране). [ 57 ] В период с 2000 по 2010 год это население выросло на 15%, что намного меньше, чем общенациональный темп роста в 27%, но выше, чем темпы роста населения для всех рас, которые за это десятилетие в Калифорнии составили около 10%. Только в Лос-Анджелесе проживает более 50 000 коренных жителей. [ 58 ] [ 59 ]
Однако большинство коренных жителей Калифорнии сегодня не идентифицируют себя с племенами, коренными жителями штата, а скорее имеют коренное мексиканское или центральноамериканское происхождение или принадлежат к племенам из других частей Соединенных Штатов, таким как чероки или навахо . Из 934 970 коренных жителей штата, которые указали индейское племя, 297 708 были идентифицированы как « мексикано-американские индейцы» , 125 344 идентифицированы как «центральноамериканские индейцы» и 125 019 идентифицированы как чероки. 108 319 отождествлены со «всеми другими племенами», включая все коренные калифорнийские племена, за исключением юманов/кечан , которых в штате насчитывалось 2759 человек. [ 60 ]
По данным Национальной конференции законодательных собраний штатов, в настоящее время в Калифорнии насчитывается более ста признанных на федеральном уровне коренных групп или племен, включая те, которые распространились на несколько штатов. [ 61 ] Федеральное признание официально предоставляет индейским племенам доступ к услугам и финансированию Бюро по делам индейцев , а также федеральное и государственное финансирование племенных программ TANF/CalWORKs .
Признание геноцидом (2019)
[ редактировать ]Геноцид в Калифорнии не признавался геноцидом некоренными жителями Калифорнии более века. [ 62 ] В 2010-х годах отрицание этого факта среди политиков, ученых, историков и таких учреждений, как государственные школы, было обычным явлением. Это объясняется сохраняющимся нежеланием потомков поселенцев, которые являются «бенефициарами политики геноцида (как и во всех Соединенных Штатах в целом)». [ 63 ] Это означало, что геноцид в значительной степени игнорировался, искажался и отрицался. [ 63 ] иногда с помощью тривиальности или даже юмора, чтобы создать самопозитивный образ поселенцев. [ 62 ]
В 2019 году 40-й губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом подписал указ, в котором официально извинился перед коренным населением и за формирование Совета истины и исцеления, который будет «направлен на освещение исторических отношений между государством и его коренными народами». [ 64 ] Об этой истории Ньюсом заявил: «Геноцид. Нет другого способа описать его, и именно так его нужно описывать в учебниках по истории». [ 65 ] Это было важным событием в уменьшении количества обвинений в геноциде в Калифорнии. [ 64 ]
Пробуждение языка
[ редактировать ]После длительного сокращения числа носителей языка коренных народов в результате жестоких карательных мер за использование языков коренных народов в индейских школах-интернатах и других форм культурного геноцида , некоторые языки коренных народов пробуждаются. Возрождение языков коренных народов Калифорнии набрало обороты среди нескольких племен. Остаются некоторые препятствия, такие как травмы, передаваемые из поколения в поколение , финансирование, отсутствие доступа к записям и регулярность разговоров. [ 12 ] [ 66 ] Наибольшим успехом пользуются языки чумаш , кумеяай , толова ди-ни' , юрок и хупа . [ 12 ]
Шерил Таттл, директор по изучению коренных американцев и преподаватель вайлаки , отметила, что возрождение языка может быть важным как для самих носителей языка, так и для родины: [ 12 ]
В течение десятков тысяч лет на этой земле молились и привыкли к языкам юки и вайлаки. Не только людям нужна мудрость, содержащаяся в языке, но и земля не слышит людей и ей нужно снова услышать эти исцеляющие песни и молитвы. [ 12 ]
Тюремно-промышленный комплекс
[ редактировать ]Коренные жители, и особенно коренные женщины, непропорционально часто находятся в заключении в Калифорнии . [ 67 ] [ 68 ] Некоторые коренные жители идентифицируют современный тюремно-промышленный комплекс как очередное воспроизведение «карательных учреждений», которые были навязаны им и построены на их родине с момента прибытия европейских поселенцев, включая военные форты, ранчо, испанские миссии, индейские резервации, интернаты и т.д. школы и тюрьмы, каждая из которых эксплуатировала коренных жителей как источник рабочей силы для экономических интересов поселенцев. Тюремный труд в Калифорнии также сравнивают с историей принудительного труда коренных жителей Калифорнии. [ 69 ] [ 70 ]
Захоронения, останки и предметы культуры
[ редактировать ]В 1990 году признанные на федеральном уровне племена получили некоторые права на останки предков на основании Закона о защите и репатриации могил коренных американцев . [ 72 ] Аналогичный Калифорнийский Закон о защите и репатриации могил коренных американцев представляет собой закон, который требует от всех государственных учреждений и музеев, получающих государственное финансирование и владеющих или контролирующих коллекции человеческих останков или культурных ценностей, обеспечить процесс идентификации и репатриации этих предметов. соответствующие племена. [ 73 ]
Эта защита останков предков не препятствует развитию мест захоронений коренных народов, а лишь временной консультации и возвращению найденных останков или артефактов. [ 72 ] Племена и племенные группы в урбанизированных или высокоразвитых районах, таких как Тонгва ( Лос-Анджелес ), Аджахемен ( округ Ориндж ) и Олоне ( район залива Сан-Франциско ), борются за защиту могильников, деревенских участков и артефактов от беспокойства и осквернения. , обычно из жилых и коммерческих застроек, что стало особенностью повседневной жизни коренных жителей Калифорнии с момента прибытия европейских поселенцев. [ 11 ] [ 10 ]
Вдоль среднего течения Марш-Крик, недалеко от современного города Брентвуд, лежит земля, которая когда-то была занята народами, говорящими на языке залив-мивок, а точнее племенем вольвонов. Радиоуглеродные данные на месте захоронения показывают, что люди были захоронены примерно от 5000 до 3000 лет назад (от 3000 до 1000 лет до нашей эры). В самые ранние периоды оккупации Чернотопья людей хоронили в вытянутом положении лицом на север, если на восточной стороне участка, и на юг, если на западной стороне. Наблюдения исследователей показывают, что люди были интернированы не по признаку пола или возраста, что побудило некоторых археологов предположить более значимую с культурной точки зрения причину. [ 74 ]
В 1982 году в калифорнийском судебном деле Медведь Вана против Community Construction встала на сторону застройщиков в разрушении Мивок могильника в Стоктоне, Калифорния . Более 600 останков захоронений было вывезено для строительства жилых домов, и мивоки не имели права остановить застройку или уничтожить останки своих предков, поскольку могильники коренных американцев по закону не считались кладбищами. это называлось этноцентризмом В колониальном праве поселенцев . [ 75 ] [ 72 ]
Мощеному участку Западного Беркли Шеллмаунд по-прежнему угрожает жилищная застройка, и он стал серьезным предметом разногласий в районе залива Сан-Франциско. [ 11 ] Многочисленные поселки и могильники Тонгва продолжают оскверняться в результате событий в районе Большого Лос-Анджелеса . [ 10 ] например, раскопки 400 захоронений в Гуашне для строительства Плайя-Виста в 2004 году. [ 76 ] Аджахемен в 2003 году , Священная деревня Путиидхем была осквернена и похоронена под католической средней школой Дж. Серра несмотря на протесты народа. [ 77 ]
Постоянная проблема, с которой сталкиваются биологические археологи, заключается в том, что в доисторический/исторический период и поздний период Малибу был обычным местом захоронения коренных жителей Калифорнии. Это делает практически невозможным разделить останки людей, живших в тот исторический период, и тех, кто был похоронен до прибытия европейцев. [ 78 ]
Движение «Приземление назад»
[ редактировать ]Движение Land Back в Калифорнии приобрело известность и активность в различных местах по всему штату. [ 13 ] [ 80 ] Остров Тулуват был местом резни в Вийоте в 1860 году . Возвращение началось в 2000 году с покупки племенем вийот 1,5 акра (0,61 га) участка, который был загрязнен и заброшен как верфь . В 2015 году городской совет Эврики проголосовал за возвращение острова. В статье для CNN говорилось, что это возвращение, возможно, является «первым случаем, когда муниципалитет США репатриировал землю коренному племени без каких-либо условий». Официальный трансфер произошел в 2019 году. [ 81 ]
Племена, исключенные из федерального признания , не имеют земельной базы, что делает племенную идентичность более невидимой. Сформировались движения за возвращение земель, чтобы вернуть землю этим племенам. Сюда входят Земельный фонд Согорея Те и Охрана природы Тонгва Тарахат Паксаавкса , которые установили земельный налог Шууми и кууям нахва («гостевой обмен») соответственно как способ для людей, живущих на своей традиционной родине, платить определенную форму взноса. для проживания на земле. [ 13 ] В 2021 году городской совет Аламеды проголосовал за уплату налога Шууми в размере 11 000 долларов в течение двух лет, став первым городом, заплатившим этот налог. [ 82 ]
вернул индейскому народу шаста 2820 акров родины предков В 2024 году губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом . Сюда входили земли, значимые для племен, которые были затоплены в результате строительства плотины Копко I в 1922 году. [ 83 ] [ 84 ]
Материальная культура
[ редактировать ]Плетение корзин
[ редактировать ]Изготовление корзин было важной частью индейской калифорнийской культуры. [ 85 ] Корзины были красивыми и функциональными: они были сделаны из бечевки , сплетенной достаточно туго, чтобы в ней можно было хранить воду для приготовления пищи. [ 86 ] Племена изготавливали корзины самых разных форм и размеров для выполнения различных повседневных функций, включая «детские корзины, сосуды для сбора урожая, миски для еды, предметы для приготовления пищи, церемониальные предметы». [ 86 ] и носимые кепки-корзины для мужчин и женщин. Водонепроницаемые корзины для приготовления пищи часто использовались для приготовления супа из желудей: в корзины с пищевыми смесями помещали нагретые на огне камни, которые затем перемешивали до готовности. [ 87 ]
Корзины обычно изготавливали женщины. Девочки узнали об этом процессе с раннего возраста: не только о самом процессе плетения, но и о том, как ухаживать, собирать урожай и готовить растения к плетению. [ 88 ]
-
Женщина- йокут , изготовитель корзин, резервация реки Туле, ок. 1900 г.
-
Корзины помо , плетение чусет
-
Материалы и основы корзин [ 89 ]
-
Корзины коренных жителей Калифорнии, сфотографировано ок. 1900 г.
Продукты питания
[ редактировать ]Коренные народы Калифорнии располагали богатой и разнообразной ресурсной базой, имеющей доступ к сотням видов съедобных растений, как наземных, так и морских млекопитающих, птиц и насекомых. Разнообразие поставок продовольствия было особенно важным и отличало Калифорнию от других регионов, где, если по какой-либо причине запасы основных продуктов питания уменьшатся, это может иметь разрушительные последствия для людей в этом регионе. В Калифорнии этот сорт означал, что в случае сбоя одного запаса можно было бы прибегнуть к сотням других. Несмотря на такое изобилие, все еще существовало 20-30 основных пищевых ресурсов, от которых зависели коренные народы. [ 28 ] В рацион различных племен входили рыба, моллюски, насекомые, олени, лоси, антилопы и такие растения, как конский глаз, семена шалфея и ямпа ( Perideridia gairdneri ). [ 18 ] : 112
Растительные продукты
[ редактировать ]Желуди калифорнийского живого дуба, Quercus agrifolia , были основным традиционным продуктом питания на большей части территории Калифорнии. [ 90 ] Желуди измельчали в муку, а затем либо варили в кашу, либо запекали в золе, чтобы испечь хлеб. [ 91 ] Желуди содержат большое количество дубильной кислоты, поэтому для того, чтобы превратить их в источник пищи, потребовалось открытие того, как удалить эту кислоту, и значительное количество труда для их обработки. Растирание в ступке пестиком и последующее кипячение позволяют выщелачивать дубильные вещества в воде. Также существовала необходимость собирать и хранить желуди, как сельскохозяйственные культуры, поскольку они были доступны только осенью. Желуди хранились в больших зернохранилищах в деревнях, «обеспечивая надежный источник пищи зимой и весной». [ 28 ]
Индейские племена также использовали ягоды мансаниты в качестве основного источника пищи. [ 92 ] Спелые ягоды ели сырыми, варили или делали желе. Мякоть ягод также можно было высушить и измельчить для приготовления сидра, а сухие семена иногда измельчали для получения муки. Из коры также готовили чай, который помогал мочевому пузырю и почкам. [ 93 ]
Коренные американцы также широко использовали калифорнийский можжевельник в лечебных целях и в пищу. [ 94 ] Олоне . и Кумеяай заваривали чай из листьев можжевельника, который использовали в качестве болеутоляющего средства и помогали избавиться от похмелья Они также собирали ягоды для еды: свежие или сушеные и измельченные в порошок. Спелые ягоды калифорнийской черники также собирали и ели многие народы региона. [ 95 ]
Морская жизнь
[ редактировать ]Существовало два типа морских млекопитающих, важных в качестве источников пищи: крупные мигрирующие виды, такие как северные морские слоны и калифорнийские морские львы , и немигрирующие виды, такие как тюлени и каланы . На морских млекопитающих охотились из-за мяса и жира, но, что еще важнее, из-за меха. В частности, шкуры выдры были важны как для торговли, так и как символы статуса. [ 28 ]
Большое количество и разнообразие морских рыб обитало вдоль западного побережья Калифорнии, обеспечивая прибрежные сообщества пищей. Племена, жившие вдоль побережья, занимались в основном береговым рыболовством. [ 28 ]
Проходная рыба
[ редактировать ]Проходные рыбы половину жизни живут в море, а другую половину — в реке, куда приходят на нерест . Большие реки, такие как Кламат и Сакраменто , «обеспечивали обильную рыбу на сотни миль во время нерестового сезона». [ 28 ] Тихоокеанский лосось , в частности, играл очень важную роль в рационе коренных американцев Калифорнии. Тихоокеанский лосось обитал в прибрежных реках и ручьях Калифорнии от линии Орегона до Нижней Калифорнии. [ 96 ] Для северо-западных групп, таких как Юрок и Карук , лосось был определяющей пищей. [ 28 ] Например, более половины рациона народа карук состояло из желудей и лосося из реки Кламат. [ нужна ссылка ] Такое сочетание рыбы с желудями отличало их от некоторых обществ на севере, которые занимались исключительно рыболовством. [ 28 ]
В отличие от желудей, для рыбы требовалось сложное оборудование, такое как сети и гарпуны , и ее можно было поймать только в течение короткого сезонного периода. За это время лосося собирали, сушили и хранили в больших количествах для последующего потребления. [ 28 ]
Общество и культура
[ редактировать ]Племена жили в обществах, где мужчины и женщины играли разные роли. Женщины обычно отвечали за ткачество, сбор урожая, обработку и приготовление пищи, а мужчины обычно отвечали за охоту и другие виды труда. также отметили, Хуан Креспи и Педро Фагес что «мужчины, одетые как женщины», являются неотъемлемой частью местного общества. Испанцы вообще ненавидели этих людей, которых в миссионерских отчетах они называли джойа . При колониализме « джойа были изгнаны из своих общин членами племени по наущению священников и сделаны бездомными». Джоа и традиционно отвечали за смерть , погребение и траурные ритуалы исполняли женские роли. [ 97 ]
Многие племена в Центральной Калифорнии и Северной Калифорнии практиковали религию Куксу , особенно племена Нисенан, Майду , Помо и Патвин . [ 98 ] Практика Куксу включала сложные повествовательные церемониальные танцы и особые регалии. Мужское тайное общество собиралось в подземных танцевальных залах и переодевалось на публичных танцах. [ 99 ]
В Южной Калифорнии религия Толоаче доминировала среди таких племен, как Луисеньо и Диегеньо . [ 100 ] Церемонии проводились после употребления галлюциногенного напитка из дурмана или растения Толоаче ( Datura meteloides ), который вводил преданных в транс и давал им доступ к сверхъестественным знаниям.
Культура коренных американцев в Калифорнии также была известна своим наскальным искусством , особенно среди чумашей южной Калифорнии. [ 101 ] Наскальные рисунки или пиктограммы представляли собой яркие изображения людей, животных и абстрактных рисунков, которые, как считалось, имели религиозное значение.
Бронирование
[ редактировать ]Бронирование при более чем 500 человек:
Описание юридической/статистической сферы [ 102 ] | Племя (а) | Население
(2010) [ 102 ] |
Площадь в милях 2 (км 2 ) [ 102 ] | Включает | Резиденция правительства/столица | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Земля | Вода | Общий | Адрес Совета Племени Местоположение | ||||
Индейская резервация Агуа Кальенте | Кауилья | 24,781 | 53.32 (138.090) | 0.36 (0.94) | 53.68 (139.04) | да | Се-Хи (Палм-Спрингс) |
Индейская резервация реки Колорадо | Чемеуеви | 8,764 | 457.31 (1,184.44) | 6.83 (17.68) | 464.14 (1,202.13) | нет | Амат Кувели (Паркер, Аризона) |
Резервация Торрес-Мартинес | Кауилья | 5,594 | 34.22 (88.62) | 15.04 (38.96) | 49.26 (127.58) | нет | Кокелл (Термальный) |
Резервация долины Хупа | Суп | 3,041 | 140.77 (364.59) | 0.92 (2.38) | 141.68 (366.96) | нет | трогать |
Уошо Ранчес Траст Лэнд | Уошо | 2,916 | 144.99 (375.53) | 1.05 (2.71) | 146.04 (378.24) | нет | Гарднервилл, Невада |
Индейская резервация Форт Юма | кечан | 2,197 | 68.93 (178.53) | 1.39 (3.61) | 70.32 (182.14) | нет | Юма, Аризона |
Резервация епископа | Мононуклеоз | 1,588 | 1.35 (3.50) | 0.014 (0.035) | 1.37 (3.54) | нет | Епископ |
Резервация Форт Мохаве | Мохаве | 1,477 | 51.58 (133.58) | 1.15 (2.99) | 52.73 (136.57) | да | Аха Куло (Нидлс, Калифорния) |
Резервация Пала | Луисеньо (Пайомкавичум) | 1,315 | 20.35 (52.71) | 0 | 20.35 (52.71) | нет | Пала , Калифорния |
Резервация Юрок | Юрок | 1,238 | 84.73 (219.46) | 3.35 (8.67) | 88.08 (228.13) | нет | Кламат |
Резервация Ринкон | Луисеньо (Пайомкавичум) | 1,215 | 6.16 (15.96) | 0 | 6.16 (15.96) | да | Совмы/Куутпамай [ 103 ] (Центр долины) |
Индийское племя Теджон в Калифорнии | Китанемук | 1,111 | К югу от Войло [ 104 ] [ 105 ] (Бейкерсфилд) | ||||
Резервация Сан-Паскуаль | Кумеяай | 1,097 | 2.24 (5.79) | 0 | 2.24 (5.79) | нет | Центр долины |
Резервация реки Туле | Йокуты | 1,049 | 84.29 (218.32) | 0 | 84.29 (218.32) | да | Учиингетау (коренное название местности) [ 105 ] (адрес в Портервилле ) |
Резервация Моронго | Кауилья | 913 | 53.48 (138.50) | 0.13 (0.33) | 53.60 (138.83) | да | Запрет |
Резервация Кабазон | Кауилья | 835 | 3.00 (7.77) | 0 | 3.00 (7.77) | нет | Индио |
Санта Роза Ранчерия | Йокуты | 652 | 0.63 (1.62) | 0 | 0.63 (1.62) | нет | Валу (местное название местности) [ 105 ] (Лемур) |
Barona Reservation | Кумеяай | 640 | 9.31 (24.12) | 0 | 9.31 (24.12) | нет | Лейксайд |
Индийская ранчерия Сьюзанвилля | Уошо | 549 | 1.67 (4.33) | 0 | 1.67 (4.33) | да | Сюзанвилл |
Резервация Вьехас | Кумеяай | 520 | 2.51 (6.50) | 0 | 2.51 (6.50) | нет | Альпийский |
Резервация Карук | Карук | 506 | 1.49 (3.85) | 0.035 (0.091) | 1.52 (3.94) | да | Атитуф-вуунупма (Счастливый лагерь) |
Список народов
[ редактировать ]- Ачомави , Ачумави , племя Пит-Ривер , северо-восточная Калифорния [ 106 ] : IX
- Ацугеви , северо-восточная Калифорния [ 106 ] : IX
- Чемеуэви , восточная Калифорния
- Чумаш , прибрежная южная Калифорния. [ 106 ] : IX
- « Барбареньо », Центральное побережье Чумаша.
- « Крузеньо , Исленьо», остров Чумаш.
- « Эмигдиано », Текуя, Центральный Чумаш, интерьер.
- «Интерьер», Куяма, Внутренний Северо-Западный Чумаш
- « Инесеньо », « Инесеньо », Самала, Внутренний Центральный Чумаш.
- « Обиспеньо », Як-титю-титю-як-тилхини , Северный Чумаш.
- « Пурисименьо », Кагисмувас , Северный Чумаш.
- « Ventureño », Алликлик – Кастак , Южный Чумаш.
- Чилула , северо-западная Калифорния [ 106 ] : IX
- Чимарико , вымерший вид, северо-западная Калифорния. [ 106 ] : 205–07
- Кунесте , « Угорь Речной Атапасский народ »
- Эсселен , западно-центральная Калифорния [ 106 ] : IX
- Хупа , северо-западная Калифорния [ 106 ] : IX
- Карок , северо-западная Калифорния [ 106 ] : IX
- Като , Кахто , северо-западная Калифорния [ 106 ] : IX
- Кавайсу , юго-восточная и центральная Калифорния
- Конкоу , северно-центральная Калифорния [ 106 ] : IX
- Бизнес , Прогнозирование , Бизнес
- Комплекс Ла-Хойя , южная Калифорния, гр. 6050–1000 гг. до н.э.
- Майду , северо-восточная Калифорния [ 106 ] : IX
- Конкоу , северная Калифорния
- Ямани , Мечупда , северная Калифорния
- Нисенан , Южный Майду , северная Калифорния
- Мивок , Ме-вук , центральная Калифорния [ 106 ] : IX
- Бэй Мивок , западно-центральная Калифорния [ 106 ] : IX
- Побережье Мивок , западно-центральная Калифорния [ 106 ] : IX
- Озеро Мивок , западно-центральная Калифорния [ 106 ] : IX
- Долина и Сьерра-Мивок
- Монахини , Западное Моно , центральная Калифорния [ 106 ] : IX
- Мохаве , юго-восточная Калифорния
- Нисенан , восточно-центральная Калифорния [ 106 ] : IX
- Номлаки , северо-западная Калифорния [ 106 ] : IX
- Олоне , Костаноан , западно-центральная Калифорния [ 106 ] : IX
- Патвин , центральная Калифорния [ 106 ] : IX
- Суисун , Южный Патвин , центральная Калифорния
- Комплекс Паума , южная Калифорния, гр. 6050–1000 гг. до н.э.
- Помо , северо-западная и центрально-западная Калифорния [ 106 ] : IX
- Кечан , Юман , юго-восточная Калифорния
- Те'по'та'ал (« Копия »), прибрежная часть центральной Калифорнии. [ 106 ] : IX
- Шаста северо-западная Калифорния [ 106 ] : IX
- Толова , северо-западная Калифорния [ 106 ] : IX
- Такич
- Acjachemem (« Хуаненьо »), Такик, юго-западная Калифорния.
- Iívil̃uqaletem , Ивиатим (« Кауилья »), Такик, южная Калифорния. [ 106 ] : IX
- Китанемук (« Теджон ») Такич, юго-центральная Калифорния. [ 106 ] : IX
- Куупангаксвичем (« Купеньо »), южная Калифорния. [ 106 ] : IX
- Пайомкавичум (« Луисеньо »), Такич, юго-западная Калифорния. [ 106 ] : IX
- Татавиам , Аллилик Такич (« Фернанденьо »), южная Калифорния. [ 106 ] : IX
- Тонгва , (« Габриэленьо »), (« Фернанденьо »), (« Никольеньо »), « Племя Сан-Клементе », Такик, прибрежная южная Калифорния. [ 106 ] : IX
- Юхавиатам Моронго , Ванюме Мохинейам (« Серрано »), южная Калифорния. [ 106 ] : IX
- Тубатулабал , юго-центральная Калифорния [ 106 ] : IX
- Банкалачи , Толоим , юго-центральная Калифорния
- Пахканапиль , юго-центральная Калифорния
- Палагеван , юго-центральная Калифорния
- Ваппо , северо-центральная Калифорния [ 106 ] : IX
- Уилкут , северо-западная Калифорния [ 106 ] : IX
- Винту , северо-западная Калифорния [ 106 ] : IX
- Уайот , северо-западная Калифорния [ 106 ] : IX
- Яна , северно-центральная Калифорния [ 106 ] : IX
- Йокуты , центральная и южная Калифорния [ 106 ] : IX
- Чукчанси , предгорные йокуты , центральная Калифорния [ 106 ] : IX
- Северная долина Йокутс , центральная Калифорния [ 106 ] : IX
- Племя тачи , йокуты Южной долины , юго-центральная Калифорния. [ 106 ] : IX
- Тимбиша , восточная Калифорния
- Юки , Укомно , северо-западная Калифорния [ 106 ] : IX
- Юрок , северо-западная Калифорния [ 106 ] : IX
Языки
[ редактировать ]До контакта с европейцами коренные калифорнийцы говорили на более чем 300 диалектах примерно 100 различных языков. [ 107 ] [ 108 ] Большое количество языков связано с экологическим разнообразием Калифорнии . [ 109 ] и социально-политической организации, состоящей из небольших племен (обычно 100 человек или меньше) с общей «идеологией, которая определяет языковые границы как неизменные природные особенности, присущие земле». [ 110 ] : 1 В совокупности этот регион имел больше языкового разнообразия, чем вся Европа вместе взятая. [ 108 ]
«Большинство языков калифорнийских индейцев принадлежат либо к высоко локализованным языковым семьям с двумя или тремя членами (например, юкиан , майдуан ), либо являются языковыми изолятами (например, карук , эсселен )». [ 110 ] : 8 Из остальных большинство составляют юто-ацтекские или атапасские языки . Были предложены более крупные группы. Суперакция Хокана имеет наибольшую временную глубину, и ее труднее всего продемонстрировать; Пенутиан несколько менее спорен.
Есть свидетельства, свидетельствующие о том, что носители чумашанских языков и юкийских языков , а также, возможно, языков южной Нижней Калифорнии, таких как Вайкури , жили в Калифорнии до прибытия пенутских языков с севера и уто-ацтекских языков с востока, возможно, еще до прибытия Хоканские языки. [ 110 ] Вийот и юрок имеют отдаленное отношение к алгонкинским языкам в более крупной группе, называемой алгик . Несколько атапасских языков появились относительно недавно, около 2000 лет назад.
См. также
[ редактировать ]- Титул аборигенов в Калифорнии
- Государственный Индийский музей Калифорнии
- Коренные народы Мексики
- Список признанных на федеральном уровне племен по штатам # Калифорния
- люди вторника
- Миссия индейцев
- Население Родной Калифорнии
- Обзор калифорнийских и других индийских языков
- Традиционные рассказы коренных жителей Калифорнии
- Библиография истории Калифорнии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Блейкмор, Эрин. «Малоизвестный геноцид в Калифорнии» . ИСТОРИЯ . Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ «Американские индейцы» . Доступ к библиотеке и информации SDSU. Архивировано из оригинала 13 июня 2010 г. - через Wayback Machine.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с Каннингем, Лаура (2010). Состояние перемен: забытые пейзажи Калифорнии . Беркли, Калифорния: День расцвета. стр. 135, 173–202. ISBN 978-1597141369 . Архивировано из оригинала 27 апреля 2016 года . Проверено 3 марта 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Блэкберн, Томас С. и Кэт Андерсон, изд. (1993). Перед дикой природой: управление окружающей средой коренными калифорнийцами . Менло-Парк, Калифорния: Ballena Press. ISBN 0879191260 .
- ^ Перейти обратно: а б Encomium musicae: очерки памяти Роберта Дж. Сноу . Роберт Дж. Сноу, Дэвид Кроуфорд, Джордж Грейсон Вагстафф. Хиллсдейл, Нью-Йорк: Pendragon Press. 2002. с. 129. ИСБН 0-945193-83-1 . OCLC 37418391 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и Рислинг Болди, Катча (2018). Мы танцуем для вас: исконный феминизм и возрождение женских церемоний совершеннолетия . Сиэтл. стр. 61–63. ISBN 978-0-295-74345-5 . OCLC 1032289446 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д Блейкмор, Эрин. «Малоизвестный геноцид в Калифорнии» . ИСТОРИЯ . Проверено 28 декабря 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Индийские школы-интернаты» . ACLU Северной Калифорнии . 28 июня 2018 г. Проверено 28 декабря 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Калифорния несет на себе болезненные шрамы школ-интернатов для коренных американцев» . www.cbsnews.com . 23 ноября 2021 г. . Проверено 28 декабря 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Лоу, Рональд (2016). О священных землях и торговых центрах: битва за Пувунгну . Лэнхэм, доктор медицины. ISBN 978-0-7591-2162-1 . OCLC 950751182 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с Уеда, Рэй Леви; Мартин, Ник; Мартин, Ник; Розенталь, Трейси; Розенталь, Трейси; Панделл, Лекси; Панделл, Лекси; О'Доннелл, Джеймс; О'Доннелл, Джеймс (9 декабря 2021 г.). «Когда жилищное строительство Калифорнии противоречит правам коренных народов» . Новая Республика . ISSN 0028-6583 . Проверено 28 декабря 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Что нужно, чтобы пробудить родной язык?» . КСЭТ . 28 ноября 2022 г. . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Рейносо, Шайенн (2022). Создание пространства для переосмысления и рематриации за пределами колониально-поселенческого настоящего: важность рематриации земель и «возврата земель» для непризнанных на федеральном уровне коренных народов Калифорнии (тезис). Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе.
- ^ агентства, Дани Ангиано и (25 января 2022 г.). «Индейские племена возвращают себе земли секвой в Калифорнии для сохранения» . Хранитель . Проверено 4 января 2023 г.
- ^ Ахтон, Тристан (5 апреля 2022 г.). «Калифорния предлагает племенам 100 миллионов долларов, чтобы они выкупили свою землю. Это не зайдет далеко» . Грист . Проверено 4 января 2023 г.
- ^ Элассар, Алаа (3 апреля 2022 г.). «Калифорния когда-то запретила индейцам разжигать огонь. Теперь она просит племена использовать их для предотвращения лесных пожаров» . CNN . Проверено 4 января 2023 г.
- ^ «Исторические племена Большого Бассейна – Национальный парк Большого Бассейна (Служба национальных парков США)» . Nps.gov . Архивировано из оригинала 5 февраля 2018 года . Проверено 4 февраля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Притцкер, Барри М. (2000). Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-513877-1
- ^ Луна-Файрбо, Эйлин (2002). «Граница пересекла нас: проблемы пересечения границ коренными народами Америки» . Обзор Wíčazo Ša . 17 (1): 159–181. дои : 10.1353/wic.2002.0006 . JSTOR 1409565 . S2CID 159542623 – через JSTOR.
- ^ Сьюзан Спано (15 ноября 2007 г.). «10. Искусство Мохаве на скалах, в «ЗОЛОТЫХ 15: 15 мест, которые стоит посетить, чтобы увидеть настоящую Калифорнию» » . Лос-Анджелес Таймс .
- ^ Кляйн, Барри Т. Справочная энциклопедия американских индейцев. 7-е изд. Вест-Найак, Нью-Йорк: Todd Publications, 1995.
- ^ Старр, Кевин. Калифорния: История, Нью-Йорк, Современная библиотека (2005), с. 13
- ^ Нил Г. Сугихара; Джон В. Ван Вагтендонк; Кевин Э. Шаффер; Джоан Файтс-Кауфман; Андреа Э. Тоуд, ред. (2006). «17». Пожар в экосистемах Калифорнии . Издательство Калифорнийского университета. стр. 417 . ISBN 978-0-520-24605-8 .
- ^ Андерсон, М. Кэт (2006). Уход за дикой природой: знания коренных американцев и управление природными ресурсами Калифорнии . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0520248511 .
- ^ «Аляска и Калифорния в восемнадцатом веке - Путеводитель Джонатана по истории США» . Джонатан-guide.neocities.org . Архивировано из оригинала 5 февраля 2018 года . Проверено 2 февраля 2018 г.
- ^ Гуинн, Джеймс Миллер (1907). История штата Калифорния и биографические данные Окленда и его окрестностей: также содержат биографии известных граждан прошлого и настоящего (оцифрованная электронная книга). Историческая звукозаписывающая компания. стр. 56–66.
- ^ Стрит, Ричард Стивен (2004). Звери полевые: Повествовательная история сельскохозяйственных рабочих Калифорнии, 1769–1913 гг . Издательство Стэнфордского университета. п. 39. ИСБН 9780804738804 .
клерк из отряда Джедедайи Смита по ловле меха провел немало времени, наблюдая за окрестностями своей миссии в Сан-Габриэле. Вскоре он обнаружил, что не может терпеть туземцев, работающих на близлежащих виноградниках и полях. «Их держат в большом страхе и за малейшую провинность наказывают», — признавался он в своем дневнике. «Они… полные рабы во всех смыслах этого слова».
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Джонс, Терри Л.; Коддинг, Брайан Ф. (22 июня 2019 г.), Лозный, Людомир Р.; Макговерн, Томас Х. (ред.), «Коренные жители Калифорнии: этнографические и археологические перспективы контроля над землей, использования ресурсов и управления» , Глобальные перспективы долгосрочного управления ресурсами сообщества , Исследования в области экологии и адаптации человека, том. 11, Спрингер, Чам, стр. 255–280, номер документа : 10.1007/978-3-030-15800-2_12 , ISBN. 978-3-030-15800-2 , S2CID 197573059 , получено 4 декабря 2021 г.
- ^ Кастильо, Эдвард Д. «История калифорнийских индейцев». Калифорнийская ассоциация наследия коренных американцев. (получено 10 сентября 2010 г.)
- ^ Эррера, Эллисон (13 декабря 2017 г.). «В Калифорнии индейцы Салинаны пытаются вернуть свою культуру и землю» . Нпр.орг . Все учтено . Архивировано из оригинала 29 марта 2018 года . Проверено 26 марта 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Притцкер, Барри (2000). Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы . Барри Притцкер. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 114. ИСБН 0-19-513877-5 . OCLC 42683042 .
- ^ Агнью, Джереми (2016). Испанское влияние на старый юго-запад: столкновение культур . Джефферсон, Северная Каролина. п. 123. ИСБН 978-0-7864-9740-9 . OCLC 917343410 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Кастаньеда, Антония И. (1997). «Порождение истории Альта-Калифорнии, 1769–1848: пол, сексуальность и семья» (PDF) . История Калифорнии . 76 (2/3): 230–259. дои : 10.2307/25161668 . JSTOR 25161668 .
- ^ Стрит, Ричард Стивен (2004). Звери полевые: Повествовательная история сельскохозяйственных рабочих Калифорнии, 1769–1913 гг . Издательство Стэнфордского университета. п. 39. ИСБН 9780804738804 .
клерк из отряда Джедедайи Смита по ловле меха провел немало времени, наблюдая за окрестностями своей миссии в Сан-Габриэле. Вскоре он обнаружил, что не может терпеть туземцев, работающих на близлежащих виноградниках и полях. «Их держат в большом страхе и за малейшую провинность наказывают», — признавался он в своем дневнике. «Они… полные рабы во всех смыслах этого слова».
- ^ Перейти обратно: а б Мэдли, Бенджамин (2016). Геноцид американцев: Соединенные Штаты и катастрофа индейцев Калифорнии, 1846–1873 гг .
- ^ Крелл, Дороти, изд. (1979). Калифорнийские миссии: иллюстрированная история . Менло-Парк, Калифорния: Издательская корпорация Sunset. п. 316. ИСБН 0-376-05172-8 .
- ^ «Калифорнийский геноцид» . Дневники индийской страны . ПБС . Сентябрь 2006 г. Архивировано из оригинала 6 мая 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бауэр-младший, Уильям Дж. (2016). Оксфордский справочник по истории американских индейцев . Фредерик Э. Хокси. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 286–88. ISBN 978-0-19-985889-7 . OCLC 920944737 .
- ^ Перейти обратно: а б с Хадсон, Трэвис и др., «Сокровища родной Калифорнии: наследие российских исследований» , Уолнат-Крик, Калифорния: Left Coast Press, Inc., 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джексон, Роберт Х. (1997). Индейцы, францисканцы и испанская колонизация: влияние миссионерской системы на индейцев Калифорнии . Эдвард Д. Кастильо. Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико. стр. 87–90. ISBN 0-585-18760-6 . OCLC 44965506 .
- ^ Ракель Касас, Мария (2005). «Виктория Рид и политика идентичности». Латинское наследие: идентичность, биография и сообщество . Вики Руис, Вирджиния Санчес Коррол. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 19–38. ISBN 978-0-19-803502-2 . ОСЛК 61330208 .
- ^ Перейти обратно: а б Сенат Законодательного собрания Калифорнии (1851 г.). Журнал Сената... Законодательного собрания штата Калифорния... Поддержка государственной печати. п. 792.
- ^ Перейти обратно: а б Мальяри, М. (август 2004 г.). «Свободная почва, несвободный труд». Тихоокеанский исторический обзор . 73 (3). Издательство Калифорнийского университета: 349–390. дои : 10.1525/фр.2004.73.3.349 . ПроКвест 212441173 .
- ^ Мэдли, Бенджамин (2016). Геноцид американцев: Соединенные Штаты и катастрофа индейцев Калифорнии, 1846–1873 гг .
- ^ Перейти обратно: а б «Родная история: начинается золотая лихорадка в Калифорнии, опустошает коренное население» . Индийская страна сегодня Media Network.com . 24 января 2014. Архивировано из оригинала 18 апреля 2015 года . Проверено 7 апреля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Джонстон-Доддс, Кимберли (сентябрь 2002 г.). Ранние законы и политика Калифорнии, относящиеся к калифорнийским индейцам . Калифорнийское исследовательское бюро. стр. 5–13. ISBN 1-58703-163-9 .
- ^ Мэдли, Бенджамин (2016). Геноцид американцев: Соединенные Штаты и катастрофа индейцев Калифорнии, 1846–1873 гг .
- ^ Перейти обратно: а б с «Невольничий рынок Лос-Анджелеса 1850-х годов теперь является местом здания федерального суда» . КСЭТ . 2 сентября 2016 г. Проверено 28 декабря 2022 г.
- ^ «Нератифицированный Калифорнийский договор K, 1852 г. | От нации к нации» . americanindian.si.edu . Проверено 28 декабря 2022 г.
- ^ Баумгарднер, Фрэнк Х. (2005). Убийство за землю в ранней Калифорнии: индейская кровь в Круглой долине: основание индейской фермы культа Нома . Нью-Йорк: Алгора. п. 171. ИСБН 978-0-87586-803-5 . OCLC 693780699 .
- ^ Перейти обратно: а б Вулфорд, Эндрю, Бенвенуто, Джефф, Лабан Хилтон, Александр, Колониальный геноцид коренных народов Северной Америки , Дарем, Duke University Press, 2014 г.
- ^ Конгресс, Библиотека (2010). Предметные рубрики Библиотеки Конгресса США . Библиотека Конгресса. п. 3801.
- ^ Перейти обратно: а б Бриганди, Фил (зима 2018 г.). «Во имя закона: перемещение Купеньо в 1903 году» . Журнал истории Сан-Диего . 64 (1) – через Исторический центр Сан-Диего.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Индейцы Калифорнии – американский период» . Cabrillo.edu . Архивировано из оригинала 25 сентября 2015 года . Проверено 11 апреля 2018 г.
- ^ «Секретные договоры с индейцами Калифорнии» (PDF) . Archives.gov . Архивировано (PDF) из оригинала 12 апреля 2019 г. Проверено 3 декабря 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с ЛеБо, Мишель Л. « Федеральные агентства по землеустройству и индейцы Калифорнии: предложение по защите местных видов растений » . Окружающая среда: Envtl. Л. и Поли Дж. 21 (1998): 27.
- ^ «Просмотр сетки: таблица B02010 — Census Reporter» . censusreporter.org . Проверено 28 июня 2024 г.
- ^ Норрис, Тина; Вайнс, Паула Л.; Хоффель, Элизабет М. Американские индейцы и коренное население Аляски: 2010 г. (PDF) . Конференция американских индейцев и Аляски. Бюро переписи населения США. Архивировано (PDF) из оригинала 5 мая 2012 г. Проверено 4 марта 2018 г.
- ^ «Топ-5 городов с наибольшим количеством коренных американцев» . Indiancountrymedianetwork.com . Сеть средств массовой информации страны Индии. Архивировано из оригинала 5 февраля 2018 года . Проверено 4 февраля 2018 г.
- ^ «Просмотр сетки: таблица B02017 — Census Reporter» . censusreporter.org . Проверено 28 июня 2024 г.
- ^ «Список племен, признанных на федеральном и государственном уровне» . ncsl.org . Национальная конференция законодательных собраний штатов. Архивировано из оригинала 5 мая 2021 года . Проверено 3 декабря 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Линдси, Брендан С. (2014). «Юмор и диссонанс в геноциде коренных американцев в Калифорнии» . Американский учёный-бихевиорист . 58 (1): 97–123. дои : 10.1177/0002764213495034 . ISSN 0002-7642 . S2CID 144420635 .
- ^ Перейти обратно: а б Фенелон, Джеймс В.; Трафцер, Клиффорд Э. (2014). «От колониализма к отрицанию геноцида в Калифорнии и искажению фактов: специальный выпуск о борьбе коренных народов в Америке» . Американский учёный-бихевиорист . 58 (1): 3–29. дои : 10.1177/0002764213495045 . ISSN 0002-7642 . S2CID 145377834 .
- ^ Перейти обратно: а б Хичкок, Роберт К.; День цветов, Чарльз А. (7 октября 2020 г.). «Иши и геноцид индейцев Калифорнии как массовое насилие, развивающееся» . Гумбольдтский журнал социальных отношений . 1 (42): 81. дои : 10.55671/0160-4341.1130 . ISSN 0160-4341 .
- ^ «Губернатор Калифорнии называет обращение с коренными американцами геноцидом» . АП НОВОСТИ . 13 августа 2021 г. . Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ Капачи, Кейси (23 июля 2012 г.). «Коренные американцы работают над возрождением языков коренных народов Калифорнии» . Окленд Норт . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ Теран, Жаклин (2015). Колониальный порядок и истоки массового заключения в тюрьму коренных женщин Калифорнии: калифорнийские миссии и не только (тезис). Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе.
- ^ Мэдли, Бенджамин. «Первая система массового заключения в Калифорнии» (PDF) . Тихоокеанский исторический обзор . 88 (1).
- ^ Огден, Сторми (2005). Глобальный локдаун: раса, пол и тюремно-промышленный комплекс . Джулия Чиньер Опара. Нью-Йорк. стр. 57–65. ISBN 978-1-317-79366-3 . OCLC 877868120 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Эрнандес, Келли Литл (2017). Город заключенных: завоевание, восстание и появление человеческих клеток в Лос-Анджелесе, 1771–1965 гг . Чапел-Хилл. стр. 27–40. ISBN 978-1-4696-3119-6 . OCLC 974947592 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Судья вынес решение в пользу Беркли в иске застройщика по поводу парковки Спенджера» . Берклисайд . 23 октября 2019 года . Проверено 14 декабря 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Эхо-Хок, Уолтер (2010). В судах завоевателя: 10 худших дел, когда-либо решенных в индийском законодательстве . Нью-Йорк: Точка опоры. ISBN 978-1-55591-788-3 . OCLC 646788565 .
- ^ Холл, Эмма (29 августа 2023 г.). «После ужасающей проверки вожди племен требуют от штата Калифорния вернуть 700 000 останков коренных народов и культурных ценностей» . Хроника высшего образования .
- ^ Джелмер В. Эркенс, Эрик Дж. Бартелинк, Карен С. Гарднер и Рэнди С. Виберг (2013) Эволюция кладбища: быстрое изменение в практике захоронения на участке среднего голоцена в Центральной Альта-Калифорнии, Калифорнийская археология, 5:1 , 3-35, DOI: 10.1179/1947461X13Z.0000000005
- ^ Культурные и религиозные свободы коренных американцев . Джон Р. Вундер. Нью-Йорк. 1996. стр. 647–49. ISBN 978-1-135-63126-0 . OCLC 878405503 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Лин, Сара (21 марта 2004 г.). «Государственные постановления о вывозе останков» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 26 декабря 2022 г.
- ^ Готлиб, Альма (2012). Неугомонный антрополог: новые поля, новые видения . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 63–65. ISBN 978-0-226-30497-7 . OCLC 780446639 .
- ^ Уокер, П.Л., Драйер, Ф.Дж., и Сифкин, С. (1996). Останки человеческого скелета Малибу: биоархеологический анализ. Подчинитесь отделу управления ресурсами. Сакраменто: Департамент парков и отдыха.
- ^ Блюскай, Брайан. «Desert X стартует в пятницу. Статья «Никогда не забывай» в Палм-Спрингс уже вызвала ажиотаж» . Солнце пустыни . Проверено 3 января 2023 г.
- ^ «Лидеры Лос-Анджелеса призывают к репатриации земель и репарациям» . Северный Голливуд — озеро Толука, Калифорния, патч . 5 ноября 2022 г. . Проверено 3 января 2023 г.
- ^ Каур, Хармит (25 ноября 2020 г.). «Коренные жители США хотят вернуть свои земли – и это движение набирает обороты» . CNN . Проверено 3 января 2023 г.
- ^ «Земельный фонд Согорея Те' Земельный налог Шууми » www.alamedaca.gov . Получено 3 января ,
- ^ Крол, Дебра Ютасия. «Племя Шаста вернет себе землю, давно погребенную под водохранилищем на реке Кламат» . США СЕГОДНЯ . Проверено 29 июня 2024 г.
- ^ Роблес, Серхио (19 июня 2024 г.). «Калифорния возвращает 2800 акров исконных земель индейскому народу Шаста» . КТЛА . Проверено 29 июня 2024 г.
- ^ «Коренные американцы: от доколумбовой Калифорнии до 18 века» . Calisphere.org . Архивировано из оригинала 7 сентября 2018 года . Проверено 7 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Крамблит, Андре. «Калифорнийская информация о коренных американцах» . Совет развития индейцев Северной Калифорнии . Проверено 5 декабря 2021 г.
- ^ «Калифорнийские индийские корзины» . Департамент парков и отдыха Калифорнии . Проверено 5 декабря 2021 г.
- ^ «Виртуальная выставка: Первые народы Калифорнии» . Музей естественной истории Санта-Крус . 3 сентября 2020 г. Проверено 5 декабря 2021 г.
- ^ Перди, Карл (1902). Индийские корзины помо и их производители . Библиотека Корнеллского университета. Лос-Анджелес, Калифорния: Out West Co. Press.
- ^ Моерман, Дэниел (2010). Пищевые растения коренных американцев: этноботанический словарь . Лесной пресс. стр. 472–473.
- ^ Уитни, Стивен (1985). Западные леса (Путеводители по природе Общества Одюбона) . Нью-Йорк: Кнопф. п. 383 . ISBN 0-394-73127-1 .
- ^ «Путеводитель по полезным, съедобным и лекарственным растениям Калифорнии» . Архивировано из оригинала 23 сентября 2010 года . Проверено 9 июля 2012 года .
- ^ «Местные растения и их использование» (PDF) . Музей естественной истории Санта-Крус . Проверено 5 декабря 2021 г.
- ^ «Польза можжевельника: коренные американцы используют ягоды калифорнийского можжевельника» . www.ethnoherbalist.com . Архивировано из оригинала 10 июня 2021 года . Проверено 18 февраля 2021 г.
- ^ Фостер, Стивен; Хоббс, Кристофер (апрель 2002 г.). Полевое руководство по западным лекарственным растениям и травам . Хоутон Миффлин Харкорт. ISBN 039583807X .
- ^ «История лосося в Калифорнии» . www.kcet.org . 17 октября 2016 г. Архивировано из оригинала 21 января 2021 г. Проверено 22 февраля 2021 г.
- ^ Миранда, Дебора А. (1 апреля 2010 г.). «Истребление Джойя» . GLQ: Журнал исследований лесбиянок и геев . 16 (1–2): 253–284. дои : 10.1215/10642684-2009-022 . ISSN 1064-2684 . S2CID 145480469 .
- ^ «Культ Куксу» . 11 октября 2006 года. Архивировано из оригинала 11 октября 2006 года . Проверено 3 декабря 2018 г.
- ^ Кребер, Альфред Л. Религия индейцев Калифорнии , 1907.
- ^ «Калифорнийские индейцы – люди» . Britannica.com . Архивировано из оригинала 7 сентября 2018 года . Проверено 7 сентября 2018 г.
- ^ Пенни, Дэвид В. (2004), Искусство североамериканских индейцев , Лондон: Темза и Гудзон, ISBN 0-500-20377-6
- ^ Перейти обратно: а б с д «Сайт переписи населения США» . Архивировано из оригинала 27 декабря 1996 года . Проверено 21 марта 2017 г.
- ^ «Побег осень/зима 2015» . Иссуу . 19 ноября 2015 года. Архивировано из оригинала 23 января 2021 года . Проверено 1 июня 2021 г.
- ^ «Люди-волки и деревня Войло» . www.bsahighadventure.org . Архивировано из оригинала 1 февраля 2021 года . Проверено 1 июня 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Южные и Центральные йокуты (карта)» . Архивировано из оригинала 23 января 2021 года . Проверено 1 июня 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет Хейзер, Роберт Ф., редактор тома (1978). Справочник североамериканских индейцев, Том 8: Калифорния. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт. ISBN 978-0-16-004574-5
- ^ Лейн, Беверли. «Язык и земля залива мивок» . Музей долины Сан-Рамон . Проверено 5 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хинтон, Линн (1994). Флейты огня: очерки языков индейцев Калифорнии . Книги расцвета. ISBN 978-0-930588-62-5 .
- ^ Коддинг, БФ; Джонс, ТЛ (2013). «Экологическая продуктивность предсказывает миграционные, демографические и языковые модели в доисторической Калифорнии» . Труды Национальной академии наук . 110 (36): 14569–14573. Бибкод : 2013PNAS..11014569C . дои : 10.1073/pnas.1302008110 . ПМК 3767520 . ПМИД 23959871 .
- ^ Перейти обратно: а б с Голла, Виктор (2011). Калифорнийские индейские языки. Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-26667-4
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хинтон, Линн (1994). Флейты огня: очерки языков индейцев Калифорнии. Беркли: Книги расцвета. ISBN 0-930588-62-2 .
- Уртадо, Альберт Л. (1988). Выживание индейцев на границе Калифорнии . Серия Йельского университета в Западной Америке. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 0300041470 .
- Лайтфут, Кент Г. и Отис Пэрриш (2009). Калифорнийские индейцы и их окружающая среда: Введение. Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-24471-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Информация о калифорнийских племенах» Совет развития индейцев Северной Калифорнии
- Защитники выживания языков коренных народов Калифорнии
- Калифорнийский Индийский музей и культурный центр , Санта-Роза
- «История индейцев Калифорнии», Ассоциация наследия коренных американцев Калифорнии.
- «Калифорнийские индейцы», Доступ к библиотеке и информации SDSU.
- Библиографии индейцев Северной и Центральной Калифорнии
- «Глоссарий имен собственных в предыстории Калифорнии». Архивировано 28 декабря 2012 года в Wayback Machine , Общество калифорнийской археологии.
- 27-я ежегодная конференция индейцев Калифорнии , Университет штата Калифорния, Сан-Маркос, 5–6 октября 2012 г.
- Ши, Джон Г. (1879). . Американская Циклопедия .