Кази Назрул Ислам
Кази Назрул Ислам | |
---|---|
Кази Назрул Ислам | |
Произношение | [kad͡ʒi nod͡ʒɾуль Ислам] |
Рожденный |
Чурулия , Бурдван , Президентство Бенгалии , Британская Индия (ныне Чурулия, Пашим Бардхаман , Западная Бенгалия , Индия ) |
Умер | 29 августа 1976 г. Дакка , Бангладеш | ( 77 лет
Место отдыха | Мавзолей Кази Назрула Ислама , Дакка 23 ° 44'06 "N 90 ° 23'42" E / 23,7351 ° N 90,3950 ° E |
Национальность |
|
Занятия |
|
Годы активности | 1920–1942 |
Работает | |
Политическая партия | Рабочая и Крестьянская партия [4] [5] [6] |
Движение | Бенгальский ренессанс |
Уголовные обвинения | Подстрекательство |
Уголовное наказание | 3 месяца тюремного заключения |
Супруги | Наргис Асар Ханум Ашалата Сенгупта (Прамила Деви) |
Дети |
|
Родители |
|
Награды |
|
Писательская карьера | |
Псевдоним | Дхумкету |
Псевдоним | Духумян, Таракхьяпа |
Язык | |
Период | Современный |
Жанр | |
Предмет | |
Известные работы |
|
Музыкальная карьера | |
Жанры | |
Инструмент(ы) | |
Дискография | Полный список |
Этикетки | |
Ранее из | Группа Лето |
Военная карьера | |
Верность | Британская империя |
Услуга/ | Британская индийская армия |
Лет службы | 1917–1920 |
Классифицировать | Хавилдар ( сержант ) |
Единица | 49-й бенгальский полк [7] |
Битвы/войны | Первая мировая война |
Подпись | |
Кази Назрул Ислам PB EP IA ( бенгальский : Кази Назрул Ислам , произносится [kad͡ʒi ˈnod͡ʒɾul ислам] ; 25 мая 1899 — 29 августа 1976) — бенгальский поэт, писатель, журналист и музыкант. [8] Он поэт Бангладеш . национальный Назрул написал большое количество стихов, музыки, посланий, романов и рассказов на такие темы, как равенство, справедливость, антиимпериализм, гуманность, восстание против угнетения и религиозная преданность. [9] Активная деятельность Назрула Ислама в борьбе за политическую и социальную справедливость, а также написание стихотворения под названием «Бидрохи», что на бенгали означает «бунтарь», принесли ему титул «Бидрохи Коби» ( поэт-мятежник ). [10] Его композиции образуют авангардный музыкальный жанр «Назрул Гити» ( «Музыка Назрула» ). [11] [12] [13] [14]
Родился в бенгальской мусульманской семье Кази , родом из района Бурдван в президентстве Бенгалии (ныне в Западной Бенгалии , Индия). [2] Назрул Ислам получил религиозное образование и в молодости работал муэдзином в местной мечети. Он узнал о поэзии, драматургии и литературе, работая с сельской театральной труппой Летор Дол , Лето - жанр народной песни Западной Бенгалии. [15] обычно исполняется представителями мусульманской общины региона. Он присоединился к британской индийской армии в 1917 году и был отправлен в Карачи. Назрул Ислам зарекомендовал себя как журналист в Калькутте После окончания войны . Он критиковал британское владычество и призывал к революции в своих знаменитых поэтических произведениях, таких как «Бидрохи» («Бунтарь») и «Бхангар Ган» («Песнь разрушения»). [16] а также в его публикации «Дхумкету» («Комета»). Его националистическая активность в движении за независимость Индии привела к его частому тюремному заключению колониальными британскими властями. Находясь в тюрьме, Назрул Ислам написал «Раджбондир Джобанбонди» («Смещение политического заключенного»). [17] Его произведения очень вдохновили бенгальцев Восточного Пакистана во время Освободительной войны Бангладеш .
В произведениях Назрула Ислама исследовались такие темы, как свобода, человечность, любовь и революция. Он выступал против всех форм фанатизма и фундаментализма, включая религиозные, кастовые и гендерные. [18] Назрул писал рассказы, романы и эссе, но наиболее известен своими песнями и стихами. Он представил газели на бенгальском языке. [19] [20] [21] [22] а также известен тем, что в своих работах широко использовал и персидские бенгальские арабские слова . [23] [24] [25]
Назрул Ислам написал и сочинил музыку почти к 4000 песням (многие из которых записаны на HMV граммофонных пластинках ), [26] под общим названием Назрул Гити. В 1942 году в возрасте 43 лет он начал болеть неизвестной болезнью, потерял голос и память. Медицинская бригада в Вене диагностировала болезнь как болезнь Пика . [27] редкое неизлечимое нейродегенеративное заболевание . Это привело к неуклонному ухудшению здоровья Назрула Ислама и заставило его жить в изоляции. Он также на протяжении многих лет находился в Ранчи ( Джаркханд психиатрической больнице ). По приглашению правительства Бангладеш семья Назрула Ислама отвезла его в Бангладеш и переехала в Дакку в 1972 году. Он умер 29 августа 1976 года. [21]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Назрул Ислам родился в среду, 24 мая 1899 года. [28] [29] в деревне Чурулия , Асансол Садар , округ Пашим Бардхаман Бенгальского президентства (ныне Западная Бенгалия, Индия ). Он родился в бенгальской мусульманской семье Талукдар в Чурулии и был вторым из трех сыновей и дочери. [30] [31] Отец Назрула Ислама Кази Факир Ахмед был имамом и смотрителем местной мечети Пирпукур и мавзолея Хаджи Пахлавана. [32] Матерью Назрула Ислама была Захида Хатун. У Назрула Ислама было два брата, Кази Саахибджаан и Кази Али Хусейн, и сестра Умме Кульсум. Его прозвали Духу Миань (দুখু মিঞা), буквально «тот, кто скорбит»). Назрул Ислам учился в мактабе и медресе , принадлежащих мечети и дарге соответственно, где он изучал Коран , хадисы , исламскую философию и теологию. Его отец умер в 1908 году, и в возрасте десяти лет Назрул Ислам занял место своего отца в качестве смотрителя мечети, чтобы прокормить свою семью. Он также помогал учителям в школе. Позже он работал муэдзином в мечети. [1] [33]
Привлеченный народным театром, Назрул Ислам присоединился к лето (передвижной театральной труппе), которой руководил его дядя Фазле Карим. Он работал и путешествовал с ними, учился актерскому мастерству, а также писал песни и стихи для пьес и мюзиклов. [28] Благодаря своей работе и опыту Назрул Ислам начал изучать бенгальскую и санскритскую литературу , а также индуистские писания, такие как Пураны . Назрул Ислам сочинял для группы народные пьесы, в том числе «Чашар Шонг» («драма крестьянина»), а также пьесы о персонажах Махабхараты, в том числе Шокунибодх («Убийство Шакуни »), Раджа Джудхиштхирер Шонг («драма о царе Юдхиштхире»). ), Дата Корно («филантроп Карна »), Акбор Бадшах (« Акбар- император»), Коби Калидас («поэт Калидас »), Бидьян Хутум («ученая сова») и Раджпутрер Шонг («печаль принца»). ). [1]
В 1910 году Назрул Ислам покинул труппу и поступил в среднюю школу Сирсол Радж в Ранигандже . В школе на него повлиял его учитель, активист Джугантар , Нибаран Чандра Гхатак, и на всю жизнь он подружился с коллегой-писателем Сайладжанандой Мукхопадхьяем, который был его одноклассником. Позже он перешел в среднюю английскую школу Матруна, где учился у директора и поэта Кумуда Ранджана Маллика . Не имея возможности продолжать платить за обучение, Назрул Ислам покинул школу и присоединился к группе кавиалов . Позже он устроился поваром в кондитерскую «Вахид», известную в регионе пекарню, и в чайную в городе Асансол. В 1914 году Назрул Ислам учился в школе Дарирампур (ныне правительственная академия Назрул) в Тришале , округ Мименсингх . Помимо других предметов, Назрул Ислам изучал бенгальский, санскрит , арабский, персидскую литературу и классическую музыку хиндустани под руководством учителей, которые были впечатлены его преданностью своему делу и мастерством. [1] [34] [35]
Назрул Ислам учился до 10 класса, но не явился на вступительные экзамены; вместо этого в 1917 году он присоединился к Британской индийской армии в возрасте восемнадцати лет. У него было две основные мотивации для вступления в Британскую индийскую армию: во-первых, юношеское стремление к приключениям и, во-вторых, интерес к политике того времени. [36] Прикрепленный к 49-му Бенгальскому полку , он был направлен в кантон Карачи , где написал свою первую прозу и стихи. Хотя он никогда не видел активных боевых действий, он дослужился до хавилдара (сержанта) и служил квартирмейстером в своем батальоне . [37]
В этот период Назрул Ислам много читал произведения Рабиндраната Тагора и Сарата Чандры Чаттопадхьяя , а также персидских поэтов Хафеза , Омара Хайяма и Руми . [38] [39] полка Он изучал персидскую поэзию у пенджабского Моулви , занимался музыкой и преследовал свои литературные интересы. Его первое прозаическое произведение «Жизнь бродяги» ( « Baunduler Atmakahini ») было опубликовано в мае 1919 года. Его стихотворение «Мукти» («মুক্তি», «Свобода») было опубликовано в Бенгальском мусульманском литературном журнале ( Bangiya Mussalman Sahitya Samiti). ) в июле 1919 года. [1]
Карьера
[ редактировать ]Я — невыразимое горе,
Я трепетное первое прикосновение девы,
Я — пульсирующая нежность ее первого украденного поцелуя.
Я мимолетный взгляд возлюбленной под покрывалом,
Я ее постоянный исподтишка взгляд...
Я пылающий вулкан в недрах земли,
Я лесной пожар,
Я безумное, потрясающее море гнева Ада!
Я лечу на крыльях молний с радостью и глубиной,
Я разбрасываю горе и страх вокруг,
Я приношу землетрясения в этот мир! «(8-я строфа)»
Я вечный бунтарь,
Я поднимаю голову за пределы этого мира,
Высокий, всегда прямой и одинокий!
- Перевод Кабира Чоудхари [40]
Кази Назрул Ислам вступил в армию в конце 1917 года. Назрул Ислам покинул британско-индийскую армию в 1920 году, когда был расформирован 49-й Бенгальский полк. [41] и поселился в Калькутте . Он присоединился к коллективу Bangiya Mussalman Sahitya Samiti («Бенгальское мусульманское литературное общество»). [42] Он опубликовал свой первый роман «Бандхан-хара» ( বাঁধন-হারা , «Свобода от рабства») в 1920 году, над которым продолжал работать в течение следующих семи лет. [1] Его первый сборник стихов, в который вошли « Бодхан », « Шат-иль-Араб », « Хея-парер Тарани » и « Бадал Пратер Шараб », получил признание критиков. [1]
Назрул Ислам сблизился с другими молодыми мусульманскими писателями, работая в Бенгальском мусульманском литературном обществе, включая Мохаммада Мозаммеля Хака , Кази Абдула Вадуда и Мухаммада Шахидуллу . Назрул Ислам и Мухаммад Шахидулла оставались близкими людьми на протяжении всей своей жизни. Он был завсегдатаем общественных клубов калькуттских писателей, поэтов и интеллектуалов, таких как Гаджендар Адда и Бхаратия Адда. Назрул не имел формального образования Рабиндраната, и в результате его стихи не соответствовали литературной практике, установленной Рабиндранатом. Из-за этого он столкнулся с критикой со стороны последователей Рабиндраната. [43] Несмотря на их разногласия, Назрул смотрел на Рабиндраната Тагора как на наставника. [1] В 1921 году Назрул Ислам был помолвлен с Наргис, племянницей известного мусульманского издателя Али Акбар Хана, в Даулатпуре, Комилла . [44] 18 июня 1921 года, в день свадьбы, после публичного настояния Хана на включении в брачный контракт условия «Назрул должен проживать в Даулатпуре после свадьбы», Назрул Ислам ушел со свадебной церемонии. [45]
Назрул Ислам достиг пика своей славы в 1922 году с произведением «Бидрохи» («Бунтарь»), которое остается его самой известной работой, завоевавшей восхищение литературного общества Индии своим описанием бунтовщика. [ нужна ссылка ] опубликованные в журнале «Биджли » (বিজলী Бунтарский язык и тема, , «Молния»), были хорошо приняты, что совпало с Движением за отказ от сотрудничества – первой массовой националистической кампанией гражданского неповиновения британскому правлению. [1] Назрул Ислам исследует различные силы, действующие в бунтовщике, разрушителе и хранителе, способном выражать гнев, а также красоту и чувствительность. Затем он написал Пралайоллу («Разрушительная эйфория») и свою первую антологию стихов « Агни-вина» («অগ্নি-বীণা», «Огненная лира») в 1922 году, которая пользовалась коммерческим успехом и успехом у критиков. Он также опубликовал сборник рассказов Бьятар Дан «ব্যথার দান» («Дар скорби»), [46] и Югбани («যুগবাণী»), антология эссе. [47] [48]
12 августа 1922 года Назрул Ислам основал выходящий раз в две недели журнал Dhumketu («ধূমকেতু», «Комета»), в котором критиковалась Британская империя. Получив прозвище «поэт-мятежник», Назрул Ислам вызвал подозрения властей Британского Раджа. [28] [49] Полиция совершила рейд в офис Думкету после того, как в сентябре 1922 года он опубликовал политическое стихотворение «Anondomoyer Agomon» («আনন্দময়ীর আগমনে»). Назрул Ислам был арестован 23 января 1923 года и обвинен в подстрекательстве к мятежу . [49] Он представил в суде длинный аргумент, отрывок из того, что он сказал:
Меня обвинили в мятеже... Заступаться за меня, царя всех царей, судью всех судей, вечную истину, живого Бога... Я поэт; Я послан Богом выразить невыраженное, изобразить неизображенное. Именно Бог слышен голосом поэта... Я — инструмент Божий. Инструмент не является нерушимым, но кто сможет сломать Бога? [50]
14 апреля 1923 года его перевели из тюрьмы Алипор в тюрьму Хугли в Хугли . Он начал 40-дневный пост в знак протеста против жестокого обращения со стороны начальника британской тюрьмы, прервал пост более чем через месяц и в конце концов был освобожден из тюрьмы в декабре 1923 года. За время своего заключения Назрул Ислам сочинил множество стихов и песен. В 1920-х годах правительство Британской Индии запретило многие из его произведений. [1] Рабиндранат Тагор посвятил свою пьесу «Басанта» Назрулу Исламу в 1923 году. Назрул Ислам написал стихотворение «Адж Шришти Шухер Уллаше», чтобы поблагодарить Тагора. [51] Его книга Бишер Банши («Ядовитая флейта»), опубликованная в августе 1924 года. [52] был запрещен британским владычеством . [53] Бишер Банши призвал к восстанию в Индии против британского владычества. [54] После запрета Бишер Банши читался и распространялся тайно. [55]
Назрул Ислам был критиком движения Халифат в Британской Индии, которое он осудил как «пустой религиозный фундаментализм ». [1] Его бунтарское выражение простиралось до жесткой ортодоксальности во имя религии и политики. [56] Он также раскритиковал Индийский национальный конгресс за то, что он не принял полную политическую независимость от Британской империи . Назрул стал активно поощрять людей к агитации против британского правления и присоединился к Бенгальскому государственному подразделению Индийского национального конгресса. [1] Вместе с Музаффаром Ахмедом Назрул также помог организовать Шрамик Праджа Сварадж Дал (Рабоче-крестьянская партия), социалистическую политическую партию, приверженную национальной независимости и служению рабочему классу. 16 декабря 1925 года Назрул начал издавать еженедельник « Лангал» («Плуг») и был его главным редактором. [1]
Во время своего визита в Комиллу в 1921 году Назрул Ислам встретил молодую бенгальскую индуистку Прамилу Деви, в которую он влюбился, и они поженились 25 апреля 1924 года. Брахмо Самадж раскритиковал Прамилу, члена Брахмо Самадж, за то, что она вышла замуж за Мусульманин. Мусульманские религиозные лидеры раскритиковали Назрула Ислама за его женитьбу на индуистке. Его также критиковали за его произведения. Несмотря на разногласия, популярность и репутация Назрула Ислама как «поэта-мятежника» значительно возросли. [1] [57]
Со своей женой и маленьким сыном Бюльбюлем Назрул Ислам поселился в коттедже Грейс в Кришнанагаре в Кришнанагаре в 1926 году. Его работа начала меняться по мере того, как он писал стихи и песни, которые выражали чаяния рабочего класса. музыка". [58]
О бедность, ты сделала меня великим
Ты удостоил меня чести, как Христа
Со своим терновым венцом. Ты дал мне
Мужество раскрыть все. Тебе я обязан
Мои наглые, невооруженные глаза и острый язык.
Твое проклятие превратило мою скрипку в меч...
О гордый святой, твой ужасный огонь
Сделал мое небо бесплодным.
О мой ребенок, мой дорогой
Я не мог дать тебе ни капли молока
Я не имею права радоваться.
Бедность навсегда плачет в моих дверях
Как моя супруга и мой ребенок.
Кто будет играть на флейте?
- Перевод Кабира Чоудхури [59]
В том, что его современники считали одним из его величайших творческих талантов, Назрул Ислам внес огромный вклад в обильное обогащение газелей на бенгали, преобразовав форму поэзии, написанной в основном на персидском и урду . [33] Запись исламских песен Назрула Ислама имела коммерческий успех и вызвала интерес у граммофонных компаний к публикации его произведений. Значительное влияние работы Назрула Ислама в Бенгалии заключалось в том, что она помогла бенгальским мусульманам более комфортно относиться к бенгальскому искусству, в котором раньше доминировали бенгальские индуисты. [60] Его исламские песни популярны во время Рамадана в Бангладеш. Он также написал религиозные песни, посвящённые индуистской богине Кали . [61] Назрул Ислам также написал ряд известных Шьямасангитов , Бхаджанов и Киртанов , сочетающих в себе индуистскую религиозную музыку. [62] В 1928 году Назрул Ислам начал работать автором текстов, композитором и музыкальным руководителем в компании His Master's Voice Gramophone Company. [63] Написанные им песни и сочиненная им музыка транслировались на радиостанциях по всей Индии, в том числе на Индийской радиовещательной компании . [1] [64]
Я не вижу никакой разницы
Между мужчиной и женщиной
Какими бы великими или благотворительными достижениями
которые есть в этом мире
Половина из этого была сделана женщиной,
Другая половина от человека.
- Перевод Саджеда Камаля [65]
Назрул Ислам верил в равенство женщин - точку зрения, которую его современники считали революционной, как это выражено в его стихотворении «Наари» («Женщины»). [66] В стихах Назрула Ислама подчеркивалось слияние ролей обоих полов и их равная важность для жизни. Его стихотворение «Барангана» (Проститутка) ошеломило общество изображением проституток, которых он называет в стихотворении «матерью». [67] [68] В стихотворении Назрул Ислам в первую очередь принимает проститутку за человека, мотивируя это тем, что этот человек принадлежал к «расе матерей и сестер»; он критикует негативное отношение общества к проституткам. [69]
Защитник прав женщин, Назрул Ислам в своих работах изображал как традиционных, так и нетрадиционных женщин. [67] Он говорил о работающих бедняках в своих произведениях, таких какстихотворение: «Бедность» (Даридро). [40] [70]
Назрул Ислам написал тысячи песен, известных под общим названием «Назрул Гити» . Точное число неизвестно. Полный текст из 2260 известен, собраны первые строки из 2872, но, по словам музыковеда Карунамайи Госвами , широко распространено мнение, что общее количество намного больше. Госвами писал, что некоторые современники называют это число около 4000. [71]
Религиозные верования
[ редактировать ]Назрул Ислам родился мусульманином, но так часто занимался религиозным синкретизмом, что миряне считали его всего лишь гордым плюралистом. Назрул Ислам в 1920 году написал редакционную статью в журнале «Джуг Бани» о религиозном плюрализме.
Приди, брат индус! Приходите, Мусалман! Приходите, буддисты! Приходи, христианин! Давайте преодолеем все барьеры, давайте навсегда оставим всякую мелочность, всю ложь, весь эгоизм и давайте называть братьев братьями. Мы больше не будем ссориться.
— [72]
В другой статье, озаглавленной «Хинду-мусульманин» , опубликованной в «Ганабани» 2 сентября 1922 года, он писал, что религиозные ссоры происходили между священниками и имамами, а не между мирянами-мусульманами и индуистами. Он писал, что Пророки стали собственностью, как скот, но вместо этого к ним следует относиться как к свету, предназначенному для всех людей. [73]
Назрул Ислам раскритиковал религиозный фанатизм, назвав его злом и нерелигиозным по своей сути. В своих произведениях он писал о равенстве людей. Он также исследовал философию Корана и Мухаммеда , написав о них. , сравнил Назрула Ислама с Уильямом Батлером Йейтсом , Сераджул Ислам Чоудхури бенгальский литературный критик и почетный профессор Университета Дакки за то, что он был первым мусульманским поэтом, создавшим образы и символизм мусульманских исторических деятелей, таких как Касим ибн Хасан , Али , Умар. , Камаль Паша и Мухаммед . [50] Его осуждение экстремизма и жестокого обращения с женщинами вызвало осуждение со стороны мусульманских и индуистских фундаменталистов , которые выступали против его либеральных взглядов на религию. [75]
Мать Назрула Ислама умерла в 1928 году, а его второй сын Бюльбюль умер от оспы в следующем году. Его первый сын, Кришна Мохаммад, умер преждевременно. Прамила родила еще двух сыновей – Сабьясачи в 1928 году и Анируддху в 1931 году – но Назрул Ислам долго оставался убитым горем и горевал. Его работы значительно изменились: от бунтарского исследования общества к более глубокому исследованию религиозных тем. Его работы в эти годы привели исламские религиозные песни в основное русло бенгальской народной музыки , исследуя исламские практики намаза (молитвы), розы (поста), хаджа (паломничества) и закята (благотворительности). Он написал песню « O Mon Romzaner Oi Rozar Sheshe » во время поста во время Рамадана. [76] Его современники считали это значительным достижением, поскольку бенгальские мусульмане категорически не любили религиозную музыку. [77]
Назрул Ислам не ограничивался исламской религиозной музыкой , но также писал индуистскую религиозную музыку. Он сочинил Агамани , Бхаджаны , Шьяму Сангит и киртан . [78] [79] Назрул Ислам написал более 500 индуистских религиозных песен. [80] Однако часть мусульман раскритиковала написание Шьямы Сангита и объявила его кафиром (неверным). С другой стороны, он был недоволен тем, что некоторые индусы писали религиозные песни об индуистских богинях, потому что он был мусульманином. [81] Поэзия и песни Назрула Ислама исследуют философию ислама и индуизма. [73] [82] Поэзия Назрула Ислама впитала страсть и творчество Шакти , которую называют Брахманом , олицетворением изначальной энергии. Он также сочинил множество песен, призывающих Господа Шиву и богинь Лакшми и Сарасвати, а также песни о любви Радхи и Кришны . [33] Назрул Ислам был приверженцем гуманизма . [83] Хотя он был мусульманином, он назвал своих сыновей как индуистскими, так и мусульманскими именами: Кришна Мохаммад, Ариндам Халед (Бюльбюль), Кази Сабьясачи и Кази Анируддха. [84]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]В 1930 году его книга «Пралайшиха» обвинило его в подстрекательстве к мятежу была запрещена, а колониальное правительство Британской Индии . Его отправили в тюрьму и освободили в 1931 году, после пакта Ганди-Ирвина . подписания [53] В 1933 году Назрул Ислам опубликовал сборник эссе под названием «Современная мировая литература», в котором анализирует различные стили и темы литературы. В период с 1928 по 1935 год он опубликовал 10 томов, содержащих 800 песен, из которых более 600 были основаны на классических рагах . Почти 100 из них были народными мелодиями после киртанов и около 30 — патриотическими песнями. С момента своего возвращения в Калькутту и до болезни в 1941 году Назрул Ислам написал более 2600 песен, многие из которых были утеряны. [33] Его песни, основанные на народных песнях Баула , Джумура , Сантхали , Джанпане или народных песнях заклинателей змей , Бхатиали и Бхаая, состоят из мелодий народных песен, с одной стороны, и изысканной лирики с поэтической красотой, с другой. Назрул Ислам также писал и публиковал стихи для детей. [33]
Успех Назрула Ислама вскоре привел его в индийский театр и зарождавшуюся тогда киноиндустрию . [1] Его первым режиссерским фильмом был «Дхруба» . [85] что сделало его первым мусульманским режиссером бенгальского фильма . [53] Фильм «Видьяпати» («Мастер знаний») был снят на основе его записанной пьесы в 1936 году, а Назрул Ислам выступил музыкальным руководителем фильма «Паталпури и Гора » (адаптация романа Тагора). [86] Назрул Ислам написал песни и поставил музыку к биографической эпической пьесе Сачина Сенгупты, основанной на жизни Сирадж-уд-Даулы . [87] Он работал над пьесами «Джахангир» и «Анньяпурна» Монилала Гангопадхьяя. [87] В 1939 году Назрул начал работать на Калькуттском радио, курируя производство и трансляцию музыкальных программ станции. Он продюсировал критические и аналитические документальные фильмы о музыке, такие как «Харамони» и «Наварага-малика». Назрул Ислам также написал большое количество песен, вдохновленных рагой Бхайрав . [88]
Болезнь и смерть
[ редактировать ]Жена Назрула Ислама, Прамила Деви, серьезно заболела в 1939 году и была парализована ниже пояса. Чтобы обеспечить лечение жены, он заложил гонорары за свои граммофонные пластинки и литературные произведения за 400 рупий. [90] Он вернулся к журналистике в 1940 году, работая главным редактором ежедневной газеты «Набаджуг» («Новый век»), основанной бенгальским политиком А. К. Фазлулом Хуком . [90]
Узнав о смерти Рабиндраната Тагора 8 августа 1941 года, потрясенный Назрул Ислам сочинил два стихотворения в память о Тагоре. Одно из двух стихотворений, «Рабихара» (потеря Лави или без Лави), транслировалось по Всеиндийскому радио . [91] Через несколько месяцев Назрул Ислам сам заболел и постепенно начал терять дар речи. Его поведение стало беспорядочным, он начал безрассудно тратить деньги и столкнулся с финансовыми трудностями. Несмотря на собственную болезнь, жена постоянно ухаживала за мужем. Однако здоровье Назрула Ислама серьезно ухудшилось, и он впал в депрессию. Он лечился гомеопатией, а также аюрведой , но прогресс был достигнут лишь после того, как психическая дисфункция усилилась, и в 1942 году его поместили в психиатрическую лечебницу. Проведя там четыре месяца без каких-либо успехов, Назрул Ислам и его семья начали жить спокойной жизнью в Индии. . В 1952 году его перевели в психиатрическую больницу в Ранчи . Усилиями большой группы поклонников, назвавших себя «Обществом лечения Назрула», [92] Назрула Ислама и Прамилу отправили на лечение в Лондон, затем в Вену. [93] Обследовавшие врачи заявили, что ему оказывали плохую медицинскую помощь, а доктор Ханс Хофф , ведущий нейрохирург в Вене, диагностировал у Назрула Ислама болезнь Пика . Его состояние было признано неизлечимым, Назрул Ислам вернулся в Калькутту 15 декабря 1953 года. [93] 30 июня 1962 года Прамила умерла. [53] и Назрул Ислам остались в реанимации. Он прекратил работу из-за ухудшения здоровья. [94]
Несмотря на лечение и внимание, физическое и психическое здоровье Назрула Ислама не улучшилось; и Назрул Ислам вскоре умер от давней болезни 29 августа 1976 года. В соответствии с желанием, которое он выразил в одном из своих стихотворений, он был похоронен рядом с мечетью на территории кампуса Университета Дакки .
Сообщалось о разногласиях вокруг похорон Назрула Ислама. Сыновья Назрула Ислама обратились в Высшую комиссию Бангладеш в Дели с просьбой организовать возвращение тела их отца в Индию самолетом, чтобы его похоронили рядом с могилой их матери согласно ее последнему желанию. Для его захоронения было отведено место рядом с ее могилой в родном селе поэта Чурулия . Когда сыновья прибыли в Дакку на последние обряды, они обнаружили, что они были совершены без их присутствия и что поэт был похоронен в университете Дакки. В Западной Бенгалии продолжают требовать похорон поэта в Индии. [95] [96]
В Бангладеш отметили два дня национального траура, а парламент Индии почтил минуту молчания в его честь. [97]
Критика
[ редактировать ]По словам литературного критика Сераджула Ислама Чоудхури , поэзия Назрула Ислама характеризуется обильным использованием риторических приемов, которые он использовал, чтобы передать убежденность и чувственность. Он часто писал, не заботясь об организации и полировке. Его работы часто критиковали за эгоизм , но его поклонники возражают, что в них больше чувства уверенности в себе, чем эго. Они ссылаются на его способность бросать вызов Богу или, скорее, ортодоксальным представлениям о Боге, сохраняя при этом внутреннюю, смиренную преданность Ему. [50] Поэзия Назрула Ислама считается суровой, но уникальной по сравнению с утонченным стилем Тагора. Использование Назрулом Исламом персидской лексики вызвало споры, но это расширило диапазон его работ. [50]
Наследие
[ редактировать ]перевезло Назрула Ислама в Дакку 24 мая 1972 года новое независимое государство Бангладеш с согласия правительства Индии . В 1972 году правительство Бангладеш присвоило ему статус « национального поэта ». [98] [99] В феврале 1976 года во время пребывания в Бангладеш он получил гражданство Бангладеш. [1]
Ему была присвоена почетная степень D.Litt. Университетом Дакки в 1974 и 1976 годах.он был награжден Экушей Падак президентом юстиции Бангладеш Абу Садатом Мухаммадом Сайемом . [41] [53] Его памяти было основано множество центров обучения и культуры в Бангладеш и Индии. Бангладеш Назрул Сена — крупная общественная организация, занимающаяся образованием детей по всей стране. [100] Фонд Назрула обеспечивает финансирование исследований жизни и деятельности Кази Назрула Ислама в таких университетах США, как Университет штата Калифорния, Университет штата Нортридж и Университет штата Коннектикут . [101] [102] Назрул был награжден Золотой медалью Джагаттарини, высшей наградой за работу в области бенгальской литературы, от Калькуттского университета , в 1945 году и был награжден Падма Бхушан , третьей по величине гражданской наградой Индии, в 1960 году. [93]
Произведения Назрула Ислама для детей завоевали признание благодаря богатому языку, воображению, энтузиазму и способности очаровывать юных читателей. [50] Назрул известен своим светским взглядом. [103] Его стихи переведены на несколько языков, включая английский, испанский и португальский. [104] Узбекский поэт Эркин Вохидов написал эпическую поэму о Назруле Исламе под названием «Рухлар исиони» ( «Возвышение духов »). [105] В его честь назван главный проспект в Дакке, Бангладеш. [106] Университет Кази Назрула в Асансоле, Западная Бенгалия, Индия, назван в честь него и колледжа Каби Назрул в Бирбхуме, Западная Бенгалия. [107] Исламский университет Джатия Каби Кази Назрул в Мименсингхе, Бангладеш, является государственным университетом, названным в его честь. [108] Государственный колледж Каби Назрул в Дакке, Бангладеш, также назван в его честь. По всей Бангладеш существует культурное учреждение под названием «Академия Назрул». Аэропорт Кази Назрул Ислам в Андале, Западная Бенгалия, является первым частным новым аэропортом Индии. [12] Его именем названа кафедра в Калькуттском университете, а правительство Западной Бенгалии открыло Назрул Тиртху в Раджархате , культурный центр с библиотекой, аудиторией и кинотеатром, посвященный его памяти. [12] [109] 25 мая 2020 года Google отпраздновал свой 121-й день рождения дудлом Google . [110] 20 ноября 2020 года в Дакке вышел документальный фильм о Кази Назруле Исламе под названием « Биография Назрула» . есть станция метро «Кави Назрул» На синей линии метро Калькутты . Назрул Манча — зрительный зал Калькутты.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Рафикул Ислам (2012). «Кази Назрул Ислам» . В Сираджуле Исламе ; Джамал, Ахмед А. (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (второе изд.). Азиатское общество Бангладеш . ISBN 978-984-32-0576-6 . Проверено 26 марта 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Чакраварти, Басудха (1968). Кази Назрул Ислам . Национальная биографическая серия. Нью-Дели: Национальный книжный фонд, Индия. п. 1. OCLC 837539518 .
Кази Назрул Ислам родился 11-го числа Джайштхи 1306 года по бенгальскому календарю, что соответствует 24 мая 1899 года, в деревне Чурулия в округе Бурдван на территории нынешней Западной Бенгалии.
- ^ Талукдар, Резаул (1994). Назрул, Дар века . Победить. п. 121. ИСБН 978-9848156001 .
В 1976 году Назрул получил гражданство Бангладеш.
- ^ Банерджи, Пратама (4 января 2021 г.). Элементарные аспекты политики: истории глобального Юга . Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-1-4780-1244-3 .
- ^ Байрати, Шаши (1987). Коммунизм и национализм в Индии: исследование взаимосвязи, 1919–1947 гг . Анамика Пракашан. ISBN 978-81-85150-00-0 .
- ^ Муршид, Гулам (25 января 2018 г.). Бенгальская культура более тысячи лет . Книги Ниёги. ISBN 978-93-86906-12-0 .
- ^ «Бангладеш - Банглапедия » ru.english.org . Получено 22 июня.
- ^ Лэнгли, Уинстон (2007). Кази Назрул Ислам: голос поэзии и борьба за человеческую целостность . Университет Миннесоты. п. 5.
- ^ Хемаль, Махмудул (28 мая 2015 г.). «Гуманистическое видение Назрула» . Дакка Курьер . Архивировано из оригинала 18 апреля 2017 года.
- ^ Митра, Прити К. (1 мая 1993 г.). «Поэт-бунтарь и Махатма: Критика Кази Назрула Ислама политики Ганди в 1920-х годах». Исследования Южной Азии . 13 (1): 46–55. дои : 10.1177/026272809301300103 . ISSN 0262-7280 . S2CID 144847702 .
- ^ Шейх Хасина. «Совместное празднование Индии и Бангладеш, 113-летия со дня рождения поэта Кази Назрула Ислама и 90-летия его поэмы «Бунтарь» » (PDF) . Канцелярия премьер-министра правительства Народной Республики Бангладеш . Проверено 26 декабря 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Чакраборти, Суман (26 мая 2015 г.). «Правительство Западной Бенгалии отмечает годовщину рождения Кази Назрула Ислама» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 19 апреля 2017 года . Проверено 6 апреля 2016 г.
- ^ «Назрул Джаянти праздновал в Силчаре» . Страж . 27 мая 2018 года . Проверено 28 июня 2018 г.
- ^ Менон, Ануп (26 апреля 2017 г.). «Список государственных праздников в мае 2017 года для планирования отпуска» . Путешествие по Индии . Архивировано из оригинала 28 июня 2018 года . Проверено 28 июня 2018 г.
26 мая в Трипуре будет отмечаться Назрул Джаянти.
- ^ Бхаттачарья, Ашутош (1977). Бангия Лок-Сангит Ратнакар, Том. 4 (Энциклопедия бенгальских народных песен) (на бенгали). Калькутта: А. Мукерджи и компания. Пвт. ООО п. 1802.
Песня Лето, также называемая песней Лату, песней Лотьяра, представляет собой класс популярной народной музыки Западной Бенгалии.
- ^ Алам, Абу Юсуф (2005). Мусульмане и бенгальская политика (1912–24) . Рактакараби. п. 256.
- ^ Халдар, Гопал (1973). Кази Назрул Ислам . Академия литературы. п. 41.
- ^ Кази, Анкан (14 июня 2017 г.). «Унижение поэта» . Индийский экспресс . Проверено 28 июня 2018 г.
- ^ Хусейн, Азфар (3 апреля 2012 г.). «Перечитывая Кази Назрула Ислама» (Видеолекция) . Проверено 15 июля 2016 г. - через YouTube.
- ^ Али, Сарват (21 сентября 2014 г.). «Вкус Бенгалии» . Новости Интернешнл . Новости в воскресенье. Архивировано из оригинала 28 июня 2018 года . Проверено 28 июня 2018 г.
Фироза Бегум тоже спела эти бенгальские газели Назрула Ислама.
- ^ Перейти обратно: а б Шафикул Ислам, Мохаммад (25 мая 2007 г.). «Назрул: пылкий любитель человечества» . Дейли Стар . Архивировано из оригинала 4 февраля 2018 года . Проверено 28 июня 2018 г.
Он наиболее известен своими песнями, в которых он впервые применил новые формы, такие как бенгальские газели.
- ^ Тематическая статья (15 сентября 2016 г.). «Вспоминая поэта-бунтовщика» . Индус . Проверено 2 марта 2021 г.
- ^ Шамс, Ахмед Тахсин (24 мая 2018 г.). «Повстанческая икона Бенгалии: Кази Назрул Ислам» . Почта Бангладеш . Архивировано из оригинала 28 мая 2018 года . Проверено 7 июля 2017 г.
- ^ Рашид, доктор Мумит Аль; Нур, Танжина Бинте (24 ноября 2017 г.). «Персидские слова, использованные в поэзии Кази Назрула Ислама». Языковое искусство . 2 (4): 117–128. дои : 10.22046/LA.2017.23 . ISSN 2538-2713 .
- ^ Ахмед, доктор Форкан Уддин (27 августа 2018 г.). «Кази Назрул Ислам: Классика и романтика» . Новая Нация . Проверено 25 мая 2020 г.
- ^ Хоссейн, Квази Мотахар (2000). «Назрул Ислам, певец и автор песен» . В Мохаммаде Нуруле Худе (ред.). Назрул: Оценка . Дакка: Институт Назрула. п. 55. ИСБН 978-984-555-167-0 .
- ^ Фарук, Мохаммад Омар. «Кази Назрул Ислам: болезнь и лечение» . nazrul.org . Архивировано из оригинала 29 мая 2015 года . Проверено 26 марта 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Кази Назрул Ислам: Хронология жизни» . Институт Назрул, Министерство культуры, Правительство Бангладеш. Архивировано из оригинала 24 апреля 2008 года . Проверено 28 апреля 2008 г.
- ^ «Трипура отмечает 116-летие со дня рождения Кази Назрула Ислама» . Новости АНИ . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 27 февраля 2016 г.
- ^ «Биография Кази Назрула Ислама - Детство, история жизни, достижения и смерть» . Культурная Индия . 6 августа 2018 года . Проверено 10 июня 2023 г.
- ^ Хан, Мохаммад Моджлум. КАЗИ НАЗРУЛ ИСЛАМ .
- ^ Фабер, Роланд; Слабодский, Сантьяго (15 марта 2016 г.). Живые традиции и всеобщая дружба: перспективы и вызовы мира в многоконфессиональных сообществах . Роуман и Литтлфилд. п. 16. ISBN 978-1-4985-1336-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Чаудхури, Дилип (22 сентября 2006 г.). «Назрул Ислам: беспрецедентный автор текстов и композитор Бенгалии» . Бюро пресс-информации правительства Индии . Архивировано из оригинала 5 ноября 2002 года . Проверено 22 сентября 2006 г. Альтернативный URL. Архивировано 28 июня 2018 г. на Wayback Machine.
- ^ «Сегодня годовщина рождения Назрула» . Нью Эйдж . 25 мая 2018 года . Проверено 28 июня 2018 г.
- ^ «Сегодня 119 лет со дня рождения Назрула» . Протом Ало . 25 мая 2018 года . Проверено 28 июня 2018 г.
- ^ Бозе, Буддадева (2000). «Современная бенгальская поэзия и Назрул Ислам» . В Мохаммаде Нуруле Худе (ред.). Назрул: Оценка . Дакка: Институт Назрула. п. 80. ИСБН 978-984-555-167-0 .
- ^ Заман, Нияз (17 декабря 2014 г.). «Воздействие на Назрул» . Дейли Стар . Архивировано из оригинала 17 апреля 2017 года . Проверено 12 июля 2016 г.
- ^ Рахман, Азиз (27 августа 2015 г.). «Назрул: Бунтарь и романтик» . Ежедневное Солнце . Архивировано из оригинала 17 апреля 2017 года . Проверено 12 июля 2016 г.
- ^ Шафикул Ислам, Мохаммад (25 мая 2007 г.). «Назрул: пылкий любитель человечества» . Дейли Стар . Архивировано из оригинала 4 февраля 2018 года . Проверено 12 июля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кабир, Чоудхари. "Мятежник" . Архивировано из оригинала 26 октября 2007 года . Проверено 8 июля 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Сегодня годовщина смерти Назрула» . Дейли Стар . 27 августа 2015 года . Проверено 5 марта 2016 г.
- ^ Хондкар Сираджул Хак (2012), «Бангия Муссалман Сахитья Патрика» , в Сираджуле Исламе и Ахмеде А. Джамале (ред.), Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (второе изд.), Азиатское общество Бангладеш
- ^ Наг, Саджал (2008). «История поэта-бунтовщика». Экономический и политический еженедельник (рецензия на книгу). 43 (26/27): 84–85. ISSN 0012-9976 . JSTOR 40278906 .
- ^ Нурул Худа, Мухаммед (2001). Эстетика Назрула и другие аспекты . Бангладеш: Институт Назрул. п. 124 . Проверено 26 марта 2016 г.
- ^ Музаффар Ахмад (1998). Кази Назрул Ислам Смритикатха . Калькутта, Индия: Национальное книжное агентство. стр. 66–67.
- ^ Бозе, Травма (2009). Сто горизонтов: Индийский океан в эпоху глобальной империи . Издательство Гарвардского университета. стр. 100-1 299 . ISBN 978-0-674-02157-0 .
- ^ Талукдар, Резаул Карим; Назрул Ислам, Кази (1994). Назрул, подарок века . Манан. стр. 47–48. ISBN 9789848156001 .
- ^ Раджеш, К. Гуру. Сарфарош: Изложение жизни индийских революционеров Наади . Идея Пресс. ISBN 9789352061730 . Проверено 26 марта 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Наваз, Али (20 января 2015 г.). «Думкету» . Банглапедия . Архивировано из оригинала 4 июля 2018 года . Проверено 3 июля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Чоудхури, Сераджул Ислам (1 июня 2006 г.). «Пылающая комета» . Нью Эйдж . Архивировано из оригинала 19 июля 2010 года . Проверено 22 сентября 2006 г.
Назрул Ислам сделал то, на что не осмелился сделать ни один другой мусульманский поэт современной Бенгалии. Он создал образы и символы известных героев мусульманской истории. Так, Тарик и Касим, Али и Омар, Хасан и Хусейн и даже сам Пророк фигурируют в его поэзии как исторические существа. Он также превратил таких людей, как Камаль-паша и Анвар-паша, в символы. Этот метод чем-то похож на тот, который Йейтс использовал в своей поэзии.
- ^ «Кази Назрул Ислам» . Дейли Стар . 25 мая 2015 года. Архивировано из оригинала 30 мая 2017 года . Проверено 27 февраля 2016 г.
- ^ (Бангладеш), Английская академия (1995 г.). Журнал Академии Бангла . Академия Бангла. п. 41.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Чандан, Шахнаваз (30 августа 2013 г.). «Жизнь бунтовщика» . Дейли Стар . Архивировано из оригинала 3 декабря 2017 года . Проверено 27 марта 2016 г.
- ^ Чаман (1977). «Голос Назр-уль-Ислама». Индийская литература . 20 (4): 109–118. ISSN 0019-5804 . JSTOR 24158699 .
- ^ Сен, Маникунтала (2001). В поисках свободы: незавершенное путешествие . Улица. п. 17. ISBN 978-81-85604-25-1 .
Выучив наизусть стихи его Агнибины и Бишера Банши , мы спрятали книги в груди и тайно передавали их друзьям. Насколько я помню, Бишер Банши был забанен.
- ^ Рушд, Абу (2000). «Бунтарь» Назрула Ислама » . В Мохаммаде Нуруле Худе (ред.). Назрул: Оценка . Дакка: Институт Назрула. п. 100. ИСБН 978-984-555-167-0 .
- ^ Чоудхури, Сераджул Ислам (2000). «Пылающая комета» . В Мохаммаде Нуруле Худе (ред.). Назрул: Оценка . Дакка: Институт Назрула. п. 141. ИСБН 978-984-555-167-0 .
- ^ Рафикул Ислам (2000). «Назрул» . В Мохаммаде Нуруле Худе (ред.). Назрул: Оценка . Дакка: Институт Назрула. п. 113. ИСБН 978-984-555-167-0 .
- ^ "Бедность" . Перевод Чоудхури, Кабира. 8 июля 2006 г. Архивировано из оригинала 10 июня 2007 г. Проверено 8 июля 2006 г.
- ^ Хан, Зиллур Р. (1985). «Ислам и бенгальский национализм». Азиатский опрос . 25 (8): 834–851. дои : 10.2307/2644113 . ISSN 0004-4687 . JSTOR 2644113 .
- ^ Камаль, Нашид (11 июля 2015 г.). «Исламские песни Назрула Ислама» . Дейли Стар . Проверено 23 июля 2015 г.
- ^ Рафикул Ислам (2000). «Назрул» . В Мохаммаде Нуруле Худе (ред.). Назрул: Оценка . Дакка: Институт Назрула. п. 115. ИСБН 978-984-555-167-0 .
- ^ Хоссен, Ифтихар (25 мая 2018 г.). «Распространение страсти и энтузиазма Кази Назрула Ислама» . Ежедневный обозреватель . Проверено 3 июля 2018 г.
- ^ Филд, Гарретт (22 марта 2017 г.). Модернизация композиции: сингальская песня, поэзия и политика в Шри-Ланке двадцатого века . Университет Калифорнии Пресс. стр. 101 . ISBN 9780520294714 .
Кази Назрул Исламское радио.
- ^ Дейли Стар. 24 мая 2003 г.
- ^ Амин, Соня Нишат (1996). Мир мусульманских женщин в колониальной Бенгалии, 1876–1939 гг . БРИЛЛ. п. 106. ИСБН 978-90-04-10642-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Худа, Мохаммад Нурул (2000). «Личность Назрула» . В Мохаммаде Нуруле Худе (ред.). Назрул: Оценка . Дакка: Институт Назрула. п. 314. ИСБН 978-984-555-167-0 .
- ^ Ахсануззаман, Ахмед. «Нет Норы в популярной бенгальской литературе» (PDF) . Общество И.Б. Сена . Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2016 года . Проверено 8 июля 2006 г.
- ^ Назрул Ислам, Кази (2000). «Барангана» [Куртизанка]. Бунтарь и другие стихи . Перевод Чакраварти, Басудха. Нью-Дели: Сахитья Академи. стр. 52–54. ISBN 978-81-260-0607-6 .
- ^ Госвами, Джей Гуру (1978). Свабхабакаби Гобиндадасера джибани о сахитья бичара (на бенгали). Библиотека Сайласри.
- ^ Госвами, Карумамайя (1990). Аспекты песен Назрула Дакка: Институт Назрула. стр. 100-1 178–179. ОСЛК 23904256 .
- ^ Монируззаман, Мохаммед (2000). «Взаимодействие культур и Кази Назрул Ислам». В Мохаммаде Нуруле Худе (ред.). Назрул: Оценка . Дакка: Институт Назрула. п. 149. ИСБН 978-984-555-167-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Бардхан, Протик (29 мая 2014 г.). «Кази Назрул Ислам: голос бенгальских мусульман и светской государственности» . Протом Ало . Архивировано из оригинала 4 июля 2018 года . Проверено 4 июля 2018 г.
- ^ Рафикул Ислам (24 мая 2002 г.). «Защитник современного и мирного ислама» . Дейли Стар . Архивировано из оригинала 26 ноября 2010 года . Проверено 26 марта 2016 г. - через nazrul.org.
- ^ Хан, Салимулла (29 августа 2015 г.). «Чтение Назрула Ислама по Вальтеру Бенджамину» . Дейли Стар . Архивировано из оригинала 22 октября 2017 года . Проверено 26 февраля 2016 г.
Тем не менее, Назрул Ислам столкнулся с осуждением и жестким сопротивлением со всех сторон – как со стороны британцев, так и со стороны индуистов и мусульман.
- ^ «10 ключевых событий в жизни Кази Назрула» . Дейли Стар . Проверено 26 февраля 2016 г.
- ^ Камруннесса Азад. 2001. Дхармия Четонай Назрул. Институт Назрул, Дакка. 1999. стр. 173–174
- ^ «Назрул: уникальный создатель религиозных песен» . Нью Эйдж . Проверено 25 мая 2020 г.
- ^ Назрул Ислам; Шамсул Арефин, Мохаммед (21 ноября 2017 г.). Вклад Назрула в равенство и эгалитаризм: перспектива двадцать первого века (PDF) . Международная конференция «Назрул в XXI веке» (ICNTFC 2017). Университет Уттары. стр. 1–19. ССНР 3079968 .
- ^ Роджер, Л.; Бэйкуэлл, Дж., ред. (2011). «Ислам, Кази Назрул» . Биографический словарь Чемберса (9-е изд.). Чемберс Харрап . Проверено 5 марта 2016 г.
и написал более 500 религиозных индуистских песен.
- ^ «Наджрул Ислам: мусульмане называют Шьяму Сангит Бан Назрула!» . The Times of India (на бенгали) . Проверено 2 сентября 2022 г.
- ^ Шафикул Ислам, Мохаммед (29 мая 2010 г.). «Я принадлежу миру…» . Дейли Стар . Архивировано из оригинала 4 июля 2018 года . Проверено 4 июля 2018 г.
- ^ Монируззаман, Мохаммед (2000). «Взаимодействие культур и Кази Назрул Ислам». В Мохаммаде Нуруле Худе (ред.). Назрул: Оценка . Дакка: Институт Назрула. стр. 153–54. ISBN 978-984-555-167-0 .
- ^ Худа, Мохаммад Нурул (2000). «Личность Назрула» . В Мохаммаде Нуруле Худе (ред.). Назрул: Оценка . Дакка: Институт Назрула. стр. 306–307. ISBN 978-984-555-167-0 .
- ^ Репортер, Entertainment (27 августа 2023 г.). «Назрул: был актером, кинорежиссером» . Протомало (на бенгали) . Проверено 19 апреля 2024 г.
- ^ Академия (Бангладеш), Индия (1995 год). Журнал Академии Бангла . Академия Бангла.
- ^ Перейти обратно: а б Маллик, Садья Африн (28 августа 2015 г.). «Свидание Назрула с бенгальским театром» . Дейли Стар . Архивировано из оригинала 4 июля 2018 года . Проверено 5 марта 2016 г.
- ^ Рафикуль Ислам, Рафикуль (2000). «Назрул Ислам» . У Мухаммада Нурула Худы (ред.). Назрул: Оценка . Дакка: Институт Назрула. п. 117. ИСБН 978-984-555-167-0 .
- ^ «Могила национального поэта Кази Назрула Ислама на территории Центральной мечети Университета Дакки» . Ежедневный обозреватель . 28 августа 2015 года . Проверено 5 марта 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Камаль, Саджед (2000). «Кази Назрул Ислам: Хронология жизни» . В Мохаммаде Нуруле Худе (ред.). Назрул: Оценка . Дакка: Институт Назрула. п. 325. ИСБН 978-984-555-167-0 .
- ^ Нурул Худа, Мухаммед (2001). Эстетика Назрула и другие аспекты . Институт Назрул. п. 129.
- ^ «10 ключевых событий в жизни Кази Назрула» . Дейли Стар . 27 августа 2015 года . Проверено 5 февраля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Камаль, Саджед (2000). «Кази Назрул Ислам: Хронология жизни» . В Мохаммаде Нуруле Худе (ред.). Назрул: Оценка . Дакка: Институт Назрула. п. 326. ИСБН 978-984-555-167-0 .
- ^ Канал HR (10 июля 2017 г.), Кази Назрул Ислам - документальный фильм 1956–1957 гг ., Дата обращения 29 июня 2018 г. Режиссер: Манмат Рой
- ^ «Два народа и мертвое тело» . 16 декабря 2006 г.
- ^ Наг, Саджал (22 января 2024 г.). «Две нации и мертвое тело: погребальные обряды и постколониальные способы создания наций в Южной Азии» . Экономический и политический еженедельник . 41 (50): 5183–5190. JSTOR 4419033 .
- ^ «Упоминания о кончине глав иностранных государств или выдающихся международных деятелей» . 16 октября 2007 г. Архивировано из оригинала 25 марта 2012 г. . Проверено 13 мая 2008 г.
- ^ Кумар Дас, Субрата. «Назрул... в глазах Бенойкумара» . Дейли Стар . Архивировано из оригинала 19 декабря 2016 года . Проверено 26 февраля 2016 г.
- ^ «Кази Назрул Ислам: бунтовщик и любовник» . Независимый . Дакка. Архивировано из оригинала 6 июля 2017 года . Проверено 27 февраля 2016 г.
Поэт-мятежник Кази Назрул Ислам был коронован в 1972 году как национальный поэт Бангладеш.
- ^ «Бангладеш Назрул Сена» . Архивировано из оригинала 11 января 2010 года . Проверено 13 мая 2008 г.
- ^ «Назрул в ЦСУН» . Дейли Стар . Проверено 27 февраля 2016 г.
- ^ «Назрул на мировой арене» . Ежедневный старт . Проверено 27 февраля 2016 г.
- ^ «Уникальный символ секуляризма, - сказал президент о праздновании дня рождения мятежного поэта Назрула» . Banglanews24.com . 25 мая 2011 г. Архивировано из оригинала 10 ноября 2013 г.
- ^ «Произведения Назрула переведены на испанский и португальский языки» . Дейли Стар . 20 февраля 2016 года. Архивировано из оригинала 4 июля 2017 года . Проверено 26 февраля 2016 г.
- ^ «Состоялось памятное мероприятие, посвященное дню рождения Эркина Вахидова» (на узбекском языке). Информационное агентство Каракалпакстана. 29 декабря 2022 г. Проверено 2 ноября 2023 г.
- ^ «Торговцы овощами Карван Базар разгромили команду по выселению Раджука» . Дейли Стар . Проверено 6 апреля 2016 г.
заблокировать близлежащий проспект Кази Назрула Ислама
- ^ «Анурадха Мукерджи назначена новым проректором Исламского университета Кази Назрул» . Таймс оф Индия . 24 ноября 2012 г. Архивировано из оригинала 4 февраля 2018 г. . Проверено 6 апреля 2016 г.
- ^ «Убийство студента Назрулского университета вызвало протест» . Дейли Стар . 11 марта 2016 г. Архивировано из оригинала 29 июня 2018 г. Проверено 6 апреля 2016 г.
- ^ « Назрул Тиртха, центр культурного обмена с Бангладеш» . Бизнес-стандарт . 26 мая 2014 г. Архивировано из оригинала 29 июня 2018 г. . Проверено 6 апреля 2016 г.
- ^ «121 год со дня рождения Кази Назрула Ислама» . Google . 25 мая 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Кази Назрул Ислам
- Бангладешские музыканты-мужчины
- Бангладешские поэты-мужчины
- Бангладешские художники-мужчины 20-го века
- Бангладешские певцы XX века
- Бангладешские певцы XX века
- Бангладешские актеры-мужчины 20-го века
- Бангладешские писатели XX века
- Бангладешские музыканты ХХ века
- Бенгальские поэты-мужчины
- Бангладешцы индийского происхождения
- Индийские эмигранты в Бангладеш
- Натурализованные граждане Бангладеш
- Индийские философы XX века
- Индийские переводчики XX века
- 1899 рождений
- 1976 смертей
- Бангладешские поэты XX века
- Бенгальские музыканты
- Бенгальские мусульмане
- Бенгальские националисты
- Бенгальские поэты XX века
- Смертность от болезни Пика
- Смертность от деменции в Бангладеш
- Индуизм и ислам
- Активисты независимости Индии из Бенгалии
- Индийские поэты-мужчины
- мусульманские поэты
- Жители района Пашим Бардхаман
- Писатели из Дакки
- Лауреаты премии «Экушей Падак»
- Лауреаты премии ко Дню Независимости
- Лауреаты Падма Бхушан в области литературы и образования
- Переводчики Омара Хайяма
- Музыканты из Западной Бенгалии
- Индийские музыканты-мужчины 20-го века
- Индийские поэты XX века
- Захоронения в мавзолее Кази Назрула Ислама
- Персонал индийской армии времен Первой мировой войны
- Солдаты Британской индийской армии
- Поэты Западной Бенгалии
- Индийские писатели-мужчины XX века
- Бенгальцы 20-го века
- Люди из Западной Бенгалии
- Индийские поэты
- Индийские авторы рассказов
- Индийские авторы текстов
- Авторы текстов бенгальского языка
- Индийские драматурги и драматурги
- Индийские драматурги и драматурги XX века.
- Индийские драматурги и драматурги-мужчины
- Индийские эссеисты-мужчины
- Индийские эссеисты XX века
- Мужчины-эссеисты
- Индийские дневники
- Индийские романисты
- Индийские писатели-мужчины
- Индийские романисты XX века
- Писатели на бенгальском языке
- Писатели из Западной Бенгалии