Ислам в Сомали
Ислам по странам |
---|
Исламский портал |
Практикующие ислам впервые прибыли в Сомали в северо-западном городе Зейла при жизни пророка Мухаммеда , после чего построили Масджид аль-Киблатайн ; [ 1 ] как таковой, ислам был частью сомалийского общества с VII века. [ 2 ]
Практика ислама усиливает различия, которые еще больше отличают сомалийцев от их непосредственных соседей. Суннизм – это направление, которое исповедуют 90% населения. [ 3 ] Хотя исследовательский центр Pew не проводил опрос в Сомали, его северо-западный сосед с сомалийским большинством Джибути сообщил о расколе мусульман: 77% придерживаются суннизма , 8% - неконфессиональных мусульман , 2% - шиитов , 13 процентов отказ отвечать, а также дополнительный отчет, включающий регион Сомали, предусматривающий приверженность 2% секте меньшинства (например, ибадизму , коранизму и т. д.). [ 4 ]
Роль религиозных функционеров начала сокращаться в 1950-х и 1960-х годах, когда некоторые из их юридических и образовательных полномочий и обязанностей были переданы светским властям. [ 5 ] Позиция религиозных лидеров существенно изменилась после революции 1969 года и введения научного социализма . Сиад Барре настаивал на том, что его версия социализма совместима с принципами Корана , и осуждал атеизм . Однако религиозных лидеров предупредили не вмешиваться в политику.
История
[ редактировать ]Рождение ислама и средневековье
[ редактировать ]Ислам пришел на северное побережье Сомали с Аравийского полуострова вскоре после хиджры . Зейлы Двухмихрабная мечеть Масджид аль-Киблатайн датируется VII веком и является старейшей мечетью в стране. [ 6 ] Сомалийцы были одними из первых неарабов, принявших ислам. [ 7 ] В конце 9 века Аль-Якуби писал, что мусульмане жили вдоль северного побережья Сомали. [ 8 ] Он также упомянул, что столица королевства Адал находится в городе. [ 8 ] [ 9 ] предполагая, что султанат Адал со штаб-квартирой в Зейле восходит как минимум к 9 или 10 веку. По словам И.М. Льюиса, государством управляли местные сомалийские династии , которые также правили аналогичным образом созданным Султанатом Могадишо в прибрежном регионе Бенадир на юге. История Адала, начиная с этого периода основания, будет характеризоваться чередой сражений с соседней Абиссинией . [ 9 ]
В 1332 году живший в Зейле король Адала был убит в ходе военной кампании, направленной на то, чтобы остановить марш абиссинского императора Амды Сейона I к городу, чтобы отомстить за убитых христиан, в том числе за знаменитого монаха, посланного адалитами для заключения мира и разрушенных церквей. . [ 10 ] Когда последний султан Ифата, Саад ад-Дин II , также был убит императором Давитом I в Зейле в 1410 году, его дети бежали в Йемен , а затем вернулись в 1415 году. [ 11 ] В начале 15 века столица Адала была перенесена дальше вглубь страны, в город Даккар , где Сабр ад-Дин II , старший сын Саад ад-Дина II, основал новую базу после своего возвращения из Йемена. [ 12 ] [ 13 ]
В следующем столетии штаб-квартира Адала снова была перенесена, на этот раз в Харар . Из этой новой столицы Адал организовал эффективную армию во главе с имамом Ахмадом ибн Ибрагимом аль-Гази (Ахмад «Гурей» или «Гран»), которая вторглась в Абиссинскую империю. [ 13 ] Эта кампания XVI века исторически известна как Завоевание Абиссинии ( Футух аль-Хабаш ). Во время войны имам Ахмад первым применил пушки и огнестрельное оружие , поставляемое Османской империей , которое он импортировал через Зейлу и тысячи наемников из мусульманского мира и кочевого Сомали, чтобы вести «священную войну» против эфиопского короля королей. Несколько португальцев под руководством Кристована да Гамы , которые позже пришли на помощь своему этопийскому единоверцу, склонили чашу весов в их пользу. [ 14 ] Некоторые ученые утверждают, что этот конфликт, благодаря использованию обеими сторонами, доказал ценность огнестрельного оружия , такого как с фитильным замком мушкет , пушки и аркебузы , по сравнению с традиционным оружием. [ 15 ]
В эпоху Аджурана султанаты и республики Мерка , Могадишо , Барава , Хобио процветали и вели прибыльную внешнюю торговлю, корабли ходили в Аравию , Индию , Венецию и приходили из них . [ 16 ] Персия , Египет , Португалия и даже Китай . Васко да Гама , проезжавший мимо Могадишо в XV веке, отмечал, что это был большой город с домами в несколько этажей и большими дворцами в центре, а также множеством мечетей с цилиндрическими минаретами . [ 17 ]
Город Могадишо стал известен как Город Ислама . [ 18 ] и контролировал торговлю золотом в Восточной Африке на протяжении нескольких столетий. [ 19 ] В 16 веке Дуарте Барбоза отмечал, что многие корабли из Королевства Камбайя на территории современной Индии плыли в Могадишо с тканью и специями , за что получали взамен золото , воск и слоновую кость . Барбоза также подчеркнул обилие мяса , пшеницы , ячменя , лошадей и фруктов на прибрежных рынках, что принесло торговцам огромное богатство. [ 20 ] Могадишо также был центром процветающей текстильной промышленности, известной как туб бенадир , специализировавшейся, среди прочего, на рынках Египта. [ 21 ]
Современная эпоха
[ редактировать ]Часть серии о |
Культура Сомали |
---|
Культура |
Люди |
Религия |
Язык |
Политика |
в своей полной форме Поскольку мусульмане верят, что их вера была раскрыта Мухаммеду , бида считается большим грехом. Одним из ответов было сделать акцент на возвращении к ортодоксальным мусульманским традициям и полностью противостоять вестернизации . В авангарде этого движения находились суфийские братства, олицетворяемые в Сомали Мохаммедом Абдуллой Хасаном в начале 20 века. В целом лидеры исламских орденов выступали против распространения западного образования. [ 22 ]
Другой ответ заключался в реформировании ислама путем его нового толкования. С этой точки зрения ранний ислам рассматривался как протест против злоупотреблений, коррупции и неравенства; поэтому реформаторы попытались доказать, что мусульманские писания содержат все элементы, необходимые для модернизации. К этой школе мысли принадлежит исламский социализм , отождествляемый, в частности, с египетским националистом Гамалем Абдул Насером . Его идеи понравились многим сомалийцам, особенно тем, кто учился в Каире в 1950-х и 1960-х годах. [ 23 ]
Конституция 1961 года гарантировала свободу религии, но также провозгласила новую независимую республику исламским государством . Первые два правительства после обретения независимости на словах подтвердили принципы исламского социализма, но внесли относительно мало изменений. Переворот 21 октября 1969 года установил радикальный режим, приверженный глубоким переменам. Вскоре после этого Stella d'Ottobre , официальная газета Высшего революционного совета ( ВРК ), опубликовала редакционную статью об отношениях между исламом и социализмом и различиях между научным и исламским социализмом. Утверждалось, что исламский социализм стал слугой капитализма и неоколониализма и инструментом, которым манипулирует привилегированный, богатый и могущественный класс. Напротив, научный социализм был основан на альтруистических ценностях, которые вдохновляли подлинный ислам. Поэтому религиозные лидеры должны оставить светские дела новым лидерам, которые стремятся к целям, соответствующим исламским принципам. Вскоре после этого правительство арестовало нескольких протестующих религиозных лидеров и обвинило их в контрреволюционной пропаганде и пособничестве реакционным элементам в Аравийский полуостров . Власти также уволили нескольких членов религиозных трибуналов за коррупцию и некомпетентность. Когда в январе 1971 года был запущен Трехлетний план на 1971–1973 годы, лидеры SRC почувствовали себя обязанными заручиться поддержкой религиозных лидеров, чтобы преобразовать существующую социальную структуру. 4 сентября 1971 года Сиад Барре призвал более 100 религиозных учителей участвовать в строительстве нового социалистического общества. Он раскритиковал их метод преподавания в коранических школах и обвинил некоторых в использовании религии для личной выгоды.
Кампания за научный социализм усилилась в 1972 году. По случаю Курбан-Байрама , главного мусульманского праздника, связанного с паломничеством, президент определил научный социализм как наполовину практическую работу, наполовину идеологическую веру. Он заявил, что работа и вера совместимы с исламом, поскольку Коран осуждает эксплуатацию и ростовщичество и призывает мусульман к состраданию, единству и сотрудничеству. Но он подчеркнул различие между религией как идеологическим инструментом манипулирования властью и моральной силой. Он осудил антирелигиозную позицию марксистов . Религия, сказал Сиад Барре, является неотъемлемой частью мировоззрения Сомали, но она принадлежит частной сфере, тогда как научный социализм занимается материальными проблемами, такими как бедность. Религиозные лидеры должны проявлять свое моральное влияние, но воздерживаться от вмешательства в политические или экономические вопросы.
Религиозные ордена всегда играли значительную роль в сомалийском исламе. Возникновение этих орденов ( Тарика , «путь» или «путь») было связано с развитием суфизма , мистической секты внутри ислама, зародившейся в IX и X веках и достигшей своего расцвета в XII и XIII веках. В Сомали суфийские ордена появились в городах в 15 веке и быстро стали возрождающей силой. Последователи суфизма стремятся к более близким личным отношениям с Богом посредством специальных духовных дисциплин. Бегству от себя способствуют бедность, уединение и другие формы самоотречения. Членов суфийских орденов обычно называют дервишами , от персидского даравиш (единственное число — дарвиш, «тот, кто отказался от мирских забот, чтобы посвятить себя служению Богу и обществу»). Лидерам ветвей или общин этих орденов дается арабский титул шейх - термин, обычно предназначенный для тех, кто учится в исламе, и редко применяется к обычным вададам (святым людям).
Дервиши кочевали с места на место, обучая. Они наиболее известны своими церемониями, называемыми зикра, во время которых состояния визионерского экстаза вызываются групповым пением религиозных текстов, ритмичными жестами, танцами и глубоким дыханием. Цель состоит в том, чтобы освободиться от тела и вознестись в присутствие Бога. Дервиши сыграли важную роль как основатели сельскохозяйственных религиозных общин, называемых джамаатами (единственное число джамаа). В некоторых из них проживали только мужчины, соблюдающие целомудрие, но обычно в джамаатах жили семьи. Большинство сомалийцев были номинальными членами суфийских орденов.
Местные лидеры братств обычно просили глав родов в тех районах, где они хотели поселиться, получить разрешение на строительство своих мечетей и общин. Участок земли обычно давался бесплатно; часто это была территория между двумя кланами или территория, на которой кочевники имели доступ к реке. Наличие джамаата не только обеспечивало буферную зону между двумя враждебными группировками, но и позволяло дающему получить благословение, поскольку земля считалась отданной Богу. Однако срок владения был исключительно вопросом благотворительности и иногда становился ненадежным в случае разногласий. В 1990 году статистических данных о количестве таких поселений не было, но в 1950-х годах на юге их было более девяноста, а общее количество членов составляло около 35 000 человек. Большинство из них находились в регионах Бакул , Гедо и Бэй или вдоль среднего и нижнего течения реки Шабеле. В других регионах джамаатов было мало, потому что климат и почва не способствовали созданию сельскохозяйственных поселений.
Членство в братстве теоретически является делом добровольным, не связанным с родством. Однако линии передачи часто связаны с конкретным братством, и мужчина обычно присоединяется к ордену своего отца. За посвящением следует церемония, во время которой совершается зикр ордена. Новички клянутся принять главу филиала своим духовным наставником.
Каждый орден имеет свою собственную иерархию, которая предположительно является заменой родственной группы, от которой отделились ее члены. Почитание воздается предыдущим главам ордена, известному как Цепочка благословения, а не предкам. Этой практике особенно соблюдают на юге, где место жительства имеет большее значение, чем происхождение.
Из-за духовного присутствия святого у его могилы суфийские паломники отправляются туда, чтобы помолиться за них и послать им благословения. Члены ордена святого также посещают могилу, особенно в годовщины его рождения и смерти. Говорят, что лидеры суфийских орденов, их ответвлений и отдельных общин обладают баракой , состоянием блаженства, подразумевающим внутреннюю духовную силу, присущую религиозной должности, и могут цепляться за могилу почитаемого лидера, который после смерти считается благочестивым мусульманином. Однако суфии почитают некоторых религиозных лидеров из-за их религиозной репутации, независимо от того, были ли они связаны с орденом или одной из его общин. Святость также приписывалась другим суфиям из-за их статуса основателей кланов или крупных линий передачи. Северные кочевники-скотоводы, вероятно, почитают основателей рода как святых; оседлые сомалийцы почитают святых за их благочестие и бараку.
Традиционное изучение вадаада включает в себя форму народной астрономии, основанную на движении звезд и связанную с сезонными изменениями. Его основная цель — обозначить время миграции, но его также можно использовать для установления дат специфически сомалийских ритуалов. Эти народные знания также используются в ритуальных методах исцеления и отвращения несчастий, а также для гадания.
Вададдо помогает предотвратить несчастье, создавая защитные амулеты и обереги, которые передают часть своей бараки другим, или добавляя бараку Корана к амулету посредством письменного отрывка. Барака святого может быть получена в виде предмета, который прикоснулся к его могиле или был помещен рядом с ним.
Хотя вададдо могут использовать свою силу для проклятий в качестве санкции, несчастья обычно не связывают с проклятиями или колдовством. Сомалийцы приняли ортодоксальную мусульманскую точку зрения, согласно которой поведение человека будет оцениваться в загробной жизни. , что человек, совершивший антиобщественный поступок, например отцеубийство Однако считается , обладает сверхъестественными злыми силами.
Как и другие мусульмане, сомалийцы верят в джиннов . Некоторые сомалийцы полагают, что некоторые виды болезней, включая туберкулез и пневмонию , или такие симптомы, как чихание, кашель, рвота и потеря сознания, являются результатом одержимости духами, а именно ифритами духовного мира. Это заболевание лечит шейх, который неоднократно читает пациенту отрывки из Корана.
Члены клана Йибир обычно считаются потомками еврейских предков -евреев . Некоторые полагают, что этимология слова «Йибир» произошла от слова «иврит». [ 24 ] Однако представители Йибира, как правило, не пытались заявить о своем присутствии еврейским/израильским властям. Несмотря на предполагаемое еврейское происхождение, подавляющее большинство ибиров, как и население Сомали в целом, исповедуют ислам и практически ничего не знают об иудаизме. [ 25 ] [ 26 ]
Номиналы
[ редактировать ]Либеральный ислам
[ редактировать ]В начале января 1975 года, взывая к идее равенства, справедливости и социального прогресса, содержащейся в Коране, Сиад Барре объявил о новом семейном законе, который давал женщинам право на наследование наравне с мужчинами. Некоторые сомалийцы считают, что этот закон стал доказательством того, что SRC хотел подорвать базовую структуру исламского общества. В Могадишо двадцать три религиозных лидера протестовали в своих мечетях. Они были арестованы и обвинены в действиях по подстрекательству иностранной державы и в нарушении государственной безопасности; десять были казнены. Среди них были шейх Ахмед, шейх Мохамед Валаали и шейх Хасан Абсие Дери. [ нужна ссылка ] Однако большинство религиозных лидеров хранили молчание. Правительство продолжало организовывать курсы обучения шейхов научному социализму.
сунниты
[ редактировать ]На протяжении нескольких поколений ислам в Сомали склонялся к шафиитской юриспруденции и суфизму , пока в последние десятилетия не начал вторгаться салафизм. [ 27 ] Влияние исламских религиозных лидеров варьируется в зависимости от региона: на севере оно больше, чем среди некоторых групп в населенных регионах юга. [ нужна ссылка ] Среди кочевников потребности пастырской жизни придавали больший вес роли воина, а религиозные лидеры должны были оставаться в стороне от политических вопросов. [ нужна ссылка ]
суфизм
[ редактировать ]В Сомали были известны три суфийских ордена. В порядке их появления в стране это были Кадирия , и Салихия . Идрисия Рифайя в , ответвление Кадирии, была представлена в основном среди арабов, проживающих Могадишо . [ нужна ссылка ]
Цените это
[ редактировать ]Кадирия, старейший суфийский орден, был основан в Багдаде Абдулом Кадиром аль-Джилани в 1166 году и представлен сомалийским адалам в 15 веке. В 18 веке он был распространен среди оромо и афаров Эфиопии, часто под руководством сомалийских шейхов. Первым известным сторонником Кадирии на севере Сомали был шейх Абд ар Рахман аз Зейлави , который умер в 1883 году. В то время сторонниками Кадирии были торговцы в портах и других местах. Кроме того, орден Кадирии также распространился на портовые города Барааве в неопределенную дату и Могадишо на юге Сомали. В 1819 году шейх Ибрагим Хасан Джебро приобрел землю на реке Джубба и основал религиозный центр в форме фермерской общины, первого сомалийского джамаата (конгрегации).
Среди выдающихся деятелей Кадирии в Сомали был шейх Авес Махаммад Барави (ум. 1909), который распространил учение суфийского ордена на юге страны. Он написал много религиозных стихов на арабском языке и попытался перевести традиционные гимны с арабского на сомалийский, разработав свою собственную фонетическую систему. Другим был шейх Абдиррахман Абдулла из Могадишо, который подчеркивал глубокий мистицизм. Из-за его репутации святости его могила в Могадишо стала центром паломничества в долине Шебелле , а его сочинения продолжали распространяться его последователями даже в начале 1990-х годов.
Идрисия
[ редактировать ]Орден Идрисия был основан Ахмадом ибн Идрисом (1760–1837) из Мекки . Его привез в Сомали шейх Али Майе Дурогба из Мерки в Сомали, выдающийся поэт, присоединившийся к ордену во время паломничества в Мекку. Его «видения» и «чудеса», приписываемые ему, снискали ему репутацию святого человека, а его могила стала популярным местом паломников. Идрисия, самый маленький из трех суфийских орденов, имеет мало ритуальных требований, кроме нескольких простых молитв и гимнов. Однако во время церемоний участники часто впадают в транс. Конфликт по поводу руководства Идрисии среди ее арабских основателей привел к созданию Салихии в 1887 году Мухаммадом ибн Салихом . Одним из прозелитистов Салихии был бывший раб шейх Мухаммад Гулед ар Рашиди , который стал региональным лидером. Он поселился среди народа шидле ( банту, занимавшего среднее течение реки Шебелле ), где получил землю и основал джамаат. Позже он основал еще один джамаат среди аджуранцев. (часть клановой семьи Хавийе), а затем вернулся, чтобы основать еще одну общину среди Шидле перед своей смертью в 1918 году.
Салихия
[ редактировать ]Сомалийская форма тариката Салихия была основана на территории нынешнего северного Сомали в 1890 году Исмаилом Урвайни . Прозелитизм Урвейни на севере Сомали оказал глубокое влияние на полуостров, поскольку позже привел к созданию Дарвийского государства. Основным разногласием между более устоявшейся Кадирией и недавно утвердившимся сомалийским салихизмом в форме Урвайнии была их реакция на вторжения европейских колонизаторов, причем первые казались сторонникам вторых слишком слабыми. Пять лет спустя другой деятель нео-Салихии ускорил урвайнизм или Урвайнию посредством прозелитизма через даравиш, где Дийрие Гуре был султаном и где проповедник Салихии Сайид Мохаммед Абдулла Хасан стал эмиром движения дервишей в длительном сопротивлении абиссинцам и итальянцам. и британские колонизаторы до 1920 года. [ 28 ] [ 29 ]
В целом, лидеры Салихии и Идрисии были больше заинтересованы в создании джамаата вдоль рек Шабиль и Джубба и плодородных земель между ними, чем в обучении, потому что немногие были обучены исламу. Их ранние усилия по созданию фермерских сообществ привели к совместному выращиванию и сбору урожая, а также к некоторым эффективным методам ведения сельского хозяйства. В прибрежном регионе Сомали, например, только члены Джамаа думали о том, чтобы убрать кустарник с территорий вокруг своих полей, чтобы уменьшить места размножения мухи цеце.
Салафизм и захиризм
[ редактировать ]Часть серии о исламизм |
---|
Политический портал |
После начала гражданской войны в начале 1990-х годов исламизм, по-видимому, в основном ограничивался радикальной группой «Аль-Итихад аль-Исламия» . В 1992 году полковник Абдуллахи Юсуф Ахмед собрал силы, чтобы успешно изгнать исламистскую экстремистскую группировку, связанную с группировкой, которая осадила Босасо , известный портовый город и торговую столицу северо-восточной части страны. [ 30 ] На рубеже XXI века наблюдалось растущее распространение пуританского суннизма, в том числе в форме мувахидизма и салафизма . [ 31 ] [ 32 ]
в Сомали нет Хотя официальных демографических данных о захиризме , многие сомалийцы следуют методам исповедания ислама, которые соответствуют убеждениям захири, например, с подозрением к человеческому авторитету в вопросах исламского права. [ 33 ]
Шииты
[ редактировать ]В Сомали никогда не проводилось комплексного исследования религиозной принадлежности, и поэтому данные о приверженности во многом основаны на предположениях. [ 34 ] Историк Дэвид Вестерлунд называет секты шиитов и ваххабитов ( ханбалитский мазхаб ) в Сомали относительно недавними событиями. [ 35 ]
Ибн Баттута в своем путешествии в Зейлу на северо-западе Сомали в XIV веке описал его как город шиитов. [ 36 ] Город Зейла начал постепенно терять свой шиитский характер в период между 1623 и 1639 годами, когда османские администраторы стали все больше считать шиизм, исповедуемый местными сомалийскими шиитами, еретиком из-за продолжающейся Сефевидско-османской войны против Сафи Персии . [ 37 ]
Вторжение Саудовской Аравии в Йемен в 2015 году привело к тому, что большое количество йеменских беженцев -зайди- шиитов искали убежища на севере Сомали. [ 38 ]
Неконфессиональный мусульманин
[ редактировать ]Хотя в Сомали никогда не проводилось всеобъемлющей переписи населения, в которой в качестве альтернативы были бы перечислены различные исламские конфессии, в диаспоре были некоторые сомалийцы, которые использовали самоописание «просто мусульманин» при проверке их религиозной принадлежности. [ 39 ]
Бедро
[ редактировать ]Ибадизм преобладает в Омане и характеризуется принятием меньшего количества хадисов, а также признанием Джами Сахиха и Тартиба аль-Муснада как канонических сборников хадисов. Хотя официально не сообщалось о том, что ибадизм практикуется в Сомали, некоторые кланы восточных харти, мигрировавшие из Сомали в средневековый период и известные как дишииши или мухди, живут в небольшом количестве в Омане, где ибадизм является государственной религией. [ 40 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Льюис, Иоан М. «Завоевание Сомали Африканского Рога». Журнал африканской истории 1.2 (1960): 213–230.
- ^ Страновое исследование: Сомали из Библиотеки Конгресса.
- ^ Олдфилд, ЕС (1993). Эндемические инфекционные болезни Сомали . Том. 16. с. 133. дои : 10.1093/clinids/16.supplement_3.s132 . ПМИД 8443330 .
и не менее 90% - мусульмане-сунниты. Однако между конкурирующими клановыми семьями, кланами и родословными существуют глубокие разногласия. История Сомали — это длинная и повторяющаяся история конфликтов.
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Религиозная идентичность мусульман» . Проект «Религия и общественная жизнь» исследовательского центра Pew . 9 августа 2012 г. Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ Нина Дж. Фицджеральд, Сомали: проблемы, история и библиография, стр. 48.
- ^ Бриггс, Филипп (2012). Сомалиленд . Брэдт Путеводители. п. 7. ISBN 978-1-84162-371-9 .
- ^ Аку, Хизер (2011). Политика одежды в сомалийской культуре (африканские выразительные культуры) . Издательство Университета Индианы; 1-е издание в мягкой обложке.
- ^ Jump up to: а б Американская энциклопедия, том 25 . Американская корпорация. 1965. с. 255.
- ^ Jump up to: а б Льюис, IM (1955). Народы Африканского Рога: Сомали, Афар и Сахо . Международный африканский институт. п. 140.
- ^ Хоутсма, М. Т. (1987). Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла, 1913–1936 гг . БРИЛЛ. стр. 125–126. ISBN 9004082654 .
- ^ мбали, мбали (2010). «Сомалиленд» . Базовый справочник . 28 . Лондон, Великобритания: Мбали: 217–229. дои : 10.1017/S0020743800063145 . S2CID 154765577 . Архивировано из оригинала 23 апреля 2012 г. Проверено 27 апреля 2012 г.
- ^ Бриггс, Филип (2012). Брэдт Сомалиленд: С Аддис-Абебой и Восточной Эфиопией . Брэдт Путеводители. п. 10. ISBN 978-1-84162-371-9 .
- ^ Jump up to: а б Льюис, IM (1999). Пастырская демократия: исследование скотоводства и политики среди северных сомалийцев Африканского Рога . Издательство Джеймса Карри. п. 17. ISBN 0-85255-280-7 .
- ^ И.М. Льюис, Пасторальная демократия: исследование скотоводства и политики среди северных сомалийцев Африканского Рога , (LIT Verlag Münster: 1999), стр.17
- ^ Джереми Блэк, Кембриджский иллюстрированный атлас, Война: от Возрождения до революции , 1492–1792, (Cambridge University Press: 1996), стр.9.
- ^ Джон Доннелли Фейдж и Роланд Энтони Оливер. Журнал африканской истории : 50.
{{cite journal}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Э.Г. Равенштейн (10 июня 2010 г.). Журнал первого путешествия Васко да Гамы, 1497–1499 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 88. ИСБН 978-1-108-01296-6 . Проверено 15 декабря 2011 г.
- ^ Общество, безопасность, суверенитет и государство в Сомали - страница 116.
- ^ Восточная Африка: ее народы и ресурсы - страница 18
- ^ Сэр Реджинальд Коупленд, Восточная Африка и ее захватчики: с древнейших времен до смерти Сейида Саида в 1856 году (Рассел и Рассел: 1965), стр. 38.
- ^ Эдвард А. Альперс (2009). Восточная Африка и Индийский океан . Издательство Маркуса Винера. п. 79. ИСБН 978-1-55876-453-8 . Проверено 15 декабря 2011 г.
- ^ Мэри-Джейн Фокс, Политическая культура в Сомали: поиск путей к миру и конфликтам, стр. 123.
- ^ Отдел федеральных исследований, Сомали, страновое исследование - стр. 143
- ^ Бадер, Кристиан (2000), Ибро: сомалийские маги. Забытые евреи Африканского Рога , Париж, с. 138.
- ^ Фишер, Ян. Джибутийский журнал ; «Евреи Сомали видят лучший день» , The New York Times , 15 августа 2000 г.
- ^ Сомали: Информация о Яхаре также пишется как Йибир.
- ^ Корни исламского конфликта в Сомали (2) | Новости Аарана| 28 сентября 2010 г. | по состоянию на 20 марта 2013 г.
- ^ Африка: информационный бюллетень Ассоциации итальянских компаний в Африке, 1998 г.
- ^ Омар, Мохамед (2001). Борьба на Африканском Роге . п. 402.
Это письмо отправлено всеми Дервишами, Амиром и всеми Долбахантами Правителю Берберы... Мы - Правительство, у нас есть Султан, Амир, и Вожди, и подданные... (ответ) В своем последнем письме мулла делает вид, что говорит от имени дервишей, их эмира (самого себя) и племен долбаханта. Это письмо показывает, что его цель — утвердиться в качестве правителя Долбаханты.
- ^ Жерар Прюнье. «Сомали: гражданская война, интервенция и вывод войск 1990–1995 (июль 1995 г.), стр.6» (PDF) . WRITENET Country Papers, Великобритания . Архивировано из оригинала (PDF) 7 января 2006 года . Проверено 1 января 2006 г.
- ^ Салим, Дельмус (2015). Транснациональное и локальное в политике ислама . п. 145.
- ^ Остебо, Терье (2011). Локализация салафизма: религиозные изменения мусульман-оромо в Бале, Эфиопия п. 249.
- ^ Рехман, Джавайд и Элени Полименопулу. «Является ли зеленый цвет частью радуги: шариат, гомосексуальность и права ЛГБТ в мусульманском мире». Fordham Int'l LJ 37 (2013): 1.
- ^ Абдуллахи, Мохамед Дирие. Культура и обычаи Сомали. Том. 2. Издательская группа Гринвуд, 2001.
- ^ Дэвид Вестерлунд, Ингвар Сванберг. Ислам за пределами арабского мира . Пэлгрейв Макмиллан, 1999. ISBN 0-312-22691-8 , ISBN 978-0-312-22691-6 . стр. 41
- ^ История Сомали Рафаэль Чиджиоке Ньоку, стр. 38
- ^ Ахнаваз, Джавад. «Ислам и исламская цивилизация». Исследовательский журнал гуманитарных и социальных наук 5.1 (2014): 10-16.
- ^ Кальдараро, Никколо. «Древний Йемен, Иран, Каир, Саудовская Аравия и борьба за современность на Аравийском полуострове». (2016).
- ^ Аббаси-Шавази, Мохаммад Джалал и Гэвин В. Джонс. «Социально-экономические и демографические условия мусульманского населения». Ислам, государство и население (2001).
- ^ Альмакрами, Мохсен Хеба. «Число, род и время в диалекте Альджудхи языка Мехри в Саудовской Аравии». Теория и практика изучения языка 5.11 (2015): 2230–2241.
- В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел .