Римский мост
Древние римляне были первой цивилизацией, построившей большие постоянные мосты . [1] В ранних римских мостах использовались методы, привнесенные этрусскими иммигрантами , но римляне усовершенствовали эти навыки, разрабатывая и совершенствуя такие методы, как арки и замковые камни . Существовало три основных типа римских мостов : деревянный, понтонный и каменный. Ранние римские мосты были деревянными, но ко II веку стали использовать камень. использовалась арка В каменных мостах в качестве основной конструкции , а чаще всего использовался бетон - первое использование этого материала в мостостроении.
История
[ редактировать ]После завоеваний Приска Тарквиния этрусские инженеры мигрировали в Рим, привезя с собой свои знания в области строительства мостов. Самым старым мостом Древнего Рима был Понс Сублиций . [2] [3] Он был построен в VI веке до нашей эры Анком Марцием над рекой Тибр . [3] [4] Римляне усовершенствовали этрусские архитектурные приемы. Они разработали вуссуар , более прочные замковые камни , своды и превосходные арочные мосты. [5] [6] Римские арочные мосты были способны выдерживать большие нагрузки за счет распределения сил по мостам. [7] Многие римские мосты имели полукруглые арки, но некоторые были сегментными , то есть с дугой менее 180 градусов. [8]
Ко II веку до нашей эры римляне усовершенствовали свои методы строительства мостов, используя более прочные материалы, такие как вулканический пепел , известь и гипс . Кроме того, они начали использовать железные зажимы , чтобы скреплять мосты, сооружая арки в середине реки, и пятиугольные камни, чтобы обеспечить более широкие своды . [9] По словам канадского классика Джона Питера Олесона , никаких известных каменных мостов не существовало в Италии до II века до нашей эры. [7] [10] Эта точка зрения не получила единогласной поддержки: испанский инженер Леонардо Фернандес Трояно предположил, что каменные мосты существовали со времен доримской Италии . [11] [12]
Между 150 и 50 гг. до н.э. было построено множество каменных римских мостов, мост Эмилия . первым из которых был [2] [13] Инженеры начали использовать камень вместо дерева, чтобы проиллюстрировать Pax Romana и построить долговечные мосты. [14] Это были первые когда-либо построенные крупномасштабные мосты. [9] Мосты были построены римским правительством для нужд военных и администрации империи. Иногда дороги и мосты использовались в коммерческих целях, но это было редкостью, поскольку лодки лучше служили потребностям римской экономики . [15]
Ко II веку римские методы пришли в упадок и были практически утеряны к IV веку. [3] , используются до сих пор Некоторые римские мосты, такие как Понс Фабрициус , и даже после падения Западной Римской империи инженеры копировали их мосты. [16] Римские методы строительства мостов сохранялись до 18 века: [3] например, преобладание арок в мостах можно отнести к римлянам. [15]
Строительство
[ редактировать ]Измерения
[ редактировать ]Римские мосты были намного больше, чем мосты других цивилизаций. Их длина могла составлять от 4,6 до 18,3 метра (от 15 до 60 футов). Ко времени Августа , на рубеже 1-го тысячелетия, максимальный пролет римских мостов увеличился примерно с 24 метров (79 футов) в 142 г. до н.э. до 35 метров (115 футов). [17] Понте Сант-Анджело , построенный во времена правления Адриана , имеет пять арок, каждая с пролетом 18 метров (59 футов). [11] Мост в Алькантаре имеет опоры шириной 1 метр (3 фута 3 дюйма), высоту 47 метров (154 фута) и арки пролетом 1,3 метра (4 фута 3 дюйма). Другой мост через реку Бибей в Галисии имеет опору шириной 1 метр (3 фута 3 дюйма), арки с пролетом 4,3 метра (14 футов), боковые арки 6 и 9 метров (20 и 30 футов) и арка длиной 18,5 метров (61 фут). Более широкие пролеты увеличивают дренаж моста, уменьшают давление воды на перемычки и уменьшают вес моста. [11] Мост Траяна через Дунай представлял собой сегментированные деревянные арки с открытыми перемычками (стоящие на бетонных опорах высотой 40 метров (130 футов)). Это должен был быть самый длинный арочный мост за тысячу лет как по общей, так и по индивидуальной длине пролетов. длиной 790 метров (2590 футов) Самый длинный сохранившийся римский мост — это Пуэнте Романо в Мериде . [18]
Каменные мосты
[ редактировать ]Строя мосты через движущиеся водоемы, римские инженеры начинали с закладки фундамента. Сначала они использовали тяжелую древесину в качестве глубокого фундамента в русле реки, но более поздний метод включал использование водонепроницаемых стен для перенаправления воды, а затем закладку каменного фундамента на этом участке. Для облегчения строительства фундамента работы проводились исключительно в засушливый сезон . Это обеспечило доступ к как можно большему количеству пирсов. Есть свидетельства того, что для строительства мостов реки были изменены. Подобную практику мог совершить Траян при строительстве моста через Дунай. Римские инженеры могли перенаправить реки, используя элементарные методы и инструменты. Иногда в основу добавляли грязь. Фундамент моста мог быть построен как выше, так и ниже уровня воды . Строительство моста над уровнем воды привело к необходимости расширения пролета. [16] [15] Туннели и перемычки моста были спроектированы так, чтобы уменьшить вес моста и выполнять функцию наводнений . [15]
Понс Эмилий, вероятно, имел каменные опоры с деревянными дорожными полотнами и арками. [2] Они были перестроены из камня в 142 г. до н.э. и простирались либо от устоев до опор , либо наоборот. На протяжении всей римской истории кирпичные или каменные арки использовались для поддержки веса мостов. [16] Римские инженеры строили мосты с одной длинной аркой вместо нескольких меньших. Эта практика облегчила строительство, поскольку им нужно было построить только одну арку на суше, а не множество в воде. Римские арки были полукруглыми и использовали вуссуары одинаковых размеров и конические сечения с одинаковой окружностью. [11] [19] Позже в римской истории арки стали становиться полукруглыми . [20] [21] Иногда арки были сегментными или не полукруглыми. [8] Эту технику изобрели римляне. Сегментированные арки позволяли проходить большему количеству паводковой воды, предотвращая снос моста и делая его легче. Мост Лимира на юго-западе Турции имеет 26 сегментных арок со средним соотношением пролета к высоте 5,3:1. [22] придав мосту необычайно плоский профиль, непревзойденный уже более тысячелетия. [23] Позднеримский мост Карамагара в Каппадокии на востоке Турции, возможно, представляет собой самый ранний из сохранившихся мостов с остроконечной аркой, хотя сейчас он затоплен плотиной Кебан . [18] Римские арки не могли должным образом вписаться в арочные пружины, из-за чего основание арок поднималось вверх.
Во II веке арки истончились, а перемычки стали плоскими и пронизанными отверстиями. Они были построены с использованием деревянного каркаса, удерживающего на месте клиновидные блоки. После этого деревянную раму убрали, но вес краеугольного камня , последнего блока, который нужно было поставить на место, удержал ее вместе. [24] Мосты имели опоры на каждом конце и опоры посередине, эти две конструктивные особенности несут на себе большую часть веса моста. Устои могут быть построены во многих арках моста, что позволяет строить каждую отдельно. [16] Пирсы обычно имели толщину двадцать шесть футов и обрамлены скворцами были . Позднеантичный мост Карамагара представляет собой ранний пример использования остроконечных арок .
Римские опоры были достаточно толстыми, чтобы выдержать давление арки. Каменные арки позволяли мостам иметь гораздо большие пролеты. [9] Обычно железные хомуты, покрытые свинцом для строительства опор использовались . Из-за плохой работы под водой римские пирсы со временем часто разрушались. [15] Мосты, сохранившиеся до наших дней, часто имели прерывистую воду со стороны верхнего течения и плоскую поверхность вниз по течению, хотя некоторые мосты, такие как мост в Честере , являются исключениями. [15]
две ниши с карнизами вставлены Между пилястрами . Затем их поместили над подставленными скворцами. Римские мосты имели перемычки , между которыми изображения дельфинов . часто вставлялись [3] Они редко имели широкие пролеты и толстые опоры с дугообразными опорами с небольшими отверстиями для стока воды. Во время строительства краны использовались для перемещения материалов и подъема тяжелых предметов. [25] Некоторые мосты имели перроны . Их использовали для окружения пирсов. Обычно перроны закрывали участок русла ручья возле моста. [15]
Агриппа использовал тесаный камень и кирпич для покрытия внешней части мостов, а также бетон для опор и водных каналов. Каменный камень использовался потому, что для заливки бетона требовалось большое количество древесины. [26] Травертиновый известняк и туф использовались для строительства римских мостов. [7] или они могут быть сделаны из сухого щебня или бетона. Часто строительные материалы различались по гладкости или рустовке . Другие мосты были построены из выпуклого известняка в сочетании с карнизами, вуссуарами и плитами. Иногда скальные породы , контрфорсы и своды . для строительства мостов использовались [7] Мосты, построенные в Иберии, как правило, имели цилиндрическую геометрию свода. [25] В первой половине II века до нашей эры каменные блоки, скрепленные железными зажимами, использовались при строительстве мостов.
Кирпичные мосты
[ редактировать ]Хотя римские кирпичи использовались для строительства многих мостов, гораздо чаще их использовали для строительства акведуков. Мосты, построенные из кирпича, были редкостью, поскольку кирпичи часто не выдерживали эрозии . [27] Кирпичные мосты, которые были построены, обычно использовались военными , и они использовали методы строительства, называемые opus vittatum и opus mixtum , причем последний чередовал ряды кирпичей в opus reticulatum . [14] Примерами являются мосты в Кармоне , Паломасе , Эстремадуре и Понте-делла-Кьянче в Италии. Один кирпичный мост в Тичино , Швейцария , имеет каменные арки и кирпичные перемычки. [11] Кирпичи иногда использовались для создания частей мостов, таких как своды , опоры со сварными соединениями , а также кирпичные и растворные щебни . [8]
Деревянные мосты
[ редактировать ]Ранние римские мосты были деревянными, в том числе мост, построенный Аполлодором и Понсом Сублицием, старейшим мостом в древнем Риме, и они, вероятно, были распространены в Северной Европе и на Тирренском побережье ; [15] однако из-за недостаточной прочности немногие из них дожили до наших дней. [28] Эти мосты поддерживались деревянными эстакадами, перетянутыми горизонтальными брусьями и укрепленными подкосами , возможно, они были консольными . Чтобы упростить процесс рубки деревьев, использовались несколько более коротких брусьев. [3] Деревянные столбы были вбиты в землю, а на них уложены плоские куски древесины, чтобы создать ровную поверхность. [29]
Другие ранние методы строительства деревянных мостов включали использование барж , иногда их пришвартовывали бок о бок. Рабочие поднимали гири, иногда на веревке, а затем они падали на сваи. Этот метод строительства, называемый забивкой свай , был необходим для правильного функционирования деревянных мостов. Потому что этот метод создал перемычки , которые представляют собой ограждения, построенные для откачки воды с территории. [30] На этом участке будет заложено основание фундамента моста. [15] Перемычки были построены из множества свай, скрепленных вместе. Возможно, сваи были соединены между собой, чтобы улучшить позиционирование, водонепроницаемость или и то, и другое. Коффердамы должны были быть запечатаны утрамбованной глиной. [15] Перемычки также должны были быть постоянно сухими. Чтобы добиться этого, инженеры использовали такие инструменты, как ведра, для слива воды. [15] Деревянные мосты можно было сжечь, чтобы остановить нападавшего, или быстро разобрать. [7] [31] Например, по словам Ливия , во время битвы с сабинянами римляне подожгли один из своих деревянных мостов, отбросив противника назад. [32] В других ранних деревянных мостах использовались стойки и перемычки .
Понтонные мосты
[ редактировать ]Понтонные мосты строились путем переправы лодок из стороны в сторону через реку. [29] [5] Во время Юлия Цезаря в кампании Германии он строил мосты , забивая в русло реки деревянные сваи с плавучих платформ и закрепляя на них балки под прямым углом , образуя эстакады. Траян построил еще один мост, поддерживаемый камнем, во время Дакийских войн . [4] Римские инженеры постепенно разработали новые методы строительства мостов, такие как основания овальной формы и основания с отверстиями для облегчения движения воды. Многие мосты имели мраморные рельефы или резьбу , но эти мосты, вероятно, использовались исключительно правительственными чиновниками из-за сложности и дороговизны резьбы по мрамору.
Типология
[ редактировать ]Существовало три основных типа римских мостов. Это были деревянные, понтонные и каменные мосты. Список римских мостов, составленный инженером Колином О'Коннором, включает 330 каменных мостов для движения транспорта, 34 деревянных моста и 54 моста-акведука , значительная часть которых до сих пор стоит и даже используется для перевозки транспортных средств. [23] Более полное исследование, проведенное итальянским ученым Витторио Гальяццо, выявило 931 римский мост, в основном каменный, в 26 различных странах (включая бывшую Югославию ; см. таблицу справа). [19] Сегментарная арка — это арка размером меньше полукруга. [8] Римляне строили как однопролетные, так и длинные многоарочные акведуки , такие как Акведук Пон-дю-Гар и Сеговия . Их мосты часто имели паводковые отверстия в опорах, например, в Понсе Фабрициусе в Риме (62 г. до н.э.), одном из старейших крупных мостов в мире, который до сих пор стоит.
В Британии существовало два основных типа деревянных мостов. Маленькие деревянные мосты с балками и большие из камня и дерева. Во всем остальном римском мире, за исключением Северной Европы, были распространены арочные мосты из камня. Вероятно, это было связано с климатом и реками регионов. В южных частях Империи реки были намного спокойнее, а уровень воды был ниже. Это обеспечило простоту возведения фундамента. А вот в северных районах закладывать фундамент было гораздо сложнее из-за высокого уровня воды, мутности воды и значительного расхода воды. [33]
Расположение
[ редактировать ]Европа | 830 | Азия | 74 | Африка | 57 |
---|---|---|---|---|---|
Италия | 460 | Турция | 55 | Тунис | 33 |
Испания | 142 | Сирия | 7 | Алжир | 18 |
Франция | 72 | Иордания | 5 | Ливия | 5 |
Германия | 30 | Ливан | 4 | ||
Великобритания | 29 | Израиль | 2 | ||
Португалия | 14 | Иран | 1 | ||
Югославия | 13 | ||||
Швейцария | 11 | ||||
Греция | 10 | ||||
Нидерланды | 4 | ||||
Болгария | 3 | ||||
Люксембург | 3 | ||||
Албания | 2 | ||||
Австрия | 2 | ||||
Бельгия | 2 | ||||
Румыния | 2 | ||||
Венгрия | 1 |
Мостовые работы
[ редактировать ]Затраты на строительство и ремонт мостов, известные как opus pontis («работы по мостам»), несли ответственность за несколько местных муниципалитетов. Их общие затраты доказывают, что римские мосты принадлежали региону в целом, а не какому-то одному городу (или двум, если они находились на границе). Мост Алькантара в Лузитании , например, был построен на средства 12 местных муниципалитетов, имена которых были добавлены в надпись. [35] Позже, в Римской империи , местные землевладельцы должны были платить десятину империи за opus pontis . [36] [37] Англосаксы bricg продолжили эту практику с помощью -geworc , буквального перевода opus pontis . [38]
Примеры
[ редактировать ]Построенный в 142 г. до н. э., Понс Эмилий , позже названный Понте Ротто (сломанный мост), является старейшим римским каменным мостом в Риме , от которого сохранилась только одна арка и пирс. Однако данные свидетельствуют о том, что только абатмент датируется II веком до нашей эры, а арка и пирс, возможно, относятся к реконструкции во время правления Августа (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.). [39] Понс Фабрициус, построенный в 62 г. до н.э. во времена поздней республики, является старейшим римским мостом, который до сих пор не поврежден и используется. [40] Самым большим римским мостом был мост Траяна через нижний Дунай , построенный Аполлодором Дамасским , который на протяжении тысячелетия оставался самым длинным мостом, построенным как по общей длине, так и по длине пролета. [41]
Большой мост через реку
[ редактировать ]Римские инженеры построили мосты с каменными арками или каменными колоннами через все основные реки своей Империи , за исключением двух: Евфрата , который лежал на границе с конкурирующими персидскими империями , и Нила , самой длинной реки в мире, через которую был построен мост. еще в 1902 году у британской Старой Асуанской плотины . [42] Самыми крупными реками, которые римляне перекинули прочными мостами, были Дунай и Рейн , две крупнейшие европейские реки к западу от Евразийской степи . Нижний Дунай пересекали как минимум два ( мост Траяна , мост Константина ), а средний и нижний Рейн — четыре разных моста ( Римский мост в Майнце , Рейнские мосты Цезаря , Римский мост в Кобленце , Римский мост в Кёльне ). На реках с сильным течением и для обеспечения быстрого передвижения армии понтонные мосты . также обычно использовались [43] Судя по явному отсутствию записей о досовременных массивных мостах, перекинутых через более крупные реки, [11] Римский подвиг кажется непревзойденным в мире вплоть до XIX века.
См. также
[ редактировать ]- Список римских мостов
- Мосты в Риме
- Мосты-рекордсмены древности
- Римская архитектура
- Римская архитектурная революция
Сноски
[ редактировать ]- ^ О'Коннор 1993 , с. 1
- ^ Перейти обратно: а б с Олдрете, Грегори С. (5 марта 2007 г.). Разлив Тибра в Древнем Риме . Джу Пресс. ISBN 978-0-8018-9188-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Уитни, Чарльз С. (1 января 2003 г.). Мосты мира: их проектирование и строительство . Курьерская корпорация. ISBN 978-0-486-42995-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Корбишли, Майк (2004). Иллюстрированная энциклопедия Древнего Рима . Публикации Гетти. п. 24. ISBN 978-0-89236-705-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Бансон, Мэтью (14 мая 2014 г.). Энциклопедия Римской империи . Издательство информационной базы. п. 194. ИСБН 978-1-4381-1027-1 .
- ^ Робертсон, DS (1943). Греческая и римская архитектура (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 231.
Римляне были первыми строителями в Европе, а может быть, и первыми в мире, в полной мере оценившими преимущества арки, свода и купола.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Олесон, Джон Питер (2008). Оксфордский справочник по технике и технологиям в классическом мире . Издательство Оксфордского университета. стр. 259, 456, 569–571. ISBN 978-0-19-973485-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Билл, Кристина (1 сентября 1988 г.). «Проектирование сегментарной дуги» . Группа Абердин . Проверено 21 марта 2022 г. - через Concrete Construction.
- ^ Перейти обратно: а б с Дюпре, Жюдит (7 ноября 2017 г.). Мосты: история самых впечатляющих пролетов в мире . Беговой пресс. ISBN 978-0-316-47380-4 .
- ^ Олесон, Джон Питер (13 июня 2018 г.). «КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ» .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Трояно, Леонардо Фернандес (2003). Мостостроение: глобальная перспектива . Томас Телфорд. стр. 86, 94, 100–107. ISBN 978-0-7277-3215-6 .
- ^ "основной" . CFCSL . Проверено 12 марта 2022 г.
- ^ Проске, Дирк; Гелдер, Питер ван (18 сентября 2009 г.). Безопасность исторических каменных арочных мостов . Springer Science & Business Media. стр. 37–38. ISBN 978-3-540-77618-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Бове, Л.; Бергамаско, И.; Липпиелло, М. (2004). Каменные мосты в Южной Италии: от римской традиции до середины XIX века . Кафедра строительства и математических методов архитектуры Неаполитанского университета – факультет архитектуры. стр. 3–4.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Раддок, Тед (15 мая 2017 г.). Каменные мосты, виадуки и акведуки . Рутледж. стр. XXI, 15–23. ISBN 978-1-351-91928-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Мейнард, Чарльз В. (15 января 2006 г.). Технология Древнего Рима . The Rosen Publishing Group, Inc., стр. 15–21. ISBN 978-1-4042-0556-7 .
Концы моста, называемые устоями, были построены с каждой стороны, а опоры располагались посередине. Устои и опоры приняли на себя большую часть веса моста.
- ^ Гагарин, Михаил; Фантэм, Элейн (2010). Оксфордская энциклопедия Древней Греции и Рима . Издательство Оксфордского университета. п. 25. ISBN 978-0-19-517072-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Гальяццо 1995 , стр. 92, 93 (рис. 39)
- ^ Перейти обратно: а б Гальяццо 1994 , с. 2 (индекс)
- ^ Гальяццо 1995 , стр. 429–437
- ^ О'Коннор 1993 , с. 171
- ^ О'Коннор 1993 , с. 126
- ^ Перейти обратно: а б О'Коннор 1993 , с. 187 и далее
- ^ Уль, Зина М. (15 декабря 2019 г.). Как STEM построил Римскую империю . The Rosen Publishing Group, Inc., стр. 33–34. ISBN 978-1-7253-4154-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Ареде, Антониу; Коста, Кристина (1 октября 2019 г.). Материалы АРХ 2019: 9-я Международная конференция по арочным мостам . Спрингер Природа. стр. 31–34. ISBN 978-3-030-29227-0 .
- ^ Гаррисон, Ерван Г. (19 декабря 2018 г.). История техники и технологий: искусные методы . Рутледж. ISBN 978-1-351-44047-9 .
- ^ Егюль, Фикрет; Фавро, Диана (5 сентября 2019 г.). Римская архитектура и урбанизм: от истоков до поздней античности . Издательство Кембриджского университета. п. 153. ИСБН 978-0-521-47071-1 .
- ^ Глик, Томас Ф.; Ливси, Стивен; Уоллис, Фейт (27 января 2014 г.). Средневековая наука, технология и медицина: энциклопедия . Рутледж. п. 103. ИСБН 978-1-135-45932-1 .
- ^ Перейти обратно: а б МакГео, Кевин М. (26 марта 2009 г.). Римляне: Введение . ОУП США. п. 213. ИСБН 978-0-19-537986-0 .
- ^ Чисхолм, Хью, изд. (1911). « Коффердам ». Британская энциклопедия . Том. 6 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 649.
- ^ Ландарт, Паула (5 декабря 2021 г.). В поисках Древнего Рима: Прогулки по городу . Паула Ландарт. стр. 45–46.
- ^ Ливий, Тит. Ранняя история Рима (PDF) . п. 43.
- ^ Харрисон, Дэвид Физерстоун (2004). Мосты средневековой Англии: транспорт и общество, 400–1800 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 99. ИСБН 978-0-19-927274-7 .
- ^ Гальяццо 1994, с. 2 (Индекс). Исследование Гальяццо исключает позднеримские или византийские постройки.
- ^ Фротингем, AI (1915). «Римская территориальная арка» . Американский журнал археологии . 14 (19). Компания Макмиллан: 159, 172.
- ^ Джеймс-Рауль, Даниэль; Томассет, Клод (2006). Мосты в средние века (на французском языке). Прессует Париж Сорбонну. п. 201. ИСБН 9782840503736 . Проверено 15 июля 2017 г.
- ^ Гиллеспи, Дональд С. (2015). Ле Бо Дьё . Издательство «Святой огонь». п. 27. ISBN 9781603835084 . Проверено 15 июля 2017 г.
- ^ Босворт, Джозеф (1882). Англосаксонский словарь: на основе собрания рукописей покойного Джозефа Босворта ... Clarendon Press. п. 125 . Проверено 15 июля 2017 г.
- ^ Платнер, Сэмюэл Болл, Топографический словарь Древнего Рима , изд. Эшби, Томас, Лондон: Oxford University Press, 1929 г. [Тэйер, Билл (17 мая 2020 г.) «Pons Aemilius» , Чикагский университет , по состоянию на 9 июня 2021 г.]
- ^ Тейлор, Рабун М. (2000). Общественные нужды и частные удовольствия: распределение воды, река Тибр и городское развитие Древнего Рима . Л'ЕРМА ди БРЕТШНАЙДЕР. стр. 141–. ISBN 978-88-8265-100-8 .
- ^ Где находятся величайшие мосты Древнего Рима? , получено 5 сентября 2023 г.
- ^ О'Коннор 1993 , стр. 193–202 (Приложения A и B) Категории
- ^ О'Коннор 1993 , стр. 133–139.
Ссылки
[ редактировать ]- Фуэнтес, Мануэль Дуран: Строительство римских мостов в Испании , Хунта-де-Галисия, Сантьяго-де-Компостела, 2004 г., ISBN 978-84-453-3937-4
- Фернандес Трояно, Леонардо (2003), Мостостроение. Глобальная перспектива , Лондон: Thomas Telford Publishing, ISBN 0-7277-3215-3
- Гальяццо, Витторио (1995), Римские мосты , т. 1, Тревизо: Edizioni Canova, ISBN 88-85066-66-6
- Гальяццо, Витторио (1994), Римские мосты. Общий каталог , том. 2, Тревизо: Edizioni Canova, ISBN 88-85066-66-6
- Газзола, Пьеро (1963), Римские мосты. Вклад в систематический указатель с критическим библиографическим исследованием , Флоренция.
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - О'Коннор, Колин (1993), Роман Бриджес , издательство Кембриджского университета, ISBN 0-521-39326-4
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Траян - Техническое исследование римских общественных работ
- Воды Рима: мосты через реку Тибр и развитие древнего города Рима
- Livius.org: Pontes longi - римские болотные мосты.