Поток сознания
В литературной критике поток сознания — это способ или метод повествования , который пытается «изобразить множество мыслей и чувств, проходящих через разум» рассказчика. [ 1 ] Обычно это внутренний монолог , который бессвязен или имеет неправильную пунктуацию. [ 2 ] Этот термин был впервые использован в 1855 году и впервые применен к литературной технике в 1918 году. Хотя критики указывали на различных литературных предшественников, только в 20 веке эта техника была полностью развита такими писателями- модернистами, как Марсель Пруст , Джеймс Джойс. , Дороти Ричардсон и Вирджиния Вульф .
Повествования о потоке сознания продолжают использоваться в современной прозе, и этот термин был принят для описания аналогичных техник в других формах искусства, таких как поэзия, написание песен и кино.
Происхождение термина
[ редактировать ]Александр Бейн использовал этот термин в 1855 году в первом издании «Чувств и интеллекта» , когда он писал: «Совпадение ощущений в одном общем потоке сознания – на одном и том же мозговом пути – позволяет легко ассоциировать ощущения, принадлежащие к различным чувствам». как ощущения того же чувства». [ 3 ] Но этот термин обычно приписывают Уильяму Джеймсу, который использовал его в 1890 году в своих «Принципах психологии» : «Сознание, таким образом, не кажется самому себе раздробленным на кусочки... оно не представляет собой ничего соединенного; оно течет. «Река» «или «поток» — это метафоры, с помощью которых оно наиболее естественно описывается. Говоря о нем в дальнейшем, давайте будем называть его потоком мысли, сознания или субъективной жизни» . [ 4 ]
Этот термин был впервые применен в литературном контексте в «Эгоисте в апреле 1918 года » Мэй Синклер по отношению к ранним томам романа Дороти Ричардсон « Паломничество» . Ричардсон, однако, назвал этот термин «прискорбно неудачно выбранной метафорой». [ 5 ] [ 6 ]
Определение
[ редактировать ]Поток сознания — литературный метод изображения потока мыслей и чувственных впечатлений персонажа «обычно в беспунктовой или бессвязной форме внутреннего монолога». Хотя многие источники используют термины «поток сознания» и «внутренний монолог» как синонимы, Оксфордский словарь литературных терминов предполагает, что «их также можно различать психологически и литературно. В психологическом смысле поток сознания является предметом исследования, а внутренний монолог – это техника его подачи». А что касается литературы, то «хотя внутренний монолог всегда излагает мысли героя «непосредственно», без видимого вмешательства обобщающего и отбирающего рассказчика, он не обязательно смешивает их с впечатлениями и восприятиями и не обязательно нарушает грамматические нормы, или логика – но техника потока сознания также делает одну или обе эти вещи». [ 2 ]
Точно так же Британская энциклопедия Online , согласившись с тем, что эти термины «часто используются как взаимозаменяемые», предполагает, что «хотя внутренний монолог может отражать все полумысли, впечатления и ассоциации, которые вторгаются в сознание персонажа, он также может быть ограничивается организованным изложением рациональных мыслей этого персонажа». [ 7 ]
В следующем примере потока сознания из «Улисса » Джеймса Джойса Молли ищет сна:
четверть спустя какого-то неземного часа, я полагаю, они только встают в Китае, сейчас расчесывают свои косички на день, скоро монахини позвонят в ангелус, и никто не придет, чтобы испортить им сон, кроме пары-тройки странных священников для его ночного кабинета. будильник по соседству с петушиным криком вышибает мозги, дайте мне посмотреть, смогу ли я задремать 1 2 3 4 5 что это за цветы, которые они придумали, как звезды, обои на Ломбард-стрит были намного красивее, фартук, который он мне дал, был похож что-то только я носил его только два раза лучше опусти эту лампу и попробуй еще раз, чтобы можно было пораньше встать [ 8 ]
Разработка
[ редактировать ]Начало до 1900 г.
[ редактировать ]Хотя использование повествовательной техники потока сознания обычно ассоциируется с модернистскими романистами первой половины двадцатого века, было предложено несколько предшественников, в том числе Лоуренса Стерна « психологический роман Тристрам Шенди» (1757). [ 9 ] [ нужен пример ] Джон Нил в своем романе «Семьдесят шесть» (1823) также использовал раннюю форму этого стиля письма, характеризующуюся длинными предложениями с множеством уточнений и выражениями тревоги со стороны рассказчика. [ 10 ] До XIX века философы- ассоцианты , такие как Томас Гоббс и епископ Беркли , обсуждали концепцию « хода мысли ».
Было также высказано предположение, что Эдгара Аллана По рассказ « Сердце-обличитель » (1843) предвосхищает эту литературную технику девятнадцатого века. [ 11 ] История По представляет собой повествование от первого лица , рассказанное неназванным рассказчиком, который пытается убедить читателя в своем здравомыслии, описывая совершенное им убийство, и ее часто читают как драматический монолог . [ 12 ] Джордж Р. Клей отмечает, что Лев Толстой , «когда этого требуют обстоятельства… применяет модернистскую технику потока сознания» как в «Войне и мире » (1869), так и в «Анне Карениной» (1878). [ 13 ]
Рассказ , « Происшествие на мосту Оул-Крик другого американского автора, Амброуза Бирса » (1890) также отказывается от строгого линейного времени, чтобы зафиксировать внутреннее сознание главного героя. [ 14 ] Из-за его отказа от хронологии в пользу свободных ассоциаций, Эдуарда Дюжардена книга «Les Lauriers sont coupés » (1887) также является важным предшественником. Действительно, Джеймс Джойс «взял экземпляр романа Дюжардена… в Париже в 1903 году» и «признал определенное заимствование из него». [ 15 ]
Некоторые указывают на Антона Чехова (1881–1904). рассказы и пьесы [ 16 ] и (1892) Кнута Гамсуна » « Голод (1890) и «Тайны» , предлагающие проблески использования потока сознания в качестве повествовательной техники в конце девятнадцатого века. [ 17 ] Хотя «Голод» широко считается классикой мировой литературы и новаторским модернистским романом, «Тайны» также считаются новаторским произведением. Утверждалось, что Гамсун намного опередил свое время, используя поток сознания, в частности, в двух главах этого романа. [ 18 ] [ 19 ] много сказочных аспектов Британский писатель Роберт Фергюсон сказал: «В «Тайнах» . В этой книге… это… две главы, где он изобретает поток сознания, написанный в начале 1890-х годов. Это было задолго до Дороти Ричардсон, Вирджиния Вульф и Джеймс Джойс». [ 19 ] Генри Джеймс также был предложен в качестве важного предшественника еще в работе «Портрет дамы» (1881). [ 20 ] Было высказано предположение, что он повлиял на более поздних писателей потока сознания, в том числе на Вирджинию Вульф , которая не только читала некоторые из его романов, но и писала о них эссе. [ 21 ]
Однако также утверждалось, что Артур Шницлер (1862–1931) в своем рассказе «Лейтнант Густл» («Никто, кроме храбрых», 1900) был первым, кто в полной мере использовал технику потока сознания. [ 22 ]
Начало двадцатого века
[ редактировать ]Лишь в двадцатом веке эта техника была полностью разработана модернистами. Марселя Пруста часто представляют как ранний пример писателя, использующего технику потока сознания в его романе « A la recherche du temps perdu» (1913–1927) (« В поисках утраченного времени »), но Роберт Хамфри отмечает, что Пруст «обеспокоен только с напоминающим аспектом сознания» и что он «намеренно возвращался к прошлому, чтобы общаться; поэтому он не написал роман о потоке сознания». [ 23 ] Писатель Джон Каупер Поуис также утверждает, что Пруст не использовал поток сознания: «хотя нам говорят, что думает герой или что думает Сван, нам говорит это скорее автор, чем либо «Я» рассказа, либо Чарльз Сванн. ." [ 24 ]
Пойдем тогда, ты и я,
Когда вечер раскинулся на фоне неба
Как пациент, эфирированный на столе;
Пойдем по каким-то полупустынным улицам,
Бормотание отступает
О беспокойных ночах в однодневных дешевых отелях
И опилочные рестораны с ракушками устриц:
Улицы, которые следуют, как утомительный спор
Коварного намерения
Чтобы подвести вас к ошеломляющему вопросу...
О, не спрашивайте: «Что это?»
Давайте пойдем и нанесем визит.
В комнате женщины приходят и уходят.
Речь о Микеланджело.
Т. С. Элиот, «Песня о любви Дж. Альфреда Пруфрока»
1915
«Остроконечные крыши» Ричардсона (1915), первое произведение из серии из 13 полуавтобиографических романов под названием «Паломничество» ; [ 25 ] — первый полный роман о потоке сознания, опубликованный на английском языке. Однако в 1934 году Ричардсон отметил, что « Пруст , Джеймс Джойс , Вирджиния Вульф и Д. Р.… все использовали «новый метод», хотя и совершенно по-разному, одновременно». [ 26 ]
Джеймс Джойс был еще одним пионером в использовании потока сознания. Некоторые намеки на этот прием присутствуют уже в «Портрете художника в молодости» (1916), наряду с внутренним монологом и отсылками к психической реальности персонажа, а не к его внешнему окружению. [ 27 ] Джойс начал писать «Портрет» в 1907 году, и впервые он был опубликован в английском литературном журнале «Эгоист» в 1914 и 1915 годах. Ранее в 1906 году Джойс, работая над «Дублинцами» еще один рассказ с участием еврейского рекламного агента по имени Леопольд Блум. , подумывал добавить под названием Улисс . Хотя в то время он не развивал эту идею дальше, в конце концов он приступил к работе над романом, используя как название, так и основную предпосылку, в 1914 году. Написание было завершено в октябре 1921 года. Серийная публикация « Улисса» в журнале The Little Review началась в марте. 1918. «Улисс» был наконец опубликован в 1922 году. Хотя «Улисс» представляет собой главный пример использования потока сознания, Джойс также использует «авторское описание» и свободный косвенный стиль. чтобы зарегистрировать внутренние мысли Блума. Более того, роман не сосредотачивается исключительно на внутренних переживаниях: «Блум постоянно показана со всех сторон, как изнутри, так и снаружи, с различных точек зрения, от объективной до субъективной». [ 28 ] В своей последней работе «Поминки по Финнегану» (1939) метод Джойса потока сознания, литературных аллюзий и свободных ассоциаций снов был доведен до предела, отказавшись от всех условностей сюжета и построения персонажей, а книга написана на своеобразном и непонятном английском языке. основан в основном на сложных многоуровневых каламбурах.
Еще одним ранним примером является использование монолога внутреннего Т. С. Элиотом в его стихотворении « Любовная песня Дж. Альфреда Пруфрока » (1915), « драматическом монологе городского человека, пораженного чувством изоляции и неспособности к решительным действиям». " [ 29 ] произведение, вероятно, находится под влиянием повествовательной поэзии Роберта Браунинга , в том числе « Монолога испанского монастыря ». [ 30 ]
1923-2000 гг.
[ редактировать ]В годы, последовавшие за публикацией « Улисса» Джеймса Джойса, наиболее известные примеры использования включают «Итало Свево» , «La coscienza di Zeno» (1923), [ 31 ] Вирджиния Вулф в «Миссис Дэллоуэй» (1925) и «К маяку» (1927) и Уильям Фолкнер в «Шуме и ярости» (1929). [ 32 ] Однако Рэнделл Стивенсон предполагает, что «внутренний монолог, а не поток сознания, является подходящим термином для обозначения стиля, в котором [субъективный опыт] записан, как в «Волнах» , так и в произведениях Вулфа в целом». [ 33 ] В «Миссис Дэллоуэй » Вульф стирает различие между прямой и косвенной речью , свободно чередуя свой способ повествования между всеведущим описанием , косвенным внутренним монологом и монологом . [ 34 ] Малкольма Лоури Роман « Под вулканом» (1947) напоминает «Улисса » «как по своей концентрации, почти полностью сосредоточенной в пределах одного дня жизни [его главного героя] Фирмина…, так и по диапазону внутренних монологов и потока сознания, используемых для изображения умы [героев]». [ 35 ]
Сэмюэл Беккет , друг Джеймса Джойса, использует внутренний монолог в таких романах, как «Моллой» (1951), «Мэлоун Мерт» (1951; «Мэлоун умирает» ) и «Безымянный» (1953: «Безымянное» ). и рассказ « С брошенного произведения » (1957). [ 36 ] Французский писатель Жан-Поль Сартр использовал эту технику в своей Дороги к свободе» трилогии романов « , наиболее заметно во второй книге «Отсрочка» (1945). [ 37 ]
Эта техника продолжала использоваться в 1970-х годах в таком романе, как Роберта Антона Уилсона и Роберта Ши совместный роман «Иллюминат!». (1975), в отношении которого The Fortean Times предупреждает читателей «быть готовыми к потокам сознания, в которых не только идентичность, но время и пространство больше не ограничивают повествование». [ 38 ]
был слабо структурирован как скетч-шоу, Несмотря на то, что Монти Пайтон он создал инновационный поток сознания для своего телешоу « Летающий цирк Монти Пайтона» , при этом BBC заявила: «Уникальный анимационный стиль [Терри] Гиллиама стал решающим, плавно переходя между любыми двумя совершенно не связанными друг с другом идеи и заставить работать поток сознания». [ 39 ]
Романы шотландского писателя Джеймса Келмана известны тем, что смешивают повествование о потоке сознания с разговорным языком Глазго . Примеры включают «Шинопроводник Хайнс» (1984), «Разочарование» (1989), «Как поздно было», «Как поздно» (1994) и многие из его рассказов. [ 40 ] Что касается Салмана Рушди , один критик заметил, что «[все] романы Рушди следуют индийско-исламскому стилю повествования, повествованию о потоке сознания, рассказанному болтливым молодым индийцем». [ 41 ] Среди других авторов, использующих этот повествовательный прием, - Сильвия Плат в «Колоколе» (1963), [ 42 ] советский андерграунд писатель- Павел Улитин в «Бессмертии в кармане» и Ирвин Уэлш в «На игле» (1993). [ 43 ]
Поток сознания продолжает появляться в современной литературе. Дэйв Эггерс , автор книги «Душераздирающая работа ошеломляющего гения» (2000), по словам одного рецензента, «много говорит так же, как и пишет – мощный поток сознания, мысли, прорастающие во всех направлениях». [ 44 ] Писатель Джон Банвилл описывает Роберто Боланьо роман « Амулет» (1999), написанный в «лихорадочном потоке сознания». [ 45 ]
Двадцать первый век
[ редактировать ]Двадцать первый век принес дальнейшие исследования, в том числе Джонатана Сафрана Фоера » « Все освещено (2002) и многие рассказы американского писателя Брендана Коннелла . [ 46 ] [ 47 ]
Текст песни
[ редактировать ]Техника потока сознания также используется в текстах песен . [ 48 ] Авторы песен, такие как Сан Кил Мун [ 49 ] [ 50 ] и Кортни Барнетт [ 51 ] использовать это в своих песнях. Ранним примером является Outkast песня «A Life in the Day of Benjamin André (Incomplete)» из их альбома 2003 года «Speakerboxxx/The Love Below» . [ 52 ]
Диалоги в фильмах
[ редактировать ]Некоторые кинематографисты используют повествовательный прием. Например, документальный фильм «Анонимный клуб» о авторе песен Кортни Барнетт рассказывается с использованием потока сознания. [ 53 ] В фильмах Терренса Малика это тоже используется. [ 54 ] Он также используется в фильме 2022 года « Ты не будешь один» . [ 55 ]
См. также
[ редактировать ]- Свободная косвенная речь
- Бесплатное написание
- Модернистская литература
- Психологическая фантастика
- Монолог
- Поток сознания (психология)
- Персона поэзия
- Ассоциационизм
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дж. А. Каддон, Словарь литературных терминов . (Хармондсворт, Penguin Books, 1984), стр. 660–1).
- ^ Jump up to: а б ред. Крис Болдик, Оксфорд: Oxford UP, 2009, стр. 212.
- ^ Лондон: Дж. В. Паркер, 1855, стр. 359.
- ^ (I, стр. 239–43) цитируется в Рэндалле Стивенсоне, Модернистская фантастика: Введение . (Лексингтон, Кентукки: Университет Кентукки, 1992), с. 39.
- ^ «Романы», Жизнь и письма , 56, март 1948 г., с. 189.
- ^ Мэй Синклер, «Романы Дороти Ричардсон», «Эгоист» , Vol. 5, № 4 (апрель 1908 г.), стр. 57–58.
- ^ «Внутренний монолог». Британская энциклопедия Британская энциклопедия онлайн Британская энциклопедия Inc., 2012. Интернет. 24 сен 2012 год
- ^ Джойс с. 642 (издание Бодли Хэда (1960), стр. 930).
- ^ Дж. А. Каддон, Словарь литературных терминов . (Хармондсворт: Пингвин, 1984), с. 661; см. также Роберт Хамфри, «Поток сознания в современном романе» (1954). Калифорнийский университет Press, 1972, сн. 13, с. 127.
- ^ Бейн, Роберт (1971). "Введение". В Бейн, Роберт (ред.). Семьдесят шесть . Бейнбридж, Нью-Йорк: York Mail—Print, Inc., с. xxxiv. OCLC 40318310 . Факсимиле репродукция балтиморского издания Джона Нила 1823 года , два тома в одном.
{{cite book}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - ^ «Сердце-обличитель – рассказ По» .
- ^ «Общество Эдгара Аллана По в Балтиморе - Жизнь и сочинения Эдгара Аллана По» . www.eapoe.org .
- ^ Кембриджский компаньон Толстого , под редакцией Донны Тассинг Орвин. Издательство Кембриджского университета, 2002 г.
- ^ Ханом, Афруза. «Молчание как литературный прием в произведении Эмброуза Бирса «Происшествие на мосту Оул-Крик». Преподавание американской литературы: журнал теории и практики, весна 6.1 (2013): 45–52.
- ^ Рэнделл Стивенсон Дж. Модернистская фантастика . Лексингтон: Университет Кентукки, 1992, с. 227, сн. 14.
- ^ Джеймс Вуд, «Бродяги». Лондонское обозрение книг . Том 22, нет. 11, 1 июня 2000 г., стр. 36–7.
- ^ Джеймс Вуд. «Пристрастие к непредсказуемости». 26 ноября 1998 г. Лондонское обозрение книг . 8 ноября 2008 г.
- ^ «Мартин Хумпал: модернизм Гамсуна – Hamsunsenteret – Hamsunsenteret» . hamsunsenteret.no . Архивировано из оригинала 8 февраля 2018 года . Проверено 9 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Интервью с Робертом Фергюсоном во втором эпизоде документального телесериала « Гаддоммелиг безумие» - Кнут Гамсун
- ^ Абрамс, Миннесота (1999). Словарь литературных терминов . Нью-Йорк: Харкорт Брейс. п. 299. ИСБН 9780155054523 .
- ^ Вульф (март 2003 г.) Дневник писателя: выдержки из дневника Вирджинии Вулф . Харкорт. С. 33, 39–40, 58, 86, 215, 301, 351.
- ^ «поток сознания – литература» .
- ^ Поток сознания в современном романе (Беркли и Лос-Анджелес: Калифорнийский университет, 1954), с. 4.
- ^ "Пруст". Наслаждение литературой , Нью-Йорк: Саймон и Шустер, с. 498
- ^ Джоан Виннинг (2000). Паломничество Дороти Ричардсон . Университет Висконсин Пресс. ISBN 978-0-299-17034-9 .
- ^ В письме книгопродавцу и издателю Сильвии Бич «Окна модернизма: Избранные письма Дороти Ричардсон» , изд. Глория Г. Фромм Афины, Джорджия, University of Georgia Press, 1995, 282.
- ^ Деминг, с. 749.
- ^ Рэнделл Стивенсон. Путеводитель для читателей по роману двадцатого века в Великобритании . Университет Кентукки Пресс, 1993, с. 41.
- ^ Маккой, Кэтлин и Харлан, Джудит. Английская литература 1785 г. (Нью-Йорк: HarperCollins, 1992), 265–66. ISBN 006467150X
- ^ Уильям Хармон и К. Холман, Справочник по литературе (7-е издание). (Река Аппер-Седл: Прентис-Холл, 1996), с. 272.
- ^ [обзор без названия], Бено Вайс, Italica , Vol. 67, № 3 (Осень, 1990), с. 395.
- ^ Оксфордский словарь литературных терминов , стр. 212.
- ^ Модернистская фантастика . Лексингтон: Университет Кентукки, 1992, с. 55; Оксфордский словарь литературных терминов , стр. 212.
- ^ Даулинг, Дэвид (1991). Миссис Дэллоуэй: картографирование потоков сознания . Издательство Туэйн. п. 46. ИСБН 978-0-8057-9414-4 .
- ^ Рэндалл Стивенсон, стр. 89–90.
- ^ Карин Джермони, «От Джойса до Беккета: беккетовский драматический внутренний монолог». Журнал исследований Беккета , весна 2004 г., Vol. 13, выпуск 2.
- ^ Маршалл, TE Свобода и приверженность в книге Жана-Поля Сартра «Les Chemins de la Liberté», магистерская диссертация, Кентерберийский университет. 1975. стр. 48–9. http://ir.canterbury.ac.nz/bitstream/handle/10092/8590/marshall_thesis.pdf?sequence=1
- ^ The Fortean Times , выпуск 17 (август 1976 г.), стр. 26–27.
- ^ «Летающий цирк Монти Пайтона» . Би-би-си . Проверено 24 августа 2019 г.
- ^ Джайлз Харви, «Разум - самая странная вещь». Житель Нью-Йорка , 20 мая 2013 г.
- ^ Джон К. Хоули, Энциклопедия постколониальных исследований (Вестпорт: Гринвуд, 2001), стр. 384.
- ^ Американская литература , Том. 65, № 2, июнь 1993 г., п. 381.
- ^ Сара Китинг, «Сказки с другой стороны пути». Айриш Таймс, 3 мая 2012 г.
- ^ «Агония и ирония», Стефани Мерритт. The Observer , воскресенье, 14 мая 2000 г.
- ^ «Амулет Роберто Боланьо», Джон Банвилл. The Guardian , суббота, 12 сентября 2009 г.
- ^ «Девятилетний ребенок и 11 сентября», Тим Адамс The Observer , воскресенье, 29 мая 2005 г.
- ^ Брендан Коннелл, Жизнь Поликрата и другие истории для устаревших детей . Чому Пресс, 2010.
- ^ Викхофф, Бьёрн (2020). «Участие в потоке сознания музыканта» . Поведенческие и мозговые науки . 43 : е117. дои : 10.1017/S0140525X19002759 . ПМИД 32460912 . S2CID 218974626 .
- ^ «Обзор: «Общее» Сан Киль Муна — это эпопея о потоке сознания» . Роллинг Стоун . 3 марта 2017 г.
- ^ «Новый альбом Сан Кил Мун показывает нам предел потока сознания» .
- ^ «Огни большого города: Внизу под инди Дорогая Кортни Барнетт смотрит вверх» . 31 января 2022 г.
- ^ Океке, Икечукву. «[Адам Брэдли] Книга рифм: поэтика хип-хопа, издание Kindle» .
- ^ « Обзор «Анонимного клуба»: Кортни Барнетт Док чутко улавливает одиночество сольной певицы» . 14 июля 2022 г.
- ^ «Полное руководство по Терренсу Малику и его режиссерским приемам» . 2 сентября 2022 г.
- ^ « Рецензия на «Ты не будешь один»: Пробуждение ведьмы» . 2 апреля 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Кон, Доррит. Прозрачные умы: повествовательные способы представления сознания в художественной литературе , 1978.
- Фридман, Мелвин. Поток сознания: исследование литературным методом , 1955.
- Хамфри, Роберт. Поток сознания в современном романе , 1954.
- Рэнделл, Стивенсон. Модернистская фантастика: Введение . Лексингтон: Университет Кентукки, 1992.
- Сакс, Оливер. «В реке сознания». Нью-Йоркское обозрение книг , 15 января 2004 г.
- Шаффер, Э.С. (1984). Сравнительная критика, Том 4 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 119. ИСБН 9780521332002 . Проверено 12 января 2011 г.