Производные киберпанка
С момента появления жанра киберпанк ряд производных от киберпанка стали признаны самостоятельными поджанрами в спекулятивной фантастике , особенно в научной фантастике . [ 1 ] Вместо того, чтобы обязательно использовать цифровую и механическую направленность киберпанка, эти производные могут демонстрировать другие футуристические или даже ретрофутуристические качества, которые заимствованы из киберпанка или аналогичны ему: мир, построенный на одной конкретной технологии, которая экстраполируется на весьма сложный уровень ( это может быть даже фантастическая или анахроничная технология, сродни ретрофутуризму), суровый трансреальный городской стиль или особый подход к социальным темам.
Стимпанк , один из самых известных поджанров, был определен как «разновидность технологического фэнтези »; [ 1 ] другие в этой категории иногда также включают аспекты научной фантастики и исторического фэнтези . [ 2 ] Ученые писали о стилистическом месте этих поджанров в постмодернистской литературе , а также об их неоднозначном взаимодействии с исторической перспективой постколониализма . [ 3 ]
Другие поджанры, названные в честь киберпанка, включают эльфпанк и мифпанк .
Фон
[ редактировать ]Американский писатель Брюс Бетке ввел термин «киберпанк» в своем одноименном рассказе 1983 года , используя его как ярлык для поколения подростков- панков , вдохновленных представлениями, присущими информационному веку . [ 4 ] Термин был быстро присвоен в качестве ярлыка, применяемого к произведениям Уильяма Гибсона , Брюса Стерлинга , Джона Ширли , Руди Ракера , Майкла Суонвика , Пэта Кэдигана , Льюиса Шайнера , Ричарда Кадри и других. Автор научной фантастики Лоуренс Персон , определяя посткиберпанк , обобщил характеристики киберпанка:
Классические персонажи киберпанка были маргинализированными, отчужденными одиночками, которые жили на окраине общества в обычно антиутопическом будущем, где на повседневную жизнь влияли быстрые технологические изменения, повсеместная информационная сфера компьютеризированной информации и инвазивная модификация человеческого тела . [ 5 ]
Стиль киберпанк описывает нигилистическую и андеграундную сторону цифрового общества, развившуюся в последние два десятилетия 20-го века. Мир киберпанка антиутопичен , то есть он является антитезой утопических видений, очень частых в научной фантастике, созданной в середине двадцатого века, типичным примером которых является мир « Звездного пути» , хотя и включает в себя некоторые из этих утопий . Иногда его определяют в общем как «киберпанк-фэнтези» или «киберфэнтези» — произведение фэнтезийного жанра, касающееся Интернета или киберпространства . Среди наиболее известных представителей обычно называют Уильяма Гибсона за его весьма новаторские и самобытные рассказы и романы со стилистической и тематической точки зрения, а также Брюса Стерлинга за теоретические разработки. Позже Стерлинг определил киберпанк как «новый тип интеграции. Перекрытие миров, которые были формально разделены: сфера высоких технологий и современная андеграундная культура » . [ 6 ] [ 7 ]
Актуальность киберпанка как жанра для панк-субкультуры спорна, и еще больше затрудняется отсутствием определенной субкультуры «киберпанк». В то время как небольшое « кибер » движение разделяет темы с художественной литературой о киберпанке, а также черпает вдохновение как в панке, так и в готике , киберкультура значительно более популярна, хотя и гораздо менее определена, охватывая виртуальные сообщества и киберпространство в целом и обычно охватывая оптимистические ожидания относительно будущего. Тем не менее, киберпанк считается успешным жанром, поскольку он привлек многих новых читателей и создал такое движение, которое постмодернистские литературные критики нашли привлекательным. Более того, утверждает автор Дэвид Брин , киберпанк сделал научную фантастику более привлекательной и прибыльной для основных средств массовой информации и изобразительного искусства в целом. [ 8 ]
Футуристические производные
[ редактировать ]Биопанк
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Март 2021 г. ) |
Биопанк основан на синтетической биологии и биотехнологиях (таких как бионанотехнология и биоробототехника ), обычно сосредотачиваясь на потенциальных опасностях для генной инженерии и улучшения . [ 9 ] Таким образом, этот жанр обычно изображает непредвиденные последствия биотехнологической революции в ближайшем будущем, последовавшей за открытием рекомбинантной ДНК .
Появившаяся в 1990-х годах художественная литература в стиле биопанк обычно описывает борьбу отдельных лиц или групп, часто являющуюся результатом человеческих экспериментов , на фоне тоталитарных правительств или мегакорпораций , которые злоупотребляют биотехнологиями как средством социального контроля или спекуляции .
Как и в посткиберпанке , люди чаще всего модифицируются и улучшаются посредством генетических манипуляций со своими хромосомами , а не с помощью протезного киберпрограммного обеспечения или сухих нанотехнологий (хотя, как и в нанопанке, био-, нанотехнологии и киберпрограммное обеспечение часто сосуществуют), а иногда и с другими биотехнологиями, такими как такие как нанобиотехнология , «мокрое оборудование» , специальные биоинженерные органы , а также нервные и тканевые трансплантаты .
Примеры фильмов включают «Голый обед» (1991), «Гаттака» (1997) и «Веспер» (2022).
Нанопанк
[ редактировать ]Нанопанк фокусируется на мирах, в которых теоретические возможности нанотехнологий становятся реальностью. [ 9 ] включая использование дрекслеровских «сухих» наноассемблеров [ 10 ] и наниты .
Это новый поджанр, который пока менее распространен по сравнению с другими производными киберпанка . [ 9 ] Жанр похож на биопанк, который фокусируется на использовании биотехнологий , таких как бионанотехнологии и биоробототехника , а не на нанотехнологиях. (Хотя, как и в биопанке, био-, нанотехнологии и киберпрограммы часто сосуществуют в отличие от классических сеттингов киберпанка, которые имеют тенденцию в значительной степени сосредотачиваться на механическом киберпрограммном обеспечении до такой степени, что генная инженерия и нанотехнологии полностью запрещены в некоторых сеттингах киберпанка.)
Одна из самых ранних работ нанопанка, «Tech Heaven » (1995) Линды Нагаты , рассматривала целительный потенциал нанотехнологий. [ 9 ] Этот жанр часто касается художественного и физиологического воздействия нанотехнологий, а не аспектов самой технологии. [ 11 ] Например, Prey (2002) книга Майкла Крайтона исследует потенциальный сценарий конца света, вызванный нанотехнологиями. [ 9 ] Одним из наиболее ярких примеров нанопанка является Crysis серия видеоигр ; менее известные примеры включают телесериал «Генератор Рекс» (2010) и фильм «Превосходство» (2014). [ 11 ]
Посткиберпанк
[ редактировать ]Посткиберпанк включает в себя новые работы в области киберпанка , в которых экспериментируются разные подходы к жанру. Часто такие работы сохраняют центральные футуристические элементы киберпанка — такие как увеличение человеческого потенциала , вездесущая инфосфера и другие передовые технологии — но отказываются от предположения об антиутопии . [ 12 ] Однако, как и все категории, встречающиеся в научной фантастике, границы посткиберпанка, скорее всего, будут подвижными или нечеткими. [ 13 ]
Можно утверждать, что расцвет киберпанк-фантастики произошел в то время, когда « кибер » еще считался чем-то новым, чуждым и более или менее странным для обычного человека. В этом смысле посткиберпанк, по сути, возник как признание идеи о том, что человечество с тех пор адаптировалось к концепции киберпространства и больше не воспринимает некоторые элементы киберпанка как из далекого мира. [ 14 ]
По мере того как новые писатели и художники начали экспериментировать с идеями киберпанка, появлялись новые разновидности художественной литературы, иногда отвечающей критике в адрес классической киберпанк-литературы. В 1998 году Лоуренс Персон эссе опубликовал на интернет-форуме Slashdot , в котором обсуждает возникновение жанра посткиберпанк:
Лучшие образцы киберпанка передают огромную когнитивную нагрузку о будущем, изображая (в лучшем стиле «покажи, а не рассказывай») взаимодействие персонажей с повседневными мелочами их окружения. Персонажи киберпанка, взаимодействуя со своей одеждой, мебелью, колодами и специализациями, рассказали вам больше об обществе, в котором они жили, чем «классические» научно-фантастические истории через взаимодействие с роботами и ракетными кораблями. Посткиберпанк использует ту же технику иммерсивного построения мира, но имеет других персонажей, обстановку и, самое главное, делает принципиально иные предположения о будущем. Персонажи посткиберпанка не являются отчужденными одиночками, они зачастую являются полноценными членами общества (т. е. у них есть работа). Они живут в будущем, которое не обязательно является антиутопическим (действительно, они часто полны оптимизма, который варьируется от осторожного до чрезмерного), но на их повседневную жизнь по-прежнему влияют быстрые технологические изменения и вездесущая компьютеризированная инфраструктура. . [ 5 ] [ ненадежный источник? ]
Персон выступает за использование термина посткиберпанк для обозначения направления научной фантастики, которое он описывает выше. С этой точки зрения типичная посткиберпанковская художественная литература исследует темы, связанные с «миром ускоряющихся технологических инноваций и постоянно растущей сложности, имеющими отношение к нашей повседневной жизни», продолжая при этом фокусироваться на социальных аспектах общества посттретьей индустриальной эпохи , таких как как вездесущие информационные сферы и кибернетическое увеличение человеческого тела. В отличие от киберпанка, его работы могут изображать утопию или сочетать элементы обеих крайностей в относительно более зрелом социальном видении.
Обозначая постмодернистские рамки жанра, Рафаэль Миранда Уэрека (2006) утверждает:
В этом вымышленном мире унисон в улье становится силовым механизмом, который в своей капиллярной форме реализуется не сверху социального тела, а изнутри. Этот механизм, как отмечает Фуко , представляет собой форму власти, которая «проникает в самую суть людей, затрагивает их тела и внедряется в их действия и отношения, их дискурсы, процессы обучения и повседневную жизнь». В посткиберпанк-унитопии «капиллярный механизм», описанный Фуко, буквально выражен. Власть касается тела через гены, вводит вирусы в вены, принимает форму таблеток и постоянно проникает в организм через его системы наблюдения; собирает образцы веществ тела, считывает отпечатки пальцев и даже считывает невидимые «отпечатки», закодированные в генах. Тело отвечает на силу, общается с ней; предоставляет информацию, необходимую власти, а также получает ее будущее поведение как часть своей повседневной жизни. Что еще более важно, власть не только контролирует тело, но и проектирует, (пере)производит, (пере)создает его в соответствии со своими собственными целями. Таким образом, организм человека переформируется в результате трансформации отношений между общением и властью. [ 15 ]
По мнению Уэреки (2011), в дополнение к темам своего родового жанра посткиберпанк может также сочетать в себе элементы нанопанка и биопанка . Некоторые сеттинги посткиберпанка могут иметь различные типы дополнений вместо того, чтобы сосредотачиваться на одном виде, в то время как другие, подобно классическому киберпанку, могут вращаться вокруг одного типа технологий, таких как протезирование, как, например, в «Призраке в доспехах » ( GitS ). [ 16 ]
Примерами посткиберпанк-романов часто называют « Нила Стивенсона » Алмазный век и Брюса Стерлинга » «Благодатный огонь . [ нужна ссылка ] На телевидении Персон назвал «Призрак в доспехах: Автономный комплекс » «самой интересной и устойчивой посткиберпанк-медийной работой из существующих». [ 17 ] В 2007 году писатели из Сан-Франциско Джеймс Патрик Келли и Джон Кессель опубликовали книгу «Rewired: The Post-Cyberpunk Anthology» .
Киберподготовка
[ редактировать ]Киберпреп — это термин, имеющий схожее значение с посткиберпанком. Мир киберподготовки предполагает, что все технологические достижения киберпанк-спекуляций имели место, но жизнь скорее утопична , чем сурова и опасна. [ 18 ] Поскольку общество в основном ориентировано на отдых, передовые улучшения тела используются для спорта, развлечений и самосовершенствования.
Это слово представляет собой смесь приставки кибер- , относящейся к кибернетике , и преппи , отражающей его отличие от панк-элементов киберпанка. [ 18 ]
Станислава Лема . «Возвращение со звезды» Яркий пример –
Кибер-черный
[ редактировать ]Кибернуар — это история жанра нуар , размещённая в сеттинге киберпанка .
Ретрофутуристические производные
[ редактировать ]По мере того как все больше писателей начали работать с концепциями киберпанка, появились новые поджанры научной фантастики, играющие под ярлыком киберпанка и по-разному фокусирующиеся на технологиях и их социальных последствиях. Многие производные от киберпанка являются ретрофутуристическими : они переосмысливают прошлое либо через футуристические видения исторических эпох (особенно технологических эпох первой и второй промышленной революции ), либо через изображения более поздних экстраполяций или преувеличений реальных технологий тех эпох. .
Стимпанк
[ редактировать ]
Стимпанк — ретро-футуристический жанр, на который повлияла эпоха Steam , начиная с эпохи позднего Регентства (1795–1837; когда началась промышленная революция ) до викторианской эпохи (1837–1901) и Прекрасной эпохи (1871–1914). . [ 19 ]
Слово «стимпанк» было изобретено в 1987 году как шуточная отсылка к некоторым романам Тима Пауэрса , Джеймса П. Блейлока и К.В. Джетера . Когда Гибсон и Стерлинг вошли в этот поджанр в своем совместном романе 1990 года «Разностная машина» , этот термин также использовался всерьез. [ 20 ] Алана Мура и Кевина О'Нила 1999 года «Лига выдающихся джентльменов» Серия исторических фэнтезийных комиксов (и последующая экранизация 2003 года ) популяризировали жанр стимпанк и помогли продвинуть его в массовую художественную литературу. [ 21 ] Примерно в 2007 году этот термин стал более распространенным, а также стал относиться к стилю одежды и субкультуре. [ 22 ]
Наиболее непосредственной формой субкультуры стимпанк является сообщество поклонников этого жанра. Другие выходят за рамки этого, пытаясь перенять эстетику «стимпанк» через моду, домашний декор и даже музыку. Это движение также можно (возможно, более точно) описать как « неовикторианство », которое представляет собой объединение викторианских эстетических принципов с современными чувствами и технологиями. Эта характеристика особенно очевидна в моде стимпанк , которая имеет тенденцию синтезировать стили панк, готика и заклепки , пропитанные викторианской эпохой. Как предметный стиль, стимпанк приобретает более четкие характеристики: различные мастера модифицируют современные устройства в псевдовикторианский механический стиль «стимпанк». [ 23 ] Целью таких редизайнов является использование соответствующих материалов (таких как полированная латунь, железо и дерево) с элементами дизайна и мастерством, соответствующими викторианской эпохе. [ 24 ]
Другие примеры включают «Дикий, дикий Запад» (1999), «Хьюго» (2011), [ 22 ] Планета сокровищ (2002 г.), Last Exile (2003 г.), Bioshock Infinite (2013 г.) и Arcane (2021 г.). [ нужна ссылка ]
Клокпанк
[ редактировать ]Клокпанк, поджанр стимпанка, переосмысливает период Возрождения (14–17 века), включая ретро-футуристические технологии, часто изображая эпохи Возрождения, науку и технологии основанные на часовых механизмах , шестернях и да Винчи . конструкциях машин [ 25 ] Подобные конструкции выполнены в духе Mainspring от Джея Лейка . [ 26 ] и «Боги Уайтчепела» С.М. Питерса. [ 27 ]
Этот термин был придуман GURPS . ролевой системой [ 28 ] Примеры клокпанка включают «Пылающий мир» Маргарет Кавендиш ; [ 29 ] Остров Астро-Рыцарей в нелинейной игре Poptropica ; уровень «Заводной особняк» в Dishonored 2 ; киноверсия 2011 года «Трех мушкетеров» ; сериал «Демоны да Винчи» ; а также видеоигры Thief: The Dark Project , Syberia и Assassin's Creed 2 . Яна Трегиллиса Книга « Механика » — это самопровозглашенная литература о часовом панке. [ 30 ] Games Workshop Настройки Warhammer Fantasy Battles , особенно Империя и гномы, представляют собой клокпанк.
Для некоторых [ ВОЗ? ] Клокпанк — это стимпанк без пара. [ 25 ]
Alita: Battle Angel (2019), основанная на манге Battle Angel Alita , по большей части представляет собой киберпанк, но иногда ее машины содержат элементы клокпанка. [ нужна ссылка ]
Дизельпанк
[ редактировать ]
Дизельпанк — это жанр и художественный стиль, основанный на эстетике, популярной в межвоенный период, вплоть до конца Второй мировой войны и до 1950-х годов, когда дизельный двигатель вытеснил паровой двигатель . Стиль сочетает в себе художественные и жанровые влияния того периода (включая журналы , сериалы , фильмы-нуар , арт-деко и пин-ап военного времени ) с ретро-футуристическими технологиями. [ 31 ] [ 32 ] и постмодернистские чувства. [ 33 ]
Впервые был придуман в 2001 году как маркетинговый термин игровым дизайнером Льюисом Поллаком для описания его ролевой игры Children of the Sun. [ 32 ] [ 34 ] Дизельпанк с тех пор превратился в отдельный стиль визуального искусства, музыки, кино, художественной литературы и техники.
Примеры включают фильмы «Железное небо» (2012), «Капитан Америка: Первый мститель» (2011), «Ракетчик» (1991), «К-20: Легенда о маске» (2008) , «Небесный капитан и мир завтрашнего дня » (2004) и Темный город (1998); видеоигры, такие как Crimson Skies серия , серия Fallout , Greed Corp , Gatling Gears , BioShock и ее продолжение , Skullgirls , [ 35 ] серии Wolfenstein ; , Iron Harvest и Final Fantasy VII [ 36 ] и телевизионные шоу, такие как «Легенда о Корре» . [ 37 ] [ 38 ]
Декопанк
[ редактировать ]Декопанк — это недавняя разновидность дизельпанка, основанная на художественных стилях ар-деко и Streamline Moderne . Другие влияния включают фильм 1927 года «Метрополис», а также окружающую среду американских городов, таких как Нью-Йорк , Чикаго и Бостон, в период между 1920-ми и 1950-ми годами.
Автор стимпанка Сара М. Харви отметила, что декопанк «более блестящий, чем дизельпанк»; более конкретно, дизельпанк — это «жесткая версия стимпанка, действие которой происходит в 1920–1950-е годы» (то есть, в эпоху войны), тогда как декопанк «это гладкая, блестящая версия в стиле ар-деко; тот же период времени, но все хромированное !» [ 39 ]
Возможно, наиболее яркими примерами этого жанра являются такие игры, как первые две игры серии BioShock и Skullgirls ; такие фильмы, как Дик Трейси (1990), «Ракетчик» (1991), «Тень» (1994) и «Темный город» (1998); комиксы, такие как The Goon ; и мультфильм «Бэтмен: мультсериал» , который включал элементы неонуара, а также современные элементы, такие как использование кассет VHS .
Атомный панк
[ редактировать ]
Атомпанк (также известный как атомикпанк) относится к доцифровому периоду 1945–1969 годов, включая модернизм середины века ; атомная реактивная , эпохи и космическая ; коммунизм , неосоветский стиль и шпионаж в начале холодной войны , а также антикоммунистическая паранойя и паранойя красной паники в Соединенных Штатах; подземный кинотеатр ; Гуги-архитектура ; Спутник и космическая гонка ; комиксы и фантастика о супергероях ; и подъем американского военно-промышленного комплекса . [ 40 ] [ 41 ]
Его эстетика тяготеет к Populuxe и Raygun Gothic , которые описывают ретро-футуристическое видение мира. [ 40 ] Большая часть научной фантастики того периода имела эстетику, которая повлияла или вдохновила более поздние произведения атомпанка. Некоторые из этих предшественников атомпанка включают научно-фантастические фильмы 1950-х годов (включая, помимо прочего, фильмы категории B ), эпоху Шона Коннери о Джеймсе Бонде франшизы , [ 42 ] Доктор Стрейнджлав , Звездный путь , Сумеречная зона , За пределами границ , Мстители , ранние Доктора Кто серии , Человек из ДЯДЯ , Зелёный Шершень , Джетсоны , Джонни Квест , [ 43 ] Thunderbirds , Speed Racer и некоторые Серебряного века комиксы .
Яркие примеры атомпанка в популярных средствах массовой информации, выпущенные с того периода, включают такие телесериалы, как «Лаборатория Декстера» , «Крутые девчонки» , «Venture Bros» , «Арчер » и веб-сериал «The Mercury Men» ; [ 44 ] комиксы, такие как Ignition City [ 45 ] [ 46 ] и атомный век ; такие фильмы, как «Бег Логана» (1976), [ 47 ] «Суперсемейка» (2004), «Железный гигант» (1999), [ 48 ] Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа (2008), [ 49 ] [ 50 ] « Человек из ДЯДЯ» (2015), [ 51 ] Люди Икс: Первый класс (2011), [ 51 ] [ 52 ] и Люди в черном 3 (2012); [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] видеоигры, такие как Destroy All Humans! (2005), [ 54 ] серия Fallout , [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ] [ 57 ] Атомное сердце (2023), [ 54 ] [ 58 ] и «Непобедимый» (2023); [ 59 ] [ 60 ] [ 61 ] и такие книги, как Адама Кристофера роман «Атомный век» . [ 62 ] [ 63 ]
Кассетный футуризм/Формикапанк
[ редактировать ]Кассетный футуризм — это «громоздкая, угловатая» эстетика аппаратного обеспечения, возникшая в 1970-х и 1980-х годах. Это связано с экономикой пузыря в Японии и работой Сида Мида . [ нужна ссылка ]
Другие предлагаемые производные от научной фантастики
[ редактировать ]Было несколько различных терминов, основанных на общих концепциях стимпанка . Обычно они считаются неофициальными и часто придумываются читателями или авторами, ссылающимися на свои собственные произведения, часто с юмором.
Например, Брюс Стерлинг описал свой роман 2004 года «Зенитный угол» , в котором рассказывается история хакера, жизнь которого изменилась после атак 11 сентября . [ 64 ] как «новпанк». [ 65 ] Разработчики компьютерной игры Neo Cab использовали для описания себя тот же термин. [ 66 ] Другой пример — рококопанк, сочетание рококо и панк-одежды в косплейных или театральных костюмах. [ 67 ] [ 68 ] Кроме того, термин «стоунпанк» использовался для обозначения обстановки, в которой персонажи используют неолита . технологии [ 69 ] например, видеоигра Horizon Zero Dawn 2017 года . [ 70 ]
использовалось большое количество терминов GURPS В ролевой игре Steampunk для описания анахроничных технологий и сеттинга , включая клокпанк ( технологии эпохи Возрождения ) и транзисторпанк ( технологии атомного века ) — последний аналогичен атомпанку. Эти термины очень мало используются за пределами GURPS . [ 28 ]
Рэйпанк
[ редактировать ]Рэйпанк (также известный как « Рэйган-готика ») — это особый (под)жанр, который имеет дело со сценариями, технологиями, существами или окружающей средой, сильно отличающимися от всего, что известно или что возможно здесь, на Земле или с помощью науки. Он охватывает космический сюрреализм , параллельные миры, инопланетное искусство, технологическую психоделию , нестандартную «науку», альтернативную или искаженную/извращенную реальность и так далее. [ 71 ]
Это предшественник атомпанка с похожими «космическими» темами, но в основном без явной ядерной энергии или окончательных технологий. Он также отличается тем, что имеет более архаичный/схематичный/художественный стиль, а его атмосфера более мрачная, неясная, банальная, странная, загадочная, мечтательная, туманная или эфирная (происходит до 1880–1950 годов), параллельная стимпанку и дизельпанк . [ 72 ] [ 73 ]
Хотя оригинальная серия «Звездный путь» изначально не задумывалась как таковая, ее эстетика очень напоминает рейпанк. Серия комиксов «Манхэттенские проекты» , анимационный фильм «Фантастическая планета» ( La Planète Sauvage ) и довоенные комиксы и сериалы о Баке Роджерсе и Флэше Гордоне могут быть примерами рэйпанка. [ нужна ссылка ]
Соларпанк
[ редактировать ]Соларпанк — это движение, поджанр и альтернатива художественной литературе в стиле киберпанк, которая поощряет оптимистическое видение будущего в свете нынешних экологических проблем, таких как изменение климата и загрязнение окружающей среды. [ 74 ] а также проблемы социального неравенства . [ 75 ] Художественная литература в стиле соларпанк представляет будущее, в котором экологические проблемы решаются с разной степенью оптимизма.
Лунарпанк
[ редактировать ]Лунарпанк — поджанр соларпанка с более мрачной эстетикой. Он изображает ночную жизнь, духовность и более интроспективную сторону утопий соларпанка. [ 76 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Боулд, Марк (2005). «Киберпанк» . В «Семени», Дэвид (ред.). Спутник научной фантастики . Уайли-Блэквелл. п. 217. ИСБН 978-1-4051-4458-2 .
- ^ Стейблфорд, Брайан (2005). «Альтернативная история». Фэнтезийная литература от А до Я. Пугало Пресс. стр. 7–8.
- ^ Смит, Эрик Д. (2012). «Панки третьего мира, или Берегитесь миров позади вас». Глобализация, утопия и постколониальная научная фантастика: новые карты надежды . Пэлгрейв Макмиллан.
- ^ Бетке, Брюс (2000) [1997]. «Этимология слова «киберпанк» » . Архивировано из оригинала 8 января 2008 года . Проверено 2 апреля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Персон, Лоуренс (1998). «Заметки к манифесту посткиберпанка» . Проверено 2 апреля 2008 г.
- ^ Хинчлифф, Сью (25 апреля 1990 г.). «Дипломы нового десятилетия». Стандарт сестринского дела . 4 (31): 33–35. дои : 10.7748/ns.4.31.33.s33 . ISSN 0029-6570 . ПМИД 2110311 .
- ^ Стерлинг, Брюс (1988). Mirrorshades: Антология киберпанка . Туз. п. XI.
Этот термин отражает нечто решающее для творчества этих авторов, нечто решающее для десятилетия в целом: новый вид интеграции. Перекрытие миров, которые раньше были разделены: сфера высоких технологий и современный поп-андеграунд...
- ^ Брин, Дэвид (2003). «Матрица: Завтра может быть иначе» . Архивировано из оригинала 22 марта 2008 года . Проверено 2 апреля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Определение нанопанка» . Азонано.com. 12 июня 2007 года . Проверено 7 марта 2011 г.
- ^ «Полная перезагрузка страницы» . [ мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б Хоукс-Рид, Дж. (2009). «Практическое руководство по партизанской инфраструктуре». В Колине Харви (ред.). Будущий Бристоль . Плавающий кенгуру. ISBN 978-1-934041-93-2 . Архивировано из оригинала 27 декабря 2010 года . Проверено 17 декабря 2010 г.
- ^ «Пост-киберпанк» . sfbook.com . Проверено 16 марта 2021 г.
- ^ Персон, Лоуренс (1998). «Заметки к манифесту посткиберпанка» . Киберпанк-проект . Архивировано из оригинала 23 августа 2009 года . Проверено 18 июня 2007 г.
- ^ Старшая, Малка (8 июня 2016 г.). «Оптимизм и доступ: грань между киберпанком и посткиберпанком» . Тор.com . Проверено 16 марта 2021 г.
- ^ Алтынташ, Аджие Гюленгюль (февраль 2006 г.). Посткиберпанк-Унитопия: сравнительное исследование киберпанка и посткиберпанка (PDF) (магистерская диссертация). Институт социальных наук Стамбульского университета Билги. Архивировано из оригинала (PDF) 13 января 2017 года . Проверено 13 января 2017 г.
- ^ Уэрека, Рафаэль Миранда (2011). Эволюция киберпанка в посткиберпанк: роль когнитивных киберпространств, сетей с программным обеспечением и нанотехнологий в научной фантастике (PDF) (докторская диссертация). п. 324 . Проверено 19 мая 2015 г.
- ^ Персон, Лоуренс (15 января 2006 г.). «Призрак в доспехах: Автономный комплекс» . Локус Онлайн . Проверено 7 февраля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Бланкеншип, Лойд. (1995) GURPS Киберпанк: Справочник по высокотехнологичным ролевым играм для малоимущих . Игры Стива Джексона. ISBN 1-55634-168-7
- ^ Хейверт, Хильда (15 мая 2013 г.). «Введение в стимпанк» . Никогда не был . Проверено 16 марта 2021 г.
- ^ Берри, Майкл (25 июня 1987 г.). «Безумное викторианское фэнтези по образцу киберпанка» . Хроники Сан-Франциско . Вордшпион. Архивировано из оригинала 26 декабря 2008 года . Проверено 2 апреля 2008 г.
- ^ Дэймон Потер (6 июля 2008 г.). «Раскрытие субкультуры стимпанк» . Хроники Сан-Франциско . Проверено 15 июля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Николлс, Питер ; Лэнгфорд, Дэвид (2023). «Стимпанк» . В Клюте, Джон ; Лэнгфорд, Дэвид (ред.). Энциклопедия научной фантастики (4-е изд.). Лондон и Ридинг: SFE Ltd и Ansible Editions . Проверено 25 февраля 2024 г.
- ^ Брейкер, Брайан (31 октября 2007 г.). «Технология стимпанк; субкультура, ручная обработка современных гаджетов в викторианском стиле» . Newsweek . Проверено 2 апреля 2008 г.
- ^ Бебергал, Питер (26 августа 2007 г.). «Век стимпанка» . Бостон Глобус . Проверено 2 апреля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «Клокпанк и опасности переосмысления прошлого» . Ingmaralbizu.com . 30 апреля 2018 г. Архивировано из оригинала 28 мая 2018 г. . Проверено 18 ноября 2019 г.
- ^ Савицкий, Стив (12 июня 2007 г.). «Заводная пружина Джея Лейка» . Sfrevu.com . Проверено 1 августа 2008 г.
- ^ Джонсон, Андреа (5 февраля 2008 г.). «Боги Уайтчепела С.М. Питерса» . Sfrevu.com . Проверено 7 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Стоддард, Уильям Х., GURPS Steampunk (2000)
- ^ За столетия до «прибытия»: оригинальная научная фантастика - The Atlantic
- ^ Лорен Сарнер (4 января 2016 г.). «Ян Трегиллис создает свой собственный жанр «клокпанк»» . Inverse.com . Проверено 18 ноября 2019 г.
- ^ Аджа Романо (8 октября 2013 г.). «Дизельпанк для начинающих: Добро пожаловать в мир, где 40-е никогда не заканчивались» . Ежедневная точка . Проверено 25 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Пикрафт; Оттенс, Ник (июль 2008 г.), «Открытие дизельпанка» (PDF) , The Gatehouse Gazette (1): 3 , получено 23 мая 2010 г.
- ^ Ларри Эмиетт (24 октября 2013 г.). «Что в имени?» . Сторожка. Архивировано из оригинала 26 июня 2015 года . Проверено 25 июня 2015 г.
- ^ Поллак, Льюис Б. младший (2001). «Misguided Games, Inc. рада сообщить, что Children of the Sun вышла из принтера» . Архивировано из оригинала 19 января 2007 года.
- ^ Кшиштоф, Янич (2008). « Хронология дизельпунку» (на польском языке)» . Архивировано из оригинала 6 апреля 2010 года . Проверено 1 августа 2008 г.
- ^ зловещая морская свинья (30 марта 2010 г.). Хартман, Майкл (ред.). «10 лучших игр в стиле стимпанк и дизельпанк для ПК» . Яркий Хаб. Архивировано из оригинала 5 июня 2010 года . Проверено 25 мая 2010 г.
- ^ Романо, Ая (8 октября 2013 г.). «Дизельпанк для начинающих: Добро пожаловать в мир, где 40-е никогда не заканчивались» . Ежедневная точка . Проверено 18 апреля 2020 г.
- ^ Бойс, Филип (8 февраля 2020 г.). «Жаркий воздух и сильный ветер: любовное письмо фэнтезийному дирижаблю» . Еврогеймер . Проверено 18 апреля 2020 г.
- ^ «Лучевые пушки! Художественная литература в стиле стимпанк» . Стенограмма интервью . 17 мая 2010 года. Архивировано из оригинала 21 мая 2010 года . Проверено 11 апреля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Стерлинг, Брюс (3 декабря 2008 г.). «А вот и «Атомпанк». И это голландский. Вот и все» . Проводной . Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 года . Проверено 4 июля 2010 г.
- ^ Доктороу, Кори (3 декабря 2008 г.). «Атомпанк: фетишизация атомного века» . Боинг-Боинг . Проверено 25 июня 2015 г.
- ^ Эльхефнави, Надер (2015). Множество жизней и смертей Джеймса Бонда: второе издание . п. 187 – через Google Книги.
- ^ Корен, Джонатан (25 октября 2009 г.). «Документальный фильм «Великие приключения Джонни Квеста» . Robotmonkeys.net . Проверено 27 сентября 2020 г.
- ^ Путешественник (15 сентября 2011 г.). «Люди Меркурия» . Daily-steampunk.com . Архивировано из оригинала 14 сентября 2015 года . Проверено 23 октября 2020 г.
- ^ Чудак Финн: Маэстро комиксов (6 мая 2015 г.). «Город зажигания – 15 комиксов, достойных телешоу» . Ответ компьютерщика . Проверено 18 октября 2020 г.
- ^ Давиа, Лоренцо (1 сентября 2011 г.). «Город зажигания – никогда не был» . Никогда не был . Проверено 18 октября 2020 г.
- ^ «Эра атомпанка» .
- ^ Ожетаде, Балогун (24 мая 2012 г.). «ПАНК 101: стимпанк, дизельпанк и трехлетний гений!» . Хроники Гарриет . Проверено 19 сентября 2020 г.
- ^ «Стимпанк – Дизельпанк – Атомпанк» . Мастерская писателей других миров . Проверено 6 сентября 2020 г.
- ^ Путешественник (13 июля 2012 г.). «С днем рождения, Харрисон Форд!» . Daily-steampunk.com . Архивировано из оригинала 23 октября 2015 года . Проверено 15 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Эльхефнави, Надер (15 сентября 2015 г.). «Человек из UNCLE и рынок ретро-фантастики» . Raritania.blogspot.com . Проверено 26 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Эльхефнави, Надер (2015). Киберпанк, стимпанк и волшебство: научная фантастика с 1980 года . Kindle Direct Publishing Печать по требованию. п. 195 – через Google Книги.
- ^ «Люди в черном 3: Анекдоты о «Людях в черном 3» и их родах» . SensaCine.com (на испанском языке) . Проверено 29 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Хит, Дэвид (7 октября 2023 г.). «9 лучших игр Atom Punk в рейтинге» . Игра Рэнт . Проверено 5 ноября 2023 г.
- ^ Лаванда, Дэйв (13 сентября 2018 г.). «Музей Человека-мотылька и Bethesda объединяются, чтобы представить товары Fallout 76 на фестивале Mothman Fest» . Ассошиэйтед Пресс . Проверено 25 сентября 2020 г.
- ^ Хоффман, Иордания (2 июля 2020 г.). «Продюсеры Westworld выводят на Amazon адаптацию видеоигры Fallout» . Ярмарка тщеславия . Проверено 25 сентября 2020 г.
- ^ Кая, Эмре (2 июля 2020 г.). « Телесериал «Последствия» в разработке на Amazon Prime Video» . Кинотеатр . Проверено 26 сентября 2020 г.
- ^ Рейли, Люк (5 марта 2023 г.) [Первоначально опубликовано 20 февраля 2023 г.]. «Обзор атомного сердца» . ИГН . Архивировано из оригинала 20 февраля 2023 года . Проверено 5 ноября 2023 г.
- ^ Грайф, Закари (2 ноября 2023 г.). «Чем научно-фантастический подход к атомпанку в «Непобедимом» отличается от эстетики насапанка в «Старфилде» . Игра Рэнт . Проверено 11 ноября 2023 г.
- ^ Браун, Джош (2 ноября 2023 г.). «Обзор «Непобедимого» — захватывающий взгляд на научную фантастику в стиле атомпанк» . PCGamesN . Проверено 11 ноября 2023 г.
- ^ Двиар, Роб (7 ноября 2023 г.). «Обзор Invincible – пространство для размышлений» . ТехРадар . Проверено 11 ноября 2023 г.
- ^ Путешественник (10 марта 2013 г.). «Пререлизный обзор: The Age Atomic Адама Кристофера» . Daily-steampunk.com . Архивировано из оригинала 7 сентября 2015 года . Проверено 13 октября 2020 г.
- ^ Роуз, Стивен младший (май 2015 г.). «RE: Раздел обзора – Книги – The Age Atomic» (PDF) . Тайтбэм . № 272. Национальная федерация любителей фэнтези. стр. 13–16. ISSN 2329-4809 . Проверено 17 октября 2020 г.
- ^ Лаура Ламберт; Хилари В. Пул; Крис Вудфорд ; Христос Дж. П. Мошовитис (2005). Интернет: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 224. ИСБН 1-85109-659-0 .
- ^ Шаль, Ниси (14 мая 2004 г.). «11 сентября положило начало адреналиновому роману Стерлинга в стиле новпанк» . Проверено 25 февраля 2024 г.
- ^ Белл, Элис. «Новпанк и политика личности в Neo Cab» . Каменно-бумажный дробовик . Проверено 25 февраля 2024 г.
- ^ «Альтернативная история стимпанка: рококопанк» . ВАЖНО, КАК СДЕЛАТЬ: НИОКР В СТИМПАНКЕ . Wonderhowto.com. 7 января 2013 года . Проверено 9 июня 2018 г.
- ^ Нгуен, Тим. «Проект RococoPunk — это любовное письмо сообществу исполнительских искусств Калгари» . Проверено 25 февраля 2024 г.
- ^ Тоиати, Луиджи (21 декабря 2023 г.). История научной фантастики и ее игрушечных фигурок . Перо и меч. п. 281. ИСБН 978-1-3990-0555-5 .
- ^ Босман, ФГ (Франк) (18 апреля 2019 г.). Священное и цифровое: критическое изображение религий в видеоиграх . МДПИ. п. 34. ISBN 978-3-03897-830-5 .
- ^ Томсон, Джемма. «Киберпанк и Рэйпанк» . РайганГот . WordPress. Архивировано из оригинала 27 июля 2021 года . Проверено 28 апреля 2020 г.
- ^ «Рэйпанк – определение» . www.facebook.com . Проверено 19 октября 2018 г.
- ^ Константину, Ли (15 января 2019 г.). «Хоуппанк не сможет исправить нашу испорченную научную фантастику» . Slate.com . Сланец . Проверено 28 апреля 2020 г.
- ^ Боффа, Адам (12 декабря 2018 г.). «По крайней мере, мы знаем, что у конца света будет и светлая сторона» . Лонгриды . Проверено 7 мая 2019 г.
- ^ Джейкобс, Сюзанна (10 ноября 2015 г.). «Этот энтузиаст научной фантастики хочет воплотить в жизнь «солнечный панк» . Грист . Проверено 7 мая 2019 г.
- ^ Жюстин, Нортон-Кертсон (17 октября 2021 г.). «Что такое лунарпанк?» . Журнал Соларпанк .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Уступите место Plaguepunk, Bronzepunk и Stonepunk» , Анналли Ньюитц, Wired , 15 марта 2007 г.