Все еще
Часть серии об Исламе. суфизм |
---|
Исламский портал |
Вали арабский ( . : وَلِيّ , романизированный : вали ; множественное число أَوْلِيَاء , ʾawliyāʾ ) чаще всего используется мусульманами для обозначения святого, иначе называемого более буквальным «другом Бога » [1] [2] [3]
арабский определенный артикль аль ( ال Когда добавляется ), он относится к одному из имен Бога в исламе , Аллаху – аль-Вали ( الْوليّ ), что означает «Помощник, Друг».
В традиционном исламском понимании святой изображается как человек, «отмеченный [особым] божественным расположением… [и] святостью», и который специально «избран Богом и наделен исключительными дарами, такими как способность творить чудеса». ". [4] Учение о святых было сформулировано мусульманскими учёными на самых ранних этапах исламской истории . [5] [6] [4] [7] а отдельные аяты Корана и некоторые хадисы интерпретировались ранними мусульманскими мыслителями как «документальные свидетельства». [4] о существовании святых. Могилы святых по всему мусульманскому миру стали центрами паломничества – особенно после 1200 г. н. э. – для масс мусульман, ищущих барака (благословения). [8]
Поскольку первые мусульманские жития были написаны в период быстрого распространения исламского мистического направления суфизма , многие из фигур, которые позже стали считаться главными святыми в ортодоксальном суннитском исламе, были ранними суфийскими мистиками, такими как Хасан из Басры. (ум. 728), Фаркад Сабахи (ум. 729), Давуд Тай (ум. 777–781), Рабия Басрская (ум. 801), Маруф Кархи (ум. 815) и Джунейд Багдадский (ум. 910) . [1] С двенадцатого по четырнадцатый век «всеобщее почитание святых, как среди людей, так и среди государей, достигло своей окончательной формы с организацией суфизма ... в ордены или братства». [9] В общепринятых выражениях исламского благочестия того периода святой понимался как «созерцатель, чье состояние духовного совершенства… [нашло] постоянное выражение в учении, завещанном его ученикам». [9] Во многих выдающихся суннитских вероучениях того времени, таких как знаменитый Символ веры Тахави ( ок. 900 г. ) и Символ веры Насафи ( ок. 1000 г. ), вера в существование и чудеса святых была представлена как «требование» для того, чтобы быть ортодоксальный верующий мусульманин. [10] [11]
Помимо суфиев, выдающимися святыми в традиционном исламском благочестии являются сподвижники Пророка , их преемники и преемники преемников . [12] Кроме того, пророки и посланники в исламе также считаются святыми по определению, хотя их редко называют таковыми, чтобы избежать путаницы между ними и обычными святыми; поскольку мусульмане превозносят пророков как величайших представителей всего человечества, общим принципом суннитской веры является то, что один-единственный пророк больше, чем все обычные святые, вместе взятые. [13] Короче говоря, считается, что «каждый пророк — святой, но не каждый святой — пророк». [14]
В современном мире традиционным суннитским и шиитским представлениям о святых бросают вызов фундаменталистские и возрожденческие исламские движения, такие как салафитское движение , ваххабизм и исламский модернизм , все три из которых в большей или меньшей степени «формировали фронт». против почитания и теории святых». [1] Как отмечают ученые, развитие этих движений косвенно привело к тенденции среди некоторых основных мусульман сопротивляться «полному признанию существования мусульманских святых или ... [рассматривать] их присутствие и почитание как неприемлемые отклонения». [15] Однако, несмотря на наличие этих противоположных направлений мысли, классическая доктрина почитания святых продолжает процветать сегодня во многих частях исламского мира, играя жизненно важную роль в ежедневном проявлении благочестия среди огромных слоев мусульманского населения в мусульманских странах, таких как Пакистан. , Бангладеш, Египет, Турция, Сенегал , Ирак, Иран, Алжир, Тунис, Индонезия, Малайзия и Марокко, [1] а также в странах со значительным исламским населением, таких как Индия, Китай, Россия и Балканы . [1]
Имена
[ редактировать ]Что касается перевода арабского вали английским словом «святой», выдающиеся ученые, такие как Джибрил Хаддад, сочли это подходящим переводом, при этом Хаддад описал отвращение некоторых мусульман к использованию слова «святой» вместо вали как «ложное возражение ». ... ибо [это] – как «Религия» ( дин ), «Верующий» ( мумин ), «молитва» ( салат ) и т. д. – [] общий термин для обозначения святости и святых людей, пока не существует путаница для мусульман относительно их конкретных значений в исламе, а именно: реальности имана с Боголюбием и тех, кто обладает этими качествами». [16] [ нужен лучший источник ] В персидском языке , который стал вторым по влиятельности и распространенности языком в исламском мире после арабского , [1] общий титул святого или духовного учителя стал пир ( персидский : پیر , буквально «старый [человек]», «старейшина»). [17] ). [1] Хотя разветвления этой фразы включают в себя коннотацию общего слова «святой», [1] его часто используют для обозначения духовного наставника того или иного типа. [1]
Среди индийских мусульман титул пир-баба (पीर बाबा) обычно используется на хинди для обозначения суфийских мастеров или столь же почитаемых святых. [1] Кроме того, святых также иногда называют на персидском или урду языке « Хазрат ». [1] В исламском мистицизме — роль пира направлять и наставлять своих учеников на мистическом пути. [1] Следовательно, ключевое различие между использованием слов вали и пир заключается в том, что первое не подразумевает святого, который также является духовным учителем с учениками, тогда как второе делает это напрямую через коннотацию слова «старейшина». [1] Кроме того, другие арабские и персидские слова, которые также часто имеют тот же смысл, что и пир , и, следовательно, также иногда переводятся на английский язык как «святой», включают муршид ( арабский : مرشد , что означает «проводник» или «учитель»), шейх и саркар. (персидское слово, означающее «господин»). [1]
В турецких исламских странах святых называли многими терминами, в том числе арабскими вали , персидскими сахах и пир , а также турецкими альтернативами, такими как баба в Анатолии, ата в Центральной Азии (оба означают «отец») и эрен или эрмисхах. (< ermek «достичь, достичь») или yati̊r («тот, кто успокаивается») в Анатолии . [1] Между тем их гробницы «обозначаются терминами арабского или персидского происхождения, намекающими на идею паломничества ( мазар , зияратгах ), гробницы ( Хабр , махбар ) или купольного мавзолея ( гунбад , Кубба ). Но такие гробницы также обозначаются терминами обычно используется для дервишских монастырей или определенной их части ( текке на Балканах , лангар , «трапезная» и рибат в Средней Азии ), или по качеству святого ( пир , «почтенный, почтенный», в Азербайджане ) ." [1]
История
[ редактировать ]Согласно различным традиционным суфийским интерпретациям Корана , четко описана концепция святости. [18] Однако некоторые современные ученые утверждают, что Коран не содержит четкого изложения доктрины или теории святых. [1] В Коране прилагательное вали применяется к Богу в том смысле, что Он является «другом» всех верующих (Вопрос 2:257 ). Однако некоторые стихи Корана интерпретировались ранними исламскими учеными как относящиеся к особой, возвышенной группе святых людей. [4] Среди них 10:62 : [4] «Воистину, друзья Аллаха ( аулия л-лахи ): не будет у них страха и не будут они печалиться». [4] и 5:54 , где говорится о любви Бога к тем, кто любит Его. [4] Кроме того, некоторые ученые [1] интерпретируется 4:69 : «Всякий, кто повинуется Богу и Посланнику, находится с теми, кому Бог оказал благосклонность: пророкам, сидикинам , мученикам и праведникам. Они — лучшая компания», чтобы нести ссылку на святые люди, которые не были пророками и числились ниже последних. [1] Слово сидикина в этом стихе буквально означает «правдивые» или «справедливые» и часто интерпретировалось ранними исламскими мыслителями в смысле «святые», а знаменитый переводчик Корана Мармадьюк Пиктхолл перевел его как «святые». в своих толкованиях Священного Писания. [1] Кроме того, Коран упоминает чудеса святых людей, которые не были пророками, таких как Хидр ( 18:65-82 ) и Люди пещеры ( 18:7-26 ), что также привело многих ранних ученых к выводу, что группа должны существовать почтенные люди, которые занимают ранг ниже пророков, но тем не менее превозносятся Богом. [1] Ссылки в корпусе хадисной литературы на подлинных святых, таких как доисламский Джурайдж, [19] [20] [21] [22] только придало больше доверия этому раннему пониманию святых. [1]
Сборники рассказов о «житиях или житиях святых» начали составляться «и передаваться на ранней стадии». [1] многими постоянными мусульманскими учеными, включая Ибн Аби ад-Дунью (ум. 894), [1] который в девятом веке написал труд под названием «Китаб аль-Аулия » ( «Жизнеописания святых »), который представляет собой «самый ранний [полный] сборник на тему друзей Бога». [1] До работы Ибн Аби ад-Дунья истории святых передавались через устную традицию ; но после написания его работы многие исламские ученые начали записывать широко распространенные отчеты, [1] а более поздние ученые, такие как Абу Нухайм аль-Исфахани (ум. 948), широко использовали работы Ибн Аби ад-Дунья в своем собственном « Хилят аль-авлия» ( «Украшение святых »). [1] (ум. 899) становится очевидным Более того, из «Китаб аль-Касхоф ва 'л-баян» раннего багдадского суфийского мистика Абу Саида аль-Харраза , что уже существовало целостное понимание мусульманских святых. -Харраз уделяет достаточно места различению добродетелей и чудес ( карамат ) пророков и святых. [1] Жанр агиографии ( манакиб ) стал более популярен с течением времени: многие выдающиеся исламские мыслители средневекового периода посвятили большие труды сбору историй о различных святых или сосредоточению внимания на «чудесных аспектах жизни, чудесах или по крайней мере, чудеса [конкретного] суфи или святого, которые, как полагают, были наделены чудесными способностями». [23]
В конце девятого века важные мыслители суннитского ислама официально сформулировали ранее устную доктрину целой иерархии святых, причем первое письменное описание этой иерархии пришло из-под пера аль-Хакима ат-Тирмизи (ум. 907-907). 912). [1] По общему мнению исламских ученых того периода, признававших, что улемы несут ответственность за поддержание «экзотерической» части исламской ортодоксальности, включая дисциплины права и юриспруденции , в то время как суфии несут ответственность за формулирование глубочайших внутренних истин религии, [1] более поздние выдающиеся мистики, такие как Ибн Араби (ум. 1240), только еще больше укрепили эту идею святой иерархии, а понятие «типов» святых стало основой суннитской мистической мысли, среди таких типов, включая сиддикун ( «правдивые»). ) и абдал («святые-заменители») и другие. [1] Многие из этих концепций появились в письменной форме задолго до ат-Тирмизи и Ибн Араби; идея абдала , например, появляется еще в Муснаде Ибн Ханбала (ум. 855), где это слово означает группу главных святых, «число которых останется постоянным, и после его смерти один всегда заменяется другим». ." [24] Сообщается, что Ибн Ханбал прямо назвал своего современника, мистика Маруфа Кархи (ум. 815-20), одним из абдалов , сказав: «Он один из святых-заместителей, и его мольба услышана». ." [25]
С двенадцатого по четырнадцатый век «всеобщее почитание святых, как среди людей, так и среди правителей, достигло своей окончательной формы с организацией суфизма — мистицизма ислама — в ордены или братства». [9] В общем исламском благочестии того периода святой понимался как «созерцатель, чье состояние духовного совершенства… [нашло] постоянное выражение в учении, завещанном его ученикам». [9] Именно благодаря своей духовной мудрости святой пользовался почитанием в средневековом исламе, «и именно это... [осуществило] его «канонизацию», а не какое-то церковное учреждение», как в христианстве . [9] Фактически, последний пункт представляет собой одно из важнейших различий между исламским и христианским почитанием святых, поскольку в исламе святые почитаются на основе единогласного согласия или народного признания, подобно всем тем христианским святым, которых начали почитать до институт канонизации . [9] Фактически, вера в существование святых стала важной частью средневекового ислама. [10] [11] что многие из наиболее важных вероучений, сформулированных в тот период, например, знаменитый Символ веры Тахави , прямо провозглашали обязательным требованием для «ортодоксального» мусульманина верить в существование и почитание святых, а также в традиционные повествования об их жизни и чудеса. [13] [10] [11] [2] Таким образом, мы обнаруживаем, что даже средневековые критики широко распространенной практики почитания гробниц святых , такие как Ибн Таймия (ум. 1328), никогда не отрицали существование святых как таковых, а ханбалит юрист- заявлял: «Чудеса святых абсолютно истинный и правильный, по признанию всех мусульманских ученых. И Коран указывал на это в разных местах, и высказывания Пророка упоминали об этом, и тот, кто отрицает чудесную силу святых, является только людьми, которые являются новаторами и их последователи». [26] По словам одного современного ученого, практически все мусульмане той эпохи верили, что «жизнь святых и их чудеса неоспоримы». [27]
В современном мире традиционная идея святых в исламе бросает вызов пуританским и возрожденческим исламским движениям салафизма , влияние которых « и ваххабизма сформировало фронт против почитания святых и теории святых». [1] Для приверженцев ваххабитской идеологии, например, практика почитания святых представляется «мерзостью», ибо они видят в этом форму идолопоклонства . [1] Именно по этой причине Королевство Саудовская Аравия , придерживающееся ваххабитского вероучения, «разрушало могилы святых везде, где... было возможно» [1] во время его экспансии на Аравийском полуострове с восемнадцатого века. [1] [Примечание 1] Как отмечают ученые, развитие этих движений косвенно привело к тенденции среди некоторых основных мусульман также сопротивляться «полному признанию существования мусульманских святых или… [рассматривать] их присутствие и почитание как неприемлемые отклонения». [15] В то же время движение исламского модернизма также выступает против традиционного почитания святых, поскольку многие сторонники этой идеологии считают эту практику «неисламской и отсталой… а не неотъемлемой частью ислама, которой они были». на протяжении более тысячелетия». [28] Однако, несмотря на присутствие этих противоположных течений мысли, классическая доктрина почитания святых продолжает процветать сегодня во многих частях исламского мира, играя жизненно важную роль в ежедневном благочестии обширных частей мусульманских стран, таких как Пакистан, Бангладеш. , Египет, Турция, Сенегал , Ирак, Иран, Алжир, Тунис, Индонезия, Малайзия и Марокко, [1] а также в странах со значительным исламским населением, таких как Индия, Китай, Россия и Балканы . [1]
Определения
[ редактировать ]Общее определение мусульманского святого в классических текстах состоит в том, что он представляет собой «[друга Бога], отмеченного [особым] божественным расположением… [и] святостью», будучи специально «избранным Богом и наделенным исключительными дарами, такими как как способность творить чудеса ». [4] Более того, святой изображается и в традиционных житиях как тот, кто «каким-то образом... приобретает Дружевские, т. е. Божии, добрые качества, а потому обладает особым авторитетом, силами, способностями и способностями». [1] Среди ученых-классиков Кушайри (ум. 1073) определял святого как человека, «чье послушание достигает постоянства без вмешательства греха; кого Бог постоянно сохраняет и охраняет от неудач греха силой актов послушания». [29] В другом месте тот же автор цитирует более старую традицию, чтобы передать свое понимание цели святых, которая гласит: «Святые Божии — это те, кого, когда их видят, вспоминают Бога». [30]
Между тем аль-Хаким ат-Тирмизи (ум. 869), самый значительный толкователь доктрины девятого века, установил шесть общих качеств истинных святых (не обязательно применимых ко всем, по мнению автора, но, тем не менее, свидетельствующих о значительном значении этого учения). часть из них), а именно: (1) когда люди видят его, они автоматически вспоминают о Боге; (2) всякий, кто приближается к нему враждебно, уничтожается; (3) он обладает даром ясновидения ( фираса ); (4) он получает божественное вдохновение ( ильхам ), что следует строго отличать от собственно откровения ( вахи ), [1] [31] [32] причем последнее получают только пророки ; (5) он может творить чудеса ( карамат ) с позволения Бога , которое может различаться от святого к святому, но может включать в себя такие чудеса, как хождение по воде ( ал-мас̲х̲и ала 'л-ма' ) и сокращение пространства и времени ( тайй) . аль-ард ); и (6) он общается с Хидром . [33] [1] Более того, Ат-Тирмизи утверждает, что, хотя святой не безгрешен, как пророки, он или она, тем не менее, может быть «сохранен от греха» ( махфуз ) милостью Бога. [1] Современный исследователь суфизма Мартин Лингс описывал исламских святых как «великих воплощений исламского идеала... духовных гигантов, которыми было благословлено почти каждое поколение». [34]
Классические свидетельства
[ редактировать ]Учение о святых и их чудесах, кажется, воспринималось как нечто само собой разумеющееся многими крупными авторами Золотого века ислама (ок. 700–1400 гг.). [1] а также многими выдающимися учеными позднего средневековья. [1] Феномены традиционного ислама можно, по крайней мере частично, приписать трудам многих наиболее выдающихся суннитских богословов и врачей классического и средневекового периодов. [1] многие из которых считали веру в святых «ортодоксальным» учением. [1] Примеры классических свидетельств включают в себя:
- «У Бога есть святые ( аулия ), которых Он особо выделил Своей дружбой и которых Он избрал правителями Своего царства… Он сделал святых правителями вселенной… Благодаря благословению их пришествия дождь падает с небес, и благодаря чистоте их жизни растения вырастают из земли, и благодаря их духовному влиянию мусульмане одерживают победы над скрывателями истины» ( Худжвири [ум. 1072-7]; суннитский ханафитский юрист и мистик) [1]
- «Чудеса святых ( аулия ) являются реальностью. Чудо появляется от имени святого, противореча обычному порядку вещей... И такое явление считается доказательным чудом от имени Посланника. из народа которого появляется этот поступок, потому что из него видно, что он святой, и он никогда не мог бы быть святым, если бы он не был прав в своей религии, а его религия - это исповедание послания Посланника» ( аль) ; -Насафи . 1142], [ ум ; суннитский ханафитский богослов) [35]
- «Чудеса святых абсолютно истинны и правильны и признаны всеми мусульманскими учеными. Коран указывает на это в разных местах, и хадисы Пророка упоминают об этом, и тот, кто отрицает чудесную силу святых, является новаторами. или последователи новаторов» ( Ибн Таймия [ум. 1328], Мухтасар аль-Фатава аль-Масрия ; суннитский ханбалитский теолог и юрист) [36]
Поиск благословений
[ редактировать ]Обоснование почитания паломниками умерших святых с просьбой о благословениях ( Барака ), даже несмотря на то, что святые не воскреснут из мертвых до Дня Воскресения ( Яум ад-Дин ), может исходить из хадиса, в котором говорится: «Пророки живы». в своих могилах и они молятся». [ нужна ссылка ] (Согласно исламской концепции могильного наказания , установленной хадисами , мертвые все еще находятся в сознании и активны, а нечестивцы страдают в своих могилах как прелюдия к аду, а благочестивые чувствуют себя непринужденно.) По мнению исламского историка Джонатана А.С. Брауна , «считается, что святые ничем не отличаются» от пророков, «такие же способные после смерти ответить на призывы о помощи», как и при жизни. [8]
Типы и иерархия
[ редактировать ]В классической исламской традиции считалось, что святые относятся к разным «типам». [1] Помимо земных различий в отношении их мирских обязанностей (т. е. юрист , хадисов знаток , судья , традиционалист , историк , аскет , поэт), святые также различались космологически в отношении их небесной функции или положения. [1] Однако в исламе в традиционных текстах святые представлены как выполняющие отдельные небесные функции, подобно ангелам , и это тесно связано с идеей небесной иерархии, в которой различные типы святых играют разные роли. [1] Фундаментальное различие было описано в девятом веке ат-Тирмизи в его «Сират аль-авлия » ( «Жизнеописания святых» ), который различал две основные разновидности святых: вали-хахк-Аллах , с одной стороны, и вали-Аллах , с другой. . [1] По мнению автора, «[духовное] восхождение вали хахк Аллаха должно остановиться в конце сотворенного космоса … он может достичь близости Бога, но не Самого Бога; ему допущена лишь близость Бога ( мухарраб ). Именно вали Аллах достигает Бога. Восхождение за пределы Божьего трона означает сознательное путешествие по сферам света Божественных Имен ... Когда вали Аллах прошел все сферы Божественных Имен, то есть познал Бога в них. Его имена настолько полно, насколько это возможно, тогда он гасится в сущности Бога. Его душа, его эго устраняется и... когда он действует, именно Бог действует через него. И поэтому в то же время имеется в виду состояние угасания. высшая степень активности в этом мире». [1]
Хотя учение об иерархии святых встречается в письменных источниках уже в восьмом веке, [1] именно ат-Тирмизи дал ему первое систематическое изложение. [1] По словам автора, сорок главных святых, которых он называет разными именами Сиддихин , Абдал , Умана и Нушаха , [1] были назначены после смерти Мухаммеда для увековечивания познания божественных тайн, дарованных им пророком. [1] Эти сорок святых, как заявил ат-Тирмизи, будут заменяться в каждом поколении после их земной смерти; и, по его словам, «сам факт их существования является гарантией дальнейшего существования мира». [1] Среди этих сорока ат-Тирмизи уточнил, что семь из них были особенно благословлены. [1] Однако, несмотря на их возвышенный характер, ат-Тирмизи подчеркивал, что эти сорок святых занимали ранг ниже пророков. [1] Более поздние важные работы, подробно описывающие иерархию святых, были написаны мистиком Аммаром аль-Бидлиси (ум. между 1194 и 1207 годами), духовным учителем Наджмуддина Кубры (ум. 1220), и Рузбиханом Бакли (ум. 1209), который очевидно, знал о «высокоразвитой иерархии друзей Божиих». [1] Различия в терминологии между различными небесными иерархиями, представленные этими авторами, были устранены более поздними учеными, поскольку они верили, что ранние мистики выделяли отдельные части и различные аспекты единой, сплоченной иерархии святых. [1]
суфизм
[ редактировать ]Цель суфийского пути — достичь единения себя с Богом ( фанах ). Эта концепция часто описывается в суфийских аллегориях как «я», отражающее свет Бога. Соответственно, душа испорчена и нуждается в очищении. В очищенном состоянии суфийского святого безупречный ум суфия осознает, что он не имеет реального существования сам по себе; его существование — это только Божий свет, а он — только зеркало. [37]
В некоторых эзотерических учениях ислама говорится о существовании космической духовной иерархии. [38] [39] [40] в ряды которых входят вали (святые, друзья Бога), абдалы (измененные), возглавляемые гхаутом ( помощником) или кутбом (столбом, осью). Подробности варьируются в зависимости от источника.
Одним из источников является перс XII века Али Худжвири . В его божественном дворе триста ахьяров («отличных»), сорок абдалов («заместителей»), семь абраров («благочестивых преданных»), четыре автада («столпа»), три нукаба («лидера»). и один кутб.
Все эти святые знают друг друга и не могут действовать без взаимного согласия. Задача Автада — каждую ночь обходить весь мир, и если есть какое-то место, на которое не упал их взгляд, на следующий день в этом месте появится какой-то изъян, и тогда они должны сообщить Кутбу, чтобы чтобы он мог направить свое внимание на слабое место и чтобы его благословениями можно было исправить это несовершенство. [41]
Другой — от Ибн Араби , жившего в мавританской Испании. Он имеет более эксклюзивную структуру. Есть восемь нуджаба («знатных»), двенадцать нукаб , семь абдал , четыре автада , два аиммы («проводников») и кутб. [42]
По мнению суфия XX века Инайят Хана , в иерархии семь степеней. В порядке возрастания это пир , бузург , вали, гаус , кутб, наби и расул . Он не говорит, как заселяются уровни. Пирсы и бузурги способствуют духовному развитию тех, кто к ним приближается. Валис может взять на себя ответственность за защиту сообщества и вообще работать тайно. Кутбы также несут ответственность за большие регионы. Наби призваны нести реформаторское послание народам и религиям и, следовательно, играют общественную роль. У Расулов также есть миссия по преобразованию мира в целом. [43]
Региональное почитание
[ редактировать ]Степень почитания конкретного святого варьировалась от региона к региону исламской цивилизации, часто в зависимости от собственной истории святого в этом регионе. [1] Хотя почитание святых играло решающую роль в ежедневном благочестии суннитов мусульман- во всем исламском мире на протяжении более тысячи лет (около 800–1800 гг.), какие именно святые наиболее широко почитались в том или ином культурном климате, зависело от агиографические традиции данной местности. [1] Таким образом, хотя Мойнуддин Чишти (ум. 1236), например, почитался во всем суннитском мире в средневековый период, его культ был особенно известен на Индийском субконтиненте , поскольку именно там он, как полагали, проповедовал, совершал большую часть его чудеса и окончательно обосновались в конце его жизни. [1]
Северная Африка
[ редактировать ]Почитание святых играло «важную роль в религиозной и общественной жизни Магриба на протяжении более или менее тысячелетия»; [1] иными словами, с тех пор, как ислам впервые достиг земель Северной Африки в восьмом веке. [1] Первые письменные упоминания об аскетических мусульманских святых в Африке, «почитаемых народом и имеющих последователей». [1] появляются в агиографиях X века. [1] [44] Однако, как отмечают ученые, «это явление вполне может быть более древним». [1] поскольку многие истории об исламских святых передавались устно, прежде чем, наконец, были записаны. [1] Одним из наиболее почитаемых святых в ранней исламской истории Северной Африки был Абу Яза (или Яаза, ум. в 1177 г.), неграмотный суннитский маликитский чудотворец , чья репутация святого человека вызывала восхищение даже в его собственной жизни. [1] [45] [46] Другим чрезвычайно популярным святым того времени был Ибн Хирзихим (ум. 1163), который также прославился своей личной набожностью и способностью творить чудеса. [1] Однако именно Абу Мадьян (ум. 1197) в конечном итоге стал одним из Аулия Аллаха всего Магриба . «Духовный ученик этих двух предыдущих святых», [1] Абу Мадьян, выдающийся ученый-суннит Малики, был первым деятелем магрибского суфизма, «оказавшим влияние за пределами своего региона». [1] Абу Мадьян отправился на Восток, где, как говорят, встретил выдающихся мистиков, таких как известный ханбалитский юрист Абдул-Кадир Гилани (ум. 1166). [1] По возвращении в Магриб Абу Мадьян остановился в Беджайе и «сформировал круг учеников». [1] Абу Мадьян в конце концов умер в Тлемсене , направляясь ко Альмохадов двору в Марракеше ; Позже он был почитаем как главный Аулия Аллах из Тлемсена, получив всеобщее признание. [1] [47] [48]
Одним из самых известных учеников Абу Мадьяна был Абд ас-Салам ибн Масисах (ум. 1127), [1] признал его мастером и «столбом» . «святой ... [который] имел посмертную известность благодаря тому, что Абу 'л-Хасан ас-Сахададхили (ум. 1258) [1] Именно этот последний деятель стал выдающимся святым в благочестии Магриба, поскольку он был основателем одного из самых известных суннитских суфийских орденов Северной Африки: Шадхилийя тариката . [1] Придерживаясь Малики мазхаба в своей юриспруденции , орден Шазили за прошедшие годы произвел на свет множество широко почитаемых суннитских святых, в том числе Фаси Ахмада аз-Заррука (ум. 1494), [1] который получил образование в Египте, но преподавал в Ливии и Марокко , и Абу Абдаллах Мухаммад аль-Джазули (ум. 1465), «который вернулся в Марокко после долгого путешествия на Восток, а затем начал жизнь отшельника» [1] и который добился широкой известности благодаря чудесам, которые он, как говорят, совершил с божьего позволения. [1] В конце концов, последний был похоронен в Марракеше , где он стал одним из семи самых известных Аулия Аллаха для суннитов этого региона. [1] Одними из самых популярных и влиятельных магрибских святых и мистиков последующих столетий были Мухаммад б. Насир (ум. 1674), Ахмад ат-Тиджани (ум. 1815), Абу Хамид аль-Араби ад-Даркави (ум. 1823) и Ахмад б. Алави (ум. 1934), [49] причем последние три зародили собственные суфийские ордена. [1] Среди известных приверженцев ордена Шазили среди современных исламских ученых - Абдаллах бин Байя (р. 1935), Мухаммад Алави аль-Малики (ум. 2004), Хамза Юсуф (р. 1958) и Мухаммад аль-Якуби (р. 1963). [1]
Почитание святых в суннитском исламе Магриба изучалось учеными с учетом различных «типов» святых, почитаемых суннитами в этих регионах. [1] К ним относятся:
- (1) «чистый аскетический отшельник», [1] которого уважают за отказ от всякой показухи, и его поминают не из-за его письменных работ, а из-за репутации, которую он, как полагают, имел как человек личной святости, чудес и «внутренней мудрости или гнозиса»; [1]
- (2) «экстатический и эксцентричный святой» ( mad̲j̲d̲h̲ūb ), [1] который, как полагают, придерживался ортодоксии в своем исполнении столпов веры, но известен тем, что учил в необычайно прямом стиле или разглашал высшие истины перед большинством в манере, похожей на Халладжа (ум. 922). . [1] К известным и широко почитаемым святым этого «типа» относятся Ибн аль-Марха (ум. 1214), Али аль-Шанхаджи (ок. 16 века), Абд ар-Рахман аль-Маджудхуб (буквально «Абд ар-Рахман Экстатический»). , ум. 1569); [50]
- (3) «святой-воин» (мн. мурабитун ) или мученик; [1]
- (4) святые женщины, которые могут принадлежать к одной из трех вышеупомянутых категорий или к какой-либо другой. [1] Было отмечено, что «святость Магриби ни в коем случае не ограничивается мужчинами, и ... некоторые могилы святых женщин посещаются очень часто». [1]
- (5) «еврейские святые», то есть почтенные еврейские персонажи, чьи могилы часто посещают мусульмане-сунниты в этом районе в поисках благословения. [1]
Что касается почитания святых среди мусульман-суннитов в Магрибе в наши дни, ученые отмечают присутствие многих «тысяч второстепенных местных святых, чьи могилы остаются видимыми в деревнях или кварталах городов». [1] Хотя многим из этих святых не хватает точных историографий или агиографий, «их присутствие и их социальная эффективность ... [огромны]» [1] в формировании духовной жизни мусульман региона. Для подавляющего большинства мусульман Магриба даже сегодня святые остаются «очень живыми у своей могилы, до такой степени, что имя человека чаще всего служит для обозначения места». [1] Хотя этот классический тип суннитского почитания представляет собой наиболее распространенную позицию в этом регионе, современное влияние салафизма и ваххабизма в некоторых кругах бросило вызов традиционной практике. [1]
Турция, Балканы, Кавказ и Азербайджан
[ редактировать ]Ученые отметили чрезвычайно «важную роль» [1] Почитание святых исторически играло роль в исламской жизни во всех этих областях, особенно среди суннитов, которые посещают многие тысячи гробниц, разбросанных по всему региону, в поисках благословения на совершение акта зияра . [1] По мнению ученых, «между тюрками Балкан и Анатолии и тюрками Средней Азии, несмотря на разделяющее их расстояние, концепция святого и организация паломничества не обнаруживают принципиальных различий». [1] Почитание святых действительно распространилось на турецких землях с десятого по четырнадцатый века. [1] и сыграл решающую роль в средневековом тюркском суннитском благочестии не только в космополитических городах, но и «в сельской местности и среди кочевников всего тюркского мира». [1] Одна из причин популярности святых в досовременной Турции, предложенная учеными, заключается в том, что ислам в основном распространялся на турецких землях ранними суфиями-суннитами, а не чисто экзотерическими учителями. [1] Большинство почитаемых в Турции святых принадлежали к ханафитской школе суннитского правоведения. [1]
Как отмечают ученые, святых, почитаемых в традиционном турецком суннитском исламе, можно разделить на три основные категории: [1]
- (1) Гухази или ранние мусульманские святые, которые проповедовали веру в регионе и часто принимали мученическую смерть за свою религию. Среди наиболее известных и широко почитаемых святых этой категории можно назвать пророка Мухаммеда сподвижника Абу Айюба аль-Ансари (ум. 674), который был убит под стенами Константинополя и вскоре после этого был удостоен чести мученика. [1] и Сайид Баттал Гохази (ум. девятого века), который сражался с христианами в Анатолии в период Омейядов . [1]
- (2) Суфийские святые, которые чаще всего были суннитскими мистиками, принадлежавшими к ханафитской школе суннитской юриспруденции и принадлежавшими к одному из ортодоксальных суфийских орденов, таких как Накшбанди или Мевлеви . [1]
- (3) «Великие деятели ислама», как доисламские, так и пришедшие после Мухаммеда , а также некоторые святые правители. [1]
Почитание Аулия Аллаха
[ редактировать ]Почитание Аулия Аллаха было важной частью как суннитской , так и шиитской исламской традиции, в которой особенно важные классические святые служили небесными защитниками определенных мусульманских империй, наций, городов, поселков и деревень. [51] Что касается абсолютной вездесущности этой веры, покойный Мартин Лингс писал: «Едва ли есть регион в империи ислама, где бы не был суфий своим покровителем». [52] Поскольку почитание святых часто развивается чисто органически в исламском климате, Аулия Аллах часто признается через народное признание, а не через официальные декларации. [51] Традиционно считалось, что валиаллах определенного места молится за благополучие этого места, а также за здоровье и счастье всех, кто там живет. [51] Вот неполный список мусульман Аулия Аллаха :
Страна | Аулия Аллах | Даты жизни | Примечания | Расположение |
---|---|---|---|---|
Афганистан | Али ибн Аби Талиб | д. 661 | Двоюродный брат и зять Мухаммеда и 4-го халифа Рашидуна . Считается, что похоронен в Мазари-Шарифе по суннитской вере Накшбанди . | Мазари-Шариф , провинция Балх |
Мир Модуд Чишти | д. 1139 | Чишти -суннитский мистик, Мир потомков рода 12-го Имама , ведущего свой род от Имама Хасана аль-Аскари. | Чишт в провинции Герат . | |
в Сане | д. 1131/1141 | суннитский мистик, суфийский поэт | ||
Алжир | Абу Мадьян | д. 1197–98 | Суннитский мистик Малики юриспруденции | город Тлемсен ; по словам одного ученого, [ ВОЗ? ] «Город рос и развивался под благотворной эгидой великого святого, а город аль-Уббад вырос вокруг его могилы» [53] |
Абд ар-Рахман ат-Тхагаалиби | 1200 г. постоянного тока | Суннитский мистик Малики юриспруденции | Город Алжир [54] | |
Бангладеш | Шах Джалал | д. 1347 | Суфийский святой и мистик ордена Сухравардия , родившийся на территории современной Турции, он путешествовал по Индийскому субконтиненту и поселился в северо-восточной Бенгалии и Ассаме, распространяя ислам по всей территории, и стал главным проводником нового мусульманского населения Восточной Бенгалии. | |
Хан Джахан Али | д. 1459 | Родившийся в современном Узбекистане , он отправился в южную Бенгалию, чтобы распространять ислам; он построил город-мечеть Багерхат и освободил Сандербаны для поселения людей. Он развил южную Бенгалию, соединив Багергхат с торговыми городами Читтагонг и Сонаргаон , и ввел там исламское образование. | ||
Ахи Сирадж Аайна Хинд | д. 14 век | Суфийский святой (родившийся в Гауре, Западная Бенгалия) из ордена Чишти , он распространял ислам в Северной Бенгалии и Западном Бихаре, он также был администратором Северной Бенгалии при султане Шамсуддине Ильяс Шахе , развивая эту территорию. Его дарга в Мальде — одна из крупнейших в Южной Азии и собирает тысячи людей в год. | ||
Египет | Абу'л-Хасан ас-Сахададхили | д. 1258 | Суннитский мистик юриспруденции Малики и основатель Шадилийа . тариката | Во многих частях Верхнего Египта , но особенно среди племени Абабда. [55] |
Абу ль-Хаджадж из Луксора | д. 1244 | Суннитский мистик Малики юриспруденции | Город Луксор [56] | |
Абд ар-Рахим из Кены | д. 1196 | Суннитский мистик юриспруденции Малики и известный защитник ортодоксальности в этом районе. | Город Кена [56] | |
Эфиопия | Абадир Умар ар-Рида | 1300 год постоянного тока | Суннитский мистик шафиитской юриспруденции | город Харар ; по мнению одного ученого, [ ВОЗ? ] «Позже Харар стал известен как Мадинат аль-Аулия («город святых») из-за святынь сотен святых в Хараре и его окрестностях» [57] |
Сомали | Абу Баракат Юсуф Аль-Кавейн Аль-Барбари | 1200 г. постоянного тока | Суннитский святой и знаток шафиитской юриспруденции. Его считают родоначальником династии Валашма . | Много путешествовал из Харара , Зейлы , Багдада , Дхогора и даже Мальдив , где распространял ислам. |
Аш-Шейх Дия Уд-Дин Исхак Ибн Ахмад Ар-Ридхави Аль-Майти | 1300 год постоянного тока | Суннитский учёный и путешественник из рода Хусейнидов . Он является одноименным предком клановой семьи Исаак . | Путешествовал из Хиджаза в Яман , Билад Аль-Хабашу и, наконец, в город Майд . | |
Индия | Нисам ад-Дин Аулия | д. 1325 | Суннитский мистик ханафитской юриспруденции | Город Дели [58] |
Сахах аль-Хамид Абд аль-Хадир | ob. 1600 | Суннитский мистик шафиитской юриспруденции | Город Нагор [59] | |
Чишти Мухин ад-Дин Хасан Сиджзи | Мистик Чиштинского ордена | Город Сринагар | ||
Муин ад-Дин Хади Накшбанд Мирза | Мистик ордена Накшбанди и зять императора Джахангира ; Похоронен вместе с тремя поколениями своих преемников в мемориальном комплексе Зиярат Накшбанд. | Город Аджмер | ||
Баба Нур ад-Дин Рисхи | д. 1377 | Суннитский аскет и мистик | Город Биджбехара [60] [61] [62] | |
Иран | Дэниел | д. 600 г. до н.э. | Еврейский пророк , почитаемый в исламской традиции. | Город Шуш , где находится самая популярная святыня, посвящённая ему. |
Ирак | Хусейн ибн Али | д. 680 | внук Мухаммеда и третий имам шиитов - мусульман | Весь Ирак для мусульман-шиитов и суннитов, но особенно город Кербела. |
Абд аль-Кадир аль-Джилани | д. 1166 | Суннитский мистик и юрист ханбалитской юриспруденции и основатель Кадирийского Тариката. | Весь Ирак в классическом суннитском благочестии, но особенно город Багдад. [63] | |
Казахстан | Ахмад Йесеви | д. 1166 | Суннитский мистик ханафитской юриспруденции и основатель Есевийя Тариката | Весь Казахстан ; кроме того, почитается как Вали всех современных национальных государств, включающих досовременный Туркестан. [64] |
Марокко | Абу Сухайб Айюб б. Саид аль-Синхаджи (на просторечии «Мулай Бусхиб») | 1100 год постоянного тока | Суннитский мистик Малики юриспруденции | Город Аземмур [65] |
Хмад у-Муса | д. 1563 | Суннитский мистик юриспруденции Малики и Шадилия тариката | Регион Су [66] | |
Ахмад б. Джафар аль-Хазраджи Абу 'л-Аббас ас-Сабти | д. 1205 | Суннитский мистик Малики юриспруденции | Город Марракеш | |
Сиди Беллиут | 1500 год постоянного тока [?] | Суннитский мистик Малики юриспруденции | Город Касабланка [67] | |
Ибн Асахир | д. 1362–63 | Суннитский мистик Малики юриспруденции | Город продажи [68] | |
Абу Мухаммад Салих |ум. 1500 [?] | Суннитский мистик Малики юриспруденции | Город Сафи [69] | ||
Мулай Али Бху Гаалем | д. 1200 [?] | Суннитский мистик Малики юриспруденции | Город Алькасаркивир | |
Идрис I из Марокко | д. 791 | Первый исламский правитель и основатель династии Идрисидов. | Город Фес [70] | |
Абд аль-Хадир Мухаммад | 1500 год постоянного тока [?] | Суннитский мистик Малики юриспруденции | Город Фигиг [71] | |
Мухаммед б. В Исе | д. 16 век | Суннитский мистик Малики юриспруденции | Город Мекнес [72] | |
Нигерия | Мухаммад ибн ас-Саббах (в Хауса Дан Марина) | в 1640 г. . 1640 | Суннитский мистик Малики юриспруденции | Город Кацина |
День Масани | 1595 – 1667 | Суннитский мистик Малики юриспруденции | Город Кацина | |
Пакистан | Абдаллах Суха Гухази | постоянный ток 800 | Ранний мусульманский мистик и проповедник | Город Карачи [73] |
Абу 'л-Хасан Али Худжвири | д. 1072–1077 гг. | суннитский мистик ханафитской юриспруденции; пакистанцы часто называют Дата Ганджбак̲х̲с̲х̲ | Город Лахор [74] | |
Абдуллах Суха Кадри | д. 1757 г. | Мусульманский суфийский поэт и философ Кадирия Тарика | Город Касур | |
Баха ад-Дин Закария | д. 1170 | Суннитский мистицизм ханафитской юриспруденции и Сухравардийский тарикат | Обширные территории юго-западного Пенджаба и Синда. | |
Лал Шахбаз Каландар | д. 1275 | Суннитский мистик ханафитской юриспруденции | Город Сехван Шариф | |
Билавал Шах Нурани | д. ? | Суфийский мистик похоронен в Лахут-Ламакане | Город Хуздар | |
Его Святейшество Хазрат Ишаан | д. 1642 г. | Аристократ и покровитель императоров Великих Моголов и шейбанидских ханов Бухары похоронен вместе со своими преемниками Ходжа Хавандом Ахмадом Хазратом Ишааном III, Ходжа Бахауддином Тани Хазратом Ишааном IV, Сайидом Мир Джаном Хазратом Ишааном VIII и Миром Махмудом Ага Хазратом Ишааном IX в Бегампуре. | Город Лахор | |
Шейх Рахамкар | д. 1653 г. | Суннитский мистик и пир | Город Новшера | |
Саха Кабуль Аулия | д. 1767 г. | Суннитский мистик и пир | Город Пешавар | |
Джалал ад-Дин Суркх Пош | д. 1295 | Суфийский святой и миссионер | Город Уч Шариф | |
Сирия | Арслан Дамасский | д. 1160–1164 гг. | суннитский мистик | Город Дамаск [75] |
Тунис | Мухриз б. Кхалаф | д. 1022 | Суннитский мистик Малики юриспруденции | Город Тунис [76] |
В Сиди аль-Мазари | д. 1300 [?] | Суннитский мистик Малики юриспруденции | Город Монастир [77] | |
Абдаллах Абу аль-Джималь | д. 1500 [?] | Суннитский мистик Малики юриспруденции | Город Хрумир [78] | |
Бульбаба | д. 7 век | По преданию сподвижник Мухаммеда , | Город Габес | |
Турция | Хаджи Байрам Вали | д. 1429–30 | Суннитский мистик ханафитской юриспруденции | Город Анкара [79] |
Эмир Султан | д. 1455 | Суннитский мистик ханафитской юриспруденции | Город Бурса [80] | |
Мисик Папа | д. 1858–59 | Суннитский мистик ханафитской юриспруденции | Остров Ада Калех , находившийся одно время под контролем Османской империи ; остров был затоплен в 1970 году во время строительства гидроэлектростанции « Железные ворота I». [81] | |
Джалал ад-Дин Мохаммад Руми | д. 1273 | Ханафитский мистик Матуриди веры | Город Конья | |
Узбекистан | Кутам б. Аббас | д. 676 | Ранний мусульманский мученик | Город Самарканд [82] |
Занги Ата | д. 1269 | Суннитский мистик ханафитской юриспруденции | Город Ташкент [83] | |
Йемен | Мухаммед б. Али Ба Алави | д. 1255 | Суннитский мистик шафиитской юриспруденции и основатель алавийского тариката в Хадрамауте. | Регион Хадрамаут [84] |
Сайкха Садик | д. 1500 [?] | суннитский мистик | Город Аль-Худайда | |
Али б. Умар ас-Шададхили | д. 1400 [?] | Суннитский мистик Шадилия тариката | Порт-город Моха | |
Абу Бакр аль-Айдарус | д. 1508 | Суннитский мистик шафиитской юриспруденции | Город Аден [85] |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Дополнительную информацию см. в статьях Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб , Снос аль-Баки , Уничтожение объектов раннего исламского наследия в Саудовской Аравии и Преследование суфиев .
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. БК бр бс БТ этот бв б бх к бз что CB копия компакт-диск Этот см. cg ч Там СиДжей ск кл см CN со КП cq кр CS КТ с резюме cw сх сай чешский и БД округ Колумбия дд из дф Радтке, Б.; Лори, П.; Зарконе, Т.; ДеВиз, Д.; Габорио, М.; Денни, FM; Обен, Ф.; Ханвик, Дж. О.; Мчуг, Н. (2012) [1993]. «Вали». В Бирмане, Пи Джей ; Бьянкис, Th . Босворт, CE ; ван Донзель, Э.Дж .; Генрихс, WP (ред.). Энциклопедия ислама (2-е изд.). Лейден : Издательство Brill . дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_1335 . ISBN 978-90-04-16121-4 .
- ^ Jump up to: а б Джон Ренард, Друзья Бога: исламские образы благочестия, преданности делу и служения (Беркли: University of California Press, 2008); Джон Ренард, «Сказки о друзьях Бога: исламская агиография в переводе» (Беркли: University of California Press, 2009), passim.
- ^ Крамер, Роберт С.; Лоббан, Ричард А. младший; Флер-Лоббан, Кэролайн (2013). Исторический словарь Судана . Исторические словари Африки (4-е изд.). Лэнхэм, Мэриленд, США: Scarecrow Press, издательство Rowman & Littlefield. п. 361. ИСБН 978-0-8108-6180-0 . Проверено 2 мая 2015 г.
КУББА. Арабское название могилы святого человека... Кубба обычно воздвигается над могилой святого человека, которого называют по-разному: вали (святой), факи или шейхом, поскольку, согласно народному исламу, именно здесь находится его барака [ благословения] считается самым сильным...
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Радтке, Б., «Святой», в: Энциклопедия Корана , главный редактор: Джейн Даммен Маколифф, Джорджтаунский университет, Вашингтон, округ Колумбия.
- ^ Дж. ван Эсс, Теология и общество во 2-м и 3-м веках хиджры. История религиозной мысли в раннем исламе , II (Берлин-Нью-Йорк, 1992), стр. 89–90.
- ^ Б. Радтке и Дж. О'Кейн, Концепция святости в раннем исламском мистицизме (Лондон, 1996), стр. 109–110.
- ^ Б. Радтке, Три сочинения теософа Тирмида , ii (Бейрут-Штутгарт, 1996), стр. 68–69.
- ^ Jump up to: а б Браун, Джонатан AC (2014). Неверное цитирование Мухаммеда: вызов и варианты интерпретации наследия Пророка . Публикации Oneworld . п. 59 . ISBN 978-1-78074-420-9 . Проверено 4 июня 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Титус Буркхардт, Искусство ислама: язык и значение (Блумингтон: Мировая мудрость, 2009), стр. 99
- ^ Jump up to: а б с Джонатан А.С. Браун, «Верные несогласные: суннитский скептицизм в отношении чудес святых», Журнал суфийских исследований 1 (2012), стр. 123
- ^ Jump up to: а б с Кристофер Тейлор, Поблизости праведников (Лейден: Брилл, 1999), стр. 5–6.
- ^ Мартин Лингс, Что такое суфизм? (Лахор: Академия Сухейл, 2005 г.; первый имп. 1983 г., второй имп. 1999 г.), стр. 36–37, 45, 102 и т. д.
- ^ Jump up to: а б Аль-Тахави, Аль-Акида ат-Тахавийя XCVIII–IX
- ^ Реза Шах-Каземи, «Метафизика межконфессионального диалога», в « Пути к сердцу: суфизм и христианский Восток» , изд. Джеймс Катсингер (Блумингтон: Мировая мудрость, 2002), с. 167
- ^ Jump up to: а б Кристофер Тейлор, Поблизости праведников (Лейден: Брилл, 1999), стр. 5–6.
- ^ «Шейх Джибриль Фуад Хаддад на Facebook» . Фейсбук . Архивировано из оригинала 30 апреля 2022 г. [ источник, созданный пользователем ]
- ^ Ньюби, Гордон (2002). Краткая энциклопедия ислама (1-е изд.). Оксфорд: Один мир. п. 173 . ISBN 978-1-85168-295-9 .
- ^ Мухаммад Хишам Каббани (2003), Классический ислам и суфийская традиция Накшбанди , ISBN 978-1-930409-10-1
- ^ Букхари. Сахих аль-Амаль фи 'л-Салат , Баб 7, Махалим , Баб 35
- ^ Muslim (Cairo 1283), v, 277
- ^ Мадиси, аль-Бадва 'л-тарикх , изд. Уарт, Ар. текст 135
- ^ Самарканди, Танбих , изд. Каир 1309, 221
- ^ Пеллат, Ч., «Манакиб», в: Энциклопедия ислама, второе издание , под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель, В. П. Генрихс.
- ^ Кристофер Мельхерт, Ханабила и ранние суфии, Арабика, Т. 48, Fasc. 3 (Брилл, 2001), с. 356
- ^ Джибрил Ф. Хаддад, Четыре имама и их школы (Лондон: Мусульманский академический фонд, 2007), стр. 387
- ^ Ибн Таймия, аль-Мухтасар аль-Фатава аль-Масрия , 1980, с. 603
- ^ Джозеф В. Мери, Культ святых среди мусульман и евреев в средневековой Сирии (Оксфорд: Oxford University Press, 2002), стр. 68
- ^ Джон Эдвард Филд, Энциклопедия ислама (Нью-Йорк: Infobase Publishing, 2009), стр. 600
- ↑ Ибн Абидин, Расаил , 2:277.
- ^ Абу'л-Касим аль-Кушайри, Латаиф аль-Ишарат би-Тафсир аль-Коран , тр. Захра Сэндс (Луисвилл: Fons Vitae; Амаан: Королевский институт исламской мысли Аал-аль-Байт, 2015), стр. 79
- ^ Мартин Лингс, Возвращение к духу (Лахор: Академия Сухейл, 2005), стр. 20
- ^ Мартин Лингс, Мекка: от до Бытия до наших дней (Лондон: Архетип, 2004), с. 1
- ^ Б. Радтке и Дж. О'Кейн, Концепция святости в раннем исламском мистицизме (Лондон, 1996), стр. 124-125.
- ^ Мартин Лингс, «Доказательства ислама», журнал Ilm Magazine , том 10, номер 1, декабрь 1985 г., стр. 3-8
- ^ Эрл Эдгар Элдер (ред. и пер.), Комментарий к символу веры ислама (Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 1950), стр. 136
- ^ Ибн Таймия, Мухтасар аль-Фатава аль-Масрия (Издательство аль-Мадани, 1980), стр. 603
- ^ Бренд, Барбара. «Изобразительное искусство в средневековом исламе и загадка Бихзада Герата (1465–1535). Майкл Барри. стр. 227. Париж, Фламмарион, 2004». Журнал Королевского азиатского общества 17.1 (2007): 227.
- ^ Ренар, Дж.: Исторический словарь суфизма , стр. 262.
- ^ Марквит, Закари (14 июля 2011 г.). «Имам и Кутб: Ось Мунди в шиизме и суфизме» . Маджзубан Нур . Информационное агентство суфийского ордена Нематоллахи Гонабади. Архивировано из оригинала 10 мая 2018 года . Проверено 10 мая 2018 г.
- ^ Персонал. «Святые ислама» . sunnirazvi.net . Проверено 25 сентября 2012 г.
- ^ Персонал. «Святые ислама» . sunnirazvi.net . Проверено 25 сентября 2012 г. Цитируя «Мистиков ислама» Рейнольда А. Николсона
- ^ Джонс, Линдси (2005). Энциклопедия религии (2-е изд.). Фармингтон-Хиллз, Мичиган: Томсон Гейл. п. 8821. ISBN 0-02-865733-0 .
- ^ Духовная Иерархия, из Духовного послания Хазрата Инайят Хана.
- ^ HR Идрис (ред.), Манакиб д'Абу Исхак аль-Джабняни и де Мухриз б. Халаф , Париж, 1959 год.
- ^ Ю. Лобиньяк, «Un Saint Berbère, Мулай Бен Азза», в Hésperis , xxxi [1944]
- ^ Э. Дерменгем, Культ святых в исламе Магриба , Париж, 1954, 1982 [второе издание])
- ^ А. Бел, «Сиди Бу Медьян и его хозяин Эд-Даккак в Фесе», в Blends René Basset , Париж, 1923, i, 30-68.
- ^ К. Аддас, «Абу Мадьян и Ибн Араби», в Мухиддине Ибн Араби: Памятный том , Шефтсбери, 1993 г.
- ^ М. Лингс, Мусульманский святой двадцатого века, Шейх Ахмад аль-Алави , Лондон, 1961, о. тр. Святой мусульманин 20-го века, шейх Ахмад аль-Алави , Париж, 1984 г.
- ^ AL де Премаре, Сиди Абдер-Рахман аль-Медждуб , Париж-Рабат, 1985 г.
- ^ Jump up to: а б с Мартин Лингс, Что такое суфизм? (Лахор: Suhail Academy, 2005; первый имп. 1983 г., второй имп. 1999 г.), стр. 119–120 и т. д.
- ^ Мартин Лингс, Что такое суфизм? (Лахор: Академия Сухейл, 2005 г.; первый имп. 1983 г., второй имп. 1999 г.), с. 119
- ^ Бел, А., «Абу Мадьян», в Энциклопедии ислама , 1-е изд. (1913–1936), под редакцией М.Т. Хоутсма, Т.В. Арнольд , Р. Бассет, Р. Хартманн.
- ^ Турно, Р. ле, «ад-Дджазазир», в Энциклопедии ислама , 2-е изд., Под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, К.Э. Босворт, Э. ван Донзель, В.П.
- ^ Хиллельсон, С., «Абабда», в Энциклопедии ислама , 2-е изд., Под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель, В. П. Генрихс.
- ^ Jump up to: а б Грил, Денис, «Абд ар-Рахим аль-Кинаи», в Энциклопедии ислама , 3-е изд., Под редакцией: Кейт Флит, Гудрун Кремер, Денис Матриндж, Джон Навас, Эверетт Роусон.
- ^ Деспла, Патрик, «Харар», в Энциклопедии ислама , 3-е изд., Под редакцией: Кейт Флит, Гудрун Кремер, Денис Матриндж, Джон Навас, Эверетт Роусон.
- ^ Харди, П., «Амир Кохусрав», в Энциклопедии ислама , 2-е изд., Под редакцией: П. Бирман, Th. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель, В. П. Генрихс.
- ^ Справочник округа Танджор , с. 243; цитируется у Арнольда, Т.В., «Лаббай», в Энциклопедии ислама , 1-е изд. (1913–1936), под редакцией М.Т. Хоутсма, Т.В. Арнольд , Р. Бассет, Р. Хартманн.
- ^ Хасан, Мохиббул, «Баба Нур ад-Дин Рисхи», в Энциклопедии ислама , 2-е изд., Под редакцией: П. Бирман, Th. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель, В. П. Генрихс.
- ^ Абу 'л Фадл, Аин-и Акбари , II, тр. Блохманн, Калькутта, 1927 г.
- ^ Мохиббул Хасан, Кашмир при султанах , Калькутта, 1959 г.
- ^ Луизар, Пьер-Жан, «Барзинджис», в Энциклопедии ислама , 3-е изд.
- ^ Бартольд, В., «Туркистан», в Энциклопедии ислама , 1-е изд. (1913–1936), под редакцией М.Т. Хоутсма, Т.В. Арнольд , Р. Бассет, Р. Хартманн.
- ^ Леви-Провансаль, Э., «Абу Яазза», в Энциклопедии ислама , 2-е изд., Под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель, В. П. Генрихс.
- ^ Фор, А., «Хмад У-муса», в Энциклопедии ислама, второе издание , под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель, В. П. Генрихс.
- ^ Ивер, Г., «Дар аль-Беда», в Энциклопедии ислама , 1-е изд. (1913–1936), под редакцией М.Т. Хоутсма, Т.В. Арнольд , Р. Бассет, Р. Хартманн.
- ^ Фор, А., «Ибн Асахир», в Энциклопедии ислама , 2-е изд., Под редакцией: П. Бирман, Th. Бьянкис, CE Босворт, Э. ван Донзель, WP Heinrichs; ср. Леви-Провансаль, Шорфа , 313–14. Ибн Хунфуд, Унс аль-Фахир ва Изз аль-Хахир , изд. М. Эль Фаси и А. Фор, Рабат, 1965, 9–10.
- ^ Девердун, Г., «Глава», в Энциклопедии ислама , 2-е изд., Под редакцией: П. Бирман, Th. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель, В. П. Генрихс.
- ^ Абун-Наср, Джамиль М., «ат-Тиджани», в Энциклопедии ислама, второе издание , под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель, В. П. Генрихс.
- ^ Деспуа, Дж., «Фигиг», в Энциклопедии ислама , 2-е изд., Под редакцией: П. Бирман, Th. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель, В. П. Генрихс.
- ^ Функ-Брентано, К., «Мекнес», в Энциклопедии ислама , 1-е изд. (1913–1936), под редакцией М.Т. Хоутсма, Т.В. Арнольд , Р. Бассет, Р. Хартманн.
- ^ Хасан, Ариф (27 апреля 2014 г.). «Уплотнение Карачи» . Рассвет . Проверено 6 декабря 2016 г.
Другое место — это гробница Гази Абдуллы Шаха, потомка имама Хасана, которой более 1200 лет. Он стал вали Карачи, и его ур является важным событием для города и его жителей.
- ^ Хосейн, Хидайет и Массе, Х., «Худжвири», в Энциклопедии ислама , 2-е изд., Под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель, В. П. Генрихс.
- ^ Жоффруа, Эрик, «Арслан ад-Димашки, Шейх», в Энциклопедии ислама , 3-е изд.
- ^ Пеллат, Ч., «Мухриз б. Кхалаф», в Энциклопедии ислама, 2-е изд., Под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель, В. П. Генрихс.
- ^ Марсе, Жорж, «Монастир», в Энциклопедии ислама , 1-е изд. (1913–1936), под редакцией М.Т. Хоутсма, Т.В. Арнольд , Р. Бассет, Р. Хартманн.
- ^ Талби, М., «Кохумайр», в Энциклопедии ислама , 2-е изд., Под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель, В. П. Генрихс.
- ^ Менаге, В.Л., «Хадиджди Байрам Вали», в Энциклопедии ислама , 2-е изд., Под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель, В. П. Генрихс.
- ^ Мордтманн, Дж. Х., «Эмир Султан», в Энциклопедии ислама , 1-е изд. (1913–1936), под редакцией М.Т. Хоутсма, Т.В. Арнольд , Р. Бассет, Р. Хартманн.
- ^ Градева, Россица, «Адакале», в Энциклопедии ислама , 3-е изд., Под редакцией: Кейт Флит, Гудрун Кремер, Денис Матриндж, Джон Навас, Эверетт Роусон.
- ^ Пол, Юрген, «Абу Якуб Юсуф аль-Хамадани», в Энциклопедии ислама , 3-е изд., Под редакцией: Кейт Флит, Гудрун Кремер, Денис Матриндж, Джон Навас, Эверетт Роусон.
- ^ Зарконе, Т., "Занги Ата", в Энциклопедии ислама , 2-е изд., Под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель, В. П. Генрихс.
- ^ Алатас, Исмаил Фаджри, «Алавийя (в Хадрамауте)», в Энциклопедии ислама , 3-е изд.
- ^ Кныш, Александр Д., «Ба Махрама Омар», в Энциклопедии ислама , 3-е изд., Под редакцией: Кейт Флит, Гудрун Кремер, Денис Матриндж, Джон Навас, Эверетт Роусон.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Начальный
[ редактировать ]- Ибн Аби 'л-Дунья, К. аль-Аулия , в Мадджму'ат Расаиле, Каир, 1354/1935 г.
- Абу Нуайм аль-Исбахани, Хилят аль-авлия , Каир, 1351 и далее./1932 и далее.
- Абу Саид аль-Кахарраз, К. аль-Касхоф ва 'л-баян , изд. х. аль-Самарраи, Багходад, 1967 г.
- аль-Хаким ат-Тирмидхи, К. Кашатм аль-авлия , изд. О. Яхья, Бейрут, 1965 г.
- там же, К. Сират аль-авлия , изд. Б. Радтке, в «Трех шагах», i, 1–134, Бейрут, 1992 г.
- там же, аль-Фарх байн аль-айат ва 'л-карамат , мс. Анкара, Исмаил Саиб i, 1571 г., л. 152б-177б
- То же, Бад Сахан Аби Абдаллах , изд. Яхья, в Тирмизи, Кхатм , 14-32, факсы. и немецкий тр. в Радтке, Тирмидиана минора , 244-77, англ. тр. у Радтке и О'Кейна, Концепция святости , 15–36. Справочники.
- Бадиси, «Аль-Махсад», тр. Дж. Колин, в Марокканских архивах , xxvi-xxvii (1926).
- Губрини, Унван ад-Дирайя , Алжир, 1970 г.
- Худжвири, Касхоф аль-махдуджуб , изд. В. Жуковский, респ. Тегеран 1336/1958, 265 и далее, тр. Николсон, Кашф аль-Махджуб. Старейший персидский трактат о суфизме , Лейден-Лондон, 1911, 210–2141.
- Калабади, ат-Таарруф ли-мадхахаб ахль ат-тасаввуф изд. Арберри, Каир, 1934 г., тр. там же, Доктрина суфиев , 2, Кембридж, 1977, гл. 26
- Саррадж, К. аль-Лумафи 'л-тасаввуф , изд. Николсон, Лейден-Лондон, 1914, 315–32, нем. тр. Р. Грамлих, Основные сведения о суфизме , Штутгарт, 1990, 449–68.
- Абу Талиб аль-Макки, Хут аль-Хулуб , Каир, 1932, нем. тр. Грамлих, Питание сердец , Висбаден, 1992–95, указатель, св. Gottesfreund.
- Хусхайри, Рисала , многие ред., Немецкий тр., Грамлих, Послание аль-Кушайри , Висбаден, 1989, указатель, sv Gottesfreund.
- Аммар аль-Бидлиси, Два мистических сочинения , изд. Э. Бадина, выйдет в свет в Бейруте.
- Ибн аль-Араби, аль-Футухат аль-маккийя , Каир, 1329–1911 гг.
- там же, Рух аль-Худс , Дамаск, 1964, англ. Р.В. Остин, Суфии Андалусии , Лондон, 1971, тр. Ж. Леконт, Les Soufies d'Andalousie , Париж, 1995 г.
- Ф. Мейер, Житие шейха Абу Исхака аль-Казаруни , Лейпциг, 1948 г.
- Мухаммад б. Мунаввар, Асрар ат-таухид фи Махамат ас-Шайкх Аби Саид , изд. Мухаммад Сухафии-и Кадкани, Тегеран, 1366-7, англ. тр. Дж. О'Кейн, Тайны мистического единства Бога , Нью-Йорк, 1992 г.
- Азиз ад-Дин Насафи , К. аль-Инсан аль-камиль , изд. М. Моул, Тегеран-Париж, 1962, 313-25.
- Ибн Таймия, аль-Фурхан байна аулия ар-Рахман ва-авлия ас-Сухайтан , Каир, 1366/1947 г.
- там же, Хадихат мадхахаб аль-иттихадийин, в Мадджмухат аль-Расаил ва 'л-масаил , iv, Каир и далее, 1 и далее.
- Ибн Ата Аллах, Латаиф аль-Минан , о. Э. Жоффруа, Мудрость суфийских мастеров , Париж, 1998 г.
вторичный
[ редактировать ]- Анри Корбен , В иранском исламе , особенно. III, Париж, 1972 г.
- Мишель Ходкевич , Печать святых , Париж, 1986 г.
- Век Хиджры. История религиозной мысли в раннем исламе , i-vi, Берлин-Нью-Йорк, 1991-7.
- Б. Радтке и Дж. О'Кейн, Концепция святости в раннем исламском мистицизме , Лондон, 1996 г.
- Радтке, Три сочинения теософа фон Тирмида , i, Бейрут-Штутгарт, 1992 г., ii, Бейрут-Штутгарт, 1996 г.
- Р. Мах, Цадик в Талмуде и Мидраше , Лейден, 1957 г.
- Радтке, «Тирмидиана минора», в Oriens , xxxiv (1994), 242–98.
- Грамлих, Чудеса друзей Божиих , Висбаден, 1987 г.
- то же, Шиитские дервишские ордена Персии , Висбаден 1965–81, II, 160–5 (об иерархии святых)
- Дж. Эрнст, Рузбихан Багли , Лондон, 1996 г.
- Радтке, «Между традиционализмом и интеллектуализмом. Интеллектуальная история и историографические заметки об Ибризе Ахмада бен аль-Мубарака аль-Ламати», в книге « Построен на твердой скале». Festschrift для Эббе Кнудсена , Осло, 1997, 240–67.
- Х.С. Нюберг, Малые сочинения Ибн аль-Араби , Лейден, 1919, 103–20.
- А. Афифи, Мистическая философия Мухиддина Ибнул-Араби , Кембридж, 1939 г.
- В. Читтик, Суфийский путь познания , Олбани, 1989 г.
- Джамиль М. Абун-Наср, Тиджания. Суфийский орден в современном мире , Лондон, 1965 г.
- Радтке, «Лерер-Шюлер-Энкель. Ахмад бен Идрис, Мухаммад Утман аль-Миргани, Исмаил аль-Вали», в Oriens , xxxiii (1992), 94–132.
- И. Гольдцихер, «Die Heiligenverehrung imИслам», в Muh. Стад. , II, 275-378
- Грейс Мартин Смит и К.В. Эрнст (ред.), Проявления святости в исламе , Стамбул, 1993 г.
- Х.-Ч. Луар и Кл. Жиллио (ред.), Культ святых в мусульманском мире , Париж, 1995.