Семь спящих
Семь шпал | |
---|---|
![]() | |
Почитается в | Католическая церковь Восточная Православная Церковь Восточная Православная Церковь ислам |
канонизирован | Предварительная Конгрегация |
Праздник | 27 июля 4 августа, 22 октября (восточное христианство) |

Семь Спящих ( греческий : επτὰ κοιμομενοι , латинизированный : hepta koimōmenoi ; [ 2 ] Латинское : Septem dormientes ), также известный в христианском мире как Семь спящих Эфеса , а в исламе как Асхаб аль-Кахф (اصحاب الکهف, aṣḥab al-kahf , букв. Спутники пещеры ), [ 3 ] это позднеантичная христианская легенда и кораническая исламская история. Христианская легенда рассказывает о группе юношей, спрятавшихся в пещере. [ 4 ] за пределами города Эфес (современный Сельчук , Турция ) около 250 г. н.э., чтобы избежать римских преследований христиан , и возникли много лет спустя. Кораническая версия этой истории появляется в суре 18 ( 18:9–26 ). [ 3 ]
Происхождение и распространение
[ редактировать ]
Эта история появилась в нескольких сирийских источниках еще до жизни Григория Турского (538–594). Самая ранняя сирийская рукописная копия находится в рукописи № 4 «Санкт-Петербург», датируемой V веком. [ 5 ]
Самая ранняя известная версия этой истории [ нужны разъяснения ] встречается в трудах сирийского епископа Иакова Серугского ( ок. 450–521 ), который опирается на более ранний греческий источник, ныне утерянный. [ 6 ] Иаков Серугский, эдесский поэт-богослов, написал проповедь в стихах на тему семи спящих: [ 7 ] который был опубликован в Acta Sanctorum . В другой версии шестого века, в сирийской рукописи, хранящейся в Британском музее ( Cat. Syr. Mss , стр. 1090), указано восемь шпал.
Вопрос о том, был ли первоначальный отчет написан на сирийском или греческом языке, остается предметом споров, но сегодня общепринятым считается греческий оригинал. [ 8 ] [ 5 ] В отчете паломника De situ terrae Sanctae , написанном между 518 и 531 годами, упоминается существование церкви, посвященной спящим в Эфесе. [ 5 ]
Схема этой сказки появляется в трудах Григория Турского VI века и в «Истории лангобардов » ( Павла Диакона 720–799). [ 9 ] Самая известная западная версия этой истории появляется в « Якоба де Ворагина » Золотой легенде (1259–1266). Он также появляется в BHO ( Pueri septem ), [ 10 ] БХГ ( Мальчики 7 ) [ 11 ] и BHL Sleeping (Seven) Эфеса . [ 12 ]
Сообщения о христианской легенде встречаются как минимум на девяти средневековых языках и сохранились в более чем 200 рукописях, в основном датируемых периодом между 9 и 13 веками. К ним относятся 104 латинских рукописи, 40 греческих , 33 арабских , 17 сирийских , шесть эфиопских , пять коптских , две армянские , одна среднеирландская и одна древнеанглийская . [ 8 ] [ 13 ] На это ссылался византийский писатель Симеон Метафраст (умер около 1000 г.). [ 7 ] Оно также было переведено на согдийский язык . В 13 веке поэт Шардри составил старофранцузскую версию. В ирландском календаре девятого века Фелире Кенгуссо 7 августа отмечается память Семи Спящих. [ 14 ]
Это [ который? ] был также переведен на персидский , киргизский и татарский языки . [ 5 ]
Распространение на Западе: история и реликвии
[ редактировать ]Эта история быстро получила широкое распространение во всем христианском мире. На Западе оно было популяризировано Григорием Турским в его сборнике чудес конца VI века « De gloria martyrum» ( «Слава мучеников») . [ 7 ] Грегори утверждал, что получил эту историю от «некоего сирийского переводчика» ( Syro quidam интерпретанте ), но это могло относиться как к сирийскому, так и к грекоговорящему из Леванта. [ 5 ] В период крестовых походов кости из гробниц недалеко от Эфеса, идентифицированные как реликвии Семи Спящих, были перевезены в Марсель , Франция, в большом каменном гробу, который остался трофеем аббатства Сен-Виктор в Марселе .
Семь спящих были включены в сборник «Золотая легенда» , самую популярную книгу позднего Средневековья, в которой установлена точная дата их воскресения — 478 год нашей эры, во время правления Феодосия. [ сомнительно – обсудить ] . [ 15 ] [ 16 ]
Христианская история
[ редактировать ]
История гласит, что во время гонений со стороны римского императора Деция , около 250 года нашей эры, семь молодых людей были обвинены в следовании христианству . Им было дано время отречься от своей веры, но они отказались поклониться римским идолам. Вместо этого они решили раздать свои мирские блага бедным и удалиться в горную пещеру, чтобы помолиться, где и заснули. Император, видя, что их отношение к язычеству не улучшилось, приказал запечатать вход в пещеру. [ 1 ]

Деций умер в 251 году, и прошло много лет, в течение которых христианство из гонимого превратилось в государственную религию Римской империи . В более позднее время — обычно это период правления Феодосия II (408–450) — в 447 году нашей эры, когда между различными школами христианства происходили жаркие дискуссии о воскресении тела в Судный день и жизни после смерти, помещик решил открыть запечатанный вход в пещеру, думая использовать ее как загон для скота. Он открыл ее и обнаружил внутри шпалы. Они проснулись, воображая, что спали всего один день, и отправили одного из своих в Эфес за едой, с указанием быть осторожными. [ 7 ]
Приехав в город, этот человек был изумлен, обнаружив здания с прикрепленными к ним крестами; горожане, со своей стороны, были изумлены, обнаружив человека, пытающегося потратить старые монеты времен правления Деция. Епископа вызвали для беседы со спящими; они рассказали ему свою чудесную историю и умерли, прославляя Бога. [ 1 ]
Различные жизни Семи Спящих на греческом и других нелатинских языках перечислены в BHO . [ 17 ]
Счет в Коране
[ редактировать ]Многобожники ( мушрики ) Мекки , посоветовавшись с людьми Книги , испытали Мухаммеда, задав ему три вопроса: В ответ им была ниспослана сура Аль-Кахф. Мушрики Карнайне поинтересовались личностью Спящих в Пещере, реальной историей Хидра и о Зу аль- . [ 18 ]
История спутников пещеры ( араб . أصحاب الکهف , латинизированная : 'aṣḥāb al-kahf ) упоминается в Коране 18:9-26 . [ 3 ] Точное количество шпал не уточняется. Кроме того, Коран указывает на тот факт, что вскоре после того, как произошел инцидент, люди начали строить «праздные догадки» относительно того, сколько людей находилось в пещере. На это Коран утверждает: «Мой Хранитель лучше всех знает, сколько их было». [ 19 ] Аналогичным образом, относительно точного периода времени, в течение которого люди оставались в пещере, Коран, после подтверждения догадок людей о том, что «они оставались в пещере 300 лет и плюс девять», решает, что «Бог лучше знает, как долго они оставались в пещере». [там]." Согласно 25-му аяту Аль-Кахфа, Сподвижники Пещеры спали 300 лет по солнечному календарю и спали 309 лет по лунному календарю, поскольку лунный календарь на 11 дней короче солнечного, что объясняет включение дополнительных девять лет. [ 20 ] В Коране говорится, что среди спящих была собака, которую исламская традиция называет Китмир , которая охраняла вход в пещеру (стих 18). [ 3 ]
Номер и имена
[ редактировать ]Еврейская и христианская версии
[ редактировать ]В ранних версиях не все согласованы и даже не указывают количество шпал. Некоторые еврейские круги и христиане Наджрана верили только в трех братьев; восточно -сирийский — пять. [ 8 ] В большинстве сирийских источников их восемь, включая безымянного стража, которого Бог ставит над спящими. [ 5 ] [ 21 ] Латинский текст VI века под названием «Паломничество Феодосия». [ нужны разъяснения ] Спящих было семь человек, включая собаку по кличке Вириканус. [ 22 ] [ 23 ]
Бартломей Гриса перечисляет как минимум семь различных названий спящих: [ 8 ]
- Максимиан, Мартиниан, Дионисий, Иоанн, Константин, Малх, Серапион
- Максимилиан, Мартиниан, Дионисий, Иоанн, Константин, Малх, Серапион, Антоний
- Максимилиан, Мартиниан, Дионисий, Иоанн, Константин, Ямблих (Ямвлих), Антоний
- Макмиллина (Максимилина, Махсимилина), Марнуш (Мартус), Кафаштатюс (Ксотонос), Ямлюа (Ямних), Мишелина, Сахнуш, Дабрануш (Биронос), Самонос, Бутонос (Кутонос), ад-Дамир )
- Ахиллид, Пробатус, Стефан, Самбат, Квириак, Диоген, Диомед (по Григорию Турскому)
- Икилиос, Фруктис, Истифанос, Себастос, Кирьякос, Дионисиос (по Михаилу Сирину )
- Аршеллитис, Пробатиос, Саббастиос, Стафанос, Кириакос, Диометиос, Авгениос (по коптской версии)
Исламский взгляд
[ редактировать ]В исламе не упоминается конкретное число. В Коране 18:22 обсуждаются споры относительно их количества. В стихе говорится:
Некоторые скажут: «Их было трое, их собака была четвертой», а другие скажут: «Их было пятеро, их собака была шестой», только догадываясь вслепую. А другие скажут: «Их было семь, а их собака была восьмой». Скажи, о Пророк: «Мой Господь лучше всех знает их точное число. Лишь немногие знают это». Итак, не спорьте о них, кроме как с достоверным знанием, и не советуйтесь ни с кем из тех, кто спорит о них. [ 24 ] [ не удалось пройти проверку ] [ сомнительно – обсудить ]
Продолжительность
[ редактировать ]Христианские отчеты
[ редактировать ]Количество лет, в течение которых спали спящие, также различается в разных источниках. Наибольшее число, данное Григорием Турским, составляло 373 года. В некоторых источниках их 372. Якоб де Ворагин подсчитал, что это 196 (с 252 по 448 год). [ 8 ] Другие расчеты показывают 195. [ 5 ]
Исламские счета
[ редактировать ]Согласно исламским источникам, включая Коран, сон длится 309 лет. Это означало, что они не были осведомлены ни о чем, кроме самих себя. Они были заняты своими делами и ни о чем не знали на свете. Это предположительно лунные годы , что составило бы 300 солнечных лет . В Коране 18:25 говорится: «И оставались они в своей пещере триста лет, а их число превысило девять». [ 25 ]
Пещеры семи спящих
[ редактировать ]Несколько сайтов [ 4 ] приписывают как «Пещеру семи спящих», но ни одно из них не может быть эмпирически подтверждено как оригинальное место, связанное с легендой. Когда самые ранние версии легенды распространились из Эфеса раннехристианские катакомбы , с ней стали ассоциироваться в этом районе, привлекавшие множество паломников. На склонах горы Пион (Гора Целиан) близ Эфеса (недалеко от современного Сельчука в Турции) в 1926–1928 годах был раскопан грот Семи Спящих с построенными над ним руинами религиозного объекта. [ 26 ] : 394 В ходе раскопок было обнаружено несколько сотен могил, датированных V и VI веками. На стенах и в могилах были найдены надписи, посвященные Семи Спящим. Этот грот до сих пор показывают туристам.
Другие возможные места расположения пещеры Семи Спящих находятся в Дамаске, Сирия, а также в Афшине и Тарсе , Турция. Афшин находится недалеко от античного римского города Арабисс , который Восточной Римской империи император Юстиниан посетил . На этом месте находился хеттский храм, который использовался как римский храм, а затем как церковь в римские и византийские времена. В дар ему император привез из Западной Анатолии мраморные ниши, которые сохранились внутри мечети Эшаб-ы Кеф Куллие и по сей день. Сельджуки продолжали использовать это место поклонения как церковь и мечеть. Со временем, по мере обращения местного населения в ислам, она была превращена в мечеть.
, Иордания, есть пещера Рядом с Амманом , также известная как Пещера семи спящих , внутри которой находятся восемь запечатанных гробниц меньшего размера и вентиляционный канал, выходящий из пещеры. [ 27 ]
Список известных сайтов
[ редактировать ]Малая Азия
[ редактировать ]- Пещера Эшаб-и Кеф , Эфес , Турция [ 4 ]
- Пещера Эшаб-и Кеф , Тарсус , Турция [ 4 ]
- Грот семи спящих, Измир , Турция. [ 4 ]
- Эшаб-и Кеф Куллие , недалеко от Афшина , Турция. [ 4 ]
регион БВСА
[ редактировать ]- Мар Муса , монастырь в Сирии. [ 4 ]
- Гора Касиюн , Дамаск, Сирия
- Пещера семи спящих , Аль-Раджеб (Большой Амман), Иордания [ 4 ]
- Мечеть семи спящих, Шенини , Тунис [ 4 ]
Китай
[ редактировать ]Галерея
[ редактировать ]- Пещеры, считающиеся пещерой из истории о семи спящих.
-
Вход в пещеру недалеко от Аммана , Иордания.
-
Могилы в пещере семи спящих, Иордания.
-
Табличка пещеры, Иордания
-
Пещера в Эфесе , Турция.
-
Эшаб-и Кеф Куллие в Афшине с пещерой внутри, Турция
-
Пещера Эшаб-и Кеф в Тарсусе , Турция
Современная литература
[ редактировать ]Ранний модерн
[ редактировать ]

Этот рассказ стал пословицей в протестантской культуре 16 века. Поэт Джон Донн мог бы спросить:
Честно говоря, мне интересно, что мы с тобой
Разве, пока мы не любили? Разве мы не были отняты от груди до этого момента?
Но по-детски питался деревенскими удовольствиями?
Или мы фыркали в логове Семи Спящих? — Джон Донн, « Доброе утро ».
В пьесе Джона Хейвуда под названием «Четыре ПП» (1530-е годы) «Помилователь», ренессансная версия главного героя пьесы Чосера « Повесть о помиловании », предлагает своим товарищам возможность поцеловать «туфельку / Одного из семи спящих». ", но реликвия представлена так же абсурдно, как и другие подношения Прощающего, в том числе "большой палец Троицы" и "ягодичная кость Пятидесятницы". [ 28 ]
о семи спящих мало что слышно В эпоху Просвещения , но с приходом романтизма эта история возобновилась . « Золотая легенда», возможно, послужила источником пересказов семи спящих в Томаса де Квинси , «Исповеди английского любителя опиума» в поэме Гете , » Вашингтона Ирвинга « Рип ван Винкль , » Герберта Уэллса . « Спящий Просыпается . Это также могло оказать влияние на мотив « Короля, спящего в горе ». Марк Твен сделал пародию на историю семи спящих в главе 13 второго тома « Невинных за рубежом» . [ 29 ]
Современный
[ редактировать ]Эдвард Гиббон дает различные версии этой истории в «Истории упадка и падения Римской империи» .
Сербский Энциклопедия писатель Данило Киш пересказывает историю семи спящих в рассказе «Легенда о спящих» из своей книги « мертвых » .
Итальянский Коране писатель Андреа Камиллери включил эту историю в свой роман «Терракотовая собака» , в котором главного героя ведут в пещеру, в которой находится главный сторожевой пес (описанный в и называемый «Китмир» в сицилийском фольклоре) и блюдце с серебряными монетами. на которые один из спящих должен купить «чистую пищу» на базаре в Эфесе ( Коран 18:19). Семь Спящих символически заменены любовниками Лизеттой Москато и Марио Куничем , которые были убиты на брачном ложе убийцей, нанятым кровосмесительным отцом Лиссеты, а затем похоронены в пещере в сельской местности Сицилии.
В сериале Сьюзан Купер « Тьма поднимается » Уилл Стэнтон пробуждает семерых спящих в «Сером короле» , а в «Серебре на дереве » они едут в последней битве против Тьмы.
Серия «Семь спящих » Гилберта Морриса представляет собой современный подход к истории, в которой семь подростков должны быть разбужены, чтобы бороться со злом в постядерном апокалиптическом мире.
Джон Бьюкен ссылается на семерых спящих в «Трех заложниках» , в которых Ричард Хэнней предполагает, что его жена Мэри, которая крепко спит, происходит от одной из семи спящих, вышедших замуж за одну из Глупых девственниц .
The Seven Sleepers упоминаются в песне «Les Invisibles» из Blue Öyster Cult альбома 1988 года Imaginos .
В нескольких языках есть идиомы, связанные с Семи Спящими, в том числе:
- Венгерский : hétalvó , буквально «семиспящий» или «тот, кто спит целую неделю», — это разговорное обозначение человека, который проспит или обычно сонлив. [ 30 ] : 8
- Ирландцы : «Семь спящих» относятся к животным, находящимся в спячке. [ 31 ]
- Норвежский : тех, кто встает поздно, можно назвать сывсовер («семь спящих»). [ 32 ]
- Шведский : тех, кто встает поздно, можно назвать сюсоваре («семь спящих»). [ 33 ]
- Валлийский : того, кто встает поздно, можно назвать saith cysgadur («семиспящий») – как в романе Льюиса Риса Дэниела Оуэна 1885 года , где главный герой упоминается как таковой в главе 37, стр. 294 (Hughes a'i Fab, Caerdydd , 1948).
Праздник
[ редактировать ]В последнем издании Римского мартиролога память семи спящих Эфеса отмечена датой 27 июля. [ 34 ] Византийский календарь отмечает их праздниками 4 августа и 22 октября. В сирийских православных календарях указаны разные даты: 21 апреля, 2 августа, 13 августа, 23 октября и 24 октября. [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]- Эпименид
- Король спит в горе
- Люди Ангелоса
- Рип Ван Винкль
- День семи спящих
- Трое спящих: персонажи К.С. Льюиса детского романа «Путешествие «Покорителя зари»»
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Фортескью, Адриан (1909). Католическая энциклопедия . Том. 5. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- ^ «Коран» . Типографейон катастематона А. Константину. 6 января 1886 г. – через Google Книги.
- ^ Jump up to: а б с д Арчер, Джордж (октябрь 2016 г.). «Адская гончая Корана: Собака у ворот подземного мира». Журнал коранических исследований . 18 (3). Эдинбург : Издательство Эдинбургского университета от имени Центра исламских исследований Школы восточных и африканских исследований : 1–33. дои : 10.3366/jqs.2016.0248 . eISSN 1755-1730 . ISSN 1465-3591 . ОСЛК 43733991 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Пещера Ашабе Кахф (Пещера семи спящих)» . Проект Мадайн . Архивировано из оригинала 2 ноября 2020 года . Проверено 2 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Витольд Витаковский, «Эфесские спящие, легенда о» , в Энциклопедическом словаре сирийского наследия Горгия: электронное издание под редакцией Себастьяна П. Брока , Аарона М. Баттса, Джорджа А. Кираза и Лукаса Ван Ромпея (Gorgias Press, 2011). ; онлайн-изд. Бет Мардуто, 2018).
- ^ Питер В. ван дер Хорст (февраль 2011 г.). Благочестивые долгоспящие в греческой, еврейской и христианской древности (PDF) . Тринадцатый международный симпозиум Ориона: традиции, передача и трансформация: от литературы Второго Храма через иудаизм и христианство в поздней античности . Иерусалим, Израиль. стр. 14–15.
- ^ Jump up to: а б с д Бэринг-Гулд, С. (1876). «Любопытные мифы Средневековья» . Лондон: Ривингтонс - через Интернет-архив.
- ^ Jump up to: а б с д и Бартломей Гриса, «Легенда о семи спящих Эфесе в сирийских и арабских источниках: сравнительное исследование» , Orientalia Christiana Cracoviensia 2 (2010): 45–59.
- ^ Люуза, РМ (2016). «Будущее - чужая страна: легенда о семи спящих и англосаксонское ощущение прошлого». В Кирсе, Карл; Пас, Джеймс (ред.). Средневековая научная фантастика . Королевский колледж Лондона , Центр исследований позднего антиквариата и средневековья. п. 66. ИСБН 978-0-9539838-8-9 .
- ^ Питерс, П.; Общество Болландистов (1910). Восточная агиографическая библиотека . Робартс – Университет Торонто. Брюссель, в редакции [Beyrouth (Syrie) Imprimerie catholique]. стр. 1012–1022.
- ^ Болландисты (1909). Греческая агиографическая библиотека . PIMS – Университет Торонто. Брюссель, Общество Болландистов. стр. 1593–1599.
- ^ Болландисты (1898 г.). Латинская агиографическая библиотека древнего и средневековья . PIMS – Университет Торонто. Брюссель: [sn] стр. 2313–2319.
- ^ Хью Магеннис , «Анонимная древнеанглийская легенда о семи спящих и ее латинский источник» , Leeds Studies на английском языке , ns 22 (1991): 43–56.
- ^ Стоукс, Уитли (1905). Мартиролог Оэнгуса Калди: Фелир Кенгуссо Сели Де . Харрисон и сыновья. п. 4 .
- ^ «Семь спящих» . Золотая легенда . Архивировано из оригинала 6 января 2003 года.
Сомнительно то, что сказано, что они спали триста шестьдесят два года, поскольку они были воскрешены в год нашего Господа четыреста семьдесят восемь, а Деций царствовал всего один год. год и три месяца, и это было в году Господа нашего двести семьдесят, и так они спали всего двести восемь лет.
- ^ Якобус (1899 г.). «XV — Семь спящих» . В Мэдж, HD (ред.). Листья из Золотой легенды . КМ Уоттс (иллюстратор). стр. 174–175 - через Google Книги.
Сомнение в том, что они спали в ccclxii, вызывает сомнение. годы. Ибо они были воскрешены в год Господа Нашего IIIICLXXXIII. А Деций царствовал всего один год и три месяца, и это было в год Господа нашего CC и LXX, и поэтому они спали лишь 1ic. и VIII. годы.
- ^ Питерс, П.; Société de Bollandistes (25 октября 2018 г.). «Восточная агиографическая библиотека» . Брюссель, в редакции [Beyrouth (Syrie) Imprimerie catholique] – через Интернет-архив.
- ^ Абул А'ля Маудуди . «18. Сура Аль Кахф (Пещера)». Тафхим-уль-Коран [ Смысл Корана ] . Проверено 16 февраля 2023 г. - через englishtafsir.com.
- ^ Послание Корана, М. Асад, Сура 18:22 .
- ^ Послание Корана, М. Асад, Сура 18:25–26 .
- ^ Гриффит, Сидни (2008). «Христианские предания и арабский Коран: «Спутники пещеры» в Сурат аль-Кахф и в сирийской христианской традиции». В Рейнольдсе, Габриэль Саид (ред.). Коран в его историческом контексте . Рутледж. стр. 109-137 (127-128) . Проверено 25 июня 2022 г. - через academia.edu.
- ^ Рейнольдс, Габриэль Саид (2018). Коран и Библия: текст и комментарии . Издательство Йельского университета, стр. 454.
- ^ Тобиас Никлас в: CR Moss et al., ред. (2017), Другая сторона: апокрифические взгляды на древнехристианское «православие» , с. 26.
- ^ «Жуз 15 / Хизб 30 - Страница 294» . quran.com . Проверено 4 февраля 2023 г.
- ^ Хаттаб, М. , пер., Коран , «Аль-Кахф — Пещера», 18:25 , Quran.com.
- ^ де Граммонд, Северная Каролина , изд., Энциклопедия истории классической археологии (Лондон и Нью-Йорк: Routledge, 1996), стр. 394 .
- ^ Пещера семи спящих (на Lonely Planet )
- ^ Гасснер, Джон, изд. Средневековая и тюдоровская драма . Нью-Йорк: Аплодисменты. п. 245 . ISBN 9780936839844 .
- ^ Сэмюэл Клементс (1976). Лоуренс Учитель (ред.). Полный Марк Твен . Филадельфия, Пенсильвания: Бегущая пресса. стр. стр. 245–248 .
- ^ Колер, В.К., и Курц, П.Дж., Гипноз в лечении нарушений сна (Лондон и Нью-Йорк: Routledge , 2018), стр. 2018. 8 .
- ^ «Словарь ирландско-английского языка (Ó Dónaill): codlatán» . www.teanglann.ie .
- ^ Запись для syvsover , Sprakradet , Языкового совета Норвегии .
- ^ "семиместный | САОБ" .
- ^ Римский мартиролог , второе издание (Typis Vaticanis, 2004, стр. 416). ISBN 88-209-7210-7 )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эльфрик Эйншамский (1881 г.). . Жития святых Эльфрика . Лондон, Паб. для Общества ранних английских текстов Н. Трюбнера и компании.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Коран – авторизованная английская версия Пещера – Сура 18 – Коран – авторизованная английская версия
- «Святые Максимиан, Малх, Мартиниан, Дионисий, Иоанн, Серапион и Константин, мученики» , Жития святых Батлера.
- Текст, содержащий поминовение Семи Спящих в рамках Канцелярии Премьер.
- Сура аль-Кахф в Wikisource
- Фотографии раскопанного места культа Семи Спящих.
- Григорий Турский, Терпеливые страстные страдания семи спящих Эфеса в переводе Майкла Валери
- Жизни семи спящих из «Золотой легенды» Якоба де Ворагина, среднеанглийский перевод Уильяма Кэкстона.
- «Семь спящих Эфеса» Чардри, перевод на английский Тони Девани Моринелли: Справочник по средневековью. Fordham.edu
- Средневековые легенды
- Легендарный греческий народ
- Святые из Римской Анатолии
- Группы христианских мучеников римской эпохи
- Группы римско-католических святых
- Коранические повествования
- Сон в мифологии и фольклоре
- Христианские святые III века
- Истории в стиле Рипа Ван Винкля
- Собаки в религии
- Они сказали, что династия
- Древние Ефесяне
- Септеты в религии