Поток сознания
В критике литературной поток сознания - это повествовательный режим или метод, который пытается «изобразить многочисленные мысли и чувства, которые проходят через разум» рассказчика. [ 1 ] Обычно он находится в форме внутреннего монолога , который разрознен или имеет нерегулярную пунктуацию. [ 2 ] Термин впервые использовался в 1855 году и был впервые применен к литературной технике в 1918 году. Хотя критики указали на различные литературные предшественники, только в 20 -м веке эта техника была полностью разработана модернистскими писателями, такими как Марсель Пруст , Джеймс Джойс , Дороти Ричардсон и Вирджиния Вульф .
Поток сознания по -прежнему используется в современной прозе, и этот термин был принят для описания аналогичных методов в других формах искусства, таких как поэзия, написание песен и кино.
Происхождение термина
[ редактировать ]Александр Бэйн использовал этот термин в 1855 году в первом издании чувств и интеллекта , когда он писал: «Соглашение ощущений в одном общем потоке сознания - на одном и том же мозговом шоссе - изящные из разных чувств. как ощущения того же смысла ». [ 3 ] Но этот термин обычно приписывается Уильяму Джеймсу , который использовал его в 1890 году в своих принципах психологии : «Сознание, тогда не кажется самого себя как нарезанное в битах ... он ничего не соединяется; оно течет. А 'река «Или« поток » - это метафоры, с помощью которых он наиболее естественно описан . [ 4 ]
Термин был впервые применен в литературном контексте в эгоистах , апрель 1918 года, май Синклер , в связи с ранними томами паломничества новой последовательности Дороти Ричардсон . Ричардсон, однако, описал термин как «скорбно плохо выбранную метафору». [ 5 ] [ 6 ]
Определение
[ редактировать ]
Поток сознания - это литературный метод представления потока мыслей персонажа и чувственных впечатлений «обычно в неэффективной или разрозненной форме внутреннего монолога». В то время как многие источники используют термины потока сознания и внутреннего монолога в качестве синонимов, Оксфордский словарь литературных терминов предполагает, что «их также можно различить психологически и буквально. В психологическом смысле поток сознания является предметом, в то время как внутренний монолог является Техника для представления его ». И для литературы, «в то время как внутренний монолог всегда представляет мысли персонажа« напрямую », без очевидного вмешательства и суммирования и выбора рассказчика, он не обязательно смешивает их с впечатлениями и восприятием, а также не обязательно нарушает нормы грамматики,, или логика - но техника потока сознания также делает одну или обе эти вещи ». [ 2 ]
Точно так же, Encyclopædia Britannica Online , соглашаясь с тем, что эти термины «часто используются взаимозаменяемо», предполагает, что «в то время как внутренний монолог может отражать все наполовину, впечатления и ассоциации, которые влияют на сознание персонажа, он также может быть ограничен организованной презентацией рациональных мыслей этого персонажа ». [ 7 ]
В следующем примере потока сознания от Улисса Джеймса Джойса Молли ищет сон:
Четверть после того, какой неземной час, я полагаю, они только что встают в Китае, которые теперь расчесывают свои косички в течение дня, вскоре, когда монахини звонят в Ангелус, что никто не приходит, чтобы испортить свой сон, кроме странного священника или двух. по соседству по будильнике по соседству у Cockshout, сбив мозги из себя, позвольте мне посмотреть, смогу ли я избавиться от 1 2 3 4 5 Какие цветы, которые они изобретали, как звезды, обои на Ломбард -стрит были намного приятнее, фартук, который он дал мне, был мне похожим на что что -то только я носил только в два раза лучше понижать эту лампу и попробуйте еще раз, чтобы я мог встать рано [ 8 ]
Разработка
[ редактировать ]Начало до 1900 года
[ редактировать ]В то время как использование повествовательной техники потока сознания обычно ассоциируется с модернистскими романистами в первой части двадцатого века, было предложено несколько предшественников, в том числе Лоуренса Стерна « психологический роман Тристрам Шенди» (1757). [ 9 ] [ Пример необходимо ] Джон Нил в своем романе семьдесят шесть (1823) также использовал раннюю форму этого стиля письма, характеризующуюся длинными предложениями с несколькими отборочными и выражениями тревоги от рассказчика. [ 10 ] До 19 -го века ассоциатистов философы , такие как Томас Гоббс и епископ Беркли , обсуждали концепцию « поезда мысли ».
Также было высказано предположение, что Эдгара Аллана По рассказ « Сердце рассказы » (1843) предвещает эту литературную технику в девятнадцатом веке. [ 11 ] История По - повествование от первого лица , рассказанное неназванным рассказчиком, который пытается убедить читателя в его здравомыслии, описывая убийство, которое он совершил, и его часто читают как драматический монолог . [ 12 ] Джордж Р. Клэй отмечает, что Лео Толстой , «когда это требует случая ... применяет модернистский поток техники сознания» как в войне, так и в мире (1869) и Анне Каренине (1878). [ 13 ]
Краткий рассказ « Возникновение на мосту Оул -Крик » (1890), от другого американского автора Амброуза Бирса , также отказывается от строгого линейного времени, чтобы записать внутреннее сознание главного героя. [ 14 ] Из -за своего отказа от хронологии в пользу свободной ассоциации, Edouard Dujardin ' Les Lauriers Sont Coupes (1887) также является важным предшественником. Действительно, Джеймс Джойс «взял копию романа Дуджардина ... в Париже в 1903 году» и «признал определенные заимствования». [ 15 ]
Некоторое указывает на Антона Чехова (1881–1904) рассказы и пьесы [ 16 ] и Кнута Хэмсуна ( голод 1890) и Тайны (1892) как предлагающий проблески использования потока сознания в качестве повествовательной техники в конце девятнадцатого века. [ 17 ] В то время как голод широко рассматривается как классика мировой литературы и новаторский модернистский роман, Mysteries также считается пионерской работой. Утверждалось, что Хамсун опередил свое время с использованием потока сознания в двух главах, в частности, в этом романе. [ 18 ] [ 19 ] Британский автор Роберт Фергюсон сказал: «Есть много сказочных аспектов загадков . В этой книге ... это ... две главы, где он изобретает поток сознания, в начале 1890 -х годов. Это было задолго до Дороти Ричардсон, Вирджиния Вульф и Джеймс Джойс ». [ 19 ] Генри Джеймс также был предложен в качестве значительного предшественника, в работе еще в портрете леди (1881). [ 20 ] Было высказано предположение, что он оказал влияние на писателей по потоку сознания, в том числе Вирджинию Вульф , которая не только читала некоторые из его романов, но и писал о них. [ 21 ]
Тем не менее, также утверждалось, что Артур Шницлер (1862–1931), в своем рассказе «Leutnant Gustl» («Ни один, кроме смелого», 1900), был первым, кто в полной мере использовал поток техники сознания. [ 22 ]
В начале двадцатого века
[ редактировать ]Лишь в двадцатом веке эта техника была полностью разработана модернистами. Марсель Пруст часто представляется как ранний пример писателя, использующего технику потока сознания в своей новой последовательности la Recherche du Perd Temps à Только с напоминающим аспектом сознания и что он «преднамеренно пересмотрел прошлое, чтобы общаться; [ 23 ] Романист Джон Каупер Поуис также утверждает, что Пруст не использовал поток сознания: «Хотя нам говорят, что думает герой, или что Сванонн думает, что нам, скорее . " [ 24 ]
Позвольте нам тогда, мы с вами,
Когда вечер распределяется на небе
Как пациент, эфирный на столе;
Пойдем, через определенные полузадаленные улицы,
Бормотание отступает
Беспокойных ночей в дешевых отелях на одну ночь
И рестораны с устричными оболочками:
Улицы, которые следуют, как утомительный аргумент
Коварного намерения
Чтобы привести вас к ошеломляющему вопросу ...
О, не спрашивайте: "Что это?"
Давайте отправимся и сделаем наш визит.
В комнате женщины приходят и уходят
Говоря о Микеланджело.
Т.С. Элиот, «Песня о любви Дж. Альфреда Пруфрок»
1915
Основные крыши Ричардсона (1915), первая работа в серии из 13 полуавтобиографических романов под названием «Паломничество» , [ 25 ] это первый полный роман по потоку сознания, опубликованный на английском языке. Однако в 1934 году Ричардсон прокомментировал, что « Пруст , Джеймс Джойс , Вирджиния Вульф и доктор ... все использовали« новый метод », хотя и по -другому, одновременно». [ 26 ]
Джеймс Джойс был еще одним пионером в использовании потока сознания. Некоторые намеки на эту технику уже присутствуют в портрете художника как молодой человек (1916), а также внутренний монолог и ссылки на психическую реальность персонажа, а не на его внешнее окружение. [ 27 ] Джойс начала писать портрет в 1907 году, и он был впервые сериализован в английском литературном журнале «Эгоист» в 1914 и 1915 годах. Ранее в 1906 году Джойс, работая над Дублинщиками , посчитал добавление другой истории с участием еврейского рекламного холма по имени Леопольд Блум под названием Ulysses . Хотя в то время он не преследовал эту идею, он в конечном итоге начал работу над романом, используя как название, так и базовую предпосылку в 1914 году. Письмо было завершено в октябре 1921 года. Серийная публикация Улисса журнале началось в в марте. 1918. Ulysses был наконец опубликован в 1922 году. Хотя Ulysses представляет собой основной пример использования потока сознания, Джойс также использует «Авторское описание» и бесплатный косвенное стиль, чтобы зарегистрировать внутренние мысли Блума. Кроме того, роман не фокусируется исключительно на внутренних переживаниях: «Блум постоянно показывается со всего раунда; как изнутри, так и изнутри; с различных точек зрения, которые варьируются от цели до субъективного». [ 28 ] В своей последней работе Финнеганс Уэйк (1939), метод потока сознания, литературных намеков и ассоциаций свободных снов, был подтолкнут до предела, оставив все соглашения о строительстве сюжета и построения персонажей, а книга написана на специфическом и неясном английском языке, английский базируется в основном на сложных многоуровневых каламбурах.
Другим ранним примером является использование внутреннего монолога в Т.С. Элиотом его стихотворении « Песня о любви Дж. Альфреда Пруфрока » (1915), « драматический монолог городского человека, пораженный чувствами изоляции и неспособностью к решительным действиям, " [ 29 ] На работу, вероятно, под влиянием повествовательной поэзии Роберта Браунинга , в том числе « Soliloquy испанского монастыря ». [ 30 ]
1923 по 2000 год
[ редактировать ]Выдающиеся использование в годы, последовавшие за публикацией Ulysses Джеймса Джойса, включают Italo Svevo , La Coscienza di Zeno (1923), [ 31 ] Вирджиния Вульф в миссис Дэллоуэй (1925) и в маяк (1927) и Уильям Фолкнер в «Звуке» и «Ярости» (1929). [ 32 ] Тем не менее, Ранделл Стивенсон предполагает, что «внутренний монолог, а не поток сознания, является подходящим термином для стиля, в котором записан [субъективный опыт], как в волнах , так и в написании Вульфа». [ 33 ] На протяжении всей миссис Дэллоуэй Вульф разжигает различие между прямым и косвенным речью , свободно чередующейся ее способа повествования между всеведущим описанием , косвенным внутренним монологом и монолоком . [ 34 ] Малкольма Лоури Роман под вулканом (1947) напоминает Улисс , «как в его концентрации, почти полностью в течение одного дня жизни [ее главного героя] Ферна ... и в диапазоне внутренних монологов и потока сознания, используемого для представления Ум [персонажей]. [ 35 ]
Сэмюэль Беккет , друг Джеймса Джойса, использует внутренний монолог в таких романах, как Моллой (1951), Мэлоун Мурт (1951; умирает Мэлоун ) и L'Nnommable (1953: невозмутимый ). и рассказ « от заброшенной работы » (1957). [ 36 ] Французский писатель Жан-Поль Сартр использовал эту технику в своей трилогии « Дороги до свободы романов», наиболее заметно во второй книге «Серварина» (1945). [ 37 ]
Техника продолжала использоваться в 1970 -х годах в романе, таком как Роберт Антон Уилсон / Роберт Шеа , совместный иллюминатор! (1975), что касается того, что Fortean Times предупреждает читателей «[b], подготовленные к потокам сознания, в которых не только идентичность, но и время и пространство больше не ограничивают повествование». [ 38 ]
виде эскиза. Несмотря на то, что Монти Пайтон в слабо структурировал идеи и заставлять поток сознания работать ». [ 39 ]
Романы шотландского писателя Джеймса Келмана известны тем, что смешивают повествование о сознании с гласвежским народным языком. Примеры включают в себя Busconductor Hines (1984), недовольство (1989), как поздно это было, как поздно (1994) и многие из его рассказов. [ 40 ] Что касается Салмана Рушди , один критик комментирует, что «романы [А] Рушди следуют за индийским/исламским стилем рассказывания историй, повествованию по потоку сознания, рассказанному сказочным молодым индийским человеком». [ 41 ] Другие писатели, которые используют это повествовательное устройство, включают Сильвию Плат в Bell Jar (1963), [ 42 ] Советский подземный писатель Павел Улитин в бессмертии в кармане и Ирвин Уэльс в Trainspotting (1993). [ 43 ]
Поток сознания продолжает появляться в современной литературе. Дейв Эггерс , автор душераздирающего произведения о ошеломляющем гении (2000), по словам одного рецензента, - говорит так, как он пишет - сильный поток сознания, мысли прорастают во всех направлениях ». [ 44 ] Романист Джон Банвилл описывает Роберто Боланьо роман « Амулет » (1999), как написано в «Лихорадочном потоке сознания». [ 45 ]
Двадцать первого века
[ редактировать ]Двадцать первого века принесла дальнейшее исследование, в том числе Джонатан Сафран Фоер « Все освещено» (2002) и многие из рассказов американского автора Брендана Коннелла . [ 46 ] [ 47 ]
Песня текст
[ редактировать ]Техника потока сознания также используется в текстах песен . [ 48 ] Авторы песен, такие как Sun Kil Moon [ 49 ] [ 50 ] и Кортни Барнетт [ 51 ] Используйте его в своих песнях. Ранним примером является Outkast песня "A Life in The Day of Benjamin André (неполное)" с их альбома 2003 года Diskerboxxx/The Love ниже . [ 52 ]
Диалог в фильмах
[ редактировать ]Некоторые режиссеры используют технику повествования. Например, документальный клуб «Анонимный клуб» о авторе песен Кортни Барнетт рассказывается с использованием потока сознания. [ 53 ] Фильмы Терренса Малика также используют его. [ 54 ] Фильм 2022 Вы не будете одни также. [ 55 ]
Смотрите также
[ редактировать ]- Бесплатная косвенная речь
- Свободное письмо
- Модернистская литература
- Психологическая фантастика
- Монолог
- Поток сознания (психология)
- Персона поэзия
- Ассоциация
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ja Cuddon, словарь литературных терминов . (Harmondsworth, Penguin Books, 1984), с. 660–1).
- ^ Jump up to: а беременный редакция Крис Балдик, Оксфорд: Оксфорд UP, 2009, с. 212.
- ^ Лондон: JW Parker, 1855, с.359.
- ^ (I, pp.239–43) цитируется в Рэндалле Стивенсоне, Modernist Fiction: введение . (Лексингтон, Кентукки: Университет Кентукки, 1992), с. 39
- ^ «Романы», жизнь и письма , 56, март 1948 г., с. 189.
- ^ Мэй Синклер, «Романы Дороти Ричардсон», Эгоист , вып. 5, № 4, (апрель 1908 г.), с. 57–58.
- ^ «Внутренний монолог». Энциклопедия Британская. Энциклопедия Britannica Online . Encyclopaedia Britannica Inc., 2012. Web. 24 сентября 2012
- ^ Джойс р. 642 (Bodley Head Edition (1960), стр. 930).
- ^ Ja Cuddon, словарь литературных терминов . (Harmondsworth: Penguin, 1984), p. 661; См. Также Роберт Хамфри, Поток сознания в современном романе (1954). Университет Калифорнийской прессы, 1972, FN. 13, с. 127
- ^ Бейн, Роберт (1971). "Введение". В Бейне, Роберт (ред.). Семьдесят шесть . Bainbridge, New York: York Mail - Print, Inc. с. XXXIV. OCLC 40318310 . Факсимильное воспроизведение 1823 года Балтиморского издания Джона Нила , два тома в одном.
{{cite book}}
: Cs1 maint: postscript ( ссылка ) - ^ "Сердце-сказки-история По" .
- ^ «Эдгар Аллан По общество Балтимора - жизнь и сочинения Эдгара Аллана По» . www.eapoe.org .
- ^ Кембриджский компаньон в Толстого , отредактировал Донну Туссинг Орвина. Издательство Кембриджского университета, 2002
- ^ Ханом, Афруза. «Молчание как литературное устройство в Амброузе Бирсе« Вступление на мост Оул -Крик ». Преподавание американской литературы: журнал теории и практики .
- ^ РАНДЕЛЛ СТЕВЕНСОНДЖ МОБАРСИОНАЛЬНАЯ ХОРОШО . Лексингтон: Университет Кентукки, 1992, с. 227, FN 14.
- ^ Джеймс Вуд, «Брушки». Лондонский обзор книг . Том 22, нет. 11, 1 июня 2000 г., с. 36–7.
- ^ Джеймс Вуд. «Пристрастился к непредсказуемости». 26 ноября 1998 года. Лондонский обзор книг . 8 ноября 2008 г.
- ^ «Мартин Хампаль: Модернизм Хамсуна - Hamsunsenteret - Hamsunsenteret» . hamsunsenteret.no . Архивировано из оригинала 8 февраля 2018 года . Получено 9 октября 2017 года .
- ^ Jump up to: а беременный Интервью с Робертом Фергюсоном во втором эпизоде документального телесериала Divine Madness - Knut Hamsun
- ^ Абрамс, MH (1999). Глоссарий литературных терминов . Нью -Йорк: Харкорт Брэйс. п. 299. ISBN 9780155054523 .
- ^ Вульф (март 2003 г.) Дневник писателя: извлечение из дневника Вирджинии Вульф . Харкорт. С. 33, 39–40, 58, 86, 215, 301, 351.
- ^ «Поток сознания - литература» .
- ^ Поток сознания в современном романе (Беркли и Лос -Анджелес: Калифорнийский университет, 1954), с. 4
- ^ "Пруст". Наслаждение литературой , Нью -Йорк: Саймон и Шустер, с. 498
- ^ Джоанна победить (2000). Паломничество Дороти Ричардсон . Univ of Wisconsin Press. ISBN 978-0-299-17034-9 .
- ^ В письме к продавцу книг и издатель Sylvia Beach Windows of Modernism: Избранные письма Дороти Ричардсон , изд. Глория Г. Фромм Афины, Джорджия, Университет Джорджии Пресс, 1995, 282.
- ^ Деминг, с. 749.
- ^ Ранделл Стивенсон. Руководство читателя по роману двадцатого века в Британии . Университет Кентукки Пресс, 1993, с. 41
- ^ Маккой, Кэтлин и Харлан, Джудит. Английская литература с 1785 года (Нью -Йорк: HarperCollins, 1992), 265–66. ISBN 006467150X
- ^ Уильям Хармон и С. Холман, Справочник по литературе (7 -е издание). (Верхняя река седла: Prentice-Hall, 1996), p. 272
- ^ [Untitled Review], Beno Weiss, Italica , Vol. 67, № 3 (осень, 1990), с. 395.
- ^ Оксфордский словарь литературных терминов , с. 212.
- ^ Модернистская фантастика . Лексингтон: Университет Кентукки, 1992, с. 55; Оксфордский словарь литературных терминов , с. 212.
- ^ Доулинг, Дэвид (1991). Миссис Дэллоуэй: Картирование потоков сознания . Twayne Publishers. п. 46. ISBN 978-0-8057-9414-4 .
- ^ Рэндалл Стивенсон, с. 89–90.
- ^ Карин Гермони, «От Джойса до Беккетта: Беккеттский драматический внутренний монолог». Журнал Beckett Studies , Spring 2004, Vol. 13, выпуск 2.
- Способы , свободы, мастера, мастера 1975. стр. 48–9. 10092/8
- ^ The Fortean Times , выпуск 17 (август 1976 г.), с. 26–27.
- ^ «Летающий цирк Монти Пайтона» . Би -би -си . Получено 24 августа 2019 года .
- ^ Джайлс Харви, «Умы - самая странная вещь». The New Yorker , 20 мая 2013 года.
- ^ Джон С. Хоули, Энциклопедия постколониальных исследований (Westport: Greenwood, 2001), p. 384.
- ^ Американская литература , вып. 65, № 2, июнь 1993 г., п. 381.
- ^ Сара Китинг, «Сказки с другой стороны трека». Irish Times 3 мая 2012 года.
- ^ «Агония и ирония», Стефани Мерритт. Наблюдатель , воскресенье, 14 мая 2000 года.
- ^ ^ The Guardian , суббота, 12 сентября 2009 года.
- ^ "Девятилетняя и 11 сентября", Тим Адамс Наблюдатель , воскресенье, 29 мая 2005 г.
- ^ Брендан Коннелл, жизнь поликратов и другие истории для устаревших детей . Chomu Press, 2010.
- ^ Викхофф, Бьорн (2020). «Участие в потоке сознания музыканта» . Поведенческие и мозговые науки . 43 : E117. doi : 10.1017/s0140525x19002759 . PMID 32460912 . S2CID 218974626 .
- ^ «Обзор: Sun Kil Moon's« Common »-это эпический поток сознания» . Катящий камень . 3 марта 2017 года.
- ^ «Новый альбом Sun Kil Moon показывает нам предел потока сознания» .
- ^ «Городские огни: вниз под инди -милой Кортни Барнетт смотрит вверх» . 31 января 2022 года.
- ^ Океке, Икечукву. «[Адам Брэдли] Книга рифм в поэтике хип -хопа Kindle Edition» .
- ^ « Анонимный клуб»: Кортни Барнетт Док чувствительно отражает одиночество сольного певца » . 14 июля 2022 года.
- ^ «Окончательное руководство по Терренсу Малик и его методы режиссуры» . 2 сентября 2022 года.
- ^ « Вы не останетесь одиноким». Обзор: пробуждение ведьмы » . 2 апреля 2022 года.
Библиография
[ редактировать ]- Кон, Доррит. Прозрачные умы: повествовательные режимы для представления сознания в художественной литературе , 1978.
- Фридман, Мелвин. Поток сознания: исследование в литературном методе , 1955.
- Хамфри, Роберт. Поток сознания в современном романе , 1954.
- Ранделл, Стивенсон. Модернистская фантастика: введение . Лексингтон: Университет Кентукки, 1992.
- Сакс, Оливер. «В реке сознания». Нью -Йорк Обзор книг , 15 января 2004 года.
- Shaffer, ES (1984). Сравнительная критика, том 4 . Кембридж: издательство Кембриджского университета. п. 119. ISBN 9780521332002 Полем Получено 12 января 2011 года .