Пентаграмма
Пентаграмма (иногда известная как пентальфа, пятиугольник или звездный пятиугольник) — правильный пятиконечный звездчатый многоугольник , образованный из диагональных сегментов выпуклого (или простого, или несамопересекающегося) правильного пятиугольника . Нарисовав круг вокруг пяти точек, можно создать аналогичный символ, называемый пентаклем . [1] который широко используется викканами и в язычестве или как знак жизни и связей. Слово «пентаграмма» относится только к пятиконечной звезде, а не к окружности пентакля.
Слово пентаграмма происходит от греческого слова pentagrammon ( пентаграммон ), [2] от пять ( pente ), «пять» + линия ( grammē ), «линия». [3] Слово «пентаграмма» относится только к звезде, а слово «пентакль» относится к звезде внутри круга, хотя в использовании есть некоторые совпадения. [4] Слово пентальфа — это возрождение постклассического греческого названия формы в 17 веке. [5]
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]Ранние пентаграммы были найдены на шумерской керамике из Ура ок. 3500 г. до н. э. , а пятиконечная звезда в разное время была символом Иштар или Мардука . [6] [7]
Символы пентаграммы, датированные примерно 5000 лет назад, были найдены в культуре Лянчжу в Китае . [9]
Пентаграмма была известна древним грекам , ее изображение на вазе, возможно, датируется VII веком до нашей эры. [10] Пифагорейство зародилось в VI веке до нашей эры и использовало пентаграмму как символ взаимного признания, благополучия, а также для признания добрых дел и благотворительности. [11]
Примерно с 300–150 гг. до н.э. символом Иерусалима была пентаграмма, отмеченная пятью еврейскими буквами ירשלם, обозначающими его название. [12]
Говорят, что в неоплатонизме пентаграмма использовалась как символ или знак признания пифагорейцами , которые называли пентаграмму ὑγιεία humieia «здоровьем». [13]
Западная символика
[ редактировать ]Средний возраст
[ редактировать ]Пентаграмма использовалась в древние времена как христианский символ пяти чувств . [14] или о пяти ранах Христа . Пентаграмма играет важную символическую роль в английской поэме XIV века « Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь» , в которой символ украшает щит героя Гавейна . Неназванный поэт приписывает происхождение этого символа царю Соломону и объясняет, что каждая из пяти взаимосвязанных точек представляет собой добродетель, связанную с группой из пяти: Гавейн совершенен в своих пяти чувствах , а пять пальцев, верные Пяти ранам Христа, принимают мужество от пяти радостей , которые Мария получила от Иисуса, и олицетворяет пять добродетелей рыцарства , [15] это щедрость, дружба, целомудрие, рыцарство и благочестие. [16]
Северная роза Амьенского собора (построенного в 13 веке) украшена мотивом пентаграммы. Некоторые источники интерпретируют необычную звезду, направленную вниз, как символ сошествия Святого Духа на людей.
Ренессанс
[ редактировать ]Генрих Корнелиус Агриппа и другие увековечили популярность пентаграммы как магического символа, приписывая пять неоплатонических элементов пяти точкам в типичной манере эпохи Возрождения.
Романтизм
[ редактировать ]К середине 19 века среди оккультистов сложилось дальнейшее различие относительно ориентации пентаграммы. Одной точкой вверх он изображал дух, управляющий четырьмя элементами материи, и по сути был «добром». Однако влиятельный, но противоречивый писатель Элифас Леви , известный своей верой в то, что магия — это настоящая наука, называл ее злом всякий раз, когда символ появлялся наоборот:
- «Перевернутая пентаграмма с двумя вершинами, выступающими вверх, является символом зла и привлекает зловещие силы, поскольку она опрокидывает правильный порядок вещей и демонстрирует торжество материи над духом. Это козел похоти, нападающий на небеса своими рогами, знак, ненавидимый посвященными». [17]
- «Пылающая звезда, которая, когда она перевернута, является иероглифическим [ sic ] знаком козла черной магии , чья голова может быть нарисована в звезде, два рога наверху, уши справа и слева, борода внизу — знак антагонизма и фатальности. Это козел похоти, атакующий небеса своими рогами». [18]
- «Давайте будем держать фигуру Пятиконечной звезды всегда вертикально, с самым верхним треугольником, указывающим на небо, поскольку это место мудрости, и если фигуру перевернуть, результатом будут извращения и зло». [19]
- Человек, вписанный в пентаграмму, из Генриха Корнелиуса Агриппы книги De occulta philosophia libri tres . пентаграммы Пять знаков в вершинах являются астрологическими .
- Еще одна пентаграмма из книги Агриппы. На этом круге написаны буквы Пифагора.
- Пентаграмма оккультиста . и мага Элифаса Леви , которую он считал символом микрокосма , или человека
Звездные многоугольники |
---|
Апотропное . (защитное) использование в немецком фольклоре символа пентаграммы (называемого по-немецки Drudenfuss ) упоминается Гете в «Фаусте» (1808), где пентаграмма не позволяет Мефистофелю выйти из комнаты (но не мешает ему войти тем же способом) кстати, так как внешний угол диаграммы оказался несовершенным):
Мефистофель:
- Я должен признаться, хотя мне мешают
- Из-за мелочи, которая мне мешает,
- Нога друида на пороге твоего дома –
Фауст:
- Пентаграмма причиняет вам боль?
- Тогда скажи мне, сын ада,
- Если это так, то как вы получили
- Вход? Неужели такие духи, как ты, обмануты?
Мефистофель:
- Посмотрите внимательно! Оно не завершено:
- Один ракурс, если внимательно присмотреться
- Как видите, он остался немного открытым. [20]
также защитным является использование в исландском фольклоре жестовой или вырезанной, а не нарисованной пентаграммы (по-исландски называемой smèrhnút ): По словам фольклориста XIX века Йона Арнасона , [21]
- Масло, полученное из искусственной рвоты, называется искусственным маслом; это похоже на что-то другое; но если кто-нибудь сделает над ним крест или вырежет на нем крест или фигуру, называемую пахтовым узлом, * все это взрывается на мелкие кусочки и становится как бы крупинкой шлака, так что от него ничего не остается, кроме одних частиц, или оно оседает, как пена. Поэтому кажется более благоразумным, если человеку предлагают съесть ужасное масло или в качестве платы [22] сделать на нем какую-либо отметку, потому что фальшивое масло не выдерживает ни крестика, ни масляного узла.
- * Масляный узел имеет такую форму:
Использование в современном оккультизме
[ редактировать ]Основанная на оккультизме эпохи Возрождения, пентаграмма нашла свое отражение в символике современных оккультистов. Его основное использование является продолжением древнего вавилонского использования пентаграммы в качестве апотропного амулета для защиты от злых сил. [23] Элифас Леви утверждал, что «Пентаграмма выражает господство разума над элементами, и именно этим знаком мы связываем демонов воздуха, духов огня, призраков воды и призраков земли». [24] В этом духе Герметический Орден Золотой Зари разработал использование пентаграммы в меньшем изгоняющем ритуале пентаграммы , который до сих пор используется теми, кто практикует магию типа Золотой Зари.
Алистер Кроули использовал пентаграмму в системе магии, используемой в Телеме : неблагоприятная или перевернутая пентаграмма представляет собой нисхождение духа в материю, согласно интерпретации Лона Майло Дюкетта . [25] Кроули противоречил своим старым товарищам по Герметическому Ордену Золотой Зари , которые вслед за Леви считали такую ориентацию символа злом и связывали ее с торжеством материи над духом.
Использование в новых религиозных движениях
[ редактировать ]Вера Бахаи
[ редактировать ]Пятиконечная звезда является символом Веры Бахаи . [26] [27] В Вере Бахаи звезда известна как Хайкал ( по-арабски : «храм» ), и она была инициирована и основана Бабом . Баб и Бахаулла написали различные произведения в форме пентаграммы. [28] [29]
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней
[ редактировать ]Предполагается, что Церковь Иисуса Христа Святых последних дней архитектуре как вертикальные, так и перевернутые пятиконечные звезды начала использовать в храмовой , начиная с храма в Наву, штат Иллинойс, посвященного 30 апреля 1846 года. [30] Другие храмы, украшенные пятиконечными звездами в обеих ориентациях, включают храм в Солт-Лейк-Сити и храм в Логане, штат Юта . Эти обычаи происходят из символизма, найденного в 12-й главе Откровения : «И явилось великое чудо на небе: жена, облеченная в солнце, и луна под ногами ее, и на главе ее венец из двенадцати звезд». [31]
Викка
[ редактировать ]Из-за предполагаемой ассоциации с сатанизмом и оккультизмом многие школы США в конце 1990-х годов стремились запретить учащимся отображать пентаграмму на одежде или украшениях. [32] В государственных школах такие действия администраторов были признаны в 2000 году нарушением закрепленного Первой поправкой к Конституции права учащихся на свободное исповедание религии, . [33]
Пентаграмма в кружочке (называемая пентаклем истцами ) была добавлена к списку из 38 утвержденных религиозных символов, которые будут размещены на надгробиях погибших военнослужащих на Арлингтонском национальном кладбище 24 апреля 2007 года. Решение было принято после десяти заявлений от семьи павших солдат, практиковавших Викку . Правительство выплатило семьям 225 000 долларов США для урегулирования предстоящих судебных исков. [34] [35]
Другое религиозное использование
[ редактировать ]Сатанизм
[ редактировать ]Перевернутая пентаграмма широко используется в сатанизме , иногда изображается с козла головой Бафомета , популяризированной Церковью Сатаны с 1968 года. Сатанисты ЛаВея соединяют голову козла с еврейскими буквами в пяти точках пентаграммы, чтобы сформировать Сигил. о Бафомете . Символ Бафомета был адаптирован для логотипа Министерства Радости Сатаны с использованием клинописных символов в пяти точках пентаграммы, что отражает самое раннее использование этой формы в Шумере . Перевернутая пентаграмма также появляется на логотипе Сатанинского Храма с альтернативным изображением головы Бафомета. Другие изображения головы сатанинского козла напоминают перевернутую пентаграмму без четкого очертания.
Религия Серер
[ редактировать ]Пятиконечная звезда является символом религии Серер и народа Серер в Западной Африке. оно называется Юнир На их языке и символизирует вселенную в мифе о творении Серера , а также представляет звезду Сириус . [36] [37]
Другое современное использование
[ редактировать ]- Пентаграмма изображена на национальных флагах Марокко (принята в 1915 году) и Эфиопии (принята в 1996 году и повторно принята в 2009 году).
- Орден Восточной Звезды , организация (основанная в 1850 году), связанная с масонством , использует в качестве символа пентаграмму с пятью равнобедренными треугольниками , вершины которых окрашены в синий, желтый, белый, зеленый и красный цвета. В большинстве Великих Капитулов пентаграмма используется направленной вниз, но в некоторых она направлена вверх. Офицеры Великого Капитула часто изображают пятиугольник вокруг звезды. [38] (изображенная здесь эмблема принадлежит Ассоциации Принс-Холла).
- ордена Звезды Востока Эмблема
- Пентаграмма изображена на флаге голландского города Хааксберген , а также на его гербе.
- Флаг Хааксбергена
- Флаг Нагасаки
Геометрия
[ редактировать ]Пентаграмма – это простейший правильный звездчатый многоугольник . Пентаграмма содержит десять точек (пять вершин звезды и пять вершин внутреннего пятиугольника) и пятнадцать отрезков линий. Он представлен символом Шлефли {5/2}. Подобно правильному пятиугольнику и правильному пятиугольнику с построенной внутри него пентаграммой, правильная пентаграмма имеет в качестве группы симметрии группу диэдра 10-го порядка.
Его можно рассматривать как сетку пятиугольной пирамиды, хотя и с равнобедренными треугольниками.
Строительство
[ редактировать ]Пентаграмму можно построить, соединив альтернативные вершины пятиугольника ; посмотреть подробности строительства . Его также можно построить в виде звездчатого пятиугольника, расширяя края пятиугольника до пересечения линий.
Золотое сечение
[ редактировать ]Золотое сечение , φ = (1 + √ 5 )/2 ≈ 1,618, удовлетворяющее:
играет важную роль в правильных пятиугольниках и пентаграммах. Каждое пересечение ребер разделяет ребра по золотому сечению: отношение длины ребра к более длинному сегменту равно φ , как и длина более длинного сегмента к более короткому. Кроме того, отношение длины более короткого сегмента к сегменту, ограниченному двумя пересекающимися краями (сторона пятиугольника в центре пентаграммы), равно φ . Как показано на четырехцветной иллюстрации:
Пентаграмма включает в себя десять равнобедренных треугольников : пять остроугольных и пять тупоугольных равнобедренных треугольников. Во всех них отношение большей стороны к короткой равно φ . Острые треугольники — это золотые треугольники . Тупой равнобедренный треугольник, выделенный цветными линиями на иллюстрации, представляет собой золотой гномон .
Тригонометрические значения
[ редактировать ]В результате в равнобедренном треугольнике с одним или двумя углами по 36° длина большей из двух сторон в φ раз больше длины меньшей из двух, как в случае острого, так и в случае тупоугольного треугольника. .
Сферическая пентаграмма
[ редактировать ]Пентаграмму можно нарисовать в виде звездного многоугольника на сфере, состоящей из пяти дуг большого круга, все внутренние углы которого являются прямыми. Эту форму описал Джон Непер в своей книге 1614 года Mirifici logarithmorum canonis descriptio (Описание чудесного правила логарифмов) вместе с правилами, связывающими значения тригонометрических функций пяти частей прямоугольного сферического треугольника (двух углов и трех сторон). Позже его изучил Карл Фридрих Гаусс .
Трехмерные фигуры
[ редактировать ]Несколько многогранников включают пентаграммы:
Высшие измерения
[ редактировать ]Ортогональные проекции многогранников более высоких размерностей также могут создавать пентаграммные фигуры:
4D | 5Д | ||
---|---|---|---|
Правильный 5-клеточный (4- симплексный ) имеет пять вершин и 10 ребер. | Выпрямленная 5-ячейка имеет 10 вершин и 30 ребер. | Выпрямленный 5-симплекс имеет 15 вершин, которые в этой ортогональной проекции рассматриваются как три вложенные друг в друга пентаграммы. | Биректифицированный 5-симплекс имеет 20 вершин, которые в этой ортогональной проекции рассматриваются как четыре перекрывающиеся пентаграммы. |
Все десять 4-мерных 4 -многогранников Шлефли–Гесса имеют либо пентаграммные грани, либо вершинных фигур элементы .
Пентаграмма Венеры
[ редактировать ]Пентаграмма Венеры — это видимый путь планеты Венера , наблюдаемый с Земли . Последовательные нижние соединения Венеры повторяются с орбитальным резонансом примерно 13:8, то есть Венера обращается вокруг Солнца примерно 13 раз за каждые восемь витков Земли, смещаясь на 144 ° при каждом нижнем соединении. [40] Концы пяти петель в центре фигуры имеют такое же геометрическое соотношение друг с другом, что и пять вершин или точек пентаграммы, и каждая группа из пяти пересечений, равноудаленных от центра фигуры, имеет такое же геометрическое соотношение.
В компьютерных системах
[ редактировать ]Пентаграмма имеет следующие кодовые точки Unicode , которые позволяют включать ее в документы:
- U+26E4 ⛤ ПЕНТАГРАММА
- U+26E5 ⛥ ПРАВРУКАЯ ЧЕСРЕСТАВНАЯ ПЕНТАГРАММА
- U + 26E6 ⛦ ЛЕВОРУКАЯ ЧЕСРЕСТАВНАЯ ПЕНТАГРАММА
- U+26E7 ⛧ ПЕРЕВЕРНУТАЯ ПЕНТАГРАММА
См. также
[ редактировать ]- Абэ-но Сэймэй – японский мистик
- Христианский символизм - использование христианством символов, включая архетипы, действия, произведения искусства или события.
- Знаки отличия командования на море - значок в вооруженных силах США.
- Эннеаграмма (геометрия) – многоугольник с девятиконечной звездой.
- Пятиконечная звезда – распространенная идеограмма в современной культуре.
- Гептаграмма – Звездный многоугольник
- Гексаграмма – многоугольник шестиконечной звезды.
- Лютня Пифагора – Самоподобная геометрическая фигура
- Почетная медаль - высшая награда Вооруженных сил США.
- Пентахорон – 4- симплексный
- Карта пентаграммы - Дискретная динамическая система в пространстве модулей многоугольников на проективной плоскости.
- Пентальфа – головоломка с камнями и пентаграммой.
- Граф Петерсена - кубический граф с 10 вершинами и 15 ребрами.
- Теорема Птолемея - связывает 4 стороны и 2 диагонали четырехугольника с вершинами на общей окружности.
- Печать Соломона - перстень-печатка, приписываемый израильскому царю Соломону.
- Звездные многоугольники в искусстве и культуре – Многоугольники как символические элементы
- Звезда (геральдика) – геральдический символ.
- Звездчатые многоугольники - расширение элементов многогранника для формирования новой фигуры.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джин Браун (nd). «Разница между пентаграммой и пентаклем» . Разница между . Проверено 29 июня 2023 г.
- ^ πεντάγραμμον , Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон , о Персее; существительная форма прилагательного πεντάγραμμος ( пентаграммос ) или πεντέγραμμος ( пентеграммос ), слово, означающее примерно «пятистрочный» или «пятистрочный».
- ^ πέντε , Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон , о Персее; Сатана, все три имени, упомянутые до рассвета, полное γραμμή , Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон , о Персее
- ^ это использование подтверждается Оксфордским словарем английского языка, хотя в этой работе указано, что циркум имеет форму пятиконечной звезды и ее этимона в постклассическом латинском пентакулуме [...] Пентаграмма, особенно. один заключен в круг; талисман или магический символ в форме пентаграммы или с надписью на ней. Также, в расширенном использовании: любой подобный магический символ (часто применяется к гексаграмме, образованной двумя пересекающимися или переплетенными равносторонними треугольниками)».
- ^ πένταλφα, «пять Альф», интерпретируя форму как пять фигур Α, перекрывающихся под углами 72 градуса.
- ^ Бадж, сэр Э.А. Уоллис (1968). Амулеты и талисманы . п. 433.
- ^ Скотт, Дастин Джон (2006). «История Пентаграммы» . Проверено 18 мая 2021 г.
- ^ Оллман, Г.Дж., Греческая геометрия от Фалеса до Евклида (1889), стр.26.
- ^ Ма Айпин (23 сентября 2019 г.). «5000 лет назад! Самый древний узор пятиконечной звезды, найденный в культурных реликвиях Лянчжу» (на китайском языке).
- ^ Коксетер, HSM; Правильные многогранники , 3-е изд., Дувр, 1973, стр. 114.
- ^ Болл, WW Роуз и Коксетер, HSM; Математические развлечения и очерки , 13-е изд., Дувр, 1987, с. 176.
- ^ «Звезда Давида против Пентаграммы: все, что вам нужно знать» . 17 июля 2020 г.
- ^ Оллман, Г.Дж., Греческая геометрия от Фалеса до Евклида , часть I (1877), в Герматене 3.5, стр. 183 , 197 , со ссылкой на Ямвлиха и Схолиаста об Аристофане. Говорят, что пентаграмма получила свое название от самого Пифагора, написавшего на ее вершинах буквы Υ, Γ, Ι, Θ (= /ei/), Α.
- ^ Христианские символы древние и современные , Ребенок, Хизер и Дороти Коллес. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1971, ISBN 0-7135-1960-6 .
- ^ Морган, Джеральд (1979). «Значение символизма пятиугольника в «Сэре Гавейне и Зеленом рыцаре» ». Обзор современного языка . 74 (4): 769–790. дои : 10.2307/3728227 . JSTOR 3728227 .
- ↑ Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь , строки 619–665.
- ^ Леви, Элифас (1999) [1896 (перевод), 1854 (впервые опубликовано)]. Трансцендентальная магия, ее доктрина и ритуал [ Dogme et rituel de la haute magie ]. Пер. Уэйта А.Э. . Йорк-Бич : Вайзер . OCLC 263626874 .
- ^ Леви, Элифас (2002) [1939 (перевод), 1859 (впервые опубликовано)]. Ключ Тайн [ Ключ великих тайн после Еноха, Авраама, Гермеса Трисмегиста и Соломона ]. Пер. Алистер Кроули . Бостон: Вайзер . п. 69. ОСЛК 49053462 .
- ^ Хартманн, Франц (1895) [1886]. Магия, белое и черное (5-е изд.). Нью-Йорк: Путь. OCLC 476635673 .
- ^ «Гете, Иоганн Вольфганг фон (1749–1832) - Фауст, Часть I: Сцены с I по III» . www.poetryintranslation.com . Проверено 25 мая 2021 г.
- ^ Арнасон, Йон (1862). « Фокусник [Фокусник]». Исландские народные сказки и легенды ( на исландском языке) Том. 1. Лейпциг : Книжный магазин И. К. Хинриха. п. 432.
Смер, который получается от тильберасмер, называется тильберасмер; это похоже на что-то другое; но если человек сделает над ним крест или вырежет на нем крест или изображение, которое называется узелком, * все это взрывается на мелкие кусочки и становится похожим на окалину, так что от него ничего не остается, кроме одних частиц, или оно оседает, как пена. Поэтому кажется более благоразумным, если человеку предлагают съесть ужасную еду или в качестве платы сделать на ней такую отметку, потому что на простой еде не может быть ни крестика, ни масляного узла. /* Маленький узел имеет такую форму:
- ^ В средние века сливочное масло использовалось для оплаты, например, арендной платы. Видеть:
• Секстон, Регина (2003). «Роль и функция сливочного масла в рационе монахов и кающихся в раннесредневековой Ирландии» . У Уокера, Харлана (ред.). Жир земли: материалы Оксфордского симпозиума по еде и кулинарии, 2002 г. Бристоль: Работа ног. стр. 253–269. - ^ Схаутен, Ян (1968). Пентаграмма как медицинский символ: иконологическое исследование . Хес и Де Грааф. п. 18. ISBN 978-90-6004-166-6 .
- ^ Уэйт, Артур Эдвард (1886). Тайны магии: сборник сочинений Элифаса Леви . Лондон: Джордж Редвей. п. 136.
- ^ Дюкетт, Лон Майло (2003). Магия Алистера Кроули: Справочник по ритуалам Телемы . Книги Вайзера. стр. 93, 247. ISBN. 978-1-57863-299-2 .
- ^ «Справочная библиотека бахаи – Указания Guardian, страницы 51–52» . ссылка.bahai.org .
- ^ «Девятиконечная звезда» . bahai-library.com .
- ^ Муджан Момен (2019). Звездная Скрижаль Баба . Блог Британской библиотеки.
- ^ Баят, Мохамад Гасем (2001). Введение в Суратуль-Хайкал (Храмовую речь) в «Огнях Ирфана», книга 2.
- ↑ См. Храм в Наву. Архивировано 17 мая 2020 года на веб-сайте Wayback Machine , где обсуждается его архитектура, в частности страница с внешней символикой храма в Наву. Архивировано 17 мая 2020 года на Wayback Machine . Проверено 16 декабря 2006 г.
- ^ Браун, Мэтью Б. (2002). «Перевернутые звезды на храмах СПД» (PDF) . FAIRLDS.org . Архивировано из оригинала (PDF) 29 февраля 2008 года.
- ^ «Религиозная одежда в школе» , Робинсон, бакалавр наук, Консультанты Онтарио по религиозной толерантности, 20 августа 1999 г., обновлено 29 апреля 2005 г. Проверено 10 февраля 2006 г. «ACLU защищает честь студенческого пентакля ведьмы» (пресс-релиз). Американский союз гражданских свобод штата Мичиган. 10 февраля 1999 года. Архивировано из оригинала 8 ноября 2003 года . Проверено 10 февраля 2006 г.
{{cite press release}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) «Ведьмы и гардеробы: Мальчик говорит, что его отстранили от школы за ношение магического символа» Рувалис, Кристина; Pittsburgh Post-Gazette, 27 сентября 2000 г. Проверено 10 февраля 2006 г. - ^ «Федеральный судья поддерживает право студентов Индианы носить викканские символы» . Ассошиэйтед Пресс. 1 мая 2000 г. Архивировано из оригинала 30 марта 2014 г. Проверено 21 сентября 2007 г.
- ^ «Викканский символ подходит для солдатских могил» . CNN.com . Ассошиэйтед Пресс. 23 апреля 2007 г. Архивировано из оригинала 26 апреля 2007 г.
- ^ «Захоронения и мемориалы: доступные символы веры для размещения на правительственных надгробиях и знаках» . Департамент США по делам ветеранов . 3 июля 2013 года . Проверено 13 января 2014 г.
- ^ Гравран, Генри (1990). Цивилизация Серир, Том II: Пангул . Новые африканские издания Сенегала (на французском языке). Дакар, Сенегал. п. 20. ISBN 2-7236-1055-1 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Мадия, Клементина Фаик-Нзужи (1996). Отслеживание памяти: глоссарий графических знаков и символов в африканском искусстве и культуре . Серия Меркурий, нет. 71. Халл, Квебек: Канадский музей цивилизации. стр. 27, 155. ISBN. 0-660-15965-1 .
- ^ Ритуал Ордена Восточной Звезды, 1976 г.
- ^ Пьетрокола, Джорджио (2005). «Тартапелаг. Обнажение фракталов» . Маэкла .
- ^ Баэз, Джон (4 января 2014 г.). «Пентаграмма Венеры» . Азимут . Архивировано из оригинала 14 декабря 2015 года . Проверено 7 января 2016 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Беккер, Удо (1994). «Пентаграмма» . Энциклопедия символов континуума . Перевод Гармера, Лэнса В. Нью-Йорк: Continuum Books. стр. 230 и далее. ISBN 978-0-8264-0644-6 .
- Конвей, Джон Хортон ; Бургель, Хайди; Гудман-Штраус, Хаим (апрель 2008 г.). «Глава 26, Еще выше: Правильные звездные многогранники». Симметрии вещей . Уэлсли, Массачусетс: АК Питерс. п. 404. ИСБН 978-1-56881-220-5 .
- Фергюсон, Джордж Уэллс (1966) [1954]. Знаки и символы в христианском искусстве . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 59. ОСЛК 65081051 .
- Грюнбаум, Бранко ; Шепард, Джеффри Колин (1987). Плитки и узоры . Нью-Йорк: WH Freeman. ISBN 978-0-7167-1193-3 .
- Грюнбаум, Бранко (1994). «Многогранники с полыми гранями». В Бистрички, Т.; МакМаллен, П .; Шнайдер, А.; Вайс, А. Ивич (ред.). Многогранники: абстрактные, выпуклые и вычислительные . НАТО ASI Series C: Математические и физические науки. Том. 440. Дордрехт: Springer Нидерланды. стр. 43–70. дои : 10.1007/978-94-011-0924-6_3 . ISBN 978-94-010-4398-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Вайсштейн, Эрик В. «Пентаграмма» . Математический мир .
- Пентакль Пифагора из Biblioteca Arcana.