Танки Китая
В этой статье о военных танках рассматривается история танков, используемых различными вооруженными силами, принадлежащими Гоминьдану и Коммунистической партии Китая (КПК) на территории Китая. С начала половины 20 века танки первоначально приобретались из других стран; в конечном итоге китайские танки собственной разработки начали производиться и стали использоваться во время холодной войны и в современную эпоху.
Обзор
[ редактировать ]Первые танки и бронемашины, попавшие в руки китайцев, представляли собой импортные товары, которые они могли приобрести, а некоторые бронемашины они создавали специально. Военачальники создали свои собственные армии и закупили все танки и вооружение, которые могли. Использование Китаем боевых бронированных машин до 1943 года страдало от многих тех же проблем, что и артиллерия, и большая часть небольшого парка ББМ в Китае была быстро потеряна в бою или просто вышла из строя из-за отсутствия технического обслуживания и запасных частей. части. Броня не использовалась массово для ударных целей, а исключительно в копеечных пакетах в роли поддержки пехоты; танк против танковых боев с японцами никогда не предполагалось и не предпринималось. За всю японо-китайскую войну с 1937 по 1945 год в танковом противостоянии китайской и японской бронетехники не было ни одного крупного танка.
Политические события, влияющие на китайские бронетанковые силы
[ редактировать ]После упадка и свержения династии Цин в результате Синьхайской революции Китай остался без какой-либо общепризнанной центральной власти, и армия быстро распалась на силы борьбы с полевыми командирами , номинально « Армию Бэйян» , но фактически воюющие друг с другом. Эти армии военачальников имели своих собственных поставщиков и были оснащены нестандартной техникой, сильно различающейся от региона к региону и даже разной калибра в пределах одних и тех же подразделений. Сильнейшими из этих военачальников были У Пейфу , «Нефритовый маршал», и Чжан Цзолинь , «Тигр Севера». Бывшие импортные французские Ситроен-Кегресс полугусеничные , [ 1 ] при этом последний получил танки Renault FT и Schneider . [ 1 ] «Тигр Севера» также первым получил бронепоезда от разгромленных белогвардейских армий в Сибири после падения Владивостока в 1922 году; [ 2 ] другие поезда строятся на месте под контролем России. [ 2 ]
Иностранные советники были обычным явлением: многие полевые командиры нанимали японских и русских советников. [ 3 ] В число русских входили белогвардейцы- отступники , опытные ветераны Гражданской войны в России ; [ 4 ] в первую очередь они укомплектованы техническими позициями, такими как артиллерия и бронепоезда - последние имеют первостепенное значение на огромных бездорожных расстояниях Китая. [ 2 ] Военачальник Чжан Цзунчан , «генерал пса», был одним из ведущих работодателей белых русских, имея около 3000 «белогвардейцев» под командованием братьев Меньшиковых. [ 4 ] Бронепоезда предназначались для использования в наступлении и могли перевозить войска, оружие и припасы; причём в кампании 1927–1928 годов они считались настолько ценными, что захваченные или сдавшиеся бригады поездов расстреливали на месте . [ 2 ]
Сунь Ятсен , первый временный президент Китая , и его протеже Чан Кайши пытались взять под контроль полевых командиров, чтобы установить порядок по всей стране; Для этого Сунь Ятсен основал Гоминьдан («Китайскую национальную народную партию»). В начале 1920-х годов эта революционная армия была просто еще одной армией военачальников, маленькой и очень плохо оснащенной даже по меркам военачальников. [ 5 ] Будучи родом с юга, из Кантона, он обычно находился в «низшем классе» армий военачальников и поэтому имел плохую военную репутацию. [ 5 ] Ситуация начала меняться, когда в конце 1923 года была создана советская военная консультативная миссия. [ 5 ] В 1924 году Сунь Ятсен основал Военную академию Вампоа для обучения и воспитания кадетов в качестве лидеров, которые будут сражаться с полевыми командирами. Крайне плохо оснащенная Национально-революционная армия (НРА) начала получать большие количества советской техники с 1924 по 1926 год. [ 6 ] когда он почувствовал себя готовым встретиться с коалицией военачальников правительства Бэйяна , Национальной армией умиротворения (ННА) в Северной экспедиции (1926-1928). Чан Кайши занял место Суня во главе партии, когда тот умер в 1925 году, и возглавил Северную экспедицию по объединению страны, став . абсолютным лидером Китая [ 7 ]
Веймарская Германия начала военное сотрудничество с НРА с 1926 года, которое продлилось до 1941 года. Это сотрудничество усилилось с нацистами захватом Германии в 1933 году и закончилось в 1941 году, когда в июле Гитлер официально признал Ван Цзинвея марионеточное правительство в Нанкине . До этого в 1938 году Япония попросила Германию отозвать своих военных советников. Эта немецкая военная миссия под командованием Ганса фон Секта стрелковое оружие, артиллерию, бронемашины и Panzer I. легкие танки с 1933 по 1935 год поставляла НРА Бронетанковые силы НРА были организованы в три бронетанковых батальона, причем первый и второй батальоны имели по 29 плавающих танков Vickers-Carden Loyd каждый, а 20 6-тонных танков Vickers были распределены между 1-м и 2-м батальонами. Также Carden Loyd Mark VI 29 танкеток во 2-м батальоне служили . В третьем батальоне было 15 Panzer I Ausf. A , закуплено в 1936 году, 20 итальянских танкеток CV-35 и 15 Leichter Panzerspähwagen (в основном SdKfz 222, два SdKfz 221 и как минимум один SdKfz 260). [ 8 ]
В течение 1937 года три танковых батальона НРА были уничтожены японцами , а остатки были перегруппированы в новую 200-ю дивизию , усиленную советскими легкими танками Т-26 . Созданное в 1938 году, это подразделение просуществовало до 1949 года путем различных реорганизаций. Начиная с 1941 года китайские националисты все больше и больше полагались на Соединенные Штаты , получая большое количество M3 и M5 Stuart . легких танков [ 9 ] и М4 Шерман средние танки . После капитуляции Японии в 1945 году НРА и Коммунистическая партия Китая (КПК) вступили в борьбу за контроль над Китаем. Обе стороны использовали трофейные японские танки и танки, поставленные США, в основном легкие танки «Стюарт». Лидер коммунистов Мао Цзэдун основал Китайскую Народную Республику (КНР) на материковом Китае. [ 10 ] в 1949 году, когда Чан Кайши и националисты бежали на остров Формоза , ныне Китайская Республика (КР). КПК 1 октября 1949 года Народно-освободительная армия (НОАК) провела крупный парад в столице Пекине, а также меньшие парады в других крупных городах, причем танки представляли собой смесь японских танков, захваченных НРА , а затем захваченных НОАК. Американские танки, поставляемые НРА по ленд-лизу и захваченные НОАК, и советские Т-26, поставляемые Советским Союзом НОАК. [ 11 ]
В октябре 1950 года Мао принял решение послать Народную добровольческую армию в Корею против сил ООН во главе с США в Корейской войне ; Воюющие там китайские армии были оснащены тяжелым вооружением советского производства, в том числе танками Т-34. В начале 1950-х годов Китай начал производство копий советского танка Т-34 и основал свои собственные производственные предприятия для создания дальнейших улучшенных конструкций (преимущественно копий советских образцов), пока не появились нынешние и современные китайские танки, которые несут в себе собственные внутренние влияния.
История
[ редактировать ]После Первой мировой войны
[ редактировать ]Китайский военачальник Чжан Цзолинь представил Китаю танки . Франция направила небольшой контингент танков Renault FT во Владивосток в 1919 году во время совместной интервенции союзников , которая началась в августе 1918 года, когда танки позже были приобретены маньчжурской армией под командованием Чжан Цзолиня. [ 12 ]
Застигнутый врасплох во время Северной экспедиции Кайши , Чан Национально-революционной армией он в 1927 году купил во Франции несколько танков Renault FT, вооруженных 37-мм пушками. Однако к 1929 году FT находились под властью китайских националистов и номинально были прикреплены к 1-й кавалерийской армии. Бригада Китайской национальной революционной армии (НРА), которая к 1930 году имела 36 FT. Однако японская армия захватила почти все китайские/маньчжурские ФТ в 1931 году, когда они оккупировали Маньчжурию. Танки, захваченные японской армией, были переброшены в состав Квантунской армии , а затем использовались во время Мукденского инцидента .
В 1929 году 24 британские танкетки Mk VI Carden Loyd были закуплены китайскими националистами . [ 13 ] [ 14 ]
Под влиянием японских танков во время Первой битвы за Шанхай китайское националистическое правительство начало механизацию армии в 1933 году с помощью 24 британских Carden Loyd Mk VI танкеток . Позже в период с 1934 по 1936 год они купили 20 6-тонных танков «Виккерс», которые использовались в боях против японцев в битве за Шанхай в 1937 году. [ 15 ] Они также купили 29 танков-амфибий Vickers , которые были разработаны в 1932 году, но не использовались в Соединенном Королевстве . [ 15 ]
Китайско -германское сотрудничество , начавшееся между Германией и Китаем еще до Первой мировой войны, сыграло важную роль в модернизации промышленности и вооруженных сил Китайской Республики , поэтому было естественно обратиться к немецким военным советникам за помощью. Срочная необходимость модернизации вооруженных сил и национальной оборонной промышленности Китая в сочетании с потребностью Германии в стабильных поставках сырья поставила две страны на путь тесных отношений с конца 1920-х до конца 1930-х годов.
В 1927 году, после роспуска Первого объединенного фронта между националистами и коммунистами, правящий Гоминьдан провел чистку своих левых членов и в значительной степени устранил советское влияние в своих рядах, а генерал Чан Кайши разорвал связи с Советами. Затем Чан Кайши обратился к Германии , исторически великой военной державе, с просьбой о реорганизации и модернизации Национально-революционной армии, и начали приходить немецкие советники. Националисты наняли множество немецких военных советников, чтобы помочь им в наращивании механизации. и обучение армии.
Когда Адольф Гитлер стал канцлером в 1933 году и проигнорировал Договор, антикоммунистическая НСДАП и антикоммунистическая Гоминьдан вскоре начали тесно сотрудничать с Германией, обучая китайские войска и расширяя китайскую инфраструктуру, в то время как Китай открыл Германии свои рынки и природные ресурсы.
Немецкие военные советники заставили националистов закупить много европейского оружия через немецкую компанию, с которой сотрудничали немецкие советники. Националисты закупили итальянские танкетки CV-35 , немецкие Panzer I Ausf. Легкие танки и британские 12-тонные танки. Точное название британского 12-тонного танка неизвестно. В 1935 году националисты закупили 29 плавающих танков Vickers Carden Loyd, и они были организованы в 1-й танковый батальон. Также 20 британских танков Vickers 6-Ton Mk E&F были закуплены националистами и использовались в составе 1-го и 2-го танковых батальонов. Они также приобрели другие британские разработки, такие как Carden Loyd M1936, двухместный легкий танк, оснащенный радиооборудованием, находившийся на вооружении в 1936 году. Еще 29 британских VCL Mk VI Carrier были закуплены в 1936 году и использовались в составе 2-й дивизии. танковый батальон.
Есть информация, что в 1930-е годы три Renault FT компании Польша продала Китаю , но лишь для того, чтобы прикрыть их продажу республиканской Испании . [ 16 ] Также во Франции было закуплено около 6 или 10 Renault UE, легких бронетранспортеров вооруженных пулеметами Browning. Также было закуплено несколько итальянских танков Fiat-Ansaldo CV-35 , двадцать танкеток CV-35 проданы в Китай . В 1937 году 15 танков Panzer I Ausf. Как были проданы в Китай [ 17 ] которые использовались в битве при Нанкине 3-м танковым батальоном.
С помощью этих недавно приобретенных танков националисты организовали в 1936 году три танковых батальона. 1-й батальон в Шанхае имел 32 танка «Виккерс-амфибия» и несколько 6-тонных танков «Виккерс», а 2-й батальон также в Шанхае имел 20 6-тонных танков «Виккерс» и 4 «Карден Лойд». танкетки и авианосцы. В составе 3-го батальона в Нанкине было 10 Panzer I Ausf. Один танк, 20 танкеток CV-35 и несколько Sd.Kfz. 221 и 222 Бронеавтомобили . С помощью этих бронетанковых сил националисты теперь смогли победить местную угрозу со стороны коммунистических сил, но им также пришлось столкнуться с силами японской армии.
Китайско-японский конфликт – Вторая мировая война
[ редактировать ]К моменту начала китайско-японской войны в июле 1937 года Национально -революционная армия (НРА) увеличилась до 1,7 миллиона человек. На бумаге его боевой порядок включал 182 пехотные дивизии, 46 отдельных бригад, 9 кавалерийских дивизий, 6 отдельных кавалерийских бригад, 4 артиллерийские бригады и 20 отдельных артиллерийских полков. [ 18 ] Теоретически в дивизии было две бригады; каждая бригада имела два полка, артиллерийский дивизион или полк, инженерный, интендантский батальон, а также небольшие вспомогательные подразделения, такие как связи, медицинские и транспортные. Десять обученных немцами элитных дивизий насчитывали в среднем 9 000–10 000 человек. В других, меньших по размеру дивизиях насчитывалось около 5000 человек с разным количеством подразделений поддержки. Отдельные бригады могли иметь в среднем 4000 человек, а временные бригады - 3000 человек. [ 18 ]
1-й, 2-й и 3-й танковые батальоны НРА приняли участие во Второй битве за Шанхай и битве при Нанкине и были полностью уничтожены японскими войсками, при этом многие машины были уничтожены, брошены и захвачены. Немногочисленные китайские танки и танкетки не были сгруппированы в большие количества и бросались в бой словно бронированный кулак. Вместо этого они были рассредоточены небольшими группами для поддержки пехоты. [ 19 ] Китайские танкисты использовали разную униформу в зависимости от источника их техники, в основном смесь немецкой и итальянской униформы и снаряжения. Все были одеты в простые цельные льняные комбинезоны, вероятно, поставляемые из Италии. [ 18 ] Защитные шлемы были либо немецкой модели 1937 года, либо итальянским шлемом М35, сделанным из волокна и покрытым черной кожей. [ 18 ]
После немцев ухода в 1938 году Советский Союз снова начал поддерживать националистов. Национально -революционная армия, противостоящая японским войскам, имела лишь небольшое количество бронетехники и механизированных войск, сформированных в три танковых батальона для защиты большого фронта. В августе 1937 года правительство Чан Кайши вело переговоры с советским правительством о военной помощи. Советы вмешались и начали предоставлять советников, а танки впервые прибыли в Китай в марте 1938 года. [ 20 ] После того, как китайские бронетанковые войска были в основном уничтожены в боях за Шанхай и Нанкин , новые танки, бронеавтомобили и грузовики из Советского Союза и Италии позволили создать единственную механизированную дивизию в армии - 200-ю дивизию , организованную по совету Советского Союза. , состоявший из одного танкового полка и одного мотопехотного полка и оснащенный легкими танками Т-26 .
СССР продал 82 Т-26 обр. 1933 г. танки в Китай, поскольку Советский Союз опасался, что Япония окажется у него с черного хода. Эти танки были отправлены в гавань Гуанчжоу весной 1938 года. 200-я дивизия представляла собой механизированную дивизию, состоящую из четырех полков, включая танковый полк, оснащенный Т-26, полк бронемашин, мотострелковый полк и артиллерийский полк. . Ее первым командиром был генерал Ду Юймин .
В танковых полках было 70 танков Т-26 , 4 танка БТ-5 и 20 (92?) КВ-35 танкеток . Бронеавтомобильный полк имел около 50 бронеавтомобилей БА. [ нужна ссылка ] и 12 (18?) Leichter Panzerspähwagen броневиков (Sd.Kfz. 221). Танковый полк состоял из четырех танковых батальонов. В каждом танковом батальоне было по три танковые роты. В танковых полках было около 200 боевых бронированных машин (ББМ). Правительство националистов закупило 88 Т-26 танков БА-10 и БА-20 и бронеавтомобилей дивизия получила . Эти ББМ и оставшиеся немецкие ББМ были развернуты в составе 200-й дивизии, а боевое крещение в конце 1938 года против IJA 14-й дивизии в битве при Ланьфэне . В сентябре 1938 года первоначальные механизированные части дивизии (бронетанковые и артиллерийские) были переданы под непосредственное командование 5-го корпуса, а дивизия была реорганизована в моторизованную часть численностью 9000 человек. генерал-майор Дай Анлан Новым командующим был назначен , а генерал Ду Юймин был назначен командующим 5-м корпусом.
в 200-я дивизия составе 5-го корпуса участвовала в нанесении крупного поражения элитной 5-й дивизии японской армии в битве при перевале Куньлунь . Несмотря на большие потери, 5-й корпус сумел удержать перевал Куньлунь, сохранив таким образом линии снабжения с французским Индокитаем . Затем дивизия понесла тяжелые потери в наступлении на Батанг , потеряв почти две трети своей численности, и ее пришлось перестроить и реорганизовать. После подписания пакта о ненападении с Германией и разгрома Квантунской армии на Халхин-Голе Советский Союз начал прекращать помощь из Китая.
Более 600 танков Т16 CTMS должны были быть поставлены Китаю по ленд-лизу после Перл-Харбора, логистические трудности и устаревшая конструкция вынудили китайцев отклонить это предложение. [ 21 ] Позже 233 американских легких танка M2A4 были приобретены националистами вместе с примерно 48 танками M3A3, M5A1 Stuart по ленд-лизу у США в 1943 году, а 35 танков M4A4 Sherman были приобретены в рамках Программы военной помощи США в период с 1943 по 1944 год.
После вступления Америки в войну в 1941 году она начала поставлять Китаю ББМ, которые Советы не смогли предоставить. М3 «Стюарты» и М4 «Шерманы» проникли через Бирму и вошли в состав нескольких хорошо оснащенных и хорошо обученных армий, которые могли развернуть националисты. Эти подразделения отвечали за прекращение многочисленных атак японцев на более поздних этапах войны.
200-я дивизия также участвовала в боях в Бирманском театре под командованием Джозефа Стилвелла ; он участвовал в сражении на дороге Юньнань-Бирма в 1942 году в Бирманской кампании . 200-я дивизия отличилась в боях при Таунгу и битве при Хопонг-Таунджи, но затем потерпела катастрофическое поражение в битве на шоссе Ссипау-Могок ближе к концу кампании, пытаясь отступить в Китай. [ 22 ] После Второй мировой войны оставшиеся китайские танки Т-26 оборудовали Первый бронетанковый полк армии китайского правительства Гоминьдана , который нес службу в Восточном Китае во время гражданской войны в Китае (1946–1950), где было уничтожено несколько танков Т-26. или захвачен Народно-освободительной армией во время кампании Хуайхай в 1949 году. [ 23 ]
После Второй мировой войны
[ редактировать ]Кампания Хуайхай — военная операция 1948 и 1949 годов, ставшая решающей битвой гражданской войны в Китае . Это было одно из немногих обычных сражений войны, в котором обе стороны использовали танки, многие из которых были захвачены у японских или американских танков, оставшихся со времен Второй мировой войны. Эта кампания была одной из трех кампаний, которые ознаменовали конец доминирования националистов в северном Китае ; двумя другими кампаниями были Ляошэнь и Пинцзинь . 550-тысячный военнослужащий Китайской Республики (под руководством Гоминьдана ) был окружен в Сюйчжоу (Сючжоу) и уничтожен коммунистической Народно-освободительной армией (НОАК). «Гунчэн» — обозначение построенного в Японии танка Type 97 Chi-Ha , который стал первым танком НОАК.
Потеря лучших войск правительства Гоминьдана и большей части американского оборудования означала, что они больше не могли эффективно защищать дельту реки Янцзы от дальнейших атак коммунистов. Американское правительство под руководством президента Гарри Трумэна полностью потеряло веру в Чан Кайши и националистическое правительство, поэтому отказалось предоставлять какую-либо дальнейшую военную и финансовую помощь националистам и ускорило крах режима Гоминьдана на материке.
После того, как Тяньцзинь был захвачен коммунистами, защитники-националисты в Бэйпине оказались в безнадежной ситуации, и произошел крах режима Гоминьдана на материке в пользу Народно-освободительной армии. 31 января Народно-освободительная армия вошла в Бэйпин, чтобы захватить власть. Кампания Пинцзинь завершилась. Бэйпин, который вскоре стал столицей новой Китайской Народной Республики , был переименован в Пекин.
В начале 1950-х годов Советский Союз передал Китаю 1837 танков Т-34-85, а также несколько излишков танков по ленд-лизу времен Второй мировой войны. Танк Т-34-85 также служил у северокорейцев и китайцев во время Корейской войны. В отчете Управления исследований операций 1954 года «Бой танков против танков в Корее» говорится, что в Корейской войне было 119 определенных возможных столкновений танков с танками, при этом американские танки, подбитые Т-34 (включая категории брошенных, но подлежащих ремонту), составили 38. Китайцы утверждали, что их Т-34 уничтожили некоторое количество американских танков в конце войны, поскольку к этому времени большинство северокорейских Т-34, числом чуть более 400, были уничтожены или захвачены к ноябрю 1950 года.
После подписания советско-китайского договора о дружбе , союзе и взаимной помощи Советский Союз согласился помочь Китаю в строительстве завода по производству танков для производства ОБТ Т-54 А в 1956 году. Первоначально танки собирались из поставленных Советским Союзом танков. детали, которые постепенно заменялись комплектующими китайского производства. Танк был принят на вооружение НОАК в 1959 году. [ 24 ] : 16–17 и получил обозначение Тип 59. ОБТ Тип 59 представлял собой китайскую разработку танка первого поколения. ОБТ Type 59 также известен как WZ-120 по названию производителя. Он производился в больших количествах с 1959 по середину 1980-х годов. [ 24 ] : 16–17 на общую сумму более 10 000. С годами он модернизировался с использованием различных отечественных и западных технологий.
Когда разрабатывался основной боевой танк Тип 59, стало очевидно, что из-за большого веса танка ему будет трудно действовать в районах южного Китая . Эти районы в основном состоят из горных хребтов, холмов, рисовых полей, озер и многочисленных рек, которые часто не имеют мостов или имеют мосты, которые не могут выдержать вес основного боевого танка Тип 59. Поэтому в конце 1950-х годов Сухопутные войска НОАК представили требования на легкий танк, который можно было бы успешно использовать в районах южного Китая . Разработка легкого танка Тип 62 началась на заводе 674 ( Harbin First Machinery Building Group Ltd ) в 1958 году. Строительство первого прототипа легкого танка Тип 62, Тип 59-16 , началось в 1960 году и закончилось в 1962 году. Танк официально поступил в производство и на вооружение НОАК в 1963 году. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] После неудачной попытки оснастить легкий танк Тип 62 башней от легкого плавающего танка Тип 63А, на Тип 62 была спроектирована и установлена новая башня. Этот новый вариант получил обозначение Тип 62G. [ 28 ]
1969 года Во время советско-китайского пограничного конфликта китайскому заводу 617 (ныне компания First Machinery Group Company Ltd. Внутренней Монголии) было поручено усовершенствовать конструкцию Type 59. Завод 617 изучал трофейный советский Т-62 . [ 29 ] Танк и некоторые его компоненты, такие как ИК-прожектор «Луна», двухосная стабилизированная 115-мм гладкоствольная пушка и новый двигатель мощностью 580 л.с., были скопированы и интегрированы в конструкцию Тип 69. Танки Тип 69 и Тип 79 стали первыми основными боевыми танками китайской самостоятельной разработки. Однако официально Тип 69 не был принят на вооружение НОАК до 1982 года, и то лишь в ограниченных количествах. НОАК была недовольна характеристиками Type 69, но она стала одной из лучших экспортных бронемашин Китая. В 1980-е годы по всему миру было продано более 2000 экземпляров. Некоторые западные аналитики ошибочно определили Тип 69 как китайскую копию советского Т-55, а не как Тип 59 как копию Т-54А.
Простота, надежность и низкая стоимость танков сделали их привлекательными на экспортном рынке, и Китай продал сотни танков обеим сторонам во время ирано-иракской войны . [ 24 ] : 18 Многие из машин позже использовались Саддамом Хусейном во время войны в Персидском заливе и войны в Ираке 2003 года. Танки Тип 69 и Тип 79 имеют почти идентичные корпуса и башни со старым Типом 59. Единственная разница состоит в том, что две более поздние модели танков были модернизированы с использованием более совершенных технологий, которые были либо захвачены, либо куплены в других странах. [ нужна ссылка ]
К 1970-м годам вдоль советско-китайской границы размещалось более 1,5 миллиона военнослужащих с обеих сторон. В то время лучшие китайские танки безнадежно проигрывали новейшим советским образцам, таким как Т-62 , Т-64 и Т-72 .
Отношения между Китаем и Западом потеплели в 1980-х годах, и Китай смог импортировать некоторые западные технологии для улучшения своих систем вооружения. Тип 69 был модернизирован западными системами, такими как британская FCS Marconi и 105-мм пушка L7. Новая версия получила обозначение Type 79 и представляла собой последнюю в китайской разработке танка первого поколения. В результате была начата разработка новых танков, в результате чего появилось новое семейство танков, включающее множество подсемейств.
В конце 1970-х годов китайскому заводу 617 (основной подрядчик), заводу 616, заводу 477 и институту 201 (ныне Северный китайский научно-исследовательский институт транспортных средств) было поручено разработать новый китайский танк второго поколения. В проекте использовались импортированные западные технологии в 1980-х годах. Первый ОБТ Тип 80 был основан на корпусе более старого ОБТ Тип 79, но оснащен новыми колесами/гусеницами китайского производства, дизельным двигателем немецкой разработки мощностью 730 л.с., двухосной стабилизированной системой управления огнем британской разработки с лазерным дальномером и системой НАТО-2. стандартная 105-мм пушка, лицензированная в Австрии. Усовершенствованная версия этого танка позже поступила на вооружение в 1988 году под обозначением НОАК Type 88 . Танк «Тип 88» уникален тем, что в отличие от остальных серий китайских танков в эту серию фактически входят версии из разных семейств более ранних танков. Производство ОБТ серии «Тип 88» было остановлено в 1995 году. «Тип 89» Истребитель танков — китайская бронемашина, поступившая на вооружение в 1988 году. Вооруженная 120-миллиметровой гладкоствольной пушкой, она предназначалась для борьбы с новыми поколениями западных и российских основных боевых машин. танки, оснащенные композитная броня и орудия калибра 120 и 125 миллиметров. Несмотря на успешный процесс разработки, с окончанием холодной войны стало очевидно, что это оружие больше не нужно. [ 30 ] Производство было остановлено, было построено около 100 экземпляров. [ 30 ]
Китайская корпорация North Industries Group Corporation ( Norinco ) представила свою собственную версию ОБТ Type 85 в 1988 году. Первоначально НОАК не приняла ОБТ Type 85, и он был доработан для экспорта в Пакистан (Type 85-IIAP и Type 85-). Ситуация радикально изменилась позже, когда в конце 1980-х годов Китай получил советские образцы Т-72 (по сообщениям, из Ирана с захваченными иракскими образцами). Южная Африка вместе с китайцами обнаружила, что не только 105-мм пушки западного происхождения могут Танк Тип 80 пробивает броню танка Т-72, но основное орудие Т-72 также легко может пробить броню не только Тип 80, но и всю броню китайских танков. Требовалось усовершенствование существующих танков в арсенале НОАК, и это позже было дополнительно проиллюстрировано во время войны в Персидском заливе 1991 года, когда НОАК заметила, что их нынешние танки (периода 1991 года), которые они экспортировали, значительно уступали западным ОБТ. Приоритеты были отданы разработке танка третьего поколения, а также совершенствованию существующей конструкции второго поколения. В результате танк Тип 85 стал прямым развитием Типа 80.
После дальнейших усовершенствований, в том числе с учетом опыта, полученного при разработке Type 85-IIM, эта версия была принята НОАК в 1996 году и принята на вооружение в 1997 году как Type 96. Производство Type 88 прекратилось, когда стал доступен Type 96, и Тип 96 производился серийно в большем количестве, чем Тип 88, хотя иногда его ошибочно называли Типом 88C.
По сравнению с Типом 85 и Типом 88, Тип 96 имеет улучшенную электронику и башню западного типа. Недавние фотографии показывают, что Тип 96 был сильно модифицирован с помощью дополнительных модулей брони и динамической защиты, аналогичной Типу 99 . Его внутренняя электроника также могла быть модернизирована до стандарта Type 99.
В 1995 году NORINCO разработала прототип Type 85-III с дизельным двигателем мощностью 1000 л.с. и взрывоопасной динамической защитой (ERA), оснащенным более мощным двигателем, после окончательного решения проблемы с двигателем.
После того, как в 1981 году Тип 80 был провозглашен танком второго поколения КНР, в китайских вооруженных силах появились группы , которые утверждали, что третье, более совершенное поколение танков все еще необходимо. Из них возникли два основных лагеря. Одна группа выступала за конструкцию, основанную на советском Т-72, с тремя членами экипажа и 125-мм пушкой с автоматом заряжания . Другой отдавал предпочтение конструкции в стиле израильской «Меркавы» с силовой установкой, расположенной ближе к передней части танка, 120-мм полуавтоматической пушкой и мощным дизельным или газотурбинным двигателем. Из-за разделения проект был отложен на несколько лет. Наконец, в июле 1984 года армия остановилась на конструкции на базе Т-72. Летом 1986 года план был представлен Госсовету Китая и Центральной военной комиссии . Китая Он был одобрен в том же году и включен в программу развития основных вооружений седьмой пятилетки .
Китайское правительство приняло решение модернизировать свои танковые силы, включив расширенные функции в свои ОБТ следующего поколения, поскольку их старые танки становились неэффективными. Получившийся танк имел корпус (шасси), аналогичный Т-72 или Т-80, но сварную башню, как у большинства западных танков. Целью было создать танк, способный победить советский Т-80 и приблизиться по возможностям к немецкому Леопарду 2.
Тип 90 был первым китайским танком, в брони которого использовалась модульная концепция конструкции. Следующая модернизация была известна как Type 90-I как экспортная модель основного боевого танка следующего поколения для Пакистана с британским Perkins Shrewsbury CV12-1200 TCA дизельным двигателем (используемым в танке Challenger 2 ) и французским SESM ESM. 500 АКПП (используется в Leclerc ). Однако от проекта отказались из-за эмбарго на поставки оружия после ядерных испытаний Пакистана в 1998 году.
Чтобы избежать проблемы эмбарго и зависимости от иностранной промышленности, силовая установка Типа 90-I была заменена отечественным китайским аналогом и получила название Тип 90-II. Однако результат оказался неутешительным: его надежность не соответствовала стандарту в засушливых условиях северного Китая и суровом пустынном климате Пакистана.
Для преодоления недостатков силовой установки ранних версий Тип 90 был выбран украинский дизель 6ТД. Окончательный проект танка Тип 90-II получил обозначение Тип 90-IIM . Китайская компания Norinco продемонстрировала новый Type 90-IIM во время выставки Abu Dhabi Defense Expo в марте 2001 года под экспортным названием MBT 2000 . Версия с украинским двигателем, предназначенная для внутреннего производства в Пакистане, получила название « Аль-Халид» . Выбор был настолько впечатляющим, что Пакистан решил принять эту версию в качестве основного боевого танка «Аль-Халид» , и к 2007 году в Пакистане планировалось произвести 600 танков на базе MBT-2000, который является модернизированным вариантом Type 90-IIM. .
Весной 1989 года компания Norinco подписала контракт с правительством Китая на производство Type 99. В начале следующего года ее завод 617 выпустил первый прототип Type 99. В 1993 году лобовая броня Типа 99 была увеличена с 600 до 700 мм в соответствии с правительственными требованиями. В августе 1994 года два прототипа, произведенные Norinco, прошли испытания на устойчивость к климатическим воздействиям на юге Китая. В ходе испытаний прототипы проехали 3800 километров и произвели 200 выстрелов. В сентябре 1994 года испытания на надежность и преодоление препятствий были проведены в регионах Туоли и Хуяхулин за пределами Пекина. Кроме того, с 1995 по 1996 год три прототипа прошли арктические климатические испытания в округе Тахэ провинции Хэйлунцзян .
12 марта 1996 года проект «Тип 99» формально перешел в завершающую стадию разработки. В мае 1996 года завод Norinco 617 приступил к сборке окончательного прототипа. В конце декабря 1996 года два доработанных прототипа снова были перевезены в Тахе для дальнейших арктических испытаний. За двухмесячный период испытаний прототипы проехали в общей сложности 6900 километров и выполнили 20 программ государственных испытаний. В конце 1997 года четыре доработанных прототипа прошли дополнительные испытания, проехав в общей сложности 20 000 километров и выпустив 760 выстрелов. Наконец, в конце 1999 года, после более чем пяти лет обширных государственных испытаний, проект Т-98 (китайское промышленное обозначение: 9910), как он тогда назывался, был полностью завершен. По мнению армии, его огневая мощь, системы управления, броня и электроника соответствовали первоначальным целям проекта или превосходили их. Мелкосерийное производство Т-98 было начато как раз к тому моменту, когда танк был представлен на Национальном дне КНР. парад 1999 года.
После завершения строительства Т-98 исследования улучшенных версий танка продолжились в правительстве Китая. В рамках этих программ был создан Тип 99, усовершенствованная версия Т-98 с лучшими показателями надежности. В конце 2001 года на вооружение регулярной армии поступила первая партия из 40 танков Тип 99. Т-98 в конечном итоге уступил место тому, что сейчас известно как Тип 99, который был официально представлен правительством в 2001 году. Окончательная версия Типа 99 имела двигатель мощностью 1500 лошадиных сил, в отличие от трансмиссии его непосредственного предшественника мощностью 1200 лошадиных сил. Также были добавлены бронелист с наклонной стрелой в стиле Leopard 2A5 в передней части башни и дополнительные слои композитной брони по бокам.
Обзор по баку
[ редактировать ](Указаны только танки, построенные в значительном количестве.) Китайская Народная Республика с момента своего создания разрабатывала и производила собственное оружие. Многие из этих проектов имели иностранное (в первую очередь советское) влияние, но Китай все чаще разрабатывает свои собственные местные решения.
С организационной точки зрения развитие танков в Китае можно разделить на три поколения. Первое поколение представляет собой версию советского Т-54А и его модификаций, выпускавшихся в Китае как Тип 59 и Тип 69/79. Основной боевой танк второго поколения начался с Типа 80, который в дальнейшем разветвился на Тип 88 и Тип 96, разрабатываемые параллельно различными институтами, но все они финансировались China North Industries Corporation (NORINCO). Третье поколение началось с экспериментальных прототипов Тип 99, сильно модифицированных для создания новейшего танка Тип 99.
Ниже приводится список танков, построенных в значительном количестве.
Тип 59
[ редактировать ]Тип 59 (китайское промышленное обозначение: WZ120 ) Основной боевой танк представляет собой китайскую версию советского танка Т-54А , усовершенствованную версию вездесущего Т-54/55 . Тип 59 был первым когда-либо построенным китайским танком.
Первые машины были произведены в 1958 году и приняты на вооружение в 1959 году, а серийное производство началось в 1963 году. К моменту окончания производства в 1980 году было произведено около 9500 танков, из которых около 5500 служили в вооруженных силах Китая. Танк составил основу Народно-освободительной армии Китая в 21 веке: в 2002 году на вооружении находилось около 5000 более поздних вариантов Type 59-I и Type 59-II.
По сути Тип 59 идентичен ранним советским Т-54А, однако есть некоторые ключевые отличия. Первоначально Тип 59 не был оснащен ни инфракрасным прожектором, ни стабилизацией основного орудия, которые были у Т-54.
Тип 59 имел традиционную послевоенную компоновку с боевым отделением спереди, моторным отделением сзади и литой куполообразной орудийной башней в центре корпуса. Корпус сварной из стали, толщина которого варьируется от 99 миллиметров на переднем нижнем лобовом стекле до 20 миллиметров на полу корпуса. Толщина башни составляет от 100 до 39 миллиметров.
Водитель сидит в передней левой части корпуса, непосредственно над его сиденьем имеется люк, открывающийся влево. У водителя есть два всплывающих блока обзора, которые обеспечивают обзор вперед и немного вправо, когда он застегнут. Командир сидит в башне вместе с наводчиком и заряжающим. Люк командира находится в башне слева, наводчик сидит впереди и под ним. Заряжающий сидит справа от башни, над ним имеется люк. Башня имеет невращающийся пол, что усложняло работу экипажа. [ нужна ссылка ]
За время службы Тип 59 несколько раз модифицировался с заменой 100-мм нарезной пушки Type 59 на 105-мм нарезную пушку. Он также послужил основой для нескольких более поздних китайских танков, включая танки Тип 69 и Тип 79 .
Тип 62
[ редактировать ]Norinco разработанный Type 62 — китайский легкий танк, в начале 1960-х годов и основанный на Type 59 с уменьшенным калибром основного орудия, более легкой броней и меньшим набором электроники и другого оборудования, способствующего снижению веса. Он был модернизирован до современных стандартов, чтобы предоставить НОАК специальный легкий танк. Он также известен под своим промышленным обозначением WZ132 . [ 26 ] [ 31 ] Производство первого прототипа легкого танка Type 62, Type 59–16, началось в 1960 году и закончилось в 1962 году. Танк официально поступил в производство и на вооружение НОАК в 1963 году. На основе опыта, полученного во время китайско-вьетнамской войны, была разработана обновленная версия. для Типа 62 был спроектирован. Он состоял из 33 различных усовершенствований и получил обозначение Тип 62-I.
После неудачной попытки оснастить легкий танк Тип 62 башней от легкого плавающего танка Тип 63А, на Тип 62 была спроектирована и установлена новая башня. Этот новый вариант получил обозначение Тип 62G.
Танк Type 62 был снят с вооружения Китая в начале 2013 года. [ 32 ]
Тип 63
[ редактировать ]Norinco танк , Type 63 — китайский плавающий легкий разработанный в начале 1960-х годов и впервые принятый на вооружение в 1963 году. Он был разработан на основе опыта более раннего советского ПТ-76, производившегося в Китае. В середине 1950-х годов китайцы получили несколько легких плавающих танков ПТ-76. В октябре 1958 года НОАК приняла решение о разработке отечественного плавающего танка на базе конструкции ПТ-76. Прототип, известный как WZ221 (Тип 60), был построен и испытан в 1959 году, но в его конструкции возник ряд проблем, которые привели к разработке улучшенной версии. Его разработали совместно Военно-инженерный институт (МЭИ) и НИИ №60 Пятого Минмашиностроения. Прототип был завершен в 1962 году, и после того, как он впоследствии прошел обширные испытания (в основном связанные с преодолением речных, озерных и морских водных преград), легкий плавающий танк был окончательно одобрен для доработки проекта в апреле 1963 года и получил официальное обозначение Тип 63. Тип 63 имеет типичную компоновку танка: рулевое отделение спереди, боевое отделение в центре и моторное отделение сзади. Хотя внешне он похож на ПТ-76, он имеет некоторые существенные отличия от советского аналога. Вместо экипажа из трех человек, как на ПТ-76, на Тип 63 для большей эффективности установлен экипаж из четырех человек. Тип 63А (также известный как ZTS63A) — это модернизированная версия легкого плавающего танка Тип 63, предназначенная для форсирования внутренних рек и озер.
Тип 69/79
[ редактировать ]Один советский танк Т-62 был выведен из строя и захвачен Народно-освободительной армией во время битвы за остров Чжэньбао в 1969 году . Т-62 (№545) был подбит реактивной гранатой, выпущенной из гранатомета Тип-56 (китайская копия РПГ-2 ) утром 15 марта 1969 года во время контратаки НОАК. 16 марта 1969 года советские войска вошли на остров, чтобы забрать погибших. Китайцы сдерживали огонь. 17 марта 1969 года Советы попытались эвакуировать с острова вышедший из строя Т-62, но их усилия были отражены китайской артиллерией. [ 33 ] 21 марта Советы направили группу подрывников, пытавшуюся уничтожить танк. Китайцы открыли огонь и помешали Советам. [ 33 ] Позже танк был затоплен в замерзшей реке Уссури (Вусули), чтобы его не захватила и не изучила китайская армия. В апреле с помощью водолазов ВМС Китая НОАК вытащила на берег танк Т-62. Позже этот танк был изучен, и информация, полученная в результате этих исследований, была использована при разработке основного боевого танка Тип 69 . [ 34 ] Позднее танк был передан в Китайский военный музей .
Тип 69 (китайское промышленное обозначение: «WZ121») и Тип 79 (китайское промышленное обозначение: «WZ-121D») — две модели китайских основных боевых танков . Обе разработки Типа 59 (на базе советского Т-54А ) были первыми основными боевыми танками, самостоятельно разработанными Китаем. [ 29 ] Их происхождение можно увидеть через отчетливый зазор между первым и вторым опорными катками. Среди других усовершенствований - 100-мм гладкоствольная пушка, новый двигатель, баллистические вычислители и лазерные дальномеры. Однако ранние версии Type 69 использовались лишь в ограниченных количествах. НОАК осталась недовольна, но она стала одной из самых успешных экспортных поставок бронетехники Китая. Отношения между Китаем и Западом потеплели в 1980-е годы, и Китай смог импортировать некоторые западные технологии для улучшения своих систем вооружения. Более совершенный Тип 79 был оснащен 105-мм нарезной пушкой. [ 24 ] : 18–19 также можно увидеть на более позднем танке Тип 80/88 . Танк конструкции Тип 79 поступил на вооружение Народно-освободительной армии (НОАК) в 1980-х годах. За танком последовал Тип 88.
Тип 80/85/88
[ редактировать ]Тип 80 — серия основных боевых танков (ОБТ) второго поколения китайского производства. Первый ОБТ Тип 80 был основан на корпусе более старого ОБТ Тип 79, но оснащен новыми колесами/гусеницами китайского производства, дизельным двигателем мощностью 730 л.с., двухосной стабилизированной системой управления огнем британской разработки с лазерным дальномером и стандартной 105-мм пушкой НАТО. оружие по лицензии из Австрии. Усовершенствованная версия этого танка позже поступила на вооружение в 1988 году под обозначением НОАК Type 88 . Танк «Тип 88» уникален тем, что в отличие от остальных серий китайских танков в эту серию фактически входят версии из разных семейств более ранних танков. Производство ОБТ Тип 88 было остановлено в 1995 году. [ 35 ]
Китайская корпорация North Industries Group Corporation ( Norinco ), скорее всего, в сотрудничестве с 201 Institute (ныне Китайский Северный научно-исследовательский институт транспортных средств, архивировано 12 марта 2019 г. в Wayback Machine ), представила свою собственную версию ОБТ Type 85 в 1988 году. изначально не принимал ОБТ Тип 85, серия Тип 85 представляла собой прототипы для экспорта, а затем была доработана для экспорта в Пакистан (Тип 85-IIAP и Тип 85-III). Позднее это положение радикально изменилось, когда Китай получил советские Т- 72 образца в конце 1980-х годов (как сообщается, из Ирана с трофейными иракскими образцами). Южная Африка вместе с китайцами обнаружила, что 105-мм пушки западного производства Тип 80 не только не способны пробить броню танка Т-72, но и что Основное орудие Т-72 также могло легко пробить броню не только Тип 80, но и всю броню китайских танков. Производство ОБТ серии Тип 88 было прекращено в 1995 году. Танки Тип 88/85 получили дальнейшее развитие в Тип 96.
Тип 90
[ редактировать ]ОБТ Тип 90 получил дальнейшее развитие, включив расширенные функции в свой ОБТ следующего поколения, но, за исключением нескольких испытательных машин для оценки, этот танк не был принят на вооружение Народно-освободительной армии, вместо этого танк стал экспортной моделью для Пакистана , который разработал танк МВТ -2000 ( «Аль-Халид ») на базе Типа 90. В 1970-х годах руководство Народно-освободительной армии Китая было обеспокоено советской угрозой и запросило усовершенствованный основной боевой танк (ОБТ). Компании Norinco и корпорации First Machine Group Corporation во Внутренней Монголии было поручено разработать серию новых танков.
Изучив образцы танков Т-72 , поставленных Ираном в конце 1980-х годов (захваченных у иракской армии), китайские военные поняли, что современные китайские танки все еще уязвимы. Конструктивные особенности Т-72 и некоторых западных танков были использованы при разработке китайского танка второго поколения, в конечном итоге включавшего измененный корпус и ходовую часть, новую сварную башню и 125-мм танковую самозарядную пушку . Танки Тип 80 и Тип 85 привели к созданию Типа 90. Тип 90 был отклонен для использования в Китае в пользу других конструкций, но он повлиял на дальнейшее развитие, которое привело к созданию китайских танков Тип 99 третьего поколения .
Тип 90 представляет собой эволюционную конструкцию: версия Type 90-II на 10% разделяет компоненты с Type 59 , 15% с Type 69, 20% с Type 85/88C и построена на 55% из новых компонентов. Данная модель была выставлена на продажу на международном рынке.
Этот танк был разработан совместно Пекинским институтом 201 (Китайский северный научно-исследовательский институт транспортных средств) и заводом Внутренней Монголии 617 (Корпорация First Machine Group Corporation). Тип 90 — первый китайский танк, в броне которого реализована модульная концепция конструкции. Лобовая дуга башни имеет модульную конструкцию, поэтому при разработке более совершенной композитной брони она сможет легко заменить старую композитную броню.
Тип 96
[ редактировать ]Тип 96 имеет более мощный двигатель, улучшенную электронику и башню западного типа. Тип 96 был разработан на основе прототипа Тип 85-IIM с дизельным двигателем мощностью 780 л.с. и динамической защитой (ДЗЗ), а также с учетом опыта, полученного от Типа 85, такого как модульная конструкция брони. Эта версия была принята НОАК в 1996 году. и поступил на вооружение в 1997 году. Производство Типа 88 прекратилось, когда стал доступен Тип 96, и Тип 96 производился серийно в большем количестве, чем Тип 88, хотя иногда его ошибочно называли Типом 88C.
Недавние фотографии показывают, что Тип 96 был сильно модифицирован с использованием дополнительных модулей брони и динамической защиты, аналогично Типу 99. Его внутренняя электроника также могла быть модернизирована до стандарта Type 99. В свою очередь, эта новая модернизация получила обозначение Type 96A.
По сравнению с Типом 85 и Типом 88, Тип 96 имеет более мощный двигатель, улучшенную электронику и башню западного типа. В 2005 году Тип 96 был сильно модифицирован с помощью дополнительных модулей брони и динамической защиты, аналогично Типу 99. Его внутренняя электроника также могла быть модернизирована до стандарта Тип 99. Аналогично советской стратегии двух танков с базовым Т-72 и более современными Т-64 и Т-80, Тип 96, вероятно, станет стандартным основным боевым танком, находящимся на вооружении НОАК в течение десятилетия, в то время как более совершенный и дорогой Тип 99 предназначен для элитных подразделений. [ 36 ]
Тип 99
[ редактировать ]Танк 9910 (прототип Тип 99) имел корпус (шасси), аналогичный Т-72 или Т-80, но имел сварную башню, как у большинства западных танков. Целью было создать танк, который мог бы победить советский Т-80 и приблизиться по возможностям к немецкому Леопарду 2. Мелкосерийное производство танка 9910 было начато как раз к тому времени, когда танк будет представлен на параде в честь Национального дня КНР в 1999. После завершения строительства танка 9910 исследования улучшенных версий танка продолжились в правительстве Китая, что в конечном итоге привело к созданию следующего китайского проекта, в рамках этих программ был произведен Тип 99. В конце 2001 года была выпущена первая партия из 40 танков Тип. На вооружение регулярной армии поступило 99 танков.
Тип 99 , также известный как ZTZ-99 и WZ-123 , разработанный на базе танка 9910 (в свою очередь, являющийся развитием Типа 98), представляет собой основной боевой танк (ОБТ) третьего поколения, стоящий на вооружении Народно-освободительной армии Китая . Он создан, чтобы конкурировать с другими современными танками. Хотя не ожидается, что он будет приобретен в больших количествах из-за его высокой стоимости. [ нужна ссылка ] По сравнению с более экономичным Типом 96 , в настоящее время это самый совершенный ОБТ, имеющийся на вооружении Китая, и является преемником танка Тип 88, выпускаемого для Народно-освободительной армии. Были развернуты три основные версии Типа 99: прототип Типа 99, Тип 99 и Тип 99А, включающие улучшенную систему вооружения, новую систему активной защиты и передовую электронику.
Тип 15
[ редактировать ]Type 15 — легкий основной боевой танк производства NORINCO. Модель танка Тип 15 впервые появилась на выставке «Великие перемены: большая выставка, посвященная 40-летию реформ и открытости» , которая проходила в Национальном музее Китая 13 ноября 2018 года и 20 марта 2019 года. [ 37 ]
Китайская бронетехника
[ редактировать ]-
Армия Китайской Республики эксплуатирует M3 Stuart на Ледо-роуд
-
Американские средние танки, укомплектованные китайскими и американскими экипажами, используют Бирманскую дорогу впервые после того, как объединенное наступление союзников сломало двухлетний контроль Японии над единственным сухопутным маршрутом снабжения в Китай., ок. 1945 год.
-
Танк Тип 59 на параде в честь 10-летия Китая.
-
Танк Тип 96А на Танковом биатлоне
-
Танк Тип 99А на параде Победы в Китае в 2015 году
См. также
[ редактировать ]- История танка
- Танки в Первой мировой войне
- Сравнение танков Первой мировой войны
- Список боевых бронированных машин межвоенного периода
- Танки во Второй мировой войне
- Сравнение танков начала Второй мировой войны
- Развитие китайских националистических ВВС (1937–1945)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Джоветт, Филип С. (2010). Армии китайских военачальников, 1911-30 гг . Стивен Уолш. Оксфорд: Оспри. п. 24. ISBN 978-1-84908-402-4 . OCLC 495781134 .
- ^ Jump up to: а б с д Джоветт, Филип С. (2010). Армии китайских военачальников, 1911-30 гг . Стивен Уолш. Оксфорд: Оспри. п. 33. ISBN 978-1-84908-402-4 . OCLC 495781134 .
- ^ Джоветт, Филип С. (2010). Армии китайских военачальников, 1911-30 гг . Стивен Уолш. Оксфорд: Оспри. стр. 18–20. ISBN 978-1-84908-402-4 . OCLC 495781134 .
- ^ Jump up to: а б Джоветт, Филип С. (2010). Армии китайских военачальников, 1911-30 гг . Стивен Уолш. Оксфорд: Оспри. п. 19. ISBN 978-1-84908-402-4 . OCLC 495781134 .
- ^ Jump up to: а б с Джоветт, Филип С. (2010). Армии китайских военачальников, 1911-30 гг . Стивен Уолш. Оксфорд: Оспри. п. 16. ISBN 978-1-84908-402-4 . OCLC 495781134 .
- ^ Джоветт, Филип С. (2010). Армии китайских военачальников, 1911-30 гг . Стивен Уолш. Оксфорд: Оспри. стр. 16–17. ISBN 978-1-84908-402-4 . OCLC 495781134 .
- ^ Зарроу, Питер Гу (2005). Китай в войне и революции, 1895-1949 гг . стр. 230–231 .
- ^ Джоветт, Филип С. (1997). Армии Гражданской войны в Китае 1911-49 гг . Стивен Эндрю. Лондон: Издательство Osprey. п. 41. ИСБН 1-85532-665-5 . OCLC 39477292 .
- ^ Амарал, Фелипе (23 ноября 2020 г.). «ФОТО: Гоминьдановцы в Бирме» . Блог о войне (на бразильском португальском языке) . Проверено 2 июля 2021 г.
- ^ «Китайский народ восстал! 1949 | Американо-китайский институт» . china.usc.edu . Проверено 2 июля 2021 г.
- ^ «Тип 58 и Т-34-85 (Китайская служба)» . Танковая энциклопедия . 2 февраля 2019 года . Проверено 2 июля 2021 г.
- ^ Хамфрис, Путь небесного меча: Японская армия в 1920-е годы , стр. 26
- ^ Залога, Стивен Дж., Доспехи Тихоокеанской войны , Vanguard 35, Лондон, 1983, Osprey Publishing Ltd.
- ^ Залога, Стивен Дж., Легкий танк Renault FT , Vanguard 46, Лондон, 1989, Osprey Publishing Ltd.
- ^ Jump up to: а б (на польском языке) Ледвох, Януш (2009). 6-тонная модель Vickers Mark E/F vol. II , Милитария № 325, Варшава, ISBN 9788372193254 , стр.28-29, 34.
- ^ (на польском языке) Тарчинский, Ян; Барбарский, Кшиштоф; Йонька, Адам (1995). Транспортные средства в Войске Польском — Автомобили Войска Польского — 1918-1939 гг .; Аякс; Прушкув, стр.285
- ^ Йентц, Томас Л. (2002), Panzertracts № 1-2. Panzerkampfwagen I. Kl.Pz.Bef.Wg. в ВК 18.01. , Танковые тракты, ISBN 0-9708407-8-0 , стр.1-176.
- ^ Jump up to: а б с д Джоуэтт, Филип С. (2005). Китайская армия 1937-49: Вторая мировая и гражданская война . Стивен Уолш. Оксфорд: Оспри. п. 13. ISBN 1-84176-904-5 . OCLC 59138681 .
- ^ Джоуэтт, Филип С. (2005). Китайская армия 1937-49: Вторая мировая и гражданская война . Стивен Уолш. Оксфорд: Оспри. п. 38. ISBN 1-84176-904-5 . OCLC 59138681 .
- ^ "Китай" . 10 июля 2007 г. Архивировано из оригинала 10 июля 2007 г. Проверено 2 июля 2021 г.
- ^ «Мармон-Херрингтон CTLS-4TA» . Танковая энциклопедия . 05 февраля 2018 г. Проверено 19 апреля 2019 г.
- ^ Кафедра военно-исторических исследований Академии военных наук НОАК (2005 г.). История войны сопротивления Китая против Японии (2-е изд.). Пекин, Китай: Пресса Освободительной армии . п. 1237. ИСБН 7-5065-4867-4 .
- ^ редакция этой книги (1996). Боевая история Третьей полевой армии Народно-освободительной армии Китая (на китайском языке). Пекин, Китай: Пресса Освободительной армии . п. 559. ИСБН 7-5065-3170-4 .
- ^ Jump up to: а б с д Гелбарт, Марш (1996). Танки основного боя и легкие танки . Brassey's UK Ltd. ISBN 1-85753-168-Х .
- ^ « Современные танки » . Архивировано из оригинала 4 августа 2010 г. Проверено 9 сентября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Китайская оборона»
- ^ "JED Справочник военной техники"
- ^ "Блог китайской обороны"
- ^ Jump up to: а б «Основной боевой танк Тип 69/79» . SinoDefence.com. 20 февраля 2009 г. Архивировано из оригинала 5 сентября 2010 г. Проверено 9 сентября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Истребитель танков Тип 89» . Китайская оборона сегодня . Архивировано из оригинала 30 января 2009 г.
- ^ "Военный завод"
- ^ Китай сдает свое грязное моджо - Strategypage.com, 3 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Zhēnbǎo dǎo zìwèi fǎnjí zhàn de qíngkuàng jieshào» Введение в контратаку самообороны острова Чжэньбао, Zhànbei jiàoyù cáiliào , стр. 3–5, 7–9. учебные материалы по боевой готовности
- ^ Залога, Стивен Дж. (2009). Основной боевой танк Т-62 1965–2005 гг . NVG 158. Иллюстрировано Тони Брайаном. Издательство Оспри . п. 32.
- ^ Джон Пайк (13 мая 2010 г.). «Тип 80» . Globalsecurity.org . Проверено 9 сентября 2010 г.
- ^ «Тип 96/Т-96, Тип 85 III, Тип 90, ЗТЗ96» . Deagel.com. 01.08.2010 . Проверено 9 сентября 2010 г.
- ^ «Министерство обороны: Легкий танк Тип 15 принят на вооружение и достиг больших успехов в производстве техники» (на китайском языке). Проверено 26 января 2018 г.
Библиография
[ редактировать ]- Хамфрис, Леонард А. (1996). Путь Небесного меча: Японская армия в 1920-е годы . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-2375-3 .