Ян Чжу
Ян Чжу ( / ˈ j ɑː ŋ ˈ dʒ uː / ; упрощенный китайский : 杨朱 ; традиционный китайский : 楊朱 ; пиньинь : Ян Чжу ; Уэйд-Джайлс : Ян Чу ; 440–360 до н. э.), [ 1 ] также известный как Янцзы (Мастер Ян), был китайским философом периода Воюющих царств . Ранняя этическая эгоистическая альтернатива могистской и конфуцианской мысли , сохранившиеся идеи Ян Чжу появляются в первую очередь в китайских текстах Хуайнаньцзы , Люши Чуньцю , Мэнцзы и, возможно, Лиецзы и Чжуанцзы . [ 2 ] Он основал философскую школу « Янгизм ».
Философия, приписываемая Ян Чжу, представленная в « Лиецзы» , противоречит преимущественно даосскому влиянию остальной части работы. Особо следует отметить его признание самосохранения ( weiwo 為我), благодаря которому ему приписали «открытие тела». [ 3 ] По сравнению с другими китайскими философскими гигантами Ян Чжу в последнее время отошел в относительную безвестность, но его влияние в свое время было настолько широко распространено, что Мэн-цзы описал его философию наряду с противоположными идеями Мо-цзы как «наводнения и дикие животные, опустошающие землю». . [ 4 ]
Просмотры
[ редактировать ]Взгляд Мэн-цзы на Ян Чжу
[ редактировать ]По словам Мэн-цзы, «принцип Яна таков: «Каждый сам за себя» — который не признает притязаний суверена. Принцип Мо — «любить всех одинаково», который не признает особую привязанность, обусловленную отцом. Признать ни король, ни отец не должны находиться в состоянии зверя. Если не остановить их принципы и изложить принципы Конфуция, их извращенные речи введут людей в заблуждение и остановят путь милосердия и праведности». [ 5 ]
Мэн-цзы раскритиковал Ян Чжу как человека, «который не вырвал бы волос со своего тела, чтобы принести пользу миру». Однако Ян Чжу подчеркнул, что самоуничтожение, символизируемое выщипыванием собственных волос, никоим образом не приведет к выгоде других. Хотя он не стал бы трудиться для других, он не стал бы причинять им вред ради личной выгоды или выгоды, которых следует избегать как внешних по своей природе. [ 4 ]
Ян Чжу учил: «Если каждый не причинит вреда ни одному волосу и если каждый не принесет миру пользу, мир сам по себе будет хорошо управляться». Другими словами, каждый должен заниматься своим делом, не отдавая и не беря у других, и довольствоваться тем, что имеет, и таким образом человек будет счастлив, а также внесёт свой вклад в благосостояние мира. [ 4 ] Когда личные интересы противоречат коллективным интересам или национальным интересам, следует проявлять больше уважения и защиты личных интересов. На первый взгляд это кажется неблагоприятным для общества и коллектива, а также наиболее уязвимо для вопросов и критики. На самом деле, наоборот, это гарантировало как личные интересы, так и социальные интересы. Потому что основа общества существует для людей, а не люди для общества.
Философия природы
[ редактировать ]Часть серии о |
Гедонизм |
---|
Хотя его недоброжелатели представляют его гедонистом , эпикурейцем и эгоистом , Ян Чжу, согласно современным источникам, был ранним даосским учителем, отождествлявшим себя с новой философской тенденцией к натурализму как лучшему средству сохранения жизни в упадочном и неспокойном мире. [ 4 ]
У всех существ, думал Ян Чжу, есть инстинкт выживания, но человек, высшее из существ, лишенный силы животных, должен полагаться на интеллект, чтобы выжить, а не на силу. Он считал, что сила — это презрение, когда ее используют против других. [ 4 ]
Философия жизни
[ редактировать ]Ян Чжу направил свою мысль на достижение духовного «я» через самовыражение и обретение удовлетворения. [ 4 ] Анри Масперо [ 6 ] описал философию Янга как «смесь пессимизма и фатализма». Глава Ян Чжу в Лиецзы говорит:
Сто лет – предел долгой жизни. Ни один из тысячи никогда этого не достигает. Предположим, есть один такой человек. Младенчество и немощная старость занимают почти половину его времени. Отдых во время сна ночью и то, что тратится в часы бодрствования днем, занимают почти половину этого количества. Боль и болезнь, горе и страдания, смерть (родственников), беспокойство и страх занимают почти половину остального. Я считаю, что за оставшиеся десять с лишним лет не будет ни одного момента, когда мы могли бы быть счастливы, спокойны и не беспокоиться. В таком случае, для чего нужна жизнь? Какое тут удовольствие? Ради красоты и изобилия, вот и все. Для музыки и секса это все. Но стремление к красоте и изобилию не всегда может быть удовлетворено, а музыка и секс не всегда могут доставлять удовольствие. Кроме того, мы запрещены наказаниями и увещеваем наградами, подталкиваемы славой и проверяем законом. Мы усердно стремимся к пустой похвале, которая носит лишь временный характер, и ищем дополнительной славы, которая придет после смерти. Будучи одни, мы уделяем большое внимание тому, что слышат наши уши и что видят наши глаза, и очень озабочены тем, что правильно или неправильно для нашего тела и ума. Таким образом, мы теряем великое счастье настоящего и не можем дать себе волю ни на одно мгновение. В чем разница между этим и множеством цепей и двойных тюрем? [ 7 ]
Философия смерти
[ редактировать ]Ян Чжу согласился с поиском счастья, но считал, что не следует стремиться к жизни, превышающей отведенный срок, и не следует излишне сокращать свою жизнь. Смерть так же естественна, как и жизнь, считал Ян Чжу, и поэтому к ней не следует относиться ни со страхом, ни с трепетом. Похороны не имеют для умершего никакого значения. «Мертвых людей не волнует, похоронены ли их тела в гробах, кремированы, сброшены в воду или в канаву; не важно, одето ли тело в красивую одежду. Самое главное, чтобы до того, как наступит смерть, человек прожил жизнь в полной мере». [ 4 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Stefon .
- ^ Шун 2000 , стр. 40–41.
- ^ Эмерсон 1996 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Лю 1967 , стр. 358.
- ^ Дюрант 1963 , с. 681.
- ^ Масперо 1978 , с. 318
- ^ Чан 1963 , с. 310.
Ссылки
[ редактировать ]- Чан, Винг-Цит (1963). Справочник по китайской философии . Издательство Принстонского университета.
- Дюрант, Уилл (1963). Наше восточное наследие . Книги МДФ. ISBN 1-56731-012-5 .
- Эмерсон, Джон (1996). «Открытие тела Ян Чу». Философия Востока и Запада . 46 (4): 533–566. дои : 10.2307/1399495 . JSTOR 1399495 .
- Грэм, AC (1993). Спорщики о Дао: философский аргумент в Древнем Китае . Открытый суд. ISBN 0-8126-9087-7 .
- Лю, У-Чи (1967). Энциклопедия философии . Том. 8. Макмиллан.
- Масперо, Анри (1978). Китай в древности . Перевод Фрэнка А. Кирмана-младшего. Издательство Массачусетского университета.
- Шун, Квонг-лой (2000). Мэн-цзы и ранняя китайская мысль . Издательство Стэнфордского университета . ISBN 978-0-8047-4017-3 .
- Стефон, Мэтт. «Ян Чжу» . Британская энциклопедия .
- Штирнер, Макс (2017) [1844]. Уникальное и его собственность: новый перевод . Перевод Вольфи Ландстрейхера. Подземные развлечения. ISBN 978-1-94 3687-90-9 .