Jump to content

Теософия и изобразительное искусство

Современная теософия оказала значительное влияние на творчество художников, особенно живописцев. [3] [4] [5] Такие художники, как Василий Кандинский , Пит Мондриан и Луиджи Руссоло, выбрали теософию в качестве основной идеологической и философской основы своего творчества. [6] [примечание 2]

Теософский цветовой мистицизм

[ редактировать ]
The Theosophical signification of colours.[10][11]
A painting representing the astral body of the average man,[12][note 3] from C. W. Leadbeater's Man Visible and Invisible (1902)

Теософское учение о человеческой ауре было разработано Чарльзом Ледбитером и Рудольфом Штайнером в начале 1900-х годов. [15] [примечание 4] И Ледбитер, и Штайнер заявили, что « ясновидящие » обладают даром видеть так называемые «мыслеформы». [18] и «человеческие ауры». Они также писали, что «впечатления», получаемые такими людьми от « высших миров », подобны «цветовым явлениям, наблюдаемым в физическом мире». [19] [примечание 5]

Николас Гудрик-Кларк отметил, что Анни Безант в сотрудничестве с Ледбитером также опубликовала «влиятельную книгу» под названием « Мыслеформы » . [22] запись ясновидческого исследования. [23] Фронтисписы « Мыслеформ» и «Человека видимого и невидимого» [ it ] [24] содержат таблицу «Значения цветов» мыслеформ и ауры человека, связанных с чувствами и эмоциями, начиная с «Высокой Духовности » (голубой — в левом верхнем углу) и заканчивая «Злобой» (черной — в нижнем). правый угол), всего 25 цветов. [25][note 6] According to Besant and Leadbeater, feelings and thoughts shape specific forms, for example, "lightning-like shapes" emerge in connection with "anger"[27] and "malice,"[28] zig-zag lines show fear etc.[29]

Thus, thanks to Besant, with Leadbeater and Steiner, the "Theosophical colour mysticism", as Sixten Ringbom has formulated,[30] became a subject in which modern artists have been particularly interested.[note 7] In addition, they were attracted by the Theosophical concept of a "universal harmony underlying the apparent chaos" of the physical world.[3]

Theosophists as artists

[edit]

Blavatsky

[edit]
H. Olcott (1877) by H. Blavatsky.[32]

Helena Blavatsky (1831–1891) had a developed gift for drawing, "but no pretensions as an artist."[5] Massimo Introvigne wrote that "the first of a long list of Theosophical painters was none other than Madame Blavatsky herself."[33][note 8] Paul Weinzweig spoke about her as "a completely cultured woman in the renaissance ideal." He noted that Blavatsky was a "scientist, poet, pianist, painter, philosopher, writer, educator."[35]

Machell

[edit]

Reginald Willoughby Machell (1854–1927)[40] was educated first at Uppingham School, then at Owen's College, having taken "many prizes in drawing and also in the classics." At last, he was sent to study in Paris at the Académie Julian. In 1880, he returned to London and worked as a portrait painter. In 1893, he was elected a member of the Royal Society of British Artists. He created also illustrations to the books An Idol's Passion (1895) and The Chant of a Lonely Soul (1897) by an American novelist Irene Osgood.[41]

In 1887, Machell was introduced to Blavatsky herself by a friend of one of his aunts. In 1888, he joined the Theosophical Society.[42] His paintings began to obtain a mystical and symbolist character. It may be related with such his works as Dweller on the Threshold,[43] The Birth of the Planet, and Lead Kindly Light.[40][44] Machell's Theosophical art had its "triumph" in The Path (1895).[45] He described this painting as follows:

THE PATH is the way by which the human soul must pass it its evolution to full spiritual self-consciousness. The supreme condition is suggested in this work by the great figure whose head in the upper triangle is lost in the glory of the Sun above, and whose feet are in the lower triangle in the waters of Space, symbolizing Spirit and Matter. His wings fill the middle region representing the motion or pulsation of cosmic life, while within the octagon are displayed the various planes of consciousness, through which humanity must rise to attain a perfect Manhood. At the top is a winged Isis, the Mother or Oversoul whose wings veil the face of the Supreme from those below. There is a circle dimly seen of celestial figures who hail with joy the triumph of a new initiate, one who has reached to the heart of the Supreme. From that point he looks back with compassion upon all who still are wandering below and turns to go down again to their help as a Saviour of Men. Below him is the red ring of the guardians who strike down those who have not the "password," symbolized by the white flame floating over the head of the purified aspirant. Two children, representing purity, pass up unchallenged. In the centre of the picture is a warrior who has slain the dragon of illusion, the dragon of the lower self, and is now prepared to cross the gulf by using the body of the dragon as his bridge (for we rise on steps made of conquered weaknesses, the slain dragon of the lower nature).[46][47]

His painting Vision of the New Day continues a theme of The Path. The New Day is a symbol of enlightenment, which the human soul can achieve, avoiding the temptations of materialism.[48]

In 1900, Machell moved to the United States and joined the Theosophical community at Point Loma established by Katherine Tingley.[40][49]

Schmiechen

[edit]

Hermann Schmiechen (1855–1923)[53] joined the Theosophical Society in London on 20 June 1884.[54] And, fulfilling the request of Blavatsky, he began to paint portraits of the Theosophical Masters. The portrait of the Master Koot Hoomi she assessed as "excellent" and immediately asked Schmiechen to begin working on a portrait of the Master Morya. It took him about three weeks, to complete these paintings.[55] Some authors believe that Schmichen's work was a kind of "psychic experiment", and images of the Masters were transmitted to him telepathically.[56] In Introvigne's opinion, the most significant portraits of the mahatmas "in Theosophical history" were painted by Schmiechen.[57]

Brendan French made examination these portraits and, according to his conclusions, he stated thatSchmiechen

appears to have been significantly influenced by the Venetian cinquecento, in particular by the deceptive tranquillity of Titian's portraiture; equally, he seems to be enamoured of Rembrandt's psychologically-pregnant portraits... That the Masters' portraits should resonate with Christological overtones is hardly surprising. Schmiechen, like most Western artists concerned to invest their images with qualities of transcendence, turned for inspiration to the foundational iconographical type of divine-human hypostasis, the Biblical Christ. The iconic potentialities of a Christ portrait were imported by Schmiechen into his own depiction of semi-divinised men, the Masters. Indeed, he employed several standard devices: an undifferentiated background; over-large, staring eyes; a frontal composition designed to focus attention directly upon the subject's confronting gaze; a sense of sagacity heightened by indications of the sitter's self-possession; no distracting detail in vestment or jewellery; and a framing of the features by long hair and a beard.[58]

Klint

[edit]

Hilma af Klint (1862–1944)[59] "experimented with automatic drawing in a Spiritualist setting."[60][note 10] She joined the Theosophical Society Adyaron May 23, 1904. In 1920, af Klint became a member of the Anthroposophical Society and began "spending long periods in Dornach."[62] The Theosophical and Anthroposophical ideas were a source of the inspiration for many of her paintings.[63] She painted "several series of impressive paintings exploring spiritual or sacred concepts". Her unique style united, in Tessel Bauduin's opinion, "geometric and biomorphic form with a free line".[60][note 11] Af Klint considered abstract art to be the "spiritual precursor of a utopian social harmony, a world of tomorrow."[64] According to Introvigne, only recently, after several exhibitions in different countries, she was recognized as an important European abstract artist.[65]

Fuller

[edit]

Florence Fuller (1867–1946)[69] joined the Theosophical Society in 1905.[70] In the same year, she created A Golden Hour "widely regarded as a national Australian masterpiece."[71] From 1908 to 1911 in Adyar, she painted portraits of the leaders of the Theosophical Society and the Theosophical Masters.[72][note 12]

In Adyar, Fuller created an "unknown number" of portraits of the mahatmas, including the Lord Buddha. Of these, only a portrait of the Master Buddha has been published.[74] In Brendan French's opinion, this portrait illustrates reducing "sex characteristics, and thus appear androgynous." He argued this is "founded in Renaissance angelology."[58] According to McFarlane, Fuller chose the colors for this painting in full accordance with the Theosophical canon expounded in Thought-Forms[22] by Besant and Leadbeater.[75]

Mondrian

[edit]
Evolution (1911).[note 13]

In the early 1900s, Piet Mondrian (1872–1944)[77] had read the Theosophical literature with great interest, including The Great Initiates [es][78] by Édouard Schuré.[79] He joined the Dutch Section of the TS in 1909.[5][80] As Carel Blotkamp stated, "It is abundantly clear that Theosophy was of crucial importance to Mondrian."[81][note 14]

Michel Seuphor wrote that Mondrian's religion "went from Calvinism to Theosophy and from Theosophy to Neoplasticism," that had included Theosophy and became his main world-view.[83] Mondrian believed that his neoplastic concept should in the "most objective and rational way possible transmit" the Theosophical idea of the Absolute. In his opinion, the neoplastic art will in future replace religion. And artist's role – "as priest of this religious art – will consist in helping the common man reach the desired after inner balance."[84][note 15]

Mondrian chose for his "monumental triptych" Evolution, a theme which is one of the main doctrines in the Theosophical teaching.[86][note 16] According to Robert Welsh, the blue and yellow colors used in the work can be explained as astral "shells or radiations" of the figures. Can be thought that these personages take part in the Theosophical initiation. However, one should examine them as the same person "viewed in three complementary aspects."[88] If go in the order "left, right, and center," we have a standard mystical advancement "from matter through soul to spirit."[89] In Isis Unveiled, Blavatsky wrote:

Three spirits live and actuate man, teaches Paracelsus; three worlds pour their beams upon him; but all three only as the image and echo of one and the same all-constructing and uniting principle of production. The first is the spirit of the elements (terrestrial body and vital force in its brute condition); the second, the spirit of the stars (sidereal or astral body—the soul); the third is the Divine spirit (Augoeidés).[90]

Roerich

[edit]

Nicholas Roerich (1874–1947)[91][92] and his wife Helena created Agni Yoga, a "Theosophically inspired form of esotericism." This "neo-Theosophical" doctrine was first explained in 1929.[93][note 17] Introvigne designated the Roerichs' doctrine as a "Theosophical schism."[95][note 18] According to Joscelyn Godwin, Roerich was "probably the most thoroughly Theosophical of 20th-century painters, although opinions of his merit vary."[5]

Artists and Theosophy

[edit]

Kandinsky

[edit]
External image
Works by Wassily Kandinsky
image icon A Woman in Moscow (1912).[note 19]

Even before 1910,[note 20] Wassily Kandinsky (1866–1944)[99] studied the Theosophical books[22][100][101] of Blavatsky, Besant and Leadbeater, Steiner, and Schuré.[3][102][note 21] In 1912, he wrote in his main theoretical work Über das Geistige in der Kunst on the importance of Theosophy "for his art".[104][note 22] According to Boris Falikov, Theosophy helped Kandinsky conceptually to comprehend creative and spiritual experiences, which, as he understood, "more and more merged into a single whole." The works by Blavatsky, Steiner, and their like-minded people helped him not only to conceptualize his experience, but also to formulate his own mission, which combined the artistic and religious dimension. He comprehended that he was an active participant in the turn to the spiritual world about which "Theosophy prophesied."[106]

In his treatise, Kandinsky stated that Blavatsky began "one of the greatest spiritual movements which unites a great number of people and which also has established a material form of this spiritual phenomenon in the Theosophical Society."[107] He presented a long quotation from Blavatsky's book The Key to Theosophy:

A new herald of truth will find the minds of men prepared for his message... A new manner of expression is created in which to clothe the new truths, an organization which will await his arrival, and will then proceed to remove the merely material obstacles and difficulties from his path.[108]

According to Ringbom, in the "General Part" of his treatise,[109] Kandinsky has actually repeated Schuré's introduction[110] into the Theosophical doctrine. This fact is confirmed his "polemic against materialism, positivism and scepticism, the references to spiritism and psychical research as proofs of the approaching spiritual synthesis of science, religion and art."[111] Rose-Carol Washton Long wrote that Theosophy convinced Kandinsky that "hidden imagery could be a powerful method" of conveying the spiritual ideas.[112] In his lexicon, Leadbeater's concept of vibration was fixed for life.[113] He used it in his "most famous image" of creativity:

Colour is a means of exercising direct influence upon the soul. Colour is the keyboard. The eye is the hammer, while the soul is a piano of many strings. The artist is the hand through which the medium of the corresponding keys causes the human soul to vibrate. It is, thus, evident that colour harmony can rest only on the principle of the corresponding touch to the human soul.[114][note 23]

Lechter

[edit]
External images
Works by Melchior Lechter
image icon Panis Angelorum (1906).[116][note 24]
image icon Sacred Tower (1917).[118]
image icon Shambhala (1925).[118]

Melchior Lechter (1865–1937)[119] studied painting at the Hochschule der Künste, Berlin.[120] In 1896 at Berlin, he had his first exhibition. He was also a publisher, founder the Unicorn Press (German: Einhorn Presse), and "had an interest in Theosophy."[121] In his paintings and writings, Lechter integrated "ideas of both the medieval German and the ancient Indian mystics."[122]

У Лектера были «свои представления» о природе цвета. Например, он считал, что Рембрандт в своей картине « Иосиф и жена Потифара» (Рембрандт) [ де ] выразил «тлеющую непристойность женщины через желтовато-коричневый грязный цвет ее плаща, который, к тому же, выглядел так, как будто он был влажным. " Он также утверждал, что выразительность красок, с помощью которых «живописец мог символизировать характер своего предмета», заключалась в художественном воспроизведении природного явления, поскольку, по его мнению, «от каждого исходит особая пестрая аура, которая, однако, могла быть увиденными только людьми, наделенными особыми способностями». [123] Ян Штоттмайстер назвал мировоззрение Лехтера «теософским католицизмом», поскольку он объяснял эзотерическое значение «своего экзотерического католицизма» цитатами из «Тайной доктрины» Блаватской и «Мыслеформ». [22] Безант и Ледбитер. [124]

Внешние изображения
Работы Франтишека Купки.
значок изображения Сон (1909) . [примечание 25]
значок изображения Женщина, собирающая цветы (1909) . [примечание 26]
значок изображения Локализация графических мотивов II (1913) .

Франтишек Купка (1871–1957) [127] был «практикующим спиритическим медиумом » в Праге и Вене до своего переезда в Париж в 1896 году. [5] [128] Как и Кандинский, он «находил вдохновение в теософии и оккультизме и пропагандировал субъективно-интуитивный подход к искусству». [129] Среди теософских источников книга Безант и Ледбитера « Мыслеформы». [22] оказал на него большое влияние. [130] Его интересовала не только научная, но и теософская теория цвета. [131] Как и Мондриан, Купка принял идею четвертого измерения «как дополнение» к своей теософской вере. [132] [примечание 27]

По мнению Челси Джонс, картина Купки «Сон » (1909) подтверждает его «интерес к буддизму , теософии и науке и представляет его веру в нематериальное». [135] Она писала, что эта работа также демонстрирует «теософское представление» об астральном видении:

В «Сне» Купка представил видение невидимой реальности. Здесь на сцене доминируют воображаемые плавающие формы; они затмевают формы видимой реальности, представленные плотскими формами, лежащими во сне. Благодаря разнице в масштабе между фигурами сновидений и их земными формами Купка явно создал картину об опыте невидимой реальности, в которой нематериальное доминирует над материалом. [136] [примечание 28]

Внешние изображения
Работы Макса Бекмана
значок изображения Рождение (1937) .
значок изображения Смерть (1938) . [138]
значок изображения Эскиз для древних людей (№5) .
значок изображения Эскиз для древних людей (№8) .
значок изображения Эскиз для древних людей (№9) .
значок изображения Эскиз для древних людей (№11) . [139]

Макс Бекманн (1884–1950) [140] был, как и Мондриан, и Кандинский, интересовался «Теософской теорией» Блаватской, а также начал изучать Веды и индийскую философию . [141] [примечание 29]

По мнению Владимира Иванова, [143] Картина Бекмана « Смерть» ( нем . Der Tod ) требует теософского комментария, без которого невозможно понять смысл композиции. Очевидно, изображая смерть, Бекман «опирался» на знания, почерпнутые им из чтения теософской литературы. В композицию включен момент развития во времени, переход во вневременное (астральное) измерение: показаны различные этапы посмертных состояний. Иванов заявил, что художник представил посмертные переживания человека, отягощенного пороками. Верхняя часть картины композиционно доминирует над нижней по своему смыслу и значению. Другая особенность заключается в том, что картина представляет разные временные фазы и экзистенциальные состояния. В середине странное изображение существа с погасшей свечой. Из-под халата выглядывают шесть рысаков, что сразу дает понять об астральной природе этого персонажа. Прослеживается переход от земного к сверхчувственному. Дальнейшие действия происходят в верхней части композиции, которая нуждается в " герметическая » интерпретация. [144]

Теософия представляет смерть как «длительный процесс, состоящий из различных сменяющихся фаз». Первая фаза связана с переживанием камалоки . Безант объяснила это следующим образом: «Камалока, буквально место или обиталище желания, есть... часть астрального плана, не отделенная от него как отдельная местность, но отделенная состояниями сознания сущностей, принадлежащих к астральному плану. это." [145] Бекман хотел показать, что отбор и объективация воспоминаний об окончании жизни происходит в камалоке. По мнению Иванова, монстры в верхней части композиции — «не что иное, как объективация психических состояний умершей женщины». Безант писала, что первым переживанием после смерти будет видение «панорамы» прошлой жизни, которая в «смертный час» разворачивается перед каждым умершим во всех пережитых подробностях. Она заявила, что «он видит свои амбиции с их успехом или разочарованием... преобладающая тенденция целого ясно проявляется, правящая мысль жизни утверждает себя и глубоко впечатывается в душу, отмечая область, в которой главная мысль часть его посмертного существования будет потрачена». [146] Двойную структуру композиции «Смерть» следует объяснить и с теософской точки зрения, поскольку рассмотрение жизни после смерти происходит в обратном порядке: от конца к началу. Иванов ссылался на Штейнера, который писал: «Во время очищения человек как бы проживает свою жизнь в обратном порядке... Он начинает с событий, непосредственно предшествовавших смерти, и переживает все в обратном порядке, обратно в детство». [147] Другие факты, события и существа астрального мира также принимаются в обратном порядке. Ледбитер сказал, что ясновидящему будет трудно осознавать то, что он видит, и еще труднее — выразить словами все, что он наблюдал. Ярким примером заблуждений, которым может подвергнуться наблюдатель, является обратное расположение чисел, отраженных в «астральном свете». Например, 931 вместо 139 и так далее. [148] Поэтому персонажи, изображенные вверх тормашками в верхней части композиции, свидетельствуют о знании живописцем законов астрала. [149]

Бекман был необычайно «впечатлён» «Тайной доктриной» , которую он прочитал в 1934 году. Затем он сделал несколько различных зарисовок «на тему» ​​её второго тома «Антропогенез». Альбом с этими зарисовками находится в Национальной галерее (Вашингтон). Наряду с эскизами в альбоме есть отрывки из этой книги Блаватской. Серия зарисовок посвящена развитию мотивов, которые затем нашли свое законченное выражение в произведении « Ранние люди » ( нем . Frühe Menschen ). [139] [150] [примечание 30]

Внешние изображения
Работы Луиджи Руссоло
значок изображения Маски (1908) . [152]
значок изображения Линии-сила молнии (1912) . [153]

Луиджи Руссоло (1885–1947) [155] интересовался оккультизмом и теософией. [156] По мнению Лучано Чесса , теософия — это «ключ», позволяющий «идентифицировать, расшифровать и контекстуализировать» интерес Руссоло к оккультизму, присутствующий в его сочинениях: от его «гравюр и картин» до его теоретических работ. по музыке. [157]

В творчестве Руссоло теософские идеи впервые были использованы в его офорте и акватинте «Маски» ( итал .: Maschere , 1908). [158] Его чтение теософских книг Безант и Ледбитера о звуковых формах. [22] [159] «вероятно, повлиял на одну из его самых ярких» картин, «Силовые линии молний » ( итал . Linee-forza della folgore , 1912). [160] Треугольное изображение ударной волны на этой картине «чрезвычайно близко» к изображению звуковых форм грозы, которое описано в « Скрытой стороне вещей » Ледбитера : «Величественный раскат грозы создает обычно обширную плавную полосу цвета, в то время как оглушительный грохот часто вызывает к временному существованию совокупность нерегулярных излучений... или иногда огромную неправильную сферу с шипами, торчащими из нее во всех направлениях». [161]

Чесса писала, что картина Руссоло «Музыка» представляет, по словам Ледбитера, «скрытую сторону исполнения музыкального произведения». [162] На картине изображен пианист, играющий в «состоянии восторженного энтузиазма». Линии его лица едва различимы. Его руки «представлены в безумном, виртуозном движении по бесконечной клавиатуре». [163] [примечание 32] В этой работе, как и в «Машере» , изображена серия летающих масок с различными выражениями, которые легко можно интерпретировать как «визуализацию или материализацию различных состояний ума» пианиста-медиума, исполняемую духами, которых он сам вызвал. [158] Авторы « Мыслеформ» объясняли, что духи, «обитающие на астральном плане, обладают энергией изменять ход уже существующих мыслеформ и заставлять их двигаться». [165] [166] По мнению Чессы, эта картина «структурирована в соответствии с критериями, представленными в «Мыслеформах» . [167] в частности, раздел книги, описывающий формы, создаваемые музыкой». [168] [примечание 33]

Арнальдо Джинна (урожденный Арнальдо Джинанни Коррадини; 1890–1982), [171] подобно Кандинскому, имел теоретические работы по искусству (например, Arte dell'avvenire [ Искусство будущего ], 1910 и Pittura dell'avvenire [ Живопись будущего ], 1915). [172] Джермано Челант назвал его «самым эзотерическим» футуристом, указав на его интерес к теософской и оккультной литературе. [173] [примечание 34] Среди его публикаций можно найти те, которые содержат цитаты из Мыслеформ. [22] и Человек видимый и невидимый . [24] [175]

В 1908 году Джинна нарисовала картину «Неврастения» , которую можно было бы назвать произведением абстрактного искусства. [176] В этой картине «он пытался изобразить состояние души». [171] [примечание 35] Неврастения — первое явление абстрактной живописи, поскольку она «на два года предшествовала первой абстрактной акварели Кандинского». [178]

Иллюстраторы

[ редактировать ]

По мнению исследователей эзотерики, иллюстрации к книге « Мыслеформы» , выполненные Джоном Варли, мистером Принсом и мисс Макфарлейн, [179] [5] «очень напоминают абстрактную и сюрреалистическую живопись» [180] и «не выглядело бы неуместно рядом с ранними абстракциями Малевича или Кандинского». [181] [примечание 36] Тем не менее, авторы книги полностью руководили работой художников, воплотивших их идеи и их видение. [183] [примечание 37]

Граф Морис Прозор [ ru ] (1849–1928) нарисовал иллюстрации к книге Ледбитера « Человек видимый и невидимый» . [5] [186]

Завершенная евхаристическая форма из книги Наука о таинствах» « К. У. Ледбитера (1920). [187] [188]

Альфред Эдвард Уорнер (1879–1968) имел в Сиднее собственную коммерческую художественную студию. В 1923 году он стал членом Австралийского общества художников-граверов и входил в его совет в 1923–1925 годах. В 1923 году он также был одним из основателей Австралийского общества экслибрисов. [189] В течение нескольких лет Уорнер успешно сотрудничал с Ледбитером, иллюстрируя его книги, в частности, « Наука о таинствах» . [190] На его иллюстрации «Завершенная евхаристическая форма » «мыслеформа принимает вид мечети с минаретами, возвышающимися над церковью, чтобы окутывать и влиять на окружающую сельскую местность». [191] В предисловии к своей Чакры « » книге Ледбетер писал, что «прекрасную серию рисунков» к книге сделал Эдвард Уорнер. [192]

Внешние изображения
Иллюстрации к теософской книге « Царство богов» . [193]
значок изображения Табличка 6. Повелитель сосен .
значок изображения Фото 12 Горный Бог .
значок изображения Табличка 15. Бог заснеженного хребта .
значок изображения Фото 18. Бог южной части Тихого океана .
значок изображения Табличка 20 Ангел музыки .
значок изображения Табличка 21. Розовый ангел .
значок изображения Табличка 22 Розовый ангел (фрагмент) .

В 1937 году художница Этельвинн М. Куэйл выполнила иллюстрации к теософской книге « Царство богов», основанной на «исследованиях Джеффри Ходсона , проведенных между 1921 и 1929 годами». [5] [194] Автор книги отметил: «Поскольку она нарисовала их по моим описаниям, она несет ответственность только за их исполнение, а не за их композицию, окраску или форму». [195]

В 1947 году Теренс Гарольд Робсджон-Гиббингс (1905–1976), критикуя современное искусство, [196] обвинил его в «порочной связи» с оккультизмом. [197] [примечание 38] Критика Робсджона-Гиббингса была настолько «успешной, что на протяжении десятилетий сторонники абстрактного искусства религиозно избегали упоминания об эзотерических связях его пионеров». Интерес к теософии таких лидеров абстрактного искусства, как Мондриан и Кандинский, использовался « христианами-евангелистами и другими критиками» «как оружие» против современного искусства в целом. [199]

Предубеждение против связи истоков современного искусства с теософией все еще существует. [200] [примечание 39] Например, ученый-искусствовед Ив-Ален Буа утверждал, что «теософская чепуха, которой на мгновение было загромождено сознание художника», довольно быстро исчезла из искусства Мондриана; [202] но сам Мондриан писал: «Я получил все из «Тайной доктрины ». [203] Выставка «Изобретая абстракцию, 1910–1925» в Нью-Йоркском музее современного искусства в 2012–2013 годах «полностью игнорировала» ценность оккультизма и теософии. [204] Искусствовед Вальдемар Янущак написал 7 февраля 2010 года:

Дело в том, что теософия... смущает. Если есть что-то, чего вы не хотите, чтобы ваш ярый модернист был членом оккультного культа... Теософия переносит искусство на Дэна Брауна территорию . Ни один серьезный исследователь истории искусств не хочет прикасаться к этому. [205]

Янущак также утверждал, что теософия была «обманной» и «смехотворной» и что «однажды кто-нибудь напишет большую книгу о замечательном влиянии теософии на современное искусство» и «ее бессмысленном заклинании» на многих современных художников. [206] Но, как писал Массимо Интровинье , «конференции, публикации и выставки о влиянии теософии на современное искусство продолжаются все более быстрыми темпами». [207] [примечание 40]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Фактически эта картина стала эмблемой изучения теософского влияния на современное искусство: см., например, эту страницу. [2]
  2. научная конференция « Очарованные современности: теософия и искусство в современном мире» прошла В сентябре 2013 года в Амстердамском университете , на которой перед аудиторией из 150 учёных было представлено около 50 докладов. [7] Большинство этих докладов касались вопросов теософии и изобразительного искусства. [8] Короче говоря, как заметил Воутер Дж. Ханеграаф , «современное искусство — это настоящая ярмарка эзотерики и оккультизма » . [9]
  3. Роберт Эллвуд писал, что, согласно теософии, «ауры могут состоять из сложной комбинации эфирной , астральной и ментальной материи». [13] Олав Хаммер писал: «Аура описывается как цветная оболочка, окружающая физическое тело». [14]
  4. Хаммер писал, что «Ледбитер предложил теорию человеческой ауры», основанную на некоторых Елены Блаватской . идеях [16] По словам Блаватской, «Каждый человек излучает магнетическое дыхание или ауру». [17]
  5. Штайнер утверждал, что «богатство цвета в этих высших мирах неизмеримо больше, чем в физическом мире». [20] Он также считал, что художественная чувствительность является предпосылкой развития духовных способностей, поскольку она «проникает сквозь поверхность вещей и тем самым достигает их тайн». [21]
  6. Джей Джонстон заявил, что Безант и Ледбитер «развили свое предположение о существовании в тонкой субстанции пульсирующих форм различной окраски, соответствующих ментальному/эмоциональному/духовному опыту человека». [26]
  7. По мнению Роджера Липси, теософия смогла создать « визуальный язык , который вошел в мейнстрим искусства двадцатого века». [31]
  8. ^ Некоторые ее картины выполнены с автоматическим или трансовым рисунком . [5] [34]
  9. Эта картина висит в административном здании Международной штаб-квартиры Теософского общества в Пасадене , Калифорния. Он написан маслом и левкасом и имеет размеры 6 футов 2 дюйма × 7 футов 5 дюймов [188 × 226 см]. [38]
  10. Она изучала спиритуализм и сама стала медиумом . В 1896 году она сформировала группу The Five ( швед . De Fem ), которая «производила автоматические картины». [61]
  11. Ее также считали « пионером абстрактных идей , предшествовавшим Кандинскому». [64]
  12. Дженни Макфарлейн похвалила портрет К.В. Ледбитера, созданный Фуллером в 1911 году. [73]
  13. Холст, масло, триптих. Центральная панель 183 × 87,5 см, боковые панели 178 × 85 см. Gemeentemuseum в Гааге . [76]
  14. Его фраза «Я получил все из «Тайной доктрины »» широко цитируется. [82]
  15. Бодюэн писал, что Мондриана «больше всего интересовала космическая гармония, которая должна была выражаться в правильном балансе между общими и абстрактными элементами, представляющими абсолютную истину и абсолютную красоту». [85]
  16. ^ «Эволюция» полностью содержит теософские элементы. [87]
  17. Рерихи присоединились к Русской секции ТО ( возможно, неофициально) перед Первой мировой войной. [94]
  18. Анита Стасулане писала, что «на отношения Рерихов с русской секцией ТО серьезно повлиял вопрос о праве на перевод произведений Блаватской». [96]
  19. По мнению Джона Э. Боулта и Гэри Лахмана , в этой картине влияние Мыслеформ [22] вполне видно. [97]
  20. В 1910 году Кандинский написал свою первую абстрактную работу. [98]
  21. Рингбом отмечал, что интерес Кандинского к теософии и эзотерике не был «каким-то личным хобби, сугубо частным развлечением, сыгравшим незначительную роль в формировании его художественного мировоззрения». [103]
  22. Моше Бараш отметил, что теософия «имела непосредственное отношение к Кандинскому». Это стало «значимым фактором» в его «интеллектуальном мире». [105]
  23. По мнению Боулта, теософская цветовая символика была приманкой, которая привлекла Кандинского в «мир теософии». [115]
  24. По словам Яна Штоттмейстера, эта картина объединяет «очевидно католическую тему, Святое Причастие », с теософским учением об ауре. [117]
  25. ^ Картон, масло, 30,5 × 31,5 см. Музей Бохума, Германия [ de ] . [125]
  26. ^ Бумага, пастель, 45 × 47 см. Центр Помпиду , Национальный музей современного искусства , Париж. [126]
  27. Ледбитер использовал термин «четвертое измерение», говоря в своих книгах об «астральном видении». [133] По Бодюэну, «четвертое измерение» и теософский «астральный план» — равнозначные понятия. [134]
  28. В левом нижнем углу картины Купка написал: «Моя дорогая Нини, здесь я рисую свой сон о нас двоих — твой, Франк». ( Французский : Ma Chère Ninie, Voici ébauche le reve que J'ai eu-nous deux - Ton Franc. ) [137]
  29. ^ Он прочитал все тома немецких переводов «Тайной доктрины» ( нем . Geheimlehre ) и «Разоблаченной Изиды» ( нем . Entschleierte Isis ). [142]
  30. ^ См . «Ранние люди » (1947) Макса Бекмана на этой странице. [151]
  31. ^ Холст, масло, 220 × 140 см. Коллекция современного итальянского искусства Эсторик , Лондон. [154]
  32. По мнению Марианны Мартин, многорукий пианист в «Музыке» символизирует Шиву Натараджу , «создателя и повелителя космического танца в индуистском пантеоне », и это доказывает интерес Руссоло к восточным философиям, которые «были главным источником» Теософия. [164]
  33. ^ Интровинье подтвердил, что мыслеформы повлияли на Руссоло, [169] и отметил, в качестве примера, его произведение La musica . [170]
  34. Он читал книги таких авторов, как Елена Блаватская, Рудольф Штайнер, Франц Хартманн и Чарльз Ледбитер. [174]
  35. ^ См . «Неврастения» (1908) Джинны на этой странице. [177]
  36. По мнению Т. Х. Робсджона-Гиббингса , «многие из первых абстрактных картин… имеют поразительное сходство с мыслеформами». [182]
  37. По словам Годвина и Ханеграафа, художник-пейзажист Джон Варли был внуком Джона Варли Старшего (1778–1842). [184] Его жена, художница Изабелла Варли, была «тетей У. Б. Йейтса , и именно она в 1884 году подарила ему экземпляр « » Синнетта Эзотерического буддизма ». [185]
  38. ^ По словам Робсджона-Гиббингса, абстрактное искусство является «побочным продуктом астрального проявления, как это показано теософией, спиритизмом и оккультизмом». [198]
  39. ^ Философ-искусствовед Виктор Бычков [ ru ] заявил, что сам относится к теософии, антропософии и другим эзотерическим учениям скептически. По его мнению, эзотерика не способствовала «созданию эстетических ценностей, достойных внимания». [201]
  40. ^ См., например, здесь. [208]
  1. ^ Безант и Ледбитер 1905 , с. 80.
  2. ^ Интровинье 2016c , с. 23.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Дэвис 2003 .
  4. ^ Элвуд 2012 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Годвин 2013 .
  6. ^ Рингбом 1970 ; Блоткамп 2001 ; Шахматы 2012 .
  7. ^ Интровинье 2018a , с. 30.
  8. ^ Очарованная современность 2013 .
  9. ^ Ханеграаф 2013 , с. 148.
  10. ^ Ледбитер 1903 , Фронтиспис; Безант и Ледбитер 1905 , Фронтиспис.
  11. ^ Бодуэн 2012 , с. 43; Годвин 2016 , с. 469.
  12. ^ Ледбитер 1903 , с. 94.
  13. ^ Элвуд 2014 , с. 115.
  14. ^ Хаммер 2014 , с. 358.
  15. ^ Хаммер 2003 , стр. 223, 225.
  16. ^ Хаммер 2003 , с. 223.
  17. ^ Блаватская 1877a .
  18. ^ Мелтон 2001c .
  19. ^ Ледбитер 1903 , гл. 16; Штайнер 1994 , Гл. 6; Рингбом 1966 , стр. 397–398.
  20. ^ Штайнер 2004 , стр. 58; Рингбом 1966 , стр. 397.
  21. ^ Steiner 2004 , p. 50; Фаликов 2016 , p. 76.
  22. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Безант и Ледбитер, 1905 год .
  23. ^ Гудрик-Кларк 2008 , с. 232.
  24. ^ Перейти обратно: а б Ледбитер 1903 год .
  25. ^ Рингбом 1966 , стр. 398; Бодуэн, 2012 , стр. 43; Годвин 2016 , стр. 469.
  26. ^ Джонстон 2012 , с. 158.
  27. ^ Ледбитер 1903 , с. 100; Фаликов 2016 , с. 85.
  28. ^ Безант и Ледбитер 1905 , с. 53; Чесса 2012 , с. 94.
  29. ^ Рингбом 1966 , стр. 398.
  30. ^ Рингбом 1966 , стр. 397.
  31. ^ Липси 2011 , с. 34; Олдертон 2011 , с. 243.
  32. ^ Девени 2001 , с. 531.
  33. ^ Интровинье 2015 , с. 11.
  34. ^ Интровинье 2016c , с. 53; Интровинье 2017b , с. 5.
  35. ^ Вайнцвейг 1978 , с. 15; Крэнстон 1993 , с. xvi.
  36. ^ Интровинье 2014a , с. 172; Интровинье 2018b , с. 13.
  37. ^ Интровинье 2014a , с. 182; Интровинье 2018b , с. 28.
  38. ^ Мачелл Путь .
  39. ^ Интровинье 2014a , с. 185; Интровинье 2018b , с. 31.
  40. ^ Перейти обратно: а б с Мелтон 2001а .
  41. ^ Кости 2012 ; Камерлинг 1980 ; Интровинье 2014a , стр. 168, 173; Интровинье 2018b , с. 6.
  42. ^ Кость 2012 ; Интровинье 2014a , с. 169.
  43. ^ де Пурукер 1999 .
  44. ^ Интровинье 2014a , с. 173.
  45. ^ Интровинье 2014a , с. 180.
  46. ^ Мачелл 1980 , с. 354; Интровинье 2014a , с. 181.
  47. ^ Камерлинг 1980 , Путь; Киркли 1997 .
  48. ^ Интровинье 2018b , с. 31.
  49. ^ Рудбёг 2013 , стр. 66.
  50. ^ Интровинье 2015 , с. 26.
  51. ^ Французский 2000 , с. 609.
  52. ^ Интровинье 2015 , с. 25.
  53. ^ Словарь Бенезита "Шмихен, Герман" .
  54. ^ Интровинье 2015 , с. 20; Интровинье 2017a , с. 212 .
  55. ^ Французский 2000 , с. 622.
  56. ^ Французский 2000 , с. 622; Сассон 2012 , с. 142.
  57. ^ Интровинье 2015 , с. 18; Интровинье 2017a , с. 212 .
  58. ^ Перейти обратно: а б Французский 2000 , с. 637.
  59. ^ Словарь Бенезита "Клинт, Хильма Би" .
  60. ^ Перейти обратно: а б Бодуэн 2014 , с. 435.
  61. ^ Интровинье 2014b , с. 27.
  62. ^ Интровинье 2014b , с. 30.
  63. ^ Бодуэн 2012 , с. 47; Бодуэн 2014 , с. 436.
  64. ^ Перейти обратно: а б Бодуэн 2012 , с. 47.
  65. ^ Интровинье 2014c , с. 27.
  66. ^ Макфарлейн 2006 , с. 242; Интровинье 2017b , с. 20.
  67. ^ Французский 2000 , с. 610; Интровинье 2015 , с. 42.
  68. ^ Макфарлейн 2006 , с. 243; Интровинье 2017b , с. 20.
  69. ^ Словарь Бенезита "Фуллер, Флоренция" .
  70. ^ Макфарлейн 2006 , с. 77; Интровинье 2015 , с. 39.
  71. ^ Интровинье 2015 , с. 38.
  72. ^ Французский 2000 , с. 626; Макфарлейн 2006 , с. 78; Интровинье 2015 , с. 42.
  73. ^ Макфарлейн 2006 , с. 80.
  74. ^ Интровинье 2017b , с. 21.
  75. ^ Макфарлейн 2006 , стр. 86–87.
  76. ^ Интровинье 2014e , с. 47.
  77. ^ Хенкельс 2003 .
  78. ^ Шюре 1921 .
  79. ^ Рингбом 1966 , стр. 413; Сеуфор 1969 , стр. 53; Интровинье 2014e , стр. 48.
  80. ^ Рингбом 1966 , стр. 413; Гудрик-Кларк 2008 , стр. 232; Крамер 2013 , стр. 20; Интровинье 2014e , стр. 47.
  81. ^ Блоткамп 2001 , с. 14.
  82. ^ Блоткамп 2001 , с. 111; Брис-Марино 2014 , с. 499; Интровинье 2014e , с. 47.
  83. ^ Сеуфор 1969 , с. 58; Интровинье 2014e , с. 51.
  84. ^ Брис-Марино 2014 , стр. 496, 499.
  85. ^ Бодуэн 2013 , с. 432.
  86. ^ Валлийский 1987 , с. 175.
  87. ^ Селлон и Вебер 1992 , стр. 326.
  88. ^ Валлийский 1987 , с. 176.
  89. ^ Валлийский 1987 , с. 177; Интровинье 2014e , с. 49.
  90. ^ Блаватская 1877 , с. 212; Валлийский 1987 , с. 176.
  91. ^ Арчер 2003 ; Мелтон 2001б .
  92. ^ Словарь Бенезита «Рерих, Николя» .
  93. ^ Хаммер 2003 , стр. 78, 103; Карлсон 2015 , с. 195; Интровинье 2016a , с. 6.
  94. ^ Стасулане 2005 , с. 25.
  95. ^ Интровинье 2016c , с. 48.
  96. ^ Стасулане 2013 , с. 197.
  97. ^ Боулт 1999 , с. 33; Лахман 2008 , с. 60.
  98. ^ Мошинская 2003 .
  99. ^ Барнетт 2003 .
  100. ^ Блаватская 1889 ; Ледбитер 1903 год .
  101. ^ Шюре 1921 ; Штайнер 1994 .
  102. ^ Рингбом 1966 , стр. 394–395; Рингбом 1970 , стр. 47, 74, 81; Вашингтон-Лонг 1980 , стр. 15; Боулт и Вашингтон-Лонг 1980 , стр. 45; Иванов 2007 , стр. 83.
  103. ^ Рингбом 1966 , стр. 393; Интровинье 2018а , стр. 31.
  104. ^ Интровинье 2016c , с. 32.
  105. ^ Бараш 1990 , стр. 298, 304.
  106. ^ Фаликов 2016 , стр. 75, 87.
  107. ^ Кандинский 1952 , с. 42; Рингбом 1966 , с. 394; Вашингтон-Лонг, 1987 , с. 40; Бараш 1990 , с. 301; Липси 2011 , с. 34; Фаликов 2016 , с. 77.
  108. ^ Блаватская 1889 , с. 307; Кандинский 1952 , с. 42–43; Рингбом 1966 , стр. 394; Гудрик-Кларк 2008 , стр. 232.
  109. ^ Кандинский 1952 , Генерал.
  110. ^ Шюре 1921 , Введение.
  111. ^ Рингбом 1966 , стр. 395.
  112. ^ Вашингтон-Лонг 1975 , с. 217.
  113. ^ Фаликов 2016 , p. 86.
  114. ^ Кандинский 1952 , с. 64; Рингбом 1966 , с. 400; Трейтель 2004 , стр. 125–126; Фаликов 2016 , с. 86.
  115. ^ Боулт 1999 , с. 36.
  116. ^ Уолтерс 1911 , Фронтиспис.
  117. ^ Stottmeister 2013 , с. 24.
  118. ^ Перейти обратно: а б Ханеграаф 2015 .
  119. ^ Уолтерс 1911 .
  120. ^ Гюнтер 2003 .
  121. ^ Словарь Бенезита "Лектер, Мельхиор" .
  122. ^ Маджут 1959 , с. 195.
  123. ^ Маджут 1959 , с. 196.
  124. ^ Stottmeister 2013 , с. 24; Стоттмайстер 2014 , с. 104.
  125. ^ Джонс 2012 , с. 99.
  126. ^ Джонс 2012 , с. 103.
  127. ^ Виттлих 2003 .
  128. ^ Бодуэн 2012 , с. 48; Интровинье 2016b , с. 14.
  129. ^ Желания 2016 , с. 11.
  130. ^ Бодуэн 2012 , с. 42; Джонс 2012 , с. 51.
  131. ^ Бодуэн 2012 , с. 49.
  132. ^ Бодуэн 2012 , с. 49; Хендерсон 2013 , с. 492.
  133. ^ Ледбитер 1895 , с. 9; Хендерсон 2013 , с. XXIX.
  134. ^ Бодуэн 2012 , с. 35.
  135. ^ Джонс 2012 , с. VII.
  136. ^ Джонс 2012 , с. 70.
  137. ^ Джонс 2012 , с. 65.
  138. ^ Иванов 2009 , с. 166.
  139. ^ Перейти обратно: а б Бекманн .
  140. ^ Ленц 2003 .
  141. ^ Зельц 1964 , с. 94; Зельц 1992 , с. 8; Реймерц 1995 , с. 80; Иванов 2009 , с. 166.
  142. ^ Реймерц 1995 , Тайная Доктрина.
  143. ^ Бычков 2012 .
  144. ^ Иванов 2009 , с. 156–167.
  145. ^ Besant 1899 , p. 107; Иванов 2009 , p. 168.
  146. ^ Besant 1899 , pp. 110–111; Иванов 2009 , p. 168.
  147. ^ Steiner 1989 , p. 104; Иванов 2009 , p. 169.
  148. ^ Leadbeater 1895 , p. 4; Иванов 2009 , p. 169.
  149. ^ Иванов 2009 , с. 169.
  150. ^ Иванов 2009 , с. 171.
  151. ^ Иванов 2012 , с. 283.
  152. ^ Чесса 2012 , с. 82.
  153. ^ Чесса 2012 , с. 93.
  154. ^ Чесса 2012 , с. 77; Интровинье 2014d , с. 10.
  155. ^ Коэн 2003 .
  156. ^ Целант 1981 , стр. 36–42; Чесса 2012 , с. 78; Бодуэн 2014 , с. 437.
  157. ^ Чесса 2012 , с. 225.
  158. ^ Перейти обратно: а б Чесса 2012 , с. 84.
  159. ^ Ледбитер 1913 .
  160. ^ Чесса 2012 , с. 92.
  161. ^ Ледбитер 1913 , с. 279; Чесса 2012 , с. 94.
  162. ^ Ледбитер 1913 , с. 268; Чесса 2012 , с. 106.
  163. ^ Чесса 2012 , с. 100.
  164. ^ Мартин 1968 , с. 90; Чесса 2012 , с. 78.
  165. ^ Безант и Ледбитер 1905 , с. 36.
  166. ^ Чесса 2012 , с. 107.
  167. ^ Безант и Ледбитер 1905 , стр. 75–82.
  168. ^ Чесса 2012 , с. 104.
  169. ^ Интровинье 2014c , с. 21.
  170. ^ Интровинье 2014d , с. 10.
  171. ^ Перейти обратно: а б Словарь бенезита «Джинна» .
  172. ^ Чесса 2012 , с. 103; Интровинье 2014d , с. 12.
  173. ^ Целант 1981 , стр. 36–42; Чесса 2012 , с. 43.
  174. ^ Сика 2017 , с. 33.
  175. ^ Чесса 2012 , с. 46; Интровинье 2014d , с. 12.
  176. ^ Чесса 2012 , с. 48; Интровинье 2014b , с. 32; Сика 2017 , с. 37.
  177. ^ Интровинье 2014b , с. 32.
  178. ^ Чесса 2012 , с. 49; Интровинье 2014b , с. 32; Сика 2017 , с. 38.
  179. ^ Рингбом 1966 , стр. 404; Геттингс 1978 , стр. 136; Тиллетт 2016 , стр. 68.
  180. ^ Лахман 2008 , с. 60.
  181. ^ Брин 2014 , с. 112.
  182. ^ Робсджон-Гиббингс 1947 , с. 86.
  183. ^ Чесса 2012 , с. 254.
  184. ^ Годвин 2016 , с. 469; Ханеграаф 2017 , с. 33.
  185. ^ Французский 2000 , с. 626.
  186. ^ Ледбитер 1903 , примечание автора; Бакс 2014 ; Годвин 2016 , с. 470.
  187. ^ Ледбитер 1920 , Фронтиспис.
  188. ^ Макфарлейн 2006 , с. 245; Макфарлейн 2012a , с. 139.
  189. ^ Макфарлейн 2012a , с. 146; Леланд 2016 , с. 209.
  190. ^ Ледбитер 1920 ; Макфарлейн 2006 , с. 169.
  191. ^ Макфарлейн 2012a , с. 139.
  192. ^ Ледбитер 1927 , Предисловие.
  193. ^ Ходсон 2007 .
  194. ^ Ходсон 2007 , Посвящение; Годвин 2016 , с. 472.
  195. ^ Ходсон 2007 , Часть V.
  196. ^ Робсджон-Гиббингс 1947 .
  197. ^ Фаликов 2016 , p. 67.
  198. ^ Робсджон-Гиббингс 1947 , с. 152; Бодуэн 2013 , с. 429.
  199. ^ Интровинье 2016a , с. 3; Интровинье 2018a , с. 40.
  200. ^ Интровинье 2016a , с. 4.
  201. ^ Бычков 2007 , p. 57.
  202. ^ Вуд 1993 , стр. 247–48.
  203. ^ Блоткамп 2001 , с. 111; Интровинье 2016a , с. 4; Интровинье 2018a , с. 40.
  204. ^ Вашингтон-Лонг 2013 , с. 2; Интровинье 2018a , с. 41.
  205. ^ Янущак 2010 ; Интровинье 2018а .
  206. ^ Янущак 2014 ; Интровинье 2016а .
  207. ^ Интровинье 2018a , с. 41.
  208. ^ Очарованная современность 2015 .

Источники

[ редактировать ]

Научные публикации

[ редактировать ]

Другие публикации

[ редактировать ]

На русском языке

[ редактировать ]

Теософские публикации

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6d060b58d96cd2013ba9c9c831762ba7__1711408920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6d/a7/6d060b58d96cd2013ba9c9c831762ba7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Theosophy and visual arts - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)