Теософия и изобразительное искусство
Современная теософия оказала значительное влияние на творчество художников, особенно живописцев. [3] [4] [5] Такие художники, как Василий Кандинский , Пит Мондриан и Луиджи Руссоло, выбрали теософию в качестве основной идеологической и философской основы своего творчества. [6] [примечание 2]
Теософский цветовой мистицизм
[ редактировать ]Теософское учение о человеческой ауре было разработано Чарльзом Ледбитером и Рудольфом Штайнером в начале 1900-х годов. [15] [примечание 4] И Ледбитер, и Штайнер заявили, что « ясновидящие » обладают даром видеть так называемые «мыслеформы». [18] и «человеческие ауры». Они также писали, что «впечатления», получаемые такими людьми от « высших миров », подобны «цветовым явлениям, наблюдаемым в физическом мире». [19] [примечание 5]
Николас Гудрик-Кларк отметил, что Анни Безант в сотрудничестве с Ледбитером также опубликовала «влиятельную книгу» под названием « Мыслеформы » . [22] запись ясновидческого исследования. [23] Фронтисписы « Мыслеформ» и «Человека видимого и невидимого» [24] содержат таблицу «Значения цветов» мыслеформ и ауры человека, связанных с чувствами и эмоциями, начиная с «Высокой Духовности » (голубой — в левом верхнем углу) и заканчивая «Злобой» (черной — в нижнем). правый угол), всего 25 цветов. [25][note 6] According to Besant and Leadbeater, feelings and thoughts shape specific forms, for example, "lightning-like shapes" emerge in connection with "anger"[27] and "malice,"[28] zig-zag lines show fear etc.[29]
Thus, thanks to Besant, with Leadbeater and Steiner, the "Theosophical colour mysticism", as Sixten Ringbom has formulated,[30] became a subject in which modern artists have been particularly interested.[note 7] In addition, they were attracted by the Theosophical concept of a "universal harmony underlying the apparent chaos" of the physical world.[3]
Theosophists as artists
[edit]Blavatsky
[edit]Helena Blavatsky (1831–1891) had a developed gift for drawing, "but no pretensions as an artist."[5] Massimo Introvigne wrote that "the first of a long list of Theosophical painters was none other than Madame Blavatsky herself."[33][note 8] Paul Weinzweig spoke about her as "a completely cultured woman in the renaissance ideal." He noted that Blavatsky was a "scientist, poet, pianist, painter, philosopher, writer, educator."[35]
Machell
[edit]- Dweller on the Threshold (1895).[36]
- Vision of the New Day.[39]
Reginald Willoughby Machell (1854–1927)[40] was educated first at Uppingham School, then at Owen's College, having taken "many prizes in drawing and also in the classics." At last, he was sent to study in Paris at the Académie Julian. In 1880, he returned to London and worked as a portrait painter. In 1893, he was elected a member of the Royal Society of British Artists. He created also illustrations to the books An Idol's Passion (1895) and The Chant of a Lonely Soul (1897) by an American novelist Irene Osgood.[41]
In 1887, Machell was introduced to Blavatsky herself by a friend of one of his aunts. In 1888, he joined the Theosophical Society.[42] His paintings began to obtain a mystical and symbolist character. It may be related with such his works as Dweller on the Threshold,[43] The Birth of the Planet, and Lead Kindly Light.[40][44] Machell's Theosophical art had its "triumph" in The Path (1895).[45] He described this painting as follows:
THE PATH is the way by which the human soul must pass it its evolution to full spiritual self-consciousness. The supreme condition is suggested in this work by the great figure whose head in the upper triangle is lost in the glory of the Sun above, and whose feet are in the lower triangle in the waters of Space, symbolizing Spirit and Matter. His wings fill the middle region representing the motion or pulsation of cosmic life, while within the octagon are displayed the various planes of consciousness, through which humanity must rise to attain a perfect Manhood. At the top is a winged Isis, the Mother or Oversoul whose wings veil the face of the Supreme from those below. There is a circle dimly seen of celestial figures who hail with joy the triumph of a new initiate, one who has reached to the heart of the Supreme. From that point he looks back with compassion upon all who still are wandering below and turns to go down again to their help as a Saviour of Men. Below him is the red ring of the guardians who strike down those who have not the "password," symbolized by the white flame floating over the head of the purified aspirant. Two children, representing purity, pass up unchallenged. In the centre of the picture is a warrior who has slain the dragon of illusion, the dragon of the lower self, and is now prepared to cross the gulf by using the body of the dragon as his bridge (for we rise on steps made of conquered weaknesses, the slain dragon of the lower nature).[46][47]
His painting Vision of the New Day continues a theme of The Path. The New Day is a symbol of enlightenment, which the human soul can achieve, avoiding the temptations of materialism.[48]
In 1900, Machell moved to the United States and joined the Theosophical community at Point Loma established by Katherine Tingley.[40][49]
Schmiechen
[edit]- Koot Hoomi (1884).[52]
Hermann Schmiechen (1855–1923)[53] joined the Theosophical Society in London on 20 June 1884.[54] And, fulfilling the request of Blavatsky, he began to paint portraits of the Theosophical Masters. The portrait of the Master Koot Hoomi she assessed as "excellent" and immediately asked Schmiechen to begin working on a portrait of the Master Morya. It took him about three weeks, to complete these paintings.[55] Some authors believe that Schmichen's work was a kind of "psychic experiment", and images of the Masters were transmitted to him telepathically.[56] In Introvigne's opinion, the most significant portraits of the mahatmas "in Theosophical history" were painted by Schmiechen.[57]
Brendan French made examination these portraits and, according to his conclusions, he stated thatSchmiechen
appears to have been significantly influenced by the Venetian cinquecento, in particular by the deceptive tranquillity of Titian's portraiture; equally, he seems to be enamoured of Rembrandt's psychologically-pregnant portraits... That the Masters' portraits should resonate with Christological overtones is hardly surprising. Schmiechen, like most Western artists concerned to invest their images with qualities of transcendence, turned for inspiration to the foundational iconographical type of divine-human hypostasis, the Biblical Christ. The iconic potentialities of a Christ portrait were imported by Schmiechen into his own depiction of semi-divinised men, the Masters. Indeed, he employed several standard devices: an undifferentiated background; over-large, staring eyes; a frontal composition designed to focus attention directly upon the subject's confronting gaze; a sense of sagacity heightened by indications of the sitter's self-possession; no distracting detail in vestment or jewellery; and a framing of the features by long hair and a beard.[58]
Klint
[edit]- Evolution No. 13 (1908).
- Svanen (1914).
- Svanen No. 17 (1915).
Hilma af Klint (1862–1944)[59] "experimented with automatic drawing in a Spiritualist setting."[60][note 10] She joined the Theosophical Society Adyaron May 23, 1904. In 1920, af Klint became a member of the Anthroposophical Society and began "spending long periods in Dornach."[62] The Theosophical and Anthroposophical ideas were a source of the inspiration for many of her paintings.[63] She painted "several series of impressive paintings exploring spiritual or sacred concepts". Her unique style united, in Tessel Bauduin's opinion, "geometric and biomorphic form with a free line".[60][note 11] Af Klint considered abstract art to be the "spiritual precursor of a utopian social harmony, a world of tomorrow."[64] According to Introvigne, only recently, after several exhibitions in different countries, she was recognized as an important European abstract artist.[65]
Fuller
[edit]- Mme Blavatsky (1908).[66]
- Lord Buddha (1910).[67]
- C. W. Leadbeater (1911).[68]
Florence Fuller (1867–1946)[69] joined the Theosophical Society in 1905.[70] In the same year, she created A Golden Hour "widely regarded as a national Australian masterpiece."[71] From 1908 to 1911 in Adyar, she painted portraits of the leaders of the Theosophical Society and the Theosophical Masters.[72][note 12]
In Adyar, Fuller created an "unknown number" of portraits of the mahatmas, including the Lord Buddha. Of these, only a portrait of the Master Buddha has been published.[74] In Brendan French's opinion, this portrait illustrates reducing "sex characteristics, and thus appear androgynous." He argued this is "founded in Renaissance angelology."[58] According to McFarlane, Fuller chose the colors for this painting in full accordance with the Theosophical canon expounded in Thought-Forms[22] by Besant and Leadbeater.[75]
Mondrian
[edit]In the early 1900s, Piet Mondrian (1872–1944)[77] had read the Theosophical literature with great interest, including The Great Initiates[78] by Édouard Schuré.[79] He joined the Dutch Section of the TS in 1909.[5][80] As Carel Blotkamp stated, "It is abundantly clear that Theosophy was of crucial importance to Mondrian."[81][note 14]
Michel Seuphor wrote that Mondrian's religion "went from Calvinism to Theosophy and from Theosophy to Neoplasticism," that had included Theosophy and became his main world-view.[83] Mondrian believed that his neoplastic concept should in the "most objective and rational way possible transmit" the Theosophical idea of the Absolute. In his opinion, the neoplastic art will in future replace religion. And artist's role – "as priest of this religious art – will consist in helping the common man reach the desired after inner balance."[84][note 15]
Mondrian chose for his "monumental triptych" Evolution, a theme which is one of the main doctrines in the Theosophical teaching.[86][note 16] According to Robert Welsh, the blue and yellow colors used in the work can be explained as astral "shells or radiations" of the figures. Can be thought that these personages take part in the Theosophical initiation. However, one should examine them as the same person "viewed in three complementary aspects."[88] If go in the order "left, right, and center," we have a standard mystical advancement "from matter through soul to spirit."[89] In Isis Unveiled, Blavatsky wrote:
Three spirits live and actuate man, teaches Paracelsus; three worlds pour their beams upon him; but all three only as the image and echo of one and the same all-constructing and uniting principle of production. The first is the spirit of the elements (terrestrial body and vital force in its brute condition); the second, the spirit of the stars (sidereal or astral body—the soul); the third is the Divine spirit (Augoeidés).[90]
Roerich
[edit]Nicholas Roerich (1874–1947)[91][92] and his wife Helena created Agni Yoga, a "Theosophically inspired form of esotericism." This "neo-Theosophical" doctrine was first explained in 1929.[93][note 17] Introvigne designated the Roerichs' doctrine as a "Theosophical schism."[95][note 18] According to Joscelyn Godwin, Roerich was "probably the most thoroughly Theosophical of 20th-century painters, although opinions of his merit vary."[5]
Artists and Theosophy
[edit]Kandinsky
[edit]External image | |
---|---|
Works by Wassily Kandinsky | |
A Woman in Moscow (1912).[note 19] |
Even before 1910,[note 20] Wassily Kandinsky (1866–1944)[99] studied the Theosophical books[22][100][101] of Blavatsky, Besant and Leadbeater, Steiner, and Schuré.[3][102][note 21] In 1912, he wrote in his main theoretical work Über das Geistige in der Kunst on the importance of Theosophy "for his art".[104][note 22] According to Boris Falikov, Theosophy helped Kandinsky conceptually to comprehend creative and spiritual experiences, which, as he understood, "more and more merged into a single whole." The works by Blavatsky, Steiner, and their like-minded people helped him not only to conceptualize his experience, but also to formulate his own mission, which combined the artistic and religious dimension. He comprehended that he was an active participant in the turn to the spiritual world about which "Theosophy prophesied."[106]
In his treatise, Kandinsky stated that Blavatsky began "one of the greatest spiritual movements which unites a great number of people and which also has established a material form of this spiritual phenomenon in the Theosophical Society."[107] He presented a long quotation from Blavatsky's book The Key to Theosophy:
A new herald of truth will find the minds of men prepared for his message... A new manner of expression is created in which to clothe the new truths, an organization which will await his arrival, and will then proceed to remove the merely material obstacles and difficulties from his path.[108]
According to Ringbom, in the "General Part" of his treatise,[109] Kandinsky has actually repeated Schuré's introduction[110] into the Theosophical doctrine. This fact is confirmed his "polemic against materialism, positivism and scepticism, the references to spiritism and psychical research as proofs of the approaching spiritual synthesis of science, religion and art."[111] Rose-Carol Washton Long wrote that Theosophy convinced Kandinsky that "hidden imagery could be a powerful method" of conveying the spiritual ideas.[112] In his lexicon, Leadbeater's concept of vibration was fixed for life.[113] He used it in his "most famous image" of creativity:
Colour is a means of exercising direct influence upon the soul. Colour is the keyboard. The eye is the hammer, while the soul is a piano of many strings. The artist is the hand through which the medium of the corresponding keys causes the human soul to vibrate. It is, thus, evident that colour harmony can rest only on the principle of the corresponding touch to the human soul.[114][note 23]
Lechter
[edit]External images | |
---|---|
Works by Melchior Lechter | |
Panis Angelorum (1906).[116][note 24] | |
Sacred Tower (1917).[118] | |
Shambhala (1925).[118] |
Melchior Lechter (1865–1937)[119] studied painting at the Hochschule der Künste, Berlin.[120] In 1896 at Berlin, he had his first exhibition. He was also a publisher, founder the Unicorn Press (German: Einhorn Presse), and "had an interest in Theosophy."[121] In his paintings and writings, Lechter integrated "ideas of both the medieval German and the ancient Indian mystics."[122]
У Лектера были «свои представления» о природе цвета. Например, он считал, что Рембрандт в своей картине « Иосиф и жена Потифара» (Рембрандт) выразил «тлеющую непристойность женщины через желтовато-коричневый грязный цвет ее плаща, который, к тому же, выглядел так, как будто он был влажным. " Он также утверждал, что выразительность красок, с помощью которых «живописец мог символизировать характер своего предмета», заключалась в художественном воспроизведении природного явления, поскольку, по его мнению, «от каждого исходит особая пестрая аура, которая, однако, могла быть увиденными только людьми, наделенными особыми способностями». [123] Ян Штоттмайстер назвал мировоззрение Лехтера «теософским католицизмом», поскольку он объяснял эзотерическое значение «своего экзотерического католицизма» цитатами из «Тайной доктрины» Блаватской и «Мыслеформ». [22] Безант и Ледбитер. [124]
Ванна
[ редактировать ]Внешние изображения | |
---|---|
Работы Франтишека Купки. | |
Сон (1909) . [примечание 25] | |
Женщина, собирающая цветы (1909) . [примечание 26] | |
Локализация графических мотивов II (1913) . |
Франтишек Купка (1871–1957) [127] был «практикующим спиритическим медиумом » в Праге и Вене до своего переезда в Париж в 1896 году. [5] [128] Как и Кандинский, он «находил вдохновение в теософии и оккультизме и пропагандировал субъективно-интуитивный подход к искусству». [129] Среди теософских источников книга Безант и Ледбитера « Мыслеформы». [22] оказал на него большое влияние. [130] Его интересовала не только научная, но и теософская теория цвета. [131] Как и Мондриан, Купка принял идею четвертого измерения «как дополнение» к своей теософской вере. [132] [примечание 27]
По мнению Челси Джонс, картина Купки «Сон » (1909) подтверждает его «интерес к буддизму , теософии и науке и представляет его веру в нематериальное». [135] Она писала, что эта работа также демонстрирует «теософское представление» об астральном видении:
В «Сне» Купка представил видение невидимой реальности. Здесь на сцене доминируют воображаемые плавающие формы; они затмевают формы видимой реальности, представленные плотскими формами, лежащими во сне. Благодаря разнице в масштабе между фигурами сновидений и их земными формами Купка явно создал картину об опыте невидимой реальности, в которой нематериальное доминирует над материалом. [136] [примечание 28]
Бекманн
[ редактировать ]Внешние изображения | |
---|---|
Работы Макса Бекмана | |
Рождение (1937) . | |
Смерть (1938) . [138] | |
Эскиз для древних людей (№5) . | |
Эскиз для древних людей (№8) . | |
Эскиз для древних людей (№9) . | |
Эскиз для древних людей (№11) . [139] |
Макс Бекманн (1884–1950) [140] был, как и Мондриан, и Кандинский, интересовался «Теософской теорией» Блаватской, а также начал изучать Веды и индийскую философию . [141] [примечание 29]
По мнению Владимира Иванова, [143] Картина Бекмана « Смерть» ( нем . Der Tod ) требует теософского комментария, без которого невозможно понять смысл композиции. Очевидно, изображая смерть, Бекман «опирался» на знания, почерпнутые им из чтения теософской литературы. В композицию включен момент развития во времени, переход во вневременное (астральное) измерение: показаны различные этапы посмертных состояний. Иванов заявил, что художник представил посмертные переживания человека, отягощенного пороками. Верхняя часть картины композиционно доминирует над нижней по своему смыслу и значению. Другая особенность заключается в том, что картина представляет разные временные фазы и экзистенциальные состояния. В середине странное изображение существа с погасшей свечой. Из-под халата выглядывают шесть рысаков, что сразу дает понять об астральной природе этого персонажа. Прослеживается переход от земного к сверхчувственному. Дальнейшие действия происходят в верхней части композиции, которая нуждается в " герметическая » интерпретация. [144]
Теософия представляет смерть как «длительный процесс, состоящий из различных сменяющихся фаз». Первая фаза связана с переживанием камалоки . Безант объяснила это следующим образом: «Камалока, буквально место или обиталище желания, есть... часть астрального плана, не отделенная от него как отдельная местность, но отделенная состояниями сознания сущностей, принадлежащих к астральному плану. это." [145] Бекман хотел показать, что отбор и объективация воспоминаний об окончании жизни происходит в камалоке. По мнению Иванова, монстры в верхней части композиции — «не что иное, как объективация психических состояний умершей женщины». Безант писала, что первым переживанием после смерти будет видение «панорамы» прошлой жизни, которая в «смертный час» разворачивается перед каждым умершим во всех пережитых подробностях. Она заявила, что «он видит свои амбиции с их успехом или разочарованием... преобладающая тенденция целого ясно проявляется, правящая мысль жизни утверждает себя и глубоко впечатывается в душу, отмечая область, в которой главная мысль часть его посмертного существования будет потрачена». [146] Двойную структуру композиции «Смерть» следует объяснить и с теософской точки зрения, поскольку рассмотрение жизни после смерти происходит в обратном порядке: от конца к началу. Иванов ссылался на Штейнера, который писал: «Во время очищения человек как бы проживает свою жизнь в обратном порядке... Он начинает с событий, непосредственно предшествовавших смерти, и переживает все в обратном порядке, обратно в детство». [147] Другие факты, события и существа астрального мира также принимаются в обратном порядке. Ледбитер сказал, что ясновидящему будет трудно осознавать то, что он видит, и еще труднее — выразить словами все, что он наблюдал. Ярким примером заблуждений, которым может подвергнуться наблюдатель, является обратное расположение чисел, отраженных в «астральном свете». Например, 931 вместо 139 и так далее. [148] Поэтому персонажи, изображенные вверх тормашками в верхней части композиции, свидетельствуют о знании живописцем законов астрала. [149]
Бекман был необычайно «впечатлён» «Тайной доктриной» , которую он прочитал в 1934 году. Затем он сделал несколько различных зарисовок «на тему» её второго тома «Антропогенез». Альбом с этими зарисовками находится в Национальной галерее (Вашингтон). Наряду с эскизами в альбоме есть отрывки из этой книги Блаватской. Серия зарисовок посвящена развитию мотивов, которые затем нашли свое законченное выражение в произведении « Ранние люди » ( нем . Frühe Menschen ). [139] [150] [примечание 30]
Руссоло
[ редактировать ]Внешние изображения | |
---|---|
Работы Луиджи Руссоло | |
Маски (1908) . [152] | |
Линии-сила молнии (1912) . [153] |
Луиджи Руссоло (1885–1947) [155] интересовался оккультизмом и теософией. [156] По мнению Лучано Чесса , теософия — это «ключ», позволяющий «идентифицировать, расшифровать и контекстуализировать» интерес Руссоло к оккультизму, присутствующий в его сочинениях: от его «гравюр и картин» до его теоретических работ. по музыке. [157]
В творчестве Руссоло теософские идеи впервые были использованы в его офорте и акватинте «Маски» ( итал .: Maschere , 1908). [158] Его чтение теософских книг Безант и Ледбитера о звуковых формах. [22] [159] «вероятно, повлиял на одну из его самых ярких» картин, «Силовые линии молний » ( итал . Linee-forza della folgore , 1912). [160] Треугольное изображение ударной волны на этой картине «чрезвычайно близко» к изображению звуковых форм грозы, которое описано в « Скрытой стороне вещей » Ледбитера : «Величественный раскат грозы создает обычно обширную плавную полосу цвета, в то время как оглушительный грохот часто вызывает к временному существованию совокупность нерегулярных излучений... или иногда огромную неправильную сферу с шипами, торчащими из нее во всех направлениях». [161]
Чесса писала, что картина Руссоло «Музыка» представляет, по словам Ледбитера, «скрытую сторону исполнения музыкального произведения». [162] На картине изображен пианист, играющий в «состоянии восторженного энтузиазма». Линии его лица едва различимы. Его руки «представлены в безумном, виртуозном движении по бесконечной клавиатуре». [163] [примечание 32] В этой работе, как и в «Машере» , изображена серия летающих масок с различными выражениями, которые легко можно интерпретировать как «визуализацию или материализацию различных состояний ума» пианиста-медиума, исполняемую духами, которых он сам вызвал. [158] Авторы « Мыслеформ» объясняли, что духи, «обитающие на астральном плане, обладают энергией изменять ход уже существующих мыслеформ и заставлять их двигаться». [165] [166] По мнению Чессы, эта картина «структурирована в соответствии с критериями, представленными в «Мыслеформах» . [167] в частности, раздел книги, описывающий формы, создаваемые музыкой». [168] [примечание 33]
Джина
[ редактировать ]Арнальдо Джинна (урожденный Арнальдо Джинанни Коррадини; 1890–1982), [171] подобно Кандинскому, имел теоретические работы по искусству (например, Arte dell'avvenire [ Искусство будущего ], 1910 и Pittura dell'avvenire [ Живопись будущего ], 1915). [172] Джермано Челант назвал его «самым эзотерическим» футуристом, указав на его интерес к теософской и оккультной литературе. [173] [примечание 34] Среди его публикаций можно найти те, которые содержат цитаты из Мыслеформ. [22] и Человек видимый и невидимый . [24] [175]
В 1908 году Джинна нарисовала картину «Неврастения» , которую можно было бы назвать произведением абстрактного искусства. [176] В этой картине «он пытался изобразить состояние души». [171] [примечание 35] Неврастения — первое явление абстрактной живописи, поскольку она «на два года предшествовала первой абстрактной акварели Кандинского». [178]
Иллюстраторы
[ редактировать ]По мнению исследователей эзотерики, иллюстрации к книге « Мыслеформы» , выполненные Джоном Варли, мистером Принсом и мисс Макфарлейн, [179] [5] «очень напоминают абстрактную и сюрреалистическую живопись» [180] и «не выглядело бы неуместно рядом с ранними абстракциями Малевича или Кандинского». [181] [примечание 36] Тем не менее, авторы книги полностью руководили работой художников, воплотивших их идеи и их видение. [183] [примечание 37]
Граф Морис Прозор (1849–1928) нарисовал иллюстрации к книге Ледбитера « Человек видимый и невидимый» . [5] [186]
Альфред Эдвард Уорнер (1879–1968) имел в Сиднее собственную коммерческую художественную студию. В 1923 году он стал членом Австралийского общества художников-граверов и входил в его совет в 1923–1925 годах. В 1923 году он также был одним из основателей Австралийского общества экслибрисов. [189] В течение нескольких лет Уорнер успешно сотрудничал с Ледбитером, иллюстрируя его книги, в частности, « Наука о таинствах» . [190] На его иллюстрации «Завершенная евхаристическая форма » «мыслеформа принимает вид мечети с минаретами, возвышающимися над церковью, чтобы окутывать и влиять на окружающую сельскую местность». [191] В предисловии к своей Чакры Ледбетер писал, что «прекрасную серию рисунков» к книге сделал Эдвард Уорнер. [192]
Внешние изображения | |
---|---|
Иллюстрации к теософской книге « Царство богов» . [193] | |
Табличка 6. Повелитель сосен . | |
Фото 12 Горный Бог . | |
Табличка 15. Бог заснеженного хребта . | |
Фото 18. Бог южной части Тихого океана . | |
Табличка 20 Ангел музыки . | |
Табличка 21. Розовый ангел . | |
Табличка 22 Розовый ангел (фрагмент) . |
В 1937 году художница Этельвинн М. Куэйл выполнила иллюстрации к теософской книге « Царство богов», основанной на «исследованиях Джеффри Ходсона , проведенных между 1921 и 1929 годами». [5] [194] Автор книги отметил: «Поскольку она нарисовала их по моим описаниям, она несет ответственность только за их исполнение, а не за их композицию, окраску или форму». [195]
Споры
[ редактировать ]В 1947 году Теренс Гарольд Робсджон-Гиббингс (1905–1976), критикуя современное искусство, [196] обвинил его в «порочной связи» с оккультизмом. [197] [примечание 38] Критика Робсджона-Гиббингса была настолько «успешной, что на протяжении десятилетий сторонники абстрактного искусства религиозно избегали упоминания об эзотерических связях его пионеров». Интерес к теософии таких лидеров абстрактного искусства, как Мондриан и Кандинский, использовался « христианами-евангелистами и другими критиками» «как оружие» против современного искусства в целом. [199]
Предубеждение против связи истоков современного искусства с теософией все еще существует. [200] [примечание 39] Например, ученый-искусствовед Ив-Ален Буа утверждал, что «теософская чепуха, которой на мгновение было загромождено сознание художника», довольно быстро исчезла из искусства Мондриана; [202] но сам Мондриан писал: «Я получил все из «Тайной доктрины ». [203] Выставка «Изобретая абстракцию, 1910–1925» в Нью-Йоркском музее современного искусства в 2012–2013 годах «полностью игнорировала» ценность оккультизма и теософии. [204] Искусствовед Вальдемар Янущак написал 7 февраля 2010 года:
Дело в том, что теософия... смущает. Если есть что-то, чего вы не хотите, чтобы ваш ярый модернист был членом оккультного культа... Теософия переносит искусство на Дэна Брауна территорию . Ни один серьезный исследователь истории искусств не хочет прикасаться к этому. [205]
Янущак также утверждал, что теософия была «обманной» и «смехотворной» и что «однажды кто-нибудь напишет большую книгу о замечательном влиянии теософии на современное искусство» и «ее бессмысленном заклинании» на многих современных художников. [206] Но, как писал Массимо Интровинье , «конференции, публикации и выставки о влиянии теософии на современное искусство продолжаются все более быстрыми темпами». [207] [примечание 40]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Фактически эта картина стала эмблемой изучения теософского влияния на современное искусство: см., например, эту страницу. [2]
- ↑ научная конференция « Очарованные современности: теософия и искусство в современном мире» прошла В сентябре 2013 года в Амстердамском университете , на которой перед аудиторией из 150 учёных было представлено около 50 докладов. [7] Большинство этих докладов касались вопросов теософии и изобразительного искусства. [8] Короче говоря, как заметил Воутер Дж. Ханеграаф , «современное искусство — это настоящая ярмарка эзотерики и оккультизма » . [9]
- ↑ Роберт Эллвуд писал, что, согласно теософии, «ауры могут состоять из сложной комбинации эфирной , астральной и ментальной материи». [13] Олав Хаммер писал: «Аура описывается как цветная оболочка, окружающая физическое тело». [14]
- ↑ Хаммер писал, что «Ледбитер предложил теорию человеческой ауры», основанную на некоторых Елены Блаватской . идеях [16] По словам Блаватской, «Каждый человек излучает магнетическое дыхание или ауру». [17]
- ↑ Штайнер утверждал, что «богатство цвета в этих высших мирах неизмеримо больше, чем в физическом мире». [20] Он также считал, что художественная чувствительность является предпосылкой развития духовных способностей, поскольку она «проникает сквозь поверхность вещей и тем самым достигает их тайн». [21]
- ↑ Джей Джонстон заявил, что Безант и Ледбитер «развили свое предположение о существовании в тонкой субстанции пульсирующих форм различной окраски, соответствующих ментальному/эмоциональному/духовному опыту человека». [26]
- ↑ По мнению Роджера Липси, теософия смогла создать « визуальный язык , который вошел в мейнстрим искусства двадцатого века». [31]
- ^ Некоторые ее картины выполнены с автоматическим или трансовым рисунком . [5] [34]
- ↑ Эта картина висит в административном здании Международной штаб-квартиры Теософского общества в Пасадене , Калифорния. Он написан маслом и левкасом и имеет размеры 6 футов 2 дюйма × 7 футов 5 дюймов [188 × 226 см]. [38]
- ↑ Она изучала спиритуализм и сама стала медиумом . В 1896 году она сформировала группу The Five ( швед . De Fem ), которая «производила автоматические картины». [61]
- ↑ Ее также считали « пионером абстрактных идей , предшествовавшим Кандинскому». [64]
- ↑ Дженни Макфарлейн похвалила портрет К.В. Ледбитера, созданный Фуллером в 1911 году. [73]
- ↑ Холст, масло, триптих. Центральная панель 183 × 87,5 см, боковые панели 178 × 85 см. Gemeentemuseum в Гааге . [76]
- ↑ Его фраза «Я получил все из «Тайной доктрины »» широко цитируется. [82]
- ↑ Бодюэн писал, что Мондриана «больше всего интересовала космическая гармония, которая должна была выражаться в правильном балансе между общими и абстрактными элементами, представляющими абсолютную истину и абсолютную красоту». [85]
- ^ «Эволюция» полностью содержит теософские элементы. [87]
- ↑ Рерихи присоединились к Русской секции ТО ( возможно, неофициально) перед Первой мировой войной. [94]
- ↑ Анита Стасулане писала, что «на отношения Рерихов с русской секцией ТО серьезно повлиял вопрос о праве на перевод произведений Блаватской». [96]
- ↑ По мнению Джона Э. Боулта и Гэри Лахмана , в этой картине влияние Мыслеформ [22] вполне видно. [97]
- ↑ В 1910 году Кандинский написал свою первую абстрактную работу. [98]
- ↑ Рингбом отмечал, что интерес Кандинского к теософии и эзотерике не был «каким-то личным хобби, сугубо частным развлечением, сыгравшим незначительную роль в формировании его художественного мировоззрения». [103]
- ↑ Моше Бараш отметил, что теософия «имела непосредственное отношение к Кандинскому». Это стало «значимым фактором» в его «интеллектуальном мире». [105]
- ↑ По мнению Боулта, теософская цветовая символика была приманкой, которая привлекла Кандинского в «мир теософии». [115]
- ↑ По словам Яна Штоттмейстера, эта картина объединяет «очевидно католическую тему, Святое Причастие », с теософским учением об ауре. [117]
- ^ Картон, масло, 30,5 × 31,5 см. Музей Бохума, Германия . [125]
- ^ Бумага, пастель, 45 × 47 см. Центр Помпиду , Национальный музей современного искусства , Париж. [126]
- ↑ Ледбитер использовал термин «четвертое измерение», говоря в своих книгах об «астральном видении». [133] По Бодюэну, «четвертое измерение» и теософский «астральный план» — равнозначные понятия. [134]
- ↑ В левом нижнем углу картины Купка написал: «Моя дорогая Нини, здесь я рисую свой сон о нас двоих — твой, Франк». ( Французский : Ma Chère Ninie, Voici ébauche le reve que J'ai eu-nous deux - Ton Franc. ) [137]
- ^ Он прочитал все тома немецких переводов «Тайной доктрины» ( нем . Geheimlehre ) и «Разоблаченной Изиды» ( нем . Entschleierte Isis ). [142]
- ^ См . «Ранние люди » (1947) Макса Бекмана на этой странице. [151]
- ^ Холст, масло, 220 × 140 см. Коллекция современного итальянского искусства Эсторик , Лондон. [154]
- ↑ По мнению Марианны Мартин, многорукий пианист в «Музыке» символизирует Шиву Натараджу , «создателя и повелителя космического танца в индуистском пантеоне », и это доказывает интерес Руссоло к восточным философиям, которые «были главным источником» Теософия. [164]
- ^ Интровинье подтвердил, что мыслеформы повлияли на Руссоло, [169] и отметил, в качестве примера, его произведение La musica . [170]
- ↑ Он читал книги таких авторов, как Елена Блаватская, Рудольф Штайнер, Франц Хартманн и Чарльз Ледбитер. [174]
- ^ См . «Неврастения» (1908) Джинны на этой странице. [177]
- ↑ По мнению Т. Х. Робсджона-Гиббингса , «многие из первых абстрактных картин… имеют поразительное сходство с мыслеформами». [182]
- ↑ По словам Годвина и Ханеграафа, художник-пейзажист Джон Варли был внуком Джона Варли Старшего (1778–1842). [184] Его жена, художница Изабелла Варли, была «тетей У. Б. Йейтса , и именно она в 1884 году подарила ему экземпляр « » Синнетта Эзотерического буддизма ». [185]
- ^ По словам Робсджона-Гиббингса, абстрактное искусство является «побочным продуктом астрального проявления, как это показано теософией, спиритизмом и оккультизмом». [198]
- ^ Философ-искусствовед Виктор Бычков заявил, что сам относится к теософии, антропософии и другим эзотерическим учениям скептически. По его мнению, эзотерика не способствовала «созданию эстетических ценностей, достойных внимания». [201]
- ^ См., например, здесь. [208]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Безант и Ледбитер 1905 , с. 80.
- ^ Интровинье 2016c , с. 23.
- ^ Перейти обратно: а б с Дэвис 2003 .
- ^ Элвуд 2012 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Годвин 2013 .
- ^ Рингбом 1970 ; Блоткамп 2001 ; Шахматы 2012 .
- ^ Интровинье 2018a , с. 30.
- ^ Очарованная современность 2013 .
- ^ Ханеграаф 2013 , с. 148.
- ^ Ледбитер 1903 , Фронтиспис; Безант и Ледбитер 1905 , Фронтиспис.
- ^ Бодуэн 2012 , с. 43; Годвин 2016 , с. 469.
- ^ Ледбитер 1903 , с. 94.
- ^ Элвуд 2014 , с. 115.
- ^ Хаммер 2014 , с. 358.
- ^ Хаммер 2003 , стр. 223, 225.
- ^ Хаммер 2003 , с. 223.
- ^ Блаватская 1877a .
- ^ Мелтон 2001c .
- ^ Ледбитер 1903 , гл. 16; Штайнер 1994 , Гл. 6; Рингбом 1966 , стр. 397–398.
- ^ Штайнер 2004 , стр. 58; Рингбом 1966 , стр. 397.
- ^ Steiner 2004 , p. 50; Фаликов 2016 , p. 76.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Безант и Ледбитер, 1905 год .
- ^ Гудрик-Кларк 2008 , с. 232.
- ^ Перейти обратно: а б Ледбитер 1903 год .
- ^ Рингбом 1966 , стр. 398; Бодуэн, 2012 , стр. 43; Годвин 2016 , стр. 469.
- ^ Джонстон 2012 , с. 158.
- ^ Ледбитер 1903 , с. 100; Фаликов 2016 , с. 85.
- ^ Безант и Ледбитер 1905 , с. 53; Чесса 2012 , с. 94.
- ^ Рингбом 1966 , стр. 398.
- ^ Рингбом 1966 , стр. 397.
- ^ Липси 2011 , с. 34; Олдертон 2011 , с. 243.
- ^ Девени 2001 , с. 531.
- ^ Интровинье 2015 , с. 11.
- ^ Интровинье 2016c , с. 53; Интровинье 2017b , с. 5.
- ^ Вайнцвейг 1978 , с. 15; Крэнстон 1993 , с. xvi.
- ^ Интровинье 2014a , с. 172; Интровинье 2018b , с. 13.
- ^ Интровинье 2014a , с. 182; Интровинье 2018b , с. 28.
- ^ Мачелл Путь .
- ^ Интровинье 2014a , с. 185; Интровинье 2018b , с. 31.
- ^ Перейти обратно: а б с Мелтон 2001а .
- ^ Кости 2012 ; Камерлинг 1980 ; Интровинье 2014a , стр. 168, 173; Интровинье 2018b , с. 6.
- ^ Кость 2012 ; Интровинье 2014a , с. 169.
- ^ де Пурукер 1999 .
- ^ Интровинье 2014a , с. 173.
- ^ Интровинье 2014a , с. 180.
- ^ Мачелл 1980 , с. 354; Интровинье 2014a , с. 181.
- ^ Камерлинг 1980 , Путь; Киркли 1997 .
- ^ Интровинье 2018b , с. 31.
- ^ Рудбёг 2013 , стр. 66.
- ^ Интровинье 2015 , с. 26.
- ^ Французский 2000 , с. 609.
- ^ Интровинье 2015 , с. 25.
- ^ Словарь Бенезита "Шмихен, Герман" .
- ^ Интровинье 2015 , с. 20; Интровинье 2017a , с. 212 .
- ^ Французский 2000 , с. 622.
- ^ Французский 2000 , с. 622; Сассон 2012 , с. 142.
- ^ Интровинье 2015 , с. 18; Интровинье 2017a , с. 212 .
- ^ Перейти обратно: а б Французский 2000 , с. 637.
- ^ Словарь Бенезита "Клинт, Хильма Би" .
- ^ Перейти обратно: а б Бодуэн 2014 , с. 435.
- ^ Интровинье 2014b , с. 27.
- ^ Интровинье 2014b , с. 30.
- ^ Бодуэн 2012 , с. 47; Бодуэн 2014 , с. 436.
- ^ Перейти обратно: а б Бодуэн 2012 , с. 47.
- ^ Интровинье 2014c , с. 27.
- ^ Макфарлейн 2006 , с. 242; Интровинье 2017b , с. 20.
- ^ Французский 2000 , с. 610; Интровинье 2015 , с. 42.
- ^ Макфарлейн 2006 , с. 243; Интровинье 2017b , с. 20.
- ^ Словарь Бенезита "Фуллер, Флоренция" .
- ^ Макфарлейн 2006 , с. 77; Интровинье 2015 , с. 39.
- ^ Интровинье 2015 , с. 38.
- ^ Французский 2000 , с. 626; Макфарлейн 2006 , с. 78; Интровинье 2015 , с. 42.
- ^ Макфарлейн 2006 , с. 80.
- ^ Интровинье 2017b , с. 21.
- ^ Макфарлейн 2006 , стр. 86–87.
- ^ Интровинье 2014e , с. 47.
- ^ Хенкельс 2003 .
- ^ Шюре 1921 .
- ^ Рингбом 1966 , стр. 413; Сеуфор 1969 , стр. 53; Интровинье 2014e , стр. 48.
- ^ Рингбом 1966 , стр. 413; Гудрик-Кларк 2008 , стр. 232; Крамер 2013 , стр. 20; Интровинье 2014e , стр. 47.
- ^ Блоткамп 2001 , с. 14.
- ^ Блоткамп 2001 , с. 111; Брис-Марино 2014 , с. 499; Интровинье 2014e , с. 47.
- ^ Сеуфор 1969 , с. 58; Интровинье 2014e , с. 51.
- ^ Брис-Марино 2014 , стр. 496, 499.
- ^ Бодуэн 2013 , с. 432.
- ^ Валлийский 1987 , с. 175.
- ^ Селлон и Вебер 1992 , стр. 326.
- ^ Валлийский 1987 , с. 176.
- ^ Валлийский 1987 , с. 177; Интровинье 2014e , с. 49.
- ^ Блаватская 1877 , с. 212; Валлийский 1987 , с. 176.
- ^ Арчер 2003 ; Мелтон 2001б .
- ^ Словарь Бенезита «Рерих, Николя» .
- ^ Хаммер 2003 , стр. 78, 103; Карлсон 2015 , с. 195; Интровинье 2016a , с. 6.
- ^ Стасулане 2005 , с. 25.
- ^ Интровинье 2016c , с. 48.
- ^ Стасулане 2013 , с. 197.
- ^ Боулт 1999 , с. 33; Лахман 2008 , с. 60.
- ^ Мошинская 2003 .
- ^ Барнетт 2003 .
- ^ Блаватская 1889 ; Ледбитер 1903 год .
- ^ Шюре 1921 ; Штайнер 1994 .
- ^ Рингбом 1966 , стр. 394–395; Рингбом 1970 , стр. 47, 74, 81; Вашингтон-Лонг 1980 , стр. 15; Боулт и Вашингтон-Лонг 1980 , стр. 45; Иванов 2007 , стр. 83.
- ^ Рингбом 1966 , стр. 393; Интровинье 2018а , стр. 31.
- ^ Интровинье 2016c , с. 32.
- ^ Бараш 1990 , стр. 298, 304.
- ^ Фаликов 2016 , стр. 75, 87.
- ^ Кандинский 1952 , с. 42; Рингбом 1966 , с. 394; Вашингтон-Лонг, 1987 , с. 40; Бараш 1990 , с. 301; Липси 2011 , с. 34; Фаликов 2016 , с. 77.
- ^ Блаватская 1889 , с. 307; Кандинский 1952 , с. 42–43; Рингбом 1966 , стр. 394; Гудрик-Кларк 2008 , стр. 232.
- ^ Кандинский 1952 , Генерал.
- ^ Шюре 1921 , Введение.
- ^ Рингбом 1966 , стр. 395.
- ^ Вашингтон-Лонг 1975 , с. 217.
- ^ Фаликов 2016 , p. 86.
- ^ Кандинский 1952 , с. 64; Рингбом 1966 , с. 400; Трейтель 2004 , стр. 125–126; Фаликов 2016 , с. 86.
- ^ Боулт 1999 , с. 36.
- ^ Уолтерс 1911 , Фронтиспис.
- ^ Stottmeister 2013 , с. 24.
- ^ Перейти обратно: а б Ханеграаф 2015 .
- ^ Уолтерс 1911 .
- ^ Гюнтер 2003 .
- ^ Словарь Бенезита "Лектер, Мельхиор" .
- ^ Маджут 1959 , с. 195.
- ^ Маджут 1959 , с. 196.
- ^ Stottmeister 2013 , с. 24; Стоттмайстер 2014 , с. 104.
- ^ Джонс 2012 , с. 99.
- ^ Джонс 2012 , с. 103.
- ^ Виттлих 2003 .
- ^ Бодуэн 2012 , с. 48; Интровинье 2016b , с. 14.
- ^ Желания 2016 , с. 11.
- ^ Бодуэн 2012 , с. 42; Джонс 2012 , с. 51.
- ^ Бодуэн 2012 , с. 49.
- ^ Бодуэн 2012 , с. 49; Хендерсон 2013 , с. 492.
- ^ Ледбитер 1895 , с. 9; Хендерсон 2013 , с. XXIX.
- ^ Бодуэн 2012 , с. 35.
- ^ Джонс 2012 , с. VII.
- ^ Джонс 2012 , с. 70.
- ^ Джонс 2012 , с. 65.
- ^ Иванов 2009 , с. 166.
- ^ Перейти обратно: а б Бекманн .
- ^ Ленц 2003 .
- ^ Зельц 1964 , с. 94; Зельц 1992 , с. 8; Реймерц 1995 , с. 80; Иванов 2009 , с. 166.
- ^ Реймерц 1995 , Тайная Доктрина.
- ^ Бычков 2012 .
- ^ Иванов 2009 , с. 156–167.
- ^ Besant 1899 , p. 107; Иванов 2009 , p. 168.
- ^ Besant 1899 , pp. 110–111; Иванов 2009 , p. 168.
- ^ Steiner 1989 , p. 104; Иванов 2009 , p. 169.
- ^ Leadbeater 1895 , p. 4; Иванов 2009 , p. 169.
- ^ Иванов 2009 , с. 169.
- ^ Иванов 2009 , с. 171.
- ^ Иванов 2012 , с. 283.
- ^ Чесса 2012 , с. 82.
- ^ Чесса 2012 , с. 93.
- ^ Чесса 2012 , с. 77; Интровинье 2014d , с. 10.
- ^ Коэн 2003 .
- ^ Целант 1981 , стр. 36–42; Чесса 2012 , с. 78; Бодуэн 2014 , с. 437.
- ^ Чесса 2012 , с. 225.
- ^ Перейти обратно: а б Чесса 2012 , с. 84.
- ^ Ледбитер 1913 .
- ^ Чесса 2012 , с. 92.
- ^ Ледбитер 1913 , с. 279; Чесса 2012 , с. 94.
- ^ Ледбитер 1913 , с. 268; Чесса 2012 , с. 106.
- ^ Чесса 2012 , с. 100.
- ^ Мартин 1968 , с. 90; Чесса 2012 , с. 78.
- ^ Безант и Ледбитер 1905 , с. 36.
- ^ Чесса 2012 , с. 107.
- ^ Безант и Ледбитер 1905 , стр. 75–82.
- ^ Чесса 2012 , с. 104.
- ^ Интровинье 2014c , с. 21.
- ^ Интровинье 2014d , с. 10.
- ^ Перейти обратно: а б Словарь бенезита «Джинна» .
- ^ Чесса 2012 , с. 103; Интровинье 2014d , с. 12.
- ^ Целант 1981 , стр. 36–42; Чесса 2012 , с. 43.
- ^ Сика 2017 , с. 33.
- ^ Чесса 2012 , с. 46; Интровинье 2014d , с. 12.
- ^ Чесса 2012 , с. 48; Интровинье 2014b , с. 32; Сика 2017 , с. 37.
- ^ Интровинье 2014b , с. 32.
- ^ Чесса 2012 , с. 49; Интровинье 2014b , с. 32; Сика 2017 , с. 38.
- ^ Рингбом 1966 , стр. 404; Геттингс 1978 , стр. 136; Тиллетт 2016 , стр. 68.
- ^ Лахман 2008 , с. 60.
- ^ Брин 2014 , с. 112.
- ^ Робсджон-Гиббингс 1947 , с. 86.
- ^ Чесса 2012 , с. 254.
- ^ Годвин 2016 , с. 469; Ханеграаф 2017 , с. 33.
- ^ Французский 2000 , с. 626.
- ^ Ледбитер 1903 , примечание автора; Бакс 2014 ; Годвин 2016 , с. 470.
- ^ Ледбитер 1920 , Фронтиспис.
- ^ Макфарлейн 2006 , с. 245; Макфарлейн 2012a , с. 139.
- ^ Макфарлейн 2012a , с. 146; Леланд 2016 , с. 209.
- ^ Ледбитер 1920 ; Макфарлейн 2006 , с. 169.
- ^ Макфарлейн 2012a , с. 139.
- ^ Ледбитер 1927 , Предисловие.
- ^ Ходсон 2007 .
- ^ Ходсон 2007 , Посвящение; Годвин 2016 , с. 472.
- ^ Ходсон 2007 , Часть V.
- ^ Робсджон-Гиббингс 1947 .
- ^ Фаликов 2016 , p. 67.
- ^ Робсджон-Гиббингс 1947 , с. 152; Бодуэн 2013 , с. 429.
- ^ Интровинье 2016a , с. 3; Интровинье 2018a , с. 40.
- ^ Интровинье 2016a , с. 4.
- ^ Бычков 2007 , p. 57.
- ^ Вуд 1993 , стр. 247–48.
- ^ Блоткамп 2001 , с. 111; Интровинье 2016a , с. 4; Интровинье 2018a , с. 40.
- ^ Вашингтон-Лонг 2013 , с. 2; Интровинье 2018a , с. 41.
- ^ Янущак 2010 ; Интровинье 2018а .
- ^ Янущак 2014 ; Интровинье 2016а .
- ^ Интровинье 2018a , с. 41.
- ^ Очарованная современность 2015 .
Источники
[ редактировать ]Научные публикации
[ редактировать ]- Словарь художников Бенезит . Издательство Оксфордского университета . 2011.
- «Фуллер, Флоренс». Словарь художников Бенезит . 2011. doi : 10.1093/Benz/9780199773787.article.B00401049 .
- «Джинна, псевдоним Коррадини, граф Арнальдо Джинна». Словарь художников Бенезит . 2011. doi : 10.1093/Benz/9780199773787.article.B00074144 .
- «Клинт, Хильма Аф». Словарь художников Бенезит . 2011. doi : 10.1093/Benz/9780199773787.article.B00099420 . ISBN 978-0-19-989991-3 .
- «Лектер, Мельхиор». Словарь художников Бенезит . 2011. doi : 10.1093/Benz/9780199773787.article.B00106100 .
- «Рерих Николай или Рерих Николай Константинович». Словарь художников Бенезит . doi : 10.1093/Benz/9780199773787.артикул.B00154582 .
- «Шмихен, Герман». Словарь художников Бенезит . 2011. doi : 10.1093/Benz/9780199773787.article.B00164079 .
- Очарованная современность: теософия и искусство в современном мире (PDF) . Университет Йорка. 25–27 сентября 2013 г. Архивировано из оригинала (PDF) 31 мая 2014 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Теософия и искусство: тексты и контексты современного очарования (PDF) . Университет Йорка. 9–10 октября 2015 г. Проверено 24 июня 2019 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Мелтон, Дж. Г. , изд. (2001а). «Мачелл, Реджинальд Уиллоуби (1854–1927)» . Энциклопедия оккультизма и парапсихологии (5-е изд.). Группа Гейл. п. 951. ИСБН 0-8103-8570-8 . Проверено 17 июня 2019 г.
- ————, изд. (2001б). «Рерих, Николай К(Константин) (1874–1947)» . Энциклопедия оккультизма и парапсихологии (5-е изд.). Группа Гейл. п. 1318. ИСБН 0-8103-8570-8 . Проверено 17 июня 2019 г.
- ————, изд. (2001с). «Мыслеформы» . Энциклопедия оккультизма и парапсихологии . Том. 2 (5-е изд.). Группа Гейл. стр. 1564–1566. ISBN 0-8103-8570-8 . Проверено 17 июня 2019 г.
- Олдертон, Зоя (июнь 2011 г.). «Цвет, форма и музыка: наличие мыслеформ в абстрактном искусстве» . Литература и эстетика . 21 (1). Сидней: Сиднейское общество литературы и эстетики: 236–258. ISSN 2200-0437 . Проверено 27 июня 2019 г.
- Арчер, Кеннет (2003). «Рерих, Николай» . Гроув Арт онлайн . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T072668 . ISBN 978-1-884446-05-4 . Проверено 11 июля 2019 г.
- Бараш, Моше (1990). «Абстрактное искусство: истоки и источники». Современные теории искусства: от импрессионизма до Кандинского . Нью-Йорк Пресс. стр. 293–308 . ISBN 9780814712726 . Проверено 29 июня 2019 г.
- Барнетт, Вивиан Эндикотт (2003). «Кандинский, Василий [Василий; Василий] (Васильевич)». Кандинский, Василий . Гроув Арт онлайн . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T045642 . ISBN 9781884446054 .
- Бодуэн, Тессель М. (2012). «Наука, оккультизм и искусство авангарда в начале двадцатого века». Журнал религии в Европе . 5 (1). Брилл: 23–55. дои : 10.1163/187489211X583797 . ISSN 1874-8929 .
- ———— (2013). «Абстрактное искусство как «побочный продукт астрального проявления»: влияние теософии на современное искусство в Европе» . Ин Хаммер, О. ; Ротштейн, М. (ред.). Справочник теософского течения . Справочники Брилла по современной религии. Бостон: Брилл. стр. 429–452. ISBN 9789004235960 . Проверено 14 июня 2019 г.
- ———— (2014). «Оккультизм и визуальные искусства» . В Партридже, К. (ред.). Оккультный мир . Миры Рутледжа. Рутледж. стр. 429–445. ISBN 9781317596769 . Проверено 29 июня 2019 г.
- Блоткамп, К. (2001). Мондриан: Искусство разрушения . Книги реакции. ISBN 9781861891006 . Проверено 30 июня 2019 г.
- Буа, Я.-А. (1993) [1990]. Живопись как модель (2-е изд.). МТИ Пресс. ISBN 9780262521802 . Проверено 30 июня 2019 г.
- Боулт, Дж. Э. ; Вашингтон-Лонг, Роуз-К. (1980). Жизнь Василия Кандинского в русском искусстве: исследование «О духовном в искусстве» (2-е изд.). Партнеры восточных исследований. ISBN 9780892501311 . Проверено 20 июня 2019 г.
- Брин, Б. (апрель 2014 г.). Брин, Б. (ред.). «Викторианский оккультизм и искусство синестезии» . Приложение . 2 (2). Остин, Техас: Приложение, LLC: 109–114 . Проверено 1 июля 2019 г.
- Брис-Марино, Пабло (2014). «Влияние теософии на неопластические работы Мондриана» . Искусство, личность и общество . 26 (3). Мадрид: Мадридский университет Комплутенсе: 489–504. дои : 10.5209/rev_ARIS.2014.v26.n3.42960 . ISSN 1131-5598 . Проверено 17 июня 2019 г.
- Карлсон, М. (2015) [1993]. «Востоколог и художник Николай Константинович Рерих (1874–1947)». Нет религии выше истины: история теософского движения в России, 1875–1922 гг . Библиотека наследия Принстона. Издательство Принстонского университета. стр. 193–198. ISBN 9781400872794 . Проверено 17 июня 2019 г.
- Целант, Г. (январь 1981 г.). «Футуризм и оккультизм» . Артфорум . 19 (5). Нью-Йорк: 36–42. ISSN 0004-3532 . Проверено 27 июня 2019 г.
- Чесса, Л. (2012). Луиджи Руссоло, Футурист: шум, визуальные искусства и оккультизм . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520270640 . Проверено 12 июня 2019 г.
- Коэн, Эстер (2003). «Руссоло, Луиджи». Руссоло, Луиджи . Гроув Арт онлайн . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T074704 .
- Дэвис, Энн (2003). «Теософия [от греч. theosophia: «мудрость Божья»]». Теософия . Гроув Арт онлайн . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T084484 .
- Девени, Джон П. (2001). «Е. П. Блаватская и духовное искусство». В Кароне, Р.; Годвин, Дж .; Ханеграаф, WJ (ред.). Эзотеризм, гнозис и символическое воображение: смеси, предложенные Антуану Февру . Издательство Питерс. стр. 525–546. ISBN 9789042909557 . Проверено 29 июня 2019 г.
- Эллвуд, Р.С. (2014) [1986]. Теософия: современное выражение мудрости веков . Уитон, Иллинойс: Книги квестов. ISBN 9780835631457 . Проверено 17 июня 2019 г.
- Френч, Би Джей (2000). Мастера теософии: исследование концептуальных областей Е. П. Блаватской и К. В. Ледбитера (докторская диссертация). Сидней: Сиднейский университет. hdl : 2123/7147 .
- Геттингс, Фред (1978). Скрытое искусство: исследование оккультной символики в искусстве . Книга студийного обзора. Студия Виста. ISBN 9780289708491 . Проверено 17 июня 2019 г.
- Годвин, Дж. (2016). «Эзотерические теории цвета» . В Форшоу, Питер Дж. (ред.). Люкс в Тенебрисе: визуальное и символическое в западном эзотерике . Серия книг «Овен». Брилл. стр. 447–476. ISBN 9789004334953 . Проверено 06 июля 2019 г.
- Гудрик-Кларк, Н. (2008). Западные эзотерические традиции: историческое введение . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199717569 . Проверено 16 июня 2019 г.
- Гюнтер, Питер В. (2003). «Лектер, Мельхиор». Лектер, Мельхиор . Гроув Арт онлайн . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T049898 .
- Хаммер, О. (2003) [2001]. Утверждение знаний: стратегии эпистемологии от теософии до Нового времени (докторская диссертация). Исследования по истории религий. Бостон: Брилл. ISBN 9789004136380 . Проверено 16 июня 2019 г.
- ———— (2014). «Теософское течение в двадцатом веке». В Партридже, К. (ред.). Оккультный мир . Миры Рутледжа. Рутледж. стр. 348–360. ISBN 9781317596769 . Проверено 29 июня 2019 г.
- Ханеграаф, WJ (2013). Западный эзотеризм: Путеводитель для растерянных . Лондон: Блумсбери. ISBN 9781441188977 . Проверено 16 июня 2019 г.
- ———— (2017). «Теософское воображение» . Переписки . 5 (1): 3–39. ISSN 2053-7158 . Проверено 27 июня 2019 г.
- Хендерсон, Линда Д. (2013) [1983]. Четвертое измерение и неевклидова геометрия в современном искусстве (2-е изд.). МТИ Пресс. ISBN 9780262582445 . Проверено 30 июня 2019 г.
- Хенкельс, Х. (2003). «Мондриан [Мондриан], Пит (эр Корнелис)» . Гроув Арт онлайн . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T059051 . ISBN 978-1-884446-05-4 . Проверено 19 июля 2019 г.
- Интровинь, М. (2014a). «Реджинальд В. Мачелл (1854–1927): ребенок Блаватской, британский символист, американский художник» . Овен . 14 (2). Брилл: 165–189. дои : 10.1163/15700593-01402002 . Проверено 27 июня 2019 г.
- ———— (2014б). Теософия и изобразительное искусство: связь со странами Северной Европы (PDF) . Турин: UPS . Проверено 24 июня 2019 г.
- ———— (2014в). Магическое искусство Влияние теософии на современное искусство [ Магическое искусство: влияние теософии на современное искусство ] (PDF) (на итальянском языке). Турин: UPS . Проверено 24 июня 2019 г.
- ———— (2014г). Джакомо Балла (1871–1958) и теософский «мир искусства» (PDF) . Турин: UPS . Проверено 24 июня 2019 г.
- ———— (2014е). «От Мондриана до Хармиона фон Виганда: неопластицизм, теософия и буддизм» . Черное зеркало 0: Территория . стр. 47–59 . Проверено 24 июня 2019 г.
- ———— (2015). Живопись мастеров: Тайна Германа Шмихена (PDF) . Турин: UPS . Проверено 14 июня 2019 г.
- ———— (2016а). «Новые религиозные движения и изобразительное искусство» . Нова Религио . 19 (4). Калифорнийский университет: 3–13. дои : 10.1525/номер.2016.19.4.3 . ISSN 1541-8480 .
- ———— (2016б). Художники и теософия в современной Чехии и Словакии (PDF) . Турин: UPS . Проверено 24 июня 2019 г.
- ———— (2016в). Тайна современного искусства . Турин: UPS . Проверено 24 июня 2019 г.
- ———— (2017а). «Живопись мастеров в Британии: от Шмихена до Скотта». В Фергюсоне, К.; Рэдфорд, А. (ред.). Оккультное воображение в Британии: 1875–1947 гг . Среди викторианцев и модернистов. Лондон: Рутледж. стр. 206–226. ISBN 9781351168304 . Проверено 24 июня 2019 г.
- ———— (2017б). Анни Безант и портреты мастеров (PDF) . Турин: UPS . Проверено 24 июня 2019 г.
- ———— (2018а). « Возвращение к звучащему космосу ». Нова Религио . 21 (3). Калифорнийский университет: 29–46. дои : 10.1525/номер.2018.21.3.29 . ISSN 1541-8480 .
- ———— (2018б). Реджинальд В. Мачелл (1854–1927): британский художник-теософ из Сан-Диего (PDF) . Турин: UPS . Проверено 24 июня 2019 г.
- Джонстон, Джей (2012). «Теософские тела: цвет, форма и эмоции» . В Кьюсаке, К.; Норман, А. (ред.). Справочник по новым религиям и культурному производству . Справочники Брилла по современной религии. Брилл. стр. 153–170. ISBN 9789004221871 . Проверено 27 июня 2019 г.
- Джонс, Челси Энн (2012). Роль буддизма, теософии и науки в поисках нематериального Франтишека Купки в 1909 году (PDF) ( магистерская диссертация). Руководитель: Линда Д. Хендерсон . Остин, Техас: Техасский университет в Остине . Проверено 17 июня 2019 г.
- Камерлинг, Брюс (осень 1980 г.). Шарф, Томас Л. (ред.). «Теософия и символическое искусство» . Журнал истории Сан-Диего . 26 (4). Сан-Диего, Калифорния: Историческое общество Сан-Диего . Проверено 27 июня 2019 г.
- Кандинский, В. (1952) [1912]. искусстве ( О духовном в ( PDF) на немецком языке) (4-е изд.). Берн: Бентели-Верлаг . Проверено 20 июня 2019 г.
- Киркли, Эвелин А. (зима 1997 г.). Кроуфорд, Ричард В. (ред.). «Морили голодом и обращались с ними как с каторжниками» . Журнал истории Сан-Диего . 43 (1). Сан-Диего, Калифорния: Историческое общество Сан-Диего . Проверено 27 июня 2019 г.
- Крамер, Х. (2013). Триумф модернизма . Роуман и Литтлфилд. ISBN 9781442223226 . Проверено 30 июня 2019 г.
- Лахман, Г. (март 2008 г.). «Мыслеформы Кандинского и оккультные корни современного искусства» . Квест . 96 (2). Теософское общество в Америке: 57–61 . Проверено 16 июня 2019 г.
- Лиланд, Курт (2016). Радужное тело: история западной системы чакр . Николас-Хейс, Inc. ISBN 9780892546343 . Проверено 30 июня 2019 г.
- Ленц, Кристиан (2003). «Бекманн, Макс». Бекманн, Макс . Гроув Арт онлайн . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T007231 .
- Липси, Роджер (2011) [1988]. Духовное в искусстве двадцатого века . История искусства. Курьерская корпорация. ISBN 9780486432946 . Проверено 30 июня 2019 г.
- Мают, Рудольф (апрель 1959 г.). «Мельхиор Лехтер». Немецкая жизнь и письма . 12 (3): 195–203. дои : 10.1111/j.1468-0483.1959.tb00567.x .
- Мартин, Марианна В. (1968). Футуристическое искусство и теория . Оксфорд: Кларендон Пресс . Проверено 30 июня 2019 г.
- Макфарлейн, Дженни (2006). Визионерское пространство: теософия и альтернативный модернизм в Австралии 1890–1934 гг. (докторская диссертация). Канберра: Австралийский национальный университет. hdl : 1885/11007 .
- ———— (2012а). «Агентство объекта: Ледбитер и нательный крест». В Кьюсаке, К.; Норман, А. (ред.). Справочник по новым религиям и культурному производству . Справочники Брилла по современной религии. Брилл. стр. 133–151. ISBN 9789004221871 . Проверено 27 июня 2019 г.
- Мошинская, Анна (2003). "Абстрактное искусство". Абстрактное искусство . Гроув Арт онлайн . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T000238 . ISBN 9781884446054 .
- Реймерц, С. (1995). Макс Бекманн (на немецком языке) (2-е изд.). Ровольт. ISBN 9783499505584 . Проверено 20 июня 2019 г.
- Рингбом, С. (1966). «Искусство в эпоху великого духовного: оккультные элементы в ранней теории абстрактной живописи». Журнал Институтов Варбурга и Курто . 29 . Институт Варбурга: 386–418. дои : 10.2307/750725 . JSTOR 750725 . S2CID 194972876 .
- ———— (1970). Звучащий Космос . Acta Academiae Aboensis. Або Акад . Проверено 18 июня 2019 г.
- Робсджон-Гиббингс, TH (1947). Усы Моны Лизы: анализ современного искусства . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф . Проверено 30 июня 2019 г.
- Рудбёг, Тим (2013). «Пойнт Лома, Теософия и Кэтрин Тингли» . Ин Хаммер, О. ; Ротштейн, М. (ред.). Справочник теософского течения . Справочники Брилла по современной религии. Бостон: Брилл. стр. 51–72. ISBN 9789004235960 . Проверено 14 июня 2019 г.
- Сантуччи, Дж. А. (2012). «Теософия» . Ин Хаммер, О. ; Ротштейн, М. (ред.). Кембриджский спутник новых религиозных движений . Кембриджские спутники религии. Издательство Кембриджского университета. стр. 231–246. ISBN 9781107493551 . Проверено 17 июня 2019 г.
- Сассон, Д. (2012). «Портрет Кут Хуми» . В Альбанезе, CL; Штейн, С.Дж. (ред.). Тоска по новому веку: Лора Холлоуэй-Лэнгфорд и поздняя викторианская духовность . Религия в Северной Америке. Блумингтон: Издательство Университета Индианы. стр. 142–144. ISBN 9780253001771 . Проверено 29 июня 2019 г.
- Селлон, Э.Б.; Вебер, Р. (1992). «Теософия и Теософское общество». Ин Февр, А .; Нидлман, Дж. (ред.). Современная эзотерическая духовность . Нью-Йорк: Издательская компания Crossroad. стр. 311–329. ISBN 0-8245-1145-Х . Проверено 10 июля 2019 г.
- Зельц, PH (1964). Макс Бекманн . Музей современного искусства . Проверено 20 июня 2019 г.
- ———— (1992). Макс Бекманн: Автопортреты . Галерея Гагосяна. ISBN 9780847816408 . Проверено 20 июня 2019 г.
- Сеуфор, М. (1969). Пит Мондриан: жизнь и работа . Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс . Проверено 30 июня 2019 г.
- Сика, Паола (2017). «Иконоборческая Джинна» . В Вейво, Гарри; Монтье, Жан-Пьер; Николь, Франсуаза; Айерс, Дэвид; Хьяртарсон, Бенедикт; Брю, Саша (ред.). За пределами данного знания: исследования, поиски и исследования в модернизме и авангарде . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. стр. 31–44. ISBN 9783110569230 . Проверено 29 июня 2019 г.
- Стасулане, Анита (2005). Теософия и культура: Николай Рерих . Межрелигиозные и межкультурные исследования. Рома: ЭПУГ. ISBN 9788878390355 . Проверено 30 июня 2019 г.
- ———— (2013). «Теософия Рерихов» . Ин Хаммер, О. ; Ротштейн, М. (ред.). Справочник теософского течения . Справочники Брилла по современной религии. Бостон: Брилл. стр. 193–216. ISBN 9789004235977 . Проверено 14 июня 2019 г.
- Стоттмайстер, январь (2013). «Теософский символизм: Мельхиор Лектер (1865–1937)» (PDF) . Очарованная современность: теософия и искусство в современном мире . Университет Йорка. п. 24 . Проверено 20 июня 2019 г.
- ———— (2014). кружок и теософия ( Георгиевский на немецком языке). Вальштайн. ISBN 9783835311978 . Проверено 20 июня 2019 г.
- Тиллетт, Грегори (2016). Старший брат: Биография Чарльза Вебстера Ледбитера . Рутледж. ISBN 9781317311324 . Проверено 30 июня 2019 г.
- Трейтель, Коринна (2004). «Теософия и авангард» . Наука для души: оккультизм и генезис немецкого модерна . Балтимор; Лондон: Издательство Университета Джонса Хопкинса. стр. 124–131. ISBN 9780801878121 . Проверено 14 июня 2019 г.
- Ваштон-Лонг, Роуз-Кэрол (1975). «Абстрактный стиль Кандинского: завеса апокалиптических народных образов». Художественный журнал . 34 (3). Ассоциация искусств колледжа : 217–228. дои : 10.1080/00043249.1975.10793685 . ISSN 0004-3249 . JSTOR 775993 .
- ———— (1980). Кандинский: Развитие абстрактного стиля . Оксфордское обучение истории искусства и архитектуры. Кларендон Пресс. ISBN 9780198173113 . Проверено 20 июня 2019 г.
- ———— (1987). «Оккультизм, анархизм и абстракция: искусство будущего Кандинского». Художественный журнал . 46 (1). Ассоциация искусств колледжа : 38–45. дои : 10.1080/00043249.1987.10792337 . ISSN 0004-3249 . JSTOR 776841 .
- ———— (2013). «Назад в Барр: истоки абстракции в МоМА в 2013 году» (PDF) . Очарованная современность: теософия и искусство в современном мире . Университет Йорка. п. 2 . Проверено 20 июня 2019 г.
- Вайнцвейг, Пол (1978). «Признание Елены Блаватской». Рикка . 5 (4). Торонто. OCLC 173878989 .
- Уэлш, Роберт П. (1987). «Мондриан и теософия». В Режье, Кэтлин Дж. (ред.). Духовный образ в современном искусстве . Теософское издательство. стр. 164–189. ISBN 9780835606219 . Проверено 30 июня 2019 г.
- Виттлих, Петр (2003). «Купка, Франтишек» . Гроув Арт онлайн . Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T048316 . ISBN 978-1-884446-05-4 . Проверено 11 июля 2019 г.
- Уолтерс, Ф. (1911). Мельхиор Лехтер (на немецком языке). Мюнхен: Франц Ханфштенгль . Проверено 20 июня 2019 г.
- Пожелания, Изабель (2016). «Василий Кандинский и Франтишек Купка» . В пожеланиях, Изабель; Гронемейер, Вибке (ред.). Практики абстрактного искусства: между анархизмом и присвоением . Издательство Кембриджских ученых. стр. 11–30. ISBN 9781443856867 . Проверено 29 июня 2019 г.
Другие публикации
[ редактировать ]- Бакс, Марти (3 декабря 2014 г.). «Повесть о графе Прозоре» . Теософия вперед . Проверено 4 июля 2019 г.
- Бекманн, М. «Очерки для древних людей » . Альбом для рисования Бекмана . Вашингтон, округ Колумбия: Национальная художественная галерея . Проверено 20 июня 2019 г.
- Эллвуд, RS (15 марта 2012 г.). «Ледбитер, Чарльз Вебстер» . Теосопедия . Манила: Теософское издательство . Проверено 17 июня 2019 г.
- Годвин, Дж. (5 февраля 2013 г.). «Искусство, теософия и» . Теосопедия . Манила: Теософское издательство . Проверено 14 июня 2019 г.
- Ханеграаф, WJ (22 октября 2015 г.). «Теософия в тайной Германии» . Творческое чтение . Проверено 24 июня 2019 г.
- Янущак, В. (7 февраля 2010 г.). «Тео ван Дусбург сделал модным квадратную форму» . Санди Таймс . Лондон . Проверено 1 июля 2019 г.
- ———— (8 июня 2014 г.). «Нео-пластическая фантастика» . Санди Таймс . Лондон . Проверено 1 июля 2019 г.
- Кноче, Грейс Ф. (15 марта 2012 г.). «Мачелл, Реджинальд Уиллоуби» . Теосопедия . Манила: Теософское издательство . Проверено 12 июля 2019 г.
На русском языке
[ редактировать ]- Боулт, Дж. Э. (1999). "Василий Кандинский и теософия" [Wassily Kandinsky and Theosophy]. Многогранный мир Кандинского [ The Many-sided World of Kandinsky ] (in Russian). М.: Наука. pp. 30–41 . Retrieved 2019-06-28 .
- Бычков, В. В. [in Russian] (2007). "Эзотерика и искусство" [Esotericism and the Arts]. In Бычков, В. В. [in Russian] (ed.). Триалог. Разговор первый об эстетике, современном искусстве и кризисе культуры [ A Trialogue: The First Talk on Aesthetics, Modern Arts, and a Crisis of Culture ] (PDF) (in Russian). Москва: ИФ РАН. pp. 50–59. ISBN 978-5-9540-0087-0 . Проверено 18 июня 2019 г.
- Иванов, В. В. (2007). "Теософия и искусство" [Theosophy and the Arts]. In Бычков, В. В. [in Russian] (ed.). Триалог. Разговор первый об эстетике, современном искусстве и кризисе культуры [ A Trialogue: The First Talk on Aesthetics, Modern Arts, and a Crisis of Culture ] (PDF) (in Russian). Москва: ИФ РАН. pp. 79–84. ISBN 978-5-9540-0087-0 . Проверено 18 июня 2019 г.
- ———— (2009). "О герметизме и эзотерике в искусстве" [On Hermeticism and Esotericism in the Arts]. In Бычков, В. В. [in Russian] (ed.). Триалог. Разговор второй о философии искусства [ A Trialogue: The Second Talk on Philosophy of Art ] (PDF) (in Russian). Москва: ИФ РАН. pp. 154–173. ISBN 978-5-9540-0134-1 . Проверено 18 июня 2019 г.
- ———— (2012). "О герметизме и эзотерике в искусстве" [On Hermeticism and Esotericism in the Arts]. In Бычков, В. В. [in Russian] (ed.). Триалог: Живая эстетика и современная философия искусства [ A Trialogue: The Living Aesthetics and Modern Philosophy of Art ] (in Russian). Москва: Прогресс-Традиция. pp. 270–284. ISBN 9785898263256 . Проверено 20 июня 2019 г.
- Бычков, В. В. [in Russian] , ed. (2012). "Участники триалога" [Trialogue participants]. Триалог: Живая эстетика и современная философия искусства [ A Trialogue: The Living Aesthetics and Modern Philosophy of Art ] (in Russian). Москва: Прогресс-Традиция. pp. 838–839. ISBN 9785898263256 . Проверено 20 июня 2019 г.
- Фаликов, Б. З. (2016). Молок, Н. Ю. (ed.). "Астральный цвет: Кандинский и теософия" [Astral Color: Kandinsky and Theosophy] (PDF) . Искусствознание (in Russian) (1–2). М.: ГИИ : 66–89. ISSN 2073-316X . Retrieved 2019-06-27 .
Теософские публикации
[ редактировать ]- Безант, А. (1899) [1897]. Древняя мудрость (PDF) (2-е изд.). Лондон: Теософское издательское общество.
- Безант, А. ; Ледбитер, CW (1905). Мыслеформы . Лондон: Теософское издательское общество . Проверено 15 июня 2019 г.
- Блаватская, Л.П. (1877). Разоблаченная Исида . Том. 1. Нью-Йорк: Дж. В. Бутон.
- ———— (1877а). Разоблаченная Исида . Том. 2. Нью-Йорк: Дж. У. Бутон. п. 610.
- ———— (1889). Ключ к теософии (PDF) . Лондон: Теософская издательская компания.
- Крэнстон, СЛ (1993). Е.П.Б.: необыкновенная жизнь и влияние Елены Блаватской, основательницы современного теософского движения . Сыновья ГП Патнэма. ISBN 9780874776881 . Проверено 21 июля 2019 г.
- де Пурукер, Г. , изд. (1999). «Обитатель порога» . Энциклопедический теософский словарь . Издательство Теософского университета. ISBN 978-1-55700-141-2 . Проверено 11 июля 2019 г.
- Ходсон, Г. (2007) [1952]. Царство Богов . Иллюстрировано Этельвинн М. Куэйл (13-е изд.). Адьяр: Теософское издательство. ISBN 978-0766181342 . Проверено 18 июня 2019 г.
- Ледбитер, CW (1895). Астральный план (PDF) . Лондон: Теософское издательское общество.
- ———— (1903) [1902]. Человек видимый и невидимый (PDF) . Нью-Йорк: Джон Лейн.
- ———— (1913). Скрытая сторона вещей . Адьяр: Теософское издательство.
- ———— (1920). Наука Таинств . Пресса Сент-Олбана.
- ———— (1927). Чакры (PDF) . Адьяр: Теософское издательство . Проверено 17 июня 2019 г.
- Мачелл, Реджинальд В. (1980). «Путь» . В Зиркоффе, Б. Де (ред.). Собрание сочинений Блаватской . Том. 12. Уитон, Иллинойс: Теософское издательство. стр. 354–355.
- ————. « Печать пути » . Каталог прессы Теософского университета . Пасадена, Калифорния: Издательство Теософского университета . Проверено 11 июля 2019 г.
- Шюре, Э. (1921) [1889]. Великие посвященные. Очерк тайной истории религий [ Великие посвященные: исследование тайной истории религий ] (на французском языке). Париж . Проверено 18 июля 2019 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Штайнер, Р. (1989) [1909]. Очерк . оккультной науки (на немецком языке) Дорнах: Рудольф Штайнер Верлаг. ISBN 3-7274-0130-3 .
- ———— (1994) [1904]. Теософия: введение в духовные процессы в человеческой жизни и в космосе . Нью-Йорк: Антропософская пресса. ISBN 0-88010-373-6 .
- ———— (2004) [1905]. Познание Высших Миров: Как оно достигается? . Рудольф Штайнер Пресс. ISBN 9781855841437 . Проверено 24 июня 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бакс, Марти (2001). Полный Мондриан . Лунд Хамфрис. ISBN 9780853318033 . Проверено 20 июня 2019 г.
- Бренсон, Майкл (21 декабря 1986 г.). «Художественный взгляд: как духовное проникло в абстрактное» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк . Проверено 10 июля 2019 г.
- Карлсон, Мария (1997). «Модный оккультизм: спиритуализм, теософия, масонство и герметизм в России конца века» . В Розентале, Бернис Г. (ред.). Оккультизм в русской и советской культуре . Издательство Корнельского университета. стр. 135–152 . ISBN 9780801483318 . Проверено 29 июня 2019 г.
- Хендерсон, Линда Д. (2009). «Образ и воображение четвертого измерения в искусстве и культуре двадцатого века». Конфигурации . 17 (1). Издательство Университета Джонса Хопкинса: 131–160. дои : 10.1353/con.0.0070 . hdl : 2152/41089 . S2CID 144512230 .
- Макфарлейн, Дженни (2012). О духовном: влияние Теософского общества на австралийских художников: 1890–1934 . Австралийский научный паб. ISBN 9781921875151 . Проверено 20 июня 2019 г.
- Мидавейн, БриЭнн (2015). Хильма аф Клинт: Среда абстракции (магистерская диссертация). Институт Пратта . Проверено 27 июня 2019 г.