Китайские боги и бессмертные
Эта статья может быть слишком технической для понимания большинства читателей . ( январь 2024 г. ) |
Часть серии о |
Китайская народная религия |
---|
Китайские боги и бессмертные — это существа в различных китайских религиях, представленные по-разному и в разных мифологических контекстах.
Многим из них поклоняются как божествам, поскольку традиционная китайская религия политеистична и основана на пантеистическом представлении о том, что божественность присуща миру. [1]
Боги — это энергии или принципы, раскрывающие, имитирующие и распространяющие небесный путь ( 天 , Тиан ), [2] которое является верховным божеством, проявляющимся в северной вершине звездного свода небес и его порядке. [ нужна ссылка ] Многие боги — это предки или люди, ставшие божествами за свои небесные достижения. Большинство богов также отождествляются со звездами и созвездиями. [3] Предки рассматриваются как эквивалент Неба в человеческом обществе. [4] и, следовательно, как средство обратного соединения с Небесами, которые являются «самым прародителем» ( 曾祖父 , zēngzǔfù ). [5]
В китайской мысли существует множество бессмертных, и одним из основных типов является сянь , который в некоторых религиозных движениях даосизма считается человеком, которому дана долгая или бесконечная жизнь. Боги бесчисленны, поскольку каждое явление имеет или является одним или несколькими богами, и они организованы в сложную небесную иерархию. [6] Помимо традиционного поклонения этим сущностям, китайская народная религия , китайский буддизм , конфуцианство , даосизм и формальные мыслители в целом дают богословские интерпретации, подтверждающие монистическую сущность божества. [7]
Обзор
[ редактировать ]« Политеизм » и « монотеизм » — это категории, заимствованные из западной религии и не соответствующие китайской религии, которая никогда не воспринимала эти две вещи как противоположности. [8] Тянь устраняет разрыв между сверхъестественными явлениями и многими видами существ, предоставляя им единый источник духовной энергии в некоторых китайских системах верований. [2] Однако в даосизме существует важное убеждение, которое отличает Тянь от сил земли и воды, которые считаются одинаково могущественными. [9]
Поскольку все боги считаются проявлениями ци ( 氣 ), «силы» или пневмы Небес, в некоторых взглядах на тянь некоторые ученые использовали термин «полипневматизм» или «(поли)пневматолатрия», впервые придуманный Уолтером Медхерстом ( 1796–1857), чтобы описать практику китайского многобожия. [10] Некоторые даосы считают божества проявлением Дао . [ нужна ссылка ]
В богословии классических текстов и конфуцианства «Небеса - владыка сотен божеств». [11]
Современная конфуцианская теология иногда сравнивает их с субстанциальными формами или энтелехиями (внутренними целями), описанными Лейбницем как силой, порождающей все типы существ, так что «даже горам и рекам поклоняются как чему-то, способному наслаждаться жертвенными приношениями». [12]
В отличие от индуизма, обожествление исторических личностей и предков традиционно не является обязанностью конфуцианцев или даосов. [ нужны разъяснения ] Скорее, это зависит от выбора простых людей; люди обожествляются, когда они совершили выдающиеся поступки и оставили действенное наследие. Тем не менее, конфуцианцы и даосы традиционно могут требовать предоставления государственных почестей конкретному божеству. У каждого божества есть культовый центр и храм предков, где он или она или его родители прожили свою смертную жизнь. Часто возникают споры о том, какое место является первоначальным местом и храмом-источником культа божества. [13]
Бог Небес
[ редактировать ]Китайское традиционное богословие, которое имеет различные интерпретации в соответствии с классическими текстами , в частности конфуцианскими, даосскими и другими философскими формулировками. [14] фундаментально монистический , то есть он рассматривает мир и богов, создающих его, как органическое целое, или космос . [15] Универсальный принцип, дающий начало миру, понимается как трансцендентный и имманентный творению одновременно. [16] Китайская идея универсального Бога выражается по-разному. Есть много имен Бога из разных источников китайской традиции. [17]
Радикальные китайские термины для обозначения универсального Бога — это Тянь ( 天 ) и Шанди ( 上帝 , «Высшее Божество») или просто Ди ( 帝 , «Божество»). [18] [19] Существует также концепция Тайди ( 太帝 , «Великое Божество»). Ди — это титул, выражающий господство над всем поднебесным , то есть всем, что создано Небесами и упорядочено их циклами и звездами. [20] Тиан обычно переводится как «Небеса», но по графической этимологии оно означает «Великий», и ряд ученых связывают его с тем же Ди посредством фонетической этимологии и прослеживают их общий корень через их архаичные формы соответственно *Teeŋ и * Тис — символы квадрата божества северного полюса мира ( 口 , Дин ). [3] [21] Эти имена по-разному сочетаются в китайской богословской литературе, часто меняясь местами в одном абзаце, а то и в одном предложении. [22]
Имена Бога Небесного
[ редактировать ]Помимо Шанди и Тайди , другие имена включают Юди («Нефритовое Божество») и Тайи («Великое Единство»), который в мифических образах держит ковш Большой Медведицы (Великой Колесницы), обеспечивая движение жизни в мире. [23] Как центр неба, созвездия северного полюса мира известны под разными названиями как Тяньмэнь ( 天門 , «Врата рая»). [24] и Тяньшу ( 天书 , «Ось неба»). [25]
Другие имена Бога Небес засвидетельствованы в обширной китайской религиозно-философской литературной традиции:
- Тианди ( 天帝 ), «Божество Небес» или «Император Небес»: [26] «Об исправлении» ( Чжэн лунь ) Сюньцзы использует этот термин для обозначения активного Бога Небес, приводящего творение в движение. [20]
- Тяньчжу ( 天主 ), «Повелитель Небес»: В «Документе о принесении жертв Небу и Земле на горе Тай» ( Фэншань шу ) «Записок Великого Историка » он используется как титул первого Бога от которого произошли все остальные боги. [27]
- Тяньхуан ( 天皇 ), «Августейший Небесный Личность»: В «Поэме глубочайшей глубины» ( Сысюань фу ), переписанной в «Истории поздней династии Хань» ( Хоу Хань шу ), Чжан Хэн витиевато пишет: «Я прошу смотрителя Небесных Врат открыть дверь и позволить мне посетить Царя Небесного в Нефритовом дворце». [26]
- Тяньван ( 天王 ), «Царь Небесный» или «Монарх Небесный».
- Тиангонг ( 天公 ), «Герцог Небесный» или «Генерал Небес». [28]
- Тяньцзюнь ( 天君 ), «Князь Небес» или «Господин Небес». [28]
- Тианзун ( 天尊 ), «Небесный Почтенный», также титул высших богов в даосском богословии. [26]
- Тяньшэнь ( 天神 ), «Бог Небес», интерпретируется в Шуовэнь Цзецзы как «существо, рождающее все сущее». [20]
- Шэньхуан ( 神皇 ), «Бог Август», засвидетельствован в Тайхун («Происхождение жизненного дыхания»). [20]
- Лотианье ( Бог ), «Древний Небесный Отец». [26]
Тиан одновременно трансцендентен и имманентен , проявляясь в трех формах господства, судьбы и природы вещей. В « Уцзин юи» ( 五經異義 , «Различные значения в пяти классических произведениях ») Сюй Шэнь объясняет, что обозначение Небес пятикратное: [27]
- Хуан Тянь ( 皇天 ), «Августовское небо» или «Императорское небо», когда его почитают как повелителя творения.
- Хао Тянь ( 昊天 ), «Огромное небо», что касается необъятности его жизненного дыхания ( ци ).
- Мин Тиан ( 旻天 ), «Сострадательное Небо», ибо оно слышит и справедливо соответствует всему Поднебесной.
- Шан Тянь ( 上天 ), «Высшее небо» или «Первое небо», поскольку это изначальное существо, наблюдающее за всем Поднебесной.
- Цан Тиан ( 蒼天 ), «Темно-зеленые небеса», поскольку они непостижимо глубоки.
Все эти обозначения отражают иерархический, многоперспективный опыт божественности. [17]
Списки богов, божеств и бессмертных
[ редактировать ]Во многих классических книгах есть списки и иерархии богов и бессмертных, среди которых «Полная летопись божеств и бессмертных» ( 神仙通鑑 , Shénxiān Tōngjiàn ) династии Мин , [29] и «Биографии божеств и бессмертных » ( Шэньсянь Чжуань ) Гэ Хун (284–343). [30] более старый «Сборник биографий бессмертных» ( «Лексянь Чжуань Той же цели служит и »).
Куплеты или полярности, такие как Фуси и Нува, Сиванму и Дунвангун, а также высшая пара Неба и Земли , все воплощают инь и ян и являются одновременно инициаторами и хранителями процесса упорядочивания пространства и времени. [31]
Бессмертные, или сянь , рассматриваются как множество различных типов существ, включая души добродетельных даосов, [32] боги, [32] [33] Женрен , [33] и/или тип сверхъестественного духовного существа, понимавшего небеса. [34] Даосы исторически поклонялись им больше всего, и практикующие китайские народные религии было больше скептицизма по поводу доброты и даже существования сианя . во времена династии Тан также поклонялись им, хотя среди них [34]
Китайская народная религия, которая включает в себя элементы трех учений в наше время и предыдущие эпохи, иногда рассматривала Конфуция и Будду как бессмертных или синонимичных им существ. [35]
В даосизме и китайской народной религии боги и сиань [36] часто рассматриваются как воплощение воды . [37] боги воды и Сиань обеспечивают хороший урожай зерна, мягкую погоду и моря, а также реки с обильной водой. Часто считалось, что [37] некоторые сянь Считалось, что — это люди, получившие силу, выпив « зачарованную воду». [36]
Некоторые боги были основаны на ранее существовавших даосских бессмертных, бодхисаттвах или исторических личностях. [38]
Космические боги
[ редактировать ]- Юди ( 玉帝 , «Нефритовое божество») или Юхуан ( 玉皇 , «Нефритовый император» или «Нефритовый король») — популярное человекоподобное представление Бога Небес. [39] Нефрит традиционно олицетворяет чистоту, поэтому это метафора непостижимого источника творения.
- Доуму ( 斗母 , «Мать Великой Колесницы»), часто называемая почетным Тяньхоу ( 天后 , «Царица Небесная») [я] небесная богиня, изображаемая как мать Большой Медведицы (Великой Колесницы), семь звезд которой, помимо двух невидимых, задуманы как ее сыновья, Цзюхуаншэнь ( 九皇神 , «Девять царей-богов»), сами считается девятикратным проявлением Цзюхуандади ( 九皇大帝 , «Великое Божество девяти королей») или Доуфу (斗父 , «Отец великой колесницы»), другого имени Бога Небес. Таким образом, она одновременно жена и мать Бога Небесного. [40] [41]
- Пангу ( 盤古 ), макроантропная метафора космоса. Он разделил Инь и Ян, создав землю (мутный Инь ) и небо (ясный Ян ). Все вещи были сделаны из его тела после его смерти. [42]
- Сиванму ( 西王目 , «Королева-мать Запада»), [ii] отождествляется с горой Куньлунь , шаманским вдохновением, смертью и бессмертием. [44] [45] Она темная, хтоническая богиня, чистая Инь , одновременно устрашающая и доброжелательная, одновременно созидающая и разрушающая, связанная с тигром и ткачеством. [46] Ее коллега-мужчина - Дунвангун ( 東王公 , «Король-герцог Востока»); [iii] также называемый Мугонг, 木公 «Лесной герцог»), [47] который представляет принцип Ян . [46]
- Хоуи ( 后羿 , «И Лучник») был человеком, который искал бессмертия и достиг Сиванму на ее горе Куньлунь.
- Янван ( 天王 , «Король чистилища») [iv] правитель подземного мира , которому помогает Хэйбай Учан ( 黑白無常 , «Черное и белое непостоянство»), представляющий чередование принципов инь и ян, наряду с Головой Быка и Лицом Лошади , которые сопровождают духов в его царство.
- Инььянгун ( 英阳公 , «Герцог Иньян») [iii] ) или Иньянси ( 陰陽司 , «Контроллер Иньян»), олицетворение союза Инь и Ян.
Три покровителя и пять божеств
[ редактировать ]- Санхуан ( 三皇 , «Три покровителя или августа») или Санцай ( 三才 , «Три силы»); они являются «вертикальным» проявлением Небес, пространственно соответствующим Санджиэ ( 三界 , «Три Царства»), представляющим Инь и Ян и посредника между ними, то есть человека:
- Фуси ( 伏羲 ) , покровитель неба ( 天皇 , Тяньхуан ), которого даосы также называют Багуацзуши ( 八卦祖師 , «Почтенный изобретатель багуа » ), — божественный человек, который, как считается, научил человечество письму, рыбалке и охоте. .
- Нюва ( 女媧 ) , покровительница земли ( 地皇 , Дэхуан ), богиня, приписываемая созданию человечества и исправлению мирового порядка, когда он был нарушен.
- Шэннун ( 神農 ), «Крестьянский бог», покровитель человечества ( 人皇 , Rénhuáng ), известный как Янди ( 炎帝 , «Пламенное божество» или «Огненное божество»), божественный человек, который, как говорят, обучал методам земледелия, фитотерапия и маркетинг. Его часто изображают в виде человека с рогами и другими чертами быка. [50]
- Уди ( 五帝 , «Пять божеств»), [51] также Вуфан Шанди ( 五方上帝 , «Пять проявлений высшего божества»), Вуфан Тяньшен ( 五方天神 , «Пять проявлений Небесного Бога»), Вуфанди ( 五方帝 , «Божество пяти форм»), Вутианди ( 五天帝 , «Пять небесных божеств»), Wǔlǎojūn ( 五老君 , «Пять древних повелителей»), Wǔdàoshén ( 五道神 , «Пять путей Бога»); они являются пятью основными «горизонтальными» проявлениями Неба и наряду с Тремя Силами имеют небесную, земную и хтоническую форму. Они соответствуют пяти фазам творения , пяти созвездиям, вращающимся вокруг небесного полюса и пяти планет, пяти священным горам и пяти направлениям пространства (их земной форме), а также пяти Богам-Драконам, которые представляют их ездовых животных, то есть , материальные силы, которыми они управляют (их хтоническая форма). [52] [53]
- Хуанди ( 黃帝 , «Желтый император» или «Желтое божество»); или Хуаншэнь ( 黃神 , «Желтый Бог»), также известный как Сюаньюань Хуанди ( 軒轅黃帝 , «Желтое божество древка колесницы»), является Чжунъюэдади ( 中岳大帝 , «Великое божество центральной вершины»): он представляет сущность земли и Желтый Дракон, [50] и связан с Сатурном . [53] Иероглиф 黃 ( хуан , «желтый»), по гомофонии и общей этимологии с 皇 ( хуан ), также означает «август», «создатель» и «сияющий», отождествляя Желтого императора с Шанди («Высшее божество»). [54] Хуанди представляет собой сердце творения, ось мира (Куньлунь), которая является проявлением божественного порядка в физической реальности, открывающим путь к бессмертию. [50] Как божество центра, пересекающее Трех Покровителей и Пяти Божеств, в Шизи он описывается как «Желтый император с четырьмя лицами» ( 黃帝四面 , Huángdì Simiàn ). [55] Говорят, что как человек он был плодом непорочного зачатия, поскольку его мать Фубао зачала его, когда она была разбужена во время прогулки по стране молнией из Большой Медведицы (Великой Колесницы). Своего сына она родила через двадцать четыре месяца на горе Шу (Долголетие) или горе Сюаньюань (Ось колесницы), в честь которой он был назван. [56] Он считается основателем цивилизации Хуася , а китайцы хань считают себя потомками Янди и Хуанди .
- Цанди ( 蒼帝 , «Зеленое божество») или Цинди ( 青帝 , «Синее божество» или «Синезеленое божество», Дунди ( 東帝 , «Восточное божество») или Дунгюэдади ( 東岳大帝 , «Великое божество Восточной вершины» ) "): он - Тайхао ( 太昊 ), связан с сущностью дерева и с Юпитером и является богом плодородия и весны. Синезеленый Дракон - это одновременно его животная форма и созвездие. [50] [53] Его супруга — богиня плодородия Биксия .
- Хайди ( 黑帝 , «Черное божество»), Бэйди ( 北帝 , «Северное божество») или Бэйюэдади ( 北岳大帝 , «Великое божество Северной вершины»): это Чжуаньсюй ( 顓頊 ), которому сегодня часто поклоняются как Сюаньу ( 玄武 , «Темный воин») или Чжэнво ( 真武 ), связан с сущностью воды и зимы, а также с Меркурием . Его животная форма — Черный Дракон, а его звездное животное — черепаха-змея. [50] [53]
- Чиди ( 赤帝 , «Красное божество»), Нанди ( 帝 , «Южное божество») или Нанюэдади ( 南岳大帝 , «Великое божество Южного пика»): он — Шэннун («Божественный земледелец»), Янди. («Огненное Божество»), связанное с сущностью огня и лета, а также с Марсом . Его животная форма — Красный Дракон, а его звездное животное — Феникс. Он бог земледелия, животноводства, лекарственных растений и рынка. [50] [53]
- Байди ( 白帝 , «Белое божество»), Сиди ( 西帝 , «Западное божество») или Сиюэдади ( 西岳大帝 , «Великое божество Западного пика»): он — Шаохао ( 少昊 ), бог сущности металла и осени, связанной с Венерой . Его животная форма — Белый Дракон, а его звездное животное — тигр. [53]
- Три великих чиновника-императора : Тяньгуань ( 天官 , «Небесный чиновник»), Дигуан ( 地官 , «Чиновник Земли») и Шугуань ( 水官 , «Чиновник воды»). [9] [57]
В мифологии Хуанди и Янди сражались друг против друга, и Хуан наконец победил Яня с помощью Дракона (повелителя воды, которым является сам Хуанди). [58] Этот миф символизирует равновесие инь и ян, здесь огонь познания (разума и ремесла) и земную стабильность. [58]
Ян ( 炎 ) — пламя, палящий огонь или его избыток (важно отметить, что графически это двойной 火 ( хо , «огонь»). [58] Поскольку избыток огня несет земле разрушение, его необходимо контролировать с помощью правящего принципа. Ничто не хорошо само по себе, без ограничений; хорошие результаты зависят от пропорций в составе вещей и их взаимодействия, а не от крайностей в абсолютном выражении. [58] Хуанди и Янди — взаимодополняющие противоположности, необходимые для существования друг друга, и это силы, существующие вместе внутри человека.
Боги небесных и земных явлений
[ редактировать ]- Луншэнь ( 龍神 , «Боги-драконы») или Лунванг , ( 龍王 , «Короли драконов»), также Сихой Лунван ( 四海龍王 , «Короли-драконы четырех морей») — боги водных источников, число которых обычно сокращается до четырех, покровителей. Четырех морей ( 四海 , сихай ) и четырёх сторон света . Это Белый Дракон ( 白龍 , Байлонг ), Черный Дракон ( 玄龍 , Сюаньлун ), Красный Дракон ( 朱龍 , Чжулун ) и Синезеленый Дракон ( 青龍 , Цинлун ). Соответствуя Пяти Божествам как хтоническим силам, которые они сублимируют (Боги-Драконы часто изображаются как «ездовые животные» Пяти Божеств), они вписывают землю Китая в идеальную священную квадратную границу. Пятый дракон, Желтый Дракон ( 黃龍 , Хуанлон ), является драконом центра, олицетворяющим Желтого Бога.
- В Тайюане , Лю Хэну пятому императору династии Западная Хань , поклоняются как Королю Драконов. Это потому, что Лю Хэн когда-то служил принцем Дая в этом районе, и местные жители приветствовали его. Каждый год местные жители приносят ему жертву на фестивале Лунтайтоу . [59] [60]
- Баошен ( «Слава Богу ») [iv]
- Бала ( 八 воск ), Чонгшен ( 狗神 , «Бог насекомых») или Чонгванг ( 狗王 , «Король насекомых»): боги насекомых. [iv]
- Дижошен ( 地主神 , «Бог-землевладелец»).
- Доушен ( «Бог оспы »). [iv]
- Фэй Лянь ( летающий занавес ), Фэншен ( 风神 , «Бог Ветра»). [iv]
- Хиишэн ( 海神 , «Морской бог»); также Хойе ( 海叶 , «Морской повелитель»).
- Хебо ( 河伯 , «Речной Господь») или Хешэн ( 河神 , «Речной Бог»): любой бог водотока , среди которых одним из наиболее почитаемых является бог Желтой реки . [iv]
- Гошен ( 穀神 , «Бог долины»): в Даодэцзин — имя , обозначающее Путь . [61]
- Хуэнсэн ( 火神 , «Бог Огня»), часто персонифицируемый как Чжужун ( Чжуронг ) [iv]
- Хушен ( ) «Бог озера»
- Шешен ( 社神 , «Бог почвы»)
- Джишэн ( 稷神 , «Бог зерна»)
- Цзиньшен ( 金神 , «Золотой Бог»), часто идентифицируемый как Цюшен ( 秋神 , «Бог Осени») и олицетворяемый Рошу ( 蓐收 )
- Чоншэн ( 井神 , «Бог Водных источников»). [61]
- Лейшен ( 雷神 , «Бог Грома») или Лейгун ( 雷公 , «Герцог Грома»); [iii] его супруга - Дианмо ( 電母 , «Мать-молния»).
- Мошен ( 木神 , «Лесной Бог»), обычно то же самое, что Чуншен ( 春神 , «Весенний Бог») и Джуманг ( 句芒 ).
- Шаншен ( 山神 , «Горный Бог»)
- Шушэн ( 水神 , «Бог воды»)
- Тудишен ( Бог Местной Земли), также Тошен ( Бог Земли ) или Тудигонг ( Герцог Местной Земли): [iii] божество -покровитель любой местности. Их повелительница - Хоуту ( 后土 , «Королева Земли»). [ii]
- Вэнь Шен ( «Чумной Бог ») [iv]
- Сяншуйшен ( 湘水神 , «Богини вод Сян»): покровительницы реки Сян .
- Сюэшэн ( 雪神 , «Снежный Бог»)
- Ёшэн ( 雨神 , «Бог дождя») [iv]
- Сихэ ( 羲和 ) , Тайяншен Ширичжиму ( 孙神 , «Великая Богиня Солнца») или ( 十 日之女 , «Мать Десяти Солнц»). [ii]
- Юэсэн ( 月神 , «Лунные богини»): Чанси ( 长祲 ) или Шиэрюэчжиму ( 月神 , «Мать двенадцати лун») и Чанъэ ( 嫦娥 ).
Боги человеческих добродетелей и ремесел
[ редактировать ]Считалось, что некоторые даосские боги влияют на человеческую мораль и ее последствия в определенных традициях. Некоторые даосы молили богов, нескольких богов и/или пантеоны помочь им в жизни и/или искоренить их грехи. [62]
- Гражданские и военные ( вэнь и у ) божества:
- Венди ( 文帝 , «Культурное божество»), также Венчанди ( 文昌帝 , «Божество, которое способствует процветанию культуры») или Венчанванг ( 文昌王 , «Король, который способствует процветанию культуры»): в южных провинциях это божество принимает облик различных исторические личности, а на севере его чаще отождествляют с Конфуцием ( 孔夫子 , Кунгфузу )
- Куйсин ( 魁星 , «Главная звезда»): еще один бог культуры и литературы, в частности исследования, является олицетворением человека, который пробуждается по приказу Великой Колесницы.
- Уди ( 武帝 , «Военное божество»): Гуанди ( Гуанди , « Божественный Гуань»), также называемый Гуангун ( Гуань Гун , «Герцог Гуань»), [iii] и в народе Гуанью ( Гуань Юй ). [ii]
- Венди ( 文帝 , «Культурное божество»), также Венчанди ( 文昌帝 , «Божество, которое способствует процветанию культуры») или Венчанванг ( 文昌王 , «Король, который способствует процветанию культуры»): в южных провинциях это божество принимает облик различных исторические личности, а на севере его чаще отождествляют с Конфуцием ( 孔夫子 , Кунгфузу )
- Баошэндади ( 宝生大帝 , «Великое божество, защищающее жизнь»). [v]
- Баксиан ( «Восемь бессмертных» , «Восемь бессмертных»).
- Цаншен ( 蠶神 , «Бог шелковичного червя»), который может быть:
- Канмо ( 蠶母 , «Мать шелкопряда»), также называемая Кангу ( 蠶姑 , «Дева шелковичного червя»), которую идентифицируют как Лейдзу ( 嫘祖 ), жену Желтого императора: изобретение шелководства приписывается в первую очередь ей. .
- Цингьишэн ( 青衣神 , «Одетый в сине-зеленый Бог»): его человеческое имя было Канконг ( 蠶叢 , «Ветка шелковичного червя»), и он является первым правителем и предком государства Шу и пропагандистом шелководства среди своего народа.
- Кайшен ( Бог Богатства , «Бог Богатства»). [ii]
- Яншен ( 鹽神 , «Соляной Бог»): пантеон соляных божеств, которые приносят богатство своим приверженцам, в том числе Чи Ю , за то, что его кровь превратилась в лужу соли после его смерти, согласно некоторым рассказам, Сушаши за то, что он первым извлек соль из морская вода в мифологии, Гуань Чжун, поскольку он дал своему государству официальную монополию на добычу соли , а также животных всех видов, таких как вороны и олени , которым приписывали то, что они привели людей к добыче соли и, таким образом, даровали божественность. Многим богам соли можно поклоняться как богам богатства. [63]
- Цанцзе ( 倉頡 ), четырехглазый изобретатель китайских иероглифов .
- Цаншэн ( 倉神 , «Бог-житница»).
- Чуаньчжу ( 川主 , «Повелитель Сычуани»)
- Чэнхуаншэнь ( 城隍神 , «Бог рва и стен» или «Бог границ»): бог священных границ человеческой агломерации, его часто олицетворяют отцы-основатели или благородные личности из каждого города или поселка. [ii]
- Чэнь Цзингу ( 陈睖妰 , «Старая тихая леди»), также называемая Линшуу Фурен ( 林水 Леди , «Береговая дама»). [v]
- Хошен ( 火神 , «Бог Врат»).
- Чешен ( 车神 , «Бог-транспортное средство») [iv]
- Эрлангшен ( Джироджин , «Дважды молодой бог»), бог инженерного дела.
- Гунгзе Цзунванг ( Guangze Zunwang , «Почтенный король великого сострадания»). [v]
- Гуаньинь ( 觀音 , «Та, кто слышит крики мира»), богиня милосердия . [ii]
- Хуан Дасянь ( 黄大仙 , «Великий Бессмертный Хуан»).
- Цзигун ( 吉公 , «Господь-помощник»).
- Цзиёшен ( бог вина , «Бог вина»), олицетворяемый Йиди ( 伊迪 ). [iv]
- Цзютянь Сюаньнюй ( 九天玄女 , «Таинственная госпожа девяти небес»), ученица Сиванму и инициатор Хуанди .
- Лунму ( 龙мать , «Мать-Дракон»).
- Лу Бань , бог столярного дела .
- Лошен ( 路神 , «Бог дорог»). [iv]
- Синшэнь ( 行神 , «Идущий Бог»).
- Мазу ( 媽祖 , «Мать-предка»), которую часто называют «Царицей Небесной». [я] [мы]
- Пангуан ( судья , «судья»).
- Пинъаньшен ( 平安神 , «Бог мира»), воплощением которого считается Мао Цзэдун . [65]
- Циншуй Цзуси ( Патриарх Циншуй , «Почтенный Патриарх Ясного Потока») [v]
- Таошен ( 太神 , «Бог гончарного дела») [iv]
- Тюршен ( Бог-Кролик , «Бог-Зайчонок»), бог любви среди мужчин.
- Туотулу Тяньван ( 蔺李天王 , «Небесный царь, несущий пагоду»), также известный как Ли Цзин ( 李京 ). У него трое сыновей, воинственные божества-защитники Цзиньчжа ( 金吒 ), Мужа ( 木吒 ) и Нэчжа (). Нежа ).
- Усиан ( 五顯 , «Пять сияющих»), возможно, популярная форма космологических Пяти Божеств. [v]
- Сюсэн ( 乐神 , «Бог радости»).
- Яошэн ( 药神 , «Бог медицины») или часто Яован ( 药王 , «Король медицины»). [iv]
- Юэсия Лаорен ( 月下老人 , «Старик под луной»), сваха, которая объединяет влюбленных.
- Ёсэн ( 獄神 , «Бог тюрьмы-чистилища») [iv]
- Цзаошэнь ( 灶神 , «Бог очага»), повелитель домашних божеств, в том числе « Бога постели » ( 床神 , Чуаншэн ), « Богов ворот » ( 門神 , Мэншэн ) и « Бога туалета » ( 廁神) . , Cèshén ), часто персонифицированный как Зигу .
- Чжун Куй ( 鍾馗 ), победитель призраков и злых существ.
- Саньсин ( 三星 , «Три звезды»), скопление трех астральных богов благополучия:
Боги животной и растительной жизни
[ редактировать ]- Хуашен ( 花神 , «Цветочная богиня»).
- Хусянь ( «Бог-лисица» , «Бог-лисица [богиня]») или Хусянь ( «Бессмертная лиса» , «Бессмертная лиса»), также называемый Хусянь Нианнянг ( «Бессмертная императрица лисы» , «Бессмертная леди-лисица»). [VII]
- Двумя другими великими божествами-лисами, характерными для северо-восточного Китая, являются «Великий повелитель трёх лисиц» ( 胡三太爷 , Хусан Тайе ) и «Великая госпожа трёх лисиц» ( 胡三太奶 , Хусан Тайнои ), олицетворяющие Инь. и ян. [VII]
- Мошэн ( 马神 , «Бог-лошадь») или Мован ( 马王 , «Король лошадей»). [iv]
- Нюшен ( 牛神 , «Бог скота» или «Бог-бык»), также называемый Нюван ( 牛王 , «Царь скота»). [iv]
- Лангшен ( бог-волк , «Бог-волк»). [iv]
- Сюшен ( 樹神 , «Древесный Бог[ы]»).
- Вогушен ( 五谷神 , «Бог пяти злаков»), [iv] другое имя Шэннуна .
- Юаньшэнь ( 山神 , «Бог обезьян») или Юаньван ( король обезьян , «Царь обезьян»), которого называют Сунь Укуном ( 孙武空 ). [viii]
- Жимашен ( 香神 , «Бог кунжута») [iv]
Биксия Поклонение богине-матери
[ редактировать ]Поклонение богиням-матерям для выращивания потомства присутствует по всему Китаю, но преимущественно в северных провинциях. Существует девять главных богинь, и все они, как правило, рассматриваются как проявления или сопутствующие силы единственной богини, которую по-разному называют Бися Юаньцзюнь ( 碧霞元君 , «Леди Голубой Зари»), также известной как Тяньсянь Нианнян ( 天仙娘娘 , «Небесная Бессмертная Леди») или Тайшань Нианнян ( 泰山娘娘 , «Госпожа горы Тай»), [ix] или также Цзитянь Шэнмо ( Девять Небесных Святых Мать , [67] «Святая Мать девяти небес» [х] ) [68] : 149–150 или Хоуту , богиня земли. [69]
Саму Бися даосы отождествляют с более древней богиней Сиванму . [70] Общий китайский термин для обозначения «богини» — nǚshén ( « Богиня »), и богини могут получать множество титулов, в том числе mϔ ( «мать» , «мать»), lǎomϔ ( 老婆 , «старая мать»), шэнмо ( Дева Мария , «святая мать») . ), niángniáng ( «Императрица» , «госпожа»), nǎinai ( «бабушка» , «бабушка»).
Дополнительные восемь главных богинь плодородия, воспроизводства и роста: [68] : 149–150, 191, прим. 18.
- Банжен Ниангнянг ( Алая Дама ), богиня, защищающая детей от болезней.
- Куишэн Ньяннянг ( место рождения императрицы ), богиня, дарующая быстрые роды и защищающая акушерок.
- Ныиму Ниангнянг ( Няня Императрицы ), богиня, которая управляет материнским молоком и защищает кормление грудью.
- Пейгу Ньяннянг ( Пей Ньяннянг ), богиня, воспитывающая детей.
- Пейюнг Нианнян ( воспитывающая императрица ), богиня, оберегающая воспитание детей.
- Сонгзи Няннян ( 生子女press ) или Цзосун Нианнян ( 子бабушка ), богиня, которая руководит потомством.
- Юнгуан Ньяннянг ( ГЛАЗНАЯ императрица ), богиня, защищающая зрение.
- Юнмэн Нианнян ( Yinmeng Niangniang ), богиня, которая направляет маленьких детей.
Алтари поклонения богине обычно устраиваются с Биксией в центре и двумя богинями по бокам, чаще всего «Леди Зрения» и «Леди Потомства». [68] : 149–150, 191, прим. 18. Другая фигура, но с теми же астральными связями, что и Бися, — «Богиня Семи Звезд» ( 七星娘娘 , Qīxīng Niángniáng ). [кси]
Матери Трех Небов ( Святые ; Shèngmǔ или Sānxiāo Sānxiāo Niángniáng , «Дамы Трех Звезд»), состоящие из Юньсяо Гуняна , Цюнсяо Гуняна Бисяо и Гуняна . [71] Культ Чэньцзингу, присутствующий на юго-востоке Китая, рассматривается некоторыми учеными как эманация северного культа Бися. [72]
Среди других богинь, которым поклоняются в Китае, - Канмо ( 蠶母 , «Мать шелкопряда») или Кангу ( 蠶姑 , «Дева шелковичного червя»), [69] отождествляется с Лейдзу ( 竘zu , женой Желтого императора), Магу ( Магнум , «Дева из конопли»), Социн Нианнянг ( очищающая императрица , «Богиня, которая подметает»), [xii] [73] Санчжоу Нианнян ( Императрица Санчжоу , «Богиня Трех островов»), [73] и Ушенг Лаому . Богиня-мать занимает центральное место в богословии многих народных религиозных сект . [69]
Боги северо-восточного Китая
[ редактировать ]В северо-восточном Китае есть группы божеств, характерных для этого региона, происходящих из маньчжурского и более широкого тунгусского субстрата местного населения. Животные божества, связанные с шаманскими практиками, характерны для этого региона и отражают более широкую китайскую космологию. Помимо вышеупомянутых Богов-Лисиц ( 狐仙 , Хусянь ), к ним относятся: [ нужна ссылка ]
- Хуансян ( 黃仙 , «Желтый Бессмертный», Бог ласки.
- Шесянь ( 蛇仙 , «Бессмертная змея»), также называемый по-разному Лисянь ( 柳仙 , «Бессмертный Лю»), или Чансян ( 常仙 , «Бессмертная змея»), а также Мунсян ( 蟒仙 , «Питон или Боа Бессмертный») .
- Байсянь ( 白仙 , «Белый Бессмертный»), Бог-еж.
- Хэйсянь ( 黑仙 , «Черный Бессмертный»), который может быть Уясянь ( 烏鴉仙 , «Бессмертный Ворон») или Хуйсянь ( 灰仙 , «Бессмертная Крыса»), причем последнее считается неверным толкованием первого.
Боги индийского происхождения
[ редактировать ]Боги, принятые в китайскую религию, но происходящие из Индийского субконтинента или индуизма :
- Гуаньинь ( 觀音 , «Та, кто слышит крики мира»), китайская богиня милосердия, созданная по образцу бодхисаттвы Авалокитешвары.
- Симианшен ( 四面神 , «Четырехликий Бог»), но также и метафора «Вездесущего Бога»: современный культ берет свое начало в тайской передаче индуистского бога Брахмы , но важно отметить, что это также эпитет местного китайского бога Хуанди , который, как божество центра космоса, описан в Шизи как «Желтый император с четырьмя лицами» ( 黃帝四面 , Huángdì Simiàn ). [55]
- Сянтоушен ( 象頭神 , «Бог с головой слона») — индийский бог Ганеша . [74]
Боги Северного Китая и Монголии
[ редактировать ]- Чингисхан ( 成吉思汗 , Chengjisīhan ), которому поклонялись монголы и китайцы под различными божественными титулами, в том числе Шэнво Хуанди ( англ . «Святое военное суверенное божество»), Футиан Цююн ( 法天啓運 , «Начало передачи Закона Небеса») и Тайцзу ( 太祖 , «Великий предок») юаней и монголов.
Боги народные и местные
[ редактировать ]- Хэн и Ха ( 囧忡二常 ), два генерала династии Шан, стражи буддийских храмов в Восточной Азии. [75]
- Мэншен ( 門神 , «Боги дверей»), божественные хранители дверей и ворот.
- Шенту и Юлю ( 鬱壘 ), пара божеств, наказывающих злых духов.
- Луошэнь Ло богиня реки . ,
См. также
[ редактировать ]- Китайская народная религия
- Китайский храм
- Цзютянь Сюаньнюй , могущественное женское божество в китайской народной религии.
- Монгольский шаманизм
- Шен
- Ши Гандан , защитник дома
- Сиань — широко используемое китайское слово для обозначения так называемых «даосских бессмертных» на английском языке.
- Женжэнь
Примечания
[ редактировать ]- Заметки о божествах и их именах
- ^ Jump up to: а б с Почетное имя Тяньхоу ( 天后 «Царица Небесная») используется для обозначения многих богинь, но чаще всего Мазу и Доуму.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Культ этого божества исторически распространен по всему Китаю. [43]
- ^ Jump up to: а б с д и Об использовании титула «герцог»: этот термин происходит от латинского dux и описывает явление или человека, который «проводит», «ведет» божественное вдохновение.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Культ этого божества исторически распространен в северном Китае. [48] Важно отметить, что многие культы северных божеств были перенесены также в южные крупные города, такие как Гонконг и Макао, а также на Тайвань, в результате политических изменений и миграций 19 и 20 веков.
- ^ Jump up to: а б с д и Культ этого божества исторически распространен на юго-востоке Китая. [43]
- ^ Культ Мацзу берет свое начало в провинции Фуцзянь , но распространился по всему южному Китаю и во многих северных провинциях, главным образом в прибрежных районах, а также среди китайских диаспор. [64]
- ^ Jump up to: а б Культ божеств-лисиц характерен для народной религии северо-восточного Китая , влияние которого простирается даже на юг, вплоть до Хэбэя и Шаньдуна .
- ^ Поклонение обезьянам в северном регионе Фуцзянь имеет долгую историю. Под влиянием «Путешествия на Запад» поклонение Обезьяньему Богу в некоторых областях постепенно было заменено поклонением Цитянь Дашэну . [66]
- ↑ Как госпожа горы Тай , Бися считается женским аналогом Дунъюэдади, «Великого божества Восточной вершины» (горы Тай).
- ^ «Девять небес» ( 九天 Jiϔtiān ) — девять звезд (семь звезд с добавлением двух невидимых, согласно китайской традиции) Большой Медведицы или Большой Колесницы. Таким образом, Бися и ее девять сопровождающих или проявлений одновременно являются метафорическим представлением живой материи или земли и источника всего сущего , который более абстрактно представлен главными осевыми богами китайской религии, такими как Доуму.
- ^ Цисин Няннян («Госпожа семи звезд») — богиня, олицетворяющая семь видимых звезд Большой Медведицы или Большой Колесницы.
- ^ Саоцин Няннян («Леди, которая подметает») — богиня, которая обеспечивает хорошие погодные условия, «сметая» облака и штормы.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Люй и Гонг (2014) , с. 71.
- ^ Jump up to: а б «тянь» . Британская энциклопедия . Проверено 28 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Дидье (2009) , эпизодически .
- ^ Чжун (2014) , стр. 76–77.
- ^ Чжун (2014) , с. 84, примечание 282.
- ^ Представление о богах в народных верованиях [Иерархическая организация духовного мира]. web.sgjh.tn.edu.tw. Архивировано из оригинала 07.11.2017 . Проверено 1 ноября 2017 г.
- ^ Чжун (2014) , с. 98 и далее.
- ^ Чжао (2012) , стр. 45.
- ^ Jump up to: а б «Сангуан» . Британская энциклопедия . 3 февраля 2010 г. Проверено 30 апреля 2023 г.
- ^ Чжун (2014) , с. 202.
- ^ Чжун (2014) , с. 64.
- ^ Чжун (2014) , стр. 31, 173–174.
- ^ Фейхтванг (2016) , с. 147.
- ^ Адлер (2011) , стр. 4–5.
- ^ Цай (2004) , стр. 314.
- ^ Адлер (2011) , с. 5.
- ^ Jump up to: а б Лю и Гонг (2014) , с. 63.
- ^ Чанг (2000) .
- ^ Люй и Гонг (2014) , стр. 63–67.
- ^ Jump up to: а б с д Лю и Гонг (2014) , с. 64.
- ^ Чжоу (2005) .
- ^ Чжун (2014) , с. 66, примечание 224.
- ^ Лагервей и Калиновски (2008) , стр. 240.
- ^ Райтер, Флориан К. (2007). Цели, средства и убеждения в даосизме: Берлинский симпозиум . Отто Харрасовиц Верлаг. ISBN 978-3447055130 . п. 190.
- ^ Милберн, Оливия (2016). Весенние и осенние летописи мастера Яна . Синица Лейденсия. БРИЛЛ. ISBN 978-9004309661 . п. 343, примечание 17.
- ^ Jump up to: а б с д Лю и Гонг (2014) , с. 66.
- ^ Jump up to: а б Лю и Гонг (2014) , с. 65.
- ^ Jump up to: а б Лагервей и Калиновский (2008) , стр. 981.
- ^ Яо (2010) , с. 159.
- ^ Яо (2010) , с. 161.
- ^ Лагервей и Калиновский (2008) , стр. 984.
- ^ Jump up to: а б «сиань» . Британская энциклопедия . Проверено 29 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «женжэнь» . Британская энциклопедия . Проверено 29 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Чуа, Эми (2007). День Империи: как сверхдержавы достигают глобального доминирования и почему они падают (1-е изд.). Нью-Йорк: Даблдей . п. 65. ИСБН 978-0-385-51284-8 . OCLC 123079516 .
- ^ Уилкинсон, Филип (1999). Спиллинг, Майкл; Уильямс, Софи; Дент, Мэрион (ред.). Иллюстрированный словарь религий (первое американское издание). Нью-Йорк: ДК . п. 67. ИСБН 0-7894-4711-8 .
- ^ Jump up to: а б Маккензи, Дональд Александр (1986). Китай и Япония (Мифы и легенды) . Нью-Йорк: Книги Авенел. п. 318. ИСБН 9780517604465 .
- ^ Jump up to: а б Цзянь-гуан, Ван (декабрь 2019 г.). «Философия воды в древнем обществе Китая: смысл, представление и влияние» (PDF) . Философское исследование . 9 (12): 752.
- ^ Цзяншань, Ван; Йи, Тиан, ред. (октябрь 2020 г.). Имперский Китай: Полная визуальная история (Первое американское издание). Нью-Йорк: ДК . п. 112. ИСБН 978-0-7440-2047-2 .
- ^ Прегадио (2013) , с. 1197.
- ^ Чеу, Хок Тонг (1988). Девять богов-императоров: исследование китайских духовно-средовых культов . Тайм Букс Интернэшнл. ISBN 9971653850 . п. 19.
- ^ ДеБернарди, Жан (2007). «Коммодифицирующие благословения: празднование фестиваля Двойного Янга на Пенанге, Малайзия, и на горе Удан, Китай». В Китиарсе, Паттана (ред.). Религиозные товары в Азии: боги маркетинга . Рутледж. ISBN 978-1134074457 .
- ^ Прегадио (2013) , стр. 76, 1193.
- ^ Jump up to: а б Овермайер (2009) , с. 148.
- ^ Лагервей и Калиновский (2008) , стр. 983.
- ^ Макс Дашу (2010). «Сивангму: Великая шаманская богиня Китая» . Академия.edu .
- ^ Jump up to: а б Фаулер (2005) , стр. 206–207.
- ^ Лагервей и Калиновский (2008) , стр. 512.
- ^ Овермайер (2009) , перейти к главе 5: «Боги и храмы».
- ^ Sun & Kistemaker (1997) , с. 121.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Фаулер (2005) , стр. 200–201.
- ^ Медхерст (1847) , стр. 260.
- ^ Литтл и Эйхман (2000) , с. 250. Там описывается картина династии Мин , изображающая (среди других фигур) Уди: «На переднем плане боги Пяти Направлений, одетые как императоры глубокой древности, держащие перед собой таблички с рангами. [...] Эти боги важны, поскольку отражают космическую структуру мира, в которой Инь , Ян и Пять Фаз (Элементов) находятся в равновесии. Они возникли еще до религиозного даосизма и, возможно, возникли как хтонические боги периода неолита, управляющие всеми направлениями. (восток, юг, запад, север и центр), они соответствуют не только пяти элементам, но и временам года, пяти священным вершинам, пяти планетам, а также символам зодиака [...]».
- ^ Jump up to: а б с д и ж Сан и Кистемакер (1997) , стр. 120–123.
- ^ Прегадио (2013) , стр. 504–505.
- ^ Jump up to: а б Сан и Кистемакер (1997) , с. 120.
- ^ Боннефуа, Ив (1993). Азиатские мифологии . Издательство Чикагского университета. ISBN 0226064565 . п. 246.
- ^ Адлер, Джозеф А. «Три чиновника» . Кеньонский колледж . Проверено 30 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Ли, Кикок (2008). Основа и уток, китайский язык и культура . Стратегическое книгоиздание. ISBN 978-1606932476 . стр. 156-157
- ^ Сунь Кунь (29 марта 2021 г.) «Нетрадиционный храм Лунтянь» Taiyuan Daily (на китайском языке (Китай)).
- ^ Ван Чуньшэн (3 марта 2022 г.). «Разные беседы о таможне 2 февраля» . Taiyuan Daily (на китайском языке (Китай))
- ^ Jump up to: а б Яо (2010) , с. 202.
- ^ Уилсон, Эндрю, изд. (1995). Мировые Писания: Сравнительная антология священных текстов (1-е изд. в мягкой обложке). Сент-Пол, Миннесота: Издательство Paragon House . п. 20. ISBN 978-1-55778-723-1 .
- ^ Сюй Шэннань (13 марта 2024 г.). «Как Китай нашел новую ценность в своих древнейших богах» . Шестой тон .
- ^ Овермайер (2009) , с. 144.
- ^ Тветене Мальме, Эрик (2014). Бог мира: Мао Цзэдун как божество (PDF) . Архив исследований ДУО . Университет Осло . стр. 14–20, 23, 26–28, 33, 36.
- ^ « Король обезьян» был в провинции Фуцзянь, на сотни лет раньше, чем «Путешествие на Запад» . Газета (на китайском языке (Китай)).
- ^ Овермайер (2009) , с. 137.
- ^ Jump up to: а б с Барротт Уикс, Энн Элизабет (2002). Дети в китайском искусстве . Издательство Гавайского университета. ISBN 0824823591 .
- ^ Jump up to: а б с Джонс (2013) , стр. 166–167.
- ^ Комджати, Луи (2013). «Даосские божества и пантеоны». Даосская традиция: Введение . Издательство Блумсбери. ISBN 978-1441196453 .
- ^ Овермайер (2009) , с. 135.
- ^ Хакин, Дж. (1932). Азиатская мифология: подробное описание и объяснение мифологии всех великих народов Азии . Азиатские образовательные услуги. стр. 349–350.
- ^ Jump up to: а б Чемберлен (2009) , с. 235.
- ^ Мартин-Дюбо, Поль (1997). Ганеша: Чародей трех миров . Мумбаи: Проект исследований индийской культуры. ISBN 8190018434 . п. 311.
- ^ Цзы Ян (2012) , стр. 25–26.
Источники
[ редактировать ]- Адлер, Джозеф А. (2011). Наследие нетеистической веры в Китае (PDF) . (Доклад конференции) К разумному миру: наследие западного гуманизма, скептицизма и свободомыслия. Сан-Диего, Калифорния.
- Цай, Цзунци (2004). Китайская эстетика: упорядочение литературы, искусства и вселенной в шести династиях . Издательство Гавайского университета. ISBN 0824827910 .
- Чемберлен, Джонатан (2009). Китайские боги: введение в китайскую народную религию . Гонконг: Книги кузнеца. ISBN 9789881774217 .
- Чанг, Рут Х. (2000). «Понимание Ди и Тянь: Божество и Небеса от Шан до династий Тан» (PDF) . Китайско-платонические статьи (108). Виктор Х. Майр. ISSN 2157-9679 .
- Дидье, Джон К. (2009). «На площади и за ее пределами: небо и сила веры в Древнем Китае и мире, ок. 4500 г. до н.э. - 200 г. н.э.». Китайско-платонические статьи (192). Виктор Х. Майр. Том I: Древний евразийский мир и небесная ось , Том II: Представления и идентичности высших держав в неолитическом и бронзовом Китае , Том III: Земные и небесные трансформации в Чжоу и раннеимперском Китае .
- Фейхтванг, Стефан (2016), «Китайские религии», в Вудхеде, Линда; Каванами, Хироко; Партридж, Кристофер Х. (ред.), Религии в современном мире: традиции и трансформации (3-е изд.), Лондон: Routledge, стр. 143–172, ISBN 978-1317439608
- Фаулер, Джанин Д. (2005). Введение в философию и религию даосизма: пути к бессмертию . Сассекс Академик Пресс. ISBN 1845190866 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Джонс, Стивен (2013). В поисках народных даосов Северного Китая . Издательство Эшгейт. ISBN 978-1409481300 .
- Лагервей, Джон; Калиновский, Марк, ред. (2008). Ранняя китайская религия: Часть первая: Шан через Хань (1250 г. до н.э. – 220 г. н.э.) . Лейден: Брилл. ISBN 978-9004168350 .
- Литтл, Стивен; Эйхман, Шон (2000). Даосизм и искусство Китая . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0520227859 .
- Лю, Даджи; Гонг, Сюэцзэн (2014). Марксизм и религия . Религиоведение в современном Китае. Брилл. ISBN 978-9047428022 .
- Медхерст, Уолтер Х. (1847). Диссертация по теологии китайцев с целью выяснения наиболее подходящего термина для выражения Божества на китайском языке . Миссия Пресс. Оригинал хранится в Британской библиотеке. Оцифровано в 2014 году.
- Овермайер, Дэниел Л. (2009). Местная религия в Северном Китае в двадцатом веке. Структура и организация общественных ритуалов и верований (PDF) . Лейден; Бостон: Брилл. ISBN 9789047429364 . Архивировано из оригинала (PDF) 16 июня 2015 г. Проверено 22 июля 2016 г.
- Прегадио, Фабрицио (2013). Энциклопедия даосизма . Рутледж. ISBN 978-1135796341 . Два тома: 1) АЛ; 2) ЛЗ.
- Сунь, Сяочунь; Кистемакер, Джейкоб (1997). Китайское небо в эпоху Хань: созвездия звезд и общество . Брилл. ISBN 9004107371 .
- Яо, Синьчжун (2010). Китайская религия: контекстуальный подход . Лондон: A&C Black. ISBN 9781847064752 .
- Чжун, Синьцзы (2014). Реконструкция религиозной философии Чжу Си, вдохновленная Лейбницем: естественная теология небес (тезис). Тезисы и диссертации в открытом доступе. Институциональный репозиторий Гонконгского баптистского университета. Архивировано из оригинала (PDF) 28 февраля 2018 г.
- Чжао, Дуньхуа (2012), «Китайский путь к политеизму», в Ван, Робин Р. (редактор), Китайская философия в эпоху глобализации , SUNY Press, ISBN 978-0791485507
- Чжоу, Цзисюй (2005). «Древнекитайский «*tees» и протоиндоевропейский «*deus»: сходство религиозных идей и общий источник в лингвистике» (PDF) . Китайско-платонические статьи (167). Виктор Х. Майр.
- Цзы Ян (01 августа 2012 г.). Знаменитые храмы Китая . Пекин: Time Publishing and Media Co., Ltd. ISBN 978-7-5461-3146-7 .