Jump to content

Список славянских божеств

(Перенаправлено с Веле )

Славяне -язычники были политеистами , а это значит, что они поклонялись многим богам и богиням . Боги славян известны прежде всего по небольшому числу летописей и летописей или не очень точных христианских проповедей против язычества . Дополнительные, более многочисленные источники, в которых славянские теонимы сохранились , включают имена, имена собственные, топонимы, народные праздники и язык, в том числе поговорки.

Сведения о славянском язычестве, в том числе и о богах, скудны, поскольку христианские миссионеры мало интересовались духовной жизнью славян . [1] Также не существует никаких записей, записанных непосредственно славянами-язычниками. В ходе миссий христианизации божества, с одной стороны, демонизировались , чтобы удержать от поклонения им, с другой стороны, их характеристики и функции перенимались святыми , что должно было сделать новую религию менее чуждой.

Распространенные славянские божества

[ редактировать ]

Из-за небольшого количества источников среди исследователей славянской мифологии нет единого мнения относительно масштабов поклонения даже самым важным божествам. В этом абзаце перечислены те, чей панславянский диапазон признается чаще всего. Помимо них восточнославянский Мокошь (предполагаемый топоним в Чехии ) и восточнославянский Стрибог (топонимы в Польше иногда указываются ).

Верховные божества

[ редактировать ]

Основываясь на реконструированных мифах вокруг фигур Перуна и Велеса , некоторые учёные полагают, что оба этих бога являются главными божествами. [2] В первую очередь они встречаются в славянском мифе о сотворении мира . По мнению некоторых учёных, пара этих богов доказывает «славянский дуализм », но единого мнения и по этому поводу нет, а те, кто предполагает, что такой дуализм в мифологии мог существовать, отмечают, что славянский дуализм, вероятно, не был столь крайним, как в Христианство или зороастризм .

Имя Изображение Греческий миф Подробности
в Перу Зевс Перун – бог молний и грома, [3] как и войны, [4] и покровитель дружины . [5] Он является этимологическим и функциональным продолжателем протоиндоевропейского бога грома *Перкуноса и разделяет многие характеристики с другими богами грома, которым поклоняются индоевропейцы . [6] Особенно заметно он упоминается в «Первой летописи» , где описана седовласая и золотоусая статуя Перуна в храме на Старой Киевской горе , и «Третьей Новогородской летописи» , где его статуя описана в Перине , [7] и во многих текстах предупреждение против язычества. Его имя сохранилось в заклинаниях и именах собственных. [8] Вооруженный обычно топором, молотом или копьем, [9] он борется с демонами хаоса. Его фигура сохранилась в фольклоре прежде всего в образе святого Илии и святого Георгия . [8]
Велес Аид Велес — бог множества функций, такая сложность затрудняет сравнение с другими божествами. Хтоническое ведет божество, он правит подземным миром , куда, как психопомп, души умерших, выводя их на луга потустороннего мира. Как бог богатства, он связан с заботой о скоте (в древние времена основной формой богатства был скот, а не деньги). Более того, подобно германскому Одину, он является божеством-покровителем поэтов и других художников, а также тех, кто занимается магией (в прошлом поэзия была тесно связана с магией). [10] Этимология его имени, вероятно, связывает его со славянскими словами, связанными со смертью. Упоминается преимущественно в «Первой хронике» ; его имя также часто встречается в именах собственных. Его животные воплощения — бык или бык , дракон или змей . [11] Его фигура сохранилась в фольклоре прежде всего в образе святителя Николая и черта . [12]

Другие божества

[ редактировать ]
Имя Изображение Греческий миф Подробности
Dazhbog Аполлон Дажьбог – бог Солнца. Его имя, означающее «бог даяния», может указывать на то, что он также был богом изобилия. [13] Он появляется в « Первой летописи» , где описан как сын Сварога , в «Слове о полку Игореве» , [14] а также в народных песнях и именах собственных. Некоторые исследователи отождествляют его со Сварожицей , [15] или считается его братом. [16]
Svarozhits
Гефест Сварожиц — бог огня, упоминаемый в второстепенных восточнославянских текстах. [17] Он также упоминается Бруно в письме королю Генриху II и позже в «Хрониках Титмара» как главное божество Ретры , главного политического центра велети . [18] Его имя обычно переводится как «сын Сварога », реже как «маленький, юный Сварог». Обычно отождествляется с Радегастом , реже с Дажбогом .

Персонификации

[ редактировать ]
Имя Изображение Греческий миф Подробности
Доллар Дола – олицетворение судьбы и предназначения. [19] Дола закрепляется за человеком при рождении и остается с ним на всю оставшуюся жизнь. Оно может быть унаследовано от предков. Обычно он невидим, но может проявляться в форме человека или животного. [20] Противоположностью Долы, понимаемой как удача, была Недола, олицетворение неудачи. Этимологически родственно славянским словам разделяй , часть . [19]
Mat Zemlya
Гайя Мат Земля — олицетворение Земли, встречающееся преимущественно в восточнославянских текстах, но сохраняющееся в большинстве славянских языков . [21] Возможно, эпитет Мокоши .
Стержень
Род — фигура, дух или божество, часто упоминаемое в второстепенных восточно- и южнославянских текстах, как правило, вместе с Рожаницами . Этимологически родственно славянским словам «род», «род», «родивший» и т. д. Ему приносились бескровные жертвы. [22] В науке нет единого мнения относительно статуса Рода в мифологии.
Rozhanitsy
Мойрай Рожаницы («Подарившие жизнь»), Суденицы («Подарившие судьбу») и Наречницы («Подарившие судьбу») — женские духи или божества судьбы. Они появляются во множественном числе или как единое целое. В восточно- и южнославянских источниках они часто упоминаются вместе с Родом . [22] Их основная функция – определить судьбу ребенка на всю жизнь, [23] тогда они оставляют невидимый след на его лбу. Судьбу человека символизировала нить жизни , от длины которой, измеряемой Рожаницами, зависела продолжительность жизни человека. Им приносились бескровные жертвы. [22]
Зорья Эос Зоря – олицетворение зари. Она является славянским продолжением протоиндоевропейской богини зари *H₂éwsōs. [24] и имеет многие ее характеристики: живет за границей, на острове Буян , [25] открывает дверь Солнцу в его ежедневное путешествие по небу, [25] также есть золотая лодка. Зора может быть одной фигурой, двумя или тремя фигурами. Она появляется в христианизированных молитвах и приказах.
Zvezda Звезда, Утреница или Даница — это олицетворение Утренней звезды или планеты Венеры , видимой на небе перед восходом солнца.

Западнославянские божества

[ редактировать ]
Имя Изображение Поклоняются Греческий миф Подробности
Священный
Рани Световит – главный бог славянской Рани. Его культ описан Гельмольдом Босау и Саксоном Грамматиком . [26] Теоним происходит от слова svęt «святой, священный» с суффиксом vit «господин». [27] Его главный храм находился на Арконе . Внутри храма находилась его статуя, описанная Саксоном как четырехголовая статуя, держащая в правой руке богато украшенный рог; был также большой меч и другие артефакты. [28] Рог и белый конь, посвященные ему, использовались для гадания. [27] Теократическое . его священников ограничивало власть князя правление [29]
Триглав
полабцы
померанцы
Триглав — бог, упоминаемый в житии святого Оттона и в летописи, описывающей пленение славянской Бренны . У него была золотая статуя, глаза и рот которой были закрыты. Ему были посвящены вороной конь, на котором проповедники предсказывали будущее, и священный дуб. Три головы могут символизировать трехстороннее разделение между небом, землей и подземным миром. [30]
Радегаст
полабцы
Редарианцы
Моравские братья
Радегаст — бог, упомянутый Адамом Бременским , и сведения повторяет Гельмольд . Он должен был занять первое место среди богов, которым поклонялись в Ретре . В более ранних источниках говорится, что главным богом Ретры был Сварожиц , поэтому Радегаст считается эпитетом Сварожица или местным вариантом его культа. Ему был посвящен белый конь, а сам он был изображен в доспехах и шлеме. Принято считать, что его имя состоит из слов рад «рад» и гост «гость». [31] Его современная статуя стоит на горе Радгошть , которая также названа в его честь.
Yarovit черкипанцы
Гоболианцы
Яровит — полабский бог, упоминаемый в « Житии святого Оттона» , где описан посвящённый ему праздник, к которому был украшен город. Из описания и этимологии ясно, что он бог войны, а в его храме находился украшенный золотом щит. По мнению многих исследователей, Яровит идентичен восточнославянскому Ярило . [32] [33]
Zhiva полабцы Жива — богиня, упомянутая Гельмольдом . По его словам, после Радагаста и Проне она является самым важным божеством славян. Вероятно, идентично польскому божеству Живе, упомянутому Яном Длугошем . [34] Теоним, родственный слову živeti «жить».
Склонный
или
Доказывать
полабцы Пруэ — искаженное имя бога, упомянутого Гельмольдом . Этот теоним трактуется по-разному: одни учёные переводят имя как Докажи (от славянского слова право «закон»), а другие переводят имя как Проне , местный вариант Перуна имени . Гельмольд ясно дает понять, что Пру , [35] в отличие от других божеств, не имел статуи, но ему была посвящена дубовая роща близ Старогарда, где каждый понедельник проходили суды. [36]
Он взревел
Рани Ругиевит — бог, упомянутый Саксоном Грамматиком и в саге о Книтлинге . Ему поклонялись в Гардеке на Рюгене , где находился его храм, а также в Поревите и Поренуте . Его статуя была сделана из дуба, имела голову с семью лицами, семь мечей на поясе и восьмой в руке. По мнению Саксона, он был божеством войны, связанным также с сексуальной сферой. [37] Интерпретация его имени остается предметом споров.
Он умер Рани Поревит — бог, упомянутый Саксоном Грамматиком и в саге о Книтлинге . Ему поклонялись в Гардеке на Рюгене , где находился его храм, а также в Ругиавите и Поренуте. Его статуя имела пять голов и, что немаловажно, не имела никакого оружия. Значение имени неясно, возможно, оно означает «Повелитель силы». [38]
Полированный Рани Поренут — бог, упомянутый Саксоном Грамматиком и в саге о Книтлинге . Ему поклонялись в Гардеке на Рюгене , где находился его храм, а также Ругиаевите и Поревите. У его кумира было четыре лица и пятое на груди, которое он поддерживал руками. Этимология обсуждается. [38]
Chernoglav Рани Черноглав — бог, упомянутый в саге о Книтлингах . Там он описан как бог победы с серебряными усами. [39]
Стаду Вагри Подага — бог, который, по мнению Гельмольда , имел свое изображение в Плене . Значение теонима поясняется как «сила, могущество». Было высказано предположение, что название Подага идентично » Длугоша «Погоде . [34]
Девана поляки
лужичане
Девана – богиня дикой природы, лесов, луны и охоты. Упоминается Яном Длугошем как польский эквивалент Дианы . Девана, как и Дживица, присутствовала и в лужицком фольклоре. обычаях она появляется В силезских вместе с Мораной, что может указывать на двойственную природу этих богинь. Этимология имени богини является предметом дискуссий. В христианском фольклоре ее, возможно, заменила Богоматерь Громовая Свеча.
Морана
поляки
чехи
словаки
Моравские братья
Морана — богиня растительности, а также смерти и зимы. Она была упомянута Яном Длугошем как польский эквивалент Цереры . Сожжение или утопление изображения Мораны в реке должно прогнать зиму и вернуть весну, и эта традиция все еще жива в современной Польше, Словакии, Моравии и некоторых частях Чехии. обычаях она появляется В силезских вместе с Деваной, что может указывать на двойственную природу этих богинь.

Восточные и южнославянские божества

[ редактировать ]
Имя Изображение Поклоняются Греческий миф Подробности
Стрибог Восточные славяне Стрибог – бог ветра. Упоминается в « Первой летописи» и «Слове о полку Игореве» . Возможно, ему также поклонялись в Польше. Его имя интерпретируется как «распространяющийся бог». [40]
Хорс Восточные славяне , Западные славяне Хорс — божество с неясными функциями, упоминаемое в « Первой летописи» и «Слове о полку Игореве» , а также других второстепенных источниках. [41] В течение многих лет его интерпретировали как бога Солнца, что подкреплялось теорией, согласно которой это имя заимствовано из одного из иранских языков и означает «Солнце». [41] В последние годы эта этимология подверглась резкой критике, и вместо этого предлагается исконная этимологическая связь с плодовитостью. [42] Его кумир якобы находился во Пскове .
Мокошь
Восточные славяне
Поляки Чехи
Мокошь — богиня, упоминаемая в « Первой летописи» и других второстепенных текстах. Обычно ее интерпретируют как богиню-мать . В фольклоре она появляется как существо с большой головой и руками, стригущее овец и прядущее лен , что также каким-то образом связано с мастурбацией. Этимологически родственно слову мокръ "мокрый". [43] В христианстве ее продолжают святые Параскева и святая Анастасия . [44]
Симаргл
Восточные славяне Симаргл — божество, упомянутое в « Первой летописи» , и упомянутое в « Проповеди Любящего Христа» в двух ипостасях: Сим и Ргл. Хотя в источниках не указываются какие-либо функции этого бога, считается, что он связан с заботой о растениях, на что указывает имя бога, заимствованное славянами у иранского Симурга , крылатого собакоголового хранителя растения. [45]
Svarog Южные славяне [46] Гефест . Сварог — бог, упомянутый в « Первой летописи» в отрывке, представляющем собой славянский перевод «Летописи Иоанна Малалы » . В этом источнике Сварог изображен как аналог греческого Гефеста и отец Дажбога . Функция и этимология бога неясны: по мнению одних ученых, он родствен славянскому слову свар, означающему «ссора», а по мнению других, он родствен индийскому свару, означающему «сияние», «небо», «солнце». . Исходя из этимологии, трактуется как бог-кузнец или как бог неба. [47] [48]
Ярило Восточные славяне

Южные славяне

Деметра Восточнославянский ритуальный и ритуальный персонаж, засвидетельствованный с XVIII века. Интерпретируется как божество растительности.

Божества перечислены анонимно

[ редактировать ]

Есть два источника, в которых упоминается безымянный славянский главный бог . Прокопий Кесарийский в Готских войнах описывает религию южных славян :

Действительно, они верят, что единственный бог, создатель молнии, является единственным господином всего сущего, и приносят ему в жертву коров и всевозможные жертвы. Идея судьбы им неизвестна, и они не верят, что она имеет какое-либо влияние на людей, но когда смерть следует за ними из-за того, что они заболели или готовятся к войне, они обещают, что, если их пощадят, они немедленно предложат жертвуют в честь бога в обмен на свою жизнь, и, как только их пощадят, они жертвуют всем, что у них есть, и верят, что этой жертвой они купили свое спасение. [49]

Греческий оригинальный текст

Аналогичные сведения, однако, относительно западнославянских полабов появляются в Гельмольда » «Хронике :

В многообразии проявлений своих божеств, которым вверены их поля, леса, печаль и счастье, они не отрицают, что на небесах есть один бог, который царствует над другими, что только он несет ответственность за небесные дела и то, что другие подчиняются ему; каждый принимает на себя роль, они происходят из своей линии и тем могущественнее, чем ближе они к указанному богу. [50]

Латинский оригинальный текст

Неясно, насколько достоверно эти отчеты описывают славянское богословие. Некоторые ученые полагают, что эти тексты представляют собой христианскую интерпретацию веры славян-язычников; Гельмольд, писая о боге богов , явно заимствовал термин ( deus deorum ) из Книги псалмов (50:1). Например, в случае с текстом Прокопия Александр Брюкнер утверждал, что этот текст представляет собой кальку, изображение с эллинизированным оттенком, навязанное славянскому язычеству. Ученые, признающие хотя бы частичную подлинность этих сообщений, полагают, что они могут передавать информацию о генотеизме , славянском deus otiosus — пассивном боге, который не вмешивается напрямую в мировые дела и чьи приказы выполняются другими богами. Также возможно, что они могут относиться к замене пассивного бога неба более активным богом грома, подобно тому, как греческий Уран был заменен Зевсом . Хотя Прокопий и Гельмольд не упоминают имена этих богов, имена которых они, вероятно, не знали из-за табу , принято считать, что Здесь был замешан Перун , или Сварог . [51] [52]

Косма Пражский описывает чешское язычество в своей Chronica Boemorum через Interpretatio Romana : «Поэтому принесите в жертву своим богам осла , чтобы он стал вашей помощью. Те, кто хочет, чтобы вы сделали это подношение, - это Юпитер , самый важный из богов, Марс сам . , его сестра Беллона и зять Цереры ( т.е. Плутона ). [53]

В «Хрониках » Титмар описывает христианизацию Померании . В 1000 году во время Гнезненского конгресса Рейнберн был назначен епископом Колобжега . Далее Титмар писал, что Рейнберн «разрушил храмы идолов, сжег их и, помазав святым миром четырех каменных идолов их демонов, бросил их в озеро, а затем благословил воду, чтобы очистить ее». [54] Возможно, в этом сообщении речь идет о морском боге. [55]

Божества неопределенного статуса

[ редактировать ]

Псевдобожества

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Шиевский 2003 , стр. 9.
  2. ^ Гейстор 2006 , с. 315.
  3. ^ Гейстор 2006 , с. 85.
  4. ^ Гейстор 2006 , с. 97.
  5. ^ Гейстор 2006 , с. 65.
  6. ^ Шиевский 2003 , стр. 44–45.
  7. ^ Гейстор 2006 , стр. 92–93.
  8. ^ Перейти обратно: а б Гейстор 2006 , стр. 89–91.
  9. ^ Шиевский 2003 , стр. 45.
  10. ^ Шиевский 2003 , стр. 48–52.
  11. ^ Шиевский 2003 , стр. 56–57.
  12. ^ Шиевский 2003 , стр. 50.
  13. ^ Шиевский 2003 , стр. 107–108.
  14. ^ Шиевский 2003 , стр. 105–107.
  15. ^ Шиевский 2003 , стр. 309.
  16. ^ Имя, 2009 г. , стр. 107-1. 68, 320–321.
  17. ^ Гейстор 2006 , с. 171.
  18. ^ Гейстор 2006 , стр. 167–170.
  19. ^ Перейти обратно: а б Шиевский 2003 , стр. 194.
  20. ^ Гейстор 2006 , стр. 206–207.
  21. ^ Шиевский 2003 , стр. 129.
  22. ^ Перейти обратно: а б с Шиевский 2003 , стр. 191–193.
  23. ^ Стшельчик 1998 , стр. 174.
  24. ^ Ваня 1990 , стр. 61.
  25. ^ Перейти обратно: а б Зарубин 1971 , с. 70–76.
  26. ^ Шиевский 2003 , стр. 114.
  27. ^ Перейти обратно: а б Шиевский 2003 , стр. 116.
  28. ^ Шиевский 2003 , стр. 114–115.
  29. ^ Гейстор 2006 , с. 116.
  30. ^ Гейстор 2006 , стр. 147–153.
  31. ^ Гейстор 2006 , с. 169.
  32. ^ Шиевский 2003 , стр. 117–119.
  33. ^ Гейстор 2006 , стр. 133–135.
  34. ^ Перейти обратно: а б с Шиевский 2003 , стр. 127.
  35. ^ Гейстор 2006 , с. 91.
  36. ^ Гейстор 2006 , с. 222.
  37. ^ Гейстор 2006 , с. 131.
  38. ^ Перейти обратно: а б Гейстор 2006 , с. 132.
  39. ^ Гейстор 2006 , с. 153.
  40. ^ Гейстор 2006 , стр. 184–186.
  41. ^ Перейти обратно: а б Гейстор 2006 , стр. 180–181.
  42. ^ Перейти обратно: а б Борисов 2014 , стр. 11–12.
  43. ^ Гейстор 2006 , стр. 201–2004.
  44. ^ Шиевский 2003 , стр. 128.
  45. ^ Гейстор 2006 , стр. 186–190.
  46. ^ Вилкул 2015 , стр. 146, 159, 164–165.
  47. ^ Гейстор 2006 , стр. 171–172.
  48. ^ Шиевский 2003 , стр. 102, 105–107.
  49. ^ Перейти обратно: а б Альварес-Педроса 2021 , стр. 22–25.
  50. ^ Перейти обратно: а б Альварес-Педроса 2021 , стр. 161–163.
  51. ^ Гейстор 2006 , стр. 109–111.
  52. ^ Шиевский 2003 , стр. 99–100.
  53. ^ Брюкнер 1985 , с. 37.
  54. ^ Вейман 2004 , с. 140.
  55. ^ Шиевский 2003 , стр. 121.
  56. ^ Горбачев 2017 .
  57. ^ Коланкевич 1999 , стр. 461.
  58. ^ Брюкнер 1985 , с. 88.
  59. ^ Гейстор 2006 , стр. 153–154.
  60. ^ Альварес-Педроса 2012–2014 гг .
  61. ^ Шиевский 2003 , стр. 118.
  62. ^ Кемпински 1993 , стр. 219.
  63. ^ Перош, Ивон и Бакаля 2007 , стр. 69.
  64. ^ Перейти обратно: а б Кропей 2012 , стр. 35–44.
  65. ^ Гейстор 2006 , с. 199.
  66. ^ Гейстор 2006 , с. 160.
  67. ^ Витковский 1970 , стр. 377.
  68. ^ Гейстор 2006 , с. 197.
  69. ^ Гейстор 2006 , с. 99.
  70. ^ Гейстор 2006 , стр. 188–189.
  71. ^ Гейстор 2006 , с. 89.
  72. ^ Гейстор 2006 , с. 133.
  73. ^ Гейстор 2006 , с. 195.
  74. ^ Пьетро и Вокач 2002 , с. 15.

Библиография

[ редактировать ]
  • Вейман, Гжегож (2004). «Католические епископства в Западной Померании с X века по 1945 год». Вроцлавское богословское обозрение . 12 (1): 139–156.
  • Кемпински, Анджей (1993). Словарь мифологии индоевропейских народов . Познань: SAWW. ISBN  9788385066910 .
  • Кропей, Моника (2012). «Сверхъестественные существа из словенских мифов и сказок». Studia мифологическая Славика – Дополнение . Люблана. ISSN   1581-9744 .
  • Питро, Мартин; Вокач, Петр (2002). Боги древних славян (на чешском языке). Прага: ISV. ISBN  80-85866-91-9 .
  • Альварес-Педроса, Хуан Антонио (2012–2014). «Существовал ли славянский бог Хеннил?» Фавенция (на испанском языке). 34–36: 135–138. ISSN   2014-850X .
  • Шиевский, Анджей (2003). Религия славян . Краков: Wydawnictwo WAM. ISBN  83-7318-205-5 .
  • Гейстор, Александр (2006). Мифология славян . Варшава: Издательство Варшавского университета. ISBN  978-83-235-0234-0 .
  • Стжельчик, Ежи (1998). Мифы, сказания и поверья древних славян . Познань: Издательство «Ребис». ISBN  83-7120-688-7 .
  • Брюкнер, Александр (1985). Славянская мифология . Варшава: Национальное научное издательство. ISBN  8301062452 .
  • Тера, Михал (2009). Перун: Бог грома (на чешском языке). Красный Костелец: Павел Мерварт. ISBN  978-80-86818-82-5 .
  • Ваня, Зденек (1990). Мир славянских богов и демонов (на чешском языке). Прага: Панорама. ISBN  80-7038-187-6 .
  • Борисов, Константин Лео (2014). «Неиранское происхождение восточнославянского бога Хурсу/Хорса» . Студия Мифологика Славика . 17 :9–36. дои : 10.3986/sms.v17i0.1491 . ISSN   1581-128Х .
  • Горбачев, Ярослав (2017). «Что мы знаем о *Чёрнобоге и *Белъ Богъ?» . Русская история . 44 (2–3): 209–242. дои : 10.1163/18763316-04402011 . ISSN   1876-3316 .
  • Коланкевич, Лешек (1999). Дзяды. Театр Дня Мертвых . Гданьск: Территории слова/изображения. ISBN  8387316393 .
  • Витковский, Теодолиус (1970). «Мифологически мотивированные старинные полабские топонимы». Журнал славистики (на немецком языке). 15 (1). Берлин: Издательство Академии: 368–385. дои : 10.1524/slaw.1970.15.1.368 .
  • Альварес-Педроса, Хуан Антонио (2021). Истоки славянской дохристианской религии . Лейден: Koninklijke Brill. ISBN  978-90-04-44138-5 .
  • Перош, Зринка; Ивон, Катарина; Бакалья, Роберт (2007). «Море в сказках Иваны Брлич-Мажуранич» . Мастер Ядертина (на хорватском языке). 2 (2). Кафедра Задарского университета по подготовке учителей и воспитателей детей дошкольного возраста. дои : 10.15291/magistra.880 . ISSN   1849-0018 .
  • Вилкуль, Тетиана Леонидна (2015). Летопись и хронограф. Студии по домонгольскому киевскому летописанию (PDF) (in Russian). Киев: Institute of History of Ukraine . ISBN  978-966-02-7554-6 .
  • Зарубин, Л. А. (1971). Сходные изображения солнца и зорь у индоарийцев и славян [Похожие изображения солнца и зори у индоариев и славян]. Советское славяноведение [Советское славяноведение] (на русском языке). 6 . Москва: Наука: 70–76. Архивировано из оригинала 11 апреля 2012 года.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Грейвс, Роберт (1987). Новая энциклопедия мифологии Ларусса: с введением Роберта Грейвса . Григорий Алексинский. Новы-Йорк: КРЕССЕНТ КНИГИ. ISBN  0-517-00404-6 .
  • Лажуа, Патрис (2022). Мифология и религия славян-язычников . Прекрасная литература. ISBN  978-2251453-12-5 .
  • Росик, Станислав. Славянская религия в свете немецких хроник XI и XII веков (Титмар Мерзебургский, Адам Бременский, Гельмольд Босауский) . Лейден, Нидерланды: Брилл, 2020. doi: https://doi.org/10.1163/9789004331488.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8dc52227d68686360cdc7ae092cd2853__1722668280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8d/53/8dc52227d68686360cdc7ae092cd2853.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
List of Slavic deities - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)