Jump to content

Зороастр

(Перенаправлено со Спитамы )

Заратуштра Спитама
𐬰𐬀𐬭𐬀𐬚𐬎𐬱𐬙𐬭𐬀 𐬯𐬞𐬌𐬙𐬁𐬨𐬀
Современное изображение Зороастра представлено в Храме Огня Йезда .
Персональный
Рожденный Неизвестно, традиционно c. 624–599 до н.э. [а]
Умер Неизвестно, традиционно c. 547–522 до н.э. (77 лет) [б]
Супруг
  • Две безымянные жены
  • Хвови
Дети
  • Вастра
  • Урватат Нара
  • Хваре Читра
  • Тормоза
  • Трити
  • Пуручиста
Родители
  • Пурушаспа
  • Дагдоу
Известный Духовный основатель, центральная фигура, пророк и составитель Гат в зороастризме .
Пророк веры Бахаи и Ахмадийской ветви ислама

Заратуштра Спитама [с] более известный как Зороастр [д] или Заратустра , [и] был иранским религиозным реформатором, бросившим вызов принципам современной древнеиранской религии , став духовным основателем зороастризма . [ф] По-разному описывается как мудрец и/или чудотворец ; в старейших зороастрийских писаниях, Гатах , автором которых, как полагают, он является, он описан как проповедник [г] и поэт-пророк. [час] [10] Он также оказал влияние на Гераклита , Платона , Пифагора и авраамические религии , включая иудаизм , христианство и ислам . [11] [12] [13]

Он говорил на восточноиранском языке , названном авестийским учеными в честь корпуса зороастрийских религиозных текстов, написанных на этом языке . Исходя из этого, его родину ориентировочно можно разместить где-то в восточных регионах Большого Ирана (возможно, в современном Афганистане или Таджикистане ), но точное место его рождения неизвестно.

Его жизнь традиционно датируется примерно VII и VI веками до нашей эры, что делает его современником Кира Великого , хотя большинство ученых, используя лингвистические и социокультурные данные, предполагают датировку где-то вторым тысячелетием до нашей эры. [14] [15] [2] Зороастризм в конечном итоге стал самой известной религией Ирана примерно с 6 века до нашей эры, пользуясь официальной санкцией во времена империи Сасанидов , до 7 века нашей эры, когда сама религия начала приходить в упадок после арабо-мусульманского завоевания Ирана . [16] Зороастру приписывают авторство Гат, а также Ясны Хаптангаити , серии гимнов, написанных на древнеавестийском языке и охватывающих суть зороастрийского мышления. О Зороастре мало что известно; большая часть его жизни известна только из этих скудных текстов. [11] По любым современным стандартам историографии никакие доказательства не могут отнести его к определенному периоду, и историзация вокруг него может быть частью тенденции, существовавшей до 10 века нашей эры и историзирующей легенды и мифы. [17]

Имя и этимология

[ редактировать ]

Имя Зороастра на его родном языке, авестийском , вероятно, было Заратуштра . Его переведенное имя «Зороастр» происходит от более поздней (V век до н. э.) греческой транскрипции Зороастр ( Ζωροάστρης ), [18] как используется в Ксанфа » «Лидиаке (фрагмент 32) и в ( Платона «Первом Алкивиаде» 122a1). Эта форма впоследствии появляется в латинском Zōroastrēs и, в более поздних греческих орфографиях, как Ζωροάστρις , Zōroastris . Греческая форма имени, по-видимому, основана на фонетической транслитерации или семантической замене авестийского слова zaraθ- греческим ζωρός , zōros (буквально «неразбавленный») и субстрата BMAC -uštra на ἄστρον , astron , « звезда ».

В Авестии общепринято считать, что Заратуштра происходит от древнеиранского *Zaratustra- ; Половина имени ( -uštra- ) считается индоиранским корнем слова «верблюд», а полное имя означает «тот, кто может управлять верблюдами». [19] [я] Реконструкции из более поздних иранских языков, особенно из среднеперсидского (300 г. до н. э.) Зардушта , [ нужны дальнейшие объяснения ] это форма, которую это имя приняло в зороастрийских текстах 9-12 веков, - предполагают, что *Zaratuštra- может быть нулевой формой *Zarantuštra- . [19] В зависимости от того, происходит ли Заратуштра от *Zarantustra- или от *Zaratuštra- , было предложено несколько интерпретаций. [Дж]

Если Зарантуштра - первоначальная форма, это может означать «со старыми/стареющими верблюдами». [19] связанный с авестическим зарантом- [18] ( ср. пушту zōṛ и осетинский zœrond , «старый»; среднеперсидский zāl , «старый»): [22]

  • 'с разгневанными/разъяренными верблюдами': от авестийского *zarant- , 'сердитый, разъяренный'. [23]
  • «кто управляет верблюдами» или «кто воспитывает/лелеет верблюдов»: связано с авестийским zarš- , «тащить». [24]
  • Майрхофер (1977) предложил этимологию слов «кто желает верблюдов» или «тоска по верблюдам» и соотнес ее с ведическим санскритом har- , «нравиться», и, возможно (хотя и неоднозначно), также с авестийским zara- . [23]
  • 'с желтыми верблюдами': параллельно младоавестийскому заири- . [25]

Интерпретация -θ- ( / θ/ ) в авестийской зараθуштре сама по себе какое-то время была предметом жарких споров, поскольку -θ- представляет собой нерегулярное развитие: как правило, *zarat- (первый элемент, оканчивающийся на зубной согласный ) должен иметь авестийский зарат- или зарат- как развитие от него. Почему это не так для заратуштры, до сих пор не установлено. Несмотря на фонетические нарушения, то, что авестийская зараθуштра с ее -θ- была лингвистически актуальной формой, показывают более поздние свидетельства, отражающие ту же основу. [19] Все современные ираноязычные варианты его имени происходят от среднеиранских вариантов Зарошт , которые, в свою очередь, отражают авестийский фрикативный звук -θ- . [ нужна ссылка ]

На среднеперсидском языке это имя 𐭦𐭫𐭲𐭥𐭱𐭲 , Зарду(х)шт , [26] в парфянском Зархуште , [27] в манихейском среднеперсидском Zrdrwšt , [26] в раннем новоперсидском Зардуште , [26] а в современном (новоперсидском ) имя — زرتشت , Зартошт .

Имя засвидетельствовано в классических армянских источниках как Зрадашт (часто с вариантом Зрадешт ). [19] Наиболее важные из этих свидетельств предоставили армянские авторы Эзник Колбский , Элише и Мовсес Хоренаци . [19] Написание Зрадашт образовалось через более старую форму, которая начиналась с *zur- , факт, который немецкий иранолог Фридрих Карл Андреас (1846–1930) использовал в качестве доказательства существования среднеперсидской разговорной формы *Zur(a)dušt . [19] Основываясь на этом предположении, Андреас зашел даже так далеко, чтобы сделать из этого выводы и для авестийской формы имени. [19] Однако современный иранолог Рюдигер Шмитт отвергает предположение Андреаса и заявляет, что более старая форма, начинавшаяся с *zur-, просто возникла под влиянием армянского zur («неправильный, несправедливый, праздный»), что, следовательно, означает, что «имя, должно быть, было переосмыслено по-новому». в антизороастрийском смысле со стороны армянских христиан». [19] Более того, Шмитт добавляет: «нельзя исключить, что (парфянская или) среднеперсидская форма, которую переняли армяне ( Зарадушт или ему подобные), была просто метатезирована в доармянский . *Зурадашт » [19]

III века Митраическое изображение Зороастра в Дура-Европос , Сирия. , найденное Францем Кюмоном

Единого мнения о датировке Зороастра нет. Авеста не дает прямых сведений об этом, а исторические источники противоречивы. Некоторые ученые основывают свою реконструкцию дат на протоиндоиранском языке и протоиндоиранской религии , в то время как другие используют внутренние свидетельства. [16] Хотя сегодня многие ученые считают наиболее вероятной дату около 1000 г. до н.э. [7] [8] другие все еще считают возможным диапазон дат между 1500 и 500 годами до нашей эры. [2] [3] [4] [5] [6]

Классическая стипендия

[ редактировать ]

Классические ученые VI-IV веков до нашей эры считали, что он существовал за 6000 лет до Ксеркса I вторжения в Грецию в 480 году до нашей эры ( Ксанф , Евдокс , Аристотель , Гермипп ), что является возможным непониманием зороастрийских четырех циклов по 3000 лет (т.е. 12 000 лет). [28] [29] [30] [31] Это убеждение записано Диогеном Лаэртием , и в различных вариантах его прочтения можно предположить, что оно произошло за 600 лет до Ксеркса I, где-то до 1000 г. до н.э. [5] Однако Диоген также упоминает Троянской мнение Гермодора о том, что Зороастр жил за 5000 лет до войны , что означает, что он жил около 6200 г. до н.э. [5] X века В Суде указана дата за 500 лет до Троянской войны. [28] Плиний Старший процитировал Евдокса, который поместил его смерть за 6000 лет до Платона, ок. 6300 г. до н.э. [5] Другие псевдоисторические конструкции - это конструкции Аристоксена , который записал, что Зарата Халдейский учил Пифагора в Вавилоне , [28] [32] или жил во времена мифологических Нина и Семирамиды . [33] Согласно Плинию Старшему, Зороастров было два. Первый жил тысячи лет назад, а второй сопровождал Ксеркса I во время вторжения в Грецию в 480 году до нашей эры. [28] Некоторые ученые предполагают, что хронологический расчет Зороастра был разработан персидскими магами в IV веке до нашей эры, а поскольку ранние греки узнали о нем от Ахеменидов, это указывает на то, что они считали его не современником Кира Великого, а как отдаленная фигура. [34]

Зороастрийская и мусульманская стипендия

[ редактировать ]

Некоторые более поздние псевдоисторические и зороастрийские источники ( Бундахишн , в котором упоминается дата «258 лет до Александра») помещают Зороастра в VI век до нашей эры. [к] [40] что совпало с сообщениями Аммиана Марцеллина IV века нашей эры. Традиционная зороастрийская дата берет свое начало в период сразу после Александром Македонским завоевания империи Ахеменидов в 330 г. до н.э. [5] Правители Селевкидов , пришедшие к власти после смерти Александра, установили «Век Александра» в качестве новой календарной эпохи. Это не понравилось зороастрийскому духовенству, которое затем попыталось установить «Эру Зороастра». Для этого им нужно было установить, когда жил Зороастр, что они и сделали (ошибочно, по мнению Мэри Бойс, некоторые даже отождествляли Кира с Виштаспой). [41] отсчитывая продолжительность последовательных поколений, пока они не пришли к выводу, что Зороастр, должно быть, жил «на 258 лет до Александра». [28] [42] Эта оценка затем вновь появилась в арабских и пехлевийских текстах зороастрийской традиции IX-XII веков. [л] X века, как Аль-Масуди который процитировал пророчество из утерянной авестийской книги, в котором Зороастр предсказал разрушение Империи через 300 лет, но религия просуществовала 1000 лет. [44]

Современная стипендия

[ редактировать ]

В современной науке можно выделить два основных подхода: поздняя датировка VII и VI веков до нашей эры, основанная на местной зороастрийской традиции, и ранняя датировка, которая в целом относит его жизнь к XV-IX векам до нашей эры. [45]

Поздняя дата

[ редактировать ]

Некоторые ученые [2] предложите период между 7 и 6 веками до нашей эры, например, ок. 650–600 до н.э. или 559–522 до н.э. [5] [6] Самая поздняя возможная дата — середина VI века до нашей эры, во времена Дария I из империи Ахеменидов или его предшественника Кира Великого . Эта дата получает доверие главным образом благодаря попыткам связать фигур в зороастрийских текстах с историческими персонажами; [6] таким образом, некоторые предполагают, что мифический Виштаспа , который появляется в повествовании о жизни Зороастра, был Дария I отцом , которого также звали Виштаспа (или Гистасп по-гречески). Однако если бы это было правдой, то маловероятно, чтобы в Авесте не упоминалось о том, что сын Виштаспа стал правителем Персидской империи, или что этот ключевой факт об отце Дария не был упомянут в Бехистунской надписи . Возможно также, что отец Дария I был назван в честь зороастрийского покровителя, что указывает на возможную зороастрийскую веру Арсамеса . [44]

Раннее свидание

[ редактировать ]

Такие ученые, как Мэри Бойс (которая датировала Зороастра где-то между 1700 и 1000 годами до нашей эры), использовали лингвистические и социокультурные данные, чтобы поместить Зороастра в период между 1500 и 1000 годами до нашей эры (или 1200 и 900 годами до нашей эры). [15] [6] очередь положены лингвистические сходства между древнеавестийским языком зороастрийских Гат и санскритом Ригведы В основу этой теории в первую ( ок. 1700–1100 до н. э.), собрания ранних ведических гимнов. Считается, что оба текста имеют общее архаичное индоиранское происхождение. Гаты изображают древнее двустороннее общество каменного и бронзового веков , состоящее из воинов-пастухов и жрецов (по сравнению с бронзовым трехсторонним обществом ; некоторые предполагают, что оно изображает культуру Яз ), [46] и что поэтому невероятно, чтобы Гаты и Ригведа могли быть написаны с разницей более чем в несколько столетий. Эти ученые предполагают, что Зороастр жил в изолированном племени или составил Гаты до миграции иранцев из степи на Иранское нагорье в 1200–1000 гг. н.э. до [14] [47] [15] [48] [49] Недостатком аргументации является расплывчатое сравнение, а архаичный язык Гаты не обязательно указывает на разницу во времени. [28] [5]

Другая возможная дата, относящаяся к 9 веку до нашей эры или раньше, была предложена организацией Silk Road Seattle с использованием собственных интерпретаций работ Виктора Х. Мэра по этой теме. [50] Сам Майр предполагал, что Зороастр мог родиться во 2-м тысячелетии до нашей эры. [51]

Альмут Хинтце , Британская библиотека и Европейский исследовательский совет датировали Зороастра примерно 3500 лет назад, во 2-м тысячелетии до нашей эры. [52]

Традиции, предпочитающие более позднюю дату жизни Зороастра, вышли из моды в некоторых зороастрийских общинах, которые рассматривают перспективу того, что их вера будет иметь более древние корни, чем считалось ранее, как долгожданное развитие.

Место рождения Зороастра также неизвестно, а язык Гат не похож на предполагаемые северо-западные и северо-восточные региональные диалекты Персии. Также предполагается, что он родился в одном из двух районов, а позже жил в другом. [53]

Ясна 9 и 17 называют реку Дитья в Айрианем Ваджах (среднеперсидский Эран Вей ) домом Зороастра и местом его первого появления. В Авесте (как в Старой, так и в Младшей части) не упоминаются Ахемениды или какие-либо западноиранские племена, такие как мидяне , персы или даже парфяне . Фарвардин Яшт относится к некоторым иранским народам, неизвестным в греческих и ахеменидских источниках о Восточном Иране VI и V веков до нашей эры. Вендидад , большинство содержит 17 региональных названий из которых расположены на северо-востоке и востоке Ирана. [54]

Однако в Ясне 59.18 говорится, что зарауштротема , или верховный глава зороастрийского духовенства, проживает в «Раге» ( Бадахшан ). [11] В среднеперсидских текстах зороастрийской традиции 9-12 веков эта «Рага» и многие другие места фигурируют как места в Западном Иране. В то время как земля Мидии вообще не фигурирует в Авесте (самое западное место, отмеченное в Священных Писаниях, - это Арахозия ), Бундахишн , или «Первородное Творение», (20.32 и 24.15) помещает Рагху в Мидию (средневековый Рай ). Однако на авестийском языке Рага — это просто топоним, означающий «равнина, склон холма». [55]

Помимо этих указаний в среднеперсидских источниках, открытых для интерпретации, существует ряд других источников. Греческие и латинские источники разделяются по вопросу о месте рождения Зороастра. Существует множество греческих рассказов о Зороастре, которого обычно называют персидским или персидско-мидийским Зороастром; Ктесий расположил его в Бактрии , Диодор Сицилийский поместил его среди Ариаспаи (в Систане ), [11] Цефалион и Юстин предполагают, что местом его рождения является восток от Большого Ирана, тогда как Плиний и Ориген предполагают, что местом его рождения является запад Ирана. [53] Более того, у них есть предположение, что Зороастра существовало не один. [56]

С другой стороны, в постисламских источниках Шахрастани (1086–1153), иранский писатель родом из Шахристана, на территории современного Туркменистана , предположил, что отец Зороастра был из Атропатены (также в Медее), а его мать — из Рея . Это заявление, исходившее от известного исследователя религий, стало серьезным ударом по различным регионам, которые все утверждали, что Зороастр произошел с их родины, некоторые из которых затем решили, что Зороастр, должно быть, тогда был похоронен в их регионах, или сочинил там свои Гаты, или проповедовал там. там. [57] [58] Арабские источники того же периода и того же региона исторической Персии также считают Азербайджан родиной Заратустры. [53]

К концу 20-го века большинство ученых остановились на происхождении этого растения из восточного Большого Ирана. Гноли предложил Систан , Белуджистан (хотя и в гораздо более широком объеме, чем нынешняя провинция) в качестве родины зороастризма; Фрай голосовал за Бактрию и Хоразмию ; [59] Хлопин предполагает дельту Тедзена на территории современного Туркменистана . [60] Сарианиди считал регион Бактрио-Маргианского археологического комплекса «родиной зороастрийцев и, вероятно, самого Зороастра». [61] Бойс включает степи к западу от Волги . [62] Средневековая гипотеза «из СМИ» больше не воспринимается всерьез, и Зенер даже предположил, что это был вопрос, опосредованный магами, чтобы обеспечить легитимность, но это также было отвергнуто Гершевичем и другими.

2005 года В статье об истории зороастризма в энциклопедии Ираника резюмируется этот вопрос: «Хотя существует общее мнение о том, что он не жил в западном Иране, попытки определить его местонахождение в конкретных регионах восточного Ирана, включая Центральную Азию, остаются предварительными». [63]

Картина XIX века, изображающая события из жизни Зороастра.

Зороастр записан как сын Пурушаспы из семьи Спитама. [10] и Дугдов, [53] а его прадедом был Гечатаспа. Все имена кажутся соответствующими кочевой традиции. Имя его отца означает «владеющий серыми лошадьми» (со словом aspa, означающим «лошадь»), а имя его матери означает «доярка». Согласно традиции, у него было четыре брата, два старших и два младших, имена которых приведены в гораздо более поздних трудах Пехлеви . [64]

Обучение Зороастра священству, вероятно, началось очень рано, примерно в семь лет. [65] Он стал священником, вероятно, примерно в 15 лет и, по словам Гатаса, получил знания от других учителей и личный опыт в путешествиях, когда покинул своих родителей в 20 лет. [66] К 30 годам Зороастр испытал откровение во время весеннего праздника; на берегу реки он увидел сияющее существо, которое проявило себя как Воху Манах (Благая цель) и рассказало ему об Ахура Мазде (Мудром Господе) и пяти других сияющих фигурах. Зороастр вскоре узнал о существовании двух первобытных духов, второй из которых был Ангра-Майнью (Разрушительный Дух), с противоположными концепциями Аши (порядка) и Друджа (обмана). Поэтому он решил посвятить свою жизнь обучению людей искать Ашу . [67] Он получил дальнейшие откровения и увидел видение семи Амеша Спента , а его учения были собраны в Гатах и ​​Авесте . [68]

Кольца Фраваши

В конце концов, в возрасте около 42 лет Зороастр получил покровительство царицы Хутаосы и правителя по имени Виштаспа , раннего приверженца зороастризма (возможно, родом из Бактрии, согласно « Шахнаме »). [69]

По преданию, он прожил много лет после обращения Виштаспы, сумел основать верующую общину, [70] и женился трижды. Его первые две жены родили ему трех сыновей: Исат Вастру, Урватат Нару и Хваре Читру, а также трех дочерей: Френи, Трити и Пуручисту. Его третья жена, Хвови, была бездетной. [71] [72] Зороастр умер, когда ему было 77 лет и 40 дней. [71] Существуют противоречивые традиции относительно способа смерти Зороастра. Наиболее распространенным является то, что он был убит карапаном ( священником старой религии ) по имени Брадрес во время выступления у алтаря. » «Денкарт и эпос «Шахнаме » приписывают его смерть туранскому солдату по имени Баратуриш, что потенциально является вариацией одной и той же фигуры, в то время как другие традиции объединяют оба рассказа или утверждают, что он умер от старости . [73]

Кипарис Кашмарский

[ редактировать ]

Кипарис Кашмара — мифическое кипарисовое дерево легендарной красоты и гигантских размеров. Говорят, что он вырос из ветви, принесенной Зороастром из рая, стоял в современном Кашмаре на северо-востоке Ирана и был посажен Зороастром в честь обращения царя Виштаспы в зороастризм. По словам иранского физика и историка Закарии аль-Казвини , царь Виштаспа был покровителем Зороастра, который сам посадил дерево. В своем «Аджаиб аль-махлукат ва гхараиб аль-мауджудат » («Чудеса творений и чудеса творения») он далее описывает, как Аль-Мутаваккиль в 247 году хиджры ( 861 г. н. э. ) заставил могучий кипарис превратиться в срубил, а затем перевез его через Иран, чтобы использовать в качестве балок для своего нового дворца в Самарре . Раньше он хотел, чтобы дерево реконструировали на его глазах. Это было сделано, несмотря на протесты иранцев, которые предложили очень большую сумму денег за спасение дерева. Аль-Мутаваккиль никогда не видел кипариса, потому что его убил Тюркский солдат (вероятно, на службе у своего сына) в ночь прибытия на берег Тигра. [74]

В христианстве

[ редактировать ]

Афанасий Кирхер отождествил Зороастра с Хамом . [75] Французский фигурист- иезуит, миссионер в Китае Иоахим Буве считал, что Зороастр, китайский культурный герой Фуси и Гермес Трисмегист на самом деле были библейским патриархом Енохом . [76]

В исламе

[ редактировать ]

Энциклопедия Ираника указывает, что истории жизни Зороастра были искажены путем цитирования историй из христианства и иудаизма и приписывания их Зороастру, но большинство цитат было из ислама после прихода мусульман в Персию, поскольку это было средством для зороастрийского духовенства укрепить свою религию. [77]

Востоковед Артур Кристенсен в своей книге « Иран в эпоху Сасанидов» упоминал , что источники, относящиеся к эпохе Сасанидского государства в древней Персии и относящиеся к зороастрийскому учению, не соответствуют источникам, появившимся после распада государства, такие как источник Пехлеви и другие. Причина в том, что из-за падения Сасанидского государства зороастрийские священнослужители пытались спасти свою религию от исчезновения, модифицировав ее так, чтобы она напоминала религию мусульман, чтобы сохранить последователей зороастрийской религии. [78]

Круг древних иранских исследований отмечает, что исламское завоевание Персии оказало огромное влияние на зороастрийскую доктрину.

После исламского завоевания Персии и миграции многих зороастрийцев в Индию, а также после того, как они подверглись воздействию исламской и христианской пропаганды, зороастрийцы, особенно парсы в Индии, зашли так далеко, что отрицали дуализм и считали себя полностью монотеистами. После нескольких преобразований и развития одна из отличительных особенностей зороастрийской религии постепенно угасла и почти исчезла из современного зороастризма.

ИРАНСКАЯ КОСМОГОНИЯ И ДУАЛИЗМ | ЦАИС


Это объясняет, почему между зороастрийским учением и исламом был проведен ряд параллелей. К таким параллелям относятся очевидное сходство между Амешой Спентой и архангелом Гавриилом , молящимся пять раз в день, покрывающим голову во время молитвы, а также упоминание Тамуда и Ирама Столпов в Коране .

Сабеи совпадающую , которые верили в свободу воли, с зороастрийцами , также упоминаются в Коране 22:17. [79]

Мусульманские схоластические взгляды

[ редактировать ]

Как и греки классической древности, исламская традиция понимает Зороастра как пророка-основателя магов (через арамейский, арабский Majus , коллективный Majusya ). XI века Кордобан Ибн Хазм (школа Захири) утверждает, что Китаби «Книги» не может применяться в свете утверждения зороастрийцев о том, что их книги были уничтожены Александром. Ссылаясь на авторитет аль-Кальби VIII века , суннитского историка 9-10 веков ат-Табари (I, 648) [ нужна ссылка ] сообщает, что Зарадушт бин Исфиман ( арабская адаптация «Заратуштры Спитамы») был жителем Израиля и слугой одного из учеников пророка Иеремии . [80] Согласно этому рассказу, Зарадушт обманул своего хозяина, который проклял его, в результате чего он стал прокаженным (ср. Гиезий слуга Елисея в еврейском писании). [ нужна ссылка ] По словам Ибн Касира , Зороастр вступил в конфликт с Иеремией, в результате чего разгневанный Иеремия наложил проклятие на Зороастра, заставив его страдать проказой и изгнав его. Позже Зороастр переехал на территорию современного Азербайджана , которой правил Баштаасиб ( Виштаспа ), правитель Навуходоносора, и распространил там свое учение зороастризма . Затем Баштаасиб последовал своему учению, заставил жителей Персии перейти в зороастризм и убил тех, кто отказался. [81] [82] Ибн Касир процитировал, что оригинальное повествование было заимствовано из записи Табари «История Иерусалима». Он также упомянул, что зороастризм был синонимом Маджуса . [83] [84]

Вместо этого Сибт ибн аль-Джаузи заявил, что в каком-то более древнем повествовании говорится, что Зороастр был бывшим учеником Узайра . [85]

Ат-Табари (I, 681–683) [ нужна ссылка ] рассказывает, что Зарадушт сопровождал еврейского пророка в Биштасб/Виштаспа. По их прибытии Зарадушт перевел царю учение мудреца на иврите и таким образом убедил его перейти (Табари также отмечает, что раньше они были саби ) в религию магов. [ нужна ссылка ]

XII века Ересиограф аль-Шахрастани разделяет Маджузию на три секты: Каюмартию (в остальном недокументированную секту, которая, по мнению Шарастани, похоже, имела более сильную доктрину «нереальности» Аримана), Зурвалию и Зарадуштию , среди Аль-Шахрастани утверждает, что только последний из троих был настоящими последователями Зороастра. Что касается признания пророка, Зороастр сказал: «Они спрашивают вас, как им следует распознавать пророка и верить, что он прав в том, что он говорит; скажите им то, что он знает, чего не знают другие, и он скажет вам даже то, что скрыто в вашей природе, он сможет сказать вам все, о чем вы его попросите, и он выполнит такие вещи, которые другие не могут выполнить». (Намах Шат Вахшур Зартуст, .5–7. 50–54)

Вид на Ахмадию

[ редактировать ]

Ахмадийская община рассматривает Зороастра как Пророка и описывает проявления всеблагого Ахура Мазды и злого Аримана просто как ссылку на сосуществование сил добра и зла, позволяющее людям проявлять свободную волю. [86]

В манихействе

[ редактировать ]
Четыре основных пророка манихейства на манихейской диаграмме Вселенной , слева направо: Мани , Зороастр , Будда и Иисус .

Манихейство считало Зороастра фигурой в линии пророков, Мани (216–276). кульминацией которой был [87] Этический дуализм Зороастра — в некоторой степени — включен в доктрину манихейства, которая, в отличие от мыслей Мани, [88] рассматривал мир как охваченный эпической битвой между противоборствующими силами добра и зла. [89] Манихейство также включало в себя другие элементы зороастрийской традиции, особенно имена сверхъестественных существ; однако многие из этих других зороастрийских элементов либо не являются частью собственного учения Зороастра, либо используются совершенно иначе, чем в зороастризме. [90] [91]

В вере Бахаи

[ редактировать ]

Зороастр появляется в Вере Бахаи как « Богоявление », один из линии пророков, которые постепенно открывали Слово Божье постепенно взрослеющему человечеству. Таким образом, Зороастр разделяет высокое положение с Авраамом , Моисеем , Кришной , Иисусом , Мухаммедом , Бабом и основателем Веры Бахаи Бахауллой . [92] Шоги Эффенди , глава Веры Бахаи в первой половине 20-го века, видел в Бахаулле исполнение постсасанидского зороастрийского пророчества, которое означало возвращение сасанидского императора Бахрама ; [93] Эффенди также заявил, что Зороастр жил примерно за 1000 лет до Иисуса. [м]

Философия

[ редактировать ]
Деталь «Афинской школы» , Рафаэля 1509 год, изображающая того, кем может быть Зороастр (слева, со звездным глобусом)

В Гатах Зороастр рассматривает состояние человека как мысленную борьбу между ашей и друджем . Кардинальная концепция аши , которая имеет множество нюансов и трудна для перевода, лежит в основе всей зороастрийской доктрины, включая доктрину Ахура Мазды (который есть аша ), творения (то есть аша ), существования (то есть аша ) и как условие свободы воли.

Целью человечества, как и всего остального творения, является поддержание и приведение себя в соответствие с ашей . Для человечества это происходит посредством активного этического участия в жизни, ритуалах и проявлениях конструктивных/добрых мыслей, слов и дел.

Элементы зороастрийской философии проникли на Запад благодаря своему влиянию на иудаизм и платонизм и были определены как одно из ключевых ранних событий в развитии философии. [94] Среди классических греческих философов Гераклита часто называют человеком, вдохновленным идеями Зороастра. [95]

В 2005 году Оксфордский философский словарь поставил Зороастра на первое место в хронологии философов. [96] [97] Влияние Зороастра сохраняется и сегодня, отчасти благодаря основанной им системе религиозной этики под названием Маздаясна . Слово Маздаясна авестийское . и переводится как «Поклонение мудрости/Мазде» на английском языке Энциклопедия «Естественная история» (Плиний) утверждает, что зороастрийцы позже воспитали греков, которые, начиная с Пифагора , использовали аналогичный термин «философия» или «любовь к мудрости» для описания поиска окончательной истины. [98]

Зороастр подчеркивал свободу человека выбирать правильное или неправильное и индивидуальную ответственность за свои поступки. Этот личный выбор принять ашу и избегать друджа — это собственное решение, а не диктат Ахура Мазды . По мнению Зороастра, думая хорошие мысли, говоря хорошие слова и совершая добрые дела (например, помогая нуждающимся, совершая добрые дела или проводя хорошие ритуалы), человек увеличивает ашу в мире и в себе, прославляя божественный порядок и делая шаг вперед. ближе к вечной дороге во Фрашокерети . Таким образом, человечество не является рабами или слугами Ахура Мазды , но может сделать личный выбор быть сотрудниками, тем самым совершенствуя мир как саошьянты («совершители мира») и в конечном итоге достигая статуса Ашавана («хозяина мира»). Аша »). [ нужна ссылка ]

Иконография

[ редактировать ]
Изображение Зороастра в Clavis Artis [ it ] , алхимической рукописи, опубликованной в Германии в конце 17 или начале 18 века и псевдоэпиграфически приписываемой Зороастру.

Хотя несколько недавних изображений Зороастра показывают, как он совершает какое-то легендарное деяние, в целом изображения просто изображают его в белых одеждах (которые также носят современные зороастрийские священники). Его часто можно увидеть держащим в руках набор несвязанных прутьев или веток, известный как баресман (авестийский; среднеперсидский барсом ), который обычно считается еще одним символом священства, или с книгой в руке, что можно интерпретировать как Авеста. В качестве альтернативы он появляется с булавой, варзой , обычно стилизованной под стальной стержень, увенчанный головой быка, которую священники несут во время церемонии вступления в должность. На других изображениях он появляется с поднятой рукой и задумчиво поднятым пальцем, как бы подчеркивая свою точку зрения. С другой стороны, это могло быть исламским влиянием, проводящим параллели между концепциями единства Бога обеих религий. [ нужна ссылка ] .

Зороастра редко изображают смотрящим прямо на зрителя; вместо этого он, кажется, смотрит слегка вверх, как бы умоляя. Зороастр почти всегда изображается с бородой наряду с другими факторами, имеющими сходство с портретами Иисуса 19-го века . [99]

Индийское зороастрийское изображение Зороастра из путеводителя 1906 года. Заимствовано из фигуры , изображенной на скульптуре IV века в Так-е-Бостан на юго-западе Ирана. Сейчас считается, что оригинал представляет собой либо изображение Митры , либо Хваре-хшата . [100]

Многие современные изображения Зороастра происходят от резьбы по скалам эпохи Сасанидов в Так-е Бостан . На этом изображении изображена фигура, председательствующая на коронации Ардашира I или II . Фигура стоит на лотосе с барсманом в руке и глориолой вокруг головы. До 1920-х годов эту фигуру обычно считали изображением Зороастра, но в последние годы ее чаще интерпретируют как изображение Митры .

Западные ссылки на Зороастра и зороастризм

[ редактировать ]

В классической античности

[ редактировать ]

Греки — в эллинистическом смысле этого слова — имели понимание Зороастра, выраженное Плутархом , Диогеном Лаэрцием и Агафием. [101] что, по сути, он считался «пророком и основателем религии иранских народов», отмечает Бек, «остальное было в основном фантазией». [102] Действие Зороастра происходило в древнем прошлом, за шесть-семь тысячелетий до нашей эры, и описывалось как царь Бактрии или вавилонянин ( или учитель вавилонян) с биографией, типичной для неопифагорейского мудреца, т.е. путем аскетического ухода и просветления. [102] Однако, впервые упомянутый в контексте дуализма, в «Моралии », Плутарх представляет Зороастра как «Заратраса», не осознавая, что это одно и то же, и он описывается как «учитель Пифагора ». [103] [32]

Зороастра также называют колдуном-астрологом – создателем магии и астрологии. На основе этого образа и его подкрепления возникла приписываемая ему «масса литературы», которая распространялась по средиземноморскому миру с III века до нашей эры до конца античности и далее. [104] [105]

Язык этой литературы был преимущественно греческим , хотя на том или ином этапе различные ее части проходили через арамейский , сирийский , коптский или латынь . Его этос и культурная матрица также были эллинистическими, и «приписывание литературы источникам за пределами этих политических, культурных и временных рамок представляет собой заявку на власть и источник легитимации «чужой мудрости». Зороастр и маги не сочиняли ее, но их имена одобряли это». [104] Приписывание «экзотическим» именам (не только магам) наделяло «авторитетом далекой и откровенной мудрости». [106]

Среди названных произведений, приписываемых «Зороастру», есть трактат «О природе» ( Peri physeos ), который, по-видимому, первоначально состоял из четырех томов (т.е. свитков папируса). Основа представляет собой пересказ платоновского мифа об Эр , в котором Зороастр занимает место первоначального героя. В то время как Порфирий представлял , что Пифагор слушает беседу Зороастра, в «О природе» Солнце находится в среднем положении, как это понималось в III веке. Напротив, в версии Платона IV века до нашей эры Солнце было на втором месте над Луной. Колотес обвинил Платона в плагиате Зороастра. [107] [108] и Гераклид Понтийский написал текст под названием «Зороастр», основанный на его восприятии «зороастрийской» философии, чтобы выразить свое несогласие с Платоном по вопросам естественной философии . [109] Что касается содержания и содержания « О природе», то известны только два факта: то, что она была наполнена астрологическими рассуждениями, и что Необходимость ( Ананке ) упоминалась по имени и что она была в воздухе. [ нужна ссылка ]

Плиний Старший называет Зороастра изобретателем магии ( «Естественная история» , 30.2.3). «Однако принцип разделения труда, похоже, избавил Зороастра от большей части ответственности за внедрение темных искусств в греческий и римский миры». Эта «сомнительная честь» досталась «сказочному магу Останесу , которому приписывалась большая часть псевдоэпиграфической магической литературы». [110] Хотя Плиний называет его изобретателем магии, римлянин не представляет для него «личности мага». [110] Более того, небольшое «магическое» учение, приписываемое Зороастру, на самом деле возникло очень поздно: самый ранний пример относится к 14 веку. [111]

Ассоциация с астрологией, согласно Роджеру Беку, была основана на его вавилонском происхождении, а греческое имя Зороастра сначала отождествлялось со звездопоклонством ( astrothytes , «звездный жертвователь»), а с Зо- даже как с «живой» звездой. [112] [ нужна проверка ] Позднее сложилась еще более сложная мифэтимология: Зороастр умер от живого ( зо- ) потока ( ро- ) огня звезды ( астр- ), который он сам призвал, и даже от того, что звезды убили его в отместку за то, что он был сдержан им. [112] [ нужна проверка ]

Альтернативное греческое имя Зороастра было Заратрас. [103] или Заратас/Зарадас/Заратос. [113] Пифагорейцы считали, что математики учились у Зороастра в Вавилонии. [114] Лид в «О месяцах » приписывает создание семидневной недели «вавилонянам из круга Зороастра и Гистаспа », и которые сделали это, потому что планет было семь. [115] Лукиан Самосатский в Меннипе 6 сообщает, что решил отправиться в Вавилон, «чтобы спросить мнение одного из магов, учеников и преемников Зороастра». [116]

Хотя разделение на Зороастра/астрологию и Останес/магию является «чрезмерным упрощением, описания, по крайней мере, указывают на то, чем эти произведения не являются »; они не были выражением зороастрийской доктрины, они даже не были выражениями того, чем греки и римляне « представляли себе доктрины зороастризма». [106] Собранные фрагменты даже не обнаруживают заметной общности мировоззрений и учений нескольких авторов, писавших под каждым именем. [117]

Почти все зороастрийские псевдоэпиграфы сейчас утеряны, а из засвидетельствованных текстов — за одним исключением — сохранились только фрагменты. Приписывание Плинием во 2-м или 3-м веке Зороастру «двух миллионов строк» ​​предполагает, что (даже если принять во внимание преувеличения и дубликаты) огромный псевдоэпиграфический корпус когда-то существовал в Александрийской библиотеке . Этот корпус можно с уверенностью считать псевдоэпиграфом, поскольку до Плиния никто не ссылался на литературу «Зороастра». [118] а на основании данных Галена Пергамского II века и комментатора Аристотеля VI века известно, что политика приобретения хорошо обеспеченных королевских библиотек создала рынок для изготовления рукописей известных и древних авторов. [118]

Исключением из фрагментарных свидетельств (т.е. повторения отрывков в произведениях других авторов) является полный коптский трактат под названием «Зострианос» (по имени рассказчика от первого лица), обнаруженный в библиотеке Наг-Хаммади в 1945 году. Трехстрочная криптограмма в последующих колофонах В 131-страничном трактате это произведение идентифицируется как «слова истины Зостриана. Бога Истины [ логос ]. Слова Зороастра». [119] Обращение к «Богу Истины» может показаться зороастрийским, но в остальном в тексте нет «ничего заметно зороастрийского», и «по содержанию, стилю, идеалам и намерениям он полностью сходен с аналогами среди гностических трактатов». [117]

Другой работой, ходившей под названием «Зороастр», была « Астероскопита» (или «Апотелесматика» ), состоявшая из пяти томов (т.е. свитков папируса). Название и фрагменты позволяют предположить, что это был астрологический справочник, «хотя и очень разнообразный, для предсказаний». [106] Третий текст, приписываемый Зороастру, — «О добродетели камней» ( Perilithon timion ), о котором ничего не известно, кроме его размера (один том), и что псевдо-Зороастр «воспевал» его (из чего Кюмон и Бидез [ ВОЗ? ] сделать вывод, что это было в стихах). «Зороастру» приписывают и многочисленные другие фрагменты, сохранившиеся в трудах других авторов, но названия этих книг не упоминаются. [ нужна ссылка ]

Помимо этих псевдоэпиграфических текстов, некоторые авторы действительно опирались на несколько истинно зороастрийских идей. «Оракулы Гистаспа » , написанные « Гистаспом », еще одним выдающимся псевдоавтором-магом, представляют собой набор пророчеств, отличающихся от других зороастрийских псевдоэпиграфов тем, что они основаны на реальных зороастрийских источниках. [106] Некоторые намеки оценить труднее: [ оригинальное исследование? ] в том же тексте, который приписывает изобретение магии Зороастру, [ нужны разъяснения ] Плиний утверждает, что Зороастр смеялся в день своего рождения, хотя в более раннем месте Плиний поклялся именем Геркулеса , что ни один ребенок никогда не делал этого раньше 40-го дня со дня своего рождения. [120] Это представление о смехе Зороастра также появляется в текстах подлинной зороастрийской традиции IX–XI веков, и какое-то время считалось, что это смех Зороастра. [ ласковые слова ] что происхождение этих мифов лежит в местных источниках. [ нужна ссылка ] Плиний также пишет, что голова Зороастра пульсировала так сильно, что отталкивала возложенную на нее руку, что является предвестием его будущей мудрости. [121] Однако иранцы были так же знакомы с греческими писателями, и происхождение других описаний ясно. [ нужна ссылка ] Например, описание дуалистической теологии, данное Плутархом, гласит: «Другие называют лучшего из них богом, а его соперника — демоном, как, например, Зороастр Волхв, который жил, как они отмечают, за пять тысяч лет до осады Одного он называл Троей , а другого Арейманием ». [122]

В современную эпоху

[ редактировать ]

Раннее упоминание Зороастра в английской литературе встречается в трудах врача-философа сэра Томаса Брауна , который утверждал в своей «Религии Медичи» (1643 г.):

Полагаю, кроме Зороастра были и водолазы [н] это было написано перед Моисеем, которого, несмотря на это, постигла общая участь времени.

Религия Медичи , Часть 1, Раздел 23 [124]

В ЭТА Гофмана « романе Кляйн Цахес по прозвищу Циннобер» (1819) маг Проспер Альпанус утверждает, что его учителем был профессор Зороастр. [125]

В своей основополагающей работе «Так говорил Заратустра» (1885) философ Фридрих Ницше использует исконно иранское имя Заратустра, которое имеет важное значение, поскольку в своих ранних работах он использовал знакомое греко-латинское имя. [126] Считается, что Ницше выдумывает характеристику Заратустры как рупора собственных идей Ницше о морали . [the] Выбрав имя «Заратустра» в качестве пророка своей философии, как он ясно выразился, он преследовал парадоксальную цель – воздать должное первоначальному иранскому пророку и в то же время полностью изменить его учение. Первоначальное зороастрийское мировоззрение трактует бытие по существу на моралистической основе и изображает мир как арену борьбы двух основ бытия, Добра и Зла, представленных в двух антагонистических божественных образах. [126] Напротив, Ницше хочет, чтобы его философия была за пределами добра и зла .

Заметное влияние на современную западную культуру

[ редактировать ]

немецкого композитора Рихарда Штрауса Крупномасштабная тональная поэма «И говорит Заратустра » (1896) была вдохновлена ​​книгой Ницше.

Статуя Зороастра (слева) на вершине здания апелляционного суда штата Нью-Йорк.

Скульптура Зороастра работы Эдварда Кларка Поттера , олицетворяющая древнюю персидскую судебную мудрость и датируемая 1896 годом, возвышается над зданием суда апелляционного отделения штата Нью-Йорк на Восточной 25-й улице и Мэдисон-авеню в Манхэттене . [129] [130] [131] Скульптура Зороастра появляется вместе с другими выдающимися религиозными деятелями на южной стороне внешней стороны Мемориальной часовни Рокфеллера на территории кампуса Чикагского университета . [ ВОЗ? ] [ когда? ] [132]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Зороастрийская традиция не позднее 10 века нашей эры утверждает, что откровение Зороастра произошло в 30 лет, «за 258 лет до времени Александра» (почти наверняка основано на ошибочных рассуждениях, см. раздел о зороастрийских и мусульманских учениях ), где «время «Александра» неясно и может начаться либо с его воцарения (336 г. до н. э.), его завоевания Ирана , либо, что более вероятно, с создания Anno Graecorum после завоевания Вавилона Селевком I Никатором (312/311 до н. э.). . [1]
    Большинство ученых считают, что эта датировка слишком недавняя, основываясь на лингвистических и социокультурных данных, вместо этого относя жизнь Зороастра где-то ко 2-му тысячелетию или началу 1-го тысячелетия до нашей эры, при этом некоторые предполагают даты уже в 18 веке до нашей эры или даже позже. VI век до нашей эры, последний из которых, казалось бы, соответствовал традиции. [2] [3] [4] [5] [6] Где-то около ок. 1000 г. до н.э. , плюс-минус несколько столетий, — это самая консервативная оценка. [7] [8]
  2. Зороастрийская традиция обычно относит смерть Зороастра к возрасту 77 лет и 40 дней. Зороастра Празднования рождения и смерти приходятся примерно на 26 марта и 26 декабря соответственно, что противоречит традиционным сведениям. Вполне вероятно, что эти даты в лучшем случае символичны, а в худшем — предположительны.
  3. ^ Авестийский : 𐬀𐬭𐬀𐬚𐬎𐬱𐬙𐬭𐬀 𐬯𐬞𐬌𐬙𐬁𐬨𐬀 , романизированный: Zaraθuštra Spitāma
    Также засвидетельствовано как Спитама Заратуштра . Сам эпифет Спитама означает «обильная сила». [9] и считается, что это клан или фамилия, взятая от одноименного предка.
  4. ^ / ˈ z ɒr ˌ æ s t ər , ˌ z ɒr ˈ æ s t ər /
  5. ^ / ˌ z ær ə ˈ θ s t /
  6. ^ Известен среди своих приверженцев как Маздаясна , что означает « поклонение Мазде », и Бехдин , что означает «хорошая религия».
  7. ^ Авестийский : 𐬰𐬀𐬊𐬙𐬀𐬭 , латинизированный: zaotar , родственный санскритскому термину होतृ ( hótr ), относящемуся к ведическим священникам.
  8. ^ Авестийский : 𐬆𐬭𐬆𐬱𐬌𐬱 , латинизированный: ərəšiš , родственный санскритскому термину ऋषि ( ṛ́ṣi ), описывающий просвещенного поэта ведических гимнов.
  9. Первоначально предложено Бюрнуфом . [20]
  10. ^ Опровержение этих и других предложений см. Humbach, 1991. [21]
  11. ^ «258 лет до Александра» является лишь поверхностной точностью. [1] Было высказано предположение, что эта «традиционная дата» является заимствованием какой-то даты из иностранных источников, у греков. [35] или вавилоняне [36] например, который затем переосмыслило священство. Более простое объяснение состоит в том, что жрецы вычли 42 (возраст, в котором, как говорят, Зороастр обратил Вистаспа) из круглой цифры 300. [37] [38] [39]
  12. ^ Бундахишн GBd насчитывает «200 с лишним лет» ( xxxvi.9) или « 284 года» ( IBd xxxiv.9). Однако то, что «258 лет» было общепринятой цифрой, отмечают аль-Бируни и аль-Масуди , причем последний конкретно утверждает (в 943/944 году нашей эры), что «маги отсчитывают период в двести пятьдесят восемь лет между их пророк и Александр». [43] [1]
  13. Из письма Департамента Секретариата Всемирного Дома Справедливости от 13 мая 1979 г. Гейл Вулсон, опубликованного в Hornby (1983) , стр. 501.
  14. ^ означает «разные» [123]
  15. ^ Цитаты Ecce Homo приведены в переводе Луи. [127] Перефразы следуют оригинальному отрывку ( Why I am Fate 3), доступному в свободном доступе. [128]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Шахбази 1977 , с. 26.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Lincoln 1991 , стр. 149–150: «В настоящее время мнение большинства ученых, вероятно, склоняется к концу второго тысячелетия или началу первого, хотя все еще есть те, кто придерживается даты седьмого века».
  3. ^ Перейти обратно: а б Бойс 1996 , стр. 3, 189–191.
  4. ^ Перейти обратно: а б Стаусберг, Веваина и Тессманн, 2015 , с. 61.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Нигосян 1993 , стр. 15–16.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и Шахбази 1977 , стр. 25–35.
  7. ^ Перейти обратно: а б Malandra 2005 : «Споры по поводу даты Зарауштры уже давно являются помехой для зороастрийских исследований. Если и существует что-то, приближающееся к консенсусу, так это то, что он жил примерно в 1000 году до нашей эры плюс-минус столетие или около того [...]».
  8. ^ Перейти обратно: а б Келленс 2011 : «За последние десять лет постепенно возник общий консенсус в пользу размещения Гат около 1000 г. до н.э. [...]».
  9. ^ Тавернье 2007 , стр. 314.
  10. ^ Перейти обратно: а б Запад 2010 , с. 17
  11. ^ Перейти обратно: а б с д Запад 2010 , с. 4
  12. ^ Бойс 1996 , стр. 3–4.
  13. ^ «Как зороастризм повлиял на западный мир» . 2017.
  14. ^ Перейти обратно: а б Бойс 1996 , с. 3
  15. ^ Перейти обратно: а б с Запад, 2010 г. , стр. 4–8.
  16. ^ Перейти обратно: а б Бойс 2001 , стр. 1–3.
  17. ^ Стаусберг, Веваина и Тессманн, 2015 , стр. 60–61.
  18. ^ Перейти обратно: а б Шлерат 1977 , стр. 133–135.
  19. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Шмитт 2002 .
  20. ^ Бюрнуф 1833 , с. 13.
  21. ^ Хумбах 1991 , с. I.18.
  22. ^ Пол Хорн, Очерк новой персидской этимологии, Страсбург, 1893 г.
  23. ^ Перейти обратно: а б Майрхофер 1977 , стр. 43–53.
  24. ^ Бейли 1953 , стр. 40–42.
  25. ^ Маркварт 1930 , стр. 7 и след.
  26. ^ Перейти обратно: а б с Маккенви, Д.Н. (1971). Краткий словарь пехлеви (PDF) . Лондон: Издательство Оксфордского университета. п. 98. ИСБН  0-19-713559-5 . Архивировано из оригинала (PDF) 3 декабря 2012 года . Проверено 1 сентября 2017 г.
  27. ^ Дуркин-Мейстернст, Десмонд (2004). Словарь манихейского среднеперсидского и парфянского языков .
  28. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Запад, 2013 , стр. 89–109.
  29. ^ Стаусберг, Веваина и Тессманн, 2015 , с. 441
  30. ^ Бойс 1982 , с. 260
  31. ^ Бойс 1996 , стр. 285–292.
  32. ^ Перейти обратно: а б Таплин, Кристофер (2007). Персидские ответы: политическое и культурное взаимодействие с империей Ахеменидов . ООО "ИСД". п. 246 . ISBN  9781910589465 .
  33. ^ Запад 2010 , с. 8
  34. ^ Бойс 1982 , с. 261
  35. ^ Кингсли 1990 , стр. 245–265.
  36. ^ Шахбази 1977 , стр. 32–33.
  37. ^ Джексон 1896 .
  38. ^ Бойс 1996 , с. [ нужна страница ] .
  39. ^ Хеннинг, Western Response . [ нужна полная цитата ]
  40. ^ Стаусберг, Веваина и Тессманн, 2015 , с. 9
  41. ^ Бойс 1982 , с. 68
  42. ^ Шахбази 1977 , стр. 25–26.
  43. ^ Джексон 1899 , с. 162.
  44. ^ Перейти обратно: а б Запад 2010 , с. 6
  45. ^ Хумбах 1991 , гл. «Дата Заратустры».
  46. ^ Мэллори, Япония ; Адамс, Дуглас К. (1997), Энциклопедия индоевропейской культуры , Тейлор и Фрэнсис, стр. 310–311, 653, ISBN  978-1-884964-98-5
  47. ^ Бойс 1982 , стр. 1–7.
  48. ^ Запад 2010 , с. 18
  49. ^ Стаусберг 2008 , с. 572
  50. ^ «Зороастризм» . Шелковый путь Сиэтл . Университет Вашингтона . 7 мая 2002 года . Проверено 1 марта 2023 г.
  51. ^ Майр 1990 , с. 34.
  52. ^ «Введение в зороастризм» . Ханская академия . Проверено 12 марта 2023 г.
  53. ^ Перейти обратно: а б с д Нигосян 1993 , стр. 17–18.
  54. ^ Бойс 1996 , стр. 190–191.
  55. ^ Gershevitch 1964 , pp. 36–37.
  56. ^ Уильям Энфилд; Иоганн Якоб Брукер; Кнуд Хааконсен (2001). История философии с самых ранних периодов: составлено из Historia Critica Philosophia Брукера . Домашние дела. стр. 18, 22. ISBN  1-85506-828-1 .
  57. ^ см . Бойс 1996 , стр. 2–26.
  58. ^ см . Гронке 1993 , стр. 59–60.
  59. ^ Фрай 1992 , с. 8.
  60. ^ Хлопин 1992 , стр. 107–110.
  61. ^ Сарианиди 1987 , с. 54.
  62. ^ Бойс 1996 , с. 1.
  63. ^ Маландра 2005 г.
  64. ^ Бойс 1996 , стр. 182–183.
  65. ^ Бойс 1996 , стр. 183.
  66. ^ Бойс 1996 , стр. 184.
  67. ^ Запад 2010 , стр. 19–20.
  68. ^ Запад 2010 , с. 24
  69. ^ Бойс 1996 , стр. 187.
  70. ^ Запад 2010 , с. 9
  71. ^ Перейти обратно: а б Бойс 1996 , стр. 188.
  72. ^ Запад 2010 , с. 31
  73. ^ Бойс 1996 , стр. 192.
  74. ^ «Кипарис Кашмара и Зороастра» . www.zoroastrian.org.uk . Проверено 6 февраля 2020 г. .
  75. ^ Мунделло 1989 : 144 и Мунделло 1989 : 182
  76. ^ Мунгелло 1989 : 321
  77. ^ Фонд, Энциклопедия Ираника. «Зороастризм II. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР: ОТ АРАБСКОГО ЗАВОЕВАНИЯ ДО НОВОГО ВРЕМЕНИ» . iranicaonline.org . Проверено 18 мая 2024 г.
  78. ^ Кристенсен, Артур (1936). Книга Иран в эпоху Сасанидов . п. 421.
  79. ^ Хиннел, Дж. (1997), Религиозный словарь Penguin , Penguin Books UK
  80. ^ Ибн Касир , Истории пророков , История пророка Иеремии.
  81. ^ Ибн Касир. «Реконструкция Иерусалима в эпоху Иеремии» . осведомленность об исламе . Проверено 22 июля 2024 г.
  82. ^ Мухаммад Аль-Мунаджид (2017). «Был ли Заратустра пророком?» [Был ли Зороастр пророком?]. islamqa.info (на арабском языке). islamqa.info . Проверено 3 августа 2024 г.
  83. ^ Ибн Касир (2018). Истории Пророков (мир им): Касас аль-Анбия . Перевод выполнен сотрудниками Дар Аль Калама. Дар Аль-Калам для печати, издательства и распространения - Бейрут . Проверено 22 июля 2024 г.
  84. ^ Ибн Касир. «Истории пророков» . исламбазис . Проверено 22 июля 2024 г.
  85. ^ пророков « среди » « Будда ? Зороастр » или
  86. ^ «Зороастризм» . www.alislam.org .
  87. ^ Виденгрен 1961 , с. 76.
  88. ^ Амин Маалуф 1991, Сады света
  89. ^ Виденгрен 1961 , стр. 43–45.
  90. ^ Виденгрен 1961 , стр. 44–45.
  91. ^ Зенер 1972 , с. 21.
  92. ^ Тахерзаде 1976 , с. 3.
  93. ^ Бак 1998 .
  94. ^ Блэкберн 1994 , с. 405.
  95. ^ Гладиш, Август (1859 г.), Гераклит и Зороастр: историческое исследование , с. IV, hdl : 2027/hvd.32044085119394
  96. ^ Блэкберн 2005 , с. 409.
  97. ^ Франкфорт, Х., Франкфорт, ХАГ, Уилсон, Дж. А., и Якобсен, Т. (1964). До философии. Пингвин, Хармондсворт.
  98. ^ Джонс, WHS (1963). «Естественная история Плиния, том 8; книга XXX» . Хайнеманн. Архивировано из оригинала 1 января 2017 года . Проверено 28 декабря 2016 г.
  99. ^ Стаусберг 2002 , том. я, с. 58.
  100. ^ Стаусберг 2002 , том. Я, стр. 58–59.
  101. ^ См Плутарха » . « Исида и Осирис 46–7, Диоген Лаэртский 1.6–9 и Агафий 2.23–5.
  102. ^ Перейти обратно: а б Бек 1991 , с. 525.
  103. ^ Перейти обратно: а б Бренк, Фредерик Э. (1977). В одежде тумана: религиозные темы в морали и жизни Плутарха, тома 48–50 . Мнемозина, Батавская классическая библиотека [Том. 48: Дополнение]. Лейден, NDL: Архив Брилла. п. 129. ИСБН  9004052410 . Проверено 19 марта 2017 г.
  104. ^ Перейти обратно: а б Бек 1991 , с. 491.
  105. ^ Бек 2003 , параграф. 4.
  106. ^ Перейти обратно: а б с д Бек 1991 , с. 493.
  107. ^ Нок 1929 , с. 111.
  108. ^ Ливингстон 2002 , стр. 144–145.
  109. ^ Ливингстон 2002 , с. 147.
  110. ^ Перейти обратно: а б Бек 2003 , параграф. 7.
  111. ^ Бек 1991 , с. 522.
  112. ^ Перейти обратно: а б Бек 1991 , с. 523.
  113. ^ См. Агафий 2.23–5 и Климента Строматы I.15 . [ нужен неосновной источник ]
  114. ^ « » Порфирия 12 Жизни Пифагора , «Строматах» Александра Полихистора apud Климента I.15 , Диодора Эритрейского и Аристоксена apud Hippolytus VI32.2. Первоисточники см. в [ нужен неосновной источник ]
  115. ^ Лидус , О месяцах , II.4. [ нужен неосновной источник ]
  116. ^ Лукиан Самосатский , Меннип 6. [ нужен неосновной источник ]
  117. ^ Перейти обратно: а б Бек 1991 , с. 495.
  118. ^ Перейти обратно: а б Бек 1991 , с. 526.
  119. ^ Зибер 1973 , с. 234.
  120. ^ Pliny, VII, I. [ нужен неосновной источник ]
  121. ^ Pliny, VII, XV. [ нужен неосновной источник ]
  122. ^ Плутарха «Исида и Осирис» , 46–7. [ нужен неосновной источник ]
  123. ^ «Определение DIVERS и примеры использования» . Словарь.com.
  124. ^ Религия Медичи Часть 1 Раздел 23
  125. ^ «Маленький Захес по имени Циннобер» . Michaelhaldane.com . Проверено 19 ноября 2013 г.
  126. ^ Перейти обратно: а б Ашури 2003 .
  127. ^ Ницше/Людовичи 1911 , с. 133
  128. ^ с. 45 электронной книги « Проект Гутенберг» .
  129. ^ «Эдвард Кларк Поттер» . Публичная библиотека Нью-Йорка . Публичная библиотека Нью-Йорка.
  130. ^ «Высокая статуя Зороастра в Нью-Йорке» Iron.com: Фото: Статуя Заратустры в полный рост в Нью-Йорке. (на персидском языке). Iroon.com . Проверено 19 ноября 2013 г.
  131. ^ «Страницы 9–12» (PDF) .
  132. ^ «Мемориальная часовня Рокфеллера | Чикагский университет» . Архивировано из оригинала 11 января 2014 года . Проверено 17 декабря 2013 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a081e5f3922a77ebb8b9a4b969c0e3b1__1723026420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a0/b1/a081e5f3922a77ebb8b9a4b969c0e3b1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zoroaster - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)