Зороастр
Заратуштра Спитама | |
---|---|
𐬰𐬀𐬭𐬀𐬚𐬎𐬱𐬙𐬭𐬀 𐬯𐬞𐬌𐬙𐬁𐬨𐬀 | |
Персональный | |
Рожденный | Неизвестно, традиционно c. 624–599 до н.э. [а] |
Умер | Неизвестно, традиционно c. 547–522 до н.э. (77 лет) [б] |
Супруг |
|
Дети |
|
Родители |
|
Известный | Духовный основатель, центральная фигура, пророк и составитель Гат в зороастризме . Пророк веры Бахаи и Ахмадийской ветви ислама |
Часть серии о |
Зороастризм |
---|
Религиозный портал |
Заратуштра Спитама [с] более известный как Зороастр [д] или Заратустра , [и] был иранским религиозным реформатором, бросившим вызов принципам современной древнеиранской религии , став духовным основателем зороастризма . [ф] По-разному описывается как мудрец и/или чудотворец ; в старейших зороастрийских писаниях, Гатах , автором которых, как полагают, он является, он описан как проповедник [г] и поэт-пророк. [час] [10] Он также оказал влияние на Гераклита , Платона , Пифагора и авраамические религии , включая иудаизм , христианство и ислам . [11] [12] [13]
Он говорил на восточноиранском языке , названном авестийским учеными в честь корпуса зороастрийских религиозных текстов, написанных на этом языке . Исходя из этого, его родину ориентировочно можно разместить где-то в восточных регионах Большого Ирана (возможно, в современном Афганистане или Таджикистане ), но точное место его рождения неизвестно.
Его жизнь традиционно датируется примерно VII и VI веками до нашей эры, что делает его современником Кира Великого , хотя большинство ученых, используя лингвистические и социокультурные данные, предполагают датировку где-то вторым тысячелетием до нашей эры. [14] [15] [2] Зороастризм в конечном итоге стал самой известной религией Ирана примерно с 6 века до нашей эры, пользуясь официальной санкцией во времена империи Сасанидов , до 7 века нашей эры, когда сама религия начала приходить в упадок после арабо-мусульманского завоевания Ирана . [16] Зороастру приписывают авторство Гат, а также Ясны Хаптангаити , серии гимнов, написанных на древнеавестийском языке и охватывающих суть зороастрийского мышления. О Зороастре мало что известно; большая часть его жизни известна только из этих скудных текстов. [11] По любым современным стандартам историографии никакие доказательства не могут отнести его к определенному периоду, и историзация вокруг него может быть частью тенденции, существовавшей до 10 века нашей эры и историзирующей легенды и мифы. [17]
Имя и этимология
[ редактировать ]Имя Зороастра на его родном языке, авестийском , вероятно, было Заратуштра . Его переведенное имя «Зороастр» происходит от более поздней (V век до н. э.) греческой транскрипции Зороастр ( Ζωροάστρης ), [18] как используется в Ксанфа » «Лидиаке (фрагмент 32) и в ( Платона «Первом Алкивиаде» 122a1). Эта форма впоследствии появляется в латинском Zōroastrēs и, в более поздних греческих орфографиях, как Ζωροάστρις , Zōroastris . Греческая форма имени, по-видимому, основана на фонетической транслитерации или семантической замене авестийского слова zaraθ- греческим ζωρός , zōros (буквально «неразбавленный») и субстрата BMAC -uštra на ἄστρον , astron , « звезда ».
В Авестии общепринято считать, что Заратуштра происходит от древнеиранского *Zaratustra- ; Половина имени ( -uštra- ) считается индоиранским корнем слова «верблюд», а полное имя означает «тот, кто может управлять верблюдами». [19] [я] Реконструкции из более поздних иранских языков, особенно из среднеперсидского (300 г. до н. э.) Зардушта , [ нужны дальнейшие объяснения ] это форма, которую это имя приняло в зороастрийских текстах 9-12 веков, - предполагают, что *Zaratuštra- может быть нулевой формой *Zarantuštra- . [19] В зависимости от того, происходит ли Заратуштра от *Zarantustra- или от *Zaratuštra- , было предложено несколько интерпретаций. [Дж]
Если Зарантуштра - первоначальная форма, это может означать «со старыми/стареющими верблюдами». [19] связанный с авестическим зарантом- [18] ( ср. пушту zōṛ и осетинский zœrond , «старый»; среднеперсидский zāl , «старый»): [22]
- 'с разгневанными/разъяренными верблюдами': от авестийского *zarant- , 'сердитый, разъяренный'. [23]
- «кто управляет верблюдами» или «кто воспитывает/лелеет верблюдов»: связано с авестийским zarš- , «тащить». [24]
- Майрхофер (1977) предложил этимологию слов «кто желает верблюдов» или «тоска по верблюдам» и соотнес ее с ведическим санскритом har- , «нравиться», и, возможно (хотя и неоднозначно), также с авестийским zara- . [23]
- 'с желтыми верблюдами': параллельно младоавестийскому заири- . [25]
Интерпретация -θ- ( / θ/ ) в авестийской зараθуштре сама по себе какое-то время была предметом жарких споров, поскольку -θ- представляет собой нерегулярное развитие: как правило, *zarat- (первый элемент, оканчивающийся на зубной согласный ) должен иметь авестийский зарат- или зарат- как развитие от него. Почему это не так для заратуштры, до сих пор не установлено. Несмотря на фонетические нарушения, то, что авестийская зараθуштра с ее -θ- была лингвистически актуальной формой, показывают более поздние свидетельства, отражающие ту же основу. [19] Все современные ираноязычные варианты его имени происходят от среднеиранских вариантов Зарошт , которые, в свою очередь, отражают авестийский фрикативный звук -θ- . [ нужна ссылка ]
На среднеперсидском языке это имя 𐭦𐭫𐭲𐭥𐭱𐭲 , Зарду(х)шт , [26] в парфянском Зархуште , [27] в манихейском среднеперсидском Zrdrwšt , [26] в раннем новоперсидском Зардуште , [26] а в современном (новоперсидском ) имя — زرتشت , Зартошт .
Имя засвидетельствовано в классических армянских источниках как Зрадашт (часто с вариантом Зрадешт ). [19] Наиболее важные из этих свидетельств предоставили армянские авторы Эзник Колбский , Элише и Мовсес Хоренаци . [19] Написание Зрадашт образовалось через более старую форму, которая начиналась с *zur- , факт, который немецкий иранолог Фридрих Карл Андреас (1846–1930) использовал в качестве доказательства существования среднеперсидской разговорной формы *Zur(a)dušt . [19] Основываясь на этом предположении, Андреас зашел даже так далеко, чтобы сделать из этого выводы и для авестийской формы имени. [19] Однако современный иранолог Рюдигер Шмитт отвергает предположение Андреаса и заявляет, что более старая форма, начинавшаяся с *zur-, просто возникла под влиянием армянского zur («неправильный, несправедливый, праздный»), что, следовательно, означает, что «имя, должно быть, было переосмыслено по-новому». в антизороастрийском смысле со стороны армянских христиан». [19] Более того, Шмитт добавляет: «нельзя исключить, что (парфянская или) среднеперсидская форма, которую переняли армяне ( Зарадушт или ему подобные), была просто метатезирована в доармянский . *Зурадашт » [19]
Дата
[ редактировать ]Единого мнения о датировке Зороастра нет. Авеста не дает прямых сведений об этом, а исторические источники противоречивы. Некоторые ученые основывают свою реконструкцию дат на протоиндоиранском языке и протоиндоиранской религии , в то время как другие используют внутренние свидетельства. [16] Хотя сегодня многие ученые считают наиболее вероятной дату около 1000 г. до н.э. [7] [8] другие все еще считают возможным диапазон дат между 1500 и 500 годами до нашей эры. [2] [3] [4] [5] [6]
Классическая стипендия
[ редактировать ]Классические ученые VI-IV веков до нашей эры считали, что он существовал за 6000 лет до Ксеркса I вторжения в Грецию в 480 году до нашей эры ( Ксанф , Евдокс , Аристотель , Гермипп ), что является возможным непониманием зороастрийских четырех циклов по 3000 лет (т.е. 12 000 лет). [28] [29] [30] [31] Это убеждение записано Диогеном Лаэртием , и в различных вариантах его прочтения можно предположить, что оно произошло за 600 лет до Ксеркса I, где-то до 1000 г. до н.э. [5] Однако Диоген также упоминает Троянской мнение Гермодора о том, что Зороастр жил за 5000 лет до войны , что означает, что он жил около 6200 г. до н.э. [5] X века В Суде указана дата за 500 лет до Троянской войны. [28] Плиний Старший процитировал Евдокса, который поместил его смерть за 6000 лет до Платона, ок. 6300 г. до н.э. [5] Другие псевдоисторические конструкции - это конструкции Аристоксена , который записал, что Зарата Халдейский учил Пифагора в Вавилоне , [28] [32] или жил во времена мифологических Нина и Семирамиды . [33] Согласно Плинию Старшему, Зороастров было два. Первый жил тысячи лет назад, а второй сопровождал Ксеркса I во время вторжения в Грецию в 480 году до нашей эры. [28] Некоторые ученые предполагают, что хронологический расчет Зороастра был разработан персидскими магами в IV веке до нашей эры, а поскольку ранние греки узнали о нем от Ахеменидов, это указывает на то, что они считали его не современником Кира Великого, а как отдаленная фигура. [34]
Зороастрийская и мусульманская стипендия
[ редактировать ]Некоторые более поздние псевдоисторические и зороастрийские источники ( Бундахишн , в котором упоминается дата «258 лет до Александра») помещают Зороастра в VI век до нашей эры. [к] [40] что совпало с сообщениями Аммиана Марцеллина IV века нашей эры. Традиционная зороастрийская дата берет свое начало в период сразу после Александром Македонским завоевания империи Ахеменидов в 330 г. до н.э. [5] Правители Селевкидов , пришедшие к власти после смерти Александра, установили «Век Александра» в качестве новой календарной эпохи. Это не понравилось зороастрийскому духовенству, которое затем попыталось установить «Эру Зороастра». Для этого им нужно было установить, когда жил Зороастр, что они и сделали (ошибочно, по мнению Мэри Бойс, некоторые даже отождествляли Кира с Виштаспой). [41] отсчитывая продолжительность последовательных поколений, пока они не пришли к выводу, что Зороастр, должно быть, жил «на 258 лет до Александра». [28] [42] Эта оценка затем вновь появилась в арабских и пехлевийских текстах зороастрийской традиции IX-XII веков. [л] X века, как Аль-Масуди который процитировал пророчество из утерянной авестийской книги, в котором Зороастр предсказал разрушение Империи через 300 лет, но религия просуществовала 1000 лет. [44]
Современная стипендия
[ редактировать ]В современной науке можно выделить два основных подхода: поздняя датировка VII и VI веков до нашей эры, основанная на местной зороастрийской традиции, и ранняя датировка, которая в целом относит его жизнь к XV-IX векам до нашей эры. [45]
Поздняя дата
[ редактировать ]Некоторые ученые [2] предложите период между 7 и 6 веками до нашей эры, например, ок. 650–600 до н.э. или 559–522 до н.э. [5] [6] Самая поздняя возможная дата — середина VI века до нашей эры, во времена Дария I из империи Ахеменидов или его предшественника Кира Великого . Эта дата получает доверие главным образом благодаря попыткам связать фигур в зороастрийских текстах с историческими персонажами; [6] таким образом, некоторые предполагают, что мифический Виштаспа , который появляется в повествовании о жизни Зороастра, был Дария I отцом , которого также звали Виштаспа (или Гистасп по-гречески). Однако если бы это было правдой, то маловероятно, чтобы в Авесте не упоминалось о том, что сын Виштаспа стал правителем Персидской империи, или что этот ключевой факт об отце Дария не был упомянут в Бехистунской надписи . Возможно также, что отец Дария I был назван в честь зороастрийского покровителя, что указывает на возможную зороастрийскую веру Арсамеса . [44]
Раннее свидание
[ редактировать ]Такие ученые, как Мэри Бойс (которая датировала Зороастра где-то между 1700 и 1000 годами до нашей эры), использовали лингвистические и социокультурные данные, чтобы поместить Зороастра в период между 1500 и 1000 годами до нашей эры (или 1200 и 900 годами до нашей эры). [15] [6] очередь положены лингвистические сходства между древнеавестийским языком зороастрийских Гат и санскритом Ригведы В основу этой теории в первую ( ок. 1700–1100 до н. э.), собрания ранних ведических гимнов. Считается, что оба текста имеют общее архаичное индоиранское происхождение. Гаты изображают древнее двустороннее общество каменного и бронзового веков , состоящее из воинов-пастухов и жрецов (по сравнению с бронзовым трехсторонним обществом ; некоторые предполагают, что оно изображает культуру Яз ), [46] и что поэтому невероятно, чтобы Гаты и Ригведа могли быть написаны с разницей более чем в несколько столетий. Эти ученые предполагают, что Зороастр жил в изолированном племени или составил Гаты до миграции иранцев из степи на Иранское нагорье в 1200–1000 гг. н.э. до [14] [47] [15] [48] [49] Недостатком аргументации является расплывчатое сравнение, а архаичный язык Гаты не обязательно указывает на разницу во времени. [28] [5]
Другая возможная дата, относящаяся к 9 веку до нашей эры или раньше, была предложена организацией Silk Road Seattle с использованием собственных интерпретаций работ Виктора Х. Мэра по этой теме. [50] Сам Майр предполагал, что Зороастр мог родиться во 2-м тысячелетии до нашей эры. [51]
Альмут Хинтце , Британская библиотека и Европейский исследовательский совет датировали Зороастра примерно 3500 лет назад, во 2-м тысячелетии до нашей эры. [52]
Традиции, предпочитающие более позднюю дату жизни Зороастра, вышли из моды в некоторых зороастрийских общинах, которые рассматривают перспективу того, что их вера будет иметь более древние корни, чем считалось ранее, как долгожданное развитие.
Место
[ редактировать ]Место рождения Зороастра также неизвестно, а язык Гат не похож на предполагаемые северо-западные и северо-восточные региональные диалекты Персии. Также предполагается, что он родился в одном из двух районов, а позже жил в другом. [53]
Ясна 9 и 17 называют реку Дитья в Айрианем Ваджах (среднеперсидский Эран Вей ) домом Зороастра и местом его первого появления. В Авесте (как в Старой, так и в Младшей части) не упоминаются Ахемениды или какие-либо западноиранские племена, такие как мидяне , персы или даже парфяне . Фарвардин Яшт относится к некоторым иранским народам, неизвестным в греческих и ахеменидских источниках о Восточном Иране VI и V веков до нашей эры. Вендидад , большинство содержит 17 региональных названий из которых расположены на северо-востоке и востоке Ирана. [54]
Однако в Ясне 59.18 говорится, что зарауштротема , или верховный глава зороастрийского духовенства, проживает в «Раге» ( Бадахшан ). [11] В среднеперсидских текстах зороастрийской традиции 9-12 веков эта «Рага» и многие другие места фигурируют как места в Западном Иране. В то время как земля Мидии вообще не фигурирует в Авесте (самое западное место, отмеченное в Священных Писаниях, - это Арахозия ), Бундахишн , или «Первородное Творение», (20.32 и 24.15) помещает Рагху в Мидию (средневековый Рай ). Однако на авестийском языке Рага — это просто топоним, означающий «равнина, склон холма». [55]
Помимо этих указаний в среднеперсидских источниках, открытых для интерпретации, существует ряд других источников. Греческие и латинские источники разделяются по вопросу о месте рождения Зороастра. Существует множество греческих рассказов о Зороастре, которого обычно называют персидским или персидско-мидийским Зороастром; Ктесий расположил его в Бактрии , Диодор Сицилийский поместил его среди Ариаспаи (в Систане ), [11] Цефалион и Юстин предполагают, что местом его рождения является восток от Большого Ирана, тогда как Плиний и Ориген предполагают, что местом его рождения является запад Ирана. [53] Более того, у них есть предположение, что Зороастра существовало не один. [56]
С другой стороны, в постисламских источниках Шахрастани (1086–1153), иранский писатель родом из Шахристана, на территории современного Туркменистана , предположил, что отец Зороастра был из Атропатены (также в Медее), а его мать — из Рея . Это заявление, исходившее от известного исследователя религий, стало серьезным ударом по различным регионам, которые все утверждали, что Зороастр произошел с их родины, некоторые из которых затем решили, что Зороастр, должно быть, тогда был похоронен в их регионах, или сочинил там свои Гаты, или проповедовал там. там. [57] [58] Арабские источники того же периода и того же региона исторической Персии также считают Азербайджан родиной Заратустры. [53]
К концу 20-го века большинство ученых остановились на происхождении этого растения из восточного Большого Ирана. Гноли предложил Систан , Белуджистан (хотя и в гораздо более широком объеме, чем нынешняя провинция) в качестве родины зороастризма; Фрай голосовал за Бактрию и Хоразмию ; [59] Хлопин предполагает дельту Тедзена на территории современного Туркменистана . [60] Сарианиди считал регион Бактрио-Маргианского археологического комплекса «родиной зороастрийцев и, вероятно, самого Зороастра». [61] Бойс включает степи к западу от Волги . [62] Средневековая гипотеза «из СМИ» больше не воспринимается всерьез, и Зенер даже предположил, что это был вопрос, опосредованный магами, чтобы обеспечить легитимность, но это также было отвергнуто Гершевичем и другими.
2005 года В статье об истории зороастризма в энциклопедии Ираника резюмируется этот вопрос: «Хотя существует общее мнение о том, что он не жил в западном Иране, попытки определить его местонахождение в конкретных регионах восточного Ирана, включая Центральную Азию, остаются предварительными». [63]
Жизнь
[ редактировать ]Зороастр записан как сын Пурушаспы из семьи Спитама. [10] и Дугдов, [53] а его прадедом был Гечатаспа. Все имена кажутся соответствующими кочевой традиции. Имя его отца означает «владеющий серыми лошадьми» (со словом aspa, означающим «лошадь»), а имя его матери означает «доярка». Согласно традиции, у него было четыре брата, два старших и два младших, имена которых приведены в гораздо более поздних трудах Пехлеви . [64]
Обучение Зороастра священству, вероятно, началось очень рано, примерно в семь лет. [65] Он стал священником, вероятно, примерно в 15 лет и, по словам Гатаса, получил знания от других учителей и личный опыт в путешествиях, когда покинул своих родителей в 20 лет. [66] К 30 годам Зороастр испытал откровение во время весеннего праздника; на берегу реки он увидел сияющее существо, которое проявило себя как Воху Манах (Благая цель) и рассказало ему об Ахура Мазде (Мудром Господе) и пяти других сияющих фигурах. Зороастр вскоре узнал о существовании двух первобытных духов, второй из которых был Ангра-Майнью (Разрушительный Дух), с противоположными концепциями Аши (порядка) и Друджа (обмана). Поэтому он решил посвятить свою жизнь обучению людей искать Ашу . [67] Он получил дальнейшие откровения и увидел видение семи Амеша Спента , а его учения были собраны в Гатах и Авесте . [68]
В конце концов, в возрасте около 42 лет Зороастр получил покровительство царицы Хутаосы и правителя по имени Виштаспа , раннего приверженца зороастризма (возможно, родом из Бактрии, согласно « Шахнаме »). [69]
По преданию, он прожил много лет после обращения Виштаспы, сумел основать верующую общину, [70] и женился трижды. Его первые две жены родили ему трех сыновей: Исат Вастру, Урватат Нару и Хваре Читру, а также трех дочерей: Френи, Трити и Пуручисту. Его третья жена, Хвови, была бездетной. [71] [72] Зороастр умер, когда ему было 77 лет и 40 дней. [71] Существуют противоречивые традиции относительно способа смерти Зороастра. Наиболее распространенным является то, что он был убит карапаном ( священником старой религии ) по имени Брадрес во время выступления у алтаря. » «Денкарт и эпос «Шахнаме » приписывают его смерть туранскому солдату по имени Баратуриш, что потенциально является вариацией одной и той же фигуры, в то время как другие традиции объединяют оба рассказа или утверждают, что он умер от старости . [73]
Кипарис Кашмарский
[ редактировать ]Кипарис Кашмара — мифическое кипарисовое дерево легендарной красоты и гигантских размеров. Говорят, что он вырос из ветви, принесенной Зороастром из рая, стоял в современном Кашмаре на северо-востоке Ирана и был посажен Зороастром в честь обращения царя Виштаспы в зороастризм. По словам иранского физика и историка Закарии аль-Казвини , царь Виштаспа был покровителем Зороастра, который сам посадил дерево. В своем «Аджаиб аль-махлукат ва гхараиб аль-мауджудат » («Чудеса творений и чудеса творения») он далее описывает, как Аль-Мутаваккиль в 247 году хиджры ( 861 г. н. э. ) заставил могучий кипарис превратиться в срубил, а затем перевез его через Иран, чтобы использовать в качестве балок для своего нового дворца в Самарре . Раньше он хотел, чтобы дерево реконструировали на его глазах. Это было сделано, несмотря на протесты иранцев, которые предложили очень большую сумму денег за спасение дерева. Аль-Мутаваккиль никогда не видел кипариса, потому что его убил Тюркский солдат (вероятно, на службе у своего сына) в ночь прибытия на берег Тигра. [74]
Влияния
[ редактировать ]В христианстве
[ редактировать ]Афанасий Кирхер отождествил Зороастра с Хамом . [75] Французский фигурист- иезуит, миссионер в Китае Иоахим Буве считал, что Зороастр, китайский культурный герой Фуси и Гермес Трисмегист на самом деле были библейским патриархом Енохом . [76]
В исламе
[ редактировать ]Энциклопедия Ираника указывает, что истории жизни Зороастра были искажены путем цитирования историй из христианства и иудаизма и приписывания их Зороастру, но большинство цитат было из ислама после прихода мусульман в Персию, поскольку это было средством для зороастрийского духовенства укрепить свою религию. [77]
Востоковед Артур Кристенсен в своей книге « Иран в эпоху Сасанидов» упоминал , что источники, относящиеся к эпохе Сасанидского государства в древней Персии и относящиеся к зороастрийскому учению, не соответствуют источникам, появившимся после распада государства, такие как источник Пехлеви и другие. Причина в том, что из-за падения Сасанидского государства зороастрийские священнослужители пытались спасти свою религию от исчезновения, модифицировав ее так, чтобы она напоминала религию мусульман, чтобы сохранить последователей зороастрийской религии. [78]
Круг древних иранских исследований отмечает, что исламское завоевание Персии оказало огромное влияние на зороастрийскую доктрину.
После исламского завоевания Персии и миграции многих зороастрийцев в Индию, а также после того, как они подверглись воздействию исламской и христианской пропаганды, зороастрийцы, особенно парсы в Индии, зашли так далеко, что отрицали дуализм и считали себя полностью монотеистами. После нескольких преобразований и развития одна из отличительных особенностей зороастрийской религии постепенно угасла и почти исчезла из современного зороастризма.
— ИРАНСКАЯ КОСМОГОНИЯ И ДУАЛИЗМ | ЦАИС
Это объясняет, почему между зороастрийским учением и исламом был проведен ряд параллелей. К таким параллелям относятся очевидное сходство между Амешой Спентой и архангелом Гавриилом , молящимся пять раз в день, покрывающим голову во время молитвы, а также упоминание Тамуда и Ирама Столпов в Коране .
Сабеи совпадающую , которые верили в свободу воли, с зороастрийцами , также упоминаются в Коране 22:17. [79]
Мусульманские схоластические взгляды
[ редактировать ]Как и греки классической древности, исламская традиция понимает Зороастра как пророка-основателя магов (через арамейский, арабский Majus , коллективный Majusya ). XI века Кордобан Ибн Хазм (школа Захири) утверждает, что Китаби «Книги» не может применяться в свете утверждения зороастрийцев о том, что их книги были уничтожены Александром. Ссылаясь на авторитет аль-Кальби VIII века , суннитского историка 9-10 веков ат-Табари (I, 648) [ нужна ссылка ] сообщает, что Зарадушт бин Исфиман ( арабская адаптация «Заратуштры Спитамы») был жителем Израиля и слугой одного из учеников пророка Иеремии . [80] Согласно этому рассказу, Зарадушт обманул своего хозяина, который проклял его, в результате чего он стал прокаженным (ср. Гиезий слуга Елисея в еврейском писании). [ нужна ссылка ] По словам Ибн Касира , Зороастр вступил в конфликт с Иеремией, в результате чего разгневанный Иеремия наложил проклятие на Зороастра, заставив его страдать проказой и изгнав его. Позже Зороастр переехал на территорию современного Азербайджана , которой правил Баштаасиб ( Виштаспа ), правитель Навуходоносора, и распространил там свое учение зороастризма . Затем Баштаасиб последовал своему учению, заставил жителей Персии перейти в зороастризм и убил тех, кто отказался. [81] [82] Ибн Касир процитировал, что оригинальное повествование было заимствовано из записи Табари «История Иерусалима». Он также упомянул, что зороастризм был синонимом Маджуса . [83] [84]
Вместо этого Сибт ибн аль-Джаузи заявил, что в каком-то более древнем повествовании говорится, что Зороастр был бывшим учеником Узайра . [85]
Ат-Табари (I, 681–683) [ нужна ссылка ] рассказывает, что Зарадушт сопровождал еврейского пророка в Биштасб/Виштаспа. По их прибытии Зарадушт перевел царю учение мудреца на иврите и таким образом убедил его перейти (Табари также отмечает, что раньше они были саби ) в религию магов. [ нужна ссылка ]
XII века Ересиограф аль-Шахрастани разделяет Маджузию на три секты: Каюмартию (в остальном недокументированную секту, которая, по мнению Шарастани, похоже, имела более сильную доктрину «нереальности» Аримана), Зурвалию и Зарадуштию , среди Аль-Шахрастани утверждает, что только последний из троих был настоящими последователями Зороастра. Что касается признания пророка, Зороастр сказал: «Они спрашивают вас, как им следует распознавать пророка и верить, что он прав в том, что он говорит; скажите им то, что он знает, чего не знают другие, и он скажет вам даже то, что скрыто в вашей природе, он сможет сказать вам все, о чем вы его попросите, и он выполнит такие вещи, которые другие не могут выполнить». (Намах Шат Вахшур Зартуст, .5–7. 50–54)
Вид на Ахмадию
[ редактировать ]Ахмадийская община рассматривает Зороастра как Пророка и описывает проявления всеблагого Ахура Мазды и злого Аримана просто как ссылку на сосуществование сил добра и зла, позволяющее людям проявлять свободную волю. [86]
В манихействе
[ редактировать ]Манихейство считало Зороастра фигурой в линии пророков, Мани (216–276). кульминацией которой был [87] Этический дуализм Зороастра — в некоторой степени — включен в доктрину манихейства, которая, в отличие от мыслей Мани, [88] рассматривал мир как охваченный эпической битвой между противоборствующими силами добра и зла. [89] Манихейство также включало в себя другие элементы зороастрийской традиции, особенно имена сверхъестественных существ; однако многие из этих других зороастрийских элементов либо не являются частью собственного учения Зороастра, либо используются совершенно иначе, чем в зороастризме. [90] [91]
В вере Бахаи
[ редактировать ]Зороастр появляется в Вере Бахаи как « Богоявление », один из линии пророков, которые постепенно открывали Слово Божье постепенно взрослеющему человечеству. Таким образом, Зороастр разделяет высокое положение с Авраамом , Моисеем , Кришной , Иисусом , Мухаммедом , Бабом и основателем Веры Бахаи Бахауллой . [92] Шоги Эффенди , глава Веры Бахаи в первой половине 20-го века, видел в Бахаулле исполнение постсасанидского зороастрийского пророчества, которое означало возвращение сасанидского императора Бахрама ; [93] Эффенди также заявил, что Зороастр жил примерно за 1000 лет до Иисуса. [м]
Философия
[ редактировать ]В Гатах Зороастр рассматривает состояние человека как мысленную борьбу между ашей и друджем . Кардинальная концепция аши , которая имеет множество нюансов и трудна для перевода, лежит в основе всей зороастрийской доктрины, включая доктрину Ахура Мазды (который есть аша ), творения (то есть аша ), существования (то есть аша ) и как условие свободы воли.
Целью человечества, как и всего остального творения, является поддержание и приведение себя в соответствие с ашей . Для человечества это происходит посредством активного этического участия в жизни, ритуалах и проявлениях конструктивных/добрых мыслей, слов и дел.
Элементы зороастрийской философии проникли на Запад благодаря своему влиянию на иудаизм и платонизм и были определены как одно из ключевых ранних событий в развитии философии. [94] Среди классических греческих философов Гераклита часто называют человеком, вдохновленным идеями Зороастра. [95]
В 2005 году Оксфордский философский словарь поставил Зороастра на первое место в хронологии философов. [96] [97] Влияние Зороастра сохраняется и сегодня, отчасти благодаря основанной им системе религиозной этики под названием Маздаясна . Слово Маздаясна авестийское . и переводится как «Поклонение мудрости/Мазде» на английском языке Энциклопедия «Естественная история» (Плиний) утверждает, что зороастрийцы позже воспитали греков, которые, начиная с Пифагора , использовали аналогичный термин «философия» или «любовь к мудрости» для описания поиска окончательной истины. [98]
Зороастр подчеркивал свободу человека выбирать правильное или неправильное и индивидуальную ответственность за свои поступки. Этот личный выбор принять ашу и избегать друджа — это собственное решение, а не диктат Ахура Мазды . По мнению Зороастра, думая хорошие мысли, говоря хорошие слова и совершая добрые дела (например, помогая нуждающимся, совершая добрые дела или проводя хорошие ритуалы), человек увеличивает ашу в мире и в себе, прославляя божественный порядок и делая шаг вперед. ближе к вечной дороге во Фрашокерети . Таким образом, человечество не является рабами или слугами Ахура Мазды , но может сделать личный выбор быть сотрудниками, тем самым совершенствуя мир как саошьянты («совершители мира») и в конечном итоге достигая статуса Ашавана («хозяина мира»). Аша »). [ нужна ссылка ]
Иконография
[ редактировать ]Хотя несколько недавних изображений Зороастра показывают, как он совершает какое-то легендарное деяние, в целом изображения просто изображают его в белых одеждах (которые также носят современные зороастрийские священники). Его часто можно увидеть держащим в руках набор несвязанных прутьев или веток, известный как баресман (авестийский; среднеперсидский барсом ), который обычно считается еще одним символом священства, или с книгой в руке, что можно интерпретировать как Авеста. В качестве альтернативы он появляется с булавой, варзой , обычно стилизованной под стальной стержень, увенчанный головой быка, которую священники несут во время церемонии вступления в должность. На других изображениях он появляется с поднятой рукой и задумчиво поднятым пальцем, как бы подчеркивая свою точку зрения. С другой стороны, это могло быть исламским влиянием, проводящим параллели между концепциями единства Бога обеих религий. [ нужна ссылка ] .
Зороастра редко изображают смотрящим прямо на зрителя; вместо этого он, кажется, смотрит слегка вверх, как бы умоляя. Зороастр почти всегда изображается с бородой наряду с другими факторами, имеющими сходство с портретами Иисуса 19-го века . [99]
Многие современные изображения Зороастра происходят от резьбы по скалам эпохи Сасанидов в Так-е Бостан . На этом изображении изображена фигура, председательствующая на коронации Ардашира I или II . Фигура стоит на лотосе с барсманом в руке и глориолой вокруг головы. До 1920-х годов эту фигуру обычно считали изображением Зороастра, но в последние годы ее чаще интерпретируют как изображение Митры .
Западные ссылки на Зороастра и зороастризм
[ редактировать ]В классической античности
[ редактировать ]В этом разделе есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Греки — в эллинистическом смысле этого слова — имели понимание Зороастра, выраженное Плутархом , Диогеном Лаэрцием и Агафием. [101] что, по сути, он считался «пророком и основателем религии иранских народов», отмечает Бек, «остальное было в основном фантазией». [102] Действие Зороастра происходило в древнем прошлом, за шесть-семь тысячелетий до нашей эры, и описывалось как царь Бактрии или вавилонянин ( или учитель вавилонян) с биографией, типичной для неопифагорейского мудреца, т.е. путем аскетического ухода и просветления. [102] Однако, впервые упомянутый в контексте дуализма, в «Моралии », Плутарх представляет Зороастра как «Заратраса», не осознавая, что это одно и то же, и он описывается как «учитель Пифагора ». [103] [32]
Зороастра также называют колдуном-астрологом – создателем магии и астрологии. На основе этого образа и его подкрепления возникла приписываемая ему «масса литературы», которая распространялась по средиземноморскому миру с III века до нашей эры до конца античности и далее. [104] [105]
Язык этой литературы был преимущественно греческим , хотя на том или ином этапе различные ее части проходили через арамейский , сирийский , коптский или латынь . Его этос и культурная матрица также были эллинистическими, и «приписывание литературы источникам за пределами этих политических, культурных и временных рамок представляет собой заявку на власть и источник легитимации «чужой мудрости». Зороастр и маги не сочиняли ее, но их имена одобряли это». [104] Приписывание «экзотическим» именам (не только магам) наделяло «авторитетом далекой и откровенной мудрости». [106]
Среди названных произведений, приписываемых «Зороастру», есть трактат «О природе» ( Peri physeos ), который, по-видимому, первоначально состоял из четырех томов (т.е. свитков папируса). Основа представляет собой пересказ платоновского мифа об Эр , в котором Зороастр занимает место первоначального героя. В то время как Порфирий представлял , что Пифагор слушает беседу Зороастра, в «О природе» Солнце находится в среднем положении, как это понималось в III веке. Напротив, в версии Платона IV века до нашей эры Солнце было на втором месте над Луной. Колотес обвинил Платона в плагиате Зороастра. [107] [108] и Гераклид Понтийский написал текст под названием «Зороастр», основанный на его восприятии «зороастрийской» философии, чтобы выразить свое несогласие с Платоном по вопросам естественной философии . [109] Что касается содержания и содержания « О природе», то известны только два факта: то, что она была наполнена астрологическими рассуждениями, и что Необходимость ( Ананке ) упоминалась по имени и что она была в воздухе. [ нужна ссылка ]
Плиний Старший называет Зороастра изобретателем магии ( «Естественная история» , 30.2.3). «Однако принцип разделения труда, похоже, избавил Зороастра от большей части ответственности за внедрение темных искусств в греческий и римский миры». Эта «сомнительная честь» досталась «сказочному магу Останесу , которому приписывалась большая часть псевдоэпиграфической магической литературы». [110] Хотя Плиний называет его изобретателем магии, римлянин не представляет для него «личности мага». [110] Более того, небольшое «магическое» учение, приписываемое Зороастру, на самом деле возникло очень поздно: самый ранний пример относится к 14 веку. [111]
Ассоциация с астрологией, согласно Роджеру Беку, была основана на его вавилонском происхождении, а греческое имя Зороастра сначала отождествлялось со звездопоклонством ( astrothytes , «звездный жертвователь»), а с Зо- даже как с «живой» звездой. [112] [ нужна проверка ] Позднее сложилась еще более сложная мифэтимология: Зороастр умер от живого ( зо- ) потока ( ро- ) огня звезды ( астр- ), который он сам призвал, и даже от того, что звезды убили его в отместку за то, что он был сдержан им. [112] [ нужна проверка ]
Альтернативное греческое имя Зороастра было Заратрас. [103] или Заратас/Зарадас/Заратос. [113] Пифагорейцы считали, что математики учились у Зороастра в Вавилонии. [114] Лид в «О месяцах » приписывает создание семидневной недели «вавилонянам из круга Зороастра и Гистаспа », и которые сделали это, потому что планет было семь. [115] Лукиан Самосатский в Меннипе 6 сообщает, что решил отправиться в Вавилон, «чтобы спросить мнение одного из магов, учеников и преемников Зороастра». [116]
Хотя разделение на Зороастра/астрологию и Останес/магию является «чрезмерным упрощением, описания, по крайней мере, указывают на то, чем эти произведения не являются »; они не были выражением зороастрийской доктрины, они даже не были выражениями того, чем греки и римляне « представляли себе доктрины зороастризма». [106] Собранные фрагменты даже не обнаруживают заметной общности мировоззрений и учений нескольких авторов, писавших под каждым именем. [117]
Почти все зороастрийские псевдоэпиграфы сейчас утеряны, а из засвидетельствованных текстов — за одним исключением — сохранились только фрагменты. Приписывание Плинием во 2-м или 3-м веке Зороастру «двух миллионов строк» предполагает, что (даже если принять во внимание преувеличения и дубликаты) огромный псевдоэпиграфический корпус когда-то существовал в Александрийской библиотеке . Этот корпус можно с уверенностью считать псевдоэпиграфом, поскольку до Плиния никто не ссылался на литературу «Зороастра». [118] а на основании данных Галена Пергамского II века и комментатора Аристотеля VI века известно, что политика приобретения хорошо обеспеченных королевских библиотек создала рынок для изготовления рукописей известных и древних авторов. [118]
Исключением из фрагментарных свидетельств (т.е. повторения отрывков в произведениях других авторов) является полный коптский трактат под названием «Зострианос» (по имени рассказчика от первого лица), обнаруженный в библиотеке Наг-Хаммади в 1945 году. Трехстрочная криптограмма в последующих колофонах В 131-страничном трактате это произведение идентифицируется как «слова истины Зостриана. Бога Истины [ логос ]. Слова Зороастра». [119] Обращение к «Богу Истины» может показаться зороастрийским, но в остальном в тексте нет «ничего заметно зороастрийского», и «по содержанию, стилю, идеалам и намерениям он полностью сходен с аналогами среди гностических трактатов». [117]
Другой работой, ходившей под названием «Зороастр», была « Астероскопита» (или «Апотелесматика» ), состоявшая из пяти томов (т.е. свитков папируса). Название и фрагменты позволяют предположить, что это был астрологический справочник, «хотя и очень разнообразный, для предсказаний». [106] Третий текст, приписываемый Зороастру, — «О добродетели камней» ( Perilithon timion ), о котором ничего не известно, кроме его размера (один том), и что псевдо-Зороастр «воспевал» его (из чего Кюмон и Бидез [ ВОЗ? ] сделать вывод, что это было в стихах). «Зороастру» приписывают и многочисленные другие фрагменты, сохранившиеся в трудах других авторов, но названия этих книг не упоминаются. [ нужна ссылка ]
Помимо этих псевдоэпиграфических текстов, некоторые авторы действительно опирались на несколько истинно зороастрийских идей. «Оракулы Гистаспа » , написанные « Гистаспом », еще одним выдающимся псевдоавтором-магом, представляют собой набор пророчеств, отличающихся от других зороастрийских псевдоэпиграфов тем, что они основаны на реальных зороастрийских источниках. [106] Некоторые намеки оценить труднее: [ оригинальное исследование? ] в том же тексте, который приписывает изобретение магии Зороастру, [ нужны разъяснения ] Плиний утверждает, что Зороастр смеялся в день своего рождения, хотя в более раннем месте Плиний поклялся именем Геркулеса , что ни один ребенок никогда не делал этого раньше 40-го дня со дня своего рождения. [120] Это представление о смехе Зороастра также появляется в текстах подлинной зороастрийской традиции IX–XI веков, и какое-то время считалось, что это смех Зороастра. [ ласковые слова ] что происхождение этих мифов лежит в местных источниках. [ нужна ссылка ] Плиний также пишет, что голова Зороастра пульсировала так сильно, что отталкивала возложенную на нее руку, что является предвестием его будущей мудрости. [121] Однако иранцы были так же знакомы с греческими писателями, и происхождение других описаний ясно. [ нужна ссылка ] Например, описание дуалистической теологии, данное Плутархом, гласит: «Другие называют лучшего из них богом, а его соперника — демоном, как, например, Зороастр Волхв, который жил, как они отмечают, за пять тысяч лет до осады Одного он называл Троей , а другого Арейманием ». [122]
В современную эпоху
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Март 2017 г. ) |
Раннее упоминание Зороастра в английской литературе встречается в трудах врача-философа сэра Томаса Брауна , который утверждал в своей «Религии Медичи» (1643 г.):
Полагаю, кроме Зороастра были и водолазы [н] это было написано перед Моисеем, которого, несмотря на это, постигла общая участь времени.
— Религия Медичи , Часть 1, Раздел 23 [124]
В ЭТА Гофмана « романе Кляйн Цахес по прозвищу Циннобер» (1819) маг Проспер Альпанус утверждает, что его учителем был профессор Зороастр. [125]
В своей основополагающей работе «Так говорил Заратустра» (1885) философ Фридрих Ницше использует исконно иранское имя Заратустра, которое имеет важное значение, поскольку в своих ранних работах он использовал знакомое греко-латинское имя. [126] Считается, что Ницше выдумывает характеристику Заратустры как рупора собственных идей Ницше о морали . [the] Выбрав имя «Заратустра» в качестве пророка своей философии, как он ясно выразился, он преследовал парадоксальную цель – воздать должное первоначальному иранскому пророку и в то же время полностью изменить его учение. Первоначальное зороастрийское мировоззрение трактует бытие по существу на моралистической основе и изображает мир как арену борьбы двух основ бытия, Добра и Зла, представленных в двух антагонистических божественных образах. [126] Напротив, Ницше хочет, чтобы его философия была за пределами добра и зла .
Заметное влияние на современную западную культуру
[ редактировать ]немецкого композитора Рихарда Штрауса Крупномасштабная тональная поэма «И говорит Заратустра » (1896) была вдохновлена книгой Ницше.
Скульптура Зороастра работы Эдварда Кларка Поттера , олицетворяющая древнюю персидскую судебную мудрость и датируемая 1896 годом, возвышается над зданием суда апелляционного отделения штата Нью-Йорк на Восточной 25-й улице и Мэдисон-авеню в Манхэттене . [129] [130] [131] Скульптура Зороастра появляется вместе с другими выдающимися религиозными деятелями на южной стороне внешней стороны Мемориальной часовни Рокфеллера на территории кампуса Чикагского университета . [ ВОЗ? ] [ когда? ] [132]
См. также
[ редактировать ]- Список основоположников религиозных традиций
- Список нераскрытых смертей
- «Так говорил Заратустра: книга для всех и ни для кого» — философский роман немецкого философа Фридриха Ницше.
- Зартошт Бахрам э Паждо , автор персидской эпической биографии Зороастра.
- Зороастр и гора Савалан
- Зороастр — опера Жана-Филиппа Рамо.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Зороастрийская традиция не позднее 10 века нашей эры утверждает, что откровение Зороастра произошло в 30 лет, «за 258 лет до времени Александра» (почти наверняка основано на ошибочных рассуждениях, см. раздел о зороастрийских и мусульманских учениях ), где «время «Александра» неясно и может начаться либо с его воцарения (336 г. до н. э.), его завоевания Ирана , либо, что более вероятно, с создания Anno Graecorum после завоевания Вавилона Селевком I Никатором (312/311 до н. э.). . [1]
Большинство ученых считают, что эта датировка слишком недавняя, основываясь на лингвистических и социокультурных данных, вместо этого относя жизнь Зороастра где-то ко 2-му тысячелетию или началу 1-го тысячелетия до нашей эры, при этом некоторые предполагают даты уже в 18 веке до нашей эры или даже позже. VI век до нашей эры, последний из которых, казалось бы, соответствовал традиции. [2] [3] [4] [5] [6] Где-то около ок. 1000 г. до н.э. , плюс-минус несколько столетий, — это самая консервативная оценка. [7] [8] - ↑ Зороастрийская традиция обычно относит смерть Зороастра к возрасту 77 лет и 40 дней. Зороастра Празднования рождения и смерти приходятся примерно на 26 марта и 26 декабря соответственно, что противоречит традиционным сведениям. Вполне вероятно, что эти даты в лучшем случае символичны, а в худшем — предположительны.
- ^ Авестийский : 𐬀𐬭𐬀𐬚𐬎𐬱𐬙𐬭𐬀 𐬯𐬞𐬌𐬙𐬁𐬨𐬀 , романизированный: Zaraθuštra Spitāma
Также засвидетельствовано как Спитама Заратуштра . Сам эпифет Спитама означает «обильная сила». [9] и считается, что это клан или фамилия, взятая от одноименного предка. - ^ / ˈ z ɒr oʊ ˌ æ s t ər , ˌ z ɒr oʊ ˈ æ s t ər /
- ^ / ˌ z ær ə ˈ θ uː s t rə /
- ^ Известен среди своих приверженцев как Маздаясна , что означает « поклонение Мазде », и Бехдин , что означает «хорошая религия».
- ^ Авестийский : 𐬰𐬀𐬊𐬙𐬀𐬭 , латинизированный: zaotar , родственный санскритскому термину होतृ ( hótr ), относящемуся к ведическим священникам.
- ^ Авестийский : 𐬆𐬭𐬆𐬱𐬌𐬱 , латинизированный: ərəšiš , родственный санскритскому термину ऋषि ( ṛ́ṣi ), описывающий просвещенного поэта ведических гимнов.
- ↑ Первоначально предложено Бюрнуфом . [20]
- ^ Опровержение этих и других предложений см. Humbach, 1991. [21]
- ^ «258 лет до Александра» является лишь поверхностной точностью. [1] Было высказано предположение, что эта «традиционная дата» является заимствованием какой-то даты из иностранных источников, у греков. [35] или вавилоняне [36] например, который затем переосмыслило священство. Более простое объяснение состоит в том, что жрецы вычли 42 (возраст, в котором, как говорят, Зороастр обратил Вистаспа) из круглой цифры 300. [37] [38] [39]
- ^ Бундахишн GBd насчитывает «200 с лишним лет» ( xxxvi.9) или « 284 года» ( IBd xxxiv.9). Однако то, что «258 лет» было общепринятой цифрой, отмечают аль-Бируни и аль-Масуди , причем последний конкретно утверждает (в 943/944 году нашей эры), что «маги отсчитывают период в двести пятьдесят восемь лет между их пророк и Александр». [43] [1]
- ↑ Из письма Департамента Секретариата Всемирного Дома Справедливости от 13 мая 1979 г. Гейл Вулсон, опубликованного в Hornby (1983) , стр. 501.
- ^ означает «разные» [123]
- ^ Цитаты Ecce Homo приведены в переводе Луи. [127] Перефразы следуют оригинальному отрывку ( Why I am Fate 3), доступному в свободном доступе. [128]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Шахбази 1977 , с. 26.
- ^ Перейти обратно: а б с д Lincoln 1991 , стр. 149–150: «В настоящее время мнение большинства ученых, вероятно, склоняется к концу второго тысячелетия или началу первого, хотя все еще есть те, кто придерживается даты седьмого века».
- ^ Перейти обратно: а б Бойс 1996 , стр. 3, 189–191.
- ^ Перейти обратно: а б Стаусберг, Веваина и Тессманн, 2015 , с. 61.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Нигосян 1993 , стр. 15–16.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Шахбази 1977 , стр. 25–35.
- ^ Перейти обратно: а б Malandra 2005 : «Споры по поводу даты Зарауштры уже давно являются помехой для зороастрийских исследований. Если и существует что-то, приближающееся к консенсусу, так это то, что он жил примерно в 1000 году до нашей эры плюс-минус столетие или около того [...]».
- ^ Перейти обратно: а б Келленс 2011 : «За последние десять лет постепенно возник общий консенсус в пользу размещения Гат около 1000 г. до н.э. [...]».
- ^ Тавернье 2007 , стр. 314.
- ^ Перейти обратно: а б Запад 2010 , с. 17
- ^ Перейти обратно: а б с д Запад 2010 , с. 4
- ^ Бойс 1996 , стр. 3–4.
- ^ «Как зороастризм повлиял на западный мир» . 2017.
- ^ Перейти обратно: а б Бойс 1996 , с. 3
- ^ Перейти обратно: а б с Запад, 2010 г. , стр. 4–8.
- ^ Перейти обратно: а б Бойс 2001 , стр. 1–3.
- ^ Стаусберг, Веваина и Тессманн, 2015 , стр. 60–61.
- ^ Перейти обратно: а б Шлерат 1977 , стр. 133–135.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Шмитт 2002 .
- ^ Бюрнуф 1833 , с. 13.
- ^ Хумбах 1991 , с. I.18.
- ^ Пол Хорн, Очерк новой персидской этимологии, Страсбург, 1893 г.
- ^ Перейти обратно: а б Майрхофер 1977 , стр. 43–53.
- ^ Бейли 1953 , стр. 40–42.
- ^ Маркварт 1930 , стр. 7 и след.
- ^ Перейти обратно: а б с Маккенви, Д.Н. (1971). Краткий словарь пехлеви (PDF) . Лондон: Издательство Оксфордского университета. п. 98. ИСБН 0-19-713559-5 . Архивировано из оригинала (PDF) 3 декабря 2012 года . Проверено 1 сентября 2017 г.
- ^ Дуркин-Мейстернст, Десмонд (2004). Словарь манихейского среднеперсидского и парфянского языков .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Запад, 2013 , стр. 89–109.
- ^ Стаусберг, Веваина и Тессманн, 2015 , с. 441
- ^ Бойс 1982 , с. 260
- ^ Бойс 1996 , стр. 285–292.
- ^ Перейти обратно: а б Таплин, Кристофер (2007). Персидские ответы: политическое и культурное взаимодействие с империей Ахеменидов . ООО "ИСД". п. 246 . ISBN 9781910589465 .
- ^ Запад 2010 , с. 8
- ^ Бойс 1982 , с. 261
- ^ Кингсли 1990 , стр. 245–265.
- ^ Шахбази 1977 , стр. 32–33.
- ^ Джексон 1896 .
- ^ Бойс 1996 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Хеннинг, Western Response . [ нужна полная цитата ]
- ^ Стаусберг, Веваина и Тессманн, 2015 , с. 9
- ^ Бойс 1982 , с. 68
- ^ Шахбази 1977 , стр. 25–26.
- ^ Джексон 1899 , с. 162.
- ^ Перейти обратно: а б Запад 2010 , с. 6
- ^ Хумбах 1991 , гл. «Дата Заратустры».
- ^ Мэллори, Япония ; Адамс, Дуглас К. (1997), Энциклопедия индоевропейской культуры , Тейлор и Фрэнсис, стр. 310–311, 653, ISBN 978-1-884964-98-5
- ^ Бойс 1982 , стр. 1–7.
- ^ Запад 2010 , с. 18
- ^ Стаусберг 2008 , с. 572
- ^ «Зороастризм» . Шелковый путь Сиэтл . Университет Вашингтона . 7 мая 2002 года . Проверено 1 марта 2023 г.
- ^ Майр 1990 , с. 34.
- ^ «Введение в зороастризм» . Ханская академия . Проверено 12 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Нигосян 1993 , стр. 17–18.
- ^ Бойс 1996 , стр. 190–191.
- ^ Gershevitch 1964 , pp. 36–37.
- ^ Уильям Энфилд; Иоганн Якоб Брукер; Кнуд Хааконсен (2001). История философии с самых ранних периодов: составлено из Historia Critica Philosophia Брукера . Домашние дела. стр. 18, 22. ISBN 1-85506-828-1 .
- ^ см . Бойс 1996 , стр. 2–26.
- ^ см . Гронке 1993 , стр. 59–60.
- ^ Фрай 1992 , с. 8.
- ^ Хлопин 1992 , стр. 107–110.
- ^ Сарианиди 1987 , с. 54.
- ^ Бойс 1996 , с. 1.
- ^ Маландра 2005 г.
- ^ Бойс 1996 , стр. 182–183.
- ^ Бойс 1996 , стр. 183.
- ^ Бойс 1996 , стр. 184.
- ^ Запад 2010 , стр. 19–20.
- ^ Запад 2010 , с. 24
- ^ Бойс 1996 , стр. 187.
- ^ Запад 2010 , с. 9
- ^ Перейти обратно: а б Бойс 1996 , стр. 188.
- ^ Запад 2010 , с. 31
- ^ Бойс 1996 , стр. 192.
- ^ «Кипарис Кашмара и Зороастра» . www.zoroastrian.org.uk . Проверено 6 февраля 2020 г. .
- ^ Мунделло 1989 : 144 и Мунделло 1989 : 182
- ^ Мунгелло 1989 : 321
- ^ Фонд, Энциклопедия Ираника. «Зороастризм II. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР: ОТ АРАБСКОГО ЗАВОЕВАНИЯ ДО НОВОГО ВРЕМЕНИ» . iranicaonline.org . Проверено 18 мая 2024 г.
- ^ Кристенсен, Артур (1936). Книга Иран в эпоху Сасанидов . п. 421.
- ^ Хиннел, Дж. (1997), Религиозный словарь Penguin , Penguin Books UK
- ^ Ибн Касир , Истории пророков , История пророка Иеремии.
- ^ Ибн Касир. «Реконструкция Иерусалима в эпоху Иеремии» . осведомленность об исламе . Проверено 22 июля 2024 г.
- ^ Мухаммад Аль-Мунаджид (2017). «Был ли Заратустра пророком?» [Был ли Зороастр пророком?]. islamqa.info (на арабском языке). islamqa.info . Проверено 3 августа 2024 г.
- ^ Ибн Касир (2018). Истории Пророков (мир им): Касас аль-Анбия . Перевод выполнен сотрудниками Дар Аль Калама. Дар Аль-Калам для печати, издательства и распространения - Бейрут . Проверено 22 июля 2024 г.
- ^ Ибн Касир. «Истории пророков» . исламбазис . Проверено 22 июля 2024 г.
- ^ пророков « среди » « Будда ? Зороастр » или
- ^ «Зороастризм» . www.alislam.org .
- ^ Виденгрен 1961 , с. 76.
- ^ Амин Маалуф 1991, Сады света
- ^ Виденгрен 1961 , стр. 43–45.
- ^ Виденгрен 1961 , стр. 44–45.
- ^ Зенер 1972 , с. 21.
- ^ Тахерзаде 1976 , с. 3.
- ^ Бак 1998 .
- ^ Блэкберн 1994 , с. 405.
- ^ Гладиш, Август (1859 г.), Гераклит и Зороастр: историческое исследование , с. IV, hdl : 2027/hvd.32044085119394
- ^ Блэкберн 2005 , с. 409.
- ^ Франкфорт, Х., Франкфорт, ХАГ, Уилсон, Дж. А., и Якобсен, Т. (1964). До философии. Пингвин, Хармондсворт.
- ^ Джонс, WHS (1963). «Естественная история Плиния, том 8; книга XXX» . Хайнеманн. Архивировано из оригинала 1 января 2017 года . Проверено 28 декабря 2016 г.
- ^ Стаусберг 2002 , том. я, с. 58.
- ^ Стаусберг 2002 , том. Я, стр. 58–59.
- ^ См Плутарха » . « Исида и Осирис 46–7, Диоген Лаэртский 1.6–9 и Агафий 2.23–5.
- ^ Перейти обратно: а б Бек 1991 , с. 525.
- ^ Перейти обратно: а б Бренк, Фредерик Э. (1977). В одежде тумана: религиозные темы в морали и жизни Плутарха, тома 48–50 . Мнемозина, Батавская классическая библиотека [Том. 48: Дополнение]. Лейден, NDL: Архив Брилла. п. 129. ИСБН 9004052410 . Проверено 19 марта 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бек 1991 , с. 491.
- ^ Бек 2003 , параграф. 4.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бек 1991 , с. 493.
- ^ Нок 1929 , с. 111.
- ^ Ливингстон 2002 , стр. 144–145.
- ^ Ливингстон 2002 , с. 147.
- ^ Перейти обратно: а б Бек 2003 , параграф. 7.
- ^ Бек 1991 , с. 522.
- ^ Перейти обратно: а б Бек 1991 , с. 523.
- ^ См. Агафий 2.23–5 и Климента Строматы I.15 . [ нужен неосновной источник ]
- ^ « » Порфирия 12 Жизни Пифагора , «Строматах» Александра Полихистора apud Климента I.15 , Диодора Эритрейского и Аристоксена apud Hippolytus VI32.2. Первоисточники см. в [ нужен неосновной источник ]
- ^ Лидус , О месяцах , II.4. [ нужен неосновной источник ]
- ^ Лукиан Самосатский , Меннип 6. [ нужен неосновной источник ]
- ^ Перейти обратно: а б Бек 1991 , с. 495.
- ^ Перейти обратно: а б Бек 1991 , с. 526.
- ^ Зибер 1973 , с. 234.
- ^ Pliny, VII, I. [ нужен неосновной источник ]
- ^ Pliny, VII, XV. [ нужен неосновной источник ]
- ^ Плутарха «Исида и Осирис» , 46–7. [ нужен неосновной источник ]
- ^ «Определение DIVERS и примеры использования» . Словарь.com.
- ^ Религия Медичи Часть 1 Раздел 23
- ^ «Маленький Захес по имени Циннобер» . Michaelhaldane.com . Проверено 19 ноября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ашури 2003 .
- ^ Ницше/Людовичи 1911 , с. 133
- ^ с. 45 электронной книги « Проект Гутенберг» .
- ^ «Эдвард Кларк Поттер» . Публичная библиотека Нью-Йорка . Публичная библиотека Нью-Йорка.
- ^ «Высокая статуя Зороастра в Нью-Йорке» Iron.com: Фото: Статуя Заратустры в полный рост в Нью-Йорке. (на персидском языке). Iroon.com . Проверено 19 ноября 2013 г.
- ^ «Страницы 9–12» (PDF) .
- ^ «Мемориальная часовня Рокфеллера | Чикагский университет» . Архивировано из оригинала 11 января 2014 года . Проверено 17 декабря 2013 г.
Библиография
[ редактировать ]- Ашури, Дариуш (2003), «Ницше, Фридрих Вильгельм и Персия» , Энциклопедия Ираника , Нью-Йорк: Энциклопедия Ираника онлайн
- Бахрам, Зартушт (2010), Книга Зороастра, или Зартушт-Намах , Лондон: Лулу
- Бейли, Гарольд Уолтер (1953), «Индоиранские исследования», Труды Филологического общества , 52 : 21–42, doi : 10.1111/j.1467-968X.1953.tb00268.x
- Бек, Роджер (1991), «Так не говорил Заратуштра: зороастрийские псевдоэпиграфы греко-римского мира», в Бойсе, Мэри; Грене, Франц (ред.), История зороастризма , том. 3, Лейден: Brill Publishers , стр. 491–565.
- Бек, Роджер (2003), «Зороастр, каким его воспринимали греки» , Энциклопедия Ираника , Нью-Йорк: Энциклопедия Ираника онлайн
- Блэкберн, Саймон, изд. (1994), «Философия», Оксфордский философский словарь , Оксфорд: Oxford University Press.
- Блэкберн, Саймон, изд. (2005), Оксфордский философский словарь (2-е изд.), Лондон: Oxford University Press
- Бойс, Мэри (1996) [1975], История зороастризма: Том I: Ранний период , BRILL, ISBN 90-04-10474-7
- Бойс, Мэри (1982), История зороастризма: Том II: При ахеменянах , BRILL, ISBN 90-04-06506-7
- Бойс, Мэри (2001), Зороастрийцы: их религиозные верования и практики , Psychology Press, ISBN 978-0-415-23902-8
- Бак, Кристофер (1998), «Бахаулла как зороастрийский спаситель» (PDF) , Обзор исследований бахаи , 8 , заархивировано из оригинала (PDF) 24 мая 2013 г.
- Бюрнуф, М. Эжен (1833), Комментарий к Ячне, Vol. Я , Париж: Imprimatur Royale
- Эффенди, Шоги (1991), «Будда, Кришна, Зороастр» , Сборник компиляций, Том I , Baháí Publications Australia, заархивировано из оригинала 20 сентября 2020 г. , получено 17 июня 2007 г.
- Эффенди, Шоги (1944), Бог проходит мимо , Уилметт: Издательский фонд Бахаи, ISBN 0-87743-020-9
- Фишер, Майкл MJ (2004), Немые мечты, слепые совы и рассеянные знания: персидский поэзис в транснациональной схеме , Duke University Press, ISBN 0-8223-8551-1
- Фольц, Ричард (2013), Религии Ирана: от предыстории до наших дней , Лондон: публикации Oneworld, ISBN 978-1-78074-308-0
- Фрай, Ричард Н. (1992), «Зороастрийцы в Центральной Азии в древние времена», Журнал Восточного института Камы КР , 58 : 6–10.
- Гершевич, Илья (1964), «Собственный вклад Зороастра», Журнал ближневосточных исследований , 23 (1): 12–38, doi : 10.1086/371754 , S2CID 161954467
- Гноли, Герардо (2000), «Зороастр в истории», серия лекций Яршатера раз в два года, Vol. 2 , Нью-Йорк: Персидская библиотека
- Ньоли, Герардо (2003), «Агафия и дата Зороастра» , Эран уд Анеран, Фестиваль Маршака , Венеция: Libreria Editrice Cafoscarina
- Гронке, Моника (1993), «Дервиши на переднем плане власти. Социальная и экономическая история северо-западного Ирана в 13 и 14 веках», Freiburger исламстудиен 15 , Штутгарт: Франц Штайнер Верлаг
- Хейл, Марк (2004). «Авестий». В Роджере Д. Вударде (ред.). Кембриджская энциклопедия древних языков мира . Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-56256-2 .
- Хорнби, Хелен, изд. (1983), Путеводные огни: справочный файл бахаи , Нью-Дели: Издательский фонд бахаи, ISBN 81-85091-46-3
- Хумбах, Гельмут (1991), Гаты Заратуштры и другие древнеавестийские тексты , Гейдельберг: Зима
- Джексон, А. В. Уильямс (1896), «О дате Зороастра», Журнал Американского восточного общества , 17 , Журнал Американского восточного общества, Vol. 17: 1–22, номер документа : 10.2307/592499 , JSTOR 592499.
- Джексон, А. В. Уильямс (1899), Зороастр, пророк древнего Ирана , Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета.
- Келленс, Джин (2011). «АВЕСТА i. Обзор истории и содержания книги» . Энциклопедия Ираника . Том. III. Фонд Ираника.
- Хамнейпур, Аболгассем (2015), Заратустра: миф, послание, история , Виктория, Британская Колумбия: FriesenPress
- Кингсли, Питер (1990), «Греческое происхождение датировки Зороастра шестым веком», Бюллетень Школы восточных и африканских исследований , 53 (2): 245–265, doi : 10.1017/S0041977X00026069 , S2CID 162273109
- Хлопин И.Н. (1992), «Зороастризм – место и время его возникновения», Iranica Antiqua , 27 : 96–116, doi : 10.2143/IA.27.0.2002124
- Кривачек, Пол (2002), В поисках Заратустры - по Ирану и Центральной Азии, чтобы найти первого в мире пророка , Лондон: Вайденфельд и Николсон
- Линкольн, Брюс (1991), Смерть, война и жертвоприношение: исследования идеологии и практики , University of Chicago Press, ISBN 978-0-226-48200-2
- Ливингстон, Дэвид Н. (2002), Умирающий Бог: Скрытая история западной цивилизации , Writers Club Press, ISBN 0-595-23199-3
- Майр, Виктор Х. (1990). «Древнекитайский *Мяг, древнеперсидский магуш и английский маг». Ранний Китай . 15 : 27–47. дои : 10.1017/S0362502800004995 . ISSN 0362-5028 . JSTOR 23351579 . S2CID 192107986 .
- Маландра, Уильям В. (2005), «Зороастризм: исторический обзор» , Энциклопедия Ираника , Нью-Йорк: Энциклопедия Ираника онлайн
- Маркварт, Джозеф (1930), Das erste Kapitel der Gatha Uštavati (Orientalia 50) , Рим: Pontificio Instituto Biblico
- Майрхофер, Манфред (1977), От имени Авесты , Вена: Издательство Австрийской академии наук.
- Моултон, Джеймс Хоуп (1917), Сокровище волхвов , Оксфорд: Oxford University Press
- Моултон, Джеймс Хоуп (1913), Ранний зороастризм , Лондон: Уильямс и Норгейт
- Мангелло, Дэвид Эмиль (1989), Любопытная земля: жилье иезуитов и истоки китаеведения , Гонолулу: Гавайский университет Press, ISBN 0-8248-1219-0
- Ницше, Фридрих Вильгельм (1911), Леви, Оскар (редактор), Ecco Homo , Полное собрание сочинений Фридриха Ницше , перевод Людовичи, Энтони Марио, Эдинбург: Т. Н. Фулис
- Нигосян, Соломон Александр (1993), Зороастрийская вера: традиции и современные исследования , McGill-Queen's Press, ISBN 978-0-7735-1144-6
- Нок, А.Д. (1929), «(Рецензия на книгу) Исследования древнего синкретизма из Ирана и Греции, проведенные Р. Райценштейном и Х.Х. Шедером», Журнал эллинистических исследований , 49 (1): 111–116, doi : 10.2307/625011 , JSTOR 625011
- Сарианиди, В. (1987), «Юго-Западная Азия: миграции, арийцы и зороастрийцы», Информационный бюллетень Международной ассоциации по изучению культур Центральной Азии , 13 : 44–56.
- Шахбази, А. Шапур (1977), «Объяснение «традиционной даты Зороастра», Бюллетень Школы восточных и африканских исследований , 40 (1): 25–35, doi : 10.1017/S0041977X00040386 , S2CID 161582719
- Шлерат, Бернфрид (1977), «Еще раз Заратустра», Die Sprach , 23 (2): 127–135.
- Шмитт, Рюдигер (2002), «Зороастр, имя» , Энциклопедия Ираника , Нью-Йорк: Энциклопедия Ираника онлайн
- Зибер, Джон (июль 1973 г.), «Введение в трактат Зострианос из Наг-Хаммади», Novum Testum , 15 (3): 233–240, doi : 10.1163/156853673X00079
- Стаусберг, Майкл (2002), Религия Заратуштры, Том I и II [ религия Зороастра ] (на немецком языке), Штутгарт: Кольхаммер
- Штаусберг, Майкл (2004), Религия Заратуштры, Том III [ религия Зороастра ] (на немецком языке), Штутгарт: Кольхаммер
- Стаусберг, Майкл (2005), «Зороастр, как его воспринимали в Западной Европе после античности» , Encyclepaedia Iranica , vol. OT9, Нью-Йорк: Иранская энциклопедия онлайн
- Стаусберг, Майкл (2008), «О состоянии и перспективах изучения зороастризма», Numen , 55 (5): 561–600, doi : 10.1163/156852708X310536 , S2CID 143903349
- Стаусберг, Майкл ; Веваина, Юхан Сохраб-Диншоу; Тессманн, Анна (2015), Товарищ Уайли-Блэквелла по зороастризму , John Wiley & Sons, ISBN 978-1-4443-3135-6
- Тахерзаде, Адиб (1976), Откровение Бахауллы, Том 1: Багдад 1853–1863 гг ., Оксфорд: Джордж Рональд, ISBN 0-85398-270-8
- Уоткинс, Элисон (2006), «Откуда я взял эту истину? Психический мусор в модернистском ландшафте», Написание мусора: культура, пейзаж, тело (материалы конференции) , Вустер: Университетский колледж, стр. 3–4
- Верба, Хлодвиг (1982), Арийские личные имена и их носители среди историков Александра (исследования иранской антропономастики) , Вена: np (Институт южноазиатских, тибетских и буддийских исследований Венского университета)
- Уэст, Мартин Личфилд (2010), Гимны Зороастра: новый перевод древнейших священных текстов Ирана , IBTauris, ISBN 978-0-85773-156-2
- Уэст, Мартин Личфилд (2013), Hellenica: Том III: Философия, музыка и размер, Literary Byways, Varia , OUP Oxford, ISBN 978-0-19-960503-3
- Виденгрен, Гео (1961), Мани и манихейство , Лондон: Вайденфельд и Николсон, OCLC 640889566
- Зенер, Роберт Чарльз (1972), Зурван: зороастрийская дилемма , Нью-Йорк: Библо и Таннен, ISBN 978-0-8196-0280-0
- Зенер, Роберт Чарльз (1958), Сравнение религий , Лондон: Фабер и Фабер . См. особенно Глава IV: Пророки за пределами Израиля
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Зороастр в Энциклопедии Ираника
- Зороастр в Британской энциклопедии
- Работы Зороастра или о нем в Internet Archive
- Работы Зороастра в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)