Jump to content

Свобода религии во Франции

Свобода религии во Франции гарантируется конституционными правами, изложенными в Декларации прав человека и гражданина 1789 года .

С момента обращения короля Хлодвига I в 508 году римско-католическая вера была государственной религией в течение тысячи лет, как и во всей Западной Европе . В 1500-х годах протестантская вера приобрела множество новообращенных во Франции. Серия кровавых преследований и религиозных гражданских войн была прекращена Нантским эдиктом, изданным королем Генрихом IV , предоставившим официальную терпимость и защиту протестантскому меньшинству. Однако отмена Нантского эдикта внуком Генриха, Людовиком XIV , в 1685 году вынудила многих протестантов обратиться в католицизм или бежать из страны в качестве беженцев -гугенотов .

Католицизм оставался государственной религией Франции до 1790-х годов, когда он подвергся жестоким преследованиям во время Французской революции . После того, как Наполеон Бонапарт стал главой государства, он положил конец религиозным беспорядкам, заключив с Папой Конкордат 1801 года , позволяющий возобновить католическое богослужение, образование и благотворительную деятельность при финансовой поддержке государства. Это соглашение продолжало действовать на протяжении всего XIX века, несмотря на рост антиклерикализма . Терпимость распространялась также на лютеран , кальвинистов и евреев .

С момента принятия французского закона 1905 года об отделении церквей от государства французское правительство следует принципу laïcité (секуляризма), согласно которому государство не признает и не поддерживает какую-либо религию в качестве официальной (за исключением местного закона). в Эльзасе-Мозеле ). Вместо этого он просто признает определенные религиозные организации в соответствии с формальными юридическими критериями, которые не затрагивают религиозную доктрину. В свою очередь, религиозные организации должны воздерживаться от участия в разработке государственной политики.

В 2023 году Freedom House поставила стране 3 балла из 4 за свободу вероисповедания; [1] В основном это произошло благодаря законопроекту об усилении республиканских принципов (Закон о борьбе с сепаратизмом), а также громким антисемитским высказываниям в средствах массовой информации.

Терминология

[ редактировать ]

Терминология французского языка, связанная с религией и свободой вероисповедания, несколько отличается от английской. В частности, существует несколько вводящих в заблуждение ложных друзей между французским и английским языками в отношении религии:

  • Французское «culte» означает «(религиозное) поклонение» или, в юридическом контексте, организованную «религию», взятую в широком смысле. — Таким образом, культурная организация это организация, поддерживающая религиозное богослужение, а не «культ». Как поясняется ниже, существуют финансовые и другие операционные ограничения для признания культурной ассоциации в целях налогообложения.
  • Французская секта может иметь то же значение, что и английская секта , особенно применительно к буддизму . Однако в общем языке оно имеет уничижительное значение английского слова « культ ».

Правительство и религиозные организации

[ редактировать ]
Декларация прав человека и гражданина гарантирует свободу религии при условии, что религиозная деятельность не нарушает общественный порядок способами, наносящими вред обществу.

Отношения между правительством и религиозными организациями во Франции определяются «Законом об отделении церкви от государства» 1905 года ( «Loi беспокойства la séparation des Églises et de l’Etat» ). Однако его первое предложение звучит так:

Республика обеспечивает свободу совести. Он гарантирует свободное отправление религиозных культов с единственными ограничениями в дальнейшем в интересах общественного порядка. Республика не признает, не платит и не субсидирует ни одну церковь. ( Республика гарантирует свободу совести. Она гарантирует свободное исповедание религии с соблюдением только ограничений, изложенных ниже в интересах общественного порядка. Республика не признает, не использует и не субсидирует какую-либо религию. )

1789 года Декларация прав человека и гражданина , которая, по мнению юридических властей, имеет равную юридическую силу с Конституцией Франции , гласит:

Никто не может быть подвергнут сомнению о его взглядах, [и] то же самое [в отношении] религиозных [мнений], при условии, что их проявление не нарушает общественного порядка, установленного законом.

и:

Закон имеет право предупреждать [т.е. запрещать] только действия, [приносящие] вред обществу. Любая вещь, которая не предохраняется [т.е. не запрещена] законом, не может быть препятствована, и никто не может быть принужден делать то, что он [т.е. закон] не предписывает.

Отсюда следует, что французское правительство не может произвольно регулировать и запрещать религиозную деятельность; строго ограничено его регулирование только в той степени, в которой существует необходимость охраны общественного порядка и запрета действий, вредных для общества (таких, как, например, человеческие жертвоприношения ).

Французская концепция свободы вероисповедания не выросла из существующего плюрализма религий, а уходит своими корнями в историю римского католицизма как единственной официальной религии и включающую столетия преследований людей, не одобряющих его или отклоняющихся от наиболее официальной линии. от катаров до гугенотов и янсенистов – так продолжалось до Французской революции .

Настойчивое требование французов об отсутствии религии во всех общественных делах ( светскость или секуляризм) является примечательной чертой французского идеала гражданства. Эта концепция секуляризма также играет роль в продолжающихся дискуссиях о ношении шарфов мусульманками в государственных школах. В 2004 году французский парламент принял закон, запрещающий ношение показной религиозной одежды в государственных начальных и средних школах; мотивы включали традицию не допускать религиозных и политических дебатов и прозелитизма в таких школах, а также сохранение свободы студенток-мусульманок, вынужденных носить определенные костюмы из-за давления со стороны сверстников. См. французский закон о светскости и заметных религиозных символах в школах .

Французская Республика всегда признавала отдельных лиц, а не группы, и считала, что ее граждане в первую очередь преданы обществу в целом, а не определенной группе, религиозной или иной; Противоположная позиция, известная как коммунаутаризм , обычно считается нежелательной в политическом дискурсе во Франции. С другой стороны, государство видит, что оно также несет ответственность за защиту отдельных лиц от групп, а не за защиту групп, религиозных или других.

За исключением особых случаев, обусловленных историческими обстоятельствами ( местный закон в Эльзас-Мозеле и режимы военных капелланов), французскому правительству по закону запрещено официально признавать религию, а также субсидировать ее или платить ее персоналу. Однако правительство признает юридические лица (объединения), поддерживающие религиозную деятельность. Разница важна, поскольку французское правительство отказывается юридически определить, что является религией, а что нет, и отказывается юридически разграничить границы религий. Государство играет роль в назначении епископов, непосредственно в случае Страсбурга и Меца и косвенно (но с редко используемым правом вето) в отношении других епархиальных епископов. В результате назначаются только подходящие граждане, и епископат не отражает этническое разнообразие практикующих католиков во Франции.

Религия во Франции
Религия процент
христианство
54%
Никто
40%
ислам
4%
иудаизм
1%
буддизм
1%

Лица, организующиеся в группы исключительно с целью богослужения ( культурные ассоциации ), могут зарегистрироваться в качестве таковых и получить значительные налоговые льготы, установленные законом. Религиозные группы, занимающиеся нерелигиозной (например, гуманитарной) деятельностью, могут свободно организовываться в ассоциации с обычными налоговыми льготами, предоставляемыми светским ассоциациям. Эти определения охватываются обширной судебной практикой (грубо говоря, прецедентным правом ), которая фокусируется на деятельности групп с финансовой точки зрения и, согласно закону, не принимает во внимание религиозную доктрину.

Население Франции составляет примерно 50% католиков , 4–5% мусульман , около 3% протестантов , 1% евреев , 1% буддистов , 1% представителей других конфессий и 40% нерелигиозных (при этом 30% атеистов ). [2] [3] [4] Посещаемость церкви среди католиков низкая, а опросы показывают, что значительная часть населения является атеистами или агностиками . Поскольку французское правительство не собирает данные о религиозных предпочтениях, все приведенные цифры взяты из опросов, а не из переписи населения, и к ним следует относиться с соответствующей осторожностью.

Отношение к религиям и культам меньшинств во Франции

[ редактировать ]

С 1970-х и 1980-х годов во Франции становится активным все большее число новых религиозных движений. Некоторые религиозные организации, такие как Церковь Саентологии , Дети Божьи , Церковь Объединения , Раэлианское движение или Орден Солнечного Храма, были перечислены в парламентских отчетах как опасные или преступные культы . [5]

Чиновники и ассоциации, борющиеся с бесчинствами таких группировок, оправдывали эти меры необходимостью иметь соответствующие правовые инструменты и необходимостью борьбы с преступными организациями, маскирующимися под законные религиозные группы. Критики утверждали, что эти действия несправедливо направлены против религиозных меньшинств, ставят под угрозу свободу религии и были мотивированы предрассудками. Ситуация еще более усложнялась тем фактом, что некоторые из вовлеченных групп базировались в Соединенных Штатах , где они активно лоббировали вмешательство правительства этой страны. [6]

Трудности

[ редактировать ]

Франция, как и другие страны, знала о различных трагедиях, вызванных группами, названными «деструктивными культами», такими как Народный Храм , Ветвь Давида и Аум Синрикё, а также убийствами-самоубийцами Ордена Солнечного Храма , произошедшими в Квебеке . Швейцария и Франция. Более того, некоторые группы, такие как Церковь Саентологии, были обвинены в мошенничестве со своими членами.

Население в целом не поддерживает группы, называемые культами. В 2000 году репрезентативный опрос 1000 человек показал, что большинство опрошенных считают культы серьезной угрозой демократии (73%), своей семье и друзьям (66%), а также самим себе (64%), а 86% (76% опрошенных) приверженцы других религий, кроме католицизма) выступали за законодательство, ограничивающее культы.

Лидеры французского протестантского меньшинства утверждают, что свобода религии на самом деле хорошо защищена во Франции и что культурная чувствительность и осторожные отношения с местными властями и другими христианами могут предотвратить большинство трудностей.

  • Жан-Арнольд де Клермон, президент Французской ассоциации протестантов:
«У меня нет времени думать, что мы живем в стране, которая подавляет религиозные свободы. Мы продолжаем пользоваться полной свободой в создании религиозных организаций до тех пор, пока существующее законодательство известно и применяется».
«Христианские группы сталкиваются с проблемами в основном тогда, когда они неправильно понимают или игнорируют сложные технические детали французского законодательства. Даже агрессивные евангелисты могут работать без каких-либо реальных проблем, пока они придерживаются закона».

Жалобы религиозных меньшинств и групп

[ редактировать ]

Некоторые группы жаловались, что после публикации этих отчетов и принятия закона О-Пикара они пострадали от дискриминации со стороны государственных органов, частных корпораций и частных лиц.

Группа «Координация ассоциаций и частных лиц за свободу совести» , основанная в январе 2002 года, потребовала:

роспуск MILS, поскольку сама его цель - «борьба с сектами», является оскорблением французской конституции, которая гарантирует религиозный нейтралитет государства и принцип разделения церкви и государства.
отмена любого дискриминационного закона, содержащего слова «культ», «секта», «культ» или «сектант», поскольку законы не должны определять группы как «сектантские» или «культовые», поскольку в условиях демократии все отдельные лица и группы должны относиться одинаково и одинаково. [7]

за 2005 год эта группа была квалифицирована Однако в докладе ОБСЕ как партийная организация, чьи «обвинения по существу анонимны и, следовательно, имеют неопределенное происхождение и достоверность». [8]

Во Франции возникли некоторые ограниченные разногласия по поводу предполагаемой религиозной дискриминации в отношении мер безопасности, которые французское правительство приняло во время официальных визитов китайских чиновников и торжеств, организованных в сотрудничестве с Китаем, включая исключение протестующих, поддерживающих Тибет и Фалуньгун, из путь китайских чиновников. [9] [10] [11] Международная Хельсинкская федерация по правам человека осудила теплый прием президента Цзян Цзэминя во Франции, который, по ее мнению, был мотивирован экономическими перспективами торговли с Китаем. [12] Многие французские политики во время этих визитов осудили то, что они считали чрезмерно рьяным аппаратом безопасности. [13] [14] Подобные спорные меры безопасности были приняты во время визита бывшего президента США Джорджа Буша , еще одного главы иностранного государства, вызывающего споры во Франции. [15]

Отчеты Комиссии США по международной религиозной свободе

[ редактировать ]

В ежегодном отчете Комиссии США по международной религиозной свободе за 2000 год , опубликованном Бюро демократии, прав человека и труда Государственного департамента США , сообщалось, что «последующая огласка [выпуском парламентского доклада] против «сект»] способствовали созданию атмосферы нетерпимости и предвзятости в отношении религий меньшинств. Некоторые религиозные группы сообщили, что их члены стали проявлять повышенную нетерпимость после того, как были включены в список». [6]

В своем годовом отчете той же комиссии за 2004 год она сообщает, что «[...] официальные правительственные инициативы и действия, направленные против «сект» или «культов», подогревают атмосферу нетерпимости к представителям религиозных меньшинств во Франции. [... ] Эти инициативы [публикация отчетов, характеризующих определенные группы как опасные, и создание агентств для мониторинга и борьбы с этими группами] вызывают особую тревогу, поскольку служат моделями для стран Восточной Европы, где верховенство закона и другие права человека соблюдаются. гораздо слабее, чем во Франции».

В заключение они делают оценку, что после реструктуризации главного агентства, занимающегося этим вопросом (имеется в виду новое агентство MIVILUDES, пришедшее на смену его предшественнику, MILS), как сообщается, улучшилась ситуация с религиозными свободами во Франции. [16]

В своем заявлении от февраля 2004 года комиссия рекомендовала правительству США призвать правительство Франции обеспечить, чтобы любые государственные правила публичного выражения религиозных убеждений или принадлежности строго соответствовали международным нормам в области прав человека , а также настоятельно призвать французское правительство и законодательный орган соблюдать пересмотреть свои инициативы в свете своих международных обязательств по обеспечению того, чтобы каждому человеку во Франции была гарантирована свобода исповедовать свою религию или убеждения публично или не делать этого.

Далее Комиссия дала совет французскому правительству начать решать иммиграционные вопросы, которые были темой горячих политических дебатов на протяжении последних 25 лет:

Комиссия также заявила, что, хотя рост иммиграции во Франции в последние годы создал новые проблемы для французского правительства, включая интеграцию этих иммигрантов во французское общество, а также проблемы общественного порядка, эти проблемы следует решать напрямую...

Комиссия не включила Францию ​​в свой отчет за 2005 год.

Исследовательский центр Пью

[ редактировать ]

По данным Pew Research Center в 2017 году, во Франции существует высокий уровень государственных ограничений в отношении религии. мира По данным за 2015 год, среди 25 самых густонаселенных стран Франция входит в число 12 стран с высоким уровнем религиозных ограничений. [17] В Европе Франция занимает второе место по уровню религиозных ограничений, уступая только России . [18]

Официальная позиция о религиозных знаках и символах

[ редактировать ]

В 2004 году Франция приняла закон, запрещающий использование «броских» религиозных символов в государственных школах, включая хиджаб . [19]

Многие мусульмане жаловались, что закон ущемляет их свободу вероисповедания. [20] Аналогичным образом, Мусульманский совет по связям с общественностью назвал запрет «серьезным оскорблением свободы религии», отметив, что многие мусульмане считают, что он предусмотрен религиозными текстами. [21]

Хьюман Райтс Вотч заявила, что этот закон является «неоправданным нарушением права на религиозную практику». [22]

Комиссия США по международной религиозной свободе , назначенная правительством США, выразила обеспокоенность по поводу закона в своем отчете за 2004 год. В нем говорилось, что «продвижение французским правительством своего понимания принципа секуляризма не должно приводить к нарушениям международно признанного права личности на свободу религии или убеждений». [23]

14 сентября 2010 года парламентом был принят акт, запрещающий ношение головных уборов, закрывающих лицо, включая маски , шлемы , балаклавы , никабы и другие вуали, закрывающие лицо, в общественных местах, за исключением особых обстоятельств. Запрет также распространяется на паранджу , покрывающую все тело, если она закрывает лицо. [24]

Сообщалось, что в 9-м и 10-м округах Марселя был введен свод правил, включающий запрет на использование религиозных знаков и символов при гражданских браках . Мэр-совет Марселя не поддержал запрет. [25] [26]

Деятельность правительства против культов

[ редактировать ]

Действия национального правительства

[ редактировать ]

В 1982 году премьер-министр Пьер Моруа запросил доклад о сектах , который был представлен Аленом Вивьеном в 1983 году. «Доклад Вивьен». [27] обрисовывает проблемы семей, возможные причины такого внезапного увеличения числа таких групп, сект, как они описывают их самих и других, правовую ситуацию во Франции и за рубежом, а также рекомендует некоторые действия, такие как воспитание детей в духе миролюбия, лучшее информирование широкая общественность, посредничество между семьями и приверженцами в суде по семейным делам, помощь французским приверженцам за рубежом, внимание к правам детей. Он завершается цитатой Вольтера : « Que chacun dans sa loi cherche en paix la lumière». («Чтобы каждый в рамках своего закона мог спокойно искать свет»).

Национальное собрание учредило первую во Франции парламентскую комиссию по культам в 1995 году, которую возглавили члены парламента Ален Гест и Жак Гюяр, после массового самоубийства адептов Ордена Солнечного Храма .

21 марта 2000 года Парижский суд признал Жака Гюяра виновным в клевете за то, что он назвал ( « антропософию сектой культом»), практикующей «психические манипуляции». Он был оштрафован на 20 000 французских франков и обязан выплатить 90 000 французских франков Антропософской федерации школ Штайнера . Суд заявил, что «расследование [этого парламентского доклада] не было серьезным. Доказано, что он рассматривал только письменные показания предполагаемых «жертв» антропософии, но ни авторы этих показаний, ни предполагаемые преступники не были заслушаны [парламентским парламентом]. ] комиссия». Парижские судьи также решили лишить Гияра депутатской неприкосновенности в связи с этим делом. ( Le Monde , 23 марта 2000 г.)

Самой противоречивой частью отчета стало приложение, где был перепечатан список предполагаемых культов, составленный отделом общей информации Французской национальной полиции ( Renseignements généraux ). В него входили 173 группы, в том числе Свидетели Иеговы , Теологический институт Нима (фундаменталистский христианский библейский колледж) и Церковь Саентологии . Хотя этот список не имеет законодательного или нормативного значения, он лежит в основе критики, направленной в адрес Франции в отношении свободы религии.

Основные проблемы, перечисленные в этих официальных отчетах и ​​других обсуждениях, включают:

  • благополучие детей, выросших в религиозных общинах, которые изолируют себя от остального общества или, по крайней мере, просят своих членов избегать социального взаимодействия с остальным обществом;
  • жестокое обращение с детьми , особенно жестокие телесные наказания или сексуальное насилие ;
  • обман уязвимых членов со стороны религиозного руководства;
  • самоубийства и убийства в деструктивных культах ;
  • пропаганда медицинской практики, которая обычно считается небезопасной, и запрет некоторых «основных» медицинских практик;
  • агрессивное обращение в свою веру несовершеннолетних и уязвимых лиц;
  • скрытая торговля влиянием определенных групп в администрации и политических кругах.

Правительство Алена Жюппе создало в 1996 году « Observatoire interministériel des sectes » («Межминистерский совет по наблюдению за культами»), который представлял ежегодные отчеты и из которого в 1998 году выросла «Межминистерская миссия по борьбе с сектами/культами» (MILS). ) во главе с Аленом Вивьеном. MILS была создана для координации государственного мониторинга сект (название культов во Франции). В феврале 1998 года MILS опубликовала свой годовой отчет. Деятельность MILS и прошлое Алена Вивьена как главы антикультовой организации вызвали серьезную обеспокоенность и критику со стороны нескольких правозащитных организаций и государственных органов (см. также Закон о Пикарде#Реакции ). В 1999 году Вивьен был взят под охрану полиции после угроз и ограбления его дома ( «L'Humanité» , 14 января 1999 года; [1] ).

Вивьен ушла в отставку в июне 2002 года из-за критики со стороны групп, на которых направлен «Отчет о деятельности культов». [28] Была сформирована межминистерская рабочая группа для определения будущих параметров правительственного мониторинга сект, получившая название «Межминистерская миссия по мониторингу и борьбе с культовыми отклонениями» ( MIVILUDES ; официальный сайт. Архивировано 7 февраля 2011 г. в Wayback Machine ).

Возглавляемой Жан-Луи Лангле, старшим государственным служащим Министерства внутренних дел , МИВИЛУДЕСу было поручено наблюдать и анализировать движения, представляющие угрозу общественному порядку или нарушающие французское законодательство, координировать соответствующие меры реагирования, информировать общественность о потенциальных рисках, и помощь жертвам в получении помощи. В своем заявлении о создании МИВИЛУДЕС правительство признало, что его предшественница, МИЛС, подвергалась критике за определенные действия за рубежом, которые могли быть восприняты как противоречащие свободе вероисповедания. В интервью, данном в марте 2003 года, Лангле подчеркнул, что речь идет не о борьбе с «сектами» как таковыми, а просто о «отклонениях», которые они могут иметь. Однако он также признал, что сложно дать определение понятию "отклонения". [6]

В мае 2005 года бывший премьер-министр Жан-Пьер Раффарен издал циркуляр, в котором указывалось, что список культов, опубликованный в парламентском отчете, больше не должен использоваться для выявления культов. [29]

Судебные разбирательства

[ редактировать ]

В ряде случаев группы религиозных меньшинств подали судебные иски против национальных или местных органов власти или против частных организаций, которые, по их мнению, нарушили их права из-за религиозных предрассудков.

  • Ассоциация Свидетелей Иеговы проиграла и выиграла судебные дела относительно их безналогового статуса, в частности, касающихся действий правительства Франции по введению ретроактивного налога в размере 108% на все пожертвования, полученные в организационный орган Свидетелей Иеговы во Франции. и/или налог в размере 60% на входящие пожертвования. 30 июня 2011 года Европейский суд по правам человека признал французское правительство нарушившим статью 9 Европейской конвенции по правам человека. Это решение стало первым случаем, когда Франция была признана виновной в нарушении статьи 9. [30] [31]
  • В 2001 году психиатр Жан-Мари Абграл , вызванный французским правосудием в качестве эксперта по делам культов, выиграл судебный иск, предъявленный ему Движением Раэля (бельгийское отделение). Последнее движение видело, как двое его членов были осуждены за жестокое обращение с детьми. [32]
  • 18 декабря 2002 года Апелляционный суд Версаля , отменил решение суда низшей инстанции и признал Жан-Пьера Брара французского депутата , журнала 15-25 лет , и директора издания этого журнала, виновным в клевете на Свидетелей Иеговы. . Суд постановил, что подготовленное им коммюнике будет опубликовано в журнале Journal 15-25 ans , а также в национальной ежедневной газете, а ответчики выплатят 4000 евро Христианской федерации Свидетелей Иеговы. Приговор касался доклада о сектах, опубликованного в сентябре 2001 года в журнале Journal 15-25 ans, в котором Брард обвинил Свидетелей Иеговы в использовании тех же методов, что и международные преступные организации. [33] Депутат обжаловал приговор в Кассационном суде , который подтвердил обвинительный приговор Жан-Пьеру Брару, но отменил обвинительный приговор директору издания. [34]
  • 6 ноября 2002 года суд по крупным искам Оша постановил распустить организацию, которая была создана специально для того, чтобы помешать Свидетелям Иеговы построить храм в Бердуэсе. Суд установил, что целью организации было «препятствовать свободному исповеданию религии». [35]
  • 17 октября 2002 года административный суд Орлеана отменил муниципальное решение мэра Сорель-Мусселя, которое предоставило ему преимущественное право на покупку участка земли, который местная община Свидетелей Иеговы намеревалась купить и использовать для строительства строительство молитвенного дома. Суд счел, что мэр злоупотребил своим правом преимущественной покупки, поскольку он воспользовался им, не имея до этого проекта урбанизации. [36]
  • 13 июня 2002 года административный суд Пуатье отменил муниципальное решение, изданное мэром Ла-Рошели , которое отказывало Свидетелям Иеговы в использовании муниципального помещения на том основании, что Свидетели были перечислены в парламентском отчете 1995 года; Суд постановил, что, хотя мэр может отказаться от использования помещения по соображениям общественного порядка, мотив, который он использовал в данном случае, не был мотивом общественного порядка. [36]
  • 21 марта 2000 года суд Парижа признал Жака Гюяра, одного из главных авторов спорного парламентского доклада против сект, виновным в клевете за то, что он назвал антропософию культом, практикующим «умственные манипуляции». В связи с этим делом его оштрафовали, а с него сняли депутатскую неприкосновенность. ( Le Monde , 23 марта 2000 г.)
  • 16 октября 2013 года Государственный совет осудил отказы французской администрации принять религиозных служителей Свидетелей Иеговы в качестве тюремных капелланов , пояснив, что задержанные «могут исповедовать религию по своему выбору в соответствии с подходящими условиями для организации помещения, исключительно в пределах, установленных требованиями безопасности и порядка в учреждении». [37]
  • 6 июля 1994 года Европейская комиссия по правам человека постановила, что Франция должна официально признать атеистическую организацию так же, как и религиозные общины. [38]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Веб-сайт Freedom House, страница Франции, получено 28 августа 2023 г.
  2. ^ Тинк, Анри (10 января 2007 г.). «Французы становятся все менее и менее католиками» . Мир . Проверено 14 марта 2012 г.
  3. ^ (на румынском языке) католической страной , больше не является Франция Cotidianul , 11 января 2007 г.; «Франция больше не католическая страна», Daily Telegraph, 10 января 2007 г.
  4. ^ «Отчет о международной религиозной свободе, 2007 г.» . 14 сентября 2007 года . Проверено 8 февраля 2011 г.
  5. ^ «Комиссия по расследованию сект» .
  6. ^ Jump up to: а б с Новые еретики Франции: религии меньшинств, Республика и спонсируемая правительством «война с сектами» Сьюзен Дж. Палмер, 2011 г.
  7. ^ «CAPLC за свободу совести, религии, убеждений, убеждений, мысли, поклонения» . Архивировано из оригинала 16 декабря 2018 года . Проверено 4 мая 2016 г.
  8. ^ «Европейская федерация исследовательских и информационных центров по сектантству (FECRIS): Запрос на консультативный статус при Совете Европы» . Архивировано из оригинала 19 декабря 2005 г. Проверено 4 октября 2005 г.
  9. ^ «Цзян Цзэминь во Франции» . Архивировано из оригинала 13 октября 2005 г. Проверено 24 сентября 2005 г.
  10. ^ «Прозревшая Мудрость.net, четверг, 29 января 2004 г.» . Проверено 4 мая 2016 г.
  11. ^ «CESNUR – Новости Фалуньгун, январь-март 2004 г.» . Проверено 4 мая 2016 г.
  12. ^ "La Lettre de la FIDH - Numero 26 - 28.10.1999" . www.fidh.org . Архивировано из оригинала 17 ноября 2000 года . Проверено 17 января 2022 г.
  13. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 17 апреля 2005 г. Проверено 24 сентября 2005 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  14. ^ «Визит к китайскому президенту» . Архивировано из оригинала 17 июля 2002 г. Проверено 24 сентября 2005 г.
  15. ^ http://agircontrelaguerre.free.fr/article.php3?id_article=104 [ только URL ]
  16. ^ Скачать PDF-файл , заархивированный 8 октября 2005 г. на Wayback Machine.
  17. ^ «Религиозные ограничения существенно различаются в самых густонаселенных странах мира» . Исследовательский центр Пью . 13 апреля 2017 г.
  18. ^ «Глобальные ограничения на религию в 2015 году умеренно растут, обращая вспять тенденцию к снижению» . Проект «Религия и общественная жизнь» исследовательского центра Pew . Исследовательский центр Пью . 11 апреля 2017 г.
  19. ^ «Франция» . Центр Беркли по религии, миру и мировым делам . Архивировано из оригинала 6 февраля 2011 г. Проверено 14 декабря 2011 г. См. раскрывающееся эссе на тему «Религиозная свобода во Франции».
  20. ^ «Обама бросает вызов французам в хиджабе» .
  21. ^ «MWL и MPAC решительно выступают против французского запрета на выражение религиозных убеждений» . 18 декабря 2003 г.
  22. ^ Кеннет Рот, исполнительный директор (26 февраля 2004 г.). «Хьюман Райтс Вотч» . Hrw.org . Проверено 31 января 2009 г.
  23. ^ Отчет за 2004 г. Архивировано 8 октября 2005 г. в Wayback Machine , Комиссия США по международной религиозной свободе.
  24. ^ Эрлангер, Стивен (13 июля 2010 г.). «Парламент приближает Францию ​​к запрету на ношение лицевой вуали» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 14 сентября 2010 г.
  25. ^ «Ратуша Марселя запрещает ношение религиозных символов на свадьбах» . Крест (на французском языке). 8 марта 2012 года . Проверено 17 марта 2012 г.
  26. ^ Танги, Дельфина (7 марта 2012 г.). «Марсель: религиозные знаки запрещены на свадьбах в ратуше?» . Прованс (на французском языке) . Проверено 17 марта 2012 г.
  27. ^ Вивьен, Ален. «Секты во Франции: выражение моральной свободы или фактор манипуляции?» . Отчет премьер-министру 1983 года . Prevensectes.com . Проверено 14 марта 2012 г.
  28. ^ более или менее. «Ален Вивьен уходит с поста президента Французской антикультовой миссии - Ален Вивьен уходит с поста президента MILS» . Проверено 4 мая 2016 г.
  29. ^ «Циркуляр от 27 мая 2005 г. о борьбе с сектантскими отклонениями — Легифранс» . Проверено 4 мая 2016 г.
  30. ^ «ХУДОК – Европейский суд по правам человека» . Проверено 4 мая 2016 г.
  31. ^ «Комментарии к решению Свидетели Иеговы против Франции» . Скрибд . Проверено 4 мая 2016 г.
  32. ^ Суд над Раэлем против Жана-Мари Абграля , Prevensectes (на французском языке)
  33. ^ «CAPLC за свободу совести, религии, убеждений, убеждений, мысли, поклонения» . Проверено 4 мая 2016 г.
  34. Кассационный суд, 30 сентября 2003 г., № 03-80039 .
  35. ^ «Док: TGI Auch, 6 ноября 2002 г. – Закон о культах и ​​Свидетели Иеговы» . Проверено 4 мая 2016 г.
  36. ^ Jump up to: а б «CAPLC за свободу совести, религии, убеждений, убеждений, мысли, поклонения» . Проверено 4 мая 2016 г.
  37. ^ Капелланы Свидетелей Иеговы должны быть одобрены для работы в тюрьмах, EUREL .
  38. ^ Союз атеистов против. Франция (14635/89), Европейская комиссия по правам человека , 6 июля 1994 г., § 79.
[ редактировать ]

Официальные сайты и документы правительства Франции

[ редактировать ]

Совет Европы

[ редактировать ]

Частные группы

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a463739e60ab9ea63e2b65c09e11964a__1721128380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a4/4a/a463739e60ab9ea63e2b65c09e11964a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Freedom of religion in France - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)