Китайские боги и бессмертные
![]() | Эта статья может быть слишком технической для большинства читателей, чтобы понять . ( Январь 2024 г. ) |


Часть серии на |
Китайская народная религия |
---|
![]() |
Китайские боги и бессмертные являются существами в различных китайских религиях, которые можно увидеть различными способами и мифологическим контекстом.
Многим поклоняются как божествам, потому что традиционная китайская религия является политеистической , вытекающей из пантеистического взгляда на то, что божественность присуща в мире. [ 1 ]
Боги - это энергии или принципы, раскрывающие, имитирующие и пропагандирующие путь Небеса ( 天 , Тянь ), [ 2 ] который является высшим Богом, проявляющимся в северных культурах звездного хранилища неба и его порядка. [ Цитация необходима ] Многие боги - предки или люди, которые стали божествами за свои небесные достижения. Большинство богов также отождествлены со звездами и созвездиями. [ 3 ] Предки считаются эквивалентом небес в человеческом обществе, [ 4 ] и, следовательно, как средство соединения с небесами, которое является «великим наследственным отцом» ( 曾祖父 , Zēngzǔfù ). [ 5 ]
В китайской мысли существует множество бессмертных, и один из основных типов - это сиян , который считается в некоторых религиозных даосизмах движениями, которые являются человеком, данной долгой или бесконечной жизнью. Боги бесчисляются, так как у каждого явления есть один или несколько богов, и они организованы в сложной небесной иерархии. [ 6 ] Помимо традиционного поклонения этим сущности, китайская народная религия , китайский буддизм , конфуцианство , даосизм и формальные мыслители в целом дают богословские интерпретации, подтверждающие монистическую сущность божественности. [ 7 ]
Обзор
[ редактировать ]« Политеизм » и « монотеизм » - это категории, полученные из западной религии и не соответствуют китайской религии, которая никогда не рассматривала две вещи как противоположности. [ 8 ] Тян соединяет разрыв между сверхъестественными явлениями и многими видами существ, предоставляя им один источник от духовной энергии в некоторых китайских системах убеждений. [ 2 ] Тем не менее, существует значительная вера в даосизм, который отличает Тиана от сил земли и воды, которые считаются одинаково мощными. [ 9 ]
Поскольку все боги считаются проявлениями Qì ( 氣 ), «власти» или пневма небес, в некоторых взглядах на Тянь некоторые ученые использовали термин «полипнематизм» или «(поли) пневматолатрия», сначала приготовленный Уолтером Медхурстом ( 1796–1857), чтобы описать практику китайского многобожие. [ 10 ] Некоторые даосы считают божествами проявление Дао . [ Цитация необходима ]
В богословии классических текстов и конфуцианства «Небеса - это Господь сотен божеств». [ 11 ]
Современное конфуцианское богословие иногда сравнивает их с существенными формами или энтелехами (внутренними целями), как описано Лейбнисом как силу, которая генерирует все типы существ, так что «даже горам и рекам поклоняются как нечто, способное наслаждаться жертвенными предложениями». [ 12 ]
В отличие от индуизма, обожествление исторических людей и предков традиционно не является обязанностью конфуцистов или даосов. [ нужно разъяснения ] Скорее, это зависит от выбора обычных людей; Люди обожествлены, когда они совершили необычайные поступки и оставили эффективное наследие. Тем не менее, конфуцисты и даосы традиционно могут потребовать, чтобы государственные почести были предоставлены конкретному божеству. Каждое божество имеет культовый центр и наследственный храм, где он или она, или родители, жили своей смертной жизнью. Часто есть споры о том, что является оригинальным местом и исходным храмом культуры божества. [ 13 ]
Бог небес
[ редактировать ]Китайское традиционное богословие, которое входит в разные интерпретации в соответствии с классическими текстами , и, в частности, конфуцианские, даосские и другие философские формулировки, [ 14 ] это принципиально монистическое , то есть он видит мир и богов, которые производят его как органическое целое или космос . [ 15 ] Универсальный принцип, который дает происхождение миру, рассматривается как трансцендентный и имманентный для творения в то же время. [ 16 ] Китайская идея универсального Бога выражается по -разному. Есть много имен Бога из разных источников китайской традиции. [ 17 ]
Радикальные китайские термины для универсального Бога - это Тянь ( 天 ) и Шангди ( 上帝 , «Высшее Божество») или просто, dì ( 帝 , «Божество»). [ 18 ] [ 19 ] Существует также концепция Tàidì ( 太帝 , «Великое божество»). Dì -это название, выражающее господство над все-судящимся , то есть все, что возникает в небесах и упорядоченные его циклами и звездами. [ 20 ] Тянь обычно переводится как «небеса», но с помощью графической этимологии это означает «великий», а ряд ученых связывают его с тем же Dì через фонетическую этимологию и прослеживают их общий корень через их архаичные формы, соответственно *teeŋ и * Тройники , к символам квадратного северного небесного божества ( 口 , dīng ). [ 3 ] [ 21 ] Эти имена объединяются по -разному в китайской богословской литературе, часто взаимозаменяемых в одном и том же абзаце, если не в одном и том же предложении. [ 22 ]
Имена Бога небес
[ редактировать ]Помимо Шангди и Таиди , другие имена включают Юди («нефритовое божество») и Тайи («Великое единство»), которые, в мифических образах, держат в себеку Большого Медопуха (великая колесница), обеспечивая движение жизни миру. [ 23 ] Как центр неба, среди различных имен известны созвездия Северного Небесного Полюса, как Тиандмен ( 天門 , «Ворота Небес») [ 24 ] и Тианшу ( Тяньшу , «Пивот Небес»). [ 25 ]
Другие имена Бога Небеса засвидетельствованы в обширной китайской религиозно-философской литературной традиции:
- Tiāndì ( 天帝 ), «Божество небес» или «Император небес»: [ 26 ] «При выпрямлении» ( Zheng Lun ) из Сюнзи использует этот термин для обозначения активного Бога Небеса создания в движении. [ 20 ]
- Тяньчжу ( 天主 ), «Властелин Небеса»: в «документе о том, как приносят жертвы на небесах и земле на горе Тай» ( Фэншан Шу ) записей великого историка , он используется в качестве названия первого Бога от кого все остальные боги получают. [ 27 ]
- TiAnhuáng ( 天皇 ), «Август небеса»: в «стихотворении ощутимой глубин» ( Si'xuan fu ), транскрибированной в «Истории более поздней династии Хань» ( Хоу Хан Шу ), Чжан Хенг практически пишет:: «Я прошу суперинтенданта небесных ворот открыть дверь и позволить мне посетить Царь Небеса во дворце Джейд». [ 26 ]
- Тянванг ( 天王 ), «Царь небес» или «Монарх Небес».
- Tiāngōng ( 天公 ), «герцог небесного» или «генерал небес». [ 28 ]
- Тианджун ( 天君 ), «Принц Небес» или «Властелин Небес». [ 28 ]
- TiAnzūn ( 天尊 ), «небесный почтенный», также название для высоких богов в даотических богослоях. [ 26 ]
- Тианшен ( 天神 ), «Бог небес», истолкованный в Шууэн Цзези как «существо, которое рожает все вещи». [ 20 ]
- Shénhuáng ( 神皇 神皇 ), «Бог Август», засвидетельствовано в Тайхонге («Происхождение жизненно важного дыхания»). [ 20 ]
- L -otiānyé ( Бог ), «Олдена небесного отца». [ 26 ]
Тянь является одновременно трансцендентным и имманентным , проявляющимся в трех формах доминирования, судьбы и природы вещей. В Wujing Yiyi ( 五經異義 , «Различные значения в пяти классике ») Сюй Шен объясняет, что обозначение небес является Quintuple: [ 27 ]
- Huáng tiān ( 皇天 ), «августовские небеса» или «Имперские небеса», когда он почитается как Господь творения.
- Hào tiān ( 昊天 ), «Огромное небеса», в отношении огромной жизни его жизненно важного дыхания ( ци ).
- Mín tiān ( 旻天 ), «Сострадательный рай», потому что он слышит и справедливо соответствует все-судящему.
- Shang tiān ( 上天 ), «Высшее небеса» или «Первое небо», потому что это изначальное, что контролирует все-судящий.
- Cāng tiān ( 蒼天 ), «глубоко-зеленый рай», потому что это непостижимо глубоко.
Все эти обозначения отражают иерархический, многочисленный опыт божественности. [ 17 ]
Списки богов, божеств и бессмертных
[ редактировать ]
Многие классические книги имеют списки и иерархии богов и бессмертных, среди которых «завершенная запись божеств и бессмертных» ( 神仙通鑑 , Shénxiān tōngjiàn ) династии Мин , [ 29 ] и биографии божеств и бессмертных ( Шенксиан Чжуан ) GE Hong (284–343). [ 30 ] Собранные биографии бессмертных ( лиекс -Zhuan ) также служат той же целью.
Куплетки или полярности, такие как Фуси и Нува, Сивангму и Донгванггонг, и самая высокая пара небес и земли , все воплощают Инь и Ян и одновременно являются создателями и содействиями процессом упорядочения пространства и времени. [ 31 ]
Бессмертные, или сияны , рассматриваются как различные виды существ, в том числе души добродетельных даосов, [ 32 ] боги, [ 32 ] [ 33 ] Женрен , [ 33 ] и/или тип сверхъестественного духовного существа, который понимал небеса. [ 34 ] Даоисты исторически поклонялись им больше всего и китайских практикующих народной религии во время династии Тан также поклонялись им, хотя было больше скептицизма в отношении доброты и даже существования, среди них. [ 34 ]
Китайская народная религия, которая включает в себя элементы трех учений в современное время и предыдущих эпох, иногда рассматривали Конфуций и Будду как бессмертные или существа, синонимичные для них. [ 35 ]
В даосизме и китайской народной религии, богах и сияне [ 36 ] часто рассматриваются как воплощения воды . [ 37 ] Водные боги и сияны часто считали, что для обеспечения хорошего урожая зерна, мягкой погоды и морей и рек с обильной водой. [ 37 ] Считалось, что некоторые сияны были людьми, которые обрели власть, выпивая « очарованную воду». [ 36 ]
Некоторые боги были основаны на ранее существующих даосских бессмертных, бодхисаттвах или исторических фигурах. [ 38 ]

Космические боги
[ редактировать ]- Юди ( 玉帝 , «нефритовое божество») или Юхуан ( 玉皇 , «нефритовый император» или «нефритовое король»), является популярным человеческим представлением Бога Небес. [ 39 ] Джейд традиционно представляет чистоту, поэтому это метафора для непостижимого источника творения.
- Думу ( 斗母 斗母 , «Мать великой колесницы»), часто имеет право на почетную Тяньхоу ( 天后 , «Королева небес») [ я ] Небесная богиня изображена как мать Большого Медопуха (великая колесница), чьи семь звезд, в дополнение к двум невидимым, задуманы как ее сыновья, Джиухуансхен ( 九皇神 , «Девять Божьи Коли»), сами Рассматривается как девятикратное проявление Джиухуанддади ( 九皇大帝 , «Великого божества девяти королей») или Дуфу (斗父 , «Отец великой колесницы»), другое имя Бога Небес. Поэтому она и жена, и мать Бога Небес. [ 40 ] [ 41 ]
- Пангу ( 盤古 ), Макрантропическая метафора космоса. Он отделил Инь и Ян, создав Землю (мрачную инь ) и небо (чистый ян ). Все было сделано из его тела после того, как он умер. [ 42 ]
- Сянму ( королева -мать Запада , "Королева Мать Запада", [ II ] Определено с горой Кунлун , шаманским вдохновением, смертью и бессмертием. [ 44 ] [ 45 ] Она темная, хтоническая богиня, чистая инь , в то же время ужасающая и доброкачественная, как творение, так и разрушение, связанные с тигра и ткачество. [ 46 ] Ее мужчина -коллега - Дунванггонг ( 東王公 , «Король герцог востока»; [ iii ] Также называется Мугонг, 木公 «Герцог леса»), [ 47 ] кто представляет принцип Ян . [ 46 ]
- Hòuyì ( 后羿 , «Yi The Archer»), был человеком, который стремился к бессмертию, достигая Сивангму на своей горе, Кунлун.
- Янванг ( король ада , «Чистилище Король») [ iv ] Правитель подземного мира , которому помогает Хейбай Вучанг ( 黑白無常 , «Черно-белая непостоянство»), представляя чередование принципов Инь и Ян, вместе с головой из быка и лошади , которые сопровождают духи в его царство.
- Yinyanggong ( Yinyang Duke , "Yinyang Duke" [ iii ] ) или yinyangsi ( 陰陽司 陰陽司 , «контроллер Yinyang»), олицетворение Союза Инь и Ян.
Три покровителя и пять божеств
[ редактировать ]

- Sанхуанг ( 三皇 三皇 , «Три покровителя или августы») или санкаи ( 三才 , «три потенции»); Они являются «вертикальным» проявлением небес, пространственно соответствующим санджи ( 三界 , «трем царствам»), представляющие инь и ян и среду между ними, то есть человек:
- Фуси ( 伏羲 ) , покровитель Небеса ( 天皇 , тианхуанг ), также называемый багуазши ( 八卦祖師 , «почтенный изобретатель багау » ) от даосов, является божественным человеком, который, как считается, преподал человечество писать, рыбалку и охоту. Полем
- Nüwa ( 女媧 ) , покровительница Земли ( 地皇 , Dehuáng ), является богиней, приписываемой для создания человечества и исправляя порядок мира, когда она была сломана.
- Шеннонг ( 神農 ), «Крестьянский Бог», покровитель человечества ( 人皇 人皇 , rénhuáng ), идентифицированный как Янди ( 炎帝 , «Пламенное божество» или «огненное божество»), который, как говорят, научил методы фермерского хозяйства, Тревотативная медицина и маркетинг. Он часто представлен как человек с рогами и другими особенностями вола. [ 50 ]
- Wǔdì ( пять божества », [ 51 ] Также Wǔfāng Shangdì ( 五方上帝 , «Пять проявлений высшего божества»), wǔfāng tiānshén ( 五方天神 , «Пять проявлений небесного Бога»), Wǔfāngdì ( 五方帝 , «Пять форм борьба»), Wǔtiāndì ( 五天帝 , "Пять небесных божеств"), wǔlǎojūn ( 五老君 , «пять древних лордов»), Wǔdàoshén ( 五道神 , «Пять способов Бога [s]»); Это пять основных «горизонтальных» проявлений небес, и вместе с тремя потенциями у них небесная, наземная и хтоническая форма. Они соответствуют пяти фазам творения , пять созвездий, вращающихся вокруг небесного полюса и пять планет, пять священных горов и пять направлений космоса (их наземная форма) и пять богов драконов, которые представляют их крепления, то есть , материальные силы, которые они предчирают (их хтоническая форма). [ 52 ] [ 53 ]
- Хуанди ( 黃帝 , «Желтый император» или «желтое божество»); или huángshén ( 黃神 , «желтый Бог»), также известный как Сюаннуун Хуангди ( 軒轅黃帝 , «Желтое божество вала колесницы »), - это Zhōngyuèdàdì ( 中岳大帝 , «Великое божество центрального пика»): Он представляет сущность Земли и Желтого Дракона, [ 50 ] и связан с Сатурном . [ 53 ] Персонаж 黃 ( huáng , «желтый»), с гомофонией и общей этимологией с 皇 ( huáng ), также означает «август», «создатель» и «сияющий», идентифицируя желтого императора с Шангди («высшее божество»). [ 54 ] Хуанди представляет сердце творения, оси Мунди (Кунлун), которая является проявлением божественного порядка в физической реальности, открывая путь к бессмертию. [ 50 ] Как божество центра, пересекая трех покровителей и пять божеств, в шизи он описывается как «желтый император с четырьмя лицами» ( 黃帝四面 , huángdì sìmiàn ). [ 55 ] Как человек, он, как говорят, был плодом девственного рождения, так как его мать Фубао задумала его, когда она была возбуждена, ходя по стране, молнией от большой марицы (великая колесница). Она доставила своего сына после двадцати четырех месяцев на горе Шоу (долголетие) или горы Сюанюан (вал колесницы), после чего он был назван. [ 56 ] Он считается основателем цивилизации хуксии , а китайцы Хана идентифицируют себя как потомков Янди и Хуанди .
- Cangdi ( 蒼帝 蒼帝 , «зеленое божество); или qungdì ( 青帝 ,« голубое божество »или« синего божества », Dōngdì ( 東帝 ,« Восточное божество ») или Dōngyuèdàdì ( 東岳大帝 , Великое божество восточного пика "): Он - это таухао ( 太昊 ), связан с сущностью древесины и с Юпитером , и является богом плодородия и весны. Голубая дракон - как его животная форма, так и созвездие. [ 50 ] [ 53 ] Его женская супруга - богиня плодородия, Биксия .
- Хайди ( 黑帝 , «Черное божество), бхиди ( 北帝 ,« Северное божество ») или Бёйюдади ( 北岳大帝 ,« Великое божество северного пика »): он Zhuanxu ( 顓頊 ), сегодня часто поклоняется Сюанву (как Сюанву ( 玄武 , «Темный воин») или Zhēnwǔ ( 真武 ), и связан с сущностью воды и зимы, а с ртутью . [ 50 ] [ 53 ]
- Чиди ( 赤帝 赤帝 , "Красное Божество"), Нандди ( 帝 , «Южное Божество») или Наняудади ( 南岳大帝 , «Великое божество южного пика»): он Шеннонг («Божественный фермер»), Янди («Огненное божество»), связанное с сущностью огня и лета, и с Марсом . Его животная форма - Красный Дракон, а его звездное животное - Феникс. Он является богом сельского хозяйства, животноводства, лекарственных растений и рынка. [ 50 ] [ 53 ]
- Байди ( 白帝 , «Белое божество»), Xīdì ( 西帝 , «Западное божество») или Xīyuèdàdì ( 西岳大帝 , «Великое божество западного пика»): Он Шаохао ( 少昊 ), и является Богом сущности металла и осени, связанной с Венерой . Его животная форма - белый дракон, а его звездное животное - тигр. [ 53 ]
- Три великих императора : Тиангуан ( 天官 , «Официальный район»), Дигуан ( 地官 , «Чиновник Земли») и Шухан ( 水官 , «Чиновник воды»). [ 9 ] [ 57 ]
В мифологии Хуанди и Янди сражались друг с другом, и Хуан, наконец, победил Яна с помощью Дракона (контроллер воды, который является сам Хуанди). [ 58 ] Этот миф символизирует эквиоз Инь и Ян, здесь огонь знаний (разум и ремесленного сустава) и земная стабильность. [ 58 ]
Ян ( 炎 ) - это пламя, палящий огонь или избыток его (важно отметить, что графически это двойное 火 ( Хуо , «Огонь»). [ 58 ] Поскольку избыток огня приносит разрушение на землю, он должен контролироваться правящим принципом. Ничто не является хорошим само по себе, без ограничений; Хорошие результаты зависят от пропорции в составе вещей и их взаимодействия, никогда не от крайних значений в абсолютных терминах. [ 58 ] Хуанди и Янди являются дополнительными противоположностями, необходимыми для существования друг друга, и это способности, которые существуют вместе в человеке.
Боги небесных и наземных явлений
[ редактировать ]
- Longshen ( 龍神 龍神 , «боги драконов») или lóngwáng , ( 龍王 , «Короли -драконы»), также sìhǎi lóngwáng ( 四海龍王 , «Короли драконов из четырех морей»), боги водянистых источников, обычно сводятся к четырем, покровителям из четырех морей ( 四海 , Sihai ) и четырех кардинальных направлений . Это белый дракон ( 白龍 白龍 , báilóng ), черный дракон ( 玄龍 玄龍 , Xuánlóng ), Красный Дракон ( 朱龍 , Zhūlóng ) и синий дракон ( 青龍 , Qīnglóng ). Соответствующие пятью божествами как хтонические силы, которые они сублимируют (боги драконов часто представлены как «гора» пяти божеств), они вписывают землю Китая в идеальную священную квадратную границу. Пятый дракон, Желтый дракон ( 黃龍 , Huánglóng ), является драконом центра, представляющий желтого Бога.
- В Тайюане , Лю Хенгу пятому императору династии Западной Хань , поклоняется как Король Драконов. Это потому, что Лю Хенг когда -то служил принцем Дай в этом районе, и местные жители приветствовали местные жители. Каждый год местные жители деревни приносят ему жертву на фестивале Longtaitou . [ 59 ] [ 60 ]
- Башен ( Боже приветствуй , "Боже приветствуй") [ iv ]
- Бала ( восемь восков ), Чонгшен ( Бог насекомых , «Царь насекомых») или Чонгванг ( Король насекомых , «Король насекомых»): боги насекомых. [ iv ]
- Dìzhǔshén ( "Бог арендодатель ").
- Dòushén ( "Боже с опор "). [ iv ]
- Фей Лиан ( летающий занавес ), Фангшен ( Бог ветра , «Бога ветра»). [ iv ]
- Hǎishén ( бог ); , «морской бог морской »
- Hebo ( 河伯 河伯 , "River Lord") или Héshén ( 河神 河神 , "River God"): любой бог водотока , среди которых один из самых уважаемых - это Бог Желтой реки . [ iv ]
- Gǔshén ( 穀神 , «Долине Бог»): В Daodejing , имя используемое для обозначения пути [ 61 ]
- Хушшен ( Вулканский Бог Бога»), часто персонализированный Чжурунг Огонь как , « [ iv ]
- Хушен ( Бог озера , «Бог озера»)
- Шешен ( 社神 , «Бог почвы»)
- Jìshén ( 稷神 , "Grain God")
- Джиншен ( 金神 金神 , «Золотой Бог»), часто идентифицируемый как Цюшен ( 秋神 , «Осенний Бог») и олицетворяется как rùshōu ( 蓐收 )
- Jǐngshén ( 井神 , «Бога водного пружина»). [ 61 ]
- Лейшен ( Громовой Бог , «Громовой Бог») или Легенг ( Громовой Бог , «Гром Герцог»); [ iii ] Его супруга - Diànmǔ ( 電母 , «Молния мать»).
- MùShén ( 木神 , «лесной бог»), обычно такой же, как Чаншен ( 春神 , «Весенний Бог»), и как jùmáng ( 句芒 ).
- Шаншен ( горный бог , «горный Бог»)
- Shuǐshén ( Water God , "Вода бог")
- Тудишен ( Бог местной земли), также Тиншен ( Бог земли ) или Тудигун ( местной Бог местной земли): [ iii ] Опекульное божество любого населенного пункта. Их Повелитель - Houtu ( 后土 , «Королева земли»). [ II ]
- Вэнь Шен ( чума Бог , "Чума Бог") [ iv ]
- Сяншушен ( 湘水神 湘水神 , "Богини Сян Уотерс"): посетители реки Сян .
- Сюйшшен ( Снежный Бог , «Снежный Бог»)
- Yǔshén ( Goar God , "Goar God") [ iv ]
- СИХЕ ( Мать Шарижхам , ТАИЙАНГШНЕ Богиня солнц » Великое Солнце или ( ) десяти ). [ II ]
- Yuèshéne ( Moon Goddesses "): Changxī ( Changxi ) или Shí'èryuèzhīmǔ ( мать двенадцати лун") и Chang'e ( Chang'e ).
Боги человеческих добродетелей и ремесел
[ редактировать ]


Считалось, что некоторые даосские боги влияют на человеческую мораль и последствия ее в определенных традициях. Некоторые даосы умоляли богов, множества богов и/или пантеонов, чтобы помочь им в жизни и/или отменить их грехи. [ 62 ]
- Гражданские и военные ( Вэнь и Ву ) божества:
- Венди ( 文帝 , «культурное божество»), также Wénchāngdì ( 文昌帝 , «Божество, которое заставляет культуру процветать») или Wénchāngwáng ( 文昌王 , «Король, который делает культуру процветать»): В южных провинциях это божество берет на себя идентичность различных Исторические люди, в то время как на севере он чаще идентифицируется как такой же, как Конфуций ( 孔夫子 , kǒngfūzǐ )
- Kuixing ( 魁星 , «главная звезда»): еще один бог культуры и литературы, но, в частности, экзамен, - это олицетворение человека, который пробуждается к порядку великой колесницы.
- Wǔdì ( Гуанди военное божество "): Гуанди ( ( ," дивис ), также называемый Гуангонг гуань " Гуан Гонг ,« Герцог Гуан »), [ iii ] и широко Гуани ( гуань Ю ). [ II ]
- Венди ( 文帝 , «культурное божество»), также Wénchāngdì ( 文昌帝 , «Божество, которое заставляет культуру процветать») или Wénchāngwáng ( 文昌王 , «Король, который делает культуру процветать»): В южных провинциях это божество берет на себя идентичность различных Исторические люди, в то время как на севере он чаще идентифицируется как такой же, как Конфуций ( 孔夫子 , kǒngfūzǐ )
- Баошенгдади ( «Великое божество , которое защищает жизнь»). [ v ]
- Баксиан ( восемь бессмертных , «восемь бессмертных»).
- Canshen ( 蠶神 , "шелкочный бог"), кто может быть:
- Cánmǔ ( 蠶母 蠶母 , «Мать шелкота»), также называемая кангу ( 蠶姑 , «Дева шелкота»), которая идентифицируется как Лейдзу ( 嫘祖 ), жена желтого императора: изобретение серикультуры приписывается, прежде всего, ее Полем
- Qīngyīshén ( 青衣神 青衣神, "Кламентный бог"): Его имя как человека был Канкон ( 蠶叢 , "шелкорный веточка"), и он является первым правителем и предком штата Шу и промотором серикультуры среди своего народа.
- Кайшен ( Бог богатства , «Бога богатства»). [ II ]
- Яншен ( 鹽神 鹽神, «Соля Бога»): пантеон солевых божеств, которые привносят богатство их приверженцам, включая Чио , потому что его кровь превратилась в луж соли после того, как он умер в некоторых рассказывах, Сушиши за то, что он был первым, кто извлекает соль из Морская вода в мифологии, Гуань Чжун за то, что он дал своему государству официальную монополию на солевые операции , и животных всех типов, таких как вороны и оленя , которые были приписаны ведущим людям в соль и, таким образом, давали божественность. Многим из соляных богов можно поклоняться как богатства. [ 63 ]
- Cangjie ( 倉頡 ), четырехглазый изобретатель китайских иероглиф .
- Cāngshén ( 倉神 , "Granary God").
- Chuānzhǔ ( 川主 , "Лорд Сычуань")
- Chenghuangshen ( 城隍神 城隍神 , «ров и бог стен», или «граничный бог»): Бог священных границ человеческой агломерации, он часто олицетворяется отцами -основателями или благородными личностями из каждого города или города. [ II ]
- Чен Цзингу ( «Старая тихая леди »), также называется Линшу Фурен ( . «Уотерсайд Дам») [ v ]
- Hùshén ( Тога , «GATE GOD»).
- Чешен ( бог автомобиля , «Бог бог») [ iv ]
- Эрлангшен ( Джирогами , «Дважды молодой Бог»), Бог инженерии.
- Guǎngzé Zūnwáng ( «Почетный король великого сострадания»). [ v ]
- Гуаньян ( 觀音 , «Она, которая слышит крики мира»), богиня милосердия . [ II ]
- Хуан Даксиан ( Ван Тай Гин , «Великий бессмертный Хуан»).
- Джигонг ( Джигонг , "Помогил Господь").
- Jiǔshén ( Baccarat "), олицетворяемый иди как , "Wine God . [ iv ]
- Jiutian Сюанну ( 九天玄女 九天玄女 , «Таинственная леди девяти небес»), ученика Сивангму и инициатором Хуанди .
- Longmu ( « Мать дракона »).
- Лу Бан , бог плотницки .
- Lùshén ( lùshén , "Дорожный Бог"). [ iv ]
- Xíngshén ( 行神 , "Ходящий Бог").
- Мазу ( 媽祖 , «наследственная мать»), часто озаглавленная «Королева небес». [ я ] [ мы ]
- Пангуан ( судя по чиновнику , «судя по чиновнику»).
- Píng'ānshén ( 平安神 , «Бог мира»), воплощение которых считается Мао Цзэдун . [ 65 ]
- Qingshui Zushi ( «Достопочтенный патриарх четкого потока») [ v ]
- Ташен ( Шен Дао , «Керамический Бог») [ iv ]
- Туершн ( « Бог Леверет »), Бог любви среди мужчин.
- Tuōtǎlǐ ( Пагода как Ли . с небесным « также - , королем ) tiānwáng » Цзин известный
- Wǔxiǎn ( 五顯 , «пять сияющих»), возможно, популярная форма космологических пяти божеств. [ v ]
- Xǐshén ( Бог радости , "радость бог").
- Яшен ( Бог медицины , «Медицина Бога») или часто Яванг ( Бог медицины , «Царь медицины»). [ iv ]
- Юэксия Лаорен ( 月下老人 , «Старик под луной»), сваха, который объединяет любовников.
- Yùshén ( 獄神 , "тюремный бог") [ iv ]
- Zaoshen ( 灶神 灶神 , «Харг -Бог»), Мастер домохозяйств, в том числе « Бога кровати » ( 床神 , Чуангшен ), « Боги ворот » ( 門神 , Меншен ) и « туалет -Бог » ( 廁神 廁神 廁神 廁神 , Cèshén ), часто олицетворяется как Зигу .
- Чжун Куй ( 鍾馗 ), победитель призраков и злых существ.
- Sanxing ( 三星 , «Три звезды»), кластер из трех астральных богов благополучия:
Боги животных и растительной жизни
[ редактировать ]- Хушен ( Цветочная Богиня , «Цветочная богиня»).
- Huxian ( Fox God , "Fox God [Dess]") или Húxiān ( Fox "Fox Beversal"), также называется Húxiān niángniáng , Immortal (лиса бессмертная леди "). [ vii ]
- Два других великих божествах лисы, своеобразные для северо -восточного Китая, - это «великий лорд трех лис» ( 胡三太爷 胡三太爷 , Húsān Tàiyé ) и «великая леди трех лис» ( 胡三太奶 , Húsān Tàinǎi ), представляющая Инь и Ян. [ vii ]
- MǎShén ( Бог лошади , «Бога лошади») или Mǎwáng ( Король лошадей , «Король лошадей»). [ iv ]
- Niúshén ( 牛神 牛神 , «бог крупного рогатого скота» или «бог из ола»), также называется Niúwáng ( 牛王 , «Король крупного рогатого скота»). [ iv ]
- Лангшен ( Бог Волка , «Бог Волка»). [ iv ]
- Shùshén ( 樹神 樹神, "Дерево Бог [s]").
- Wǔgǔshén ( Five Cereals God , "Five Cereals God"), [ iv ] Другое имя для Шеннонг .
- Юаншен ( Бог обезьян , «Бог обезьян») или ( обезьян царь , который идентифицируется как Сун Вуконг , «Король обезьян» ) Юанванг . [ viii ]
- Чжимашшен ( бог кунжута , «бог кунжута») [ iv ]
Биксия мать богиня поклонение
[ редактировать ]
Поклонение богиням матери для выращивания потомства присутствует по всему Китаю, но преимущественно в северных провинциях. Есть девять главных богинь, и все они, как правило, считаются проявлениями или сопутствующими силами единственной богини, идентифицированной как биксия Юанджун ( 碧霞元君 , «Леди Голубого рассвета»), также известная как Тиандксиян Наянгньг ( 天仙娘娘 , "Небесная бессмертная леди") или тайшан ниянгньонг ( 泰山娘娘 , "Леди на горе Тай"), [ ix ] или также jiǔtiān shèngmǔ ( девять небес, святая мать , [ 67 ] "Святая мать девяти небо" [ x ] ) [ 68 ] : 149–150 или Хату , богиня земли. [ 69 ]
Сама Биксия идентифицируется даоатами как более древнюю богиню Сивангму . [ 70 ] Общий китайский термин для «богини» - это Несхен ( Богиня ), а богини могут получить много квалификационных названий, включая Мǔ ( мать , «Мать»), Лесу ( Старая Мать , «Старая Мать»), Шангм ( Святая Мать », Святая Святая Мать "), Niángniáng ( Императрица ," Леди "), Нсинай ( бабушка ," бабушка ").
Дополнительные восемь основных богинь рождаемости, размножения и роста: [ 68 ] : 149–150, 191, примечание 18
- Bānzhěn niángniáng ( 如有如 ), богиня, которая защищает детей от болезни.
- Cuīshēng niángniáng ( богиня ), богиня, которая дает быстрые роды и защищает акушерки.
- Nǎimǔ niángniáng ( 女子 ), богиня, которая возглавляет материнское молоко и защищает питомник.
- Péigū niángniáng ( Peigū ), богиня, которая культивирует детей.
- Péiyǎng niángniáng ( культивируйте императрицу ), богиня, которая защищает воспитание детей.
- Songzi Niangniang ( великий сын или Zǐsūsūn Niángniang , богиня, которая возглавляет ) потомство.
- Янгуанг Ниянгнианг ( глаза Императрица ), богиня, которая защищает зрение.
- Yǐnméng niángniáng ( 王子子 ), богиня, которая руководит маленькими детьми.
Алтари богини поклоняются, как правило, расположены с биксией в центре и двумя богинями по ее бокам, чаще всего «Леди здравого смысла» и «Леди потомства». [ 68 ] : 149–150, 191, примечание 18 Другая фигура, но с теми же астральными связями, что и Bixia - «богиня семи звезд» ( 七星娘娘 , Qīxīng niángniáng ). [ xi ]
Существует также кластер «святых матерей трех небо 聄 , 娘娘 Их sānxāo 霄 母 shèmngmngmngmngmngmongmngmngmngmong 三 霄 » ( биксиао и Гуннеанг [ 71 ] Культ Ченцзингу, присутствующий в юго -восточном Китае, идентифицируется некоторыми учеными как эманация северного культа Биксии. [ 72 ]
Другие богини, поклоняемые в Китае, включают Cánmǔ ( 蠶母 , «Мать шелкота») или Кангу ( 蠶姑 , «Дева шелкота»),), [ 69 ] отождествляется с Лейдзу ( Ланзу , жена желтого императора), Магу ( Магу , «Хузя Дева»), Sǎoqīng niángniáng богиня ( , которая размастает чисто »), [ xii ] [ 73 ] Sānzhōu niángniáng ( богиня трех островов », [ 73 ] и Вушэн Лаому . Мать Богиня занимает центральное место в богословии многих народных религиозных сект . [ 69 ]
Боги северо -восточного Китая
[ редактировать ]Северо -восточный Китай обладает кластерами божеств, которые своеобразны для этого района, происходящие из манча и более широкого тунгусского субстрата местного населения. Божества животных, связанные с шаманскими практиками, характерны для этой области и отражают более широкую китайскую космологию. Помимо вышеупомянутых богов лисиц ( 狐仙 , Хусиян ), они включают в себя: [ Цитация необходима ]
- Huángxiān ( 黃仙 , «желтый бессмертный», бог ласки.
- Shexiān ( 蛇仙 蛇仙 , «бессмысленный змея»), также по -разному называемый liǔxiān ( 柳仙 柳仙 , «бессмертный liu») или chángxiān ( 常仙 常仙 , «бессмертный гадюк») или mǎngxiān ( 蟒仙 , «Python или Boa Umermortal») Полем
- Báixiān ( 白仙 白仙 , «белый бессмертный»), Бог ежа.
- Hēixiān ( 黑仙 , «черный бессмертный»), который может быть wūyāxiān ( 烏鴉仙 烏鴉仙 , «ворона бессмертный»), или huīxiān ( 灰仙 , «бессмертный крыс»), причем последнее считалось неверным истолкованием первого.
Боги индийского происхождения
[ редактировать ]
Боги, которые были приняты в китайскую религию, но они происходят на индийском субконтиненте или индуизме :
- Гуаньян ( 觀音 觀音 , «Она, которая слышит крики мира»), китайская богиня милосердия, смоделированная после бодхисаттвы Авалокитешвара
- Sìmiànshén ( 四面神 四面神 , «Бог с четырьмя частями»), но также и метафора для «повсеместного Бога»: недавний культ имеет свое начало в тайской передаче индуистского Бога Брахмы , но важно отметить, что он также является Эпитет коренного китайского Бога Хуанди , который, как божество центра космоса, описывается в шизи как «желтый император с четырьмя лицами» ( 黃帝四面 , huángdì sìmiàn ). [ 55 ]
- Xiàngtóushén ( 象頭神 , «Бог-бог головы»), это индийский бог Ганеша . [ 74 ]
Боги Северного Китая и Монголия
[ редактировать ]- Дингисхан ( 成吉思汗 成吉思汗 成吉思汗 成吉思汗, chéngjísīhán ), поклоняемый монголами и китайцам под различными божественными названиями божественности, в том числе ( , « Стартер « Shèngwǔ huángdd Uroíology 天運» передачи закона небеса») и Таиз ( 太祖 , " Великий анстор ») юань и монголов.
Боги народных и местных
[ редактировать ]- Хенг и Ха ( Хунха два генерала ), два генерала династии Шанхай, охранники буддийских храмов в Восточной Азии. [ 75 ]
- Менсен ( 門神 , «Дверные боги»), Божественные Хранители дверей и ворот.
- Шенту и Юлу ( 鬱壘 ), пара божеств, которые наказывали злых духов.
- Луошен Ло богиня реки . ,
Смотрите также
[ редактировать ]- Китайская народная религия
- Китайский храм
- Jiutian Xuannü , могущественное женское божество в китайской народной религии
- Монгольский шаманизм
- Шен
- Ши Ганданг , защитник дома
- Сянь , обычно используемое китайское слово для обозначения того, что называется «даос -бессмертными» на английском языке
- Женрен
Примечания
[ редактировать ]- Примечания о божествах и их именах
- ^ Jump up to: а беременный в Почетный тианхо ( 天后 «Королева небес») используется для многих богинь, но чаще всего Мазу и Думу.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Культ этого божества исторически осуществляется по всему Китаю. [ 43 ]
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Об использовании заголовка «Герцог»: термин от Latin Dux , и описывает явление или человека, который «проводит», «ведет», божественное вдохновение.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а п Q. ведущий с Т Культ этого божества исторически осуществляется в северном Китае. [ 48 ] Важно отметить, что многие культы северных божеств были пересажены также в южных крупных городах, таких как Гонконг и Макао, а также на Тайване, с политическими изменениями и миграциями 19 -го и 20 -го веков.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Культ этого божества исторически осуществляется в юго -восточном Китае. [ 43 ]
- ^ Культ Мазу имеет свое начало в Фуцзяне , но он расширился по всему южному Китаю и во многих северных провинциях, в основном в местах вдоль побережья, а также среди китайских общин -экспатриантов. [ 64 ]
- ^ Jump up to: а беременный Культ божества лиса характерен для народной религии северо -восточного Китая , влияя на достижение на юг, как Хебэй и Шаньдун .
- ^ Поклонение обезьянах в северном регионе Фуцзянь имеет долгую историю. Под влиянием путешествия на Запад поклонение Богу обезьяны в некоторых областях постепенно было заменено поклонением Qítiān Dàshèng . [ 66 ]
- ^ Как леди на горе Тай , Биксия считается женщиной -коллегой Донгиудади, «великого божества восточного пика» (гора Тай).
- ^ «Девять небо» ( 九天 jiǔtiān ) - это девять звезд (семь звезд с добавлением двух невидимых, согласно китайской традиции) Большой Мяговой или Великой Колесниц. Таким образом, Биксия и ее девять служителей или проявлений в то же время являются метафорическим представлением живой материи или земли, а также источника всего существования , который более абстрактно представлен крупными осевыми богами китайской религии, такими как Думу.
- ^ QIXING NIANGNIAN («Леди Семи звезд») - это богиня, которая представляет семь видимые звезды Большого Медору или Великой Колеске.
- ^ Saoqing niangniang («леди, которая размастает чисто») - это богиня, которая гарантирует, что хорошие погодные условия «подметают» облака и штормы.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Lü & Gong (2014) , p. 71
- ^ Jump up to: а беременный "Тянь" . Энциклопедия Британская . Получено 2023-04-28 .
- ^ Jump up to: а беременный Дидье (2009) , случайно .
- ^ Zhong (2014) , с. 76–77.
- ^ Чжун (2014) , с. 84, примечание 282.
- ^ Концепция богов в народной веге [Иерархическая организация духовного мира]. web.sgjh.tn.edu.tw. Архивировано из оригинала 2017-11-07 . Получено 2017-11-01 .
- ^ Чжун (2014) , с. 98 фр.
- ^ Чжао (2012) , с.
- ^ Jump up to: а беременный "Сангуан" . Энциклопедия Британская . 2010-02-03 . Получено 2023-04-30 .
- ^ Чжун (2014) , с. 202
- ^ Чжун (2014) , с. 64
- ^ Zhong (2014) , с. 31, 173–174.
- ^ Feuchtwang (2016) , p. 147
- ^ Adler (2011) , с. 4–5.
- ^ CAI (2004) , с.
- ^ Adler (2011) , p. 5
- ^ Jump up to: а беременный Lü & Gong (2014) , с. 63.
- ^ Чан (2000) .
- ^ Lü & Gong (2014) , с. 63–67.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Lü & Gong (2014) , с. 64
- ^ Чжоу (2005) .
- ^ Чжун (2014) , с. 66, примечание 224.
- ^ Lagewey & Kalinowski (2008) , с.
- ^ Reiter, Florian C. (2007). Цели, средства и убеждения в даосии: Берлинский симпозиум . Отто Харрасовиц Верлаг. ISBN 978-3447055130 Полем п. 190.
- ^ Милберн, Оливия (2016). Весенние и осенние летописи мастера Яна . Синика Лейденсия. Брилль ISBN 978-9004309661 Полем п. 343, примечание 17.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Lü & Gong (2014) , с. 66
- ^ Jump up to: а беременный Lü & Gong (2014) , с. 65
- ^ Jump up to: а беременный Lagewey & Kalinowski (2008) , с.
- ^ Яо (2010) , с. 159
- ^ Яо (2010) , с. 161.
- ^ Lagewey & Kalinowski (2008) , с.
- ^ Jump up to: а беременный "Сянь" . Энциклопедия Британская . Получено 2023-04-29 .
- ^ Jump up to: а беременный "Женрен" . Энциклопедия Британская . Получено 2023-04-29 .
- ^ Jump up to: а беременный Чуа, Эми (2007). День империи: как гиперпористы поднимаются до глобального доминирования - и почему они падают (1 -е изд.). Нью -Йорк: Doubleday . п. 65. ISBN 978-0-385-51284-8 Полем OCLC 123079516 .
- ^ Уилкинсон, Филипп (1999). Пролив, Майкл; Уильямс, Софи; Дент, Марион (ред.). Иллюстрированный словарь религий (первое американское изд.). Нью -Йорк: DK . п. 67. ISBN 0-7894-4711-8 .
- ^ Jump up to: а беременный Маккензи, Дональд Александр (1986). Китай и Япония (мифы и легенды) . Нью -Йорк: Avenel Books. п. 318. ISBN 9780517604465 .
- ^ Jump up to: а беременный Цзянь-Гуан, Ван (декабрь 2019 г.). «Философия воды в древнем обществе Китая: коннотация, представительство и влияние» (PDF) . Философическое исследование . 9 (12): 752.
- ^ Цзяншан, Ван; Yi, желудок, ред. (Октябрь 2020 г.). Имперский Китай: окончательная визуальная история (первое американское изд.). : DK Нью -Йорк П. 112. ISBN 978-0-7440-2047-2 .
- ^ Прак (2013) , с. 1197.
- ^ Cheu, Hock Tong (1988). Девять богов Императоров: изучение китайских культов духовных средств . Time Books International. ISBN 9971653850 Полем п. 19
- ^ Дебернарди, Джин (2007). «Коммодизирующие благословения: празднование фестиваля двойного янга в Пенанге, Малайзия и горе Вуданг, Китай». В Китиарсе, Паттана (ред.). Религиозные коммодификации в Азии: маркетинговые боги . Routledge. ISBN 978-1134074457 .
- ^ Pregadio (2013) , стр. 76, 1193.
- ^ Jump up to: а беременный Overmyer (2009) , p. 148.
- ^ Lagewey & Kalinowski (2008) , с.
- ^ Макс Дашу (2010). «Xiwangmu: Шаманская великая богиня Китая» . Academia.edu .
- ^ Jump up to: а беременный Фаулер (2005) , с. 206–207.
- ^ Lagewey & Kalinowski (2008) , с.
- ^ Overmyer (2009) , Passim Глава 5: «Боги и храмы».
- ^ Sun & Kistemaker (1997) , p. 121.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Фаулер (2005) , с. 200–201.
- ^ Медхерст (1847) , с. 260
- ^ Little & Eichman (2000) , p. 250. Он описывает картину династии Мин , представляющая (среди других фигур) вуди: «На переднем плане находятся боги пяти направлений, одетых как императоры высокой древности, держа таблетки ранга перед ними. [...] Эти боги важны, потому что они отражают космическую структуру мира, в которой Инь , Ян и пять фаз (элементы) находятся в равновесии (Восток, Юг, Запад, Север и Центр), они соответствуют не только пяти элементам, но и с сезонами, пять священных пиков, пять планет и символы зодиака.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Sun & Kistemaker (1997) , стр. 120–123.
- ^ Pregadio (2013) , стр. 504–505.
- ^ Jump up to: а беременный Sun & Kistemaker (1997) , p. 120.
- ^ Боннефой, Ив (1993). Азиатские мифологии . Университет Чикагской Прессы. ISBN 0226064565 Полем п. 246
- ^ Адлер, Джозеф А. "Три чиновника" . Кеньонский колледж . Получено 2023-04-30 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Lee, Keekok (2008). Варп и уток, китайский язык и культура . Стратегическая книжная публикация. ISBN 978-1606932476 Полем С. 156-157
- ^ 29 марта 2021 года Kun ( . ) Sun
- ^ Ван Чуншэн (3 марта года . 2022 )
- ^ Jump up to: а беременный Яо (2010) , с. 202
- ^ Уилсон, Эндрю, изд. (1995). Мировое Писание: сравнительная антология священных текстов (1 -я мягкая обложка изд.). Сент -Пол, Миннесота: издательство Paragon House . п. 20. ISBN 978-1-55778-723-1 .
- ^ Сюй Шэннан (2024-03-13). «Как Китай нашел новую ценность в своих старейших богах» . Шестой тон .
- ^ Overmyer (2009) , p. 144
- ^ Teletene Malme, Erik (2014). Мирный Бог: Мао Цзэдун как божество (PDF) . Duo Research Archive . Университет Осло . С. 14–20, 23, 26–28, 33, 36.
- ^ « » . Король обезьян» находится в Фуцзяне, сотни лет раньше , чем «Путешествие на Запад
- ^ Overmyer (2009) , p. 137.
- ^ Jump up to: а беременный в Баррот Викс, Энн Элизабет (2002). Дети в китайском искусстве . Университет Гавайи Пресс. ISBN 0824823591 .
- ^ Jump up to: а беременный в Джонс (2013) , с. 166–167.
- ^ Комджати, Луи (2013). «Даосские божества и пантеоны». Даосская традиция: введение . Bloomsbury Publishing. ISBN 978-1441196453 .
- ^ Overmyer (2009) , p. 135.
- ^ Hackin, J. (1932). Азиатская мифология: подробное описание и объяснение мифологий всех великих наций Азии . Азиатские образовательные услуги. С. 349–350.
- ^ Jump up to: а беременный Chamberlain (2009) , p. 235.
- ^ Мартин-Дюбост, Пол (1997). Gaņeśa: чартер трех миров . Мумбаи: Проект для индийских культурных исследований. ISBN 8190018434 Полем п. 311
- ^ Zi Yan (2012) , с.
Источники
[ редактировать ]- Адлер, Джозеф А. (2011). Наследие нетеистической веры в Китай (PDF) . (Статья конференции) к разумному миру: наследие западного гуманизма, скептицизма и свободного размышления. Сан -Диего, Калифорния.
- Cai, Zongqi (2004). Китайская эстетика: упорядочение литературы, искусства и вселенной в шести династиях . Университет Гавайи Пресс. ISBN 0824827910 .
- Чемберлен, Джонатан (2009). Китайские боги: введение в китайскую народную религию . Гонконг: кузнецы книги. ISBN 9789881774217 .
- Чанг, Рут Х. (2000). «Понимание Ди и Тянь: Божество и небеса от Шан до династий Тан» (PDF) . Китайско-платонические документы (108). Виктор Х. Мэйр. ISSN 2157-9679 .
- Дидье, Джон С. (2009). «Внутри и за ее пределами: небо и сила веры в древний Китай и мир, ок. 4500 г. до н.э. - 200 г. н.э.». Китайско-платонические документы (192). Виктор Х. Мэйр. Том I: Древний евразийский мир и небесный опорник , том II: представления и идентичности высоких держав в неолитическом и бронзовом Китае , том III: наземные и небесные преобразования в Чжоу и раннем империальном Китае .
- Feuchtwang, Stephan (2016), «Китайские религии», в Вудхеде, Линда; Каванами, Хироко; Партридж, Кристофер Х. (ред.), Религии в современном мире: традиции и преобразования (3 -е изд.), Лондон: Routledge, с. 143–172, ISBN 978-1317439608
- Фаулер, Джанин Д. (2005). Введение в философию и религию даосизма: пути к бессмертию . Сассекс Академическая пресса. ISBN 1845190866 .
- Джонс, Стивен (2013). В поисках народных даосов Северного Китая . Ashgate Publishing. ISBN 978-1409481300 .
- Лагерв, Джон; Калиновский, Марк, ред. (2008). Ранняя китайская религия: Часть первая: Шан через Хана (1250 г. до н.э.-220 г. н.э.) . Лейден: Брилл. ISBN 978-9004168350 .
- Маленький, Стивен; Эйхман, Шон (2000). Даосизм и искусство Китая . Калифорнийский университет. ISBN 0520227859 .
- Лю, Даджи; Gong, Xuezeng (2014). Марксизм и религия . Религиозные исследования в современном Китае. Брилль ISBN 978-9047428022 .
- Медхерст, Уолтер Х. (1847). Диссертация по богословию китайцев, с целью выяснения наиболее подходящего термина для выражения божества на китайском языке . Mission Press. Оригинал сохранился в Британской библиотеке. Оцифровано в 2014 году.
- Overmyer, Daniel L. (2009). Местная религия в Северном Китае в двадцатом веке структура и организация общинных ритуалов и убеждений (PDF) . Лейден; Бостон: Брилл. ISBN 9789047429364 Полем Архивировано из оригинала (PDF) 2015-06-16 . Получено 2016-07-22 .
- Pregadio, Fabrizio (2013). Энциклопедия даосизма . Routledge. ISBN 978-1135796341 Полем Два тома: 1) Al; 2) LZ.
- Солнце, Xiaochun; Kistemaker, Jacob (1997). Китайское небо во время Хана: созвездие звезды и общество . Брилль ISBN 9004107371 .
- Яо, Синьчхон (2010). Китайская религия: контекстуальный подход . Лондон: A & C Black. ISBN 9781847064752 .
- Zhong, Xinzi (2014). Реконструкция религиозной философии Чжу Си, вдохновленная Лейбнизом: естественное богословие небес (тезис). Открытый доступ к тезисам и диссертациям. Гонконгский баптистский университет Институциональный хранилище. Архивировано из оригинала (PDF) 2018-02-28.
- Zhao, Dunhua (2012), «Китайский путь к политеизму», в Ван, Робин Р. (ред.), Китайская философия в эпоху глобализации , Suny Press, ISBN 978-0791485507
- Чжоу, Джикси (2005). «Старые китайцы"*tees "и прото-индоевропейский"*deus ": сходство в религиозных идеях и общий источник в лингвистике" (PDF) . Китайско-платонические документы (167). Виктор Х. Мэйр.
- Зи Ян (2012-08-01). Знаменитые храмы в Китае . Пекин: Time Publishing and Media Co., Ltd. ISBN 978-7-5461-3146-7 .