Сикорский H-34
Сикорский Н-34/С-58 | |
---|---|
Армия США CH-34 | |
Роль | Вертолет |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Сикорский Самолет |
Первый полет | 8 марта 1954 г. |
Введение | 1954 |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | Армия США ВМС США Корпус морской пехоты США |
Произведено | 1954–1970 [ 1 ] (Зарубежное производство производных и подтипов продолжалось по лицензии после прекращения производства Sikorsky.) |
Количество построенных | 2,340 [ 2 ] |
Разработано на основе | Сикорский H-19 Чикасо |
Развитый в | Вестленд Уэссекс |
Sikorsky H-34 (фирменное обозначение S-58 ) — американский с поршневым двигателем, военный многоцелевой вертолет первоначально разработанный компанией Sikorsky как противолодочный самолет (ПЛО) для ВМС США . Являясь развитием меньшего Sikorsky H-19 Chickasaw (S-55), H-34 первоначально был оснащен радиальным двигателем , но позже был адаптирован для работы с турбиной британским лицензиатом как Westland Wessex и Sikorsky как S- 58Т. H-34 также производился по лицензии во Франции компанией Sud Aviation .
H-34 был одним из первых успешных военных вертолетов общего назначения, служивших на всех континентах в вооруженных силах 25 стран. Он участвовал в боях в Доминиканской Республике, Никарагуа, в Шестидневной войне , войне во Вьетнаме и войне в Алжире , где французские ВВС использовали его как пионера современной тактики воздушного нападения . Это был последний вертолет с поршневым двигателем, который эксплуатировался Корпусом морской пехоты США (USMC), который был заменен типами с турбинными двигателями, такими как UH-1 Huey и CH-46 Sea Knight ; в морской пехоте США H-34 часто называли «HUS» по первоначальному обозначению на этой службе. Всего с 1953 по 1970 год было произведено 2340 H-34, включая лицензионное производство в Великобритании и Франции. [ 2 ]
Хотя к концу 20-го века большинство вооруженных сил сняли H-34, этот тип по-прежнему ограниченно используется в гражданских целях в качестве транспорта и внешнего грузового подъемника, а некоторые из них были восстановлены и использовались как боевые птицы .
Разработка
[ редактировать ]В начале 1950-х годов Сикорский разработал S-58, улучшенную версию S-55, которая поступила на вооружение США под названием H-19. В 1952 году ВМС США заключили контракт на S-58, поступивший на вооружение как HUS-1, армия разместила контракт в 1955 году как H-34, а Корпус морской пехоты - в 1957 году (как HUS-1). [ 3 ] В 1962 году эти имена были стандартизированы до H-34 с дополнительными префиксами и буквами в соответствии с этой системой обозначения США. [ 4 ] Компания Westland уже создала версию предшественника S-58, S-55, под названием Westland Wirlwind , а затем продолжила производство версии S-56 с турбинным двигателем под названием Westland Wessex . [ 4 ]
Sikorsky S-58 был разработан как удлиненная и более мощная версия Sikorsky Model S-55, или UH-19 Chickasaw , с аналогичной носовой частью, но с хвостовой частью задней части фюзеляжа и шасси, а не с высокорасположенным. хвостик, узор из 4 столбиков. Он сохранил носовой радиально-поршневой двигатель с ведущим валом, проходящим через кабину, расположенную высоко над грузовым отсеком.
Первый полет самолета состоялся 8 марта 1954 года. Первый серийный самолет был готов в сентябре и поступил на вооружение ВМС США, первоначально получивший обозначение HSS-1 Seabat (в противолодочной конфигурации) и HUS-1 Seahorse (в транспортном средстве общего назначения). конфигурация) в соответствии с системой обозначения ВМС США для самолетов ВМС США, Корпуса морской пехоты США (USMC) и береговой охраны США (USCG). Армия и Корпус морской пехоты США заказали его соответственно в 1955 и 1957 годах. В соответствии с системой обозначения самолетов армии США , также используемой ВВС США , вертолет получил обозначение H-34 . название «Чокто» Армия США также присвоила вертолету . В 1962 году в соответствии с новой единой системой обозначения самолетов Министерства обороны США Seabat был переименован в SH-34 , Seahorse — в UH-34 , а Choctaw — в CH-34 .
Роли включали в себя служебный транспорт, противолодочную борьбу, поисково-спасательные операции и VIP- транспорт. В стандартной конфигурации транспортные версии могли перевозить от 12 до 16 военнослужащих или восемь носилок, если они использовались в роли медицинской эвакуации , в то время как VIP-транспорты перевозили значительно меньше людей с гораздо большим комфортом.
Всего в США было построено 135 H-34 и собрано компанией Sud-Aviation во Франции, 166 произведено по лицензии во Франции компанией Sud-Aviation для ВВС, ВМС и армейской авиации (ALAT).
CH-34 также был построен и разработан по лицензии с 1958 года в Соединенном Королевстве компанией Westland Aircraft как с турбовальным двигателем Wessex , который использовался Королевским флотом и Королевскими военно-воздушными силами . Корабль RN Wessex был оснащен вооружением и противолодочной техникой для использования в противолодочных целях. ВВС Великобритании использовали «Уэссекс» с турбовальными двигателями в качестве воздушного и морского спасательного вертолета и в качестве транспортера войск. Уэссексы также экспортировались в другие страны и производились для гражданского использования.
Операционная история
[ редактировать ]Поступивший на вооружение в 1950-х годах, этот тип выполнял множество функций в конце 20 века.
Этот тип был международным и коммерческим.
Алжирская война
[ редактировать ]Вертолеты, используемые легкой авиацией французской армии (ALAT), в том числе Sikorsky H-34, налетали в Алжире более 190 000 часов (только H-21 — более 87 000 часов) и помогли эвакуировать более 20 000 французских комбатантов из зоны боевых действий. в том числе около 2200 ночью. К моменту окончания войны в Алжире восемь офицеров и 23 унтер-офицера АЛАТ были убиты.
Использование вооруженных вертолетов во время войны в Алжире в сочетании с транспортными вертолетами, которые могут перебрасывать войска на территорию противника, породило некоторые современные тактики аэромобильной войны . [ 5 ]
Вьетнамская война
[ редактировать ]Французские оценки сообщаемых уязвимостей CH-34 от наземного огня, возможно, повлияли на решение армии США развернуть во Вьетнаме CH-21 Shawnee вместо CH-34 в ожидании введения в широкую эксплуатацию Bell UH-1 Iroquois . H-34 армии США не участвовали во Вьетнаме и не летали в роли штурмовых вертолетов, но определенное количество было поставлено ВВС Республики Вьетнам (RVNAF). Они мало использовались из-за отсутствия запасных частей и технического обслуживания. [ 6 ]
Его более высокая доступность и надежность из-за его простоты по сравнению с более новыми вертолетами побудили морских пехотинцев запросить его по имени. Фразы «дайте мне HUS», «дайте мне HUS» и «вырежьте мне HUS» вошли в обиход Корпуса морской пехоты США и использовались даже после того, как этот тип больше не использовался, чтобы означать «выручите меня». [ 7 ]
USMC H-34 также были одними из первых боевых вертолетов, прошедших испытания на театре военных действий, они были оснащены временным комплектом-1 (TK-1) , состоящим из двух пулеметов M60C и двух 19-зарядных 2,75-дюймовых ракетных блоков. Операции были встречены со смешанным энтузиазмом, и вооруженные H-34, известные как «Стингеры», были быстро выведены из эксплуатации. Комплект ТК-1 станет основой комплекта ТК-2 , используемого на вертолетах UH-1E морской пехоты США.
H-34 был показан в знаменитом Time Life фоторепортаже «Одна поездка с янки-папой 13» времен начала войны во Вьетнаме фотографа Ларри Берроуза , в котором были изображены этапы катастрофического боевого задания, в ходе которого несколько членов экипажа были ранены или убиты. [ 8 ]
Пост-Вьетнамская война
[ редактировать ]H-34 оставался на вооружении авиационных подразделений армии и морской пехоты США до конца 1960-х годов; в то время он также был стандартным оборудованием в авиационных подразделениях резерва морской пехоты , армейского резерва и национальной гвардии , и в конечном итоге был заменен универсальным вертолетом UH-1 Iroquois . Компания Sikorsky прекратила всю производственную деятельность в 1968 году, всего было построено 1821 экземпляр. [ 9 ] К началу 1970-х годов все вертолеты H-34 были сняты с вооружения армии США; этот тип отличается тем, что является последним вертолетом с поршневым двигателем, эксплуатируемым Корпусом морской пехоты. 3 сентября 1973 года состоялся последний полет USMC UH-34 под номером 147191, который был официально закреплен за штаб-квартирой эскадрильи FMF Pacific, который был доставлен из Квантико, штат Вирджиния, в MCAS New River для размещения на статической экспозиции. [ 10 ] [ 11 ]
Франция
[ редактировать ]Франция закупила первую партию из 134 чокто; они были отправлены в виде комплектов из США и собраны на месте компанией Sud-Aviation . Позже еще 166 самолетов были произведены компанией Sud-Aviation внутри страны; они эксплуатировались легкой авиацией французской армии ( армия ), французской военно-морской авиацией ( военно-морской флот ) и военно-воздушными силами .
Великобритания
[ редактировать ]«Уэссекс» использовался в качестве противолодочного и служебного вертолета в Королевском флоте, а также в качестве транспортного и поисково-спасательного вертолета в Королевских ВВС. Британский Уэссекс участвовал в нескольких конфликтах: Фолклендские острова, Оман, Борнео, Аден и т. д.
Двухтурбинный самолет Wessex прослужил и в 21 веке и был одним из самых долговечных и успешных самолетов типа H-34.
Южный Вьетнам
[ редактировать ]Используется 219-й эскадрильей RVNAF для переброски разведывательных групп MACV-SOG в Лаос. [ 12 ] H-34 был основным вертолетом RVNAF, пока его не заменил Bell UH-1 Huey. [ 13 ]
Южный Вьетнам был захвачен Северным Вьетнамом, и судьба этих самолетов
Израиль
[ редактировать ]После окончания Шестидневной войны израильские С-58 совершили множество боевых вылетов ; эти миссии были в основном направлены против палестинцев, проникающих в Израиль, или против их баз в Иордании. 21 марта 1968 года различные S-58 участвовали в битве при Караме , доставляя израильские войска на театр военных действий и выводя их, а также эвакуируя раненых. Это была последняя эксплуатация S-58, поскольку вскоре он был снят с вооружения и заменен более новыми Bell 205 и Aérospatiale Super Frelon . [ 14 ]
Гражданское использование
[ редактировать ]Грузоподъемности H-34 было достаточно, чтобы поднять космическую капсулу Меркурия . В 1961 году люк корабля «Меркурий-Редстоун 4» был преждевременно отсоединен, и капсула наполнилась морской водой. Дополнительный вес оказался слишком велик для H-34, и капсула Liberty Bell 7 была экстренно выпущена и затонула на глубокой воде. [ 15 ] оставаясь на дне океана до 1999 года .
В 1970 году компания Sikorsky создала производственную линию по переработке существующих самолетов S-58 в конфигурацию S-58T, заменив двигатель R-1820 парой Pratt & Whitney Canada PT6T -3 Twin-Pac турбовальных двигателей ; Компания Sikorsky получила Федерального управления гражданской авиации сертификат типа на переоборудование в апреле 1971 года. Переоборудование повысило безопасность, позволив самолету продолжать полет после отказа двигателя, а также значительно улучшило его горячие и высокие характеристики; тогда как Р-1820 мог обеспечить полную мощность только до высоты 700 футов (210 м), спаренные ПТ-6 обеспечивают полную мощность до 6000 футов (1800 м), а С-58Т может летать с максимальной полной массой. до 5000 футов (1500 м). Сертификат типа на С-58Т был продан компании California Helicopter International в 1981 году. [ 16 ]
В конце 1980-х и начале 1990-х годов вертолеты S-58T эксплуатировались компанией New York Helicopters на регулярных пассажирских авиалиниях между международным аэропортом имени Джона Кеннеди и на Восточной 34-й улице вертолетной площадкой в Нью-Йорке . [ 17 ]
В начале 1970-х годов компания Orlando Helicopter Airways разработала новую гражданскую модификацию S-55/H-19, Heli-Camper , переоборудованный кемпер , со встроенной мини-кухней и спальными местами для четырех человек. [ 18 ] Позже в том же десятилетии Орландо разработал более крупную версию на базе S-58 и участвовал в совместных усилиях с популярным американским производителем транспортных средств для отдыха (RV) Winnebago Industries по продаже обоих самолетов под названием Winnebago Heli-Home . Версия S-58 имела большую кухню, спальные места для шести человек, мини-бар и развлекательную систему; предлагались дополнительные поплавки для десантных операций . Самолеты были представлены в нескольких популярных американских журналах и, как сообщается, привлекли большое количество людей на выставках автодомов и в дилерских центрах, но их высокая закупочная цена вместе с ростом цен на топливо в 1970-х годах привели к очень ограниченным продажам; Производство не документировано, но оценивается всего в шесть или семь версий С-55 и С-58 вместе взятых. [ 19 ]
Варианты
[ редактировать ]- Н-34А
- Версия HSS-1 для армии США с двигателем R-1820-84 мощностью 1525 л.с., переименованная в CH-34A в 1962 году, построено 359 самолетов и 21 передан из ВМС США.
- JH-34А
- Обозначение H-34A, использовавшегося для испытаний оружия.
- ВХ-34А
- Штабно-транспортная переделка Н-34А.
- Н-34Б
- H-34A, переоборудованный с изменениями деталей, в 1962 году стал CH-34B.
- Н-34С
- Конструкция H-34B с изменениями в деталях, преобразованная из H-34A, в 1962 году стала CH-34C.
- JH-34C
- Обозначение CH-34C, используемого для испытаний оружия.
- ВХ-34С
- Штатно-транспортные модификации CH-34C.
- HH-34D
- Обозначение применяется к самолетам с серийными номерами ВВС США, подлежащим передаче по MAP и MDAP .
- ЛХ-34Д
- HUS-1L переименован в 1962 г.
- UH-34D
- HUS-1 переименован в 1962 г. и построено 54 новых.
- ВХ-34Д
- HUS-1Z переименован в 1962 г.
- UH-34E
- HUS-1A переименован в 1962 г.
- HH-34F
- HUS-1G переименован в 1962 г.
- ЯШ-34Г
- YHSS-1 переименован в 1962 г.
- Ш-34Г
- HSS-1 переименован в 1962 г.
- Ш-34Н
- HSS-1F переименован в 1962 г.
- ЯШ-34ДЖ
- YHSS-1N переименован в 1962 г.
- Ш-34ДЖ
- HSS-1N переименован в 1962 г.
- UH-34J
- Ш-34Д без противолодочного оборудования для грузовых и учебных целей.
- HH-34J
- Бывшие USN UH-34J, находящиеся на вооружении ВВС США.
- VH-34J
- Штабно-транспортная переделка Ш-34Дж.
- XHSS-1 Ассистент
- Три Sikorsky S-58 для оценки ВМС США, в 1962 году переименованные в YHSS-1, а затем в YSH-34G.
- HSS-1 Ассистент
- Серийная противолодочная модель для ВМС США, переименованная в SH-34G в 1962 году, построено 215 штук.
- HSS-1F Помощник
- Один HSS-1 с двумя двигателями YT-58-GE в качестве летающего испытательного стенда, переименованный в SH-34H в 1962 году.
- YHSS-1N Ассистент
- Один HSS-1 переоборудован в прототип HSS-1N, переименованный в YSH-34J в 1962 году.
- HSS-1N Ассистент
- Ночная/плохая погодная версия HSS-1 с улучшенной авионикой и автопилотом, переименованная в SH-34J в 1962 году, построено 167 самолетов (дополнительно 75 планеров HSS-1 были построены по стандарту CH-34C для Западной Германии).
- HUS-1 Морской конёк
- Транспортная версия HSS-1 для Корпуса морской пехоты США, переименованная в UH-34D в 1962 году, построено 462 экземпляра.
- HUS-1A Морской конек
- Сорок HUS-1 с понтонами-амфибиями, переименованными в UH-34E в 1962 году.
- HUS-1G Морской конек
- Версия HUS-1 береговой охраны США, переименованная в HH-34F в 1962 году, построено шесть.
- HUS-1L Морской конек
- Четыре HUS-1, переоборудованные для операций в Антарктике с VXE-6 , переименованные в LH-34D в 1962 году.
- HUS-1Z Морской конек
- Семь HUS-1 с VIP-интерьером для Главного летного отряда, переименованные в VH-34D в 1962 году.
- СН-126
- Канадское военное обозначение S-58B.
- С-58А
- Коммерческое обозначение базового грузового варианта, сертифицировано в 1956 г.
- С-58Б
- Коммерческое обозначение улучшенного грузового варианта, сертифицировано в 1956 г.
- С-58С
- Версия коммерческого пассажирского транспорта/авиалайнера, сертифицирована в 1956 г.
- С-58Д
- Версия коммерческого авиалайнера/грузового самолета, сертифицирована в 1961 году.
- С-58Э
- Сертифицирован в 1971 году.
- С-58Ф
- В 1972 году сертифицирован вариант С-58Б с увеличенной максимальной массой.
- С-58Г
- В 1972 году сертифицирован вариант С-58С с увеличенной максимальной массой.
- С-58Н
- В 1972 году сертифицирован вариант С-58Д с увеличенной максимальной массой.
- С-58Дж
- В 1972 году сертифицирован вариант С-58Э с увеличенной максимальной массой.
- С-58Т
- Коммерческий переход на турбовальный двигатель с использованием турбовального двигателя Pratt & Whitney Canada PT6T -3 Twin-Pac со специальным носовым обтекателем и характерными сдвоенными прямоугольными воздухозаборниками, обозначения относятся к оригинальной модели:
- С-58БТ
- Конверсия С-58Б с турбовальным двигателем
- С-58ДТ
- Конверсия С-58Д с турбовальным двигателем
- С-58ЭТ
- Конверсия С-58Э с турбовальным двигателем
- С-58ФТ
- Конверсия С-58Ф с турбовальным двигателем
- С-58ХТ
- Конверсия С-58Н с турбовальным двигателем
- С-58ДжТ
- Конверсия S-58J с турбовальным двигателем
- Орландо Хели-Кампер / Виннебаго Хели-Хоум
- Переоборудование автодома компаниями Winnebago Industries и Orlando Helicopter, оснащенное двигателем Wright Cyclone R-1820-24. [ 19 ]
- Орландо Авиалайнер
- Коммерческая конверсия. 18-местный пассажирско-транспортный вертолет.
- Вестленд Уэссекс
- Лицензионное производство и разработка в Великобритании .
Операторы
[ редактировать ]- Испания
- Эйр Америка [ 40 ]
- ВВС США [ 41 ]
- Армия США [ 1 ]
- Корпус морской пехоты США [ 1 ]
- ВМС США [ 1 ]
- Береговая охрана США [ 1 ] [ 42 ]
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- 27 июля 1960 года рейс 698 авиакомпании Chicago Helicopter Airways, самолет S-58C, зарегистрированный N879, врезался в кладбище Форест-Хоум в Форест-Парке, штат Иллинойс , США, в результате чего погибли 11 пассажиров и два члена экипажа. Следствие пришло к выводу, что вертолет стал неуправляемым в результате разрушения конструкции в полете, вызванного усталостным разрушением лопасти несущего винта . [ 44 ]
- 14 ноября 1971 года Sikorsky SH-34J, A-062 ВМС Уругвая потерял управление после попытки поднять наземную машину на авиашоу, вертолет упал на землю, врезавшись в другой вертолет Sikorsky SH-34J. Сломанные лопасти полетели прямо в зрителей авиашоу, убив восемь человек и серьезно ранив и покалечив еще как минимум 40 человек. Из-за нестабильной политической ситуации в стране в то время расследование аварии не проводилось. Несколько лет спустя выявилось множество нарушений: состояние вертолета было неудовлетворительным, когда он был приобретен ВМС Уругвая, использованное топливо было неподходящим, температура в день катастрофы была слишком высокой для попытки поднять тяжелый груз, а также - Пилотом вертолета был пилот самолета, не имеющий опыта управления винтокрылыми самолетами. [ 45 ]
- 10 июля 2002 г. Sikorsky S-58ET, N580US (серийный номер 58-1673, построен в 1963 году) хвостовым колесом ударил по линиям электропередачи, разорвав самолет надвое над озером Бруквилл, штат Индиана. Один член экипажа погиб; два других члена экипажа были спасены лодочниками. Самолет эксплуатировался компанией Midwest Helicopter Airways из Хинсдейла, штат Иллинойс, и был зарегистрирован в компании Midwest Truxton International из Берр-Ридж, штат Иллинойс. «Основываясь на опросах свидетелей и выживших пилотов, не было обнаружено никаких признаков каких-либо механических неисправностей», - сказал SGT. Стив Комер из полиции штата Индиана. Отчет об аварии NTSB № CHI02FA189 [ 46 ]
- 13 марта 2011 г. у Sikorsky S-58ET, N33602, отказал двигатель, он снизился и отклонился от стены офисного здания в Эль-Сегундо, Калифорния, поднимая с крыши внешний блок кондиционирования воздуха. Коммерческий пилот получил серьезные ранения, а вертолет был существенно поврежден и сгорел в результате пожара. Вертолет был зарегистрирован на Heli Flight, Inc. и эксплуатировался компанией Aris Helicopters. [ 47 ]
Самолет на выставке
[ редактировать ]Канада
[ редактировать ]- 130761 - H34C на хранении в Музее Рейнольдса-Альберты в Ветаскиуне, Альберта. [ 48 ]
Чили
[ редактировать ]- Naval 52 - SH-34J на статической экспозиции в аэропорту Винья-дель-Мар в Винья-дель-Мар, Вальпараисо . Этот планер стал вторым из двух, полученных ВМС Чили , и впервые после реставрации был выставлен на выставке Exponaval 2014. [ 49 ] Ранее он был выставлен в средней школе Альберто Видмера. [ 50 ]
Франция
[ редактировать ]- HSS-1, № 182, выставлен на военно-морской базе д'Йер, военной части аэропорта Тулон-Йер во Франции. [ 51 ] Прослуживший до 1977 года в составе 31-й эскадрильи, это был один из последних действующих H-34 во французской военно-морской авиации . Сейчас отреставрированный № 182 окрашен в типичный темно-синий цвет, характерный для вертолетов ВМС Франции того периода. [ 52 ]
Германия
[ редактировать ]- 80+73 — SH-34G на статической экспозиции в Немецком музее в Мюнхене, Бавария . [ 53 ] [ 54 ]
- 81+09 – H-34 GIII на статической экспозиции в Hubschraubermuseum Bückeburg в Бюкебурге, Нижняя Саксония . [ 55 ] [ 56 ]
- 58-0356 - S-58C на статической экспозиции в Музее автомобилей и техники Зинсхайма в Зинсхайме, Баден-Вюртемберг . [ 57 ]
Индонезия
[ редактировать ]- H-3402 - UH-34 на статической экспозиции в музее Диргантара Мандала в Джокьякарте . [ 58 ] [ 59 ]
- H-3404 - S-58T на статической экспозиции возле музея Диргантара Мандала в Джокьякарте. [ 60 ] [ 61 ]
- H-3415 — S-58T на статической экспозиции перед авиабазой Атанг Сенджая в Богоре . [ 62 ] [ 63 ]
Нидерланды
[ редактировать ]- Бывший SH-34J Seabat Королевских ВМС Нидерландов с опознавательным номером 134, летавший с военно-морской аэродрома Валкенбург, выставлен со сложенными лопастями и хвостовым оперением в недавно открытом «Национальном военном музее», расположенном на бывшей авиабазе Состерберг . Ранее самолет выставлялся в музее Национальных ВВС в Камп-Зейсте, который с тех пор закрылся. [ 64 ]
Таиланд
[ редактировать ]- H4k-64/30 - Тип 4A на статической экспозиции в Музее Королевских ВВС Таиланда в Бангкоке, Бангкок . [ 65 ] [ 66 ]
- Неизвестный идентификатор - Тип 4 на статической экспозиции в Королевском музее ВВС Таиланда в Бангкоке, Бангкок. [ 65 ] [ 67 ]
Филиппины
[ редактировать ]- 153131 — UH-34D на статической экспозиции в Аэрокосмическом музее ВВС Филиппин на авиабазе Вилламор , Пасай . [ 68 ]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]- 138460 — UH-34D на статической экспозиции в Музее авиации и космонавтики «Эвергрин» в Макминнвилле, штат Орегон . [ 69 ] [ 70 ] [ нужен лучший источник ]
- 143937 — UH-34D на статической экспозиции в Музее боевых птиц Эстрелла в Пасо Роблес, Калифорния . [ 71 ] [ 72 ]
- 143939 — H-34A на статической экспозиции в музее USS Midway в Сан-Диего, Калифорния . [ 73 ] [ 74 ]
- 145694 - UH-34J на статической экспозиции в Музее авиации Wings of Freedom в Хоршэме, штат Пенсильвания . Этот планер был построен в октябре 1958 года и восстановлен в апреле 1995 года. [ 75 ] [ 76 ]
- 145717 - LH-34D на статической экспозиции в Музее авиации Новой Англии в Виндзор-Локс, Коннектикут . [ 77 ]
- 145728 — HUS-1A Seahorse на статической выставке в оригинальных цветах ВМФ в Техасском музее авиации — отделение Стинсона в муниципальном аэропорту Стинсон в Сан-Антонио , штат Техас.
- 147171 - UH-34D на статической экспозиции на вьетнамской экспозиции рядом с военным кораблем USS Yorktown в Военно-морском музее Патриотс-Пойнт в Чарльстоне, Южная Каролина . [ 78 ] [ 79 ]
- 147173 — UH-34D на хранении в Авиационно-космическом центре Коннектикута в Стратфорде, штат Коннектикут . [ 80 ] [ 81 ]
- 147191 - VH-34D выставлен на статической выставке в Мемориале авиации Нью-Ривер у главных ворот авиабазы морской пехоты Нью-Ривер в Джексонвилле, Северная Каролина . [ 82 ] Этот планер стал последним летающим H-34 Корпуса морской пехоты США в 1973 году. [ 83 ]
- 148002 - SH-34J на статической экспозиции в Музее авиации Пуэбло-Вейсброд в Пуэбло, штат Колорадо . [ 84 ] [ 85 ]
- 148764 — UH-34D на статическом дисплее на объединенной резервной базе военно-морской авиабазы Форт-Уэрт (бывшая авиабаза Карсвелл ) недалеко от Форт-Уэрта, штат Техас . [ 86 ]
- 148768 - UH-34D на статической экспозиции в Центре Удвар-Хази Национального музея авиации и космонавтики в Шантильи, Вирджиния . [ 87 ]
- 148963 — HH-34J на статической экспозиции в Тихоокеанском музее авиации в Гонолулу, Гавайи . [ 88 ]
- 150213 - UH-34D на статической экспозиции в Музее авиации Форт-Уэрта в Форт-Уэрте, штат Техас . Ранее в Музее полетов Кавано. [ 89 ]
- 150219 - UH-34D на статической экспозиции в Музее авиации Flying Leatherneck в Сан-Диего, Калифорния . [ 90 ] [ 91 ]
- 150227 - UH-34D на статической экспозиции в Национальном музее военно-морской авиации на авиабазе ВМС Пенсакола , Флорида. [ 92 ] [ 93 ]
- 150255 — UH-34D на статической экспозиции в Музее авиации «Крылья и роторы» в Мурриете, Калифорния . [ 94 ] [ 95 ] [ 96 ]
- 150553 - UH-34D на статической экспозиции в музее USS Hornet на бывшей военно-морской авиабазе Аламеда в Аламеде, Калифорния . Этот планер поступил на вооружение в августе 1963 года и был подарен музею в 2003 году Музеем авиации и космонавтики Пима. [ 97 ]
- 150570 — UH-34D на статической экспозиции в Национальном музее морской пехоты в Трайангле, Вирджиния . [ 98 ] [ 99 ]
- 154895 - UH-34D на статической экспозиции в Музее авиации Палм-Спрингс в Палм-Спрингс, Калифорния . [ 100 ] [ 101 ]
- 53-4477 - CH-34G на статической экспозиции в музее Летно-испытательного центра ВВС на базе ВВС Эдвардс в Эдвардсе, Калифорния . [ 102 ] [ 103 ]
- 53-4526 — CH-34A на хранении в Музее армейской авиации США недалеко от Дейлвилля, штат Алабама . [ 104 ]
- 53-4544 - CH-34C на статической экспозиции в музее и историческом месте Кэмп-Сан-Луис-Обиспо в Сан-Луис-Обиспо, Калифорния . [ 105 ] [ 106 ]
- 54-0914 — CH-34C на статической экспозиции в Военном музее Рассела в Зайоне, штат Иллинойс . [ 107 ] [ 108 ]
- 55-4496 — CH-34C на хранении в Музее авиации Каролины в Шарлотте, Северная Каролина . [ 109 ] Этот планер ранее выставлялся во Флорентийском музее авиации и ракетного вооружения во Флоренции, Южная Каролина . [ 110 ] [ 111 ]
- 56-4320 - VH-34C на статической экспозиции в Музее армейской авиации США недалеко от Дейлвилля, Алабама . [ 112 ] [ 113 ]
- 57-1684 — VH-34C на статической экспозиции в Музее авиации и космонавтики Пима , примыкающем к базе ВВС Дэвис-Монтан в Тусоне, штат Аризона . [ 114 ]
- 57-1698 – CH-34A на статической экспозиции в Музее оружия и доспехов Аллегейни в Сметпорте, штат Пенсильвания . Этот планер ранее выставлялся в Intrepid Sea, Air & Space Museum в Нью-Йорке, штат Нью-Йорк . [ 115 ]
- 57-1705 — CH-34C на статической экспозиции на базе ВВС Трэвис недалеко от Фэрфилда, Калифорния . [ 116 ]
- 57-1708 - CH-34C на статической экспозиции в Музее авиации Тихоокеанского побережья в Санта-Розе, Калифорния . [ 117 ] [ 118 ]
- 57-1725 — VH-34C на статической экспозиции в Транспортном музее армии США недалеко от Ньюпорт-Ньюса, штат Вирджиния . [ 119 ] [ 120 ]
Технические характеристики (H-34 Чокто)
[ редактировать ]Данные Jane's All the World's Aircraft, 1958-59 гг. [ 121 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Вместимость: 12 военнослужащих (H-34A) / 18 военнослужащих (H-34C) / 8 носилок.
- Длина: фюзеляж 47 футов 2 дюйма (14,38 м)
- Вращаются роторы длиной 56 футов 8,5 дюймов (17 м) [ нужна ссылка ]
- Высота: 14 футов 3,5 дюйма (4,356 м)
- Пустой вес: 7646 фунтов (3468 кг)
- Полная масса: 11 867 фунтов (5 383 кг)
- Максимальный взлетный вес: 13 300 фунтов (6033 кг)
- Запас топлива: 198–307 галлонов США (165–256 имп галлонов; 750–1160 л)
- Силовая установка: 1 × Wright R-1820-84 Cyclone , мощностью 1525 л.с. (1137 кВт) на взлете.
- 1275 л.с. (951 кВт) МЕТО на 5 минут
- Диаметр несущего винта: 56 футов 0 дюймов (17,07 м)
- Площадь несущего винта: 2463 кв. футов (228,8 м ). 2 ) * Секция лезвия: – NACA 0012 [ 122 ]
Производительность
- Максимальная скорость: 122 миль в час (196 км/ч, 106 узлов) [ 123 ]
- Крейсерская скорость: 97 миль в час (156 км/ч, 84 узла) [ 123 ]
- Диапазон: 190 миль (310 км, 170 миль)
- Практический потолок: 12 000 футов (3700 м)
- Потолок зависания IGE: 9600 футов (2926 м) ( H-34A )
- Потолок зависания ОГЭ: 5500 футов (1676 м) ( H-34A )
- Скорость набора высоты: 1500 футов/мин (7,6 м/с) на уровне моря.
- Вертикальная скорость набора высоты: 600 футов/мин (3,05 м/с) на уровне моря.
Вооружение
Заметные выступления в СМИ
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и «С58 (Ч-34, УХ-34, ВХ-34, Ш-34, НН-34, С-58А, С, Д, С-58Т)». История продукции Sikorsky . Проверено: 5 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Н-34». Архивировано 11 декабря 2016 г. на сайте Wayback Machine Warplanes.net. Проверено: 19 мая 2024 г.
- ^ «Sikorsky S-58 - Исторический архив Игоря Сикорского» . Проверено 7 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Сикорский С-55, С-56 и С-58» . www.airvectors.net . Проверено 7 августа 2024 г.
- ^ вертолеты во время войны в Алжире , Военная история
- ^ Меско 1984, стр. 4–6.
- ^ Неудача 1995, с. 9.
- ^ Берроуз, Ларри (16 апреля 1965 г.). «Одна поездка с папой Янки 13» . Жизнь . 24-34С . Проверено 28 января 2023 г.
{{cite magazine}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Эндрес, Вертолетные рынки и системы Гюнтера Г. Джейна . Колсдон, Суррей, Великобритания: Информационная группа Джейн, 1996. ISBN 978-0-7106-1363-9 .
- ^ Неудача 1995, с. 127.
- ^ МОРСКИЕ МОРСКИЕ И ВЕРТОЛЕТЫ, 1962–1973 гг. [ постоянная мертвая ссылка ] , стр. 127–128, получено 9 декабря 2014 г.
- ^ Через забор, Джон Страйкер Мейер
- ^ Вьетнамские ВВС, 1951–1975. Анализ его роли в бою и четырнадцать часов на острове Тан. Том 3, монографии ВВС США в Юго-Восточной Азии, серии 4 и 5. Вашингтон, округ Колумбия: Управление истории ВВС, 1985.
- ^ Ганстон 1982, с. 92.
- ^ Уэйд, Марк. «Меркурий МР-4». astronautix.com, 29 апреля 2009 г. Получено (из архива): 26 июля 2011 г.
- ^ Дивайн, Винни (июнь 2011 г.). «Архив Сикорского/С-58» . История продукции Sikorsky . Исторический архив Игоря Сикорского . Проверено 29 июля 2022 г.
- ^ Браун, Аллан. «S-58ET с вертолета Нью-Йорка». авиалайнеры.нет. Проверено: 17 января 2011 г.
- ^ Дивайн, Винни (ноябрь 2012 г.). «Вертолет С-55/Н-19/HO4S/HRS» . История продукции Sikorsky . Исторический архив Игоря Сикорского . Проверено 7 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Чайлз, Джеймс Р. (январь 2012 г.). «Летающий Виннебаго» . Журнал «Авиация и космос» . Проверено 28 июля 2022 г.
- ^ "Н-58." Аргентинские ВВС . Проверено: 7 марта 2013 г.
- ^ «Мировые ВВС 1968» , Flight International , стр. 48, 11 июля 1968 г. , получено 1 марта 2013 г. - из Flight Global Archive .
- ^ Jump up to: а б с д «Мировые ВВС 1968» , Flight International , стр. 49, 11 июля 1968 г., заархивировано из оригинала 12 июля 2019 г. , получено 1 марта 2013 г. - через Flight Global Archive.
- ^ Гриффин, 1969, стр.17.
- ^ "SH-34J." Армада Чили . Проверено: 7 марта 2013 г.
- ^ "Sikorsky-HSS-1N-(S-58A)". Спрос на СМИ . Проверено: 7 марта 2013 г.
- ^ «ВВС мира, 1981, стр. 332. Flightglobal.com . Дата обращения: 7 марта 2013 г.».
- ^ Jump up to: а б с д «Мировые ВВС 1968» , Flight International , стр. 51, 11 июля 1968 г., заархивировано из оригинала 12 июля 2019 г. , получено 1 марта 2013 г. - через Flight Global Archive.
- ^ «ВВС мира, 1971, стр. 928». Flightglobal.com . Проверено: 7 марта 2013 г.
- ^ "ВВС мира, 1981, стр. 346." Flightglobal.com . Проверено: 7 марта 2013 г.
- ^ «ВВС мира, 2004 г., стр. 65». Flightglobal.com . Проверено: 7 марта 2013 г.
- ^ «Мировые ВВС 1968» , Flight International , стр. 52, 11 июля 1968 г. , получено 7 марта 2013 г. - из Flight Global Archive.
- ^ "ВВС мира, 1968, стр. 52 (м)". Flightglobal.com . Дата обращения: 1 марта 2013 г.
- ^ "= Мировые ВВС, 1971, стр. 932." Flightglobal.com . Проверено: 7 марта 2013 г.
- ^ "Мировые ВВС, 1968, стр. 53." Flightglobal.com . Дата обращения: 1 марта 2013 г.
- ^ «Мировые ВВС 1968» , Flight International , стр. 54, 11 июля 1968 г. , получено 1 марта 2013 г. - из Flight Global Archive.
- ^ «ВВС мира, 1981, стр. 362». Flightglobal.com . Проверено: 7 марта 2013 г.
- ^ "ВВС мира, 1968, стр. 60." Flightglobal.com . Дата обращения: 1 марта 2013 г.
- ^ «ВВС мира, 1981, стр. 377». Flightglobal.com . Проверено: 7 марта 2013 г.
- ^ «Мировые ВВС 1968» , Flight International , стр. 55, 11 июля 1968 г. , получено 7 марта 2013 г. - из Flight Global Archive.
- ^ "Air America: Sikorsky UH-34 (1-я серия)". utdallas.edu . Проверено: 10 августа 2014 г.
- ^ "H-34 ВВС США." Сайт истории вертолетов . Проверено: 7 марта 2013 г.
- ^ "USCG HH-34". История USCG Дата обращения: 7 марта 2013 г.
- ^ "ВВС мира, 1987, стр. 104." Flightglobal.com . Проверено: 7 марта 2013 г.
- ^ «Сводка мировых авиационных происшествий CAA 429 со ссылкой на отчет об авиационных происшествиях Совета гражданской авиации SA-357». Документ CAA Соединенного Королевства.
- ^ "Hélices". Документальный фильм, удостоенный премии
- ^ Chicago Tribune: В результате крушения вертолета погиб человек Вудридж
- ↑ Итоговый отчет об авиационных происшествиях Национального совета по безопасности на транспорте , получено 19 августа 2022 г.
- ^ «Авиация» . Музей Рейнольдса . Правительство Альберты . Проверено 1 декабря 2019 г.
- ^ Ромеро, Альваро (8 декабря 2014 г.). «Представлен Sikorsky SH-34J Seabat Naval 52» . МодоЧарли (на испанском языке) . Проверено 29 октября 2016 г.
- ^ Ромеро, Альваро (август 2008 г.). «Прославленный неизвестный v3.0» . МодоЧарли (на испанском языке) . Проверено 29 октября 2016 .
- ^ "Сикорский из Паливестра". Avions-légendaire.net , 29 июля 2012 г. Дата обращения: 22 августа 2014 г. Дата обращения: 13 марта 2015 г.
- ^ "Sikorsky H-34 и HSS-1". Старые вертолеты во Франции , 22 августа 2014 года. Дата обращения: 13 марта 2015 года.
- ^ «Сикорский С-58 (Н-34 G)» . Немецкий музей . Архивировано из оригинала 29 октября 2016 года . Проверено 29 октября 2016 г.
- ^ «Досье на планер – SikorskyS-58/H-34/HSS/Wessex, серийный номер 80+73 Marineflieger, серийный номер 58-1557» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 29 октября 2016 г.
- ^ «Сикорский С-58 (Н-34 GIII)» . Музей Хубшраубер, Букебург . Архивировано из оригинала 24 мая 2020 года . Проверено 29 октября 2016 г.
- ^ «Досье на планер – SikorskyS-58/H-34/HSS/Wessex, серийный номер 81+09 Heeresfliegertruppe, серийный номер 58-1679» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 29 октября 2016 г.
- ^ «Файлы планера — Sikorsky S-58C, серийный номер B-11 FABe, серийный номер 58-0356, серийный номер D-HAUF» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Получено 29 октября.
- ^ «H-5802 | Sikorsky UH-34D Seahorse | Индонезия – ВВС | Тимо ван Дейк» . ДжетФото . Проверено 2 марта 2022 г.
- ^ "Sikorsky S-58T Twin Pack: Вертолет Кипрра "Кодот" TNI AU" . Индомилитер.com . 21 мая 2015 года . Проверено 2 марта 2022 г.
- ^ «H-3404 | Sikorsky S-58T | Индонезия – ВВС | Арджун Саруп» . ДжетФото . Проверено 2 марта 2022 г.
- ^ «В Аэрокосмическом музее Джокьякарты Мандала есть вертолет «Кодот» . Indomilitary.com . 23 ноября 2017 года . Проверено 2 марта 2022 г.
- ^ «Заменяя PZL MS-1, «Кодот» становится новым символом памятника авиабазе Атанг Сенджаджа» . Обзор воздушного пространства . 6 марта 2018 года . Проверено 2 марта 2022 г.
- ^ «[Фотографии] Памятник чокто Сикорскому H-34» . Прекрасный Богор . 24 октября 2018 года . Проверено 2 марта 2022 г.
- ^ «SH-34J / 134» . Архивировано 15 октября 2017 года в Wayback Machine NMM. Получено: 14 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Корпус 5: Вертолеты и последний винтовой истребитель» . Музей Королевских ВВС Таиланда . Архивировано из оригинала 26 октября 2013 года . Проверено 29 октября 2016 г.
- ^ «Досье на планер – SikorskyS-58/H-34/HSS/Wessex, серийный номер H4k-64/30 RTAF, c/n 58-1117, c/r N1170U» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 29 октября 2016 г.
- ^ «Досье на планер – Sikorsky UH-34D Seahorse, c/n 58-1683» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca.
- ^ «Досье по планеру — Sikorsky UH-34D Seahorse, серийный номер 153131 USN, серийный номер 58-1769» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 8 ноября 2016 г.
- ^ «Вертолеты» . Кампус музея Эвергрин . Эвергринский музей. Архивировано из оригинала 31 мая 2017 года . Проверено 29 октября 2016 г.
- ^ «Досье на планер – SikorskyS-58/H-34/HSS/Wessex, серийный номер 138460 USN» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 29 октября 2016 г.
- ^ «Сикорский UH-34D Чокто» . Музей боевых птиц Эстрелла . Проверено 21 мая 2018 г.
- ^ «Досье на планер – Sikorsky UH-34J Seabat, серийный номер 143937 USN, c/n 58-0707, c/r N85128» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 21 мая 2018 г.
- ^ «Н-34 Сибат» . Музей военного корабля США «Мидуэй» . Военный корабль США «Мидуэй». Архивировано из оригинала 29 октября 2016 года . Проверено 29 октября 2016 г.
- ^ «Досье на планер — Sikorsky H-34A Choctaw, серийный номер 143939 USN, серийный номер 58-0709» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 29 октября 2016 г.
- ^ «SIKORSKY UH-34D «МОРСКАЯ ЛЕТУЯ ЛЕТУЯ» » . Музей авиации «Крылья свободы» Гарольда Ф. Питкэрна . Музей авиации «Крылья свободы» . Проверено 28 октября 2016 г.
- ^ «Досье на планер – Sikorsky SH-34J Seabat, серийный номер 145694 USN, c/r N46920» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 28 октября 2016 г.
- ^ «Sikorsky LH-34D (S-58) 'Сибат' » . Музей авиации Новой Англии . Архивировано из оригинала 29 августа 2016 года . Проверено 29 октября 2016 г.
- ^ «UH-34D SEAHORSE» (PDF) . Патриотс-Пойнт . Проверено 28 октября 2016 г.
- ^ «Досье на планер – Sikorsky UH-34D Seahorse, серийный номер 147171 USN, серийный номер 58-1087» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 29 октября 2016 г.
- ^ «Сикорский UH-34D Чокто» . Центр авиации и космонавтики Коннектикута . Проверено 12 января 2024 г.
- ^ «Досье на планер — Sikorsky UH-34D Seahorse, серийный номер 147173 USMC, c/r N2252X» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 12 января 2024 г.
- ^ Бернс, Сара (1 августа 2013 г.). «Эскадрилья восстанавливает вертолёты довьетнамского производства» . JDNews.com . Джексонвилл, Северная Каролина: GateHouse Media, LLC . Проверено 28 октября 2016 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «c/n 58-1142» . helis.com . Проверено 28 октября 2016 г.
- ^ "SH-34J Морской Конек". Архивировано 25 декабря 2016 г. в Музее самолетов Wayback Machine Pueblo Weisbrod . Проверено: 13 марта 2015 г.
- ^ «Досье на планер — SikorskyS-58/H-34/HSS/Wessex, серийный номер 148002 USN» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 28 октября 2016 г.
- ^ «Досье по планеру — Sikorsky S-58 / H-34 / HSS / Wessex, серийный номер 148764 USMC, серийный номер 58-1315» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 29 октября 2016 г.
- ^ «Sikorsky UH-34D Seahorse» . Смитсоновский национальный музей авиации и космонавтики . Архивировано из оригинала 10 мая 2015 года . Проверено 29 октября 2016 г.
- ^ Панко, Рэй (26 августа 2013 г.). «Sikorsky H-34 Choctaw/Seabat/Seahorse» . Тихоокеанский музей авиации Перл-Харбор . Архивировано из оригинала 27 октября 2016 года . Проверено 28 октября 2016 г.
- ^ «Самолет» . Проверено 4 января 2024 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Список самолетов» (PDF) . Летающие кожаные шеи . Исторический фонд Летающего Лезернека. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 29 октября 2016 г.
- ^ «Досье на планер – Sikorsky UH-34D Seahorse, серийный номер 150219 USN, серийный номер 58-1559» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 29 октября 2016 г.
- ^ «Н-34 МОРСКОЙ БАТ/МОРСКОЙ КОНЬ» . Национальный музей морской авиации . Фонд Музея морской авиации . Проверено 28 октября 2016 г.
- ^ О'Коннелл, Джим. «Пит VX-6». Радиоком.нет. Проверено: 4 сентября 2012 г.
- ^ «СИКОРСКИЙ UH-34D» . Музей авиации «Крылья и роторы» . Архивировано из оригинала 13 ноября 2016 года . Проверено 5 декабря 2016 г.
- ^ «Досье на планер — Sikorsky UH-34D Seahorse, серийный номер 150255 USMC» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 5 декабря 2016 г.
- ^ «Сикорский UH-34D» . Продажи платиновых истребителей . Архивировано из оригинала 15 декабря 2016 года . Проверено 5 декабря 2016 г.
- ^ «UH-34D Морской конёк» . Музей моря, авиации и космонавтики USS Hornet . Военный корабль США «Хорнет». Архивировано из оригинала 29 октября 2016 года . Проверено 28 октября 2016 г.
- ^ Кристи, Бен. «Сикорский UH-34D» . Национальный музей морской пехоты . Проверено 29 октября 2016 г.
- ^ «Досье на планер — Sikorsky UH-34D Seahorse, серийный номер 150570 USN, c/n 58-1699, c/r N19YN» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 29 октября 2016 г.
- ^ «Самолет» . Музей авиации Палм-Спрингс . Проверено 29 октября 2016 г.
- ^ «Досье по планеру — Sikorsky UH-34D Seahorse, серийный номер 154895 USMC, серийный номер 58-1805» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 29 октября 2016 г.
- ^ «Инвентаризация самолетов» . Исторический фонд летных испытаний . Архивировано из оригинала 19 октября 2016 года . Проверено 29 октября 2016 г.
- ^ «Досье на планер — Sikorsky S-58/H-34/HSS/Wessex, серийный номер 57-1726 USAF» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 29 октября 2016 г.
- ^ «Досье на планер – Sikorsky CH-34A, серийный номер 53-4526 США, серийный номер 58-0088» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 29 октября 2016 г.
- ^ «СН-34 «Чокто» » . Калифорнийский военный музей . Проверено 29 октября 2016 г.
- ^ «Досье по планеру – SikorskyS-58/H-34/HSS/Wessex, серийный номер 53-4544 USAF, серийный номер 58-0106» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 29 октября 2016 г.
- ^ «ЭКСПОНТЫ ВОЕННОГО МУЗЕЯ РАССЕЛА» . Военный музей Рассела . Проверено 29 октября 2016 г.
- ^ «Досье по планеру — Sikorsky CH-34C Choctaw, серийный номер 54-0914 США, серийный номер 58-0194» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 29 октября 2016 г.
- ^ «Вертолеты» . Каролинский музей авиации . Архивировано из оригинала 25 июля 2011 года . Проверено 28 октября 2016 г.
- ^ «Досье на планер – Sikorsky CH-34A, серийный номер 55-4496 США, серийный номер 58-0509» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 28 октября 2016 г.
- ^ "c/n 58-509" . helis.com . Проверено 28 октября 2016 г.
- ^ «Вращающееся крыло» . Музей авиации армии США . Фонд музея армейской авиации, Inc. Архивировано из оригинала 5 ноября 2016 года . Проверено 29 октября 2016 г.
- ^ «Досье на планер — Sikorsky VH-34C, серийный номер 56-4320 США, серийный номер 58-718» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 29 октября 2016 г.
- ^ "Чокто". Архивировано 14 июля 2014 года на сайте Wayback Machine Pimaair.org . Проверено: 13 марта 2015 г.
- ^ «Досье по планеру – Sikorsky CH-34A, серийный номер 57-1698 USAF, серийный номер 58-0842, серийный номер N94485» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 29 октября 2016 г.
- ^ «Досье по планеру — Sikorsky CH-34C Choctaw, серийный номер 57-1705 США» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 29 октября 2016 г.
- ^ «Вертолет H-34 Чокто» . Музей авиации Тихоокеанского побережья . Архивировано из оригинала 21 октября 2016 года . Проверено 29 октября 2016 г.
- ^ «Досье по планеру – SikorskyS-58/H-34/HSS/Wessex, серийный номер 57-1708 USAF, серийный номер 58-0868» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 29 октября 2016 г.
- ^ «РУКОВОДСТВЕННЫЙ ЛЕТНЫЙ ОТДЕЛЕНИЕ» . Музей транспорта армии США . Архивировано из оригинала 26 октября 2016 года . Проверено 29 октября 2016 г.
- ^ «Досье по планеру — Sikorsky VH-34C, серийный номер 57-1725 США, серийный номер 58-0910» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 29 октября 2016 г.
- ^ Бриджмен, Леонард, изд. (1958). Самолеты всего мира Джейн, 1958-59 гг . Лондон: Jane's All the World's Aircraft Publishing Co. Ltd., стр. 371–372.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Хардинг, Стивен (1990). Авиация армии США с 1947 года: иллюстрированный справочник . Стиллуотер, Миннесота: Специальная пресса. стр. 234–236. ISBN 0-933424-53-1 .
Библиография
[ редактировать ]- Апостоло, Джорджо. Иллюстрированная энциклопедия вертолетов. Нью-Йорк: Bonanza Books, 1984. ISBN 0-517-439352 .
- Дюк, Р.А. Вертолетные операции в Алжире [Перевод на французский язык]. Вашингтон, округ Колумбия: Департамент армии, 1959.
- Эллиот, Брин (март – апрель 1997 г.). «Медведи в воздухе: перспектива воздушной полиции США». Любитель воздуха . № 68. С. 46–51. ISSN 0143-5450 .
- Фэйлс, Уильям Р. Морская пехота и вертолеты, 1962–1973 гг . Дарби, Пенсильвания: Diane Publishing, 1995. ISBN 0-7881-1818-8 .
- Гриффин, Джон А. Сериалы и фотографии канадских военных самолетов 1920–1968 гг . Оттава, Онтарио, Канада: Queen's Printer, публикация № 69-2, 1969.
- Ганстон, Билл. Иллюстрированный путеводитель по ВВС Израиля . Лондон: Книги Саламандры, 1982. ISBN 978-0-668-05506-2 .
- Лёльетта, Пьер. Святой Михаил и Дракон: Мемуары десантника , Нью-Йорк: Houghton Mifflin, 1964.
- Меско, Джим: Аэромобиль: Вертолетная война во Вьетнаме . Кэроллтон, Техас: Публикации Squadron/Signal Publications, 1984. ISBN 0-89747-159-8 .
- Райли, Дэвид. «Вертолётные операции Франции в Алжире». Вестник морской пехоты , февраль 1958 г., стр. 21–26.
- Шрейдер, Чарльз Р. Первая вертолетная война: логистика и мобильность в Алжире, 1954–1962 гг . Вестпорт, Коннектикут: Praeger Publishers, 1999. ISBN 0-275-96388-8 .
- Спенсер, Джей П. Whirlybirds: История пионеров вертолетной техники в США . Сиэтл, Вашингтон: Вашингтонский университет Press, 1998. ISBN 0-295-97699-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Падин, Нуньес, Хорхе Феликс и Хуан Карлос Чикалеси, ред. Sikorsky S-55/H-19 и S-58/T (аргентинская серия) на испанском языке. Баия-Бланка, Аргентина: Воздушно-морские силы, 2011 г. ISBN 978-987-1682-13-3 .