Хардкор (жанр электронной танцевальной музыки)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2014 г. ) |
Хардкор | |
---|---|
Стилистическое происхождение | |
Культурное происхождение | Конец 1980-х – начало 1990-х годов, [ 1 ] Нидерланды ( Роттердам ), Бельгия , Германия ( Франкфурт ) |
Поджанры | |
Жанры фьюжн | |
Местные сцены | |
Другие темы | |
Хардкор (также известный как хардкор-техно ) [ 2 ] [ 3 ] — жанр электронной танцевальной музыки , зародившийся в Нидерландах, Бельгии и Германии. [ 4 ] в начале 1990-х годов. Он отличается более быстрым темпом и искаженным пилообразным ударом (от 160 до 200 ударов в минуту и более). [ 5 ] ), интенсивность ударов и синтезированного баса (в некоторых поджанрах), [ 6 ] ритм , и атмосфера тем (иногда жестоких) [ 7 ] использование насыщенности и экспериментирования, близкое к индустриальной танцевальной музыке . Это породило бы поджанры, такие как gabber .
История
[ редактировать ]Начало 1970-х - начало 1980-х годов
[ редактировать ]Хардкор уходит корнями в 1970-х и начала 1980-х годов индустриальную музыку , особенно в элементы жесткой электронной танцевальной музыки . Такие группы, как Throbbing Gristle , [ 8 ] Coil , Cabaret Voltaire , SPK , Fetus и Eineinandernde Neuhäusern создавали музыку, используя широкий спектр электронных инструментов. [ 9 ] Сообщение, распространенное индастриалом, было тогда очень провокационным. Некоторые музыкальные звуки и эксперименты индастриала напрямую повлияли на хардкор с самого начала этого движения.
1980-е годы
[ редактировать ]В середине 1980-х под влиянием бельгийской группы Front 242 появилась электронная боди-музыка (EBM), новый жанр, более доступный и более танцевальный, вдохновленный индастриалом и новой волной . [ 10 ] Для этого стиля характерен минимализм , холодное звучание в отличие от диско , фанка или хауса , с мощными битами, как правило, в сочетании с агрессивным вокалом и эстетикой, близкой к индастриал или панк -музыке. [ 10 ] Под влиянием нью-бита , еще одного бельгийского жанра и эйсид-хауса музыка EBM стала более жесткой. [ 11 ] Присутствовали все элементы для прихода хардкора. Истоки жанра прослеживаются в самом конце 1980-х годов в Бельгии , в рамках новой бит- сцены с названиями: Rock To The Beat by 101, выпущенная в 1988 году, Saigon Nightmare by 101, выпущенная в 1988 году, Warbeat от Bassline Boys. выпущенный в 1989 году, я хочу тебя! группы The Concrete Beat, выпущенной в 1989 году, I Love You группы The Acid Kids, выпущенной в 1988 году, Donut Dollies группы HNO3, выпущенной в 1988 году, Action In Paradise группы Export, выпущенной в 1988 году, Acid New-Beat группы Tribe 22, выпущенной в 1988 году, I Sit On Acid от Lords Of Acid , выпущенный в 1988 году, Acid Rock от Rhythm Device, выпущенный в 1989 году, Double B от Dirty Harry, выпущенный в 1989 году, также Sprach Zarathustra от Bingo! выпущенный в 1989 году, Europe от Christine D, выпущенный в 1989 году, Do That Dance от The Project, выпущенный в 1990 году, в 1988 году бельгийский новый бит прибыл во Франкфурт в Западной Германии .
Термин «хардкор» не нов в музыкальном мире. Впервые оно использовалось для обозначения более радикального движения в рамках панк-рока ( Black Flag , Minor Threat , Bad Brains ...), которое, помимо ужесточения музыки, также придавало значение своему отношению и образу жизни, как на улице. где он родился: жестокий, подпольный , но заинтересованный и искренний. Затем этот термин был повторно использован, когда в конце 1980-х годов появился хип-хоп , обозначая более сложную часть хип-хопа с теми же характеристиками: более жесткий звук, энергичная лирика и весь образ жизни, посвященный уважению ценностей, демонстрируемых хип-хопом. такие рэперы , как KRS-One или Public Enemy . Термин хардкор-техно впервые был использован такими группами EBM, как à;GRUMH... , Pankow , [ 12 ] и Кожаный Стрип [ 13 ] [ 14 ] в конце 1980-х, хотя их музыка не имела ничего общего с хардкором. Альбом Sucking Energy (Hard Core Mix) группы GRUMH... , выпущенный в 1985 году, стал первым треком, в котором когда-либо использовался термин «хардкор» в контексте EDM.
1990-е годы
[ редактировать ]В 1990 году немецкий продюсер Марк Траунер (также известный как Mescalinum United) выпустил первый хардкор-техно-трек «We Have Arrived». [ 15 ] [ 16 ] Британская Second группа Together выпустила свой трек "Hardcore Uproar" также в 1990 году. Музыкальный журналист Саймон Рейнольдс написал книги по хардкор-техно, освещая группы, связанные с хардкор-сценой Бельгии, такие как Phase и T99 , или голландские хардкор-группы, такие как LA Style и Human. Ресурс . Многие из знаковых «ударов», ставших частью хардкора, были популяризированы этими и другими бельгийскими техно- продюсерами в начале 1990-х, например, «Mentasm». [ 17 ] и «Анастасия» колет. [ 18 ]
В начале 1990-х годов термины «хардкор» и « дарккор » также использовались для обозначения некоторых примитивных форм брейкбита и драм-н-бэйса , которые были очень популярны в Англии и из которых вышли несколько известных продюсеров, таких как Prodigy , Altern-8 и Голди . Он представил ускоренные хип-хоп- брейкбиты, фортепианные брейки, даб и низкочастотные басовые партии, а также мультяшные шумы, которые в ретроспективе были названы «олдскульным» хардкором (также известным как брейкбит-хардкор ) и широко считаются прародителем счастливого хардкора (который позже потеряли брейкбиты) и джангл (которые альтернативно потеряли клавишные удары в стиле техно и фортепианные брейки).
Важное событие в популяризации жанра произошло с [ 16 ] [ 19 ] выпуск трека 1990 года "We Have Arrived" немецкого продюсера Mescalinum United из Франкфурта . [ 13 ] [ 20 ] Траунер основал лейбл Planet Core Productions в 1989 году и до 1996 года выпустил более 500 треков, в том числе 300 самостоятельно. [ 13 ] Еще одним важным именем хардкор-сцены было PCP: Мирослав Пайич, более известный как Миро. Его группа PCP популяризировала медленную, тяжелую, минималистическую и очень мрачную форму хардкора, которая сейчас обозначается как «дарккор» или «думкор».
В Соединенных Штатах нью-йоркский пионер техно Ленни Ди запустил первый специализированный лейбл хардкорной звукозаписи. [ 21 ] Рекорды промышленной мощи в 1991 году [ 20 ] это объединило большую часть американской сцены, сделав Нью-Йорк одним из крупнейших центров раннего американского хардкора. Среди других американских продюсеров на лейбле были Deadly Buda и The Horrorist , но на лейбле также работали продюсеры других национальностей. В то же время в Роттердаме диджеи и продюсеры Пол Эльстак [ 22 ] а Роб Фабри популяризировал более быстрый стиль с насыщенными басовыми партиями, быстро известный как « габбер », и его более коммерческую и доступную форму — счастливый хардкор . [ 20 ] [ 23 ]
Пол Элстак основал Rotterdam Records в 1992 году, который стал первым хардкор-лейблом в Нидерландах. [ 24 ] В 1992 году в Утрехте состоялся большой рейв под названием The Final Exam. [ 25 ] привело к созданию лейбла ID&T . Запущенная в 1993 году концепция Thunderdome быстро популяризировала хардкор-музыку в Европе благодаря каталогу сборников компакт-дисков и мероприятиям, привлекая тысячи молодых людей, которые положили начало габбер-движению. Всего за один 1993 год с возрастающим успехом вышло четыре сборника. [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ нужен лучший источник ] Многие артисты, участвовавшие в сборниках, стали известными фигурами на сцене, в частности, 3 Steps Ahead , DJ Buzz Fuzz, The Dreamteam, Neophyte , Омар Сантана, а также Чарли Лоунойз и Mental Theo в регистре габбер/хэппи хардкор. лейбл Mokum Records. В этом же году был создан [ 20 ] автор Freddy B, который имел успех у таких артистов и групп, как Technohead. [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] Теллуриан, Спидфрик, Скотт Браун , [ 34 ] и бельгийский музыкант Лиза Н'Элиаз, [ 35 ] пионер спидкора .
Примерно в 1993 году стиль стал четко определен и был назван просто «хардкор», так как в нем осталось влияние детройтского техно . [ 36 ]
В Англии участники саунд-системы Spiral Tribe , [ 37 ] включая Stormcore, 69db, Crystal Distortion и Curley, укрепили свое кислотно-брейкбитное звучание, став пионерами жанров «эйсидкор» и «хард-техно». В 1994 году они основали лейбл Network 23 , который, среди прочего, выпустил Somatic Responses, Caustic Visions и Unit Moebius, заложив музыкальную и визуальную основу свободных вечеринок- рейвов.
Хардкор/ габбер- клубы Бельгии, диджей Ив был резидентом клуба X. [ 38 ] в Вууствезеле и в Хардкор-комнате Cherry Moon. [ 39 ] в Локерене DJ Bass (DHT) был резидентом Хардкор-рума Temple Of House La Bush. [ 40 ] в Эскельмесе ( Пек ) и Ла Флориде [ 41 ] в La Glanerie ( Рюм ), который находится рядом с комплексом Cap'tain . [ 42 ] Громовой купол в Бельгии был организован на стадионе Antwerps Sportpaleis. [ 43 ] и в таких клубах, как Planet Hardcore (Club) в Дендермонде 3 апреля 1994 г., [ 44 ] Экстрим Аффлигеме в , 16 декабря 1994 г. [ 45 ] Клуб Club X [ 46 ] и 13 сентября 1996 г., [ 47 ] Вишневая луна в Локерене 31 октября 1997 года. [ 48 ]
Во Франции пионерами хардкора являются Лоран Хо и Лиза 'Н' Элиаз . [ 49 ] [ 50 ] Французская хардкор-сцена позже переросла во френчкор . [ 50 ]
В конце 1990-х хардкор постепенно менялся по мере того, как габбера популярность падала. Это оставило место для других хардкорных стилей, таких как макина и хардстайл . [ нужна ссылка ]
2000-е
[ редактировать ]Под влиянием хардстайла и индастриал-хардкора развивалась новая сцена с участием DJ Promo и его лейбла The Third Movement. Эта сцена, ныне известная как мейнстрим-хардкор, возникла в начале 2000-х в современной, зрелой, медленной и сложной форме. [ 19 ] Он имел успех в Европе, особенно в Нидерландах и Италии . [ 19 ] с такими продюсерами и группами, как Endymion, Каспаров, Art of Fighters, The Stunned Guys и DJ Mad Dog. Хэппи-хардкор продолжает свое движение в подполье и развивался, порождая другие родственные жанры, такие как евробит , британский хардкор , хардкор Freeform и Full-on Hardcore .
Такие лейблы, как Enzyme Records , Crossbones и Bloc 46, выпустили исполнителей дарккора, таких как Ruffneck , Fifth Era и The Outside Agency.
Поскольку свободное партийное движение имело успех во всей Европе, появилось фритекно. Появилось множество продюсеров и лейблов, представляющих жанры хард-техно и френчкор: Epileptik, Audiogenic, Les Enfants Sages, Tekita, Breakteam, Mackitek, B2K и Narkotek.
Тем временем, в 2001 году норвежский дуэт ди-джеев Thomas S. Nilsen Fiction и Steffen Ojala Søderholm начал развивать жанр ночного кора под влиянием смещенного по высоте вокала в немецкой группы Scooter песнях « Nessaja » и « Ramp! (The Logical Song) ». Исполнители Nightcore начали появляться на таких сервисах, как LimeWire в середине 2003 года и YouTube в 2006 году.
2010-е годы
[ редактировать ]В начале 2010-х годов наблюдался рост хардкора на международном уровне, и такие артисты, как Angerfist, быстро набрали популярность. Хардкор-сцена в этот период процветала, и многие новые продюсеры и лейблы оставили свой след на сцене как в Европе, так и в остальном мире, выступая даже на крупнейшем музыкальном фестивале Северной Америки Electric Daisy Carnival . В 2011 году Angerfist вошел в DJ Mag Top 100 на 39-е место. [ 51 ]
В середине десятилетия произошел сдвиг в популярности: от массового хардкора к более быстрым стилям, таким как френчкор , быстрый хардкор и терроркор. Хотя эти стили уже существовали ранее, увеличение количества художников и мероприятий примерно в 2015 году помогло этим стилям развиться и выйти на передний план внимания аудитории. Переход от старого диапазона 160–180 ударов в минуту к 200+ изменил рынок хардкора, создав спрос на более энергичный и интенсивный хардкор, чем раньше. Такие артисты, как Sefa и Dr. Peacock, увидели быстрый рост на сцене и повлияли на музыкальное направление, сделав его более громким, быстрым, но более мелодичным и эйфорическим. [ 52 ] Крупнейшие артисты других жанров, такие как Marshmello , Carnage , Porter Robinson. [ 53 ] и Охотник за головами [ 54 ] начали время от времени играть более быстрый хардкор в своих сетах.
В конце десятилетия наблюдался быстрый рост хардкор-сцены в Европе. Посещаемость хардкор-фестивалей в Нидерландах значительно выросла. Выпуск Thunderdome в 2019 году собрал почти 40 000 человек и стал крупнейшим хардкорным мероприятием, которое когда-либо проводилось. [ 55 ] Регулярные крупномасштабные хардкорные мероприятия начали проводиться за пределами Нидерландов, в таких странах, как Испания , [ 56 ] Россия , [ 57 ] Австрия , [ 58 ] Швейцария [ 59 ] и Чехия [ 60 ] среди других европейских стран. В Америке хардкор остается относительно андерграундным жанром, но его можно найти в крупных городах, продвигаемых независимыми промоутерами и артистами.
Жесткий танец
[ редактировать ]Жесткий танец | |
---|---|
Стилистическое происхождение | |
Культурное происхождение | Конец 1990-х |
Хард-дэнс — это общая категория жанров электронной танцевальной музыки, характеризующаяся быстрым темпом и жесткими ударными барабанами, но менее резким звучанием и часто немного медленнее, чем хардкор. В категорию входят хард-хаус , хард-транс , хардстайл , некоторые формы евродэнса и региональные жанры, такие как макина , ленто насильственно и другие. Иногда эта категория пересекается с хардкорными жанрами, такими как французский или британский хардкор . Несмотря на это, эту категорию иногда называют синонимом хардкор-техно-музыки в целом.
Известные связанные события
[ редактировать ]- Фестиваль Defqon.1
- Мастера хардкора
- Сенсация Черный
- Громовой купол
- Фестиваль Dominator (на голландском языке)
- Дарксайд (Великобритания)
- Фестиваль So W'Happy (Бельгия) [ 61 ] [ 62 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джон Сэвидж. «Машинная душа — история техно» . Проверено 11 мая 2012 г.
- ^ «Обзор жанра хардкор-техно-музыки» . Вся музыка . Проверено 8 января 2023 г.
- ^ «Погружение в хардкор-техно: поджанры, история и исполнители» . 6 утра . 11 апреля 2022 г. Проверено 8 января 2023 г.
- ^ Дэвид Робб (2002). «Техно в Германии: его музыкальное происхождение и культурная значимость» (PDF) . стр. 134–135 . Проверено 17 мая 2013 г.
- ^ «ПСИХЕДЕЛИЧНЫЙ ФРИСТАЙЛ | A-wave.com|=awave» . Проверено 12 мая 2012 г.
- ^ Дирк Моелантс (13 сентября 2003 г.). «Танцевальная музыка, предпочтения в движениях и темпе» (PDF) . п. 2. Архивировано из оригинала (PDF) 22 октября 2013 года . Проверено 8 мая 2013 г.
- ^ Ишкур. «Путеводитель Ишкура» . Архивировано из оригинала 13 апреля 2021 года . Проверено 8 мая 2013 г.
- ^ «Путеводитель по индустриальной музыке: краткая история индустриальной музыки» . МастерКласс . 7 июня 2021 г. Проверено 8 января 2023 г.
- ^ «Немного дадаизма – 30 лет разрушения новых зданий» . Институт Гете . Проверено 8 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «EuroPopMusic: Электронная музыка тела» . Европопмузыка . Проверено 8 мая 2013 г.
- ^ Йоханнес Рипкен (10 мая 2012 г.). «История танцевальной музыки – первые электронные звуки, через Disco, House, Dance и современные разработки» . Йоханнес Рипкен . Архивировано из оригинала 8 ноября 2012 года . Проверено 8 мая 2013 г.
- ^ Музыкальный журнал SPEX: Хардкор-техно-бит из Флоренции! , стр.49, выпуск 9/89, сентябрь 1989 г.
- ^ Jump up to: а б с Рейнольдс Саймон (1998). Energy Flash: путешествие по рейв-музыке и танцевальной культуре . Пикадор. ISBN 978-0330350563 .
- ^ Журнал New Life Sound (октябрь – ноябрь 1989 г.).
- ^ «Мескалинум Юнайтед — Размышления 2017 года | Релизы | Discogs» . Дискогс .
- ^ Jump up to: а б «Мескалин Юнайтед — Биография» . Тексты песен «Планета» . Архивировано из оригинала 22 ноября 2021 года . Проверено 8 мая 2013 г.
Траунер был сооснователем звукозаписывающей компании Planet Core Productions, и ему приписывают создание в 1990 году первого хардкор-техно/габбер-трека «We Have Arrived» под названием Mescalinum United.
- ^ Рейнольдс, Саймон (1998). Energy Flash: путешествие по рейв-музыке и танцевальной культуре . Пикадор.
Чудовищный звук «ментазма» — роящийся гул пчелы-убийцы, созданный на основе синтезатора Roland Juno Alpha, извивающийся, бурлящий циклон-шипение, посылающий волны дрожи и восторга по всему телу, — распространился по рейв-культуре, как вирус, заражая все, от бельгийских, голландских и немецких хардкорных команд до британских брейкбит-исполнителей, таких как 4 Hero, Doc Scott и Rufige Cru. «Удар ментазма», который взял звук и придал ему конвульсивный риффовый рисунок, стал великим объединителем хардкора (…).
- ^ Рейнольдс, Саймон (1998). Energy Flash: путешествие по рейв-музыке и танцевальной культуре . Пикадор.
В песне T99 «Anastasia» удар «Ментазм» мутировал в то, что некоторые называют эффектом «бельгийского пылесоса»: напыщенные взрывы безбожного диссонанса, звучащие как Кармина Бурана в исполнении хора киборгов, поклоняющихся сатане.
- ^ Jump up to: а б с «Хардкорная танцевальная музыка Габба» . фантазия . Проверено 8 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д Питер Шапиро (1999). Драм-н-бэйс: приблизительное руководство: [джангл, биг-бит, трип-хоп] . п. ?.
- ^ Ленни Ди - Industrial Strength Records
- ^ «Диджей Пол Эльстак» . djguide.nl (на голландском языке) . Проверено 8 мая 2013 г.
- ^ Владимир Богданов (2011). Весь музыкальный путеводитель по электронике: полный путеводитель по электронике .
- ^ «История среднего города» . Роттердам Рекордс . Архивировано из оригинала 2 декабря 2013 года . Проверено 8 мая 2013 г.
- ^ "СОБЫТИЯ.прошлое" . Громовой купол . 20 июня 1992 года. Архивировано из оригинала 22 сентября 2013 года . Проверено 8 мая 2013 г.
- ^ 5-й рейдер (31 декабря 2004 г.). «Купол грома I: Лики Меллоу, обзор хардкора из ада» . gabber.no.sapo.pt . Архивировано из оригинала 10 марта 2016 года . Проверено 27 декабря 2012 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ 5-й рейдер (19 июля 2001 г.). «Купол грома 2: Назад из ада! Обзор» . gabber.no.sapo.pt . Архивировано из оригинала 10 марта 2016 года . Проверено 27 декабря 2012 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ 5-й рейдер (30 июля 2001 г.). Рецензия на «Купол грома III: Кошмар вернулся» . gabber.no.sapo.pt . Архивировано из оригинала 10 марта 2016 года . Проверено 27 декабря 2012 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ 5-й рейдер (22 августа 2007 г.). «Купол грома IV: Обзор последнего желания дьявола» . gabber.no.sapo.pt . Архивировано из оригинала 10 марта 2016 года . Проверено 27 декабря 2012 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Британские и американские хит-синглы: 51 год трансатлантических хитов . п. 2071.
- ^ «Банан-На-На» . Проверено 27 января 2013 г.
- ^ "Gold-/Platin-Datenbank (Technohead - Я хочу быть хиппи)" . Musikindustrie.de (на немецком языке) . Проверено 17 января 2013 г.
- ^ «Биография Дэниела Лифлэнга» . Мокум Рекордс . Проверено 11 января 2013 г.
[...] и «Я хочу быть хиппи», что принесло ему золотой рекорд с тиражом 25 000 копий, проданных только в Германии.
- ^ Уайберн, Клэр (апрель 1996 г.). «Скотт Браун: король шотландского хардкора». М8 (85): 10–11.
- ^ Художественные практики молодежи (на французском языке). 2003. с. 43.
- ^ "Электронная пресса Университета Гриффита" . dj.dancecult.net . Проверено 17 марта 2018 г.
- ^ Стефан Ампарцумян (2004). Техно-кипение: Или трансцендентальное сообщество (на французском языке). п. 153.
- ^ "Thunderdome XIV в турне · Death Becomes You 1996 - Билеты, состав и информация" . 13 сентября 1996 г.
- ^ «Вечеринка по случаю дня рождения DJ Yves 1998 — билеты, состав и информация» . 19 июня 1998 года.
- ^ "Solid Nightmare 1998 - Билеты, состав и информация" . 5 декабря 1998 г.
- ^ «DHT · Вечеринка по случаю дня рождения DJ Bass 2002 — билеты, состав и информация» . 29 июня 2002 г.
- ^ «Комплексный капитан | Комплексный капитан» . www.cap-tain.com .
- ^ «Купол грома 1996 · Часть 2 — Билеты, состав и информация» . 16 ноября 1996 г.
- ^ "Thunderdome V в турне · 1-й Бельгия 1994 года – билеты, состав и информация" . 3 апреля 1994 г.
- ^ "Thunderdome VII в туре · Injected with Poison 1994 - Билеты, состав и информация" . 16 декабря 1994 г.
- ^ "Грозовой купол XIII в туре · Шутка над тобой, 1996 - Билеты и информация" . 7 июня 1996 г.
- ^ "Thunderdome XIV в турне · Death Becomes You 1996 - Билеты, состав и информация" . 13 сентября 1996 г.
- ^ "Купол Грома · Реюньон 1997 - Билеты, состав и информация" . 31 октября 1997 г.
- ^ "Trésor Caché - Лиза'Н'Элиаз" . web.archive.org (на французском языке). Архивировано из оригинала 17 октября 2017 г. Проверено 28 июня 2024 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Морган Жувене (2006). Рэп, техно, электро...: Музыкант между творчеством и своей организацией (на французском языке). Издания МШ. стр. 137–138. ISBN 9782735111374 .
- ^ «Кулак гнева: хардкорный мародер в маске» . Проверено 18 марта 2020 г.
- ^ «Жизнь страдает, а Сефа идет на вершину» . 26 апреля 2018 года . Проверено 18 марта 2020 г.
- ^ «АМЕРИКАНСКИЙ ХАРДКОР LIL TEXAS ДОБАВЛЕН В СОСТАВ SNAKEPIT» . 15 октября 2019 года. Архивировано из оригинала 10 августа 2021 года . Проверено 18 марта 2020 г.
- ^ «Headhunterz @ SLAM! MixMarathon XXL — ADE 2018» . Проверено 18 марта 2020 г.
- ^ «Купол грома: 25 лет хардкора» . Проверено 18 марта 2020 г.
- ^ «Мастера хардкора Испания 2019» . Проверено 18 марта 2020 г.
- ^ «Мастера Хардкорной России» . 9 февраля 2019 года . Проверено 18 марта 2020 г.
- ^ «Мастера Хардкора Австрии 2018» . Проверено 18 марта 2020 г.
- ^ «Мастера хардкора Швейцарии 2019» . Проверено 18 марта 2020 г.
- ^ «Х-резня 2018» . Проверено 18 марта 2020 г.
- ^ «Итак, W'Happy: один из крупнейших фестивалей техно и хардкора вернулся на границу с Бельгией» . 21 июня 2022 г.
- ^ «Фестиваль So W'happy 2018 на фестивале So W'happy, Бельгия (2018) ⟋ RA» .