Приключенческая фантастика
Литература | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Устная литература | ||||||
Основные письменные формы | ||||||
|
||||||
Жанры прозы | ||||||
|
||||||
Жанры поэзии | ||||||
|
||||||
Драматические жанры | ||||||
История | ||||||
Списки и схемы | ||||||
Теория и критика | ||||||
Литературный портал | ||||||
Приключенческая литература — это тип художественной литературы, который обычно представляет опасность или вызывает у читателя чувство волнения. Некоторая приключенческая фантастика также соответствует литературному определению романтической фантастики . [ 1 ]
История
[ редактировать ]Во «Введении к энциклопедии приключенческой фантастики » критик Дон Д'Аммасса определяет жанр следующим образом:
.. Приключение — это событие или серия событий, происходящих за пределами обычной жизни главного героя, обычно сопровождающихся опасностью, часто физическим действием. Приключенческие истории почти всегда развиваются быстро, и темп сюжета не менее важен, чем характеристики персонажей, обстановка и другие элементы творческой работы. [ 2 ]
Д'Аммасса утверждает, что в приключенческих рассказах в центре внимания находится элемент опасности; поэтому он утверждает, что Чарльза Диккенса Роман «Повесть о двух городах» является приключенческим романом, потому что главные герои находятся в постоянной опасности быть заключенными в тюрьму или убиты, тогда как « Большие надежды » Диккенса не потому, что «Встреча Пипа с каторжником — это приключение, но эта сцена — всего лишь устройство для продвижения основного сюжета, который на самом деле не является приключением». [ 2 ]
Приключения были общей темой с самых первых дней написания художественной литературы. Действительно, стандартный сюжет Гелиодора , настолько прочный, что до сих пор жив в голливудских фильмах , герой должен пройти первую серию приключений, прежде чем встретит свою даму. Последует разделение, а вторая серия приключений приведет к окончательному воссоединению.
Вариации сохранили жанр живым. С середины XIX века, когда выросла массовая грамотность, приключения стали популярным поджанром художественной литературы. Хотя приключения и не использовались в полной мере, за прошедшие годы они претерпели множество изменений – от ограниченных историй о рыцарях в доспехах до историй о высокотехнологичном шпионаже.
Примеры того периода включают сэра Вальтера Скотта , Александра Дюма, отца , [ 3 ] Жюль Верн , сестры Бронте , Редьярд Киплинг , сэр Х. Райдер Хаггард , сэр Артур Конан Дойл , Эдгар Райс Берроуз , Виктор Гюго , [ 4 ] Эмилио Сальгари , Карл Мэй , Луи Анри Буссенар , Томас Мейн Рид , Сакс Ромер , А. Мерритт , Талбот Манди , Эдгар Уоллес и Роберт Луи Стивенсон .
Приключенческие романы и рассказы были популярными темами для американских журналов , которые доминировали в Американская популярная фантастика между прогрессивной эрой и 1950-ми годами. [ 5 ] Несколько журналов по целлюлозе, таких как такие как «Приключения» , «Аргози» , «Синяя книга» , «Первоклассный » и «Рассказы» , специализирующиеся на этом жанре. Среди известных писателей-приключенцев были Эдгар Райс Берроуз , Талбот Манди , Теодор Роско , Джонстон Маккалли , Артур О. Фрил , Гарольд Лэмб , Карл Якоби , Джордж Ф. Уортс , [ 5 ] Жорж Сюрдес , Х. Бедфорд-Джонс и Дж. Аллан Данн . [ 6 ]
Приключенческая фантастика часто пересекается с другими жанрами, особенно с военными романами , криминальными романами , детективными романами , морскими рассказами , робинзонадами , шпионскими рассказами (как в произведениях Джона Бьюкена , Эрика Эмблера и Яна Флеминга ), научной фантастикой , фэнтези , ( Роберт Э. Ховард и Дж. Р. Р. Толкин объединили историю вторичного мира с приключенческим романом) [ 7 ] и вестерны . Не все книги этих жанров являются приключенческими. Приключенческая литература использует обстановку и предпосылки этих других жанров, но динамичный сюжет приключения фокусируется на действиях героя в сеттинге. [ по мнению кого? ] За некоторыми примечательными исключениями (такими как баронесса Орчи , Ли Брэкетт и Мэрион Циммер Брэдли ) [ 8 ] в приключенческой фантастике как жанре в основном доминируют писатели-мужчины, хотя в настоящее время писатели-женщины становятся обычным явлением.
Для детей
[ редактировать ]Приключенческие рассказы, написанные специально для детей, появились в XIX веке. Ранние примеры включают Иоганна Дэвида Висса » «Швейцарскую семью Робинзонов (1812 г.), Фредерика Марриата «Дети Нью-Форест» (1847 г.), и Гарриет Мартино «Крестьянин и принц» (1856). [ 9 ] Викторианская эпоха ознаменовалась развитием этого жанра: У. Г. Кингстон , Р. М. Баллантайн и Г. А. Хенти специализировались на производстве приключенческой фантастики для мальчиков. [ 10 ] Это вдохновило писателей, которые обычно ориентировались на взрослую аудиторию, на создание эссе о таких произведениях, например, Роберта Льюиса Стивенсона, написавшего «Остров сокровищ» для детской читательской аудитории. [ 10 ] В годы после Первой мировой войны такие писатели, как Артур Рэнсом, развили приключенческий жанр, разворачивая события в Британии, а не в далеких странах, а Джеффри Триз , Розмари Сатклифф [ 11 ] и Эстер Форбс привнесли новую изысканность в историко-приключенческий роман. [ 10 ] Современные писатели, такие как Милдред Д. Тейлор ( «Раскат грома», «Услышь мой крик ») и Филип Пуллман ( романы Салли Локхарт ), продолжили традицию исторических приключений. [ 10 ] Современный детский приключенческий роман иногда затрагивает спорные темы, например, терроризм ( Роберт Кормье , После первой смерти (1979)) [ 10 ] и войны в странах третьего мира ( Питер Дикинсон , АК (1990)). [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]- Боевик
- Приключенческие комиксы
- Приключенческие комиксы
- Книга-приключенческая игра (интерактивная)
- Криминальная фантастика
- Детективная фантастика
- Затерянный мир (жанр)
- Мужское приключение
- Военная фантастика
- Морская фантастика
- Уличная литература
- Пикареский роман
- Робинзонада
- Подземная фантастика
- Шпионская фантастика
- головорез
- Триллер (жанр)
- Необыкновенные путешествия
- Военный роман
- Вестерн (жанр)
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Очерк романтики», том VI прозаических произведений , с. » Вальтера Скотта 129, цитируется во «Введении» к «Квентину Дорварду , изд. Сьюзан Манинг. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1992, стр. XXV.
- ^ Перейти обратно: а б Д'Аммасса, Дон. Энциклопедия приключенческой фантастики . Факты о файловой библиотеке мировой литературы, Infobase Publishing, 2009 г. (стр. vii-viii).
- ^ Грин, Мартин Берджесс. Семь типов приключенческой сказки: этиология основного жанра . Penn State Press, 1991 (стр. 71–2).
- ^ Тэйвс, Брайан. Романтика приключений: жанр исторических приключенческих фильмов . Университетское издательство Миссисипи, 1993 (стр. 60).
- ^ Перейти обратно: а б Сервер, Ли . Опасность - мое дело: иллюстрированная история сказочных журналов о целлюлозе. Chronicle Books, 1993 (стр. 49–60).
- ^ Робинсон, Фрэнк М. и Дэвидсон, Лоуренс. Культура целлюлозы – журналы «Искусство художественной литературы» . Collectors Press Inc. 2007 (стр. 33–48).
- ^ Прингл, Дэвид . Полная энциклопедия фэнтези . Лондон, Карлтон, стр. 33–5.
- ^ Ричард А. Лупофф . Мастер приключений: Миры Эдгара Райса Берроуза . Университет Небраски Press, 2005 г. (стр.194, 247)
- ^ Хант, Питер . (редактор). Детская литература: иллюстрированная история . Издательство Оксфордского университета, 1995. ISBN 0-19-212320-3 (стр. 98–100)
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Баттс, Деннис, «Книги приключений» в Зипсе, Джеке , Оксфордской энциклопедии детской литературы . Том первый. Оксфорд, Издательство Оксфордского университета, 2006. ISBN 978-0-19-514656-1 (стр. 12–16).
- ^ Хант, 1995, (стр. 208–9).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы, связанные с приключениями, в Wikisource