головорез
Литература | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Устная литература | ||||||
Основные письменные формы | ||||||
| ||||||
Жанры прозы | ||||||
| ||||||
Жанры поэзии | ||||||
| ||||||
Драматические жанры | ||||||
История | ||||||
Списки и схемы | ||||||
Теория и критика | ||||||
Литературный портал | ||||||
Головорез , — это жанр европейской приключенческой литературы, в котором основное внимание уделяется героическому главному персонажу владеющему фехтованием , акробатикой и хитростью , а также обладающему рыцарскими идеалами. Главный герой-«хулиган» героичен, отважен и идеалистичен: он спасает попавших в беду девушек , защищает униженных, использует дуэли для защиты своей чести или чести дамы или для мести за товарища.
Головорезы часто участвуют в смелых и романтических приключениях с бравадой и яркостью. Герои-сорванцы - это, как правило, джентльмены-авантюристы, которые элегантно и ярко одеваются в пальто, жилеты, узкие бриджи, большие шляпы с перьями и высокие кожаные сапоги и вооружены тонкими рапирами , которые обычно использовались аристократами.
Головорезы обычно не являются нераскаявшимися разбойниками или пиратами , хотя некоторые из них могут подняться с такого постыдного положения и добиться искупления. [1] Его оппонента обычно характеризуют как подлого злодея . Хотя во время истории герой может сразиться с несколькими приспешниками злодея, кульминацией становится драматическая битва на мечах один на один между главным героем и злодеем. Существует длинный список головорезов, сочетающих в себе храбрость, мастерство, находчивость и своеобразное чувство чести и справедливости, как, например, Сирано де Бержерак , Три мушкетера , Алый Пимпернель , Робин Гуд , [2] и Зорро . [3]
Как жанр исторической фантастики , действие его часто происходит в эпоху Возрождения или эпохи Кавалера . Стандартный персонаж также стал обычным явлением в жанре кино , что продлило жанр до Золотого века пиратства . Поскольку рассказы о головорезах часто смешиваются с романтическим жанром, часто встречаются красивые аристократические женские любовные увлечения , к которым герой выражает утонченную, куртуазную любовь . В то же время, поскольку заговоры головорезов часто строятся на интригах с участием коррумпированных религиозных деятелей или коварных монархов, герои могут соблазниться соблазнительными роковыми женщинами или куртизанками-вампирами.
Этимология
[ редактировать ]«Swashbuckler» — это соединение слов «swash» (архаично: расхаживать с обнаженным мечом) и « buckler » (маленький щит, зажатый в кулаке), датируемое XVI веком . [4] [5]
Историческая справка
[ редактировать ]В то время как воины и наемники той эпохи обычно носили доспехи по необходимости, их аналоги в более поздней романтической литературе и кино (см. ниже) часто этого не делали, и этот термин превратился в обозначение смелой, наплевательской манеры поведения, а не размахивая военным снаряжением. Действие дерзких приключений и любовных романов обычно происходит в Европе от позднего Возрождения до Эпохи Разума и наполеоновских войн , вплоть до колониальной эпохи с пиратскими сказками в Карибском море .
Литература
[ редактировать ]Джеффри Ричардс связывает этот безрассудный роман с подъемом романтизма и развитием исторических романов, особенно романов сэра Вальтера Скотта , «… средневековых рассказов о рыцарстве, любви и приключениях, заново открытых в восемнадцатом веке». [1] Этот тип исторического романа получил дальнейшее развитие у Александра Дюма .
Джон Голсуорси сказал об отважном романе Роберта Льюиса Стивенсона 1888 года « Черная стрела », что это «более живая картина средневековья, чем я помню в других художественных произведениях». [6] » Энтони Хоупа , вышедший в 1894 году, « Узник Зенды положил начало дополнительной части безрассудного романа — руританскому роману . [7]
Театр
[ редактировать ]Воспринимаемая значительная и широко распространенная роль фехтования в гражданском обществе, а также в войнах в периоды Возрождения и Просвещения привела к тому, что фехтование стало проводиться на театральных сценах как часть пьес. Вскоре актеров научили фехтованию в занимательной, драматической манере. Со временем фехтование стало неотъемлемой частью классической подготовки актеров.
Фильм
[ редактировать ]Следовательно, когда кинотеатры стали стремительно расти, амбициозные актеры воспользовались шансом продемонстрировать свои соответствующие навыки на экране. Поскольку немое кино не было подходящим средством для длинных диалогов, классические истории о героях, защищающих свою честь с мечом в руке, были упрощены, и приоритет отдавался действию. Это было рождение нового киногероя: головореза. [8] Чтобы голливудским актерам изобразить этих опытных бойцов на мечах, им требовалась продвинутая подготовка к фехтованию. Четверо из самых известных инструкторов по отважному фехтованию — Уильям Хоббс , Энтони Де Лонгис , Боб Андерсон и Питер Даймонд .
Невероятная героика, изображенная в некоторых приключенческих фильмах (особенно в фильмах об Индиане Джонсе ), происходящих в современную эпоху, была описана как безрассудство. [9]
Фильм
[ редактировать ]Этот жанр, помимо фехтования, всегда характеризовался влиянием, которое можно проследить до рыцарских сказок средневековой Европы, таких как легенды о Робин Гуде и короле Артуре . Вскоре были созданы собственные проекты на основе классических примеров, таких как «Знак Зорро» (1920) , «Три мушкетера» (1921) , «Скарамуш» (1923) и «Алый Пимпернель» (1934) . В некоторых фильмах также использовались мотивы пиратских историй. [10] Часто эти фильмы представляли собой экранизации классических исторических романов, опубликованных такими известными авторами, как Александр Дюма , Рафаэль Сабатини , баронесса Эмма Орчи , сэр Вальтер Скотт , Джонстон Маккалли и Эдмон Ростан .
«Мошенники» — один из самых ярких жанров голливудских фильмов. [11] в отличие от Cinema Verite или современного реалистического кинопроизводства. Этот жанр привлек широкую аудиторию, которая наслаждалась смесью эскапистских приключений, исторического романа и смелых трюков в кинотеатрах, прежде чем он стал неотъемлемой частью телеэкранов. Поскольку основное внимание уделяется действию, приключениям и, в меньшей степени, романтике, историческая достоверность не вызывает большого беспокойства. Кинематографисты могут смешивать происшествия и события из разных исторических эпох.
В качестве первого варианта классического головореза также существовали головорезы-женщины. [12] Морин О'Хара в фильме «Против всех флагов» и Джин Питерс в «Анне из Индии» были очень ранними героинями боевиков. Со временем типичные мотивы головорезов были израсходованы, поскольку их так часто показывали на экранах телевизоров. Более поздние фильмы, такие как «Принцесса-невеста» , «Пираты Карибского моря» и «Маска Зорро», включают в себя современные взгляды на архетип головореза.
Телевидение
[ редактировать ]Телевидение следило за фильмами, особенно в Великобритании, с «Приключениями Робин Гуда» , «Меч свободы» , «Буканьеры » и «Уиллам Телль» в период с 1955 по 1960 год. Американское телевидение выпустило два сериала «Зорро» в 1957 и 1990 годах . Вслед за фильмом 1998 года «Маска Зорро» в 2000 году в эфир вышел сериал о женщине-головоре, Королеве мечей . [12]
Список персонажей
[ редактировать ]Среди известных головорезов из литературы и других средств массовой информации можно назвать следующих:
- Донья Мария Тереза (Тесса) Альварадо/Королева Мечей
- Д'Артаньян
- Дон Диего де ла Вега/Зорро
- Алехандро Мурьета/Зорро
- Робин Гуд
- Питер Пэн
- Капитан Джек Воробей
- Кот в сапогах
- Доктор
- Оптимус Прайм
- He-Man
- Ше-Ра
- Люк Скайуокер
- Атос , Портос и Арамис
- Капитан Гектор Барбосса
- Сирано де Бержерак
- Сэр Перси Блейкни/Алый Пимпернель
- Питер Блад
- Джон Картер с Марса
- Эдмон Дантес (Граф Монте-Кристо)
- Айвенго
- Индиана Джонс
- Диего Алатристе
- Соломон Кейн
- Хлит казак
- Дон Хуан Тенорио
- Фандрал
- Капитан Харлок
- Kamina
- Марко Дель Монте
- Иниго Монтойя
- Хирага Сайто
- Андре-Луи Моро/Скарамуш
- Рудольф Рассендилл
- Ужасающий пират Робертс
- Эмилио Рокканера (Чёрный корсар)
- Сандокан (Тигр Малайзии)
- Ричард Шарп
- Алан Брек Стюарт
- И Буря
- Гайбраш Трипвуд
- Данте (Devil May Cry)
- Уилл Тернер
- Элизабет Суонн
- Далила Дирк
- Вильгельм Телль
- Лара Крофт
- Зуко
- Самурай Джек
- Джейми МакКриммон
- Квентин Дорвард
- Геральт из Ривии
- Хан Соло
- Нэйтан Дрейк (персонаж)
- Конан-варвар
- Сокка
- Эйприл О'Нил
- Рипичип
- Бак
- Леонардо
- Тейлор Эрхардт
- Меррик Балинтон
- Кэмерон Ватанабэ
- Томми Оливер
- Анубис Догги Крюгер
- Кейси Роудс
- Сэр Иван Зандара
- Яз Хан
- Эми Понд
- Рори Уильямс
- Росомаха
- Ночной Змей
- Шан-Чи
- Капитан Джеймс Т. Кирк
- Чиро
- Ророноа Зоро
- Михок
Актеры
[ редактировать ]Актеры, известные своими изображениями головорезов, включают:
- Бенуа-Констан Коклен (1841–1909) был французским актером и «одним из величайших театральных деятелей того времени». [13] Он сыграл «Сирано де Бержерака» более 400 раз, а позже гастролировал с этой ролью по Северной Америке.
- В начале 1883 года Джеймс О'Нил (1847–1920) взял на себя главную роль в «Графе Монте-Кристо» в театре Бута в Нью-Йорке. Его интерпретация партии произвела фурор среди театральной публики, и сразу же была создана труппа для гастролей спектакля. О'Нил купил права на пьесу. "Монте-Кристо" оставался фаворитом публики и продолжал появляться в турах с регулярностью, как часы. О'Нил сыграл эту роль более 6000 раз.
- Э. Х. Сотерн (1859–1933) был особенно известен своим героическим изображением Рудольфа Рассендила в первой сценической адаптации « Узника Зенды» , которую он впервые сыграл в 1895 году. [14] Эта роль сделала его звездой.
- Дуглас Фэрбенкс (1883–1939) был голливудской кинозвездой эпохи немого кино и широко считался предшественником Эррола Флинна.
- Эррол Флинн (1909–1959) был известен как авантюрист, олицетворявший голливудскую идею головореза в таких фильмах, как «Капитан Блад» (1935), «Приключения Робин Гуда» (1938) и «Морской ястреб» (1940).
- Берт Ланкастер (1913–1994). Хотя он был во многом разносторонним актером, успешным в любой роли, он снялся в двух лихих фильмах «Пламя и стрела» (1950) и «Багровый пират» (1952), оба сняты собственная кинопроизводственная компания Norma Productions . Ланкастер также снялся и продюсировал два приключенческих фильма в стиле головореза, снятые в один и тот же период: «Десять высоких мужчин» (1951) и «Его Величество О'Киф» (снятый в 1952 году, но выпущенный в 1954 году). Ланкастер, бывший цирковой акробат, был известен тем, что выполнял собственные трюки. [15]
- Михаил Боярский (род. 1949), сыгравший д'Артаньяна в «Д'Артаньяне и трех мушкетерах» и четырех его продолжениях, а также других головорезов в исторических приключенческих фильмах, таких как «Гвардейцы, вперед!» , Да здравствует гвардейская морская пехота! , Дон Сезар де Базан , Собака на сене , Узник замка Иф , Королева Марго и другие.
Исходники для фильмов
[ редактировать ]Среди писателей-фантастов, чьи романы и рассказы были адаптированы для головорезных фильмов:
- Бернард Корнуэлл
- Александр Дюма, отец
- Джеффри Фарнол
- Поль Феваль, отец
- Теофиль Готье
- Энтони Хоуп
- Роберт Э. Ховард
- Гарольд Лэмб
- Джонстон Маккалли
- Баронесса Орчи
- Артуро Перес-Реверте
- Эдмон Ростан
- Рафаэль Сабатини
- Уильям Голдман
- Эмилио Сальгари
- сэр Вальтер Скотт
- Сэмюэл Шеллабаргер
- Роберт Луи Стивенсон
- Мишель Зевако
См. также
[ редактировать ]- Приключенческая фантастика
- Плащ и кинжал
- Историческое фэнтези
- Меч и сандалия
- Самурайское кино
- Самураи в японской литературе
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Ричардс, Джеффри (26 марта 2014 г.). Мечники экрана: от Дугласа Фэрбенкса до Майкла Йорка . Рутледж. ISBN 978-1-317-92863-8 – через Google Книги.
- ^ «Проект Робин Гуда в Рочестерском университете» . Проект Робин Гуд . Университет Рочестера . Проверено 10 мая 2011 г.
- ^ «Университет может претендовать на создание собственного Зорро после того, как студент выиграл престижное национальное соревнование по фехтованию» . Архивировано из оригинала 15 сентября 2014 г. Проверено 10 мая 2011 г.
- ^ «головорез - происхождение и значение слова головорез по данным онлайн-словаря этимологии» . www.etymonline.com .
- ^ «Баклер» . Сассексская рапирная школа. Архивировано из оригинала 7 октября 2013 г. Проверено 13 мая 2007 г.
- ^ Цитируется по Эдварду Вагенкнехту, «Кавалькада английского романа» (Нью-Йорк, 1943), 377.
- ^ Ланселин Грин, Роджер. Знакомство с Узником Зенды и Рупертом Хентцау , Библиотекой обывателя. Дж. М. Дент и сыновья, 1966 г.
- ^ «На острие меча: Безрассудство в кино» . Архивировано из оригинала 23 июля 2016 г. Проверено 10 мая 2011 г.
- ^ «Как Индиана Джонс на самом деле изменил археологию» . Nationalgeographic.com . 14 мая 2015 г. Архивировано из оригинала 17 мая 2015 г.
- ^ «Игра на мечах и затонувшие сокровища: Великие головорезы и пиратские фильмы» . Архивировано из оригинала 22 июля 2011 г. Проверено 10 мая 2011 г.
- ^ «266 головокружительных фильмов» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 12 апреля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Отважные женщины кино, телевидения, театра и т. д.» . Проверено 10 мая 2011 г.
- ^ «Старейшина Коклен умирает от острой эмболии; Великий французский актер вскоре должен был появиться в «Шантиклере» Ростана, New York Times . 28 января 1909 года» .
- ^ Холдер, Хайди Дж. «Сотерн, Эдвард Аскью (1826–1881)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2004 г.
- ^ Кребс, Альбин (22 октября 1994 г.). «Берт Ланкастер, суровый цирковой акробат, ставший голливудской звездой, умер в 80 лет» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 7 апреля 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Словарное определение головореза в Викисловаре