Грумман F-11 Тайгер
F11F/F-11 Тигр | |
---|---|
VF-21 F11F-1 «Тигры» в левом эшелоне | |
Роль | Истребительная авиация |
Производитель | Грумман |
Первый полет | 30 июля 1954 г. |
Введение | 1956 |
Ушедший на пенсию | 1961 (Перевозчик) 1967 (Тренировка) 1969 (Голубые ангелы) |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основной пользователь | ВМС США |
Произведено | 1954–1959 |
Количество построенных | 199 [ 1 ] |
Варианты | Грумман F11F-1F Супер Тигр |
Grumman F11F/F-11 Tiger — сверхзвуковой одноместный палубный истребитель, разработанный и производимый американской авиастроительной компанией Grumman . Какое-то время он удерживал мировой рекорд высоты 76 939 футов (23 451 м), а также был первым сверхзвуковым истребителем, произведенным Grumman. [ 2 ]
Работа над тем, что впоследствии стало «Тигром», началась в 1952 году как исследование конструкции, получившее внутреннее обозначение G-98 , с целью усовершенствования F9F-6/7 Cougar . Однако к концу проекта полученный дизайн мало ассоциировался с Cougar. ВМС США Бюро аэронавтики разместило заказ на два прототипа, первоначально получивших обозначение XF9F-8 . 30 июля 1954 года первый прототип совершил свой первый полет , во время которого он почти достиг Маха скорости 1 ; второй прототип стал вторым самолетом ВМС США, превысившим скорость звука. 21 сентября 1956 года «Тигр» стал первым реактивным самолетом, сбившим себя. Первоначально обозначенный как F11F Tiger в апреле 1955 года в соответствии с системой обозначения ВМС до 1962 года , самолет был переименован в F-11 Tiger в соответствии с системой обозначения самолетов Tri-Service США 1962 года . Всего для ВМС США было произведено 199 «Тигров» , последний самолет был поставлен на вооружение 23 января 1959 года.
«Тигр» поступил на вооружение ВМС США в 1956 году и летал с авианосцев «Интрепид» , «Лексингтон» , «Хэнкок» , «Бон Хомм Ричард» , «Шангри-Ла» , «Форрестол» , «Саратога» и «Рейнджер» . Использование «Тигра» на передовой было относительно непродолжительным, в основном из-за того, что его характеристики уступали конкурирующему Vought F-8 Crusader , например, из-за ограниченной выносливости, а его двигатель Wright J65 турбореактивный также оказался несколько ненадежным. До конца 1960-х годов этот самолет использовался Учебным командованием военно-морской авиации в Южном Техасе на авиабазах NAS Chase Field и NAS Kingsville , чтобы дать студентам возможность испытать сверхзвуковые полеты. В период с 1957 по 1969 год «Тайгер» использовался «Голубых ангелов» летной командой , и в конечном итоге был заменен на McDonnell Douglas F-4 Phantom II . Последние экземпляры были выведены из эксплуатации ВМС США в 1969 году, хотя несколько самолетов оставались в рабочем состоянии и проводили испытательные полеты вплоть до 1975 года.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Истоки F11F (F-11) Tiger можно проследить до финансируемой из частных источников концепции Grumman 1952 года по модернизации и улучшению F9F-6/7 Cougar , популярного раннего самолета-носителя с реактивным двигателем. [ 2 ] [ 3 ] Команда разработчиков решила реализовать правило площади вместе с несколькими другими достижениями в проекте, который получил внутреннее обозначение G-98 . В задачи проектирования входила минимизация размеров самолета. [ 2 ] [ 4 ] К моменту завершения процесса проектирования в 1953 году он полностью отличался от Cougar, имея лишь отдаленное сходство с предыдущим самолетом.
Он оснащен новым крылом, оснащенным как предкрылками полного размаха передней кромки задней кромки , так и закрылками , при этом контроль по крену достигается с помощью спойлеров, а не традиционных элеронов . Для хранения на авианосцах эти крылья можно было вручную сложить вниз. Ожидая сверхзвуковых характеристик, хвостовое оперение было цельноповоротным. Самолет был спроектирован для оснащения Wright J65 турбореактивным двигателем , построенной по лицензии версией Armstrong Siddeley Sapphire . [ 2 ]
Потенциал этой конструкции для достижения сверхзвуковых характеристик и уменьшения околозвукового сопротивления привлек внимание нескольких официальных лиц, в том числе из ВМС США . В начале 1953 года Бюро аэронавтики ВМС США решило заняться полной разработкой проекта, разместив первоначальный заказ на два прототипа, получивших обозначение XF9F-8 (хотя новый истребитель явно был новой конструкции). [ 5 ] Чтобы еще больше запутать прототипы затем были переименованы в XF9F-9 , а обозначение XF9F-8 было присвоено другой, более простой модификации Cougar.
Летные испытания
[ редактировать ]Поскольку с форсажной камерой версия J65 не была готова, первый прототип совершил свой первый полет 30 июля 1954 года с двигателем без форсажной камеры. Несмотря на это, Маха во время первого полета самолет почти достиг скорости 1 . Второй прототип, оснащенный форсажным двигателем, стал вторым сверхзвуковым самолетом ВМС США, первым стал Douglas F4D Skyray . В апреле 1955 года самолет получил новое обозначение F11F-1 (F-11A после принятия единой системы наименования Tri-Service в 1962 году). [ 6 ] 4 апреля 1956 года испытания авианосца начались, когда F11F-1 Tiger приземлился и стартовал с авианосца USS Forrestal . [ 7 ]
«Тигр» удостоился сомнительной чести стать первым реактивным самолетом, сбившим себя. [ 8 ] [ 9 ] 21 сентября 1956 года во время испытательных стрельб из 20-мм (0,79 дюйма) пушки пилот Том Аттридж произвел две очереди в середине мелкого пикирования. По мере того как траектория артиллерийских снарядов затухала, они в конечном итоге пересеклись с «Тигром», продолжавшим снижение, выведя из строя самолет и вынудив Аттриджа совершить аварийную посадку самолета; он выжил со сломанной ногой и множественными переломами позвонков. [ 10 ] [ 11 ]
Грумман предложил несколько моделей «Тигра», помимо истребителя F-11A (F11F-1), включая версии для воздушной разведки и специальные учебно-тренировочные версии. Более совершенной версией планера, предложенной компанией, стал F11F-1F Super Tiger . [ 12 ] Это был результат исследования 1955 года по установке нового двигателя General Electric J79 на планер F11F-1. Когда Швейцария оценивала потенциальную закупку, он был оценен как превосходящий все конкурирующие самолеты с точки зрения общих технических характеристик. [ 13 ] [ 14 ] создать вариант с проверенным и даже более мощным двигателем Rolls-Royce Avon . Грумман также предложил вместо J79 [ 15 ]
Операционная история
[ редактировать ]На «Тиграх» летали семь эскадрилий ВМС США, в их число входили VF-21 и VF-33 на Атлантическом флоте, а также VA-156 (переименованный в VF-111 в январе 1959 г.), VF-24 (переименованный в VF-211 в марте 1959 г.), VF-211. 51, ВФ-121 и ВФ-191 на Тихоокеанском флоте. [ 16 ] Самолет эксплуатировался с авианосцев «Интрепид» , «Лексингтон» , «Хэнкок» , «Бон Хомм Ричард» , «Шангри-Ла» , «Форрестол » , «Саратога» , «Рейнджер» и «Индепенденс». Карьера F11F в качестве фронтового истребителя продлилась всего четыре года, в основном из-за того, что его характеристики уступали конкурирующему и значительно более быстрому Vought F-8 Crusader ; [ 2 ] [ 17 ] Дополнительные факторы включали ненадежность силовой установки J65, [ 16 ] и недостаточность как его дальности, так и выносливости. [ нужна ссылка ] Ни в коем случае «Тигр» никогда не был способен к продолжительному сверхзвуковому полету в боевой конфигурации. [ 18 ] ВМС решили отменить заказы на разведывательную версию F11F-1P , поэтому было построено всего 199 истребителей F11F-1 (F-11A).
К 1961 году «Тигр» был окончательно выведен из состава авианосцев. он продолжал эксплуатироваться Командованием подготовки военно-морской авиации в Южном Техасе на авиабазах NAS Chase Field и NAS Kingsville Тем не менее, до конца 1960-х годов . Обычно студенты проходили углубленную подготовку на реактивном самолете TF-9J Cougar , а по завершении этой программы им давали краткое представление о сверхзвуковых возможностях F-11 перед переходом на действующие истребители флота. [ 19 ] Летные характеристики «Тигра» хорошо подходили для использования в учебных целях. [ 2 ]
Хотя карьера «Тигра» как истребителя была относительно короткой, « Голубые ангелы» выступали на самолетах в период с 1957 по 1969 год, после чего «Тайгер» был заменен на McDonnell Douglas F-4 Phantom II . [ 20 ] [ 2 ]
До унификации кода в 1962 году «Тигр» имел обозначение F11F ; после унификации получил новое обозначение F-11 .
В 1973 году два бывших F-11A Blue Angels были взяты со хранения на авиабазе Дэвис-Монтан и модифицированы компанией Grumman в качестве испытательных стендов для оценки систем управления тягой в полете. BuNo 141853 был оснащен реверсором тяги Rohr Industries, а BuNo 141824 оставался в стандартной конфигурации в качестве самолета-преследователя . в полете Испытания реверса тяги проводились компанией Grumman в Калвертоне, начиная с марта 1974 года, и продолжались в NATC Патаксент-Ривер , штат Мэриленд, до 1975 года. После завершения этих испытаний оба самолета были возвращены на хранение на авиабазу Дэвис-Монтан. Это были последние «Тигры», совершившие полет. [ 2 ] [ 21 ]
Варианты
[ редактировать ]- F9F-9
- Оригинальное обозначение. [ 19 ]
- F11F-1
- Версия одноместного истребителя для ВМС США, переименованная в F-11A в 1962 году. 199 построенных, а затем серийных самолетов имели более длинный нос. Один использовался для статических испытаний, дальнейшее производство 231 самолета было отменено.
- Ф11Ф-1П
- Обозначение версии фоторазведки ВМФ, 85 были отменены. [ 19 ]
- F11F-1F Супер Тигр (G-98J)
- F11F-1 с двигателем J79-GE-3A, построено два экземпляра. [ 22 ]
- Ф11Ф-1Т
- Предлагаемый вариант тренажера с тандемным сиденьем; незастроенный. [ 23 ]
Операторы
[ редактировать ]Самолет на выставке
[ редактировать ]- F11F-1
- 138619 – Stricklands Surplus в Уилмингтоне, Северная Каролина .
- 138645 — NAF El Centro в округе Империал, Калифорния .
- 141735 — Музей авиации Янки в Чино, Калифорния . [ 24 ]
- 141783 – Музей авиации MAPS в Кантоне, штат Огайо . [ 25 ]
- 141790 — Музей авиации Гриссома на авиабазе Гриссом недалеко от Перу, Индиана . [ 26 ]
- 141802 — Парк Лоусон-Крик в Нью-Берне, Северная Каролина . [ 27 ]
- 141803 - Исполнительный региональный аэропорт порта Южной Луизианы в резерве, штат Луизиана . [ 28 ]
- 141811 – Музей боевой авиации в Топике, Канзас . [ 29 ]
- 141824 – Музей авиации и космонавтики Пима в Тусоне, Аризона . [ 30 ]
- 141828 — Национальный музей морской авиации на авиабазе ВМС Пенсакола , Флорида . [ 31 ]
- 141832 – Колыбель Музея авиации в Гарден-Сити, Нью-Йорк . [ 32 ]
- 141851 – NAES Лейкхерст , Нью-Джерси . [ 33 ]
- 141853 — Музей самолетов Пуэбло-Вейсброд в Пуэбло, штат Колорадо . [ 34 ]
- 141859 — Мемориальный парк ветеранов в Тишоминго, Оклахома . [ 35 ]
- 141864 – NAS Oceana Исторический авиационный парк , Вирджиния . [ 36 ]
- 141868 – Музей авиации «Самолеты славы» в Валле, штат Аризона . [ 37 ]
- 141872 — Воздушный зоопарк в Каламазу, штат Мичиган . [ 38 ]
- 141882 – Музей боевых птиц Valiant Air Command в Титусвилле, Флорида . [ 39 ]
- 141869 — Парк открытий Америки в Юнион-Сити, штат Теннесси .
Технические характеристики (F11F-1/F-11A)
[ редактировать ]Данные самолетов ВМС США с 1911 года. [ 40 ] Стандартные характеристики самолета: F-11A. [ 41 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 45 футов 10,5 дюйма (13,983 м)
- Размах крыльев: 31 фут 7,5 дюйма (9,639 м)
- Ширина: 27 футов 4 дюйма (8,33 м) с сложенными законцовками крыла.
- Высота: 13 футов 2,75 дюйма (4,0323 м)
- Площадь крыла: 250 кв. футов (23 м 2 )
- Пустой вес: 13 810 фунтов (6 264 кг)
- Полная масса: 21 035 фунтов (9 541 кг)
- Максимальный взлетный вес: 23 459 фунтов (10 641 кг)
- Силовая установка: 1 Wright J65-W-18 турбореактивный двигатель с форсажным двигателем , тяга 7450 фунтов силы (33,1 кН) при 8300 об / мин, военная мощность на сухом двигателе, 10 500 фунтов силы (47 кН) с форсажной камерой.
Производительность
- Максимальная скорость: 631 узел (726 миль в час, 1169 км/ч) / M1.1 на высоте 35 000 футов (10 668 м)
- 654 узла (753 миль в час; 1211 км / ч) на уровне моря
- Крейсерская скорость: 501 узел (577 миль в час, 928 км/ч)
- Диапазон: 1110 миль (1280 миль, 2060 км)
- Практический потолок: 49 000 футов (15 000 м)
- Скорость набора высоты: 16 300 футов/мин (83 м/с).
- Нагрузка на крыло: 84 фунта/кв. футов (410 кг/м). 2 )
- Тяга/вес : 0,5
Вооружение
- Орудия: 4 × 20-мм (0,79 дюйма) пушки Colt Mk 12 , 125 патронов на ствол.
- Узлы подвески: 4, грузоподъемностью –, с возможностью перевозки комбинаций:
- Ракеты: Aero 6A или Aero 7A «Ракетный пакет».
- Ракеты: AIM-9 Sidewinder
- Другое: сбросной бак на 150 галлонов США (570 л).
Авионика
- AN/ARC-27A УВЧ-связь
- АН/АРА-25 УВЧ
- АН/АРР-40 УВЧ
- AN/ARN-14E УКВ-навигация
- AN/APX-6B МКФ
- Видеокодер AN/APA-89
- РЛС дальномера AN/APG-30A
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Грин 2015, с. 116.
- ^ Томасон 2008, с. 211.
- ^ Харпер 2016, с. 15.
- ^ Лорелл, Лево и Гидденс 1998, стр. 73.
- ^ Томасон 2008, с. 267.
- ^ Бауэрс 1990, с. 256.
- ^ Мизоками, Кайл (28 декабря 2020 г.). «Самолет-истребитель, который сбил сам себя» . Популярная механика .
- ^ Кочис, Дезире (4 октября 2021 г.). «Тигр Grumman F11 застрелился?» . planeandpilotmag.com.
- ^ «Тигр кусает свой хвост». Аэрофилы . Дата обращения: 1 апреля 2007 г.
- ^ «Неудачливый первый - сбит Тигра № 620». Check-Six.com . Дата обращения: 1 апреля 2007 г.
- ^ Томасон 2008, с. 248.
- ^ «Лучшие: Supertiger и Mirage III (на немецком языке) ». Архивировано 25 июня 2011 года в Wayback Machine Swiss Air Force . Дата обращения: 1 июля 2010 г.
- ^ «Supertiger и Mirage III превосходят своих конкурентов (на французском языке) ». Архивировано 30 января 2011 года в Wayback Machine Swiss Air Force. Дата обращения: 1 июля 2010 г.
- ^ "P.1 Немецкая демонстрация". Рейс , 31 января 1958 г., с. 130.
- ^ Jump up to: а б Spick Air International , июнь 1991 г., с. 318.
- ^ Томасон 2008, с. 213.
- ^ Лорелл, Лево и Гидденс 1998, стр. 73-74.
- ^ Jump up to: а б с Баугер, Джо. «Грумман F11F-1/F-11A Тайгер». Энциклопедия американских военных самолетов Джо Баугера, 30 января 2000 г. Дата обращения: 26 июля 2010 г.
- ^ «Исторический самолет Голубых ангелов» . blueangels.navy.mil. Архивировано из оригинала 19 апреля 2012 года . Проверено 30 августа 2012 г.
- ^ «Грумман F11F-1/F-11A Тигр» . joebaugher.com.
- ^ Баттлер 2008, стр. 114–115.
- ^ Бриджмен 1958, стр. 307–308.
- ^ "F11F Tiger/141735". Архивировано 21 сентября 2015 г. в Wayback Machine Музее авиации Yanks. Дата обращения: 15 января 2015 г.
- ^ "F11F Тигр/141783." Архивировано 31 марта 2014 г. в Музее авиации Wayback Machine MAPS. Проверено: 26 октября 2012 г.
- ^ "F11F Tiger/141790" Музей авиации Гриссома. Проверено: 15 января 2015 г.
- ^ "F11F Тигр/141802." Архивировано 3 марта 2014 г. в Wayback Machine Swiss Bear Downtown Development Corporation. Проверено: 26 февраля 2014 г.
- ^ "F11F Tiger/141803 Blueangels.org. Дата обращения: 12 марта 2024 г.
- ^ "F11F Тигр/141811." Музей боевой авиации. Проверено: 4 марта 2013 г.
- ^ "F11F Тигр/141824." Архивировано 24 февраля 2015 г. в Wayback Machine Музее авиации и космонавтики Pima. Проверено: 15 января 2015 г.
- ^ "F11F Tiger/141828" Национальный музей морской авиации Дата обращения: 15 января 2015 г.
- ^ "F11F Тигр/141832." Архивировано 5 января 2015 г. в Колыбели Wayback Machine Музея авиации. Проверено: 15 января 2015 г.
- ^ "F11F Тигр/141851." aerialvisuals.ca Дата обращения: 26 октября 2012 г.
- ^ "F11F Тигр/141853." Архивировано 18 декабря 2015 г. в Музее самолетов Wayback Machine Pueblo Weisbrod . Дата обращения: 15 января 2015 г.
- ^ "F11F Tiger/141859" aerialvisuals.ca Дата обращения: 15 января 2015 г.
- ^ "F11F Тигр/141864." aerialvisuals.ca Дата обращения: 26 октября 2012 г.
- ^ "F11F Tiger/141868". Архивировано 6 августа 2017 г. в самолетов Wayback Machine Музее авиации славных . Дата обращения: 15 января 2015 г.
- ^ "F11F Тигр/141872." Воздушный зоопарк. Проверено: 15 января 2015 г.
- ^ "F11F Тигр/141882." aerialvisuals.ca Дата обращения: 8 апреля 2015 г.
- ^ Бауэрс 1990, с. 257.
- ^ НАВИР 00-110AF11-1 . Аннаполис, США: Командование авиационных систем ВМС. 1 июля 1967 года . Проверено 9 апреля 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бауэрс, Питер М. (1990). Самолеты ВМС США с 1911 года . Аннаполис, Мэриленд, США: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-792-5 .
- Бриджмен, Леонард, изд. (1958). Самолеты всего мира Джейн, 1958-59 гг . Лондон, Великобритания: Jane's All the World's Aircraft Publishing Co. Ltd.
- Баттлер, Тони (2008). Американские секретные проекты: истребители и перехватчики 1945–1978 (первое изд.). Хинкли, Лестершир, Соединенное Королевство: Midland Publishing. ISBN 978-1-85780-264-1 .
- Грин, Майкл (2015). Военно-морская авиация США 1911-2014 гг . Авиация «Перо и меч». ISBN 978-1-473-82225-2 .
- Лорелл, Марк А.; Лево, Хью П.; Гидденс, Элизабет (1998). На переднем крае: полвека исследований и разработок истребительной авиации в США . Корпорация РЭНД. ISBN 0-833-04860-0 .
- NAVAIR 00-110AF11-1: Стандартные характеристики самолета, модель самолета F-11A ВМФ . Пакс-Ривер, Мэриленд: Военно-морские авиационные системы, Командование ВМС США.
- Спик, Майк (июнь 1991 г.). «Железные тигры». Эйр Интернешнл . 40 (6): 313–320. ISSN 0306-5634 .
- Томасон, Томми Х. (2008). Превосходство ВМС США в воздухе: развитие корабельных реактивных истребителей, 1943-1962 гг . Специализированная пресса. ISBN 978-1-580-07110-9 .
- Харпер, Жюль (2016). Летающий воин: Моя жизнь военно-морского авиатора во время войны во Вьетнаме . Издательство Моргана Джеймса. ISBN 978-1-683-50067-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Андраде, Джон (1979). Обозначения и серийные номера военных самолетов США с 1909 года . Хинкли, Лестершир, Соединенное Королевство: Публикации округов Мидленд. ISBN 0-904597-22-9 .
- Кросби, Фрэнсис (2002). Истребительная авиация . Лондон, Великобритания: Книги Лоренца. ISBN 0-7548-0990-0 .
- Ганстон, Билл (1981). Бойцы пятидесятых годов . Норт-Бранч, Миннесота, США: Specialty Press. ISBN 0-933424-32-9 .
- Труэльсен, Ричард (1976). История Груммана . Вестпорт, Коннектикут, США: Praeger Publishers, Inc. ISBN 0-275-54260-2 .