Накадзима B6N
Б6Н | |
---|---|
![]() | |
B6N2 в полете | |
Роль | Торпедоносец |
Национальное происхождение | Япония |
Производитель | Авиационная компания Накадзима |
Первый полет | 14 марта 1941 г. |
Введение | август 1943 г. |
Ушедший на пенсию | 1945 |
Основной пользователь | Императорский флот Японии |
Количество построенных | 1,268 |
Nakajima B6N Tenzan ( 天山 , Tenzan , «Небесная гора»; союзное имя : « Джилл ») был торпедоносцем Императорского флота Японии стандартным палубным - бомбардировщиком в последние годы Второй мировой войны и преемником B5N. Кейт» . Из-за длительной разработки, нехватки опытных пилотов и достижения ВМС США превосходства в воздухе к моменту своего появления B6N так и не смог полностью продемонстрировать свой боевой потенциал.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]
Слабые стороны авианосного бомбардировщика-торпедоносца B5N проявились в начале Второй китайско-японской войны , и, помимо модернизации этого самолета, Императорский флот Японии начал искать более быструю замену дальнего действия. В декабре 1939 года компания Nakajima выдала спецификацию на экспериментальный авианосный штурмовик ВМФ «14 Ши» , способный нести ту же внешнюю боевую нагрузку, что и B5N. Новый самолет должен был иметь экипаж из трех человек (пилот, штурман-бомбардир и радист-наводчик) и иметь низкоплан, свободнонесущую цельнометаллическую конструкцию (хотя рулевые поверхности были обтянуты тканью). Дополнительные требования включали максимальную скорость 250 узлов (460 км/ч; 290 миль в час), крейсерскую скорость 200 узлов (370 км/ч; 230 миль в час) и дальность полета 1000 морских миль (1900 км; 1200 миль) при дальности полета 800 миль. кг (1800 фунтов) бомбовой нагрузки или 2072 миль (3837 км; 2384 мили) без внешнего вооружения. [ 1 ]
Военно-морской флот запросил установку проверенного двигателя Mitsubishi Kasei в качестве силовой установки на B6N, но инженер Кеничи Мацумара настоял на использовании нового 14-цилиндрового радиального двигателя Mamoru 11 с воздушным охлаждением мощностью 1870 л.с. (1390 кВт) Nakajima из-за его меньшего расхода топлива и большей адаптируемости. Это стало неудачным выбором, поскольку двигатель Мамору имел механические дефекты и так и не достиг ожидаемой номинальной мощности. [ 2 ]
Ограниченный авиационными лифтами стандартного размера, которые тогда использовались на большинстве японских авианосцев, конструктор Мацумара был вынужден использовать крыло, аналогичное по размаху и площади, как у B5N, и ограничить общую длину самолета до 11 м (36 футов). Последнее ограничение объяснялось характерным смещенным вперед хвостовым килем и рулем направления B6N. Внешние панели крыла гидравлически складывались вверх, уменьшая общий размах B6N с 14,9 м (49 футов) до примерно 6,3 м (21 фут) для минимального размещения носителя. Чтобы уменьшить повышенную нагрузку на крыло из-за более тяжелой силовой установки, были установлены закрылки Фаулера , которые можно было выдвигать за заднюю кромку крыла. Обычно они опускались на угол 20 градусов при взлете и 38 градусов при приземлении. Однако, несмотря на использование этих закрылков, B6N имел гораздо более высокую скорость сваливания, чем его предшественник. [ 1 ]
Прототип B6N1 совершил свой первый полет 14 марта 1941 года. Однако после продолжения испытаний стало очевидным несколько проблем. В частности, самолет проявлял тревожную тенденцию к крену в полете, причина которой объяснялась чрезмерным крутящим моментом, развиваемым четырехлопастным винтом. Чтобы компенсировать это, хвостовой стабилизатор самолета был уменьшен и сдвинут на 2 градуса за десять минут влево. Эта модификация значительно улучшила управляемость самолета. [ 3 ]
11 B6N1 Двигатель Mamoru оказался склонным к сильной вибрации и перегреву на определенных скоростях и поначалу был признан слишком ненадежным (важное соображение, учитывая, что самолет должен был летать на большие расстояния над открытой водой). Однако после ряда модификаций характеристики двигателя наконец признали достаточно многообещающими, и в конце 1942 года начались приемочные испытания авианосца. Последующие испытательные полеты, проведенные на авианосцах «Рюхо» и «Дзуйкаку», показали необходимость усилить крепление хвостового крюка на самолете. фюзеляж. Также были предприняты некоторые попытки использовать агрегаты RATOG (ракетное взлетное устройство) на нескольких B6N1, чтобы подготовить самолет к использованию на небольших авианосцах, но результаты оказались неудовлетворительными. [ 4 ]
B6N1 был официально одобрен для производства в начале 1943 года и получил обозначение Navy Carrier Attack Aircraft Tenzan Model 11. Модификации, основанные на испытаниях первоначальных прототипов, включали: добавление гибкого пулемета Тип 92 в подфюзеляжном туннеле в задней части самолета. кабина (в дополнение к стандартному заднему Типу 92) и 7,7-мм пулемет Тип 97 на левом крыле (последний в конечном итоге был удален после семидесятый серийный самолет); наклон стойки крепления торпеды на 2 градуса вниз и установка пластин стабилизации торпеды для предотвращения подпрыгивания торпеды при сбросе на малой высоте; усиление основных стоек шасси. [ 5 ] Предложение конструкторов заменить незащищенные топливные баки B6N1 на самоуплотняющиеся привело бы к падению запаса топлива на 30%, а потеря дальности полета, по мнению ВМФ, была неприемлема. [ 6 ]
После того, как к июлю 1943 года было произведено всего 133 B6N1, министерство боеприпасов Японии приказало Накадзиме прекратить производство двигателя Mamoru 11 , чтобы ВМС сократили количество различных двигателей, которые тогда использовались. В ожидании появления 18-цилиндрового двигателя Nakajima Homare компании Nakajima было предложено заменить двигатель Mitsubishi MK4T Kasei 25 мощностью 1850 л.с. (1380 кВт) на планере B6N1, тот самый двигатель, который ВМФ первоначально просил их использовать. Поскольку Mamoru 11 и Kasei 25 были одинаковыми по размеру, установка была относительно простой: требовалось только удлинение носовой части для сохранения центра тяжести самолета и незначительные изменения в масляном радиаторе и воздухозаборниках на капоте двигателя. В это время также были установлены четырехлопастной винт меньшего диаметра 3,4 м (11 футов) и более короткий кокер, что привело к небольшой экономии веса, а выдвижное хвостовое колесо было постоянно зафиксировано в нижнем положении. Наконец, одиночные выхлопные трубы по обе стороны капота двигателя были заменены множеством патрубков меньшего размера, чтобы уменьшить блики в ночное время и обеспечить небольшую тягу вперед. Получившаяся модификация получила обозначение Navy Carrier Attack Aircraft. Тензан Модель 12 или B6N2. [ 7 ]
Начиная с осени 1943 года каждый третий изготовленный Б6Н2 оснащался радиолокационной станцией «воздух-поверхность «3-Шики Тип 3» для обнаружения кораблей противника. Антенны Yagi устанавливались вдоль передних кромок крыла, а также выступали из боков хвостовой части фюзеляжа. [ 8 ]
Окончательная версия самолета, получившая обозначение B6N3 Model 13, планировалась для использования на суше, поскольку к этому моменту войны все крупные авианосцы Японии были потоплены, а у немногих оставшихся меньших авианосцев не было катапульт для запуска более тяжелых палубных авианосцев. самолет типа B6N. Изменения включали установку двигателя Kasei Model 25c, более обтекаемый капот двигателя и фонарь экипажа, усиление основных стоек шасси, убирающееся хвостовое колесо и удаление хвостового крюка. Два прототипа B6N3 были построены, но Япония сдалась до того, как этот вариант был запущен в производство. [ 8 ]
К концу войны в августе 1945 года компания Nakajima построила в общей сложности 1268 самолетов B6N (почти все B6N2) на своих заводах в Окаве в районе Гумма и в Айти в районе Ханда. Производство никогда не превышало 90 самолетов в месяц. [ 8 ]
Операционная история
[ редактировать ]
B6N Tenzan в небольших количествах начали поступать в передовые части в августе 1943 года. Намерение состояло в том, чтобы постепенно заменить все торпедоносцы B5N Kate , работавшие тогда на борту авианосцев Третьего флота на атолле Трук на Каролинских островах . Однако B6N были преждевременно отправлены в бой, когда возросшая военно-морская активность союзников на Соломоновых островах указала на вероятное вторжение на Бугенвиль . В ответ на эту угрозу IJN инициировал операцию «Ро». Это включало усиление наземных авиационных подразделений в Рабауле 173 самолетами-носителями из Первой авианосной дивизии ( Дзуйкаку , Сёкаку и Дзуйхо ), включая сорок B6N. Эти самолеты были переправлены из Трука в Рабаул с 28 октября по 1 ноября.
5 ноября четырнадцать B6N1 в сопровождении четырех истребителей A6M Zero были отправлены для атаки американских кораблей, стоящих на якоре у Бугенвиля. Четыре B6N1 были потеряны, ни одного попадания не произошло. Вернувшиеся японские пилоты утверждали, что потопили один большой и один средний авианосец, два тяжелых крейсера и два других крейсера или больших эсминца. [ 9 ]
Дополнительные атаки 8 и 11 ноября привели к тяжелым потерям: только 52 из первоначальных 173 самолетов Первой авианосной дивизии вернулись в Трук 13 ноября, среди них только шесть B6N1 Tenzan из сорока совершенных. [ 10 ]

19 июня 1944 года B6N дебютировал в палубном бою в битве в Филиппинском море , действуя в условиях, когда ВМС США имели практически полное превосходство в воздухе. ВМС США Впоследствии он не смог нанести никакого ущерба, понеся при этом тяжелые потери от нового истребителя F6F Hellcat .
К этому моменту небольшие улучшения характеристик B6N были одной из наименьших проблем ВМС Японии. Когда в середине 1944 года новая модель стала доступна, Япония уже потеряла большую часть своих крупных авианосцев и испытывала отчаянную нехватку опытных пилотов. Таким образом, подавляющее большинство операций B6N2 проводилось с наземных баз и не принесло каких-либо серьезных успехов. Самолеты широко использовались в битве за Окинаву использовались для выполнения задач камикадзе . , где они также впервые [ 11 ]
Варианты
[ редактировать ]

- B6N1: Прототипы - Двигатель Nakajima NK7A Mamori 11 мощностью 1394 кВт (1870 л.с.), четырехлопастной винт. Построено два примера.
- Авианосный бомбардировщик B6N1 Tenzan Navy, Модель 11: Модель первой серии. Построено 133 (рабочие номера 1–133).
- B6N2 Model 12: основная серийная модель, оснащенная двигателем Mitsubishi MK4T Kasei 25 мощностью 1380 кВт (1850 л.с.). 1131 построен как B6N2 / B6N2a (рабочие номера 134–750, 753–1266).
- B6N2a Model 12A: измененное спинное вооружение. 7,7-мм (0,303 дюйма) пулемет Тип 92 заменен одним 13-мм пулеметом Тип 2 .
- B6N3 Модель 13. Прототипы: Двигатель Mitsubishi MK4T-C Kasei 25c мощностью 1380 кВт (1850 л.с.). Модифицированное шасси для работы с наземных баз; построено два (рабочие номера 751–752).
- Общий объем производства (все версии): 1268 экземпляров.
Операторы
[ редактировать ]- Императорский флот Японии [ 12 ]
- Авианосец
- Военно-морская авиационная группа
- Химедзи Кокутай
- Хякурихара Кокутай
- Кушира Кокутай
- Суносаки Кокутай
- Сузука Кокутай
- Тайвань Кокутай
- Татеяма Кокутай
- Таура Кокутай
- Соединенные Штаты Америки
- Ёкосука Кокутай
- 131-й Кокутай
- 210-й Кокутай
- 331-й батальон
- 501-й пехотный полк
- 531-й Кокутай
- 551-й Кокутай
- 553-й Кокутай
- 582-й Кокутай
- 601-й батальон
- 634-й Кокутай
- 652-й Кокутай
- 653-й Кокутай
- 701-й Кокутай
- 705-й Кокутай
- 752-й Кокутай
- 761-й Кокутай
- 762-й Кокутай
- 765-й Кокутай
- 901-й батальон
- 903-й Кокутай
- 931-й Кокутай
- 951-й Кокутай
- 1001-й батальон
- Воздушная эскадрилья
- Атака 251-го Хикотая
- Атака 252-го Хикотая
- Атака 253-го Хикотая
- Атака 254-го Хикотая
- Атака 256-го Хикотая
- Атака 262-го Хикотая
- Атака 263-го Хикотая
- Камикадзе
- Группа Кикусуи-Тензан
- Группа Кикусуи-Тэн'о
- Группа Кикусуи-Райо
- Группа митате №2
- Группа митате №3
- Группа Киичи
Выживший самолет
[ редактировать ]B6N2 c/n 5350 по-прежнему существует и хранится в хранилище авиации и космонавтики Национального музея Пола Э. Гарбера в Суитленде, штат Мэриленд . В настоящее время он разобран. Раньше он выставлялся в целости и сохранности на объединенной резервной базе военно-морской авиабазы Уиллоу-Гроув в Хоршем-Тауншип, штат Пенсильвания, пока не был приобретен Национальным музеем авиации и космонавтики в 1981 году. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]

Технические характеристики (Накадзима B6N2)
[ редактировать ]Данные японских самолетов Тихоокеанской войны [ 16 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 3
- Длина: 10,865 м (35 футов 8 дюймов)
- Размах крыла: 14,894 м (48 футов 10 дюймов)
- Высота: 3,8 м (12 футов 6 дюймов)
- Площадь крыла: 37,2 м 2 (400 кв. футов)
- Профиль : корень: К121; совет: K119 [ 17 ]
- Вес пустого: 3010 кг (6636 фунтов)
- Полная масса: 5200 кг (11464 фунта)
- Максимальный взлетный вес: 5650 кг (12 456 фунтов)
- Силовая установка: 1 × Mitsubishi MK4T Kasei 25 14-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения, мощностью 1380 кВт (1850 л.с.) на взлете.
- 1253 кВт (1680 л.с.) на высоте 2100 м (6900 футов)
- 1148 кВт (1540 л.с.) на высоте 5500 м (18000 футов)
- Гребные винты: 4-лопастной гребной винт постоянной скорости.
Производительность
- Максимальная скорость: 482 км/ч (300 миль в час, 260 узлов) на высоте 4900 м (16 100 футов).
- Крейсерская скорость: 333 км/ч (207 миль в час, 180 узлов) на высоте 5500 м (18000 футов).
- Дальность: 1746 км (1085 миль, 943 миль)
- Перегоночная дальность: 3045 км (1892 миль, 1644 миль)
- Практический потолок: 9040 м (29660 футов)
- Время набора высоты: 5000 м (16 000 футов) за 10 минут 24 секунды.
- Нагрузка на крыло: 139,8 кг/м 2 (28,6 фунтов/кв. футов)
- Мощность/масса : 0,2652 кВт/кг (0,1613 л.с./фунт)
Вооружение
- Орудия: 1 × 7,7-мм (0,303 дюйма) пулемет Тип 92 в задней кабине и 1 × 7,7-мм (0,303 дюйма) пулемет Тип 92, стреляющий через подфюзеляжный туннель.
- Бомбы: 1 торпеда 800 кг или 800 кг (1760 фунтов) бомб (1 800 кг или 500 кг, или 2 250 кг)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Айти B7A Рюсей
- Curtiss SB2C Хеллдайвер
- Консолидированный TBY Sea Wolf
- Фейри Барракуда
- Грумман ТБФ Мститель
- Юнкерс Ю 87Д
- Супермарин Тип 322
- Йокосука D4Y Суисей
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Величко 2003, стр. 4.
- ^ Франсильон 1979, с. 429. [ нужны разъяснения ]
- ^ Франсильон 1979, с. 431. [ нужны разъяснения ]
- ^ Франсильон 1979, с. 430–31. [ нужны разъяснения ]
- ^ Величко 2003, стр. 5-6.
- ^ Величко 2003, стр. 7.
- ^ Величко 2003, стр. 7-8.
- ^ Jump up to: а б с Величко (2003), стр. 9.
- ^ Величко 2003, стр. 10-11.
- ^ Величко 2003, стр. 11.
- ^ Миранда, Хусто (2017). Отряды самоубийц Оси: немецкие и японские секретные проекты Второй мировой войны . Англия: Фонтхилл Медиа. п. 171. ИСБН 978-1-78155-565-1 .
- ^ Jump up to: а б Механик Мару (1981), с. 72–74
- ^ «Японские самолеты: Накадзима» . Сохранившиеся самолеты Оси . Архивировано из оригинала 28 ноября 2010 г.
- ^ «Накадзима B6N2 Тензан (Небесная гора) ДЖИЛЛ» . Национальный музей авиации и космонавтики . Смитсоновский институт. Архивировано из оригинала 22 мая 2017 г.
- ^ «Крылья, Пара, Накадзима B6N2 Тензан (Небесная Гора) ДЖИЛЛ» . Национальный музей авиации и космонавтики . Смитсоновский институт. Архивировано из оригинала 22 октября 2020 г.
- ^ Франсильон 1970, с. 433.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Франсильон, Рене Дж. (1969), Бомбардировщики Императорского флота Японии времен Второй мировой войны , Виндзор, Беркшир, Великобритания: Hylton Lacy Publishers Ltd., ISBN 0-85064-022-9
- Франсильон, Рене Дж. (1970), Японские самолеты Тихоокеанской войны (1-е изд.), Лондон: Putnam & Company Ltd., ISBN 0-370-00033-1
- Франсильон, Рене Дж. (1979a), Японские самолеты Тихоокеанской войны (2-е изд.), Лондон: Putnam & Company Ltd., ISBN 0-370-30251-6
- Франсильон, Рене Дж. (1979b), Японские авианосные группы 1941–45 , Лондон: Osprey Publishing Ltd., ISBN 0-85045-295-3
- Ганстон, Билл. Библиотека военной авиации Вторая мировая война: японские и итальянские самолеты . Саламандра Букс Лтд., 1985. ISBN 0-89009-899-9 .
- Монди, Дэвид. Краткое руководство по самолетам стран Оси времен Второй мировой войны . Темпл Пресс, 1984. ISBN 0-600-35027-4 .
- Торп, Дональд В. Камуфляж и опознавательные знаки ВВС Японии во время Второй мировой войны . Фоллбрук, Калифорния; Аэро Паблишерс Инк., 1977. ISBN 0-8168-6587-6 . (pbk.) ISBN 0-8168-6583-3 . (хк)
- Тиллман, Барретт. Столкновение авианосцев . Новая американская библиотека, 2005. ISBN 0-451-21670-9
- Величко, Лешек А. (2003), Накадзима B6N «Тензан» , Знаменитые самолеты (на польском и английском языках), том. 3, перевод Питера Аргиропулоса, Люблин, Польша: Кагеро, ISBN 83-89088-36-3
- Maru Mechanic No. 30 Авианосец-торпедоносец Nakajima "Tenzan" B6N , Усио Сёбо (Япония), сентябрь 1981 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]