Jump to content

Макдоннелл F-101 Вуду

(Перенаправлено из F-101B Voodoo )

F-101 Вуду
Фотография летящего самолета F-101. На борту самолета находится символ со звездой, слева от которой написано: ВВС США. Горизонтальные стабилизаторы расположены на киле.
Макдоннелл F-101B Вуду
Роль Истребительная авиация
Производитель Макдоннелл авиастроительная корпорация
Первый полет 29 сентября 1954 г.
Введение Май 1957 г.
Ушедший на пенсию 1972 (ВВС США)
1973 (РОКАФ)
1982 (США)
1984 (Канада)
Статус Ушедший на пенсию
Основные пользователи ВВС США (исторический)
ВВС Китайской Республики (исторический)
Королевские ВВС Канады (исторический)
Количество построенных 807
Разработано на основе Макдоннелл XF-88 Вуду
Варианты Макдоннелл CF-101 Вуду

McDonnell F-101 Voodoo сверхзвуковой реактивный истребитель, разработанный и производимый американской авиастроительной корпорацией McDonnell .

Разработка F-101 началась в конце 1940-х годов как бомбардировщик дальнего сопровождения (тогда известный как истребитель проникновения ) для (SAC) ВВС США (USAF Стратегического авиационного командования ). Он также был адаптирован как с ядерным вооружением истребитель-бомбардировщик ВВС США для Тактического авиационного командования (TAC) и как самолет фоторазведки на базе того же планера. 29 сентября 1954 года он совершил свой первый полет . F-101A установил ряд мировых рекордов скорости для реактивных самолетов, в том числе самую высокую воздушную скорость, достигнув 1207,6 миль (1943,4 км) в час 12 декабря 1957 года. [ 1 ]

Задержки в проекте перехватчика 1954 года привели к появлению требований о разработке временного проекта самолета-перехватчика , и эту роль в конечном итоге выиграл F-101B Voodoo. Эта роль потребовала обширных модификаций, чтобы добавить большой радар в носовую часть самолета, второго члена экипажа для его управления и новый оружейный отсек с вращающейся дверью, в которой находились четыре AIM-4 Falcon ракеты AIR-2 Genie. или две ракеты спрятан внутри планера, пока не пришло время стрелять. F-101B поступил на вооружение Командования ПВО США в 1959 году и Королевских ВВС Канады (RCAF) в 1961 году. Хотя Voodoo имел умеренный успех, он, возможно, был более важным как эволюционный шаг к его замене в большинстве ролей. F -4 Phantom II , один из самых успешных западных истребителей 1950-х годов; Phantom сохранит два двигателя, двойной экипаж для перехвата и хвостовое оперение, установленное значительно выше и позади выхлопной трубы, хотя это было развитие F3H Demon , в то время как Voodoo был разработан на основе более раннего XF-88 Вуду .

Карьера «Вуду» как истребителя-бомбардировщика была относительно недолгой, однако некоторое время служили разведывательные версии. ВВС США Наряду с Lockheed U-2 ВМС США и Vought RF-8 Crusaders , разведывательный вариант Voodoo RF-101 сыграл важную роль во время кубинского ракетного кризиса и широко использовался во время войны во Вьетнаме . [ 2 ] [ 3 ] Версии перехватчиков служили в ВВС Национальной гвардии до 1982 года, а на вооружении Канады они были передовой частью НОРАД до тех пор, пока их не заменили на CF-18 Hornet в 1980-х годах. Этот тип эксплуатировался в разведывательных целях до 1979 года. Экземпляры США были переданы Национальной гвардии ВВС США , где они эксплуатировались до 1982 года. RCAF Voodoo находились на вооружении до 1984 года.

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

Предыстория и XF-88

[ редактировать ]
Канадский CF-101 Voodoo в Баготвилле, лето 1962 г.

Первоначальная разработка того, что в конечном итоге стало Voodoo, началась в июне 1946 года в ответ на соревнования USAAF по истребителям проникновения, проводимые сразу после Второй мировой войны . [ 4 ] этом соревновании требовался дальний, высокопроизводительный истребитель для сопровождения бомбардировщиков нового поколения, аналогичный роли во время войны North American P-51 Mustang в сопровождении Boeing B-17 Flying Fortress и Consolidated B-24 Liberator В . оспариваемое воздушное пространство. McDonnell была среди нескольких компаний, отреагировавших на конкуренцию; в их конструкции использованы недавно захваченные немецкие исследования высокоскоростных реактивных самолетов. [ 5 ] [ 6 ]

14 февраля 1947 года компания McDonnell получила контракт ( AC-14582 ) на производство пары прототипов, получивших обозначение XF-88 Voodoo . [ 7 ] [ 8 ] Первый прототип (серийный номер 46-6525 ), оснащенный двумя Westinghouse XJ34-WE-13 мощностью турбореактивными двигателями 3000 фунтов силы (13,3 кН) , вылетел из Мюрока 20 октября 1948 года. [ 9 ] [ 10 ] Предварительные испытания показали, что, хотя управляемость и запас хода были адекватными, максимальная скорость на уровне моря составила 641 миль в час (1032 км/ч). [ 11 ] После установки на второй прототип форсажных камер, разработанных Макдоннеллом, тяга была увеличена до 3600 фунтов силы (16,1 кН) с соответствующим увеличением максимальной скорости, начальной скороподъемности и уменьшенной взлетной дистанции. Расход топлива значительно увеличился за счет использования форсажных камер, однако дальность полета снизилась. [ 9 ] [ 12 ]

Хотя XF-88 выиграл соревнование по «взлету» у конкурирующих Lockheed XF-90 и North American YF-93 , взрыв первого ядерного оружия Советским Союзом привел к тому, что ВВС США (USAF) (создали в 1947 году), переоценив свои потребности в истребителях, при этом перехватчики стали более важными, а сопровождение бомбардировщиков имело меньший приоритет, и прекратило программу Penetration Fighter в 1950 году. [ 13 ] [ 14 ] Еще одним фактором прекращения деятельности стали бюджетные ограничения. [ 10 ] [ 8 ] анализ миссий Корейской войны Однако показал, что современные стратегические бомбардировщики ВВС США были уязвимы для перехвата истребителей. В начале 1951 года ВВС США выпустили новые требования к сопровождению бомбардировщиков, на которые представили проекты все основные производители США. [ 15 ] Конструкция Макдоннелла представляла собой более крупную и мощную версию XF-88, и она выиграла тендер в мае 1951 года. Чтобы отразить уровень внесенных изменений, модернизированный F-88 в ноябре 1951 года получил обозначение F-101 Voodoo . [ 16 ] [ 17 ]

Увеличенный дизайн

[ редактировать ]

Новая конструкция была значительно крупнее, имела втрое больший запас топлива и основывалась на более крупных и мощных турбореактивных двигателях Pratt & Whitney J57 . [ 18 ] Большие размеры двигателей J57 потребовали модификации моторных отсеков, а также модификации воздухозаборников, чтобы обеспечить больший поток воздуха к двигателю. Новые воздухозаборники также были спроектированы так, чтобы быть более эффективными при более высоких числах Маха. С целью повышения аэродинамической эффективности, снижения веса конструкции и облегчения явления кабрирования, недавно выявленного в ходе летных испытаний Douglas D-558-2 Skyrocket , самолета с конфигурацией поверхности управления, аналогичной XF-88, было установлено горизонтальное оперение. перенесен в верхнюю часть вертикального стабилизатора, что придало F-101 фирменное «Т-образное хвостовое оперение». В конце 1952 года миссия F-101 была изменена с «истребителя проникновения» на «стратегический истребитель», что повлекло за собой равный упор как на миссию по сопровождению бомбардировщиков, так и на доставку ядерного оружия. Новый макет Voodoo с измененной конфигурацией воздухозаборников, хвостового оперения, шасси и макетом ядерного оружия был проверен представителями ВВС в марте 1953 года. [ 19 ] Проект был одобрен, в результате чего 28 мая 1953 года был размещен первоначальный производственный заказ на 29 F-101A. Никаких прототипов не требовалось, поскольку F-101 считался прямым развитием XF-88. [ 20 ] Вместо этого была выбрана производственная политика Кука-Крейги , согласно которой первоначальное низкопроизводительное производство будет использоваться для испытаний без использования отдельных прототипов. [ 21 ] [ 22 ]

Меняемся ролями и в производство

[ редактировать ]
F-101A, серийный номер ВВС 53-2418, в Музее самолетов Пуэбло-Вейсброд, Пуэбло, Колорадо, перед реставрацией.

Несмотря на получение заказа на этот тип, Макдоннелл получил приказ об остановке производства 16 апреля 1954 года; это произошло из-за существенного сокращения финансирования ВВС США в целом. Значимая производственная деятельность не возобновилась до тех пор, пока 2 ноября 1954 года компания не получила благоприятное указание. [ 23 ] На этом этапе ВВС США поставили Макдоннеллу срок эксплуатации — начало 1957 года. [ 24 ]

Первый серийный самолет F-101A с серийным номером 53-2418 совершил свой первый полет 29 сентября 1954 года с авиабазы ​​Эдвардс ; во время этого полета он достиг максимальной скорости 0,9 Маха (960 км / ч) на высоте 35 000 футов (11 000 м). [ 25 ] Этот самолет, находящийся в частной собственности, был перевезен в Центр технического обслуживания Evergreen в Маране, штат Аризона , отреставрирован и теперь выставлен в Музее авиации и космонавтики Evergreen в Макминнвилле, штат Орегон . [ 26 ] Ранее он выставлялся в Музее авиации Пуэбло-Вейсброд .

Окончание Корейской войны и разработка реактивного самолета Boeing B-52 Stratofortress свели на нет необходимость в истребительном сопровождении, и Стратегическое авиационное командование (SAC) решило выйти из программы. Несмотря на потерю интереса со стороны SAC, F-101A привлек внимание Тактического авиационного командования (TAC), что привело к тому, что F-101 был переконфигурирован в истребитель-бомбардировщик . [ 27 ] [ 28 ] В этом качестве он должен был нести одно ядерное оружие для использования против тактических целей, таких как аэродромы. TAC запросил многочисленные изменения в F-101, чтобы он соответствовал новой роли, включая дополнительное оборудование для обеспечения связи воздух-земля, средства для перевозки внешних подвесок и усиление конструкции. [ 29 ] [ 30 ]

При поддержке TAC испытания F-101 были возобновлены, а летные испытания по категории II начались в начале 1955 года. Ряд проблем был выявлен и в основном решен на этом этапе разработки. Были обнаружены проблемы с автопилотом , гидравликой , видоискателем и системой управления; McDonnell обычно заменял неудовлетворительные детали аналогами измененной конструкции. [ 31 ] Одной из особых проблем была опасная склонность самолета к резкому увеличению тангажа при полете под большим углом атаки ; это никогда не будет полностью исправлено. [ 32 ] [ 33 ] Однако ВВС США удовлетворились установкой системы активного ингибитора для предотвращения подобных случаев. [ 34 ] В период с 1955 по 1956 год в F-101 было внесено около 2300 усовершенствований, прежде чем полномасштабное производство началось в ноябре 1956 года. [ 35 ]

Операционная история

[ редактировать ]

Ф-101А/РФ-101Г

[ редактировать ]
F-101A на базе ВВС Эдвардс , 1954 год.

2 мая 1957 года первый F-101A был доставлен в 27-й стратегический истребительный авиаполк , который в июле того же года был передан в состав TAC. [ 21 ] [ 36 ] заменив их F-84F Thunderstreak . F-101A оснащался двумя турбореактивными двигателями Pratt & Whitney J57-P-13. [ 20 ] обеспечивающий хорошее ускорение, высокую скороподъемность, легкость преодоления звукового барьера в горизонтальном полете и максимальную скорость Маха 1,52 . Большой внутренний запас топлива F-101 позволял беспосадочно преодолевать расстояние около 3000 миль (4800 км). [ 37 ] Самолет был оснащен радаром управления огнем МА-7 для использования как в режиме «воздух-воздух», так и в режиме «воздух-земля», дополненным системой маловысотного бомбометания (LABS) для доставки ядерного оружия. [ 20 ] и был разработан для перевозки Mk 28 ядерной бомбы . Первоначальной предполагаемой полезной нагрузкой для F-101A был магазин McDonnell Model 96 , большой отсек для топлива и вооружения, аналогичный по концепции конструкции Convair B-58 Hustler , но от него отказались в марте 1956 года до того, как F-101 поступил на вооружение. Другие боевые ядерные нагрузки включали оружие Mk 7 , Mk 43 и Mk 57 . Хотя теоретически он способен нести обычные бомбы, ракеты или ракеты класса «воздух-воздух» Falcon . [ 38 ] [ 39 ] Вуду никогда не применяли такое оружие в боевых целях. [ 40 ] Он был оснащен четырьмя 20-мм пушками M39 , причем одну пушку часто снимали при эксплуатации, чтобы освободить место для TACAN приемника радиомаяка .

F-101 установил ряд рекордов скорости, в том числе: JF-101A (девятый F-101A, модифицированный в качестве испытательного стенда для более мощных двигателей J-57-P-53 F-101B), установивший мировой рекорд скорости . 1207,6 миль в час (1943,4 км / ч) 12 декабря 1957 года во время операции «Брандмауэр», [ 41 ] побив предыдущий рекорд скорости 1132 миль в час (1811 км/ч), установленный Fairey Delta 2 в марте прошлого года. Рекорд впоследствии был установлен в мае 1958 года истребителем Lockheed F-104 Starfighter . 27 ноября 1957 года во время операции «Солнечный бег» RF-101C установил рекорд Лос-Анджелес-Нью-Йорк-Лос-Анджелес за шесть часов 46 минут, рекорд Нью-Йорка до Лос-Анджелеса за три часа 36 минут и рекорд Лос-Анджелеса-Нью-Йорка - три часа и семь минут. [ 42 ]

Всего было построено 77 F-101A, из которых только 50 когда-либо использовались в эксплуатации, а остальные использовались исключительно для экспериментальных работ. [ 36 ] [ 39 ] Начиная с 1966 года, они постепенно выводились из состава ВВС США. [ 43 ] Двадцать девять выживших были переоборудованы в спецификации RF-101G с измененной носовой частью и камерами разведки вместо пушек и радара. Они служили в ВВС Национальной гвардии до 1972 года. [ 44 ] [ 45 ]

33-я тактическая группа RF-101A (серийный номер 54-1512) после приземления на базе Королевских ВВС Таиланда Удорн (позже переведенной на авиабазу Таншоннят ) c. 1965 год

В октябре 1953 года ВВС США потребовали построить два F-101A в качестве прототипа тактического разведчика YRF-101A. [ 46 ] [ 47 ] За ними последовали 35 серийных самолетов RF-101A. [ 48 ] RF-101A разделял планер F-101A, включая его предел в 6,33 g (62 м/с²), но заменил радар и пушки на шесть камер в носовой части измененной формы. [ 49 ] [ 50 ] По просьбе TAC была включена различная электроника. [ 51 ] Как и все другие модели F-101, он имел возможность дозаправки в воздухе как с летающей стрелой, так и с помощью зонда и тормоза , а также дополнительный бак , который позволял дозаправлять другие самолеты. [ 38 ] [ 52 ] Вступил в строй в мае 1957 года. [ 53 ] [ 31 ] замена RB-57 Canberra .

6 мая 1957 года RF-101A поступил на вооружение, первым подразделением этого типа было 363-е тактическое разведывательное крыло , дислоцированное на авиабазе Шоу , Южная Каролина. [ 54 ] [ 55 ] В октябре 1962 года RF-101A из 363-го тактического разведывательного крыла выполняли разведывательные вылеты над Кубой во время Кубинского ракетного кризиса . [ 56 ] Утверждается, что полеты самолета над Кубой подчеркнули его недостатки как самолета-разведчика, что послужило причиной внесения ряда модификаций для улучшения его характеристик. [ 57 ] Все ВВС США RF-101A были выведены из эксплуатации в 1971 году. [ 58 ]

В октябре 1959 года восемь RF-101A были переданы Тайваню , который использовал их для облётов материковой части Китая. [ 59 ] [ 60 ] Эти ROCAF RF-101A были модифицированы вертикальным килем RF-101C и воздухозаборником; этот воздухозаборник использовался для охлаждения отсека тормозного парашюта и устранил пятиминутное ограничение на использование форсажных камер на RF-101A. [ 61 ] Сообщается, что двое были сбиты. [ нужна ссылка ]

F-101B/CF-101B/EF-101B

[ редактировать ]
Двухместный McDonnell F-101B Voodoo ВВС Национальной гвардии штата Орегон.
CF-101 Voodoo 101060 из 409-й эскадрильи «Nighthawk» , CFB Comox на рампе CFB Moose Jaw весной 1982 года.

В конце 1940-х годов ВВС США начали исследовательский проект будущего самолета-перехватчика , который в конечном итоге остановился на усовершенствованной спецификации, известной как перехватчик 1954 года . Контракты на эту спецификацию в конечном итоге привели к выбору Convair F-102 Delta Dagger , но к 1952 году стало ясно, что к 1954 году будут готовы лишь немногие части спецификации, кроме планера; Ввод в эксплуатацию двигателей, вооружения и систем управления огнем должен был занять слишком много времени. Таким образом, были начаты усилия по быстрому созданию промежуточной сверхзвуковой конструкции для замены различных дозвуковых перехватчиков, которые тогда находились на вооружении, и в качестве отправной точки был выбран планер F-101. [ 62 ]

обозначение F-109 (которое должно было существенно отличаться от базового Voodoo), Хотя Макдоннелл предложил новому самолету [ 63 ] ВВС США присвоили обозначение F-101B. [ 64 ] Впервые он был принят на вооружение 5 января 1959 года в составе 60-й эскадрильи истребителей-перехватчиков . [ 65 ] Производство этой модели закончилось в марте 1961 года. [ 66 ] У Voodoo была модифицированная кабина для экипажа из двух человек, а также более крупная и закругленная носовая часть фюзеляжа, в которой размещался управления огнем Hughes MG-13 радар F-102. У него была линия передачи данных с полуавтоматической системой наземной среды (SAGE), позволяющая наземным диспетчерам направлять самолет к целям, внося коррективы через автопилот самолета. У F-101B были более мощные двигатели Pratt & Whitney J57-P-55, что делало его единственным самолетом Voodoo, не использующим двигатели −13. Новые двигатели имели значительно более длинный форсаж, чем J57-P-13. Чтобы избежать серьезной модификации конструкции, расширенным форсажным камерам просто разрешили выступать за пределы фюзеляжа почти на 8 футов (2,4 м). Более мощные двигатели и усовершенствования аэродинамики позволили увеличить скорость до 1,85 Маха. [ 38 ]

F-101B был лишен четырех пушек M39 и вместо этого нес четыре ракеты класса «воздух-воздух» AIM-4 Falcon , расположенные по две на вращающемся поддоне в отсеке вооружения фюзеляжа. [ 38 ] Первоначальная нагрузка состояла из двух полуактивных радиолокационных систем самонаведения ГАР-1 (АИМ-4А) и двух средств инфракрасного наведения ГАР-2 (АИМ-4Б) , по одному на каждой стороне вращающегося поддона. [ 67 ] После того, как были выпущены первые две ракеты, дверь перевернулась, обнажая вторую пару. Стандартной практикой была стрельба из оружия парами SARH/IR, чтобы увеличить вероятность попадания. На моделях позднего выпуска были предусмотрены две ядерные ракеты MB-1/AIR-2 Genie мощностью по 1,7 килотонны на одной стороне поддона и ГАР-2А с ИК-наведением (AIM-4C) на другой стороне. Начиная с 1961 года «Проект Китти Кар» модернизировал большинство ранних F-101B до этого стандарта. [ 40 ] [ 68 ]

Сторона AIM-4 Falcon ракетной двери F-101B

В период с 1963 по 1966 год F-101B были модернизированы в рамках Программы усовершенствования перехватчиков (IIP; также известной как «Проект смелое путешествие»), будучи оснащенными усовершенствованной системой управления огнем против вражеских РЭБ и системой инфракрасного прицеливания и слежения (IRST) в носовая часть на месте штуцера дозаправки в воздухе. [ 69 ]

F-101B было произведено в большем количестве, чем F-101A и F-101C, всего к концу производства в 1961 году было поставлено 479 самолетов. [ 70 ] [ 66 ] Большинство из них было доставлено Командованию ПВО (ADC) начиная с января 1959 года. [ 65 ] Единственным иностранным заказчиком F-101B была Канада, где на местном уровне он назывался CF-101 Voodoo . [ 71 ]

F-101B был выведен из эксплуатации ADC в период с 1968 по 1971 год, при этом многие уцелевшие самолеты ВВС США были переданы ВВС Национальной гвардии (заменив F-102) и служили до 1982 года. [ 72 ] Последний самолет Voodoo на вооружении США (F-101B-105-MC, серийный номер ВВС 58-300 ) был окончательно списан 2-й эскадрильей истребительного вооружения на авиабазе Тиндалл , Флорида, 21 сентября 1982 года. [ 73 ]

F-101C / RF-101H

[ редактировать ]

Истребитель-бомбардировщик F-101A был принят на вооружение TAC, несмотря на ряд проблем. Среди прочего, его планер оказался способен выдерживать маневры только с силой 6,33 g (62 м/с²) вместо запланированных 7,33 g (72 м/с²). [ 34 ] [ 29 ] Усовершенствованная модель F-101C была представлена ​​в 1957 году. Она имела более тяжелую конструкцию на 500 фунтов (227 кг), позволяющую совершать маневры с массой 7,33 g , а также переработанную топливную систему для увеличения максимального времени полета на форсажной камере . [ 74 ] Как и F-101A, он также был оснащен пилоном под фюзеляжем для перевозки ядерного оружия, а также двумя точками подвески емкостью 450 галлонов США (1700 л) для подвесных баков . [ 38 ] Всего было выпущено 47 F101C. [ 74 ] [ 45 ]

F-101C Voodoo из 81 TFW, базировавшийся на авиабазе RAF Bentwaters в 1962 году.

Первоначально служивший в составе 27-го тактического истребительного авиаполка на авиабазе Бергстром , штат Техас, в 1958 году самолет был переведен из TAC в 81-й тактический истребительный авиаполк , входящий в состав ВВС США в Европе (USAFE), который управлял тремя эскадрильями с двух аэродромов британских ВВС. Бентуотерс и Вудбридж . [ 75 ] 78- я тактическая истребительная эскадрилья дислоцировалась в Вудбридже, а 91-я и 92-я — в Бентуотерсе. 81-я TFW служила стратегическими силами ядерного сдерживания, а дальность действия «Вуду» делала в пределах досягаемости почти все страны Варшавского договора и цели на расстоянии до 500 миль (800 км) вглубь Советского Союза.

Оба самолета модели A и C были приписаны к 81-му TFW и взаимозаменяемо использовались в трех эскадрильях. Действующие F-101A/C были модернизированы с использованием оборудования для доставки ядерного оружия под малым углом (LADD) и системы маловысотного бомбометания (LABS) для выполнения основной задачи по доставке ядерного оружия на предельно малых высотах. Пилотов готовили к выполнению миссий на высоких скоростях и на малых высотах на территории Советского Союза или Восточного блока, причем основными целями были аэродромы. Ожидалось, что эти миссии будут односторонними, и пилотам придется катапультироваться в тылу советских войск. [ 74 ]

F-101C никогда не участвовал в боях и был заменен в 1966 году на F-4C Phantom II . [ 21 ] Позже тридцать два самолета были переоборудованы для невооруженной разведки и получили обозначение RF-101H . Они служили в частях ВВС Национальной гвардии до 1972 года. [ 21 ] [ 76 ]

Технические специалисты ВВС США готовят McDonnell RF-101 Voodoo к миссии фоторазведки
McDonnell RF-101C ВВС США над Вьетнамом, 1967 год.

Используя усиленный планер F-101C, RF-101C впервые поднялся в воздух 12 июля 1957 года. [ 21 ] поступил на вооружение в 1958 году. Как и RF-101A, RF-101C имел до шести камер вместо радара и пушек в носовой части измененной формы и сохранял бомбометание версий истребителя-бомбардировщика. [ 77 ] Поскольку предполагалось, что он будет летать без оружия, в него были включены различные системы пассивной защиты, в том числе приемник радиолокационного предупреждения AN/APS-54 . [ 78 ] Ему не хватало настоящей всепогодности, поскольку ВВС США решили отказаться от запланированной для него электронной навигационной системы AN/APN-82. [ 79 ] Было построено 166 RF-101C, в том числе 96 первоначально планировалось стать истребителями-бомбардировщиками F-101C. [ 49 ]

27 ноября 1957 года во время операции Sun Run RF-101C, пилотируемый тогдашним капитаном Робертом Свитом, установил рекорд Лос-Анджелес-Нью-Йорк-Лос-Анджелес за шесть часов 46 минут, а рекорд Нью-Йорка-Лос-Анджелеса за три часа. и 36 минут. Другой RF-101C, пилотируемый тогдашним лейтенантом Густавом Клаттом, установил рекорд полета из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк - три часа и семь минут. [ 42 ]

RF-101C использовался во время кубинского ракетного кризиса и вскоре последовал за североамериканскими F-100 Super Sabre в октябре 1961 года, когда RF-101 из 67-го тактического разведывательного крыла были развернуты в Юго-Восточной Азии, выполняя разведывательные полеты над Лаосом и Вьетнам . [ 80 ] Операции на этом театре военных действий быстро выявили необходимость ночной разведки, для которой самолет изначально не был оборудован. [ 81 ] В рамках проекта «Игрушечный тигр» 1964 года некоторые RF-101C были оснащены новым блоком фотоаппаратов и центральным блоком для фотовспышек. Некоторые были дополнительно модернизированы по программе Mod 1181 с автоматическим управлением камерами. Некоторые официальные лица остались недовольны возможностями RF-101C для ночной съемки. [ 82 ] [ 83 ]

RF-101C выступал в качестве ориентиров для бомбардировщиков F-100 во время первых ударов по театру военных действий. [ 84 ] RF-101C понес потери во время конфликта, первая потеря от наземного огня противника была зафиксирована в ноябре 1964 года, хотя опасные ситуации произошли еще 14 августа 1962 года; ПВО Северного Вьетнама со временем становилась все более эффективной. [ 85 ] [ 86 ] С 1965 по ноябрь 1970 года его роль постепенно взял на себя RF-4C Phantom II. Всего за 35 тысяч боевых вылетов было потеряно 39 самолетов, из них 33 в боях. [ 87 ] [ 88 ] в том числе пять для ЗРК , один для атаки на аэродром и один в воздушном бою с МиГ-21 в сентябре 1967 года. Скорость RF-101C сделала его в значительной степени невосприимчивым к перехвату МиГа. 27 боевых потерь пришлись на разведывательные вылеты над Северным Вьетнамом. В апреле 1967 года для обеспечения некоторой защиты от ЗРК были установлены блоки ECM ALQ-71. Хотя Voodoo снова мог работать на средних высотах, дополнительное сопротивление и вес снизили скорость RF-101 настолько, что он стал уязвимым для маневренных (и оснащенных пушками) МиГов и, следовательно, потребовал сопровождения истребителей.

После вывода из Вьетнама RF-101C продолжал служить в частях ВВС США до 1979 года. На вооружении RF-101C получил прозвище «Длинная птица»; это была единственная версия Вуду, участвовавшая в бою. [ 89 ]

Всего было построено 166 штук. [ 2 ]

ТФ-101Б/Ф-101Ф/CF-101Ф

[ редактировать ]

Некоторые из F-101B были построены как учебно -боевые самолеты с двойным управлением, первоначально получившие название TF-101B , но позже переименованное в F-101F . Было изготовлено семьдесят девять новых F-101F, а еще 152 существующих самолета были позже модифицированы с двойным управлением. Десять из них были поставлены в Канаду под обозначением CF-101F . Позже в 1971 году они были заменены 10 обновленными самолетами.

Прототип РФ-101Б (серийный номер 57-0301)

В начале 1970-х годов партия из 22 бывших RCAF CF-101B была доставлена ​​в ВВС США и переоборудована в самолет-разведчик RF-101B , на каждом самолете были заменены радар и отсек вооружения на комплект из трех фотоаппаратов KS-87B и двух AXQ- 2 телекамеры. Также была установлена ​​штанга для дозаправки в воздухе. Эти самолеты служили в составе 192-й тактической разведывательной эскадрильи Национальной гвардии Невады до 1975 года. Они оказались относительно дорогими в эксплуатации и обслуживании и имели короткий срок службы.

Варианты

[ редактировать ]
RF-101C-55-MC (56-0220), приписан к 18-му ТРС, 460-му TRW. Этот самолет был сбит ЗРК над Северным Вьетнамом 7 марта 1966 года, в результате чего погиб пилот.
Ф-101А
Истребитель-бомбардировщик начальной серии, произведено 77 штук [ 90 ]
НФ-101А
один F-101A, используемый General Electric для испытаний General Electric J79. двигателя [ 90 ]
ЯРФ-101А
два F-101A построены как прототипы-разведчики [ 90 ]
РФ-101А
первая разведывательная версия, построено 35 штук [ 2 ] [ 90 ]
Ф-101Б
двухместный перехватчик, самая массовая версия - построено 479 штук (включая CF-101B) [ 90 ]
CF-101B
112 F-101B переданы Королевским ВВС Канады. [ 90 ]
РФ-101Б
22 бывших самолета RCAF CF-101B, модифицированных для разведки. [ 90 ]
ТФ-101Б
учебно-тренировочная версия F-101B с двойным управлением, переименованная в F-101F , построено 79 штук. [ 90 ]
ЭФ-101Б
одиночный F-101B переоборудован для использования в качестве радиолокационной цели и сдан в аренду Канаде [ 90 ]
НФ-101Б
Прототип F-101B на базе планера F-101A; второй прототип был построен с другим носом [ 90 ]
Ф-101С
улучшенный истребитель-бомбардировщик, построено 47 штук. [ 90 ]
РФ-101С
разведывательная версия планера F-101C, построено 166 штук. [ 2 ] [ 90 ]
Ф-101Д
предлагаемая версия с двигателями General Electric J79 , не построена [ 90 ]
Ф-101Э
еще одно предложение J79, не построенное [ 90 ]
Ф-101Ф
учебно-тренировочный вариант F-101B с двойным управлением; 79 переименованных в TF-101B плюс 152 переоборудованных F-101B. [ 90 ]
CF-101F
Канадское обозначение 20 самолетов с двойным управлением TF-101B/F-101F. [ 90 ]
ТФ-101Ф
24 версии F-101B с двойным управлением, переименованные в F-101F (они включены в общее количество -F) [ 90 ]
РФ-101Г
29 F-101A переоборудованы для разведки АНГ [ 90 ]
RF-101H
32 F-101C переоборудованы для разведки. [ 90 ]

Операторы

[ редактировать ]
McDonnell F-101B из 18-й эскадрильи истребителей-перехватчиков, база ВВС Гранд-Форкс , Северная Дакота
 Канада
 Тайвань
 Соединенные Штаты

Самолет на выставке

[ редактировать ]
F-101F AF, серийный номер 58-0311, расположен в региональном аэропорту Девилс-Лейк , Северная Дакота.

После вывода этого типа из эксплуатации большое количество F-101 хранится в музеях или выставлено в качестве охранников у ворот .

Технические характеристики (F-101B)

[ редактировать ]
Чертеж McDonnell F-101A Voodoo в трех проекциях
Чертеж McDonnell F-101A Voodoo в трех проекциях
Чертеж McDonnell F-101B Voodoo в трех проекциях
Чертеж McDonnell F-101B Voodoo в трех проекциях

Данные из «Полной книги бойцов» , [ 92 ] Энциклопедия самолетов и ракетных систем ВВС США [ 93 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Длина: 67 футов 5 дюймов (20,55 м)
  • Размах крыльев: 39 футов 8 дюймов (12,09 м)
  • Высота: 18 футов 0 дюймов (5,49 м)
  • Площадь крыла: 368 кв. футов (34,2 м 2 )
  • Профиль крыла : корень: NACA 65A007 (модифицированный) ; наконечник: NACA 65A006 (модифицированный) [ 94 ]
  • Пустой вес: 28 495 фунтов (12 925 кг)
  • Полная масса: 45 665 фунтов (20 713 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 52 400 фунтов (23 768 кг)
  • Запас топлива: 2053 галлона США (1709 имп галлонов; 7770 л) внутренние детали плюс 2 дополнительных откидных бака на 450 галлонов США (370 имп галлонов; 1700 л)
  • Силовая установка: 2 двигателя Pratt & Whitney J57-P-55 турбореактивных с форсажной камерой, тяга 11 990 фунтов силы (53,3 кН) каждый всухую, 16 900 фунтов силы (75 кН) с форсажной камерой.

Производительность

  • Максимальная скорость: 1134 миль в час (1825 км/ч, 985 узлов) на высоте 35 000 футов (11 000 м).
  • Максимальная скорость: 1,72 Маха.
  • Диапазон: 1520 миль (2450 км, 1320 миль)
  • Практический потолок: 58 400 футов (17 800 м)
  • Нагрузка на крыло: 124 фунта/кв. футов (610 кг/м). 2 )
  • Тяга/вес : 0,74

Вооружение

Авионика

  • Система управления огнем Hughes MG-13

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ Франсильон 1979, с. 544.
  2. ^ Jump up to: а б с д «Макдоннелл RF-101C Вуду» . Национальный музей ВВС США . Проверено 5 августа 2024 г.
  3. ^ «Макдоннелл F-101B Вуду» . Национальный музей ВВС США . Проверено 5 августа 2024 г.
  4. ^ Гринхал 1979, с. 1.
  5. ^ Гринхал, 1979, стр. 1-2.
  6. ^ Дэвис 2019, стр. 6-7.
  7. ^ Франсильон 1979, стр. 460–461.
  8. ^ Jump up to: а б Кнаак 1982, с. 135.
  9. ^ Jump up to: а б Анджелуччи и Бауэрс 1987, с. 304.
  10. ^ Jump up to: а б Гринхал, 1979, с. 2.
  11. ^ Франсильон 1979, с. 461.
  12. ^ Дэвис 2019, стр. 7-8.
  13. ^ Дорр и Дональд 1990, стр. 146, 148.
  14. ^ Дэвис 2019, с. 8.
  15. ^ Кнаак 1982, стр. 135-136.
  16. ^ Павлин 1985, с. 76.
  17. ^ Кнаак 1982, с. 137.
  18. ^ Франсильон 1979, с. 538.
  19. ^ Кнаак 1978, стр. 137–138.
  20. ^ Jump up to: а б с Франсильон 1979, с. 539.
  21. ^ Jump up to: а б с д и Павлин 1985, с. 78.
  22. ^ Кнаак 1982, с. 136.
  23. ^ Гринхал 1979, с. 5.
  24. ^ Кнаак 1982, с. 138.
  25. ^ Франсильон 1990, с. 141.
  26. F-101A восстановлен в Музее авиации и космонавтики Эвергрин. Архивировано 18 мая 2014 года в Wayback Machine.
  27. ^ Гринхал, 1979, стр. 5-6.
  28. ^ Дэвис 2019, стр. 9-10.
  29. ^ Jump up to: а б Гринхал, 1979, с. 6.
  30. ^ Дэвис 2019, с. 10.
  31. ^ Jump up to: а б Гринхал, 1979, с. 7.
  32. ^ Дорр 1995, с. 172.
  33. ^ Дэвис 2019, стр. 12-13.
  34. ^ Jump up to: а б Кнаак 1982, с. 139.
  35. ^ Кнаак 1982, стр. 139-140.
  36. ^ Jump up to: а б Кнаак 1982, с. 140.
  37. ^ Франсильон 1979, с. 547.
  38. ^ Jump up to: а б с д и Тейлор 1995, стр. 236–237.
  39. ^ Jump up to: а б Дэвис 2019, с. 14.
  40. ^ Jump up to: а б Дональд 2003, с. 55.
  41. ^ Дорр 1995, с. 173.
  42. ^ Jump up to: а б «Операция «Солнечный бег». Архивировано 3 мая 2009 года в Wayback Machine Национальном музее ВВС США . Проверено: 7 февраля 2008 г.
  43. ^ Кнаак 1982, стр. 140–141.
  44. ^ Дорр 1995, с. 187.
  45. ^ Jump up to: а б Кнаак 1982, с. 141.
  46. ^ Гринхал 1979, с. 3.
  47. ^ Дэвис 2019, с. 16.
  48. ^ Дорр 1995, с. 174.
  49. ^ Jump up to: а б Павлин 1985, стр. 78, 80.
  50. ^ Гринхал, 1979, стр. 3-4.
  51. ^ Кнаак 1982, с. 143.
  52. ^ Гринхал, 1979, стр. 9-10.
  53. ^ Павлин 1985, с. 80.
  54. ^ Кнаак 1982, стр. 143-144.
  55. ^ Дэвис 2019, стр. 17-18.
  56. ^ «Нос, McDonnell RF-101C Voodoo» . Смитсоновский институт . Проверено 4 августа 2024 г.
  57. ^ Кнаак 1982, стр. 147-148.
  58. ^ Кнаак 1982, с. 145.
  59. ^ Гринхал 1979, с. 26.
  60. ^ Кнаак 1982, с. 144.
  61. ^ "ROCAF RF-101C?" taiwanairpower.org . Проверено: 24 января 2011 г.
  62. ^ Кнаак 1982, стр. 150–151.
  63. ^ Дорр и Дональд 1990, с. 187.
  64. ^ Кнаак 1982, с. 151.
  65. ^ Jump up to: а б Кнаак 1982, с. 152.
  66. ^ Jump up to: а б Кнаак 1978, с. 153.
  67. ^ Дональд 2003, стр. 54–55.
  68. ^ Кнаак 1982, стр. 152-153.
  69. ^ Павлин 1985, с. 95.
  70. ^ Дорр 1995, с. 175.
  71. ^ Дорр 1995, с. 178.
  72. ^ Кнаак 1978, стр. 154-155.
  73. ^ "Истребитель-перехватчик F-101B Voodoo, история и развитие ВВС США" . Архивировано 21 июля 2011 года в 444-й эскадрилье истребителей-перехватчиков Wayback Machine FIS . Проверено 24 января 2011 г.
  74. ^ Jump up to: а б с Дорр 1995, с. 181.
  75. ^ Кнаак 1982, с. 142.
  76. ^ Кнаак 1982, с. 146.
  77. ^ Гринхал, 1979, стр. 12-15.
  78. ^ Гринхал 1979, с. 19.
  79. ^ Гринхал, 1979, стр. 10-11.
  80. ^ Гринхал, 1979, стр. 21-25.
  81. ^ Гринхал, 1979, стр. 40-41.
  82. ^ Гринхал, 1979, стр. 41-43.
  83. ^ Кнаак 1982, с. 147.
  84. ^ Кнаак 1982, с. 148.
  85. ^ Гринхал, 1979, стр. 43-44.
  86. ^ Кнаак 1982, с. 149.
  87. ^ Хобсон 2001, с. 269.
  88. ^ «Вьетнамский альманах», журнал Air Force Magazine , сентябрь 2004 г., стр. 57.
  89. ^ "Классика Air Power: F / RF-101 Voodoo" . Журнал ВВС , май 2008 г., стр. 168.
  90. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Анджелуччи и Бауэрс 1987, стр. 309–310.
  91. ^ CSU использует F-101B для исследования шторма; N8234, прозвище «Серый призрак», выставлен в Музее воздушного боя, Топика, Канзас. Архивировано 4 октября 2013 г. в Wayback Machine. Проверено 14 октября 2013 г.
  92. ^ Грин 1994, с. 367.
  93. ^ Кнаак 1978, с. 156-157.
  94. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
  95. ^ Варианты ракет Falcon - только AIM-4A, AIM-4B, AIM-4C. Дальность действия составляла около 5 миль (4,3 морских миль; 8,0 км).

Библиография

[ редактировать ]
  • Анджелуччи, Энцо; Бауэрс, Питер М. (1987). Американский истребитель . Спаркфорд, Сомерсет, Великобритания: Издательская группа Haynes. ISBN  0-85429-635-2 .
  • Сводка характеристик F-101B от 16 августа 1960 года.
  • Дэвис, Питер Э. (2019). RF-101 Отряды Вуду в бою . Блумсбери. ISBN  978-1472829153 .
  • Дональд, Дэвид, изд. (2003). Century Jets: передовые истребители ВВС США времен холодной войны . Норуолк, Коннектикут: Издательство AirTime. ISBN  1-880588-68-4 .
  • Дорр, Роберт Ф. (1995). Брифинг о варианте McDonnell F-88/F-101 . Крылья славы, том 1 . Лондон, Великобритания: Aerospace Publishing. ISBN  1-874023-68-9 .
  • Дорр, Роберт Ф.; Дональд, Дэвид (1990). Истребители ВВС США . Лондон, Великобритания: Temple Press/Aerospace. ISBN  0-600-55094-Х .
  • Франсильон, Рене Дж. (1990). McDonnell Douglas Aircraft с 1920 года (Том II) (2-е изд.). Лондон, Великобритания: Патнэм. ISBN  978-0-85177-828-0 .
  • Франсильон, Рене Дж. (май 1980 г.). «Это колдовство: F-101 Voodoo Макдоннелла». Воздушная мощь . 10 (3).
  • Гудрам, Аластер (январь – февраль 2004 г.). «Низкий диапазон: потери из-за мытья в 1960-х и 1970-х годах». Энтузиаст авиации (109): 12–17. ISSN   0143-5450 .
  • Гордон, Дуг (май – июнь 1999 г.). «Ранние дни 81-го: 81-й TFW USAFE в 1950-х годах». Энтузиаст авиации (81): 36–43. ISSN   0143-5450 .
  • Грин, Уильям; Суонборо, Гордон (1994). Полная книга бойцов . Лондон, Великобритания: Саламандра. ISBN  1-85833-777-1 .
  • Грин, Уильям; Суонборо, Гордон (2001). Великая книга бойцов . Сент-Пол, Миннесота: Издательство MBI. ISBN  0-7603-1194-3 .
  • Гринхал, Уильям (1979). ВВС Юго-Восточной Азии RF-101 Voodoo 1961–1970 гг. (PDF) . Управление истории ВВС. ISBN  978-1-78039-650-7 . Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  • Ганстон, Билл (1981). Бойцы пятидесятых годов . Кембридж, Великобритания: Патрик Стивенс. ISBN  0-85059-463-4 .
  • Хансен, Чак (1988). Ядерное оружие США . Арлингтон, Техас: Аэрофакс. ISBN  0-517-56740-7 .
  • Хобсон, Крис (2002). Потери в воздухе Вьетнама: потери самолетов ВВС, ВМС и морской пехоты США в Юго-Восточной Азии, 1961–73 гг . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press. ISBN  1-85780-115-6 .
  • Дженкинс, Деннис Р.; Лэндис, Тони Р. (2008). Экспериментальные и прототипы реактивных истребителей ВВС США . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press. ISBN  978-1-58007-111-6 .
  • Джонс, Ллойд С. (1975). Истребители США: армейские ВВС с 1925 по 1980-е годы . Фоллбрук, Калифорния: Издательство Aero. ISBN  0-8168-9201-6 .
  • Кивени, Кевин (1984). Макдоннелл F-101B/F (Аэрофакс Миниграф 5) . Арлингтон, Техас: Аэрофакс. ISBN  0-942548-10-8 .
  • Кинси, Берт (1986). F-101 Voodoo (Детали и масштаб; т. 21) . Саммит Блю-Ридж, Пенсильвания: Tab Books. ISBN  0-8306-8131-0 .
  • Кнаак, Марсель Сайз (1978). Энциклопедия самолетов и ракетных систем ВВС США: Том 1. Истребители после Второй мировой войны 1945–1973 годов (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: Управление истории ВВС. ISBN  0-912799-59-5 . OCLC   834250508 . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года.
  • Пикок, Линдси (август 1985 г.). «Одно чудо». Эйр Интернешнл . 29 (2): 75–81, 93–95. ISSN   0306-5634 .
  • Тейлор, Майкл Дж. Х., изд. (1995). Макдоннелл Вуду. Американский боевой самолет Джейн 20-го века . Нью-Йорк, США: Современное издательство. ISBN  978-0-7924-5627-8 .
  • Путеводитель по музею ВВС США . AFC Райт-Паттерсон, Огайо: Ассоциация ВВС, издание 1975 года.
  • Уолпол, Найджел (2007). Воины Вуду: История McDonnell Voodoo Fast-Jets . Книги о ручке и мече. ISBN  978-1783409778 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 509da3abeba86d5be8be28aac89e5da1__1722846660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/50/a1/509da3abeba86d5be8be28aac89e5da1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
McDonnell F-101 Voodoo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)