Макдоннелл F-101 Вуду
F-101 Вуду | |
---|---|
Макдоннелл F-101B Вуду | |
Роль | Истребительная авиация |
Производитель | Макдоннелл авиастроительная корпорация |
Первый полет | 29 сентября 1954 г. |
Введение | Май 1957 г. |
Ушедший на пенсию | 1972 (ВВС США) 1973 (РОКАФ) 1982 (США) 1984 (Канада) |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основные пользователи | ВВС США (исторический) ВВС Китайской Республики (исторический) Королевские ВВС Канады (исторический) |
Количество построенных | 807 |
Разработано на основе | Макдоннелл XF-88 Вуду |
Варианты | Макдоннелл CF-101 Вуду |
McDonnell F-101 Voodoo — сверхзвуковой реактивный истребитель, разработанный и производимый американской авиастроительной корпорацией McDonnell .
Разработка F-101 началась в конце 1940-х годов как бомбардировщик дальнего сопровождения (тогда известный как истребитель проникновения ) для (SAC) ВВС США (USAF Стратегического авиационного командования ). Он также был адаптирован как с ядерным вооружением истребитель-бомбардировщик ВВС США для Тактического авиационного командования (TAC) и как самолет фоторазведки на базе того же планера. 29 сентября 1954 года он совершил свой первый полет . F-101A установил ряд мировых рекордов скорости для реактивных самолетов, в том числе самую высокую воздушную скорость, достигнув 1207,6 миль (1943,4 км) в час 12 декабря 1957 года. [ 1 ]
Задержки в проекте перехватчика 1954 года привели к появлению требований о разработке временного проекта самолета-перехватчика , и эту роль в конечном итоге выиграл F-101B Voodoo. Эта роль потребовала обширных модификаций, чтобы добавить большой радар в носовую часть самолета, второго члена экипажа для его управления и новый оружейный отсек с вращающейся дверью, в которой находились четыре AIM-4 Falcon ракеты AIR-2 Genie. или две ракеты спрятан внутри планера, пока не пришло время стрелять. F-101B поступил на вооружение Командования ПВО США в 1959 году и Королевских ВВС Канады (RCAF) в 1961 году. Хотя Voodoo имел умеренный успех, он, возможно, был более важным как эволюционный шаг к его замене в большинстве ролей. F -4 Phantom II , один из самых успешных западных истребителей 1950-х годов; Phantom сохранит два двигателя, двойной экипаж для перехвата и хвостовое оперение, установленное значительно выше и позади выхлопной трубы, хотя это было развитие F3H Demon , в то время как Voodoo был разработан на основе более раннего XF-88 Вуду .
Карьера «Вуду» как истребителя-бомбардировщика была относительно недолгой, однако некоторое время служили разведывательные версии. ВВС США Наряду с Lockheed U-2 ВМС США и Vought RF-8 Crusaders , разведывательный вариант Voodoo RF-101 сыграл важную роль во время кубинского ракетного кризиса и широко использовался во время войны во Вьетнаме . [ 2 ] [ 3 ] Версии перехватчиков служили в ВВС Национальной гвардии до 1982 года, а на вооружении Канады они были передовой частью НОРАД до тех пор, пока их не заменили на CF-18 Hornet в 1980-х годах. Этот тип эксплуатировался в разведывательных целях до 1979 года. Экземпляры США были переданы Национальной гвардии ВВС США , где они эксплуатировались до 1982 года. RCAF Voodoo находились на вооружении до 1984 года.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Предыстория и XF-88
[ редактировать ]Первоначальная разработка того, что в конечном итоге стало Voodoo, началась в июне 1946 года в ответ на соревнования USAAF по истребителям проникновения, проводимые сразу после Второй мировой войны . [ 4 ] этом соревновании требовался дальний, высокопроизводительный истребитель для сопровождения бомбардировщиков нового поколения, аналогичный роли во время войны North American P-51 Mustang в сопровождении Boeing B-17 Flying Fortress и Consolidated B-24 Liberator В . оспариваемое воздушное пространство. McDonnell была среди нескольких компаний, отреагировавших на конкуренцию; в их конструкции использованы недавно захваченные немецкие исследования высокоскоростных реактивных самолетов. [ 5 ] [ 6 ]
14 февраля 1947 года компания McDonnell получила контракт ( AC-14582 ) на производство пары прототипов, получивших обозначение XF-88 Voodoo . [ 7 ] [ 8 ] Первый прототип (серийный номер 46-6525 ), оснащенный двумя Westinghouse XJ34-WE-13 мощностью турбореактивными двигателями 3000 фунтов силы (13,3 кН) , вылетел из Мюрока 20 октября 1948 года. [ 9 ] [ 10 ] Предварительные испытания показали, что, хотя управляемость и запас хода были адекватными, максимальная скорость на уровне моря составила 641 миль в час (1032 км/ч). [ 11 ] После установки на второй прототип форсажных камер, разработанных Макдоннеллом, тяга была увеличена до 3600 фунтов силы (16,1 кН) с соответствующим увеличением максимальной скорости, начальной скороподъемности и уменьшенной взлетной дистанции. Расход топлива значительно увеличился за счет использования форсажных камер, однако дальность полета снизилась. [ 9 ] [ 12 ]
Хотя XF-88 выиграл соревнование по «взлету» у конкурирующих Lockheed XF-90 и North American YF-93 , взрыв первого ядерного оружия Советским Союзом привел к тому, что ВВС США (USAF) (создали в 1947 году), переоценив свои потребности в истребителях, при этом перехватчики стали более важными, а сопровождение бомбардировщиков имело меньший приоритет, и прекратило программу Penetration Fighter в 1950 году. [ 13 ] [ 14 ] Еще одним фактором прекращения деятельности стали бюджетные ограничения. [ 10 ] [ 8 ] анализ миссий Корейской войны Однако показал, что современные стратегические бомбардировщики ВВС США были уязвимы для перехвата истребителей. В начале 1951 года ВВС США выпустили новые требования к сопровождению бомбардировщиков, на которые представили проекты все основные производители США. [ 15 ] Конструкция Макдоннелла представляла собой более крупную и мощную версию XF-88, и она выиграла тендер в мае 1951 года. Чтобы отразить уровень внесенных изменений, модернизированный F-88 в ноябре 1951 года получил обозначение F-101 Voodoo . [ 16 ] [ 17 ]
Увеличенный дизайн
[ редактировать ]Новая конструкция была значительно крупнее, имела втрое больший запас топлива и основывалась на более крупных и мощных турбореактивных двигателях Pratt & Whitney J57 . [ 18 ] Большие размеры двигателей J57 потребовали модификации моторных отсеков, а также модификации воздухозаборников, чтобы обеспечить больший поток воздуха к двигателю. Новые воздухозаборники также были спроектированы так, чтобы быть более эффективными при более высоких числах Маха. С целью повышения аэродинамической эффективности, снижения веса конструкции и облегчения явления кабрирования, недавно выявленного в ходе летных испытаний Douglas D-558-2 Skyrocket , самолета с конфигурацией поверхности управления, аналогичной XF-88, было установлено горизонтальное оперение. перенесен в верхнюю часть вертикального стабилизатора, что придало F-101 фирменное «Т-образное хвостовое оперение». В конце 1952 года миссия F-101 была изменена с «истребителя проникновения» на «стратегический истребитель», что повлекло за собой равный упор как на миссию по сопровождению бомбардировщиков, так и на доставку ядерного оружия. Новый макет Voodoo с измененной конфигурацией воздухозаборников, хвостового оперения, шасси и макетом ядерного оружия был проверен представителями ВВС в марте 1953 года. [ 19 ] Проект был одобрен, в результате чего 28 мая 1953 года был размещен первоначальный производственный заказ на 29 F-101A. Никаких прототипов не требовалось, поскольку F-101 считался прямым развитием XF-88. [ 20 ] Вместо этого была выбрана производственная политика Кука-Крейги , согласно которой первоначальное низкопроизводительное производство будет использоваться для испытаний без использования отдельных прототипов. [ 21 ] [ 22 ]
Меняемся ролями и в производство
[ редактировать ]Несмотря на получение заказа на этот тип, Макдоннелл получил приказ об остановке производства 16 апреля 1954 года; это произошло из-за существенного сокращения финансирования ВВС США в целом. Значимая производственная деятельность не возобновилась до тех пор, пока 2 ноября 1954 года компания не получила благоприятное указание. [ 23 ] На этом этапе ВВС США поставили Макдоннеллу срок эксплуатации — начало 1957 года. [ 24 ]
Первый серийный самолет F-101A с серийным номером 53-2418 совершил свой первый полет 29 сентября 1954 года с авиабазы Эдвардс ; во время этого полета он достиг максимальной скорости 0,9 Маха (960 км / ч) на высоте 35 000 футов (11 000 м). [ 25 ] Этот самолет, находящийся в частной собственности, был перевезен в Центр технического обслуживания Evergreen в Маране, штат Аризона , отреставрирован и теперь выставлен в Музее авиации и космонавтики Evergreen в Макминнвилле, штат Орегон . [ 26 ] Ранее он выставлялся в Музее авиации Пуэбло-Вейсброд .
Окончание Корейской войны и разработка реактивного самолета Boeing B-52 Stratofortress свели на нет необходимость в истребительном сопровождении, и Стратегическое авиационное командование (SAC) решило выйти из программы. Несмотря на потерю интереса со стороны SAC, F-101A привлек внимание Тактического авиационного командования (TAC), что привело к тому, что F-101 был переконфигурирован в истребитель-бомбардировщик . [ 27 ] [ 28 ] В этом качестве он должен был нести одно ядерное оружие для использования против тактических целей, таких как аэродромы. TAC запросил многочисленные изменения в F-101, чтобы он соответствовал новой роли, включая дополнительное оборудование для обеспечения связи воздух-земля, средства для перевозки внешних подвесок и усиление конструкции. [ 29 ] [ 30 ]
При поддержке TAC испытания F-101 были возобновлены, а летные испытания по категории II начались в начале 1955 года. Ряд проблем был выявлен и в основном решен на этом этапе разработки. Были обнаружены проблемы с автопилотом , гидравликой , видоискателем и системой управления; McDonnell обычно заменял неудовлетворительные детали аналогами измененной конструкции. [ 31 ] Одной из особых проблем была опасная склонность самолета к резкому увеличению тангажа при полете под большим углом атаки ; это никогда не будет полностью исправлено. [ 32 ] [ 33 ] Однако ВВС США удовлетворились установкой системы активного ингибитора для предотвращения подобных случаев. [ 34 ] В период с 1955 по 1956 год в F-101 было внесено около 2300 усовершенствований, прежде чем полномасштабное производство началось в ноябре 1956 года. [ 35 ]
Операционная история
[ редактировать ]Ф-101А/РФ-101Г
[ редактировать ]2 мая 1957 года первый F-101A был доставлен в 27-й стратегический истребительный авиаполк , который в июле того же года был передан в состав TAC. [ 21 ] [ 36 ] заменив их F-84F Thunderstreak . F-101A оснащался двумя турбореактивными двигателями Pratt & Whitney J57-P-13. [ 20 ] обеспечивающий хорошее ускорение, высокую скороподъемность, легкость преодоления звукового барьера в горизонтальном полете и максимальную скорость Маха 1,52 . Большой внутренний запас топлива F-101 позволял беспосадочно преодолевать расстояние около 3000 миль (4800 км). [ 37 ] Самолет был оснащен радаром управления огнем МА-7 для использования как в режиме «воздух-воздух», так и в режиме «воздух-земля», дополненным системой маловысотного бомбометания (LABS) для доставки ядерного оружия. [ 20 ] и был разработан для перевозки Mk 28 ядерной бомбы . Первоначальной предполагаемой полезной нагрузкой для F-101A был магазин McDonnell Model 96 , большой отсек для топлива и вооружения, аналогичный по концепции конструкции Convair B-58 Hustler , но от него отказались в марте 1956 года до того, как F-101 поступил на вооружение. Другие боевые ядерные нагрузки включали оружие Mk 7 , Mk 43 и Mk 57 . Хотя теоретически он способен нести обычные бомбы, ракеты или ракеты класса «воздух-воздух» Falcon . [ 38 ] [ 39 ] Вуду никогда не применяли такое оружие в боевых целях. [ 40 ] Он был оснащен четырьмя 20-мм пушками M39 , причем одну пушку часто снимали при эксплуатации, чтобы освободить место для TACAN приемника радиомаяка .
F-101 установил ряд рекордов скорости, в том числе: JF-101A (девятый F-101A, модифицированный в качестве испытательного стенда для более мощных двигателей J-57-P-53 F-101B), установивший мировой рекорд скорости . 1207,6 миль в час (1943,4 км / ч) 12 декабря 1957 года во время операции «Брандмауэр», [ 41 ] побив предыдущий рекорд скорости 1132 миль в час (1811 км/ч), установленный Fairey Delta 2 в марте прошлого года. Рекорд впоследствии был установлен в мае 1958 года истребителем Lockheed F-104 Starfighter . 27 ноября 1957 года во время операции «Солнечный бег» RF-101C установил рекорд Лос-Анджелес-Нью-Йорк-Лос-Анджелес за шесть часов 46 минут, рекорд Нью-Йорка до Лос-Анджелеса за три часа 36 минут и рекорд Лос-Анджелеса-Нью-Йорка - три часа и семь минут. [ 42 ]
Всего было построено 77 F-101A, из которых только 50 когда-либо использовались в эксплуатации, а остальные использовались исключительно для экспериментальных работ. [ 36 ] [ 39 ] Начиная с 1966 года, они постепенно выводились из состава ВВС США. [ 43 ] Двадцать девять выживших были переоборудованы в спецификации RF-101G с измененной носовой частью и камерами разведки вместо пушек и радара. Они служили в ВВС Национальной гвардии до 1972 года. [ 44 ] [ 45 ]
РФ-101А
[ редактировать ]В октябре 1953 года ВВС США потребовали построить два F-101A в качестве прототипа тактического разведчика YRF-101A. [ 46 ] [ 47 ] За ними последовали 35 серийных самолетов RF-101A. [ 48 ] RF-101A разделял планер F-101A, включая его предел в 6,33 g (62 м/с²), но заменил радар и пушки на шесть камер в носовой части измененной формы. [ 49 ] [ 50 ] По просьбе TAC была включена различная электроника. [ 51 ] Как и все другие модели F-101, он имел возможность дозаправки в воздухе как с летающей стрелой, так и с помощью зонда и тормоза , а также дополнительный бак , который позволял дозаправлять другие самолеты. [ 38 ] [ 52 ] Вступил в строй в мае 1957 года. [ 53 ] [ 31 ] замена RB-57 Canberra .
6 мая 1957 года RF-101A поступил на вооружение, первым подразделением этого типа было 363-е тактическое разведывательное крыло , дислоцированное на авиабазе Шоу , Южная Каролина. [ 54 ] [ 55 ] В октябре 1962 года RF-101A из 363-го тактического разведывательного крыла выполняли разведывательные вылеты над Кубой во время Кубинского ракетного кризиса . [ 56 ] Утверждается, что полеты самолета над Кубой подчеркнули его недостатки как самолета-разведчика, что послужило причиной внесения ряда модификаций для улучшения его характеристик. [ 57 ] Все ВВС США RF-101A были выведены из эксплуатации в 1971 году. [ 58 ]
В октябре 1959 года восемь RF-101A были переданы Тайваню , который использовал их для облётов материковой части Китая. [ 59 ] [ 60 ] Эти ROCAF RF-101A были модифицированы вертикальным килем RF-101C и воздухозаборником; этот воздухозаборник использовался для охлаждения отсека тормозного парашюта и устранил пятиминутное ограничение на использование форсажных камер на RF-101A. [ 61 ] Сообщается, что двое были сбиты. [ нужна ссылка ]
F-101B/CF-101B/EF-101B
[ редактировать ]В конце 1940-х годов ВВС США начали исследовательский проект будущего самолета-перехватчика , который в конечном итоге остановился на усовершенствованной спецификации, известной как перехватчик 1954 года . Контракты на эту спецификацию в конечном итоге привели к выбору Convair F-102 Delta Dagger , но к 1952 году стало ясно, что к 1954 году будут готовы лишь немногие части спецификации, кроме планера; Ввод в эксплуатацию двигателей, вооружения и систем управления огнем должен был занять слишком много времени. Таким образом, были начаты усилия по быстрому созданию промежуточной сверхзвуковой конструкции для замены различных дозвуковых перехватчиков, которые тогда находились на вооружении, и в качестве отправной точки был выбран планер F-101. [ 62 ]
обозначение F-109 (которое должно было существенно отличаться от базового Voodoo), Хотя Макдоннелл предложил новому самолету [ 63 ] ВВС США присвоили обозначение F-101B. [ 64 ] Впервые он был принят на вооружение 5 января 1959 года в составе 60-й эскадрильи истребителей-перехватчиков . [ 65 ] Производство этой модели закончилось в марте 1961 года. [ 66 ] У Voodoo была модифицированная кабина для экипажа из двух человек, а также более крупная и закругленная носовая часть фюзеляжа, в которой размещался управления огнем Hughes MG-13 радар F-102. У него была линия передачи данных с полуавтоматической системой наземной среды (SAGE), позволяющая наземным диспетчерам направлять самолет к целям, внося коррективы через автопилот самолета. У F-101B были более мощные двигатели Pratt & Whitney J57-P-55, что делало его единственным самолетом Voodoo, не использующим двигатели −13. Новые двигатели имели значительно более длинный форсаж, чем J57-P-13. Чтобы избежать серьезной модификации конструкции, расширенным форсажным камерам просто разрешили выступать за пределы фюзеляжа почти на 8 футов (2,4 м). Более мощные двигатели и усовершенствования аэродинамики позволили увеличить скорость до 1,85 Маха. [ 38 ]
F-101B был лишен четырех пушек M39 и вместо этого нес четыре ракеты класса «воздух-воздух» AIM-4 Falcon , расположенные по две на вращающемся поддоне в отсеке вооружения фюзеляжа. [ 38 ] Первоначальная нагрузка состояла из двух полуактивных радиолокационных систем самонаведения ГАР-1 (АИМ-4А) и двух средств инфракрасного наведения ГАР-2 (АИМ-4Б) , по одному на каждой стороне вращающегося поддона. [ 67 ] После того, как были выпущены первые две ракеты, дверь перевернулась, обнажая вторую пару. Стандартной практикой была стрельба из оружия парами SARH/IR, чтобы увеличить вероятность попадания. На моделях позднего выпуска были предусмотрены две ядерные ракеты MB-1/AIR-2 Genie мощностью по 1,7 килотонны на одной стороне поддона и ГАР-2А с ИК-наведением (AIM-4C) на другой стороне. Начиная с 1961 года «Проект Китти Кар» модернизировал большинство ранних F-101B до этого стандарта. [ 40 ] [ 68 ]
В период с 1963 по 1966 год F-101B были модернизированы в рамках Программы усовершенствования перехватчиков (IIP; также известной как «Проект смелое путешествие»), будучи оснащенными усовершенствованной системой управления огнем против вражеских РЭБ и системой инфракрасного прицеливания и слежения (IRST) в носовая часть на месте штуцера дозаправки в воздухе. [ 69 ]
F-101B было произведено в большем количестве, чем F-101A и F-101C, всего к концу производства в 1961 году было поставлено 479 самолетов. [ 70 ] [ 66 ] Большинство из них было доставлено Командованию ПВО (ADC) начиная с января 1959 года. [ 65 ] Единственным иностранным заказчиком F-101B была Канада, где на местном уровне он назывался CF-101 Voodoo . [ 71 ]
F-101B был выведен из эксплуатации ADC в период с 1968 по 1971 год, при этом многие уцелевшие самолеты ВВС США были переданы ВВС Национальной гвардии (заменив F-102) и служили до 1982 года. [ 72 ] Последний самолет Voodoo на вооружении США (F-101B-105-MC, серийный номер ВВС 58-300 ) был окончательно списан 2-й эскадрильей истребительного вооружения на авиабазе Тиндалл , Флорида, 21 сентября 1982 года. [ 73 ]
F-101C / RF-101H
[ редактировать ]Истребитель-бомбардировщик F-101A был принят на вооружение TAC, несмотря на ряд проблем. Среди прочего, его планер оказался способен выдерживать маневры только с силой 6,33 g (62 м/с²) вместо запланированных 7,33 g (72 м/с²). [ 34 ] [ 29 ] Усовершенствованная модель F-101C была представлена в 1957 году. Она имела более тяжелую конструкцию на 500 фунтов (227 кг), позволяющую совершать маневры с массой 7,33 g , а также переработанную топливную систему для увеличения максимального времени полета на форсажной камере . [ 74 ] Как и F-101A, он также был оснащен пилоном под фюзеляжем для перевозки ядерного оружия, а также двумя точками подвески емкостью 450 галлонов США (1700 л) для подвесных баков . [ 38 ] Всего было выпущено 47 F101C. [ 74 ] [ 45 ]
Первоначально служивший в составе 27-го тактического истребительного авиаполка на авиабазе Бергстром , штат Техас, в 1958 году самолет был переведен из TAC в 81-й тактический истребительный авиаполк , входящий в состав ВВС США в Европе (USAFE), который управлял тремя эскадрильями с двух аэродромов британских ВВС. Бентуотерс и Вудбридж . [ 75 ] 78- я тактическая истребительная эскадрилья дислоцировалась в Вудбридже, а 91-я и 92-я — в Бентуотерсе. 81-я TFW служила стратегическими силами ядерного сдерживания, а дальность действия «Вуду» делала в пределах досягаемости почти все страны Варшавского договора и цели на расстоянии до 500 миль (800 км) вглубь Советского Союза.
Оба самолета модели A и C были приписаны к 81-му TFW и взаимозаменяемо использовались в трех эскадрильях. Действующие F-101A/C были модернизированы с использованием оборудования для доставки ядерного оружия под малым углом (LADD) и системы маловысотного бомбометания (LABS) для выполнения основной задачи по доставке ядерного оружия на предельно малых высотах. Пилотов готовили к выполнению миссий на высоких скоростях и на малых высотах на территории Советского Союза или Восточного блока, причем основными целями были аэродромы. Ожидалось, что эти миссии будут односторонними, и пилотам придется катапультироваться в тылу советских войск. [ 74 ]
F-101C никогда не участвовал в боях и был заменен в 1966 году на F-4C Phantom II . [ 21 ] Позже тридцать два самолета были переоборудованы для невооруженной разведки и получили обозначение RF-101H . Они служили в частях ВВС Национальной гвардии до 1972 года. [ 21 ] [ 76 ]
РФ-101С
[ редактировать ]Используя усиленный планер F-101C, RF-101C впервые поднялся в воздух 12 июля 1957 года. [ 21 ] поступил на вооружение в 1958 году. Как и RF-101A, RF-101C имел до шести камер вместо радара и пушек в носовой части измененной формы и сохранял бомбометание версий истребителя-бомбардировщика. [ 77 ] Поскольку предполагалось, что он будет летать без оружия, в него были включены различные системы пассивной защиты, в том числе приемник радиолокационного предупреждения AN/APS-54 . [ 78 ] Ему не хватало настоящей всепогодности, поскольку ВВС США решили отказаться от запланированной для него электронной навигационной системы AN/APN-82. [ 79 ] Было построено 166 RF-101C, в том числе 96 первоначально планировалось стать истребителями-бомбардировщиками F-101C. [ 49 ]
27 ноября 1957 года во время операции Sun Run RF-101C, пилотируемый тогдашним капитаном Робертом Свитом, установил рекорд Лос-Анджелес-Нью-Йорк-Лос-Анджелес за шесть часов 46 минут, а рекорд Нью-Йорка-Лос-Анджелеса за три часа. и 36 минут. Другой RF-101C, пилотируемый тогдашним лейтенантом Густавом Клаттом, установил рекорд полета из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк - три часа и семь минут. [ 42 ]
RF-101C использовался во время кубинского ракетного кризиса и вскоре последовал за североамериканскими F-100 Super Sabre в октябре 1961 года, когда RF-101 из 67-го тактического разведывательного крыла были развернуты в Юго-Восточной Азии, выполняя разведывательные полеты над Лаосом и Вьетнам . [ 80 ] Операции на этом театре военных действий быстро выявили необходимость ночной разведки, для которой самолет изначально не был оборудован. [ 81 ] В рамках проекта «Игрушечный тигр» 1964 года некоторые RF-101C были оснащены новым блоком фотоаппаратов и центральным блоком для фотовспышек. Некоторые были дополнительно модернизированы по программе Mod 1181 с автоматическим управлением камерами. Некоторые официальные лица остались недовольны возможностями RF-101C для ночной съемки. [ 82 ] [ 83 ]
RF-101C выступал в качестве ориентиров для бомбардировщиков F-100 во время первых ударов по театру военных действий. [ 84 ] RF-101C понес потери во время конфликта, первая потеря от наземного огня противника была зафиксирована в ноябре 1964 года, хотя опасные ситуации произошли еще 14 августа 1962 года; ПВО Северного Вьетнама со временем становилась все более эффективной. [ 85 ] [ 86 ] С 1965 по ноябрь 1970 года его роль постепенно взял на себя RF-4C Phantom II. Всего за 35 тысяч боевых вылетов было потеряно 39 самолетов, из них 33 в боях. [ 87 ] [ 88 ] в том числе пять для ЗРК , один для атаки на аэродром и один в воздушном бою с МиГ-21 в сентябре 1967 года. Скорость RF-101C сделала его в значительной степени невосприимчивым к перехвату МиГа. 27 боевых потерь пришлись на разведывательные вылеты над Северным Вьетнамом. В апреле 1967 года для обеспечения некоторой защиты от ЗРК были установлены блоки ECM ALQ-71. Хотя Voodoo снова мог работать на средних высотах, дополнительное сопротивление и вес снизили скорость RF-101 настолько, что он стал уязвимым для маневренных (и оснащенных пушками) МиГов и, следовательно, потребовал сопровождения истребителей.
После вывода из Вьетнама RF-101C продолжал служить в частях ВВС США до 1979 года. На вооружении RF-101C получил прозвище «Длинная птица»; это была единственная версия Вуду, участвовавшая в бою. [ 89 ]
Всего было построено 166 штук. [ 2 ]
ТФ-101Б/Ф-101Ф/CF-101Ф
[ редактировать ]Некоторые из F-101B были построены как учебно -боевые самолеты с двойным управлением, первоначально получившие название TF-101B , но позже переименованное в F-101F . Было изготовлено семьдесят девять новых F-101F, а еще 152 существующих самолета были позже модифицированы с двойным управлением. Десять из них были поставлены в Канаду под обозначением CF-101F . Позже в 1971 году они были заменены 10 обновленными самолетами.
РФ-101Б
[ редактировать ]В начале 1970-х годов партия из 22 бывших RCAF CF-101B была доставлена в ВВС США и переоборудована в самолет-разведчик RF-101B , на каждом самолете были заменены радар и отсек вооружения на комплект из трех фотоаппаратов KS-87B и двух AXQ- 2 телекамеры. Также была установлена штанга для дозаправки в воздухе. Эти самолеты служили в составе 192-й тактической разведывательной эскадрильи Национальной гвардии Невады до 1975 года. Они оказались относительно дорогими в эксплуатации и обслуживании и имели короткий срок службы.
Варианты
[ редактировать ]- Ф-101А
- Истребитель-бомбардировщик начальной серии, произведено 77 штук [ 90 ]
- НФ-101А
- один F-101A, используемый General Electric для испытаний General Electric J79. двигателя [ 90 ]
- ЯРФ-101А
- два F-101A построены как прототипы-разведчики [ 90 ]
- РФ-101А
- первая разведывательная версия, построено 35 штук [ 2 ] [ 90 ]
- Ф-101Б
- двухместный перехватчик, самая массовая версия - построено 479 штук (включая CF-101B) [ 90 ]
- CF-101B
- 112 F-101B переданы Королевским ВВС Канады. [ 90 ]
- РФ-101Б
- 22 бывших самолета RCAF CF-101B, модифицированных для разведки. [ 90 ]
- ТФ-101Б
- учебно-тренировочная версия F-101B с двойным управлением, переименованная в F-101F , построено 79 штук. [ 90 ]
- ЭФ-101Б
- одиночный F-101B переоборудован для использования в качестве радиолокационной цели и сдан в аренду Канаде [ 90 ]
- НФ-101Б
- Прототип F-101B на базе планера F-101A; второй прототип был построен с другим носом [ 90 ]
- Ф-101С
- улучшенный истребитель-бомбардировщик, построено 47 штук. [ 90 ]
- РФ-101С
- разведывательная версия планера F-101C, построено 166 штук. [ 2 ] [ 90 ]
- Ф-101Д
- предлагаемая версия с двигателями General Electric J79 , не построена [ 90 ]
- Ф-101Э
- еще одно предложение J79, не построенное [ 90 ]
- Ф-101Ф
- учебно-тренировочный вариант F-101B с двойным управлением; 79 переименованных в TF-101B плюс 152 переоборудованных F-101B. [ 90 ]
- CF-101F
- Канадское обозначение 20 самолетов с двойным управлением TF-101B/F-101F. [ 90 ]
- ТФ-101Ф
- 24 версии F-101B с двойным управлением, переименованные в F-101F (они включены в общее количество -F) [ 90 ]
- РФ-101Г
- 29 F-101A переоборудованы для разведки АНГ [ 90 ]
- RF-101H
- 32 F-101C переоборудованы для разведки. [ 90 ]
Операторы
[ редактировать ]- Канада
- Королевские ВВС Канады (1961–1968)
- Канадские вооруженные силы
- Командование ПВО (1968–1975)
- Воздушное командование (1975–1984; исторический)
- Тайвань
- Соединенные Штаты
Самолет на выставке
[ редактировать ]После вывода этого типа из эксплуатации большое количество F-101 хранится в музеях или выставлено в качестве охранников у ворот .
Технические характеристики (F-101B)
[ редактировать ]Данные из «Полной книги бойцов» , [ 92 ] Энциклопедия самолетов и ракетных систем ВВС США [ 93 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 67 футов 5 дюймов (20,55 м)
- Размах крыльев: 39 футов 8 дюймов (12,09 м)
- Высота: 18 футов 0 дюймов (5,49 м)
- Площадь крыла: 368 кв. футов (34,2 м 2 )
- Профиль крыла : корень: NACA 65A007 (модифицированный) ; наконечник: NACA 65A006 (модифицированный) [ 94 ]
- Пустой вес: 28 495 фунтов (12 925 кг)
- Полная масса: 45 665 фунтов (20 713 кг)
- Максимальный взлетный вес: 52 400 фунтов (23 768 кг)
- Запас топлива: 2053 галлона США (1709 имп галлонов; 7770 л) внутренние детали плюс 2 дополнительных откидных бака на 450 галлонов США (370 имп галлонов; 1700 л)
- Силовая установка: 2 двигателя Pratt & Whitney J57-P-55 турбореактивных с форсажной камерой, тяга 11 990 фунтов силы (53,3 кН) каждый всухую, 16 900 фунтов силы (75 кН) с форсажной камерой.
Производительность
- Максимальная скорость: 1134 миль в час (1825 км/ч, 985 узлов) на высоте 35 000 футов (11 000 м).
- Максимальная скорость: 1,72 Маха.
- Диапазон: 1520 миль (2450 км, 1320 миль)
- Практический потолок: 58 400 футов (17 800 м)
- Нагрузка на крыло: 124 фунта/кв. футов (610 кг/м). 2 )
- Тяга/вес : 0,74
Вооружение
- Ракеты: 4 (первоначально 6) × AIM-4 Falcon или 2 × ядерные ракеты AIR-2 Genie , плюс 2 × AIM-4 Falcon. [ 95 ]
Авионика
- Система управления огнем Hughes MG-13
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Convair F-102 Дельта Кинжал
- Convair F-106 Дельта Дарт
- Lavochkin La-250
- Макдоннелл Дуглас F-4 Фантом II
- Tupolev Tu-28
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Франсильон 1979, с. 544.
- ^ Jump up to: а б с д «Макдоннелл RF-101C Вуду» . Национальный музей ВВС США . Проверено 5 августа 2024 г.
- ^ «Макдоннелл F-101B Вуду» . Национальный музей ВВС США . Проверено 5 августа 2024 г.
- ^ Гринхал 1979, с. 1.
- ^ Гринхал, 1979, стр. 1-2.
- ^ Дэвис 2019, стр. 6-7.
- ^ Франсильон 1979, стр. 460–461.
- ^ Jump up to: а б Кнаак 1982, с. 135.
- ^ Jump up to: а б Анджелуччи и Бауэрс 1987, с. 304.
- ^ Jump up to: а б Гринхал, 1979, с. 2.
- ^ Франсильон 1979, с. 461.
- ^ Дэвис 2019, стр. 7-8.
- ^ Дорр и Дональд 1990, стр. 146, 148.
- ^ Дэвис 2019, с. 8.
- ^ Кнаак 1982, стр. 135-136.
- ^ Павлин 1985, с. 76.
- ^ Кнаак 1982, с. 137.
- ^ Франсильон 1979, с. 538.
- ^ Кнаак 1978, стр. 137–138.
- ^ Jump up to: а б с Франсильон 1979, с. 539.
- ^ Jump up to: а б с д и Павлин 1985, с. 78.
- ^ Кнаак 1982, с. 136.
- ^ Гринхал 1979, с. 5.
- ^ Кнаак 1982, с. 138.
- ^ Франсильон 1990, с. 141.
- ↑ F-101A восстановлен в Музее авиации и космонавтики Эвергрин. Архивировано 18 мая 2014 года в Wayback Machine.
- ^ Гринхал, 1979, стр. 5-6.
- ^ Дэвис 2019, стр. 9-10.
- ^ Jump up to: а б Гринхал, 1979, с. 6.
- ^ Дэвис 2019, с. 10.
- ^ Jump up to: а б Гринхал, 1979, с. 7.
- ^ Дорр 1995, с. 172.
- ^ Дэвис 2019, стр. 12-13.
- ^ Jump up to: а б Кнаак 1982, с. 139.
- ^ Кнаак 1982, стр. 139-140.
- ^ Jump up to: а б Кнаак 1982, с. 140.
- ^ Франсильон 1979, с. 547.
- ^ Jump up to: а б с д и Тейлор 1995, стр. 236–237.
- ^ Jump up to: а б Дэвис 2019, с. 14.
- ^ Jump up to: а б Дональд 2003, с. 55.
- ^ Дорр 1995, с. 173.
- ^ Jump up to: а б «Операция «Солнечный бег». Архивировано 3 мая 2009 года в Wayback Machine Национальном музее ВВС США . Проверено: 7 февраля 2008 г.
- ^ Кнаак 1982, стр. 140–141.
- ^ Дорр 1995, с. 187.
- ^ Jump up to: а б Кнаак 1982, с. 141.
- ^ Гринхал 1979, с. 3.
- ^ Дэвис 2019, с. 16.
- ^ Дорр 1995, с. 174.
- ^ Jump up to: а б Павлин 1985, стр. 78, 80.
- ^ Гринхал, 1979, стр. 3-4.
- ^ Кнаак 1982, с. 143.
- ^ Гринхал, 1979, стр. 9-10.
- ^ Павлин 1985, с. 80.
- ^ Кнаак 1982, стр. 143-144.
- ^ Дэвис 2019, стр. 17-18.
- ^ «Нос, McDonnell RF-101C Voodoo» . Смитсоновский институт . Проверено 4 августа 2024 г.
- ^ Кнаак 1982, стр. 147-148.
- ^ Кнаак 1982, с. 145.
- ^ Гринхал 1979, с. 26.
- ^ Кнаак 1982, с. 144.
- ^ "ROCAF RF-101C?" taiwanairpower.org . Проверено: 24 января 2011 г.
- ^ Кнаак 1982, стр. 150–151.
- ^ Дорр и Дональд 1990, с. 187.
- ^ Кнаак 1982, с. 151.
- ^ Jump up to: а б Кнаак 1982, с. 152.
- ^ Jump up to: а б Кнаак 1978, с. 153.
- ^ Дональд 2003, стр. 54–55.
- ^ Кнаак 1982, стр. 152-153.
- ^ Павлин 1985, с. 95.
- ^ Дорр 1995, с. 175.
- ^ Дорр 1995, с. 178.
- ^ Кнаак 1978, стр. 154-155.
- ^ "Истребитель-перехватчик F-101B Voodoo, история и развитие ВВС США" . Архивировано 21 июля 2011 года в 444-й эскадрилье истребителей-перехватчиков Wayback Machine FIS . Проверено 24 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Дорр 1995, с. 181.
- ^ Кнаак 1982, с. 142.
- ^ Кнаак 1982, с. 146.
- ^ Гринхал, 1979, стр. 12-15.
- ^ Гринхал 1979, с. 19.
- ^ Гринхал, 1979, стр. 10-11.
- ^ Гринхал, 1979, стр. 21-25.
- ^ Гринхал, 1979, стр. 40-41.
- ^ Гринхал, 1979, стр. 41-43.
- ^ Кнаак 1982, с. 147.
- ^ Кнаак 1982, с. 148.
- ^ Гринхал, 1979, стр. 43-44.
- ^ Кнаак 1982, с. 149.
- ^ Хобсон 2001, с. 269.
- ^ «Вьетнамский альманах», журнал Air Force Magazine , сентябрь 2004 г., стр. 57.
- ^ "Классика Air Power: F / RF-101 Voodoo" . Журнал ВВС , май 2008 г., стр. 168.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Анджелуччи и Бауэрс 1987, стр. 309–310.
- ^ CSU использует F-101B для исследования шторма; N8234, прозвище «Серый призрак», выставлен в Музее воздушного боя, Топика, Канзас. Архивировано 4 октября 2013 г. в Wayback Machine. Проверено 14 октября 2013 г.
- ^ Грин 1994, с. 367.
- ^ Кнаак 1978, с. 156-157.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ Варианты ракет Falcon - только AIM-4A, AIM-4B, AIM-4C. Дальность действия составляла около 5 миль (4,3 морских миль; 8,0 км).
Библиография
[ редактировать ]- Анджелуччи, Энцо; Бауэрс, Питер М. (1987). Американский истребитель . Спаркфорд, Сомерсет, Великобритания: Издательская группа Haynes. ISBN 0-85429-635-2 .
- Сводка характеристик F-101B от 16 августа 1960 года.
- Дэвис, Питер Э. (2019). RF-101 Отряды Вуду в бою . Блумсбери. ISBN 978-1472829153 .
- Дональд, Дэвид, изд. (2003). Century Jets: передовые истребители ВВС США времен холодной войны . Норуолк, Коннектикут: Издательство AirTime. ISBN 1-880588-68-4 .
- Дорр, Роберт Ф. (1995). Брифинг о варианте McDonnell F-88/F-101 . Крылья славы, том 1 . Лондон, Великобритания: Aerospace Publishing. ISBN 1-874023-68-9 .
- Дорр, Роберт Ф.; Дональд, Дэвид (1990). Истребители ВВС США . Лондон, Великобритания: Temple Press/Aerospace. ISBN 0-600-55094-Х .
- Франсильон, Рене Дж. (1990). McDonnell Douglas Aircraft с 1920 года (Том II) (2-е изд.). Лондон, Великобритания: Патнэм. ISBN 978-0-85177-828-0 .
- Франсильон, Рене Дж. (май 1980 г.). «Это колдовство: F-101 Voodoo Макдоннелла». Воздушная мощь . 10 (3).
- Гудрам, Аластер (январь – февраль 2004 г.). «Низкий диапазон: потери из-за мытья в 1960-х и 1970-х годах». Энтузиаст авиации (109): 12–17. ISSN 0143-5450 .
- Гордон, Дуг (май – июнь 1999 г.). «Ранние дни 81-го: 81-й TFW USAFE в 1950-х годах». Энтузиаст авиации (81): 36–43. ISSN 0143-5450 .
- Грин, Уильям; Суонборо, Гордон (1994). Полная книга бойцов . Лондон, Великобритания: Саламандра. ISBN 1-85833-777-1 .
- Грин, Уильям; Суонборо, Гордон (2001). Великая книга бойцов . Сент-Пол, Миннесота: Издательство MBI. ISBN 0-7603-1194-3 .
- Гринхал, Уильям (1979). ВВС Юго-Восточной Азии RF-101 Voodoo 1961–1970 гг. (PDF) . Управление истории ВВС. ISBN 978-1-78039-650-7 . В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- Ганстон, Билл (1981). Бойцы пятидесятых годов . Кембридж, Великобритания: Патрик Стивенс. ISBN 0-85059-463-4 .
- Хансен, Чак (1988). Ядерное оружие США . Арлингтон, Техас: Аэрофакс. ISBN 0-517-56740-7 .
- Хобсон, Крис (2002). Потери в воздухе Вьетнама: потери самолетов ВВС, ВМС и морской пехоты США в Юго-Восточной Азии, 1961–73 гг . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press. ISBN 1-85780-115-6 .
- Дженкинс, Деннис Р.; Лэндис, Тони Р. (2008). Экспериментальные и прототипы реактивных истребителей ВВС США . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press. ISBN 978-1-58007-111-6 .
- Джонс, Ллойд С. (1975). Истребители США: армейские ВВС с 1925 по 1980-е годы . Фоллбрук, Калифорния: Издательство Aero. ISBN 0-8168-9201-6 .
- Кивени, Кевин (1984). Макдоннелл F-101B/F (Аэрофакс Миниграф 5) . Арлингтон, Техас: Аэрофакс. ISBN 0-942548-10-8 .
- Кинси, Берт (1986). F-101 Voodoo (Детали и масштаб; т. 21) . Саммит Блю-Ридж, Пенсильвания: Tab Books. ISBN 0-8306-8131-0 .
- Кнаак, Марсель Сайз (1978). Энциклопедия самолетов и ракетных систем ВВС США: Том 1. Истребители после Второй мировой войны 1945–1973 годов (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: Управление истории ВВС. ISBN 0-912799-59-5 . OCLC 834250508 . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года.
- Пикок, Линдси (август 1985 г.). «Одно чудо». Эйр Интернешнл . 29 (2): 75–81, 93–95. ISSN 0306-5634 .
- Тейлор, Майкл Дж. Х., изд. (1995). Макдоннелл Вуду. Американский боевой самолет Джейн 20-го века . Нью-Йорк, США: Современное издательство. ISBN 978-0-7924-5627-8 .
- Путеводитель по музею ВВС США . AFC Райт-Паттерсон, Огайо: Ассоциация ВВС, издание 1975 года.
- Уолпол, Найджел (2007). Воины Вуду: История McDonnell Voodoo Fast-Jets . Книги о ручке и мече. ISBN 978-1783409778 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Статьи и публикации McDonnell F-101 Voodoo
- Самолет Bauher F-101 Voodoo
- Сайт Национального музея ВВС США: страница XF-88
- McDonnell F-101 "Вуду" история и информация
- F-101 Выжившие в вуду Список статических дисплеев, местоположение, серийные номера и ссылки.