Гагаузы
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2012 г. ) |
Общая численность населения | |
---|---|
в. 200 000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Молдавия (видеть Гагаузия ) | 126,010 [1] |
Украина | 31,923 [2] |
Турция | 15,000 [3] |
Россия | 13,690 [4] |
Беларусь | 204 [5] |
Латвия | 91 [6] |
Болгария | 40 [7] |
Эстония | 35 [8] |
Литва | 18 [9] |
Румыния | 5 [10] |
Языки | |
Религия | |
Восточная Православная Церковь [11] | |
Родственные этнические группы | |
Другие тюркские народы , например турки |
Люди | Гагаузы |
---|---|
Язык | Гагаузский Гагаузский язык/гагаузский) |
Страна | Гагаузия Гагаузия / Гагаузия |
Гагаузы Gagauzlar ( Gagauz : . ) — тюркский этнос [12] Родом из южной Молдовы ( Гагаузия , Тараклийский район , Бессарабский район ) и юго-западной Украины ( Буджак ). [13] Гагаузы в основном являются православными христианами . [11] Термин «гагаузы» также часто используется как собирательное наименование тюркских народов , живущих на Балканах и говорящих на гагаузском языке , языке, отделенном от балканского гагаузского турецкого языка . [14]
Этимология
[ редактировать ]Гагаузия — наиболее распространенная форма имени в единственном и множественном числе. [15] и в некоторых ссылках используются гагаузы (с украинского) [14] [16] Или гагаузы . [16] Другие варианты, включая гагаузов и гагаузов, появляются редко.
До русской революции их обычно называли «тюркоязычными булгарами ». [17] называли себя «эски-булгарами» (что означает « старые булгары »). Гагаузские земледельческие поселенцы в Узбекистане в 1930-е годы [17] [18] [19]
По словам Астрид Менц: [19]
В более старых этнографических работах, таких как «Пис» (1894 г.) и «Иречек» (1891 г.), охватывающих гагаузов в Болгарии, упоминается, что только их соседи использовали этноним гагаузы, отчасти как оскорбление. Сами гагаузы этим самоназванием не пользовались; действительно, они сочли это оскорбительным. И Пис, и Иречек отмечают, что гагаузы в Болгарии имели тенденцию регистрироваться либо как греки из-за своей религии (очевидно, результат османской системы проса ), либо как болгары из-за недавно возникшей концепции национализма. По словам информаторов Писа из Молдавии, гагаузы там называли себя Христиан-Булгар (христианский Булгар), а гагаузы употреблялись лишь как прозвище (Пис 1894, с. 90). Этимология этнонима гагаузы так же неясна, как и их история. Как отмечалось выше, они не упоминаются — по крайней мере, под этим именем — ни в каких исторических источниках до их иммиграции в Бессарабию . Поэтому старых вариантов этого этнонима у нас нет. Это, в сочетании с сообщением о том, что гагаузы обижались, когда их называли этим именем, делает этимологию несколько сомнительной.
Географическое распространение
[ редактировать ]Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на болгарском языке . (Июнь 2019 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
За пределами Молдовы меньшинство гагаузов проживает в украинских регионах Одесса и Запорожье . Они также есть в Казахстане , Кыргызстане , Узбекистане , Болгарии , Греции , Румынии , Бразилии , Туркменистане , Белоруссии , Эстонии , Латвии , Грузии , Турции и российском регионе Кабардино-Балкария . [20]
Гагаузы являются одним из крупнейших этнических меньшинств в Молдове . Во время российской колонизации южной Бессарабии ( Буджака ) в начале 19 века гагаузы переселились с восточных Балкан , начав стабилизировать свое присутствие на будущей территории Республики Молдова. Гагаузы неравномерно распределены по территории Молдовы, проживая преимущественно в южной части страны, особенно в автономном территориальном образовании Гагаузия . Они ведут преимущественно сельский образ жизни.
Гагаузы являются третьим этническим меньшинством в Республике Молдова, насчитывающим по переписи 2014 года 126 010 человек, т.е. 4,57% от общей численности населения (без Приднестровья). Их доля в этническом составе страны постепенно увеличивается. [21] Они составляют большинство населения Гагаузии (83,8%), тогда как в Тараклинском районе , населенном преимущественно болгарами, они составляют 9,0% от общей численности населения. В Бессарабском районе они составляют 7,4% населения района, но постепенно сокращаются. В Кахульском районе они представлены незначительно (2,7% населения района). В остальной части Молдовы их доля ниже 1%. Внутренняя миграция гагаузов в Молдове низкая. Большинство гагаузов, покидающих Гагаузию, мигрируют в Россию.
Из-за своей концентрации в районах вокруг границы между Молдовой и Украиной современные гагаузы вступают в брак в основном с другими гагаузами; таким образом сохраняя высокую степень этнической стабильности. Однако в недавнем прошлом ситуация была несколько иной. В начале 20 века соотношение гагаузов и болгар в населении Комрата составляло примерно 2:1. В конце 20 века из-за ассимиляции и более высокого уровня рождаемости среди гагаузов соотношение составляло 1:14. [22] В настоящее время аналогичные соотношения между гагаузами и болгарами сохраняются в некоторых селах. По практическим соображениям современный гагауз обычно говорит как минимум на двух языках. В повседневной жизни они используют гагаузский и русский языки , но многие могут говорить по-румынски и .
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Происхождение гагаузов неясно. В начале 20 века болгарский историк насчитал 19 различных теорий об их происхождении. Спустя несколько десятилетий гагаузский этнолог М. Н. Губогло увеличил это число до 21. В некоторых из этих теорий гагаузы представлены потомками печенегов , половцев - кипчаков . [23] или клан турок-сельджуков, или смесь всех. Другие вообще сомневаются в том, что гагаузы вообще имеют тюркское происхождение, и утверждают, что они имеют тюркизированное болгарское или греческое происхождение. [19] [24] Тот факт, что их религией является восточное православие, может свидетельствовать о том, что их предки уже жили на Балканах до османского завоевания в конце 14 века. [12]
- Сельджукская (Анатолийская) гипотеза
XV века Согласно повествованию Сельчукнаме , в 1261 году туркменский дервиш Сары Салтык сопровождал группу туркмен в Добруджу , где они были поселены византийским императором Михаилом VIII Палеологом для защиты северной границы империи. Однако в тот же период Добруджа была оккупирована татарами. Тот же источник помещает его в Крым после 1265 года в число туркмен, переведённых туда Берке , каганом Золотой Орды , а после 1280 года упоминает, что он вел кочевников обратно в Добруджу. [25] [26] После смерти Сары Салтыка часть туркмен вернулась в Анатолию и стала предками Караманлидов , а другие остались и стали христианами. [27] По мнению А. Ф. Баджоры, это событие было мифом, принесенным в Добруджу татарами , а не реальным историческим событием. [28] Теория сельджуков подверглась критике, поскольку археологически не было подтверждено «светское и компактное» присутствие сельджуков. Также трудно поверить, что мусульмане-сельджуки обратились в христианство, когда их собратья- татары- мусульмане жили на Севере. [28]
- Степная гипотеза
Степная гипотеза предполагает , что гагаузы могут быть потомками других тюркских кочевых племен, кроме сельджуков: булгар и половцев-кипчаков из евразийских степей. В XIX веке, до переселения в Бессарабию , гагаузы с болгарских территорий Османской империи считали себя болгарами. Этнологические исследования показывают, что слово «гагаузы» было лингвистическим различием, а не этническим. Гагаузы в то время называли себя «Хасли Булгар» («Истинные болгары») или «Эски Булгар» (старые болгары) и считали термин «гагаузы» унизительным. [ почему? ] применительно к ним славяноязычными болгарами .
Гагаузы называли свой язык «турецким» и заявляли о своем происхождении от тогдашних тюркоязычных булгар , которые в VII веке основали Первую Болгарскую империю на Дунае . [29] Действительно, одна из современных гагаузских фамилий — Кыпчакли . [30] [31] Перепись Российской империи 1897 года не выделила гагаузов как отдельную группу, но сообщила о существовании 55 790 носителей «турецкого языка» (предположительно гагаузского языка ) в Бессарабской губернии . [32] По мнению историка А. Ф. Баджоры, хотя эта теория имеет множество убедительных аргументов, основным контраргументом этой теории является то, что половецкий язык и гагаузский язык были совершенно разными языками. [28]
Греческая гипотеза
[ редактировать ]Согласно версии этой гипотезы, гагаузы иммигрировали на Балканы из Анатолии и, сохраняя свою греко-православную религию , были лингвистически ассимилированы ( тюркизированы ). [33] По другой версии, османы обнаружили коренное греческое в Добрудже население в XIV веке, и, поскольку их население было меньше числа турецких поселенцев, это греческое население также сохранило свою греческую православную религию, но было лингвистически ассимилировано (тюркифицированное ). [28] В этом ключе языковой ассимиляции гагаузов сравнивали с караманлидами . [28] [34]
Аргумент в пользу греческой гипотезы дают генетические исследования, которые показывают, что гагаузы генетически европейцы. [33] Кроме того, во время войны за независимость Греции гагаузы в Бессарабии и Болгарии вступали в армию Александра Ипсилантиса и сражались на стороне Греции в войне. [33] Греческую гипотезу, среди прочих, особенно поддерживал Константин Иречек . [35]
Болгарская гипотеза
[ редактировать ]Болгарские источники утверждают, что гагаузы являются тюркизированными болгарами, поскольку большинство гагаузов в Болгарии считают себя аборигенами (« эрли »). [28] Согласно этой теории, гагаузы являются либо прямыми потомками средневековых булгар , либо имеют славянское происхождение, ничем не отличаясь от остальных болгар до распространения среди них тюркского языка . [28] По мнению А. Ф. Баджоры, эта теория имеет много веских аргументов, но утверждается, что тот факт, что османы не принуждали своих подданных принять их язык, а лишь вынуждали их принять ислам, и что не все гагаузы в Болгарии считают себя болгарами, являются сильным противодействием. -аргументы. [28]
Современная история
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2022 г. ) |
Между 1820 и 1846 годами Российская империя выделила гагаузам землю и дала им финансовые стимулы для поселения в Бессарабии в поселениях, оставленных ногайскими племенами. Они поселились в Бессарабии вместе с бессарабскими болгарами , главным образом в Авдарме , Комрате (или Комрате ), Конгазе ( Конгазе ), Томае , Чишмичиой и других бывших ногайских селах, расположенных в центральном Буджакском районе. Первоначально гагаузы также поселились в нескольких боярских деревнях на юге Бессарабии и в Молдавском княжестве , но вскоре переселились, чтобы присоединиться к своим родственникам в Бужаке. До 1869 года гагаузы в Бессарабии назывались болгарами. Во время румынского правления самой южной Бессарабии (1856–1878) они поддерживали болгарские школы в своих поселениях и участвовали в болгарском национальном движении . Поэтому некоторые этнологи ( Карел Шкорпил , Гаврил Занетов (сам гагауз), Бенё Цонев ) заявляют о болгарском происхождении гагаузов.
В 1860-х годах часть гагаузов переселилась в окрестности Бердянска на побережье Азовского моря, а в 1908–1914 годах – в Среднюю Азию. [14]
За исключением шестидневной независимости зимой 1906 года, когда крестьянское восстание провозгласило автономную Комратскую Республику , гагаузский народ в основном находился под властью Российской Империи, Румынии, Советского Союза и Молдовы . [ нужна ссылка ]
Волна аграрной политики Столыпина привела часть гагаузов в Казахстан между 1912 и 1914 годами, а позже еще одна группа поселилась в Узбекистане в очень трудные годы начальной коллективизации. Чтобы не потерять свои гражданские права, в 1930-е годы они называли себя болгарами; Гагаузы села Майслерге Ташкентского района сохраняют это название и по сей день. [17]
В 1970 общая численность гагаузов в СССР достигла 156,6 тыс. человек (из них 26,4 тыс. проживало в Украинской ССР и 125 тыс. в Молдавской ССР). В 1979 году в СССР проживало около 173 000 гагаузов. [14]
Гагаузский национализм оставался интеллектуальным движением в 1980-е годы, но к концу десятилетия усилился, поскольку как элиты, так и оппозиционные группы в Советском Союзе начали принимать националистические идеалы. В 1988 году активисты местной интеллигенции объединились с другими этническими меньшинствами, чтобы создать движение, известное как «Гагаузский народ» (гагаузский: Gagauz halkı ). Год спустя «гагаузы» провели свое первое собрание, на котором было принято решение о создании автономной территории на юге Молдавской ССР со Комрате столицей в . Популярность гагаузского националистического движения возросла, когда в августе 1989 года молдавский язык был принят в качестве официального языка Республики Молдова. [36] В ноябре 1989 года была провозглашена Гагаузская АССР в составе Молдовы.
Гагаузский национализм и Республика Молдова
[ редактировать ]В августе 1990 года Комрат объявил себя Гагаузской Республикой , автономной советской республикой, отдельной от Молдавской ССР, но правительство Молдовы аннулировало это заявление как неконституционное. Гагаузы также были обеспокоены последствиями для них воссоединения Молдовы с Румынией, что казалось все более вероятным. Поддержка Советского Союза оставалась высокой: местный референдум в марте 1991 года дал почти единогласное «да». [ количественно ] проголосовать за то, чтобы остаться в СССР; Однако молдаване Гагаузии бойкотировали референдум. Многие гагаузы поддержали попытку государственного переворота в Москве , что еще больше обострило отношения с Кишиневом. Однако, когда молдавский парламент проголосовал за то, должна ли Молдова стать независимой, шесть из двенадцати гагаузских депутатов проголосовали за. После распада Советского Союза Гагаузия стала де-факто независимым государством.
В феврале 1994 года президент Мирча Снегур , выступая против независимости Гагаузии, пообещал создать Гагаузскую автономную область . Снегур также выступил против предложения о том, чтобы Молдова стала федеративным государством, состоящим из трех «республик»: Молдовы, Гагаузии и Приднестровья. В 1994 году парламент Молдовы предоставил «народу Гагаузии» право «внешнего самоопределения » в случае изменения статуса страны. Это означает, что в случае, если Молдова решит присоединиться к другой стране (судя по всему, речь идет о Румынии), гагаузы будут иметь право решать, оставаться или нет в составе нового государства путем референдума о самоопределении. [ нужна ссылка ]
В результате референдума по определению границ Гагаузии тридцать населенных пунктов (три города и двадцать семь сел) выразили желание войти в состав Гагаузского автономного территориального образования. В 1995 году Георге Табунчич был избран губернатором ( Башканом ) Гагаузии на четырехлетний срок, как и депутаты местного парламента «Народное собрание» ( Halk Topluşu ) и его председатель Петру Пашали. . [ нужна ссылка ]
Перспективы выживания гагаузской национальной культуры и существования гагаузов как независимого народа невелики. У них самая низкая доля лиц с высшим образованием в Молдове, фактическое отсутствие художественной интеллигенции, очень слабая научная интеллигенция и острая нехватка интеллектуалов в целом. В 1989 г. в государственные университеты и политехнические институты было принято вдвое меньше гагаузов, чем в 1918 г. Соответственно, гагаузы слабо представлены в администрации, профессиях и сфере услуг. Острая нехватка строительных материалов, экология находится в кризисном состоянии. Анализ этой ситуации привел к возникновению гагаузского движения за национальное возрождение. 12 ноября 1989 года внеочередная сессия представителей Верховного Совета Молдавии приняла постановление о создании Гагаузской АССР в составе Молдавской ССР. Однако через три дня Президиум Верховного Совета Молдавии не утвердил это решение, попирая тем самым принцип национального самоопределения Коммунистической партии Советского Союза. Более того, молдавская пресса развернула кампанию антигагаузской пропаганды. Несмотря на ряд деклараций о возрождении гагаузов, отсутствие необходимых условий, в том числе национально-территориальной автономии, затруднит их реализацию, и народ окажется обреченным на ассимиляцию. [17]
Популяционная генетика
[ редактировать ]При сравнении ДНК выяснилось, что гагаузы более тесно связаны генетически с соседними группами юго-восточной Европы, чем с лингвистически родственными анатолийскими популяциями. [37] Более значительные различия в распределении компонентов Y-хромосомы возникли между гагаузами и другими тюркскими народами . [13]
Сходство с соседним населением может быть связано с отсутствием социальных барьеров между местным и тюрко- православным населением Балканского полуострова . Другая возможность – языковой сдвиг в соответствии с моделью доминирующего меньшинства , т.е. тюркизация . [38]
Гагаузы принадлежат к гаплогруппам Y-ДНК I2a (23,6%), R1a (19,1%), G (13,5%), R1b (12,4%), E1b1b1a1 (11,1%), J2 (5,6%) и гаплогруппе N (2,2%). Наконец, филогенетический анализ Y-ДНК показывает, что гагаузы наиболее близки к болгарам , македонцам , румынам , сербам и другим балканским популяциям, что приводит к высокой генетической дистанции от турецкого народа и других тюркских народов . [39] Анализ показал, что гагаузы принадлежат к балканскому населению, что позволяет предположить, что гагаузский язык представляет собой случай замены языка в Юго-Восточной Европе. [40] Согласно более подробному аутосомному анализу тысяч SNP , а не только половой хромосомы , гагаузы наиболее близки к этническим македонцам , за ними следуют греческие македонцы, не считая Салоников , и другие, такие как болгары , румыны и черногорцы . [41]
После генетического сравнения населения Балкан, Анатолии и Центральной Азии результаты показали, что гагаузы являются частью балканской генетической группы. [42] [13]
Язык
[ редактировать ]Гагаузский язык относится к огузской ветви тюркских языков, в которую также входят азербайджанский , турецкий и туркменский языки. Гагаузский язык особенно близок к балканским турецким диалектам, на которых говорят в Греции, северо-восточной Болгарии, а также в районах Куманово и Битола в Северной Македонии. северотюркский ( татарский или кыпчакский Балканские тюркские языки, в том числе гагаузские, представляют собой типологически интересный случай, поскольку они тесно связаны с турецкими и в то же время содержат в себе , помимо основного южнотюркского (огузского) элемента (покровская, кыпчакская) ) элемент. 1964). Современный гагаузский язык имеет два диалекта: центральный (или «булгарский») и южный (или морской). [43]
Культура
[ редактировать ]Музыка
[ редактировать ]В 2013 году Людмила Тукан была выбрана представлять Гагаузию на дебютном выступлении края на конкурсе песни «Тюрквидение» с песней «Вернись любовь» («Вернись любовь»). [44] [45] [46]
Экономика
[ редактировать ]Традиционная экономика сосредоточена на животноводстве (особенно овцеводстве ) и сельском хозяйстве , сочетающем зерно и огородничество с виноградарством . Даже в недавнем прошлом, несмотря на культурное сходство гагаузов с болгарами Бессарабии , между ними существовали важные различия: болгары были крестьянами-земледельцами; хотя гагаузы также занимались сельским хозяйством, по своей сути они были скотоводами . [17]
Религия
[ редактировать ]Подавляющее большинство гагаузов являются православными христианами . [19] [11] В Турции гагаузов-мусульман зовут Гаджал .
С 1930-х годов по XXI век предпринималось несколько попыток связать Турецкий православный патриархат с этнически тюркским греко-православным гагаузским меньшинством в Бессарабии. [47]
Браки
[ редактировать ]Этот раздел может сбивать с толку или быть неясным для читателей . ( февраль 2022 г. ) |
Для гагаузов Молдавия характеризовалась преобладанием моноэтнических браков: из 100 браков, заключенных в 1970 году, моноэтническими были 73, а из 100 браков, заключенных в 2003 году, - 77. [48] В 2003 году мужчины-гагаузы Молдовы женились на женщинах своей национальности (78%), реже на молдаванках (9%), русских (4%) и украинках (3%). [48] Для гагаузок Молдовы в 2003 году эти показатели составили соответственно: 75%, 8%, 5%, 4% и 5%. [48] Для гагаузов Кишинева характерны, наоборот, преимущественно национально-смешанные браки, которые в 2000 г. составляли 97% всех браков гагаузов обоего пола. [48] За 2018 год количество моноэтнических браков снизилось.
Имена
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Март 2023 г. ) |
The Gagauz name consists of a personal name, patronymic and surname. The most recognizable form of a name usually consists of a given name and a surname. Such a system was established among the Gagauz in the second half of the 20th century. Modern personal Gagauz names belong to different eras. A large part of them is of Greek origin (Лія - Lia, Анатолій - Anatoly, Александр - Alexander, Ірина - Irina, Варвара - Varvara), of Hebrew origin ( Марія - Maria , Семен - Semyon , Анна - Anna , Іванна - Ivanna , etc.), of Romance origin ( Домна - Domna , Константин - Constantine ). Sometimes they can also be of Slavic origin ( Віра - Vira , Володимир - Vladimir ) and of Bulgarian origin ( Марин - Marin ). [49] В последнее время гагаузы все чаще заимствуют иностранные имена.
Имя ребенку дается двумя способами:
- назван в честь бабушки и дедушки
- по имени крестных родителей
Гагаузские фамилии имеют балканское происхождение. В основном они выходцы из гагаузского, болгарского, греческого языков. Кроме того, фамилии происходят от профессий, уличных прозвищ и имени отца. При заключении гражданского брака женщины берут фамилию супруга. [ нужна ссылка ]
Еда
[ редактировать ]Основным продуктом питания гагаузской кухни является зерно во многих его вариантах. Ряд семейных праздников и обрядов был связан с выпечкой пшеничного хлеба , как квасных караваев (например, калачей ), так и пресных лепешек .
Любимым блюдом был слоеный пирог с начинкой из овечьего сыра, пропитанный сметаной перед выпечкой . Другими деликатесами были пироги с раскрошенной тыквой коровы и сладкие пироги, приготовленные из первого молока только что отелившейся . Традиционное ритуальное блюдо под названием курбан сочетало в себе булгарскую пшеничную кашу с зарезанным (или приносимым в жертву ) бараном и является еще одним свидетельством происхождения гагаузов как в балканском мире, так и в степно - пастбищном комплексе. перченые соусы Особенно важны к мясу: один сочетает в себе лук и мелкогранулированную кашу, а другой – томатный . красное домашнее вино К обеду и ужину подают . Головной сыр – незаменимый компонент праздничного обеда. [ нужна ссылка ]
Одежда
[ редактировать ]Женский
[ редактировать ]К концу XIX века в хорошую погоду костюм гагаузки состоял из холщовой рубахи, платья без рукавов, блузы и большого черного платка . Зимой надевали платье с рукавами, суконную куртку и шубу без рукавов. Обязательными элементами женского костюма были серьги, браслеты, бусы, а у богатых гагаузов – ожерелье из золотых монет. «У них так много украшений, — писал дореволюционный исследователь, — что они закрывают всю грудь до талии». [ нужна ссылка ]
Мужской
[ редактировать ]Традиционная мужская одежда включала рубашку, матерчатые штаны, широкий красный пояс или пояс и шляпу. Зимняя шапка изготавливалась из шерсти каракульской овцы . Костюм пастуха представлял собой обычную рубаху в сочетании с бараньими штанами с подвернутой начесом, шубой без рукавов и короткой тулупной курткой, иногда украшенной красно-зеленой строчкой. [ нужна ссылка ]
украинские гагаузы
[ редактировать ]С 1991 года гагаузы стали трансграничной нацией, расположенной в Буджаке и разделенной между Молдовой и Украиной . В Украине они составляют меньшинство и в основном проживают вблизи общины бессарабских болгар вокруг города Болград . По данным Всеукраинской переписи 2001 года , гагаузское население составляло 31 923 человека, из них 27 617 (86,51%) проживали в Буджакском районе Бессарабского района Одесской области , преимущественно в городах Измаил , Рени и Килия и их окрестностях , а также а также Болградский район. [14] [50] [51]
В Одесской области гагаузы составляют 1,1% населения региона. Численность гагаузов в период между 1989 и переписями 2001 годов увеличилась на 0,9%, а доля жителей региона - на 0,1%. Известным украинским гагаузом был Николай Палас (1980 г.р.), который служил полковником во время российско-украинской войны и является лауреатом звания Героя Украины . [ нужна ссылка ]
Распределение
[ редактировать ]Регионы Украины по численности гагаузов в 2001 г.: [52]
Область | Количество |
Odesa Oblast | 27617 |
Mykolaiv область | 877 |
Донецкая область | 494 |
Крым | 387 |
Днепропетровская область | 365 |
Луганская область | 275 |
Запорожья Область | 268 |
Херсонская область | 239 |
Харьковская область | 205 |
Другие регионы | 1196 |
Все | 31923 |
Гагаузы проживают на юге и юго-западе Одесской области в Болградском (18,7%), Ренийском (7,9%), Тарутинском (6,0%), Килейском (3,8%) и Арцизском (1,8%) районах. Численность гагаузов увеличилась в Ивановском (+100,0%), Овидиопольском (+100,0%), Болградском (+0,7%) районах и городе Измаиле (+14,3%), несколько снизилась в Килия (-14,8%), Арцызский (-10,0%), Тарутинский (-6,9%) и Ренийский (-5,9%) районы.
Гагаузы также традиционно проживали на юге Запорожской области , куда они переселились из Буджака вместе с болгарами и албанцами после Крымской войны . Там гагаузское население проживало в селах Дмитровка , Александровка , Котловина , Виноградовка и Старые Трояны .
Язык
[ редактировать ]Большинство гагаузов (71%) считают гагаузский своим родным языком, значительная часть (23%) считают своим родным языком русский .
Родной язык гагаузов Украины по данным переписи населения: [53] [54] [55]
1970 | % | 1989 | % | 2001 | % | |
---|---|---|---|---|---|---|
Гагаузский язык | 23 564 | 89,0 | 25 401 | 79,5 | 22 822 | 71,5 |
Русский язык | 2 171 | 8,2 | 5 478 | 17,1 | 7 232 | 22,7 |
украинский язык | 155 | 0,6 | 450 | 1,4 | 1 102 | 3,5 |
Другой | 574 | 2,2 | 638 | 2,0 | 496 | 1,6 |
См. также
[ редактировать ]- Гагаузия
- Гагаузский язык
- Гагаузы Люди
- Приднестровская война
- Гагаузы в Молдове
- Использование
- Всемирный конгресс гагаузов
- Демография Молдовы
- Бессарабские болгары
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «2.1.8. Население по основным национальностям (по данным переписи населения)» (PDF) (на румынском языке). стр. 41 . Проверено 31 июля 2019 г.
- ^ «Украинская перепись 2001 года» . Архивировано из оригинала 6 июля 2007 года . Проверено 2 мая 2023 г.
- ^ «Мэйл.Ру» . из оригинала 29 октября. Архивировано Получено 13 января.
- ^ "Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года в отношении демографических и социально-экономических характеристик отдельных национальностей. Приложение 2. Национальный состав населения по субъектам Российской Федерации" (in Russian). Archived from the original on 9 December 2021 . Retrieved 5 August 2019 .
- ^ "Национальный статистический комитет Республики Беларусь" (PDF) (in Belarusian). Statistics of Belarus. p. 4. Archived from the original (PDF) on 18 October 2013.
- ^ «Распределение населения Латвии по национальному составу и национальности» (PDF) . pmlp.gov.lv (на латышском языке). 1 января 2021 года . Проверено 2 мая 2023 г.
- ^ «Сообщества этнических меньшинств» . nccedi.government.bg (на болгарском языке). Архивировано из оригинала 30 июля 2019 года . Проверено 5 августа 2019 г.
- ^ «Перечислены постоянные жители по этнической принадлежности и полу, 31 декабря 2011 г.» . pub.stat.ee. Проверено 31 июля 2019 г.
- ^ «Население по наиболее многочисленным национальностям» . Статистика Литвы (на литовском языке). Мистер. 155 . Проверено 31 июля 2019 г.
- ^ «Последние гагаузы из Румынии» . Правда (на румынском языке). 25 июня 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Липка, Михаил (22 мая 2022 г.). «Гагаузы: «турки-христиане» между двумя мирами» . ТРТ Мир.
Гагаузы, тюрко-православный христианский народ, сотни лет жили на Балканах, сумев сохранить свой язык и культуру.
- ^ Перейти обратно: а б Менц, Астрид (2006). «Гагаузы». На кубинском языке Доган (ред.). Тюркоязычные народы . Престель. ISBN 978-3-7913-3515-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с «В поисках происхождения гагаузов: выводы на основе анализа Y-хромосомы» (PDF) . Медгенетика.ру . 2009 . Проверено 10 января 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Гагаузы» . Интернет-энциклопедия Украины . 2014 . Проверено 6 августа 2020 г.
- ^ «Гагаузы» . Лексико-словари . Архивировано из оригинала 23 апреля 2021 года . Проверено 24 апреля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Библиотека Конгресса (25 августа 1994 г.). «Гагаузы (тюрки): Служба связанных данных LC: Авторитеты и словари» . Библиотека предметных рубрик Конгресса . Проверено 4 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Губоглу, Михаил Николаевич (1991–1996). «Гагаузы». Левинсон, Дэвид (ред.). Энциклопедия мировых культур . Том. 6. Перевод Фридриха Пауля. Бостон, Массачусетс: Г.К. Холл. стр. 124–26. ISBN 0-8168-8840-Х . OCLC 22492614 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ «Гагаузы в селе Билгарево» . bnr.bg (на турецком языке) . Проверено 18 июля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Менц, Астрид (2007). «Гагаузы между христианством и тюркством» . Культурные изменения в тюркском мире : 123–130. дои : 10.17613/m6q56n .
- ^ «Гагаузы» . Россия.rin.ru . Проверено 10 января 2018 г.
- ^ Статистики, Национальное Бюро (31 March 2017). "// Новости" . www.statistica.md (in Russian) . Retrieved 6 August 2018 .
- ^ "Вы точно человек?" . КиберЛенинка . Retrieved 6 August 2018 .
- ^ Мерсия МакДермотт (1 июня 1998 г.). Болгарские народные обычаи . Издательство Джессики Кингсли. п. 27. ISBN 978-1853024863 .
- ^ Менц, Астрид (2001). «Гагаузские правоветвящиеся предложения, вводимые элементом ани» . Тюркские языки . 5 (2): 234–244. дои : 10.17613/m6jw02 . ISSN 1431-4983 .
- ^ Виттек, Пол (октябрь 1952 г.). «Язиджиоглу Али о турках-христианах Добруджи». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 14 (3): 648–649, 659. doi : 10.1017/S0041977X00088595 . S2CID 140172969 .
- ^ Норрис, ХТ (1993). Ислам на Балканах: религия и общество между Европой и арабским миром . Издательство Университета Южной Каролины. стр. 146–47. ISBN 978-0-87249-977-5 . Проверено 31 декабря 2023 г.
Язиджиоглу Али, писавший во время правления Мурада II (1421–1451 гг.), сообщает, что Изз ад-Дин Кайкаус II , которому угрожал его брат, нашел убежище у своих последователей при дворе византийского императора. Он сражался с врагами последнего, и в награду тот подарил им Добруджу. Были созваны турецкие кланы, и под предводительством Шари Шалтика они переправились из Ускюдара , а затем направились в Добруджу.
- ^ Виттек, Пол (октябрь 1952 г.). «Язиджиоглу Али о турках-христианах Добруджи». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 14 (3): 666. doi : 10.1017/S0041977X00088595 . S2CID 140172969 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Бажора, А.Ф. (2021). "К вопросу о происхождений гагаузского этноса и его этнонима" (PDF) . Etnosocium . 158 (8): 46–57. ISSN 2072-3091 .
- ^ «Гагаузы – другой взгляд, Ваня Матеева, Б.А. Марин Дринов, 2006 – болгарские писатели» . Knigabg.com . Проверено 10 января 2018 г.
- ^ Бойкова, Елена Владимировна; Рыбаков, РБ (2006). Родство в алтайском мире . Отто Харрасовиц Верлаг. п. 47
- ^ МакДермотт, Мерсия (1998). Болгарские народные обычаи. Издательство Джессики Кингсли. п. 27.
- ^ Данные русской переписи 1897 года в разбивке по регионам и языкам . Помимо «турецкого», единственными другими тюркскими языками, на которых, по данным переписи 1897 года, говорили в Бессарабии, были «татарский» (777 носителей языка), туркменский (405) и чувашский (73).
- ^ Перейти обратно: а б с Лаврик, Аврелиан (2017). «Роль межкультурного диалога в предотвращении сепаратизма на восточной границе ЕС: пример Молдовы» (PDF) . В Пантее, Дана; Хорга, Иоан; Бри, Мирча (ред.). Образ другого в европейском межкультурном диалоге (1-е изд. Auflage). Саарбрюккен. стр. 283–284. ISBN 978-3-330-00460-3 . OCLC 971247661 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Эмен-Гёкаталай, Гёзде; Гекаталай, Семих (4 марта 2023 г.). «Было ли место туркам-христианам в ранней республиканской Турции? Дебаты о миграции и турецкости гагаузов» . Ближневосточные исследования . 59 (2): 199–220. дои : 10.1080/00263206.2022.2065480 . ISSN 0026-3206 . S2CID 248441551 .
- ^ Zlatova, Elena Viktorovna; Kotelʹnikov, V. L. (1959). Across Moldavia . Foreign Languages Publishing House. p. 217.
- ^ Legea cu privire la Functionarea Limbilor vorbite pe teritoriul RSS Moldovenesti Nr.3465-XI от 01.09.89 Вестиль № 9/217, 1989 г. Архивировано 19 февраля 2006 г. в Wayback Machine (Закон об использовании языков, на которых говорят на территории Республика Молдова): «Молдавская РСС поддерживает стремление молдаван, проживающих за пределами Республики, и, учитывая реально существующую языковую молдо-румынскую идентичность, - румын, проживающих на территории СССР, заниматься учебой и удовлетворение своих культурных потребностей на родном языке».
- ^ Насидзе Иван; Куинке, Доминик; Удина, Ирина; Кунижева Светлана; Стоункинг, Марк (2007). «Гагаузы, языковой анклав, не являются генетическим изолятом: гагаузы, лингвистический анклав». Анналы генетики человека . 71 (3): 379–389. дои : 10.1111/j.1469-1809.2006.00330.x . ПМИД 17147693 . S2CID 21390260 .
- ^ «Популяционная история Днестровско-Карпат: данные диссертации по вставке Alu и полиморфизму Y-хромосомы» (PDF) . Edoc.ub.uni-muenchen.de . п. 86 . Проверено 10 января 2018 г.
- ^ Генетическая история Европы
- ^ Варзари, Александр; Харьков, Владимир; Стефан, Вольфганг; Дергачев Валентин; Пузырев Валерий; Вайс, Элизабет Х.; Степанов, Вадим (2009). «В поисках происхождения гагаузов: выводы на основе анализа Y-хромосомы». Американский журнал биологии человека . 21 (3): 326–336. дои : 10.1002/ajhb.20863 . ПМИД 19107901 . S2CID 13952729 .
- ^ Кушнеревич Алена; Утевская, Ольга; Чухряева, ВМФ; Дорогая, Анастасия; Дибирова, Хадижат; Уктверите, Ингрид; Мёлс, Март; Мулахасанович, Лейла; Пшеничнов, Андрей; Фролова Светлана; Шанко, Андрей (2015). Калафель, Франческ (ред.). «Генетическое наследие балто-славяноязычного населения: синтез аутосомных, митохондриальных и Y-хромосомных данных» . ПЛОС ОДИН 10 (9): e0135820. Бибкод : 2015PLoSO..1035820K . дои : 10.1371/journal.pone.0135820 . ISSN 1932-6203 . ПМК 4558026 . ПМИД 26332464 .
- ^ Варзари, Александр; Харьков, Владимир; Стефан, Вольфганг; Дергачев Валентин; Пузырев Валерий; Вайс, Элизабет Х.; Степанов, Вадим (2009). «В поисках происхождения гагаузов: выводы на основе анализа Y-хромосомы». Американский журнал биологии человека . 21 (3): 326–336. дои : 10.1002/ajhb.20863 . ПМИД 19107901 . S2CID 13952729 .
- ^ Pokrovskaya,1964; Gordon, 2005
- ^ Грейнджер, Энтони (12 ноября 2013 г.). «Молдова: Людмила Тукан в Турквизион» . Евровуа . Проверено 11 мая 2023 г.
- ^ Грейнджер, Энтони (19 октября 2013 г.). «Тюрквизион-2013: раскрыты страны-участницы» . Евровуа . Проверено 11 мая 2023 г.
- ^ Стэнтон, Джон (18 декабря 2013 г.). «Инаугурационный Тюрквизион выйдет на экраны всего мира – смотрите видео» . Евровидение Ирландия . Проверено 11 мая 2023 г.
- ^ Политическая роль Турецкого православного патриархата (так называемого), доктор Рачо Донеф.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ostapenko, L. V.; Остапенко, Л. В. (2012). Russkie v Moldavii : dvadt︠s︡atʹ let spusti︠a︡-- : ėtnosot︠s︡iologicheskoe issledovanie . I. A. Subbotina, S. L. Nesterova, И. А. Субботина, С. Л. Нестерова. Moskva: Institut ėtnologii i antropologii im. Miklukho-Maklai︠a︡ RAN. ISBN 978-5-4211-0067-6 . OCLC 815723742 .
- ^ Четверикова, Елена (2016). «Национально-маркированная лексика Южного Бессарабского края: особенности перевода» . Журнал дунайских исследований и исследований . 6 (2). Галац: 17.
- ^ «Гагаузы Украины. Кто они? • Ukraїner» . Украинер . 25 июля 2019 года . Проверено 6 августа 2020 г.
- ^ «Гагаузы» . Интернет-энциклопедия Украины . 2014 . Проверено 6 августа 2020 г.
- ^ «Этнический состав Грузии 2014» . mashke.org . Архивировано из оригинала 4 ноября 2018 года.
- ^ Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 года. Том IV — М., Статистика, 1973
- ^ Всеукраинская перепись населения 2001. Распределение населения по национальности и родному языку
- ^ "Перепись 1989. Распределение населения по национальности и родному языку (0,1)" . Archived из original на 29 октября 2020 . Retrieved 21 августа 2021 .
Библиография
[ редактировать ]- Ваня Матеева, 2006 София, "Гагаузы - еще один взгляд" ["Гагаузы - еще один взгляд"]
- Димитрис Михалопулос, «Митрополит Гагаузский: посол Танрывер и проблема румынских православных турок», Турция и Румыния. История партнерства и сотрудничества на Балканах , Стамбул: Союз муниципалитетов тюркского мира и Стамбульский университет, 2016, с. 567-572. ISBN 978-605-65863-3-0
- Shabashov A.V., 2002, Odesa, Astroprint, "Gagauz: terms of kinship system and origin of the people" , (Шабашов А.В., "Гагаузы: система терминов родства и происхождение народа" )
- Mikhail Guboglo, 1967, "Этническая принадлежност гагаузов". Советская этнография , No 3 [Ethnic identity of the Gagauz. Soviet ethnography journal, Issue No 3.]
- Dmitriev N.K. , 1962, Moscow, Science, "Structure of Türkic languages" , articles "About lexicon of Gagauz language" , "Gagauz etudes" , "Phonetics of Gagauz language" , (Дмитриев Н.К., "Структура Тюткских Языков" , статьи "К вопросу о словарном составе гагаузского языка" , "Гагаузские этюды" , "Фонетика гагаузского языка" )
- Михаил Чакыр, 1934, История гагаузов Бессарабии [«История гагаузов Бессарабии»]
- Ковальский Т. , 1933 Краков, «Турки и турецкий язык Северо-Восточной Болгарии». [«Тюрки и тюркский язык Северо-Восточной Болгарии»]
- Шкорпил, К. и Х., 1933, Прага, «Материалы по вопросу о судьбе протоболгар и северян и по вопросу о происхождении современных гагаузов». Византинославица, Т.5
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Милан Майер (2014). «Гагаузы – их язык и этническая идентичность» . Культурологические исследования . 2 (2/2014).
- Пол Виттек (1952). Язиджиоглу Али о турках-христианах Добруджи . БСОАС.
- Гагаузы
- Гагаузия
- Этнические группы в Молдове
- Этнические группы в Болгарии
- Этнические группы в Казахстане
- Этнические группы в Кыргызстане
- Этнические группы в Румынии
- Этнические группы в России
- Этнические группы в Украине
- Этнические группы в Узбекистане
- Восточно-православные христианские общины
- Тюркские народы
- Тюркские христиане