Сумах

Сумак (также пишется сумах , сумак , сумах или сумак ) — это гобеленовая техника плетения прочных декоративных тканей, используемых для ковров, ковриков , домашних сумок и постельных принадлежностей, причем ткани сумак, используемые для постельных принадлежностей, известны как сумак мафраш .
Сумак — разновидность плоского переплетения, чем-то напоминающая килим , но с более прочным и толстым переплетением, гладкой лицевой стороной и рваной изнанкой, где килим гладкий с обеих сторон. В сумаке отсутствуют прорези, характерные для килима, поскольку его обычно ткут с дополнительными уточными нитями в качестве непрерывной опоры.
Эта техника предполагает наматывание цветных уточных нитей поверх и под нити основы, что придает прочности и узору, напоминающему вышивку .
Этимология
[ редактировать ]Название «сумак», вероятно, происходит от старого города Шемакджа в Азербайджане , который когда-то был крупным торговым центром на Восточном Кавказе. [1] Другие теории включают этимологию турецкого слова «секмек» , «скакать вверх и вниз», что означает процесс плетения; или из любого из примерно 35 видов цветковых растений семейства Anacardiaceae или сумаха , таких как сумах красильщика ( Cotinus coggygria ), используемый для изготовления красителей. [2] Если последнее является источником названия, то оно происходит от арабского и сирийского слова «суммак» , что означает «красный». [3]
Техника
[ редактировать ]
Техника изготовления сумака предполагает наматывание утков на определенное количество основ (обычно 4) перед тем, как протянуть их обратно под две последние основы. Процесс повторяется от кромки к кромке. Утки прерывистые; ткач по очереди выбирает цветные нити и обматывает каждую в области, которая должна иметь этот конкретный цвет. В отличие от килима, спинка остается рваной, видны все свободные концы уточных нитей разного цвета, иногда длиной несколько дюймов, что обеспечивает дополнительную толщину и тепло. Кроме того, в отличие от килима, здесь нет прорезей на стыке цветов, поскольку имеется дополнительный или структурный уток, который поддерживает уток с цветным узором. Однако некоторые поздние сумаки, изготовленные курдами, «безуточные», лишены структурной поддержки утка, и стежки естественным образом перекрываются. [2] [4] [5] [6] [7]
Сумаки, как правило, имеют тонкую ткань, и хотя они не такие прочные, как ворсовые ковры , они прочнее килимов . Обертка сумак часто покрывает всю поверхность сумки или коврика, но ее также можно наносить декоративными полосами, контрастируя с более простыми и тонкими участками плоского переплетения. [4] [8] Например, верблюжьи сумки из Малатьи в Восточной Турции могли быть сотканными из простых плоских полос красного и синего переплетения с широкими полосами сумаковой обертки с мотивами плодородия и защиты . [9]
Сумки иногда ткали с лицевой стороной из сумака, с гобеленовым верхом, похожим на килим, с прорезями между цветными блоками: веревку продевали в ряд прорезей и выходили из них, чтобы закрепить и закрыть сумку. [10] Размеры варьируются: от коврового формата и сумок для постельных принадлежностей или для вьючных животных до крошечных домашних сумок племени. [4] [8] На следующих изображениях показан внешний вид и конструкция именно такой седельной сумки сумак , сотканной в Луристане в конце 20 века. Луры иногда, как здесь, сочетают сумак и узловатый ковровый ворс, чтобы украсить одно изделие. [11] Чтобы сформировать мотивы, ткач может перемещать уточные нити, придавая им изогнутые или наклонные формы по желанию. [4]
- Сумак Седельная сумка , Луристан , конец 20 века.
-
Передний
-
Деталь шерстяной ручки
-
Простая задняя часть в красно-синюю полоску, без уточной обмотки.
-
Деталь намотки утка: «Уточные нити… можно перемещать по желанию ткача». [4]
-
Деталь мотива спереди
-
Деталь декоративной окантовки с прорезями для веревки, чтобы застегнуть и закрепить сумку.
-
Седельная сумка показана открытой с одной стороны.
-
Деталь края с узкой полоской ворсового ковра
-
Деталь реверса: рваные концы уточных нитей разных цветов.
Регионы
[ редактировать ]Сумакские продукты производятся на Кавказе (особенно в Ширванском регионе), Южной и Западной Персии, включая Луристан , Турецкую Анатолию , племенем Шахсаван и курдами на северо-западе Персии, а также народом белуджей на границе Персии и Афганистана . [4] [8] [2] [6] [12] [13]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Сумак» . Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 10 июня 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Томпсон, Джон (1988). Ковры из палаток, дач и мастерских Азии . Барри и Дженкинс. стр. 78, 167–168. ISBN 0-7126-2501-1 .
- ^ Этимология сумаха на Etymonline.com , а также на «Словарь английской этимологии - Происхождение - Краткий этимологический словарь современного английского языка Routledge 1958, Парридж)» . Архивировано из оригинала 12 октября 2014 г. Проверено 15 сентября 2017 г. и [1] . Этимология Руса Кватрокки, Умберто (2000). Всемирный словарь названий растений CRC: общие названия, научные названия, эпонимы, синонимы и этимология . Том. IV РЗ. Тейлор и Фрэнсис США. п. 2306. ИСБН 978-0-8493-2678-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Маллетт, Марла. «Основные племенные и деревенские переплетения» . Проверено 24 января 2016 г.
- ^ Кассен, Джек (1998). «Сумак и келимское плетение Кавказа» . Художественный музей ткачества . Проверено 24 января 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Хаак, Герман; Вингфилд Дигби, Джордж и Корнелия (пер.) (1960). Восточные ковры: иллюстрированный путеводитель . Фабер и Фабер. стр. 25–26.
- ^ Вендорф, Майкл (ноябрь 2000 г.). «Природа курдства». Хали . 113 : 73.
Курды также продолжали создавать ткачество, используя простые и древние методы, такие как уточное наматывание без промежуточных грунтовых утков (безуточный сумак), парное гобеленовое полотно и другие методы, давно оставленные другими ткачами.
- ^ Jump up to: а б с Миддлтон, Эндрю (1996). Коврики и ковры . Митчелл Бизли. ISBN 9781857326345 .
- ^ Гиллоу, Джон; Сентанс, Брайан (1999). Мировой текстиль. Визуальное руководство по традиционным методам . Темза и Гудзон. стр. 64–65. ISBN 0-500-01950-9 .
- ^ «Сумка-лицо (Т.205-1922)» . Музей Виктории и Альберта . Проверено 24 января 2016 г.
- ^ «Ковер Лури, Юго-Западная Персия» . Деревня персидских ковров. Архивировано из оригинала 25 января 2016 года . Проверено 25 января 2016 г.
- ^ О'Коннелл, Барри. «Фантастическое животное Шахсаван Сумак Багфейс 3-я четверть 19 в.» . Путеводитель по персидским коврам. Архивировано из оригинала 15 февраля 2014 года . Проверено 25 января 2016 г.
- ^ «Курд-Сумак Багфейс, конец XIX века» . Путеводитель по персидским коврам . Проверено 25 января 2016 г.