Мусор (корабль)
![]() | В этой статье нечеткий стиль цитирования . ( декабрь 2020 г. ) |

Джонка транцем ( китайский : 船 ; пиньинь : чуань ) — тип китайского парусного корабля , характеризующийся центральным рулем направления , нависающим плоским , водонепроницаемыми переборками и плоскодонной конструкцией. [ 1 ] [ 2 ] Для их строительства также характерно использование железных гвоздей и зажимов. [ 1 ] Этот термин применяется ко многим типам небольших прибрежных или речных судов, обычно служащих грузовыми судами , прогулочными катерами или плавучими домами , но также варьирующихся по размеру до крупных океанских судов. Тип буровой установки и компоновка судна могут существенно различаться в зависимости от региона.
Первоначально китайские джонки были только речными и имели квадратные паруса , но во времена династии Сун ( ок. 960–1279 ) они переняли океанские технологии, приобретенные на Кунь-Лунь По торговых кораблях из Юго-Восточной Азии. Паруса Танджа и полностью оборудованные джонки были представлены на китайских джонках в XII веке нашей эры. [ 1 ] [ 2 ]
Подобные конструкции китайского джонка были также приняты в других странах Восточной Азии , в первую очередь в Японии , где джонки использовались в качестве торговых судов для торговли товарами с Китаем и Юго-Восточной Азией . [ 3 ]
Исторически сложилось так, что термин «мусор» ( португальский : junco ; голландский : jonk ; и испанский : joanga ), [ 4 ] первоначально применялось к яванским джонгам , большим океанским торговым судам Юго-Восточной Азии, которые значительно отличались от китайских джонков. В колониальный период это слово стало обозначать любые средние и крупные корабли как юго-восточного азиатского , так и китайского происхождения (часто гибриды обоих к 15 веку), с мусорным вооружением или без него . Он стал применяться исключительно к китайским джонкам после того, как к 17 веку вымерли джонги. [ 1 ] [ 2 ] [ 5 ]
Этимология и история термина
[ редактировать ]
Английское слово «джанк» происходит от португальского junco и малайского jong . Первоначально это слово относилось к яванским джонгам , очень большим торговым судам, с которыми португальцы впервые столкнулись в Юго-Восточной Азии. с плоским дном Позже в него также вошел меньший по размеру китайский цюань , хотя это были совершенно разные сосуды. После исчезновения джонга в 17 веке значение слова «джонк» (и других подобных слов в европейских языках) стало относиться исключительно к китайскому кораблю. [ 6 ] [ 7 ] [ 1 ] [ 8 ] [ 9 ]
Китайский чуань и джонг из Юго-Восточной Азии часто путают друг с другом, и у них есть общие характеристики, в том числе большая грузоподъемность, несколько (два-три) наложенных друг на друга слоев досок корпуса, а также несколько мачт и парусов. Однако их легко отличить друг от друга по двум основным различиям. Во-первых, корабли Юго-Восточной Азии ( австронезийские ) строятся исключительно с проушинами, дюбелями и волокнистыми найтовами ( связанными проушинами ), в отличие от китайских кораблей, которые всегда строятся с использованием железных гвоздей и зажимов. Во-вторых, все китайские корабли, начиная с первого века нашей эры, строились с центральным рулем. Напротив, корабли Юго-Восточной Азии используют двойные боковые рули направления. [ 1 ]
Считается, что на развитие морского китайского цюань («джонка» в современном использовании) во времена династии Сун ( ок. 960–1279 ) повлияли регулярные контакты с морскими кораблями Юго-Восточной Азии (« кунь» ). -лунь по китайских записей) в торговых портах на юге Китая, начиная с 1-го тысячелетия нашей эры, особенно с точки зрения такелажа, нескольких парусов и многокорпусного корпуса. оболочки. Тем не менее, чуань также включает в себя явно китайские инновации от местных речных и прибрежных судов (а именно, водонепроницаемые отсеки и центральные рули). [ 1 ] «Гибридные» корабли (называемые «традицией Южно-Китайского моря»), объединяющие технологии чуана и джонга, также начали появляться к 15 веку. [ 2 ]
Строительство
[ редактировать ]Паруса
[ редактировать ]-
Следы двух кораблей из пещерного храма Дуньхуан, ок. 8–9 века нашей эры. Корабли показали квадратные паруса. весло кормовое гребное Также присутствует (известное как юло , 摇橹).
-
Отрисовка корабля на зеркале в музее Шэньси (> 9 или > 12 века н.э.)
Иконографические находки показывают, что китайские корабли до XII века использовали квадратные паруса. Корабль, вырезанный на каменной буддийской стеле, изображает корабль с квадратным парусом времен династии Лю Сун или династии Лян (ок. V или VI века). Пещерный храм Дуньхуан №1. 45 (8-9 века) представлены большие парусники и сампаны с надутыми квадратными парусами. В сианьском зеркале (после 9 или 12 века) изображен широкий корабль с одним парусом. [ 10 ] [ 11 ] восточными Парус с проушинами , в котором использовались рейки и широко известный как «мусорная установка», вероятно, не был китайским по происхождению: самое старое изображение паруса с латами происходит из храма Байон в Ангкор-Томе, Камбоджа. [ 12 ] : 460–461 Судя по его характеристикам и местоположению, вполне вероятно, что корабль, изображенный в Байоне, был кораблем Юго-Восточной Азии. [ 13 ] : 188–189 Сами китайцы, возможно, переняли их примерно в 12 веке нашей эры. [ 14 ] : 21
Полноразмерные рейки мусорного паруса сохраняют парус более плоским, чем идеально, при любых ветровых условиях. Следовательно, их способность идти близко к ветру хуже, чем у других продольных установок . [ 15 ] [ 16 ]
Халл
[ редактировать ]
В отличие от других основных традиций судостроения, которые развились из долбленых каноэ , джонка возникла из сужающихся плотов . Это причина уникальных характеристик ранних китайских джонок, таких как отсутствие килей , очень низкие палубы и прочные поперечные переборки, а не нервюры или внутренние шпангоуты. [ 17 ]
Классические джонки строились из хвойных пород дерева (хотя после 17 века тик использовался в Гуандуне ), при этом внешняя форма строилась первой. Затем были встроены многочисленные внутренние отсеки/переборки, доступ к которым осуществляется через отдельные люки и лестницы, напоминающие внутреннюю конструкцию из бамбука . Традиционно корпус имеет подковообразную корму, поддерживающую высокую ютовую палубу . Дно у речной джонки плоское без киля (похоже на сампан ), так что лодка опирается на шверт , [ 18 ] подветренный борт или очень большой руль, чтобы лодка не соскальзывала набок в воде. [ 19 ]
Внутренние переборки характерны для джонок, обеспечивая внутренние отсеки и укрепляя корабль. Они также контролировали наводнение в случае образования ям. О кораблях, построенных таким образом, написано в Чжу Юя книге «Застольные беседы в Пинчжоу» , опубликованной в 1119 году во времена династии Сун . [ 11 ] Опять же, этот тип конструкции корпусов китайских кораблей был засвидетельствован марокканским -мусульманином -бербером путешественником Ибн Баттутой (1304–1377 гг. Н. Э.), Который очень подробно описал его (см. «Технологии династии Сун »). [ 20 ]

Бенджамин Франклин писал в письме 1787 года о проекте почтовых посылок между Соединенными Штатами и Францией:
Поскольку эти суда не должны быть нагружены товарами, их трюмы можно без неудобств разделить на отдельные помещения по китайскому обычаю, и каждое из этих помещений герметично законопатить, чтобы не допустить попадания воды.
—Бенджамин Франклин, 1787 г. [ 21 ]
Подобные мокрые колодцы были также обнаружены на небольших римских судах V века нашей эры. [ 22 ]
Подветренные и швертовые доски
[ редактировать ]с квадратным поддоном Другие инновации включали трюмный насос , который был принят на Западе в 16 веке для работы на берегу, и западный цепной насос, который был принят для использования на судах, имевший другое происхождение. Джонки также полагались на компас в навигационных целях. Однако, как и почти на всех судах любой культуры до конца XIX века, точность магнитных компасов на борту корабля, будь то из-за непонимания отклонения (магнетизм корабельных железных креплений) или плохой конструкции карты компаса (стандартная компасы с сухой точкой были крайне нестабильны), это означало, что они мало способствовали точности навигации по точному счислению. Обзор доказательств показывает, что китайская магнитная указка лишь иногда использовалась для навигации или переориентации. Аргументация проста. Китайские моряки были такими же способными, как и другие, безопасно совершая путешествия в течение сотен лет; если бы им нужен был компас в качестве основного инструмента для навигации, они бы знали о почти случайных направленных качествах при использовании в море компаса с водяной чашей. они использовали. Однако этот дизайн оставался неизменным на протяжении примерно полутысячелетия. Западные моряки, столкнувшись с похожей конструкцией чаши для воды (до сих пор нет никаких доказательств того, как она возникла), очень быстро адаптировали ее, внеся серию значительных изменений, так что примерно за столетие чаша для воды уступила место сухому шарниру, вращающемуся компасу. карточка столетие спустя, линия смазки поколением позже и подвесы семьдесят или восемьдесят лет спустя. [ 23 ]
Рулевое управление
[ редактировать ]В джонках использовались рули направления, установленные на корме, за несколько столетий до их принятия на Западе по той простой причине, что западные формы корпуса с заостренными кормами исключали систему рулевого управления по центральной линии, пока технические разработки в Скандинавии не создали первую дверь сарая с железной цапфой и пескарем. Западные примеры начала XII века н.э. Вторая причина такого медленного развития заключалась в том, что используемые боковые рули направления по-прежнему были чрезвычайно эффективными. [ 24 ] Таким образом, происхождение, форма и конструкция джонкового руля были совершенно иными, поскольку они представляли собой развитие центрально установленного кормового рулевого весла, примеры которого также можно увидеть на египетских речных судах Среднего царства (ок. 2050–1800 гг. До н.э.). Это было нововведение, которое позволяло управлять большими кораблями, а благодаря своей конструкции позволяло регулировать высоту в зависимости от глубины воды и избегать серьезных повреждений в случае падения мусора на землю. Значительная джонка может иметь руль направления, для управления которым в сильную погоду требовалось до двадцати членов экипажа. Помимо использования плана парусности для балансировки джонки и снятия нагрузки с трудноуправляемого и механически слабо прикрепленного руля направления, некоторые джонки также были оборудованы подветренными или кинжальными досками. Самое старое известное в мире изображение руля направления на корме можно увидеть на керамической модели джонки, датируемой ранее I века нашей эры. [ 25 ]
История
[ редактировать ]Хань до эпохи Северной и Южной династий (2–6 века)
[ редактировать ]Китайские корабли в то время по своей природе и эксплуатации носили преимущественно речной (речной) характер. [ 14 ] : 20 Китайские корабли не использовались для морских путешествий в Юго-Восточную Азию и за ее пределы до 9 века нашей эры. [ 26 ] : 20–21 Хэн предполагает еще более позднюю дату (11 век н.э.) начала китайского морского судоходства, когда появляются первые фактические записи о китайских кораблях (в основном из Фуцзянь и Гуандун ), отправляющихся во внешнюю торговлю. [ 26 ] : 21
Большие австронезийские торговые корабли, заходившие в китайские морские порты и имеющие до четырех парусов, были зарегистрированы учеными еще в III веке нашей эры. Они называли их Куньлунь бо или Куньлунь по ( 崑崙舶 ; «корабль народа Куньлунь »). Их описывали как способных плавать против сильного ветра и сильных волн, подразумевая, что китайские корабли в то время не обладали такой способностью. [ 26 ] : 24 Эти корабли были забронированы китайскими буддистскими паломниками для перехода в Южную Индию и Шри-Ланку. [ 27 ] : 275 [ 28 ] : 32–33 [ 29 ] : 34–36 В III веке нашей эры китайские послы также были отправлены в Юго-Восточную Азию («Наньхай»), все они явно использовали для прохода иностранные корабли. [ 26 ] : 21
Суй - династия Тан (7–9 века)
[ редактировать ]В 683 году н. э. двор Тан отправил посла в Шривиджая , где не упоминается корабль или даже миссия, подразумевая, что, как и в предыдущих случаях, посланник забронировал проезд на иностранном корабле. [ 26 ] : 21 Ван (1958) заявил, что нет никаких записей династии Тан , в которых упоминалось бы, что китайские джонки использовались для торговли с Юго-Восточной Азией. [ 30 ] : 107 Торговля Куньлунь бо увеличилась к 9 веку, и в китайских записях описывается как регулярно прибывающее в торговые порты на юге Китая. [ 26 ] : 24
Около 770 г. н.э. наблюдалась большая активность в строительстве каналов и речных судов, приписываемая Лю Йену, который создал 10 верфей и предоставил конкурсные награды. Чу Линъинь, например, задействовал многопалубные военные корабли в битве при У Тай в 934 году нашей эры. [ 12 ] : 460
Приход династии Сун (10–13 века)
[ редактировать ]Государство Уюэ установило дипломатические и морские торговые отношения с Японией и корейскими государствами, по крайней мере, с 935 года нашей эры, пока Уюэ не было поглощено династией Сун в 978 году нашей эры. Отношения Уюэ с Японией и Кореей были мотивированы прежде всего буддизмом . [ 31 ]
В 989 году двор Сун разрешил частным китайским кораблям торговать за рубежом из-за потери доступа к северным торговым путям Шелкового пути . [ 32 ] : 41 [ 26 ] : 21 Однако правила требовали, чтобы суда отправлялись и возвращались в определенные порты, в которых они были зарегистрированы, что сдерживало раннюю торговлю. Это постановление было изменено в 1090 году, когда суд Сун постановил, что корабли могут свободно регистрироваться и выходить из любого порта. Первые записи об уходе китайских кораблей в торговлю за границу появляются в XI веке, в основном в Юго-Восточную Азию , но включают также записи о торговле с Японией и корейскими государствами. Во второй половине XI века было добавлено условие, требующее возвращения кораблей в течение 9 месяцев, что ограничило радиус действия китайских судов. [ 26 ] : 21–22
Нидэма В журнале «Наука и цивилизация в Китае» представлены некоторые описания большого корабля-мусорщика времен династии Сун. Чинский учёный в 1190 году описал корабли в форме стихотворения:
«По улицам грохотают и толпятся повозки и лошади. Мы вернулись в год правления Сюань-Хо. Однажды хань-линьский ученый представил эту картину, Достойную передачи путей и произведений мирного времени. Направляясь на восток от Водных ворот, вы попадаете к каналу Суй. Улицы и поля одинаково несравненны (Но Лао Цзы раньше предупреждал о процветании, И сегодня мы знаем, что все это стало таковым). И все же корабли, плавающие в плавании в десять тысяч ли, С деревянными рулями из Чу и мачтами из У, Прекрасные пейзажи к северу от моста и к югу от моста На какое-то время напоминают о мечтах безмятежных дней. , Слышны флейты и барабаны; кажется, башни совсем рядом». [ 33 ] : 464
За десять лет до этого, в 1178 году, гуанчжоуский таможенник Чжоу Цюфэй снова написал в «Лингвай Дайда» о морских кораблях Южного Китая:
«Корабли, которые плывут по южному морю и к югу от него, подобны гигантским домам. Когда их паруса расправлены, они подобны огромным облакам в небе. Их рули имеют длину в несколько десятков футов. Один корабль перевозит несколько сотен человек и имеет В запасах кормят годовой запас зерна, а на борту бродят вино . Нет счета ни мертвым, ни живым, и нет пути назад на материк, когда однажды люди вышли в лазурное море На рассвете. тот На борту корабля звучит гонг, животные могут напиться, а команда и пассажиры одинаково забывают обо всех опасностях. Для тех, кто находится на борту, все скрыто и потеряно в космосе, горах, достопримечательностях и странах иностранцев. Чтобы сделать такую-то страну, с попутным ветром, за такое-то количество дней мы должны увидеть такую-то гору, (тогда) корабль должен направиться в такую-то сторону». Но вдруг ветер может упасть, и может быть недостаточно сильным, чтобы позволить осмотр горы в данный день; в таком случае, возможно, придется заменить подшипники. А корабль (с другой стороны) может унести далеко за (ориентир) и потерять ориентацию. А может возникнуть шторм , корабль может унести туда и сюда, он может столкнуться с мелями или натолкнуться на скрытые камни, тогда он может быть разбит до самых крыш (своих рубок). Большому кораблю с тяжелым грузом нечего бояться в открытом море, но на мелководье он потерпит неудачу». [ 33 ] : 464
По словам жителя Ханчжоу , в 1274 году большие джонки Сун имели длину 5000 ляо , около 71,1 м (233 фута) и вмещали до 600 пассажиров; Корабли среднего размера имели водоизмещение от 1000 до 2000 ляо и могли перевозить до 300 пассажиров. Корабли меньшего размера были известны как «пронизывающие ветер» и перевозили до сотни пассажиров. [ 34 ] [ 35 ] Однако исторические описания (часто из вторых рук) в ранних китайских источниках имеют тенденцию сильно преувеличивать размеры, обычно в два или более раз превышающие фактическую длину. [ 26 ] : 24 Кораблекрушения крупных джонок того периода, «Наньхай» и корабля «Цюаньчжоу» , имели длину 30,4 м (100 футов) и 34,6 метра (114 футов) соответственно. [ 36 ] [ 37 ]
Династия Юань (14 век)
[ редактировать ]Монгольская первоначально династия Юань сняла 9-месячное ограничение на морское судоходство примерно в 1279 году, в результате чего китайские торговые корабли вытеснили корабли Юго-Восточной Азии на своих традиционных маршрутах в Индийском океане. [ 26 ] : 22 Но к 1284 году суд Юань отменил частную торговую политику династии Сун, и большая часть китайской морской торговли в этот период была монополизирована государством через ортогские партнерства. Большинство торговых экспедиций контролировались иностранными купцами, в основном мусульманами, жившими в торговых городах южного Китая и сотрудничавшими с государственными чиновниками и монгольской императорской семьей. Этот запрет на частную торговлю периодически снимался на короткие периоды до 1323 года, затем он был снят навсегда до свержения юаня. [ 26 ] : 22
Китайские корабли также были описаны западными путешественниками на восток, такими как Ибн Баттута . По словам Ибн Баттуты, посетившего Китай в 1347 году:
…Мы остановились в порту Каликута , в котором в то время находилось тринадцать китайских судов, и высадились. По Китайскому морю путешествия совершаются только на китайских кораблях, поэтому мы опишем их устройство. Китайские суда бывают трех видов; большие корабли назывались чанками (джонками) , среднего размера назывались зау ( дау ) [ так в оригинале ] и маленькие какамами. Большие корабли имеют от двенадцати до трех парусов, которые сделаны из бамбуковых прутьев, сплетенных в циновки. Их никогда не опускают, а поворачивают по направлению ветра; стоя на якоре, они остаются плавать на ветру. На корабле находится отряд из тысячи человек, шестьсот из которых моряки и четыреста вооруженных людей, включая лучников, людей со щитами и арбалетами, метающих нафту . Каждое большое судно сопровождают три меньших: «половина», «третий» и «четверть». Эти суда построены в городах Зайтун ( Цюаньчжоу ) и Син-Калан ( Гуанчжоу ). Судно имеет четыре палубы и содержит комнаты, каюты и салоны для торговцев; в каюте есть комнаты и туалет, и ее пассажиры могут запереть ее. Вот каким образом они сделаны; два (параллельные) стены из очень толстых деревянных (обшивок) приподняты, а в пространстве между ними помещены очень толстые доски (переборки), закрепленные в продольном и поперечном направлении с помощью больших гвоздей, каждый в три локтя длиной. Когда эти стены построены, монтируется нижняя палуба и корабль спускается на воду до завершения работ на верхней. [ 38 ]
— Ибн Баттута
Корабли династии Юань продолжают традицию Сун; Военно-морской флот Юаня, по сути, является флотом Сун. [ 39 ] И Сун, и Юань использовали крупные торговые предприятия. В отличие от кораблей с сокровищами эпохи династии Мин, большие джонки Сун и Юань приводятся в движение веслами и имеют при себе джонки меньшего размера, вероятно, для облегчения маневрирования. [ 40 ] Самые большие джонки (5000 ляо ) могут иметь длину корпуса в два раза больше, чем корабль Цюаньчжоу (1000 ляо ), [ 41 ] это 68 метров (223,1 фута). [ 35 ] Однако до 1500 года нормальный размер торговли хламом, скорее всего, составлял около 20–30 метров (65,6–98,4 футов), а длина 30 метров (98,4 фута) стала нормой только после 1500 года нашей эры. Большой размер может оказаться недостатком для мелководных гаваней и многих рифов Юго-Восточной Азии. [ 42 ]
Корабли предыдущей Сун, как торговые, так и военные, стали основой юаньского флота. В частности, неудавшееся монгольское вторжение в Японию (1274–1281 гг.), а также неудавшееся монгольское вторжение на Яву (1293 г.) по существу опиралось на недавно приобретенные военно-морские возможности Сун. По оценкам Вустера, большие джонки Юань имели ширину 36 футов (10,97 м) и длину более 100 футов (30,48 м). В целом у них не было киля, форштевня и ахтерштевня. У них были шверты и водонепроницаемая переборка для усиления корпуса, что увеличивало вес. Этот тип сосудов, возможно, был распространен в 13 веке. [ 43 ] : 22 [ 44 ] : 102 Тип кораблей, которые монголы использовали для вторжения, не был записан, но они были большими, поскольку они заказывали лодки меньшего размера для рек Явы. Дэвид Бэйд насчитал во время Явской кампании около 50 солдат каждый на 400-500 кораблях со своими припасами, оружием, дипломатами. [ 45 ] : 46 По оценкам Джона Мэна, около 29–44 солдат каждый. [ 46 ] : 306
Династия Мин (15–17 века)
[ редактировать ]Экспедиция Чжэн Хэ
[ редактировать ]Самыми большими когда-либо построенными джонками, возможно, были джонки адмирала Чжэн Хэ для его экспедиций в Индийский океан (1405–1433 годы), хотя это оспаривается, поскольку не известны современные записи о размерах кораблей Чжэн Хэ. Вместо этого размеры основаны на Санбао Тайцзянь Ся Сиянь Цзи Тонгсу Яньи ( Eunuch Sanbao Western Records Popular Romance , опубликовано в 1597 году), романтизированной версии путешествий, написанной Ло Маодэном почти два столетия спустя. [ 47 ] В романе Маодэна корабли Чжэн Хэ описываются следующим образом: [ 48 ] [ 49 ]
- « Корабли с сокровищами » ( 寶船 ; Бо Чуань ) девятимачтовые, 44,4 на 18 чжан , около 127 метров (417 футов) в длину и 52 метра (171 фут) в ширину.
- Конные корабли ( 馬船 ; Mώ Chuán ), перевозящие лошадей, товары для дани и ремонтные материалы для флота, восьмимачтовые, 37 на 15 чжан , около 103 м (338 футов) в длину и 42 м (138 футов) в ширину.
- Корабли снабжения ( 糧船 ; Liáng Chuán ), вмещающие продукты питания для экипажа, семимачтовые, размером 28 на 12 чжан , длиной около 78 м (256 футов) и шириной 35 м (115 футов).
- Транспортные корабли ( 坐船 ; Цзо Чуань ), шестимачтовые, размером 24 на 9,4 чжан , длиной около 67 м (220 футов) и шириной 25 м (82 фута).
- Военные корабли ( 戰船 ; Чжан Чуань ), пятимачтовые, размером 18 на 6,8 чжан , длиной около 50 м (160 футов).
Луиза Леватес предполагает, что фактическая длина самых больших кораблей с сокровищами могла составлять от 390–408 футов (119–124 м) в длину и 160–166 футов (49–51 м) в ширину. [ 32 ] Современные ученые, исходя из инженерных соображений, утверждают, что крайне маловероятно, чтобы корабль Чжэн Хэ имел длину 450 футов. [ 50 ] Гуань Цзиньчэн (1947) предложил гораздо более скромный размер: 20 чжан в длину и 2,4 чжан в ширину (204 на 25,5 футов или 62,2 на 7,8 м). [ 51 ] в то время как Синь Юаньоу (2002) оценивал их длину в 61–76 м (200–250 футов). [ 52 ] Чжао Чжиган заявил, что он разрешил спор о разнице в размерах, и заявил, что самый большой корабль Чжэн Хэ имел длину около 70 м (230 футов). [ 53 ]
По сравнению с другими записями эпохи династии Мин китайцы, похоже, преувеличили их размеры. Утверждалось, что европейские восточно-индийские жители и галеоны имели 30, 40, 50 и 60 чжан (90, 120, 150 и 180 м). длину [ 54 ] [ 55 ] Лишь в середине-конце 19 века длина самого большого западного деревянного корабля стала превышать 100 метров, даже это было сделано с использованием современных промышленных инструментов и железных деталей. [ 56 ] [ 57 ] [ 58 ]
Международная коммерция
[ редактировать ]В «Ливро де Дуарте Барбоза» ( ок. 1516 г. ) португальский писатель Дуарте Барбоза описал китайцев как «великих мореплавателей на очень больших кораблях, которые они называют джунго, с двумя мачтами, другой конструкции, чем наши, с парусами из циновок и также и веревки. Среди островов и портов Китая есть великие корсары и грабители. Они отправляются со всем этим добром в Малакку, где также везут много железа. селитру и многое другое, а на обратный рейс они отправляют туда суматранский и малабарский перец, которого много употребляют в Китае, и лекарства из Камбея, много анфиама, который мы называем опиумом , и полынь, левантские желчные орехи, шафран. кораллы обработанные и необработанные, вещи из Камбея, Палекате и Бенгалии, киноварь , ртуть, алая ткань и многое другое... Многие из них Китайцы постоянно берут своих жен и детей на корабли, на которых они живут, не имея при этом никакого другого жилья». [ 59 ] : 206–207
быть забаненным
[ редактировать ]Частная торговля была запрещена в 1371 году императором Хуну , хотя официальная торговля, спонсируемая государством, под видом миссий «дани» продолжалась. Запрет на частную торговлю был снят в 1405 году во время экспедиций Чжэн Хэ, но снова восстановлен в 1479 году. С середины 15 по начало 16 века вся китайская морская торговля была запрещена при династии Мин в соответствии с так называемыми Хай Цзинь законами . . Экспедиции Чжэн Хэ истощили имперские средства, а угроза вторжения с севера росла, что побудило императора Сюаньдэ отдать приказ о немедленном прекращении всех зарубежных исследований. Знания о судоходстве и кораблестроении, приобретенные во времена династий Сун и Юань, в этот период постепенно пришли в упадок. [ 60 ]
Захват Тайваня
[ редактировать ]В 1661 году военно-морской флот из 400 джонок и 25 000 человек возглавлял сторонник Мин Коксинга ( пиньинь : Чжэн Чэнгун ; Уэйд-Джайлз : Ченг) . 4 Чэн 2 -если 1 ), прибыл на Тайвань, чтобы вытеснить голландцев из Зеландии . После девятимесячной осады Ченг захватил голландскую крепость Форт Зеландия . Мирный договор между Коксингой и голландским правительством был подписан в замке Зеландия 1 февраля 1662 года, и Тайвань стал базой Коксинга для Королевства Тунгнинг .
Династия Цин (17-19 века)
[ редактировать ]
Большие океанские джонки играли ключевую роль в азиатской торговле до XIX века. Одна из этих джонок, «Кейинг» , отплыла из Китая вокруг мыса Доброй Надежды в Соединенные Штаты и Англию между 1846 и 1848 годами. Многие джонки были оснащены карронадами и другим оружием для военно-морских или пиратских целей. Эти суда западные военно-морские силы обычно называли «военными джонками» или «вооруженными джонками», которые начали чаще заходить в регион в 18 веке. Британцы, американцы и французы участвовали в нескольких морских сражениях, используя военные джонки, в XIX веке, во время Первой опиумной войны , Второй опиумной войны и между ними .
В море моряки-джонкеры сотрудничали со своими западными коллегами. Например, в 1870 году выжившие с английского барка «Хамберстоун», потерпевшего кораблекрушение у Формозы, были спасены с помощью джонки и благополучно приземлились в Макао. [ 61 ]
Современный период (20 век)
[ редактировать ]
В 1938 году Э. Аллен Петерсен спасся от наступающих японских армий, отправившись на 36-футовой (11-метровой) джонке «Хаммель Хаммель» из Шанхая в Калифорнию со своей женой Тани и двумя белыми русскими (сторонниками царя). [ 62 ]
В 1955 году шестеро молодых людей переправились на джонке в стиле династии Мин из Тайваня в Сан-Франциско. Четырехмесячное путешествие на борту « Свободного Китая» было запечатлено на пленку, а их прибытие в Сан-Франциско попало на первые полосы международных новостей. Пятеро друзей китайского происхождения увидели рекламу международной трансатлантической гонки на яхтах и ухватились за возможность приключений. К ним присоединился тогдашний вице-консул США в Китае, которому было поручено запечатлеть путешествие на пленку. Переживая тайфуны и несчастные случаи, команда, никогда раньше не плававшая на джонке столетней давности, училась по пути. В состав экипажа входили Рено Чен, Пол Чоу, Лу-чи Ху , Бенни Сюй, Кэлвин Мелерт, а возглавлял его шкипер Марко Чунг. Пройдя 6000 миль (9700 км), « Свободный Китай» телеканала ABC и ее команда в тумане прибыли в залив Сан-Франциско 8 августа 1955 года. Вскоре после этого отснятый материал был показан в программе путешествия «Смелое путешествие» . В программе, которую вел Джон Стефенсон и озвучил штурман корабля Пол Чоу, рассказывалось о приключениях и трудностях плавания джонки по Тихому океану, а также о некоторых юмористических моментах на борту корабля. [ 63 ]
В 1959 году группа каталонцев во главе с Хосе Марией Тей отплыла из Гонконга в Барселону на джонке под названием «Рубия» . После успешного путешествия этот мусор был поставлен на якорь как туристическая достопримечательность в одном конце гавани Барселоны, недалеко от места, где улица Рамбла встречается с морем. Рядом с ним постоянно была пришвартована репродукция каравеллы Колумба « Санта-Мария» 1960-х и части 1970-х годов. [ 64 ]
длиной 65 футов (LoA), В 1981 году Кристоф Свобода заказал Бедар построенный на верфи Че Али бин Нга на острове Дуйонг в устье реки Теренггану на восточном побережье Малайзии. «Бедар» — один из двух типов малайских джонковых шхун, традиционно строившихся здесь. Он отправился на этом джонке со своей семьей и одним другом в Средиземное море, а затем продолжил, меняя команду, и, наконец, завершил кругосветное плавание в 1998 году. Он продал это судно в 2000 году, а в 2004 году начал строить новый джонку в Дуйонге с теми же мастерами, Пинас (или Пинис) Нага Пеланги , чтобы помочь сохранить эту древнюю традицию строительства лодок. Это судно было дооборудовано в 2010 году и работает в качестве чартерного судна в Андаманском и Южно-Китайском морях. [ 65 ]
См. также
[ редактировать ]- Каско (баржа) — плоскокорпусные баржи Филиппин.
- Пинизи
- Лорча
- Баржа
- Кейинг , китайская джонка, отправленная в США в 1840-х годах.
- Верфи в Макао
- Мусорная установка
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Манген, Пьер-Ив (сентябрь 1980 г.). «Корабль Юго-Восточной Азии: исторический подход». Журнал исследований Юго-Восточной Азии . 11 (2): 266–276. дои : 10.1017/S002246340000446X .
- ^ Jump up to: а б с д Л. Фам, Шарлотта Мин-Ха (2012). Азиатские технологии судостроения . Бангкок: Бангкокское Азиатско-Тихоокеанское региональное бюро ЮНЕСКО по образованию. стр. 20–21. ISBN 978-92-9223-413-3 . Проверено 15 февраля 2023 г.
- ^ Кроссли, Памела Кайл, Дэниел Р. Хедрик, Стивен В. Хирш, Лайман Л. Джонсон и Дэвид Нортруп. «Династия Сун». Земля и ее народы . Ричард В. Буллиет. 4-е изд. Бостон: Houghton Mifflin, 2008. 279–80. Распечатать.
- ^ Королевская испанская академия (2020). «юнко» . «Словарь испанского языка» — трехсотлетнее издание (на испанском языке) . Проверено 13 апреля 2020 г.
- ^ Джулия Джонс. Книга с солью , Золотая утка, 2011, стр. 127.
- ^ Махди, Варуно (2007). Малайские слова и малайские вещи: лексические сувениры с экзотического архипелага в немецких публикациях до 1700 года . Отто Харрасовиц Верлаг. ISBN 9783447054928 .
- ^ Манген, Пьер-Ив (1993). «Исчезающий Джонг: островные флоты Юго-Восточной Азии в торговле и войне (пятнадцатый-семнадцатый века)». В Риде, Энтони (ред.). Юго-Восточная Азия в эпоху раннего Нового времени . Издательство Корнельского университета. стр. 197–213. ISBN 978-0-8014-8093-5 . JSTOR 10.7591/j.ctv2n7gng.15 .
- ^ "мусор (№2)" . Интернет-этимологический словарь . Проверено 19 мая 2024 г.
- ^ Скотт, Чарльз Пейсон Герли (1897). Малайские слова на английском языке . Американское восточное общество. п. 59.
- ^ Нидхэм 1986 , стр. 456–457.
- ^ Jump up to: а б См. также таблички CDIII, CDIV, CDV, CDVI в Needham, Том 4, Часть 3.
- ^ Jump up to: а б Нидэм, Джозеф (1971). Наука и цивилизация в Китае: Том 4, Физика и физические технологии, Часть 3, Гражданское строительство и мореплавание . Издательство Кембриджского университета.
- ^ Бернингем, Ник (2019). «Глава 6: Судоходство в Индийском океане». В Шоттенхаммере, Анджела (ред.). Ранняя глобальная взаимосвязь в мире Индийского океана, Том II: Обмен идеями, религиями и технологиями . Чам: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 141–201.
- ^ Jump up to: а б Фам, Шарлотта Мин-Ха Л. (2012). «Блок 14: Азиатское судостроение (Учебное пособие для базового курса ЮНЕСКО по охране подводного культурного наследия и управлению им)». Учебное пособие для базового курса ЮНЕСКО по охране и управлению подводным культурным наследием в Азиатско-Тихоокеанском регионе . Бангкок: ЮНЕСКО в Бангкоке, Азиатско-Тихоокеанское региональное бюро образования. ISBN 978-92-9223-414-0 .
- ^ Дикс, президент Дадли (23 сентября 2013 г.). Сформированные ветром и волной: размышления конструктора лодок . Лулу Пресс, Inc. ISBN 9781105651120 .
- ^ Муди, Розмари; Муди, Колин (1975), История парусного корабля , Arco Publishing Co., стр. 152, ISBN 9780668037808
- ^ Джонстон, Пол (1980). МакГрэйл, Шон (ред.). Морской корабль доисторических времен . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0674795952 .
- ^ Платт, Брайан (2001). «Китайский парус» . Friend.ly.net . Архивировано из оригинала 1 декабря 2008 г. Проверено 13 августа 2009 г.
Мачты, корпус и стоячий такелаж» раздел, пункт 2
- ^ «Материковый Китай: возрождение мусора» . thomashoppe.net . Архивировано из оригинала 5 мая 2009 г. Проверено 13 августа 2009 г.
Материалы и размеры» раздела, пункт 5
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 3, 469.
- ^ Бенджамин Франклин (1906). Сочинения Бенджамина Франклина . Компания Макмиллан. стр 148–149 . . Проверено 5 октября 2012 г.
- ^ Оксфордский справочник по морской археологии, стр. 185 .
- ^ Стивен Дэвис, О курсах и соблюдении курсов мореплавания династии Мин: вероятности и невероятности, «Картирование морского мира Китая эпохи Мин», Гонконг: Морской музей Гонконга, 2015 .
- ^ Лоуренс В. Мотт, «Развитие руля направления: технологическая история», College Station: Texas A&M University Press, 1997 .
- ^ Констам, Ангус. 2007. Пираты: Хищники морей. 23-25
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Флекер, Майкл (август 2015 г.). «Раннее плавание в Южно-Китайском море: последствия территориальных претензий». Серия рабочих документов Центра Наланда-Шривиджая . 19 :1–53.
- ^ Манген, Пьер-Ив (сентябрь 1980 г.). «Корабль Юго-Восточной Азии: исторический подход». Журнал исследований Юго-Восточной Азии . 11 (2): 266–276. дои : 10.1017/S002246340000446X . JSTOR 20070359 . S2CID 162220129 .
- ^ Кан, Хиджон (2015). «Куньлунь и рабы Куньлуня как буддисты глазами китайцев Тан» (PDF) . Кеманусиан . 22 (1): 27–52.
- ^ Дик-Рид, Роберт (2005). Призрачные путешественники: свидетельства поселения индонезийцев в Африке в древние времена . Терлтон.
- ^ Гунгву, Ван (1958). «Торговля Наньхай: ранняя история китайской торговли в Южно-Китайском море». Журнал малайского отделения Королевского азиатского общества XXXI/2 . 182 (3): 3–135.
- ^ Достойно, Эдмунд Х. (1983). «Дипломатия ради выживания: внутренние и внешние отношения У Юэ, 907–978». В Моррисе, Россаби (ред.). Китай среди равных: Поднебесная и его соседи, X–XIV вв . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. п. 36. ISBN 9780520045620 .
- ^ Jump up to: а б Леватес, Луиза (1996). Когда Китай правил морями: Сокровищный флот Трона Дракона, 1405–1433 гг . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр.80
- ^ Jump up to: а б Нидэм, Джозеф; Гвей-Джен, Лу (1971). Наука и цивилизация в Китае: Том 4, Физика и физические технологии, Часть 3, Гражданское строительство и мореплавание . Издательство Кембриджского университета. стр. 463–464. ISBN 978-0-521-07060-7 .
- ^ Ло 2012 , с. 114.
- ^ Jump up to: а б Уэйк, 2004: 75.
- ^ Уэйк, Кристофер (декабрь 1997 г.). «Великие океанские корабли Южного Китая в эпоху китайских морских путешествий в Индию, двенадцатый-пятнадцатый века». Международный журнал морской истории . 9 (2): 51–81. дои : 10.1177/084387149700900205 .
- ^ Соммервилл, Квентин (21 декабря 2017 г.). «Древний корабль, поднятый из Южно-Китайского моря» . Новости Би-би-си . Проверено 20 мая 2024 г.
- ^ Сен, Тансен (11 сентября 2015 г.). Буддизм, дипломатия и торговля: перестройка индийско-китайских отношений, 600–1400 гг . Роуман и Литтлфилд. ISBN 9781442254732 .
- ^ Ло, 2012: 246.
- ^ Уэйк, 1997: 57, 67.
- ^ Уэйк, 1997: 66-67.
- ^ Боуринг 2019 , с. 128-129.
- ^ Вустер, GRG (1947). Джонки и сампаны Янцзы, Исследование китайских морских исследований, Том I: Введение; и ремесло устья и района Шанхая . Шанхай: Приказ Генерального таможенного инспектора.
- ^ Микшич, Джон Н. (2013). Сингапур и морской шелковый путь, 1300–1800 гг . Сингапур: NUS Press. ISBN 978-9971-69-574-3 .
- ^ Баде, Дэвид В. (2013), О пальмовом вине, женщинах и войне: монгольская военно-морская экспедиция на Яву в 13 веке , Сингапур: Институт исследований Юго-Восточной Азии
- ^ Мужчина, Джон (2012). Хубилай-хан: монгольский царь, переделавший Китай . Чтение: Рэндом Хаус. ISBN 9781446486153 .
- ^ Дрейер 2007 , с. 104.
- ^ Церковь 2005 , с. 6.
- ^ Цзин, Ан (2012). Литература по общественным наукам, стр. 98. ISBN. 978-7-5097-3196-3 . OCLC 886189859 .
- ^ Церковь 2005 , стр. 1–4, 38.
- ^ « Чжэн Хэ ся Сиянь де чуань » Чжэн Хэ - корабль в Западный океан, Dongfang zazhi Oriental Magazine 43 (1947) 1, стр. 47-51, перепечатано в Чжэн Хэ yanjiu ziliao huibian сборнике исследовательских материалов Zheng He (1985), стр. .268-272.
- ^ Синь Юаньоу (2002). Гуаньюй Чжэн Хэ баочуань чиду де цзишу фэнси [ Технический анализ размеров кораблей Чжэн Хэ , Шанхай, стр. 8].
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Лин, Сюэ (12 июля 2022 г.), Ли, Ву; Сюлин, Пей (ред.). Насколько велик был большой корабль с сокровищами Чжэн Хэ?» « . Yangtze Evening News .
- ^ Именование 2016 , с. 56–57.
- ^ Даньдан, Чуань (2017). «Почему корабль с сокровищами периода Чжэн Хэ был огромным, а во времена поздней династии Мин не было военного корабля такого размера?)» Архивировано из оригинала 12 марта . 2021.
- ^ Ховард 1979 , стр. 229–232.
- ^ Церковь 2005 , с. 3, 37.
- ^ Мюррей 2014 , с. 173.
- ^ Барбоза, Дуарте; Стэнли, Генри Эдвард Джон Стэнли (1866). Описание побережий Восточной Африки и Малабара в начале шестнадцатого века . Библиотеки Калифорнийского университета. Лондон: Отпечатано для Общества Хаклюйт.
- ^ Хенг, Дерек (2019). «Корабли, кораблекрушения и археологические находки как источники истории Юго-Восточной Азии» . Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Азии : 1–29. doi : 10.1093/acrefore/9780190277727.013.97 . ISBN 9780190277727 .
- ^ Робинсон, Энни Мэритайм Мэрипорт Дейлсман, 1978, стр.31 ISBN 0852064802
- ^ «Э. Аллен Петерсен умер в 84 года; сбежал из Японии на лодке в 38 году» . Нью-Йорк Таймс . 14 июня 1987 года.
- ^ Коллекция фотографий Чарльза В. Кушмана >> Результаты >> Подробности
- ^ Хосе Мария Тей, из Гонконга в Барселону на джонке «Рубия» , George G. Harrap & Co. Ltd, Лондон, 1962 г.
- ^ 50 лет малазийско-германских отношений, Посольство Федеративной Республики Германия, стр. 132/133.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Боуринг, Филип (2019), Империя ветров: глобальная роль Большого азиатского архипелага , Лондон, Нью-Йорк: IB Tauris & Co. Ltd, ISBN 9781788314466
- Черч, Салли К. (2005), «Чжэн Хэ: Исследование правдоподобности 450-футовых кораблей с сокровищами» (PDF) , Monumenta Serica , 53 : 1–43, doi : 10.1179/mon.2005.53.1.001 , S2CID 161434221
- Дрейер, Эдвард Л. (2007). Чжэн Хэ: Китай и океаны в эпоху раннего Мин, 1405–1433 гг . Библиотека мировой биографии. Нью-Йорк: Пирсон Лонгман. ISBN 978-0-321-08443-9 .
- Ховард, Фрэнк (1979), Парусные корабли, 1400–1860 гг. , Conway Maritime Press
- Льюис, Арчибальд (1973), «Морские навыки в Индийском океане 1368–1500», Журнал экономической и социальной истории Востока , 16 (2/3): 238–264, doi : 10.2307/3596216 , JSTOR 3596216
- Ло, Юнг-пан (2012) [1957], Эллеман, Брюс А. (редактор), Китай как морская держава 1127–1368: предварительный обзор морской экспансии и военно-морских подвигов китайского народа во времена Южной Сун и Юань Периоды , Сингапур: NUS Press
- Мюррей, Уильям Майкл (2014), Эпоха титанов: взлет и падение великих эллинистических флотов , Oxford University Press, ISBN 9780199382255
- Наймин, Панг (2016), «Корабль и орудия: существующее европейское впечатление о династии Мин» , History Monthly , 2 : 51–65
- Нидхэм, Джозеф (1986), Наука и цивилизация в Китае, Том 4, Физика и физические технологии, Часть 3, Гражданское строительство и мореплавание , Тайбэй: Caves Books Ltd.
- Уэйк, Кристофер (1997), «Великие океанские корабли Южного Китая в эпоху китайских морских путешествий в Индию, с двенадцатого по пятнадцатый века», Международный журнал морской истории , 9 (2): 51–81, doi : 10.1177/084387149700900205 , S2CID 130906334
- Уэйк, Кристофер (2004), «Миф о великих кораблях с сокровищами Чжэн Хэ» , Международный журнал морской истории , 16 : 59–76, doi : 10.1177/084387140401600105 , S2CID 162302303
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Коллекция World of Boats (EISCA) ~ Keying II Hong Kong Junk
- Китайское общество морских путешествий
- «Свободный Китай» , домашняя страница одного из последних сохранившихся джонков 20-го века, с видео.
- Ассоциация мусорных и современных круизных судов , JRA
- Пираты и джонки в позднем имперском Южном Китае