Заявление
Заявление | |
---|---|
Джайгири | |
Религия | |
Принадлежность | буддизм , индуизм |
Божество | Авалокитешвара , Хеваджра (Джаягири) |
Расположение | |
Расположение | Ангкор Том |
Страна | Камбоджа |
Географические координаты | 13 ° 26'28 "N 103 ° 51'31" E / 13,44111 ° N 103,85861 ° E |
Архитектура | |
Тип | Заявление |
Создатель | Джаяварман VII |
Завершенный | конец 12 века н.э. |
Байон baːjŏən ( кхмерский : ប្រាសាទ мальчики , Прасат Байоан [praːsaːt ] ) ( / ˈ b aɪ ɔː n / BAI-on ) — богато украшенный кхмерский храм, связанный с буддизмом в Ангкоре в Камбодже . Построенный в конце 12 или начале 13 века как государственный храм короля Джаявармана VII ( кхмерский : ព្រះ បាត ជយ វរ្ម័ន ទី ၇ ), Байон стоит в центре столицы Джаявармана, Ангкор Тома ( кхмерский : អ ង្គរធំ ). [ 1 ] [ 2 ]
Самой отличительной особенностью Байона является множество безмятежных и улыбающихся каменных лиц Брахмы - вероятно, смоделированных по лицу короля Джаявармана VII - со всех сторон множество башен, выступающих из верхней террасы и группирующихся вокруг ее центральной вершины. [ 3 ] Главный орган консерватории, Японская правительственная команда по охране Ангкора (JSA), описал храм как «наиболее яркое выражение стиля барокко» кхмерской архитектуры , в отличие от классического стиля Ангкор-Вата ( кхмерский : ប្រាសាទ) . អង្គរវត្ត ). [ 4 ]
Этимология
[ редактировать ]
Первоначальное название Байона — Джаягири ( кхмер : ជ័យគីរី , Чей Кири ) (или «Гора Победы» или «Гора Брахмы»; «Джая» — другое имя Брахмы и «гири» — гора), с аналогичными санскритскими корнями . Синхагири ( « Львиная скала»). [ нужна ссылка ]
Имя Байон было дано Этьеном Эмонье в 1880 году. Согласно его отчету, Байон представлял собой латинскую транслитерацию того, что он видел, написанного на кхмерском языке как «Байант», что, как он предполагал, должно было быть искаженной формой палийского Веджаянта или санскритского Вайджаянта . , название небесного дворца Индры, земным отражением которого считался Байон. Первый слог Ба как санскритский префикс был похож на слог, встречающийся в других местах, таких как Ба Пном , и мог означать присутствие защитника или защитника. [ 5 ]
История
[ редактировать ]
Буддийская символика в фундаменте храма короля Джаявармана VII
[ редактировать ]
Часть серии о |
буддизм |
---|
![]() ![]() |
Байон был последним государственным храмом, построенным в Ангкоре , и единственным государственным храмом Ангкора, построенным в первую очередь для поклонения буддийским божествам, хотя большое количество второстепенных и местных божеств также входило в число представителей различных районов и городов Ангкора. область. Первоначально индуистский храм Байон ( Джаягири ) был центральным элементом масштабной программы монументального строительства и общественных работ Джаявармана VII , в рамках которой также были построены стены и мосты нага Ангкор Тома , а также храмы Вишну , Та Пром и Бантей Кдей . [ 7 ]

Сходство 216 гигантских лиц на башнях храма с другими статуями привело многих ученых к выводу, что лица являются изображениями самого Джаявармана VII. Ученые предположили, что лица принадлежат Авалокитешваре , бодхисаттве сострадания. [ 8 ] Но некоторые местные жители считают, что храм был построен для Брахмы , поскольку лица имеют четыре стороны, символизирующие четыре лица Брахмы. Также на лицах три глаза, что символизирует Шиву в Тримурти . Изображения Будды редко носят такие украшения, как ожерелья, большие серьги и корону. Эти две гипотезы не следует рассматривать как взаимоисключающие. Ученый из Ангкора Джордж Коэдес выдвинул теорию, что Джаяварман VII твердо придерживался традиции кхмерских монархов, считая себя девараджей ( королем-богом), с той разницей, что, хотя его предшественники были индуистами и ассоциировали себя с Брахмой и его символом, чатурмукха (четыре лица), Джаяварман VII был буддистом . [ 9 ]
Изменения после смерти Джаявармана VII
[ редактировать ]Часть серии о |
индуизм |
---|
![]() |
Со времен Джаявармана VII Байон претерпел многочисленные буддийские дополнения и изменения со стороны последующих монархов. [ 6 ] Во время правления Джаявармана VIII в середине 13 века Кхмерская империя вернулась к индуизму , и ее государственный храм был соответствующим образом изменен. В последующие столетия буддизм Тхеравады стал доминирующей религией, что привело к дальнейшим изменениям, прежде чем храм в конечном итоге был заброшен в джунгли. Текущие особенности, которые не были частью первоначального плана, включают террасу к востоку от храма, библиотеки , квадратные углы внутренней галереи и части верхней террасы.
Современная реставрация
[ редактировать ]В первой половине 20-го века Французская школа Крайнего Востока взяла на себя инициативу по консервации храма, восстановив его в соответствии с техникой анастилоза . С 1995 года группа правительства Японии по охране Ангкора (JSA) является основным природоохранным органом и проводит ежегодные симпозиумы.
Сайт
[ редактировать ]
Храм ориентирован на восток, поэтому его здания расположены на западе внутри оград, вытянутых по оси восток-запад. Поскольку храм расположен точно в центре Ангкор Тома города , дороги ведут к нему прямо от ворот в каждой из основных точек . Сам храм не имеет стены или рвов , они заменены стенами самого города: площадь города-храма в 9 квадратных километров намного больше, чем у Ангкор-Вата на юге (2 км²). Внутри самого храма есть два ограждения-галереи (третий и второй корпуса) и верхняя терраса (первое ограждение). Все эти элементы прижаты друг к другу, и между ними мало места. В отличие от Ангкор-Вата , который впечатляет грандиозностью своей архитектуры и открытыми пространствами, Байон «производит впечатление сжатого в слишком тесных для него рамках». [ 10 ]
Внешняя галерея: исторические события и повседневная жизнь.
[ редактировать ]
Внешняя стена внешней галереи украшена серией барельефов, изображающих исторические события и сцены из повседневной жизни ангкорских кхмеров. Хотя барельефы сами по себе очень подробные и информативные, они не сопровождаются каким-либо эпиграфическим текстом, и по этой причине остается значительная неопределенность относительно того, какие исторические события изображены и как связаны между собой различные рельефы, если вообще связаны. [ 11 ] От восточной гопуры по часовой стрелке предметы следующие:
- в южной части восточной галереи марширующая кхмерская армия (включая несколько китайских солдат), [ 12 ] с музыкантами, всадниками и офицерами на слонах, за которыми следовали повозки с провиантом;
- еще в восточной галерее, по другую сторону дверного проема, ведущего во двор, следует еще одна процессия, за которой следуют домашние сцены с изображением ангкорских домов, некоторые из обитателей которых, по-видимому, являются китайскими купцами;
- в юго-восточном угловом павильоне - незавершенная сцена храма с башнями, апсарами ( кхмерский : អ ព្ស រា ) и лингамом ( кхмерский : លិង្គ សីវៈ );
- в восточной части южной галереи — морское сражение на Тонлесапе ( кхмерский : ទន្លេសាប ) между силами кхмеров и чамов, [ 13 ] [ 14 ] под ними еще сцены из гражданской жизни, изображающие рынок, готовку на открытом воздухе, охотников и женщин, ухаживающих за детьми и инвалидами;
- еще в южной галерее, за дверным проемом, ведущим во двор, сцена с лодками и рыбаком, включая китайскую джонку, под которой изображение петушиного боя ; затем несколько дворцовых сцен с царевнами, слугами, людьми, занятыми беседами и играми, борцами и кабаньим боем; затем сцена битвы, в которой воины чамов высаживаются из лодок и вступают в бой с кхмерскими воинами, чьи тела защищены скрученными веревками, за которой следует сцена, в которой кхмеры доминируют в бою, за которой следует сцена, в которой кхмерский король празднует пир победы со своими подданными. ;
- в западной части южной галереи - военная процессия, включающая как кхмеров, так и чамов, слонов, боевые машины, такие как большой арбалет и катапульта;
- в южной части западной галереи незавершенные рельефы изображают марширующую по лесу армию, затем споры и бои между группами кхмеров; [ 15 ]
- в западной галерее, за дверью во двор, сцена, изображающая рукопашную схватку между кхмерскими воинами, затем сцена, в которой воины преследуют других мимо лужи, в которой огромная рыба проглатывает маленького оленя; [ 16 ] затем королевская процессия с царем, стоящим на слоне, которому предшествует ковчег священного пламени;
- в западной части северной галереи, снова незаконченной, находится сцена королевских развлечений, включающая спортсменов, жонглеров и акробатов, процессию животных, аскетов, сидящих в лесу, и новые сражения между силами кхмеров и чамов;
- в северной галерее, за дверью во двор, сцена, в которой кхмеры бегут от солдат чамов, наступающих плотными рядами;
- в северо-восточном угловом павильоне — еще одна марширующая кхмерская армия;
- в восточной галерее — наземная битва между силами кхмеров и чамов, которых поддерживают слоны: кхмеры, похоже, побеждают.
Внешняя галерея окружает двор, в котором расположены две библиотеки (по одной с каждой стороны восточного входа). Первоначально во дворе было 16 часовен, но впоследствии они были снесены индуистским реставратором Джаяварманом VIII .
Внутренняя галерея: изображения мифологических событий.
[ редактировать ]Внутренняя галерея приподнята над уровнем земли и имеет двойные углы, а первоначальная форма креста, измененная позже, превратилась в квадрат. Его барельефы, более поздние дополнения Джаявармана VIII, резко контрастируют с барельефами внешней части: вместо стандартных сражений и шествий меньшие полотна, предлагаемые внутренней галереей, украшены по большей части сценами из индуистской мифологии . Некоторые из изображенных фигур — Шива , Вишну и Брахма , члены тримурти или тройственного божества индуизма , апсары или небесные танцоры, Равана и Гаруда . [ 17 ] Однако нет уверенности в том, что изображено на некоторых панелях, или в их отношениях друг с другом. Например , в одной галерее, расположенной к северу от восточной гопуры , показаны две связанные между собой сцены, которые объясняются как освобождением богини изнутри горы или как акт иконоборчества, совершенный захватчиками Чам. [ 18 ] Другая серия панелей показывает, как король сражается с гигантским змеем голыми руками, затем его руки осматривают женщины и, наконец, больной лежит в постели; эти изображения были связаны с легендой о прокаженном короле, который заразился проказой от яда змеи, с которой он сражался. [ 19 ] Менее малоизвестны изображения строительства храма Вишнуитов (к югу от западной гопуры ) и пахтанья Молочного моря (к северу от западной гопуры).

Верхняя терраса: 200 лиц Локешвары.
[ редактировать ]Внутреннюю галерею почти полностью занимает верхняя терраса, вновь поднятая на уровень выше. Нехватка места между внутренней галереей и верхней террасой привела ученых к выводу, что верхняя терраса не фигурировала в первоначальном плане храма, но была добавлена вскоре после этого после изменения дизайна. Считается, что первоначально Байон был спроектирован как одноуровневая структура, похожая в этом отношении на примерно одновременные фундаменты в Та Проме и Бантеай Кдей . [ 20 ]
На верхней террасе расположены знаменитые «лицевые башни» Байона, каждая из которых поддерживает два, три или (чаще всего) четыре гигантских улыбающихся лица. Помимо основной массы центральной башни, башни меньшего размера расположены вдоль внутренней галереи (по углам и входам), а также в часовнях на верхней террасе. «Куда бы ни шел человек, — пишет Морис Глейз , — лица Локешвары следуют за ним и доминируют своим множественным присутствием». [ 21 ]
Попытки придать какое-то значение количеству башен и граней натолкнулись на то обстоятельство, что эти числа не оставались постоянными с течением времени, поскольку башни добавлялись в процессе строительства и терялись из-за истощения. Когда-то в храме было 49 таких башен; сейчас осталось только 37. [ 3 ] Число лиц около 200, но, поскольку некоторые из них сохранились лишь частично, точный подсчет невозможен.
Центральная башня и святилище
[ редактировать ]Как и внутренняя галерея, центральная башня изначально имела крестообразную форму, но позже была дополнена и сделана круглой. Он возвышается над землей на 43 метра. На момент основания храма главным религиозным изображением была статуя Будды высотой 3,6 м, расположенная в святилище в центре центральной башни. Статуя изображала Будду, сидящего в медитации, защищенного от непогоды расширяющимся капюшоном змеиного короля Мукалинды . Во время правления индуистского монарха-реставратора Джаявармана VIII ( кхмер : ព្រះបាទជ័យវរ្ម័នទី ៨ ) фигура была вынесена из святилища и разбита на куски. После того, как в 1933 году его извлекли со дна колодца, он был снова собран и теперь выставлен в небольшом павильоне в Ангкоре . [ 22 ]
Галерея
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Индосфера
- Великая Индия
- Индуизм в Юго-Восточной Азии
- Буддизм в Юго-Восточной Азии
- Список индуистских храмов
- Список буддийских храмов
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хайэм, К., 2001, Цивилизация Ангкора, Лондон: Вайденфельд и Николсон, ISBN 9781842125847 , стр.121
- ^ Хайэм, К., 2014, Ранняя материковая Юго-Восточная Азия, Бангкок: River Books Co., Ltd., стр. 378-382. ISBN 9786167339443
- ^ Перейти обратно: а б Фримен и Жак, стр.78.
- ^ Симпозиум Байона
- ^ Эмонье, Этьен (1880). Экскурсии и разведка (на французском языке). Сайгон. п. 185.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с Глейз, стр.87.
- ^ Коэдес, Джордж (1968). Уолтер Ф. Велла (ред.). Индианизированные государства Юго-Восточной Азии . пер. Сьюзен Браун Коуинг. Издательство Гавайского университета. стр. 173–175. ISBN 978-0-8248-0368-1 .
- ^ Коедес, стр.137.
- ^ Коэдес, стр.147.
- ^ Глейз, стр.85.
- ^ См. Глейз, стр. 90 и далее. и Роведо, стр. 134 и далее, для подробных описаний барельефов.
- ^ Фриман и Жак, стр.85-86. Кхмеры изображаются с короткими волосами и длинными мочками ушей, носящими набедренные повязки и ничего больше. Китайцев можно узнать по бородам, узлам на волосах и узорчатым туникам.
- ^ Коэдес, Джордж (1968). Уолтер Ф. Велла (ред.). Индианизированные государства Юго-Восточной Азии . пер. Сьюзен Браун Коуинг. Издательство Гавайского университета. стр. 169–170. ISBN 978-0-8248-0368-1 .
- ^ Фриман и Жак, стр.85-87. Чамов можно узнать по туникам, изогнутым щитам и характерным головным уборам в виде короны и шарфа. Было высказано предположение, что эта сцена представляет собой нападение чамского флота на столицу кхмеров в 1177 году. Возможно, правильнее было бы сказать, что эта сцена изображает последующее морское сражение, из которого силы Джаявармана VII вышли победителями.
- ^ Фриман и Жак, стр.91-92. Предметом здесь может быть восстание, произошедшее, как документально подтверждено, в 1182 году.
- ^ Глейз, стр.92. В отличие от большинства барельефов, этот сопровождается надписью, хотя и не особо полезной. Там сказано: «Олень — его пища».
- ^ Глейз, стр.94 и далее.
- ^ Глейз, стр.98; Роведо, стр. 148-149 (оба предпочитают первую интерпретацию).
- ^ Фриман и Жак, стр.101; Роведо, стр.149-150 (предполагается, что змея является символом самой болезни).
- ^ Коэдес, стр.127.
- ^ Глейз, стр.89.
- ^ Фриман и Жак, стр.83; Глейз, стр.87.
Библиография
[ редактировать ]- Альбанезе, Марилия (2006). Сокровища Ангкора (в мягкой обложке). Верчелли: Издательство «Белая звезда». ISBN 88-544-0117-Х .
- Коэдес, Джордж. Чтобы лучше понять Ангкор (Ханой: Imprimerie D'Extrême-Orient, 1943), особенно. Глава 6, «Тайна Байона», стр. 119–148.
- Фриман, Майкл и Жак, Клод. Древний Ангкор . River Books, 1999, стр. 78 и далее. ISBN 0-8348-0426-3 .
- Глейз, Морис. Памятники группы Ангкор . Переведено на английский с французского, отредактировано в 1993 году и опубликовано на сайте theangkorguide.com . (Ссылка приведет вас прямо к разделу этой работы, посвященному Ангкор Тому и Байону.)
- Джессап, Хелен Иббитсон; Брукофф, Барри (2011). Храмы Камбоджи - Сердце Ангкора (в твердом переплете). Бангкок: River Books. ISBN 978-616-7339-10-8 .
- Роведо, Витторио. Кхмерская мифология: Тайны Ангкора (Нью-Йорк: Weatherhill, 1998), стр. 131 и далее.
- Генеральный план JSA Bayon. Архивировано 7 декабря 2004 г. на Wayback Machine, доступ осуществлен 17 мая 2005 г.
- Симпозиумы JSA Bayon , по состоянию на 17 мая 2005 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]