Колдовство на Филиппинах
Портал Филиппин |
Колдовство ( филиппинский : Ang pangkukulam ) присутствовало на Филиппинах еще до испанской колонизации и связано с местными филиппинскими народными религиями . Его практика включает в себя черную магию , в частности, злонамеренное использование симпатической магии . [ 1 ] Сегодня практика сосредоточена в Сикихоре , Себу , Давао , Талалоре , Западном Самаре и Сорсогоне страны многие целители , где проживают . Колдовство также существует во многих внутренних районах, особенно в Самаре и Лейте ; однако колдовство известно и встречается в любой точке страны. [ нужна ссылка ]
Говорят, что на Филиппинах ведьмы используют черную магию и связанные с ней методы, в зависимости от этнической группы, с которой они связаны. Колдовство на Филиппинах полностью отличается от современных западных представлений о «ведьме», поскольку каждая этническая группа имеет свое собственное определение и обычаи, приписываемые ведьмам. На Филиппинах ведьмы в традиционном, незападном понимании — это злонамеренные силы, которых можно разыскивать для наложения проклятий на других, хотя в некоторых случаях они также могут восстановить справедливость, когда несправедливость происходит посредством проклятий. Проклятия и другие махинации ведьм могут снять филиппинские шаманы, связанные с коренными филиппинскими народными религиями. Когда шаманы были демонизированы колонизаторами и последователями колониальных религий, большинство шаманов были заменены традиционными целителями под влиянием христианской или исламской веры. [ 1 ]
Терминология
[ редактировать ]У каждой этнической группы на Филиппинах есть свои термины для ведьм. Некоторые из них заключаются в следующем: [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
- Тагальский: мангкукулам , волшебник
- Варай: асван , полет , ходьба , странствие.
- Висайские острова: асванг , мамбабаранг.
Практика колдовства среди филиппинских этнических групп также имеет уникальные особенности. Некоторые из них следующие: [ 5 ] [ 6 ]
- Илокано: танем , тамай
- Тагальский: кулам , гавая
- Висаян: товар , ящерица , лага , хаплит , пактол , ньяу
- Моро: задница
Черная магия
[ редактировать ]Считается, что филиппинские ведьмы обладают способностями, которые тайно причиняют вред другим людям. Целители-колдуны, практикующие этот вид колдовства, обычно оправдывают его формой уголовного наказания, поскольку широко распространено мнение, что черная магия не действует на невиновных людей. Их объектами обычно становятся «нарушители», такие как воры, прелюбодейные супруги или захватчики земель . Есть также «настоящие» колдуны, которые, как говорят, обладают наследственными колдовскими способностями. В отличие от целителей, они не задумываются о справедливости своих действий. Колдунов последнего типа часто путают со злыми сверхъестественными существами, способными принимать человеческий вид, такими как асванг и манананггал . [ 7 ] [ 8 ] [ 1 ]
Одним из наиболее распространенных видов черной магии является злонамеренное использование симпатической магии . Это известно под разными именами, такими как кулам , гавай (тагальский); баранг , хивит , лага (висайский); танем , тамай (Илокано); и пантак ( Моро ). Несмотря на различия в терминологии, методы практически идентичны на Филиппинских островах (да и во всей Юго-Восточной Азии). В этом типе колдовства используются жуки , чучела , куклы , кипящий котел или какой-либо другой тип изображения целевой жертвы. [ а ] Обычно они «связаны» путем включения телесных выделений, таких как обрезки волос или ногтей. Они активируются песнопениями, заклинаниями или символами (иногда связанными с христианскими или мусульманскими ритуалами). Затем колдун либо наносит вред чучелу, причиняя жертве соответствующий вред, либо физически «посылает» предметы в тело жертвы (от насекомых, камней до булавок). [ 9 ] [ 1 ] [ 10 ] В некоторых случаях ингредиенты ритуала сами определяют эффект. Например, считается, что добавление морской воды в кипящую кастрюлю, «связанную» с жертвой, приводит к тому, что живот жертвы раздувается и болит во время приливов и отливов . [ 11 ] Этот тип колдовства был задокументирован еще в 17 веке Франсиско Комбесом . [ 9 ] [ 1 ]
Другие злонамеренные силы более прямолинейны. К ним относятся способность мгновенно убить другого человека с помощью магических заклинаний, способность накладывать проклятия или сглаз , способность «похищать» душу человека или способность насылать злых духов или знакомых животных , чтобы овладеть жертвой или нанести ей вред. [ 7 ] [ 1 ]
Некоторые из этих якобы колдовских способностей можно объяснить использованием ядов ( хило или ласон ) и ловкостью рук . Однако в большинстве случаев обвинения в этом типе черной магии часто основаны на паранойе , моральной панике или массовой истерии против нелюбимых или вызывающих недоверие членов сообщества, подобно европейской охоте на ведьм . Люди, обвиняемые в черной магии, часто подвергались остракизму, а во многих случаях и насилию. Это было особенно актуально в испанский колониальный период, когда в середине XIX века филиппинский священник приказал убить 57 человек, которые, как он подозревал, были колдунами, наложившими злые чары на его больную мать. [ 1 ]
Колдовские «атаки» чаще всего лечатся сумбаликами (контрзаклинаниями или противоядиями), которые сами по себе являются формой колдовства и обычно не требуют взаимодействия с духами. Они якобы отражают действие проклятия и возвращают его заклинателю. В крайнем случае сумбалик может убить заклинателя. Другие ритуалы исцеления против колдовства не причиняют вреда заклинателю, а вместо этого предположительно вызывают у него жалость и, таким образом, снимают проклятие. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 10 ]
Методы
[ редактировать ]Кулам использует жуков , чучела , куклы , кипящий котел или какой-либо другой тип изображения целевой жертвы. Обычно они «связаны» путем включения телесных выделений, таких как обрезки волос или ногтей. Они активируются песнопениями, заклинаниями или символами (иногда связанными с христианскими или мусульманскими ритуалами). Затем колдун либо наносит вред чучелу, причиняя жертве соответствующий вред, либо физически «посылает» предметы в тело жертвы (от насекомых, камней до булавок). [ 9 ] [ 1 ] [ 10 ] Земля (почва), огонь, травы, специи, свечи, масла, кухонная утварь и утварь часто используются для ритуалов, чар, заклинаний и зелий. [ нужна ссылка ] В некоторых случаях ингредиенты ритуала сами определяют эффект. Например, считается, что добавление морской воды в кипящую кастрюлю, «связанную» с жертвой, приводит к тому, что живот жертвы раздувается и болит во время приливов и отливов . [ 11 ] Этот тип колдовства был задокументирован еще в 17 веке Франсиско Комбесом . [ 9 ] [ 1 ] Баранг (термин баранг относится к типу жуков на висайском языке) обычно использует рой разрушительных насекомых, особенно плотоядных жуков. Другими методами являются усик (острая магия или вызывание болезней с помощью мелких насекомых), хило и ласон (магия ядов), пактол (кукольная магия с использованием черепов или изображений жертвы), лага (кипящая магия, лага иногда пишется как ла-га). или ла-ага означает заваривать или варить [в кастрюле] [ 14 ] ) и пощечина (магия морских существ). [ 15 ] [ 10 ] Другие злонамеренные силы более прямолинейны. К ним относятся способность мгновенно убить другого человека с помощью магических заклинаний, способность накладывать проклятия или сглаз , способность «похищать» душу человека или способность насылать злых духов или знакомых животных , чтобы овладеть жертвой или нанести ей вред. [ 7 ] [ 1 ]
Практикующие
[ редактировать ]В филиппинских этнических группах колдуны носят разные имена. Большинство этих имен имеют негативный оттенок и поэтому в английских источниках также переводятся как « ведьма » или « ведьма ». Эти ведьмы на самом деле включают в себя множество разных людей с разными профессиями и культурными коннотациями, которые зависят от этнической группы, с которой они связаны. Они полностью отличаются от западного представления о том, что такое ведьма. К ним относятся Бикол : Паракарав ; Илокано : манагтанем , манагинулод , [ 16 ] запах ; Иватан : мамкау , побеждай ; Возможность : резать (или резать ); Английский : плантатор , сеятель ; Английский : колдовство , создатель , [ 17 ] май-галинг , доспех (или панцирь ); Висаян : бег , дунганон , далонгдонган , бусалиан , мамбабаранг (или мамамаранг , мамаларанг , баранган ), усикан (или осикан ), пактолан , сигбинан , манухивит , мамумуяг , манг-аавог (или манг-аавуг , манг-ааг ), Хилигайнон : куриный свисток . Другими терминами являются испанские brujo и bruja (мужская и женская формы слова «ведьма»; филиппинизированные как bruho и bruha ).
Призрак
[ редактировать ]Асванги . , вампироподобные сверхъестественные существа, иногда считаются разновидностью ведьм, поскольку они могут начать как обычный человек Они обладают сильными способностями к колдовству (особенно к изменению формы ), которые им необходимо поддерживать, питаясь людьми. Их еще называют онго , каскас , балбал , ваквак , манананггал , кикик и т. д., в зависимости от формы, которую они принимают, или метода нападения, который они предпочитают. Принято считать, что асванг не может родиться от нормальных родителей. Им либо нужен родитель- асванг , либо они получают проклятие посредством переноса, называемого салаб . В зависимости от местных верований, это может означать, что асванг просто смотрит на жертву, загрязняет пищу жертвы выделениями или напрямую передает свои силы через прикосновение на смертном одре. [ 15 ]
ведьма
[ редактировать ]Мангкукулам можно считать филиппинской ведьмой, что буквально означает «практикующая кулам ». Проклятие называется сумпа (/соом-ПА/), что также можно перевести как «клятва» или «клятва» и «проклятие». Мангкукулам может использовать куклу вуду и иглу , чтобы накладывать заклинания на людей, которым они хотят отомстить, но в основном используют природную магию и суеверия, подобные арбуларио или знахарю. Обеих можно считать ведьмами, но главное отличие в том, что арбуларио – это скорее врач, лечащий людей, а мангкукулам – злобный человек, который обманывает и проклинает других. [ нужна ссылка ] Основными методами, используемыми мангкукуламом , являются ритуалы зажжения свечей, гадание или тавас, чтение заклинаний и приготовление зелий. Целители-колдуны, практикующие кулам, обычно оправдывают его формой уголовного наказания, поскольку широко распространено мнение, что черная магия не действует на невиновных людей. Их объектами обычно становятся «нарушители», такие как воры, прелюбодейные супруги или захватчики земель . Есть также «настоящие» колдуны, которые, как говорят, обладают наследственными колдовскими способностями. В отличие от целителей, они не задумываются о справедливости своих действий. Колдунов последнего типа часто путают со злыми сверхъестественными существами, способными принимать человеческий вид, такими как асванг и манананггал . [ 7 ] [ 8 ] [ 1 ] Современная популярная культура также изображает мангкукулам либо с помощью фотографий, либо как эквивалент куклы Вуду . Современная популярная культура также изображает мангкукулама в основном употребляющим только любовные зелья и злонамеренные проклятия, но более экстремальные изображения утверждают, что они могут вызывать призраков, чтобы преследовать кукол, воскрешать мертвых (или, по крайней мере, контролировать мертвые тела) и другие вещи, связанные с некромантией. [ нужна ссылка ]
Мамбабаранг
[ редактировать ]Мамбабаранг — это бисайская версия колдуна/волшебницы, которая использует насекомых и духов, чтобы проникнуть в тело любого человека, которого они ненавидят. [ 18 ] Мамбабаранги — обычные люди, владеющие черной магией, которые пытают, а затем убивают своих жертв, заражая их тела насекомыми. Они отличаются от мангкукуламов – последние причиняют только боль или болезнь. Мамбабаранги используют прядь волос выбранной жертвы и привязывают ее к жукам или червям, которых они будут использовать в качестве среды. Когда клопа укалывают, жертва сразу же испытывает желаемый эффект. Название происходит от слова баранг . В легендах мамбабаранг держит свой рой хищных жуков в бутылке или на куске бамбука , заботливо кормя их корнем имбиря . Когда практикующий решает применить свое темное искусство, он выполняет молитвенный ритуал, во время которого шепчет инструкции и идентифицирует жертву жукам. Затем разрушительные насекомые выпускаются на свободу и начинают искать жертву и проникать в тело через любые отверстия тела: нос, рот, уши, анус или кожные повреждения, такие как открытые язвы/раны. Затем жертва почувствует последствия вторжения насекомых в проявлениях в зависимости от места проникновения; геморрой, если через задний проход, боль в ушах , если через уши и другие подобные случаи. Возникающая в результате болезнь предположительно устойчива к обычному медицинскому лечению и раскрывает свою истинную природу только тогда, когда жертва умирает, а из полостей тела появляются летающие насекомые. На самом деле вполне возможно, что плотоядный жук мог отложить яйца в кого-то, кого он убил, и яйца затем вылупились бы после смерти. [ нужна ссылка ]
напрасно тратить
[ редактировать ]Усикан буяг , также известный как Буяган , — это разновидность висайского колдуна, способного причинять вред словами ( ) . Они могут поражать не только людей, но и растения, животных и неодушевленные предметы. Они причиняют вред, делая комплименты кому-либо или чему-либо, невольно или со злым умыслом. Чтобы защититься от этого, люди тщательно избегают принимать комплименты от незнакомцев и могут произнести фразу « pwera buyag » (от испанского fuera buyag ) сразу после того, как сделали комплимент или получили его. Различные поверья утверждают, что усиканов можно узнать по темному языку или по тому, что они родились с зубами. В отличие от других типов «ведьм», сила Усикан является врожденной, а не приобретается по собственному выбору. Они также не являются изначально злонамеренными, и в большинстве случаев считается, что они не осознают, что обладают этой силой. [ 15 ]
Средства правовой защиты
[ редактировать ]Типичное убеждение куламов заключается в том, что проклятия можно смягчить, если найти заклинателя и подкупить его или ее, чтобы тот снял проклятие. Суеверные люди до сих пор приписывают кулам определенные болезни или заболевания . Чаще всего это происходит в сельской местности, где врач-травник по имени Альбуларио ставит жертве диагноз, используя метод гадания , называемый Пагтатавас , и помогает жертве вылечить свою болезнь. Суеверные определенные болезни люди до сих пор приписывают барангу . Чаще всего это происходит в провинциях, где врач-травник, альбуларио или знахарь, мананамбал или сорхуана (женщина)/ соруано подобные заболевания лечит (мужчина). В некоторых сельских провинциальных районах люди полностью полагаются на альбулярио и мананамбалом лечение . В большинстве случаев целитель является еще и колдуном. Чтобы вылечить или противодействовать колдовским болезням, целители должны сами знать колдовство. [ 11 ] Эта связь наиболее очевидна на острове Сикихор , где до сих пор распространены целители-колдуны. [ 8 ] [ 19 ] [ 12 ] Мананамбал специализируются на противодействии барангу . Как духовные медиумы и прорицатели, филиппинские шаманы известны тем, что противостоят и предотвращают проклятия и силы ведьм, особенно с помощью специальных предметов и песнопений. [ 10 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]
Колдовские «атаки» чаще всего лечатся сумбаликами (контрзаклинаниями или противоядиями), которые сами по себе являются формой колдовства и обычно не требуют взаимодействия с духами. Они якобы отражают действие проклятия и возвращают его заклинателю. В крайнем случае сумбалик может убить заклинателя. Другие ритуалы исцеления против колдовства не причиняют вреда заклинателю, а вместо этого предположительно вызывают у него жалость и, таким образом, снимают проклятие. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 10 ] Болезни, которые, как полагают, вызваны колдовством, лечатся контрзаклинаниями, простыми противоядиями и физическим исцелением. [ 7 ] Более темные формы лечения кулама включают в себя избиение Альбулариоса заколдованного человека Бунтот Паги (Хвостом ската), пока пострадавший не будет вынужден раскрыть имя ведьмы и противостоять ему или ей. Это делается из убеждения, что пострадала ведьма, а не заколдованный. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Азиатское колдовство
- Филиппинские шаманы
- Габа или рынок, кебуанская концепция негативной кармы.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Тан, Майкл Л. (2008). Возвращаясь к моде, пасме, колдовству . Издательство Филиппинского университета. ISBN 9789715425704 .
- ^ Народные обычаи и верования в Лейте и Самаре, Ричард Аренс, Публикации Университета Божественного Слова, 1982
- ^ Обычаи тагалогов, Хуан де Пласенсис, 1589 г.
- ^ Энциклопедия филиппинских народных верований и обычаев, Ф. Р. Деметрио, Университет Ксавьера, 1991 г.
- ^ Энциклопедия филиппинских народных верований и обычаев, Ф. Р. Деметрио, Университет Ксавьера, 1991 г.
- ^ Маскуньяна, Роландо В.; Маскуньяна, Эвелин Ф. (2004), Народные целители-колдуны Сикихора , REX Book Store, Inc., стр. 72, ISBN 971-23-3543-7
- ^ Перейти обратно: а б с д и Буэнконсехо, Хосе С. (2002). Пост, Дженнифер С. (ред.). Песни и дары на границе: личность и обмен в ритуале владения манобо Агусан, Филиппины . Текущие исследования в этномузыкологии: выдающиеся диссертации, том 4. Routledge. ISBN 9780415941242 .
- ^ Перейти обратно: а б с Маккленон, Джеймс (1985). «Остров колдунов» . Судьба . 38 (9): 37–41. Архивировано из оригинала 17 сентября 2019 года . Проверено 20 мая 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Маккой, Альфред (1982). «Байлан: анимистическая религия и филиппинская крестьянская идеология» . Филиппинский ежеквартальный журнал культуры и общества . 10 (3): 141–194.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Филиппинское колдовство 101: 6 методов и как им противостоять» . 5 сентября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гаабукаян, Самуэль (1971). «Знахари Агусана на Минданао, Филиппины». Азиатское фольклористика . 30 (1): 39–54. дои : 10.2307/1177763 . JSTOR 1177763 . S2CID 153002277 .
- ^ Перейти обратно: а б с Томада, Натали М. (3 октября 2010 г.). «Мистический Сикихор» . ФилСтар Глобал . Проверено 15 июля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Де Гузман, Дэниел (27 сентября 2017 г.). «Многоликие филиппинские народные целители» . Проект Асванг . Проверено 14 июля 2018 г.
- ^ (МакКленон, 1985 г.)
- ^ Перейти обратно: а б с Либан, Ричард Уоррен (1977). Кебуанское колдовство: вредоносная магия на Филиппинах . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520034204 .
- ^ Анима, Нид (1978), Колдовство в филиппинском стиле , Omar Publications, стр. 16
- ^ "Тагальско-английский словарь Лео Джеймса Инглиша, Конгрегация Святейшего Искупителя, Манила, распространяется Национальным книжным магазином, 1583 страницы, ISBN 971-91055-0-Х
- ^ Мамбабаранг и Мангкукулам (PDF) , получено 20 декабря 2017 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Хаас, Бенджамин (30 октября 2011 г.). «Ведьмы в филиппинской провинции Сикихор — старая шляпа» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 14 июля 2018 г.
- ^ Рок, Адам Дж.; Криппнер, Стэнли (14 октября 2011 г.). Демистификация шаманов и их мира: междисциплинарное исследование . Эндрюс ЮК Лимитед. ISBN 978-1-84540-333-1 .
- ^ Феган, Брайан (1983). «НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ОБ АЛЬФРЕДЕ МАККОЕ, «БАЙЛАН: АНИМИСТСКАЯ РЕЛИГИЯ И ФИЛИППИНСКАЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ» ». Филиппинский ежеквартальный журнал культуры и общества . 11 (2/3): 212–216. JSTOR 29791795 .
- ^ Мифы Филиппин; Гаверза, Дж. К., 2014 г., Филиппинский университет в Дилимане.
- Тони Перес, новый волшебник
- Иллинойс (1917 г.). Университет Иллинойса изучает язык и литературу . Оригинал из Публичной библиотеки Нью-Йорка: Университет Иллинойса. п. 41.
- Регина Сиели Эстрада (Художественный магазин Регины Сиели) Brujeria Pilipinas Заклинания и ритуалы для дополнительного исцеления
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Нил Круз (31 октября 2008 г.) «Как я это вижу: Филиппинские мифологические монстры». Филиппинский Daily Inquirer.