Североамериканский FJ-2/-3 Ярость
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( февраль 2011 г. ) |
FJ-2 / FJ-3 Ярость | |
---|---|
![]() | |
FJ-3M из VF-121 кардиостимуляторов в 1957 году. | |
Роль | Истребительная авиация |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Североамериканская авиация |
Первый полет | 27 декабря 1951 г. |
Введение | 1954 |
Ушедший на пенсию | Сентябрь 1962 г. |
Основные пользователи | ВМС США Корпус морской пехоты США |
Количество построенных | 741 |
Разработано на основе | Североамериканский F-86 Sabre |
Развитый в | Североамериканский FJ-4 Ярость |
North American FJ-2 и FJ-3 Fury — серия стреловидных палубных истребителей для ВМС США и Корпуса морской пехоты . FJ-2 возник в результате попытки использовать в качестве военно-морского флота североамериканский F-86 Sabre, находившийся на вооружении ВВС США . Эти самолеты имеют складные крылья и более длинную носовую посадочную стойку, предназначенную для увеличения угла атаки при запуске и размещения более длинного олео для поглощения ударов при жесткой посадке на палубу авианосца.
Несмотря на то, что FJ-2/-3 имел общее обозначение ВМС США со своим далеким предшественником, прямокрылым North American FJ-1 Fury , FJ-2/-3 был совершенно другим самолетом (более поздний FJ-4 снова представлял собой полную структурную модернизацию FJ-4). 3). FJ-2 был одним из самолетов, использовавшихся для испытаний первой паровой катапульты на авианосце ВМС США. [ 1 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]ФДЖ-2
[ редактировать ]К 1951 году существующие истребители ВМФ с прямым крылом уступали по характеристикам крылом советским МиГ-15 со стреловидным , участвовавшим тогда в Корейской войне ; истребители со стреловидным крылом, находящиеся в разработке ВМФ, такие как Vought F7U Cutlass и Grumman F9F Cougar , еще не были готовы к развертыванию.
В качестве временной меры Бюро аэронавтики ВМФ заказало прямую разработку североамериканского F-86E Sabre со стреловидным крылом под названием FJ-2. Поскольку F-86 не проектировался как авианосец, это было сопряжено с некоторым риском, но пилоты ВМФ заметили, что F-86A на самом деле имел более низкую посадочную скорость, чем Grumman F9F Panther . Во время квалификационных испытаний авианосца ВМС проинформировали Grumman, что, если скорость сваливания F9F-5 не снизится на 12 миль в час (19 км/ч), он будет выведен из эксплуатации авианосца в то же время, когда FJ-2 уже дебютировал на вооружении. эскадры ВМФ. [ 2 ] Главный инженер компании North American в то время заявил, что Sabre со стреловидным крылом имел характеристики управляемости и сваливания на низких скоростях, сравнимые с лучшими самолетами с прямым крылом. [ 3 ] Срочность программы была такова, что до того, как прототипы взлетели, было заказано 300 (позже сокращено до 200) истребителей FJ-2.

Первый полетевший прототип на самом деле был третьим заказанным самолетом: получивший обозначение XFJ-2B и первый полет 27 декабря 1951 года, он отличался от стандартного F-86E-10 только вооружением, имея четыре 20-мм (0,8 дюйма) Colt Mk 12. пушки вместо шести пулеметов Colt-Browning M3 калибра .50 дюйма (12,7 мм) Sabre. Второй и третий летавшие самолеты получили обозначение XFJ-2 и не имели вооружения, но были модифицированы для использования в качестве авианосца. У них были тормозные крюки и более длинные опоры носового колеса для увеличения угла атаки при взлете и посадке, а также катапульты. В августе 1952 года испытания авианосца были проведены на авианосце USS Midway , за которыми последовали квалификационные испытания авианосца на USS Coral Sea в октябре – декабре 1952 года. Результаты были менее чем удовлетворительными: управляемость на малых скоростях была плохой, а тормозной крюк и опора носового шасси не работали. достаточно сильный.

Первый серийный самолет поднялся в воздух 22 ноября 1952 года. Этот FJ-2 включал в себя дальнейшие модификации для авианосных операций: колея основных стоек шасси была расширена на восемь дюймов, внешние панели крыла сложились вверх, а лобовое стекло было модифицировано, чтобы дать пилоту возможность лучший обзор во время подхода. FJ-2 также отличался цельноповоротным «летающим хвостом» без двугранника. [ 4 ] Из-за проблем, возникших при запусках с паровыми катапультами, ряд FJ-2 позже получил более прочную стойку носового колеса. Внешне FJ-2 было трудно отличить от F-86, если не считать темно-синей окраски и дульных срез 20-мм (0,8 дюйма) пушек. Двигатель был General Electric J47-GE-2 , морская версия J47-GE-27, используемая в F-86F. Морские модификации FJ-2 имели увеличенный вес примерно на 1100 фунтов (500 кг) по сравнению с F-86F, но не смогли создать полностью палубный истребитель. Уже было принято решение передать его наземным эскадрильям Корпуса морской пехоты США.
Строительство было замедлено из-за спроса на F-86 в Корее; FJ-2 не производился в больших количествах до тех пор, пока конфликт не завершился. К концу 1953 года было поставлено только семь самолетов, а первый самолет Корпуса морской пехоты США был доставлен в эскадрилью VMF-122 только в январе 1954 года . Военно-морской флот предпочел более легкий F9F Cougar из-за его превосходных характеристик на малой скорости для авианосных операций, и 200 построенных моделей FJ-2 были доставлены морской пехоте. Морские пехотинцы совершили несколько рейсов на борту авианосцев и пытались решить проблемы с управлением авианосцами этого типа, но FJ-2 никогда не был по-настоящему удовлетворительным. В 1956 году FJ-2 уже исчез с фронтовой службы, а в 1957 году его сняли с вооружения резервных частей. [ 5 ]
ФДЖ-3
[ редактировать ]

Даже когда разработка FJ-2 продолжалась, планировалась разработка версии с двигателем Wright J65 , лицензионной версией британского турбореактивного двигателя Armstrong Siddeley Sapphire . Sapphire обещал обеспечить на 28% большую тягу, чем J47, при небольшом увеличении веса. Новая версия получила обозначение FJ-3, а в марте 1952 года был размещен заказ на 389 самолетов. [ нужна ссылка ]
Для испытаний нового двигателя был модифицирован единственный FJ-2, BuNo 131931, но первый серийный FJ-3 поднялся в воздух 3 июля 1953 года. [ 6 ] Единственным внешне видимым изменением, которое потребовал новый двигатель, был более глубокий воздухозаборник для обеспечения большего массового расхода. Ранние FJ-3 имели такое же крыло, как и FJ-2, но с 1955 года FJ-3 строился с так называемым крылом «6-3» с передней кромкой, удлиненной на 6 дюймов (150 мм) на корень и 3 дюйма (76 мм) на кончике. Эта модификация, впервые представленная на F-86F, повысила маневренность за счет небольшого увеличения посадочной скорости за счет удаления предкрылков передней кромки. Версия, представленная на FJ-3, отличалась от версии, установленной на F-86F, поскольку на нижней части передней кромки был применен развал для улучшения управляемости на малых скоростях. На FJ-3 новые передние кромки крыла также содержали дополнительный запас топлива. Начиная с 345-го самолета, крылья были снабжены четырьмя станциями для внешних нагрузок: до 1000 фунтов (450 кг) на внутренних станциях и до 500 фунтов (230 кг) на внешних станциях. [ нужна ссылка ]
Поставки начались в сентябре 1954 года, а FJ-3 поступил в состав флота в мае 1955 года. FJ-3 был первым истребителем, приземлившимся на борт нового суперавианосца USS Forrestal в 1956 году. Возникли проблемы с двигателем J65, в том числе отказы в его смазке. системы при ускорении старта или при маневрах, а также при отказе лопаток турбины. Тем не менее, ВМС были более удовлетворены FJ-3, чем FJ-2, и в марте 1954 года заказали еще 149 самолетов. Благодаря более мощному двигателю FJ-3 превосходил большинство моделей F-86, за исключением F-86H. Всего было построено 538 FJ-3. Из них 194 были модифицированы в FJ-3M с возможностью нести AIM-9 Sidewinder ракеты класса «воздух-воздух» . Некоторые FJ-3 позже были модифицированы для управления ракетами Regulus (KDU-1) и дронами-мишенями Grumman F9F-6K Cougar . В 1956 году ВМС оборудовали все свои FJ-3 оборудованием для дозаправки в воздухе , причем длинный зонд был установлен под левым крылом. [ 7 ]
Варианты
[ редактировать ]
- XFJ-2
- Испытательный и оценочный самолет; построено три.
- FJ-2 Ярость
- Одноместный истребитель-бомбардировщик, оснащенный складными крыльями; оснащен одним турбореактивным двигателем General Electric J47-GE-2 ; 200 построено.
- FJ-3 Fury (после 1962 г. F-1C)
- Одноместный истребитель-бомбардировщик, оснащенный более мощным турбореактивным двигателем Wright J65-W-2 мощностью 7800 фунтов силы (34 696,13 Н) или J65-W-4 мощностью 7650 фунтов силы (34 028,90 Н); построено 538 штук.
- FJ-3M Fury (после 1962 г. MF-1C)
- Усовершенствованная версия FJ-3 с возможностью нести AIM-9 Sidewinder ракеты класса «воздух-воздух» ; 194 FJ-3 переоборудованы под этот стандарт.
- FJ-3D (после 1962 г. DF-1C)
- переоборудование в самолет управления ракетами ССМ-Н-8 «Регулус» и дронами-мишенями КДУ.
- FJ-3D2 (после 1962 г. DF-1D)
- переоборудование самолетов управления для дронов-мишеней Grumman F9F-6K Cougar .
Операторы
[ редактировать ]Самолет на выставке
[ редактировать ]- ФДЖ-2
- BuNo 132023 — Национальный музей военно-морской авиации , NAS Пенсакола , Флорида . [ 8 ]
- BuNo 132057 — Музей USS Hornet , Аламеда, Калифорния . [ 9 ]
- ФДЖ-3
- BuNo 135841 — Аэродром морской пехоты Бофорт , Южная Каролина . [ 10 ]
- BuNo 135867 — Музей авиации «Самолеты славы» в Чино, Калифорния . [ 11 ] [ 12 ]
- BuNo 135868 – Музей моря, авиации и космонавтики «Бесстрашный» в Нью-Йорке, Нью-Йорк . [ 13 ]
- BuNo 135883 — Музей военного корабля США Мидуэй в Сан-Диего, Калифорния . [ 14 ]
- BuNo 136032 - Миддлтон Филд в Эвергрине, Алабама. [ 15 ]
- BuNo 136119 — Музей авиации и космонавтики «Эвергрин» в Макминвилле, штат Орегон . [ 16 ]
- ФДЖ-3М
- BuNo 141393 – Музей авиации Хикори в Хикори, Северная Каролина . [ 17 ]
Технические характеристики (ФДЖ-2)
[ редактировать ]
Данные боевых самолетов с 1945 года. [ 18 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 37 футов 7 дюймов (11,46 м)
- Размах крыльев: 37 футов 1,5 дюйма (11,316 м)
- Высота: 13 футов 7 дюймов (4,14 м)
- Площадь крыла: 288 кв. футов (26,8 м 2 )
- Пустой вес: 11 802 фунта (5 353 кг)
- Максимальный взлетный вес: 18 790 фунтов (8 523 кг)
- Силовая установка: 1 двигатель General Electric J47-GE-2 турбореактивный , тяга 6000 фунтов силы (27 кН).
Производительность
- Максимальная скорость: 675 миль в час (1086 км/ч, 587 узлов) на уровне моря.
- Диапазон: 860 миль (1380 км, 750 миль) в нормальном режиме
- Практический потолок: 46 800 футов (14 300 м)
- Скорость набора высоты: 7230 футов/мин (36,7 м/с).
Вооружение
- Орудия: 4 × 20-мм (0,787 дюйма) пушки Colt Mk 12 с боезапасом 150 выстрелов.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- САС Сабля
- Канадэйр Сэйбер
- Дассо Мистер
- Грумман F-9 Кугар
- Mikoyan-Gurevich MiG-15
- Республика F-84F Тандерстрик
- Супермарин Свифт
Связанные списки
- Список истребителей
- Список военных самолетов США
- Список подразделений Сэйбер и Фьюри в вооруженных силах США
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «ФДЖ-2 Фьюри» . Музей Военно-морской авиации . Фонд Музея морской авиации. 2014. Архивировано из оригинала 16 августа 2017 года . Проверено 23 марта 2015 г.
- ^ Брэдли, Роберт Э. (1 апреля 2010 г.). Convair Advanced Designs: Secret Projects из Сан-Диего, 1923–1962 (английское издание). Нью-Йорк: Специальная пресса. п. 190. ИСБН 978-1580072182 .
- ^ Ханна, Крейг С. (2002). Стремление к превосходству в воздухе: Тактическое авиационное командование во Вьетнаме (1-е изд.). Колледж-Стейшн: Издательство Техасского университета A&M. п. 36. ISBN 978-1-58544-146-4 .
- ^ Баугер, Джозеф Ф. «Североамериканский FJ-2 Fury». JoeBaugher.com , 31 октября 1999 г. Дата обращения: 24 марта 2015 г.
- ^ Бауэрс 1990, с. 385.
- ^ Ангелуччи 1987, с. 350.
- ^ Бауэрс 1990, с. 386.
- ^ "FJ-2 Фьюри/132023." Национальный музей морской авиации. Проверено: 23 января 2020 г.
- ^ «ФДЖ-2 Фьюри» . Музей военного корабля США «Хорнет» . 9 декабря 2015 года . Проверено 25 сентября 2022 г.
- ^ "FJ-3 Fury/135841." aerialvisuals.ca Дата обращения: 8 апреля 2015 г.
- ^ "FJ-3 Fury/135867." Самолеты славы. Проверено: 27 июля 2021 г.
- ^ «Реестр ФАУ: N92321». faa.gov Дата обращения: 27 июля 2021 г.
- ^ "FJ-3 Fury/135868." Архивировано 19 декабря 2016 года в Wayback Machine Музее моря, авиации и космонавтики Intrepid. Проверено: 16 января 2015 г.
- ^ "FJ-3 Fury/135883." Музей военного корабля США «Мидуэй». Проверено: 14 февраля 2018 г.
- ^ "FJ-3 Fury/136032." aerialvisuals.ca Дата обращения: 16 января 2015 г.
- ^ "FJ-3 Fury/136119." aerialvisuals.ca Дата обращения: 4 мая 2023 г.
- ^ "FJ-3 Fury/141393." Архивировано 17 августа 2017 года в Музее авиации Wayback Machine Хикори. Проверено: 16 января 2015 г.
- ^ Уилсон 2000, с. 112.
Библиография
[ редактировать ]- Анджелуччи, Энцо, Американский истребитель: полное руководство по американским истребителям с 1917 года по настоящее время , Нью-Йорк: Orion Books, 1987. ISBN 0-517-56588-9 .
- Эйвери, Норм. Североамериканские самолеты 1934–1998, Том 1 . Санта-Ана, Калифорния: Наркевич // Томпсон, 1998. ISBN 0-913322-05-9 .
- Бауэрс, Питер М. Самолеты ВМС США с 1911 года . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1990, стр. 385–388. ISBN 0-87021-792-5 .
- Боуман, Мартин. Ф-86 Сейбр . Вестпорт, Коннектикут: Airlife, 2004. ISBN 1-84037-411-X .
- Дорр, Роберт Ф. «Ярость: сабля военно-морского флота». Эйр Интернэшнл, январь 1993 г.
- Дорр, Роберт Ф. «Североамериканский FJ Fury». Airplane Monthly, февраль 2006 г.
- Кинзи, Берт. FJ Fury (Детали и масштаб, том 68). Кэроллтон, Техас: Книги сигналов эскадрильи, 2003. ISBN 0-89747-461-9 .
- Тейлор, Джон, WR, изд. Самолеты всего мира Джейн, 1965–1966 гг . Лондон: Все самолеты мира Джейн, 1967. ISBN 0-7106-1377-6 .
- Вагнер, Рэй. Североамериканская сабля . Лондон: Макдональд, 1963. ISBN отсутствует.
- Уилсон, Стюарт. Боевой самолет с 1945 года . Фишвик, АКТ, Австралия: Aerospace Publications Pty Ltd, 2000. ISBN 1-875671-50-1 .
- Уилсон, Стюарт. F-86 Sabre/МиГ-15 Fagot/Hawker Hunter . Фишвик, штат Австралия: Aerospace Publications, 1995. ISBN 1-875671-12-9 .
- Винчестер, Джим, изд. Североамериканский Ф. Дж. Фьюри . Военные самолеты холодной войны (Факты об авиации). Лондон: Grange Books, 2006. ISBN 1-84013-929-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]